Мой ребенок - графоман?! - Ксения Молдавская, Ирина Лукьянова - Родительское собрание - 2019-10-13
Алексей Кузнецов
―
13 часов 11 минут в Москве. В эфире программа «Родительское собрание». У микрофона Алексей Кузнецов. За звукорежиссерским пультом Марина Лелякова. Вы можете смотреть нас на YouTube-канале «Эхо Общество». Телефон для ваших смс + 7 970 45… + 7 985 970 45 45. Как обычно у нас в начале новости российского и московского образования.Рособрнадзор планирует апробировать концепцию и методические материалы мониторинга качества дошкольного образования осенью этого года.
Новая концепция базируется на изучении российского и зарубежного опыта исследований качества дошкольного образования, государственных систем его мониторинга и оценки, а также результатов апробации в России наиболее авторитетного международного инструментария комплексной оценки качества дошкольного образования Ecers-R.
Предполагается, что разработанные концепция и инструментарий помогут создать единую основу для федеральных, региональных и муниципальных систем мониторинга, а также систем внутренней оценки качества работы детсадов.
Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты, принятие которых ожидается до конца текущего года, позволят улучшить позиции России в мировом рейтинге. Их конкретизация сделает работу школьных педагогов более понятной с точки зрения достижения предметных результатов, а родители смогут понять, чему их ребенка учат в том или ином классе, сообщили ТАСС в пресс-службе Минпросвещения РФ.
Комитет гражданских инициатив и эксперты в области образования ранее опубликовали заявление, в котором предложили наложить мораторий на внедрение новых ФГОС. Как сообщил ТАСС академик Российской академии образования, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург, подписавшийся под документом, изложенные в новых стандартах предложения носят, в частности имитационный характер, снижают конкурентоспособность учебных материалов.
«Единая Россия» предлагает создать единую федеральную систему записи детей в первые классы.
Соответствующие поправки партия планирует подготовить ко второму чтению законопроекта о внесении изменений в закон «Об образовании», рассказала член президиума генсовета фракции Алена Аршинова. Она отметила, что «Единая Россия» уже не раз поднимала вопрос о введении соответствующей системы.
В Тюменской области создали петицию в поддержку уволенного за избиение учащихся педагога. Почти семь тысяч человек подписали петицию против увольнения учителя ОБЖ из школы поселка Боровский, который нецензурно выражался в адрес учащихся и бил их.
Прошение вернуть педагогу прежнюю работу, опубликованное в «ВКонтакте», адресовано губернатору Тюменской области и руководителю местного департамента образования. В нем, в частности, говорится: «Как следует из отзывов о работе, учитель зарекомендовал себя как ответственный работник, ранее не допускавший грубых проступков. Большая часть учеников и их родителей относится к учителю с уважением, считая его достойным преподавателем и наставником».
Это были новости российского образования за прошедшую неделю. Ну, а мы сегодня отвлекаемся от сиюминутного. Воспаряем. Поскольку тема у нас сегодня касается изящной словесности. И вовсе не в разрезе ФГОСа, не к ночи будет помянут, а в таком вечном. Да? Мы ее сформулировали со знаком вопроса в конце: «Мой ребёнок – графоман?» И в гостях у нас два видных эксперта по детской графомания… Вы слышите их смех. А также по взрослой графомании, адресованной детям, с почти одинаковыми титулами. Ирина Лукьянова у нас обозначена как писатель, журналист и учитель литературы. Здравствуйте, Ира!
Ирина Лукьянова
―
Здравствуйте!
А. Кузнецов
―
А Ксения Молдавская как литературный критик, журналист и учитель литературы. Здравствуйте, Ксения!
Ксения Молдавская
―
Здравствуйте! Я не литературы. Литературу я преподавать боюсь. ФГОСы, вот это вот всё не надо. У меня допобр.
А. Кузнецов
―
Допобр. На него ФГОСы ещё пока…
К. Молдавская
―
Пока ещё нет.
А. Кузнецов
―
Сейчас вот они детский сад добьют. Да?
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
И тогда появится ФГОС на допобр, и что Вы будете преподавать, я не знаю. Хорошо. Собственно постановка проблемы. Проблема такая: значит, очень многие родители, особенно в так называемых интеллигентных семьях не в первом поколении рано или поздно сталкиваются с тем, что они видят своего ребёнка в процессе литературного творчества за компьютером ли, или по классике, так сказать, свечка, гусиное перо и лист бумаги, но в любом случае деточка пишет короткие рассказы, стихи, поэмы, романы, циклы романов. Да? Моя дочь в свое время лет в 12, старшая дочь, начала прямо сразу с большых форм и написала роман. Да? Скажите, пожалуйста, во-первых, что это такое? Это то же самое, что графомания взрослых? То есть неодолимое стремление…
К. Молдавская
―
Нет. Нет. Нет.
А. Кузнецов
―
… что-нибудь на бумаге написать. Вот на Ваш взгляд, когда ребёнок начинает творить, литературное творчество имеем в виду, да? Что это?
К. Молдавская
―
Это попытка рефлексии. У ребёнка очень мало возможности вербализовать то, что у него творится в голове так, чтобы не получить за это по шее, потому что сочинение, которое он пишет в школе, на них распространяются ФГОСы, потому что хочется что-то такое вот сделать, что-то… какой-то мир придумать, потому что впечатлений очень много, и вот как-то систематизировать эти впечатления, уложить. Выйдет ли из этого литература? Ну, чаще всего нет.
А. Кузнецов
―
Это сейчас мы об этом отдельно…
К. Молдавская
―
Но это неважно.
А. Кузнецов
―
… поговорим.
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
То есть иными словами слишком большой, слишком разнообразный мир. Ребёнку надо куда-то свои впечатления выплеснуть…
К. Молдавская
―
Конечно. Клапан такой…
А. Кузнецов
―
А вот выплеснуть их, так сказать, в школе или в семье, – да? – так сказать, часто затруднительно. Пожалуйста.
И. Лукьянова
―
Ну, вообще попытка творчества… Творчество – это то, что собственно свойственно человеку. Да?
А. Кузнецов
―
И отличает его от не человека.
И. Лукьянова
―
Ну, в том числе. Да? И экспериментировать со словами, раз уж мы человеки и люди вербальные, – да? – это очень нормально и очень достойное человеческое занятие. Пытаться из слов как из кирпичиков строить… Да? Вот когда ребёнок строит что-то из «Лего», это ни у кого не вызывает вопросов. Когда ребёнок пытается рисовать, ну, все дети рисуют. Да? Когда ребёнок пытается строить словесные здания из слов-кирпичиков, это сразу вызывает вопросы. Да?
А. Кузнецов
―
То есть если я Вас правильно понял, волноваться нужно не в том случае, если вы увидели, что ребёнок пытается писать, – да? – а в том, если он не пытается этого делать?
