Олег Кашин, Лиза Лазерсон - Атака с флангов - 2021-07-08
Н.Василенко
―
22.05 в Москве, это радиостанция «Эхо Москвы», а это значит, что идёт атака с флангов. И с одной стороны в авангарде выступления журналист Олег Кашин. Олег, здравствуйте.
О.Кашин
―
Добрый вечер, добрый вечер.
Н.Василенко
―
А с другой стороны наступает феминистка и блогерка Лиза Лазерсон. Лиза, здравствуйте.
Л.Лазерсон
―
Добрый вечер, Олег, привет.
Н.Василенко
―
Ну а я, Никита Василенко, представитель зрителей и слушателей в этой студии, но всё-таки хочу зажечь спичку, чтобы воспламенить всё происходящее в нашей студии. Мы наблюдали всю неделю скандал, связанный в ЛГБТ-сообществом, мы наблюдали, например, в России, как одна розничная сеть сделала рекламу с лесбийской парой и стала за это извиняться. Тем временем, в Грузии, которая выбрала европейский путь развития, сорвали проведение парада. Вот у меня тут вопрос к вам, дорогие наши эксперты, наши герои программы: вот что это такое, это незрелость постсоветского общества, не готового принять ЛГБТ-сообщество или это то, что мы являемся неким таким ревнителем благочестия на этом земном шаре?
О.Кашин
―
Лиза или я?
Л.Лазерсон
―
Да начинай, пожалуйста.
О.Кашин
―
На самом деле, вы так лихо объединяете, Никита, всё постсоветское население в единую сущность. Просто параллельные истории, действительно. Просто с «Вкусвиллом», давайте произнесём это название, думаю, антирекламой это не сочтут – в истории с «Вкусвиллом» нас пытались заставить подумать, что в России живёт какое-то гомофобское население. На самом деле, я считаю, в России живёт один гомофоб, его зовут Владимир Путин, и куча людей, желая ему понравиться, имитируют гомофобию народную. Так-то у нас с геями всё в порядке, мы знаем и поп-артистов начиная с Киркорова и Баскова и заканчивая какими-то людьми, про которых во власти говорят «не геи» - да, и этой проблемы нет. И да, буквально для тупых нам показали Грузию, которую почему-то принято считать сделавшей европейский выбор, но на самом деле перед нами вот реальная страна, где есть народная гомофобия, страна более дикая, более отсталая, более ну вот такая, со звериным оскалом, хотя формально там демократия. И здесь важно учесть два момента: во-первых, нет прямой связи между темнотой и глупостью народа и просвещённости власти. Мы видим, да, про-европейскую власть в Грузии и видим тёмный этот горский народ, который готов избивать людей, ломать челюсти геям. И поскольку именно Грузия стала популярным направлением для полит-эмиграции российской, мне лично, бывшему какому-то оппозиционному участнику их структур, по крайней мере, интересно, а как вот наша диаспора наших европеизированных москвичей, которые будут вариться вот в этом, опять же, полудиком вареве, как они будут огрузиниваться или как-то сопротивляться этой среде, и через год отсидевшие, обросшие, Никита, это не вам привет, бородами, в папахе бывшие ФБКшники, запрещённые в России, будут говорить: «Ну да, народ не любит геев, это нормально». Вот это интересный эксперимент, и немножко давайте, пока нет феминизма особенного, скажу. Вот вчера меня очень растрогало в новостях, в telegram-каналах писали историю про то, что «Яндекс» запускает свой сервис электросамокатов и, может быть, этот вал иногда реальных, иногда натянутых историй про ДТП с самокатами была вызвана попыткой «Яндекса» побороть конкурентов в этом самокатном бизнесе. И, поскольку слово «Яндекс» мы запомнили, вспомните новость о покупке тем же «Яндексом» «Азбуки вкуса». И вот не представляется ли атака на «Вкусвилл», то есть, популярную торговую сеть премиального сегмента изваляли на пустом месте, как говорится, в говне. Сегодня Венедиктов сказал, что слово «говно» в эфире можно произносить.
Н.Василенко
―
Всё так, подтверждаю.
О.Кашин
―
Да, и, может быть, за этой историей стоят не лево-правые ценности, не права меньшинств, а буквально передел рынка премиального ритейла, чтобы, соответственно, «Вкусвилл» не мешал «Азбуке» развиваться…
Л.Лазерсон
―
Олег, можно сначала, к «Вкусвиллу» вернёмся, просто про Грузию ответить – потому что соглашусь с тем, что объединять кейсы странно и что действительно там гомофобное общество, а у нас более толерантное общество, но давай подумаем, что лучше. Меня просто удивляет, почему консерваторы ходят с этой Грузией, везде её показывают, что смотрите, вот там-то настоящие гомофобы, а у нас всё хорошо. Нет, Олег, гомофобное общество – там, где гомофобная власть, всё. У них гей-парады разгоняют какие-то там… Хотела сказать, православные активисты, вы поняли – националисты, экстремисты и радикалы. У нас их запретили, у нас их нет. У нас вместо этих странных и страшных людей – люди, которые должны защищать порядок: ОМОН, Росгвардия. Извини, в Петербурге была какая-то попытка выйти с одиночными пикетами, которые превратились в такой локальный гей-парад, и там Росгвардии было больше, чем этих митингующих с флагами, и это страшно. То есть, я хочу сказать, на мой взгляд, лучше, когда общество тёмное, но его пытается государство просвещать и приводить к этим европейским ценностям и вешать европейский евро-флаг и ЛГБТ-флаг официально, а не сдирать ЛГБТ-флаг со здания МИДа и, прости господи, Министерства культуры.
О.Кашин
―
У меня маленькое замечание, когда ты говоришь «общество такое, власть такая» - у меня проще поинт: «Лучше быть русским, чем грузином, точка». Но всё же тут другой сюжет. Есть геи, да, есть трансы, есть кто угодно. И есть радужный флаг, мировой про-политический тренд, в котором не только права ЛГБТ, сюда же и феминизм вот этот боевой, главный, сюда же и экология, сюда же много чего, что мы видели в предвыборной кампании, например, в Штатах, когда вот эта новая правильная прогрессивная левая Америка противостояла Трампу. И здесь у нас с тобой такой разговор, как будто бы, допустим, 1934-й год и мы сидим в Париже – люди, которым небезразлична судьба, допустим, промышленных рабочих, которые на заводе работают в плохих условиях. Ты говоришь: «рабочих жалко» - я говорю: «Да, рабочих жалко, они заслуживают большего – им нужна страховка, отпуск, и так далее» - «Да, именно потому, что им нужна страховка и отпуск, весь мир должен быть как страна победивших рабочих, Советский Союз, где есть концлагеря, где копают Беломорканал и где, соответственно, все славят товарища Сталина». Нет тут прямой связи. Если я не гомофоб, я не должен любить радужный флаг, культ операции по смене пола…
Л.Лазерсон
―
Ты нет, но государство обязано. Власть обязана поощрять…
О.Кашин
―
Нет, государство не обязано.
