Купить мерч «Эха»:

группа 'Brainstorm' - Brainstorm - Аргентум - 2004-08-08

08.08.2004

Д.БОРИСОВ: Доброе утро тем, у кого сейчас утро, добрый вечер, у кого сейчас вечер, или даже может быть, доброй ночи. Это программа 'Аргентум'. У микрофона Александр Плющев и Дмитрий Борисов. Привет.

А.ПЛЮЩЕВ: Привет, привет.

Д.БОРИСОВ: И в нашей студии сегодня мы приветствуем группу 'Brainstorm'. У нас в гостях два участника группы Рейнарс Кауперс и Марис Михельсонс.

Р.КАУПЕРС: Доброе утро. Все-таки утро.

М.МИХЕЛЬСОНС: Добрый день, вечер.

Д.БОРИСОВ: Да. Или, может быть, ночь. У кого какое настроение.

ЗАСТАВКА

Д.БОРИСОВ: Итак, у нас в гостях группа 'Brainstorm'. Еще раз привет. Не могу не задать первый вопрос сразу такой. У вас же был сольный концерт в минувшую пятницу в 'Точке', и после этого - уже вчера, да, получается, в субботу - вы играли на 'Нашествии', на фестивале. Это был первый день фестиваля и, можно сказать, раннее утро. По летним меркам.

Р.КАУПЕРС: Ты знаешь, самое, что тебя поражает, вот ты приезжаешь, вообще, странно, вот когда ребята говорят: 'Знаете, ваше выступление в 11:30'. Ты говоришь: 'Слушайте, чего это? Что мы, в 11:30 для трех людей будем играть?' А там, оказывается, приезжают люди два дня за этого, день за этого. Там было полно. Действительно, 'БИ-2' когда открывали, там было полно - и флаги, и люди, и все уже готовы к этому. Как раз только что проснулись. И вот мне это очень понравилось. Мы играли немного - мы играли песен четыре. Но очень достаточно для первого раза.

А.ПЛЮЩЕВ: Как вам Эммаус? Это достаточно далеко от Москвы.

М.МИХЕЛЬСОНС: Ну, ничего много не могу сказать, поскольку спал.

Р.КАУПЕРС: Пока ехал туда.

М.МИХЕЛЬСОНС: Да.

Р.КАУПЕРС: Но Эммаус это название... Вот если б был, знаешь, конкурс, радиоконкурс насчет где находится Эммаус. Да, вот ни за что бы не угадал, что в России.

А.ПЛЮЩЕВ: Более того, в Тверской области.

Д.БОРИСОВ: Я до сих пор, кстати говоря, не знаю, почему такое название, хотя...

Р.КАУПЕРС: А мы узнали, мы узнали. Название библейское. Да. Ну, я не углубился очень. Но, как я понял, в Израиле тоже есть Эммаус. И он столько же километров, сколько Эммаус до Иерусалима, столько же ваш Эммаус до Москвы. И причем я понял, что есть еще много Эммаусов. Так что все Эммаусы, соединяйтесь.

Д.БОРИСОВ: Да?

М.МИХЕЛЬСОНС: Ну, я надеюсь, что есть.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот это здорово, на самом деле, что латвийские гости вот здесь нам москвичам, которые здесь 150 лет живут, рассказывают о наших же достопримечательностях. Лишний раз захочется изучить собственную историю и биографию.

Д.БОРИСОВ: Ну, ты знаешь, многие москвичи в Большом театре не были. Вот я, например. Вот вы были в Большом театре?

Р.КАУПЕРС: Пока нет.

М.МИХЕЛЬСОНС: Но будем.

Р.КАУПЕРС: Это очень нормально. Я тоже, когда в Рим ездил, я был еще восьмиклассником тогда, я жил у друга, который живет в Риме. Он никогда не был в Колизеуме. То есть мы вместе с ним, он тоже уже какой-то... 15, 16 лет... то есть вместе пошли, и он сказал: 'Да', - ему понравилось.

М.МИХЕЛЬСОНС: То же самое и об Афинах. Местные люди, которые живут в Афинах, они обычно ходят в это место, где...

Р.КАУПЕРС: Акрополь.

М.МИХЕЛЬСОНС: Да, Акрополис. Там есть такое старое знаменитое место. Они ходят туда по случаю, ну, вместе с классом - во втором классе, и потом больше не ходят, просто туристы.

А.ПЛЮЩЕВ: Типа как Мавзолей у нас. Когда мы объявили сбор вопросов для вас здесь, первый вопрос, знаете, какой первый вопрос пришел?

М.МИХЕЛЬСОНС: Нет.

А.ПЛЮЩЕВ: Наталья из Москвы спросила, и мне кажется, это один из закономерных вопросов: 'Ребята, вам не трудно говорить по-русски?'

Р.КАУПЕРС: Нам не трудно говорить по-русски, так как мы выросли... Мы из города Елгавы. Елгава - это где-то 50 км от Риги. Рига - это столица Латвии.

Д.БОРИСОВ: Латвия - это возле Балтийского моря...