И. Лукьянова
―
В общем-то, это надо.
К. Молдавская
―
Если он не только писать не пытается, но ещё и не рисует, не поет и вот как-то…
А. Кузнецов
―
То есть совсем никак не творит.
К. Молдавская
―
… вот совсем никак не творит.
И. Лукьянова
―
Да.
К. Молдавская
―
Да.
И. Лукьянова
―
То есть творить скорее нормально, чем не нормально. Нет, я бы не сказала, что надо волноваться, если ребёнок не пишет роман. Да? То есть как бы, ну, не у всех есть природная склонность писать роман. У некоторых там есть природная склонность проращивать ростки фасоли или…
К. Молдавская
―
Да, или…
И. Лукьянова
―
… колупаться с отверточкой в старом телевизоре.
А. Кузнецов
―
Понятно. Да.
К. Молдавская
―
Даже петь, танцевать – это, в общем, тоже такая возможность творить.
А. Кузнецов
―
Ну, то есть это один из таких вполне нормальных способов детской самореализации.
К. Молдавская
―
Конечно.
И. Лукьянова
―
Конечно.
К. Молдавская
―
Конечно.
А. Кузнецов
―
Что обычно становится, сейчас вошло в русский язык старинное русское слово «trigger», спусковым крючком для этого? Вот обычно что толкает ребенка сесть за…
И. Лукьянова
―
Ой! А что угодно. Да? Обилие впечатлений, которые просятся на бумагу. Я однажды разговаривала с совершенно чудесной девочкой, которая принципиально не хотела ничего читать, зато хотела писать. Она…
А. Кузнецов
―
А какой ей был годик на тот момент?
И. Лукьянова
―
Ей было лет 10.
А. Кузнецов
―
А! Ну, все…
И. Лукьянова
―
Она сказала, что я не хочу читать про чужой опыт, я хочу рассказывать про свой. Почему мой опыт менее ценен, чем опыт других людей?
А. Кузнецов
―
Понятно. Так.
И. Лукьянова
―
Вот. То есть это вполне себе уважаемая причина на самом деле. Это может быть попытка пробовать себя в стилизации. А получится ли у меня былина, например. Да? А смогу ли я писать под «Евгения Онегина»…
А. Кузнецов
―
То есть здесь, видимо, всё-таки что-то прочитанное должно разбередить, да?
И. Лукьянова
―
Прочитанное…
К. Молдавская
―
Прочитанное…
И. Лукьянова
―
Прочитанное безусловно.
К. Молдавская
―
Безусловно.
И. Лукьянова
―
Да? То есть вообще очень… Ну, то, что пишут дети, – это по большей части содержание их головы, которое сформулировано… сформировано не только их личным опытом, но при этом ещё и прочитанным, и посмотренным.
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
Вы, кстати, сказали про Онегина, я задумался над тем, что я знаю несколько по меньшей мере случаев, когда вот эта изумительная легкость, кажущаяся, конечно, онегинской строфы побуждала… А я тоже так могу. Да? Подумаешь, что тут?
К. Молдавская
―
ДА.
И. Лукьянова
―
Ну…
А. Кузнецов
―
Мой дядя самых честных правил…
И. Лукьянова
―
… в принципе очень большое количество детей в школе проходит через попытку писать «Кому на Руси жить хорошо» – да? – и писать свою онегинская строфа. Это хорошее упражнение для пишущего человека.
А. Кузнецов
―
Современная школа скорее отбивает или поддерживает?
К. Молдавская
―
Ну, это зависит всё-таки от каждой конкретной школы, потому что несмотря на ФГОСы и на улучшение, улучшение и улучшение образования…
А. Кузнецов
―
В школе еще остаются хорошие учителя.
К. Молдавская
―
Да, в школе ещё остаются хорошие учителя. В школе ещё остаются традиции. В школе ещё остаются какие-то возможности. Или тот самый допобр.И. ЛУКЬЯНОВА Ну, и наконец никто не отменял прямого воздействия текста на человека. Когда ты сидишь на уроке, в пол-уха слушаешь какую-нибудь там вот как…
К. МОЛДАВСКАЯ Князь Андрей думал, что Наполеон – это о! А у него такие толстые ляжки.
И. Лукьянова
―
Вот! Или, например, я помню, когда мы сидели там на уроках литературы, писали что-то там… Запишите про Ионыча там. План показа гибели личности. Вот ты сидишь с этим планом показа и читаешь Чехова. Просто Чехова. Да? И он с тобой разговаривает. А учитель разговаривает с кем-то другим.
А. Кузнецов
―
Наиль пишет нам из Москвы: «Младший сын пытается писать фантастические рассказы, иногда просит помочь переписывать на чистовик. Надо ли поддерживать? И как правильно поддержать?»
И. Лукьянова
―
Ну…
К. Молдавская
―
Ну…
И. Лукьянова
―
… переписать на чистовик – это в принципе хорошая штука, потому что детям бывает очень нужна помощь просто с оформлением их работы. Это много чисто механической возни с перепиской или с перепечатыванием. Ребёнку можно помочь с оформлением, с запятыми. Да? Потому, что…
К. Молдавская
―
Можно обсудить что-то.
И. Лукьянова
―
Да. Можно…
К. Молдавская
―
Раз он доверяет вот этот текст…
И. Лукьянова
―
Да.
А. Кузнецов
―
Вот. Вот это и был мой следующий вопрос.
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
А вот в процессе стоит ли обращать внимание на то, что здесь вот сказано там безграмотно, а вот здесь брошен интересный там на полпути сюжетный какой-то ход?
И. Лукьянова
―
Очень осторожно. здесь можно задавать вопросы. Да? Можно говорить, вот здесь я бы уточнил правописание. Да? То есть как бы не исправь, у тебя здесь не так. Да? Посмотри, подумай, как здесь сказать лучше. Да? Например. Вообще очень важно не отбить действительно какое-то желание. Вот есть такая прекрасная история, по-моему, про Макса Волошина, который маме принёс стихи. Маленький Макс. И Елена Оттобальдовна так его раскритиковала, что на лет 10 ему отбила желание писать и показывать маме то, что он написал.
А. Кузнецов
―
А, может быть, за это время сублимировалось как раз и отстаивалось то, что потом прорвалось во взрослом Волошине.
И. Лукьянова
―
А…
А. Кузнецов
―
Ну, да.
И. Лукьянова
―
Мы не знаем.
А. Кузнецов
―
Мы не знаем…
И. Лукьянова
―
У нас нет контрольного экземпляра Волошина.
