Купить мерч «Эха»:

Мастер-класс в прямом эфире: цветы из полимерной глины - Нигина Ражабова - Открывашка - 2013-06-30

30.06.2013
Мастер-класс в прямом эфире: цветы из полимерной глины - Нигина Ражабова - Открывашка - 2013-06-30 Скачать

С.БУНТМАН: Еще раз доброе утро всем ребятам, всем родителям. Я думаю, что родители сейчас тоже и послушают, и, главное, посмотрят в Сетевизоре, куда все камеры смотрят – скажите, видны цветы? Вот я знаю, что эти цветы сделанные, и я обманулся сегодня опять в очередной раз, когда Настя у нас показывала, первый раз мне показали, и мне так понравилось, долго мы собирались, и вот наконец-то сегодня у нас будет Нигина Ражабова. Здравствуйте, добрый день.

Н.РАЖАБОВА: Здравствуйте.

С.БУНТМАН: Вы руководите студией керамической флористики «Floristic-Art». Ну вот вы можете себе представить – нежнейшие цветы, даже здесь мальчик спрашивал, что сделать, чтобы созданные цветы сохранить на вечность.

Н.РАЖАБОВА: Ну, вообще они уже сохранены на вечность, потому что они будут у вас стоять вечно. Единственное – глина боится воды. Значит, остается только не мочить.

С.БУНТМАН: Только как-нибудь не ошибиться и не полить, не побрызгать и не налить в вазу воды. Скажите, пожалуйста, с чего это началось. Вообще – как это получилось? Это недавно делают?

Н.РАЖАБОВА: Нет, вообще это искусство уже шесть лет в России.

С.БУНТМАН: Ну это недавно. Шесть лет. А где оно появилось вообще? Кто это начал делать?

Н.РАЖАБОВА: Изначально это искусство изобрели японцы. Они начали этим заниматься, и глина тоже есть тайская, есть японская. Я пользуюсь тайской глиной, называется она modern-clae.

С.БУНТМАН: И это специальная глина такая, да?

Н.РАЖАБОВА: Да, специальная глина.

С.БУНТМАН: Давайте покажем.

Н.РАЖАБОВА: Она идет вся бесцветная.

С.БУНТМАН: Вы представляете, вот из такого вот кусочка – вот я сейчас даже подниму – такая мягкая на ощупь глина, вот из такого кусочка, как пластик на вид, который мы покупаем и делаем из него всякие штучки, вот из нее получается вот такое.

Н.РАЖАБОВА: Все верно.

С.БУНТМАН: Невероятно.

Н.РАЖАБОВА: Изначально глина бесцветная. Если не замешивать цвет, то она такой и останется. Она высохнет и приобретет такой сероватый оттенок. Поэтому я замешиваю в нее масляные красочки.

С.БУНТМАН: Именно масляные?

Н.РАЖАБОВА: Именно масляные. Обычные художественные масляные краски. Потому что акрил на водной основе, он уже будет сушить глину. И он сам быстро высыхает, и глина будет еще быстрее сохнуть, мы не сможем с ней работать, и акрил будет забивать поры глины. А масло, оно оставляет глину такой вот прозрачной, и лепестки поэтому получаются прозрачные.

С.БУНТМАН: Нежные. Вы так смело трогаете. Вот мы не решаемся. Вы же их делаете, так смело трогаете.

Н.РАЖАБОВА: Нет, она достаточно гибкая. Даже если оно упадет, то не поломается, потому что достаточно эластичные цветы. Я могу делать все, что хочу. Ну, конечно, если постараться, можно оторвать, но мы этого делать не будем.

С.БУНТМАН: Если постараться, можно все на свете сломать. Можно даже алмаз раздробить, если очень и очень долго стараться. Хорошо. А с чего здесь начинают? Потому что, конечно, просто так не сделаешь. Одно дело – есть глина, есть краски, есть какие-то инструменты.

Н.РАЖАБОВА: Да, есть инструменты. Я пользуюсь машинкой. Это специальная паста-машина. Можно даже пользоваться именно для пасты, для лапши.

С.БУНТМАН: Слушайте, подождите. Я думал, что у меня такие глупые ассоциации – когда я увидел вашу машинку, я подумал: это та, которая пасту делает, действительно, лапшу.

Н.РАЖАБОВА: Можно пользоваться, потому что для лапши, например…

С.БУНТМАН: Это, знаете, такая машинка с ручкой, с валиками.

Н.РАЖАБОВА: Да, здесь два валика. Здесь устанавливается толщина, которая нам нужна, необходимая, мы прокатываем. Это для быстроты. И чтобы каждый лепесток был определенной толщины.

С.БУНТМАН: То есть они разной толщины. Конечно, можно бесконечно делать это руками.

Н.РАЖАБОВА: Можно делать руками, потому что все равно мы доделываем все на руках.

С.БУНТМАН: Да, потому что так просто вот такой листочек или такой лепесток машинка вам не выдаст никогда в жизни.

Н.РАЖАБОВА: Да, это все доделывается руками.

С.БУНТМАН: Так, ну тогда давайте начнем с самого начала. У нас есть глина, у нас есть инструменты, машинка. Я вижу, у вас там щипчики, круглогубцы такие, есть.

Н.РАЖАБОВА: Да, у меня есть проволочки, потому что все цветочки держатся на проволоке. Дальше проволока идет уже в обмотке в бумажной, она идет уже обмотанная.

С.БУНТМАН: А где такую взять проволоку?

