Купить мерч «Эха»:

Павел КАШИН - Павел Кашин - Аргентум - 2004-10-24

24.10.2004

А.ПЛЮЩЕВ – Вы слушаете программу «Аргентум» на волнах радиостанции «Эхо Москвы» с Вами Дмитрий Борисов и Александр Плющев.

Д.БОРИСОВ – Пробудем мы с вами до часа ночи.

А.ПЛЮЩЕВ – У нас до полуночи в гостях Павел Кашин и его продюсер Ирина Миклошич. Добрый вечер, дорогие друзья.

П.КАШИН – Добрый вечер.

И.МИКЛОШИЧ – Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ – Вообще так устроен шоу-бизнес, устроена жизнь, что обычно альбомы не так часто выходят у людей. У кого-то раз в два года, кто-то делает, ну, так вот в среднем где-то раз в год – в полтора. Павел Кашин за последний год, по-моему, только сделал три альбома: два самостоятельных и один на двоих с Ириной Миклошич, насколько я понимаю.

П.КАШИН – Да, но дело в том, что, например, мой любимый музыкант Леонард Коэн выпускает раз в 10 лет и меня, честно говоря, это жутко раздражает.

А.ПЛЮЩЕВ – Очень напрягает. Долго ждать, да. Можно до следующего, в общем-то, и не дожить иногда.

Д.БОРИСОВ – Поучаствовать в нашем эфире сможете и вы. У нас работают все средства связи. И пейджер 974-22-22, «Эхо Москвы», надеюсь, что работает.

А.ПЛЮЩЕВ – Да, конечно, я тоже очень надеюсь, потому что, ну, до последнего момента работал. Он у нас просто неделю назад отказал. 974-22-22, 755-87-05, абонент - «Эхо Москвы». Телефон наш - 203-19-22. Так почему же, возвращаюсь я к своему первому вопросу, Павел, у вас так много и так, не жалко вам так много альбомов выпускать в один год. Это же не по правилам шоу-бизнеса?

П.КАШИН – Да, но дело в том, что песни пишутся, причем я, когда пишу, если она не получается, я не дописываю, в общем-то. И их так много, что их складываешь в чемоданчик куда-то. А так, ты выпускаешь альбом. Есть причина, сделать из этого праздник и позвать туда друзей. Жизнь, она же для праздников, не для шоу-бизнеса, в общем-то.

А.ПЛЮЩЕВ – И в ближайшие дни уже выйдет новый альбом под названием «Глазами Будды», который можно будет, наверное, уже со следующей недели найти в музыкальных магазинах.

П.КАШИН – В принципе он должен 27-го числа уже оказаться на прилавках магазинов.

А.ПЛЮЩЕВ – Т.е. на этой неделе уже. Непосредственно уже на этой неделе в ближайшие дни будет презентация альбома.

П.КАШИН – 27-го же числа, только вечером, в 7 часов вечера в Доме музыки.

А.ПЛЮЩЕВ – И туда можно попасть?

П.КАШИН – Ну, наверняка, kontramarka.ru, по-моему, у нас продаются билеты. И я думаю, что нужно туда позвонить что ли, что-то сделать.

А.ПЛЮЩЕВ – Вы совершенно спокойно можете стать участниками презентации нового альбома Павла Кашина в Московском Доме музыки. Мы сейчас послушаем, впервые некоторые песни прозвучат в радиоэфире сегодня, да?

П.КАШИН – Вот которая сейчас прозвучит, она впервые, да.

А.ПЛЮЩЕВ – И вот прямо сейчас мы послушаем песню с нового альбома.

ПЕСНЯ

А.ПЛЮЩЕВ – Павел Кашин в гостях у программы «Аргентум». Вместе с ним Ирина Миклошич. Кстати, возможно у вас будут вопросы не только к Павлу, но и к ней. Они, тем более, совместно недавно выпустили альбом. Ну, а сегодня мы о новом альбоме Павла Кашина под названием «Глазами Будды». Павел, как бы Вы сами охарактеризовали настроение этого альбома? Ведь у каждого, у каждой пластинки, да, у нее есть какое-то настроение. Ну, кто-то называет это концепцией. Я не знаю, мне вот ближе слово «настроение». Есть ли какие-то слова, которые могут это охарактеризовать в одном, двух предложениях?

