Купить мерч «Эха»:

Олег Кашин, Лиза Лазерсон - Атака с флангов - 2021-11-25

25.11.2021
Олег Кашин, Лиза Лазерсон - Атака с флангов - 2021-11-25 Скачать

М.Курников

Всем приготовиться. Программа «Атака с флангов». И, как всегда с одного из флангов — журналист Олег Кашин. Здравствуйте, Олег!

О.Кашин

Добрый вечер, Максим! С возвращением.

М.Курников

Спасибо. И с другого фланга — феминистка Лиза Лазерсон. Здравствуйте, Лиза!

Л.Лазерсон

Здравствуйте, Максим! Добрый вечер, Олег и радиослушатели.

М.Курников

Лиза, не кажется ли вам, что у нас какое-то агрессивное, я бы сказал, маскулинное название: «Атака с флангов»? Может быть, «Оборона с флангов» какая-нибудь?

Л.Лазерсон

Может быть, самооборона? По-либертариански начнем

М.Курников

Может быть, самооборона, в конце концов. И не кажется ли вам, Лиза, что после того, как выступил Бастрыкин, называть Кашина «дед» совсем неприлично, потому что теперь Кашин не может претендовать на это священное звание.

О.Кашин

Нет, на самом деле может. Еще раз добрый вечер всем, кроме, наверное, Александра Бастрыкина, который, действительно, на наших глазах сходит с ума, распадается его личность. И Лиза не даст соврать, мы на прошлых неделях не раз говорили о поправении Российского государства, фронтменом которого — поправения — как раз становился Александр Бастрыкин.

И мне самому было неловко перед моими как бы правыми читателями, когда я, с одной стороны, радовался тому, что государство хотя бы символически поворачивается лицом к русским, а, с другой стороны, главного нашего теперь, так сказать, нового «Тесака» во власти обвиняют в том, что он деградирует и сходит с ума на наших глазах. Я думал, как это сопоставить и придумал. На самом деле никакого противоречия нет. Именно что путинский чиновник, путинский силовик может выступать на стороне русских только в случае, если он сходит с ума. И Александр Бастрыкин тому только живейшее подтверждение.

Л.Лазерсон

Слушайте, исчерпывающе, мне кажется, про Бастрыкина. В его этой неадекватности есть такая странность, что его слова все воспринимают всерьез. Вот смотрите, он сказал про Моргенштерна фразу, что тот толкает наркотики через соцсети. Очевидно, ни одной песни Моргенштерна он не слышал и, вероятно, вообще имеет в виду это интервью с Дудем, которое тоже стоил Дудю, собственно, штрафа.

О.Кашин

Вы знаете, Лиза, когда Бастрыкин, действительно, вставил по сути, но сказал: «Моргенштерн торгует наркотиками», то есть, по сути, обвинил его в торговле наркотиками. И вот я читал, как об этом сообщают государственные медиа, РИА «Новости», их как бы не то что жальче всего (их не жалко, конечно), но им пришлось буквально врать. У них заголовок — что Бастрыкин сравнил Моргенштерна с наркоторговцами. То есть понятно, что он обвинил его в торговле наркотиками. У меня такая драматическая история. Я на прошлой неделе для Варламова записывал комментарий и он не прошел, не отправился, поэтому не вышел. А я там говорил, что я советую Моргенштерну не быть идиотом и свалить из России. Но, в общем, можно считать, что он уловил эти мои эманации и говорят, уехал. Говорят, в Дубае, да?

Л.Лазерсон

Во-первых, нет, это неподтвержденная информация. У него в Инстаграме висит анонс завтрашнего концерта. Вот мы завтра точно узнаем. Если он стоит, значит, соответственно, все хорошо. А также про ресторан «Кайф», в котором была проверка лицензии и отсутствующая была лицензия на спиртное, его закрыли — тоже неправда, он работает. Обе эти новости опровергли.

Но вот что интересно с Бастрыкиным и с тем, какой вообще поток полился на Моргенштерна очередной, я бы сказала. Интересно, что мы на прошлой неделе с тобой ругались, какая проклятая «культура отмены» на Западе. Посмотрите, нашу любимую писательницу куда-то не пускают, вот они какие, как они «культуру отмены» приспособили.

И что у нас мы видим. Человеку просто, очевидно, не нравится Моргенштерн, он о нем ничего не знает, но Моргенштерн такой какой-то неприятный человек и Бастрыкин обвиняет его в торговле наркотиками и под это дело полностью человеку ломается карьера. И мы уже, действительно, ждем, что он вот-вот уедет из страны. Подал такой сигнал, что нужно с ним разбираться, прессовать его ресторан и вообще нужно ему уезжать.

Но что здесь для меня самое обидное. Вот есть Моргенштерн — тоже касались этого, — которого прессуют просто по полной программе. При этом Моргенштерн говорит чуть ли не «Крым наш», «Путин — красавчик», собирает агивы, подписки для какого-то родственника Рамзана Кадырова и еще поет: «Спасибо за подписочку на Рамзана Ахматовича!» То есть вот это все он делает и при этом его, действительно, отменяют на государственном уровне, и за него никто не заступается, абсолютно никто, потому что он неприятный человек, поет, что «я очень богатый… я в кадиллаке».

Л.Лазерсон:Ситуация с QR-кодами – настоящий народный бунт, революция, которая происходит на наших глазах

О.Кашин

Здесь же буквально, Лиза, как с Рашкиным. То есть Рашкин во многом неприятный. Вот он у меня был на стриме на моем канале. Он говорит: «Сталин хороший, Дзержинский хороший…» все такое. И ты думаешь: «Ну, действительно, еще врал про лося…».

Л.Лазерсон

Его не жалко.

О.Кашин

Такой человек. Не жалко. На самом деле именно что когда по беспределу начинают прессовать неприятных нам людей — Рашкина, Моргенштерна…

М.Курников

Хован… Hova.

Л.Лазерсон

Хованского сто процентов.

