Снимаем спорт и не только - Сергей Киврин - Открывашка - 2013-02-10
Л. ГУЛЬКО - 10 часов 6 минут. Мы открываем нашу «Открывашку». Передача называется «Открывашка», где гости, которые приходят, рассказывают про всё самое интересное, самое невероятное. И вы делаете для себя какое-то открытие, мальчики и девочки, а также папы и мамы, бабушки и дедушки. И сегодня мы будем говорить о том, что такое спортивная фотография и как вообще снимать. Что такое фотография, зачем она нужна. Сергей Киврин, спортивный фотограф, у нас сегодня в гостях. Здравствуйте, Сергей.
С. КИВРИН - Доброе утро.
Л. ГУЛЬКО - Доброе утро. Но начнём мы вот с чего. Начнём мы с традиционных «Писем с моей фермы» Маши Слоним. Замечательный человек, который тоже любит фотографию. Она устроила себе такую небольшую фирму и нам выставляет репортажи, такие письма с фермы. Очередное письмо послушаем.
ПИСЬМА С МОЕЙ ФЕРМЫ.
М. СЛОНИМ – Снег засыпал все дороги к нашей ферме. Мой помощник Саид расчищает дорожки, чтоб можно было подойти к курятникам и к козлятникам, и чтоб покормить всех животных. У коня в загоне тоже сугробы, но он сам протаптывает своими копытами тропинки к кормушке. Однако грузовик никак не мог подъехать к дому, а главное – к навесу, где хранится сено. А сено наше стало заканчиваться. Ведь им питаются и многочисленные козочки, и конь Пушкин. Сено для них – как для людей хлеб. Мы, конечно, кормим их и морковкой, и всякими специальными зерновыми смесями. А Пушкину даже даём очень вкусные мюсли, сделанные для лошадей. Там и сушёные фрукты, и овёс, и другое зерно. Ещё сладкая паприка.
Но сено, основа питания всех, кроме кур, заканчивалось. Пришлось искать большой трактор, который мог бы расчистить дорогу к ферме. Трактор и тракторист в деревне нашлись. Тракторист целый день расчищал снежные завалы, и теперь к нашему дому ведёт широкая чистая дорога, и по этой дороге большой грузовик привёз две тонны сена ароматного и вкусного. Я, конечно, сама не пробовала, но и коню, и козам оно очень понравилось. А мне было приятно смотреть, как они с аппетитом его хрумкают.
А у собак на этой неделе был настоящий пир. Арчи, нашему самому младшему и саму хулиганистому псу, исполнился год. И я устроила ему день рождения. Все знают, что больше всего на свете собаки любят мясо, но мясо они съедают они слишком быстро, зато мясных костей хватает надолго. На день рождения Арчи я купила каждой нашей собачке по большой сахарной кости. А ещё консервированный собачий корм, который они обожают. Обычно мы кормим собак полезным, сухим кормом, с витаминами, потому что мясные консервы не такие уж полезные. Но для собак поесть консервов – как для нас сходить в Макдоналдс. Поскольку Макдоналдса для собак не существует, я решила устроить собакам настоящий пир дома. Даже одну свечку зажгла, воткнув её в кучу костей.
Свечку, конечно, никто из собак не оценил. Зато мясные консервы пользовались огромным успехом. А на десерт собаки получили кости, которые долго и с удовольствием грызли каждый в своём укромном месте, чтоб никто не мог отнять. Дольше всех мусолил свою кость старенький Кекс, ему почти 17 лет. И зубы уже не такие хорошие, как у молодых. Но никто, кроме Арчи, конечно, даже не пытался отнять у Кекса косточку.
Арчи на день рождения я купила специальный подарок – вываренное высушенное копытце барашка. Он решил, что копытце слишком хорошее, чтоб его просто есть. И теперь только любуется им, прячет его и страшно рычит на всех, кто попытается отнять у него этот ценный подарок.
Л. ГУЛЬКО – Вы представляете себе эту ферму такую?
С. КИВРИН - Я завидую Пушкину, Кексу и Арчи, потому что у него такая замечательная хозяйка Маша, которая так заботится. Кстати, наши слушатели тоже могут позаботиться о тех собачках, кисках, которые сейчас без дома, им очень тяжело зимой.
Л. ГУЛЬКО - У вас есть какие-нибудь животные?
С. КИВРИН - Да, у нас есть на две семьи. Сейчас сын завёл собаку очень редкой породы фараоновую. А до этого у меня были всё время собаки, которых мы подбирали с женой. И я думаю, что они были так же счастливы, как Пушкин и Арчи. И мы были тоже счастливы.
Л. ГУЛЬКО - Вы их фотографировали, животных? Давайте начнём с этого, с фотографий животных.
С. КИВРИН - Я вообще из тех фотографов, который вёл летопись своей семьи. Но поскольку все животные – это члены семьи, и у них даже имена были Лаврентий, Антон, поэтому мы не разделяли. Летопись есть. Все фотографии – они сохранились. Кстати, фотография позволяет вернуться в прошлое.
Л. ГУЛЬКО - Ну, да. Это понятно.
С. КИВРИН - Счастье, что я попал на рассвет фотографии с 1970-ых до 2000-ых годов. А сейчас, к сожалению, её закат.
Л. ГУЛЬКО - Почему? Я же вижу, смотрите, всякие мальчики и девочки. Девочек очень много. Иду, например, я по мосту Багратион. Знаете такой, да? Здесь. И вдоль моста в нескольких местах стоят группы девушек, юношей, в основном девушек, с хорошими камерами, с хорошей оптикой. И какой-нибудь один дяденька уже взрослый, который учит их фотографировать. Мне кажется, какое-то сейчас повальное, ну, может быть, я не прав, повальное увлечение фотографией.