П.КАШИН – Я боюсь, что как раз имя Будды в России немножко слишком серьезные ассоциации вызывает. На самом деле, все течения буддизма, они очень развлекательные. И мы знаем даже по дзэн-буддизму, по коанам, по всем загадкам буддистским знаем, что это всегда шутки. А, в общем-то, половина песен вообще по буддистским историям написаны. А в каких-то песнях просто опеваются буддистские ценности. Они очень простые всегда и, в общем-то, как раз презентация у нас будет полностью нацелена на развлекательность. Я даже хотел изначально назвать альбом «Шапито», потому что весь альбом крутится вокруг шапито и буддизма. Т.е. у нас будет очень много артистов - не музыкантов. У нас будут невероятные вещи там, очень много танцоров.

А.ПЛЮЩЕВ – Это Вы сейчас говорите о концерте-презентации?

П.КАШИН – Да, да, да.

А.ПЛЮЩЕВ – И можно будет увидеть не только выступление музыкантов. Тут есть несколько вопросов на пейджер. Я призываю всех сейчас их складировать туда. 974-22-22, 755-87-05 для абонента «Эхо Москвы». И потом будет такой небольшой сет ваших вопросов. Также есть вопросы и на нашем сайте. Здесь мы обсуждали, естественно, до эфира какие-то новости из жизни Павла и вот интересно, что совпало с вопросом, который Соня Виноградова, студентка из Москвы задет на наш сайт. Она спрашивает: «Уважаемый, Павел, как Вы относитесь к «Фабрике звезд», «Народный артист» и другим подобным клонам?» И еще: «О ком из современных исполнителей, групп Вы можете сказать, вот это – талантище! Спасибо».

П.КАШИН – Я вообще ко всему стараюсь относиться положительно. Дело в том, что существует два способа подходить к любому вопросу. Один – это критиковать неконструктивно и просто говорить, мне неприятно. А другой, это критиковать конструктивно и говорить, что можно сделать, чтобы это стало лучше. И еще у меня есть такая привычка, я, когда вхожу в незнакомое пространство, я про себя проговариваю одну мысль, она мне всегда помогает. Я говорю, что я заочно люблю всех людей, которых я сейчас увижу и когда я вхожу, это отражается как зеркало и мне очень легко в этом пространстве. И также я был приятно удивлен, когда пришел на «Фабрику», а там руководство «Фабрики» пожаловалось мне, что у них очень мало песен. И я знаю, что незачем дарить рыбку, лучше подарить удочку. Я сказал, что песен не подарю, а вот научить, не обижайтесь, смогу. Вот. И мы, и ребята, по-моему, очень быстро делают прогресс. Там есть действительно очень тонкие хорошие ребятки.

А.ПЛЮЩЕВ – Т.е. Вы мало того, что относитесь к «Фабрике звезд» положительно, так еще и участвуете в ее создании, в этом проекте?

П.КАШИН – Да, я думаю, что вообще…

А.ПЛЮЩЕВ – А у Вас до этого был преподавательский опыт? То, что вы делаете на «Фабрике звезд»?

П.КАШИН – Преподавательский не по поэзии. Когда я учился в Америке, я как раз учился поэзии там, но преподавал звукозапись. В принципе у меня был опыт, конечно же. И я еще двух людей вел какое-то время по поэзии, в общем-то. Я знаю, что нужно рассказать, чтобы человек понял.

А.ПЛЮЩЕВ – Очень интересная вот эта коллизия. С одной стороны, Павел Кашин ассоциируется, ну, не как поп-артист, а скорее как… Тоже сложно сказать как рок-артист. Но все равно, скорее, к этому краю, неформатных людей, людей, которых не показывают по центральным каналам телевидения в сборных концертах. Ведь, да? И такой очень массовый, очень раскрученный проект «Фабрика звезд». Как Вы сосуществуете в этом противоречии?

П.КАШИН – Но дело в том, что очень часто бывает так, что самые известные артисты слушают самых неизвестных артистов. А, в общем, это не редкость и, наверное, что-то такое получилось.

Д.БОРИСОВ – А в качестве участника вы пошли туда, если бы не было сейчас, ну, вот предложили бы сейчас. Вы бы пошли? По-моему, Света Светикова там участвовала, которая Эсмеральду играла в мюзикле «Notre-Dame de Paris».

А.ПЛЮЩЕВ – Хорошее сравнение.

П.КАШИН – Ну, в смысле, жить там?

Д.БОРИСОВ – Жить там, да.

