Время Белковского - 2021-10-23
С. Белковский
―
Доброй субботы, дорогие друзья! Это «Эхо Москвы», программа «Время» — «Время Белковского». С вами в студии Станислав Белковский. Пожалуйста, подписывайтесь на ютьюб- и ютуб-каналы «Эха Москвы», где выходит наша программа, на эксклюзивный telegram-канал «Белковский», который наш главный информационный спонсор. И конечно, всегда и охотно сотрудничайте с организацией ФСБ, которую я имею честь представлять с момента ее основания, а можно сказать, и зарождения.Эпиграф. На этой неделе случился 125-летний юбилей большого русского драматурга, писателя, поэта Евгения Львовича Шварца, автора всем известных «Дракона», «Обыкновенного чуда», «Голого короля» и так далее. Не совсем очевидно, что Евгений Львович писал стихи. Теперь это станет чуть более очевидно, поскольку именно его стихи я сейчас прочитаю.
Я прожил жизнь свою неправо,
Уклончиво, едва дыша,
И вот — позорно моложава
Моя лукавая душа.
Ровесники окаменели,
И как не каменеть, когда
Живого места нет на теле,
Надежд на отдых нет следа. А я всё боли убегаю
Да лгу себе, что я в раю.
Я всё на дудочке играю
Да тихо песенки пою.
Упрекам внемлю и не внемлю.
Всё так. Но твердо знаю я:
Недаром послана на землю
Ты, легкая душа моя.
Это, конечно, стихи о жизненном задании, как вы могли догадаться. И кроме того, этот эпиграф посвящен международному празднику, которой отмечается ровно сегодня, 23 октября. Это Международный день отбрасывания хвоста.
Когда в жизни человека накапливаются ошибки, проблемы, противоречия, которые, кажется, очень сложно осмыслить и систематизировать, то надо выбрать этот день, 23 октября, составить список основных ошибок, записать его в левой колонке тетрадного листа или в каком-нибудь файле Microsoft Excel, справа написать объяснение этих ошибок, потом перевернуть этот лист Microsoft Excel и объяснить себе в первую очередь, а человечеству во вторую, как эти ошибки будут исправлены. И так отбрасывается хвост. Начинает отрастать новый.
Еще в начале эпидемии covid-19 мы с вами обсуждали, что старая жизнь, под которой эпидемия подвела черту, возможно, гораздо менее интересна и перспективна, чем новая, которая открывается вторым стартом. А второй старт — это всегда ответ человека и человечества на большие переносимые потрясения.
С.Белковский: Cтарая жизнь, под которой эпидемия подвела черту, возможно, гораздо менее интересна и перспективна, чем новая
Сейчас рубрика «Мавзолей» — мавзолейная аналитика. По косвенным признакам пытаемся понять и объяснить… Что совсем не одно и то же. Помните анекдот про Леонида Ильича Брежнева, как он приглашает премьер-министра Советского Союза Алексея Николаевича Косыгина и говорит: «Алексей Николаевич, что-то я никак не могу понять, как работает советская экономика». — «Никаких проблем, Леонид Ильич, — отвечает Алексей Николаевич Косыгин. — Я вам сейчас всё объясню». — «Нет, — говорит Брежнев. — Объяснить я и сам могу. Я понять не могу».
Так вот мы по косвенным признакам пытаемся объяснить, а потом понять, что происходит в российской политике, вокруг нее, в России и вообще. Но поскольку у нас развлекательное вещание (как, опять же, сказал Евгений Львович Шварц, «Я всё на дудочке играю да тихо песенки пою»), то, в соответствии с принципом куратора развлекательного вещания корпорации «Газпром-медиа» Тинатин Гивиевны Канделаки, мы всегда начинаем с Владимира Владимировича Путина. Да и как с него не начать, когда он один из важнейших генераторов информационной повестки не только в России, но и во всей вселенной, и даже в будущих метавселенных.
На этой неделе в Сочи прошел очередной Валдайский форум. Ключевой фигурой этого Валдайского форума, наряду с Владимиром Владимировичем Путиным, стал лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Андреевич Муратов, безусловно, который, как мы ему робко советовали пару недель назад, фактически выступил в роли неформального лидера сообщества иностранных агентов России, поставив вопрос об их судьбе и о необходимости коррекции законодательства в направлении количественного смягчения. Что Владимир Владимирович, в сущности, сделать отказался, но поздравил Дмитрия Андреевича с Нобелевской премией мира и сказал, что действительно, можно сделать так, чтобы чисто благотворительная деятельность не подпадала под квалификацию иноагентской.
Но здесь, как нам хорошо понятно, все законы в России создаются для избирательного применения. И поэтому закон об иноагентах существует, чтобы покарать плохих, с точки зрения Кремля, людей, а хороших, с точки зрения Кремля, людей не трогать. И тут меняй закон, не меняй — сам его вящий смысл никак не изменится.
Но, видимо, в честь и ознаменование этого великого разговора между крупнейшим мировым правителем и лауреатом Нобелевской премии мира (я не хочу, конечно, сравнивать их с Александром Македонским и Диогеном, но где-то это сравнение напрашивается) Владимир Владимирович временно сменил гнев на милость и в минувшую пятницу, на следующий день, вчера, после завершения Валдайского форума, вопреки традиции, очередной список иноагентов объявлен не был.
Послабление вышло, перекур. Кто-то получил возможность расслабиться — может быть, всего лишь до следующей пятницы. Но всякой неделя в нашей жизни имеет свое отдельное специфическое и специальное значение, которое нельзя недооценивать.
И сейчас мы перейдем к важнейшим реперным точкам, содержательным моментам и аспектам программного выступления Владимира Владимировича Путина на Валдайском форуме, которое продолжалось 3,5 часа. А пока в качестве квинтэссенции я хочу привести цитату из знаменитого российского политолога, философа и культуролога, сопредседателя основанной некогда мной, Белковским, организации «Совет по национальной стратегии» Сергея Александровича Маркова, который сказал об этом так:
«Речь Путина на Валдае показала, что Путин — это современный философ на троне. Но у него нет достойных его собеседников. Он говорит как будто в пустоту». Помните, после смерти Махатмы Ганди что случилось? «Большая часть тех, — продолжает Сергей Александрович Марков, — кто называет себя российской либеральной интеллигенцией, оказались просто неспособны оценить идеи, высказанные Путиным.