К. Молдавская
―
Но мой ребеночек, тоже раскритикованный после очень странного графоманского текста, многократно повторенного, не показывает… Ну, вот сейчас ребеночку 23 года. Он последние 15 лет мне не показывает свои тексты, при этом я знаю, что он занимается переводами, он публикуется. Но он мне не показывает ничего. И перевод деточкин я могу увидеть только, если я сама куплю журнал. Он не покажет. Потому, что была неправа.
А. Кузнецов
―
Пока нас никто не слышит. Вы переживаете по этому поводу? Вы бы хотели, чтобы он с Вами советовался сейчас?
К. Молдавская
―
Сейчас нет. Сейчас нет.
А. Кузнецов
―
То есть Вы пережили, да? В свое время, видимо, я так понимаю.
К. Молдавская
―
Ну, да. Я попереживала, попереживала, поняла, что вот этого творческого ребенка я уже не прихлопну ничем, ну, и успокоилась.
А. Кузнецов
―
Вообще вот кем должен быть родитель по отношению к пишущему ребёнку? Меценатом? Соавтором? Редактором? Цензором? Николаем I при Пушкине?
И. Лукьянова
―
Ну, я бы сказала заинтересованным читателем.
А. Кузнецов
―
Заинтересованным читателем. Вот это, как я понимаю, довольно непростая работа быть заинтересованным читателем.
И. Лукьянова
―
Да.
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
Давайте попробуем набросать какие-то советы, рекомендации, правила. Вот как должен выглядеть и вести себя заинтересованный читатель?
К. Молдавская
―
Ох! Ну…
А. Кузнецов
―
Чего нельзя делать? Что нужно…
К. Молдавская
―
… Вы сразу смотрите на меня после того, как я призналась в своей категорической…
И. Лукьянова
―
Ну, давай…
К. Молдавская
―
… материнской ошибке.
И. Лукьянова
―
Давайте… Давайте я попробую. Да? У меня есть некоторый опыт работы с пишущими детьми. Когда мне надо на них… на их текст написать рецензию, но при этом написать так, чтобы ёё, его не обидеть. Да? Поэтому я всегда говорю о том, что мне понравилось, что мне в этом тексте показалось ценным. Иногда это ценное очень трудно выковырить. Но даже если меня что-то безумно раздражает, – да? – даже если я вижу, что в этом… в этот текст, во-первых, что человек не проверил орфографию, пунктуацию и так далее и вывалил на меня текст, который я просто не могу прочитать, потому что мне сначала надо в нём расставить пробелы, запятые, исправить все ошибки, привести его в читаемый вид. Да? Мне кажется, что он надо мной издевается. Да? А потом в нём после этого обнаруживаются данные, выше следующий и…
К. Молдавская
―
Нижеизложенный. Да, да.
И. Лукьянова
―
Да. Нижеизложенный. Я всё равно буду искать, что в этом тексте хорошо.
К. Молдавская
―
Это…
И. Лукьянова
―
И…
К. Молдавская
―
Я, извини, перебью. Это действительно иногда бывает невероятно трудно, потому что мы это делаем с Ириной в одном проекте с разными детьми, но ошибки у детей примерно одинаковы.
А. Кузнецов
―
А что за проект?
И. Лукьянова
―
Ну, это собственно несколько разных проектов. Это проект в «Creative Writing School», мастерская Анны Старобинец. И, кстати, и…
А. Кузнецов
―
А как перевести creative writing? Творческая…
И. Лукьянова
―
Творческое письмо.
К. Молдавская
―
Школа творческого письма.
А. Кузнецов
―
Школа творческого письма.
И. Лукьянова
―
Школа творческого письма. Да.
А. Кузнецов
―
Можно перевести как литературный кружок?
И. Лукьянова
―
Ну, вполне.
К. Молдавская
―
Ну, он для детей и для взрослых.
И. Лукьянова
―
Да. Да. Вполне. Вот.
А. Кузнецов
―
Тогда литературная студия.
И. Лукьянова
―
Да. Так вот…
К. Молдавская
―
Ну, скорее да.
И. Лукьянова
―
Да. Так вот про грамотного читателя. Дальше грамотный читатель может задавать вопросы. А вот здесь мне показалось, – да? – что вот я бы хотела больше узнать про этого персонажа. А здесь вот я думаю, что здесь вот немножечко провисает. Как ты думаешь, не стоит ли здесь вот чуть-чуть побыстрее это сделать. А расскажи мне, что было дальше? А если мы видим какие-то проблемы с этим текстом, мы можем тоже мягко сказать, что вот смотри, вот здесь вот такие ты такие-то выражения, – да? – например, слово «данный» многим людям кажется, что оно звучит очень красиво. Да? Что она делает речь строже, взрослее, достойнее. Да? Но вместе с тем слово «данный» - это… пришло к нам из официально-делового языка.
А. Кузнецов
―
Канцелярит, конечно.
И. Лукьянова
―
Это канцеляризм. Очень мягко рассказать про канцеляризмы. Да? Можно Корнея Чуковского сунуть, потому что вот это, конечно, страшная болезнь у детей, которые начинают подрожать взрослому языку, а взрослый…
К. Молдавская
―
Они себе кажутся умнее, когда они используют…
А. Кузнецов
―
Естественно.
К. Молдавская
―
… это слова…
А. Кузнецов
―
Конечно.
К. Молдавская
―
И это ужасно.
И. Лукьянова
―
Да. А взрослый язык наполовину состоит из канцелярита, потому что взрослые тоже кажутся себе умнее и солиднее, когда они используют…
А. Кузнецов
―
Ну, и так проще.
И. Лукьнова
―
… эти слова.
А. Кузнецов
―
Вот ты овладел этим канцеляритом и гонишь на нём. Да?
И. Лукьянова
―
Вот!
К. Молдавская
―
Ну, да.
А. Кузнецов
―
Не задерживаясь.
И. Лукьянова
―
Да. А дети ещё не умеют различать, где официально-деловой текст, где художественный текст. Им кажется, что вот так и надо писать. Да? Когда дети ориентируются на штампы, когда дети, ну, собственно говоря, излагают содержимое своей головы, а в голове несколько плохих переводов и такого среднего качества фантастических книжек, например, то, в общем, и подражают-то плохим образцам. И вот здесь, конечно, ещё тоже что делать с пишущими детьми? Окружать их хорошими образцами.
А. Кузнецов
―
Хорошими книгами. Водить их в театр. Потому, что после хорошего посещения театра хочется самому либо поставить пьесу, либо сыграть в пьесе, либо написать пьесу.
И. Лукьянова
―
Конечно.
А. Кузнецов
―
Последнее самое доступное. Да? Вот тебе бумага, вот тебе ручка…
К. Молдавская
―
Ну, да.