Л.Лазерсон
―
…это конституционное право, это свобода собраний – гей-парад. ЕСПЧ признал незаконным…
О.Кашин
―
Подожди,– ЕСПЧ признал незаконным, как раз сегодня, я бы на месте пропаганды сейчас за это зацепился – присудили майору Евсюкову 6 тысяч евро компенсации за то, что он сидит в колонии далеко от родителей. Нарушены права майора Евсюкова, и я бы это показывал в программе «Время», чтобы сказать – смотрите, какие гады сидят в ЕСПЧ. Но всё же, если мы говорим про конституционные права, про нормы, про закон, то в России есть закон, запрещающий пропагандировать ЛГБТ-культуру среди детей.
Л.Лазерсон
―
Он неконституционен, Олег.
О.Кашин
―
Но он есть. А что такое конституционность - …
Л.Лазерсон
―
Об этом и речь, быть его не должно. А в Грузии нет такого закона, поэтому там люди хотя бы имеют возможность выступить с этим гей-парадом и пускай они готовы рискнуть и быть побитыми и разогнанными…
О.Кашин
―
Понимаешь, Лиза, я, может быть, романтик, но я, даже не любя российское государство, ненавидя российских ментов и что угодно, всё же бы предпочёл, чтобы у этих омерзительных ментов, у майоров Евсюковых сохранялась монополия на насилие, чтобы не было этого аутсорсинга, чтобы, когда ты выходил на улицу, знаешь – идёшь на демонстрацию, тебя мент по башке палкой. А если у тебя выбор – либо гомофоб, либо левый, либо правый, либо просто уголовник тебя убьёт – по-моему, это хуже…
Л.Лазерсон
―
Олег, хуже, конечно, хуже, поэтому у нас националисты являются экстремистами, это вообще запрещённая деятельность. Ты же понимаешь, что они…
О.Кашин
―
Это плохо.
Л.Лазерсон
―
Ты сам себе противоречишь. Только что… Смотри, я хочу сказать, что в 2002 году, когда был один из самых первых гей-парадов, когда пытались провести в Москве, и Лужков запрещал по той же причине, которую ты сейчас озвучиваешь. Он говорил: «Мы ради блага гей-сообщества, значит, не хотим их подвергать такому риску, их изобьют». Но ты сам говоришь – у нас толерантное общество, у нас гораздо более толерантные люди, у нас нетолерантная власть. И я говорю, что именно поэтому это гораздо более плохая ситуация, чем в Грузии, на мой взгляд.
О.Кашин
―
Я с тобой здесь согласен, но здесь ведь проблемы нет: нетолерантная власть, лично Путин с этими стереотипами поколенческими. Что такое гомосексуализм советского человека 50-х годов рождения? Это «Гы, там дырявый, гомосятина». Сменится поколение, придёт поколение даже не знаю кого – ныне 40-летних, Максима Орешкина или министра культуры Любимовой – и это пройдёт, и тут главное – наша миссия, буквально историческая миссия русской интеллигенции, если угодно – сделать так, чтобы эта поколенческая смена не привела к тому, чтобы лицом новой свободной России стал опять же представитель глобального интернационала лево-либеральных лесбиянок. Нет, абсолютно: лицом России сегодня должен быть, сегодня ведь день Семьи, любви и верности – обычный русский человек, это нормально. А навязывать кандидатуру меньшинств, ещё раз вернёмся к нашему вечному разговору с тобой – она у нас уже была, ничем хорошим это не закончилось. И мы должны всему миру говорить: «Эй, друзья, вы доиграетесь и у вас будет ГУЛАГ, НКВД и комсомольские собрания». Не надоО.Кашин: Все понимают, что любой выход на улицу – это выход в тюрьму
Л.Лазерсон
―
Олег, я бы тоже вот не вспоминала День любви, семьи и верности, потому что у этих святых были достаточно токсичные и абьюзивные отношения, как бы сейчас сказали – и, говоря про отношения, я предлагаю перейти к Путину, поскольку по вопросу ЛГБТ-прайдов мы точно с Олегом не сойдёмся…
О.Кашин
―
Давай ремарку сделаем, что лесбиянки с этой картинки они же, оказывается, уже давно уехали жить в Грузию. В Грузии же нет Вкусвилла?
Н.Василенко
―
Опять в Грузии оказались.
О.Кашин
―
Мёдом там намазано.
Л.Лазерсон
―
Когда я читала про Грузию, оказалось, что очень многие там ЛГБТ-мои друзья просто считают Грузию меккой ЛГБТ-сообщества, потому что туда люди, экспаты, уезжают. Наверное, они бы не могли пользоваться такими правами, не могли бы свободно там держаться за ручку, если бы они были этническими грузинами – наверное, им бы там прилетало…
О.Кашин
―
Думаю, Грузия очень хороша – там дёшево, близко и просто въехать, там безвизовый режим. Там права человека, демократия – ерунда!
Л.Лазерсон
―
Там есть открытые гей-клубы. Открытый гей-клуб, и мои знакомые лесбиянки там живут и организовывают, не знаю, лесбо-френдли хостелы, всякие другие няшки для вот «мировой жабы», как ты выражаешься. Но, говоря о «Вкусвилле», я бы вообще с другой стороны подходила к этому вопросу. Для меня это не вопрос какой-то толерантности или нетолерантности, и тут уже я соглашусь с Олегом, по-моему, тут действительно было накачано медиа. И когда Олег говорит про мировую жабу, конечно, он про медиа-жабу, потому что в Америке как раз консервативный очень народ и лево-либеральная пресса. У нас – наоборот. Про вот эту пару, насколько мне известно, писала Маргарита Симоньян, всякие прокремлёвские блогеры. Конечно же, если писали даже тысячи комментариев – это не значит, что им бы за это что-то было. По-моему, это пиар-кейс конкретной компании, он никак не связан с толерантностью или нетолерантностью, они могли попасться на чём угодно. И в этой связи мне хочется вспомнить кейс, о котором я рассказывала в telegram, кейс «Кока-колы», которая забыла на своей карте России нарисовать Крым, Калининград и Курилы и была вынуждена извиняться перед Россией. И конечно, мы догадываемся, что спустя неделю она извинялась перед Украиной, потому что в Украине разгорелся настоящий скандал: «Почему вы оккупированную территорию отдаёте, алё, вы международная компания». И это забылось за минуту – потому что где «Кока-кола» и где Крым, они могут не знать, с какой стороны пририсовывать Крым, с какой Курилы и так далее, с какой стороны России, что там происходит. И, в общем-то, «Кока-коле» простили, а «Вкусвиллу» не простят, потому что «Вкусвилл» занял политическую позицию. Когда ты занимаешь политическую позицию, ты должен быть готовым, что тебе отрежут яйца за эту позицию. Не знаю, можно говорить слово «яйца» в эфире?
