Купить мерч «Эха»:

Иванов Александр (Чача) - Александр ЧаЧа Иванов - Аргентум - 2004-10-03

03.10.2004

А.ПЛЮЩЕВ - 23 часа 6 минут. Мы здесь в студии. Программа 'Аргентум'.

Д.БОРИСОВ - Александр Плющев и Дмитрий Борисов, действительно. Добрый вечер! С вами мы будем до часа ночи. Но что будет после полуночи, узнаете после полуночи. А что будет сейчас, вам скажет Плющев.

А.ПЛЮЩЕВ - Сейчас у нас в студии обещанный Александр 'Чача' Иванов, лидер группы 'Наив'. Привет!

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Добрый вечер! Что-то страшненькая довольно у вас музыка в начале программы звучит. Не к добру это.

А.ПЛЮЩЕВ - А жизнь такая, знаешь ли. О ней мы, собственно, сегодня и будем говорить, о жизни, потому что с Чачей Ивановым мы далеко не в первый раз здесь встречаемся. Хорошо вы его знаете и по разным другим медиа-проектам. В частности, там была когда-то программа такая 'Земля - воздух'. Ну, и все остальное. В общем, странно человеку, которого вы все хорошо знаете, задавать навязшие в зубах вопросы. Поэтому мы сегодня, в том числе, не только представляем новый альбом группы 'Наив' 'Живой и невредимый', но и заодно позвали Чачу как умного человека. Это редко встречается в наши дни.

Д.БОРИСОВ - Да. Особенно в нашей программе. В течение всего нашего эфира вы сможете связываться с нами при помощи всех возможных и невозможных средств связи.

А.ПЛЮЩЕВ - Наконец, мы можем начать. Буквально позавчера вышел альбом, судя по информации на сайтах, под названием 'Живой и невредимый'.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да, да, он вот совсем свеженький.

А.ПЛЮЩЕВ - Прими наши поздравления.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Большое спасибо.

А.ПЛЮЩЕВ - С новой вехой в жизни 'Наива'. Это действительно новая веха или просто, потому что нужно поклонникам было заявиться о себе, и не пропадать надолго?

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Нет, ну тут история довольно простая. Собственно говоря, что мы давно планировали издать такой концертный альбом. Это и есть концертный альбом. Записан он был на концерте, который был посвящен 15-летию нашего коллектива в прошлом году в скейт-парке 'Адреналин'. И собственно говоря, вот это издание live-пластинки и плюс еще там есть 4 бонус-трека, которые мы записали на студии, потому что накопился какой-то материал, который хотелось издать. И вот совместили приятное с полезным, если можно так выразиться. Издаем и live и как бы какой-то материал новый, который не был до сих пор издан, не озвучен никак. Мы его пробовали, обкатывали на концертах. Сейчас мы это все издали. Насколько это новая веха, сказать сложно. В том смысле, что музыканты все время когда-то что-то делают. Сочиняют какие-то песни, чего-то думают там себе. Как мы выяснили из вопросов, которые приходят сюда, у них есть между творчеством какой-то такой период.

А.ПЛЮЩЕВ - Мы об этом поговорим.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Период, в который они живут тоже и продолжают существовать. В этом смысле я ничего такого необычного и из ряда вон выходящего в связи с этой работой не вижу. Просто очередная пластинка наша, очередной материал какой-то.

А.ПЛЮЩЕВ - Давайте послушаем что-нибудь с новой пластинки.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да. Я предлагаю начать наш сегодняшний вечер, творческий, я бы так сказал, с песни 'А в цеху его нет'. Вот мне кажется, она хорошо рассказывает о том, что происходит.

А.ПЛЮЩЕВ - Творческая личность Чача Иванов сегодня у нас в гостях. Вопрос, касающийся музыки. Ну, вот многие говорят, знаешь, по пластинкам невозможно составить представление о панк-группе. Это не только о 'Наиве'. Наверное, тебе знакомо это выражение.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да и вообще о рок-группе, о любой, на самом деле, да и вообще о музыкантах. Пластинки, теперь технологии таковы, что любой человек может записать пластинку, в самом деле. Ну, Боря Моисеев же умудряется. Как бы реально. Он позиционируется на рынке как певец. Но при этом он. Я ничего не имею против, но петь он не может совсем, ему собирают там слова, слово к слову, но, тем не менее, продукция же выпускается.

