Купить мерч «Эха»:

Как сделать шоколад праздничным подарком - Ирина Эльдарханова, Виталий Пономарев - Открывашка - 2012-12-23

23.12.2012
Как сделать шоколад праздничным подарком - Ирина Эльдарханова, Виталий Пономарев - Открывашка - 2012-12-23 Скачать

С. БУНТМАН - Ну что ж. Ого-го! Ого-го! Сейчас я, как мальчиш-плохиш, тут у меня, правда, не бочка варенья, корзина не печенья, а шоколадок. Но самое интересное ещё не в этом. Знаете, шоколадку может съесть каждый. А вот, оказывается, шоколадку можно раскрасить. Только я вас предупреждал, что не абы чем, не абы как, а то потом всё это плохо кончится. Сегодня мы и посмотрим, как это делается, и, может быть, научимся. Потому что есть даже такая возможность просто самим попробовать и правильно сделать, вас научат, как.

Сейчас у нас председатель совета директоров компании «Конфаэль» Ирина Эльдарханова. Здрасте.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА - Добрый день.

С. БУНТМАН - Здрасте, добрый день, Ирина. И у нас сегодня главное художественно-действующее лицо будет Виталий Пономарёв, художник по шоколаду. Здрасте.

В. ПОНОМАРЁВ – Добрый день.

С. БУНТМАН - И художник просто. Какая разница? Мы же не говорим «художник по холсту», «художник по маслу» не говорим же. Художник и есть художник, да?

В. ПОНОМАРЁВ – Ну, «по шоколаду» звучит уже как-то интригующе.

С. БУНТМАН – Интригующе, конечно, потому что я думаю, что включайте «Сетевизор», у кого он есть, подключайтесь, потому что я думаю, что камера сейчас нам и показывает, и покажет. Показывала даже во время новостей, во время игры, показывала приготовления разные, разные приготовления. И тут целая палитра специальная всё расскажет нам, Виталий, и покажет, как это делается. И есть уже готовые… это же белый шоколад.

В. ПОНОМАРЁВ – Это белый шоколад. Для художника это холст. Мы же художники с вами. Здесь у нас холст.

С. БУНТМАН – Да, естественно. Просто сначала, пока вы уже готовы, у вас… и специально отключено, потому что краски должны быть горячие.

В. ПОНОМАРЁВ – Краски подогрелись.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Товарищи, остановитесь, это же не краски, это шоколад.

С. БУНТМАН – А как это, Ирин? Ирина, а давно вообще шоколад раскрашивают на свете?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Давайте скажем так, о том, что, наверное, в мире, когда происходят шоколадные выставки и есть в Париже шоколадный салон уже около 20 лет и более, то есть разные эксперименты, попытки использовать шоколад не как средство только еды, а как средство искусства. А у нас эта идея родилась, наверное, уже почти 10 лет назад, причём, родилась просто как идея, мы не знали, что этим занимается кто-то или пытается делать. И 10 лет назад мы решили взять плиту шоколада и попробовать на ней рисовать. С тех пор у нас…

С. БУНТМАН – Ирин, а что первое нарисовали, интересно?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – На самом деле первая была у художника, которого мы попросили попробовать это сделать, это были цветы. Различные композиции цветочные, потому что это был эксперимент. Я увидела художника, причём, у Михаила Горбачёва, что интересно, на встрече, на радио, кстати говоря, произошла наша встреча.

С. БУНТМАН – Так.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – И я увидела картины необычные, целую прям выставку, и удивилась, я говорю – откуда это взялось и кто это делал? И необычными они оказались тем, что они были очень объёмными. Оказалось, что это художница, которая рисует руками. И поэтому я сказала о том, что, слушайте, а давайте попробуем шоколадом это сделать. Вдруг у нас что-то получится. Но так как она много рисует различных цветочных композиций, то, естественно, первая проба была такая.

С. БУНТМАН – А, потом, цветы ведь можно самые разные попробовать и цвета, и сочетания их. Вот, я сейчас чтобы не пропустить, сейчас у нас кто видел, а кто не видел, смотрите. Ну, конечно, это краски шоколадные. И поэтому они точно так же сейчас из белого и синего получился у нас голубой, да, Виталий? Из красного и белого, конечно, получился розовый. Вот тут у нас получается такой палевый чудесный.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Здесь какое-то небо…

В. ПОНОМАРЁВ – Да, да, да, новогоднее. У нас новогодняя тематика, всё-таки приближается новогодний праздник. Мы сделаем некую такую новогоднюю открытку.

С. БУНТМАН – Сейчас я немного, как бы это сказать по-детски, повыкаблучиваюсь немножко, и поэтому скажу – а скажите, пожалуйста, таким умным голосом я скажу, а скажите, пожалуйста, не нужно ли грунтовать перед тем шоколад?

В. ПОНОМАРЁВ – То есть мне нужно тоже умным голосом… Конечно. Для художника, конечно, важно сделать умный талантливый вид.