О.Кашин

Хованского мы вообще любим. Просто его почему-то положено не любить, тем не менее, да. Помните, как Елена Сергеевна Булгакова испытывал смешанные чувства, когда Киршона расстрелял, гонителя Булгакова, но по совместительству, между прочим, автора песни «Я спросил в ясеня». Именно, что логика массовых репрессий такая, что под этот самый актом может попасть вообще какая-то запредельная мразь. Но даже мразь, погибающая под катком — это жертва катка, и это первично. Поэтому все претензии к Моргенштерну оставим до его, собственно, спасения, скажем так, от Александра Ивановича.

Л.Лазерсон

Эта логика, в которой просто находят каких-то неприятных людей и отменяют, потому что они неприятные под любым предлогом, попала сегодня же Instasamka, если ты видел..

М.Курников

А кто такая Инстасамка, скажите просто для меня?

Л.Лазерсон

Инстасамка — это блогерша, которая раскрутилась на достаточно спорном, скандальном контенте. Самое популярное видео ее было, когда она выгоняет своих визажисток, выкидывает, вытряхивает полностью их космет, с которыми они ее красили. И после этого ее принято было ненавидеть. Но она такой человек-клоун. Это девочка, которая как и Моргенштерн, интеллигентная девочка, играющая роль какой-то проституированной черной женщины из трущоб, делает какой-то имидж а-ля Сardi B— такая популярная американская рэперша, — и поет там пуси-джуси, про большие органы тела мужские. Ну, собственно, естественно, она просто такой интеллигентный персонаж, просто она в роли этого клоуна. И она тоже кому-то не понравилась. И вот ее тоже отменяют и никому не жалко.

О.Кашин

Чуть-чуть она поет… Ничего не сказала.

Л.Лазерсон

Якобы за развратные какие-то тексты, которые пропагандируют проституцию среди подростков.

М.Курников

А сообщество, которое на нее написало, называется «Иван Чай»

Л.Лазерсон

Да. Хаю хай Иван Чай. Очень смешно. И вот на фоне этих людей, которые неприятны, за которых никто не вступается, у нас есть великий Оксимирон, который, наверное был таким голосом, рэпер главный оппозиционер, и он говорит всего одно слово: «злой мэр» или «Пути неисповедим», то есть «Путин неисповедим» как будто бы. И вот его все ставят на этот пьедестал.

Что мы видим? Оксимирон, выходит альбом и ты, наверное, этого не знаешь, но СберЗвук — такой новый проект Грефа музыкальный стриминговый сервис выступает баннеры в центре Москвы, ставит на них Оксимиона с надписью 01.12.21 1 декабря новый альбом Оксимирона. И вот это везде. И знаете, никому не жмет и все равно будут ему рукоплескать и его будут защищать. Хотя его концерты полностью доступны. Его никто не запрещает. Но у него и слава оппозиционера и концерты. И есть Моргенштерн, у которого и слава какого-то кремлевского защекана или кадыровского какого-то дружка, которого полностью прессуют и никто за него не вступается. Это, на мой взгляд, какая-то глобальная несправедливость. Опять же тут можно рассуждать про бренд хорошего человека и бренд какого-то зла.

М.Курников

Я не знаю, вступаются или не вступаются. Но, по-моему, я у Кашина видела, что, по-моему, Евгения Марковна Альбац, например, предъявила навальновцам за то, что о ни, например, в своем стриме вынесли в обложку Моргенштерна, а «Мемориал» не вынесли.

О.Кашин

Это правда. Но когда ты видишь в Твиттере Алексея Навального какие-то сообщения свежие про Моргенштерна и так далее, вот в роли Навального выступает там, не знаю кто — Иван Жданов, — это тоже выглядит диковато. Потому что образ лидера российской оппозиции или главная жертва российского режима (потому что принципиально разные общественные фигуры), он на наших глазах немножко все-таки уже, как, мне кажется, развалился. И нужно спасать Алексея Навального. Я больше говорил, что как бы ни были несимпатичны нам люди, преследуемые по беспределу — наверное, здесь я сам грешен в том, что сидящего Навального также ругал, — тем не менее, вижу уже необходимо спасать его, конечно, и от забвения и от тех соратников, которые используют его бренд для всяких необязательных нужд, скажем так.

О.Кашин:Путинский чиновник может выступать на стороне русских только в случае, если он сходит с ума

М.Курников

Давайте теперь поговорим о реальном народном бунте. Эти Моргенштерны интересны маленькой… хотя нет, наверное, большому количеству людей, но из-за Моргенштерна на улицу не выйдут, а вот из-за QR –кодов на улицу выходят.

О.Кашин

Максим, а у нас будет реклама через одну минуту?

М.Курников

Будет реклама. Давайте ее послушаем и сразу после этого про QR –коды. Интересно, насколько здесь ваши позиции совпадут или нет.

РЕКЛАМА

М.Курников

Сегодня в Челябинске люди пытались ворваться в законодательное собрание и высказать свою точку зрения.

А вы с чьей стороны: со стороны прорывающихся или со стороны не пускающих?

О.Кашин

Мы, естественно, за порядок и закон, закон и заказ, как говорил Дональд Трамп. Но мы видим так же, что сегодня Алексей Дюмин, тульский губернатор отменил QR –коды, заксобрания каких-то республик — Осетии, по-моему, и еще Владимирской области — отказались поддержать QR –коды. В общем, такая ползучая традиционная федерализация идет.

Хоте бы помимо прочего, чтобы прозвучало, по крайней мере, давайте попорицаем когда-то любимую народом артистку Гузееву, ныне, соответственно, ведущую «Первого канала» и такую мутную околокремлевскую женщину, которая буквально оклеветала умершего недавно актера Валерия Гаркалина, соврав публично, что Гаркалин НРЗБ вакцинацию…

М.Курников

Она извинилась.

О.Кашин

Она извинилась да, но, по крайней мере , это уже второй случай за последнее время — первый был про умершую в Омске доцентку мединститута местного, что тоже умерла привитая — а, ну понятно: фальшивый сертификат.

