Купить мерч «Эха»:

Детское творчество - взрослая профессия - Борис Грачевский, Яна Поплавская, Альбина Локтионова - Родительское собрание - 2002-12-29

29.12.2002

29 декабря 2002 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Борис Грачевский главный редактор журнала "Ералаш", Яна Поплавская актриса, телеведущая, Альбина Локтионова детский психолог

Эфир ведет Алексей Венедиктов

А. ВЕНЕДИКТОВ В Москве 11 часов 10 минут. В эфире "Родительское собрание". Напомню, что эту передачу мы выпускаем вместе с приложением к "Московским новостям", которые теперь выходят ежемесячно. Тоже "Родительское собрание". У нас в гостях Борис Грачевский худрук журнала "Ералаш", Альбина Локтионова детский психолог.

А. ЛОКТИОНОВА - Терапевт, психотерапевт.

А. ВЕНЕДИКТОВ Есть разница? И мы ждем Яну Поплавскую. Я напомню, что в 11 часов 35 минут мы проголосуем в программе "Рикошет". Я сегодня хотел бы поговорить вот о чем. Во всем мире, это не только проблема России, мы видим, что дети втягиваются, их втягивают, посылают или они сами приходят. Они уже не просто занимаются детским трудом, они занимаются трудом, который мы ждем от взрослых. Они появляются в кино, на телевидении, в рекламных роликах. Вопрос, естественно, Борису, мы все помним, как Чаплин говорил: "Посадите малыша в ванночку, дайте ему кусок мыла и все будут хохотать". Но это мыло разрослось сейчас до ситуации

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - До мыльной оперы.

А. ВЕНЕДИКТОВ Совершенно верно. Может быть странный и туповатый вопрос, но поскольку ты работал и работаешь с детьми и очень много детей, которых мы потом знаем, которые вырастают в актеров. А многие исчезают. Насколько это опасная работа?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Мы стараемся все-таки с детьми, с их психикой работать. Но не просто говорить, что ты плохой, не годишься, пошел вон.

А. ВЕНЕДИКТОВ А может быть опаснее сказать, что ты хороший?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - И хороший никто не говорит. Хитрее говорим. Ну что я сейчас буду все секреты рассказывать. Короче, есть определенные шаги. Это первое. Это при начале. А при выходе они все прекрасно понимают. Так устроена жизнь, сегодня ты выиграл лотерейный билет, завтра ты больше ничего он выиграешь.

А. ВЕНЕДИКТОВ Как ребенок это может понимать?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Нормально понимает. Во-первых, ему не просто отрубают, он потихонечку отходит. Он вырастает, у нас, например, есть проблема роста. Как я говорю девочек-грудничков я не беру. Несколько лет назад я случайно в одном городе встретил одного из своих первых артистов, помните: "Мужики, тимуровцы, нашел!"

А. ВЕНЕДИКТОВ Конечно.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Замечательный мальчик. Взрослый уже человек, 37 лет.

А. ВЕНЕДИКТОВ Сколько?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Да, да. Так вот мы сидели, у него лились слезы, когда он меня увидел. Я ему задал вопрос, он говорит: "Вы знаете, у меня было детство вообще, не похожее ни на что и ни на кого. И я это детство никогда в жизни не забуду". Он его носит как великую память. Оно очень странное это детство, потому что тогда мы работали медленнее, поэтому чаще вызывали детей, дольше с ними тыркались. Сейчас уже есть система, где мы быстрее, оперативнее работаем. Но тогда не очень большое количество историй, в которых он снимался, но все детство его прошло, как он начал.

А. ВЕНЕДИКТОВ Кто из них искалеченный, у меня вопрос к Альбине. Грачевский или этот ребенок?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Все мы чокнутые.

А. ЛОКТИОНОВА - Борис совершенно не похож на образ того продюсера, менеджера, который у меня перед моим внутренним взором стоит. Он сам является доктором. То что я в нем вижу, у него есть такое уважительное отношение к этим людям.

А. ВЕНЕДИКТОВ Бог с нами, со взрослыми, давайте про детей.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Правильно Альбина говорит, чего я жить буду, я должен к ним хорошо относиться.

А. ЛОКТИОНОВА - Он не похож на человека, который переступит, я думаю, что он их готовит к тому, что лотерейный билет

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Знаете, один раз ребенок вдруг в кадре начинает орать, собираться и уходит домой. Нормально, да? Тогда этой техники стояло полплощади, а он говорит: "Я не буду сниматься, все, я ухожу".

А. ВЕНЕДИКТОВ Помните "Фильм, фильм, фильм".