Р.КАУПЕРС: Да, Латвия - это возле Балтийского моря между Эстонией и Литвой. А мы выросли в среде, где в принципе живут половина русских и половина латышей. И когда ты играешь в мяч во дворе, ты уже с ребятами общаешься. Сначала тебе трудно, но...

М.МИХЕЛЬСОНС: Конечно, и все телевидение, все мультики, все советское было же. Мы выросли с этим, конечно, и гордимся тем, что не забыли пока еще язык.

А.ПЛЮЩЕВ: Я просто поясню, почему возникает такой вопрос. Потому что вас воспринимают даже уже скорее не как латвийскую группу, а как европейскую - как часть европейской культуры. Я сегодня заглянул к вам на сайт раз четвертый уже, наверное, и обнаружил, что там нет ни слова по-русски. Несмотря на то, что вы часто бываете, выступаете здесь и крутитесь на радиостанциях. И поэтому вас уже воспринимают как европейскую группу. Именно потому и вопрос был задан.

Р.КАУПЕРС: Логичный вопрос. Причем, да, кстати, нет же и на латышском ничего. Мы уже второй год, по-моему, думаем, что нам надо сделать.

М.МИХЕЛЬСОНС: Это только дело времени, и надо просто это сделать. Это нет никакой специальной задумки, чтобы было по-английски все, надо и по-русски, и по-латышски тоже...

Д.БОРИСОВ: Ну, я недавно был в Риге. Это было на Евровидении как раз на том, где выступали 'Тату' и где Рейнарс был как раз ведущим, и заметил, что английский - это язык в Латвии такой... у всех, ну, не родной, конечно, второй, но все знают. Вот с кем ни приходилось общаться, с латышами в Риге, все готовы по-английски, не все готовы по-русски с тобой разговаривать. Ну, например, в отеле я жил. И там работали милые девушки, которые очень старались говорить по-русски, но им было проще по-английски. И как-то по-английски все у всех так просто, легко, и, наверное, поэтому заходить на сайт, который написан на латвийском языке, жителям Латвии все понятно и так. Как Евровидение, кстати?

Р.КАУПЕРС: Вести Евровидение?

Д.БОРИСОВ: Как было вести, да?

Р.КАУПЕРС: Очень хорошая школа. Мне очень понравилось работать со шведами, потому что это был шведский продакшн. Все техники, все ребята, которые придумывали шоу, идейные монстры - вот все они были шведы, которые стажировались в Америках и где-то... Но очень такой был европейский. Ну, ты чувствуешь другой уровень как бы. И вот много чему научился. Там очень жесткий график. Там нет никаких приду 5 минут позже или как там. Все по графику. Вот что в принципе отличается, что мы заметили в России, вот иногда организаторы забывают перед фестивалем сделать какую-то маленькую... вот просто придти всем вместе и договориться - ребята, давай, кто что будет делать. А потом когда уже все начинается, все понимают: 'Слушай, а мы же... Слушай, давай...'

М.МИХЕЛЬСОНС: Надо звонить.

Р.КАУПЕРС: Да, и тогда все с мобильным телефоном вокруг бегают и звонят и кричат уже друг на друга. Вот такого не было.

Д.БОРИСОВ: Да, невозможность договориться иногда на местах тоже бывает. Это встречается в России довольно часто. Но из всех ситуаций можно легко выпутаться. Я про Евровидение спросил вот почему. Я присутствовал по долгу службы уже просто, присутствовал на всех репетициях, на всех прогонах. Было как-то так не напряжно повторять один и тот же текст раз 10?

Р.КАУПЕРС: Нет, не напряжно. Ты понимаешь, что тебе самому будет легче. Просто там настолько нервы накалены, что это просто тебя все время давит - не только столб воздуха, но и то, что... знание того, что на тебя смотрят 300 миллионов людей. Причем, когда мы открывали Евровидение, то есть первая речь там минут 7. И во время этой речи два подключения. Одно подключение - мы подключаемся к самой старой, то есть к первой леди, которая выиграла Евровидение. И второе подключение - мы подключались к Элтону Джону. И то есть оба раза, когда ты подключаешься, это не было отрепетировано. То есть так было много импровизации, ты как бы... то есть когда ты говоришь... я как бы процитировал одну песню Элтона Джона, и Марис меня спрашивает: 'Это твоя песня?' Я говорю: 'Нет, это не моя песня, но это твоя песня, Элтон Джон. Не правда ли?' И вот когда ты говоришь: 'Не правда ли?' - ты в принципе прыгаешь куда-то, то есть в космос. Если он мне не ответит, я буду в самом дурацком положении в жизни, когда я вообще был. И тогда вот это полсекунды длится, пока они подключаются, это как вечность. Но тогда ты видишь Элтона. Улыбается, вот говорит. И все в порядке.