П.КАШИН – Нет. Мне слишком много лет. Я уже не могу без своего личного пространства. Если бы мне было 17 лет, может быть.

Д.БОРИСОВ – Многим же предлагали.

П.КАШИН – Если бы 17 лет, наверняка, я пустился бы во все тяжкие.

Д.БОРИСОВ – Даже имея какой-то опыт за плечами, все равно?

П.КАШИН – Но какой опыт в 17 лет, я не знаю.

Д.БОРИСОВ – Ну, хотя бы небольшой. Ну, ведь были там состоявшиеся уже певцы на «Фабрике».

П.КАШИН – Я не знаю, я в 17 лет был полным чистым листом.

А.ПЛЮЩЕВ – Тут поступил… Видимо, я плохо произнес. Вместе с Павлом Кашиным у нас присутствует продюсер его Ирина Миклошич. Но, видимо, не запомнил вот Сергей, он так адресовал: «Вопрос женщине: как вам работа с Кашиным? Не докучает ли он Вам?»

И.МИКЛОШИЧ – Работа с Кашиным прекрасна. Докучаю ему я.

А.ПЛЮЩЕВ – Явно не хватает подробностей в этом ответе.

И.МИКЛОШИЧ – Мне больше нужно от жизни, наверное, чем Паше. Мне все время хочется большего, большего, большего. Я жадный человек в смысле шоу-бизнеса. Паше больше хочется творить и этим ограничиваться, а я его все время вытягиваю на какие-то параллельные вещи. Даже на какие-то иногда презентации посторонние или тусовки, или еще чего-то. В этом смысле я ему здорово докучаю.

Д.БОРИСОВ – Вот видишь, у нас патриархальная справедливость восторжествовала. У нас же была недавно в гостях группа «Ничья», где все наоборот.

А.ПЛЮЩЕВ – Да, да.

Д.БОРИСОВ – Где как бы прекрасный пол является доминирующим таким явным и совершенно неоспоримым. Здесь получается, у вас, в вашем тандеме Павел все-таки играет какую-то, ну, как Вы говорите, более важную роль?

И.МИКЛОШИЧ – Конечно.

А.ПЛЮЩЕВ – Мы продолжим наш разговор и вернемся еще к альбому «Глазами Будды», потому что не последняя песня с него прозвучала, после следующей композиции. Она такая очень характерная для нашего эфира, потому что время позднее, многие отправляются спать. Вот не вздумайте этого делать. Во всяком случае, в ближайшие полтора часа точно.

ПЕСНЯ

А.ПЛЮЩЕВ – Павел Кашин у нас в гостях вместе с продюсером своим Ириной Миклошич. Я хотел бы вернуться к новому альбому. Он у нас все время будет проходить такой красной нитью в нашей программе.

П.КАШИН – Я бы сказал, оранжевой. Цвет буддизма - оранжевый.

А.ПЛЮЩЕВ – Отлично. Как раз о буддизме тогда спрошу. Что означает эта религия для Вас и для, собственно, творчества для Вашего? То, что упоминается Будда, связано ли это как-то с Вашими собственными воззрениями?

П.КАШИН – Дело в том, что вообще буддисты считают, что это - не религия, что это - учение. И я тоже согласен. А религия, если разбивать по словам, это – еще раз связывание в единое целое. Если и называть буддизм как-то, то тогда просто лигией изначально, потому что там… Вот. И я вообще с самого детства жил не по христианским стандартам каким-то и только лет в 25 понял, что я – буддист, на самом деле. И, в общем, стал счастливо жить, потому что понял, по этим канонам все у меня укладывается в голове.

А.ПЛЮЩЕВ – А Вы действительно серьезно изучали все это, включая литературу, поездки в буддистские храмы? Как некоторые Ваши коллеги практикуют.

Д.БОРИСОВ – Некоторые живут там фактически.

А.ПЛЮЩЕВ – Да.

П.КАШИН – Нет. Дело в том, что я, наверное, много всего изучал, но то, что я узнал, это сравнивать бессмысленно, потому что это очень мало. И, конечно, даже нельзя гордиться этим никак.

А.ПЛЮЩЕВ – А у нас в гостях Павел Кашин. Ваши вопросы на 974-22-22 и 755-87-05 для абонента «Эхо Москвы». 203-19-22 наш телефон. Будем его включать через минуту-другую. Или через несколько минут. Я, честно говоря, не знаю. Здесь есть еще несколько вопросов, которые на пейджер. Я обещал их задать. Сейчас, сейчас, сейчас, сейчас, секундочку. О-о, я потерял его. Но неважно.