Речь Путина и его ремарки полны идей о современном обществе и развитии человечества. Это речь философа на троне. А именно о философе на троне веками мечтали интеллектуалы всех стран. Еще Платон мечтал об этом». Здесь я в порядке дружеской полемики с Сергеем Александровичем Марковым замечу, что философ и интеллектуал — это отнюдь не синонимы. Нередко даже антонимы. Поэтому, конечно, Платона, как и Аристотеля, а особенно Сократа трудно назвать интеллектуалами в современном понимании этого термина. Но это на полях, это не отрицает главной идеи, главного, как сейчас говорят, мессиджа Сергея Александровича.
«И вот он есть — философ на троне. И это президент нашей России. А наши интеллектуалы совершенно неспособны это оценить. Им всё не так. Они даже не возражают Путину по существу, а стебутся и троллят. То есть показывают свою неспособность быть интеллектуалами-то. Позорище, а не российская либеральная интеллигенция».
«Подумайте, ведь Путин, — указывает Сергей Александрович, — самый образованный лидер России за 100 лет. Он намного образованнее и Ельцина, и Брежнева, и Хрущева, и Сталина. Только Ленин может сравниться с Путиным по уровню образования». Надо заметить, опять же, на полях, что как и Владимир Ильич Ленин, Владимир Владимирович Путин юрист. То есть они профессионально близки. Правда, Владимир Ильич Ленин никогда не работал в спецслужбах — во всяком случае, формально. А если неформально, то скорее в германских.
«Путин — один из самых образованных мировых лидеров сегодня. Если вы считаете себя либеральной интеллигенцией, то научитесь ценить такого умеренного консерватора и мыслителя, как Путин. Иначе к вам придет современный Сталин эпохи постмодерна и соцсетей. Тогда-то и взвоете. Тогда-то и заплачете горькими слезами, вспоминая годы правления Путина как золотую эпоху, которую вы не смогли увидеть и поддержать из-за своих мелких хотелок, комплексов, интеллектуальной нищеты, моральной и политической неполноценности», — продолжает Сергей Александрович Марков.
«Путин рискует быть философом на троне, но так и не понятым, как был не понят при жизни Марк Аврелий, император и философ-стоик». Ну что ж, я думаю, мы можем сделать всё возможное, чтобы Владимир Владимирович Путин был понят.
С.Белковский: Будем ли мы, когда Владимир Владимирович Путин уйдет, вспоминать его время как Золотой век?
В принципе, с Марком Аврелием всё было хорошо, насколько я помню. Тогда я был еще молодой, в те времена — это II век нашей эры. Марк Аврелий — пятый в череде «хороших императоров», и последний. Последний «хороший» император из династии Антонинов. Его правление действительно потом было объявлено Золотым веком, а сам он обожествлен сразу после смерти.
Действительно, он считается философом стоического направления, одним из лидеров так называемой Поздней Стои. Существует даже письменный источник его философии. Это так называемая книга «К самому себе». У нее несколько названий, но базовое название — «К самому себе», где в 12 главах, каждая из которых называется также и книгой, перечисляются основные соображения Марка Аврелия о жизни.
Цитировать их смысла нет. Кроме того, не будем скрывать, что, по мнению многих исследователей, вся эта байда фальсифицирована и написана за Марка Аврелия несколько позже, в XVI веке нашей эры, когда это «К самому себе» было издано.
Но так или иначе, помимо общих начал стоической философии, которая тоже, безусловно, подразумевает обращение к жизненному заданию и к известному принципу, что желающего судьба ведет, а нежелающего тащит, стоики впервые сформулировали понимание «свободы для» — свободы как осознанной необходимости, всего комплекса возможностей для самореализации человека в определенных исторических, культурных и прочих житейских обстоятельствах.
Чему и следовал Марк Аврелий, который воспринимал свою власть как огромное бремя, долг и служение и видел свою основную задачу в сохранении Римской империи, раздираемой, с одной стороны, внутренним падением нравов, с другой стороны, постоянной угрозой варваров, периодически конвертировавшейся в их физические нападения. И здесь, на войне Марк Аврелий был вполне успешен.
Марк Аврелий оказался последним в череде из 5-ти «хороших» императоров. Каждый из них передавал власть не родному ребенку, а приемному, адаптированному. По такому сценарию правителем стал и сам Марк Аврелий. Но вот сам Марк Аврелий уже передал власть своему биологическому сыну Коммоду, который всё и испортил. Он был уже не «хорошим» императором, а, совсем наоборот, плохим. На троне сошел с ума, предавался разврату, представал то в образе гладиатора, что было совершенно невозможно для свободного человека, то, наоборот, языческого бога, и, в общем, был убит соратниками, включая собственную даму сердца.
Но при этом, поскольку Марк Аврелий, обсуждаемый нами с подачи Сергея Александровича Маркова, император и философ на троне, естественно, как всякий уважающий себя в то время император, да еще к тому же философ, конечно, скорее склонялся к однополой любви, поэтому, сообразно одной из исторических версий, Коммод всё же не был его биологическим сыном, а был сыном гладиатора, и отсюда многие проблемы и, собственно, любовь Коммода к гладиаторскому искусству, которая сильно подвела и его самого, и Рим как таковой.
Но действительно, важен контекст, обозначаемый Сергеем Александровичем Марковым. Будем ли мы, когда Владимир Владимирович Путин уйдет, вспоминать его время как Золотой век? То есть придет ли ему на смену наш русский Коммод? Помните, «пьяный, боясь упасть, вывалился из спальни комод», как сказал Владимир Владимирович Маяковский по аналогичному поводу.
Надо сказать, что как в российских элитах, так и в мире вообще, и в частности, на так называемом Западе, нарастает эта мысль, что если Владимиру Владимировичу придется уйти, то на смену ему придет человек, не столь приверженный как ценностям Поздней Стои в духе Марка Аврелия, так и философии дзюдо. И поэтому огромные возможности, которые предоставляет российская власть, эта абсолютная монархия с ее ресурсами, как экономическими, так и военными (а, как подчеркивал сейчас на Валдайском форуме Владимир Путин, главный ресурс этой власти — это терпение русского народа, также известного как многонациональный народ Российской Федерации), будут использованы не по назначению, не так сдержанно следующими правителями.
