Рисуем иллюстрации к рассказам и стихам - Андрей Усачев, Евгений Антоненко - Открывашка - 2012-06-24
С. БУНТМАН - Ребята, доброе утро ещё раз. Сейчас мы с нашими делами тут разобрались, и теперь к нашим общим делам переходим. «Открывашка» начинается. И сегодня что мы? Открываем разные книжки, открываем, главное, рисунки, иллюстрации, снова открываем. Потому что, ребята, это всем нам будет полезным. Вообще сейчас выясним, много о чём выясним мы. У нас в гостях Андрей Усачёв, ваш давний друг. Здрасте, Андрей, добрый день.
А. УСАЧЁВ - Здравствуйте. Добрый день.
С. БУНТМАН – И у нас художник Евгений Антоненков. Здравствуйте, Евгений.
Е. АНТОНЕНКОВ – Здравствуйте, добрый день.
С. БУНТМАН – У нас Алия Талипова будет, которая руководитель направления издательства.
А. ТАЛИПОВА – Добрый день.
С. БУНТМАН – Здрасте. Издательства «Росмэн», да?
А. ТАЛИПОВА – Да.
С. БУНТМАН – Всё правильно я говорЮ?
А. ТАЛИПОВА – Всё верно.
С. БУНТМАН – Всё отлично. Так что всё, вы узнаете все направления все, куда движутся издательства, для того чтобы вам подарить массу всяких разных книг. Что? Наушники – это если ребята будут звонить, тогда они нужны. Это я объясняю технику. Какой, у нас с техникой беда сегодня. У нас нет нашего любимого «Сетевизора», потому что Алия, например, принесла целые листы такие с иллюстрациями, с картинками, которые я бы с таким удовольствием сегодня показал ещё, не книжки, а просто вот такие вот почти плакаты.
А. ТАЛИПОВА – Макеты.
С. БУНТМАН – Да, это макет называется. Вот, показать бы, да не можем. Ещё не привезли.
А. ТАЛИПОВА – Но мы расскажем.
С. БУНТМАН – Расскажем. Не привезли ещё из Санкт-Петербурга нам все наши камеры любимые. Зато вот, что мы сегодня будем разыгрывать. Мы будем разыгрывать «Что танцуют бегемоты?». Не могу, сразу у меня движение первое – показать. Показать я могу только себе. Вот, здесь и книги, и иллюстрации есть. Потом разберёмся, что раньше появляется у нас на свете. Есть ещё… это в этом году издано в «Росмэне» есть у нас две штучки таких книг, да ещё, по-моему, есть, мы можем… ещё, по-моему, третья где-то есть, завалялась у нас. Есть «Лучшая книга для чтения от 3 до 6 лет». Вот, есть такая книга. «Лучшая книга для чтения». И с рисунками, естественно, тоже.
Тут всякие разные – от Хармса до Михалкова. Суриков, который поэт, да, у нас? Никогда не надо путать.
«Жили-были ёжики». Вот, это Андрей Усачёв у нас. «Жили-были ёжики». «Как ёжик Вовка играл в футбол». Лучше играл, чем?
А. УСАЧЁВ - Лучше.
С. БУНТМАН – Да, лучше, лучше. Ёжик Вовка молодец, в отличие от некоторых.
А. УСАЧЁВ – Вот, его бы могли поставить тренером вполне нашей сборной.
С. БУНТМАН – Тренером? Даже тренером?
А. УСАЧЁВ – Тренером.
С. БУНТМАН – Хорошо. Не поставят, нет, нет, к сожалению. Вот, ещё одна книжка Андрея Усачёва. Здесь у нас есть. Книжка «Лучшие стихи для детей» у нас есть. Уху-ху. «После дождичка в четверг». Да-да-да. Всё у нас есть. Есть «Умная…», а глупая зачёркнута, да?
А. УСАЧЁВ – Да, да.
С. БУНТМАН – Оказалось «Умная собачка Соня». Прекрасно. Я вижу. А никто больше не видит. Ну что, друзья мои, будем мы вам кое-что загадывать, конечно. Вы нам будете отвечать. Но вы мне ещё расскажите, пожалуйста, пока у нас здесь идёт передача, вы мне присылайте +79859704545. Если у вас есть тренированные родители, то они могут нам и на аккаунт vyzvon прислать и twit, такое коротенькое сообщение, может быть, умелые родители могут это сделать. Вот, с чем. Что вы собираетесь читать и к чему собираетесь рисовать? Потому что я уже вам рассказывал в начале прошлой передачи, мы делаем такую выставку. Может, будет какой-то и конкурс на нашей странице тоже, в интернете, в facebook’е на странице «Открывашки», все её посмотрят, туда можно присылать… можно присылать уже в электронном виде. Кстати говоря, если даже ребята вдруг сделали в компьютере тоже рисунок. Мало ли, в какой-нибудь там рисовалке. Мы же тоже примем это как рисунок, правда?
Е. АНТОНЕНКОВ - Ну, конечно.
С. БУНТМАН - Конечно.
Е. АНТОНЕНКОВ - Мы примем. Не знаю, как вы. А мы точно примем.
С. БУНТМАН – Да. А также рисунки, сделанные чем угодно, хоть карандашами, хоть фломастерами, хоть красками, хоть пастелью, хоть аппликации какие-нибудь. Это же можно всё переснять, отсканировать и нам прислать в электронном виде. Не имеете такой возможности – приносите, присылайте почтой. Главное – я попросил, вот, сейчас я проверю как раз и у Евгения. Я попросил, чтобы у меня было не больше листочка всё-таки, рисунки были не больше вот этого А4 такого. Потому что большие… мы их возьмём, плохо отсканируем, будем бегать и как-то у нас немножко не то получится. А это легко отсканировать. И чтоб вы видели уже в интернете, в компьютере, видели их такими же, какими вы их сделали, вот, подлинники никому не отдадим, будем хранить. Хорошо. Так что, друзья, присылайте всё лето нам, будем собирать. Я надеюсь, что у вас будет много и что мы с удовольствием всё посмотрим.