А.ПЛЮЩЕВ: Здесь еще несколько вопросов. Много очень вопросов, связанных с языками, с культурами и так далее. Потому что вы все-таки находитесь немного в необычной ситуации. И с одной стороны вас относят к нашей музыке, потому что вы активно крутитесь на наших радиостанциях, значит, участвуете в нашем шоу-бизнесе. А с другой стороны, вы не отсюда. И часто и на русском языке вас тоже не особенно услышишь. Вот, например, Максим Любавин из Саратова спрашивает: 'На рок-фестивале 'Максидром' солист 'Brainstorm' сказал: 'Мы поем на английском, говорим по-русски, а думаем на латвийском. Три языка - три разные культуры. К какой из них вы ближе сейчас? Или в творчестве есть только одно понятие - общемировая культура?'

Р.КАУПЕРС: Очень хороший вопрос.

М.МИХЕЛЬСОНС: Да, пожалуйста, продолжай.

Р.КАУПЕРС: Ты знаешь, мы всегда говорим, что мы богаты тем, что мы попали в такое время и родились в таком месте, как Латвия, которая в принципе посередине - она между Западом и Востоком. И что мы выросли на базе советской, наша инспирация - мультики. Вот что-то из латвийской эстрады, Раймонд Паулс, еще что-то. А вот про что... Группа 'Депеш Мод', например, мы узнали в 14 лет. И истории какой-то о 'Битлз', 'Лед Цепеллин', 'Пинк Флойд' и так далее еще позже - так, как развивалось наше внутреннее воображение, действительно, немножко необычно, как ты сказал. Вот это и есть наша богатость. Потому что мы верим, что в нашей музыке есть какая-то немножко российская душа, продакшн - из Запада, а так мы - латыши.

А.ПЛЮЩЕВ: Является ли Москва, и вообще, Россия, потому что вы, вероятно, не только в Москве бываете, Питер вам, наверное, даже ближе географически, являются ли для вас российские города чем-то необычным, другим по сравнению с другими европейскими городами, куда вы выезжаете с концертами, скажем?

Р.КАУПЕРС: Ну, да. Я бы сказал, да, потому что Россия... ну, нельзя сравнить с Германией, например. Есть и плюсы и минусы. Там все так хорошо налажено, все по полкам уже положено... Все немножко как бы...

М.МИХЕЛЬСОНС: Но душа утрачена в то же время.

Д.БОРИСОВ: Наверное, даже неинтересно.

Р.КАУПЕРС: Да абсолютно неинтересно. Причем в Германии ты едешь, ты точно знаешь, что не отличаешь города, ты едешь уже пятый раз, но ты не понимаешь, вот кто... И даже Германия может не пример, где все одинаково, но все равно ты как-то... нет такой индивидуальности. Вот, а в Москву приезжаешь, ты знаешь - да, ты в Москве. Точно попал в эту... пробку. Или приезжаешь в Питер, ты чувствуешь. Да, все по-другому опять. То есть, да, особенно и по-другому.

ЗАСТАВКА

Д.БОРИСОВ: Напоминаю, вы слушаете программу 'Аргентум' радио 'Эхо Москвы'. У микрофона Дмитрий Борисов. Со мной в студии Александр Плющев. И гости наши - участники группы 'Brainstorm': а именно, Рейнарс Кауперс и Марис Михельсонс.

А.ПЛЮЩЕВ: Мы продолжаем.

Р.КАУПЕРС: Продолжаем передачу.

Д.БОРИСОВ: Я предлагаю ненадолго прерваться, буквально на пару минут, чтобы послушать песню, вашу совместную песню с группой 'БИ-2', которая называется 'Скользкие улицы' про то, как иномарки целуются. А совсем скоро мы вернемся в эту студию.

ПЕСНЯ

А.ПЛЮЩЕВ: Мы продолжаем.

Д.БОРИСОВ: На русском языке вы песни стали петь совсем недавно. Это дань российскому шоу-бизнесу, это способ выйти к нам сюда на рынок?

Р.КАУПЕРС: Ты знаешь, мы очень долго об этом думали. Мы понимали, иногда, когда ты хочешь быть... ты делаешь, что тебе нравится, правда? Вот мы музыканты, мы 15 лет вместе, мы со школы, даже с детского сада знаем друг друга, играем и делаем то, что нам нравится. Вот в каком-то, в 1994-ом году мы начали петь на английском, и сначала все говорили: 'Ребята, слушайте, чего-то не очень у вас получается, и зачем вам туда?' - и так, и так. Но нам казалось... ну, интересно, давай попробуем. И так все шло и развивалось, и сейчас всем уже кажется очень...

М.МИХЕЛЬСОНС: Естественно.

Р.КАУПЕРС: ...естественно, что мы поем на английском.

М.МИХЕЛЬСОНС: Но причем мы в Латвии на латышском поем.

Д.БОРИСОВ: А у вас же даже внутреннее название для Латвии другое - не 'Brainstorm'?

Р.КАУПЕРС: Да. Мы 'Brainstorm' перевели на латвийском, это 'Pratavarta'.

Д.БОРИСОВ: То есть это тоже 'мозговой штурм'?

М.МИХЕЛЬСОНС: То же самое получается.