С. КИВРИН - Да, парадоксальная ситуация. Сейчас так называемые гаджеты и девайсы эти, огромное количество, которые фотографируют, только утюг ещё не сделали с фотоаппаратом. Все снимают, да? А фотография исчезает. Вот, настоящая фотография исчезает. Вот этот парадокс. То же самое, что в советское время был недостаток информации, мы каким-то образом окольными путями пытались, да, раздобыть эту информацию. Сейчас огромное количество информации, можно найти любую информацию в интернете, книги издаются. Но никто ничем не интересуется. Это из той же области.
К сожалению, победила попса везде.
Л. ГУЛЬКО - Ну, пока, я думаю, всё-таки.
С. КИВРИН - Ну, эпоха возрождения – её никто не отменял. Но когда она будет и доживём ли мы, это другой вопрос.
Л. ГУЛЬКО - Вы когда почувствовали себя фотографом? Такой, знаете, банальный вопрос, с чего все начиналось.
С. КИВРИН - Фотографом… вы знаете, папа мне в 7 классе, когда я учился, купил фотоаппарат. Мой папа был известным фотографом, работал в журнале «Советский Союз» и надеялся, что я тоже продолжу его дело. А я занимался волейболом, у меня интересное детство было. Я занимался так, в общем, серьёзно волейболом, хотя не хотел стать спортсменом, профессионалом таким. Тогда не было профессионалов. Всё равно это профессиональный вид спорта. Но мне очень нравилось играть. Потом мы ездили очень много по Советскому Союзу, я побывал в разных интересных местах. Сами соревнования мне очень нравились, тренировки. И я как-то не задумывался, кем я буду. А вот в 9 классе я испугался. И я не трогал этот фотоаппарат. Он лежал у меня, Зенит, а в 9 классе я испугался, потому что уже приближалась такая зрелость, что ли, и как я буду жить дальше, чем я буду зарабатывать деньги?
Л. ГУЛЬКО - Стали задумываться?
С. КИВРИН - Да. И единственное, что я мог от папы получить – это какие-то знания о фотографии. Но оказалось, что учить фотографии бессмысленно. И он не стал меня учить фотографии. Он просто объяснил мне какие-то, как, знаете, мой приятель, он живёт в Праге, Андрей Райзер, он сказал, что о фотографии можно говорить 20 минут. Для непонятливого – 40. Если человек не понял за 40 минут, как надо снимать, то ему лучше заняться чем-то другим – вышиванием, например.
Л. ГУЛЬКО - То есть фотографом, как художником, например, нужно родиться. Выучиться на художника, так же как на фотографа, невозможно. Можно стать ремесленником, можно стать…
С. КИВРИН - Вряд ли фотографию можно считать, даже так называемую художественную, искусством.
Л. ГУЛЬКО - Правда?
С. КИВРИН - Это всё-таки ремесло с элементами творчества. Но тут, понимаете, в чём дело? Если говорить о результатах воздействия на зрителя, если картина, предположим, художника вызывает какие-то эмоции и у тебя идут мурашки, точно так же может и фотография. Но художник создаёт мир. Мы его всё-таки фиксируем с помощью прибора.
Л. ГУЛЬКО - А я с вами не очень согласен, потому что наш коридор эхомосковский весь в фотографиях людей, да? Серёжа Абраменков, светлая ему память, это начинал. Мальчик наш погиб, к сожалению, в совсем молодом возрасте. Он фиксировал людей, и известный человек представал совсем в другом виде, просто один человек здесь, а другой человек на фотографии.
С. КИВРИН - Так вот, вопрос-то в том… мы говорили, что фотография исчезает, да? Какая фотография исчезает? Фиксация? Фиксаций сейчас огромное количество. А фотография с отношением к объекту, что самое интересное всегда… и когда человек, занимающийся фотографией, может передать свои чувства к тому, что он фотографирует и передать это зрителям, это самое главное в фотографии. Вот это и элемент как раз творчества. А сейчас как раз фиксация. Сейчас видеорегистраторы… видеоролики в Youtube’е наиболее популярны как раз с видеорегистраторов.
Л. ГУЛЬКО - Ну, чем проще, тем лучше.
С. КИВРИН - Человек едет – и всё это само снимается, и вдруг какая-то возникает ситуация, да? У фотографа эта ситуация возникает в жизни, может быть, раз или два раза, да? И он не попадает в эту гущу событий, как Стендаль говорил – не выходит на предмет. Очень редко выходит на предмет, понимаете? Но он может без каких-то форс-мажорных ситуаций, без перевёрнутых автомобилей заставить человека переживать из задуматься. Стоя просто на улице, на Калининском, да, выйдя и найдя какой-то ракурс, дождавшись ситуацию, он может человека заставить переживать.
Л. ГУЛЬКО - Для этого он всегда должен быть во всеоружии. Я так понимаю, камера всегда должна быть с собой, или вдохновение какое-то?
С. КИВРИН - Кроме вдохновения… Кстати, это хороший тоже вопрос. Чем отличаются профессионалы от любителя?
Л. ГУЛЬКО - Да.
С. КИВРИН - Профессионал может снимать по заданию, а любитель – только когда вдохновение. У любителей есть замечательные фотографии, но у нас были в случаи в журнале, приходил человек, приносил с собой портфолио, его брали в штат, а по заданию он не мог работать, понимаете? А профессионал должен работать… вот, ему сказали – упал рубль, предположим. И он на эту тему должен принести несколько вариантов фотографий срочно в номер через 3 часа.
Л. ГУЛЬКО - Прям профессия артиста – изобрази нам курицу.
С. КИВРИН - Ну, практически да. Практически да. Вот этим и отличается профессионал. А так всё остальное, в общем, очень близко.
Л. ГУЛЬКО - Смотрите, сейчас я прочитаю СМС-ку. «Серёжа, привет, помню Лаврика. С любовью, Половинчик». Если вам что-то говорит эта СМС-ка…
С. КИВРИН - Конечно, с Наташей мы работали в журнале «Спорт в СССР», приложение к журналу «Советский Союз». Привет, Наташенька, очень рад слышать тебя.