А.ПЛЮЩЕВ - Ну, вот, и в связи с этим. Может быть, имеет смысл выпускать исключительно концертные альбомы? Зачем тогда нужны студийные? Лучше выпускать лучшие концерты. Представляешь?

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Ну, ты знаешь, да.

А.ПЛЮЩЕВ - Или. Ну, вот для панк-группы же, по-моему, неважно и не важны все эти фишки и прибамбасы, которые могут получиться только в студии.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Нет. Я бы так не сказал. Все-таки, понимаешь, мы довольно далеко ушли от 70-х годов объективно. Если все панк-группы будут просто записывать концерты и их издавать, я думаю, это будет не очень интересно. Все-таки жанр, тем не менее, его нельзя назвать консервативным, но он имеет такие характерные особенности, определенные, которые и определяют его как панк-рок. Но все-таки он эволюционизирует. И тот панк, который игрался в 70-е годы, и тот панк, который играется теперь - все-таки это - немножко разные вещи.

А.ПЛЮЩЕВ - Ты знаешь, твой дипломатичный ответ напомнил мне обычные ответы священнослужителей по поводу использования интернета. Типа, ну, мы же не ортодоксы какие-нибудь, но мы понимаем, что черт-то там не сидит на самом деле.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - В этом смысле, да. Нет, выпускать концертники - это вообще хорошая тема. Но если все так будут делать, это будет скучно, и все-таки от групп часто ждут студийной работы, даже от панк-групп. Я в этом смысле думаю, что ничего в этом плохого нету.

А.ПЛЮЩЕВ - Хорошо, тогда с другой стороны повернем этот вопрос. Насколько может диск, запись на диск концертника передать то, что происходит на самом деле, на концерте при максимальном приближении? Возможна ли 100%-ная передача или даже наоборот, может ли концертный диск быть лучше концерта? Вообще есть ли такое?

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Нет, я думаю, что нет. Все-таки концерт - это особое такое состояние, которое создается, если это - удачный концерт. Если участники и зрители находятся в каком-то более или менее адекватном, адекватном не в том смысле, что трезвом, а в том смысле, что едином состоянии. Если происходит некое взаимодействие людей, которые на сцене и людей, которые в зале. Если это действительно концерт, это, конечно, абсолютно невозможно передать никаким ни видео, никаким концертным треком. Это то состояние, которое возникает на концерте. Это как, я не знаю, это такое довольно глубокое переживание, на мой взгляд, эмоциональное, которое сложно фиксируется. И в этом смысле, конечно, надо ходить на концерты. Если вы любите рок, в особенности рок-музыку, да и любую вообще живую музыку, конечно, имеет смысл посещать концерты. Потом скажу вам по секрету, только за счет концертов в этой стране музыканты зарабатывают деньги. Выпуск пластинки, это как бы очередной повод сыграть концерт. Потому что пластинки, как известно, пиратят пираты и музыканты ничего на этом не зарабатывают. Единственная возможность для музыканта заработать что-то - это сыграть концерт, на который вот пришли люди. Вот они зашли, и никто это отпиратить как бы не может. Но это такой, может быть, экономический и прагматический взгляд.

Д.БОРИСОВ - А концерты, почему не пиратят? Бывает же, что поп-исполнители, например, вместо Верки Сердючки выступает какая-нибудь другая Верка Сердючка и делает вид, что это - Верка Сердючка. Собирают большие залы и деньги, соответственно, вместо.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Ну, я все-таки фонограммные концерты бы не рассматривал как концерты, потому что это как раз вот и есть - обман потребителя.

Д.БОРИСОВ - Но как раз, мне кажется, что в рок-музыке проще найти хорошо поющих людей, которые:

А.ПЛЮЩЕВ - Найти человека, похожего на Чачу Иванова. Ты представляешь это? Я нет.

Д.БОРИСОВ - На Чачу, допустим, нет. Но есть некоторые рок-группы, которые клонируются, которые, я думаю, мало кто заметит на живом выступлении, если забить еще музыкой.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Я все-таки склонен думать, для того, чтобы хорошо сыграть и произвести впечатление на аудиторию, нужно это сделать умело, и наполнить весь этот творческий акт каким-то смыслом. Если кто-то может, например, скопировать какого-то артиста настолько убедительно и сыграть в живую. Я еще раз повторюсь, я не рассматриваю фонограммный концерт, потому что фонограммный концерт - это не концерт. Можно и дома послушать пластинку. Но если кто-то может, например, изобразить из себя, ну, я не знаю, кого. Кто у нас? Вот если есть группа, которая может произвести такой же драйв на сцене как группа 'Ленинград' и так же эмоционально себя вести вокалист какой-нибудь сумеет как Сергей Шнуров, ну, тогда он - молодец. И это - круто! Но просто, к сожалению, так не получается. Люди не могут так сделать. В этом, собственно говоря, отсюда и возникает вопрос об уникальности того или иного артиста и его живого выступления как творческого акта.