С. БУНТМАН – И вдохновенный.

В. ПОНОМАРЁВ – А шоколад – он сам по себе начнёт вдохновлять.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Между прочим, это действительно вдохновение. Когда у меня спросили, как у нас это произошло, так вот Виталий, занимаясь совсем другими вопросами у нас в компании, увидел это творчество, которое мы начали пробовать создать, и абсолютно втайне от меня, договорившись с директором фабрики, она ему дала попробовать тоже повторить этот опыт и попытаться нарисовать картину на шоколаде. И потом с большими такими приготовлениями меня морально они пришли, сказали – можно мы вам покажем, что мы тоже сделали? А вот первая картина, которую Виталий нарисовал, почему-то его вдохновила Алла Пугачёва.

С. БУНТМАН – Ага!

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Это был портрет Аллы Пугачёвой. Первая работа Виталия. Так ведь, Виталий?

В. ПОНОМАРЁВ – Да, потому что в принципе я тогда думал – Аллу Пугачёву точно все знают. Поэтому если получится или не получится, все узнают, увидят, и опыт будет сразу всем понятен.

С. БУНТМАН – Вот, друзья, сразу вам раскрою некоторую тайну, потому что у нас есть такая штука, у нас есть шоколадная раскраска. Тут нанесён контур уже на шоколад, нанесён контур. И есть три краски – зелёно-шоколадная, оранжево-шоколадная краска и голубая шоколадная краска. Можно этими красками. Мы видели, что когда я ещё пришёл, когда я ещё там, в другой комнате, уже Виталий нагревал. А как нагревать? Не у всякого есть такая замечательная электропалитра.

В. ПОНОМАРЁВ – Да, специальная электропалитра, которая подогревает на специальную температуру, чтоб не перегреть шоколад. И он у нас не застывает. Но шоколад быстро застывает, потому что шоколад нагревается с 33 градусов. Он начинает плавиться. Шоколад быстро застывает. И у нас будет уже законченный вид у шоколада.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Давайте расскажем. Видите, здесь есть хорошая инструкция. Кстати, у меня другая картинка. У меня картинка…

С. БУНТМАН – У вас кто?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Со змеёй, с наступающим новым годом. Новогодняя. И цвета красок немножко другие.

С. БУНТМАН – А у меня тут девочка, у меня тут красная шапочка.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Да, и цвета красок немножко другие. Так вот, чтобы это нагреть, я могу…

С. БУНТМАН – Тут есть «достаньте контейнер», «разогреть в шоколадной…» или в микроволновке одну минуту. Допускается, можно подогревать.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Но нужно аккуратно относиться, потому что на самом деле, как мы ещё раз повторяем, это не краски, естественно, это настоящий белый шоколад, в который добавлены натуральные вытяжки красителей из фруктов и так далее. И поэтому нужно аккуратно нагревать. Некоторые не знают точно, что такое мощность микроволновки. Поэтому лучше её немножко включать и расплавлять шоколад. И потом красить.

С. БУНТМАН – Кстати говоря, на самой микроволноке, даже на самой простой, дальше всё написано.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Ну, всякие бывают случаи.

С. БУНТМАН – Какая у нас там мощность. Всякие случаи бывают со всем. Так что запомните это, а потом попробуйте. Главное, чтобы не надо кипятить. Ух ты!

В. ПОНОМАРЁВ – Конечно, конечно. У нас уже появляется ёлочка. А мы на ёлочку…

С. БУНТМАН – Уже пошла кисточка. А до этого что было? Вот, когда вы наносили…

В. ПОНОМАРЁВ – А до этого было небольшой шпателёк. Но мы ещё рисуем пальчиками… как раз с детками мы рисуем пальчиками, потому что это очень эмоционально развивается моторика, когда вы пальцем рисуете на шоколаде, в домашних условиях пальцы можно и облизывать, это такая красота.

С. БУНТМАН – Так что здесь это всё.

В. ПОНОМАРЁВ – Это всё .

С. БУНТМАН – Это вам не краски. А самое главное, если вы раскрашиваете шоколадку, самое главное, что вам не пытаться её перед раскрашиванием съесть. Так что вы, пожалуйста, удерживайтесь. Но, я думаю, гораздо интереснее раскрасить.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Вы знаете, мы очень много наблюдаем, так как проводим достаточно много мероприятий различных благотворительных для детишек, больных детей, из детских домов, то, конечно, у нас палитра наблюдений огромная. Иногда ты смотришь на детей, которые рисуют. Я помню, у меня была одна девочка, мероприятие проводила Светлана Медведева для детей онкологически больных. Я стояла, фотографировала одну девочку минут, наверное, 15. Она так и не могла… она была такая смешная, рыжая. Вот такая прямо колоритная. Но она никак не могла донести свои пальчики до картинки. Она всё время брала краску, долго смотрела на пальцы, облизывала и снова обмакивала их в краску. На самом деле у нас в Санкт-Петербурге проводили исследования специалисты-врачи, и проводили, причём, на детях с дефектами какими-либо физическими.