То есть ситуация пойдет вразнос. Международная деструктивность России, а также уровень ее внутренней репрессивности могут существенно возрасти. И вот эта мысль сегодня терзает и пронзает, как я уже сказал, российские элиты, многие представители которых задумываются о том, что все эти гонения и репрессии на иноагентов — это фигня. Вот когда уйдет Владимир Владимирович, выступающий гарантом безопасности сотен и тысяч российских элитариев и их стабильности, тогда начнут сажать уже настоящих людей — не каких-то там журналистов или философов, которые не на троне. Начнется мощный передел с кровью. И неважно, что он подорвет основы стабильности самого государства. Это будет уже потом. А сначала начнется существенный передел.
Всего этого не случится лишь до тех пор, пока Владимир Владимирович остается. Конечно, если повезет, и на смену Марку Аврелию придет Марк Аврелий-2, пусть даже коллегиальный, это хорошо. Но всё-таки больше шансов, что придет Коммод. И поэтому скорее все будут уговаривать Владимира Владимировича всё-таки оставаться, а главное, уговаривать себя, что он должен оставаться.
С.Белковский: Как бы ни было тяжело с Владимиром Владимировичем Путиным, он стал абсолютно предсказуем и понятен
И наверное, самое печальное для свободолюбивой части русской цивилизации и для прогрессивной общественности — что так начинают думать и западные элиты. Еще недавно казалось, что вот уйдет Владимир Владимирович — тут-то и снимут с Россией санкции, и как раз наступит Золотой век. Нет. Даже если анализировать деятельность и явную и неявную позицию демократической администрации Джозефа Байдена, можно скорее судить об обратном.
Действительно, как бы ни было тяжело с Владимиром Владимировичем Путиным, он стал абсолютно предсказуем и понятен. Он находится в определенных рамках и берегах. То, что происходит с русским народом, кого когда волновало, в конце концов? Никого и никогда. А на международной арене всё-таки определенная предсказуемость базируется только и лично на нем. Потому что он мог зайти гораздо дальше, в том числе с учетом всего объективного комплекса мировых проблем и слабости нынешних международных мировых элит. Поэтому все хотят пролонгации полномочий Марка Аврелия, а Коммода не хочет никто.
Надо иметь в виду, что Марк Аврелий, наш философ на троне, обожествленный сразу после смерти (правда, Владимир Владимирович Путин частично обожествлен при жизни, в том числе религиозной организацией РПЦ МП, что еще раз подчеркивает, что Сергей Александрович Марков напрасно боится, что философ уйдет с трона непонятным), умер от чумы, и не где-нибудь, а в Вене — в городе, где находятся многие международные организации, и который не раз был площадкой важных переговоров по существенным вопросам международного, глобального и прочего значения.
Но книжку «К самому себе», я думаю, Владимиру Владимировичу Путину надо уже готовить, чтобы потом не было никаких инсинуаций: дескать, она фальсифицирована позднейшими авторами, и этот набор банальностей приписан Марку Аврелию, чтобы создать ему какую-то ценность. Чтобы этого не было, надо уже писать. В том числе я думаю, что наша организация ФСБ совместно с эксклюзивным телеграм-каналом «Белковский» и программой «Время Белковского» примут в этом определенное участие, поскольку нам есть что сказать. Свою версию этой философской книги Путина как представителя Поздней Стои мы, безусловно, предложим.
Итак, наш представитель Поздней Стои, символ Золотого века, последний в череде «хороших» императоров. Причем, судя по всему, «хороших» императоров земной истории вообще, ибо демократия не порождает ничего такого хорошего. Есть еще, правда, Си Цзиньпин, председатель КНР, который породил на этой неделе представление о том, что собирается оставаться у власти минимум до 2032 года. Но всё-таки он более изолирован и, с точки зрения европоцентричного сознания с ресурсной точки зрения важен, но концептуально не так, как Владимир Владимирович Путин.
И вот Марк Аврелий на Валдайском форуме в Сочи обозначил концептуальные приоритеты своего правления путинской Россией. Обо многом из этого он говорил и раньше, да и вы, моя многоуважаемая аудитория, всё прекрасно знаете. Поэтому я не буду вдаваться в детали, а скажу только о главном.
Безусловно, помимо пятничного помилования иноагентов в связи с тем, что к нему обратился с хлопотами об их судьбе сам нобелевский лауреат Дмитрий Муратов, Владимир Путин, безусловно, обозначил нынешнюю Россию как бастион, оплот и источник современного консерватизма. Многие тенденции в мире ему не нравятся, и противостоять им можно только с точки зрения его нынешних подходов.
Владимир Путин — страж прошлого. А поскольку ценности прошлого весьма популярны не только в России, но и среди миллиардов обитателей всей прочей Земли, то можно сказать, что действительно Путин стал исторической фигурой международного значения. И в том, что я сейчас говорю, нет ни малейшей иронии.
Кстати, накануне Валдайского форума его оргкомитет выпустил доклад, который достаточно недвусмысленно назывался «Возвращение будущего». Тем самым было констатировано, что мы живем в эпоху Возвращения, а сама фраза «возвращение будущего» звучала, собственно, и в нашем трактате «Эпоха Возвращения», подготовленном за полгода до нынешнего Валдайского форма, и который я имел честь и счастье читать в этом эфире еще в мае-июне нынешнего года. В трактате «Эпоха Возвращения» говорилось так: «При том, разумеется, эпоха Возвращения не означает какого бы то ни было движения назад. Речь идет о возвращении в будущее, а не в прошлое».
Доклад Валдайского форума предвосхищал основные тезисы Владимира Путина и очень тесно перекликался с ними. Основная его идея состоит в том, что закончилась глобализация в старом формате. Мир снова быстро понастроил под предлогом эпидемии covid-19 огромные заборы и отменил значительную часть свобод, а возрождаться какая-то интеграция будет скорее в региональном, чем в глобальном масштабе.
