Конкурсы чтецов против rap battle, что нужно современному подростку? - Артём Новиченков, Елена Сенновская - Родительское собрание - 2017-08-20
Ксения Ларина
―
13 часов 10 минут. Добрый день еще раз! У микрофона Ксения Ларина. Начинаем «Родительское собрание». Ну, и, конечно же, кому как не нам? «Родительское собрание» не может пройти мимо этого знаменитого сюжета – rap-battle, который потряс вообще все общество российское и вышел на первые строчки новостей, знаменитый поединок между двумя рэперами. Oxxxymiron, который в миру Мирон Федоров, если я правильно помню. Да? И Гнойный, который Вячеслав Карелин… Машнов. По-моему, 2 фамилии называются. Да? Здесь в нашей студии Артем Новиченков, преподаватель литературы школы № 2009. Артем, приветствую Вас!
Артем Новиченков
―
Доброе утро! Добрый день!
К. Ларина
―
Артем также еще ведет телеграм-канал, который посвящен одновременно и литературе и хип-хопу. Как называется, чтоб подписаться сразу?
А. Новиченков
―
«Говорящий тростник». Thinking_reed через 2 «е».
К. Ларина
―
«Говорящий тростник». Хорошо. И Елена Сенновская здесь, учитель литературы и риторики школы 1208. Елена, приветствую Вас!
Елена Сенновская
―
Добрый день!
К. Ларина
―
Здравствуйте! Ну, конечно же, мы говорим о новых кумирах поколения, поскольку понятно, что те, кто давно знает, что такое хип-хоп… хип-хоп и рэп, они, конечно, крутили пальцем у виска, глядя на это безумие, которое вокруг этого поединка – да, – возникло. Что вы что вообще, ребята? С ума сошли? Как говорил тот же Гнойный, я все это посмотрела, что это все уже давно умерший жанр. О чем вы говорите? Все уже умирает, а вы только проснулись. Да, мы такие. Но мы же проснулись с другой стороны. Это же хорошо. Давайте так. Позиции спрошу у наших героев, у наших гостей, у Артема, у Елены, вообще отношение к этому сюжету и, на Ваш взгляд, почему он вызвал такой ажиотаж у наблюдателей как молодых, так и не очень молодых? Артем?
А. Новиченков
―
Ну, я давно в этой теме кручусь, так скажем, и хип-хоп слушаю лет с 10. И для меня эта ситуация выглядит довольно раздражительной, потому что вдруг все дяди, тети вынуждены признать, что вообще есть хип-хоп баттлы и рэп, и что, наверное, может быть, это не так плохо. Вот. И вдруг все подорвались. Знаете, как вот… И мне сегодня пока я к Вам ехал, вспомнился Мартин Иден. Который вот бился, бился и потом вдруг его оценили. И это, блин, очень неприятно. Я не знаю, когда там признают блоггеров или кого еще. То есть, ну, вот у меня такая… такое неприятное ощущение на самом деле.
К. Ларина
―
Лен, а у Вас?
Е. Сенновская
―
Нет, ну, понятно, «я всеми принят, изгнан отовсюду». Да? То есть, конечно, это такой феномен и явление, которое буквально вчера, как я услышала, и Латынина – да? – приветствовала, и оказывается, и Дмитрий Львович Быков…
К. Ларина
―
Да, да.
Е. Сенновская
―
… в четверг, кто бы мог подумать. Да? То есть буквально на «Дожде» он там блогосферу вообще неприличными словами – да? – вот охарактеризовал. И тут вот вдруг такая действительно общая радость. Общая радость и общее приветствие. Но я хочу сказать, что, к сожалению, пока очень мало каких-то работ, которые… Ну, может быть, Артем, еще напишет вот не ту, которую он буквально по горячим следам написал, – да? – не смотря на то, что он в теме, и что он действительно давно этим занимается. А, в общем-то, действительно какая-то нужна серьезная культорологическая такая монография, будем откровенны, – да? – какая-то искусствоведческая работа, которая бы всерьез научно это нам объяснило. Вот. А покамест мы пытаемся как-то там у себя среди словесников обменяться впечатлениями, но здесь, конечно, не только впечатления, потому что 1-е сентября близко, и ясно, что ты должен, в общем-то, уже быть готовым. Да? К…
К. Ларина
―
К встрече.
Е. Сенновская
―
Тоже к баттлу. Понимаете, к тому же самому баттлу с нашими любимыми учениками. Но я себе позволю последнюю реплику вот сейчас – да? – с точки зрения преамбулы. У нас все-таки программа называется «Родительское собрание». Да? И мы как бы предполагаем, что нас прежде всего слушают родители.
К. Ларина
―
Которые в ужасе на самом деле от всего от этого.
Е. Сенновская
―
Вот.
К. Ларина
―
И это вы считаете…
Е. Сенновская
―
Которые в ужасе.
К. Ларина
―
… вот это вот… Это надо знать и понимать, и слушать это.
Е. Сенновская
―
Вот. И понимаете, конечно, родители, у них запрос какой? У них чисто корыстный интерес. Мы должны подготовить детей. Мы должны сохранить их кошельки. Ну, и так далее. Это очевидно. Да? Понятно, что какие-то очень продвинутые родители, им важно, чтобы их детей познакомили с какими-то культурными явлениями – да? – с произведениями искусства актуальными в том числе и концептуальными. Вот. Но таких очевидное меньшинство. Понимаете? То есть какая-то там рафинированная, интеллигентская среда, она с этим справится и без учителей. Да? Что там говорить. И справится значительно лучше. Вот. А обыватель, даже очень хороший обыватель, который понимает, что у ребенка должно быть хорошее образование, он все равно подспудно – да? – давлеет мысль, что учитель должен прежде всего подготовить к ЕГЭ. Понимаете? И в этой ситуации вот я как учитель, я понимаю, что, почему я обратилась. Я 2 недели посвятила Дудю, Шнурову. Я посвятила – да, – там вот… «Эхо Москвы» я постоянно слушала. То есть я пыталась найти все любые комментарии относительно баттлов, потому что я понимала, во-первых, что я должна быть компетентна, извините – да? – за вот это набившее уже оскомину слово. А, во-вторых, родители должны понимать, что мы не будем навязывать, мы не будем пропагандировать баттлы, но самое главное – да? – чтобы я, в общем-то, убедила детей, что надо читать антиутопию, надо прочитать Замятина, теперь у меня есть замечательный повод.
К. Ларина
―
Вот. Да.
Е. Сенновская
―
Понимаете? Вот. Вот кумир молодежи он читает. Артем в шоке. Он, конечно, не предполагал, что я такой ретроград, что я такой консерватор. Вот. Он, конечно, надеялся на более живое. Вот. А у меня чисто утилитарный подход в силу возраста, Артем, понимаете Вы, потому что мне важно какой бы ни было авторитет у детей иметь, не только благодаря своим знаниям – да? – и методическим приемчикам, но еще и компетентностью в этом современном дискурсе.
