Купить мерч «Эха»:

Время Белковского - 2022-01-22

22.01.2022
Время Белковского - 2022-01-22 Скачать

С. Белковский

Доброй субботы, дорогие друзья! Это «Эхо Москвы», программа «Время» — «Время Белковского». С вами в студии Станислав Белковский. Пожалуйста, подписывайтесь на ютьюб- и ютуб-каналы «Эха Москвы», где выходит наша программа, на эксклюзивный telegram-канал «Белковский», названный в мою честь, который наш главный информационный спонсор, и если бы не он, мы бы ничего не знали и не смогли бы вам ничего путного и толком рассказать. Ну и конечно, сотрудничайте с нашей организацией ФСБ. Тем более, что сегодня у нас, как мы и предупреждали неделю назад, спецвыпуск.

Дело в том, что программа идет в записи, поскольку сам я сейчас направился в государство Тувалу, где обсуждается вопрос о назначении вашего покорного слуги первым в истории цифровым послом — в данном случае послом Российской Федерации в Тувалу. И поэтому наш спецвыпуск посвящен не столько оперативным событиям, сколько интеллектуальным достижениям 2021 года или даже нескольких последних лет.

Ну а главная точка, центр интеллектуальных достижений нашей страны и, не побоюсь этого слова, нашей цивилизации — это наша же организация ФСБ. Вот ее интеллектуальным достижениям и посвящен сегодняшний выпуск нашей программы «Время Белковского». А пока что эпиграф — тоже к Эпохе Возвращения, как всё, в общем, что связано с деятельностью организации ФСБ в последние годы. Эдуард Багрицкий, «Баллада о Виттингтоне».

Он мертвым пал. Моей рукой Водила дикая отвага. Ты не заштопаешь иглой Прореху, сделанную шпагой.

Я заплатил свой долг, любовь, Не возмущаясь, не ревнуя, Недаром помню: кровь за кровь И поцелуй за поцелуи.

О, ночь в дожде и в фонарях, Ты дуешь в уши ветром страха, Сначала судьи в париках, А там палач, топор и плаха.

Я трудный затвердил урок В тумане ночи непробудной. На юг, на запад, на восток Мотай меня по волнам, судно.

И дальний берег за кормой, Омытый морем, тает, тает... Там шпага, брошенная мной, В дорожных травах истлевает.

А с берега несется звон, И песня дальняя понятна: «Вернись обратно, Виттингтон, О, Виттингтон, вернись обратно!».

Без компаса и без руля Нас мчало тайными путями, Покуда корпус корабля Не встал, сверкая парусами.

Домой. Прощение дано. И снова сын приходит блудный. Гуди ж на мачтах, полотно, Звени и содрогайся, судно.

А с берега несется звон, И песня близкая понятна: «Уйди отсюда, Виттингтон, О, Виттингтон, вернись обратно!».

Рубрика «Мавзолей» сегодня посвящена не столько событиям недели, поскольку мне пришлось провести эту неделю вне прямого контакта с лентой событий и с их чередой, а психоанализу кремлевских действий. Потому что именно изучение кремлевского коллективного бессознательного и, не побоимся этих терминов, индивидуального бессознательного президента Владимира Владимировича Путина, который есть жизнеобразующий источник и стержень всей миролюбивой российской внешней оборонной политики, а также созидательной внутренней экономической политики — это и есть ключ к ответу на многие вопросы, которые не кажутся очевидными, пока психоаналитические теории и практики не применены. Вернее, психоаналитические теории не применены на практике.

C.Белковский: Казахстанский сценарий в любом случае для Владимира Путина неприемлем

Еще 6 лет назад, в начале 2016 года, ваш покорный слуга опубликовал в издании «Сноб» дилогию под названием «Путин и довольно нервно», в которой определенные психоаналитические изыскания в области путинской политической логики содержались.

Тогда, собственно, уже были сформированы основные политические тренды, которые наиболее ярко проявляют себя в последнее время. В частности, в этих нервических переговорах с Западом, с Соединенными Штатами Америки и Североатлантическим альянсом от так называемых гарантиях безопасности.

Согласитесь, что все эти гарантии безопасности выглядят довольно странно. Вернее, требования гарантий безопасности выглядят довольно странно по отношению к странам и блокам, которым Россия как бы официально и очевидно не доверяет. Спрашивается, если Соединенные Штаты Америки нас всю жизнь обманывают, нарушают обязательства, выходят изо всех договоров, когда им удобно, то зачем же подписывать с ними очередной договор о гарантиях безопасности, который стоит не дороже, чем бумага, на которой он распечатан? Хотя в наше время договор может быть и безбумажным, онлайновым — соответственно, не дороже, чем интернет, который, как мы выяснили, уже очень и очень легко отключить.

Зачем эти гарантии? И мы с вами в программе «Время Белковского» обсуждали, что по-своему это проявление эдипова комплекса. Мы сегодня еще несколько позже поговорим о таком важном интеллектуальном достижении организации ФСБ в 2021 году, как систематизированное изложение религиозных основ психоанализа — религиозного психоанализа вообще когда доктрины.

C.Белковский: «Записки из подполья» — это в чистом виде классика психоанализа

Этот эдипов комплекс путинская Россия испытывает по отношению к Соединенным Штатам Америки. Соединенные Штаты Америки — это злой могущественный отец, чье место мы хотим занять (сын), тем самым, безусловно, убив отца, потому что это важный шаг на пути к обретению собственного взрослого статуса, превращению в отца.