Они говорят о том, что это был такой всплеск активности.

С. БУНТМАН – Конечно! Это ещё и помогает ребятам, которым трудно и двигать… Вообще, это здорово. Конечно, помогает. У меня есть… особенно ребятам, которые, скажем, не всегда едят шоколад и тем, кому можно… У меня есть… сначала съесть какую-нибудь простую шоколадку, а потом заняться рисованием, чтобы не было искушения.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Нет, а вы заметили, если открыть вот этот набор…

С. БУНТМАН – Мы открывать не будем, ребятам подарим.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – В этих емкостях для так называемых шоколадных красок – там объём очень большой. Он как раз не рассчитан на то, чтоб только картинку нарисовать. Он рассчитан на то, что в это время ещё и наесться.

С. БУНТМАН – И наесться. А!

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Так что там количество достаточное для того, чтобы…

С. БУНТМАН – Там есть основная картинка.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – У них достаточно большие баночки с шоколадными красками.

В. ПОНОМАРЁВ – Также можно что-нибудь выцарапать, какой-нибудь рисунок, можно письмо, поздравление. И потом в выцарапанный объём втирать шоколад. Я сейчас покажу.

С. БУНТМАН – А, вот так вот…

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Но, кстати, у нас проходят… наверное, у нас около 50 праздников минимум проходят в нашем кафе на Козицком бульваре и на фабрике, в месяц от 50 до 100 праздников. Дети ещё под руководством прямо наших специалистов-художников осваивают эту науку рисовать шоколадные картины.

В. ПОНОМАРЁВ – Да что там дети? Мы недавно были в МИДе… серьёзные дяди, дипломаты отбросили свои портфели, свои административные ответственности, поправляя очки, рисовали динозавриков. Показывают – very well! Это, знаете, погружение в детство. Все становятся детьми.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Я думаю, что мы можем даже рассказать картинки, когда приходят родители с детьми на эти шоколадные праздники рисования. И в итоге вдруг раздаётся такой плач, крик на всё помещение. Когда мы подходим, ребёнок сидит, плачет, говорит – ну что папа всё у меня отобрал, не даёт мне рисовать? И взрослый под видом того, что «давайте я помогу», уже не может оторваться от этого занятия.

С. БУНТМАН – Это называется «я купил собирать машинку», да? Так, отойди, ты не умеешь. Я себе представляю, конечно, можно было бы замечательно пойти в МИД и предложить писать ноты дипломатические друг другу и рассылать. На шоколаде рисовать с виньетками… кто может, государственный герб нарисовать. Правда, я не уверен, у нас сложный, да, двухглавый орёл немножко на мокрую курицу может быть похож при его умениях.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – То, что Виталий про МИД рассказал, кстати, у нас это многолетняя, десятилетняя дружба практически, и министерство иностранных дел давно увидело то, что это занятие даёт взрослым возможность становиться на какое-то время детьми. Забывать, видимо, о каких-то заботах и очень увлекаться этим занятием. Причём, они принимают участие в конкурсе, который устраивают и завоёвывают места, получают призы за лучший шоколадный рисунок.

С. БУНТМАН – А что у нас сейчас Виталий делает?

В. ПОНОМАРЁВ – Я думаю, вы узнаете. Логотип.

С. БУНТМАН – О-о-о-о…

В. ПОНОМАРЁВ – Да, да, да, да, мы сейчас потихонечку. Мы его находим.

С. БУНТМАН – Да. Тут очень интересно всё было сделано. Это вы нанесли краску, да?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Нет. Сначала же он сделал углубления в шоколаде, потом нанёс краску, а теперь, убрав всё лишнее…

С. БУНТМАН – Сейчас аккуратно убираем. Убираем лишнее. То, что у нас за нарезкой осталось. Спрашивает Петя, заодно спрашивает: «А бывают солдатики из шоколада?».

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Они у нас даже есть. Шоколадные солдатики, шоколадные шахматы, шоколадные лягушки, шоколадные куклы. Вообще всё, что угодно.

В. ПОНОМАРЁВ – У нас политика такая, чтобы войны были все шоколадные. Шоколадное оружие, шоколадные солдатики, шоколадные танки.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Виталий правильно сказал абсолютно. Потому что занятие от маленьких совсем детей до взрослых, кто ещё продолжает играть. Во-вторых, вы понимаете, мне задают вопрос – а кто придумал это изделие? Зашла к врачу, говорит – а кто придумал шоколадный зуб? Я говорю – можно спросить очень много: кто придумал шоколадную машину, кто придумал шоколадный градусник, кто придумал шоколадный автомат? Я говорю – что-то придумываем мы сами, потому что мы понимаем, что этот подарок вызовет изумление, восхищение. Но многие идеи приходят как раз от наших покупателей, клиентов, которые приходят и говорят – «а я бы хотел что-нибудь вот такое, а у вас этого не вижу». И появляется абсолютно новое изделие или новая марка автомашины. Или новый вид оружия. Или были большие шахматы, говорят, что их не очень удобно хранить, и они плохо вмещаются в рот, когда играешь в шахматы. «А не могли бы сделать шахматы поменьше?».