Это явно какая-то кампания идет, основанная, наверное, может быть, на характере академика Гинцбурга, может быть, на политике Кремля медийной. Что касается медийной политики Кремля, конечно, запредельный позор вчерашнее открытое письмо главных врачей. Бедные, на самом деле… Ну, как бедные. Естественно, это не бедный старик, а богатый, но все же эти люди, которые, очевидно, крутые врачи, очевидно, не вылезают из красных зон, вынуждены — наше эфирное фирменное слово — продавать свой НРЗБ, чтобы обслуживать пропаганду.

И главное, в этом письме они обратились к как бы самым заметным антиваксерам с тем, чтобы те сходили в красную зону. Главное в письме — список адресатов, где рядом с Геннадием Зюгановым, лидером самой оппозиционной системной партии, которую сейчас всячески прессуют, заодно идут: Катя Лель, Юрий Лоза и, также — забавно — два более системных политика: Сергей Миронов и особенно Петр Толстой из «Единой России».

Про Петра Толстого и его партию мы знаем, что у них нет своей позиции, они всегда транслируют то, что им говорит Кремль. У меня есть подозрение, что как раз заталкивая Толстого и Миронова в антиваксеры, как бы маркируя их этим брендом, власть пытается потом сделать их переговорщиками с этой народной массой, которой, естественно, она боится.

Я последнюю фразу скажу. Комментарии в Телеграм-канале Вячеслава Володина — там сотни тысяч уже комментариев. Володин открыл комментарии в Телеграм-канале. Тут же к нему хлынули люди, которые недовольны введением QR –кодов, которых в России принято клеймить как антипрививочников. На самом деле я подозреваю Володина в каком-то подвохе, потому что не бывает так, когда в острый и напряженный момент общественной жизни спикер Государственной думы вдруг пишет: «Друзья, я открыл комментарии» — и тут же на него обрушиваются ниоткуда десятки тысяч людей. Как будто бы Володин, который, как известно, уже много лет испытывает проблемы с коммуникацией с Владимиром Путиным, хочет стать таким самоназначенным опять же посредником между испуганной властью и этим восставшим народом.

М.Курников

А можно я тогда скажу, что сегодня спрашивал Дмитрия Пескова по поводу этой истории с Володиным и комментариями, как в Кремле к этому отнеслись. Он сказал: «Ну, что ж, у Государственной думы будет работа разобрать это все». Я говорю: «А вам это вообще как, неинтересно?» Он говорит: «Нет, то, в общем, мы такими способами не балуемся».

О.Кашин

Breaking News. Парламент Северной Осетии, который я упомянул, 10 минут назад переголосовал, поддержал QR –коды.

М.Курников

Красиво.

Л.Лазерсон

Тем не менее, в Татарстане правила проезда в транспорте смягчили. Мы знаем, там была очень резонансная история с реальной дракой, когда реально избили человека. Но также мы знаем, что казанские пацаны, это слово пацана и эта уличная культура разбираться по поводу QR –кодов и так далее. И вот эти страшные кадры, когда в Челябинске народ штурмует заксобрание. Когда какие-то женщины в этих бобровых шапках с телефонами заходят в здание Роспотребнадзора, снимают чиновников и говорят: «Покажите ваш QR –кодик». Вот представь себе, что твои любимые навальнисты этим занимались или хотя бы какие-нибудь кацевские или, не знаю, яблочники, их бы всех закатали на десяток лет.

Л.Лазерсон:Писать «дагестанец убил», подразумевает коллективную ответственность дагестанцев как неких опасных людей

О.Кашин

Это, разумеется, вопросов нет. Уже оборачиваясь назад, мы помним такой параллельный как бы нарратив — и монетизацию льгот 2005 года, пенсионную реформу, — когда власть была гораздо более открыта к дискуссии с народом, если народ не рисует на своих флагах «Нашу крысу тошнит». У власти тоже есть красные линии. И она, может быть, даже живя в мифе, что если на улицу выйдет миллион людей, мы падем, — думает Путин. Не падешь, не волнуйся, все у тебя будет хорошо. Тем не менее, власть в этом смысле относится к народу с опаской, по крайней мере.

И главное впечатление, поскольку мы в нашем пузыре живем, такое всеобщее расчехлялово. Вдруг оказывается, что те, кого ты называешь навальнистами, не навальнистами, но в общем, те люди, которые буквально ждали, чтобы отношения между Кремлем и народом обострились, вдруг говорят: «Чего-то народ как бы да… Надо его давить, мочить, сажать и так далее». Я не говорю, что это заговор, я говорю, что это очень показательно и интересно.

Может быть, действительно, потому что сторонник Путина в целом, как он относится к окружающей реальности? Ну, жив, есть, не знаю, чай, сахар и слава богу. А оппоненты Путина, как правило, всегда верят в какую-то секретную формулу счастья или прекрасной России, которая будет использована и тут же принесет новую счастливую жизнь — либо это навальнизм, либо это прививка, либо это QR –код, разницы нет, принцип один: вера в заклинание.

Л.Лазерсон

Возвращаясь к этим навальнистам. Ведь и мы и Болотная — это был просто какой-то пшик. И вот теперь то, что происходит сейчас, мы увидели настоящий народный бунт, настоящая революция, которая происходит на наших глазах. И я абсолютно допускаю мысль, что никакого нет заговора, а, действительно, вот этот глубинный народ, который штурмует эти заксобрания, он, действительно, может влиять на власть. Но открыв эти комментарии, я не верю, что это боты. Я читала эти комментарии. Это, конечно, же реальные комментарии. Люди, которые говорят: «Нет фашизму!» Вот примерно, что Егор Бероев. Конечно, это туповато звучит, но, тем не менее, они повторяют, что это фашисты против маркированных новых евреев с QR –кодами, желтыми звездами или с отсутствием. И этот ядерный электорат, он сейчас, действительно, влияет на власть. Я верю, что сейчас в Татарстане и в Северной Осетии…

О.Кашин

Ты говоришь про революцию, про желтые звезды — и про них тоже скажем — лидер революции — Владимир Путин, который именно вчера, ко Государственная дума очередной виток давления на народ — вот врачей подключили, которые рубаху или белый халат на груди рвут: «Сука, ты что, не хочешь прививаться?» Тут же выходит Путин и говорит то, что говорят эти люди, только другими словами в комментариях Володина: «Прививки должны быть добровольные». И главное, более важное — что можно без прививки давать QR –код, если ты переболел, на код QR –код. То есть это вообще мегаоттепель и буквально жесткое отыгрывание назад.