К. Ларина
―
Я могу… хочу поддержать Лену, потому что 1-е, вот когда мы это обсуждали, всю эту историю с этим рэп-баттлом, что я подумала, что, конечно же, это очень полезная вещь для подростка, для молодого человека, потому что в отличие от «Дома-2», который… по которому все катком проехались, который дает тебе – попади в телевизор, и будет тебе вот так вот, – да? – и будешь ты бабло получать на лопате, здесь это, на мой взгляд, это абсолютная пропаганда образования, интеллекта, что очень важно. Да? Поэтому я голосую за них, с Леной согласна. Артем?
Е. Сенновская
―
Ну, мы очень банальны.
К. Ларина
―
Мы банальны.
А. Новиченков
―
Я не думаю, что здесь есть банальная точка зрения вообще на самом деле. Я, понимаете, как к этому отношусь? Дело в том, что подросток, ему не нужна вот эта искусственная мотивация. Да, он готов идти за кумиром, но если у тебя есть интенция когда-нибудь читать книги, ты ее прочтешь. И мне… Понимаете, какая штука? Когда учитель пытается быть в теме и начинает заигрывать с подростком, подросток это, конечно же, чувствует, потому что слушай, чувак, ты не в теме. Да? Извините, Марья Ивановна, но Вы не сечете вообще, не надо… не надо выражаться нашими выражениями. Это не Ваше. Это не Ваш язык. Да? Вы можете поинтересоваться. Мы можем как-то с Вами найти точки соприкосновения. Да? Круто, конечно, если Вы какие-то нам расскажете аллюзии, реминисценции и так далее. Вот. Но, пожалуйста, не надо в это играть всерьез. Да? У Вас свой культурный код, у нас свой. У нас много общего естественно, потому что мы не в разных веках живем, но все-таки у нас много разного. И боюсь, что большинство учителей эту грань не могут почувствовать. Им кажется, что либо они все могут понять, либо наоборот, что они вообще ничего не могут понять и не хотят в это лезть. Да? Мне кажется, тут очень важный момент – оставаться честными перед самими собой, когда ты начинаешь играть, так сказать, в чужие игрушки. Да? То есть не надо говорить, что я знаю английский язык хорошо, и я слушаю там английскую музыку и вообще там секу, если ты не знаешь английский язык. Ну, грубо говоря. Да? То есть ты компетентен в русской литературе, если мы говорим об учителях-словесниках, то давай вот… вот по этой части. Хотя там очень много ссылок из зарубежной литературы, особенно у Оксимирона, и я боюсь, что учителя не нашли там цитаты скрытые из Луи-Фердинанда Селина или Стивенсона там, где напрямую не было сказано название книги или автор. Вот. То есть и мне кажется, что даже на своем поле боя многие учителя не совсем могут быть компетентны, потому что там далеко не школьная программа. Вот так.
К. Ларина
―
А у Вас кто были кумиры? Ну, давайте признайтесь. Да.
А. Новиченков
―
У меня кто был? Ну, у меня лично… Ну, я могу как бы рассказать про… Понимаете, какая штука? Я когда учился в школе, у нас 3 человека в школе слушали рэп. Нас было трое во всей школе. Я учился в гимназии в хорошей. И мы когда ходили в широких штанах…
К. Ларина
―
Маргиналы вы были.
А. Новиченков
―
… нам говорили, что мы просто обкакались. Вот. Да. Это было маргинально. А сегодня как бы рэп слушают, ну, активно почти все, – да? – там фанатов… Ну, короче говоря…
К. Ларина
―
То есть у Вас рэп был в Вашей жизни с самого… с самого начала.
А. Новиченков
―
Нет…
К. Ларина
―
Или были еще какие-то еще…
А. Новиченков
―
… музыкантов и «Depeche Mode».
К. Ларина
―
Ну, какие…
А. Новиченков
―
Раньше «Фабрика звезд» нравилась, конечно.
К. Ларина
―
«Depeche Mode»…
А. Новиченков
―
А рэп я начал слушать там с 10-11 лет, когда пошел играть в баскетбол, и рэп слушали все. Это просто была культура. Вот. И тогда мы слушали Тупака, DМХ и «Многоточие», потому что больше почти ничего не было такого. Да?
К. Ларина
―
Какой год, простите?
А. Новиченков
―
Это 2001-2002-й. Вот это время. 3-й где-то класс, когда я учился в школе. То есть нас было меньшинство, и естественно вообще как бы никто не понимал. Моим друзьям родители запрещали носить кепки, широкие штаны и даже слушать такую музыку, потому что было вообще ничего непонятно. Ведь мы боимся того, чего мы не знаем. Вот. А сегодня, понимаете, какая штука? На самом деле родители не особо изменились. Они слушают рэп, ну, пусть слушают. То есть они как бы так спокойно. Ну, пожалуйста. Пусть будет. Но они были шокированы тем, что, блин, оказывается это теперь… все об этом говорят. Это вызов. То есть теперь это стало вызовом. И меня это радует. То есть это расшатывает лодку. И хочешь, ты не хочешь, но вот «Эхо Москвы» тут об этом говорит, там о по телевизору смотрят типы рифм. Конечно, на самом деле для школьников это все очень смешно выглядит, потому что родители, все СМИ пытаются во что-то опять играть. Ну, почему Вы не позовете школьника? Почему Вы не позовете рэпера? Вы позвали сюда 2-х учителей на самом деле. Да? Почему не поговорить с теми, кто реально в этом шарит, да? Вот с подростком. Опять то есть мы берем подростка, ставим в центр, и все тычем на него пальцем. Вот у тебя это, а вот это. А почему у него это? А почему вот так? Давайте мы напишем научную статью об этом. Давайте мы изучим этот феномен. Блин, да вот люди, они Вам все расскажут.
К. Ларина
―
Да я хочу как раз именно про это поговорить. Про пользу и вред. Мне как раз кажется, это очень важно.
А. Новиченков
―
Слушайте, про пользу и вред…
К. Ларина
―
Это очень важно, потому что мы… давайте не забывать контекст, ребята. Да?
Е. Сенновская
―
… Да.
К. Ларина
―
Это очень важный момент. Когда мы там говорим про то, у каждого свои кумиры, это, конечно, красивые общие фразы, но это абсолютно разные страны и разные общества. Да? Я могу рассказать про себя, что было в моей юности подростковой…
А. Новиченков
―
Да, конечно. Я понимаю.
К. Ларина
―
Это было советское время.
А. Новиченков
―
Да.
К. Ларина
―
И даже себе представить в страшном сне невозможно что-нибудь подобное, то, что сейчас есть у молодежи сегодняшней, у ребят старшеклассников. И вот… А у Лены наверняка свои были тоже – да? – страсти. Что до нас доходило в то время? Понятно, что у мальчиков, моих ровесников, конечно, были тоже всякие «Pink Флойды» и битлы. Но это все через такие преграды! Это невозможно даже себе представить!