О.Кашин
―
Нет, вот я опять же хотел сказать слово «говно», потому что я с тобой не согласен именно рыночно и маркетингово, по меркам нынешней России, могу тоже ошибаться – но всё же, что в сухом остатке? «Вкусвилл» поел говна и доказал всем заинтересованным сторонам, что он готов поесть говна в рамках своей лояльности существующим порядкам, и в этом смысле он доказал, как Протасевич в Беларуси – то же самое сравнение. Человека похитили, пытали, били, унижали, в итоге он доказал, что пытки и унижения сработали, бегает и улыбается. То же самое «Вкусвилл» - ему вставили эту бутылку, образно говоря, бутылку российского общественного давления. Более того, мы с тобой говорим «Вкусвилл», мы что, читаем рекламные тексты заходя на сайт «Вкусвилла»? Я как узнал – из «Комсомольской правды» и канала «Царьград». Есть такой удивительный упырёк, я бы даже сказал, его зовут Андрей, фамилия неважна, я помню его ещё по ЖЖ, он пытался быть идеологом новых правых, новой буржуазности, что вот есть быдло, пролетарии, и есть мы, буржуазная интеллигенция. Потом у него карьера сложилась так, что он работал помощником Полпреда Холманских, помощником буквально этого пролетария-быдла, а теперь в «Царьграде» работает консерватором и пишет: «Друзья, свершилось! В России есть ЛГБТ-сеть, как мы можем это терпеть?» Я от него узнал, от этого человека из «Царьграда», и естественно, когда сама история начинается с пропаганды, уже начинаешь думать, а на каком этапе тобой манипулируют? Я полагаю, что с самого начала. Более того, когда «Вкусвилл», не то чтобы это слабое место – там всё слабое место, но когда «Вкусвилл» заявляет: «Это была ошибка рядовых сотрудников, ой, извините» - вот что-то не верится, потому что многие рекламные тексты начинаются с такого предисловия, что взвесьте все да или нет, прежде чем читать эту статью, но мы не можем молчать об этом, потому что нам важно показать, какие у нас покупатели. Понятно, что это прошло на всех уровнях – от первого, я не знаю, замзавотдела пиара, до основателя. Зачем-то нужно было им так выйти и подставиться. Вот мы с тобой сидим и думаем, как сделать рекламу с геями, чтобы она вызывала симпатию у публики. Есть, наверное, какие-то менее бросающиеся в глаза вещи, без этого раздельного сбора мусора, поездок на собиратор, веганство… Вам мало того, что вы лесбиянки? Давайте …
Л.Лазерсон
―
Ты хотел бы консервативную пару лесбиянок с двумя детьми? Тебя это бы устроило, традиционные ценности?
О.Кашин
―
Вот ты рок-певица, а я кинорежиссёр. Мы такая симпатичная олимпийская пара, дети, не дети – не важно. Попробуйте плюньте в нас, гомофобы чёртовы, мы любимые народом…
Л.Лазерсон
―
Хорошо, давай я тебе отвечу по поводу того, это была пропаганда какая-то нехорошая, с самого начала ты в ней видишь конспирологический заход. Я тебе могу сказать, что моя лента в Facebook вся была в восторженных отзывах, меня это очень сильно удивило, потому что я…
О.Кашин
―
Тебе надо почистить ленту!
Л.Лазерсон
―
Нет, я знаю, всё вот это вот, вся мировая жаба, либеральные девочки – они все были счастливы. В любой другой ситуации я бы запостила, конечно же, эту новость – но она была настолько прямолинейна, это знаешь, как поставить котика и собирать на нём лайки. То есть, это было однозначно сделано, чтобы собрать классы с этой аудитории. Это размещалось в «Афише», вся вот эта либеральная пресса писала про этот кейс, и он должен был стать хорошим. Но я, конечно же, как умный человек, не писала, что «Ура, какие молодцы «Вкусвилл», и мне не пришлось писать «Вкусвилл», никогда не буду больше ходить в эту сеть» - потому что это было очень предсказуемо, такой жест максимально, не хочу сказать, глупый, - но максимально банальный и сразу меня он выбесил какой-то своей однозначностью. Мне кажется, что проблема в том, что бренды не должны занимать такую политическую позицию, они должны просто готовить нормальные продукты и это должно о них рассказывать. Вы, блин, капиталисты, ваша цель – зарабатывать прибыль. Я сейчас расскажу ужасную историю про «Вкусвилл» и после неё большее количество людей не пойдёт туда, чем после этой рекламы, которая им не понравилась. Когда я была в декрете и кормила свою младшую дочь грудью, извините (за что я извиняюсь, правда?)…
О.Кашин
―
Грудь – привычное слово.
Л.Лазерсон
―
И кормить тоже очень прилично. Я купила яйца, сварила яйцо, откусила – и там что-то хрустнуло. Блин, там был клюв цыплёнка!
Н.Василенко
―
Это очень грустная история
Л.Лазерсон
―
Это ужасная история, и мне, конечно же, было не до этого, я сидела с ребёнком, не стала как-то спорить с «Вкусвиллом», просто сфоткала и подумала «Потом разберусь». Конечно, я продолжила туда ходить, это единственный нормальный магазин в районе и, в общем-то, этим история закончилась – но следите за яйцами, «Вкусвилл», хватит лезть к лесбиянкам и делать вид, что вам не пофиг. Вам, блин, пофиг.
О.Кашин
―
Есть к тебе маленькое возражение. Конечно, клюв это ужасно, думаю, он мне будет сниться – но всё же. Есть для консерваторов магазины Стерлпгова: «Пидорасам вход запрещён». Если хватает консерваторов на эту торговую сеть, чтобы она окупалась, это нормально. Есть левые, гейские бренды одежды, допстим. Есть правые. Какому-нибудь гей-узбеку не придёт в голову одеваться в «Стоун айланд», допустим, он оденется в «Оберкромби», которая делает одежду с радугой и с BLM. Это нормально. Если бы «Вкусвилл» хотел быть левой сетью – ну вполне московская интеллигенция толерантна к гей-теме.