А.ПЛЮЩЕВ - Ну, что же, я предлагаю круто повернуть тему нашей беседы, но сразу после того, как мы послушаем еще одну композицию с альбома 'Живой и невредимый'.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да, которая называется 'Се ля ви' (такова жизнь).

А.ПЛЮЩЕВ - В гостях у программы 'Аргентум' Александр 'Чача' Иванов и мы с Дмитрием Борисовым продолжаем конферансировать его творческий вечер. Ну, так вот, Саша, скажи, не чувствуешь ли ты, вот сейчас в последнее время стало много обсуждаться то, что свободе слова приходит объективный конец. О том, что высказаться невозможно, о том, что цензура кругом, о том, что все меньше и меньше остается возможностей для каких-то свободных выступлений, волеизъявлений и т.д.

Д.БОРИСОВ - Вот даже из программы 'Аргентум' исчезли отбивки с голосом самого Его.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Слава ему. Вы знаете, я думаю, меня последнее время преследуют такие какие-то апокалиптические настроения. Такое ожидание близкого конца света или, по крайней мере, такое уж, если не конца света в глобальном смысле, то на какой-то конкретно взятой территории, уж, очевидно, точно. И к чему я это хочу сказать? Дело все в том, что, может быть, я просто думал много на эту тему, и подтолкнул меня в свое время, была такая программа. Она даже и сейчас еще есть. Вот совсем недавно я ее видел. Программа 'Школа злословия'. На НТВ теперь она выходит, раньше выходила:

А.ПЛЮЩЕВ - На 'Культуре'.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - На 'Культуре', да, совершенно верно. Туда пришла Новодворская. Такая интересная с ней, на самом деле, очень была беседа, из которой, собственно говоря, я извлек вот какой урок. В России гражданское общество состоялось в той же мере, в которой, например, состоялся здесь панк-рок. Так, как он должен был бы состояться, как музыка протеста некоторого, даже не некоторого, а конкретного протеста. И такого анархического движения, которое должно пытаться менять реальность. Вот в такой же степени, как состоялся панк-рок здесь, как леворадикальное явление, в такой же степени здесь состоялось гражданское общество.

А.ПЛЮЩЕВ - Это смелое признание очень, самокритичное, с твоей стороны.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да. На самом деле это так.

А.ПЛЮЩЕВ - Т.е. ты сейчас подписываешься под тем, что панк-рок здесь состоялся исключительно как поп-явление?

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да, скорее, как такая внешняя форма, как некий стихийный протест молодежи до 20, наверное. Россия - консервативная страна. В этом смысле, может быть, ей просто:

А.ПЛЮЩЕВ - Причем, прости, ради Бога, я просто хочу уточнить, протест - ради протеста, исключительно?

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Нет, ну, понимаешь, как бы. Дело в том, что в таком возрасте, когда люди протестуют, от 14 до 18, они, как правило, у них есть основания протестовать. Они протестуют, в первую очередь, против культуры взрослых, против культуры родителей, учителей, которые их дискриминируют, так или иначе, по возрастному признаку. И в этом смысле, у них есть основания, но, как правило, вернувшись из армии, люди понимают, что они уже достаточно взрослые, и с них уже как с детей спрашивать не будут.

А.ПЛЮЩЕВ - И тут каждый 10-ый, который идет в армию.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Нет, я не думаю, что такая оптимистическая картина, что не каждый, к сожалению, не каждый 10-ый идет в армию.

А.ПЛЮЩЕВ - Ну, не знаю, у нас министр Иванов просто недавно сказал, что 10% призыва. Я вот о чем.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Я просто не знаю точной статистики. И то ли тут министр прибедняется, то ли на самом деле он говорит правду - сложно сказать. Теперь - проверить сложно, вот в той ситуации политической, в которой мы сейчас находимся, какую-то объективную информацию вообще получить, мне кажется, довольно сложно. Это проблема любого общества, доступ к объективной достоверной информации - это проблема.

