Купить мерч «Эха»:

Путин и "Черный квадрат" - Дмитрий Врубель - Арбатский Арс - 2002-07-25

25.07.2002

25 июля 2002 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Дмитрий Врубель художник, автор "Поцелуя Брежнева и Хоннекера" на Берлинской стене и календаря "12 настроений президента".

Эфир ведет Андрей Норкин.

А. НОРКИН Арбатский "Арс", и в рамках этой программы у нас сегодня гость, это художник Дмитрий Врубель. Дима, доброе утро.

Д. ВРУБЕЛЬ Доброе утро.

А. НОРКИН Спасибо, что к нам выбрались в такое время. Стало нам всем известно, что вы создали еще одно художественное полотно. Вот разночтения, кто пишет, "Путин и квадрат", кто пишет "Путин и "Черный квадрат"". Так какой же там, все-таки, квадрат?

Д. ВРУБЕЛЬ "Путин и "Черный квадрат"".

А. НОРКИН - "Путин и "Черный квадрат"". У меня такое впечатление, что образ нашего президента, он для вас, знаете, как такой кладезь вдохновения. Вы же не первый раз к нему обращаетесь. Чем бы это объяснить можно было?

Д. ВРУБЕЛЬ Ну, вы знаете, мы работаем в жанре поп-арта, концептуального поп-арта, а Энди Уорхол завещал то, чтобы главным героем поп-арта была самая популярная личность, так или иначе. Вот он работал с Монро, с Майклом Джексоном, с Кеннеди.

А. НОРКИН Ну, он и сам с собой работал.

Д. ВРУБЕЛЬ Естественно, да, и сам с собой. А в России так сложилось, что за последние где-то 2,5 года, что самая популярная личность, отчасти благодаря вам, журналистам...

А. НОРКИН Я уж испугался сначала!

Д. ВРУБЕЛЬ Не, не, не конкретно. Является Путин. Я недавно читал, что 20% информации, вообще, всей, вот которая идет по телевидению, по радио, газеты, посвящены президенту. Это феноменальная вещь. Поэтому мы как бы поневоле, как бы это сказать, исходя из нашей профессии

А. НОРКИН Ну, понятно, в общем, суровая необходимость.

Д. ВРУБЕЛЬ Да.

А. НОРКИН Я не знаю, насколько корректна эта просьба, все-таки, мы на радио, не могли бы вы как-то описать на словах, что это такое за произведение. Вот я-то его сейчас вижу, но наши радиослушатели этой возможности сейчас пока, по крайней мере, лишены.

Д. ВРУБЕЛЬ На самом деле, у нас картинки, в основном, как слышится, так и видится. На картине размером 2 на 1,5 метра изображен снизу сидящий президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, а над ним "Черный квадрат" Малевича. Вот, и в принципе, для того, чтобы представить, наверное, то, о чем мы хотели сказать, есть несколько таких фотографий, где изображен Ельцин в кабинете, с администрацией и еще с кем-то, и на стене висит чудовищный пейзаж. Через некоторое время появляется фотография Путина в этом же кабинете, и на стене висит тот же самый чудовищный пейзаж, купленный под ЦДХ, и так далее, то есть, кошмар полный. Тогда как если мы видим фотографии Шредера, Буша, Ширака кого угодно из западных политиков, они обычно бэкграундом у них произведение современного национального художника.

А. НОРКИН Ну, кто-то может сказать, что произведение современного художника тоже чудовищно.

Д. ВРУБЕЛЬ Нет, вот, вот в этом вся, наверное, штука и заключается, что может быть, Шредер к Базелитцу или к Пенку относится негативно, он этого не понимает, он любит Гольбейна, или Буш не понимает Уорхола, или Раушенберга и обожает Нормана Рокуэлла как бы, вполне вероятно, но власть перешагивает через свой вкус. В нормальном, цивилизованном обществе, потому что современное искусство, безусловно, к которому относится и Малевич, и для русского современного искусства Малевич это символ, это является символом открытого, стабильного, либерального общества с нормальной экономикой, и с нормальными людьми. То есть, в государстве талибов, или в государстве Саддама Хусейна современного искусства по определению быть не может. У них там что-то свое.