Н.РАЖАБОВА: Это специально продается в специализированных магазинах, или можно все это приобретать там, где занимаешься. Потому что глина не будет держаться просто на проволоке, если на этой проволоке нет бумажной обмотки.

С.БУНТМАН: Она просто проткнется и будет скользить.

Н.РАЖАБОВА: Да, потому что в основе глины есть ПВА, и клеим мы на латексный клей. Он очень похож на ПВА, но при высыхании он не оставляет такой желтизны, как дает ПВА.

С.БУНТМАН: ПВА желтеет всегда.

Н.РАЖАБОВА: Да, а этот нет, он остается прозрачный. Ну конечно, мы всегда используем его аккуратно, потому что если клей попал на лепесток, то лучше сразу все это убирать, потому что все равно мы все докрашиваем масляной краской – краска не ляжет, останется белесое пятно.

С.БУНТМАН: И получится такой больной цветок, как бывает. Если специально вы хотите сделать больные цветы… ну мало ли, кто-то, может, хочет сделать для реализма такого… Хорошо, тогда начинаем.

Н.РАЖАБОВА: Мы возьмем небольшой кусочек глинки. Глина самозастывающая, она не требует никакой дополнительной обработки, просто застывает на воздухе. Сделали, оставили.

С.БУНТМАН: То есть Алле мы отвечаем, что обжигать ничего не надо.

Н.РАЖАБОВА: Ничего не надо. Я беру сейчас небольшой кусочек глины.

С.БУНТМАН: Вот вы сразу заворачиваете, потому что не надо ее на воздухе держать.

Н.РАЖАБОВА: Вообще, когда мы открыли пачку, лучше всегда держать ее в целлофанчике. Если мы используем это в домашних условиях, можно намочить небольшое полотенчико влажное, обернуть эту глину и убрать еще в герметичный контейнер. Тогда она у вас будет храниться.

С.БУНТМАН: Обернуть поверх целлофана. Потому что мы знаем, что влага не должна попадать.

Н.РАЖАБОВА: Сейчас я вот в этот кусочек добавлю масляную красочку. Я пользуюсь (неразб.) – почему? Ну, как бы, можно пользоваться хорошими красками, у которых стойкий пигмент. Потому что если у краски нестойкий пигмент, она под воздействием солнечных лучей будет выгорать. Вот таким путем добавление.

С.БУНТМАН: Сейчас все это есть. Сейчас такие счастливые времена.

Н.РАЖАБОВА: Да, конечно. Сейчас счастливые времена. Я вот добавила, получается, закрыла.

С.БУНТМАН: Вы добавили немножко совсем из тюбика.

Н.РАЖАБОВА: Да. У меня, конечно, сейчас руки будут грязные, но ничего страшного, это все в глину уйдет.

С.БУНТМАН: Ну, грязных рук бояться не надо, когда берешься за такое дело.

Н.РАЖАБОВА: Конечно, это красота. Ну смотрите, еще особенность добавления краски. В глину всегда добавляем меньше намного, мы даже делаем на тон светлее от желаемого оттенка, потому что когда глина подсыхает, вот она уже высохла, она становится темнее на тон.

С.БУНТМАН: Ну вот смотрите, здесь у нас получается такой яркий салатовый. Вы смотрите, как она здорово берет краску. Она получается ровная и очень яркая.

Н.РАЖАБОВА: Ну, это нужно тоже вымешивать. Некоторые из моих учеников, когда только приходят, начинают, например, просто перекладывать глинку. Я им показываю, что так делать нельзя. Пока ты будешь перекладывать, глина быстро высохнет просто в твоих руках. Поэтому нужно именно вымешивать пальцами. Я закрываю. Беру проволочку. Ну, вот из этой проволочки мы можем сделать два цветочка. Разрезаю круглогубцами, нарежем еще проволочку.

С.БУНТМАН: Круглогубцы лучше тоненькие, потому что нам много что понадобится, и там действительно, когда круглогубцы, у них тоненькие получаются полукруглые. «Губы», собственно, которыми можно и заворачивать, и все делать.

Н.РАЖАБОВА: Все верно. Потому что нам нужно делать петельки. Вот я сейчас беру и кончиками круглогубцев делаю такие петельки, маленькие.

С.БУНТМАН: Совсем маленькие, миллиметр там почти что.

Н.РАЖАБОВА: Зачем я делаю эти петельки – сейчас я буду делать основу цветочка, это будет… чтобы глинка просто не выпадала. Иначе, если там не будет никакой петельки, никакой опоры, она просто выпадет. Поэтому я сейчас сделаю такие маленькие петельки. Берем небольшой кусочек глинки, совсем буквально малюсенький, вот такой.

С.БУНТМАН: Шарик тоже с полтора миллиметра диаметром.

Н.РАЖАБОВА: Палочку, ну, это та же наша проволочка, смазываю немножко именно нашу петельку. Вот я смазала. Одеваю этот шарик на эту петельку и пальцами я выкатываю над петелькой, я тяну глину наверх.

С.БУНТМАН: То есть вот шарик был, собственно вот петля была, а потом мы ее вот отсюда вверх вытягиваем.

Н.РАЖАБОВА: Все верно, вытянула. Вот у меня получилась такая, можно сказать, это пестик нашего цветочка. Я беру стек, это основной стек.

С.БУНТМАН: Как он выглядит?

Н.РАЖАБОВА: У него такая толстая и не очень заостренная, потому что есть еще вот такой вот стек, он тоже основной, но у него заостренная верхушка, а здесь шариком. Я придерживаю за верхушку наш пестик и стеком немножко надавила на верхушку, чтобы ее расплющить. Видно – если она у нас была полукруглая, я ее расплющила, а теперь еще просто вот так подкатаю, вытяну.