Но одновременно сын боится отца. Россия боится Соединенных Штатов. Здесь этот самый страх кастрации, о котором говорил Зигмунд Фрейд, поскольку есть осмысление и осознание того, что Соединенные Штаты Америки, конечно, гораздо сильнее и они могут нам сделать больно. Несмотря даже на то, что цена человеческой жизни в евроатлантическом мире очень велика, и это ограничивает любые военные телодвижения и США, и евроатлантического альянса в целом.

И потому, в силу того, что сейчас на Западе раздрай — как говорится, «царство расколол в себе самом»...Это относится и к самой Америке, где очень велики противоречия между разными социальными и ментальными группами, что проявилось в такой буквально апокалиптической борьбе сторонников Дональда Трампа и Джозефа Байдена на выборах 2020 года, и сейчас в совершенно разных предпочтениях в разных американских штатах, и в том, что политическая борьба в Америке уже утратила такой статус спокойного соревнования очень близких друг другу по идеологии элитных групп. Нет, сейчас это очень разные группы, которые, особенно на фоне пандемии страхопаники, названной всеобщей эпидемией covid-19, проявились со всей своей кровавой и слезливой очевидностью.

И раскол в Европе между старой и новой Европой. «Брекзит», опять же — Великобритания вышла из состава Евросоюза, обозначив, что англосаксонский мир имеет определенные сущностные и системные противоречия с континентальной Европой, результатом чего, в частности, стало создание военного блока UKUS в составе Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Австралии.

Во многом в противовес… Ну, не в противовес континентальной Европе, но здесь было зафиксировано явное игнорирование интересов континентальной Европы. В частности, ее второй по значению после Германии державы Франции, поскольку Австралия расторгла контракт с Францией на поставку подводных лодок, предпочтя им американские, тем самым, опять же, подчеркнув, что англосаксонский мир может не координировать свои действия с континентом — с империей Наполеона, которая впоследствии трансформировалась в Евросоюз и которая заложила в свое время основы для Евросоюза.

И в этой ситуации, когда отец ослаблен, сын переходит в решающую атаку. Но при этом его страх перед отцом никуда, собственно, не исчез. Эти страхи будут реализовываться не только вовне, в тех или иных мелких и средних пакостях, которые путинская Россия сделает Западу. Будь то признание самопровозглашенных ДНР и ЛНР, или всякие интриги по поводу раскола Боснии и Герцеговины с вычленением из нее Республики Сербской, или дальнейшее прижимание к любящей груди Сербии, размещение вооруженных сил в Венесуэле по законной просьбе легитимного правительства последний, сплочение ОДКБ, так резко актуализированное странной и забавной, но вполне понятной спецоперацией сил ОДКБ в Казахстане во время тоже странного и до конца не вполне понятного мятежа — всё это будет делаться. Но это будет делаться и в формате ужесточения репрессий здесь внутри, закручивания гаек.

C.Белковский: Эдипов комплекс путинская Россия испытывает по отношению к США

Я не хотел бы, естественно, сгущать краски. По-прежнему репрессии будут не массовыми, а точечными, но вся законодательная база для них существует. И хотя законы в России всегда создаются для избирательного применения (если человек хороший, на него закон не распространяется, плохой — распространяется в полном объеме), но хороший или плохой — это дело субъективное, и это может решить не только Кремль, но и определенные группы влияния внутри элит, и даже важные фигуры.

Вот, в частности, Виктор Анатольевич Шендерович вынужден был покинуть Россию из-за абсолютно непримиримой позиции по отношению к нему так называемого повара Владимира Владимировича Путина Евгения Викторовича Пригожина, который, разумеется, не имеет никакого отношения к несуществующей частной военной компании «Вагнер» и якобы (но мы в этом не уверены) решает много специальных и специфических силовых задач для Владимира Владимировича Путина за пределами России, к которым формально, опять же, Российская Федерация и Кремль отношения не имеют.

То есть чтобы оказаться иноагентом, действительно необязательно не то что работать в интересах иностранных государств, а даже получать хотя бы 3 копейки любым путем оттуда. Достаточно просто насолить какому-нибудь влиятельному крупному элитарию — и вот ты уже иноагент, поскольку для тебя есть закон. Был бы человек, а статья найдется. Поэтому репрессии точечные, но масштабы их всё равно будут расти.

И вот тогда, 6 лет назад, в первой части цикла «Путин и довольно нервно» мы обсуждали механизмы невротизации Владимира Владимировича Путина. Потому что когда он невротизирован, он суров, свиреп и жесток. Когда он деневротизирован, расслаблен, когда он пожинает плоды тех или иных собственных побед, оценивает собственные успехи (то, что является успехами в его, разумеется, понимании, исходя из его психотипа и мировоззрения) — тогда могут быть определенные послабления.

Тогда, в 2016 году, иноагенты еще не были столь проблематизированы, и мы говорили о гонениях на независимые средства массовой информации — был их очередной виток. А сейчас, разумеется, невротизация Владимира Владимировича, очередной ее виток начался в конце лета 2020 года, на момент совпадения двух важных событий, которые он расценил как составные части единого западного заговора против него, против Кремля и против суверенитета, как он считает, Российской Федерации.

Хочу, естественно, сразу сказать, что на мой аналитический взгляд и на взгляд организации ФСБ, никакого заговора не было. Никто не собирался свергать Владимира Владимировича Путина и лишать Российскую Федерацию ее суверенитета. Но убедить, разубедить, переубедить российского президента невозможно. Он так считает и будет считать.