Р.КАУПЕРС: То же самое. 'Мозговой штурм' как бы. И логичный шаг, как нам кажется, был - где-то лет 6-7 назад мы познакомились с Ильей Лагутенко в Риге. И вот с того момента как бы очень медленно, но крепко начала развиваться наша дружба с русскими музыкантами. И вот Илья тоже - это было уже где-то 5 лет назад - он сказал: 'Ребята, мы выдаем сборник. Давайте, запишите что-нибудь на русском'. Мы сказали: 'Ну, Илья, нет. Ну, не знаем. Вряд ли получится. И вообще у нас нет никаких русских песен. То есть надо делать специально, а если ты специально делаешь, это вряд ли сработает'. А он говорит: 'Ну, хорошо. Вы попробуйте, если получится'. И мы записали тогда одну песню, даже две. Одна называется 'Самолет' - такая шуточная песня, которая нам где-то 10 лет назад в Латвии очень помогла. Это был наш первый вселатвийский хит, который нравился и большим, и маленьким, и латышам, и русским. Вот записали на русском. Вот, все. И потом там как-то не очень все пошло. И мы над этим уже и не думали. А когда познакомились с 'Би-2', записали 'Скользкие улицы'.

Д.БОРИСОВ: А кто вас познакомил? Где это произошло? Просто очень странно, как вдруг сходятся группы и.. почему 'Би-2'? Почему не с тем же Лагутенко? Почему нет совместной песни с 'Мумий Троллем'?

Р.КАУПЕРС: Я думаю, вот это показывает то, что жизнь очень интересная, и ты не можешь... Да, это был как бы очень логический шаг - действительно записать с Ильей. Но как-то не получилось, даже не задумались об этом. А с 'Би-2' было так. Мы играли один концерт. Причем мы играли первыми. Мы сыграли свой сет, заканчивается песня 'Maybe'. Уходим, слышим, что люди в восторге, хотят еще, на бис. Мы возвращаемся. То есть мы посылаем барабанщика первого, который прибегает после:, сразу прибегает и кричит: 'Слушай, у меня больше нет барабанов!' Оказывается, что техники 'Би-2' такие скоростные ребята, как только мы закончили, они просто снесли всю нашу аппаратуру и поставили уже свою. И там получился такой конфликт. Вот так мы и познакомились. На таком... на базе конфликта. А потом уже год назад или даже два, да, два года назад, мы встретились опять. Это был концерт памяти Виктора Цоя в Юрмале. И уже мы как-то почувствовали, что время лечит, никаких проблем. Вот. И Шура говорил, что у него есть идеи о совместном проекте. Ну, так мы и пришли пешочком...

ЗАСТАВКА

Д.БОРИСОВ: Мы продолжаем программу 'Аргентум'. В гостях у нас сегодня группа 'Brainstorm' - Рейнарс Кауперс и Марис Михельсонс. Да. Два участника группы 'Brainstorm'. Мы сейчас как раз начали говорить о том, как получился дуэт с 'Би-2'. Ну, вот песня, которая у нас тут даже многие чарты возглавляла, 'Иномарки', которую вы спели вместе, сразу после нее появилась на русском языке песня 'Выходные'. Вот я знаю, что несколько моих знакомых, они такие ярые поклонники 'Brainstorm', они говорят, что у песни 'Выходные' на русском языке нет ничего общего с текстом песни вот на английском. С латышским они, к сожалению, не знакомы, поэтому не могут оценивать текст. Вот этот текст - как он рождался - песня 'Выходные'. Это перевод или это уже просто вариации на тему , на ту же тему? Что получилось?

Р.КАУПЕРС: Ну, во-первых, спасибо, очень вкусное печенье.

А.ПЛЮЩЕВ: Я старался, я пек всю ночь.

Р.КАУПЕРС: Это чувствуется. Любовь чувствуется от каждого куска. У 'Brainstorm' никогда, или практически никогда не бывает перевода песен. То есть если песня рождается на латышском, английский вариант абсолютно другой. Или, наоборот, если английский вариант про 'Выходные', да? Другой может быть про... латышский вариант может быть...

М.МИХЕЛЬСОНС: Я просто скажу, что в Латвии мы обычно выпускаем и латышскую версию альбома, и английского. Два разных как бы альбома по идее, по тексту, а музыка остается та же самая.

Р.КАУПЕРС: Да. Ну, вот. И песня 'A day before tomorrow', которая на латышском звучит 'плаукстас лейломе павесерс'...

М.МИХЕЛЬСОНС: ...что обозначает совершенно другое.

Р.КАУПЕРС: :совершено другое - 'весна в ладошку'...

М.МИХЕЛЬСОНС: По величине ладошки.

А.ПЛЮЩЕВ: Весна величиной с ладошку.

Р.КАУПЕРС: Да. Ты знаешь, мы не думаем, изменить или не изменить смысл. Вот просто как рождаются слова? Слова рождаются с какой-то ключевой фразы. И то есть ты тогда вокруг нее делаешь уже, ты играешься со словами и делаешь историю. Причем неплохо когда немножко с какой-то философической стороны тоже. Вот то есть 'A day before tomorrow' - 'День перед завтра'. Идея песни такова, что, ребят, давайте жить сейчас. Здесь и сейчас, вот на данный момент. Это то, что мы имеем, это то, чему мы можем сейчас радоваться.