И про желтые звезды. Я знаю, что это байка, что не было такого в реальности, но мы в нее все верим. Владимир Путин вчера выступил как датский король. То есть он надел на себя эту желтую звезду — Путин вместе с антипрививочниками. Конечно, мы понимаем, что он знает умом, что надо прививаться, что Гинцбург хороший и так далее, но сердцем Путин такой же дед, который настороженно относится к каким-то непонятным прививкам.

Л.Лазерсон

Это сто процентов. И то, что, действительно, они сами в эту вакцинацию не верят, я про это уже говорила, но здесь уже новый момент с этой нерешительностью: шаг вперед и два назад. Вот мы увидели, как народ, действительно, может повлиять на решение власти. И что интересно, я открыла посты Рашкина в Телеграм-канале, и вот он точно таким же буквально языком говорит про эту прививочную ситуацию.

О.Кашин

Вероятно, за это и огребает.

Л.Лазерсон

Да, мне тоже так показалось. Там ровно так же он говорит: «После Нюрнбергского процесса не позволим фашистам пройти. А нас опять здесь по тому же признаку пытаются поделить». То есть он воспроизводит эти посты, которые нам кажутся, может быть, немножко дикими, не очень уместными. Да, наверное, он и КПРФ вот это народное движение, которое существует — вот бери и возглавляй, — они пытаются его возглавить и за это, естественно, все огребают.

И, мне кажется, что ситуация, например, с «Мемориалом», когда опять же вот суд проходит, и никак не могут принять решение.

О.Кашин

Так нет, по громким делам… так и Серебренниковым было, всегда переносят попозже, чтобы народ подуспокоился.

Л.Лазерсон

Мне кажется, что все равно есть некое забирание своих слов обратно, некое прощупывание постоянное почвы: а можно или нельзя, давайте комментарии посмотрим. То же самое с этим законом про QR –коды, который до сих пор не принят, вот эти ходы вокруг этого.

О.Кашин

Ты их идеализируешь. К вопросу о… Вот сегодня гениальная цитата премьер-министра Мишустина, когда он говорит, что коронавирус влияет на выполнение планов на увеличение численности населения, то есть буквально увеличение поголовья. Такой абсолютно утилитарный подход. Не задумывается о том, как это звучит. И, мне кажется, что в этом и есть проблема. Не в том, что даже QR –коды навязывают, не в прививках, ни в чем, а просто в неуважении к народу, к обычным людям. Это вчерашнее письмо, выстроенное по принципу дешевой политтехнологи и хамски оформленное — понятно, что его сочиняли пиарщики АП, а вовсе не врачи — это же тоже о чем? — о неуважении к народу. Пока вы считаете народ за быдло, люди вам верить не будет. Это нормально. Полюбите русский народ, господа Гинцбург, Мишустин, Голикова. Полюбите хотя бы на том уровне, на котором нас любит Владимир Путин. Полюбите, потом увидите, насколько изменится атмосфера в стране. Пока вы будете относиться к народу как к какому-то бессовестному скоту, народ будет вам угрюмо ворчать в ответ, а при необходимости и за дубину, как говорится, возьмется.

О.Кашин:Мразь, погибающая под катком — это жертва катка, и это первично

Л.Лазерсон

Мне не кажется, что здесь есть какое-то неуважение. Мне кажется, они как раз полностью разделяют эти магические представления глубинного народа о том, как передается коронавирус, о том, что ковид — это заговор…

О.Кашин

Глубинный народ — это вообще афоризм Владислава Суркова довольно спорный.

М.Курников

Я подумал, что ты такая прямо «сурковщица».

Л.Лазерсон

Сурковщица. Смотрите, я всегда пытаюсь себе нарисовать идеальным мир так называемого антиваксера. Вот какие были комментарии у Володина? «Вы знаете, у меня бабушка привилась — и заболела». — «А у меня на работе женщина привилась — и заболела». Реально люди мыслят такими категориями. Мне кажется, что все они мечтают, что будут такие реальные 90-е, государства вообще не будет, все будут ходить абсолютно голые и с оружием, никто не будет следить за прививками и у всех будет право спокойно умереть на этой прекрасной и свободной земле. Вот такой идеальный мир, который, в том числе, Михаил Светов пропагандирует, он, конечно, мне кажется, диким…

О.Кашин

Лиза, хочешь воевать со Световым — иди на канал к Световым…

М.Курников

Пауза. Потому что нужно послушать новости и рекламу. Сразу после этого вернемся.

НОВОСТИ

М.Курников

Мы продолжаем программу «Атака с флангов». Напомню, что с одного фланга — журналист Олег Кашин, он по видеосвязи. Феминистка Лиза Лазерсон, она в студии.

И Олег Кашин что-то хотел добавить про QR –коды.

О.Кашин

Нет, я совершенно забыл про QR –коды. У меня разрывается телефон все-таки, к Лизе вопросы, хотя, наверное, уже неактуально. Надо эту тему поднять. Дарья Серенко, легендарная феминистка, хотя на полях отмечу, что если у человека профессия феминист (к Лизе это относится в последнюю очередь), то это и так клеймо, но все же, Дарья Серенко уже публично и подробно, обвинила бывшего кандидата в Государственную думу Алену Попову, у которой работала Лиза, в обмане, в кидании на деньги. Хотел бы узнать позицию Лизы на этот счет.

Л.Лазерсон

Огромный официальный ответ штаба есть в комментариях к посту Даши и Серенко. Его можно пойти и прочитать. И уже Sota опубликовала, насколько мне известно и Village опубликовал.

Ситуация какая. Даша, по ее словам, считает, что ей недозаплатили нужную сумму. Юрист и финансово уполномоченный Алены объясняет, почему это не так, почему она получила ровно столько, сколько о на запрашивала, ровно за день до своего ухода. И, собственно, остальное — это очень большое количество… огромный у нее эмоциональный пост…

О.Кашин

На самом деле мне по барабану абсолютно. Обидеть профессионального левака — это нормально. Главное, что я уже услышал. Лиза живой человек, веселый человек, мы интересно, развлекательно разговариваем. Когда речь заходит, собственно, о работе на Алену Попову, голос Лизы делается таким, левитановским…

Л.Лазерсон

Господи, боже мой!..

