Детские журналы: открытые и закрытые - Александр Тимофеевский - Открывашка - 2012-10-14
С. БУНТМАН - Доброе утро, 10 часов 6 минут, открываем «Открывашку». Сегодня «Открывашка» будет для всех – и для родителей, и для маленьких, и для тех, кто постарше, потому что у нас в гостях Александр Павлович Тимофеевский. Здравствуйте, Александр Павлович.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Добрый день. Добрый день, дорогие наши слушатели.
С. БУНТМАН - Александр Павлович Тимофеевский, тем, кто не знает, всегда опознавательный знак про «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам». Но Александр Павлович много всего написал, много всего рассказал. И сегодня с вами еще поделится, и загадки позагадывает, и книжки мы разыграем Александра Павловича. Книжки последние для ребят, потому что Александр Павлович пишет не только для ребят для маленьких, а пишет и для вполне взрослых ребят, как мне кажется, и пишет замечательные стихи.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Скажем так – для дядей и тетей.
С. БУНТМАН - Для дядей и тетей, но для таких, которые соображают.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Когда-то были детьми.
С. БУНТМАН - Когда-то были детьми и об этом не забыли. У нас будет «Лучший повар – это я», здесь рецепты, рецепты в стихах у нас будут.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Которые могут сами дети приготовить.
С. БУНТМАН – Конечно, конечно. Мы посмотрим, так что вы можете разыграть, отвечая на загадки всевозможные, вы сможете книжки эти получить. И «Мы по скверику гуляли».
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Это для самых маленьких книжка.
С. БУНТМАН - Да. Ну, тут и им могут почитать родители. Кто же чудесные рисунки такие сделал?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Это замечательная художница Наташа Петрова, которая делает уже вторую мою книжку в издательстве «Самокат». Очень интересно с ней работать, потому что она придумывает такие вещи, которые я сам не придумал.
С. БУНТМАН - Да?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да, она соединяет один стих с другим, и получается история из двух стихов, до чего я не додумался. Это очень интересно.
С. БУНТМАН - Хорошо, а еще журналы мы сможем, у нас есть несколько номеров журнала «Пятнашки», «Пятнашки», так, и здесь много всего интересного. Ну, про журналы у нас будет отдельный разговор, и разговор будет со взрослыми, и разговор достаточно грустный будет. Такой большой, но очень грустный разговор, но это в конце будет у нас, во второй половине. И сейчас, сейчас у нас с новыми силами Тоня Сорокина снова нам нашла все важные сведения и историю окна. История окна, рассказывает у нас Тоня Сорокина.
Т. СОРОКИНА – История появления окна. Я сейчас учусь в пятом классе, и на уроках истории изучаю, как жили самые первые люди. Они жили в пещерах, где был один вход. Через него только и попадал свет в это первобытное жилище. Но ученые обнаружили, что уже во времена неолита появились, ну, что ли, предки окон – отверстия в верхней части жилища для того, чтобы выходил дым. Ведь костры разводили прямо в пещерах. Кстати, в жилищах некоторых народов до сих пор существует только вход и дырка в крыше – например, в юртах, шалашах и вигвамах. Шло время, люди научились строить жилища, но еще очень долго окна заменяли узкие щели или отверстия в крыше, через которые проникал воздух и свет. Впервые большие окна, выходящие на море, появились в пригородных термах в Помпеях. Это были проемы, ничем не закрытые. Изобрести стекло людям предстояло позже. На Руси в глубокой древности строили дома из бревен. В них прорубали маленькие окна, которые назвали волоковыми, поскольку они заволакивались изнутри доской. На зиму в окно вставлялась рама с бычьим или рыбьим пузырем, промасленным холстом или кусочком слюды. Света через окно такое было мало, но все-таки большие окна в наших краях нельзя было прорубать, поскольку холодно очень зимой. Этой весной мы с папой побывали в Стамбуле где, конечно же, сходил в собор Святой Софии. Он был построен очень давно, в IV веке. Я обратила внимание, что окон в этом огромном храме очень много, и они располагаются в куполе, так, чтобы и светло внутри было, и свод был легче, не давил своей мощью. Если вы вспомните средневековые замки, то окна там узкие, вытянутые. При необходимости они становились бойницами, то есть через них было удобно стрелять по врагам. Если смотреть на европейские храмы того времени, то в них много витражей, больших, но тоже очень вытянутых ввысь – готика называется. Вообще история окон очень тесто связана с развитием архитектуры, с его капризами, ну, и с техническим прогрессом, конечно. Архитектурные стили меняли форму окон, а изобретение плоского стекла повлияло на их размер. Технология, которая позволяла использовать плоские стекла, появилась во Франции в XVIII веке. К тому же стекло стало прозрачнее. Размеры стекол теперь можно было менять, поэтому вошли в моду окна очень больших размеров. В XX веке в большинстве жилых построек окна стали простыми, прямоугольными и практичными, лишь бы свет попадал и тепло не выходило. У нас в стране понастроили огромное количество некрасивых панельных домов с одинаковыми окошками. Их называют «хрущебами» по имени тогдашнего правителя страны, который решал проблему дешевого жилья для граждан. Сегодня, кажется, смешались все стили, и, проходя мимо новых зданий, можно видеть самые разные окна – огромные до пола, до крыши, круглые, овальные, стрельчатые и квадратные, отливающие бронзовым или синим цветом, зеркальные и прочие. Интересно, а какими будут окна, когда я стану взрослой?