Д.БОРИСОВ: А, я понимаю. То есть в русской версии это так: давайте ждать выходных, все равно... можно будет отдохнуть.

А.ПЛЮЩЕВ: Все, что происходит в выходные.

Д.БОРИСОВ: Мы сейчас как раз послушаем эту песню, но именно на русском языке.

ПЕСНЯ

Д.БОРИСОВ: Это программа 'Аргентум'. У микрофона Александр Плющев и Дмитрий Борисов. Привет.

А.ПЛЮЩЕВ: Привет, привет.

Д.БОРИСОВ: И в нашей студии сегодня мы приветствуем группу 'Brainstorm' - Рейнарс Кауперс и Марис Михельсонс. Мы как раз поговорили о песне 'Выходные'. Я сейчас еще раз ее послушал, и у меня возник вопрос - что за косы и парики, про которые там поется? Часто вы так забавляетесь?

М.МИХЕЛЬСОНС: Я скажу, что текст делался ночью, причем не одним человеком, а авторским коллективом, и многие люди подставляли свои строчки...

Д.БОРИСОВ: Ага.

Р.КАУПЕРС: Давайте я расскажу, давайте я расскажу. Я являюсь... Здрасьте, я Рейнарс. Я являюсь центральным автором...

М.МИХЕЛЬСОНС: ...слов...

Р.КАУПЕРС: ...лирики... этой песни, да. И, давайте, если уж углубляться, давайте расскажу, ну, как бы, идею, чувства мои, когда писал я эти строки. Ну, идея такова, что нас всегда интересовал вопрос развития технологий, развития городов, развития всего, что, вообще, касается типа хай-фай, модерн и... ну, все, что могло...

М.МИХЕЛЬСОНС: ...могло развиваться?

Р.КАУПЕРС: ...могло развиваться... 'зинар' - как это?

М.МИХЕЛЬСОНС: Наука.

Р.КАУПЕРС: Наука, вот что наука нам дает, и как мы ее используем - все эти компьютеры, он-лайны, и-мейлы и так далее. И то есть все то, что как бы людям должно приносить больше комфорта. А вместе с этим комфортом приходит и такое, ну, мы как бы дальше немножко друг от друга становимся, не смотрим уже в глаза, не встречаемся... лучше там месседж посылаем. Или решаем где-то встречаться, но пять раз перезваниваемся: 'Давай, может, я не буду'. 'А я буду позже'.

Д.БОРИСОВ: 'На другой улице'.

Р.КАУПЕРС: Да, и вот все это начинается. Идея песни очень наивная - давай убежим хоть на момент от этого всего, от наук, и там на пляже, где тает лето, казалось ведь, навсегда все это... Ну, вот. А под утро мы опять - хочешь, не хочешь, - попадем в эти технологические сети, в эти социальные сети, опять будем думать, как заплатить за квартиру, электричество, опять будем что-то работать, если глобально смотреть, абсолютно что-то странное делать. То есть какое-то... Ну, и...

М.МИХЕЛЬСОНС: А косы?

Р.КАУПЕРС: Косы - это... Ну, друг мой, ты же не можешь все... все нельзя сказать...

М.МИХЕЛЬСОНС: Нельзя.

Р.КАУПЕРС: Все нельзя сказать, ну, надо немножко самому...

М.МИХЕЛЬСОНС: Расскажи, как песня и слова делались.

Р.КАУПЕРС: А слова делались так, что мы были... Миша Козырев подтолкнул нас к этой идее: 'Ребят, давайте, давайте, надо записать', - потому что мы все время как бы вот немножко гнулись... Не гнулись, а... что 'гнулись' вообще такое?

М.МИХЕЛЬСОНС: Гнулись - это когда палку...

Р.КАУПЕРС: А, то есть не гнулись, а как раз стояли, как палка. Не хотели вот...

Д.БОРИСОВ: Сомневались, в общем, что будет трудно.

Р.КАУПЕРС: Да. Потому что... Причем, вот тоже играли в 'Точке' концерт, когда и пели вот это на русском, я вот не понял. Потому что мне казалось, что некоторые фэны 'Brainstorma' немножко они не понимают. Вот как раз из-за этого вопроса, что мы вначале говорили, что мы как бы иностранная группа. Я вот между песнями в России говорю на русском. А вот если начинаешь на русском уже петь, как-то просто психологически ты положил группу вот уже на полку какую-то там. А вот когда они приходят слишком близко, ты как-то тоже странно чувствуешь. И вот как-то я ощутил вот это такое ощущение, что как-то мы подошли слишком близко к слушателям.

М.МИХЕЛЬСОНС: С русской версией?

Р.КАУПЕРС: С русской версией. Но посмотрим, как это будет развиваться. То есть я думаю, что некоторые фэны немножко...

М.МИХЕЛЬСОН: ...огорчены...

Р.КАУПЕРС: ...огорчены этим, но зато, я думаю, много мы... ну, то есть много есть людей, которые благоволят...