Е. Сенновская
―
Да.
К. Ларина
―
Это нельзя так включить и посмотреть.
А. Новиченков
―
Конечно.
К. Ларина
―
Это невозможно. Да? Поэтому, конечно, это… Контекст невероятно важен. Поэтому я объясняю вот сегодняшнее сумасшествие вокруг этого сюжета именно контекстом. Именно. Потому, что вот не зря Лена вспомнила Дудя, мы наблюдаем и это видим, как очень стремительно на наших глазах формируется параллельная культура. Как это было в советское время? Да? Сегодня другие возможности.
А. Новиченков
―
Ну, сегодня…
К. Ларина
―
Но она все равно параллельна.
А. Новиченков
―
Она проще доходит до…
К. Ларина
―
Да. Да.
А. Новиченков
―
… до слушателей.
Е. Сенновская
―
Нет, вот здесь я должна обязательно сказать еще один момент. Мне кажется, что Вы понимаете, вот этот запретный плод, – да? – вот все-таки – да? – эта аура запретного плода, она, конечно, сохраняясь, она этот hype бы порождала, и она от части вот этот интерес, понимаете, еще и культивировала. И мне очень страшно сейчас как раз за рэп-культуру, ну, в каком смысле, да? Потому, что вот то, что уже… Ну, кто только не прошелся. Виктор Кондаков говорит, что даже до всероссийской какой-то педагогической конференции, понимаете, просто…
К. Ларина
―
Пока Вы на работе…
Е. Сенновская
―
Нет, едва ли не голосование. Буквально абсолютно единогласное приветствие, как замечательно, как хорошо. Понимаете, вот мы теперь все поиграем в баттлы. Вот это, конечно… То есть это представляет серьезную опасность…
К. Ларина
―
То есть следующий шаг: должен Путин принять – да? – такой battle?
А. Новиченков
―
Нет. Нет. Я…
Е. Сенновская
―
Ну, простите, министр культуры тоже приветствовал. Он категорически приветствовал. Да? Вот. И мне кажется, что, конечно, вот никакое явление культуры так просто не уничтожить как именно вот таким вот опять же его… Да? То есть его доминированием. Заставить всех нас теперь играть в эти баттлы и так далее. Эту форму взять на вооружение…
К. Ларина
―
Ну, баттлы поставить на служение человечеству, что называется.
Е. Сенновская
―
Ну, да. Ну, да. На ту самую службу…
А. Новиченков
―
Я не согласен с Вами.
Е. Сенновская
―
Вот. Дай Бог. Очень хорошо, если… если есть потенциал, если Вы знаете – да? – наличие этого потенциала. Самое забавное, я 6 августа была в Петербурге.
К. Ларина
―
Так.
Е. Сенновская
―
Если бы, конечно, я… Вот, кстати…
А. Новиченков
―
Никуда Вы не попали бы. Не попали бы Вы туда.
Е. Сенновская
―
Я понимаю, что это такое…
А. Новиченков
―
Я просто не в Петербурге, у меня очень много друзей там. И я приглашал в школу там «Versus Battle» там Эрнесто Заткнитесь, который…
К. Ларина
―
Да, да.
А. Новиченков
―
… очень успешный. Там просто я приглашал из Вышки профессор, чтобы понимали, к себе в школу. И на Эрнесто пришло 30 человек из разных подразделений, то есть в 2-3 больше, чем на кого бы то ни было. Вот. Это было 2 года назад еще. То есть этот тренд, он не сегодня вот родился. И поэтому когда взрослые… Вот знаете, когда политики начинают в «Твиттере» обсуждать баттлы реально или на полном серьезе обсуждать поэтические… поэтические…
Е. Сенновская
―
Достоинства и недостатки.
А. Новиченков
―
… достоинства и недостатки. Это просто смешно, потому что школьники об этом не думают. Рэпер, когда пишет текст, ему по фигу на эти достоинства. Там другие правила игры. А, конечно же, учителя, ну, не знаю, там социологи, культурологи, они пытаются это все опять упаковать в какие-то понятные только им на самом деле рамки, понятные концепты. Как бы это живой жанр. И это часть жизни. Это как, не знаю, мы пытаемся объяснить что-то, что быстро развивается, до чего мы еще не успеваем. Но я про старшее скорее поколение. Да? И зачем это вообще делать? То есть это опять… Мы должны это объяснить, тогда мы не будем этого бояться. Так что ли? То есть это какой-то неправильный путь. Попробуйте поговорить с Вашим подростком, спросить, почему ему нравится. Да? Попробуйте в школу это вынести, почему, что, что происходит…
К. Ларина
―
Ну, я хочу понять, почему мне это нравится… Я мало чем от подростка отличаюсь, потому что если это живое, эмоциональное задевает тебя, и тебе это нравится, ты все равно начинаешь сам себя спрашивать, почему тебе это интересно.
Е. Сенновская
―
Конечно.
К. Ларина
―
Я, кстати, вот когда вся эта началась эта движуха вокруг этого баттла, мне мой сын тут же прислал: «А вот это еще посмотри. Вот это тоже». То есть я у него раздражения этим не вызвала, своими интересом.
А. Новиченков
―
Интерес не вызывает раздражения. А попытка все объяснить вызывает раздражение.
Е. Сенновская
―
Ну, это было так снисходительно со стороны моего сына. Это было…
К. Ларина
―
Он тоже типа сказал: «Мама…»
Е. Сенновская
―
Конечно.
К. Ларина
―
«… ты о чем вообще говоришь? Я думал 100 лет…»
Е. Сенновская
―
Конечно. Это, ну, так сострадательное великодушие. Понимаете, да? Над нами убогими. Вот.
К. Ларина
―
А почему попытка объяснить это все, будет приравнивать это к попытке уничтожить?
А. Новиченков
―
Не попытка уничтожить, попытка скорее ограничить. Понимаете? То есть попытка упростить. Вот. Потому, что люди, которые это делают, они некомпетентны в этой теме настолько, насколько нужно. Они компетентны в своей сфере. Культуролог, учитель, словесник, кто бы то ни был. А реальные рэперы, они не занимаются исследованиями. Понимаете, какие штуки?
Е. Сенновская
―
Ой! Можно я скажу?
К. Ларина
―
Да.
Е. Сенновская
―
Вы извините, пожалуйста. Вот у нас сейчас тут педагогический форум Москвы, учителей. Да? Вот в прошлом году тоже он состоялся, значит, и реплика очень авторитетного педагога, доктора, по-моему, наук, значит, который произносит: «Дорогие учителя! А не следует вам самим позволять себе комментировать, анализировать современные романы».
К. Ларина
―
Так.