С. БУНТМАН – Когда ты съедаешь фигуры, да?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Натуральным образом.

С. БУНТМАН – Хорошо. Тут очень смешно: «Шоколадные донесения удобны для курьера, - нам пишет Константин, который друг нашей передачи, - легче съесть при опасности». Секретный документ, отлично.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Кстати, это действительно так, потому что шоколадные донесения у нас пишутся настолько в 100% перенося это донесение, даже сохраняя почерк. Вот, вспоминали про Галину Павловну Вишневскую, тут вопрос сейчас прозвучал, а мы на самом деле очень большими друзьями были и с Ростроповичем, и с Вишневской. И, кстати, большое счастье, я хочу сказать, последнее день рождения Галины Павловны когда было 25 октября, и я думала – что же ей подарить? Звонила директору школы Вишневской и говорили – слушай, Лен, знаешь, у меня такое чувство, давай мы сделаем по-другому. Я сделаю от имени Галины Павловны её почерком шоколадное поздравление меньшего размера, коробочки побольшего размера, и мы сделали много. И привезли ей. И она с таким восхищением дарила своим детям школы Вишневской, своим гостям, и мне сказали о том, что вы настолько угадали, да, что её так радовало. И оказалось, что это были на самом деле её последние подарки такому большому окружению людей. И с этой точки зрения почерк переносится полностью, потому что познакомились мы с этой парой на 75-летие Ростроповича, когда они заказали… от себя Ростропович дарил шоколадные открытки. Но полностью написал пожелание. И мы его почерк с его подписью полностью перенесли на шоколадные открытки.

С. БУНТМАН – Но не обязательно делать это всё вручную, как сейчас.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Нет, конечно. У нас есть технология запатентованная по этому поводу. Но я имею в виду – донесение действительно тема хорошая.

В. ПОНОМАРЁВ – Есть шоколадная телеграмма, когда можно составлять тексты.

С. БУНТМАН – Да. Но донесение секретное – это здорово.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Шоколадную телеграмму пока съешь… она состоит у нас из 35 букв, из 48, из 96. Конечно, её съесть труднее, чем шоколадную пластинку.

С. БУНТМАН – Поэтому как раз и говорим, что шоколадные шахматы – это… съел ладью, конечно.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Обратите внимание, даже говоря здесь, насколько эта тема такая творческая, захватывающая. Когда очень многие наши покупатели, клиенты сталкиваются с этим, они просто приходят, например, в наш магазин и говорят – послушайте меня, у меня столько идей родилось! То есть люди, наши покупатели становятся партнёрами, потому что они часто приносят очень много идей, которые нравятся им. И оказывается, что они нравятся и очень многим другим людям.

С. БУНТМАН – Конечно. Здесь Таня говорит: «Были шоколадные медали, а теперь можно и грамоты, и портреты передовиков и отличников». Смешно. Конечно, да?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Она не шутит. На самом деле так.

С. БУНТМАН – А можно ведь выпускникам делать школ.

В. ПОНОМАРЁВ – На свадьбу.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Когда происходят, во-первых, выпускные балы и начало учебного года, особенно выпускные балы, как говорит радиослушатель о том, что на самом деле очень много заказывают различных и медалей, и грамот шоколадных. Что касается крупных портретов, вот, Виталий подсказал о том, что людям очень это нравится, и заказы у нас происходят не только из России, один из заказов был, который нам пришлось доставлять специально самолётом, это был как раз на свадьбу в Англии принца Вильяма. Там был заказчик американец. Он заказал портрет этой пары. И он его вручал им на свадьбе.

С. БУНТМАН – Вот, у нас уже, видите, второй был мастер, который делает ёлочные игрушки, были у нас в передаче ёлочные игрушки для королевского двора, и у него была ёлочная игрушка на новоселье в Кенсингтонский дворец, был как раз. И теперь мы продолжаем о шоколадках. Всё, что было в Открывашке, должно быть у принца Уильяма и Кейт. Мы сейчас прервёмся, друзья мои, сейчас Ира разберётся в шоколадках, и между шоколадками прочтёт нам новости.

НОВОСТИ

С. БУНТМАН – Дмитрий пишет нам, что учёные доказали, что шоколад не вреден. И его можно есть на ночь. Замечательное великое открытие.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Я думаю, что то, что говорит и пишет радиослушатель – это только маленькая частица того, что говорят учёные, врачи, потому что есть огромное количество, сами знаете, рекомендаций о том, что это очень полезно для сердца, что это не приводит к кариесу, и люди, которые опасаются… ну, деткам можно кушать. Хотя я бы сказала о том, что я не разделяю мнение многих производителей, реклама идёт такая мощная всегда, «мы добавляем в шоколад молоко, там есть кальций, ешьте его». Ну, доказано всеми, что всё-таки сочетание шоколада с молоком – оно даёт излишние калории детям и людям всем, и поэтому я бы, занимаясь этим вопросом, не рекомендовала детям всё-таки много есть молочного шоколада. Потому что, как бы ни было, он несколько приводит к полноте детей, а не так много даёт энергии.