Хорошо. Как вы вообще… как рисунки дружат или не дружат со стихами, с рассказами? Это как бывает?
А. УСАЧЁВ – Мне кажется, что это вопрос скорее к Жене, потому что я-то наговорю, помимо тебя. А ты рассказывай.
Е. АНТОНЕНКОВ – Да, обычно бывает художник-иллюстратор берёт текст, читает его очень внимательно и рисует картинки. Но в нашей ситуации с этой книжкой…
С. БУНТМАН – С бегемотами?
Е. АНТОНЕНКОВ – С бегемотами. Там всё было наоборот.
С. БУНТМАН – Так.
Е. АНТОНЕНКОВ – Да, вот, я думаю, что Андрей более подробно расскажет, там сначала были картинки, а потом появился текст.
А. УСАЧЁВ – Если б всё было так просто. Так я уже много раз делал, брал картинки, например, «Третьяковской галереи», там приличные художники…
С. БУНТМАН – А там какие-то картины… там ничего тоже есть, да, да.
А. УСАЧЁВ – Да, и к ним писал стихи. Но здесь история оказалась ещё на порядок сложнее. Сначала были стихи, но стихи не мои. Это были стихи Маршака.
С. БУНТМАН – Та-ак!
А. УСАЧЁВ – И к ним…
Е. АНТОНЕНКОВ – 12 лет назад я для издательства «Росмэн» нарисовал книжку – «Разноцветная книга». И, собственно, она жила своей жизнью, пока одно большое издательство не купило права на Маршака целиком.
С. БУНТМАН – Целиком? Всего Маршака?
Е. АНТОНЕНКОВ – Целиком всего Маршака.
С. БУНТМАН – Всего Маршака купили. Представляете, ребята, да?
А. УСАЧЁВ – Большие издательства. Маршаков съедают сразу, Чуковских… Давай дальше, Жень.
Е. АНТОНЕНКОВ – Да. И она тоже там жила уже своей жизнью в этом большом издательстве, и однажды закончились права, и нужно было эту книжку переиздавать, переделывать договор. И мы не договорились по условиям, потому что они мне сказали, что «а куда вы, собственно, пойдете?».
С. БУНТМАН – Ну, да, в общем, не получилось.
Е. АНТОНЕНКОВ – Да, не получилось.
С. БУНТМАН – Правда, Алия, бывают такие суровые отношения. Это такой суровый мир, ребята. Вот, когда будете сами писать и рисовать и издавать, это такой суровый мир. Готовьтесь, но ничего.
Е. АНТОНЕНКОВ – И рисунки лежали у меня, что называется, в столе, пока однажды мы с Андреем как-то так в случайной беседе не заговорили вообще о книжках и стихах, и я ему рассказал эту историю. Но я думаю, что дальше он всё расскажет.
А. УСАЧЁВ – Ну, дальше я разозлился, честно говоря. Я вообще не люблю всяких антидемократических поступков – «мы вас зажмём и вы никуда не денетесь». Я говорю – Женя, гони-ка мне эти рисуночки, которые к Маршаку. Я к ним напишу другие стихи. И у нас будет полноценная книжка. И у тебя рисунки не пропадут. Я смею вас уверить, что ни один рисунок, за исключением тех, которые Жене не понравились, не пропал. Я взял и переписал к этим рисункам другие стихи, что было вдвойне сложно.
С. БУНТМАН – Совсем другие?
А. УСАЧЁВ – Вообще другие.
С. БУНТМАН – Вообще другие. Просто которые что видим и что от этого получается, да?
А. УСАЧЁВ – Да, да. Было сложно, потому что у Маршака есть много сюжетных стихов. Мы знаем. «Сказка о глупом мышонке».
С. БУНТМАН – Вот, не надо. Вот, «Сказка о глупом мышонке», честно говоря, это самая нелюбимая вещь… вот, я был вот такой, маленький очень. Не люблю. Это ужасно.
А. УСАЧЁВ – Вы знаете историю «Сказки о глупом мышонке?».
С. БУНТМАН – Нет.
А. УСАЧЁВ – Значит, когда Маршак её написал, там дивная история, значит, и он… там педагогическая мысль победила художественность, дескать непослушного мышонка просто взяли и съели, наказали. И Хармс ему сказал, он ему говорит – что же вы делаете? А как же дети будут переживать? Через 20 лет… Но 20 лет дети мучились. Через 20 лет Маршак написал продолжение – «Сказку об умном мышонке». Но если ребёнку не попадаются эти две сказки вместе, это трагедия. Поэтому…
С. БУНТМАН – А мне не попалась.
А. УСАЧЁВ – Вот. Ну и мне не попалась. Я рыдал. Я рыдал.
С. БУНТМАН – Нет, я не знаю… я отказался навсегда… И ни одному из своих детей, вот, и я предупредил, чтобы и внуку моему я эту сказку не читаю.
А. УСАЧЁВ – И внуку моему до 14 колена… Но мы сделали другое – у нас получилась «Сказка об озорном мышонке».
А. ТАЛИПОВА – С хорошим финалом для мышонка.
А. УСАЧЁВ – Да, и в «Сказке о глупом мышонке» у нас получилось 5 стихотворений. Во-первых, «Кто к нам в гости придёт?». Если хотите, я могу зачитать.
С. БУНТМАН – Давайте, давайте.
А. УСАЧЁВ – У мышонка день рожденья,
Завтра будет ровно год.