А. Кузнецов
―
Вот, кстати говоря, наш слушатель Дмитрий из Екатеринбурга пишет: «Я раньше писал пьесы, а потом скатился на писание дневника». Я знаю Дмитрия. Он человек нашего с Вами поколения. Вот действительно раньше был жанр дневника. Да? Это было коленкоровая тетрадь, 48 копеек. Да? Так сказать, она тщательно от всех скрывалась. Она пряталась от родителей. Она показывалась только самым…
И. Лукьянова
―
А потом публиковали посмертно.
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
Вот! Значит, сегодня, насколько я знаю, вот такой классический дневник мало, кто пишет. Ну, это понятно. Соцсети ведь тоже дневник своего рода…
И. Лукьянова
―
Да. Только другой.
К. Молдавская
―
Конечно. Только другой немножко.
А. Кузнецов
―
Только другой. Да? Вот почему жанр дневника действительно раньше воспринимался как низкий? «Я скатился», - пишет Дмитрий. Он выражает на самом деле отношение целого поколения. «Я скатился на писание дневника».
И. Лукьянова
―
Мне кажется, что здесь это какое-то индивидуальное восприятие.
К. Молдавская
―
Конечно.
И. Лукьянова
―
Потому, что…
А. Кузнецов
―
Ой, нет! Я Вас уверяю.
И. Лукьянова
―
Потому, что это разные жанры. Может быть, имеется в виду, что раньше я писал для публики. Да? В расчете на публикацию…
К. Молдавская
―
Да… Я делал литературу.
И. Лукьянова
―
Да, я занимался литературой…
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
Ну, да. А потом пришёл на подёнщину.
И. Лукьянова
―
Да. Это не подёнщина скорее…
К. Молдавская
―
Да. Это не подёнщина.
А. Кузнецов
―
Игра слов: дневник – подёнщина.
И. Лукьянова
―
Да. Дневник – это, собственно говоря, рефлексия. Да? Это разговор с самим собой. Я раньше разговаривал с людьми. Я пас народы. А теперь я разговариваю только сам с собой. Может быть…
А. Кузнецов
―
Ну, да.
И. Лукьянова
―
Но кто сказал, что разговаривать с самим с собой… Да?
К. Молдавская
―
Ну, про литературу, я думаю, что через 2 минуты я просто хочу с этого начать.
А. Кузнецов
―
Хорошо. Начало за Вами, правда, не через 2, а через 4 минуты, потому что…
К. Молдавская
―
Как скажите.
А. Кузнецов
―
… кроме новостей у нас еще короткая реклама. Но через 2 минуты у нас с вами будет эксклюзив для зрителей «Ютьюба». Готовьтесь.**********
А. Кузнецов
―
Вновь в эфире «Родительское собрание». Последние две минуты мы очень хорошо поработали для «Ютьюба». Тем, кто слушает по-настоящему радио, но кому любопытно, о чём мы говорили, вы потом сможете на нашем сайте пересмотреть. Там всё это есть. Так, Ксения, Вы зарезервировали за собой перед перерывом…
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
… выступление. Пожалуйста.
К. Молдавская
―
Выступление. Что наши люди очень делят всё написанное или прочитанное на литературу и не литературу.
А. Кузнецов
―
Ну, нас так учили, как говорил…
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
… Генрих в известной пьесе. Да?
К. Молдавская
―
Да. Но зачем же мы все стали первыми учениками, скотины?
А. Кузнецов
―
Это правда. Стали. Да.
К. Молдавская
―
Потому, что это на самом деле совершенно ужасно. Вот даже мы собеседуем девочку, чтобы принять ее в профильный класс у себя в школе, просим список того, что девочка прочитала за последнее время. Она нам выдаёт аккуратно переписанный список произведений школьной программы. Мы говорим, тьфу, ну, мы же знаем школьную программу. Нам интересно, что Вы сами по себе читаете. Она мнётся и потом, очень так стесняясь, краснея, опуская глазки, говорит: «Ну, вот я люблю фантастику». «Почему Вы этого не написали?» - «А что? Можно?» Потому, что читать фантастику – это не литература.
А. Кузнецов
―
Низкие жанры.
К. Молдавская
―
Низкие жанры. Да.
А. Кузнецов
―
Да. Детектив, приключения, большая часть приключений, фантастика.
К. Молдавская
―
Да. И поэтому писать драматургию и писать дневник – это же переходить от высокого к низкому. Да, действительно. А надо сказать, что у нас в школе есть ещё один педагог допобразования Владимир Сергеевич Березин, писатель-фантаст, литературный критик…
А. Кузнецов
―
Да.
К. Молдавская
―
… журналист.
А. Кузнецов
―
Понятно.
К. Молдавская
―
Так вот у него просто проект по дневникам. Он со старшеклассниками делает проект именно по дневниковому жанру, по тому, как писать дневники.
А. Кузнецов
―
Из Челябинской области нам пишут: «Добрый день! Моя дочь, когда училась в начальной школе любила читать казахские и японские сказки. Я ей читала. А потом исписывала целые тетрадки своих сказок и рассказов, да еще и с картинками. А выросла, ничего не пишет», - Юля пишет. А почему дети перестают писать?
И. Лукьянова
―
Ну, может быть, это было возрастной этап. Да? Когда интересно освоить именно это. Ребенку приходится осваивать очень много всего, много интересного. Да? То, что ребёнок в какой-то момент пишет свои книжки, это для него этап его роста. Он осваивает какие-то умения. Да? А что он с ними будет делать…
А. Кузнецов
―
Ну, то есть наигрался, грубо говоря.
И. Лукьянова
―
Да. Необязательно…
К. Молдавская
―
Необязательно наигрался, но…
И. Лукьянова
―
… наигрался. Да?
К. Молдавская
―
Но научился чему-то. Он чему-то научился.
И. Лукьянова
―
И пошел дальше. Это осталось в его опыте. Он пошел дальше. Может быть, ну, вот знаете, я, например, в том, что касается моих хобби, – да? – я их люблю менять. То есть говорят, вот занялся одним делом, так вот достигни в нем совершенства. Да? Вот ты занимаешься танцами, стань чемпионом мира по танцам. Ты пошёл на каратэ, пусть у тебя будет чёрный пояс.
А. Кузнецов
―
Да, понятно.
И. Лукьянова
―
Да? А я люблю, например, научится… там сходить на два мастер-классы по батику, покрутить это всё, сделать бантик, посмотреть, как это работает, и больше этим не заниматься, потому что я не хочу становиться профессионалом в этой области. Мне интересно попробовать что-то ещё.
К. Молдавская
―
Ну, вот и у меня то же самое.
И. Лукьянова
―
Вот. А потом мы никогда не знаем, где и когда это выстрелит, вот эта склонность к творчеству, эта склонность к сказкам. Может быть, ещё ребёнок вырастет и начнет рассказывать сказки своим детям. Это ведь тоже замечательное творчество – мама, которая рассказывает сказки.