С. БУНТМАН - Так, ну что ж, у нас Тоня нам рассказала, Тоня Сорокина рассказала нам про историю окна. Вот так, все теперь узнали, Александр Павлович.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да, я узнал, потому что мне очень понравилась Тоня Сорокина, и я подумал, смогу ли я так интересно рассказывать сейчас детям, как это рассказала нам Тоня только что? Я всегда очень волнуюсь.
С. БУНТМАН - Да, но я тоже, я тоже всегда, после Тони Сорокиной я уже не знаю, как мне рассказать толково. Вот, Александр Павлович Тимофеевский, мы сегодня… Ну, что? Мы сначала… Давайте, мы загадаем что-нибудь, потом почитаем кусочек, пока ребята подумают и нам позвонят и СМСку пришлют?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ну, хорошо, давайте так. Вот, в издательстве «Эксмо» вышла моя новая книга, она называется «Азбука Буратино».
С. БУНТМАН - Но это не та, которую несчастный Буратино…
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Нет, это не та. Это было совсем иначе, получилось. Дело в том, что Буратино, после того, как кончились все его приключения, как все дети поступил в школу, стал учиться. Ему казалось это довольно скучно, и азбука ему не понравилась. Он говорит Пьеро: «Давай, мы сами сочиним свою азбуку?» «А как?» «Ну, вот, - говорит, - скажем, на букву «П» будет «Папа Карло», на букву «К» будет «Карабас-Барабас»». Пьеро обрадовался. Они стали это сочинять. И вот, я вам открываю букву…
С. БУНТМАН - Но сочиняли вместе они, да?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Сочинили вместе. Но, честно говоря, главным был Буратино, а этот немножко его редактировал, Пьеро. Вот, буква «А». «Азбука».
Азбука – вещь, безусловно, полезная.
Нужная вещь, это знаю железно я.
Но с тем, кто захочет учиться,
Может плохое случиться.
Он с азбукой долго не проживет.
От азбуки зубы болят и живот.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - И вот у меня такой вопрос к детям. Что сочинил тут… Две части, одну часть сочинил Пьеро, а другую часть сочинил Буратино. Вот, что сочинил Пьеро, а что сочинил Буратино?
С. БУНТМАН - Хорошо. Вот, две части. Что сочинил Пьеро, а что сочинил Буратино? +79859704545, и говорите, какую книжку Александра Павловича Тимофеевского вы хотите – «Мы по скверику гуляли», или вы хотите книжку «Лучший повар – это я». Ну, и плюс еще, плюс еще журнал, журнал «Пятнашки», у нас есть такой номер журнала «Пятнашки» и у нас есть такой номер журнала «Пятнашки», вот у нас.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да, Сергей Александрович, я могу подарить эту книгу тоже. Если издательство «Эксмо» захочет, оно еще вам принесет. А эту книгу я дарю «Эху Москвы».
С. БУНТМАН - И один экземпляр «Азбуки Буратино», кто успеет, тот пожалуйста. Так, хорошо. И по телефону, конечно, мы примем. Пожалуйста. А сейчас мы прочитаем стихи, которые еще никто, наверное, и не читал.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да, их никто не знает. Потому что всегда автор – такой народ, им хочется читать не то, что напечатано, потому что как-то уже про это говорить скучно, а вот новые стихи очень хочется читать. И я вам прочту стихотворение, очень удивительную историю знаете про кого? Про Каляку-Маляку.
С. БУНТМАН - Про Каляку-Маляку?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да, вот, история такая.
Однажды ужасный козел-забияка
Внезапно напал на Каляку-Маляку.
И, вы представляете, этот нахал
Каляку-Маляку на части порвал.
Подумайте, дети, какое несчастье,
Каляку-Маляку порвали на части.
Каляка отдельно ложится в кроватку,
Маляка отдельно идет на зарядку.
И ходят по улицам еженедельно
Каляка – отдельно, Маляка – отдельно.
Но две половинки недолго гуляли,
Пришельцы с Венеры Маляку украли.
Маляка, друзья, не успел оглянуться,
Как вдруг очутился в летающем блюдце.
Каляка же шел без дороги, рыдая,
И спрашивал встречных: «Куда я? Куда я?»
Его окружили три милых дворняжки,
Ему предложили сниматься в мультяшке.
Каляка смог справиться быстро с бедою,
Прославился, сделался кинозвездою.
Маляка живет на веселой планете.
Смотрите на небо внимательно, дети,
На розовом облаке странные знаки –
Так это ж привет от Маляки к Каляке.
С. БУНТМАН - Ха-ха-ха, ой, замечательно.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вот еще маленькое стихотворение.
С. БУНТМАН - Сейчас, мы сначала, сначала мы загадку.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Загадку, да?
С. БУНТМАН - Загадку.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ну, хорошо.
С. БУНТМАН – Да, замечательно. Замечательно. Но почему-то это подлинная история. У нас была девочка-отличница в школе по прозвищу «Маляка».
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Правда?
С. БУНТМАН - Да. И она потом уехала.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ну, я надеюсь, ее никто не разрывал на части?
С. БУНТМАН - Нет, ее не разрывал. Она была отдельная часть – Маляка. Она была золотая медалистка, и потом ее действительно, действительно похители.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ой, какой ужас.
С. БУНТМАН - И сейчас она заместитель мэра одного чудесного города во Франции, небольшого. Вот, видите, как. Подлинная история, подлинная история, да, Каляки и Маляки. Так, так какую же часть, скажите, пожалуйста, написал Пьеро…
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Написал Буратино, а какую – Пьеро?