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Как ты уходишь? Ты что с ума сошел? Что случилось? Я понимаю, что-то произошло нестандартное. Выясняется, что костюмер одевал его, а он говорит: "Я не буду". "Ты еще мне рассказывать будешь, - сказала она. - Замолчи". У меня был только один выход, я все-таки еще отвечаю за все производство. Я говорю: "Ко мне! Таня, ты обидела. Сейчас же вон, я увольняю тебя со студии. Ты доволен?" Но это был один случай, у меня не было выхода, потом он получил по полной, как следует за все сразу.

А. ВЕНЕДИКТОВ Все равно это с позиции взрослых.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Это была хитрость моя.

А. ВЕНЕДИКТОВ Вы говорите, мы им говорим, товарищи родители, имейте в виду, если Грушевский

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Я Грачевский.

А. ВЕНЕДИКТОВ Грушевский, Грачевский.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Я придумал совместную с Мишей фамилию Грашевский-Гручевский.

А. ВЕНЕДИКТОВ Боря, извини. Вот лотерейный билет, но это же не объяснишь ребенку, даже взрослому трудно объяснить.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - И взрослому не объяснишь.

А. ЛОКТИОНОВА - Это искушение, это соблазн для ребенка, потому что в подростковом возрасте в детстве он ищет ответ - на вопрос кто я, ему говорится - ты важный, ценный. В этом плане большой соблазн сказать и остаться в этом, и когда уходит, жизнь может быть

А. ВЕНЕДИКТОВ Змей-искуситель-то Грачевский. Соблазняет-то Грачевский или родители?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Я для начала говорю: "Родители, зачем вы это делаете? Оставьте ребенка, пожалейте его". Я всегда начинаю с этого, я никогда никого не обманываю. Ведь когда я пришел в кино, я пришел в 1968 году и меня потрясло

А. ВЕНЕДИКТОВ Ты родился в 1969-м, чего голову морочишь?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Я еле живая легенда. Я хочу сказать первое, что меня потрясло, вся киностудия, такие комнаты, в которых название фильма, режиссер и директор. И там съемочная группа. Дверь приоткрывается тихонечко, всовывается голова женская, мужская, молодая, средняя, постарше: "У вас посниматься не найдется?" Это были актеры, не массовка. Тогда не было нищих. Я был потрясен. Ведь эту часть профессии никто никогда не вспоминает. Все хотят сразу быть Гурченко.

А. ВЕНЕДИКТОВ Там у тебя все гурченки и джигарханяны. Ты ответь мне на вопрос, вам не кажется, что это не дети, а тщеславие родителей, которые приносят предмет под названием ребенок, ставят его в центр софитов и говорят: "Вот, смотрите какое у меня есть".

Б. ГРАЧЕВСКИЙ Первое, что расталкивает и первое что губит ребенка чаще всего родители, те, которые вообще не обращают внимание, и те, которые достали этого ребенка.

А. ВЕНЕДИКТОВ В твоем случае?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Я же объясняю. Я нагляделся на родителей, которые просто зарабатывали деньги на своих детях. Нормально существовали.

А. ВЕНЕДИКТОВ Какие там деньги были?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Не волнуйся. Другие были зарплаты. Были хорошие деньги.

А. ВЕНЕДИКТОВ То есть даже не за славой, а конкретно

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Если этого ребенка не снимали, тогда мама брала ребенка и ходила по буфетам студии Горького и Мосфильма. Я не хочу называть фамилии. Я сейчас о другом. И на этом как раз идет чудовищная спекуляция сегодня. Я, пользуясь этой трибуной, хочу сказать, что постоянно мне звонят и говорят, вот нас пригласили, школа Крачковской, это обман, это неприлично, нельзя зарабатывать деньги

А. ВЕНЕДИКТОВ Вот ребенок пришел.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Вот пришел ребенок, который вырос.

А. ВЕНЕДИКТОВ Яна Поплавская.

Я. ПОПЛАВСКАЯ - Я все слышала, пока ехала.

А. ВЕНЕДИКТОВ Но мы пока про родителей.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Я закончу. И пользуясь этой безумной любовью и охмуряют, с них берут огромные деньги, они платят результат никакой. Вся реклама "Я снимался в рекламе Данон". Это все, на самом деле, адская тяжелая работа. У меня существует школа. Кто выйдет неизвестно. Но мы никому ничего не обещаем.

Я. ПОПЛАВСКАЯ - Я и преподаю в школе.

А. ВЕНЕДИКТОВ Уже?