А.ПЛЮЩЕВ - Скажи, это исключительно ощущение или ты на конкретных каких-то вещах опять же, извини за тавтологию, ощущаешь некое сужение свободного вот этого поля, т.е. у тебя в твоей карьере музыканта есть какие-то проблемы сейчас? Я не знаю, кто-то боится устраивать ваши концерты, выпускать пластинки или еще? Или это исключительно оттого, что средства массовой информации изменились, у тебя такое ощущение?

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Это, скорее, не ощущение, это все-таки предчувствие такое. Оно не основано на каких-то рациональных выкладках, расчетах. Это, скорее, такое некое предчувствие, в первую очередь, построено, конечно, на средствах массовой информации. Я не думаю, что мы испытываем какие-то дополнительные трудности сейчас с организацией концертов. Это всегда непростое дело, организовывать концерты панк-рока в нашем городе и вообще в нашей стране в целом. И как бы сейчас сложнее пока не стало. Я просто думаю, что наступит такой некоторый момент, у меня такое ощущение, когда это будет просто невозможно делать, потому что, ну, никто не будет брать на себя подобного рода риски. Потому что, несмотря на то, что панк-рок не сформировался как политическое движение, достаточно массовое и влиятельное в нашей стране, все-таки люди, которые контролируют потоки информации и которые следят за нравственностью общества, воспринимают его как таковой. Т.е. тут есть некое несоответствие, те люди, от которых зависит разрешать или не разрешать, воспринимают это явление гораздо более серьезно, чем те люди, которые в этом участвуют. И вот это парадокс, на самом деле.

А.ПЛЮЩЕВ - Я бы хотел сейчас продолжить прослушивание альбома под названием 'Живой и невредимый'. И единственное, что, я хочу предупредить, может быть, поздновато людей, которые, возможно, в присутствии многочисленных детей своих слушают нашу программу, естественно, время-то еще детское, чтобы они убрали детей от радиоприемников. Потому что у нас, я имею в виду малолетних уж совсем.

Д.БОРИСОВ - Ну, хотя бы на полчаса.

А.ПЛЮЩЕВ - Хотя бы грудников уберите, потому что у нас сегодня звучит панк-рок. А он, соответственно, должен быть в той форме, в которой он должен быть.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Но он не то, что должен. Я не думаю, что мат - такой глагол долженствования, он есть.

А.ПЛЮЩЕВ - Нет, нет, не должен, конечно.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Так получается.

А.ПЛЮЩЕВ - Нет, я не то имел в виду. Я не то имел в виду. Я имел в виду, что все, что угодно можно там запикивать или еще что-то, но панк-рок без этого будет бессмысленен, как мне кажется.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Ну, может быть.

А.ПЛЮЩЕВ - Или с этим будет бессмысленен?

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Теперь уже сложно разобраться. Следующая песня называется 'Сила ночи - сила дня'.

А.ПЛЮЩЕВ - Вы слушаете программу 'Аргентум'. Дмитрий Борисов и Александр Плющев ее представляют, а в гостях у нас Александр 'Чача' Иванов, лидер группы 'Наив'. Мы представляли его альбом под названием 'Живой и невредимый'.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Презентация, кстати, которого пройдет 10 октября в клубе 'Апельсин'. Так что, будет время, заходите.

А.ПЛЮЩЕВ - Присоединяюсь к этому призыву. Я, почему говорю, представляли, потому что Чача у нас - хороший человек. В том плане, что никогда не приносит только свои пластинки, а еще приходит, чтобы показать какие-нибудь другие группы. Вот сегодня такой день и он покажет сегодня несколько других коллективов, как я понял.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да. Я на самом деле заходил на сайт 'Эха Москвы', перед тем как на программу идти, и посмотрел, какие вопросы задают. Многих интересовало, чтобы я точно перечислил все группы, достойные внимания в настоящий момент, чтобы ответственно, подписку и все такое. Ну, большой список я озвучивать не буду. У нас, к сожалению, формат программы не таков. Мы не можем тут часами сидеть и перечислять. Я скажу о том, что на меня как бы произвело впечатление в последнее время. В первую очередь, хотелось бы отметить такую группу из Уфы под названием 'Коллекция дней'. Очень странный, на самом деле, коллектив. Он существует всего лишь 2 года. Это очень мало, на самом деле, для России, т.е. совсем молодой, по сути. И, тем не менее, несмотря на то, что они находятся довольно далеко, т.е. совсем нельзя назвать Уфу эпицентром финансовых или каких-либо информационных центром, т.е. совсем не так. Тем не менее, людям удается на ура выдавать очень такой адекватный, интересный продукт, интересный панк-рок. И вот, собственно говоря, хочу завести трек под названием 'Фанатки', в котором я, кстати, проучаствовал. Я послушал пластинку их, мне понравилось, и я решил поддержать их не только, так сказать, сказать какие-то добрые слова, а и спеть с ними в песне. Поэтому сейчас вашему вниманию трек группы 'Коллекция дней' под названием 'Фанатки', в котором также пару слов говорю и я.