С.БУНТМАН: Тут получается совсем такой вот… тут крупно надо посмотреть.

Н.РАЖАБОВА: Можете посмотреть.

С.БУНТМАН: Ух ты. Вот видите, по сравнению с руками… да я еще заодно и пощупал вот эту обмотку бумажную.

Н.РАЖАБОВА: Сейчас я сделаю еще такой же. Кстати, вы тоже можете попробовать сделать.

С.БУНТМАН: Ну я не знаю, у меня…

Н.РАЖАБОВА: Получится.

С.БУНТМАН: Кривизна моих рук…

Н.РАЖАБОВА: Получится. Поверьте, у меня есть ученики и мужчины, которые также обучаются этому, и кстати, у мужчин получается намного лучше.

С.БУНТМАН: Ну да, я удивляюсь, как мой сын красит эти микроскопические, 1:72, солдатиков.

Н.РАЖАБОВА: Ну вот видите. Ну что, попробуете. Или как?

С.БУНТМАН: Ну давайте вы пока поделаете, я пока посмотрю, чтобы мы успели. А то передача кончится, а я буду все эту пупочку делать.

Н.РАЖАБОВА: Нет, не будете. Так, вот я вытянула три таких пестика. Теперь берем тычиночки. Смотрите, тычиночки готовые. Конечно, можно это делать, но заморачиваться не стоит.

С.БУНТМАН: А из чего они?

Н.РАЖАБОВА: Это нитка, обычная нить, натянутая просто и промазанная ПВА.

С.БУНТМАН: А нитка какая – обычная швейная?

Н.РАЖАБОВА: Да, обычные швейные нитки, и на кончиках просто…

С.БУНТМАН: Ну толстая? Какая?

Н.РАЖАБОВА: Нет, просто обычная. То, чем мы шьем.

С.БУНТМАН: Мы шьем разными.

Н.РАЖАБОВА: Ну не десятка точно.

С.БУНТМАН: Нет. Это не десятка. Ну такая, достаточно, да, швейная нитка среднего уровня.

Н.РАЖАБОВА: Скорее всего да. Я беру этот пучок, я держу за тычиночки и отрезаю где-то сантиметр. Расплющиваю, чтобы у меня в ряд было. Беру клей, мажу нашу часть, беру наш пестик и обклеиваю его нашими тычинками.

С.БУНТМАН: То есть вокруг его практически обволакиваем. Вы ботанику хорошо знаете, вы знаете, как цветок выглядит.

Н.РАЖАБОВА: Нет, вы знаете, просто когда я леплю очередной цветок, я обязательно покупаю живой цветок. Или когда я леплю розу, я обязательно всегда леплю с натуры. У меня нет одинаковых роз. Потому что как бы каждый цветок, как и каждый человек, индивидуален.

С.БУНТМАН: Конечно.

Н.РАЖАБОВА: Вот я обклеила вокруг.

С.БУНТМАН: Здорово.

Н.РАЖАБОВА: Сейчас в ускоренном темпе обклею еще. На самом деле, это с самого начала только вы боитесь глины, а на самом деле глина боится вас, потому что вы лепите из нее все что хотите. Из нее можно слепить очень много.

С.БУНТМАН: Но лучше представлять, что глине это нравится.

Н.РАЖАБОВА: Да, она очень приятная, во-первых, на ощупь. Она практически не имеет запаха. И когда человек лепит, очень хорошо развивается моторика пальцев, моторика рук. У меня есть люди, которые приходят, у них с пальцами проблемы, и у них начинают работать пальцы.

С.БУНТМАН: Здорово.

Н.РАЖАБОВА: Это очень помогает. И это постоянный массаж. Вы сейчас убедитесь, когда мы будем делать следующие движения. Вот я обклеиваю третий пестик.

С.БУНТМАН: Ребята и взрослые, если вам какой-то этап непонятен или если вы не видите в Сетевизоре… мне кажется, что понятный рассказ абсолютно, понятно рассказываем. Самое главное – вам запомнить, что для этого нужно. Но даже мне кажется, что пока мы не видели каких-то сверхусилий, сверхрекомендаций, сверхловкости. А тут у нас уже приготовлена зеленая глина. Она нам пригодится еще?

Н.РАЖАБОВА: Конечно.

С.БУНТМАН: Вот она пока салатовая. Но она, как обещает нам Нигина…

Н.РАЖАБОВА: Она еще потемнеет.

С.БУНТМАН: Она потемнеет.

Н.РАЖАБОВА: Когда высохнет изделие. Так, смотрите, я теперь беру другую красочку и замешиваю вот этот кусочек глину. Краски много не добавляем, чтобы у нас получился нежно-розовый цвет. Мы сегодня вообще делаем цветочки сакуры.

С.БУНТМАН: А, здорово.

Н.РАЖАБОВА: Я опять так же вымешиваю хорошо. Видите, как работают пальцы? Руки постоянно работают. Моторика рук развивается постоянно. Вот я еще добавляю. Лучше меньше, чем больше. Лучше меньше добавлять вот такими небольшими порциями, чем мы бухнули в кусок глины и он испорчен, потому что когда много краски, глина очень быстро сохнет. Она становится такой резинистой.

С.БУНТМАН: Ну это я видел, что Нигина сейчас прямо из тюбика буквально 2-3 раза ткнула, не выжимая все.

Н.РАЖАБОВА: Нет-нет, такого не стоит делать, потому что ваша глина будет испорчена, вы не сможете с ней работать, она станет жесткой.