Е. Сенновская
―
Не нужно лезть в «Обитель», там в…
К. Ларина
―
Пелевина, Сорокина.
Е. Сенновская
―
Да, понимать Пелевина, Сорокина. Водолазкин. Это все ни к чему. Мы пока вам методичку не написали. Поэтому сидите тихо. Вы меня извините, Артем, вот Ваша сейчас реплика, она была аналогична.
А. Новиченков
―
Нет.
Е. Сенновская
―
То есть если Вы, дорогие бабушки, в этом не сечете, то вы, пожалуйста, не заходите на эту территорию. Понимаете?
А. Новиченков
―
Нет. Заходить можно. Не надо…
Е. Сенновская
―
Вы не заходите на эту территорию. Вы не пытайтесь понять. Вы нас принимаете, какие мы есть. А мы хотим понять.
А. Новиченков
―
Нет, я не про это говорил. Я говорил про научные формы и все такое. Да, Вы передергиваете. Во-первых, Вы сравниваете литературу с совершенно другим направлением в искусстве, с хип-хопом. Вот литература – понятно, мы работаем с текстом XIX века, ХХ, ХХI, вот он видоизменялся, и мы можем об этом говорить…
Е. Сенновская
―
… много природы, Вы меня извините, понятие…
А. Новиченков
―
Я не думаю, что текст Пелевина… Ой! Припелина – это текст новой природы. Господи, нет. Это роман очень старый. Природа. Вот. Что касается хип-хопа, просто не надо это объединять… Вот понимаете, я про что? Вот среда учителей-словесников, вот они там вдесятером собрались и обсуждают. Вы позовите людей, которые в этом шарят. Нет, начинают уже типа рифм, акцентный стих. Что за чушь?
Е. Сенновская
―
Послушайте…
А. Новиченков
―
Понимаете, школьнику… это к школьнику… это к школьнику все понесут. Понимаете? Ему это не интересно.
К. Ларина
―
Подождите! Ну, понятно, что в рэпе лучше всего разбираются рэперы. Это естественно.
А. Новиченков
―
Да подросток нормально разбирается.
К. Ларина
―
Как в поэзии поэты.
А. Новиченков
―
Вы что, простите, подросток? И он сделает…
К. Ларина
―
Это не дело поэта анализировать свои тексты. Тексты поэта анализирует литературный критик, литературовед, словесник в конце концов.
А. Новиченков
―
Да, я понимаю.
К. Ларина
―
Так же, как и здесь. Что мы здесь имеем? Мы имеем некую форму. Да? Мы имеем здесь текст. Как ни крути, это же текст. Вы будете это как называть?
А. Новиченков
―
Да, но понимаете, какая штука происходит? Они обсуждают те взгляды…
К. Ларина
―
… початки.
А. Новиченков
―
Ой, вот тут много нецензурной лексики. Вообще он какой-то тупой. И вообще, понимаете, то есть они сравнивают Александра Пушкина с текстами… стихи Пушкина с текстами Гнойного. Зачем это делать?
К. Ларина
―
На этом остановимся. Давайте тихонечко. Это хорошая тема пошла. Сейчас у нас новости, потом продолжим.**********
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу «Родительское собрание». Сегодня говорим мы о феномене рэп-баттлов на фоне сюжета, который обсуждают все, кому не лень, и стар, и млад. Напомню, что это был знаменитый rap-battle, который вышел за пределы своей привычной тусовки, между Оксимироном и Гнойным. Здесь в нашей студии Артем Новиченков, преподаватель литературы школы 2009, Елена Сенновская, литература и риторика школы № 1208. Я подписываюсь на Телеграм-канал «Говорящий тростник». И мне тут пришло уже уведомление, что как раз вот Артем написал перед нашей передачей, что «через 20 минут в 13:00 буду тереть на «Эхе» за рэпчик и баттлы». Давайте продолжим тереть за рэпчик и баттлы. А вот… вот несколько вопросов таких вот важных для нас, старичков, Артем. Из чего это строится? Из чего это состоит? И почему это прижилось именно в России? И насколько популярен рэп в том виде, в котором мы его сегодня видим в других странах? Не только в странах, где он родился, я имею в виду. Да? Вот в Европе еще.
А. Новиченков
―
Ну, смотрите, ну, рэп на самом деле не такой молодой, ему уже 44 года исполнилось неделю назад.
К. Ларина
―
44 года. Да…
А. Новиченков
―
И Google даже делал прикольную игру, где переставив пластинки… Это 1-е сэмплирование и так далее. И все вот эти уики-уики-фо – это все придумали первые рэперы. Вот. Диджеи и так далее. Ну, там длинная история. Сейчас не буду рассказывать историю рэпа.
К. Ларина
―
Да.
А. Новиченков
―
Вот. А в России рэп появился еще в 90-е и естественно это было сперва все довольно наивно. И он до сих пор во многом так остается. То есть действительно в музыкальном плане в России лично я могу сказать, что, ну, мне нравится именно музыка. Это Скриптонит. И действительно он просто гениальную делает музыку. Тексты у него так, но уши оргазмируют, короче говоря. Вот. И он с американцами сейчас кое-что делает. А что касается, ну, текстуальной составляющей, я вот считаю, что Oxxxymiron – это человек, которому старше 30 лет слушать легче не будет, потому что, ну, та проблематика, которую он поднимает, она не актуальна для человека старше 30 лет. Мне уже 25 и… Ну, то есть люди есть постарше, кто слушает рэп. То есть в России в принципе почти некого слушать человеку с опытом. Ну, Смоки Мо и Фьюз – это такие рэперы, которых можно в принципе послушать. Да? Но в принципе у нас пока нет рэпа на вырост, так скажем. То есть та проблематика, которая затрагивается там Джей Коулом, Кендриком Ламаром и другими рэперами в Штатах – да? – в России пока еще… Да, это вопрос времени я считаю. То есть у нас просто очень молодая… молодой рэп. Вот. В Англии немного другая ситуация. Там он развивался немного другим путем. И англичане в отличие от русских поняли, что читать под американские биты как американцы звучит не круто. И они придумали свой стиль – грайм. То есть то, что Oxxxymiron делает по-русски. Ну, Oxxxymiron берет английские как бы идеи и на русском воплощает. То есть фактически русский рэп на русском до сих пор он как бы не обрел, как мне кажется, своего истинного лица. То есть это еще формирующийся во многом жанр. Естественно то, что Вы видите по телевизору там Тимати и так далее – это все пошлятина. И рэперы это просто не слушают. Это вот как бы такой…
К. Ларина
―
А Баста?
А. Новиченков
―
Баста? У него есть свой лейбл. Как раз-таки Oxxxymiron и Смоки Мо, они у него подписаны. Он им помогает. Баста – очень интересный, умный мужик. Вот. У него музыка… Ну, мне она совершенно не импонирует. Она очень простая. Но подросткам она нравится. Вот. У него там тоже есть песни, клип «Мастер и Маргарита», и она была дико популярна у подростков. Многие прочли книги. То есть на самом деле рэперы как бы вышли из того возраста, когда мы должны бороться с кем-то и так далее. Это они обеспеченные люди, ездят на дорогие тачках, живут в хороших особняках…
К. Ларина
―
Хорошо зарабатывают.