С.Белковский: Владимир Путин констатировал кризис современного капитализма
С этим отчасти можно согласиться в том смысле, что мир снова начнет осознавать цивилизационные различия, и эти цивилизационные границы станут весомыми, грубыми, зримыми и ощутимыми. Но всё равно вопрос обмена идей, технологий и финансовой системы останутся глобальными. Они не могут стать региональными по определению.
Владимир Путин констатировал кризис современного капитализма. Его модель, по его словам, исчерпала себя. «В его рамках нет больше выхода из клубка всё более запутанных противоречий». Эту мысль Марк Аврелий наших дней не расшифровал. Поэтому можно, опять же, лишь догадываться по косвенным признакам, что он имеет в виду. Но судя по тому, что он говорит и делает долгие годы напролет, Владимир Путин считает, что исчерпала себя именно американоцентричная модель капитализма, когда все важнейшие решения принимаются Америкой и/или американскими корпорациями, и потом доводятся до всех прочих стран и регионов мира.
С самой постановкой вопроса мы полностью согласны. Я действительно считаю, что существующая модель капитализма себя исчерпала. Что это означает? Исчерпала модель, ориентированная на 3 вещи — рост, экспансию и войну.
Абсолютизация экономического роста как важного параметра — мы с вами уже говорили, это один из важных элементов трактата «Эпоха Возвращения» и концепции эпохи Возвращения, что в новых условиях экономический рост не является столь важным параметром. Целью является не победа над себе подобными, а ощущение внутренней гармонии человека или того или иного человеческого сообщества, корпорации или государство и так далее — любых форм человеческой человеческой общности. И если экономический рост сопутствует и соответствует целям достижения гармонии, он хорош. Не соответствует — он неважен. К тому же, как всякий статистический параметр, он легко фальсифицируем.
Точно так же если эпоха Просвещения и позднее Просвещение в основном ориентировались на необходимость воевать с каким-нибудь соперником и победить его, то приоритет Возвращения — это снять противоречие между собой и соперником диалектическими методами. Поэтому, собственно, сама по себе экспансия уже перестает быть самодовлеющий ценностью. Ибо гармоничен ты можешь быть только в собственной нише — жизненной ли нише, экономической и так далее. У тебя нет и не может быть цели захватить все ресурсы окружающего мира. Это контрпродуктивно и саморазрушительно, самоубийственно.
Поэтому действительно эта экономика экспансии и роста уходит в прошлое. На передний план выходит модель гармонии. И в этом смысле этот капитализм, как бы его ни называть, не будет прежним. Хотя и сами термины «капитализм» и «социализм» тоже являются устаревшими. Владимир Владимирович также акцентировал внимание на том, что источником легитимности проекта «Российская Федерация», который он возглавляет и олицетворяет, является всё же Вторая мировая война. То есть «холодной войны» не было, и Советский Союз в ней не проиграл. В этом смысле Россия остается правопреемником Советского Союза тоже. Поэтому очень важно подчеркнуть, что советские правители, хороши ли они, плохи ли по тем или иным вопросам, всё равно качественно отличаются от нацистских правителей.
Почему? Потому что они победители во Второй мировой войне, а победителей не судят. История, как известно, спит с победителем. И если считать Вторую мировую войну источником легитимности миропорядка, то да, советские правители были значительно лучше нацистских, потому что те проиграли. Вот и всё. Но если уже рассматривать «холодную войну» как свершившийся исторический факт, это не совсем так, потому что ее советские правители проиграли, и советский проект прекратил свое существование по ее итогам.
Но это уже другой вопрос. Путин так не рассуждает. Именно поэтому он считает необходимым сохранение институтов типа ООН и критикует даже своего ситуативного друга и партнера Реджепа Тайипа Эрдогана, который считает, что страны-победители Второй мировой войны больше не должны диктовать мировые правила игры и повестку.
Здесь-то прав Эрдоган, конечно. Много войны утекло... Оговорка по Фрейду. Много воды утекло, и мы сейчас живем вовсе не в Ялтинско-Потсдамском мире, как считает Владимир Путин. Но с точки зрения своей позиции Путин абсолютно прав. Если считать, что РФ невозможна без легитимности Второй мировой войны, то да, ООН нужна.
На мой-то белковский взгляд, ООН надо было стремительно распустить сразу после распада Советского Союза, потому что с тех пор она превращалась, во-первых, в исключительно самопожирающую бюрократическую организацию, как всякая структура такого толка, а во-вторых, скорее в источник международных проблем, чем в механизм их решения. Собственно, и в Ялтинско-Потсдамском мире она была не особенно нужна. Но тогда еще было много иллюзий, которые позволяли ООН поддерживать. Эти иллюзии стали совершенно избыточными после 1991 года.
Ну и традиционно Владимир Путин, конечно, уделял внимание энергетике. Но до энергетики я всё-таки поговорил бы о том, что Владимир Путин, как типичный консерватор, лидер глобальной консервативной партии и ее лицо, раскритиковал революции как способ трансформации человеческой жизни. «Ни одна революция не стоила того урона, который она принесла человечеству», — сказал Владимир Владимирович.
Здесь проявляется присущее, опять же, его психотипу стремление и неизменная готовность делегировать истории сослагательное наклонение, которого та не терпит. Вообще всякое историческое событие закономерно. Как говорил Гегель, необходимость умеет рядиться в одежды случайности. И революция тоже. Как и война. Понимаете, с таким же успехом можно говорить, что Вторая мировая война была крайне разрушительным событием, но предотвратить ее было невозможно.
С.Белковский: Советский режим мог существовать только в условиях перманентной войны
Кроме того, Владимир Путин утверждал на Валдайском форуме, что Советский Союз сделал всё возможное для предотвращения Второй мировой войны. Это верно лишь в том смысле, что Советский Союз и его лидер Иосиф Виссарионович Сталин хотели изменить формат войны. Они хотели, чтобы Германия сначала раздраконила евроатлантический мир. Эти Левиафан и Бегемот, Лев и Единорог уели бы друг друга, а потом Советский Союз на всех бы напал и завоевал.
В этом смысле прав был Лев Давидович Троцкий с идеей перманентной революции. Революция может быть только перманентной — как только она останавливается, революционное дело начинает безнадежно буксовать, потому что у человечества есть возможность опомниться и сказать: «А зачем нам это всё надо?».