Л. ГУЛЬКО - Вот, видите. Встречаются в прямом эфире. Это современные… как вы говорите? Гаджеты? Вот это тоже гаджет какой-то.
С. КИВРИН - Это изумительная вещь. Это точно так же как и телевидение, как всё, что изобретено человечеством – его можно повернуть в разные русла, понимаете?
Л. ГУЛЬКО - Ну, конечно, в каких руках смотреть, в каких руках находится. Много было вопросов, которые присылали до нашей с вами беседы мальчики и девочки – где учатся на фотографа, как научиться фотографии? Если вы скажете об этом пару слов.
С. КИВРИН - Ну, я закончил факультет журналистики МГУ. Причём, я не попал в фотогруппу, там сложная ситуация, недобрал одного балла, меня как спортсмена зачислили на вечернее. После одного года мытарств, потому что мне приходилось работать и учиться, я решил уйти в армию. Меня как подающего надежды спортсмена перевели на дневное отделение. В общем, там разница. Я не попал в фотогруппу, потому что язык у меня английский, а там был французский. И я закончил как пишущий журналист, хотя ни разу ничего не написал в своей жизни.
Что значит учиться? Папа меня не учил. Знаете, хорошо, если вы попадёте в хорошие руки, что называется. Если вы будете… если вы увлеклись фотографией, вы должны заниматься ею, ну, какие-то, может быть, прочитать пособия, я не знаю, прочитать книжки, должны узнать матчасть, что называется, фотоаппарат и идти снимать. И показывать свои работы уже каким-то зрелым мастерам. И они будут вам говорить ваши ошибки. Вы опять после этого уходите в поиск свободный. И так до бесконечности. Потому что я себя ещё чувствую учеником. Я преподаю на факультете журналистики, там у нас есть платные курсы. Есть платные курсы, есть второе образование высшее спортивный журналист, тоже там преподаю, но я вообще себя не ощущаю преподавателем, потому что это очень сложно. Мы беседуем, скорее. И я тоже там чему-то учусь.
Л. ГУЛЬКО - Давайте я скажу, что у нас с вами есть три вопроса, которые Сергей придумал, эти самые три вопроса. Один из них самый главный вопрос, на который вы получите, дорогие друзья, вот этот альбом, который называется «Спорт», альбом Сергея Киврина. Но это самый главный наш вопрос, не буду сейчас его озвучивать, потому что он такой достаточно философский. И мы будем, наверное, в прямом эфире прямо отбирать понравившиеся нам, наиболее понравившиеся ответы. Но есть у нас видеофильмы, что сродни… к сожалению, фотоальбомов нет, но есть зато видеофильмы, есть книги на «Эхо Москвы», которые, так сказать… вот ещё есть два вопроса, ответив на которые, вы получите либо видеофильм, либо книгу.
С. КИВРИН - Мне интересно, что лучше ещё…
Л. ГУЛЬКО - Лучше – и то, и другое, конечно. А вдруг мы и то, и другое подарим? Такое тоже есть. Смотрите, «у меня есть советский фотоаппарат «Смена». Стоит ли на него фотографировать? Где научиться и покупать материалы к нему? Спасибо, Ребекка, 10 лет».
С. КИВРИН - Ребекка, не советую тебе пользоваться фотоаппаратом «Смена». Ну, кроме того что это, в общем, не самое лучшее из того, что придумало человечество… цифровая фотография – это наиболее сейчас оптимальный вариант, для того чтобы научиться фотографировать. Потому что на плёнку снимать… ну, это всё равно что сейчас заниматься дагерротипом, понимаете?
Л. ГУЛЬКО - А ценится больше сейчас дагерротип.
С. КИВРИН - Ну, если мы говорим о том, что… вы ещё найдите того, кто оценит и купит, понимаете, это тоже достаточно сложно. А, потом, вы понимаете, в чём дело? Разницы нет, чем вы снимали, на что вы снимали, на плёнку или на цифру. Главное – идеи и чувства. Вот, если вам удалось вложить это… А если вы снимали на плёнку бессмыслицу, которой занимался Энди Уорхолл, ну, это моё личное мнение, предположим, да, это та же попса…
Л. ГУЛЬКО - Но зато это всё вылилось в поп-арт, понимаете, направление…
С. КИВРИН - В поп-арт. Но ведь дело в том, что это первая составляющая этого названия – она неслучайна, потому что…
Л. ГУЛЬКО - Популярный.
С. КИВРИН - Ну, да, популярный. Раскрутить можно всё, что угодно. Сейчас появилась такая технология – «пиар». И, к сожалению, богатые люди не все обладают знаниями, чувствами и умом, а деньги-то нужно во что-то вкладывать, и поэтому точно так же как со всех средств массовой информации на нас валится реклама, точно так же можно рекламировать любое так называемое произведение.
Л. ГУЛЬКО - Ну, раскрутить можно, конечно.
С. КИВРИН - Раскрутить и втюхать его, что называется, извините за сленг, вот и всё.
Л. ГУЛЬКО - Да, дальше народ начнёт покупать. И цена всё увеличивается и увеличивается.
С. КИВРИН - Увеличивается. И акулы в формалине, хоть они и тухнут, всё равно повышаются в цене.
Л. ГУЛЬКО - А как вы относитесь ко всяческим разным галереям, фотогалереям, в частности?
С. КИВРИН - Я – с нежностью, с трепетом. И каждый раз надеюсь, что там что-то появится. Но, к сожалению, хороших галерей немного. Вот, я могу порекомендовать Галерею братьев Люмьер.
Л. ГУЛЬКО - В ЦДХ она находится.
С. КИВРИН - Нет, она в ЦДХ, но за «Октябрём».