А. Новиченков
―
Да, хорошо зарабатывают, и они понимают, что… Ну, им мало просто зарабатывать деньги. Да? И они уже понимают, что какое-то… что они делают что-то, на самом деле гораздо больше, чем могут некоторые учителя на уроках сделать, потому что когда твой кумир, там которого зовут мистер Хайд, ты знаешь, что это из рассказа Стивенсона, ты читаешь «Доктора Джекилла и мистера Хайда», ты гораздо… Это гораздо убедительнее, чем когда учитель что-то скажет.
К. Ларина
―
А можно такой вопрос еще задать, Артем? Простите, что так подробно спрашиваю, но поскольку есть, с чем сравнивать, вспоминая как свою жизнь и жизнь других поколений. Можно ли сказать, что в какой-то степени сегодня вот тот самый русский рэп, о котором мы говорим, он заменил русский рок в том первозданном смысле, которым мы его наделяли. Некая… некие…
Е. Сенновская
―
… Да.
К. Ларина
―
Некая протестность, некая социальность, которая всегда была присуща ему.
А. Новиченков
―
Ну, вот смотрите, есть корреляции естественно. Здесь есть очень, как мне кажется, важное различие. Дело в том, что русский рэп – это как бы… это протест андеграундный, протест пассивный на самом деле. То есть никто не будет из рэперов кричать: «Нам нужны перемены», - и так далее.
К. Ларина
―
Понятно.
А. Новиченков
―
Вот. Это совсем… То есть это… Поэтому это все на «Ютьюбе» и для своих. Поэтому, возможно, это вызвало такую реакцию. Нам неприятно, что Вы все тут обсуждаете то, что нам близко. То есть нам не хотелось бы, чтобы это выходило за рамки. Вот. Понимаете? Это… Это на самом деле неприятно, тем более когда вот так все накинулись. Почему СМИ не формируют эти тренды? Почему год назад все молчали? Почему все так боязно, а самое главное, что…
К. Ларина
―
… компания…
А. Новиченков
―
… «Комсомольскую правду» или возьмем какие-нибудь такие СМИ, человек, который занимается отделом культуры, он не знает, как об этом говорить. Он говорит аккуратно. И Гнойный какое-то слово пишет… Ну, Гнойный – это его не настоящая фамилия, а псевдоним. И вообще у него… И то есть люди не знают, как об этом говорить и как будто бы не хотят испортить отношения с публикой, чтобы говорить, что рэп – это не отстой, а с другой стороны им надо как-то вроде и в тренде быть. И вот эта ситуация мне нравится, конечно, потому что человек, который говорил, что я все знаю, вдруг попадает в зону, некомфортную для него. И целые СМИ как бы попадают в эту зону. Вот. То ест это на самом деле очень хорошо расшатывать лодку. Это заставляет шестеренки двигаться у людей, которые как бы… у которых все нормально. Да? И мы вот сидим тут в студии и еще 50 лет просидим, потом умрем, и на наш… Нет, мир меняется. И это как бы «Youtube» – да? – свободная территория, свободная сеть. Они просто поддавливают. И как сказать? Тектонические сдвиги происходят.
К. Ларина
―
То есть нельзя, возвращаясь к моему вопросу, мы не можем это назвать заменой русскому року?
А. Новиченков
―
Нет…
К. Ларина
―
Протестному. Говорю я так… Я так примитивно это определяю. Ну, Вы понимаете про что. Мы полно так называем.
А. Новиченков
―
Ну, и просто хотелось – да? – от чего-то отражаться. Любое искусство – это зеркало. Да? Просто тогда рэп, он был в таком зачаточном состоянии. Ну, я про начало 2000-х в том числе.
К. Ларина
―
Ну, понятно.
А. Новиченков
―
Да? Когда был расцвет «Сплина», Земфиры и так далее. Вот. Сейчас как бы рок тоже слушают дети. «Сплин», Земфира очень актуальны у детей. Да. Но просто это не в тренде. И действительно, если Вы посмотрите, ни у «Сплина», ни у Земфиры не было громких релизов за последнее время. Это не взрывало.
К. Ларина
―
Да. Ну, то есть рэп на баррикадах этого не будет?
А. Новиченков
―
Нет. Я не… Я не думаю. Подождите. Знаете, это неочевидно, – да? – потому что в Америке рэп сегодня, ну, давно уже никем не замалчиваем. И в этом году столько, сколько там платиновых пластинок не у кого… ни у какого другого жанра как у хип-хопа. Вот. И сегодня там… Ну, я в перерыве сказал, что тексты Кендрика Ламара, толпа на Манхэттене кричит вслух. То есть это и…
К. Ларина
―
Про что тексты?
А. Новиченков
―
Ну, это тексты про отношения между белыми и черными, про нахождение…
К. Ларина
―
… это актуальная вещь.
Е. Сенновская
―
Да.
А. Новиченков
―
Рэп всегда… То естественно…
К. Ларина
―
Болевые точки.
А. Новиченков
―
Да. Нахождение себя в обществе. Что если ты черный, это не значит, что у тебя проблемы. Ты можешь выбиться. И Джей Коул… То есть это, понимаете, это не про то, что одни хорошие, другие плохие. Это про то, что нет белого и черного на самом деле. Это умные… Это люди с высшим образованием. Знаете, это то же самое как, ну, Бесники вспоминаются. Они все получили образование в Колумбийском университете. Университете. Был умнейшими людьми. И, конечно, как бы писали об актуальном, о том, что тревожило. Они говорили: «А! Это все underground. Это все отстой и так далее». То есть это… ну, это старая естественно история. Да? Вот. Просто это… это история про то, что сегодня просто… Да? В советское время можно было ограничить себя и не знать, и отказываться о том, что есть «Beatles», ну, какие-то вот – да? – тренды. Да? Просто как бы жить в мире, ну, слушают и как будто всего этого нет. Сегодня это сложнее замечать. Я к этому.
Е. Сенновская
―
Ну, да. Это новая реальность. Будущее уже наступило. То есть глобальный мир бесспорно. То есть границ-то на самом деле уже нет. Все. Или границ нет не потому, что есть интернет, а потому, что вообще границ нет. Планета очень маленькая. Вот. Но мне кажется… Вот я сейчас немножечко – да? – вектор сменю, потому что я, конечно, в восторге от компетентности Артема, от его драйва, от его знаний. Плюс здесь еще очень важный момент. Понимаете, здесь же не только пропаганда литературы как искусства, – да? – то, что делают рэперы и прежде всего Oxxxymiron, а тут еще и пропаганда, извините, знаний иностранного языка.