С. БУНТМАН – Мне кажется, чёрный шоколад…

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Чёрный шоколад рекомендован всем – и детям, и взрослым.

С. БУНТМАН – Да. Вы знаете, я бы вам сказал, что всё-таки даже… ну что у нас такое полезное? Манную кашу, да, если тоннами есть манную кашу, то тоже полезной не будет. Мне кажется, что всё, конечно, дело в мере. И не обижайтесь, ребята, на родителей, когда вам родители говорят – ну, всё, не надо, давай, последняя конфета и так далее. Потом ведь будете жалеть, что не послушались.

«А бывают, - спрашивает Саша из Москвы, - шоколадные монстры? Всякие зомби, орки, вампиры». А что, солдатика можно сделать – можно кого угодно сделать, хоть всех персонажей «Хоббита».

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Сделать, конечно, можно всех. Но на самом деле, детки, смотрите, шоколад – это такой добрый-добрый продукт, хороший и добрый. И поэтому нам нравится делать из него хороших положительных героев, красивые и добрые картины. И поэтому можно, конечно, сделать всё…

В. ПОНОМАРЁВ – Был у нас как-то один монстр. Крокодил в тонну веса.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Ну, это не монстр. Это, наверное, был…

В. ПОНОМАРЁВ – Для начала монстр. Но когда он становится в шоколаде, он уже становится ближе…

С. БУНТМАН – Нет, ну, конечно, как огромный дядька, думал, что полиция обидела крокодила сбежавшего. В фильме было чудесно. Когда бежит дядька и страшным голосом кричит – «Малыш, тебя не обидели?», такой аллигатор, от которого полиция по шкафам пряталась.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Виталию, наверное, казался этот крокодил монстром, потому что его делали больше месяца несколько скульпторов из огромной глыбы шоколада. И в итоге осталось от этой глыбы шоколада 4 метра длины крокодил и весом больше, чем тонна, которого нам пришлось поднимать краном настоящим.

С. БУНТМАН – Смотрите, пока мы тут разговаривали, пока слушали новости, пока играли в игру, здесь у нас у Виталия была ёлка такая замечательная на фоне такого неба, на закате бывает такое небо. Сейчас закат рано, но зато его можно увидеть. И он такой какой-то розоватый, желтоватый, там ёлочка была, а сейчас на первом плане появилась ветка. Сейчас вы всё увидите. И на ней сидит симпатичнейший снегирь, на заснеженной ветке. Снегирь ведь с красной грудкой, да? Правильно я понимаю?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Зимняя птица.

С. БУНТМАН – И шарик здесь появился. Ну, и наше «Эхо Москвы», тут надпись «Радио Эхо Москвы».

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Чем отличается, например, рисование по шоколадным раскраскам – там ты можешь проявить творчество, в основном подбирая цвета. А когда ты рисуешь на просто свободном полотне, конечно, дети могут проявить намного больше фантазий.

С. БУНТМАН – Ребята, когда вы сейчас получите за всякие вопросы, дам, у нас два наборчика есть, я наборчики эти дам, ребята, у меня есть одно предложение. Тут краски достаточно много. И вы раскрасьте картинку, вы потренируетесь по контуру, а потом вы можете что-то придумать. Ведь правда же можно сделать?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Конечно.

В. ПОНОМАРЁВ – Конечно. С обратной стороны холст у нас чистый.

С. БУНТМАН – Да. Так что можете.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Пофантазировать.

С. БУНТМАН – Конечно, можно пофантазировать. Так. Вот здесь спрашивают «А что можно подарить внучке на юбилей 1 год?». Ну, внучка вряд ли поймёт сейчас и вряд ли оценит. Но, понимаете, как можно сделать? Можно сделать что-нибудь замечательное, что у вас не будет съедено, а останется. Останется. И останется. И на это можно будет посмотреть потом. До какого-то времени. А если потом внучка захочет его съесть, она съест, когда вырастет.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – С какого возраста, Виталий, детки к нам приходят? Самые маленькие какие были, у которых получается уже рисовать? Лет с двух, наверное, с двух с половиной, да?

В. ПОНОМАРЁВ – Да, да.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – То есть, представьте себе, с двух лет он своими пальчиками пухлыми начинает рисовать.

В. ПОНОМАРЁВ – Мама, конечно, присаживает на свои колени, помогает, житейским опытом делится, в нашем детстве этого не было. Но сами рисуют.