А. Кузнецов
―
Да. И, к сожалению, очень часто пропадающее бесследно. Дети потом этих сказок не помнят или помнят там одну-две. Мамы тоже уже не очень помнят, что они плели в полусне – да? – зачастую, и получается, что маленькие шедевры вот так вот…
К. Молдавская
―
Ну, это тоже…
А. Кузнецов
―
… оказались одноразовыми.
К. Молдавская
―
В этом тоже есть такая прелесть мимолетности.
И. Лукьянова
―
Да, да, да. То есть не обязательно произведение искусства должно существовать в вечности.
А. Кузнецов
―
Хорошо…
И. Лукьянова
―
Вот на литературные конкурсы очень часто присылают тексты, которые созданы для семейного употребления. И если бы они оставались внутри семьи, цены бы им не было. Да?
А. Кузнецов
―
Давайте поговорим… Очень хорошо, что Вы заговорили, я хотел чуть позже. Ну, неважно. Раз уж пришлось к слову. Литературные конкурсы, их сейчас довольно много.
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
На самые разные вкусы, цвета там – да? – и всё прочее. Вот Ваши рекомендации профессиональные родителям, если ребенок чувствуется или прямо говорит, что он бы хотел попробовать посоревноваться, он бы хотел некой независимой экспертной оценки, стоит ли пробовать вот выходить на такие конкурсы?
К. Молдавская
―
Стоит в любом случае. Но сначала прежде, чем выходить на конкурсы, это касается и детских конкурсов, и взрослых, и вообще всех, надо внимательно изучить, кто организует этот конкурс, кто входит в экспертный совет, кто входит в жюри, насколько вы доверяете тем, кто входит в экспертный совет и в жюри, и кто победил в предыдущих сезонах.
И. Лукьянова
―
Да. И еще…
А. Кузнецов
―
Хорошо…
И. Лукьянова
―
… предполагается ли обратная связь. Очень часто…
К. Молдавская
―
Да, предполагается ли обратная связь.
И. Лукьянова
―
Очень часто конкур… организаторы не имеют возможности ни лицензировать…
А. Кузнецов
―
То есть все как в песок уходит, да?
К. Молдавская
―
Да.
И. Лукьянова
―
Да. Все уходит куда-то. А потом ты только узнаешь при объявлении призёров, что ты не победил. Да?
А. Кузнецов
―
И мучаешься, почему.
И. Лукьянова
―
И всё. Да. И мучаешься, почему не победил.
А. Кузнецов
―
Хорошо. Ксения, Вы описали ситуацию понятную, когда люди, видимо, интересуются там литературой, я про взрослых сейчас, и более или менее в курсе того, кто такой там, грубо говоря, Березин. А вот как быть людям, скажем, которые сами, ну, вот не в курсе, им ничего не говорят ни этот набор фамилий, ни другой. Какие-то лайфхаки? Как всё-таки потом…
К. Молдавская
―
Ну, Google в помощь, потому что он помнит всё. Он знает тексты. И можно почитать тексты, и понять близок тебе этот… автор этого текста или не близок.
И. Лукьянова
―
Вот ещё я бы сказала, что очень хорошо бы, чтобы взрослые не вмешивались в то, что пишет ребёнок. Если он просит помочь там исправить ошибки или перепечатать, – да? – то это одно. А если родители начинают править стилистику так… так, как им кажется правильным, или еще более того учителя начинают вставлять идеологически правильные концепты, то мы получаем какие-то такие чудовищные тексты. Ну, вот я недавно читала одно пособие как писать сочинение, и там было написано, что все… что сочинение надо заканчивать вопросом или призывом. Например…
К. Молдавская
―
Да.
И. Лукьянова
―
… так давайте же все…
А. Кузнецов
―
Возьмёмся за руки, друзья.
И. Лукьянова
―
Да.
К. Молдавская
―
Возьмемся за руки – это ещё не…
И. Лукьянова
―
Берегите природу…
К. Молдавская
―
Берегите природу…
И. Лукьянова
―
… мать вашу. Да?
А. Кузнецов
―
Да, да, да.
И. Лукьянова
―
И вот когда приходит очередное сочинение, значит, там или очередной рассказ на конкурс, – да? – который…
К. Молдавская
―
На конкурс литературного мастерства.
И. Лукьянова
―
Да.
К. Молдавская
―
Конкурс «Класс!». Да.
И. Лукьянова
―
Хорош летний день…
А. Кузнецов
―
Чуден Днепр при тихой погоде.
И. Лукьянова
―
Да. Да, да, да. И… и так давайте же будем добрее друг к другу. Ну, понятно, что с этим текстом уже или с этим ребёнком уже поработали взрослые так, что дальше… дальше уже надо разучивать его тому, чему его успели научить.
А. Кузнецов
―
Какая ситуация сейчас, ну, хотя бы в Москве, а если знаете, то и не в Москве тоже с литературными студиями для детей и подростков?
К. Молдавская
―
Их много.
А. Кузнецов
―
И вот есть места, куда Вы бы своих реальных или гипотетических, можно тоже, детей хотели отдать?
К. Молдавская
―
Ну, к себе. К себе, конечно.
И. Лукьянова
―
Ну, во-пер…
К. Молдавская
―
Да.
И. Лукьянова
―
Да. Во-первых, если говорить о том, что не себе.
К. Молдавская
―
Не к себе.
И. Лукьянова
―
Значит, если не к себе, то при Литературном музее Брюсова есть симпатичная студия. Как она называется? «Арка». «Арка?»
К. Молдавская
―
«Арка Марка». Да.
И. Лукьянова
―
«Арка Марка». Там замечательные детские писатели очень хорошо работают с детьми. Да? Там другие…
А. Кузнецов
―
Причем именно работают. Да?
К. Молдавская
―
Именно работают.
А. Кузнецов
―
То есть они объясняют…
И. Лукьянова
―
Да. В их числе, например, Алексей Олейников, который учит детей создавать фантастические миры, в их числе Наталья Волкова, Дарья Доцук, насколько я помню. Да? Значит, там Юлия Кузнецова…
К. Молдавская
―
Юлия Кузнецова…
И. Лукьянова
―
… если мне не изменяет память. То есть это действительно вот хорошие такие… Есть очень много литературных студии при библиотеках, например. Да? Есть…
К. Молдавская
―
При библиотеке Погодина, где работает Наталья Волкова очень симпатичная студия. Есть писатели, которые просто занимаются с детьми, создают студии там на базе школ-библиотек или занимаются частным образом. Вот, например, занимаются с детьми… Лариса Романовская занимается. И у неё очень хорошо это получается.
И. Лукьянова
―
Ольга Лишина занимается с детьми.