Д.БОРИСОВ – Тут много вопросов, которые подписаны якобы известными личностями. Например, там, вот человек, который подписался Сергеем Галаниным, пишет, что ему нравится Ваша музыка. И таких вот довольно много. А Ренат, видимо, пытается влезть в, не знаю, вряд ли можно назвать это личной жизнью.

А.ПЛЮЩЕВ – Но мне кажется, что это - не секретная информация.

Д.БОРИСОВ – Да, я думаю, что не секретная. Можно помочь человеку. Он очень интересуется, как Ваше отчество и кто Вы по знаку зодиака?

П.КАШИН – Я - Петрович по отчеству, а знак мой – рыба. Мне почему-то показалось интересным, если Сергей Галанин сам звонит куда-нибудь в прачечную и говорит: «Вот я Сергей Галанин». «Да, иди отсюда, Галанин!» Наверное, наша жизнь состоит из таких… Просто ему никуда не дозвониться, наверное.

А.ПЛЮЩЕВ – Поэтому человек на пейджер звонит, например. Отлично. Я вот еще хотел, о чем спросить. Ирина рассказала мне здесь, когда мы до эфира чуть-чуть обсудили, что была какая-то история, связанная с песней «Черный ящик», которую сейчас можно услышать по радиостанции «Наше радио». Может быть, мы послушаем и песню и заодно поговорим о ее такой необычной истории, необычной истории создания.

П.КАШИН – Да, конечно, поговорим. Только мы, по-моему, собирались пока другую песню поставить.

А.ПЛЮЩЕВ – Не, а мы можем это сделать потом, на самом деле. Это, что называется, как нравится. Я просто вот почему это сделал. Дело в том, что мы только что о религиях разговаривали. Мне кажется логичным, перейти именно таким образом.

П.КАШИН – Да?

А.ПЛЮЩЕВ – Да. Хорошо. Давайте тогда сначала послушаем. Она у нас, по-моему, третья, если я не ошибаюсь, на вот этом диске.

Д.БОРИСОВ – Сейчас мы проверим твою супер память. Угадал?

А.ПЛЮЩЕВ – Ну, с трех нот.

ПЕСНЯ «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

А.ПЛЮЩЕВ – Итак сразу после того, как Павел Кашин расскажет нам об истории, загадочной истории этой песни, вы сможете позвонить по телефону 203-19-22 и задать ему свой вопрос собственноручно, я бы даже сказал.

П.КАШИН – Вообще, честно говоря, этой историей гордится Ира, и она обещала ее рассказать. Я не вижу в ней ничего особенного. Но Ира, если сможет рассказать, то, пожалуйста.

И.МИКЛОШИЧ – История, на самом деле, показательная. Она имеет отношение к фильму «Ночной дозор», который за полгода до выхода предполагал еще параллельный проект, так называемого «Несаундтрека». Т.е. люди, как говорят шоу-бизнесовским сленгом, рулящие процессом «Ночного дозора», решили параллельно с фильмом выпустить так называемый «Несаундтрек», в котором 30 известных исполнителей представляли песни. Одни - на сторону тени, другие – на сторону света.

Д.БОРИСОВ – У кого звенит, у кого зудит. Плющев, помнишь, мы с тобой говорили об этом?

И.МИКЛОШИЧ – За несколько дней до окончания собирания материала на этот «Несаундтрек» мне позвонили из руководства «Ночного дозора» люди, которые за это отвечали, и сказали: «А нет ли, Ира, у Паши какой-нибудь старой песни, которая бы, конечно же, на сторону света?» Я сказала: «Песня, конечно, есть, но не дам. Пусть новую напишет». Они говорят: «Ну, когда он напишет, если мы все уже собираем и уже все». Я сказала: «Когда можно посмотреть рабочий материал?» Они сказали: «Ну, сегодня вечером можно». Я сказала: «Ну, тогда завтра утром песня будет написана». Они сказали: «Так не бывает». Я говорю: «Так бывает». Ну, в общем, Паша поехал вечером посмотрел фильм и, поскольку он жаворонок и просыпается часов в 6-7 утра, то к 12 он уже позвонил и спел по телефону эту песню. В обед мы ее записали, и вечером она была у руководства «Ночного дозора». Они пришли в восторг и эту песню поместили вот в пробный диск, который вышел в «Harper’s Bazaar». Вот такая история.