С. БУНТМАН - Там первая есть и вторая. 3633659, Александр Павлович, если Вы как-то наушники возьмете, то Вы тогда услышите, что ребята отвечают. Справа, вот, есть там наушники такие, можно даже одно ухо взять и послушать, что ребята нам скажут. Итак, какую часть? Алло, доброе утро. Алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ - Алло.
С. БУНТМАН - Алло, да, доброе утро, как тебя зовут? СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Леша.
С. БУНТМАН - Леша, сколько тебе лет, Леша?
СЛУШАТЕЛЬ - Двенадцать.
С. БУНТМАН - Двенадцать, ну, ты уже такой, гигантский Леша.
СЛУШАТЕЛЬ - Да.
С. БУНТМАН - Хорошо, скажи, скажи мне, скажи мне, о большой Леша, какую часть написал здесь Пьеро, а какую – Буратино? Как ты думаешь?
СЛУШАТЕЛЬ - Мне кажется, первую – Пьеро, а вторую – Буратино.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Правильно, правильно.
С. БУНТМАН - Конечно. Да, конечно. Первую – Пьеро… А какую книжку Александра Павловича хочешь, ты же… ты вырос уже, наверное, из книжек-то?
СЛУШАТЕЛЬ - Да, у меня братик есть, я ему отдам.
С. БУНТМАН - О, о, все, хорошо. Тогда какую книжку ты хочешь?
СЛУШАТЕЛЬ - Я не знаю, все равно.
С. БУНТМАН - Ну, вот смотри, «По скверику гуляли» или «Лучший повар – это я».
СЛУШАТЕЛЬ - «Повар – это я».
С. БУНТМАН - «Повар – это я, хорошо». Журнальчик дать тебе?
СЛУШАТЕЛЬ - Ага.
С. БУНТМАН - Ага, хорошо, и журнальчик мы тебе дадим. Вот, хорошо, отлично. Спасибо большое, спасибо большое.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Там журналы, Сергей Александрович, они тоже тематические. Можно детям говорить – одни номера связаны с космосом, а другие – с цирком, кто что любит.
С. БУНТМАН - Ну, хорошо, мы тогда, мы тогда скажем, кто цирк, кто космос. Так, отлично, все. Ну-ка, теперь, ну-ка, теперь.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ну, еще, может быть, один прочту?
С. БУНТМАН - Сейчас-сейчас, секунду, мне еще нужно… Лена хочет «Лучшего повара», Лена из Подмосковья отвечала: «Пьеро – начало стиха, а Буратино – зубы болят и живот». Ответила нам Лена, это 305-я СМСка. 305-я СМСка, да.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Прекрасно.
С. БУНТМАН - Да. Самое ужасное, Александр Павлович, что некоторые взрослые не поняли про Каляку и Маляку.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Правда?
С. БУНТМАН - Они не поняли эту страшную историю.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ну, они, наверное, забыли, как они были детьми. Это случается со взрослыми. Но мне кажется, что это большая беда, потому что, мне кажется, взрослые люди не должны об этом никогда забывать. Знаете почему? Потому что дети – свободный народ. Они ничем не обусловлены, они видят мир таким, какой он есть. Они радуются тому, чему можно радоваться, плачут по тому, о чем стоит плакать.
С. БУНТМАН - И не думают о том, «Как я выгляжу? А правильно ли, что я так смотрю?». Хорошо, еще, дальше читаем.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вот дальше история такая. «Азор и Роза».
А роза упала на лапу Азора.
Азор не заметил, лежал и на солнце дремал.
Лягушка упала на лапу Азора –
Азор не заметил, лежал и на солнце дремал.
Старушка упала на лапу Азора –
Азор не заметил, лежал и на солнце дремал.
Тут слон повалился на лапу Азора –
Проснулся Азор и слегка отодвинул слона.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вот, кстати, из этого стихотворения можно сделать тоже загадку, потому что дети должны вспомнить, а чем же загадочна первая фраза – «А роза упала на лапу Азора?» Что в этой странной фразе заключено?
С. БУНТМАН - А, да, а мы потом скажем, как это называется. Как это называется, да. «А роза упала на лапу Азора», вот, из которой вся эта история, да… До слона мы дожили. Вообще, я очень это, это всегда, это ведь не только с Азорами случается. Все мы прекрасно… Мы сегодня говорили о снах, Александр Павлович.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да?
С. БУНТМАН - О снах, которые сбываются. Сегодня на «Детской площадке» мы говорили, и о самых чудесных снах, замечательный сон, который сбылся – приснилась собачка, и купили кошку.
- А, это чудно. Чудное предсказание.
- Ну, вот, сон, сон такой – его иногда называют «солдатским сном». И вот все собаки, собаки и мамы спят солдатским сном, потому что солдат спит, когда из пушек палят, а когда маленькая мышка подкрадывается к его вещевому мешку и сухарю – он это слышит тут же. И так же мамы – могут, там, свадьба быть, ездят машины. Но если захнычет кто-то маленький в другой комнате или даже через три комнаты – мама обязательно проснется. Вот, хорошо. Давайте, мы по телефону – в чем тайна фразы: «А роза упала на лапу Азора»? Ну-ка, попробуем, доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ - Алло.
С. БУНТМАН - Алло, да.
СЛУШАТЕЛЬ - Даю ребенка.
С. БУНТМАН - Давайте.
СЛУШАТЕЛЬ - Алло.