С. БУНТМАН – Смотрите, Виталий, тоже умным голосом я спрашиваю. Я понимаю, что вы художник и художник замечательный. А краска-то очень здорово ложится, да? Она ведь… как она? Есть какие-нибудь… вот, ребятам надо сказать, есть ли какие-нибудь подводные камни, опасности какие-нибудь такие, чего не надо делать с этой краской, как её…

В. ПОНОМАРЁВ – Чего не надо делать? Самое главное – не спешите её съесть, чтобы хватило.

С. БУНТМАН – Это мы уже договорились. Это такими буквами надо в инструкции…

В. ПОНОМАРЁВ – С другой стороны, чем больше на шоколадку положишь шоколада, тем больше съешь.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Потом, позже.

В. ПОНОМАРЁВ – Да. Поэтому здесь… Конечно, в домашних условиях особых каких-то подводных камней нет. Это когда мы рисуем большие картины, портреты, мы учитываем некоторые нюансы, как ведёт шоколад себя после, потому что он может, если неправильно что-то нарисовать, он может со временем или поседеть, или потрескаться. То есть нюансы – они в температуре, в нанесении.

С. БУНТМАН – То есть надо попробовать, надо попробовать выяснить, как это.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Но в любом случае детки должны помнить о том, что если краска сохраняет свою консистенцию, то шоколад всё-таки быстро застывает, как только он соприкасается с пластинкой. И поэтому нужно делать не очень медля, чтоб не застыл на пальцах шоколад.

С. БУНТМАН – Но зато нет этого самого бесконечного ожидания, бесконечного ожидания, когда высохнет.

В. ПОНОМАРЁВ – А здесь у нас уже ёлочка остыла, она…

С. БУНТМАН – Ёлочка уже готова. Маленькая ёлочка. Сейчас вы сможете поднять и показать просто в ту камеру. Вот, здесь у нас камера висит. И повыше поднять и показать, что у нас получается. Видите? И, кстати говоря, если чуть-чуть боком повернуть, тут видно, что это рельефно получается. Что снег – это снег, а не что-нибудь, не просто изображение снега. Так что здесь 3D.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Почему идея пришла нам заняться рисованием шоколадом – это когда мы увидели такие барельефные картины, потому что именно шоколад даёт возможность это использовать. А почему не обратили внимание, что это будет подарок «Эху Москвы». И посмотрите, как хорошо и красиво получился.

В. ПОНОМАРЁВ – Чтобы у вас и дальше было всё в шоколаде.

С. БУНТМАН – Ну, прекрасно, спасибо большое. А, вот, ребята, как выиграть… я не буду ничего задавать… я просто с вас возьму одно слово. Когда вы сейчас мне пришлёте СМС-ки, что вы хотите набор для шоколадного раскрашивания, я единственное, что бы вас попросил, такое обещание. Вы мне нарисуете, раскрасите, и сфотографируйте, пожалуйста, и пришлите мне. Я в «Открывашке» размещу, чтоб я посмотрел, что вы действительно раскрашиваете, что вы действительно раскрашиваете. А так кто успеет, пожалуйста. У меня тут есть один уже вопрос. Нет, это я сейчас буду.

Сейчас, с этого момента, мне присылайте, пожалуйста, что вы действительно хотите получить и раскрасить. А вот спрашивает Лена, бывает ли… ну, тут только натуральные у вас красители. Поэтому я задам этот вопрос, а вы ответите. «Бывает ли золотистые и серебристые красочки?».

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Виталий сейчас вам расскажет по этому вопросу.

С. БУНТМАН – Виталий, есть ли?

В. ПОНОМАРЁВ – Да, есть сейчас, технология развивается. Так называемый кандурин. Это называние такого красителя. Он бывает золотистый, серебристый, такого бронзового оттенка. И какие-то скульптуры, если шоколадную скульптуру сделать из горького шоколада, например, и сверху скрываешь кандурином, то это становится как настоящая бронзовая статуэтка.

С. БУНТМАН – А-а!

В. ПОНОМАРЁВ – При этом всё съедобное.

С. БУНТМАН – При этом всё съедобное. Пожалуйста, вот, Петя у нас: «Хочу набор для шоколадного раскрашивания. Папа обещает сфотографировать». Петь, только, естественно, рисовать будешь ты, а папа только фотографировать. Папа только фотографировать. Скажи, что как бы папе ни хотелось, что я против, чтобы папа… Папа, конечно, будет ходить вокруг, и я понимаю всё – «дай я сделаю», «дай я что-нибудь раскрашу», «дай я хоть один тюльпанчик раскрашу», но мы тебе змею, наверное, Петь, да? Вот эту змейку замечательную.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Змея с подарками.

С. БУНТМАН – Да, змею с подарками и в шапочке. Сейчас у нас здесь будет… вот, где у нас, где у нас. Вот, целые две девочки. Полина и Элина.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Я думаю, что мы сможем всем это…

С. БУНТМАН – Сейчас, Петя 459-ая СМС-ка у нас был, а Полина и Элина…

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Чтоб они не поссорились.