Л.Лазерсон
―
Так и есть, Олег, просто я тебе как лондонцу могу сказать – у них куча гигантских продуктов, это сеть чуть выше рынка, это, конечно, не «Азбука» фермерская…
О.Кашин
―
Я чего не понимаю – объясни мне как далёкому от Москвы человеку, почему-то мне кажется, что если ты лево-либеральный читатель газеты «Guardian», блогер и так далее – ты собираешь донаты и идёшь в «Пятёрочку». А если у тебя золотая карта «Сбербанка», с которой ты готов идти во «Вкусвилл» и платить там гигантские деньги за это некачественное яйцо – ты при этом подполковник ФСБ, член партии «Единая Россия» и такой натурал, у которого ещё гарем из любовниц, естественно, консерватор. Нет, не так Москва устроена? В Москве много богатой левой интеллигенции?
Л.Лазерсон
―
Во-первых, это никак не связано, можно быть богатой и левой, бедной и левой и так далее… Но вот смотри, если человек убеждённый веган, есть очень малое количество мест, где он может питаться, купить себе нормальное соевое молоко, например, или какие-нибудь котлеты из морковки, которые очень дешёвые, «Вкусвилл» не такая дорогая сеть – я её тебе с «Азбукой» сравнила, но она, конечно, ближе гораздо к «Dixi» и к «Пятёрочке»
Н.Василенко
―
Наш слушатель Александр как раз замечает, что ему неважно, какие ценности пропагандирует «Вкусвилл», а важно, что у него на ценниках.
О.Кашин
―
А мне важно, я хочу сказать. Я в молодости носил ту же одежду «Оберкромби» с оленем и иногда её покупаю себе и ребёнку. ПокупаЛ! Потому что я прошлым летом зашёл на его сайт, а там фотография этого Флойда, написано BLM – и я понимаю: надевая эту футболку, я ассоциирую себя с – ну слово «мировая жаба» мы уже заездили, окей. Ассоциирую себя либо с погромщиками Миннеаполиса, либо с негодяями антитрамповскими, которые на их сторону встают. Естественно, хочется, чтобы твой и облик, и потребление соответствовали каким-то твоим ценностям. Они могут быть действительно какие угодно – обыкновенные, не людоедские. Я тоже уважаю каких-то людей левых взглядов, включая, собственно, Лизу – это нормально. Но когда вам говорят: «Ах, нет никаких ценностей» - нет. Нет никаких ценностей, запятая, если вы принадлежите к российскому социуму, который, во-первых, придавлен гнётом путинской автократии, скажем прямо, и, во-вторых, придавлен этим гнётом нынешней анти-вертикали, которая расположена так - ага, если ты против Путина, у тебя есть набор, ты за умное голосование, любишь Евгению Марковну Альбац и Сергея Пархоменко, ты читаешь «Новую газету» и хочешь, чтобы было как на Западе. Вот это, на самом деле, тоже элемент тоталитаризма, это не вполне правильно. Сегодня удивительное дело, одни женщины, полемику наблюдаем – Брюханова, Литвинович и Хованская, три женщины. Хованская от власти, Литвинович от умеренных мурзилок, условно говоря, а Брюханова от Каца – идут в Госдуму по округу на севере Москвы. И нам, опять же, небезразличным людям предлагается поспорить – а вы за кого, друзья? За Брюханову или за Хованскую? Я понимаю, когда все женщины – это хорошо. Но когда в это упаковывается вечный разговор: «А давайте повышать явку для того, чтобы опять же путинская Госдума была более легитимна» - думаешь: «Да чёрт его знает, женщины-мужчины, делайте что хотите, плевать на этих женщин». И феминизма здесь нет.
Л.Лазерсон
―
Я за Литвинович, кстати, была бы. Почему-то она у меня вызывает доверие, занимается политзаключёнными. Других опций, мне кажется, нету.
О.Кашин
―
Занималась, наверное, когда была в ОНК
Л.Лазерсон
―
Она до последнего, на самом деле, занималась, и просто как общественный деятель, она, если судить по её facebook, он продолжает или продолжала в текущей кампании это делать. Кстати, Алёна Попова идёт в Госдуму – я бы хотела тоже воспользоваться своим временем на радио, чтобы её поддержать. Но, возвращаясь к «Вкусвиллу», у нас совсем мало времени, я хочу сказать, что да, я согласна с комментатором, что надо следить за ценником, за продуктами и не за высказываниями, потому что я ни фига не верю в высказывания капиталистов, для меня ничего не значат слова, которые пишут, как правило, это ничего не значит, и если даже Levi’s шьёт куртку с ЛГБТ-флажком, это не значит, что он не будет поддерживать женщин, которые в каких-то ужасных условиях будут это вышивать, этот маленький флажок для богатых американцев, которые его наденут.
О.Кашин
―
Чего далеко ходить? В российском МИДе – переговоры с «Талибаном», запрещённой по-прежнему в РоссииЛ.Лазерсон: Убежище для баб, ой, простите, для женщин
Н.Василенко
―
Запрещённой террористической организации.
О.Кашин
―
Но теперь они как бы нам друзья. Они говорят: «Талибан» не позволит использовать Афганистан как плацдарм нападения на Россию. То есть, во-первых, кому не позволят – американцам, марсианам, кому угодно? А во-вторых, друзья, которые делают, как мы понимаем, женские обрезания, баб считают за скот, практикуют гаремы, изнасилование, продажу женского рабства и так далее. Почему на Смоленской площади, не тебе упрёк – сегодня ты в студии, ты занята – но почему вот эти девушки опять же с ЛГБТ-символикой, феминистской, не стоят возле МИДа, не пикетируют – ведь это же возмутительно? Россия с самыми людоедами, в том числе по правам женщин и меньшинств, братается буквально на наших глазах. Это что такое вообще?
Н.Василенко
―
А вот что такое – поговорим уже после перерыва, прерываемся на новости и короткую рекламу. Оставайтесь с нами.НОВОСТИ
Н.Василенко
―
В этой студии журналист Олег Кашин и феминистка, блогерка Лиза Лазерсон, продолжаем накаливать обстановку. Мы говорили о «Вкусвилле» и Олег как-то плавно увёл тему, почему феминистское сообщество, феминистки не пикетируют наших соседей на Смоленской площади, которые вовсю жмут руки «Талибану», запрещённому террористическому движению в России?