А.ПЛЮЩЕВ – Это, собственно, было единственным ее релизом до сегодняшнего дня, поскольку диск ведь так и не вышел.

И.МИКЛОШИЧ – Диск не вышел, да. Вот только было 4 трека в «Harper’s Bazaar». И вот эта песня, сейчас мы ее представим на новом альбоме, и она мне очень нравится. Это говорит о том, что Паша, просто у него действительно в голове целый город мыслей. И если его направить и сказать: «А что ты думаешь на эту тему?» Вот он может ответить песней. Вот в этом случае так и произошло. И моя уверенность в том, что он напишет эту песню, она как раз на знании этого его качества и была основана.

А.ПЛЮЩЕВ – Вот раз у Ирины была такая уверенность и Вы согласились с человеком, предложившим написать эту песню в том, что Павел представляет силы света. Вы сами, Павел, себя ощущаете исключительно как бойца сил света или представителя, или, я не знаю, сочувствующего силам света вот в терминологии «Ночного дозора». Я надеюсь, раз Вы видели рабочий материал, понятно, о чем идет речь.

П.КАШИН – Но в том учении, которое я изучаю, там отсутствуют как раз силы добра и силы зла. Там во всех существах существует все, в общем-то. Но раз есть такая игра в «Ночной дозор», то, осознавая, что это – игра, можно поиграть и так. Хотя «Ночной дозор» сам сценарий, сама книга очень много несет от индуизма, в общем-то, и пересекается где-то и с буддизмом тоже. Сейчас очень много буддизма в нашей жизни вообще.

А.ПЛЮЩЕВ – А Вам фильм сам по себе понравился?

П.КАШИН – Да, я считаю, что если бы не провал по сценарию, все остальное там просто супер.

А.ПЛЮЩЕВ – Тоже двоякий такой комплимент, надо сказать.

П.КАШИН – Я считаю, что в России, если люди добыли столько денег и потратили их на продукт такого качества, это уже само по себе – достижение, потому что обычно у нас все как-то как в анекдоте про 9 стеклянных шариков.

А.ПЛЮЩЕВ – Ну, я не знаю этот анекдот.

П.КАШИН – Ну, я не смогу его рассказать.

И.МИКЛОШИЧ – Не надо.

Д.БОРИСОВ – Он очень неприличный?

И.МИКЛОШИЧ – Не надо.

П.КАШИН – Нет. Он нормальный, просто там самое главное слово придется пропикать.

А.ПЛЮЩЕВ – Ну, ладно, хорошо, мы тогда запишем, наверное, этот анекдот, запикаем слово. Потом его пустим как-нибудь отдельно. Давайте послушаем тогда… А вот, я еще хотел спросить насчет «Ночного дозора», а потом телефон уже. Если Вас пригласят к «Несаундтреку» или к саунд-треку, не важно, принять участие в этом проекте ко второму фильму, согласитесь?

П.КАШИН – У нас соглашается продюсер всегда. Ир, согласимся мы?

А.ПЛЮЩЕВ – А ты говорил насчет лидирующей роли. Знаешь, это они прикидывались здесь.

И.МИКЛОШИЧ – Нет, нет, нет. Это он перед эфиром так. Конечно, я думаю, что, если будет предложение, Паша посмотрит сценарий, ему понравится материал, конечно, почему нет?

Д.БОРИСОВ – Ему понравится материал. Да, да.

И.МИКЛОШИЧ – Ну, конечно, да, почему нет?

Д.БОРИСОВ – Понимаю.

А.ПЛЮЩЕВ – Ну, хорошо, давайте сейчас послушаем телефон, звонок-другой.

Д.БОРИСОВ – 203-19-22. Алло, здравствуйте, Вы в эфире. Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ ДМИТРИЙ – Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий. У меня к Вам такой вопрос. Раз увлекаетесь буддизмом, то Вам, наверное, было бы интересно пообщаться с Гребенщиковым. Не было ли у Вас желания такого, снять с ним какой-то клип совместно или просто вместе с ним поговорить о буддизме?

А.ПЛЮЩЕВ – Не общались ли с Гребенщиковым о буддизме? Вот в чем квинтэссенция этого вопроса.