С.БУНТМАН: Это у вас стремительно получится большой темный кирпич.

Н.РАЖАБОВА: Все верно.

С.БУНТМАН: Кривой притом.

Н.РАЖАБОВА: Так, вот я замешала.

С.БУНТМАН: Мне очень нравится. Ребят, вот вы запомните – краску выжали, тут же закрыли, глину взяли, тут же завернули то, что осталось. Ребят, это не занудство, просто мы так все сохраняем.

Н.РАЖАБОВА: Конечно. Вот, у меня получился такой нежно-розовый кусочек. Я беру специальную пленочку для прокатки именно в этой машинке.

С.БУНТМАН: Это тоже целлофан, но он потолще. Это специальная пленка.

Н.РАЖАБОВА: Это специальная пленка для полимерной глины. Я ее изначально смазала внутри кремом, чтобы глина наша не прилипла.

С.БУНТМАН: Любым, да?

Н.РАЖАБОВА: Я пользуюсь самым обычным «Бархатные ручки». Кладу глинку у основания пленки. Для чего оставляю этот кусочек?

С.БУНТМАН: Оставляем примерно сантиметра три.

Н.РАЖАБОВА: Чтобы можно было вот так взять…

С.БУНТМАН: Чтобы машина захватила, да?

Н.РАЖАБОВА: Чтобы мы пальцами могли вытянуть и потянуть это.

С.БУНТМАН: Ух.

Н.РАЖАБОВА: Прокатали тесто.

С.БУНТМАН: Это самая обыкновенная машинка для теста, для лапши.

Н.РАЖАБОВА: Да, можно пользоваться этой машинкой. Открываем. Существует для каждого цветочка своя форма. Это называется «катары». У катаров есть режущая часть, конечно, наверное, не будет видно, но здесь есть ободочек блестящей полоски, это режущая часть.

С.БУНТМАН: А это специальные? Или такие же, как для теста?

Н.РАЖАБОВА: Нет, это специальные, для полимерной глины. И это катары сакуры, именно сакуры. Потому что есть цветочки, где есть четыре лепестка. Здесь у нас пять лепестков. Для каждого цветка свои катары. Я кладу и ладошкой и вот такими движениями – опять, видите, руки работают.

С.БУНТМАН: Это чуть-чуть…

Н.РАЖАБОВА: Нужно чуть-чуть как бы сместить, да. Почему – чтобы хорошо прорезалось. Почему мы не делаем такие движения? Потому что под воздействием оно искажается.

С.БУНТМАН: Да, какой цвет? Я повторяю то, что Нигина сказала, мы берем цвет светлее всегда. Здесь нежнейше-розовый цвет получается. А он будет темнеть?

Н.РАЖАБОВА: Да, он потемнеет обязательно.

С.БУНТМАН: И он станет интенсивно-розовым?

Н.РАЖАБОВА: Нет, он потемнеет буквально на тон, больше глина не темнеет. Смотрите, как мы делали все в детстве печенье – я сняла все излишки.

С.БУНТМАН: Вот смотрите, вы здесь поставили на сколько? Вы на глазок поставили или на сколько?

Н.РАЖАБОВА: Нет, для листьев я использую толщину буквально на один шаг больше, чем для цветочков. Для цветочков я обычно ставлю шестерочку. Это на моей машинке. Машинки бывают разные.

С.БУНТМАН: То есть вам надо проверит на чем-то вроде теста, надо прочитать инструкцию, умную книжку, сколько это получается, какое деление, чем у вас соответствует, какой толщине. Розовый, да. Не у всех Сетевизор, поэтому мы все описываем подробнейшим образом. Смотрите, как тесто буквально, как печенье вы делаете, и вот нажав и формочкой этой отрезав, почему нужно прижимать чуть-чуть, крутить не надо ни в коем случае, а то у вас получится бог знает что.

Н.РАЖАБОВА: Все верно.

С.БУНТМАН: Чуть-чуть прижимая режущей стороной вот этой формочки, и у нас получается… сейчас мы покажем, поднимем повыше, и у нас получится девять цветочков.

Н.РАЖАБОВА: Смотрите, я обязательно закрываю пленочку. То, что я сняла, обязательно нужно опять же перемять. Почему? Потому что когда снимаем, пока мы резали, пока мы снимали, глина немножко обветрилась, поэтому нужно ее освежить.

С.БУНТМАН: Вот эту обветренную часть нужно размять и чтобы она была внутри.

Н.РАЖАБОВА: Убираем в целлофанчик. Вот смотрите, что у нас получается.

С.БУНТМАН: Нужно повыше еще поднять. Вот смотрите, такие пятилистные у нас получились розовые цветочки, потому что сейчас мы делаем цветы сакуры. «Мы делаем», примазался, да. Скажите, а с какого возраста это можно начинать?

Н.РАЖАБОВА: Знаете, как бы, можно вообще с 10-ти, но, опять же, если ребенок усидчивый. У меня занимаются дети, и достаточно хорошо у них получается.

С.БУНТМАН: Все зависит от ваших пристрастий. Можно раньше, позже. Когда вам это становится…

Н.РАЖАБОВА: Я помогла пальчиком под пленкой, чтобы снять этот цветочек. Я кладу новую глину. У меня есть такой инструмент – стек с шариками называется.

С.БУНТМАН: Вот у нас это третий уже инструмент. У нас был незаостренный стек, есть заостренный с шариком на другом конце, а есть такая тяжелая довольно штучка, которая с двумя шариками разного диаметра.