И мышонок от волненья
В тёплой норке не уснёт.
- Кто к нам в гости придёт?
Кто подарки принесёт?
Мама шепчет – спи, мышутка,
К нам заглянет тётя утка,
Принесёт из сада нам
Спелых яблок килограмм.
- А ещё кто придёт?
Кто подарки принесёт?
- А ещё зайдёт наседка,
Принесёт зерна соседка.
В общем, вы поняли, да? И тётя лошадь зайдет, и тётя хрюша. А заканчивается так:
Спи, мышонок, - шепчет мама.
Сто гостей придут к нам в дом.
Только глупого кота мы
В норку к нам не позовём.
Вот. Так что мы, в общем, мне кажется, реабилитировали… и большое спасибо я хочу сказать издательству «Росмэн», с которого это началось и вернулось, что, вот, взяли и переиздали так, что хорошие рисунки не должны пропадать. Вот, в чём был пафос этой затеи.
С. БУНТМАН - Это очень хорошо. А как… ну, вообще, ребята, это может быть бесконечная история. Вот, вы представляете, вы сейчас прочитаете книжку, прочитаете рисунок, потом кто-нибудь увидит, напишет об этом что-нибудь ещё, потом кто-нибудь прочтёт – сделает для этого рисунок, а потом кто-нибудь увидит рисунок… Представляете, что получится?
А. УСАЧЁВ – Да, это закон искусства. Называется «Радость ходит по кругу», потому что мы слушаем прекрасную музыку – у нас появляются стихи. Художник читает стихи – вдохновляется, рисует. Музыкант посмотрел – и опять музыку написал. Это всё кольцевые вещи совершенно замечательные.
С. БУНТМАН – Здорово. А вот к чему вы… ну тут так вышло. А вы именно к детским рисуете, Жень?
Е. АНТОНЕНКОВ – Да, уже лет 25. К детским я рисую картинки, к детским книжкам.
С. БУНТМАН – А с чего это началось? Вы в детстве рисовали к книжкам?
Е. АНТОНЕНКОВ – Я рисовал вообще, книжки не рисовал. Это началось у меня лет в 18, как-то я так стал рисовать картинки…
С. БУНТМАН – Тогда, когда уже у основной массы ребят всех… все мы рисуем всё, а потом это кончается, к сожалению.
Е. АНТОНЕНКОВ – Ну, на самом деле я рисовал… к Шекспиру, Пушкину. Детские книжки я стал рисовать совершенно случайно. Работал в издательстве «Прогресс», и у моего знакомого… нужно было выручать моего знакомого, у него там кто-то заболел и не мог нарисовать маленькую книжечку, и он позвонил с просьбой помочь. Я как-то сделал её, и потом понравилось. Как-то оно так и пошло. Я не ожидал сам, что вдруг стану неожиданно детским художником.
С. БУНТМАН – А тут нужны какие-нибудь. Андрей, нужны какие-нибудь особенности. Вот, вас же иллюстрирует много довольно людей или немного?
А. УСАЧЁВ – Нет, ну, большое количество, да.
С. БУНТМАН – А бывает, что совсем не нравится?
А. УСАЧЁВ – Бывает. Но вы знаете, тут я понимаю, что я, конечно, часть народа, но какая-то отдельная часть, потому что то, что мне сильно не нравится, народу почему-то нравится. И как себя совместить с народным вкусом… я имею в виду с широким народным вкусом, понимаете? Это бывает сложновато. И поэтому бывает счастье, когда и тебе нравится, и народу. Такое редко, но бывает.
С. БУНТМАН – Вот, ребята иногда стесняются рисовать к тому, что они читают. Потому что чем старше становятся, чем больше стесняются. А почему, как вы думаете? Потому что, вот… У меня… я всегда приглашал дополнительные силы, потому что у меня получались в основном только… я уже рассказывал о своих хитростях вот здесь, когда Цигаль был Серёжа здесь. Тогда я рассказывал о своих хитростях. Я рисовал рыцарей в основном, потому что им не надо было а) рисовать лица, а лошадей не надо было рисовать, потому что они у меня были в таких длинных попонах или в броне у меня были лошади, и поэтому я хитрил всегда. Но я всегда привлекал дополнительные силы, для того чтоб мне рисовали героини.
Однажды мне сказала бабушка, что-то там, помните, Жуковского стихи замечательные. «Перед своим зверинцем Король Франциск сидел». Это было замечательно. «Перчатка», чудесная баллада. И там была такая капризная красивая дама. Вот, и бабушка посмотрела на то, как я её нарисовал и сказала – характер виден. Вот такая она и была. Получилось ужасно.
Почему ребята стесняются, как вы думаете?
Е. АНТОНЕНКОВ – Я думаю, что они смотрят на картинки, сделанные в книжке профессиональными художниками, и, конечно, они понимают, что они повторить так не могут, наверное, это, собственно, главное. Но что я хочу сказать? Недавно стал… такие у меня выезды с рисованием для детей. И мы рисуем с ребятами разные истории, придумываем.
С. БУНТМАН – Вы, кстати, меня простите, в интернете меня просили, чтоб вы об этом рассказали.
Е. АНТОНЕНКОВ – На что я обратил внимание? Что истории такие абстрактные как-то не очень придумываются. Но когда мы берём за основу знакомую всем сказку и начинаем её перевирать, например, красная шапочка дружила с колобком, пошла в гости, не знаю, к дяде Стёпе, начинается что-то невероятное, дети расходятся, и у нас, собственно, история рождается на глазах. И я думаю, что после этого, ну и мне, собственно, говорили, они приходят, берут бумагу и уже не могут остановиться.