П.КАШИН – Вообще, честно говоря, все встречи, когда мы встречались с ним, почему-то не доходило ни у кого мыслей, поговорить о буддизме. В принципе, о буддизме как-то, мне кажется, странно говорить. Нужно, я не знаю, как-то буддизмом нужно жить больше, чем говорить о нем.

А.ПЛЮЩЕВ – 203-19-22. Алло.

Д.БОРИСОВ – Алло. Как Вас зовут? Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ ИГОРЬ - Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Я бы хотел задать Павлу Кашину вот какой вопрос. Скажите, пожалуйста, Павел, есть ли люди, которые изменились с помощью Ваших песен в жизни?

П.КАШИН – Но я только оговорюсь, что изменились – не значит, в лучшую сторону обязательно. Я уверен, что очень много людей изменились, прослушав мои песни.

Д.БОРИСОВ – Не факт, что в хорошую сторону? Какая-то самокритика такая нездоровая.

П.КАШИН – Да, нет, я вообще довольно скромно отношусь к своей персоне. Просто опять же в учении, которое я изучаю, там нет хорошей стороны и плохой. Все там - к лучшему.

И.МИКЛОШИЧ – Я добавлю, если верить записям в гостевой нашего сайта, то Пашины песни изменили каждого второго, кто там оставляет свои заметки.

А.ПЛЮЩЕВ – Это не так мало. Ну, что, давайте послушаем еще одну песню, мне кажется, с альбома...

П.КАШИН – Десятка.

А.ПЛЮЩЕВ – Да, десятка.

И.МИКЛОШИЧ – Песня называется «Московская Одиссея».

Д.БОРИСОВ – Отлично, прямо сейчас и послушаем.

ПЕСНЯ «МОСКОВСКАЯ ОДИССЕЯ»

А.ПЛЮЩЕВ – Павел Кашин у нас в гостях. Отличный вопрос от Стаса, который назвался аспирантом из Саратова, пришел на наш сайт: «Павел, в тексте буклета альбома «До свидания, время» присутствует некоторое количество довольно смешных ошибок». Но имеется в виду, в оформлении. «Для Вас не важна форма или же Вы склонны видеть мир в более мягких тонах?» И далее продолжает Стас свой многослойный вопрос: «Ваша музыка меланхолична и светла одновременно. Близка ли Вам мрачная меланхолия? Неужели Вы до сих пор верите этому миру?»

П.КАШИН – Первый вопрос недопонял. Что там, «Вы склонны видеть мир в более мягких?»

А.ПЛЮЩЕВ – «В более мягких тонах».

П.КАШИН – «Для Вас не важна форма». Вообще, честно говоря, тексты проходят неоднократные проверки редакторов. Я, честно говоря, после проверок редакторов не просматриваю тексты. И в принципе, одно из самых главных правил человека, пишущего поэзию, забыть про все знаки препинания, про все, что не касается смысла, потому что…

Д.БОРИСОВ – А разве знаки препинания не касаются смысла?

А.ПЛЮЩЕВ – Вспомнил Дмитрий Борисов фразу «Казнить нельзя помиловать».

П.КАШИН – Дело в том, что, конечно же, касаются. И если быть точным, то нужны ли знаки препинания. Но, например, если сравнить нашу грамматику, где мы перед каждым словом «что» ставим запятую. А англичане, по умолчанию, знают, что если стоит слово «что», то перед ним запятая, и они ее пропускают. И, в общем-то, обходятся довольно спокойно. Там, где мы какие-то маленькие мысли окружаем запятыми, англичане окружают их скобками и тоже обходятся совершенно спокойно. В принципе, сколько грамматик, столько и правил. Мне нравится, когда мало запятых. А особенно, когда ты очень быстро печатаешь и по-английски, и по-русски, это страшно тебя вымучивает, что в одной клавиатуре на мизинце запятая, в другой – на безымянном пальце. И это жутко бесит. Я просто плюнул и не хочу знать запятые больше. Я вообще за то, чтобы переменить русскую клавиатуру, потому что, если вернуться к истории того, как нам расставили буквы. Вы знаете эту историю, да?

А.ПЛЮЩЕВ – Нет. Я не помню, во всяком случае.

П.КАШИН – Первые печатные машинки пришли из Германии в Россию. И в Германии те люди, которые делали для нас машинки, они не знали русского языка и в принципе не знали, куда ставить какие буквы, и просто разбросали. И если Вы обратите внимание, то все самые главные буквы у нас находятся как раз на слабых пальцах: на безымянном и на мизинце.