Н.РАЖАБОВА: Да. Я собираю ладонь и прокатываю каждый цветочек вот так, каждый лепесток.

С.БУНТМАН: Вы понимаете, он действительно должен в такую емкость получиться, а не просто плоские цветочки. Сейчас пока Нигина прокатывает у нас, мы прочтем новости, сейчас пока эти девять цветочков можно будет сделать. У нас сейчас новости.

НОВОСТИ

С.БУНТМАН: Мы продолжаем, ребята, делать цветы. Нигина Ражабова, руководитель студии керамической флористики «Floristic-Art». Пока вы слушали новости и рекламу, мы подошли к тому, что у нас получились уже девять цветочков прокатанных. Несколько вопросов здесь возникло у слушателей. Вот про палочки эти – они металлические?

Н.РАЖАБОВА: Да.

С.БУНТМАН: Они обязательно должны быть металлическими?

Н.РАЖАБОВА: Желательно. Потому что пластмасса прилипает к глинке. А это металл, он не ломается и не липнет.

С.БУНТМАН: Скажите, где-то можно приобрести это? А где?

Н.РАЖАБОВА: В специализированных, можно купить в художественных магазинах, тоже есть в некоторых, например, таких, как «Леонардо». Можно также приобрести это все у меня. У меня все инструменты есть.

С.БУНТМАН: Сразу скажите нам, вообще где эта студия и как в нее попасть?

Н.РАЖАБОВА: Я нахожусь на метро «Пушкинская», Настасьинский переулок, дом 8, строение 2, 5-й этаж.

С.БУНТМАН: Там, где у нас казна, да?

Н.РАЖАБОВА: Да. Прямо напротив, не доходя казны, чуть ниже.

С.БУНТМАН: Вот там вот как раз.

Н.РАЖАБОВА: «Студия керамической флористики».

С.БУНТМАН: За Сытинскую типографию, которую передвинули, редакция «Труда». Чудесное место, там сам бог велел это делать. Вот смотрите еще что у нас спрашивают. Размеры. Здесь удобно – по руке, это сколько у нас, 15, да? Примерно. 15 сантиметров. Заостренный, чуть-чуть изогнутый – это правильно, или это вы о твердую глину изогнули?

Н.РАЖАБОВА: Изогнули, можно сказать так. Но это не мешает работать.

С.БУНТМАН: Так что такие вещи можно искать. Сейчас очень много художественных магазинов. И этот гениальный магазин, который мне понравился, который на Чистых Прудах есть, где масса всего – и краски, и все. Главное – уметь и наблюдать. Ну вот нежнейшие цветочки. Смотрите, они получились… Знаете, было просто у нас плоское, ровное, такое цвета поросячьего визга, было вот такое. Розовый-прерозовый. Когда его прокатали, когда вот этими формочками отрезали и сделали цветы и их сформировали, получилось, что у них даже цвет разный, оттенки разные.

Н.РАЖАБОВА: Да, потому что в каких местах мы прокатывали шариком, лепесток стал более прозрачным, более светлый.

С.БУНТМАН: А по концам темнее.

Н.РАЖАБОВА: Сейчас мне нужно это собрать. Мы берем нашу готовую тычинку, которую приготовили.

С.БУНТМАН: Кто опоздал, это была специальная тычинка из проволоки, покрытой бумагой, чтобы она задерживалась в глине, чтобы она не скользила. Из зеленой глины сделали такую пупочку, петлю завернули тонкими круглогубцами, потом пестик сделали и к нему специально приготовленные тычинки. Краткое содержание предыдущих серий.

Н.РАЖАБОВА: Все верно. Я мажу клеем низ нашей тычиночки. Много клея не нужно, он достаточно хорошо берет. Продеваю через серединку цветочка.

С.БУНТМАН: Сначала положили – так удобнее – на ладонь, наметили.

Н.РАЖАБОВА: Вот, я довела до тычинки, видите?

С.БУНТМАН: Можно посмотреть?

Н.РАЖАБОВА: Да, пожалуйста.

С.БУНТМАН: Замечательно. Прекрасно. Очень здорово. Ведь не бывает же идеально ровных концов у цветов, у лепестков. Вязальные, если у вас нечем, можно и навостриться, только главное – металлические. У нас слушатели молодцы – приспосабливаются.

Н.РАЖАБОВА: Да, можно. Есть такие спицы не совсем острые, можно ими пользоваться.

С.БУНТМАН: А есть и с шариками разными на конце. Замечательно.

Н.РАЖАБОВА: Сейчас мы наш цветочек снизу намажем еще раз клеем.

С.БУНТМАН: Вот та сторона, которая у него внутренняя.

Н.РАЖАБОВА: Да, внизу. Берем второй цветок, продеваем через серединку. И смотрите, я одеваю, а лепесточки располагаю относительно первого цветочка в шахматном порядке.

С.БУНТМАН: Мы сдвигаем.

Н.РАЖАБОВА: Он может сместиться, но мы можем его поправить. Еще раз намажем цветочек. Одеваем третий. Также в шахматном порядке относительно первого. Вот такой цветочек. Можно его подсобрать сейчас, потому что он еще сырой. Вот у нас получился цветочек.

С.БУНТМАН: Все равно надо знать, наблюдать.

Н.РАЖАБОВА: Я отложу и соберу еще.

С.БУНТМАН: Смотрите, как это получается здорово. У кого Сетевизор, смотрите. И получается, здесь абсолютно не чувствуется, что это было три вырезанных формочки. Каждый раз нужно клеем подмазывать, да?

Н.РАЖАБОВА: Обязательно.