Заговор проявился, в частности, по его мнению, во-первых, в восстании активной части белорусского народа, в протестах против сомнительных выборов, на которых Александр Григорьевич Лукашенко в очередной раз вроде как победил и провозгласил себя, во всяком случае, президентом. И, конечно, в истории с отравлением Алексея Анатольевича Навального, которая воспринимается Владимиром Путиным как спецоперация западных спецслужб против России и лично него. Потому что, дескать, никакого приказа отравить господина Навального он не давал, а Навального западные спецслужбы или сами отравили, или, по крайней мере, подмешали ему в кровь, согласно этой версии, ингибитор холинэстеразы, уже когда Алексей Анатольевич находился в берлинской клинике Charite. И всё это для того, чтобы выставить Путина кровавым монстром и создать повод для новых санкций против Российской Федерации.

Вот в этот момент и начинается разгром всей несистемной оппозиции и многочисленные волны объявления иноагентами разных независимых средств массовой информации. В первую очередь тех, которые занимались расследованиями, чувствительными для лично президента (как издание «Проект») или российских элит в целом — многие другие здания, которые, подчеркну, признаны иноагентами, а «Проект», кажется, еще и запрещен в России как нежелательная организация.

C.Белковский: США— это злой могущественный отец, чье место мы хотим занять (сын)

Пик этой невротизация мы наблюдаем сейчас в связи с переговорами с США. Потому что гарантии безопасности — это фактически требование отвязаться. Вот что это такое: не вмешивайтесь в мои дела. Неслучайно все обсуждают пункты этого по-своему фантасмагорического проекта соглашения между Россией, США и НАТО о гарантиях безопасности, где говорится о том, что Кремль должен иметь право вето на расширение НАТО или НАТО должна чуть ли не убрать свои войска из Восточной Европы к границам 1997 года, что, разумеется, невозможно — и никто не обращает внимания на важный пункт о том, что в первую очередь США должны гарантировать полное невмешательство в российские внутренние дела. Это значит прекращение любого финансирования какой бы то ни было политической или даже общественной деятельности в России.

Собственно, понятно, что такого рода общественно-политическая деятельность — понятие очень растяжимое, как и финансирование со стороны США. Потому что, как мы теперь видим на примерах присвоения статуса иноагента разным участникам российского медиа-рынка и просто физическим лицам, иностранное финансирование — это могут быть и доходы от рекламы, перечисленные от иностранных рекламодателей, не имеющих никакого отношения к политике. Да и сам иноагент может политикой вовсе не заниматься. Это неважно. Всё равно под раздачу всегда легко можно попасть. и часто даже по причинам, которые тебе самому неизвестны или ты осмысливаешь их не в полном объеме.

Поэтому мы сейчас как раз на очередном витке невротизации, связанной с тем, что тотальный заговор против Путина, начавшийся с Белоруссии и отравления Навального, еще не завершен. Поэтому нужно дать достойный ответ, чем Владимир Владимирович и занимается.

C.Белковский: Россия боится США. Здесь этот самый страх кастрации, о котором говорил Зигмунд Фрейд

При этом во второй части цикла «Путин и довольно нервно», опубликованного 6 лет назад в издании «Сноб», мы обсуждали циклы саморазрушения Владимира Владимировича Путина, которые очень важны для понимания его психологии на самом ее глубинном уровне. Дело в том, что все крупнейшие достижения Владимира Путина, его карьерные рывки и взлеты, в том числе вертикальный взлет второй половины 90-х годов (как, впрочем, и начала 90-х годов — он тоже был достаточно вертикален), были связаны с разрушением тех систем, которым он верой и правдой служил. Причем на сознательном уровне служил совершенно искренне и честно, безо всякого подвоха, надлома и надрыва. Ну, с небольшими элементами надрыва, потому что русское служение не может быть без надрыва, иначе оно не русское служение.

Как известно, с распадом Советского Союза Владимир Путин, средней руки работник КГБ СССР, оказывается совершенно не удел. И в этот момент — первый вертикальный взлет: всего за пару лет он превращается во второе лицо города Санкт-Петербурга и ключевую фигуру петербургской власти, состоятельного и влиятельного человека.

Потом эта система, которой он верой и правдой служит в санкт-петербургской мэрии во главе с Анатолием Александровичем Собчаком, также терпит крушение в 1996 году, когда Анатолий Собчак (для многих неожиданно, но уже накануне выборов это было совершенно ясно) проигрывает выборы своему заместителю Владимиру Яковлеву. В итоге рушится, опять же, система, внутри которой Путин является одним из ключевых игроков.

К чему же это приводит? К исчезновению Владимира Владимировича Путина из политического и экономического пейзажа Российской Федерации? Нет, никоим образом. Ко второму вертикальному взлету. Через 2 года после этого крушения он директор Федеральной службы безопасности, то есть глава своей альма-матер, а через 4 года он президент Российской Федерации, которым остается уже 20 лишним лет.

И неизвестно, сколько еще намерен оставаться. Во всяком случае, мы с вами влиять на это никак не можем. Это решение может принимать только сам. Для Владимира Путина очень важно, что никакие внешние факторы, будь то люди, силы или обстоятельства, включая неумолимое время, не должны диктовать ему условия. Может быть, он и уйдет, но только потому, что он сам так решил, и только добровольно, а не под давлением. Под давлением он всегда поступает наоборот.

И поэтому, естественно, проект двухпартийной резолюции американского Конгресса, в соответствии с которой Путин не будет признаваться легитимным президентом России, если не уйдет в 2024 году, был абсолютно и заведомо контрпродуктивен. В случае принятия такой резолюции Путин непременно принял бы уже сейчас решение на 100% оставаться. Вероятность этого и так высока, но всё-таки это решение будет приниматься несколько позднее, и тут возможна вариативность.