Д.БОРИСОВ – Какие? Буква «ф»? Буква «ч»? Или буква «х»?

А.ПЛЮЩЕВ – Ну, ты молодец, вообще. Не глядя на клавиатуру, все помнишь.

П.КАШИН – Ну, очень много букв, на самом деле...

А.ПЛЮЩЕВ – Еще «ж», «э» и «ю».

Д.БОРИСОВ – Твердый знак там как раз.

П.КАШИН – По крайней мере, что наша клавиатура вообще не похожа ни на одну в мире, мне кажется странным.

Д.БОРИСОВ – Иероглифы не напоминает, да.

П.КАШИН – Ну, и вообще мне кажется, что алфавит должен идти к уменьшению и можно обойтись без некоторых букв, без которых…

А.ПЛЮЩЕВ – Вот неожиданный поворот беседы. Очень интересно, действительно. Т.е. 33 буквы – много?

П.КАШИН – А вообще считается, что самый хороший алфавит – 28 букв. Т.е. он…

А.ПЛЮЩЕВ – А 28 – это в каком? 26 же в латинском. 28 – это какой?

П.КАШИН – Ну, в Израиле алфавит такой – из 28 букв.

Д.БОРИСОВ – Не похоже, да.

П.КАШИН – Просто, например, буква «щ» – это, в принципе, «ш» как бы с апострофом, в принципе…

Д.БОРИСОВ – А представляете, апостроф еще искать где-то на клавиатуре вместо того, чтобы одну букву.

А.ПЛЮЩЕВ – Точно такая же вещь, как и «е» с двумя точками. Известная буква.

П.КАШИН – Ну, да. Мы какое-то время уже обходимся без «ё», в принципе.

А.ПЛЮЩЕВ – А я вот поддерживаю Павла вполне.

Д.БОРИСОВ – А вот не могу согласиться. Люблю букву «ё», не могу ничего с собой поделать.

П.КАШИН – Дело в том, что мы – русские вообще не можем никогда согласиться ни с кем. Мы не гибкие люди. Вот очень хороший образ у Шпаликова: «Не согласная я». А с кем не согласна? Да, ни с кем не согласна.

А.ПЛЮЩЕВ – С обоими, в печку их. Тоже, в общем, решение. Слушайте. Отличный поворот, на самом деле. Никогда бы не подумал, Павел, что вот Вы интересуетесь этим. Т.е. вот, например, тем, как клавиатура наша была создана.

П.КАШИН – Нет, ну, русская клавиатура мучительна, действительно.

Д.БОРИСОВ – Может быть, стоит перейти на латиницу?

А.ПЛЮЩЕВ – Для того, чтобы слушатели понимали вообще, о чем идет речь, мы сейчас с Павлом смотрим не друг на друга, а друг на друга фактически через клавиатуру. Я, с одной стороны, и он, так изучающе, как будто первый раз видим. Примерно лет по 10-15, наверное, а то и по 20 стучали на них. Ну, и оба так изучаем, с интересом. Смотри-ка, действительно, цифры-то и буквы где находятся. Замечательно. Давайте, чтобы нам еще успеть послушать песни, сейчас одну и еще одну прямо под занавес.

ПЕСНЯ

А.ПЛЮЩЕВ – Итак мы узнали с вами, что Павел Кашин очень интересуется русским языком.

Д.БОРИСОВ – И противник буквы «ё».

А.ПЛЮЩЕВ – Мы тут еще за эфиром немного побеседовали. У нас есть на «Эхе» такая передача: «Говорим по-русски». Я обязательно передам, что Павел Кашин интересуется. И возможно, вы найдете какой-то общий язык. Там у нас профессиональные филологи всячески обсуждают русский язык каждую неделю и каждый день. Но Вы не ответили. Просто не успели ответить на вторую половину вопроса: «Ваша музыка меланхолична и светла одновременно, – спрашивает аспирант Стас, - Близка ли Вам мрачная меланхолия? Неужели Вы до сих пор верите этому миру?»

П.КАШИН – Я не просто. Что значит, «верите Вы этому миру?» Я абсолютно точно знаю, что этот мир – самый богатый, в нем всегда всем хватит добра и еды. А что значит, веришь в этот мир? Он прекрасен. Вот. Я не могу ничего сказать, потому что он – это чудо, которое было создано. И чего его обсуждать, это чудо.