Так же и с войной. Советский режим мог существовать только в условиях перманентной войны. И наряду с еще двумя столпами — массовым рабским трудом и тотальным страхом перед всеуничтожающей государственной машиной, это могло обеспечивать продвижение советского проекта вперед по столбовой дороге истории.
Собственно, правы те сталинисты, которые утверждают, что советский проект стал нереализуем со смертью Иосифа Сталина. Да. Потому что диалектическая триада «перманентная война, рабский труд, тотальный страх» уходили вместе со Сталиным, а без них советский проект уже не имел шансов на полноценную и полноформатную реализацию. Так или иначе, система начинала клониться к закату.
Но революции, так же, как и войны, случаются тогда, когда они не могут не случиться — когда накопленные противоречия не находят другого выхода. Поэтому бессмысленно говорить: «Ах, как плохи были революции». Надо просто анализировать их причины и делать так, чтобы противоречия диалектически снимались нереволюционным путем. Не накапливать их, не прятать их в чуланах и подвалах истории, а выносить на передний план и воздействовать на эти ситуации мирно.
Чего, конечно, сам Владимир Владимирович Путин не делает. Он все сложности современной России загоняет куда-то под спуд, забивает за плинтус. И весь этот мусор, конечно, полезет из-под плинтуса, когда эпоха «хорошего» императора — одного, олицетворяющего сразу пять — закончится.
Поэтому бороться с революцией можно только по известному принципу Лампедузы: перманентно менять всё, ничего не меняя в корне. Но этого Владимир Владимирович Путин тоже не делает. Он не перманентно меняет всё. Он искренне считает, что революцию можно предотвратить методом ее заклинания.
И наконец, Путин был активен в области энергетики, фактически дав понять, что энергетический переход является средством конкурентной борьбы Запада с остальным миром и способом подчинения. Поэтому Россия, что бы она там ни говорила формально, сделает всё, чтобы сохранить энергетику в рамках ее нынешних приоритетов. Пусть и конечных по времени, но когда-нибудь чума и Вена доведут Марка Аврелия до мавзолея.
При этом Владимир Владимирович Путин не преминул воспользоваться возможностью раскритиковать демократию в ее основе, сказав, в частности: «Решения по энергетике на Западе принимаются в рамках политических циклов, причем неспециалистами, которые фактически обманывают избирателей».
Здесь, в одной этой короткой путинской фразе, опять же, целая философия, которая в книге «К самому себе» будет разложена на тезисы по 12 главам. Итак, демократия плоха тем, что в принципе решения принимаются сообразно политическим циклам. А если ты сидишь на троне вечно и никак не ограничен по времени, то ты не должен ничего решать в угоду конъюнктуре.
С.Белковский: Демократия выдвигает на передний план неспециалистов, а править должны специалисты.
Дальше там Путин еще даже погрозил пальцем вечности, сказав, что он не думает о своем месте в истории, поскольку иначе трудно принимать решения. Вот как. Его власть не ограничена ничем, и поэтому он неконъюнктурен. Это всегда важная для него мысль, особенно сейчас. Он не действует в угоду каким-то мелким страстям и прихотям — своим ли, своих ли друзей или народов. Нет, он мыслит фундаментально и навсегда.
Демократия выдвигает на передний план неспециалистов, а править должны специалисты. Это всё так, действительно. Политические фигуры — это, как правило, дилетанты. Другое дело, что дилетант... А «diletto» — это, кстати, «удовольствие» по-итальянски. Значит, дилетант — человек, получающий удовольствие от того, что он делает, в отличие от профессионала, который воспринимает свою деятельность в качестве тяжелейшего бремени.
Так вот, политик и должен быть дилетантом. Власть должна принадлежать дилетантам. Что такое дилетант? Это человек, владеющий междисциплинарными технологиями, который знает обо всем понемногу. Кстати, обратите внимание, что само понятие «энциклопедические знания» означает «обо всем понемногу», поскольку статьи в любой энциклопедии очень короткие и не дают развернутого и глубокого представления о предмете. А уже на следующем, управленческом уровне выступают профессионалы, которые выполняют политические решения.
Но это всё Путину не нравится. И вот в своем выступлении на Валдайском форуме он еще раз акцентировался на том, чем вредна демократия, в том числе с точки зрения выдвижения междисциплинарных людей на передние роли. Ну и всеобщего усреднения. Конечно, это тоже проблема демократии, независимо от того, рефлексирует на эту тему Владимир Путин или нет.
Так что, безусловно, Валдайский форум стал важной площадкой и ареной политико-исторической манифестации нашего Марка Аврелия. И нам с этим жить, хотим мы того или нет. Опять же, свобода — это осознанная необходимость. Если мы созданы в эпоху Путина и приуготовлены к жизни в эту эпоху, значит, мы должны делать так, чтобы наше собственное жизненное задание не было зависимо от представлений и приоритетов даже божественного императора.
И действительно, мы не должны забывать, что всегда может быть хуже. Помните этот известный анекдот: чем оптимист отличается от пессимиста? Оптимист считает, что хуже уже не будет, а пессимист прекрасно знает, что будет. Или, как говорил Михаил Михайлович Жванецкий, в то, что будет лучше, не верю, в то, что будет хуже, верю сразу и во веки веков.
Другой ключевой российский политик Алексей Анатольевич Навальный, он же политзаключенный № 1 в России, как известно, получил на этой неделе Сахаровскую премию от Европарламента. Эта премия, помимо того, что всё-таки заслуги Алексея Анатольевича Навального были отмечены на достаточно высоком уровне, хоть он и не получил Нобелевской премии мира накануне очередного отопительного сезона, важна тем, что привела к куче косвенных последствий.
В частности, к окончательному морально-политическому самоубийству партии «Яблоко». Потому что выяснилось, что Сергей Иваненко, зампред партии «Яблоко», доверенное лицо ее основателя Григория Явлинского, писал письмо в Европарламент с призывом не давать Навальному премии, ссылаясь на то, что Навальный, дескать, националист.