С. БУНТМАН - Алло, привет, ребенок, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ - Данил.
С. БУНТМАН - Данил, привет, Данил. Сколько тебе лет?
СЛУШАТЕЛЬ - Четыре.
С. БУНТМАН - Четыре.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ух ты.
С. БУНТМАН - Хорошо, Данил, скажи мне, пожалуйста, а в чем здесь тайна этой фразы – «А роза упала на лапу Азора»?
СЛУШАТЕЛЬ - Наоборот.
С. БУНТМАН - Наоборот получается что? То же самое, да?
СЛУШАТЕЛЬ - Угу.
С. БУНТМАН - Хорошо.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Тогда откроем вам вторую тайну.
С. БУНТМАН - Сейчас, секунду. А мы сейчас откроем, когда мы подарим. Значит, скажи мне, пожалуйста, какую книжку ты хочешь – «Мы по скверику гуляли»?
СЛУШАТЕЛЬ - Да.
С. БУНТМАН - Да, хорошо, это чудесные стихи. А журнал ты какой хочешь? Про цирк или про космос, журнальчик?
СЛУШАТЕЛЬ - Про космос.
С. БУНТМАН - И про космос тебе. Спасибо, Данил, спасибо тебе, ты молодец. Спасибо большое, счастливо тебе. Теперь мы открываем великую тайну, как называется такая фраза. Она…
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ну, по-моему, она называется «палиндром».
С. БУНТМАН - Палиндром.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Или палиндромон.
С. БУНТМАН - Палиндром будем его называть, палиндром. Да, вот, сейчас я еще… можно, сейчас – «Читается с конца так же, как с начала» - Катя нам написала, 310-я СМСка. Хочет «Лучшего повара» и просит автограф у Александра Павловича.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Хорошо, будет это Кате, спасибо, замечательно. Дело в том, что, вдруг, Катя, ты получишь эту книгу, и ты сумеешь по ней что-нибудь приготовить, там написано все, как это делается, я буду очень рад. А написано в стихах. Сергей Александрович.
С. БУНТМАН - Да.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ну, вот, мы открыли великую тайну, а я хочу вам прочитать еще про одно великое открытие.
С. БУНТМАН - Давайте.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вот, великое открытие. Это для более старших детей. Тут нет никакой загадки, потому что это действительно открытие века.
Куда девался мой дневник?
Скажите, Бога ради.
Ищу на полке, среди книг,
Ищу среди тетрадей.
Ищу на кухне под столом,
Ищу на грядке за окном,
На вешалке у входа
И в ящиках комода.
А кот мяучет, словно псих,
И трется возле ног моих.
Все «Мао, мяо, мэо»
«Уймись, я занят делом!»
Но кот мяучет, хвост задрав,
Что означает этот «мяв»?
И вдруг сумел понять я.
Дневник твой под кроватью!
Колумб по океану плыл,
Колумб Америку открыл,
А я, живя на даче,
Открыл язык кошачий.
Закончен поиск многих дней,
Дневник беру я в руки.
Ура! Открыть язык зверей
Полезней для науки.
С. БУНТМАН - Конечно, да. Обычно коты, правда, говорят, вот, незнакомые коты – они говорят человеческим голосом, и они говорят: «Мам, мам». Они говорят «мам». К кому они обращаются, становится сразу понятно. Ну, и еще одно прочтем сейчас.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Хорошо. Я хочу прочесть такое стихотворение. Оно совсем другого плана, но, вы знаете, это великое событие в жизни человечества. Это стихотворение про Рождество Христа и о том, как те люди, которые пришли в пещеру, а там были пастухи и были волхвы, впервые увидели Иисуса Христа. И вот что они увидели.
Когда вошли в пещеру гости,
Младенец улыбнулся им.
И вдруг не стало в мире злости,
Мир на мгновенье стал другим.
Он улыбнулся так невинно,
Как будто бы растаял снег.
Как будто сразу именины
И день рождения у всех.
Как будто после долгих странствий
Они пришли к себе домой,
Как будто все в родстве и братстве,
И лето сделалось зимой.
И так прекрасно и лучисто
На них глядящая звезда,
Что смерти больше не случится,
Не будет просто никогда.
С. БУНТМАН - Да, никогда не будет. Давайте, мы загадаем загадку ребятам, и сейчас прервемся на, прервемся на новости.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Хорошо, будет загадка опять из «Азбуки Буратино».
С. БУНТМАН - Давайте на какую-нибудь букву.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вот, у меня тут записано на букву «О».
С. БУНТМАН - На букву «О».
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - На букву «О», на эту букву… надо найти, она где-то у нас. Вот, открылась.
С. БУНТМАН - Мне всегда казалось, что сразу после «Н», да?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Потрясающе, Сергей Александрович, я всегда удивлялся, как Вы много знаете…
С. БУНТМАН - Ну, вот, еще гожусь на что-то. Хорошо.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вот, хорошо, так вот, на букву «О», стихотворение «Очаг».
Над очагом клубился пар,
Я сходу носом в очаг попал
Носом проткнул очаг насквозь.
Скажите, как это со мной стряслось?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вот как он, разве можно носом поразить очаг?
С. БУНТМАН - Ну, это знаменитая история, на которую сразу мне все ответят. Главное, попросите – ребята, и ребята поменьше, ребята. Сразу вы мне ответите, мы уже сейчас не успеем, по телефону я кого-нибудь из маленьких наших ребят спрошу, как это получилось, и вы получите одну из книг Александра Павловича Тимофеевского, и один из журналов «Пятнашки». Вот так вот, прерываемся на 5 минут.