С. БУНТМАН – Ну, конечно! А ведь помните, что от этого всего, когда соединились герои, это же ведь живёт все время. Из этого получается, помните, получился из этого от «Клуба весёлых человечков», где есть все – и Чиполлино, и Буратино, и Гурвинек был. Кто сейчас Гурвинека помнит? Замечательного. И Самоделкин с Карандашом. Они все объединялись, у них получались другие приключения. И мы все фантазировали. Да сейчас фильмов-то полно, которые ребята смотрят, все герои собираются вместе и что-нибудь делают. Это ведь всегда здорово получается.
А. ТАЛИПОВА – У нас выходит новая серия «Сказки-пересказки», где как раз у нас была идея издать сказки, где известные сказки находят продолжение и как-то сюжет развивается. У нас в издательстве работает замечательная художница Ольга Закис, она занимается дизайном обложек. Однажды она нам принесла иллюстрацией с Колобком. К сожалению, нет возможности посмотреть.
С. БУНТМАН – МЫ хоть посморим.
А. ТАЛИПОВА – В октябре можно будет увидеть книжку. И мы посмотрели этого Колобка, нам очень понравился. Но мы поняли, что как-то обычного традиционного Колобка, может быть, странно будет с такими иллюстрациями публиковать. И мы стали думать, кто нашу давнюю идею «Сказки-пересказки», кому она может понравиться, и мы решили показать эти иллюстрации Андрею Усачёву, и Андрей как раз расскажет, что из этого получилось.
А. УСАЧЁВ – Ну, всю сказку я не буду рассказывать.
С. БУНТМАН – Нет, конечно.
А. УСАЧЁВ – А кусочек я могу прочесть.
С. БУНТМАН – Давайте кусочек, да.
А. УСАЧЁВ – Называется «Правдивая история Колобка»:
Это было давно-предавно,
Когда на небе было темно,
Не было ни звёзд на Луны,
А на земле пекли живые блины.
Жили старик со старухой.
Вот старик и говорит:
Возьми-ка ты, бабка, муки,
Да к обеду колобок испеки.
Хорошо, - говорит бабка деду, -
Будет тебе колобок к обеду.
Взяла старуха муку,
Замесила тесто со сметаной,
Чтобы вышел колобок
Пышный да румяный,
Слепила колобка
И в печь засунула.
Вышел колобок из печи
Красивый, круглый, сытный,
На вид аппетитный,
А уж какой горячий,
Солнышко, не иначе.
Хотел дед съесть колобок,
Да пальцы себе и обжёг.
Стал скакать по избе,
Дуть на пальцы себе.
Дул, дул, дул, дул.
- Нет, - надулся дед, -
Слишком горячий обед.
- А ты поди полежи…
В общем, понятно, да?
С. БУНТМАН - Да. А вот тут я хочу сказать, просто вы не видели, что здесь Колобок вот таким солнышком как раз и оказывается.
А. УСАЧЁВ – Сказка – она идёт с одной стороны не хотелось её… Алия, вы хотите сказать? Давайте.
А. ТАЛИПОВА – Вот, вы говорили о глупом мышонке, да, что с детства не любите эту сказку, потому что у неё такой грустный финал.
С. БУНТМАН – Это прислал Павел из Бишкека. Ему 25. «Об умном мышонке?!». Он не знал, что существует вот эта гуманная версия. «Об умном мышонке?! Мне 25 лет. Я найду и прочитаю». Вот, всё. Решил исправить…
А. УСАЧЁВ – Я подумал – если с восточным акцентом, наверное, «Найду автора и убью его».
С. БУНТМАН – Нет, тут… Павел страдал, я чувствую, последние 20 из 25.
А. ТАЛИПОВА – Ну, вот, собственно, в русской народной сказке о Колобке тоже финал, может быть, не всем нравится, да.
А. УСАЧЁВ – Она вообще нелогичная, как все наши сказки, да?
А. ТАЛИПОВА – Да, да.
А. УСАЧЁВ – То есть все народные сказки достаточно нелогичны. Непонятно, почему, извините, Лиса или то есть Медведь, Волк, Заяц не могут догнать этого какого-то… с чего? Давно бы уже съели. Значит, причина другая. Вот, я не буду подсказывать, почему…
И более того, можно загадку загадать. Почему Лиса не могла съесть его, Колобка? Если он был горячий такой, если он залез на язык, то что произошло?
С. БУНТМАН – Она потом вот так говорит.
А. УСАЧЁВ – Вы поняли ребята, ребята, вы поняли.
С. БУНТМАН – Да, да, да. Всё. Я тут с походом, читаю то, что ребята нам присылают и просят книжки как раз. Кто что любит рисовать и кто что будет рисовать. И будут читать и потом рисовать ребята. Вот здесь Коля 9 лет мне написал, это 291-ая СМС-ка, говорит: «Я просто люблю рисовать деревянные домики с маленькими окнами и трубой, а читаю русские народные сказки», а хочет книгу «Жили-были ёжики». Мы ему дадим, Коле, конечно, дадим.
А вот здесь у нас Маша такая мощная, потому что она участвует в конкурсе Чуковского по его стихам, нарисовала рисунок к «Мойдодыру». «Я и вам нарисую». Прекрасно, Маша. А хочет она «Умную собаку Соню». Пришлём.
А. УСАЧЁВ – Ну, конечно.
С. БУНТМАН – Пришлём «Умную собаку Соню». Так, так. Хорошо. Вот тут 5-летние пишут ребята. Скажите мне, пожалуйста, друзья-коллеги, скажите мне, пожалуйста, вот, когда у нас придут рисунки, мне их по возрасту разделять, а, Жень?
Е. АНТОНЕНКОВ – Я думаю, что не стоит.
С. БУНТМАН – Ну а как у нас будет соревноваться умелая участница конкурса Чуковского, которая… и мальчик или девочка, которые, как могут, нарисовали в 5 лет?