С.БУНТМАН: Каждый раз при всех слоях.

Н.РАЖАБОВА: Да, потому что глина просто так держаться у нас не будет. Обязательно нужен клей. Я уже в начале передачи говорила, что в основе глины есть клей.

С.БУНТМАН: И если, например, не у вас покупать, она продается в художественных магазинах?

Н.РАЖАБОВА: Продается.

С.БУНТМАН: Это как ее спрашивать, какой пароль нужен?

Н.РАЖАБОВА: Глина для керамической флористики. Самозастывающая. Потому что есть много самозастывающих глин, но эта глина для керамической флористики.

С.БУНТМАН: То есть для разных поделок, для разных вот таких ремесел разные глины.

Н.РАЖАБОВА: Да, определенно. Например, из этой глины нельзя лепить куколку, потому что глаза не будут держаться, нельзя будет сделать все эти мелкие черты. Вот у нас получилось три таких цветочка.

С.БУНТМАН: А вот плоские замечательные.

Н.РАЖАБОВА: Сейчас я возвращаюсь к нашей зеленой глине.

С.БУНТМАН: Да, кто не сначала нас слушает, у нас остался целый зеленый кусочек глины.

Н.РАЖАБОВА: Я беру, устанавливаю толщину потолще, оттягиваю. Установила.

С.БУНТМАН: Чем меньше, тем толще получается?

Н.РАЖАБОВА: В моей машинке это именно так, да. Прокатала. Беру другой катар. Это катар листика, у него есть определенные зубчики. Этими зубчиками я кладу и опять надавливаю ладонью, вырезая три листика. Излишечки снимаем. Излишки все перемять, и убираем опять в пакет. Беру опять листик. Для каждого листика также существует своя форма. Этот отпечаток придает фактуру нашим листьям. Вот в этом листике – это лист клубники, на самом деле, но у него очень мелкая фактурка.

С.БУНТМАН: Вот смотрите, у нас для цветочков были такие формы, вы себе представьте, даже если вы не видите, и Василий в особенности, представьте – я тут даже позвенеть могу, потому что это формы, как для печенья, а здесь это для листьев разных есть уже готовые формы.

Н.РАЖАБОВА: Да, потому что у нас в природе разные отпечатки. Вот такими листьями мы придаем фактуру. Я выбрала лист клубники. Объясню, почему. Потому что у него очень мелкие прожилочки. Так как у нас листик маленький, мы как раз эти мелкие прожилки используем. Я прикладываю к верхушке.

С.БУНТМАН: Вот смотрите, у нас листик маленький, а форма большого листа, но там есть места, к которым можно приложить, и получается рисунок листа, прожилки. Наташ, иди сюда ближе, посмотри. Все приходят посмотреть.

Н.РАЖАБОВА: Вот такие прожилочки у нас получились, фактурка листика.

С.БУНТМАН: Смотри, это большая форма, а ее можно вот сюда куда-нибудь.

Н.РАЖАБОВА: Потому что у нас форма сужается, становится меньше и меньше. Теперь смотрите, что делаем дальше. Я прокатываю на ладони края нашего листика.

С.БУНТМАН: А мы так не стираем рисунок, прожилки?

Н.РАЖАБОВА: Нет, он у нас ожил. Потому что когда мы вырезали, края идут ровные, мы никогда не оставляем неподкатанные края. Почему? Потому что иначе цветок будет выглядеть пластмассовым.

С.БУНТМАН: Ну конечно, так же, как с цветами. Сначала у нас была формочка пяти лепестков, а потом мы их прокатали.

Н.РАЖАБОВА: Теперь я складываю наш листик пополам, по центральной прожилочке.

С.БУНТМАН: Понятно, Василий? У листа есть центральная прожилка.

Н.РАЖАБОВА: Кладу изнаночной стороной к себе на ладонь. Получается, у меня с изнанки высвечиваются прожилки немножко. Я беру именно вот этот стек наш с шариком маленький.

С.БУНТМАН: А есть большой с двумя шариками.

Н.РАЖАБОВА: И между прожилок я прокатываю. Наш листик я переворачиваю – вот он у нас ожил. Я пока нарежу проволочку.

С.БУНТМАН: Смотрите, это получился прокатанный, прожилки-то неплоские между ними. Потрясающе.

Н.РАЖАБОВА: Берем проволочку. Опять же, смазываю полтора сантиметра клеем. Смотрите, я густо не смазываю, потому что весь клей вылезет. Вкладываю вниз листика, именно в эту среднюю прожилочку, и зажимаю. Обжимаю глинкой только проволочку. Вот смотрите, какой у нас получился красивый листик.

С.БУНТМАН: Потрясающе.

Н.РАЖАБОВА: Он живой.

С.БУНТМАН: Красивый, живой, настоящий лист. Вот так это делается. Дмитрий спрашивает – как хранить такие поделки?

Н.РАЖАБОВА: Они хранятся сами, они же застывают у нас.

С.БУНТМАН: Да, вот как здесь стоят в вазе цветы. Кто пропустил, главное – их нельзя мочить.

Н.РАЖАБОВА: Глина боится воды, все верно.

С.БУНТМАН: А у меня такой неприятный вопрос – а что делать с пылью?

Н.РАЖАБОВА: Мы берем большую кисть и стряхиваем всю пыль. Она очень хорошо стряхивается с поверхности. Вы берете и сметаете.