Л. ГУЛЬКО - Рядом с «Ударником».
С. КИВРИН - За «Красным Октябрём». Вот там появляются очень любопытные выставки именно репортажной фотографии. Меня репортажная фотография интересует всегда больше, потому что репортажи – это история. А историю повторить невозможно, понимаете, и героев истории невозможно…
Л. ГУЛЬКО - А Родченко – это репортажный фотограф?
С. КИВРИН - Родченко в меньшей степени меня трогает, потому что форма меня интересовала всегда в меньшей степени. Меня больше трогало содержание. И Родченко… кстати, я работал с дядей Мишей Грачёвым. Так получилось, что я работал в журнале «Советский Союз». Я был блатным человеком, меня папа взял к себе.
Л. ГУЛЬКО - Ну, это само собой.
С. КИВРИН - С одной стороны, это было здорово. С другой стороны, мне было очень тяжело, понимаете…
Л. ГУЛЬКО - Авторитетом давить?
С. КИВРИН - Да, как сыну артиста какого-нибудь знаменитого.
Л. ГУЛЬКО - Конечно.
С. КИВРИН - Мне очень было тяжело. Но в то же время были и плюсы. И я работал с такими замечательными фотографами, как Яков Николаевич Халип, Гаранин Анатолий, Владимир Лагранж, Транквилицкий. Ну, вот… И дядя Миша Грачёв – он застал Родченко. И он нам рассказывал, что Родченко, встречаясь с молодыми ребятами, которые к нему приходили, предупреждал, говорит – вы не увлекайтесь этими наклонами всякими…
Л. ГУЛЬКО - Конструктивизмом.
С. КИВРИН - Конструктивизмом, да. Всё-таки вы думайте о том, что за душой, внутри, а не формы этой. Это от безысходности. Обычно это происходит, когда снимать нечего, понимаете? Тогда начинаешь уже идти на эти эксперименты, чтобы хоть как-то оживить.
Л. ГУЛЬКО - Давайте ответим на несколько вопросов. «Мы с бабой Любой были на фотовыставке, - пишет Динара, - больше всего понравились огромные фотографии жуков и насекомых».
С. КИВРИН - Это выставка, наверное, «Золотая черепаха».
Л. ГУЛЬКО - Да, дикие животные.
С. КИВРИН - Потрясающая… это цикл выставок. У меня все альбомы есть. На последнюю не попал ещё. Потрясающая… я, знаете, весь свой архив отдал бы за любую фотографию, сделанную этими ребятами. Я думал, что кроме американцев и французов, работающих в National Geographic, никто не умеет снимать природу. У нас появились потрясающие фотографы.
Л. ГУЛЬКО - Вот видите. Всё-таки фотография процветает. Всё-таки…
С. КИВРИН - Нет, насчёт процветания… Душит попса, знаете.
Л. ГУЛЬКО - Но это всё равно от человека зависит.
С. КИВРИН - Я даже знаю фамилию этого человека, понимаете.
Л. ГУЛЬКО - Да, мы знаем много фамилий. «Бабушка говорит, что самый лучший дом фотографии… понятно. Мы там были и видели фото 1940-х годов, жизнь старообрядцев», - пишет Динара опять же.
С. КИВРИН - Ну что же.
Л. ГУЛЬКО - Хорошо, давайте мы прервёмся на новости, затем вернёмся в студию и продолжим разговор, и уже подходим ближе к спортивной фотографии.
НОВОСТИ
Л. ГУЛЬКО - Мы продолжаем наш эфир «Открывашки». Я напомню, Сергей Киврин, спортивный фотограф, и мы беседуем о фотографии, о жизни в фотографии. Ещё один привет, видимо, Сергей, смотрите: «С удовольствием слушаем вас на «Эхе Москвы» и вспоминаем семью Хохловых и Корицких», - Фоки Елена, Вера из Санкт-Петербурга.
С. КИВРИН - Фоки, здравствуйте. Я очень рад слышать от вас весточку. Я вас помню. Семья Хохловых и Корицких меня воспитала. У меня очень рано умерла мама. Папа, поскольку был фотографом, всё время в командировках был, и тронут…
Л. ГУЛЬКО - Давайте дальше пойдём. Смотрите, много всяческих вопросов вот какого плана. «Хочу купить сыну на день рождения хороший фотоаппарат. Посоветуйте, пожалуйста, какую-нибудь модель». Как Сан Саныч Пикуленко у нас обозреватель нас… Сан Саныч, какой автомобиль купить? Как я понимаю, встречаясь с вами, люди всегда хотят знать, какую аппаратуру купить.
С. КИВРИН - Ну, знаете. Если это первый фотоаппарат, не нужно гнаться за каким-то дорогим. Попробуйте… сейчас все… не буду называть конкретные фирмы, чтоб не обижать других. Я не большой специалист в технике. Но сейчас обращайте внимание на то, чтобы был зум хороший, то есть разное фокусное расстояние у этого фотоаппарата было. И количество пикселей как можно больше, чтобы матрица, разрешающая способность была лучше. Для первых шагов любая фотокамера годится цифровая. Потому что я начал тогда отвечать про «Смену». Цифровая фотокамера позволяет сразу видеть свои ошибки и тут же их исправлять, потому что вы результат видите сразу же. Это в наше время… хотя это обучение было фантастическим, когда ты мучился, снимешь несколько плёнок, пленку ещё надо проявить, удачно проявить, соблюдя всякие температурные режимы и всё, чтобы она была не грязная, не зацарапанная, потом напечатать хорошо. Сейчас всё видно сразу же. Поэтому изумительно. Для обучения я не знаю, какие нужны профессора и школы, когда всё видно и так.
Л. ГУЛЬКО - «Серёжа, - обращается к вам Наталья, наверное, на ты, - расскажи о футболе. Как снимал и что видел? И вообще о том, как видит фоторепортёр», - Наталья. Наверное, одна из ваших знакомых.