А. НОРКИН Интересная мысль, то есть, получается, на ваш взгляд, такая некая аксиома: высший государственный чиновник, если он занят вопросом интерьера своего кабинета, должен именно современное искусство. Дима, а почему Владимир Владимирович, как бы это так, помягче сказать ну, в общем, он смотрит на меня с этой картины такое выражение лица, хочется встать и убежать. Как вы выбирали выражение лица президента, почему именно не улыбка, не?.. Явно он кого-то разносит здесь, вот такой, "замучаетесь пыль глотать" на лице.

Д. ВРУБЕЛЬ Может быть, это чисто визуальный подход. То есть, именно вот это изображение Путина, ну просто в ноль как бы под "Черный квадрат" подходит, и наверное, так, пошло можно сказать, что "Черный квадрат" это загадка и вот президент в данном случае тоже такая загадка.

А. НОРКИН А, с выражением лица загадка. Долго выбирали выражение лица?

Д. ВРУБЕЛЬ Да, да.

А. НОРКИН А как вы все это делали, технологически? По тому же принципу, что и "12 настроений", или немножко какая-то другая была?

Д. ВРУБЕЛЬ Мы покупаем каждую неделю все отечественные журналы политического толка, то есть, "Итоги", "Еженедельный журнал", естественно, "Профиль" и прочее, и из них вынимаем все изображения, в том числе, и Путина. И еще сюжетообразующие фотографии. У нас огромный каталог этих изображений.

А. НОРКИН А это свежий Путин, вот этот, с "Черным квадратом"?

Д. ВРУБЕЛЬ Вы знаете, да, это конец прошлого года.

А. НОРКИН А, ну это все-таки относительно свежий.

Д. ВРУБЕЛЬ Да.

А. НОРКИН Что же это могло быть такое у него?

Д. ВРУБЕЛЬ Ну, это где-то он на каком-то заседании, что-то кому-то говорит. Там на этих фотографиях нету окружения, непонятно, к кому он обращается.

А. НОРКИН Ну, получается так, что он обращается непосредственно к зрителю, который пришел, чтобы увидеть эту картину.

Д. ВРУБЕЛЬ Да, да, да, да.

А. НОРКИН А вы не боитесь, что впечатление будет, может быть, не такое, какое вы сами закладывали?

Д. ВРУБЕЛЬ А вы заметьте, вот рукой при этом что он показывает, да?

А. НОРКИН Ну

Д. ВРУБЕЛЬ Вот у него знак как бы, что вот это и есть такое противоречие.

А. НОРКИН Я поясню нашим слушателям, что президент Путин сидит, у него левая рука лежит на столе, он так, немножко, наклонился вперед, вот он действительно, что-то доказывает, довольно агрессивно, будем вещи своими именами называть. Но в том же случае у него большой палец оттопырен, знаете, как показывают, что все, мол, хорошо. Но вот действительно тут какое-то противоречие.

Д. ВРУБЕЛЬ Вот вы знаете, мы столкнулись как раз, когда делали календарь, с тем, что вот в интервью, которое у нас брали западные журналисты, что Путин это образ России.

А. НОРКИН Календарь вы имеете в виду "12 настроений"?

Д. ВРУБЕЛЬ Да, "12 настроений президента". Путин это образ России, Путин это все мы, на самом деле. И вот такое вот противоречие, наверное, которое заложено в изображении президента, оно заложено во всех нас. С одной стороны это страна такая, как бы манящая, с другой стороны пугающая. Страна, где есть явные какие-то позитивные сдвиги, но в то же время страшно.

А. НОРКИН В общем, загадочная русская душа.

Д. ВРУБЕЛЬ Да, да, вот, точно, точно, великолепно просто подходит!

А. НОРКИН Так, что будет следующим? Будет новый Путин, или будет кто-то еще из политиков?