Я. ПОПЛАВСКАЯ - Что значит уже?

А. ЛОКТИОНОВА - Мне кажется, что у детей остается очень горькое чувство, что я ценен и важен только до тех пор, пока меня снимают, у меня есть успех и даже для моих родителей, а кто тогда остается на стороне ребенка?

А. ВЕНЕДИКТОВ Яна, давайте к вам. Был успех, он пришел - и никого, лишь я один за всех. Был успех, потом был перерыв, я правильно помню?

Я. ПОПЛАВСКАЯ - Нет, перерыва после "Красной шапочки" не было никакого.

А. ВЕНЕДИКТОВ Вы помните ощущение, когда "Красная шапочка" вышла, всероссийская, всесоюзная слава и

Я. ПОПЛАВСКАЯ И дальше эта слава со мной оставалась долгие годы. Мне только необходимо было все больше и больше работать, чтобы подтверждать, что я могу, то что я состоятельная и не ребенок, которого взяли...

А. ВЕНЕДИКТОВ Я шляпку могу сменить.

Я. ПОПЛАВСКАЯ И я делала по две картины в год, и, в общем, я занималась недетским трудом.

А. ВЕНЕДИКТОВ Это очень важный вопрос. Потому что ваш случай, значит, удачный. То есть, вы его ощущаете как удачный, потому что не было перерыва.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Был потом перерыв в институте театральном, когда почему-то педагоги, которые преподавали в Щукинском училище, это было повсеместно, говорили: "Какие съемки? Испортят продукт". Какой продукт - абсолютно непонятно. И меня не отпускали сниматься в течение четырех лет вообще. А вы сами понимаете, что такое обойма.

А. ВЕНЕДИКТОВ Пропала.

Я. ПОПЛАВСКАЯ И когда я уехала на съемки к Хилькевичу в "Графе Монтекристо", меня благополучно выгнали из этого института, сообщив, что все уже, пользоваться этим нельзя. Это опять стали портить. И брать меня не хотели. Тот же самый институт утверждает, что у меня существует некая киношная органика.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Это все лукавый. Все, что вы учили глупость, а здесь мы вас научим.

А. ВЕНЕДИКТОВ Вам было сколько лет, когда вы снимались в "Красной шапочке"?

Я. ПОПЛАВСКАЯ Я до "Красной шапочки" начала сниматься.

А. ВЕНЕДИКТОВ Давайте пойдем от Бориса, вы появились на экране, "Ералаш" шел уже по телевизору.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Еще были "Фантазии Веснухина".

А. ВЕНЕДИКТОВ Яна, ваше окружение, ваши подружки, когда они впервые вас увидели не рядом, вы все в зале а Яна там?

Я. ПОПЛАВСКАЯ Я понимаю, о чем вы спрашиваете. На самом деле, так как я была ребенком достаточно взрослым, потому что мои родители работали в театре на Таганке, я всегда росла в этом мире, я прекрасно понимала, что почем.

А. ВЕНЕДИКТОВ Это вы сейчас так считаете.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Я считала это и тогда, и сейчас. Кода я пришла в институт, меня называли очень циничной девочкой. Но, на самом деле, меня очень не любили девочки. Я безумно от этого страдала.

А. ЛОКТИОНОВА - А у вас были подруги настоящие?

Я. ПОПЛАВСКАЯ У меня были друзья, мальчики, у меня была подруга Маша Пышкина, единственная, которую я помню из школы и еще Лена Кузнецова. А остальные девочки меня не переносили.

А. ВЕНЕДИКТОВ "Я безумно страдала, - сказала Яна, - но это ты сделал", - Борису Грачевскому. И сколько испоганил, сколько судеб поломал.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Мне никто ничего не поганил и не ломал.

А. ВЕНЕДИКТОВ А кто знает, как бы пошла жизнь Яны?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Сейчас очаровательная девочка у нас есть. Она такая толстушка смешная, сейчас, пользуясь случаем, хочу сказать, что в первого, второго, третьего и шестого в четыре часа дня будут прекрасные "Ералаши" идти, будет и премьера.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Обязательно надо втиснуться и прорекламировать.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Тоже мне реклама.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Если где-то появляется Грачевский сказать уже ничего нельзя.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Но ты же опоздала. И вот эта девочка очаровательная сказала: "Меня все дразнят, дразнят толстая. Я говорю: "Ну и что? Я артистка. А вы кто?" Она их уложила.

А. ВЕНЕДИКТОВ Яна, а как дома отнеслись к вашим первым съемкам?