А.ПЛЮЩЕВ - 23 часа 36 минут. Осталось не так уж много у нас времени. Но мы успеем обсудить все, и вы можете присоединяться к нам. Я хочу еще один или два вопроса о судьбах родины задать Чаче, потому что мало с кем так поговоришь о том, что волнует реально. О геополитике.

Д.БОРИСОВ - А то все с зеркалом, да с зеркалом.

А.ПЛЮЩЕВ - Ну, да. Ну, так вот. Не кажется ли тебе такая штука, что сейчас, с одной стороны, мы говорили, есть какие-то предчувствия, что должно что-то произойти не очень хорошее с нами. Но я не знаю, как это объяснить. Вот - то, что ты говорил, это с одной стороны. А с другой стороны, то, что сейчас появляется какой-то, как мне кажется, некий слой людей, такой богемный, у которого стало модно, просто модно без всякой задней мысли вставить шпильку власти. Вот просто так, без программы действий, скажем так. Выпендриться.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Быть против? Ну, ты знаешь, у меня нет ощущения, что это стало модным. И мне кажется, наоборот, что это все более и более немодным становится, и опасным, и неправильным. Мейнстрим воспринимает это как такую излишнюю раскованность и глупость.

А.ПЛЮЩЕВ - Ни к чему это.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да, не надо так себя вести. Но если я ошибаюсь, если это действительно становится модным, то это не так плохо. Это как раз и есть, собственно говоря, мода на оппозиционность - это и есть основа гражданского общества. По крайней мере, во всем мире именно из-за того, что это было модно и актуально, быть в оппозиции, именно из-за этого и возникло гражданское общество в Европе и в Америке, больше не из-за чего, на самом деле. В данном случае мы не рассматриваем никакую экономическую подоплеку, а просто смотрим на эмоциональную сторону дела. Это именно так и было, на самом деле. Поэтому я не думаю, что это плохо. Но мне так не кажется. Мне кажется, что общество наоборот становится все более такое. Мне все больше и больше начинает напоминать то, что происходит сейчас в стране то, что происходило в Советском Союзе, когда я был молодым человеком, совсем молодым человеком, тинэйджером. И телевидение очевидный крен в эту сторону делает. И вообще как-то вся общественная жизнь.

А.ПЛЮЩЕВ - Потихоньку становится советской.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да. Мне кажется так. По крайней мере, все вот митинги последнего времени таким вот образом организованные.

А.ПЛЮЩЕВ - Скажем прямо, ты имеешь в виду митинг по следам событий в Беслане, который был организован на Васильевском спуске.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да. Я абсолютно солидарен с теми идеями, которые выдвигались в рамках этого митинга. И я думаю, что, наверное, таким образом рассуждает любой человек, которому не безразлична судьба этой страны, да и просто дети, которые пострадали. Но то, как это было организовано и как это все происходило, напомнило мне очень Советский Союз.

А.ПЛЮЩЕВ - И последнее в этой связи. Не считаешь ли ты, что все это должно привести или уже приводит к некой радикализации тех, кто не согласен и кому не дают высказаться. И кто не представлен, ну, глупо говорить сейчас о парламенте, наверное, немного неуместно, кто не представлен в парламенте. Но у кого остается единственное место для высказывания - это улица.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Ну, по всей видимости, да. Я думаю, что пока еще процесс не настал, т.е. должны затянуть гайки еще сильнее. Вот когда мы действительно получим некую такую реальную унификацию и всех телеканалов, когда, скажем, господствующая линия будет проводиться гораздо жестче. Вот только тогда это может, пройдет еще довольно много времени. Пока у меня ощущение такое, что мейнстрим будет так вестись туда, куда его ведут и довольно долго. Т.е. должно произойти какое-то действительно серьезное ущемление свобод, причем, оно будет, по всей видимости, происходить, по моему сценарию, оно будет происходить постепенно. Не будет такого, что мы завтра проснемся, а тебе скажут: 'Все, Санек, не надо никуда тебе идти на работу. Иди - метлой маши'. Такого не будет. Это будет постепенно происходить, сходить на нет. И только после того, как действительно уже все каналы:

А.ПЛЮЩЕВ - Никто официально панк-концерты запрещать не будет?