C.Белковский: Сейчас на Западе раздрай — как говорится, «царство расколол в себе самом»

Многие говорили о том, что казахстанские события могли как-то повлиять на решение Путина оставаться у власти или уходить. Нет, не могли никак. Потому что казахстанский сценарий в любом случае для Владимира Путина неприемлем. Он это понял еще за 3 года сосуществования с Дмитрием Анатольевичем Медведевым в качестве формального президента Российской Федерации. То есть это была, по большому счету, такая же схема, как Назарбаев-Токаев, только Путин, в отличие от Нурсултана Абишевича Назарбаева, не выпустил власть из рук (еще неизвестно, жив ли Нурсултан Абишевич — возможно, это выпадение власти из рук произошло сверх и помимо его воли и возможности сопротивляться), а вернулся в Кремль.

Для Владимира Путина возможность ухода, которого он, с одной стороны, хочет, потому что он хочет еще провести остаток жизни в качестве просто влиятельного гражданина мира, которым, конечно, уже не будет, но всё-таки какую-то частную жизнь он сможет себе позволить... Но вместе с тем власть воспринимается Владимиром Путиным как большое бремя, как долг. И он может уйти, только если он абсолютно уверен в стабильности созданной им государственной конструкции — путинского государства, описанного в новейшей редакции конституции (а фактически в новой конституции, хотя формально нет) 2020 года, одобренной на нашем пеньково-древесно-стружечном плебисците 1 июля 2020. Поэтому если всё будет хорошо, уйдет, нехорошо — не уйдет. А хорошо ли, он будет оценивать непосредственно перед последней точкой, когда такое решение будет принято.

Таким образом, дважды выиграв на разрушении собственных систем, которым он искренне, абсолютно истово принадлежал, полностью, всецело и всей душой, Путин, естественно, разрушает ту Россию, которую он получил в наследство от Бориса Николаевича Ельцина, и тот миропорядок, в котором и при котором он стал президентом — американоцентричный мир. Поэтому он выходит (вышел давно, уже в 2014 году) на третий цикл саморазрушения, и с этой дороги он уже не свернет.

C.Белковский: Раскол в Европе между старой и новой Европой.

Другое дело, что, опять же, страх кастрации со стороны могучего отца очень ограничивает пространство для путинского маневра. Тут возможны разные, любые шаги, но не война с НАТО, безусловно. Путин сделает всё возможное, чтобы избежать так называемых «адских санкций», потому что как бы ни храбрились и ни хорохорились представители российских элит в главе с Самим, эти «адские санкции» в течение нескольких лет способны нанести шокирующий удар по российской экономике и по финансовой системе, а особенно после технологическому сектору, потому что отключение нас от международного рынка технологий — это катастрофа для целого ряда ряда отраслей нашей экономики. Поэтому мы так или иначе живем внутри программы этого саморазрушения и будем еще некоторое время жить.

И в связи с этим, выйдя из рубрики «Мавзолей», я хочу порассуждать, опять же, о наших достижениях в области психоанализа в минувшем 2021 году, когда отмечалось, среди прочего, 200-летие Федора Михайловича Достоевского. А Федор Михайлович Достоевский, с нашей точки зрения, основоположник психоанализа вообще, современного. Хотя формально он таким не считается. Он, безусловно, предтеча Зигмунда Фрейда и всех его последователей.

Хотя сам Фрейд не признавал Достоевского своим предтечей, но де-факто допустил много высказываний и выводов, которые позволяют судить об обратном. Ведь человек не всегда говорит то, что имеет в виду сказать, а часто говорит ровно наоборот. Высказывание «Я тебя люблю» содержится «Я тебя убью», или ровно обратная ситуация. Так и здесь. Пытаясь доказать, что Достоевский не является основателем психоанализа, Фрейд, в частности, в своей работе «Достоевский и отцеубийство» во многом доказывает обратное.

В минувшем году в «Новой газете», главный редактор которой — лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Андреевич Муратов (также хочу сказать отдельное спасибо редактору отдела культуры «Новой газеты» Ольге Тимофеевой) вышел мой белковский двухчастный цикл о Федоре Михайловиче Достоевском. Он называется «Достоевский и метавселенная». Еще вот-вот должна появиться третья его часть, посвященная «Пушкинской речи» Федора Михайловича Достоевского с точки зрения психоанализа.

Начну тогда с конца. Анализ «Пушкинской речи» показывает, что Федор Михайлович Достоевский фактически говорит не о Пушкине, а о себе. Так часто бывает, что рассуждая о каком-то предмете, человек фактически проецирует на этот предмет себя и рассуждает о себе — под предлогом, так сказать.

Вы знаете, что, в соответствии с белковским принципом внимательного выслушивания, для того, чтобы изучить человека, понять, что и как он думает, чем и как он живет, какие у него реальные, а не декларируемые формально цели и приоритеты, не нужно заказывать на него досье на Лубянке, не нужно заниматься прослушиванием его телефонных переговоров или перлюстрацией корреспонденции. Достаточно просто внимательно его слушать. Наша коммуникативные беда состоит в том, что мы часто слушаем только себя в ходе разговора, а когда включается собеседник, у нас падает шторка, закрываются слуховые окна и проходы, зарастают чем-то барабанные перепонки, и мы перестаем слушать и уделять внимание тому, что и как человек говорит.