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, то есть расширили аудиторию.

Р.КАУПЕРС: Расширили аудиторию, да. То есть трудно понять, где плюс, где минус. Но просто нам всю жизнь вот так идет. Мы следуем, во-первых, своим ощущениям. Если это нам интересно...

Д.БОРИСОВ: Ну, главное, что можете позволить себе.

Р.КАУПЕРС: ...мы делаем это. Да, это как бы не потому, что бизнес или диск пошел лучше. Потому что мы даже не выпустили эту версию.

Д.БОРИСОВ: У нас в интернете на нашем пейджере 974-22-22 для абонента 'Эхо Москвы' есть очень много благодарностей за концерт в 'Точке'. Пишут, что вот отличный был концерт, спасибо большое, и вот Варвара задает вопрос: 'Какая у вас у самих любимая песня?'

М.МИХЕЛЬСОНС: Из...

Д.БОРИСОВ: Из ваших, я думаю.

Р.КАУПЕРС: А как - Варвара или Варвара?

Д.БОРИСОВ: Я думаю, что Варвара.

М.МИХЕЛЬСОНС: А есть и Варвара?

Р.КАУПЕРС: Нет, у 'Би-2' была песня 'Варвара'.

М.МИХЕЛЬСОНС: Привет, Варвара. У меня есть очень любимая песня. К сожалению, люди, наверное, многие не знают, потому что она по-латышски и она довольно старая.

Д.БОРИСОВ: И нет версии на английском языке?

М.МИХЕЛЬСОНС: Нету версии на английском. В 1996-ом году выпустили альбом, который назывался не 'Варвара', а 'Вероника' или 'Вероника' и там есть такая песня. Вот одна из них. По-латышски будет ... 'Эту песню буду петь тебе', если перевести.

Р.КАУПЕРС: Мой любимый альбом, мне нравится звук альбом, и я думаю, что он как бы очень такой брэйнстормовский саунд вот в этом альбоме. Он называется 'Между двух солнц'. И там есть пара песен - 'Между двух солнц' и 'Try' - ну, да, есть пара песен. Но это всегда трудно отвечать на вопрос, который ребенок тебе...

М.МИХЕЛЬСОНС: ...приносит пользу.

А.ПЛЮЩЕВ: Здесь есть вопрос от Екатерины Глушаковой из Санкт-Петербурга. Вообще, из Питера много вопросов. Она думает, что на вас сейчас свалится огромнейшая популярность в России. Вы не боитесь, что не сможете столько же времени уделять латвийским поклонникам, как и раньше, и не страшно ли вам, что с бешеной популярностью может прийти и слава группы, делающей деньги на аудитории?

Р.КАУПЕРС: Да. Ну, начнем с того, что в последнее время мы не... ну, насчет латвийской публики - мы делаем довольно мало концертов, где-то пять-шесть в год, но стараемся делать большие концерты. Вот все с экранами, с фейерверками. Ну, то есть 'Брэйнсторму' немаловажно, что мы хотим быть событием. Не то, что ты играешь каждый день в клубе, хотя это тоже прекрасно, и нам очень нравится играть в клубах, но стараться достичь такого уровня, что люди действительно тянутся к этому, что они ждут вот этот период - от концерта до концерта. И постараться найти вот правильную - не слишком длинный сделать этот период и не слишком короткий, то есть балансировать на этой..

М.МИХЕЛЬСОНС: Как день рождения, который ты провожаешь и сразу ждешь.

Р.КАУПЕРС: И сразу ждешь, да.

А.ПЛЮЩЕВ: Что касается того, не страшно ли вам, что к вам придет слава группы, делающей деньги на аудитории, собирающей стадионы по России, чешущей по городам средней полосы и Сибири.

М.МИХЕЛЬСОНС: Не знаю, я думаю, что мы такая группа... из таких групп, которая идет своим ходом, но очень-очень медленно. То есть мы уже вместе 15 лет. И если уже попали в Россию, то тоже уже будет как-то не сразу, а медленно и потихоньку. А то, что слава группы, которая собирает деньги, думаю, что нет.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы говорили о хай-теке, о новых технологиях и об интернете и так далее. Здесь есть вопросы, очевидно связанные с вашим сайтом, я так думаю. Рейнерсу Кауперсу лично: 'Почему Каупикс, - очевидно, имеется в виду ваш ник в интернете?..

Р.КАУПЕРС: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: ...так редко радует нас своими письмами в этом году? А у других участников группы никогда не возникало желания тоже написать письмо поклонникам?'

М.МИХЕЛЬСОНС: Кстати, хорошая идея. Точно, не возникало у меня идеи никогда, но сейчас...

Р.КАУПЕРС: ...наверное, возникнет.

М.МИХЕЛЬСОНС: Да.

Р.КАУПЕРС: Да. Каупикс - лентяй. Это надо признать. Где-то три года тому назад Каупикс решил, что он каждый день - не каждый день, но каждую неделю будет давать такой маленький отчет, что происходит во внутреннем мире 'Brainstorm'. Это где-то полгода делал тщательно, а потом решил, что это же можно делать раз в две недели. А потом он решил, раз в месяц, а сейчас уже, да, очень-очень...