С.БУНТМАН: У нас же бывают и из материи цветы, много всего. Те же самые солдатики, между прочим. С них тоже мы смахиваем пыль. И, ребят, я вам скажу вот что. Если у вас есть модельки солдатиков и так далее, лучше это делать самим. Мое дело просто предупредить. Если вы не хотите потом расстраиваться, что кто-то что-то не то сделал и в очень мелкой модели, например, стекло заднего вида кто-то случайно… то лучше делать самим – некого будет ругать. Это к цветам тоже относится.

Н.РАЖАБОВА: Это точно.

С.БУНТМАН: Вот мы доделываем листики. Скажите, пожалуйста, а у вас есть какой-нибудь сайт?

Н.РАЖАБОВА: Да, конечно. floristic-art.

С.БУНТМАН: Там что можно посмотреть?

Н.РАЖАБОВА: Можно посмотреть работы, в разделе «Обучение» все про обучение. У меня единственная школа в Москве, которая предоставляет цветы на выбор. Вы лепите только те цветы, которые выбрали. В разделе «Обучение» их 64. Опять же, ни одна школа не дает такого большого количества.

С.БУНТМАН: А как делают – что сказали, то и лепи, что ли?

Н.РАЖАБОВА: Да, вот человек выбрал, и каждый цветочек просто расписан по времени. Он выбрал, к примеру, на 20 часов у меня миникурсы, по 20 часов. Часы, опять же, астрономические. Я выбираю цветок, который самый легкий. И мы с него начинаем. Поверьте, у меня делают все, и получается у всех.

С.БУНТМАН: Так что, Василий, вы можете пойти и попробовать. Вы знаете, самое удивительное – вот сейчас Нигина рассказывает, показывает, я перестал этого бояться. Понимаете, я думал, что это что-то такое нечеловеческое и невозможное. Может, это так мне кажется, потому что так ловко у вас получается…

Н.РАЖАБОВА: Все может быть. Смотреть очень легко.

С.БУНТМАН: Смотреть легко. Но, понимаете, вот здесь, когда ты разбираешь на разные этапы, это становится понятно. Конечно, без души ты ничего не сделаешь. Как моя мама всегда спрашивала, вот приготовила борщ и говорит: «Что-то не то», спрашивает у папы: «Чего не хватает?» «Души не хватает», и так каждый раз. Бедная мама.

Н.РАЖАБОВА: Наши цветочки остались без чашелистиков. Я взяла из зелененькой глинки вот такой шарик, где-то 5 мм. Пальчик положили и выкатываем вот такую капельку. Эту капельку с толстой стороны я разрезаю на 5 частей. Не пополам, а вот так, чуть-чуть смещаю. У меня получается маленькая и большая часть.

С.БУНТМАН: Если я на мышке покажу чуть-чуть укрупнено. Если вот так вот мы смещаем чуть, чтобы 5 частей у нас получилось.

Н.РАЖАБОВА: Вот у меня получилась маленькая часть, ее я разрезаю на две, а большую на три.

С.БУНТМАН: С толстой стороны.

Н.РАЖАБОВА: Да. Смотрите, вот у нас получается еще один маленький цветочек. Эти чашелистики…

С.БУНТМАН: Ну вы представляете, если раскрыть эту капельку, получается вот такой…

Н.РАЖАБОВА: Я пальчиками придавливаю, чтобы расплющить их. Вот у меня получилась такая звездочка. Берем наш цветочек, продеваем через серединку нашей звездочки. Опять же снизу мажем наш цветочек клеем и немножечко спускаемся на палочку. Дотягиваем наш чашелистик до цветочка. Вот смотрите, что получилось.

С.БУНТМАН: С ума сойти! Получился сумасшедший дом просто, ребят!

Н.РАЖАБОВА: И смотрите, я между пальчиками прокатываю и стягиваю вниз этот стебелечек. У меня получился чашелистик у цветочка и стебелек.

С.БУНТМАН: Ну вот смотрите, маленький цветок, который мы сейчас делаем, а в вазе стоят большие цветы. Стоят розы. Это то же самое, только больше все, правда?

Н.РАЖАБОВА: Конечно, все верно. Другая техника исполнения. У каждого цветка есть своя техника. Другие фактуры, другие катары.

С.БУНТМАН: Другие шаблоны.

Н.РАЖАБОВА: Да, но делаем то же самое. В принципе, у нас везде похожая техника. Так что бояться, на самом деле, не нужно, глина очень приятная на ощупь. Даже аллергик может делать это.

С.БУНТМАН: То есть она нейтральна.

Н.РАЖАБОВА: Я сама аллергик. И у меня единственная аллергия – на растворитель для масляных красок. Это единственная аллергия.

С.БУНТМАН: Это очень здорово для человека, который художественными вещами занимается. Ой…

Н.РАЖАБОВА: Вот я еще делаю чашелистик. Опять же стягиваю по стебельку.

С.БУНТМАН: Да, я можно вопрос параллельно задам? Перед нами роза. Мы сейчас сделали лепестки у цветов сакуры – они ровные, разные оттенки розового, но вот в этих розах, что им придает… вот смотрите, чуть зеленоватый… это как, соединяется, да?

Н.РАЖАБОВА: Нет, это не соединяется. Когда изделие у нас высыхает, получается, вот эти крайние лепестки приклеивались на суперклей именно в подсушенном уже виде. Прежде чем приклеить я прокрашиваю каждый лепесточек масляными красками, даю оттенок разный, пользуюсь растворителем. Где-то дотягиваю, где-то затемняю.

С.БУНТМАН: Это на который аллергия, да?