Надо заметить, что Нобелевскую премию мира получило огромное количество националистов, включая Нельсона Манделу, Аун Сан Су Чжи, Ясира Арафата (хоть он и национал-социалист — прошу прощения, это не глорификация нацизма). В общем-то, и Ицхак Рабин и Шимон Перес, получившие премию вместе с Арафатом, вполне могут считаться еврейскими националистами. В общем, масса кто.
Поэтому навальнистский демократический национализм — это, на мой взгляд, одно из самых приятных и обаятельных, что есть в Алексее Анатольевиче как в политике. И уж точно это не аргумент не присуждать ему премий высокого уровня. Ибо, собственно, с тех пор, как родилась доктрина национального государства с одной стороны и демократии с другой, национализм в формате национал-демократии — это одна из важных движущих сил истории, особенно в ту самую эпоху Просвещения, на финише которой мы всё еще продолжаем заседать. То есть одной ногой мы уже в эпохе Возвращения, но другой еще в прошлом, как это всегда и бывает.
С.Белковский: Одной ногой мы уже в эпохе Возвращения, но другой еще в прошлом, как это всегда и бывает
Тем самым стало понятно, что партия «Яблоко» вместе с КПРФ и ЛДПР остаются в какой-то прежней загробной политической реальности 90-х годов. Надо сказать, что эту цепочку КПРФ-ЛДПР-«Яблоко» вместе с их лидерами, эти три политические силы, безусловно, объединяет одно. Это люди, которые пришли в политику, совершенно не желая быть у власти. Которые боялись пребывания у власти гораздо больше, чем поражения в борьбе за власть.
Кучу аргументов, почему за власть не надо и невозможно бороться, они всегда находили, и эти аргументы в каждом случае были весьма благовидными: то выборы фальсифицированные, поэтому их нельзя было выиграть, то в принципе у власти сейчас находиться не время и не место, а надо будет как-нибудь потом. Это «потом» никогда не наступает, но это только благотворно для КПРФ, ЛДПР и «Яблоко» с точки зрения тех задач, которые они перед собой ставили.
Я надеюсь, что к следующим думским выборам, которые если состоятся по графику, то в 2026 году, мы увидим в них совершенно других игроков на политической арене. Хотя и старые, естественно, будут всячески цепляться. Но вот, я говорю, они уже совершают откровенно саморазрушительные шаги.
Именно это нежелание ключевых фигур российского политического бомонда 90-х годов быть у власти и предопределило приход к власти Владимира Путина, который тоже у ней не хотел быть, но, подобно Марку Аврелию, воспринимал ее как долг. И это восприятие власти-долга он, кстати, неявно, но недвусмысленно транслировал в своей программной речи на Валдайском форуме.
Собственно, и секрет резкого взлета Алексея Анатольевича Навального в минувшее десятилетие был связан с тем, что страна и мир увидели человека, который действительно хочет власти, и этим качественно отличается от подавляющего большинства других российских политиков. Не разменять, не расторговать себя на какие-то договоренности с Кремлем и другими политическими или экономическими структурами — он действительно хочет прийти к власти. Вот поэтому, собственно, на Навальном и было сконцентрировано столько надежд, и столько внимательных глаз — и благосклонных, и нет — к нему привлечено. Это же истинное желание власти привело его и в тюрьму.
Но карьера его, безусловно, продолжается. И сейчас, в том числе в контексте Сахаровской премии и выступления самого Алексея Анатольевича, я считал бы, что хорошо, если он задумается о своем участии в религиозной реформации. Эта роль кажется мне для него и более конструктивной, и продуктивной, и реалистичной, чем борьба за ускользающий трон Марка Аврелия, который с уходом нынешнего императора не будет прежним, в старом понимании. Поэтому бороться за какой-то актив, смысл и содержание которого качественно изменится в ближайшее десятилетие, смысла нет — будь то президентский пост, или пакет акций какой-нибудь корпорации, или любой другой морально и физически устаревшей проект.
Наконец, под занавес «Мавзолея» мы не можем не сказать о проекте «Диоген» («Ищу человека»), который мы в прошлый раз предложили за миллион рублей партии «Новые люди». Помните, всё началось с нашего анализа судьбы Светланы Черновой, которая 35 лет живет в бочке в Омске. И вот, как выяснилось, как раз на следующей неделе после нашей программы известная московская волонтерка Елена Тришина организовала сбор денег в интернете, краудфандинг. В результате были собраны средства, необходимые и достаточные для приобретения Светлане Черновой квартиры. Светлана на этой неделе переехала из бочки в квартиру.
Мы очень благодарим Елену Тришину и поздравляем и Елену Тришину, и Светлана Чернову с этим блестящим проектом. Поздравляем еще и потому, что, помимо конкретного доброго дела, которое было сделано, это отражение общей тенденции эпохи: иерархические структуры уступают место сетевым.
Можно было до бесконечности обращаться в министерства, в благотворительные фонды, куда угодно, и жить в бочке еще десятилетия. А вот простая волонтерка берет подручные средства, и за неделю проблема решена. И не нужны все эти иерархические структуры, которые тратят большую часть ресурсов, поступающих к ним и в них из внешнего мира, на обогащение своих лидеров — будь то министерство, будь то официальная организованная благотворительность. Поэтому спасибо вам всем, кто доказывает приход новых времен!
В рубрике «Ковидославие» мы, конечно, не можем сегодня избежать обсуждения covid-19, поскольку уже на наступающей неделе нас ждет очередной локдаун. Он короткий, но в отдельных проявлениях может быть продлен. При этом, естественно, метро и другой общественный транспорт продолжают работать — основные системы распространения вируса.
С.Белковский: Локдаун всё же носит больше пропагандистский, а не предметный характер
А значит, локдаун всё же носит больше пропагандистский, а не предметный характер. Его цель — не пресечь контакты между людьми, поскольку в метро людей неизмеримо больше, чем в ресторанах, так или иначе. Цель — показать, что если вы не будете ускоренно вакцинироваться, то мы можем всё запереть навсегда. Локдаун существует — вспомните о нем! Потому что весной прошлого 2020 года локдаун действительно был очень депрессирующим, деморализующим фактором для многих. Все хотели с ним как можно быстрее покончить и из него выйти.