О.Кашин

…И она формулирует какие-то официальные песковские формулировки. Мне казалось, что если ты борешься за права женщин, за права людей, то и здесь, в этой борьбе ты должен оставаться живым, веселым человеком? Это за эгей, вообще? Почему, зачем? Опять же эта имитация левой опять же деятельности, которая по факту оказывается жестким капитализмом…

Л.Лазерсон

Господи, Олег, это какая-то очень странная претензия. Алена Попова просто прекраснейший человек, к которой нет претензий у штаба в 200 человек. Все обожают и любят Алену, и никаких претензий нет. У Даши есть какой-то конкретный конфликт, на который полностью подробнейше ответили.

Л.Лазерсон: Про Рашкина самое странное – это какая-то театрализация всего этого процесса

О.Кашин

Нет, подожди. Даша написала подробную телегу, которую ты сейчас не опровергаешь никак.

Л.Лазерсон

Мы написали подробнейшей ей ответ. Ты сходи, прочитай, и ты увидишь, что там нет того, о чем ты говоришь.

О.Кашин

Просто абсолютно как в фильме «Маньчжурский кандидат», как китайцы и совки запрограммировали всех, кто был в плену, что они, говоря о шпионе, начинают говорить: «Это самый честный, самый смелый человек, которого я видел в жизни». Ну, серьезно, даже у же не Лизе обращаюсь…

Л.Лазерсон

А мне не нравится, что ты, Илья Яшин, теперь Алексей Миняйло и Даша Серенко — это люди, которые последовательно такие вещи распространяют про Алену Попову, которые, на мой взгляд, совершенно не соответствуют действительности. И я вижу здесь тему…

О.Кашин

Ты можешь сказать, почему не соответствует. То есть мы видим эту бедную Дашу, которая говорит: «Меня кинули на деньги, меня обманули…».

Л.Лазерсон

Хорошо, Алена считает, что при этом происходило какое-то вымогательство, потому что Даша написала документ: мы проработали меньше, но мы сейчас объясним, почему мы должны получить больше. А за день до этого она попросила сумму в два раза меньше. Понимаешь, там такая ситуация: слово против слова.

О.Кашин

Сама назвала десяток имен, причем не последних. Илья Яшин вообще легенда оппозиции, я помню его еще 20 лет назад….

Л.Лазерсон

У меня совершенно другие о нем впечатления.

О.Кашин

Алена Попова, сколько я ее помню, с 2011 года, то она чья-то дочка, то е Пономарев продвигает…

Л.Лазерсон

Я тебя объясню, почему она чья-то дочка. Потому что такие люди как ты ищут за блондинкой с губами обязательно мужчину. То она дочка, то она телочка чья-то. То писали про нее, что она девушка Пономарева.

О.Кашин

Нет, не девушка Пономарева. Но я прекрасно помню, как Пономарев ее всюду таскал и говорил: «Вот лидер оппозиции». Потом Пономарев отвалился. Потом она правозащитница. Потом она эколог.

Л.Лазерсон

С какой стати она эколог? Человек который НРЗБ занимается женскими вопросами. Я слежу года, наверное, с 16-го за ней, и она последовательно продвигает закон о домашнем насилии. В чем конкретно твоя претензия? Твоя претензия, Даши, претензия Миняйло и Ильи Яшина в том, что она…

О.Кашин

Претензия очень четкая.

Л.Лазерсон

Она написала следующий пост: «Ребята, дело не в деньгах…».

О.Кашин

Лиза, а почему ты пытаешься мне просто рот заткнуть, не давая договорить.

Л.Лазерсон

Потому что я возмущена. Это несправедливо то, как сейчас поворачивается ситуация с Аленой.

О.Кашин

Нет, ты не возмущена. Ты просто не хочешь, чтобы в эфире в стенограмме прозвучали претензии к Алене Поповой.

Л.Лазерсон

Нет, там все будет. Я даже попрошу вставить скриншот ответов, какие, собственно, претензии.

О.Кашин

А можно я произнесу все-таки свою фразу? Даша пишет конкретно: «Алена Попова обещала мне 100 тысяч рублей — заплатила 50 тысяч рублей». Более того, там история про то, что она думала, это аванс, потом — полный расчет. Понятная история. Мы все были работниками, которые как-то конфликтовали с бухгалтериями. И в ответ на эти конкретные претензии ты, Лиза, воздеваешь глаза к нему и говоришь, как вы любите Алену Попову.

Л.Лазерсон

Олег, давай конкретно по деньгами. Начинается! Весь эфир уходит на это.

М.Курников

Вы серьезно будете тратить эфир федеральной радиостанции на разборки в 50 тысяч рублей?

Л.Лазерсон

Смотрите, 30 июля Даша Серенко попросила рассчитать ее, и что она предъявит за отработанное. И 30 июля она попросила рассчитать в размере 40-50 тысяч…

М.Курников

Вы с ума сошли, простите.

Л.Лазерсон

31 июля она уходит из штаба, хлопает дверью, говорит: «Я ухожу». Пишет в общем чате по урегулированию, что она хочет уже 100 тысяч. Естественно, Алена считает, что это некая подмена на какое-то молчание или, что эта сумма которая не соответствовала тому, о чем она говорила день назад буквально. И поэтому Алена посчитала… Сначала Алена, конечно, согласилась, потому что не хочет скандала, потом Алена сказала…

М.Курников

Я понимаю, что для вас Алена Попова важнее для обоих, но вообще-то сегодня главу ФСИН уволили.

О.Кашин

Главу ФСИН уволили да. Более того, как мы понимаем, не просто уволили, а заменили старого кагэбэшника Калашникова, у которого, как сегодня выяснили наши коллеги из Телеграм-канала ЧТД, как и полагается настоящему патриоту дочка занимается бизнесом в Женеве, там и живет. НРЗБ.