Е. АНТОНЕНКОВ – Я не знаю. Я не большой знаток оценки…
С. БУНТМАН – Я тоже не большой знаток.
Е. АНТОНЕНКОВ – Мне кажется, нужно доверять своим чувствам. Если вам нравится или людям, которые будут это смотреть и как-то выбирать, то, собственно, это и является самым главным… может быть, двухлетний ребёнок нарисует блестящего великолепного Колобка…
С. БУНТМАН – Но по-своему.
Е. АНТОНЕНКОВ – По-своему, конечно.
А. УСАЧЁВ – Ведь поэтов мы не разделяем, кому от до 20 до 30, от 30 до 40, от 40 до 50, да? Вот, талант-то он виден. Талант не спрячешь.
С. БУНТМАН – Некоторые великие поэты не дожили… до великого поэтического, там, возраста. У них судьба такая… Да, Алия. Мы сейчас прервёмся, я думаю, нам придут и прочитаю какие-нибудь новости, а потом уже ещё будем… будет много у нас времени, для того чтобы все вопросы выяснить, всё прочитать, всё загадать, всем поделиться, всё рассказать.
Так, ну давайте, кто-нибудь придёт, я думаю, новости читать.
НОВОСТИ
С. БУНТМАН – Мы сегодня в студии говорим о книгах, о стихах, рассказах и рисунках, иллюстрациях к ним, и у нас издательство «Росмэн». Книжки нам представила. А это вопрос для «Говорим по-русски». Очень хорошо. Это для следующей передачи у меня будет вопрос. И у нас Алия Талипова, руководитель направления, да? Куда направления? Туда? Сюда?
А. ТАЛИПОВА – Детская художественная литература.
С. БУНТМАН – Вот туда значит. Всё правильно. Хорошо. Андрей Усачёв, поэт, все прекрасно знаете. Евгений Антоненков, художник. Так что, друзья мои. Мы продолжаем говорить. Я только пока смотрел, и мне ужасно понравилась жаба. Замечательная совершенно жаба. Это книжка, о которой мы говорили, о её истории говорили, что танцует бегемот, и здесь жабы чудесные в платье таком, в шляпе, это замечательный стишок тут про жабу получился.
А. УСАЧЁВ – Она вдохновляет.
С. БУНТМАН – Нет, жаба – это вообще замечательное создание. Она ведь невероятно отличается от привычной лягушки. Первое, чем отличается – он не прыгает. Она ходит. Вы когда-нибудь видели торжественный переход жабы через дорогу? Видели? Это очень торжественно. Жаба серьёзная. Жаба ходит… вот, она именно такая, как здесь… Она ходит, она с огромнейшим достоинством это делает. Это рискованно. И я помню, что мы всегда как-то так следили за тем, чтобы этот торжественный переход ничто не нарушало. Чудесная здесь есть жаба. Вот. Я читаю то, что мне ребята сделали.
«После выставки в биологическом музее собрала в интернете виртуальную коллекцию книг Евгения Антоненкова. В полном изумлении и восторге от разнообразия стилей…» здесь. А дальше обрывается… Здесь рука писатели… перо выпало здесь, потому что очень большое. А вот скажите, что это было.
Е. АНТОНЕНКОВ – Вы знаете, для меня всегда очень важно почувствовать интонацию автора. Авторы все разные.
С. БУНТМАН – Ну, конечно.
Е. АНТОНЕНКОВ – Например, мне кажется, нельзя иллюстрировать Маршака, так же как Теккерея, например, или Пушкина. Или Юнна Мориц. У меня вообще в каждой книжке я пытаюсь найти свой стиль, свою манеру, именно интонацию автора очень важно почувствовать.
С. БУНТМАН – Ну, конечно, конечно. Именно интонацию. Не просто… не общее представление – у, это великий писатель, который… и дальше идёт текст. А именно что, что в нём такое. А как вы… вы сразу это как-то узнаёте, что вы с ним будете делать, с этим Теккереем Шекспирычем, Маршаком?
Е. АНТОНЕНКОВ – Ну, не знаю. Это вопрос, конечно, очень… я думаю, что не могу на него так сразу ответить. Это… вот, сейчас я делаю Пушкина, и чем больше читаю знакомые строки, тем больше я для себя открываю, конечно, этого поэта. И начинаешь видеть… между строк уже очень многое открывается. Собственно, и стилистика самого рисунка – она должна соответствовать стилю произведения.
С. БУНТМАН – Конечно, да. Но тут есть много ходов, и это мы когда смотрели… а вообще есть много книжек без картинок принципиально. Вот, вы к этому как, все присутствующие здесь, относитесь? Это может быть?
А. УСАЧЁВ – Мне кажется, конечно. Только не для самых маленьких, наверное. А начиная с 6 лет у ребёнка воображение… Ведь картинки являются некой опорой… мама читает и корыто… Маленький ребёнок не знает, что такое корыто, и поэтому для него это абстрактное слово. Поэтому он должен смотреть. Когда ребёнок набирает определённый запас знаний, да, ему совершенно не обязательно смотреть в эти картинки, то есть…
А. ТАЛИПОВА – С какого-то момента даже интереснее читать без картинок, потому что воображение дорисовывает.
С. БУНТМАН – Конечно, да.