С. КИВРИН - Ну, у меня жену зовут Наталья.
Л. ГУЛЬКО - Может, это жена?
С. КИВРИН - Я думаю, что она сейчас спит.
Л. ГУЛЬКО - Не знаю. Судя по СМС-ке… Давайте мы поближе к спорту подойдём.
С. КИВРИН - Давайте поближе к спорту. Хотя я, в общем, спорт… меня спорт совершенно не интересует как таковой.
Л. ГУЛЬКО - Фотографии именно.
С. КИВРИН - А фотографии – да. Поведение человека… спорт – это как одна из моделей поведения человека. Это интересно. Но спорт провокационен тем, что на улице жанровой фотографией заниматься гораздо сложнее, чем в спорте снимать. Потому что ты приходишь на футбол тот же. Ты знаешь, что сейчас раздастся свисток, и перед тобой начнётся действо, и начнут кривляться, куражиться и прочее. То есть ты уже знаешь, где что будет. На улице ты ничего не знаешь, ты в свободном поиске. Это гораздо сложнее. Ну, почему спортивной я занялся фотографией? Потому что в советское время, к сожалению, может быть, это единственная область была, спорт, где можно было говорить правду. Всё остальное нужно было приукрашивать, ездить… поскольку у нас был журнал пропагандистский, и издательство ЦК КПСС «Правда» было. И врать-то не очень хотелось. И вот я выбрал себе спорт. А сам спорт непосредственно, особенно сегодняшний, где вот эти закулисья, и о благородстве уже даже помыслов нету. И трибуны, в общем, расстраивают очень сильно, потому что люди приходят не смотреть, как в моём детстве, на зрелище, а хулиганить.
Л. ГУЛЬКО - К сожалению.
С. КИВРИН - Понимаете, поэтому у меня собственное отношение к этому, и это отношение я пытаюсь перенести в свои фотографии. Футбол не люблю снимать, потому что считаю, что футбола в нашей стране пока ещё нету, его надо как-то родить, этот футбол.
Л. ГУЛЬКО - А вот когда появится… да? А что у нас есть? У нас в стране есть какой спорт?
С. КИВРИН - С гордостью могу сказать, что у нас есть волейбол. Вот, волейболисты наши…
Л. ГУЛЬКО - У меня папа тоже занимался волейболом профессионально.
С. КИВРИН - Я 20 лет с ними работал. У меня очень много друзей там. И наконец-то я дожил до победы на Олимпийских играх. Мне очень было сложно… Кстати, когда ты имеешь какое-то отношение к спортсмену, с ним дружишь или, как с Сашей Карелиным, связывает нас очень тёплые дружеские отношения, мне очень тяжело было снимать, когда он борется. Потому что ты переживаешь. Фотограф… то, что я не люблю спорт – это мне помогает. Я абсолютно должен отстранённым быть. Тогда мои эмоции и то, что я хочу передать – то они перейдут на фотографию. А если я буду переживать, то всё останется у меня, а на фотографии ничего не будет.
Л. ГУЛЬКО - Вот такая история. А вопрос, опять же, от девочки Динары: «Для чего снимают тётенек-спортсменок со зверски перекошенными лицами? Пускай лучше дяденек снимают. А тётенек жалко», - пишет.
С. КИВРИН - А тётенькам, может, не стоит идти в тот вид спорта, где у них перекошенные лица.
Л. ГУЛЬКО - А теннис?
С. КИВРИН - Ну, в теннисе… я вчера снимал… сейчас поеду, через 2 часа будет продолжение Кубка Федерации. Маша Кириленко красавица у нас. И никакое перекошенное лицо…
Л. ГУЛЬКО - Ну, иногда фотографы, согласитесь, ловят такие, конечно…
С. КИВРИН - Это всё зависит…
Л. ГУЛЬКО - Это тоже попса?
С. КИВРИН - Нет, это не попса. Это отношение. Дело в том, что вообще фотографов не любят все окружающие. Нас не любят. И это ответ на нелюбовь как раз. Потому что мы обладаем возможностью покуражиться над людьми, а можем и полюбить их. Вот, если нас будут любить, мы будем более благосклонны к окружающему миру.
Л. ГУЛЬКО - Смотрите, вопрос, который тоже довольно часто возникает, да, чёрно-белые снимки и цветные. И это их преимущество одних либо других зависит от чего? От веяний моды? Или от чего?
Пишет Зоя: «А что, непритязательные чёрно-белые снимки прежних времён неподражаемы, а делались непрофессионалами. Такой вот парадокс», - пишет Зоя.
С. КИВРИН - Я согласен. Я тоже раньше, когда не было цветной плёнки, и она была дефицитом, нам давали на две катушки на командировку, конечно, я больше снимал на чёрно-белую плёнку и говорил, что это настоящая фотография. Она более лаконична, графична, и возможно, что она…
Л. ГУЛЬКО - Некоторые употребляют слово «стильно», знаете? Стильно.
С. КИВРИН - Ну, стильно. Я вообще к моде отношусь скептически, потому что мода приходит и уходит, а классика остаётся. Есть фотографии, которые, ну, убери цвет – и всё исчезнет. Я не делю фотографию на цветную и чёрно-белую, я делю её на хорошую и плохую, на фотографию, которая трогает меня и которая абсолютно безразлична мне.
Л. ГУЛЬКО - А как связаны фотография и кино? Они вообще как-то связаны?
С. КИВРИН - Да, связаны.
Л. ГУЛЬКО - Фотография и кино.
С. КИВРИН - Знаете, удивительная вещь. Мне не хватало фотографических средств на войне передать ужас всего, что я видел, потому что…
Л. ГУЛЬКО - А вы где снимали, простите? На какой войне?