М.МИХЕЛЬСОНС: Но обещай, что приедем домой и сразу, сразу...

Р.КАУПЕРС: Я не могу обещать. Всякий раз, когда я сяду к компьютеру, что там... Я, может, может просто у меня период такой, что я не могу ничего написать, потому что мне это кажется чем-то, кем-то дурацким...

Д.БОРИСОВ: А чем ты тогда занимаешься у компьютера?

Р.КАУПЕРС: Я вообще практически не занимаюсь у компьютера. Я просто когда прихожу в бюро. У нас есть бюро, где работает пять прекрасных девушек на 'Brainstorm'-менеджмент. И всякий раз, когда собираемся...

А.ПЛЮЩЕВ: Какие уж тут компьютеры?

Р.КАУПЕРС: Да, какие уж там компьютеры? Просто надо поговорить. Посмотришь немножко и-мэйлы, на что мы тоже... ну, не очень мы... как бы...

М.МИХЕЛЬСОНС: Ну, ну-ну.

Р.КАУПЕРС: Мы не...

М.МИХЕЛЬСОНС: Что?

Р.КАУПЕРС: Нет. Сейчас соберусь.

М.МИХЕЛЬСОНС: Буквы вот тут, но...

Р.КАУПЕРС: ...не очень так отвечаем. Буквы вот они тут, но...

М.МИХЕЛЬСОНС: ...так путаются, вмешиваются.

Р.КАУПЕРС: Да, компьютерный мир... это... пока мы предпочитаем реальный больше.

Д.БОРИСОВ: То есть поклонникам, поклонницам 'Brainstorm' писать на адрес электронной почты, который указан на brainstorm.lv, бесполезно?

Р.КАУПЕРС: Полезно. Очень полезно.

М.МИХЕЛЬСОНС: Нет, мы прочитаем все, но отвечать трудно. Хотя трудно, но не всегда получается.

ЗАСТАВКА

ПЕСНЯ

А.ПЛЮЩЕВ: Отлично. Здесь есть еще несколько вопросов. Я из тороплюсь задать до конца нашего эфира. Анна Руцкая из Москвы спрашивает: 'Откуда у вас столько положительной энергии? Откуда вы ее черпаете?' Она почерпнула ее от вас на концерте в 'Точке'. А вот вы откуда? Где берете вдохновение?

Р.КАУПЕРС: Ну, не знаю - друг от друга, встречаясь с другими людьми. Вот тоже на интервью приходишь. Мы пришли, в принципе ничего не спали ночь. Потому что очень интересная ночь была. Вот начинаешь говорить и как-то заряжаешься.

А.ПЛЮЩЕВ: А вот о чем я подумал. Мы поговорили обо всех странах, где вы были и даже, где не были. И вот что неожиданно пришло в голову - ведь есть еще две соседние страны у вас, это Эстония и Литва. Как вас там принимают и как к вам там относятся?

М.МИХЕЛЬСОНС: У нас было очень много концертов - ну, не очень много, но много концертов и в Литве, и в Эстонии...

Р.КАУПЕРС: А сколько много и сколько очень много, расскажи.

М.МИХЕЛЬСОНС: Ну, очень много это было бы за сто.

Р.КАУПЕРС: Я помню, Эстония - это была первая страна, где мы ощутили первую заграничную популярность. Это был год 2000-ый, мы ехали на Евровидение и типа недели перед этим просто заехали в Эстонию дать два концерта. Причем пущен был только первый сингл. Мы над ним ничего там не работали, ну, то есть мы ни на какие промо не ехали, просто была у нас песня 'My Star', с которой мы выступали на Евровидении. И она пошла по радиостанциям просто с невероятным успехом. И то есть, когда мы приехали, мы этого не знали. И нам говорят: 'Ребята, надо пойти на пресс-конференцию'. Ну, и мы пошли. Причем мы пошли в белых халатах, знаешь, от душа, вот в этих халатах. Ну, думали, там пару журналистов будет, да ладно. А там было полно журналистов, там фотосессии и так далее. Ну, хорошо. И надо сейчас вам, ребята, ехать туда, где подписаться надо фэнам. Ну, мы думаем, ладно, поедем, ну, там будет 15 латышей, которые учатся в Таллинне. Поехали, там было где-то 500 девушек, просто кричащих. Поехали, это был универмаг в несколько этажей. И то есть все было полно. И мы сидели и так смотрели друг на друга...

А.ПЛЮЩЕВ: Вот она слава.

Р.КАУПЕРС: А, вот, вот какая она - слава. Да. А в Литве нас всегда очень хорошо принимают. И даже перед Евровидением, где-то с 1997-го года, мы ехали и очень хорошо, и на очень больших площадках играли...

А.ПЛЮЩЕВ: А, кстати, возвращаясь к Евровидению, как в Латвии относятся к этому конкурсу? Вот у нас такое сильно двоякое отношение, да? С одной стороны, все за ним следят, с другой стороны, все, или многие очень им недовольны, этим конкурсом.