Н.РАЖАБОВА: Да, но я пользуюсь без запаха. Это все прокрашено. Она вся прокрашена. Я не оставляю изделие, даже листик, потому что нужно затонировать, дать тон. Если мы просто оставим, это будет вот. Вот сейчас просто, он не затонирован.

С.БУНТМАН: Вы знаете, это у нас салат, выращенный в очень искусственных условиях.

Н.РАЖАБОВА: Да, к сожалению, мы сейчас не можем его покрасить, потому что он сырой. Глину мы красим, только когда она высохнет.

С.БУНТМАН: А сколько она сохнет?

Н.РАЖАБОВА: Это зависит от изделия. Например, роза может сохнуть до 5-6 часов, готовый цветок. Но, опять же, это все красится, когда высыхает. Листья, кстати, здесь сделаны точно так же, как я делала…

С.БУНТМАН: Вот те большие у розы сделаны так же…

Н.РАЖАБОВА: По такой же технике, да, только здесь другие катары, другой размер, а сделано все то же самое. Здесь проволочка тоже, просто насаживается поглубже. Потому что листик большой – чем больше проволочка… чем больше лист, тем глубже вклеивается проволока.

С.БУНТМАН: Вот смотрите, какая здесь разница даже между самыми изощренно штампованными пластиками и всевозможными цветами. И даже не в том, что… никто никого здесь обманывать не собирается, хотя это тоже приятно, но здесь просто что-то получается удивительное. Не зря это пришло с Дальнего Востока, где так к природе относятся.

Н.РАЖАБОВА: Да, но японцы делают все-таки более декоративно. Они не стараются придать цветам вот эту живость. У них и розы делаются более просто – просто по кругу идет один лепесток за другим. Они не стараются все-таки придать такую живость.

С.БУНТМАН: То есть они не стараются совсем воспроизвести природу?

Н.РАЖАБОВА: Да.

С.БУНТМАН: Но мы можем это сделать. Вот Дмитрий говорит, что заразительно рассказываете, захотелось попробовать сделать. Захотелось – так пойдите и сделайте. Ребят, самое главное, знайте – есть глина специальная. Для того, что вы хотите делать, разные есть глины. Хотите делать вот такие цветы – этого можно не бояться. Потому что уж крупные цветы, это в Сетевизоре видно или зайдите на сайт, там все это видно. Вот хотите вживую – приходите в студию, попробуйте сами разные вещи. Разные растения можно. Хотите, хоть толстый кактус сделайте, между прочим.

Н.РАЖАБОВА: Да, если не жалко глины на толстый кактус.

С.БУНТМАН: Ну да, если у вас есть много глины и вы хотите сделать толстый кактус, ради бога. Хотите ирис сделать – можно ведь?

Н.РАЖАБОВА: Конечно. У меня можно сделать 65 цветов. Даже если их нет в списке, человек может прийти и сказать: «Я хочу сделать вот этот цветок». Пожалуйста. «Я хочу сделать голубой мак». Пожалуйста – мы сделаем голубой мак.

С.БУНТМАН: Прекрасно. Можно сделать мелкую гортензию. Делаете?

Н.РАЖАБОВА: Конечно. Мы делаем гортензию. Вот смотрите, что у нас получилось.

С.БУНТМАН: Слушайте, получилось очень здорово. Просто можно в бутоньерку.

Н.РАЖАБОВА: Да, можно украсить рамку, можно сделать заколочку, можно брошку. Можно очень много чего сделать.

С.БУНТМАН: Но вы знаете, что очень приятно вот в этих цветах? В отличие от других искусственных цветов, они веселые, они очень какие-то радостные. Понимаете, вот вроде бы глина, а от них какое-то хорошее настроение исходит. Я не знаю, как это объяснить.

Н.РАЖАБОВА: Это очень хорошо успокаивает нервную систему. Полезно.

С.БУНТМАН: Полезно, да. На самом деле, вообще-то то, что приятно, оно и полезно. Я не говорю о всяких жутях на свете. Но когда именно что-то делать…

Н.РАЖАБОВА: Да, конечно, это приятно, когда ты сделал сам. Когда ты делаешь такую красоту сам, ты будешь сидеть и на нее любоваться.

С.БУНТМАН: Или подарить кому-нибудь.

Н.РАЖАБОВА: Конечно, это уникальные подарки. Такого, поверьте, не подарит никто. Вы будете единственным, кто подарит такой подарочек.

С.БУНТМАН: А это мы что делаем?

Н.РАЖАБОВА: Я просто прикручиваю, чтобы хотя бы что-то собрать.

С.БУНТМАН: Спасибо большое. Нигина Ражабова, это Floristic-Art, студия керамической флористики. Залезайте на сайт, посмотрите. Естественно, что-то ушло. Мы хотели как можно подробнее рассказать вам, как это делается. Но даже если вы настроение поняли того, что у нас здесь происходит, ребята и взрослые, то, пожалуйста, все это вы нам расскажете и попробуете. И, кстати говоря, попробуйте. У кого что получится, можете присылать. Можете и в студию обратиться, если вы хотите этому научиться достаточно быстро, но интенсивно и на серьезной основе.

Н.РАЖАБОВА: И на серьезной основе, все верно.

С.БУНТМАН: Спасибо. А я задам вопрос языковой для «Говорим по-русски». Вот скажите, пожалуйста, дорогие взрослые и дети, кто первым назвал детей «цветами жизни»? Кто это мог сделать: Горький, Некрасов или Пушкин? Вы получите замечательные книги – тоже мастер-классы на дому о поделках всевозможных. +7 985 9704545. Хорошо, большое всем спасибо. И спасибо, Нигина, всего доброго.