НОВОСТИ
С. БУНТМАН - Ну что ж, мы продолжаем. Александр Павлович Тимофеевский у нас в гостях и читает свои стихи, которые никто еще не читал и не слышал, потому что они не изданы. Загадывает загадки, и вот одна загадка Александра Павловича была загадана, потому что на букву «О» «Азбука Буратино», там, конечно, был «очаг», и многие ответили, большинство ответило совершенно правильно. Я почему просил маленьких отвечать? Потому что большие-то уже прекрасно все давным-давно знают, и могут нам рассказать это быстро. Я думал, что маленьким дать, а вот некоторые, наверное, не читали еще.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Правда? Ну, я надеюсь, они прочтут.
С. БУНТМАН - Ребята, «Буратино» надо читать, «Буратино» - это такая чудесная сказка. Но вот Савва из Петербурга ответил самым первым, 338-я СМСка – «Нарисован был очаг на холсте». Правильно. Я даже не хотел говорить, что там было на самом деле, потому что это, ну, просто раскрывать всю историю… Ведь Буратино – это же таинственная история.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да, мне самому захотелось сейчас стать…
С. БУНТМАН - Савва, 338-я, любую книгу, мы у него спросим.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Сергей Александрович, самому захотелось стать Буратино. Вы видите, какой у меня длинный нос?
С. БУНТМАН - Ну, конечно.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - А если бы он был деревянный, я бы как в этот самый очаг ткнул и его бы прорвал…
С. БУНТМАН - Да и у меня тоже… Мы не скажем, мы не скажем, что там.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Там очередная загадка.
С. БУНТМАН - Потому что есть такие ребята, которые не читали про Буратино. А здесь была… замечательное было предположение у Сони, что дневник, что неправильно понял мальчик про дневник. Его кот мог сказать, он так говорил, что он мог съесть дневник.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да?
С. БУНТМАН - Не знаю, мог и съесть дневник.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ну, я даже не знаю, что на это ответить. Ну, мне кажется, что коты вообще дневников не едят. Вот, у меня есть кот, он ни разу не съел дневник. Он рыбку любит.
С. БУНТМАН - А дневник-то у Вас есть, Александр Павлович?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - А у меня есть дневник, в котором я записываю всякие свои заметки о литературе, о стихах. И кот спокойно проходит мимо, не ест.
С. БУНТМАН - Не ест. Ну, понятно. Так.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Сергей Александрович, но мне все-таки хочется сейчас прочитать не то, мы может быть, неизвестные стихи потом прочтем, а вот из этой книжки, которая вам понравилась, где такой чудный художник, Наташа Петрова, которая умеет соединять стихи, два разных стихотворения, вот я их прочту, кстати, в них своя загадка. И они превращаются в целую историю отдельную. Можно, я прочту, да?
С. БУНТМАН - Конечно.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Это для маленьких.
Мы по скверику гуляли
Кота-Ваську потеряли.
Без кота нельзя домой,
Будем все искать со мной.
Ищем, ищем у киоска,
Там, где дуб и где березка,
Возле пруда, под ветлой,
Возле дворника с метлой.
Мы неправильно искали,
Мы не здесь кота теряли.
У кота довольный вид –
Он на лавочке сидит.
В зоопарке мы гуляли,
Кота-Ваську потеряли.
Без кота нельзя домой,
Будем все искать со мной.
Ищем-ищем, там, где кони,
Там, где лоси, там, где пони,
Там, где шествует жираф,
Шею длинную задрав.
Мы неправильно искали,
Мы не здесь кота теряли.
У кота довольный вид –
Рядом с тигром он лежит.
Мы по улице гуляли,
Кота-Ваську потеряли.
Без кота нельзя домой,
Будем все искать со мной.
Ищем-ищем, возле дома,
У кино и гастронома,
Там, где дядя-постовой
Нам кивает головой.
Мы неправильно искали.
Мы с собой кота не брали.
У кота довольный вид –
Он сегодня дома спит.
С. БУНТМАН - Он сегодня дома спит.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вот, это загадка, Сергей Александрович, на внимание. Вот, где, на самом деле, во второй раз потеряли кота? И где он в это время находился?
С. БУНТМАН - Во второй раз?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Во второй раз, во время второй прогулки. А, Вы даже сами не знаете, мне кажется, Вы сильно задумались.
С. БУНТМАН - Да.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ну, а вот, дети, может быть, запомнили стихотворение.
С. БУНТМАН - Ну-ка, ребята, давайте, +79859704545. Нет, ну, там написано, где он. У него довольный вид, как всегда. Он м-м-м… Вот, а где м-м-м во втором стихотворении? Хорошо, пробуем. А я бы хотел вот эту книжку, «Мы по скверику гуляли», подарить автору 336-й СМСки, Леониду из Самары, из Самары. Сейчас еще одну, тут кто-то очень расстроился. Кто-то очень расстроился…
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Я расстроил их этими стихами?
С. БУНТМАН - Нет, кто-то расстроился, что так старался быстрее, быстрее, а не получил книжку. Не получил книжку. Сейчас-сейчас, вот. 331-я СМС-ка, журнал про космос хочет Алина 8 лет, 331-я СМСка, и ответ был дан. Так, во второй. Всего было три. Да?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да, три было.
С. БУНТМАН - Так, Таня у нас, Таня ответила – рядом с тигром.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Правильно.