К. Ларина
―
Да, я тоже про это подумала.
Е. Сенновская
―
Да? Вот. И это очень важный момент.
К. Ларина
―
Вообще пропаганда знания. Вот что.
Е. Сенновская
―
Да. С точки зрения образования.
К. Ларина
―
Пропаганда учебы, учения. Да.
Е. Сенновская
―
Это я просто пытаюсь оправдать своих родителей, которые на меня обрушатся с критикой, – да? – с какой стати я вдруг занялась этой темой, потому что ханжество и лицемерие вообще – это главные проблемы школы вообще и современной более всего.
А. Новиченков
―
Ну, естественно, что Вы это сказали.
Е. Сенновская
―
Вот это с одной стороны у нас ярмарка тщеславия, понимаете, с одной стороны у нас невероятная спесь и высокомерие «Я все знаю, а ты ничего не знаешь, ученику – да? – я все равно знаю лучше тебя априори». Вот. А оказывается есть вещи, в которых он совершенно точно сечет лучше, чем я. И это, понимаете, это классно, потому что… То есть соответственно дать ребенку возможность – да? – доверия, вот эту территорию доверия построить. То есть да, прислушаться к его мнению, наконец-то – да? – дать ему свое авторитетное мнение высказать. То есть это самый важный момент. То есть, иначе говоря, рэперы Oxxxymiron и так далее. Они дают мне в руку… в руки. Извините. Это опять же банально, но я про родительское собрание, Артем. Они мне дают – да? – известный методический прием.
К. Ларина
―
Инструменты.
Е. Сенновская
―
Инструмент, понимаете, который, – да? – которыми я не буду лукавить, конечно же, буду пользоваться. Но у меня вообще любимый технологический прием такой: ну, вот это мне объясните, я вот этого не понимаю. Вот я не понимаю этого, объясните мне. Понятно, что, конечно, есть определенная доля лукавства, но есть вещи, которые действительно я не понимаю, и понимаете, большинство из нас… даже под страшной пыткой мы в этом никогда не признаемся, что я этого не понимаю, и я этого не знаю. Вот этот момент очень важно сломать, понимаете, вот этот стереотип, эти клише, что учитель не имеет права что-то не знать и чего-то не понимать.
А. Новиченков
―
Я знаю, что сказать на этот счет. Это очень важная, мне кажется, вещь, одна из проблем, из проблемных зон. Дело в том, что с 60-х годов – да? – с эпохой постмодерна та ситуация, которая сложилась, ведь одна из фишек этой ситуации в том, что теперь нет высокого и низкого, что нет знания какого-то привилегированного и так далее. Да? Один знает евангелие, другие – комиксы. И ты никак не докажешь, что знания евангелие важнее, чем знание комиксов. И здесь то же самое. То есть все знания, они одинаково легитимны. Вот. Важно лишь то, что дает тебе возможность быть счастливым, получить хорошую… иметь хорошую там семью, образование там и карьеру, деньги и так далее. То есть только это важно. Неважно, что ты знаешь, что ты не знаешь. То есть если ты что-то не знаешь, ты можешь пойти в интернет и это узнать на самом деле. Да? Вот. То есть та идея о том, что школа является единственным и 1-м источником знаний, это уже не работает. Да? А естественно люди, которые работают в школе 30-40 лет они не могут сказать, что теперь не я – источник знания, а что-то другое. Вот. Мне кажется, это важно. Просто надо понимать…
К. Ларина
―
Я бы еще добавила к тому, что важное заложено в этой культуре, свидетелем которой мы являемся. Да? Рэп-культуре. Это воспитание и пропаганда, опять же извините за это слово, критического мышления, что очень важно. Да?
Е. Сенновская
―
Да, бесспорно.
К. Ларина
―
Но тут-то как раз и все… и выходит некое противоречие с действительностью, с контекстом, потому что сегодня в школе мы-то как раз видим совсем другое. Сегодня в школе проповедуются, на мой взгляд, то же, что и проповедовалось в советское время для нас. То есть быть вместе с большинством, любить свою родину, не высовываться, хорошо учиться, получать знания, которые тебе пригодятся, но главное, конечно же, быть абсолютно лояльным. Лояльность – это проводник твой… помню, социальные лифты. Ненавижу это выражение, но они существует. Как раз вот рэп-культура, на мой взгляд, она о прямо противоположных вещах говорит. Будь собой, да?
Е. Сенновская
―
Ну, я бы не стала так вот под одну гребенку…
К. Ларина
―
Нет?
Е. Сенновская
―
Мне кажется, нет. Бесспорно. Понимаете, точно так же как и…
К. Ларина
―
Учителя разные, Вы хотите сказать?
Е. Сенновская
―
Во-первых, учителя разные. Во-вторых, школы разные. В-третьих, понимаете…
К. Ларина
―
Ну, вот Артем ушел из школы. Захотел быть проводником.
Е. Сенновская
―
Да. Сам предмет, он… он не может из этого даже в том числе и… хотим мы, не хотим, но все равно влезаем в этот политический дискурс, понимаете? То есть…
К. Ларина
―
Конечно. Да.
Е. Сенновская
―
Антиутопия, – да? – Маяковский, Пелевин, я не знаю, там даже военная литература, понимаете, Астафьев. Все равно, все равно мы… мы в любом случае каким-то образом туда заходим на эту территорию. Заходим на эту территорию. Да? Ну, вот на Клязьме они как назвали? Территория смысла. Вот эта территория смыслов, она все равно, конечно же, в школе существует. Понимаете, здесь… Вот Надежда Ароновна как-то Шапиро у Вас говорила, произносила – да? – вот эту фразу. Год назад или полтора года назад она сказала, что мы не имеем права, конечно, пропагандировать как бы свою политическую – да? – позицию и так далее. Она… Я вне зависимости от того, как… какова она. Вот. То есть и школу все-таки, конечно, надо оставить вне политики, но когда тебе ребенок задает вопрос, ты должен найти в себе смелость, не пропагандируя свои ценности, – да? – но ты должен найти возможность адекватного ответа. Понимаете? И вот в том числе, в том числе как раз и эта культура, культура рэпа, она тоже и в этом очень скользком моменте может нам помочь.
К. Ларина
―
Вот вопрос, кстати, Артем, к Вам тоже: рэп и политика. Присутствует там какая-то политическая ориентация у авторов-то? Есть леваки…
А. Новиченков
―
Это очень хороший вопрос.
К. Ларина
―
Да.
А. Новиченков
―
Конечно, есть. Дело в том, что на заре рэпа такого расцвета как бы 1-го такого, когда «Каста» была популярна, «Многоточие», они были очень остро социальные. Да? Сейчас «Каста»… Ну, наверное, слышали про «Касту»?
К. Ларина
―
Конечно.