О.Кашин
―
Знаете, у меня есть, Никита, есть такой локальный ответ, почему не пикетируют: те, кто могут пикетировать, сидят в тюрьме, причём обоих полов, обоих полов, уточню. Теперь, говоря о том, что пола всего два, надо понимать, что это высказывание политическое. Тем не менее, да – Александр Софеев из «Pussy riot» и знаменитая Мария Алёхина, отсидевшая когда-то по делу «Pussy riot», получили свои очередные 12-15 суток, загадочная опять же история, опять же к вопросу о консервативной, как говорит Лиза, власти. Власть, скорее, не консервативная – она суеверная. Вот есть это клеймо «Pussy riot», которое когда-то, причём частью другие люди посмели обратиться к Богородице «Путина прогони» - а вдруг правда прогонит? И теперь у нас к ним относятся с тем мистическим чувством, что их надо постоянно в тюрьме держать. Это такой российский формат вечных арестов – отсидел сутки, доходишь до автобусной остановки, тебя опять хватают, опять 15 суток. Вот что это такое? Когда мы говорим «почему не пикетируют?» - тут у меня есть элемент лицемерия. Не пикетируют, потому что власти реально удалось отучить людей, что угодно – пикетировать, митинговать и так далее. Все понимают, что любой выход на улицу – это выход в тюрьму. Собственно, свободу политзаключённым, давайте скажем абсолютно консервативный лозунг такой.
Н.Василенко
―
Не устанем повторять.
Л.Лазерсон
―
Хотела бы просто ответить – очень частая предъява феминисткам, почему они не пикетируют, не выступают против обрезания – во-первых, выступают и пикетируют, я уверена, что эти акции случаются. Я просто помню, был кейс с Шендеровичем, когда он наезжал на всех феминисток по поводу того, что они не защищали этот дагестанский шелтер, убежище, кризисный центр – почему-то мне в комментариях к «Эху» написали, что слово «шелтер» нельзя употреблять, оно не очень понятное…
О.Кашин
―
Оно неприличное, да?
Л.Лазерсон
―
Не знаю. Бабам нельзя в шелтер. Убежище для баб, ой, простите, для женщин. И в общем, в этот момент ему все справедливо начали возмущаться, что вообще-то этим убежищем и занималась женщина-феминистка и так далее. Вопрос в пользу бедных.
О.Кашин
―
Анекдот про Шендеровича и шелтер – потому что на самом деле он упрекал, но у него очень долгие отношения с этой средой, его постоянно и ты, по-моему, тоже ругала непрерывно: каждый месяц любое высказывание Шендеровича на тему новой этики вызывает… Вот я два раза – два раза у нас были дебаты – а так всю жизнь, где-то 20 лет, мы в Шендеровичем ругались. Он меня последними словами, я его предпоследними, тем не менее, я всю жизнь думал: «Вот наступит эпоха счастья и радости, когда Шендерович будет всеми презираемым, ненавидимым маргиналом, которого отовсюду будут гнать». И пришло это время! И мне страшно, потому что на смену Шендеровича идут люди, на фоне которых прекрасный Шендерович действительно ангел и классик русского юмора, русской публицистики. Потому что опять-таки какие-то ноунеймы, безликие, безымянные люди, воспроизводящие переведённые в обратном переводе с английского эти «дацзыбау» феминистские, ты думаешь: «Ой, лучше Шендерович со всеми его минусами, со всем его Станиславом Ежи Лецем, со всеми его недостатками, штампами и так далее. Пусть лучше будет он – наш милый добрый дедушка, а не вот эта армия номер 1,2,3».
Л.Лазерсон
―
Здесь нельзя ругаться матом, но я хочу вспомнить Славу КПСС. Лучше я сдохну ноунеймом, как эти девочки, которые справедливые пишут ему комментарии, чем Шендеровичем, который не считает какие-то акты практически насилия, харассмента и так далее, домогательств – актами насилия, считает, что вообще-то это ухаживание, это нормально. И даже не готов меняться, даже не готов кого-то послушать. По-моему, это о чём-то говорит.
О.Кашин
―
Это тоже давний разговор о кэнселлинге. Воспевший рабский труд Горький стоит на Белорусском вокзале, памятник. Пока он там стоит – какого чёрта мы несчастного Шендеровича, который никакого рабского труда не воспевал, ничего такого не делал – пытаемся кэнселить? Пусть будет Шендерович…
Л.Лазерсон
―
Мы не кэнселим, мы его стебём, мило и приятно.
Н.Василенко
―
Это напоминает уже партсобрания, извините.
Л.Лазерсон
―
Партсобрания ноунеймов – которые постучали в комментарии к большому дяде, великому, как говорит Олег Кашин.
О.Кашин
―
Когда в Пхеньяне сидит эта толпа в одинаковых гимнастёрках на стадионе и поднимает красные флажки, чтобы Ким Чен Ыну было приятно – мы тоже не знаем этих людей по именам. У них наверняка глубокий внутренний мир богатый, но они, конечно, ноунеймы. А что касается Славы КПСС, у него сегодня ночью новый альбом выходит, мы все его, естественно, ждём.О.Кашин: Сегодня Венедиктов сказал, что слово «говно» в эфире можно произносить
Л.Лазерсон
―
От Славы КПСС мы можем перейти, наверное, к великому советскому режиссёру.
Н.Василенко
―
Новость была, Владимир Меньшов умер
О.Кашин
―
Лиза говорила про «Кока-колу» с Крымом и без Крыма, извинялись. Вот берите пример с «Радио Свободы»*, у которых в русской редакции умер великий советский режиссёр, автор фильма «Москва слезам не верит», а в украинской редакции умер, естественно, доверенное лицо Путина, участник аннексии Крыма, сторонник ДНР и ЛНР и друг Захара Прилепина.
Л.Лазерсон
―
Это пиар грамотный
Н.Василенко
―
*А мы ещё скажем, что «Радио свобода» - иностранный агент. К сожалению, мы должны это добавлять.
О.Кашин
―
Я бы делал – иноагент, да – есть торговая сеть для натуралов, есть торговая сеть для лесбиянок и для … Умер Меньшов и я знаю, что у тебя есть какая-то жёсткая позиция по патриархальному фильму «Любовь и голуби».