К. Молдавская
―
Ольга Лишина занимается детьми.
И. Лукьянова
―
Да.
К. Молдавская
―
Прекрасная совершенно. Татьяна Рик занимается с детьми.
И. Лукьянова
―
Вот есть при детско-юношеском дворце творчества «Пресня», по-моему, литературная студия. Да? Есть конкурс «Волшебное слово», в котором можно участвовать и в принципе… Каплан же ведёт сейчас студию, да?
К. Молдавская
―
Каплан ведет студию, насколько я помню.
И. Лукьянова
―
Да, да, да. Виталий Каплан. Да? Значит…
К. Молдавская
―
Есть студия, которую ведет Лев Яковлев. «Лаборатория творческая» Льва Яковлева при Центральной городской детской библиотеке Гайдара.
И. Лукьянова
―
Вот. То есть в принципе их все перечислить очень трудно. Есть…
А. Кузнецов
―
То есть как бы…
И. Лукьянова
―
Есть… Есть платные. Есть бесплатные. Да? Есть индивидуальные. Есть групповые. То есть найти…
А. Кузнецов
―
То есть в Москве этого по крайней мере много.
И. Лукьянова
―
Да.
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
Вы, я так понимаю, принимаете регулярное участие в жюри различных вот литературных конкурсов.
И. Лукьянова
―
Ну, бывает.
К. Молдавская
―
Бывает.
А. Кузнецов
―
Много приходят не из Москвы интересных работ.
И. Лукьянова
―
Много.
К. Молдавская
―
Много.
И. Лукьянова
―
Много.
К. Молдавская
―
Много.
И. Лукьянова
―
Ну, естественно их сейчас уже делить… Ну, Москва – примерно половина или три четверти. Да, конечно. Вот. Но вне Москвы – да, много. И я бы не сказала, что здесь есть существенная разница по качеству.
К. Молдавская
―
Потому, что интернет, он всё-таки дает огромные, очень хорошие возможности, потому что часто есть онлайновая возможность обучаться на тех самых курсах.
И. Лукьянова
―
Да.
К. Молдавская
―
Потому, что вот то, где мы с Ириной работаем, в школе креативного письма там есть и офлайновые занятия, а есть и онлайновые. Вот.
И. Лукьянова
―
Вот есть ещё…
К. Молдавская
―
С рецензированием.
И. Лукьянова
―
Не сказала ещё, да? Среди тех писателей, которые занимаются с детьми, есть студия Анна Старобинец. У неё как раз занятия в онлайновом формате с рецензированием. Я там тоже один из рецензентов. Вот. Есть в «Creative Writing School» её курс онлайновый. Да? Есть…
К. Молдавская
―
Онлайновый. Да.
И. Лукьянова
―
Есть педагоги, которые с детьми занимаются онлайн именно там по «Скайпу», там по «Facetime». Да? Значит, там… То есть очень, очень разные возможности есть для тех, кто живет не в Москве.
А. Кузнецов
―
Ну, то есть, товарищи родители, – да? – не ссылайтесь на то, что у вас самих была «тройка» по русскому в школе. Да? Сейчас полно возаможностей направить ребёнка к человеку, который умеет этим…
К. Молдавская
―
Да. В общем, на самом деле обратная связь – это самое важное, самое главное, что можно получить.
А. Кузнецов
―
Ну, конечно. Конечно. И для взрослого писателя, что еще важнее…
К. Молдавская
―
Да.
И. Лукьянова
―
Вот поэтому в принципе…
А. Кузнецов
―
… обратной связи, тем более что гонорары платят маленькие.
К. Молдавская
―
Да. Про школу креативного письма я хочу ещё два слова сказать. Там поскольку легко… Это дело платное и, скажу честно, не очень дешёвое. Там есть конкурс на бесплатные места. И можно послать свою работу…
И. Лукьянова
―
То есть практически всегда в любую… в любую группу есть, по-моему, два бесплатных места. Да? И есть места со скидкой, которые предлагают. Вот. И там я бы сказала, что вот сейчас как раз осенне-зимний сезон, сейчас ещё идёт набор в детские мастерские к нам…
А. Кузнецов
―
Можно успеть.
К. Молдавская
―
К нам. Да.
И. Лукьянова
―
Да. Причём есть мастерские очень коротенькие. Мастерская выходного дня. Это суббота-воскресенье.
А. Кузнецов
―
Сейчас нас наверняка начнут спрашивать, где поискать информацию.
И. Лукьянова
―
Значит, litschool…И. ЛУКЬЯНОВА и К. МОЛДАВСКАЯ: Точка pro.
И. Лукьянова
―
Вот так.
А. Кузнецов
―
Litschool.pro и там собственно…
И. Лукьянова
―
Да.
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
… всё… все подробности.
И. Лукьянова
―
Да. CWS можно погуглить. Да? Или litschool.pro. Там все подробности. Там в этом сезоне мастерская Натальи Волковой, Нины Дашевской, замечательной…
К. Молдавская
―
У Дарьи Герасимовой потрясающая совершенно…
И. Лукьянова
―
Дарьи Герасимовой… Они будут вместе с детьми делать свои книжки. То есть и рисовать, и книжку делать, и писать. Мастерская Марины Москвиной, в общем, совершенно бесценный опыт может быть для…
К. Молдавская
―
Да.
И. Лукьянова
―
… ребёнка. Наша с Ксенией мастерская «Суп из… Каша…»
К. Молдавская
―
«Каша из топора».
И. Лукьянова
―
«Каша из топора». Будем сказку делать…
К. Молдавская
―
Да.
И. Лукьянова
―
… из всего, что под руку подвернется.
А. Кузнецов
―
А я думал, «Каша из топора» - это литературные особенности Вашей мастерской. А Вы о сюжете.
И. Лукьянова
―
Особенности тоже.
А. Кузнецов
―
Понятно.
К. Молдавская
―
Топор – это такая штука, ей же можно воспользоваться по-разному.
А. Кузнецов
―
Это правда.
И. Лукьянова
―
Да.
А. Кузнецов
―
Это правда. Да. И в школьной программе в том числе тоже есть примеры. Александр из Москвы пишет: «Добрый день! Сын писал стихи, журналистские заметки, пока учился в физмат школе. Когда перешёл в девятом классе в хороший гуманитарный класс, то перестал писать. Непонятно почему. Возможно, из-за того, что в гуманитарном классе понял, что его стихи недостаточно высокого уровня». Не мешает ли вот такая писательская подготовка, образования экспертные, собственные, так сказать, какие-то знания писательскому творчеству?
И. Лукьянова
―
Вы знаете, вот буквально вчера готовилась я писать текст про братьев Жемчужниковых и прочитала…
А. Кузнецов
―
Без Толстого.