С. БУНТМАН – Нет, они не поссорятся. Полина и Элина уже решили всё. Полина говорит – «я буду разукрашивать, а сестра нарисует на обороте».

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Какие молодцы! Какие дружные сестрёнки.

С. БУНТМАН – Нет, Полина и Элина – всё отлично совершено. Так, Полина и Элина получают. Очень хорошо.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Интересно, шоколад примеряют как.

С. БУНТМАН – Да, шоколад примеряют. Все говорят, что надо побольше давать его взрослым дядям и тётям, которые решают всякую политику, чтобы они были подобрее несколько. Замечательно. Полина и Элина, так, 461-ая, Полина и Элина.

Так, хорошо. Ещё спрашивает у нас из Бишкека слушатель, который говорил «Да ну вас, - сказал, - надеваю наушники, иду в магазин, догадайтесь, за чем. Раззадорили». Здесь девочка подписала, что ей подарили цветные карандаши шоколадные. Вот, у меня есть один карандаш шоколадный. Я его не ем. Потому что я вообще простые карандаши потихоньку собираю из всяких разных мест с разными надписями, собираю. Ну, как я могу съесть шоколадный карандаш? Это вредительство какое-то вообще просто. Не могу.

Вот, смотрите. Уже почти готово.

В. ПОНОМАРЁВ – Да, уже почти готово.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Но в любом случае, видите, как получается? Всё-таки нужны навыки, чтоб получались настоящие произведения искусства. И поэтому если кому-то прямо очень хочется освоить, то Виталий проводит мастер-классы.

С. БУНТМАН – Виталий проводит мастер-классы?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Я же сказал – у нас в месяц проходит до 50 таких занятий.

С. БУНТМАН – Я просто переспрашиваю, потому что ребята у меня переспрашивают.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – В том числе Виталий проводит мастер-классы и другие.

С. БУНТМАН – И найти вас можно, чтобы…

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Да, и они учат рисовать, чтобы уже не раскрашивать, а рисовать шоколадные картины.

В. ПОНОМАРЁВ – Мы там не только рисуем. Мы там делаем самые настоящие конфеты ручной работы.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Сами делаете.

В. ПОНОМАРЁВ – С… миндалём… в общем, полное погружение в шоколад, по уши. Когда фонтаны шоколадные, когда всё шоколадное. Когда это вот так вот… И не видно, где родители, где дети.

С. БУНТМАН – То есть можно и с родителями приходить?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Как правило, дети приходят с родителями часто очень.

С. БУНТМАН – Родители забывают про детей?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Очень много сейчас стали родителей для детей таким образом организовывать дни рождения, называется «шоколадный день рождения».

С. БУНТМАН – То есть можно просто пойти и день рожденья устроить?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Да, устраивают день рождения очень много.

С. БУНТМАН – Наприглашать ребят и пойти, устроить день рождения.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Так очень много выпускных, кстати, проходят в детских садах, младших классах школ, и, собственно, когда до 14 лет дети, да, до 15 лет, заказывают такие шоколадные праздники.

С. БУНТМАН – Хорошо, что у вас сплошной шоколад. Я помню, мама рассказывала, когда её, бедную голодную студентку, их водили на экскурсию на «Красный октябрь», и давали всё попробовать. Но…

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Нельзя было брать с собой?

С. БУНТМАН – Нет. Там можно было наесться на месте. Но в чём была великая хитрость? Начинали с тех цехов, где делали карамельки. И когда доходили до шоколадных конфет, они уже бедные эти самые девочки и мальчики…

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Не могли смотреть.

С. БУНТМАН – Уже не могли смотреть. И когда все проходили, чудесный запах шёл от «Красного октября». Мама всякий раз вспоминала про эту экскурсию и мне рассказывала всегда. Обидно ей было. Сколько лет после того прошло.

В. ПОНОМАРЁВ – А помнит, а помнит.

С. БУНТМАН – Ну, конечно. Да, да, да. Хорошо. Друзья мои, это замечательная штука – делать из шоколада. У меня сразу ещё всякие шоколадные идеи есть.

В. ПОНОМАРЁВ – Мы записываем, вы говорите.

С. БУНТМАН – Ну, ведь можно, у меня другое есть такое тоже занятие замечательное. Я маленькие машинки собираю гоночные, разные 50-60-ых годов. А вы представляете шоколадные модели, причём, раскрашенные в те самые гоночные цвета, вот эти красные замечательные, красный Феррари, Альфа Ромео, зелёный BRM, Лотусы. Ух! Можно сделать.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Вот, ноутбуки нам удаётся делать с открывающимися крышками шоколадными, а вот машинки с открывающимися дверями такие маленькие, как вы собираете – это посложнее.

С. БУНТМАН – Нет, это кузова открывающиеся. А у нас там всё просто. Это же машинка, туда сверху залезают, это же гоночные автомобили, там можно. Там как раз можно. Так.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Попробуем.

В. ПОНОМАРЁВ – Буквально пальчиками даже можно. Вот у нас пушистая такая лапа еловая.