C.Белковский: По-прежнему репрессии будут не массовыми, а точечными, но вся законодательная база для них существует

Нам с вами уже приходилось обсуждать в этом году, что Владимир Владимирович Путин рассказал очень многое о себе, о логике своих действий и о роли философии дзюдо в своей судьбе, в том числе и в практике президента Российской Федерации, на краткой встрече с чемпионами Паралимпийских игр. Не нужно знать никаких тайн, не нужно прибегать ни к каким секретным внутренним закрытым источникам — достаточно просто оценить эту речь перед паралимпийцами (вы помните — о том, как неудачно Владимир Путин пошел в секцию бокса, и как оттуда он ушел в дзюдо), чтобы всё понять.

Путин — не человек бокса, то есть прямого столкновения, а тем более с более сильным противником, которым в данном случае надолго являются США. Он мастер дзюдо. Он борется с более сильным противником с использованием части энергии этого противника, и его главная задача — психологическая дестабилизация оппонента, чем Владимир Владимирович Путин, как классик дзюдо, достаточно небезуспешно занимается уже много лет.

Собственно, так называемые переговоры о гарантиях безопасности, которые фактически «не прикасайся ко мне» (noli me tangere, как сказал Иисус Христос Марии Магдалине) — что такое гарантии безопасности? Это гарантии того, что тебе, как тогда, в первый и последний день Владимира Путина в секции бокса, более сильный соперник не сломает нос. Вот что такое эти гарантии безопасности. Это кульминация его философии дзюдо на международной арене. Здесь, опять же, эти контругрозы не симметричны угрозам как таковым.

В «Пушкинской речи» Федор Михайлович Достоевский, говоря о русской всемирной отзывчивости, которая воплотилась в Александре Сергеевиче Пушкине, имеет в виду себя. Потому что, собственно, главная особенность Федора Михайловича Достоевского как идеального образца психотерапевта и психоаналитика, совмещенного со священником… То, что, на мой взгляд, и есть психотерапевт будущего, он же священник, поскольку фактически эти две специальности сближаются и смыкаются в одной точке, чему, в свою очередь, будет способствовать ослабление и распад иерархических религиозных структур в пользу сетевых.

Неслучайно, кстати, мы много говорим о кризисе христианства, но мало говорим о кризисе ислама. Мы его не особенно замечаем, потому что исламская структура как раз сетевая. И в этом смысле Эпоха Возвращения, в которую мы живем, дает все важные импульсы для развития именно сетевых структур, в том числе глобального ислама. Этим путем пойдет и христианство, которое будет не столько враждовать с исламом, сколько дружить с ним против тоталитаризма и религии коммунизма, воплощением которой сегодня являются уважаемая Китайская народная республика.

Именно ему, Достоевскому, присуща всемирная отзывчивость. Та самая полифония, о которой говорил крупнейший исследователь Достоевского Михаил Михайлович Бахтин, автор культовой работы «Проблемы поэтики Достоевского», — когда автор полностью вживается в героя, когда он живет внутри него и мыслит логикой героя. Он не инкриминирует герою какие-то застывшие мыслительные конструкции, присущие ему самому, а смотрит на мир действительно глазами героя.

Как и должен делать психотерапевт, он же священник. Работая с пациентом, он должен не рассказывать пациенту какие-то универсальные схемы, пригодные для всех, потому что их не бывает. Для каждого пациента должна быть своя индивидуальная схема, исходящая из его психотипа и реальных ценностей, реальных приоритетов и проблем, которые всегда уникальны, эксклюзивны и индивидуальны.

Именно поэтому все эти сеансы массового гипноза, когда психотерапевт спасает тысячи людей каким-то одинаковым универсальным рецептом — это всё всегда на грани мошенничества. Или далеко за гранью. Хотя, естественно, как всякий мошеннический продукт, это может пользоваться большим спросом. Кто ж спорит? Обмануть меня нетрудно, как сказал всё тот же великий поэт, я сам обманываться рад. Потому что, опять же, стремление поддаться заведомому обману — это одна из форм бегства от жизни, защиты от реальности, которая один из фундаментальных мотивов человека, описанных в нашей, белковской и организации ФСБ, теории смерти. Я вам в прошлом году достаточно подробно изложил теорию смерти, и в этом выпуске мы возвращаться к этому не будем. Хотя мы и живем в Эпоху Возвращения, и поэтому возвращаться куда-нибудь нам свойственно, логично и справедливо.

C.Белковский: Законы в России всегда создаются для избирательного применения

Поэтому Пушкин — это Достоевский в данном случае. Это Достоевский всемирно отзывчив. Не только и не столько в том смысле, что он понимает логику англичанина, француза или немца как свою собственную, а тем, что он понимает любого другого человека как самого себя и готов стать на определенное время, в определенных обстоятельствах этим другим человеком. Вот здесь, собственно, величие Достоевского-психоаналитика и Достоевского-исповедника и проявляется, которые мы знаем по его выдающимся книгам, особенно пятикнижию — пяти его большим романам. Но не только им. Скажем, те же самые «Записки из подполья» — это в чистом виде классика психоанализа. Да и подполье — собственно, что такое подполье? Это подсознание. Это записки из подсознания.

Соответственно, опираясь на труды Достоевского, мы можем сформулировать современные представления об эдиповом комплексе, который Зигмунд Фрейд называл основой основ — так сказать, шибболетом. Шибболет — такое слово, которое отражает принадлежность к определенной общности. Что если ты признаешь эдипов комплекс, ты, типа, признаешь и психоанализ, а нет — нет. Конечно, это грубовато, но смотря что мы понимаем под эдиповым комплексом. Это вся система бессознательных отношений между человеком и отцом.

При этом отец выступает в трех ипостасях. Это, конечно, биологический отец, который передает сыну свой набор генов, а этот набор генов невозможно изменить. То есть тем самым отец принимает за сына уже некие важнейшие решения: каким будет сын. Без спроса. Это первый тотальный и тоталитарный акт отца по отношению к сыну.