С. БУНТМАН - Нет, все правильно, абсолютно.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Правильно, замечательно. Значит, Тане мы подарим книжку.
С. БУНТМАН - Да, «Лучший повар» и журнал про цирк хочет, 349-я.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Я думаю, кот думал сам в это время, Сергей Александрович, он думал, что он тигр.
С. БУНТМАН - Ну, конечно. А коты вообще так думают. Мой кот, правда, думал, что он – памятник Карлу Марксу. Он думал. Потому что он сидел всегда, мой самый первый кот сидел у меня на письменном столе, у меня были сложены учебники, и он сидел на учебниках, положив лапу вот так, как памятник Карлу Марксу в Москве.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Сергей Александрович, какое совпадение. Удивительно, что мы нашего кота назвали сначала Марксом. Но это имя не прижилось, и мы его называем просто Мариком.
С. БУНТМАН - Мариком, да? Ну, вот, не знаю, хорошо, что не Карлушей. Хорошо, Александр Павлович, ну давайте, мы еще немножко почитаем.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - И вот, еще, вот, потому что мне ужасно нравится, как соединяет два разных стихотворения в одно своими картинками Наташа Петрова. И тут опять про котов. Называется «Необычная школа»
В Москве открылась школа
Для кошек и котов,
И в том, что это правда,
Поклясться я готов.
В той школе учат пенью
Котяток-малышей,
А также назначенью
Компьютерных мышей.
Котов со шпагой учат
Ходить, и в парике.
Они легко мяучат
На русском языке.
Поверьте мне на слово,
Уж я не ошибусь:
Здесь басню «Кот и повар»
Все знают наизусть.
А если, скажем, некто
Проявит свой талант,
На хвост ему директор
Повязывает бант.
Открыли эту школу
От нас невдалеке
За площадью Мурлыки
В Кошачьем тупике.
Но огорчить немножко
Придётся вас, друзья:
Ведь вы не кот и кошка,
И вам туда нельзя.
С. БУНТМАН - Нельзя. Даже приводить нельзя.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - А вот загадка такая. Там действительно все наизусть знают басню «Кот и повар», но не известно, знают ли они, кто написал эту басню?
С. БУНТМАН - Быстренько.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Поэтому помогите, помогите котам, отгадайте.
С. БУНТМАН - Быстренько ребята, быстренько рассказывайте, кто у нас…
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Написал басню «Кот и повар».
С. БУНТМАН - Написал басню «Кот и повар». Быстренько, в особенности маленькие ребята, быстренько, вы должны знать, кто это, потому что знаменитее, пожалуй, никого нет. Алло, доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ - Алло, здравствуйте.
С. БУНТМАН - Да, привет, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ - Аня.
С. БУНТМАН - Аня. Привет, Аня, сколько тебе лет, Аня?
СЛУШАТЕЛЬ - Мне десять.
С. БУНТМАН - Десять уже. Ну, ты уже все, все знаешь басни наизусть, наверняка. Кто написал «Кот и повар»?
СЛУШАТЕЛЬ - Иван Крылов.
С. БУНТМАН - Иван Андреевич Крылов, совершенно верно. Все правильно. Какую из книжек ты хочешь?
СЛУШАТЕЛЬ - А про повара еще остались?
С. БУНТМАН - Остались, остались, «Лучший повар», только в особенности девочкам мы с Александром Павловичем дарим эту книгу – «Лучший повар – это я», мы ее дарим только с условием – что-нибудь приготовить обязательно.
СЛУШАТЕЛЬ - Хорошо.
С. БУНТМАН - Договорились? Отлично.
СЛУШАТЕЛЬ - Да.
С. БУНТМАН - А журнал ты хочешь про цирк или про космос?
СЛУШАТЕЛЬ - Давайте про космос.
С. БУНТМАН - Про космос, хорошо, все, записали, записали твой телефон, спасибо тебе большое. Так, так. Басню написал Крылов, «Пятнашки» про космос просит нас Настя, 360-я СМСка. А вот Константин написал, что молодые собаки очень любят дневники есть.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да?
С. БУНТМАН - Молодые собаки, особенно они любят есть только что подготовленные статьи и еще незащищенные диссертации и научные работы.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - А у меня совсем другая мысль, пришла мне в голову, что это собаки, которые дружат с обладателями дневников, учащимися в школе. Если вдруг в дневнике появляется двойка, собака прибегает, немедленно этот дневник съедает.
С. БУНТМАН - Ну, правильно. Это конечно, это собака, настоящий друг.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Конечно.
С. БУНТМАН - А мне всегда, мне казалось, что кошки все-таки, они как-то строже и ненадежнее, потому что, мне кажется, кошка может и маме дневник принести с двойкой твой.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Может, может.
С. БУНТМАН - Так что здесь не надежно.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вот, мой Марик всегда…
С. БУНТМАН - Собака – добрый парень такой.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Сергей Александрович, мой Марик всегда жалуется. Когда приходят к нам гости, он первым делом подбегает к ним и говорит, какие плохие у него хозяева.
С. БУНТМАН - Да?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да, вот так вот.
С. БУНТМАН - Вот так вот. О журналах. Дорогие родители, о журналах несколько грустных слов мы скажем.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да, мне хочется сказать о своих любимых журналах – это «Пятнашки» и «Кукумбер». И это я уже обращаюсь в первую очередь к папам, мамам и бабушкам, а не к детям. И к детям, но не в первую очередь. Дело в том, что произошла удивительная совершенно вещь. «Пятнашки» закрылись.