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Нет, и 'Эхо Москвы' тоже никто официально не закроет. Но постепенно это сделают. И такое предчувствие у меня есть.

А.ПЛЮЩЕВ - Ну, многие рок-музыканты считают и наблюдатели за этим процессом, происходящим на рок-сцене, считают, что такое давление власти и вообще авторитаризм, тоталитаризм, он для культуры может быть и хорош. И благостен. Почему, потому что тогда растет некий протест, и на его фоне возникают, на его волне, такие люди как Юрий Шевчук. Вот он же без сопротивления не смотрится, не катит, а когда человек спел про революцию, которая научила нас верить в несправедливость добра, вот тогда все сказали: 'Вот'. Это же было в Советском Союзе еще, а не в наше время. А сейчас, ну, кто вспомнит такую песню. Вряд ли. Нет.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Нет, я очень хорошо помню, насколько был рок актуален, скажем, в 80-е и насколько он стал неактуален

А.ПЛЮЩЕВ - В 90-е.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - В 90-е, да, и я понимаю, о чем ты говоришь.

А.ПЛЮЩЕВ - Несмотря на то, что я плохо формулирую.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Нет, нет, нет. Это действительно так. Я просто помню. Раньше слушать рок-музыку, когда я был тинэйджером, это было делом богемы. Даже нет, участвовать, наверное, в этом процессе было делом богемы, а это имело очень такой широкий массовый интерес, широкую массовую поддержку имела рок-музыка. То в 90-е это стало делом маргиналов и дебилов. И в этом смысле, конечно, без всякого сомнения, запретный плод сладок и все такое. И может быть, да, действительно это спровоцирует такую некоторую творческую энергию в массах. Посмотрим.

А.ПЛЮЩЕВ - Но я не столько о творческой энергии масс, сколько о музыкантах.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да, но они же тоже из массы, музыканты, на самом деле. Они же в конечном итоге не берутся из безвоздушного пространства. Они вот где-то здесь, между нами ходят, что-то думают, что-то мутят, придумывают и являются частью народа, чем бы они ни занимались. Сколь бы инородным и антинародным делом они ни занимались. Рок-музыка, все-таки, антинародная такая вещь, ну, в целом.

А.ПЛЮЩЕВ - Антимассовая.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Антимассовая. Она не местная, на самом деле. Т.е. может в Америке она массовой является, но в России - нет. И рок-музыканты, если говорить о рок-музыкантах, они, конечно, несмотря на то, что являются плоть от плоти людьми местными, но носителями, наверное, идей каких-то неместных и враждебных.

А.ПЛЮЩЕВ - Чуждых.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Чуждых, да. В этом смысле, не знаю, посмотрим, что будет. Сложно сказать.

А.ПЛЮЩЕВ - Мы просто телефон хотим послушать. Что вы хотите спросить у Александра 'Чачи' Иванова?

СЛУШАТЕЛЬ - Привет, Плющев, привет, Борисов, привет Саша! Слушай, Саш, откуда именно это название 'Жив и невредим'?

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - 'Живой и невредимый'? Ну, мы как-то считали, может быть, очень опрометчиво, что, несмотря на то, что мы уже довольно старые, и существуем давно, и занимаемся этим делом давно, до сих пор живы и вроде невредимы. Ну, по крайней мере, так было до последнего времени.

СЛУШАТЕЛЬ - И второй вопрос, немножко не в тему. Валера Аркадин - он сессионным музыкантом остается или уже постоянным?

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Нет, он - постоянный участник группы нашей. Мы очень довольны, вот лично я очень доволен сотрудничеством с ним. Он проявил себя как талантливый гитарист. Да и не только как талантливый гитарист, но как и соавтор, и аранжировщик наших песен. В этом смысле мы очень рады тому, что он с нами теперь.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Не за что.

А.ПЛЮЩЕВ - Спасибо и вам. Еще звонок?

Д.БОРИСОВ - Да, давайте еще один звонок. Алло, здравствуйте, вы в эфире. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ ПАВЕЛ - Меня зовут Павел.