Я. ПОПЛАВСКАЯ Дело в том, что да никак. Меня некуда было девать. Я помню картину Колосова "Помни имя свое", потому что, как всех актерских детей, нельзя было меня оставить, и я сидела, сосала какую-то грязную зафактуренную куклу, извалянную в грязи. Потому что мне было четыре с половиной года, собственно говоря, чем еще заниматься. Это была моя первая картина. И как к этому отнеслись никак.

А. ВЕНЕДИКТОВ Занят и, слава богу.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Сняли ребенка - и все.

А. ЛОКТИОНОВА - Мне кажется, правильное отношение родителей, когда они к этому никак не относятся.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Известность не является ценностью вашего ребенка. Например, мои дети нужны мне любыми известными, неизвестными, талантливыми, бесталанными. И я пытаюсь это внушить родителям, которые приходят ко мне. Я преподаю в школе телевидения, и мне говорят: "Знаете, у меня такой талантливый ребенок, я его хочу и туда, и сюда, и чтобы его снимали, и чтобы был известен. Вы знаете, мы пошли на кастинг", - в России и кастинг. "И вы знаете, она не прошла". Я говорю: "Ну и что?". Говорят: "Сделайте что-нибудь". Я говорю: "А зачем?". И ребенок страдает, он находится в зажиме, ему кажется, что если он не прошел, значит - он плохой.

А. ВЕНЕДИКТОВ Вот, Грачевский, сколько людей ты выкинул.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ А сколько я спас.

Я. ПОПЛАВСКАЯ И он смотрит на родителей, которые говорят, может быть, мы что-то не то делаем. Зачем вам это, объясните, зачем? Ребенок же не выставочный экземпляр. Вот у меня такой удачный ребенок.

А. ЛОКТИОНОВА - Они себя выставляют.

Я. ПОПЛАВСКАЯ К сожалению, у многих родителей это подтверждение собственного тщеславия. Для чего мы одеваем красиво детей, ведь подчас совсем не для того, чтобы они выглядели, им было комфортно. Может быть, детям некомфортно в этой красивой одежде, а для того, чтобы показать какой у меня ребенок. И соблюсти эту золотую середину очень сложно.

А. ВЕНЕДИКТОВ Тогда то, что делает Грачевский с вашей позиции, я хочу, чтобы теперь вы как преподаватель, как вы думаете, сейчас пошли такие программы, как "Стань звездой", "Фабрика звезд", я вдруг подумал, как это применимо к "Ералашу" в очень маленьком сегменте, когда масса детей проходила через Бориса, мы не знаем, сколько приходило, и уходило, не попав на экран. Может быть, это вообще неправильный ход. На выходе отличный продукт, извините меня за это слово, но может быть, оно того не стоило, учитывая тех детей, которых приводили родители, Борис их не взял по каким-то параметрам и ребенок ушел, думая, что он плохой.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Но вы понимаете, это проблема родителей.

А. ВЕНЕДИКТОВ Мы ее и обсуждаем.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Не может же "Ералаш" без детей.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Боря же не обещает, вы приводите сюда своего ребенка и он станет звездой, будет получать громадные бабки и вы обеспечите себе старость. Но это же смешно. К этому относиться нужно так. Вы приводите ребенка, обещая ему, что ему будет интересно, что это еще один кусочек в его жизни, и он может попробовать, и неважно, получится у него или не получится. Это интересная игра, это спектакль, в котором участвуешь и ты, только ты и не надо делать на это ставку. Потому что судьба все равно существует. Это такая странная штука, лотерейный билет. При этом надо замешать талант, удачливость, и все остальное. Но к этому нужно относиться вот так.

А. ВЕНЕДИКТОВ Это идеальные родители просто.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Я хочу подтвердить, что как раз в кино-то звездизм очень сильно гасится, у меня дети вообще не могут слова сказать. Например, я говорю: "В чем дело, перламутровые губы у ребенка?". Гример говорит: "Вы знаете, она намазала". Я говорю: "Я тебе сейчас намажу".

Я. ПОПЛАВСКАЯ Я например, безумно благодарна своим родителям, которые очень жестко воспитывали меня, поверьте. Я так не воспитываю своих детей. У нас в семье демократия.

А. ВЕНЕДИКТОВ Худшая из всех систем.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Я шучу, если мои родители замечали во мне этот момент, о котором ты говоришь, минимального звездизма, я получала так, что просто барельеф в стене это я. И я прекрасно понимала, что, собственно говоря, моей заслуги в этой обрушившейся славе не так много.