А. Новиченков
―
Конечно. Да. У них уже у всех дети. Они уже все взрослые дядьки, они пишут такой рэп, ну, как бы не то, что про политику, но вот про проблемы ЖКХ, и там есть проект…
Е. Сенновская
―
Социальные…
А. Новиченков
―
Социальные проблемы. Да. То есть стало все помягче. Ну, если возьмем того же Оксимирона и Гнойный собственно его по этой теме задисил, что ты вроде как антиутопию пишешь, ну, ты вроде как и не политик и так далее.
К. Ларина
―
А почему на митингах ты в Англии был?
Е. Сенновская
―
Ты был в Англии. Да.
А. Новиченков
―
Дело в том, что, во-первых, лично я выступаю… Ну, было бы круто, если бы у нас был аполитичный мир, аполитичная страна, потому что политика…
К. Ларина
―
Нереально.
А. Новиченков
―
… это не главное, что… Нереальное? Я был в Новой Зеландии. Там нет политики. Понимаете, да?
К. Ларина
―
Ну, мы не Новая Зеландия.
А. Новиченков
―
Нет, я понимаю. Конечно. Да. Вот. С другой стороны, если ты хочешь быть актуальным, ты не можешь оставаться вне этого. С другой стороны, когда там школьник слушает «Горгород» – да? – он понимает… он естественно перекладывает всю эту ситуацию на то, что есть. Я в школе политикой не интересовался вообще. Я вообще не знал, что такое есть. Честно скажу. Хотя на журфак поступал. А современный школьник, он уже с 7-8-го класса он уже активно читает «Медузу», новости, и он…
К. Ларина
―
Навального.
А. Новиченков
―
Да, Навального. Нет, и на самом деле к старшим классам уже критика Навального среди детей есть. То есть это, мне кажется, есть такая иллюзия, что все школьники за Навального. Нет. Конечно, нет. И все понимают, что так, что не так. И то, что Навальный написал про rap-battle у себя в «Твиттере», мне кажется…
Е. Сенновская
―
Такое заигрывание, конечно.
А. Новиченков
―
Мне кажется, это был только удар по его репутации, честно говоря, как бы все это все считали.
К. Ларина
―
А что он написал?
А. Новиченков
―
Я не поверил.
Е. Сенновская
―
Ну, он приветствовал бесспорно…
А. Новиченков
―
А! В поэзии и так далее.
Е. Сенновская
―
… как хорошо. Это искусство.
А. Новиченков
―
То есть, ну, я ему не верю в этом плане. Зачем это делать? Я не знаю. Или там Ходорковский тот же, ну… Поэзия, как ни странно, и вот, в общем… Вот. Поэтому, ну, то есть да, попытка. И в этом плане мне симпатичнее Путин, который честно ничего про это не сказал, потому что не сечет. Серьезно Вам говорю. Да? Я в этом не разбираюсь и ничего не буду говорить.
Е. Сенновская
―
Да, и не к моему…
А. Новиченков
―
Это вопрос к PR-службам им, конечно… их, конечно же, в 1-ю очередь. Вот. Ну, вот так.
К. Ларина
―
Ну, вот про политику-то я Вас спросила, про сегодняшнее. Рэп-культура российская, насколько там есть…
А. Новическов
―
Естественно есть…
К. Ларина
―
… вот эти политические… политическая палитра присутствует?
А. Новиченков
―
Она присутствует полностью. Просто это малоизвестные исполнители самые разные, и каждый может на свой вкус найти все, что угодно. И… И хип-хоп там про какую-нибудь глубинку, и хип-хоп про какие-то разные социальные проблемы и так далее. Но все равно все смотрят на там 10-5 хип-хоп исполнителей, которые, в общем-то, довольно аполитичны. Вот. Поэтому я как бы не знаю, хорошо это или плохо. Но вот такая данность.
К. Ларина
―
Ну, если мы говорим о критическом мышлении, я думаю, что это одно с другим связано. Это не может быть. Вы сами вот говорите, мы не Новая Зеландия. Это как бы одна из точек…
А. Новиченков
―
Просто… просто я уточню… Просто это не стано…
К. Ларина
―
Да.
А. Новиченков
―
… не становится главным объектом для исследования там исполнителя. То есть его это не так бередит. Возможно, если б сегодня battle был в 11-м году, а не в 17-м, возможно, политическая составляющая была бы гораздо ярче. Просто сегодня повестка дня политическая – это очень вялый, вялотекущий процесс. Политика в России для подростка – это какой-то процесс, который, ну, вот мы завязли как при Брежнева мальца. Да? Но все знают, что как бы вопрос времени скорее всего. То есть это так же, как rap-battle, 2 года назад они уже были дико популярны, набирали миллионы просмотров. И вот только 2 года надо было, чтобы дошло. То есть 35 миллионов просмотров другого баттла было недостаточно.
Е. Сенновская
―
Я не согласна совершенно. Я более чем уверена, что на самом деле не смотря на талант и действительно незаурядность этих фигур, я посмотрела, конечно, и Оксимирона с Джоннибоем… Да?
К. Ларина
―
Да. Вот там слабее, по-моему. Да.
Е. Сенновская
―
Там слабее бесспорно. И там… очень жаль, потому что, конечно, – да? – вот говорят там вообще… Я посмотрела и «Ресторатора» у Дюдя… У Дудя. Да? Я посмотрела и выяснила, что история Джоннибоя даже, в общем-то, такая грустная получилась. Вот. Ну, действительно он от этого нокаута просто не… не смог – да? – вот как-то выйти из этого состояния. Ну, вот. И мне кажется, что вот этот hype… То есть я владею, я могу себе представить…
К. Ларина
―
А вот…
Е. Сенновская
―
Если мой…
К. Ларина
―
… смеется над Вами…
Е. Сенновская
―
В том-то и дело. Поэтому я и произношу. Я просто вижу сейчас физиономию моего сына. Не дай Бог, он смотрит, слушает. Да?
А. Новиченков
―
Он записывает словечки.
Е. Сенновская
―
Да. Как он усмехнулся. Да? Так вот тот самый мой hype… Да? Вот, значит, Вы понимаете, то есть ясно, что это все равно спровоцировано. Да? Это спровоцировано этот интерес. Это… То есть вообще нужна движуха. Вот она нужна сейчас. Это запрос времени. Да? И вот, вот она происходит. Вот какая разница, где она происходит? Главное, чтобы как-то оживить вообще повестку дня, потому что это была выжженная пустыня. А ее надо оживить хотя бы так. Мне кажется, что этот момент тоже присутствует, потому что, ну, не могло быть так случайно, что буквально все средства массовой информации, чтобы министр культуры, понимаете, чтобы, ну, вот буквально там лидеры оппозиции, лидеры не оппозиции…
К. Ларина
―
Сейчас вот затеют еще рэп-фестиваль…
Е. Сенновская
―
Конечно.
К. Ларина
―
… патриотический.