Д.БОРИСОВ - Очень приятно.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ - Здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ ПАВЕЛ - Добрый вечер всем. Хотелось бы сказать всем, что борьба с чем-то - это не очень хорошо. Делать музыку из борьбы - это не очень умно.

Д.БОРИСОВ - А Вы откуда звоните, Павел?

СЛУШАТЕЛЬ ПАВЕЛ - Ну, я сам как-то занимаюсь этим. И просто кажется мне, что великие мастера своего дела из борьбы, да ничего хорошего не сделали.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Нет, ну, почему, тут есть сколько примеров, которые подтверждают Ваш тезис, столько же, которые его опровергают. Но мы, собственно говоря, не о том, что нужно там. Мы обсуждали, насколько хорошо, когда есть свобода творчества. Может быть, она вредна для этого творчества. Может быть, оно тем самым обесценивается, никому становится неинтересным. А вот если оно запрещено, то это стимулирует какой-то некоторый интерес. И это, может быть, так.

А.ПЛЮЩЕВ - Да, даже, может быть, не интерес к творчеству со стороны масс, а интерес к творчеству со стороны творца. Его это стимулирует для того, чтобы противостоять давлению, держать давление.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да. Хотя, на самом деле, я согласен с молодым человеком, который звонил, потому что он говорил, что настоящий-то, великий артист.

А.ПЛЮЩЕВ - Ему вообще все равно.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Ему да, он должен создавать из мусора, правда, из ничего создавать гениальные произведения. И это - правда, тоже.

А.ПЛЮЩЕВ - Есть несколько правд, очевидно.

Д.БОРИСОВ - Но аудитория же нужна. Если не дадут ходить людям, например, на панк-концерт. Человек может в стол писать?

А.ПЛЮЩЕВ - Человек не жил в Советском Союзе, не обращай внимания на Диму.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Нет, ну, понимаешь, если не дадут играть концерты большие, все это опять вернется в подвалы, не дадут в подвалах делать, вернется в квартиры. Будут на частных квартирах.

А.ПЛЮЩЕВ - Магнитоальбомы.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Ну, будет все это таким образом происходить. Но, конечно, наверное, особо не проживешь, т.е. выручки никакой там не будет. Это будет таким, скорее, некоторым творческим актом, который не основан ни на какой коммерческой подоплеке. Собственно говоря, да и сейчас особенно от панк-рока так не проживешь, но в этом смысле, я говорю, что люди, которые занимаются какой-то радикальной формой искусства, они и сейчас себя чувствуют не очень, я думаю, в большинстве своем, они и сейчас себя чувствуют не очень финансово независимо и обеспечено. И в этом смысле по большому счету, конечно, ничего не изменится. Просто будет больший интерес, и рок-музыканты приобретут ореол таких мучеников и борцов с системой. Что всегда стимулирует, особенно у протестной части общества, интерес.

А.ПЛЮЩЕВ - Слушай, а вот такой вопрос, смотри. Человек, который позиционирует себя как любитель панк-рока или этой даже не столько музыки, сколько идеологии, он же по сути своей анархист, обязательно. Ну, почти.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да, конечно, скажем так. Это, наверное, в Европе и в Америке так.

А.ПЛЮЩЕВ - Вот, вот, подожди. Значит. Ну, он должен быть анархистом. Анархист - это антиглобалист, с одной стороны. Если сейчас человек, который анархист и антиглобалист, так у нас же и власть антиглобалистична, очень антиглобалистично настроена. Стоит ли ей сопротивляться, если она, или, может быть, лучше ее даже поддержать, потому что она как раз сейчас является главным антиглобалистским участником.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Но главными антиглобалистами все-таки сейчас являются исламские фундаменталисты, настроенные радикально. Вот они-то как раз не словом, а делом противостоят, если говорить так по чесноку, что называется. Вот они, действительно, они в отказе. Им не нравятся результаты глобальной приватизации, они их готовы пересматривать и готовы пересматривать с оружием в руках. В этом смысле, если кто уж, действительно, в оппозиции, так это они. Но у меня они, честно говоря, симпатии не вызывают. Что касается, насколько Россия является оппозицией глобальной экспансии Соединенных Штатов и вообще глобальной деревне. Я думаю, как раз в случае с Россией, может быть, какой-то элемент либеральной культуры и не помешал бы. Т.е. я, может быть, скажу крамольную мысль. Сейчас многие обидятся за это на меня, но в целом мы находимся в таком феодальном состоянии сейчас, что некоторый элемент буржуазно-капиталистический был бы реальным шагом вперед для нас. А пока мы, на самом деле, даже до этого не выросли.