С. БУНТМАН - А за что? А что случилось?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - А вот непонятно, просто закрылись и закрылись. «Кукумбер» - пишет мне Дина Крупская, редактор этого журнала, раньше была поддержка правительства Москвы, то есть Москва, правительство Москвы спонсировала этот журнал, теперь ее больше нет. И вот я действительно, я не могу понять, Сергей Александрович, что произошло. Я подумал – может быть, эти люди, от которых у нас все зависит, может быть, они думают, что 21-го декабря будет конец света, и тогда вообще ничего не нужно? Или они очень увлеклись Олимпиадой, а может быть, они просто ни о чем не думают? Они не думают о том, как важна вообще культура как таковая. Вы понимаете, ведь все проходит на свете, не остается ничего, остается только культура, которая есть в сердце. И душа нации – она остается всегда. Причем, вот, очень много сейчас у нас отдается внимание спорту. Действительно, прекрасно, и мы все восхищались человеком, который пробежал на протезах – это величие человеческого духа. Замечательно. Но ведь и спорт – часть культуры. И те ученые, которые сделали ему такие замечательные протезы, что он мог соревноваться с молодыми спортсменами, бегущими на своих собственных ногах – это же сделала наука. Наука – часть культуры, культура – это не музейная вещь, это то, что сейчас существует. Это наше сердце, оно бьется, и оно бессмертно. Оно останется. Так вот, как же о ней забывают? Вот, смотрите. Вот в этих журналах, они были площадкой для лучших детских писателей, там прекрасный поэт Миша Яснов, Бородицкая, Гиваргизов, значит, кто тут еще у меня записан… Усачев, Москвина печатались в этих журналах.
С. БУНТМАН - Да, мы почти всех знаем, и с ребятами тоже. Но и журнал-то читали ведь ребята.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Читали.
С. БУНТМАН - Я знаю очень хорошо это.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вы понимаете… Дальше. Я очень люблю «Пятнашки», и мне знаете, Сергей Александрович, там был очень интересен… два года «Пятнашка» рассказывала о замечательных людях. Это было необыкновенно интересно для меня самого. Они рассказывали о Ньютоне, о Колумбе, о Гауди, о Чайковском, о Лермонтове, о Ньютоне… А потом они стали рассказывать о великих открытиях. О том, как возник паровоз… Причем, вы знаете, как это делается – они как бы рассматривают этот объект своего рассказа с разных сторон. Если рассказ о паровозе – там будет кроссворд, этому посвященный, там будут стихи или рассказы, связанные с паровозом, там может быть история паровоза как такового. И так далее.
С. БУНТМАН - И люди, как вот здесь вот про цирк, вот здесь о замечательном Юрии Никулине, здесь рассказ.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Совершенно верно. Вот, а потом там есть и стихи о цирке, и история двух клоунов, которую, кажется, написал ваш покорный слуга. Вот, такая история.
С. БУНТМАН - Ну что ж, друзья, это очень печальная история. Мне кажется, что журналов может быть много, и сколько угодно.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ну, Вы знаете, Сергей Александрович, что я хотел бы еще добавить. Вот, буквально, что пишет, значит, Дина Крупская, автор, издатель, главный редактор журнала «Кукумбер». Она говорит: «Журнал можно получить только по подписке. Про подписку на второе полугодие 2012 г. можно узнать на сайте «Кукумбера». Подписка на первое 2013 г. будет стоить по 250 рублей за экземпляр, но при условии, что подписчиков наберется больше, чем 1500. При условии… При этом условии цена уменьшится вдвое. И вот, я призываю наших слушателей, наших читателей, мам, пап, подписаться.
С. БУНТМАН - Если вы хотите, мамы и папы… Посмотрите журналы, которые у нас будут здесь.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Да, и Дина еще поднесет этих журналов. А что касается «Пятнашек», вот сейчас появился странный такой обычай: когда хоронят какого-то замечательного человека или артиста, начинают аплодировать.
С. БУНТМАН - Ну, это старый обычай. В театре всегда было.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ну, мне это как-то не нравится, мне не по душе. Но журналу, которого не стало, поаплодировать, во всяком случае, можно. И мне хочется, чтобы ваши аплодисменты рождались громко-громко, и те люди, от которых зависит издание журнала, может быть, их услышали бы. И, может быть, журнал вернулся бы на свое место?
С. БУНТМАН - Ну, что же, все зависит, все зависит, в общем-то, от нас от всех, еще ко всему. Александр Павлович, да, ну, может быть, может быть, мы ребятам-то журналы тоже подарим, но зададим какую-нибудь загадку? Давайте?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Еще загадку? Хорошо.
С. БУНТМАН - Давайте зададим из «Азбуки» или из чего-нибудь еще.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Хорошо. Вот, загадка.
С. БУНТМАН - Давайте из «Скверика».
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - «По скверику гуляли». Вот. Ну, всегда автор с трудом ищет свои стихи. Сейчас. Ой-ой-ой.
С. БУНТМАН - Сейчас найдем.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вот, я нашел. Значит, вот слово, которое надо угадать, я его не прочту, а скажу «Трам-пам-пам».
С. БУНТМАН - Но это будет хорошее слово.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - А теперь смотрите, называется это стихотворение «Чудовище».
Тигренок бежал
Через чащу к тигрице:
«Ой, мама, за мною
Чудовище мчится!
Ужасное, страшное, гадкое,
Противное, скользкое, гладкое,
Зеленое и пучеглазое,
Такого не видел ни разу я».