Е. Сенновская
―
Конечно.
К. Ларина
―
Вот, где будет ужас.
А. Новиченков
―
Я думаю, никто…
Е. Сенновская
―
Нет…
А. Новиченков
―
… на него не обратит внимания.
Е. Сенновская
―
Нет, обратите внимание, сейчас все-таки – да? – немножечко все…
К. Ларина
―
… министр обороны.
Е. Сенновская
―
Нет, нет.
К. Ларина
―
Вы что вообще? Пригонят пару танков.
Е. Сенновская
―
Все…
А. Новиченков
―
Но танки рэп не читают.
К. Ларина
―
… пойдет вперед.
Е. Сенновская
―
Слушайте, ну, Вы вспомните, понимаете, вот ту триаду ценностей, которую провозгласил президент в «Сириусе». Вы вспомните.
К. Ларина
―
Да, да.
Е. Сенновская
―
Что? Жизнь, любовь и свобода. А чем не тема для любого поэтического высказывания?
А. Новиченков
―
Наркотики, секс, рок-н-ролл. Мне вспомнилась уваровщина на самом деле.
К. Ларина
―
Да, да. Отрядами. Да.
Е. Сенновская
―
Тут, понимаете, в том-то и дело, что не православие – да? – самодержавие, а вот жизнь…
К. Ларина
―
На самом деле, – да? – мне кажется, что все-таки они… рэп устоит. Вот тут я точно в этом уверена, потому что… Вот мне кажется, Артем, мне не очень… меня не очень понял, я не так сказал по поводу политики. Дело же не в произнесении политических текстов, – да? – а в личности, которая произносит тексты любые, хоть про компьютер, хоть про Артема, хоть про Свету, хоть про Лену, хоть про меня.
А. Новиченков
―
Так.
К. Ларина
―
Да? Хоть про мышь – да? – компьютерную, потому… потому, что в… Я вот вижу в этих людях, которые… вот тот же Oxxximiron и вот Гнойный, на которых мы смотрели, я вижу в них позицию жизненную. Она… Она абсолютно идентична политической позиции. Мы живем в таком мире. У нас все политика. Да? Политика… И ЖКХ – это политика. И здравоохранение – это политика. И рэп – это политика. И театр – политика. И кино – политика. Куда, куда тут деться? Вот для меня как раз это очень важно… важный момент. Вот эта очень активная, очень четкая позиция в жизни, которую человек излагает. Да? Она все равно политическая. В нашем мире она политическая. И она абсолютно противоположна тому, что проповедуется сегодня с экранов телевизоров.
А. Новиченков
―
Ну, понял, о чем Вы…
К. Ларина
―
Понимаете?
А. Новиченков
―
Да, да. Конечно.
К. Ларина
―
Поэтому он устоит.
Е. Сенновская
―
Рэп – это чистое искусство?
К. Ларина
―
Чистого искусства не бывает.
А. Новиченков
―
Что такое чистое искусство? Я вот не понимаю.
К. Ларина
―
Павленский – это какой вкус? Да. Павленский.
А. Новиченков
―
Что такое чистый? Да.
Е. Сенновская
―
Я как раз в одном из – да? – постов я говорила… писала, конечно, и о войне, и о Павленском. Да? То есть актуальное искусство, оно, конечно, всегда интересно. Чисто искусство – которое абсолютно не затрагивает социальные…
К. Ларина
―
А! Вот! Пожалуйста. Фотообои. Вот чистое искусство.
Е. Сенновская
―
Да. Афанасий Афанасьевич Фет.
А. Новиченков
―
Но даже чистое…
Е. Сенновская
―
Вот он – да? – классический пример, образец чистого искусства. Знаете, вот вчера буквально, – да? – ну, не зная как бы, что мы идем сюда на программу, Михаил Григорьевич Павловец, – да? – который тоже у Вас частый гость…
К. Ларина
―
Я прочитала тоже, кстати, у него. Он поддержал очень Артема.
Е. Сенновская
―
Да, да.
К. Ларина
―
Про брейк-данс писал в своей юности.
Е. Сенновская
―
Да, да. И он вспомнил замечательные строчки Блока. Да? Поэта. «За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой. Там жили поэты, - и каждый встречал Другого надменной улыбкой». Да? «Когда напивались, то в дружбе клялись, Болтали цинично и прямо. Под утро их рвало. Потом, запершись, Работали тупо и рьяно». И вот понимаете, последнее: «… Читатель и друг, Ты думаешь, может быть, - хуже Твоих ежедневных бессильных потуг, Твоей обывательской лужи?» То есть вот в принципе, – да? – наверное, все-таки наша задача, каждого словесника, все-таки из этой обывательской лужи вылезать и пытаться познать Ваш мир.
К. Ларина
―
Прекрасно.
Е. Сенновская
―
Даже нам, бабушкам. Вы извините, Артем.
К. Ларина
―
Ну, а то, что касается еще одного аспекта, успеет, может быть, только Артем на эту тему сказать, очень многие критики вот этого вида искусства, этого жанра, они говорят о том, что это пропаганда ненависти, потому что именно… именно battle, не рэп как таковой, а именно вот это жанр баттла – да? – что это все настояно… основы все равно – это вот возбуждение ненависти и агрессии. Вот как Вы к этому отнесетесь? Что по этому поводу можно…
А. Новиченков
―
И я считаю, что если в человеке нет интенции убивать людей, если он будет играть в ГТА, он не будет убивать людей. Вот. А это на самом деле просто правила игры. Можете говорить, что сначала играешь, потом, значит, в жизнь переносишь. На самом деле скорее всего наоборот – ты играешь и в жизнь не переносишь. Вот так. Кратко.
К. Ларина
―
Ну, они чем кончаются? Люди расходятся навсегда?
А. Новиченков
―
Люди расходятся и потом общаются.
К. Ларина
―
Вот люди…
Е. Сенновская
―
Понимаете, это же…
К. Ларина
―
… в этом поединке участвуют.
А. Новиченков
―
Ну, они, может быть, даже переписываются. Я же не знаю. Ну, это же просто community. Да?
Е. Сенновская
―
Почему? Почему…
А. Новиченков
―
Это все… Люди на этом, ну, зарабатывают деньги. Понимаете, как бы это все-таки… Это реальная… Это работа. Они получают за это деньги и побольше тех, кто это критикует чаще всего. Вот это тоже важно понимать. В конце концов все ценится в долларах. Вот если… Да?
К. Ларина
―
Но не хотелось бы на этом заканчивать.
А. Новиченков
―
Да.
К. Ларина
―
На долларах. Да? Давайте все-таки выпьем за искусство, за энергию, личности. Вот что мне нравится. И за критическое сознание мира. Спасибо большое. Здесь Артем Новиченков, Елена Сенновская. А программу вела Ксения Ларина. До встречи!
А. Новиченков
―
Спасибо.