Кроме того, это способ использовать вакцинированных для давления на тех, кто вакцинироваться не успел. Мол, одни должны сказать другим: «Из-за вас вводятся такие драконовские меры». Именно поэтому вакцинированным не предоставляется никаких поблажек во время этого локдауна, кроме того, что их (то есть нас — я тоже вакцинирован) будут допускать в театры и музеи. Задача состоит в том, чтобы вакцинированные были мотивированы распространять свои представления о предмете как можно более широко.
Но я думаю, что локдаун мы пройдем совершенно спокойно. Тем более, уже карантинный опыт прошлого показал все преимущества этого. Ты не суетишься, занимаешься своими делами; не тратишь деньги в ресторанах, а кушаешь дома; всегда вспоминаешь о ценностях собственного дома, который является одной из жизнеобразующих конструкций нашей эпохи Возвращения. Где ты? Твои координаты в пространстве времени — ты их уточняешь вновь. В этом смысле спасибо за локдаун!
Кроме того, локдаун привлек внимание к проблематике эйджизма, потому что мэр Москвы Сергей Собянин обратился к людям старше 60 лет с призывом срочно вакцинироваться, иначе жизнь их закончится раньше времени де-факто, поскольку они будут лишены прав человека. И обратился он, назвав свою аудиторию «дедушки и бабушки».
Это недопустимый уровень эйджизма. Конечно, можно создать какую-нибудь структуру, условно назвав ее «Фонд Мафусаила», подать от имени всех пожилых людей в суд и засудить мэрию Москвы где-нибудь на миллиард долларов как минимум. Может быть, мы этим проектом и займемся в обозримой перспективе.
Тогда же, когда Сергей Собянин потребовал от бабушек и дедушек вакцинироваться, министр здравоохранения Михаил Мурашко призвал бабушек и дедушек же, только с медицинским образованием и специальностью, выйти на работу.
С.Белковский: Очередной локдаун нанес большой удар по свадебной индустрии
То есть одни бабушки и дедушки удаляются на самоизоляцию, другие выходят на работу. Видимо, чтобы поддерживать общий баланс бабушек и дедушек в природе, не иначе. Что еще раз говорит о том, что никакой всеобъемлющей и последовательной стратегии обращения с эпидемией у власти нет. Может быть, и слава Богу. Поэтому ущерб меньше. Не всех воробьев уничтожили.
Но наш любимый covid-19 продолжает проявлять свое благотворное влияние на человечество. В частности, например, выяснилось, что очередной локдаун нанес большой удар по свадебной индустрии, поскольку очень много людей назначили свадьбы на период с 28-го по 7-е ноября, особенно в Москве. Сейчас эти мероприятия будут или перенесены на определенный срок, или отменены без компенсации. То есть все уже потраченные на них деньги растворятся в пространстве-времени.
Это тоже один из трендов эпохи Возвращения, поскольку вообще вся эта пышная свадебная церемония, всякие банкеты, пьянки, гулянки тоже относятся к прошлому. Это совершенно не нужно. Люди должны вступать в брак совершенно сознательно и осмысленно, а не ради праздника как такового. А сейчас это часто происходит: люди женятся, только чтобы пройти эту череду пьянок и гулянок, а потом можно и разводиться. Что делает основания для свадьбы очень зыбкими.
То есть, иными словами, карантинные времена, ковидные времена заставят миллионы людей очень тщательно осмыслить, во-первых, надо ли вступать в брак, во-вторых, наличествуют ли должные основания, помимо просто стремления погрузиться в стихию праздника на непродолжительное время, а потом выйти из нее с глубоким физическим и моральным похмельем.
В рубрике «Эпоха Возвращения», которая, как я уже сказал, теперь объединяет у нас рубрики «Зеленое время» и «ИИ-настоящий», мы хотим поговорить о некоторых важных событиях грядущих времен. Во-первых, 28 октября — важнейший в мировой истории день: Facebook будет менять название своей материнской компании. Потому что теперь вся система Facebook будет позиционироваться как Метавселенная.
Мы с вами уже говорили, что человек вообще живет в метавселенной, и фактически Facebook хочет оформить это в качестве технологической институции. Это в чистом виде сетевая структура, альтернативная иерархическим структурам прошлого, включая структуру и государства, и корпорации, которые отчасти являются иерархическими структурами тоже.
Кстати, на Валдайском форуме Владимир Путин вновь грозил и корпоративному миру, и сетевым отношениям, говоря о том, что важнейшим элементом мира всегда было и должно оставаться государство, государство должно укрепляться, и выход из всех глобальных кризисов возможен только с помощью отдельных суверенных и независимых государств совершенно олдскульного образца — еще раз солидаризировавшись с государством как институтом в борьбе с нарастающими силами будущего.
Собственно, вот эта Metaverse, Метавселенная может стать и названием материнской компании Facebook, что, с точки зрения Марка Цукерберга и его маркетинга, было бы абсолютно правильно, поскольку установило бы жесткую ассоциативную связь между самим термином «метавселенная» и Фейсбуком. Хотя метавселенные в огромном количестве будут создаваться именно как механизм технологической интеграции человека в мир его воображения, в котором человек существует и так, поскольку он живет в настоящем, прошлом и будущем одновременно.
На этом фоне случилось нечто не очень броское с медийной точки зрения, но весьма важное. Крупные когнитивные нейробиологи-исследователи, в частности Аарон Барби, профессор Университета Иллинойса, Ричард Паттерсон из Университета Эмори, Стивен Сломан, профессор когнитивных, лингвистических и психологических наук в Университете Брауна, опубликовали «Меморандум о смене курса» — манифест в области нейронауки. Это существенная проблема, поэтому я процитирую этот манифест. Опубликован он у нас. Я лично получил его благодаря известному исследователю и визионеру Сергею Карелову.
«В нейронауке, — говорится в манифесте, — нет продвижения за последние 50 лет, потому что какой-то из фактов, которые мы считаем верными, неверен. Ошибочный факт — это предположение, что человеческие знания представлены в индивидуальном мозге и передаются между людьми, тогда как процессы познания происходят в социокогнитивных сетях сообществ знаний.