«Спокойно! – сказала
Тигренку тигрица, -
Трам-пам-пам пугаться
Тебе не годится»
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Так кто скрывается под псевдонимом…
С. БУНТМАН - Так кто же это такой, ужасный, кто ужасный, ужасный, кто такой?
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ – Кто такой?
С. БУНТМАН - Гнался за тигренком. Ну-ка, расскажите мне, ребята, и ребята, которые поменьше, расскажите мне, прежде всего. Ну-ка, давайте, и по телефону мне расскажете тоже. Ну-ка, алло, доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ - Алло.
С. БУНТМАН - Да, привет, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ - Привет. Меня – Миша.
С. БУНТМАН - Привет, Миша. Сколько тебе лет, Миша?
СЛУШАТЕЛЬ - Пять с половиной.
С. БУНТМАН - Пять с половиной. Скажи мне, Миша, кто же такой ужасный гнался за тигренком?
СЛУШАТЕЛЬ - Что?
С. БУНТМАН - Кто гнался за тигренком?
СЛУШАТЕЛЬ - Лягушка.
С. БУНТМАН - Лягушка.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ух ты, мы аплодируем, Мише аплодируем.
С. БУНТМАН - Все правильно, Миша молодец. Какую книжку ты хочешь, Миша? Из двух, какие есть.
СЛУШАТЕЛЬ - А какие есть?
С. БУНТМАН - Вот, две книжки Александра Павловича Тимофеевского – «Лучший повар – это я» и вот та книжка, из которой стишок читали – «Мы по скверику гуляли».
СЛУШАТЕЛЬ - Из которой стишок.
С. БУНТМАН - Да, «Мы по скверику гуляли», хорошо. А какой из номеров «Пятнашек» ты хочешь – космос, цирк или паровоз? У меня еще паровоз есть.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Правильно.
СЛУШАТЕЛЬ - Космос.
С. БУНТМАН - Космос, хорошо, договорились. Спасибо тебе большое, дружок.
СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо вам.
С. БУНТМАН - Спасибо, хорошо.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Спасибо тебе, ты молодец, что ты угадал. Я думал, что это очень трудная загадка. Я все смотрел на Сергея Александровича и думал, догадается он или нет?
С. БУНТМАН - Ну, конечно, ну, что же. Догадался я тоже.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Тоже, да?
С. БУНТМАН - Да.
СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо вам большое.
С. БУНТМАН - Спасибо.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Спасибо тебе. А вот я хочу еще, Сергей Александрович, в конце, если у нас есть время, все-таки для старших.
С. БУНТМАН - Сейчас, я еще, мне еще одну нужно, кто лягушку-то, кто лягушку, кто лягушку? Так, так, лягушка, лягушка… Ну, какого же котенка, Аня? Лягушку, конечно. Сейчас-сейчас-сейчас, где же у меня первый? Вот, вот. Оля у меня, Оля, «Лягушка» она сказала, «Лучшего повара» просит, 378-я СМСка. «Я люблю готовить и умею делать омлет вкусный, компот из слив и печенье печь».
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Ух ты!
С. БУНТМАН - Молодец!
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Вот это…
С. БУНТМАН - Ну, и, я думаю, что как раз рецепты – это тебе. Хорошо, мы читаем еще одно стихотворение, но уже для тех, кто старше.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Это стихотворение для тех, кто старше. Я хочу вам, дети, напомнить, что был такой замечательный в Англии поэт и драматург – Вильям Шекспир. Он написал такие замечательные пьесы – «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Двенадцатая ночь», ну и многие другие. Еще он был знаменит тем, что он писал сонеты. И вот я открыл то, чего никто не знает. Я открыл то, что он еще стал писать сонеты, когда был совсем маленьким. Я взял, перевел его сонет на русских язык, заменив его слова английские более понятными русскими. И вот что получилось.
Директора мне видеть невтерпёж –
Его глаза похожи на удавку.
Я говорю, что я болел. Он: «Врёшь!»
И от врача велит представить справку.
Фома Фомич твердит, что я балбес,
И мне влепил за четверть единицу,
А сам пятёрки ставит Таньке С.
И вечно хвалит глупую девицу.
Математичка стонет, как в бреду,
Вопит, чтоб в среду приводил я предков,
И это всё за что? За ерунду!
За то, что школу посещаю редко.
Я в школу бы не стал ходить и дня,
Да Лёшке будет скучно без меня.
С. БУНТМАН - Ха-ха-ха, замечательно. Да, правильный сонет. А я сейчас… Спасибо, Александр Павлович, мне осталось только задать вопрос, как раз про школу, задать вопрос, ответ на который вы дадите в программе «Говорим по-русски». В женской гимназии воспитательницы назывались «классными дамами», а воспитатель мужской гимназии? Даю вам три варианта. Там – классная дама, здесь – «классный господин», «классный руководитель» или «классный надзиратель»? Получите книжку, если правильно ответите на этот вопрос, Мариэтты Чудаковой, которую мы прекрасно с вами знаем, книжку «Дела и ужасы Жени Осинкиной». Спасибо Александру Павловичу Тимофеевскому. Мы будем продолжать разыгрывать журналы и книги, которые он нам принес, и спасибо за замечательные стихи. Спасибо.
А. ТИМОФЕЕВСКИЙ - Спасибо всем детям и взрослым, которые нас слушали. Я очень рад был с вами пообщаться.
С. БУНТМАН - Спасибо.