О.Кашин:Соратники Навального используют его бренд для всяких необязательных нужд

М.Курников

Напомню, что The Insider признан иностранным агентом российскими властями.

О.Кашин

Я на ЧТД сослался. Но тем не менее, заменили его на настоящего мента, на Аркадия дай бог памяти Гостева. Более того, у нас есть менты, бывают такие полицейские , которых отправляют в регионы, когда надо губернатора снимать (Колокльцев был таким, допустим). А Гостев всю жизнь с 81-го года в московской полиции, московской милиции. В общем, такой… ментура-ментура.

Теперь пошли слухи, что ФСИН вернут в состав МВД. Я здесь согласен с Евой Меркачевой, которая, ссылаясь, на европейские конвенции, прямо запрещающие включать тюремную систему в полицейскую систему, здесь беспокоиться не надо. Но опять-таки мы видим позитивный эффект, что после скандала со швабрами всего лишь через 2 года после назначения этого Калашникова выгоняют соответствующими тряпками из ФСИН.

Но, боже мой, до чем мы докатились, если криминальная история с изнасилованиями, увечьями и так далее, в лучшем случае оборачивается символическими отставками. И потом еще этот Калашников всплывет, как, допустим, татарский министр МВД, при котором в «Дальнем» убивали, насиловали людей, тоже в итоге стал главой, по-моему, администрации Минниханова. Вот наказали, да? Всплывет опять же Калашников заместителем директора ФСБ или губернатора где-нибудь.

Давайте еще раз скажем. Уходят эти темы, а мы помним, что совершаются регулярные преступления в системе российского бывшего ГУЛАГа, ныне ФСИН, и никто за это преступление не садится в тюрьму, не оказывается на пресловутой, простите за каламбур, бутылке правосудия. Естественно, позор ФСИНу, кто бы ее не возглавлял.

Л.Лазерсон

У меня тоже очень странные, двойственные ощущения. С одной стороны, у меня в ленте реально все абсолютно… вся либеральная тусовка радуется, что, наконец, архив Савельева помог сместить чиновника, и вот хотя бы какое-то адекватное наказание. Потому что теперь насилие не будет считаться нормой, а будет считаться чем-то, чего не должно быть в системе ФСИН.

Но, ребята, вы уверены, что руководителя ФСИН сняли за существование насилия в тюрьмах, а не из-за того, что это насилие…

О.Кашин

Что оно утекло.

Л.Лазерсон

Да, конечно, не из-за этой произошедшей утечки. Я просто смотрю на новости, на весь окружающий контекст, что там Моргенштерна прессуют, и вроде как он как будто бы должен уехать… Инстасамка…

О.Кашин

В итоге у Гостева будет функция более тщательно скрывать изнасилование в тюрьме и так далее. Тем более, что МВД само по этом жанру странных смертей, изнасилованию задержанных может дать фору пресловутому ФСИН. Постоянно те же истории.

Я в свое время писал неоднократно про русскую Эболу. Люди почему-то здоровые, молодые, попадают в ментовку по разным поводам и умирают то от легочной недостаточности (это значит, бьют тебя в грудь), то заживо сварили в Калининграде футболиста Вшивкова, и только после довольно громкого давления прессы федеральной, а местная — журналист Малиновский, который в итоге от угроз калининградской полиции бежал во Францию и сейчас там просит убежища. Кстати говоря, шлем привет. В общем, кошмар-кошмар…

О.Кашин:Открытое письмо главных врачей – запредельный позор

Л.Лазерсон

Я не вижу никакой причины радоваться. Я считаю, что, наоборот, какое-то тотальное заточение, как ты говоришь, бульдозера. Вот Хованский, вот Моргенштерн, вот Инстасамка, вот еще 12 или 20 фамилий, которые я читала пару эфиров подряд людей, которые оказались под этим катком политических репрессий. И, мне кажется, что совсем не похоже, что мы идем к какому-то ненасилию и к какому-то отрицанию или порицанию насилия во ФСИН. Вам, кажется, что это не так? Мне кажется, что ничего хорошего нас не ждет.

О.Кашин

Забыли уже, более того, неоднократно перебили историю с ФСИНом пресловутым Рашкиным, которого сегодня лишили депутатской неприкосновенности. Он довольно точно сказал, что на его памяти так, как об этом лосе, говорили только о Кеннеди. Я вспоминаю стихи Норвежского Лесного: «Отсосите нелюди — это вам не Кеннеди.

Я общался с Рашкиным на этой неделе. Он, притом, то вызывает симпатию как жертва такого беспредельного давления, видно, что человек безумно напуган. Обвинить прямо заказчиков этой очевидной атаки на него он не может, то есть сказать: «Это Патрушев» или: «Это Бортников», или: «Это Кириенко», или: «Это Путин», — он говорит как-то «Вот власть в целом за какие-то мои выступления….». Наверное, он еще на что-то надеется.

Но на самом деле перед нами, действительно, выход репрессивной логики на новый уровень, потому что депутатов даже таких, которые когда-то кого-то раздражали — ну, вот Наталью Поклонскую, — ее сослали в Кабо-Вердо, после ее неоднократных…

М.Курников

Она не уехала еще.

О.Кашин

Мы читали Татлер, ее душевное интервью довольно с красивыми фотографиями. Или Гудкова когда-то лишили мандата, вначале папу, потом сына и выдавили из страны. Здесь речь идет о том, что человека лишают мандата и дорога ему — в тюрьму. Я вижу Генпрокурора Краснова, я помню Генпрокурора Краснова, легендарного следователя тогда еще в СК, который лично раскрыл дело БОРНа, убийц нацистских, которых крышевала администрация президент, Сурков. А Краснов не побоялся, смелый честный человек. И вот он, будучи смелым и честным делает карьеру. Поднялся до уровня Гепрокурора. Что он теперь делает на этом посту? Он буквально кушает эту сорокинскую норму, изображая эту жалость по отношению к лосю, говоря вот сегодня: «Какой позор, товарищ Рашкин. Вы лося убили!» Краснову стыдно, конечно, самому, но приходится, к сожалению.