М.МИХЕЛЬСОНС: Аналогично.

А.ПЛЮЩЕВ: Или говорят: 'Это попса, это 60 лет ничего не меняется на этом конкурсе', - и так далее.

Р.КАУПЕРС: Ну, это повсюду люди так говорят.

М.МИХЕЛЬСОНС: Это и в Англии даже, но люди все знают и все видели.

А.ПЛЮЩЕВ: А ваши поклонники стали к вам как-то по-другому относиться, или, наоборот, их стало больше или меньше после вашего выступления на Евровидении?

Р.КАУПЕРС: Тоже вот - это была очень скользкая улица, по которой пойти. Все говорили нам: 'Ребята, вам туда ехать не надо. Вот как раз это мероприятие... Давайте, выберите лучше какой-то нормальный рок-фестиваль, езжайте'. А нам казалось, причем в Латвии никто не знал, что это Евровидение, мы будем первыми, которые вообще из Латвии туда едут. Мы думаем, а почему нет, если такая большая аудитория, давай просто покажемся. Это плохо не будет. Это же наши песни, сами поем. И вот это сработало. Причем нас тоже вот типа предупреждали: 'Ребята, вы сейчас в Англии не появляйтесь'. А оказалось, мы специально ехали, было такое, по-моему, сейчас уже нету, такое большое музыкальное издание, и они так позитивно отреагировали и такие хорошие были отзывы, что мы на это, молодцы, пошли, эти латыши.

Д.БОРИСОВ: Ну, вы же сразу третье место заняли, уступив только дуэту из Дании и нашей Алсу, да?

М.МИХЕЛЬСОНС: Да. Верно, верно.

Д.БОРИСОВ: Третье место вы оценили как победу, или хотелось первыми стать?

Р.КАУПЕРС: Мы вообще как-то немного ничего этого не оценивали. Мы были рады, что не остались там последними, а то было бы плохо возвращаться домой. Абсолютно. Победить мы тоже не хотели, потому что тогда за тобой всегда тянется этот хвост Евровидения. То есть мы хорошо там показались. Песня отлично пошла в Скандинавии, в Бельгии. Мы ехали весь год в эти страны, туры давали. Да, и вот еще один был момент славы. Мы вот с Михельсоном очень отпраздновали всю эту ночь. И сразу...

М.МИХЕЛЬСОНС: Это было в Стокгольме в 2000-ом году.

Р.КАУПЕРС: Да, надели черные очки, шапочки и пошли гулять по улицам Стокгольма. Большое было наше удивление, когда все нас узнавали, все хотели фотографироваться с нами. И мы опять смотрели друг на друга и говорили: 'Да, слава'.

А.ПЛЮЩЕВ: Часто рок-звезды в разных странах - это очень богатые люди. Вы одни из самых богатых Латвии или нет?

Р.КАУПЕРС: Из самых богатых людей Латвии?! Да вы что... конечно.

А.ПЛЮЩЕВ: У вас есть дорогие автомобили, иномарки опять же?

Д.БОРИСОВ: Яхты на Балтийском море?

Р.КАУПЕРС: Скажи ты, у тебя лучше получится.

М.МИХЕЛЬСОНС: Нет. У меня лично нет автомобиля, я еду на троллейбусе, или на трамвае, или на такси, или на велосипеде...

Р.КАУПЕРС: Но это в Латвии могут позволить только эксклюзивные...

Д.БОРИСОВ: В завершение не могу я пройти мимо сообщения на пейджер. Вот Анастасия прислала такой сугубо личный вопрос, очень интересуется вашей личной жизнью, спрашивает, женаты ли вы, и задает вопрос про ваш первый поцелуй. Вот она конкретно обращается к Рейнарсу. Ее очень интересует этот вопрос - как это было?

Р.КАУПЕРС: Я думаю, первый поцелуй был маме или папе?

М.МИХЕЛЬСОНС: У тебя маме?

Р.КАУПЕРС: Да, такой красивый, невинный поцелуй.

М.МИХЕЛЬСОНС: А женат ты?

Р.КАУПЕРС: А женат ли я? Да, женат я. У меня двое детей, близнецы. Им сейчас 9. То есть я уже большой. Я вырос.

А.ПЛЮЩЕВ: Здорово.

Д.БОРИСОВ: На этой отличной ноте мы на сегодня завершаем программу 'Аргентум'. Большое спасибо группе 'Brainstorm', Рейнарсу Кауперсу и, естественно, Марису Михельсонсу.

М.МИХЕЛЬСОНС: Спасибо вам.

Р.КАУПЕРС: Естественно.

М.МИХЕЛЬСОНС: Конечно.

Р.КАУПЕРС: Да, эксклюзивному Михельсону.

М.МИХЕЛЬСОНС: Можно, пользуясь случаем, передать привет всем, всем, всем, кто нас слушает.

Р.КАУПЕРС: Да, кто был у нас концерте и кто еще придет на концерт.

Д.БОРИСОВ: Большое спасибо, ну, а программа 'Аргентум' совсем скоро продолжится.