И. Лукьянова
―
Значит… Да, без Толстого. И прочитала, как поэт Алексей Жемчужников говорил, что он был хорошим поэтом. Да? Он любил писать стихи. Но как раз в это время писал Некрасов. Сам Алексей Жемчужников очень хотел высказываться на гражданские темы, но когда рядом звучит Некрасов, ты понимаешь, что на его фоне ты не поэт. И поэтому Алексей Жемчужников занял свое место в русской литературе, может быть, не такое как некрасовское, может быть, другое. Но когда ты умеешь здраво оценивать себя и… То есть важно, чтобы это не превращалось в самобичевание, но очень важно собственно профилактика графомании – это хорошее понимание, собственно говоря, литературного процесса и своего собственного места в нем.
А. Кузнецов
―
Вот Вы говорите профила…
И. Лукьянова
―
Без недооценки и без переоценки.
А. Кузнецов
―
Вы говорите профилактика графомании. Раз профилактика, значит, в чём-то есть какой-то вред. В чём?
К. Молдавская
―
В отсутствии критичности.
А. Кузнецов
―
Ага.
И. Лукьянова
―
То есть критичность – это нормальное свойство автора. Да? Есть другая проблема – внутренний критик, который человеку слово не даёт сказать, а водит его бесконечно носом…
А. Кузнецов
―
Да. Это зажа… зажатость такая писательская.
И. Лукьянова
―
Да, да, да. То есть ой, да что я? Да куда я? Я хуже всех. Я ничего не могу и не буду писать ничего. А с другой стороны очень хочется. А вот, к сожалению, хороший такой графоман – да? – это человек, который абсолютно уверен, что он сеет разумное, доброе, вечное, что он это делает значительно лучше других, что он достоин всех возможных призов и наград. А если ему эти призы и награды не дали, то это, видимо, потому что или жури подкуплено…
К. Молдавская
―
Да. Да, да.
А. Кузнецов
―
Ну, конечно.
К. Молдавская
―
Все куплены.
А. Кузнецов
―
Все куплены.
К. Молдавская
―
Все, все, все.
А. Кузнецов
―
Да. Женщины спят с режиссерами.
И. Лукьянова
―
Да.
А. Кузнецов
―
Это понятное дело.
И. Лукьянова
―
Какое-то недоразумение естественно. Да? Он очень старается получать все возможные призы. Да? И вот как только ты видишь, что это член там пяти творческих объединений, лауреат…
А. Кузнецов
―
Районной премии.
И. Лукьянова
―
Да, районной премии.
К. Молдавская
―
Да, районной премии «Перо в…» там, «в корону».
И. Лукьянова
―
Районной премии «Береза белая» третьей степени. Да? Дипломант международного конкурса «Рога и копыта». Да? То сразу начинаешь побаиваться. Да? Потому, что ещё Пастернак говорил: «Быть знаменитым некрасиво».
А. Кузнецов
―
Ну, может быть, зато он выбрал самый безопасный из вариантов реализации своего, видимо, немаленького эго.
К. Молдавская
―
Нет, понимаете, эти люди, которые реализуют свое, видимо, не маленькое эго через литературу, они издаются чаще всего на платных платформах или создают специально под себя издательство, и потом со своими книжками они ходят во все школы, детские сады, дома детского творчества, всюду и они всюхивают, втюхивают, втюхивают эти книжки. Книжки, как правило, ещё и чудовищно иллюстрированы, хотя некоторые ищут художников так, чтобы компенсировать безусловную неудачу текста. И вот то что они себя двигают, ну, как говорил покойной Олег Кургузов, есть люди, у которых существует такой пуф, и они этим пуфом предлагают себя всюду. Я, говорил Олег, очень боюсь людей с этим пуфом.
И. Лукьянова
―
Вот. И они ходят, действительно навязывают себя школам, детсадам. Они проникают в органы образования. Значит, там те спускают в школы какие-то там написанные ими безумные методички…
А. Кузнецов
―
Рекомендации…
И. Лукьянова
―
Да. Учиться…
К. Молдавская
―
Иногда они прикрываются тем, что они обращаются в какие-то очень уважаемые библиотеки и просят на свои творческие вечера позвать ещё кого-нибудь. То есть они не говорят «позвать ещё кого-нибудь на мой творческий вечер», они говорят: «А вот кто бы из хороших поэтов мог выступить перед детками?» И вот ровно сегодня я узнала про такую историю, когда одного очень хорошего поэта вообще и многогранного прекрасного писателя втянули в такую историю, потому что он не задавал библиотеке вопросов. Он же знает, что библиотека ему плохого не посоветует. А там просто были люди с пуфом.
А. Кузнецов
―
Его использовали как ледокол такой своеобразный…
И. Лукьянова
―
Ну, да! Да, да! Получается, что да, здравствуйте, у нас сегодня, значит, «Машина времени» поёт на разогреве у ансамбля «Поющие сердца».
А. Кузнецов
―
Кузьма из Москвы спрашивает, что Вы думаете о фанфиках.
К. Молдавская
―
Это ж прекрасно.
И. Лукьянова
―
Ну, хорошо думаем, конечно.
А. Кузнецов
―
Давайте для части нашей аудитории поясним, что это. Что такое фанфик?
И. Лукьянова
―
Это…
К. Молдавская
―
Фанатское творчество.
И. Лукьянова
―
… фанатское творчество. Это продолжение известных текстов…
К. Молдавская
―
… текстов…
И. Лукьянова
―
Или приквелы, сиквелы. Да? Или какие-то альтернативные истории, написанные…
А. Кузнецов
―
Это то, о чем говорила в перерыве исключительно для «Ютьюба» Ксения Молдавская, как я пониманию.
К. Молдавская
―
Ну, да.
И. Лукьянова
―
В общем, да. Ну, это нормальный этап развития творчества. Да?
А. Кузнецов
―
То есть ребенок, прочитав интересную книжку, мир которой его увлек и вовлек в себя, ему хочется…
К. Молдавская
―
Да, он не хочет расставаться…
А. Кузнецов
―
Конечно.
К. Молдавская
―
… с этим миром. Он продолжает выстраивать с ним отношения.
И. Лукьянова
―
Кстати, я как-то прочитала парочку очень интересных фанфиков по Гарри Поттеру, особенно вот когда все ждали…
А. Кузнецов
―
Детских Вы имеете в виду?
И. Лукьянова
―
Взрослых.
К. Молдавская
―
Взрослых. Да.
И. Лукьянова
―
С нетерпением ждали седьмую книгу, и некоторые люди предлагали свои варианты 7-й книги…
А. Кузнецов
―
Ну, слушайте…
И. Лукьянова
―
И мне парочка очень любопытных вариантов попалась.