А. ВЕНЕДИКТОВ Ян, ну все же разные. Нельзя же всех отклонировать ян поплавских по восприятию. Существуют объективные риски.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ Если у меня плывет крыша, я прощаюсь сразу, потому что я не могу работать.

А. ВЕНЕДИКТОВ И что с ребенком, выкинул и забыл?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - В данном случае вся семья выработала, я раз предупреждаю, два. Ребенок в порядке, я не хочу называть фамилию, жив-здоров, опять появляется. Другое дело, что он лишился огромного количества удачных вещей.

А. ВЕНЕДИКТОВ Сейчас у нас новости на "Эхе".

НОВОСТИ

А. ВЕНЕДИКТОВ В нашем "Родительском собрании" мы задаем вам следующий вопрос. Мы спрашиваем ваше мнение, может быть не знание, а скорее мнение. Как вы думаете, у ребенка на телевидении, когда он работает на телевидении, в кино, у него возникает для будущего больше рисков или больше шансов? Если вы считаете, что возникает больше рисков звоните по телефону 995-81-21, больше шансов 995-81-22. Голосование будет идти четыре минуты. 200 человек нам уже позвонило и высказало свою точку зрения путем демократическим, как говорит Яна. Кстати, если ваши дети имели каким-то образом к этому отношение тем более, а если не имели, то подумайте, как бы вы поступили на месте Яниных родителей, когда ей предложили.

А. ЛОКТИОНОВА У меня такая возникла идея, может быть, Яна потому такая демократичная мама, что ее родители были такие строгие, дисциплинированные.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Это другая тема, это тема не сегодняшней встречи.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Меня родители безумно любили, просто моя мама прекрасно понимала, что меня ждет. Когда это все обрушилось, и мне на протяжении очень долгих лет, как у альпинистов, ведь самое главное не добраться до вершины, а самое главное спуститься с нее.

А. ВЕНЕДИКТОВ Красиво, но непонятно.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Во-первых, и удержаться на ней, потому что с тебя спрашивают гораздо больше, чем со всех остальных, удержаться. А потом красиво спуститься. Вы же не хотите мне сказать, что я всегда буду оставаться такой, какая я есть, все мы стареем. Этого никто не избежал, несмотря ни на какие деньги. Ни на что. И к этому нужно абсолютно спокойно относиться.

А. ВЕНЕДИКТОВ Продолжается голосование. За четыре минут 800 человек - не так плохо.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Меня одна мама потрясла, потому что я все время прохожу через строй родителей, они стоят в коридоре, и мне их жалко, я всегда говорю: "Что вы мучаете детей, идите домой спокойно". Так вот, один раз я беседую с ребенком, девочка, важная деталь, берет мама ее, аккуратненько сажает ко мне на колени. Ребенка, которому восемь лет, мама уже сажает мне на колени. Еще неизвестно, кто больше в эту историю втягивает.

А. ВЕНЕДИКТОВ Ты бы хотел, чтобы мама на колени села.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Мы только что об этом сказали, что вся проблема в родителях, а не в детях.

А. ЛОКТИОНОВА - Нарушаете границы стыда ребенка.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Вы же понимаете, к чему мама готовит ребенка. Она ждет, чтобы она выросла.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Какая тяжелая у тебя работа.

А. ВЕНЕДИКТОВ Яна, зная это

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Она мне до сих пор простить не может, что главную роль ей не дали. Ругается на меня.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Где?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - В "Ералаше".

Я. ПОПЛАВСКАЯ Самое главное, что мне стало интересно какую ты мне главную роль не дал?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Которую ты хотела.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Понятия не имею.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Значит, забыла.

А. ВЕНЕДИКТОВ Голосование у нас завершается. Но в процентном отношении уже вряд ли изменится, если сейчас какой-то рывок не будет. Но вряд ли. У нас 66 процентов проголосовавших считают, что эта работа несет больше рисков. И 34 процента больше шансов.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Голос будет еще одним процентом. Я считаю, что, безусловно, что больше рисков. Наше государство на этом деньги не зарабатывает. На детях, и на актерах вообще в принципе. Это не американская система, когда тебе выгодно использовать, давайте говорить абсолютно спокойно, цинично использовать актера, маленький он, большой - неважно, потому что если он заработал для страны деньги или для компании, значит надо сделать все, чтобы держать его на плаву, потому что он принесет еще большие деньги, еще и еще. И его будут раскручивать, делая его из него звезду. Если на него есть спрос. Это абсолютно понятные вещи.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Например, Маколей Калкин

Я. ПОПЛАВСКАЯ Он становится миллионером, но, простите, и компании, и страна зарабатывает на нем колоссальные деньги.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Вчера было очень грустное кино с уже испортившимся Калкиным. Он странно, он очень рано испортился, он был маленький симпатичный.