Наконец, это праотец Адам, который навязал нам свой первородный грех, и мы не можем просто так от него избавиться. Мы все рождаемся с бременем этого первородного греха и предъявляем претензии отцу в лице праотца Адама: «Зачем же ты так? Зачем же ты выпал из рая-то? Мы же тебя не просили». В этом смысле всё лукавство формулы «деды воевали» тоже проявляется. Мы не просили дедов воевать — это они устроили нам войну с Гулагом. И почему мы должны быть им обязаны за то, что они воевали? (сказанное не имеет ни малейшего отношения к глорификации нацизма, которую мы категорически не одобряем, осуждаем и проклинаем).

Ну и, наконец, высший уровень отца — это Отец Небесный, создатель этого мира. Того самого жуткого и несправедливого мира, источника постоянных рисков, угроз и несправедливости, в котором мы вынуждены жить. Потому что когда человек рождается и выходит из спокойной, уютной и комфортной утробы матери, он оказывается в мире, к которому он не имеет никакого отношения. Он его не создал. Он только постоянно сталкивается с проблемами мира, с несовершенством этого мира. А ведь всемогущий Отец Небесный мог бы создать и более совершенный мир, в котором каждому из нас было бы абсолютно хорошо и никогда не плохо. Почему же он его не создал? Можно об этом долго рассуждать, но человеческому познанию этот предел недоступен. Поэтому обсудим отдельно, что называется.

И вот отец для сына виноват в том, что принимает фатальные решения, на которые этот человек, сын человеческий, никак не может повлиять. Именно поэтому он вступает в борьбу с отцом, а не в силу сексуального влечения к матери или ревности, как это утверждал Зигмунд Фрейд. То есть этот элемент, возможно, тоже надо учитывать, но он локален и частичен. Это лишь одна сторона эдипова комплекса, и далеко не главная.

Отцовская любовь — это эгоистическое чувство тирана, который лишает человека свободы. Собственно, с момента рождения начинается борьба с диктатурой отца. И человек становится (вернее, ощущает себя) по-настоящему свободным, когда берет на себя функционал отца — начинает принимать решения отцовского уровня и порядка, а значит, занимает родительский трон.

Вот, собственно, борьба путинской России с нынешними США — именно поэтому я и говорю, что это и есть эдипов комплекс в чистом виде. Поскольку объектами психоанализа, замечу, могут быть необязательно люди. Это могут быть и корпорации, могут быть государства, нации. Это могут быть любые субъектные сущности — любые сущности, которые наделены жизненным заданием и волей к его реализации. Это далеко не обязательно живые существа в привычном нам смысле.

Как говорил Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых» — как я считаю, крупнейшем произведении мирового религиозного психоанализа: «Все желают смерти отца. Один гад съедает другую гадину. Не будь отцеубийства, все бы они рассердились и разошлись злые».

Но, естественно, по мере взросления и роста, к завершению периода становления и перехода к зрелости, человек понимает, что его собственная гармония, то есть его примирение с миром — это высшая стадия реализации отцовского замысла. Собственно, о чем, например, моление о чаше Иисуса Христа в Гефсиманском саду: «Отче, о если бы ты благоволил пронести чашу сию мимо меня! Впрочем, не моя воля, но твоя да будет», как сказано в Евангелии от Луки. То есть «чтоб эта чаша смерти миновала, в поту кровавом Он молил отца», как сказал Борис Леонидович Пастернак в своем стихотворении «Гефсиманский сад» из «Доктора Живаго».

Неужто тьмы крылатых легионов Отец не снарядил бы мне сюда? И, волоска тогда на мне не тронув, Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Теперь должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь.

И вот когда блудный сын возвращается в отчий дом, когда совершается Возвращение, исцеляется эдипов комплекс, и сын примиряется с отцом. Вот это основа основ, собственно, религиозного психоанализа, основанного Достоевским и проанализированного и систематизированного нами.

Собственно, поэтому мы надеемся, что пройдя тяжелый круг конфронтации (скорее всего, уже после президента Владимира Путина), это возвращение в комфортные отношения с отцом пройдет и Россия. Впрочем, будет ли это та Россия, в которой мы сейчас живем — это еще совершенно неизвестно, поскольку для Господа вечность как один день. Человеческую жизнь не нужно преуменьшать, но не нужно и преувеличивать ее в ее посюстороннем измерении.

Собственно, Эпоха Просвещения, когда человек отказался от гипотезы Бога, привела к тому, что, с одной стороны, человек был объявлен главной ценностью, его жизнь — мерилом всего. Он занял место Бога — тоже в эдиповой борьбе с ним. Это, собственно, на пике Просвещения и превратило человека в пыль, а цену его жизни в ноль, в чем мы убедились на примере тоталитарных режимов, и прежде всего нашего собственного советского тоталитарного режима с его массовой машиной уничтожения человека. К другим тоталитарным режимам, разумеется, это всё тоже относится.

Кроме того, систематизируя религиозный психоанализ и Достоевского как его основоположника, мы в ушедшем году проанализировали известную лекцию Владимира Владимировича Набокова о Достоевском. Как и в случае Фрейда, который доказывает, что Достоевский — это не психоанализ, хотя и исследует проблему отцеубийства, и поэтому для психоанализа он важен — то же самое Владимир Владимирович Набоков. Пытаясь развенчать Достоевского, он фактически утвердил то, что хотел бы опровергнуть. Так тоже очень часто бывает. Если внимательно слушать человека, он, например, говорит что 2 х 2 = 7, а мы часто понимаем, что на самом-то деле он хочет сказать, что 2 х 2 = 4, а не 7.