С. КИВРИН - Дело в том, что закрепилась за мной эта дурацкое «спортивный фоторепортёр». Мы с Андреем Голованым, мой напарник уже 26 лет мы сн им вместе снимаем спорт, но параллельно мы работали… он в «Коммерсанте» и в «Лицах» работал, я работал в «Лос-Анджелес Таймс» и в «Нью-Йорк Таймс», и мне приходилось ездить во все горячие точки, какие только были после 1990-ых годов. И там, знаете, у тебя стрельба идёт, взрывы, да, и очень страшно.
Л. ГУЛЬКО - Люди гибнут, да.
С. КИВРИН - Люди гибнут, очень страшно. А ты снимаешь, вот, человек, пригнувшись, перебегает дорогу. И фотография – она не передаёт этого. А в кино, если б человек перебегал дорогу, был бы слышен мат, крики, взрывы, пули свистящие и так далее, и движение было бы. Но фотография – это основа кино. Неслучайно же все режиссёры, и я, кстати, тоже когда езжу на какие-то темы, я рисую себе… делаю кадроплан такой, знаете…
Л. ГУЛЬКО - То, что у них называется раскадровка.
С. КИВРИН - Да, у киношников это раскадровка. Я тоже себе делаю раскадровку, чтобы обязательно, если вы делаете фоторассказ такой, фотоочерк, то нужно, чтобы был средний, общий план, крупный план, чтобы не было однообразия. И я представляю объект себе как-то – и делаю. Это помогает быть готовым к съёмке. Вообще в фотографии самое главное – быть готовым к съёмке. Знать, что ты хочешь. Вот это то, что отличает людей, которые сейчас очень увлеклись фотографией, но не знают, что хотят. Это, знаете, то же самое, что… вот, появилась бумага – и вдруг все захотели писать стихи.
Л. ГУЛЬКО - Неожиданно, да.
С. КИВРИН - Да.
Л. ГУЛЬКО - Бывает.
С. КИВРИН - Повальное увлечение. И стихи так захватили весь мир, вообще все пишут стихи. А поэтов-то очень мало, понимаете? И поэты тонут в этой тонне графоманских вирш, понимаете?
Л. ГУЛЬКО - Раймонд Паулс, я смотрел один из документальных фильмов с его участием, мне понравилась его фраза, когда его спросили – как вы относитесь к звездам? Он говорит – вы понимаете, звёзд много, петь некому, - сказал замечательно Раймонд Паулс. Так же и тут.
С. КИВРИН - Да вот сейчас, кстати, прошёл этот конкурс «Голос». Две девочки замечательные из Казани выиграли. И где они? Опять всё время те же самые на манеже…
Л. ГУЛЬКО - Девочки все… им дали туда, сюда, девочки пока раскручиваются, извините за… у них контракты, у них такая жизнь. «Ольгу Корбут не снимали?», - спрашивают.
С. КИВРИН - Нет, я молодой ещё.
Л. ГУЛЬКО - И это правильно. Спрашивают вас о сращивании компьютера и фотографии: «Сергей, умеете ли вы работать в каком-нибудь компьютерном графическом редакторе, используете ли вы в работе? Не произошло ли окончательное сращивание компьютера и фотографии?».
С. КИВРИН - У меня не произошло сращивание. Я считаю, что я героический человек. Вот, Володя Вяткин, наш знаменитый фотограф, он никак не может даже… не могу заставить даже включить компьютер. Я говорю, что 20 минут… я хотя бы тебе какие-то клавиши покажу. Нет, он боится этого. Вообще, люди моего поколения боятся подходить к компьютеру. Но я освоил. Хотя я должен сказать, что Володя Лагранж, замечательный наш фотограф, он старше меня лет на 10, наверное, и он освоил компьютер. Я работаю в Photoshop’е, вот, но я не увлекаюсь, я использую Photoshop как увеличитель. И не более того. Я просто не умею ничего больше делать. Но я считаю, что обработка фотографий после съёмки – она обязательна. Это так же как удачно напечатать снимок. От этого очень многое зависит.
Л. ГУЛЬКО - Масса вопросов, на которые… мы, конечно, на все не успеем ответить. Сергей не успеет ответить на все, потому что у нас есть три вопросы, которые Сергей придумал. Поэтому давайте мы потихонечку начнём их задавать, давайте начнём пока с таких разминочных, может быть, вопросов, да? Ещё раз напомню, что главный приз – это альбом «Спорт» Сергея Киврина. А вопросы разминочные – их два. И здесь вы будете выбирать: либо книга, либо фильм, документальный фильм, не художественный, документальный, что сродни фотографии тоже.
С. КИВРИН - Я очень люблю документальные фильмы.
Л. ГУЛЬКО - Вот, у нас здесь много фильмов про животных, кстати, тоже.
С. КИВРИН - Недавно познакомился с Виталием Манским, документалистом замечательным нашим. Потрясающе. Очень рад был встрече.
Л. ГУЛЬКО - Вы никогда не хотели работать в кино документальном?
С. КИВРИН - Ой, ужасно хочу. Идей было много. Но я трус вообще. Я консерватор. Я боюсь менять всё. Я вообще однолюб.
Л. ГУЛЬКО - Ну, это так было, таким вы родились. Давайте разминочный простой вопрос: «Когда была изобретена фотография?». +74953633659. Доброе утро. Слушаем вас.
СЛУШАТЕЛЬ 2 – Алло, сейчас, минуточку, я дам ребёнка.
Л. ГУЛЬКО – Давайте ребёнка. Ребёнки все знают. Ползёт к микрофону.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло, здрасте.
Л. ГУЛЬКО – Привет. Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Надя.
Л. ГУЛЬКО – Надя, тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ – Восемь.
Л. ГУЛЬКО – Фотографировать любишь?
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
Л. ГУЛЬКО – Прям фотографируешь?
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
Л. ГУЛЬКО – А чего ты любишь фотографировать больше всего?