А.ПЛЮЩЕВ - Ты сейчас говоришь, как герой мультфильма про Простоквашино. Для того, чтобы продать что-нибудь ненужное, надо купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет. Вот о чем речь. Для того чтобы начать бороться с буржуазным обществом, надо его сначала построить.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Ну, совершенно верно, да, т.е. мы начали разговор с анархии. Анархия является, на мой взгляд, некой высшей формой человеческого общежития. Для того чтобы к ней прийти, надо хотя бы пройти парламентскую демократию, гражданское общество, свободный рынок. Ну, невозможно из феодализма, в котором мы находимся. Россия, к сожалению, залипла в нем очень надолго, я думаю, что со времен Ивана Грозного это все происходит, и все ничего никак не изменится. Меняются как бы вывески, ширмы, но в целом идея остается той же самой. Вот сейчас такой некий НЭП происходит. Сейчас мы с тобой это обсуждаем сегодня на кухне, а еще пара тысяч человек странного, на самом деле, типа слушают это по радио. А завтра это опять все вернется на уровень кухни. Ну, вот как бы из феодализма мы вырваться не можем, и в этом смысле я все-таки считаю, что гражданские свободы, либеральное общество и либеральные ценности для России были бы шагом вперед все-таки.

А.ПЛЮЩЕВ - Ну, что, послушаем еще одну группу.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да, на самом деле, я хочу проанонсировать группу 'Супермаркет'. Мне тут недавно попалась пластинка, и я бы хотел завести их песню. Они сделали интересный кавер, не буду его представлять, потому что, я думаю, все слушатели сейчас его узнают. Мне кажется, такое прочтение имеет право на существование, и мне лично понравилось.

Д.БОРИСОВ - Продолжается программа 'Аргентум'.

А.ПЛЮЩЕВ - Да, и уже заканчивается наш сегодняшний творческий вечер Александра 'Чачи' Иванова.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - К сожалению.

А.ПЛЮЩЕВ - К сожалению, мы практически так и не поговорили о музыке. На самом деле, это очень здорово, потому что редко с кем из музыкантов обсудишь какие-то важные, глобальные, как мне кажется, вещи. Спасибо тебе за это. Ты знаешь, поскольку ты объявил о презентации альбома и ты сказал еще до эфира о том, что весьма насыщенным в музыкальном плане будет октябрь у тебя.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Да, да, да. У нас очень много концертов. Ребята, кто слушает нас, кроме Москвы кто-то слушает еще 'Эхо Москвы'?

А.ПЛЮЩЕВ - А то! Обижаешь. Ты третий раз тут и не знаешь, что 70 городов вещания.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - 70 городов вещания. Мы, в общем, едем по России в октябре, поэтому все города, где нас слышат, ребята, заходите. Мы будем рады вас всех видеть.

А.ПЛЮЩЕВ - Насколько я понимаю по пейджеру, и по тому, что написано в интернете, больше всего волнуется Петербург и Омск. Петербургск. Как я клево сказал.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - В Питере у нас даже несколько концертов в октябре, если не ошибаюсь. Вот ближайший 8 октября. Тур наш начинается именно с 8 октября в Питере, в клубе под названием 'Орландино'. И будем еще играть в Питере в этом же месяце. Ну, и вообще поездим так. Заходите.

А.ПЛЮЩЕВ - Ну, удачи тебе, удачи группе 'Наив', и, несмотря на то, что вы не очень много получаете с пластинок, хороших вам продаж пластинки 'Живой и невредимый'.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Будем стараться. Спасибо.

А.ПЛЮЩЕВ - Спасибо. Александр 'Чача' Иванов сегодня был у нас в эфире программы 'Серебро', которая продолжится еще: Какое 'Серебро'? 'Аргентум', конечно. Вот сколько времени прошло, а все

Д.БОРИСОВ - Мы, кстати, ведь именно с Чачей закрывали 'Серебро', в свое время.

А.ПЛЮЩЕВ - Конечно, я, почему и перепутал-то. А сегодня открывается новый сезон программы 'Аргентум'. Так что ты - как закрыл, так и открыл.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Я попадаю в такие важные событийные пересечения.

Д.БОРИСОВ - Спасибо большое, будем ждать еще.

А. 'ЧАЧА' ИВАНОВ - Спасибо вам, ребята.