А. УСАЧЁВ – Поэтому это возрастная вещь, хотя я очень не люблю… Я понимаю, что Жюль Верн прекрасно проживёт и без… его можно читать и без иллюстраций… Но это бывает для вдохновления. Не для того чтобы там… а для того чтобы просто просто посмотреть и порадоваться, эти старинные, хочется сказать – ещё дагерротипные или какие…
С. БУНТМАН – Нет, там много всего. Есть замечательный французский художник-иллюстратор был, который сделал, я считаю, полкниги, вообще пол всего впечатления для тех, кто читал «Трёх мушкетёров» с иллюстрациями Леруара в своё время. Ведь если вы помните, даже не в том дело, что там всё точненько, и мы оттуда срисовывали, как выглядят шпаги, портупеи, как сапоги завёрнуты, и так далее, но там такая всё… там такие характеры, такое действие, как Дартаньян переводит часы, да, все помнят… бывает другое. Вот, смотрите, с детскими… недавно жена моего сына, она тоже в детском издательстве работает, то издательство, которое детские книги делает тоже. И мы недавно с ней говорили, как издавать книжки, в которых уже далеко не всё понятно.
Вот, например, иллюстрации к телефону. А кто, скоро, очень скоро. Ребят, вот эту штуку с дырками, с круглым диском, с дырками и отдельно существующей такой двурукой трубкой, вот, кто поймёт, что именно это телефон? Что тут делать-то, а, Андрей?
А. УСАЧЁВ – Нет, я думаю, что поймут, потому что традиция тянется долго, и эти старинные телефоны – они наоборот становятся… вот это уже, извините, какие-то чёрные коробочки, непонятно, что это за коробочка. Может быть, это ловушка для клопов, да? Вот. А телефон, образ телефона сохранится, какие бы машины не были, ну, вот, да, в будущем, они такие трансформерные, но изначальный образ машины – это всё равно машина.
С. БУНТМАН – Которая карета с двигателем.
А. УСАЧЁВ – Поэтому я думаю, что всё не так смертельно. А то, что непонятно, надо давать как Льву Николаевичу Толстому, с примечаниями, комментариями… там, «перевод с французского, с немецкого, с английского», вот так же и давать. Уже давно надо с Коньком-горбунком разобраться, потому что половина взрослых не знаю, что такое жито, а что такое, там, в общем, много чего сельскохозяйственного интересного.
С. БУНТМАН – Да, кстати говоря.
А. УСАЧЁВ – Вот. А всё мы ещё по старинке как-то… А там уже взрослый убеждён, что половину слов не знает, среднестатистический русский крестьянин вообще ничего не знает.
С. БУНТМАН – А с другой стороны, ребята, ну кто из нас будет читать, особенно самая страшная вещь – это когда примечания сзади.
А. УСАЧЁВ – Нет, это неправильно. Примечания – это вообще гадость, между прочим.
С. БУНТМАН – Это называется читать книгу двумя пальцами, это называлось. Один палец закладывает, где ты читаешь, а другой – где у тебя там ужасно далеко примечания. Как это…
А. УСАЧЁВ – Так уже не будет. Понимаете, у человека будущего будет ровно один палец. Поэтому он не сможет так читать.
С. БУНТМАН – Это которым СМС-ки набирать? Большой?
А. УСАЧЁВ – Да, ну которым кнопки жать.
С. БУНТМАН – А держалка будет дальше? И вот эта, сросшаяся держалка, да?
А. УСАЧЁВ – Да, да. Поэтому нет.
С. БУНТМАН – Вот он, человек будущего, да? Нет, всё-таки два будет. Один такой плоский.
А. УСАЧЁВ – Один правый, другой левый.
С. БУНТМАН – А другой заострённый. Будет два пальца. Хорошо. Давайте мы что-нибудь ребятам попробуем загадать.
А. УСАЧЁВ – Давайте попробуем.
С. БУНТМАН – Потому что они, конечно, просят здесь.
А. УСАЧЁВ – Ну, я им хороших легких загадок, какие здесь обычно, я им не обещаю, я им буду задавать специально сложные…
С. БУНТМАН – Нет, у нас здесь-то суровые… в этой передаче очень суровые.
А. УСАЧЁВ – Ну вот такая простая загадка. Перед кем все снимают шляпу?
С. БУНТМАН – Так, я не могу.
А. УСАЧЁВ – Несколько загадать загадок?
С. БУНТМАН – Нет, одну. Перед кем все снимают шляпу? А один ответ существует на свете?
А. УСАЧЁВ – Да, да.
С. БУНТМАН – Один ответ существует. Ребята, 3633659.
А. УСАЧЁВ – Могу дать и лёгкую подсказку.
С. БУНТМАН – Давайте если первый не скажет, тогда… а теперь надевайте наушники.
А. УСАЧЁВ – Надевайте наушники.
С. БУНТМАН – Да. Сейчас. Так. 3633659. Ребята, перед кем все снимают шляпу? Ну-ка, перед кем все снимают шляпу? Ну-ка, давайте, 3633659. Ну-ка попробуем. Не здесь мы попробуем, а вот тут мы попробуем. Алло, доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло, здравствуйте.
С. БУНТМАН – Алло, привет. Да.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.
С. БУНТМАН – Здрасте.
СЛУШАТЕЛЬ – Ольга, Петербург. Это парикмахер.
А. УСАЧЁВ – Умница!
С. БУНТМАН – Парикмахер. Ольга из Петербурга. Замечательно.
А. УСАЧЁВ – С первого удара!
С. БУНТМАН – А какую книжку, Ольга?
СЛУШАТЕЛЬ – А я не сначала слушала. Ту, которая с картинками вашего гостя.
С. БУНТМАН – А, вот эту самую, «Что танцует бегемот?». Пожалуйста. Ради Бога. Ради Бога. Вот, спасибо.
А. УСАЧЁВ – Вот это Ольга. Мощно.
С. БУНТМАН – Вот это Ольга. Да, ведь действительно.
А. УСАЧЁВ – Ну давайте вторую…
С. БУНТМАН – Давайте вторую. Я бы не выиграл книжку, я бы остался без бегемота просто.