Д. ВРУБЕЛЬ Вы знаете, у нас сейчас несколько проектов, один из них связан с телевидением, непосредственно с ТВС, этот проект посвященный классической русской литературе, и современной русской литературе. Картинки на сюжеты классической русской литературы, и картинки на сюжеты современных русских писателей, таких, как Сорокин, Улицкая.

А. НОРКИН Вы с Сорокиным аккуратнее, с картинками.

Д. ВРУБЕЛЬ Гришковец, мы его обожаем как бы. Вот, Улицкая, где они специально пишут нам сюжеты для картин. Вот такая фишка. И второй проект, тоже достаточно большой, это необычные приключения разных известных людей, потому что, на самом деле, эта работа с Путиным и "Черным квадратом", она как бы такая, превью для большой картины под названием где как бы сюжет заключается в том, что мы предложили сменить культурный бэкграунд Кремлю, и Путин пришел к нам на фотосессию, посмотреть, как это будет смотреться.

А. НОРКИН Немножко не понял. Вы предложили, это образно вы сейчас говорите, или это официально предложили?

Д. ВРУБЕЛЬ Я говорю о сюжете картины.

А. НОРКИН Ага!

Д. ВРУБЕЛЬ Ну, мы же художники. Вот, он пришел, и мы рисуем эту процедуру как бы, фотографирование Путина на фоне "Черного квадрата" Малевича. То есть, там будут художники, там будут фотографы, Путин, охрана, еще там что-то. Большая картина. И вот, и дальше подобного рода сюжеты. Это второе. То есть, на самом деле, путинская тема, если это интересно, она будет каким-то образом продолжаться.

А. НОРКИН Конечно, интересно, если вы говорите, что Путин это вся Россия, и количество информации, которая о нем идет, выводит автоматически

Д. ВРУБЕЛЬ Насчет информации, это вы.

А. НОРКИН Ну, как, мы, мы ну, что делать, глава государства, он же не сидит все время за столом.

Д. ВРУБЕЛЬ А вы знаете, нет, вот в том-то и дело, что при предыдущем президенте были такие моменты, например, где-то с начала 99-го по май 99-го не было никакого Ельцина, было 50 лет Пугачевой. Конец 99-го опять не было никакого ни Ельцина, ни Чечни.

А. НОРКИН Был коллективный Ельцин.

Д. ВРУБЕЛЬ А был развод Лолиты и Саши Цекало. Вот эти другие информационные поводы, они как бы забивали

А. НОРКИН Получается, у вас знак равенства между политическим бомондом и шоу-бизнесом.

Д. ВРУБЕЛЬ Ну, каким шоу-бизнесом! Все-таки, Пугачева это что-то такое, над, над шоу-бизнесом.

А. НОРКИН Путин шоу-бизнеса, можно так сказать? То есть, вы берете для своего творчества только знаковые фигуры, топовые?

Д. ВРУБЕЛЬ Абсолютно, конечно, да, потому что для нас ведь знаковые фигуры, основа знак, язык, для нас как бы искусство является средством общения с внешним миром, и безусловно, для того, чтобы с вами говорить, если бы мы нарисовали там какого-нибудь Тютькина, говорить было бы не о чем, и с вами тоже. Ну, мы вот рисуем того персонажа, посредством которого мы можем что-то рассказать о себе, что-то вы нам расскажите о себе, и получается контакт.

А. НОРКИН А что с ответной реакцией? Она есть вообще, или?..

Д. ВРУБЕЛЬ Я честно скажу, вот как бы сказать когда мы делаем заказной портрет, человек приходит и говорит: я хочу, чтобы вы меня нарисовали, там реакция заказчика действительно очень важна, потому что он хозяин, барин, и так далее. Когда мы работаем с для нас абстрактным персонажем, нас реакция интересует, но как людей: а чё он сказал, а чё она сказала.

А. НОРКИН А правда говорят, что не понравился президенту один из эпизодов "12-ти настроений", я не помню, какой месяц.

Д. ВРУБЕЛЬ Ноябрь.

А. НОРКИН По-моему, ноябрь, да. Правда это?