В частности, Набоков привлекает внимание к тому, почему Достоевский на самом деле основоположник психоанализа, хотя формально хочет доказать обратное. Вот, например, Набоков говорит: «Назойливое повторение слов и фраз, интонации одержимого навязчивой идеей, стопроцентная банальность каждого слова, дешевое красноречие отличают стиль Достоевского». И дальше сам же говорит: «Голос человеческого бессознательного». Ну да, конечно, голос бессознательного, транслируемый инструментарием человеческой речи — он такой есть. Потому что там зачастую царит банальность, которая, в соответствии с известным нам с вами принципом банальности Белковского, многим плоха, но хороша она тем, что она почти всегда верна.

Таким образом, систематизируя религиозный психоанализ, мы пришли к следующему базовому выводу — что вообще невозможно ощутить человеческую психику во всей ее полноте, не используя гипотезу Бога-творца. Бессознательное — это механизм постоянного взаимодействия человека, личности с глобальным резервуаром знаний, сформированных еще до возникновения известной нам материальной вселенной.

В этом смысле все существующие идеи когда-то были высказаны также кем-то другим. Поэтому борьба за идеологическое первенство — вещь достаточно бессмысленная. Собственно, и всякие прорицания, пророчества, ясновидение базируется, безусловно, на том (а они в реальности существуют, как мы с вами знаем, хотя и маргинальны, в достаточной мере маргинализированы, я бы сказал, принудительно), что этот глобальный резервуар знание существует. Потому что Бог, в котором нет времени, уже знает всё, что произойдет с человеком. Бог как раз не находится в процессе становления.

Кстати, так называемое обожение человека — то, что человек становится подобным Богу… Конечно, не становясь Богом. Эта концепция человека-бога, как раз лежащая в основе Просвещения, и особенно зрелого Просвещения с его тоталитаризмом, предлагает, что человек становится Богом. Тот самый ницшеанский сверхчеловек. Человек не становится Богом, но он становится подобен определенным чертам Бога.

Одна из важнейших черт Бога в том, что Бог всеобъемлющ. Он равен себе. Он не находится в процессе становления. Поэтому когда у человека завершается период становления, и он переходит в фазу зрелости, он становится равен себе. Это как раз важная составная часть обожения, неизбежного с точки зрения созидательного и конструктивного развития человека.

C.Белковский: Гарантии безопасности — это фактически требование отвязаться

Человек не рождается чистой потенциальностью. Он рождается с набором архетипов, то есть с предустановленным матобеспечением человека. И на основе этого предустановленного матобеспечения это зависит от места, от времени развития, от набора генов, от всяких прочих обстоятельств и в конечном счете от полноты божественного замысла, который распространяется на каждого конкретного человека.

То есть ни родиться, ни умереть человек просто так не может. В этом смысле с божественной точки зрения у каждого человека в прошлом, настоящем и будущем есть отдельный уникальный идентификационный номер. Не может быть двух одинаковых номеров, а значит, не может быть двух одинаковых людей. Поэтому всякий человек в конечном счете нуждается в индивидуации.

И составная часть этого предустановленного матобеспечения (набора архетипов) — это цивилизационная принадлежность. Мир не является единым. Он состоит из нескольких цивилизаций. Эти цивилизации сохранятся. Это не значит, что они должны воевать. То есть столкновение цивилизаций как доктрина отнюдь не неизбежно. Опять же, в Эпоху Возвращения диалектические противоречия между цивилизациями будут диалектически сняты.

Но вместе с тем и смешать цивилизации в одну единую нельзя. Американский глобализм периода после «холодной войны», собственно, в этом и обломался. Все эти войны на территории исламского мира были абсолютно контрпродуктивны. И, собственно, попытки экспансии и механистического перенесения определенной системы западных институтов и ментальных конструкций туда и привели к тому, к чему и привели. В том числе и к той дестабилизации Америки, которой сейчас пытается воспользоваться Кремль, думая, что кому-то от ослабления отца бывает хорошо. Но это естественно. Пока человек не достиг зрелости, он очень часто так думает. Потом он понимает, что слабый отец — это снижение уровня его собственной безопасности, но иногда бывает уже поздно.

Соответственно, на бессознательном уровне человек борется со страхом не смерти, но жизни, которая есть неиссякаемый источник рисков, вызовов и угроз, о чем мы говорили. И либидо существует, но это не совсем та энергия, о которой говорил Фрейд. Это, собственно, совокупная энергия стремления к реализации жизненного задания.

Соответственно, все формы человеческого опыта равнозначны, будь то сны, мечтания (неслучайно в некоторых языках «сон» и «мечта» обозначаются одним и тем же словом — как в английском, например, dream), мечтания наяву и всё прочее. И то, что мы понимаем под экспериментальной реальностью — это совершенно равноправные инструменты познания. Если мы в состоянии представить себе Пегаса, то значит, где-то Пегас существует на самом деле, даже если мы его не видели. На этом, собственно, и строится доктрина «черного лебедя»: если мы никогда не видели черного лебедя, это не значит, что его нет, и потом в какой-то момент мы можем с этим столкнуться.

C.Белковский: Человек не рождается чистой потенциальностью. Он рождается с набором архетипов

Собственно, на этом и должны строиться все прогностические модели новейшей эпохи. То есть если мы имеем представление о том, что что-то может случиться, то значит, это может случиться, и из ненулевой вероятности этого надо исходить, даже если это не соответствует нашему практическому и прагматическому опыту.