А. УСАЧЁВ – Козлёнком звать его, но всё ж он на козлёнка не похож. На голове его нет рожек, и он не скачет вдоль дорожек.
С. БУНТМАН – Так.
А. УСАЧЁВ – Ну что? Вторую книгу не выиграли?
С. БУНТМАН – Ну да, да. Мне уже читать нечего. Так, ребята, 3633659. Давайте пробуем. Алло, доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Аллё.
С. БУНТМАН – Да, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Ольга.
С. БУНТМАН – Из Москвы, да?
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
С. БУНТМАН – По телефону вижу. Ну так скажи нам, пожалуйста, кто же это?
СЛУШАТЕЛЬ – Это предмет или живое?
А. УСАЧЁВ – В общем, живое.
С. БУНТМАН – Профессионально относится.
СЛУШАТЕЛЬ – Кузнечик.
А. УСАЧЁВ – Нет. Козлёнком его не звать. Козлёнком звать его, но всё ж он на козлёнка не похож. На голове его нет рожек, и он не скачет вдоль дорожек.
СЛУШАТЕЛЬ – Велосипед?
А. УСАЧЁВ – Велосипед зовут козлёнком? Нет.
С. БУНТМАН – Нет, друг мой. Нет. Спасибо. Не получилось. Вот так сурово здесь. Как сурово-то!
А. УСАЧЁВ – И тут же всё написано-то. Козлёнком звать его, но всё ж он на козлёнка не похож. Что тут… Лето, думайте, лето. Думайте. Лето.
С. БУНТМАН – А-а-а! Я догадался. Даже я догадался! Так, ребята, всё, сейчас будет быстрый ответ у нас. Ну, правда ведь, правда ведь, действительно!
А. УСАЧЁВ – Ну, да.
С. БУНТМАН – Козлёнком звать его, но всё ж он на козлёнка не похож. Правда. Не похож.
А. УСАЧЁВ – На голове его нет рожек, и он не скачет…
С. БУНТМАН – И он не скачет вдоль дорожек.
А. УСАЧЁВ – Иногда, правда, стоит, но…
С. БУНТМАН – Не умеет. Всё, мы уже сказали, всё. Давайте, ребята, 3633659. Давайте. Алло, доброе утро. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Аллё. Добрый день.
С. БУНТМАН – Добрый день. Товарищи…
СЛУШАТЕЛЬ – Андрей. Меня зовут Андрей.
С. БУНТМАН – Да, Андрей.
СЛУШАТЕЛЬ – Это гриб.
С. БУНТМАН – Это гриб!
А. УСАЧЁВ – Молодец. Вот, Андреи в грибах все…
СЛУШАТЕЛЬ – 9 лет.
С. БУНТМАН – 9 лет. Хорошо. Какую книжку ты хочешь, Андрей? «Любую», - сказал суровый голос сзади.
СЛУШАТЕЛЬ – А у вас есть про Томека?
С. БУНТМАН – Нет, дорогой мой, нет. Сейчас мы… Слушай, давай потом. Вы где-то там на дороге, по-моему. Давайте-ка мы потом позвоним, телефон записали и договоримся, какую книжку. Мне кажется, с той самой дорожки, где другой козлёнок скачет. Вот, так что аккуратно, аккуратно с дороги-то звоните.
А. УСАЧЁВ – Дальше?
С. БУНТМАН – Да, дальше.
А. УСАЧЁВ – Хорошо. Значит, вот, теперь будут две загадки, в которых должна быть рифма обязательно, иначе будет непонятно. Значит, первое… дети, если вы не знаете, что такое местоимение, это «я», «ты», «мы», «он», «она», «они». Вот это загадка с местоимением. Тут должна быть рифма.
«В поле мы ши, В пушке я дра, В речке вы дра и он…». Вот, кто он?
С. БУНТМАН – Угу.
А. УСАЧЁВ – Значит, ещё раз читаю: «В поле мы ши, В пушке я дра, В речке вы дра и он…».
С. БУНТМАН – Понятно.
А. УСАЧЁВ – Думайте.
С. БУНТМАН – Понятно. Так. Ну давайте, давайте, пробуем.
А. УСАЧЁВ – В рифму, в рифму.
С. БУНТМАН – В рифму, рифму, рифму. Всё. Запомнили строчки, да? Хорошо. 3633659. Давайте попробуем. У-ух! Сразу у меня взлетели телефоны. Сразу. Алло, доброе утро. Бум. Отключились. Испугались. Попробуем здесь. Алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ – Аллё.
С. БУНТМАН – Алло, да.
СЛУШАТЕЛЬ – Даю ребёнка.
С. БУНТМАН – Давайте.
СЛУШАТЕЛЬ – Ондатра.
А. УСАЧЁВ – Ну, правильно, да. «В пушке я дра, в речке вы дра и он датра». Молодец.
С. БУНТМАН – Как в книжке написано… «неправильно запомнят правописание», - скажут строгие учителя. Так, говори. Значит, так. Ещё раз повтори, как зовут… зовут-то как?
СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Иван.
С. БУНТМАН – Иван, хорошо. Сколько лет тебе, скажи мне, пожалуйста?
СЛУШАТЕЛЬ – Восемь.
С. БУНТМАН – Восемь. Отлично. А какую книжку ты хочешь?
СЛУШАТЕЛЬ – А какие есть?
С. БУНТМАН – Так, хорошо, ставим пластинку, какие есть у нас книжки.
А. УСАЧЁВ – «Что танцует бегемот?», вот, последняя книжка наша с Женей Антоненковым, советую.
С. БУНТМАН – Да, «Лучшая книга для чтения» есть, от 3 до 6. «Жили-были ёжики». Прекрасная книжка. «Лучшие стихи для детей» Андрея Усачёва.