Д. ВРУБЕЛЬ Ноябрь это мрачный месяц, чудовищно совершенно. В Москве ноябрь кошмар!

А. НОРКИН А как же "красный день календаря", праздник, большой день, согласие, примирение?

Д. ВРУБЕЛЬ Нет! То снег, то дождь, то мороз, то еще хуже мороз. Непонятно что как бы. То есть, месяц, который надо вычеркнуть. Я не думаю, что президенту, как и всем остальным людям, живущим в Москве, а тем более в Питере, в Питере ноябрь представляете, что это такое? Ой, ужас какой! Кошмар просто!

А. НОРКИН Нет, так все-таки, правда или неправда?

Д. ВРУБЕЛЬ Не знаю. Это надо спросить, вот будет у вас Владимир Владимирович, вы ему

А. НОРКИН Ха! Ха-ха-ха! Это интересно, ладно. Так, у нас еще есть немножко времени, для того, чтобы закончить этот разговор. Я хотел спросить, где, в какое время, в какие сроки можно будет эту картину увидеть?

Д. ВРУБЕЛЬ Да, это замечательный совершенно такой галерея "МуХА", это Большой Кисловский переулок, дом 4, строение 2. Ну, с завтрашнего дня, скорее всего, с 12-ти часов, можно приходить. Ну, сегодня тоже можно, с 7-ми, но лучше завтра.

А. НОРКИН Лучше завтра.

Д. ВРУБЕЛЬ Да.

А. НОРКИН И там будет только вот этот "Путин и "Черный квадрат"", или еще что-то?

Д. ВРУБЕЛЬ Там будет "Путин и "Черный квадрат"" и как бы такая творческая лаборатория.

А. НОРКИН Это что такое?

Д. ВРУБЕЛЬ В галерее выставлен метод нашей работы, то есть, фотографии из журналов и газет, ксерокс, по которому мы клеточки делаем, потом переносим на холст, и дальше путешествие наших картинок по газетам и журналам, контекст, в который они попадают, рядом там с какими-то криминальными новостями.

А. НОРКИН А пример можете привести какой-нибудь, чтобы понять, как это так?

Д. ВРУБЕЛЬ А, ну пример, что какая-то экономическая статья большая в журнале "Эксперт", которая целиком проиллюстрирована путинским календарем. Слава Богу, что написали наши фамилии.

А. НОРКИН То есть, они какие-то экономические изменения, тенденции, проиллюстрировали этими "настроениями"?

Д. ВРУБЕЛЬ Да, или статья в "Financial Times", про Россию, которая вот проиллюстрирована Путиным и Ельциным-Дедом Морозом, как бы сказать. Очень редко наши картинки попадают в раздел "Культура".

А. НОРКИН У! Вас это не обижает?

Д. ВРУБЕЛЬ Наоборот, мы считаем, что отдел "Культура" обычно располагается, как я помню, там вот, в бывших "Итогах", это была 72-я страница. Вот, это сильно обижает, потому что это должна быть первая, вторая, третья страница. И попадание вот на эти страницы для современного искусства очень важно.

А. НОРКИН Ну, что ж, спасибо большое.

Д. ВРУБЕЛЬ А можно передать привет?

А. НОРКИН Ну, конечно, можно. Кому?

Д. ВРУБЕЛЬ Я хочу передать привет мамочке, вот я надеюсь, она слушает меня, я ее очень люблю, и отчиму Игорю, которого я тоже люблю, и желаю им выздоровления, потому что они болеют все время. Это очень плохо.

А. НОРКИН Ну, я тоже присоединяюсь к пожеланиям выздоровления. Дмитрий Врубель, художник, автор нового произведения

Д. ВРУБЕЛЬ Соавтор, вместе с Викторией Тимофеевой работали.

А. НОРКИН Да, соавтор, "Путин и "Черный квадрат"". Мое мнение, что, вот честно вам скажу, стоит на это посмотреть. Посмотреть можно, как вот Дима только что сказал, лучше завтра в галерее "МуХА". Спасибо большое.