А. ВЕНЕДИКТОВ Вот, кстати, та система - его отжали, выжали, мы помним ту историю с его папой. Это не частный случай, на самом деле. Потому что задача другая. Мы начали говорить об очень интересном эффекте. Фабрика звезд. Давайте попытаемся смоделировать чуть назад.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ У Майкла Джексона та же история. Он начал маленьким ребенком.

А. ВЕНЕДИКТОВ Возьмем "Стань звездой" и на "Фабрике" и спустим возраст на секундочку.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Сегодня вся страна за ними смотрела, и к ним приходят все звезды, а завтра хоть они будут коллективом, они рухнут все, хотя масса обаятельных, симпатичных ребят и у них может тоже отъехать крыша.

Я. ПОПЛАВСКАЯ То, что я увидела вчера. Группа "Корни". У меня состояние шока, потому что это пропаганда бездарности. Никому не навязываю. Говорю свое личное мнение. Пропаганда бездарности и ломки психики этих людей. Они думают, что они заслуживают то, что они получают в один короткий промежуток времени.

А ЛОКТИОНОВА - В этом опасность, потому что они приспосабливают себя под взгляды продюсеров.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Ведь, к сожалению, они не могут петь. Это действительно так. Если обезьяну в течение двух месяцев каждый день показывать по телевизору, будет самая известная обезьяна на нашем телевидении. Раскрутить можно все.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Давайте вернемся к нашей теме.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Борь, ты не понял. Давай отбросим по поводу раскрутки. А вопрос о психике людей.

А. ВЕНЕДИКТОВ У меня просьба, чтобы, не оценивая людей, которые выиграли, я просто хочу сказать, дело сейчас не в результате. Дело в том, что была попытка систему построить, когда вы собираете толпы людей и начинаете пытаться из них сделать звезд. Грачевский, ты разве не то же самое делал с некоторыми детьми?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Господа, за плечами того, что нес ребенок, которого готовили, был обязательно интересный, важный исполнитель. Никогда мы, потому нас никогда за границей не показывают, потому что наш юмор умный, мы заставляем всех и взрослых, и детей думать. Мы несем доброе и это инструмент наш наши дети. Может быть страшное слово инструмент. Но они несут это. Они, умея, понимая, иногда не понимая.

А. ВЕНЕДИКТОВ Разве ты не был фабрикой звезд?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Нет, конечно. Я счастлив, что большая часть моих детей не артисты. Куда столько артистов?

А. ЛОКТИОНОВА - Я хочу сказать, что Борис умеет увидеть человека и неважно, отказал он ребенку или он его принял. Этот ребенок остается увиденным. К нему отнеслись с уважением. Он с этими детьми как с личностями общался.

А. ВЕНЕДИКТОВ Это не конвейер? Это ручная работа?

А. ЛОКТИОНОВА - Они прожили кусочек жизни. Ребенку не нужно было отказываться от чего-то в себе. Он в нем что-то подглядел и включил это. Он увидел эту толстую девочку.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Он его не ломал. Не говорил, поднимите ваши ручки. Его интересуют личностные качества ребенка. Это очень важно.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Я и школу-то не люблю, потому что они заставляют всех писать одну и ту же историю. Этот лишний человек, этот не лишний. Я в школе понял сразу, что надо писать, как они хотят. Мне так легче. Я напишу и пойду.

Я. ПОПЛАВСКАЯ А я нет.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - И в армии личность подравнивается. Я не знаю, может быть, мы найдем какие-то способы. Но мне как раз интересны его возможные способности.

А. ВЕНЕДИКТОВ Ты все равно фабриковал не конвейерным, а ручным способом звезду.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Да не звезду. Это детали того продукта, который выпускали.

А. ЛОКТИОНОВА - Он не звезд делал, он делал программу.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Девочка, которую зовут Юля Волкова. Прекрасно в "Ералаше" снималась. На втором сюжете я говорю: "Что у нее с волосами"? Оказалось, что это "Тату".

А. ВЕНЕДИКТОВ То есть ты готовил "Тату"?

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Я не "Тату" готовил. Она нормальная артистка. Два сюжета прекрасных. Я про другое. Это совсем разные задачи. Есть команда "Непоседы", мощная подготовка артистов, и не артистов, и просто детей. Еще одна деталь. А просто это нормальное детство веселое, что такого?