А. Кузнецов
―
… миры братьев Стругацких какое мощное по… породили…
К. Молдавская
―
Конечно. Конечно.
А. Кузнецов
―
… и очень интересно, кстати говоря, во многом очень талантливое движение.
И. Лукьянова
―
Другой вопрос, – да? – что возникает стремление сделать из этого самостоятельные литературные проекты. Вот здесь уже у меня возникают вопросы, когда откровенный фан-арт присылается, например, в качестве самостоятельного произведения на литературный конкурс. Да? Как его судить? По каким законам?
А. Кузнецов
―
У нас сегодня смски просто вот величайшие мои помощники. Самое главное они ещё идут в том порядке, в котором вот просто как будто я их заказал и оплатил неделю назад. Дмитрий спрашивает, как отличить графоманию от таланта у ребёнка. Есть какие-то градусники?
И. Лукьянова
―
Ой, до определенного времени никаких.
К. Молдавская
―
Да, до определенного времени никаких, и даже и не надо пробовать это сделать.
И. Лукьянова
―
Более… Более того скажу, вот когда мы посмотрим на творчество великих писателей, которые впоследствии стали великими. Почитайте у Гоголя «Ганц Кюхельгартен». Почитайте у Некрасова «Мечты и звуки». Отыщите юношеские стихи Корнея Чуковского. Да?
К. Молдавская
―
Да и Пушкина, в общем, тоже.
И. Лукьянова
―
Ну, собственно у… Пушкин был… У Пушкина было виртуозная форма все-таки. Да?
К. Молдавская
―
Да.
И. Лукьянова
―
Значит, а «Ганц Кюхельгартен» - это такая чистейшей воды графомания…
А. Кузнецов
―
Да.
И. Лукьянова
―
Да? Вот такое…
А. Кузнецов
―
Казалось бы не оставлявшее автору никакой надежды.
И. Лукьянова
―
Да. Такое… Такое подражательное, конечно, творчество. Да? Вот с такими романтическими штампами, ну, просто… ну, образец просто.
А. Кузнецов
―
Ну, от робости, наверное, в случае Николая Васильевича. Это вот от боязни своим голосом запеть. Нет?
И. Лукьянова
―
Не знаю. Но… что было в его случае не могу сказать. Это было ученичество в любом случае. Всё это – это ученическая пора, через которую человек должен пройти. Талант не диагностируется, значит, там ни по анализам крови, ни по каким-то другим вещам. И более того очень часто вундеркинды, которые начинают очень мощно и с хорошим стартом, потом, в общем ,ничего исключительного во взрослом возрасте из себя не представляют.
А. Кузнецов
―
Родителям, которым кажется, что их ребенок совершенный литературный гений, что бы Вы посоветовали?
К. Молдавская
―
Не публиковать книги своего ребёнка на платных платформах.
И. Лукьянова
―
Не…
А. Кузнецов
―
И тем более не издавать ему в подарок. Да?
И. Лукьянова
―
Да.
К. Молдавская
―
Да.
А. Кузнецов
―
Сейчас ведь и таких предложений немало.
И. Лукьянова
―
Не делать из своего ребёнка суперзвезду, конечно. Вот если хотите, – да? – найдите ему хорошую литературную среду, литературный кружок, литературные курсы. Там, где он сможет соотнести себя с другими, получить какие… какую-то обратную связь, выйти за пределы своего мира и поглядеть вокруг. Да? Обеспечить ему хороший круг чтения. Да? Потому, что, ну, стандартный совет, который во все времена дают взрослые литераторы молодым литераторам, во-первых, не торопитесь печататься. Во-вторых, если вы печатаете, снимите свою фамилию, как сказал Жуковский Некрасову, а то вы потом будете писать лучше, вам будет стыдно. Да? В-третьих, читай…
А. Кузнецов
―
Псевдоним…
К. Молдавская
―
Читайте…
И. Лукьянова
―
Читайте, как можно больше.
К. Молдавская
―
Никакого писателя не получится без читателя. И, кстати, иногда из… Ну, вот ко мне там приходят взрослые с запросом, я хочу стать детским писателем. А дальше мы уже с ними работаем, смотрим, выясняем, где у них провалы именно в читательском опыте. И было несколько случаев, когда люди переформулировали свой запрос. Они понимали как круто быть читателем. И они могут рассказывать о том, как они стали читателем и создавали какие-то вот такие блог… блоговые проекты.
И. Лукьянова
―
Вот. В общем, даже если не удастся вырастить профессионального писателя, то вырастить квалифицированного читателя – это уже само по себе очень благородное дело. Да? И как бы если квалифицированным читателем можно быть, не будучи профессиональным писателем, то профессиональным писателем стать, не будучи квалифицированным читателем, – это уже почти вот невозможно.
А. Кузнецов
―
То есть в любом случае если ребенок с удовольствием ходит в литературный, ну, назовем старым словом, – да? – кружок, это в любом случае не пропадет. Это…
И. Лукьянова
―
Конечно.
К. Молдавская
―
Конечно.
А. Кузнецов
―
Так или иначе, свои…
И. Лукьянова
―
Конечно, это…
А. Кузнецов
―
Свои инвестиции своеобразные в будущее.
И. Лукьянова
―
Это так или иначе инвестиции в его будущее. Кроме того здесь у творчества есть еще одна важная черта, про которую мы не сказали. Это черта психотерапевтическая. Иногда дети пишут для того, чтобы отрефлексировать опыт с… о котором они ни с кем не могут поговорить. То, что рвется наружу из их человеческой души и требует внимания именно человеческого какого-то и человеческого участия. И когда их начинают критиковать за литературные недостатки – да? – их, я не знаю, кровоточащий души, то здесь, в общем, человеческие последствия будут… могут быть намного хуже, чем последствия литературные действительно. Да?
К. Молдавская
―
И поэтому я хочу сказать, что всегда если вы хотите как-то разобраться с детским творчеством, надо иметь второе, третье, пятое мнение. Показывать разным людям. Потому…
А. Кузнецов
―
Не бояться.
К. Молдавская
―
Не бояться.
А. Кузнецов
―
И надеяться, что эти люди отреагируют адекватно. Да?
К. Молдавская
―
Ну, хотя бы кто-нибудь из них.
А. Кузнецов
―
Хотя бы кто-нибудь из них. Большое спасибо. Я надеюсь, что… Судя по смскам, наш сегодняшний разговор был очень многим интересен. И, к сожалению, мы даже не на все успели ответить. Спасибо Вам большое. Я Вам желаю, чтобы Вам и как членам жюри литературных конкурсов, и как специалистам по преподаванию литературы, и просто как квалифицированным читателям попадалось, как можно больше интересных детских работ. Это всё всегда оправдывает любую нашу деятельность. Спасибо всем большое. До следующего воскресенья!