СЛУШАТЕЛЬ – То, что я сделала своими руками.
Л. ГУЛЬКО – А, то есть ты там делаешь какую-нибудь куклу…
СЛУШАТЕЛЬ – Поделку.
Л. ГУЛЬКО – Поделку. И её фотографируешь.
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
Л. ГУЛЬКО – Замечательно. Фотоинсталляция такая получается.
С. КИВРИН – Двойное искусство.
Л. ГУЛЬКО – Вот так вот, Надя. Ну так ответь нам на вопрос, когда была изобретена фотография, если ты знаешь, конечно.
СЛУШАТЕЛЬ – В первой половине XIX века.
Л. ГУЛЬКО – Ну, в общем, правильный ответ.
С. КИВРИН – Ну, в общем, да.
Л. ГУЛЬКО – 1826 год.
С. КИВРИН – Ньепс сделал первую фотографию из своего окна. А знаешь, что такое экспозиция? Это время, когда засвечивался материал, на который шла экспозиция. 8 часов, можешь себе представить? 8 часов человек ждал.
Л. ГУЛЬКО – Сейчас мгновенно всё это.
СЛУШАТЕЛЬ – У меня есть прадедушка, который был фотографом, и у нас есть фотки его, которым уже больше 100 лет.
С. КИВРИН – Но только не называй его фотографии фотками, потому что фотки – это у нас, понимаешь? А у него были фотографии настоящие.
Л. ГУЛЬКО – Большое такое, длинное красивое слово «фотография».
С. КИВРИН – Да.
Л. ГУЛЬКО – Да?
СЛУШАТЕЛЬ – Угу.
Л. ГУЛЬКО – И что там изображено, на этих фотографиях?
СЛУШАТЕЛЬ – Люди, предки наши, бабушка моя, дедушка.
Л. ГУЛЬКО – В красивых одеждах?
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
С. КИВРИН – Раньше это было событие – пойти…
Л. ГУЛЬКО – Конечно. Наряжались, одевались. Ну что? Давай выбирать приз. Смотри, есть книжки и есть фильмы.
СЛУШАТЕЛЬ – А какие есть?
Л. ГУЛЬКО – А, «что у вас есть?». Смотри, фильмы «Сердце Африки. Смертоносные змеи Индии». Что тебе больше нравится? «Жизнь с холодной кровью», это про хамелеонов и про всяких… «Медведи», замечательный фильм про медведей. И есть книжка даже про крокодилов.
СЛУШАТЕЛЬ – Про медведей.
Л. ГУЛЬКО – Про медведей. Не книжка в смысле, а фильм про крокодилов?
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
Л. ГУЛЬКО – Всё, прекрасно. Спасибо тебе большое. И за ответ тоже, и за рассказ про своего дедушку.
С. КИВРИН – Спасибо.
Л. ГУЛЬКО – Пока. Будь здорова.
СЛУШАТЕЛЬ – До свидания.
С. КИВРИН – До свидания.
Л. ГУЛЬКО – Пока, пока. Что нам пишут?
«Моя бабушка, ей скоро будет 68 лет, освоила компьютер. Снимает и помещает фотографии в компьютер. Понравившиеся фотографии отдаёт в печать прямо с компьютера».
С. КИВРИН - Молодец. Ну что, я преклоняюсь перед такими людьми.
Л. ГУЛЬКО - Да. Следующий вопрос. Назовите трёх любых известных репортажных фотографов. Трёх любых. 3633659 наш телефон. 3633659. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло.
Л. ГУЛЬКО – Да, да, привет.
С. КИВРИН – Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло, привет.
Л. ГУЛЬКО – Привет. Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Лиза.
Л. ГУЛЬКО – Лиза, сколько тебе лет?
СЛУШАТЕЛЬ – Десять.
Л. ГУЛЬКО – Десять. Фотографируешь сама?
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
Л. ГУЛЬКО – Да?! А чего ты фотографируешь?
СЛУШАТЕЛЬ – Ну, я не знаю. Вот, летом я любила розы фотографировать.
Л. ГУЛЬКО – А зимой?
СЛУШАТЕЛЬ – Зимой, например, снег падающий, который падает.
Л. ГУЛЬКО – Прям снежинки все видны?
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
Л. ГУЛЬКО – Ух ты, какая! Ну, хорошо. А можешь назвать трёх известных репортажных фотографов любых?
СЛУШАТЕЛЬ – Не знаю.
Л. ГУЛЬКО – Давай я тебе так приз подарю? Хочешь? Давай какой-нибудь фильм.
СЛУШАТЕЛЬ – Ну, давай.
Л. ГУЛЬКО – Или книжку? Чего тебе подарить? Давай книжку подарю?
СЛУШАТЕЛЬ – А у вас не осталось журнала про кошку…
Л. ГУЛЬКО – Да осталось, осталось. Вместе с журналом подарю, хочешь? Книжка называется «Монолит и очкарик». Замечательная такая новая книжка. «Лучшая новая книжка» написано. Про приключения одного мальчика.
СЛУШАТЕЛЬ – Ну, давай. Журнал остался?
Л. ГУЛЬКО – Остался, остался. Не волнуйся. И журнал остался. Какой тебе? Кошка или собака?
СЛУШАТЕЛЬ – У меня есть кошка, у моей сестры собака.
Л. ГУЛЬКО – Ну, давай тебе и тот, и другой подарю. И кошку, и собаку. Спасибо тебе большое. Пока.
СЛУШАТЕЛЬ – До свидания.
С. КИВРИН – До свидания.
Л. ГУЛЬКО – Вопросы остаются, а времени всё меньше. Нам же надо главный вопрос задать. 3633659 наш телефон. Сейчас мы перейдём на главный вопрос. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО – Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Артём, мне 13 лет. Я думаю, это Атос, Портос, Арамис.