А. ВЕНЕДИКТОВ Я просто хотел бы вернуться к тому, что Яна сказала,

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Все черное, страшное такое.

А. ВЕНЕДИКТОВ Нет, наоборот, белое светлое. Пушистое. Яна две вещи пропротиворечила внутри, но это не страшно, потому что человек вообще существо противоречивое.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - А Поплавская особенно.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Я так и знала, что ты это скажешь.

А. ВЕНЕДИКТОВ Как написано у братьев Стругацких "Эту реплику мы отметем, как неорганизованную". Я просто хочу спросить, Яна, вы говорили о воспоминаниях детства и вы сказали, что была жизнь, а второй раз сказали, что была работа, что воспоминание детства не должно заключаться в работе.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Я не сказала, что не должно. Я сказала, что у меня не было детства в том понимании, которое принято для детей, потому что меня изначально сделали человеком очень ответственным.

А. ВЕНЕДИКТОВ Сде-ла-ли.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Конечно, потому что мы делаем своих детей.

А. ВЕНЕДИКТОВ Это родители или Грачевский?

Я. ПОПЛАВСКАЯ Меня сделали и родители, и работа.

А. ЛОКТИОНОВА - Но это было счастливое детство?

Я. ПОПЛАВСКАЯ Это было детство тяжелое, но очень счастливое. Потому что оно очень отличалось оттого, что я видела. С меня очень много требовали. Все знают, какая работа в кино, заканчивается и в час ночи, и в два, а может быть и до утра. Но это не вопрос, потому что мне нравилось то, чем я занималась.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Потом она нужна.

А. ВЕНЕДИКТОВ И вам нравилось то, что ваши одноклассники вас ненавидели?

Я. ПОПЛАВСКАЯ Нет, я очень переживала, очень мучилась и у меня было очень большое количество комплексов.

А. ВЕНЕДИКТОВ Как это минимизировать?

Я. ПОПЛАВСКАЯ Которые не помогли мне на тот момент снять, потому что взрослые говорили мне одно, а дети, девочки не принимали меня и я чувствовала себя таким маленьким уродцем рядом с ними.

А. ЛОКТИОНОВА - У детей другие ценности.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Дети же вообще очень жестокие.

А. ВЕНЕДИКТОВ Она сказала про жестокость детей

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Дети очень жесткие люди. Вспомните "Чучело".

Я. ПОПЛАВСКАЯ Я просто не понимала, почему меня так не любят девочки.

А. ВЕНЕДИКТОВ Взрослый может понять, а ребенок не может понять. Вроде бы все хорошо. Пришел рассказал, поделился счастьем. Подруги закрылись. Но ребенок же не может кодифицировать как зависть.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Это слово существует, ты слышишь его от взрослых, тебе приходится в этом жить. И я страшно мстила этим девочкам за то, что они меня так не любили, говоря, что у меня громадный рот, говоря, что я крокодил. В старших классах еще хуже было, что я Гуинплен. Это было обидно, страшно обидно. И я помню, у нас была красивая девочка, которую роскошно одевали, и я спустилась вниз и отрезала ей все пуговицы от дубленки.

А. ВЕНЕДИКТОВ Это было в 11-м классе?

Я. ПОПЛАВСКАЯ Нет, это было в 9-м классе. Но почему-то мне жалко было их выбросить, я их положила кучкой обратно в карман.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Про толстушку, про нашу очаровательную, которая сказала: "Да, дразнят, зато я известная артистка, а они кто?"

Я. ПОПЛАВСКАЯ Я этого не говорила.

А. ЛОКТИОНОВА - Вы понимаете, это и есть то, что страшно. Да, я артистка, она закрывает этим свое неумение найти дорогу к этим девочкам. Дети в своей жестокости видят вещи, и они показывают своей жестокостью пальцем, которая действительно есть. Они показывали вам, что твои рот и глаза, вот за что тебя берут на телевидение и что ты будешь делать. И кто ты на самом деле такая? За что тебя можно любить? Вы не могли показать свою другую сторону и никого не было, кто бы сказал: "Смотрите, Яна замечательная девчонка, с ней классно дружить".

Я. ПОПЛАВСКАЯ Почему, мальчики со мной дружили и классно дружили. Я хулиганила вместе с ними, страшной была оторвой, но дело в том, что возникал вопрос у девочек, почему я такая красивая, с такой роскошной косой, с абсолютно правильными чертами лица, и меня не берут, а этот крокодил, почему его взяли. Чем она лучше меня? Вот ведь какой вопрос.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Я всегда этим отбиваюсь от всех. Я говорю, что мне нужны страшненькие, а ты посмотри какая ты красивая девочка. "Я не очень красивая". Ты пойми, мне нужны двоечники, ты же хорошо учишься. "Почему у меня была двойка в первой четверти". Да мне нужны страшные, посмотри какая ты красивая. Есть сто способов, я проболтался.