Исправлением этого ошибочного факта будет признание, что индивидуален может быть только мозг, а разум — исключительно коллективный феномен. В силу этого познание просто несводимо к нейробиологии. Оно распределено в физическом мире по многим умам, в том числе давно умерших людей, и бесчисленному множеству артефактов». Артефакт — в данном случае это научный факт разной степени достоверности, а не художественный.
«Задача понимания сложных предметов, явлений и идей, по сути, сводится к его передаче на аутсорсинг — использованию опыта других людей для принятия собственных решений. То есть познание — это в значительной степени групповая, а не индивидуальная деятельность. В своих рассуждениях, представлениях и принятии решений люди зависят от других.
Когнитивная нейробиология неспособна пролить свет на этот аспект когнитивной разработки. Задача состоит в том, чтобы научиться фиксировать появление и наличие знаний не в мозге отдельного человека, а в ходе аутсорсинга познания в социокогнитивной сети. Стремясь к этому, нейробиологам надо обратиться к трансдисциплинарному (то есть междисциплинарному) подходу к наукам, значительно опередившим нейробиологию в понимании процессов в сообществе знаний — социальной эпистемологии, социально-философским аспектам представления знаний в языке и так далее».
О чем идет речь? Манифест гораздо более длинный, и я не буду читать дальше фрагменты из него, поскольку всё ясно и так. Как в пустых листовках, которые, помните, Рабинович раздавал на Красной площади: «А чего писать, когда и так всё понятно?». Это фактически полностью коррелирует с нашим с вами трактатом «Эпоха Возвращения» и доктриной Возвращения — что знания существуют в некоем глобальном резервуаре знаний и могут быть оттуда почерпнуты в любой момент по непонятным причинам.
Мы с вами говорили о том, что, во-первых, эпоха Возвращения предполагает преодоление великого разрыва между научным и религиозным познанием мира, а также между тем, что до сих пор считается естественными и гуманитарными науками. Жесткая грань, граница между ними будет стерта.
Кроме того, эпоха Возвращения несет полное равноправие всех форм человеческого опыта. Узнал ли ты что-нибудь, увидев собственными глазами, или помечтал об этом, или увидел во сне — это одно и тоже. Это и есть та самая метавселенная, в которой ты живешь. Всё, что ты можешь себе представить, может в какое-то время (необязательно сейчас) и с кем-то (необязательно с тобой) случиться. Поэтому здесь именно на религиозных основаниях и снимаются те противоречия между индивидуальным и коллективным познанием, о которых говорят уважаемые когнитивные нейробиологи в своем манифесте.
Так часто бывает, что человек знает свое будущее, но забывает о том, что он его знает. Он даже оставляет следы этого знания, потому что на него как-то нисходит это представление о будущем, но он не придает этим озарениям, этим интуициям должного значения и внимания, и поэтому не руководствуется ими в практической деятельности. А зря.
С.Белковский: Бывает, что человек знает свое будущее, но забывает о том, что он его знает
Вот, например, на днях, как мы знаем, случился скандал с актером Алеком Болдуином, который из холостого пистолета застрелил оператора, уроженку Украины, и тяжело ранил еще одного человека на съемочной площадке. Помимо того, что Алек Болдуин шел к этому всей своей жизнью, поскольку он был человек яростный, гневный, не контролирующий себя и даже проходил терапию по управлению гневом и так далее, но 4 года назад, в 2017 году мы обнаружили у него в Твиттере запись о том, какова судьба человека, совершившего непредумышленное убийство.
Это очень занимало его уже тогда. Наконец, сам фильм «Rust», на съемках которого случилась эта трагедия, отчасти посвящен случайному непредумышленному убийству. То есть откуда-то в Алеке Болдуине уже были эти знания о том, что с ним это случится.
Подобно тому, как в ученической тетради Наполеона Бонапарта от 1788 года финальная запись — «Святая Елена, маленький остров». Откуда-то Наполеон знал, что он там окажется. Но, конечно, он об этом не помнил, когда шел от победы к победе и когда короновался в соборе Парижской Богоматери. Причем здесь была Святая Елена?
Поэтому именно философия и технология метавселенных не только в том смысле, который закладывает в это Марк Цукерберг, а вообще — это именно создание механизмов познания, которые на базе равенства всех форм опыта, включая нуминозный, сакральный опыт, и примирения между а) религиозным и научным познанием и б) между так называемыми естественными и так называемыми гуманитарными науками создавали бы единое пространство познания и образования человека. Опять же, исходя из того, что на первом этапе своей жизни человек постигает свое жизненные задание, на втором этапе его реализует. Соответственно, этапы становления и зрелости.
В связи с чем организация ФСБ подготовила концепцию глобальной реформы образования и доктрины образовательной системы близкого будущего. Сейчас, к сожалению, в связи с дефицитом времени мы говорить о ней не будем. Она будет опубликована в телеграм-канале «Белковский» и в канале Союза независимых публицистов, который мы поддерживаем совместно с Александром Глебовичем Невзоровым и еще несколькими выдающимися публицистами, такими, как Владислав Иноземцев, Евгений Ройзман, Юлия Леонидовна Латынина и некоторые другие. Поэтому еще до следующей программы у вас, дорогие друзья, будет возможность с этим ознакомиться.
А сейчас, на финише, у нас, как всегда, музыкальная композиция. Мы знаем, что на днях Грета Тунберг, один из символов «зеленого времени», выступила в роли поп-исполнительницы. Она выступала на концерте в Стокгольме и исполнила известный хит 1980-х годов Рика Эстли «Never gonna give you up». И поскольку Грета Тунберг, безусловно, символ эпохи, мы будем слушать сейчас не «Never gonna give you up», конечно, а совсем наоборот — посвященную самой Грете Тунберг и «зеленому времени», которое она нам принесла, будучи классическим ребенком-пророком эпохи перемен, композицию группы «Бахыт-Компот» на стихи великого русского поэта Вадима Степанцова «Зеленоглазая».
Это была программа «Время Белковского» на «Эхе Москвы». Обязательно подписывайтесь на ютьюб- и ютуб-каналы «Эха Москвы», по возможности на эксклюзивный телеграм-канал «Белковский». Никогда не забывайте про сотрудничество с организацией ФСБ. Очень спасибо и до скорого-скорого!