Л.Лазерсон
―
Вообще не только по фильму «Любовь и голуби», в принципе по патриархальному советскому кино, это была моя тема в telegram – я в принципе начала с того, что писала про советские образы женщин и про то, как советское кино воспитывает женщин-терпил, про вот этих альфа-мужчин с высоким ЧСВ, чувством собственного достоинства, если мы просто разберём фильмы Меньшова, потому что они стоят прямо особняком, потому что фильм вот прямо именно про это – Женя Лукашин и товарищ Новосельцев всё-таки немножко другие герои, но всё-таки, про образ слабого мужчины и сильной женщины, которой на кой-то чёрт этот мужчина сдался. Не понимаю, почему мы должны смотреть пускай прекрасный великий фильм «Москва слезам не верит», который в финале нас приведёт к одной простой мысли: даже если у тебя есть огромная квартира, если ты директриса завода, если у тебя есть любовник Табаков, тоже, закэнселенный недавно, даже если у тебя есть своя машина, прекрасная взрослая дочь, у тебя дома чисто и убрано – тебе всё равно нужен грязный слесарь Гоша, который прокурит твою чистую кровать, будет прямо дымить, который уйдёт бухать на неделю.
О.Кашин
―
Опять же, скажу по либерально-интеллигентски, я думаю, многие поддержат красивую теорию Александра Эткинда, она есть в книге «Кривое горе». А что, если Гоша – бывший политзаключённый, который отсидел в лагерях, уж не знаю, в сталинских или брежневских, - почему он, такой образованный и умный, с которым учёные разговаривают на одном языке, работает чёрт знает кем в НИИ, но его все уважают, ценят и так далее? Конечно, он отсидевший кандидат наук, которого понизили теперь до слесаря. А так ты говоришь – непонятно, почему снимали кино про сильных женщин. Да потому и снимали – что культ сильных женщин – это совок. И даже «Оскар», который Меньшову дали – о чём этот «Оскар»? О том, что пришёл Рейган с этим неоконсервативным трендом, и вот эти голливудские люди, которых потом их вырождение доведёт до их нынешнего состояния, BLM-ского, прочего – они, желая сказать Рейгану «нет», выставили вперёд - что? Советский пропагандистский фильм, конечно же. Меньшов, конечно, великий режиссёр…
Л.Лазерсон
―
Мы оба так считаем, из советских – я думаю, да, один из самых значимых, действительно великих. Рейган – да, с его культом «новая женственность и сексуальность» и так далее, против советской…
О.Кашин
―
Что такое для тогдашнего, того западного мейнстрима, который нам открылся ровно тогда, когда нам открылись двери в перестройку? Что такое мужик? Это Сталлоне накачанный или Шварцнеггер, а что такое баба? Безликая, безымянная тёлка с сиськами и ногами, которая с ним спит. Вот да – именно этому Голливуду, который мы полюбили в конце 80-х, и противостоял Меньшов, поддерживаемый западной интеллигенцией.
Л.Лазерсон
―
Тогда я по-другому тебе скажу: всё-таки в этом патриархальном мире вот этих западных людей, которые в этой концепции пребывали – что вот сильный мужчина – с чем? Ну с бабосом, в 90-е это уже был Ричард Гир, красивая Джулия Робертс с ногами – вообще в этом смысле не мог этот Гоша казаться тем более таким нормальным, достойным объектом. Есть же феминистская теория, что в Советском союзе мужчины были лишены мужественности, мужской сексуальности, потому то за этим ничего не стояло. Тем более вопрос…
О.Кашин
―
И у нас есть Табаков, явный номенклатурщик, негодяй и мудак.
Л.Лазерсон
―
Слабый, да, человек.
О.Кашин
―
Слово «мудак» можно говорить. И есть андеграунд, который в советской системе, может быть, вонючий, возможно, отсидевший, он, конечно, лучше номенклатуры. Это, конечно, признак общественного здоровья – но кому тогда в здравом уме пришло бы говорить: «Лиза, ты гуляешь с этим Васей, а ты гуляй с Петей, он комсомолец, он сделает карьеру, будет секретарём райкома»? Комсомольцев народ презирал всегда, и слава богу, надеюсь, к нашему общему тренду – всегда будет презирать комсомольцев наш народ, какими бы они ни были BLM-щиками, феминистами и ЛГБТ-шниками.
Л.Лазерсон
―
К сожалению. Да, я согласна с тем, что это была такая однозначная пропаганда этого образа – чтобы женщины как-то выходили замуж за этих слабых советских мужчин, тем хуже, что, как ты говоришь…
О.Кашин
―
Ещё и каратист ведь, а это ого-го, признак правильной мужественности начала 80-х.
Л.Лазерсон
―
Ты говоришь, что бывший заключённый, хороший интеллигентный человек – но этот бренд интеллигентного пьющего человека – это то, что привело, по-моему, чуть ли не к домашнему насилию. То есть, пьющий человек, который пропадает. Женя Лукашин, который напивается в запой. Я не знаю – слабейший в «Любовь и голуби» человек с нижайшим IQ, которого просто женщины передают из рук в руки, непонятно, зачем он нужен.
О.Кашин
―
Да, его избивают, как Михайлова в «Любови и голубях», опять же, торжество фильма в том, как женщины избивают брутального негодяя. Это было у Тарантино когда – в 2007? В «Death proof». У нас это раньше…
Л.Лазерсон
―
«Kill Bill» ещё раньше – в 2001 году
О.Кашин
―
Естественно, «Kill Bill» - у нас это ещё раньше началось. О том, почему русские люди не могут серьёзно относиться к западному кино …
Л.Лазерсон
―
Они избивают его, а с другой стороны – смотрят щенячьими глазами и говорят: «Как долго я тебя искала». Женщина, блин, очнись. Давайте перевернём историю и посмотрим, что это Золушка, которая работает, не знаю, слесарем, отсидела, курит сигарку – и мужчина богатый. Она невозможна – только если это Джулия Робертс. У нас действительно такой Голливуд наоборот, в этом нет ничего хорошего.
О.Кашин
―
Я вот только сейчас сообразил, пройдёт 10 лет и отсидевший – это не байка, он действительно отсидел, Сергей Челобанов станет, собственно, найдёт себе богатую женщину Аллу Борисовну, они станут дуэтом, вместе жить…
Л.Лазерсон
―
Он как раз Джулия Робертс, хочу заметить.
О.Кашин
―
Да, это наша русская модель. Если у нас Золушка – мужик, если нас, русских цисгендерных мужчин, унижала сто лет – естественно, то, что должно быть на месте феминизма – у нас, у русских должна быть защита русских мужчин. Вот к чему мы пришли, обсуждая умершего Владимира Меньшова, земля ему пухом, конечно же. То есть, вот проблема. Угнетение мужчины русского – вот в чём проблема.