А. ВЕНЕДИКТОВ На самом деле, к тому, что сказала Альбина, мы переоцениваем все, вспоминая, вот Боря говорит, что я вспоминаю свои детские комплексы, я вспоминаю свои детские - очки не носил принципиально с пятого класса. Ничего не видел - но не носил.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Очки можно не носить, но что со ртом делать? Не зашьешь же? Я подходила к зеркалу, прикладывала ручки и говорила: "Мама, когда я вырасту, будут пластические хирурги и мне его зашьют, сделают поменьше". Мама была в шоке. Меня утешали, как могли, о чем ты говоришь, такого лица нет ни у кого. Но меня это не утешало. Но зато когда я работала, я получала компенсацию, я была любимая, я была красивая.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Съемочная группа, знаешь как интересно, выстраивается и психология ребенка автоматически. В съемочной группе около 20-ти человек. К одному ребенку, пять ему, семь, одиннадцать, гример идет, подправляет, костюмер идет, художник по костюму, оператор все время говорит: "Машенька, повернись в левую сторону". И получается дикое количество народу с этими приборами - все следят.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Хотя у меня был момент на "Красной шапочке". Съемочная группа была в шоке, потому что Нечаев, там маленький ребенок, Инночка девочка была, он взял ее на руки, нужно было, чтобы ребенок играл, он говорит: "Любимая моя, давай будем плакать. Смотри, какие у тебя красивые глазки, какие длинные ресницы". И вот эти длинные ресницы как-то видимо подействовали на меня. А я же знаю, что если волосы сбривают, то они хорошо растут потом. В этот же день после съемок я подошла к зеркалу и под корень обрезала себе ресницы. Чтобы они были более густые, как у Инночки.

А. ВЕНЕДИКТОВ С которой ласково поговорили.

Я. ПОПЛАВСКАЯ И когда на следующий день начались съемки, Нечаев был в шоке. Он орал: "Что ты сделала?" "Ну ты же сказал, что у нее длинные ресницы, я тоже хочу, чтобы у меня были такие же".

А. ВЕНЕДИКТОВ Вот, кстати, вопрос о восприятии детей.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - По-разному. Кстати говоря, ее эмоциональность в работе и нужна была. Эти поступки - верхний результат ее внутренней работы.

А. ВЕНЕДИКТОВ Ты мне напоминаешь Карабаса-Барабаса. Я таким себе представлял в детстве.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Только я добродушный. Вот именно эти моменты очень часто используются в работе, в механизме. Я снимал одного мальчика, а он тугой, все есть, но не идет. Его нельзя раскачать. Я придумал, я начал изображать, что я его сейчас выгоню отсюда. Он все отработал, но когда я сажаю его рядом с собой, было холодно, он понимает, что я играю, я его грею и дальше я на него ору, пугая, а он делает вид, что пугается. Он быстро понял. Я говорю: "Я тебя сейчас отсюда выгоню". Он говорит: "А-а" уже пошла фальшь. Замечательный пацан.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Значит, ты не так страшно орал.

А. ВЕНЕДИКТОВ И тут сразу пошли воспоминания. Я бы хотел еще раз обратить внимание наших слушателей на ваше же собственное голосование. 985 человек нам позвонило за пять минут и разложилось 66 на 34. Мы будем возвращаться к этой теме, я думаю неоднократно, возможно, с людьми не столь успешными, не так сказал. Люди, которые ушли другой дорогой, стали строить свою жизнь по-другому. С ними было бы тоже интересно поговорить. Яна, и может еще два-три человека.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Я с удовольствием приду.

А. ВЕНЕДИКТОВ Вот этих 37-летних.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Вы хотите сказать, у которых была одинаковая стартовая площадка?

А. ВЕНЕДИКТОВ Что случилось, и как сейчас они это воспринимают. Полезно было, никак, вредно. Очень важно.

Б. ГРАЧЕВСКИЙ - Помнишь, знаменитый мальчик Серега, он работает менеджером в какой-то фирме. Я его пригласил на какую-то телевизионную программу, он говорит, что я не могу, я занят. Я имею в виду, нормально все.

Я. ПОПЛАВСКАЯ Но не у всех.

А. ВЕНЕДИКТОВ И, может быть, через несколько разговоров голосование будет совсем иным.