На этом уровне, наверное, все люди, российские чиновники, силовики, какими бы они богатыми и благополучными не были, они реально несчастные. Просто видно, что им приходиться есть опять-таки этот кал, чтобы сохранить себя на эти постах.

И Бастрыкин, который сходит с ума на глазах и, как пишет, Никита Могутин, главный редактор Baza, запойно пьет. Наверное, вот он там, с помощью сумасшествия и спасается от того ада, в который они все погружены. Грустная история, на самом деле двухсотлетия Достоевского в реальном времени, что называется.

Л.Лазерсон

Но про Рашкина самое странное, мне кажется, это какая-то театрализация всего этого процесса. Сегодня я тоже следила. Конечно, совершенно феноменально там и Жириновский с такой-то речью, и Володин вот смеется, но делает такие лица. Это, действительно, все очень странно.

Хотя я предложить тебе поговорить о статье «Новой газеты», в которой было расследование по поводу заказных новостей с указыванием национальности преступников. Провели расследование, в котором они выяснили, что по количеству употребления слов «мигрант» + «изнасиловал», «мигрант» + «убил» лидируют официальные наши каналы и любима наша Readovka.

О.Кашин

Любимая Readovka… Там прямо оговорка, что она регулярно об этом пишет с 2015-16-го года, когда ее еще не было.

Я читал это исследование. Очень странный альянс: «Новая газета» и «Важные истории».

М.Курников

Важные истории, признанные иностранным агентом.

О.Кашин

Основатель Роман Анин давно работал в «Новой газете», но ушел, уплыл в свое плавание, а здесь они совместно выступают, как будто «Новая газета» лояльна как бы российскому режиму, политическое крыло «Важных историй», то ли «Важные истории», — политическое крыло «Новой газеты», не знаю…

М.Курников

А давайте еще обратим внимание, что в этот самый момент статью «Важный историй» про Чемезова блокируют, и «Важные истории» удаляют ее.

О.Кашин

Да, удаляют, обращаю внимание. И я вижу эти цифры. Канал НРЗБ опубликовал 30 новостей 30 новостей по теме «Соловьев» — 24. Караульный — 43. Лишь издание Readovka писала об этом последние два года. Сама эта методология вызывает сомнения в том смысле натягивает сову на глобус, потому что большой разницы между словом «мигрант», «преступление», которое на «Дожде» и словом «мигрант», «изнасилование», которое в той «Ридовке», нету…

Л.Лазерсон

Там разница была в количестве употреблений этих словосочетаний. То есть, например, в «Медиазоне» оно было одно за месяц.

М.Курников

Признана иностранным агентом «Медиазона».

О.Кашин

Мы помним два эпизода последних с избиением Романа Ковалева в метро и с нападением на мужчину с мальчиком, когда журналисты «Медиазоны» в Твиттере прямо в кровь ругались со своими оппонентами правыми, доказывая, что «это обычная бытовуха, мы про это не пишем, если вам интересны такие новости, идите НРЗБ».

О.Кашин:Володин испытывает проблемы с коммуникацией с Путиным и хочет стать таким самоназначенным опять же посредником

Л.Лазерсон

Я здесь с ними солидарна. Более того, уже Акунин тоже солидарен фактически с позицией Рамзана Кадырова…

О.Кашин

Акунин, Кадыров, НРЗБ либералы, леваки, да естественно.

Л.Лазерсон

И говорит, что описание национальности не нужно. Я все равно хоть убейте, не понимаю, почему нужно связывать национальность и дальше нужно писать «дагестанец», дальше какой-то нехороший глагол… изнасиловал кого-то.

О.Кашин

Никто не понимает. Нет же обсуждения закона, обязывающего писать «дагестанцы», давайте скажем так, примирительно, чтобы не было ощущения, что мы с тобой спорим ради спора.

Любой запрет законодательный на упоминание чего бы то ни было в СМИ…

Л.Лазерсон

Нет, мы сейчас не говорим о запрете. Мы на прошлом эфире с тобой были согласны, что запрет — плохо. НРЗБ.

О.Кашин

А можно я договорю? Любой запрет на упоминание чего бы то ни было в медиа — это духовная педерастия. Это плохо, мы против этого. Когда идет дискуссия, давайте называть — это уже в пользу бедных. Если ты патентованный националист, ты, пожалуйста, рви глотку за то, чтобы называть, если ты патентованный левачок — протестуй и целуй сапог Рамзана Кадырова. Так эта история выеденного яйца не стоит, конечно же. Все должно быть естественно. Мы понимаем, каждый журналист, каждый редактор интуитивно понимает, когда интересно, имеет значение, что это трое дагестанцев избили парня в метро или не имеет. Когда горские евреи командуют нашим Нарышкиным, начальником СВР во время карабахской войны, мы не пишем, что Год Нисанов, потому что это не имеет отношения к проблеме.

М.Курников

Когда Олег сказал «наш Нарышкин», я подумал, что это наш Нарышкин.

Л.Лазерсон

НРЗБ во-первых, постоянно это тоже говорили. Во-вторых, по-моему, мы уже согласны в том, что не нужно делать законодательный запрет в отношении…

О.Кашин

Да-да-да, даже мы когда с тобой говорим…

Л.Лазерсон

Давай вернемся все-таки к этому расследованию. Зачем вообще СМИ это делают? Вот у меня просто вопрос: зачем? Почему должна быть такая логическая связь? Когда человек видит подлежащее и сказуемое, он видит неминуемо причину и следствие — так устроен наш мозг.

Давайте в плане эксперимент все заменять на слово «еврей». «Еврей ограбил бабушку» — это будет каким-нибудь антисемитизмом или национализмом? Ну, конечно же будет. НРЗБ

О.Кашин

Лиза, при чем тут «еврей»? Евреи, евреи — все мы евреи…

М.Курников

Я русский.

О.Кашин

Я более русский.

М.Курников

Я более.

О.Кашин

Можно договорить, зачем это делают? Да клики, клики. И если люди кликают на новость «дагестанец избил русского», значит, естественно, а для чего нужна еще пресса?