Поэтому развитие психоанализа в Эпоху Возвращения вообще и в XXI веке в частности будет сводиться к слиянию, как я уже сказал, священника и психотерапевта и формированию некой сетевой, фактически религиозной, церковной структуры, альтернативной иерархическим церквям прошлого.

Поскольку в России этого ничего еще нет, то, как часто бывает, когда у тебя нет ничего, тебе легче с нуля что-то создать, чем реформировать, например, гигантскую машину психотерапии, которая существует сегодня в Соединенных Штатах Америки и в Большой Европе, в евроатлантическом мире.

В минувшем году наша организация ФСБ также отметилась концепцией реформы глобального образования, которая построена в первую очередь на индивидуации — на том, что каждый человек должен получать образование в соответствии со своими предзаданными приоритетами и своим жизненным заданием, которое выясняется в процессе образования же. Образование длится всю жизнь, но стадии его различны. Поэтому, поскольку становление человека требует значительного времени, нужно подгонять эти процессы. Неважно, что человек будет поздно созревать. Важно то, что этот процесс будет пусть медленным, но верном.

Соответственно, вместе с преодолением противоречий между научным и религиозным познанием мира будет снято противоречие между так называемыми точными и гуманитарными науками. То есть вообще в принципе сама просвещенская наука пройдет революционный период и станет постпросвещенческой. Мы вспомним наконец, что большинство крупнейших ученых были верующие люди, о чем нам забыли сообщить в советской школе. Забыли и потом, когда Советского Союза и тоталитарного коммунистического государства уже не стало.

Поэтому наука считается чем-то противоположным религии, хотя это совершенно не так, поскольку наука и религия по-разному объясняют божественное творение и в конечном счете идеологически приходят к необходимости Бога, без которого вся эта машинка, именуемая Вселенной (а вселенных же может быть еще много, как мы знаем, просто не все доступны нашему опыту и пониманию), не работает ни при каких обстоятельствах. Это, увы или к счастью, нам придется постичь.

Поэтому, соответственно, все способы схематизации образования типа единого государственного экзамена и прочего, конечно, отомрут в ближайшей перспективе. Потому что человек должен сдавать экзамены и в конечном счете становиться по специальности самим собой. Была такая шутка еще позднесоветских времен: «Кто вы по профессии?» — «Лучший». — «Что лучший?. — «Я лучший по профессии». Вот в конечном счете человек, получив образование, которое является основой его становления, первого периода его жизни, должен сказать: «Я по профессии, например, Алексей Алексеевич Венедиктов». Или совсем наоборот — Далай-лама XIV.

Это и есть первичная специальность человека — быть собой. А всё остальное… Тем более что с внедрением искусственного интеллекта многие специальности перестанут быть уделом человеческим, потому что Господь будет, наконец, отдыхать, и человечество будет отдыхать от того грубого физического труда, которому оно было подвержено в прежние эпохи. И поэтому, опять же, сотрутся грани между разными дисциплинами. Поэтому один и тот же человек может быть то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник. Но главное, он — тот, кто прошел путь индивидуации и хорошо понимает свое жизненное задание, и как разные дисциплины и приоритеты соотносятся в рамках этого жизненного задания.

И еще к числу достижений нашей организации ФСБ в минувшем году я бы отнес теорию гармонии, которая подробно разбирает движение человека из дисгармоничного состояния в гармоничное. В конечном счете, любой субъект — не только человек, но, как я уже говорил, корпорация, нация, государство…

Замечу, что в Эпоху Возвращения, естественно, в связи с нарастанием сетевых структур будут меняться и традиционные функции государства. Государство не будет прежним. Владимир Владимирович Путин, как представитель — как предводитель, я бы сказал, идеологический и технологический, — глобальной Партии Прошлого, как раз хочет этот процесс затормозить, чтобы государство было старым добрым просвещенческим государством, и ничем другим. Нет, так не будет. Благодаря усилиям Путина и его единомышленников можно замедлить этот процесс трансформации (и он будет замедлен), но остановить его в целом, конечно, нельзя.

И в этом смысле то самое цифровое государство Тувалу дает очень понятный ориентир для развития мира вообще, уходя под воду. Поскольку вообще потоп в мировой истории — это традиционный, прекрасный, неизбежный и неизбывный способ перезагрузки бытия Земли и землян. Поэтому то, что новая государственная модель рождается путем потопа — это вполне логично и свойственно человечеству.

Собственно, первый период становления — это дисгармония. Человек еще не нашел себя. Дальше мы приходим в точку гармонии, когда мы осознаем жизненное задание и обладаем ресурсами, необходимыми и достаточными для реализации этого жизненного задания.

Все эти тексты — мы еще раз сдуем с них пылинки и в ближайшее время в полном объеме опубликуем в разных средствах массовой информации, а также на сайте «Эха Москвы», в эксклюзивном телеграм-канале «Белковский» и других информационных ресурсах нашей организации ФСБ.

А сейчас, по традиции, у нас в финале нашего спецвыпуска программы «Время Белковского» музыкальная композиция. Это беспроигрышная композиция, классика русского рока, тоже посвященная Эпохе Возвращения — Виктор Робертович Цой и группа «Кино», «Красно-желтые дни».

Это была программа «Время Белковского» на «Эхе Москвы». С вами в студии был Станислав Белковский. Пожалуйста, подписывайтесь на ютьюб- и ютуб-каналы «Эха Москвы», на эксклюзивный telegram-канал «Белковский». Сотрудничайте с организацией ФСБ, которая в 2021 году сделала внятную и отчетливую заявку на интеллектуальное лидерство в современном мире. До скорого! Ура!