А.ПЛЮЩЕВ – Ну, на самом деле, я хотел спросить нечто похожее, о чем спрашивал Стас. О том, часто ли Вас посещают грустные мысли? Часто ли Вы сами грустите и, может быть, скучаете?

П.КАШИН – Я недавно вспоминал какие-то моменты, когда во мне возникает тоска. Я сейчас забыл, в какие моменты это происходит. Ну, что-то типа вахтеров, но не вахтеры, потому что вахтеров я уже спокойно воспринимаю. Я забыл. Обычно я не грущу.

А.ПЛЮЩЕВ – Но что-то есть все равно? Еще вот тут народ возбудился насчет клавиатуры, русского языка и всего прочего. Дорогие друзья, это отсылаю вас к программе «Говорим по-русски». Я думаю, что Павел как-нибудь выступит там, расскажет…

Д.БОРИСОВ – По поводу белых и черных клавиатур?

А.ПЛЮЩЕВ – Да. И расскажет все свои…

П.КАШИН – Абсолютно уверен, что я высказал непопулярную точку зрения. Я даже уверен, что когда отменяли буквы типа «ять», было очень много возмущенных. Сегодня уже об этом никто не помнит, в общем-то.

Д.БОРИСОВ – А нам хорошо, у нас клавиатура и такого, и такого цвета в студии.

А.ПЛЮЩЕВ – Да, и черного, и белого. Ну, что, я единственно хочу, чтобы пластинка ваша очень удачно вышла, продавалась. Желаю вам в этом плане большого успеха. Чтобы хорошо прошла презентация 27-го в Московском Доме музыки.

П.КАШИН – Спасибо большое.

А.ПЛЮЩЕВ – А сейчас мы послушаем, наверное, еще одну песню с нового альбома, который называется «Глазами Будды».

Д.БОРИСОВ – А потом ненадолго вернемся в студию.

А.ПЛЮЩЕВ – Да.

ПЕСНЯ

А.ПЛЮЩЕВ – Павел Кашин в эфире программы «Аргентум» на радиостанции «Эхо Москвы». Евгения задала вопрос. Я бы хотел его, правда, сократить: «Как Вам понравилось жить в Америке? Тяжело ли было там, в моральном плане адаптироваться к американскому менталитету и образу жизни и понравилось ли там?» Но я вот чуть-чуть его поверну по-другому. Не тянет ли обратно в Америку? Сейчас многие, ну, так в частных в основном разговорах говорят, ну, как-то жизнь поворачивается так, что, может быть, и уезжать стоит отсюда. У Вас не возникало таких мыслей?

П.КАШИН – Но если у Вас нет иллюзии, что Вы в России живете. Я считаю, что Москва абсолютно не является Россией. А Москва это…

Д.БОРИСОВ – Кусочек Америки.

П.КАШИН – Пункт между Россией и Америкой. Абсолютно точно. Здесь есть все признаки жизни Америки, и есть все признаки жизни в России. Так что…

А.ПЛЮЩЕВ – Накопитель такой, в аэропорт.

П.КАШИН – Нет. Совершенно точно. Я нашел золотую середину – Москва.

А.ПЛЮЩЕВ – И не тянет. А к менталитету американскому не трудно было адаптироваться? Вот спрашивает Евгения.

П.КАШИН – Я до этого немножко в Англии жил и путешествовал очень много. Конечно, сложно, но мне кажется, что я, судя по клавиатуре, немножко гибкий человек. И я принимал, я научился понимать, что американцы - не все дураки, и что выключатели у них не в ту сторону крутятся. Я быстро к этому привык.

А.ПЛЮЩЕВ – Большое спасибо. Павел Кашин сегодня у нас был в эфире. И я думаю, что…

Д.БОРИСОВ – Не в последний раз.

А.ПЛЮЩЕВ – Мы абсолютно точно в этом уверены. Еще поговорим о клавиатурах и языках обязательно. Не забудьте, что 27-го презентация в Московском Доме музыки нового альбома Павла Кашина «Глазами Будды».

И.МИКЛОШИЧ – Можно я добавлю. Там замечательный зал. И я думаю, что будет очень необычный концерт. Поэтому всем поклонникам Павла Кашина и которые еще не слышали, я советую туда прийти, потому что это будет необычное очень интересное зрелище в потрясающем месте. До встречи.

Д.БОРИСОВ – Большое спасибо. Удачи. До встречи.