С. БУНТМАН – Совершенно прекрасно. Сейчас, друзья, жары нет особой. А если вы, конечно, хотите хоть на какое-то время сохранить или свою, или подаренную шоколадную картину, конечно, я вам очень не рекомендую летом ставить её на окно под солнце.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Я думаю, что нужно сказать и другое. Очень многие почему-то считают, что шоколад нужно хранить в холодильнике, чего нельзя делать категорически.

С. БУНТМАН – Потому что он…

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Его нельзя хранить. Минимальная для него температура – это 15 градусов. Ниже нельзя. В холодильнике +6. Поэтому шоколад там ведёт себя неправильно. У него выступает какао-масло, поэтому становится белым шоколадом.

С. БУНТМАН – От этого он белёсый такой становится?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Конечно. Его помещают в ту температуру, в которой нельзя его…

С. БУНТМАН – Вот, в чём дело!

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Шоколад настолько нежный продукт. Когда мы его готовим к производству, стоит электроника. И его температура повышается на десятые доли градуса. Он нежный капризный продукт. А когда с ним так безбожно обращаются, заталкивая его в холодильник, он, бедный, вздрагивает, мёрзнет. И чтобы защититься, от отпускает какао-масло, самый лучший продукт.

С. БУНТМАН – Вы так трогательно рассказываете, после этого есть его никто не станет. Его будут жалеть просто. Несчастный…

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Конечно, на окно тоже нельзя. На солнце вообще.

С. БУНТМАН – Это как у меня дочка спрашивала тогда, она маленькая совсем была, дочка спрашивала – ведь жалко есть что-нибудь такое красивое, торт и так далее. Но ведь она потом думала и спрашивала – но ведь еда любит, когда её едят?

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Философские суждения замечательные.

В. ПОНОМАРЁВ – Очень даже замечательные.

С. БУНТМАН – Но просто шоколад, и так любовно делают, и вы можете его делать. Потому что в конечном счёте ведь шоколад для того, чтобы есть, и мы от этого получали удовольствие. Все – и ребята, и взрослые. Ещё раз покажите, только чуть поближе к камере. Покажите, пожалуйста. Вот. Вот, что получилось за время «Открывашки».

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – А вообще представьте себе, какой это новогодний шикарный подарок, когда ты, если можешь, конечно, нарисовал сам – это самое замечательное, но если нет, то в крайнем случае можно зайти в один из магазинов наших «Конфаэль» и купить уже нарисованную готовую картинку.

В. ПОНОМАРЁВ – Более того, уметь рисовать здесь не обязательно. Даже если вы сделаете два крючочка, это будет ваше произведение. И оно будет пропитано именно шоколадным настроением. Представляете, когда вам дочка подарит… вот, папа, от меня открытка, и там челдопенчик какой-то, «это твой портрет». Здесь, конечно, важны эмоции.

С. БУНТМАН – Когда вы рассказывали про Галину Павловну, вы так удачно это сделали, потому что замечательный подарок – вот, в чём смысл даже ещё. Замечательный подарок – это дать возможность что-то приятное дарить. Это не такая серьёзная какая-то назидательная штука. Но, ребята, подарить какую-то приятную вещь, которую ты знаешь, что будет приятной – это ведь здорово. Это, может, иногда даже лучше, чем просто получить подарок.

В. ПОНОМАРЁВ – Конечно.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Сделать своими руками.

С. БУНТМАН – Задумать и ждать, знать, что это будет приятно. И что можно подарить своим любимым людям. Жаль, что радиослушателям не видно. Конечно, это мы всё-таки пользуемся тем, что у кого есть Сетевизор, те могут увидеть. Кто сейчас не видел, могут и на сайте посмотреть у нас в «Открывашке», вы найдете в программах, и мы сделаем и на странице, которую я… она немножко так у меня застыла, я её очень скоро прям вокруг Нового года страницу в Facebook’е я оживлю открывашечную.

Друзья, спасибо вам большое. И спасибо, Ирина, спасибо, Виталий. И придумывать… ну, как-то так кажется – а что тут такого? Взяли шоколадки, сделали. Всё равно съедят. А тут ещё получается и искусство такое, и приятнейшая вещь. Спасибо вам большое, спасибо. Вы у нас перед Новым годом, перед Рождеством, перед всеми праздниками. Мы с вами как-то так настроение себе подняли. Спасибо большое.

Я хочу задать вопрос для программы «Говорим по-русски». Вы сможете отвечать +79859704545. Будут вам и призы. Смотрите, конфеты назвали «конфетами», потому что они: 1) разноцветные, 2) круглые, 3) кем-то приготовлены. Конфетами их назвали. Вот, выбирайте один из вариантов ответа. Будет он правильный – получите вы призы. Я с вами прощаюсь. Всего вам доброго. До детской площадки уже 30 декабря, и Открывашка за ней тоже потом последует. До свидания.

И. ЭЛЬДАРХАНОВА – Всего доброго.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025