Л.Лазерсон

То есть ты согласен с тем, что нужно бить в нижайшие, животные, буквально националистические чувства НРЗБ

О.Кашин

А почему тогда я не скажу, что нижайшие чувства — это апеллировать к тому, что «ты баба — тебя угнетают мужчины»? То же самое. Националисты так работают, феминисты так. Это жизнь, гармония мира. Естественно, всегда кто-то борется против угнетения реального — нереального, потенциального. Это нормально. Ты чего хочешь, чтобы не было националистов?

Л.Лазерсон

Я хочу, конечно, чтобы не было этих употреблений национальности, потому что это означает, что человек экстраполирует вину конкретного человека…

О.Кашин

Лиза, подожди! Не-не-не… Ты хочешь… ты не хочешь…

Л.Лазерсон

И ты не хочешь. Помнишь, была ситуация…

О.Кашин

Не помню.

Л.Лазерсон

Помнишь, была ситуация с журналом DOXA, который опубликовал сначала речь русского, который живет в Казахстане, который говорит о том, как его преследуют, щемят, угнетают на основании того, что он русский, говорит по-русски. Они это потом удалили. Потому что ты русский, а значит, на тебе тоже коллективная вина русского народа. Ты же против этого. Ты же против, чтобы русский отвечал за своих отцов?

О.Кашин

Лиза, подожди! Если у нас такая дискуссия, что одно слово — и тут же перебиваешь, она плохая дискуссия. Дай я договорю. DOXA — бессмысленные карикатурные левачки, которые зря посадили под домашний арест, но они, в общем, помойка, не заслуживающая на то, чтобы на нее ссылаться. Выше же мы говорим о том, что у тебя, у Лизы есть какое-то представление о том, что правильно, а что неправильно. И вот я, условно говоря, правый, уважаю, что в обществе многогранном, многоцветном, есть люди, которые так считают.

А ты хочешь почему-то, чтобы те, кто настаивает на том, чтобы, допустим, звучало НРЗБ, листаем заголовки — это «Ридовка», Просвирнин, на которого ты ссылаешься регулярно, кто угодно. Ты хочешь, чтобы их не было. И вот это есть разница между левыми и правыми. Правые понимают, что мир сложен, мир многогранен и так далее. А левые считают, что можно навести какой-то порядок, в том числе, полицейскими мерами. Нельзя навести порядок, надо любить ту реальность, которая есть сегодня.

Л.Лазерсон

Вот смотри, ты же против того, что BLM этот принцип коллективной ответственности ставит как некий основополагающий принцип, в котором все белые вдруг виноваты перед всеми черными. Это же абсурд ты считаешь.

О.Кашин

Абсолютно абсурд, конечно.

Л.Лазерсон

Поэтому писать «дагестанец убил», что тоже подразумевает некую коллективную ответственность группы людей дагестанцев как некий опасных людей НРЗБ…

О.Кашин

Ты меня не агитируй против фашизма. Естественно, я сам старый антифашист. Все же эта твоя логика вполне естественная, она также применима а феминизму. Он же тоже построен на коллективной ответственности мужчин и на многовековом угнетении женщин. Естественно, любая такого рода идеология, она гнилая…

Л.Лазерсон

Феминизм говорит про текущее несоответствие, угнетение, про текущую диспропорцию в каких-то позициях.

О.Кашин

Это положено говорить, чтобы отрицать…

Л.Лазерсон

Будем считать, что все мужчины должны сейчас отвечать за то, что раньше НРЗБ пололи на огороде и воспитывали детей.

О.Кашин

Это лично ты добрый и ненастоящий феминист, не считаешь…

Л.Лазерсон

Нет таких требований. Феминистки просто хотят выровнять текущую ситуацию, они не оперируют прошлым.

О.Кашин

А есть же коллективные nixelpixel, они, естественно, более радикальные. Но это тот же принцип. Вот националисты так, кавказцы — сяк, Рамзан Кадыров вообще каким-то образом делается вашим единомышленником. И смысл какой? Пускай все останутся при своем. Не надо никого убеждать и загонять железной рукой в стойло согласия.

М.Курников

Я хочу задать вам самый главный для русского человека вопрос на этой неделе: Правильно ли оправдали Кайла Риттенхаус или нет?

О.Кашин

Ой, по барабану совершенно. А вы как считаете, друзья?

Л.Лазерсон

Я считаю, что тоже. Для меня немыслимо совершенно. Я говорю, Максим, давай не будем это обсуждать. Максим говорит: «Нет, у нас эфир бушует, всем интересно».

Я просто хочу сказать: Ребята, вот все, что вы читаете, это абсолютно все неправда. Нету двух источников, которые говорили бы одно и то же про эту ситуацию. Так работает сейчас американская пропаганда, очень поляризованы мнения. Даже невозможно выяснить, вот человек наставлял на этого Риттенхауса пистолет?

О.Кашин

Розенбаум, да… Риттенхаус…НРЗБ. На самом деле, конечно, главное, как было сказано и Лизе по барабану. Но если ты видишь русского человека — не буду упоминать корреспондента «Эхо Москвы» в США, чтобы не было конфликта интересов, — который говорит: «У-у, фашисты, расисты, трамписты…», шли его сразу к чертям, потому что, естественно, Барнаул, Алтайский край. Надо как можно меньше вот этой повестки западной либеральной мейнстримной в наших речах, потому что, действительно, гораздо больше проблем в нашем русском поле.

Л.Лазерсон

Нет, смотри, это опять про те 90-е, про которые я говорю, что антиваксеры считают, чтобы вернулись. Очень слабое вмешательство государства. И человек идет берет пистолет, 17-летний подросток, и идет выполнять функцию государства на очень волатильный, очень хаотический протеста, на котором он, по сути создают эту неприятную и опасную ситуацию. И, как вы знаете, единственные люди, которые там пострадали, это люди, которые, собственно, умерли, были ранены от его пистолета. То есть в этой части, конечно, я считаю, что он был неправ. И я считаю, что про эту историю, конечно, нужно говорить, просто она сложнее, чем ее представление в прессе с обоих флангов.

М.Курников

Это были Олег Кашин и Лиза Лазерсон. Время истекло.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024