Л.Лазерсон
―
Я знаю, что есть такая теория, что русские женщины уже достаточно эмансипированы были за советский период, теперь вы хотите ещё больше привилегий, потому что у вас их ещё больше. Я напомню, что фильм-то он всё-таки в том числе отражал, как многие фильмы, вопрос двойной нагрузки – потому что женщина и работала на заводе, и готовила, и убирала – и Гоша просто выводил её в парк или куда там, пел под гитару и нанизывал шашлык, это всё, чем… Ну иногда там разбирался с дочерью, слава богу, взрослой – а то неизвестно, чем бы закончилось приведение такого мужчины, я вот скажу как старый комсомольский работник, домой спустя неделю, по-моему, после знакомства. Это просто опасно – зачем такую историю даже рассказывать?
О.Кашин
―
Женщины тоже клофелин подмешивают, грабят, убивают, и мы читали недавно в BBC, как англичанин в Одессе – правда, Украина отдельное дикое поле – англичанин женился как бы на украинке, а потом оказалось, вся свадьба была актёры, массовка, нанятые жулики, которым он перевёл деньги на покупку квартиры новой семье, а семьи-то и нет. Поэтому всякое бывает, но хочется помимо того, что мы говорим – я думаю, у нас тема феминистская – скорее такая игра, потому что мир более многогранен и богат. Умер Меньшов – он же был, к тому же, извините, 6-й номер в списке партии «Справедливая Россия». И участие в спорных, токсичных политических проектах – оно как бы снижает ценность художника или нет? Мне важно произнести это на Эхе, потому что я уже говорил, Варфоломеев Владимир делает много лет такую табличку: «Вот этот человек народный артист, он подписал письмо в поддержку аннексии Крыма, он то, он сё, вот давайте закэнселим». Стоит ли кэнселить Меньшова за участие в партии Захара Прилепина? Думаю, мы оба ответим «нет».
Л.Лазерсон
―
Нет, конечно.
О.Кашин
―
Это мне важно произнести.
Н.Василенко
―
Многие вспомнят, что он был в «Единой России», был доверенным лицом Владимира Путина.
Л.Лазерсон
―
А кто не был вообще в России доверенным лицом Владимира Путина из деятелей культуры?
О.Кашин
―
Есть знаковое видео, Лиза наверняка помнит, знаковый съезд кинематографистов, 86-й год. Не в смысле, что ты в нём участвовала, ты моложе, но когда прогнали этих всех старых – Кулиджанова, Бондарчука, их место заняли деятели буквально полуподполья – Элем Климов, Сергей Соловьёв, и так далее. И один человек вышел на сцену и сказал: «Что ж вы творите, Бондарчук гений, а вы его выгоняете». Это был Никита Михалков. И вслед за ним вышел Меньшов и сказал: «Никита, что ты себе позволяешь, мы знаем, как надо» - в общем, абоненты враги, и когда их обоих я увидел по левую и правую руку на митинге в Лужниках в 18-м году, я подумал: вот враждовали много лет, и кто их помирил? Владимир Путин.
Л.Лазерсон
―
Прекрасная нота. И в 2000-м году, кстати, когда Владимир Путин пришёл к власти, вышел его фильм, про который тоже есть интересная такая теория.
О.Кашин
―
Он сам его называл недооценённым, Владимир Меньшов. Последний получился его фильм, опять же к вопросу о ценности художника – всего 5 фильмов, но мы его обсуждаем наравне с тем же Рязановым, у которого…
Л.Лазерсон
―
7, 7, у него 7 фильмов. Но действительно, мы его обсуждаем…Л.Лазерсон: «Вкусвилл», хватит лезть к лесбиянкам и делать вид, что вам не пофиг
О.Кашин
―
Полтора ещё как бы такие – ранние. Номерные – «Розыгрыш», «Москва слезам»… И фильм последний, который тогда все смотрели – и действительно, про любовь советской женщины и западного француза, история про плохой тоталитаризм. Пересмотрите его сейчас, в память о Меньшове – и вы поразитесь тому, какие там звучат монологи, вообще нетипичные для 2000-го года. Когда героиня Веры Алентовой работает на телевидении в Останкино, естественно, ненавидит советскую власть, и когда ей чуть ли не КГБшник говорит: «Ты сначала уйди с телевидения, а потом уже имей гражданскую позицию – или спи там с этим французом». Или её муж по фильму, который пишет книги про великую Победу и этим зарабатывает, и относится к этому как к подённой работе, а сам смотрит фильм «Последнее танго в Париже», и ему это нравится, а не нравится тема войны… То есть, на самом деле абсолютно программное высказывание про отношение путинского государства к интеллигенции, что это продажные лицемеры, которые на деньги государства в «Гоголь-центре» делают спектакль… Естественно, Меньшов это формулировал на старте путинской эпохи и он в этом сопоставим с Балабановым, который «Братом-2» также многое предвосхитил.
Л.Лазерсон
―
Но ты при этом говорил, что это достаточно тонкий фильм. Мне кажется, там всё в лоб, потому что там какие-то карикатурные интеллигенты, которые обсуждают…
О.Кашин
―
Они сейчас кажутся карикатурными, потому что да, сейчас это карикатура, но тогда они смотрелись как зарисовка с натуры – тогда это был буквально мейнстрим в телевизоре, в политике. Опять же, для аудитории «Эха Москвы» это будет бальзам на душу, сейчас все презирают Явлинского, смеются над Явлинским, какой идиот Явлинский, агитирует против Навального, плохой. Тогда Явлинский был кумиром для интеллигенции – тот же Явлинский, никак за эти годы не изменившийся. Просто мы за эти годы стали взрослее, умнее и стали понимать, что карикатура – это карикатура, даже если на ней написано «Партия Яблоко» или «советская либеральная интеллигенция». Да, мы растём, общество, русский народ, если угодно – это хорошо.
Л.Лазерсон
―
Хочу сказать, что всё мне показалось прямолинейным, кроме прекрасного момента, когда эти главные герои-диссиденты, диссиденты плюс Вера Алентова, скажем так, которая лояльно относится к режиму, смотрят «Последнее танго в Париже», и тут интересный момент случился, когда время догнало этот фильм. И она одна возмущается сцене изнасилования с маслом и буквально кричит: «Господи, зачем масло» и выбегает, а люди восхищаются. И мы понимаем, что сейчас восхищаться на полном серьёзе этой сценой сложно, эта сцена оказалась права, сцена реального, получается, насилия над актрисой.
О.Кашин
―
Вписали, что именно советская такая тётка не понимает искусства.
Л.Лазерсон
―
А я не думаю, я думаю, что Меньшов умнее, чем мы с тобой…
О.Кашин
―
Фильмы Меньшова умнее, чем мы с Меньшовым.