Л. ГУЛЬКО – Да, три известных репортажных фотографа. Атос, Портос и Арамис. Спасибо большое, конечно, за ваши 13 лет особенно. Но они как-то фотографией не увлекались. Они другими вещами. Они подвесками увлекались в основном. 3633659. Доброе утро. Последний ответ на этот вопрос. Сами сейчас…
Доброе утро. Аллё. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ – Доброе утро. Меня зовут Виктор Михайлович.
Л. ГУЛЬКО – Виктор Михайлович.
СЛУШАТЕЛЬ – Бальтерманц, Ахломов и Картье Брессон. Подойдёт?
С. КИВРИН – Очень хорошая компания. Очень хорошая. Всех их очень люблю.
Л. ГУЛЬКО – Виктор Михайлович, поскольку у нас семейная передача, то, в общем, вам сейчас тоже приз какой-нибудь достанется.
СЛУШАТЕЛЬ – Ну, хорошо, спасибо.
Л. ГУЛЬКО – Если вы не против, я вам подарю какой-нибудь из видеофильмов про животных.
СЛУШАТЕЛЬ – Очень хорошо.
Л. ГУЛЬКО – Давайте «Сердце Африки».
СЛУШАТЕЛЬ – С удовольствием.
Л. ГУЛЬКО – Прекрасно. Спасибо вам большое.
СЛУШАТЕЛЬ – До свидания.
С. КИВРИН – К сожалению, двух из перечисленных нет уже в живых, а Витя Ахломов сейчас тяжело заболел, и я, пользуясь случаем, желаю ему скорейшего выздоровления.
Л. ГУЛЬКО – Давайте мы самый главный вопрос зададим. Зачем нужна фотография? 3633659. Прямо сейчас будем выбирать правильные ответы, понравившиеся нам. 3633659. Зачем нужна фотография? Доброе утро. Никого. Сложный вопрос. Есть? Давай. Доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло.
Л. ГУЛЬКО – Да.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО – Привет. Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Алёна.
Л. ГУЛЬКО – Алён, сколько тебе лет?
СЛУШАТЕЛЬ – Мне 10 лет.
Л. ГУЛЬКО – Фотографируешь?
СЛУШАТЕЛЬ – Да, фотографирую. И хотела бы ещё задать маленький вопросик.
Л. ГУЛЬКО – Если только у нас время останется. Давай сначала ответишь на наш вопрос, ладно?
СЛУШАТЕЛЬ – Хорошо.
Л. ГУЛЬКО – Как ты думаешь, зачем нужна фотография?
СЛУШАТЕЛЬ – Чтобы запечатлять моменты жизни очень важные и красоты, которые нельзя передать словами.
Л. ГУЛЬКО – Мне кажется, это лучший ответ, правда?
С. КИВРИН – Да, умничка.
Л. ГУЛЬКО – Алён, давай мы тебе подарим фотоальбом Сергея Киврина, нашего гостя, называется «Спорт». Замечательный фотоальбом. Ты любишь спорт?
СЛУШАТЕЛЬ – Ну, так. Я танцами занимаюсь.
Л. ГУЛЬКО – Это самое оно. Как раз…
С. КИВРИН – Может быть, тогда какой-нибудь ещё фильм, потому что вдруг мало будет. Очень хороший ответ.
Л. ГУЛЬКО – Да, замечательный.
СЛУШАТЕЛЬ – Спасибо. А можно ещё журнал «Кошка»?
Л. ГУЛЬКО – Можно, конечно. Давай журнал «Кошка».
С. КИВРИН – Как хорошо, что детишки так интересуются.
Л. ГУЛЬКО – Конечно.
СЛУШАТЕЛЬ – Да, и у меня есть фотоаппарат. Но вдруг, если мне подарят получше, я просто боюсь, что с ним не смогу справиться, вот, если, я не знаю, что делать.
С. КИВРИН – Справишься. Сейчас очень простые делают фотоаппараты. Они рассчитаны на такую, не очень серьёзную подготовку людей. Не волнуйся, справишься.
СЛУШАТЕЛЬ – Понятно.
Л. ГУЛЬКО – Спасибо тебе большое. Пока, будь здорова.
СЛУШАТЕЛЬ – До свидания.
Л. ГУЛЬКО – Всего доброго тебе. Всего хорошего.
С. КИВРИН – Успехов.
Л. ГУЛЬКО – Спасибо. Ну, вот такой замечательный ответ.
С. КИВРИН - Умничка.
Л. ГУЛЬКО - От Алёны. Нам лучшего и не нужно.
С. КИВРИН - Не нужно.
Л. ГУЛЬКО - Правда? Наша передача, к сожалению, практически подошла к концу. Сергей Киврин, спортивный фотограф. В общем, мы беседовали о жизни, честно говоря.
С. КИВРИН - Да, так получилось.
Л. ГУЛЬКО - О фотографии и о жизни. Потому что фотография – это жизнь, на самом деле.
С. КИВРИН - В общем, да.
Л. ГУЛЬКО - Фотография – это жизнь. «Открывашка» прощается с вами. Спасибо Сергею Киврину. Всего хорошего. До следующих встреч в эфире.
С. КИВРИН - Спасибо всем.
Л. ГУЛЬКО - Будьте здоровы. Удачи. А мне только остаётся огласить вопрос к программе, которая будет дальше, «Говорим по-русски», там вы будете отвечать на него. Есть такое слово – «фрилансер». Сейчас им обозначают любого внештатного сотрудника, в том числе, наверное, и фотографа, которому не нужно ходить в офис на работу. Он просто передаёт туда результат своего труда. Это от английского слова «freelancer». Кого так называли по-английски в средние века? Три варианта ответа. Наёмных воинов, наёмных рабочих или гончих собак. Пять победителей по СМС +79859704545. Один по телефону в «Говорим по-русски». Всё это. И призы тоже там, в «Говорим по-русски». Пока. Будьте здоровы.