Л.Лазерсон
―
У нас с тобой разные позиции – я считаю, что художник – больше, чем его произведения, а ты считаешь, что произведения – больше, чем художник. Нет, я считаю, что Меньшов – умный, он всё, конечно, понимал про этот фильм как режиссёр, который конструирует всю реальность фильма, и он конечно же понимал, что то, как люди восхищаются этим моментом, этим фильмом – это действительно карго-культ, как принято говорить, такое вот тупое воздыхание на не пустом месте, а в неправильном месте. Вот это прекрасное высказывание, и фильм немножечко отменяет всю его предыдущую повестку, о которой мы говорили.
О.Кашин
―
Вся его предыдущая повестка тоже прекрасна. Давай скажем, что фильм «Ширли-мырли» тоже как современник воспринимаешь, тоже поржать два часа в кинотеатре – а потом как программное высказывание и о русской мечте, и о русском счастье, если помнишь, героиня Инны Чуриковой, дай бог каждому, её многочисленные сыновья, разбросанные по миру – тоже образец в самом деле той же женщины, как в «Москва слезам не верит», только чуть более гротескный, наверное. Но да, как-то действительно, что здесь скажешь? Фигура Меньшова, которая вызывает только такие разговоры: «А помнишь, а помнишь?» - это показатель его крутизны, конечно.
Л.Лазерсон
―
На мой взгляд, это главный был певец русской женской долюшки, это достаточно странно. Быть таким большим режиссёром, сделать такое имя на локальной теме, мелодраматичной, которая считается несерьёзной в кино.
О.Кашин
―
Потому что на самом деле, и о женской долюшке, и вообще о проблемах трудящихся – есть неизвестный, вообще забытый нами корпус советских кинофильмов, которые тогда снимались тоже, там тоже были женщины, которые стояли у станка, потом становились директорами. Но это, естественно, было так же фальшиво, как нынешняя фем-повестка. А Меньшов как раз именно как художник, лишённый политических ограничителей, поэтому и победил, поэтому мы и говорим уже полчаса. Ну понятно, я опять же утрирую – стоит вспомнить, что на каком-то московском кинофестивале в 60 каком-то году была картина, производственная драма «Знакомьтесь, Балуев» должна была победить, а жюри проголосовало за Феллини, за «8 с половиной». Кто сейчас помнит «Знакомьтесь, Балуев»? Он тоже сейчас бы смотрелся как современная голливудская драма про проблемы трудящихся и угнетение не знаю кого. Всё немножко так на полкруга – мы отстаём-опережаем, и кажется, мы должны догонять Запад, а на самом деле у нас всё уже было, естественно.
Л.Лазерсон
―
У нас было всё, включая раздельное образование. Ты слышал, что мальчик предложил Владимиру Путину ввести раздельное образование и расплакался от трогательности своей идеи?
О.Кашин
―
Ведь мальчик-то армянин. Это та же история про воспитание в кавказских обществах, когда действительно, мальчики и девочки – не одно и то же. И надо отдать должное Путину, он хоть мальчика и утешил, но у него сработал этот ограничитель – ну погоди, так же уже было при Сталине, это себя не оправдало. Хотя поделюсь – я последние два года учился в сугубо мужской школе, на самом деле интересно – я уже потом стал понимать, у нас не было никакого гомосексуализма. Там мы проводили время на шлюпках, вместе 20 молодых парней в замкнутом помещении, и никогда ничего. Я бы рад рассказать, но никогда не было ничего опять-таки. Если бы ввели сейчас раздельное – наверное, был бы уже такой тикток «школьники-геи», или что-то такое. Поэтому Путин и от этого тоже хочет отгородиться, отказавшись разделять.
Л.Лазерсон
―
Сейчас по-другому воспринимается пол, и в целом абсурдность не в том, что напрашивается банальность, что женская школа – это школа, как говорила Бовуар – женщиной не рождаются, ей становятся – женская школа это такая школа по воспитанию женщин, и чему там вообще могут научить?
О.Кашин
―
Мальчик это сказал Путину, что мужская школа будет воспитывать достоинство, а женская – будет воспитывать нежность. То есть, понятна разница стереотипов. Но ещё раз уточним, мальчик из такой наверное среды, где эти пережитки ещё не преодолены.
Л.Лазерсон
―
Вообще надо сказать, что пол – даже биологический пол неоднозначен. Даже, например, Международный олимпийский комитет не может вычленить, что есть мальчик и девочка – скандал с трансгендерами именно в том, что МОК не понимает, как определить пол, и определяет его по уровню тестостерона, что не вполне корректно.
О.Кашин
―
А теперь минутка агитации – давайте мы вам перескажем положняк по гендеру. Я тоже готов встать в такую позу и сказать: «Есть член - вы мужик. Нет у вас члена - …»
Л.Лазерсон
―
А интерсекс в какую школу пойдёт?
О.Кашин
―
По итогам этого секса в женской сборной будет накачанный мужик, это тоже все говорили сто раз. Мой поинт заключается в том, что надо обойтись без этих лозунгов, которые нам сбрасывают с вертолёта наши оригинальные феминистские круги мировой жабы. И мы эти листовочки да, собираем и скручиваем из них махорку. Всё, не надо нам этой пропаганды. Это не ЛГБТ-пропаганда, это что-то другое, пропаганда как раз нового мирового порядка, как бы это ни звучало.
Л.Лазерсон
―
Почему пропаганда, это как раз новые научные данные. Люди вообще не знали о существовании интерсексов, они их записывали либо в девочки, либо в мальчики. Те же скандалы на олимпиадах были связаны с тем, что потом обнаруживалось, что у человека совместные половые признаки.
О.Кашин
―
Разумеется, да – в итоге судья подсуживает почему-то именно английской сборной, но всё научно. Любая идеология, особенно тоталитарная, всегда называет себя наукой, всегда ссылается на науку. Естественно, марксизм-ленинизм был наука, были разные законы…
Л.Лазерсон
―
Хорошо, скажи: девочка с увеличенным клитором – это девочка или мальчик? С размером три сантиметра.
О.Кашин
―
Девочка. Всё нормально у девочки, всё хорошо опять-таки, и говорить о том, что это требует изменения всей сущности нашей бытовой жизни – да нет же, не требует, боже мой! Никто же сейчас не требует казнить девочку с клитором три сантиметра…
Н.Василенко
―
Не требует, и слава богу! К сожалению, на самом интересном месте, извините за эту реплику, мы прерываемся до следующей недели. Это программа «Атака с флангов», Олег Кашин, Лиза Лазерсон. На следующей неделе снова увидимся, услышимся. До новых встреч.
Л.Лазерсон
―
Спасибо