А. УСАЧЁВ – И «Умная собачка Соня».
С. БУНТМАН – И «Умная собачка Соня».
СЛУШАТЕЛЬ – Наверное, «Что танцует бегемот?».
С. БУНТМАН – «Что танцует бегемот?». Прекрасно, записали. Хорошо, спасибо, ребята.
А. УСАЧЁВ – Дать ещё одну?
С. БУНТМАН – Ну, давайте, это называется «для закрепления успеха».
А. УСАЧЁВ – Значит, слушайте. Старый хрен решил жениться, а невеста кто? До того они горчат, гости «горько» им кричат.
С. БУНТМАН – Это я даже догадался.
А. УСАЧЁВ – А дети неизвестно, догадаются… они больше по сладкому специалисты. А по горькому нет. Вы поняли? Старый хрен решил жениться, а невеста кто?
С. БУНТМАН – Старый хрен – это его не так называют просто. А он действительно старый… хрен.
А. УСАЧЁВ – Хрен. Ну да.
С. БУНТМАН – Решил жениться. Очень благородно. Вот, а невеста кто?
А. УСАЧЁВ – Ну, выбор небольшой, из двух-трёх.
С. БУНТМАН – А невеста кто? Всё, давайте..
А. УСАЧЁВ – Жар-птица, например.
С. БУНТМАН – Ну, конечно, здорово, но, мне кажется, ничего хорошего не… 3633659. Алло, доброе утро. Алло. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.
С. БУНТМАН – Да, привет. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Саша.
С. БУНТМАН – Саша. Саша, привет. Саша, мальчик или девочка?
СЛУШАТЕЛЬ – Мальчик.
С. БУНТМАН – Мальчик. А сколько лет тебе, Саш?
СЛУШАТЕЛЬ – Восемь. Почти девять.
С. БУНТМАН - Восемь. Почти девять. Хорошо. Саш, ну значит кто у нас невеста?
СЛУШАТЕЛЬ – Горчица.
С. БУНТМАН – Горчица. Горчица пойдёт у нас в невесты?
А. УСАЧЁВ – Да. Она куда угодно, она к бутерброду пойдёт, и горчица ко всему… к колбаске…
С. БУНТМАН – Прекрасно. Потому что там дальше… что там дальше происходит?
А. УСАЧЁВ – До того они горчат, да, гости «горько» им кричат.
С. БУНТМАН – Прекрасно. Какую книжку ты, Саша, хочешь?
СЛУШАТЕЛЬ – А какие есть?
С. БУНТМАН – Так, «Лучшие стихи для детей», «Жили были ёжики», «Лучшая книга…», ну это ты немножко вырос, хотя я не знаю, тут такие чудесные стихи. Так, у нас ещё… и «Умная собачка Соня» есть у нас.
А. УСАЧЁВ – «Что танцует бегемот?» осталась.
С. БУНТМАН – Ну? В замешательстве. Подумай.
А. УСАЧЁВ – Считаем до 3. Раз, два…
СЛУШАТЕЛЬ – Не знаю даже.
С. БУНТМАН – Ну ладно, хорошо.
А. УСАЧЁВ – Мы тебе сами.
С. БУНТМАН – У меня всегда есть выход. У меня всегда есть выход. Телефон у нас есть. Всё, мы таинственно записали, можем созвониться и решить этот вопрос сложный. Всё, чудесно, спасибо.
А. УСАЧЁВ – Я бы ещё одну загадку… или как?
С. БУНТМАН – Лучше нам ещё что-нибудь рассказать.
А. УСАЧЁВ – Да, Алия ещё расскажет про ещё одну книгу.
С. БУНТМАН – Алия, вот, что у нас есть ещё?
А. УСАЧЁВ – Наверное, если она захочет.
С. БУНТМАН – Потому что мы листы эти смотрели про Колобка чудесные. Но мы вредные. Мы сегодня…
А. ТАЛИПОВА – У нас интересная осень будет в плане выхода новинок, и с Андреем Усачёвым у нас ещё очень интересный проект. «Школа снеговиков», известная книга Андрея Усачёва. Теперь будет ещё интереснее, потому что художественные образы для этих замечательных произведений «Школа снеговиков» и «Чудеса в Дедморозовке» придумал Виктор Чижиков и нарисовал. Андрей подробнее расскажет, как это всё проходило. У меня здесь как раз эти образы, очаровательные снеговики, снеговички.
С. БУНТМАН – Которые тут у нас ещё в образах разных известных нам героев тоже есть. Очень похожи, да.
А. УСАЧЁВ – Ну, Дед Мороз – он был срисован с народного художника Устинова, вот, Николая. Он очень похож. Мне всегда казалось, что Дед Мороз не должен быть похож на такого здоровенного дядьку, вот, а это должен быть вполне небольшой, крепенький, правда, но все равно… Снегурочка современная. А снеговички… Эти книжки выходили, они выходили в издательстве «Самовар», вот, но там с рисунками были… это всё-таки было недостаточно хорошо, то есть если задавали вопрос – вам очень нравится или не очень нравится. А Виктор Александрович сделал чудесные совершенно рисунки, нарисовал 20 снеговиков, ещё и собаку нарисовал, Деда Мороза и Снегурочку, и теперь художники по его рисункам делают… вот такие вот…
С. БУНТМАН – Хорошо, чудесно. Очень здорово. Жалко, что не видим, но увидим осенью, да.
А. ТАЛИПОВА – Да.
С. БУНТМАН – Увидим.
А. ТАЛИПОВА – Увидим в октябре.
С. БУНТМАН – Да, так что сможем…
А. ТАЛИПОВА – Придём к вам с книжками.
С. БУНТМАН – Приходите с книжками. Очень хорошо. А сейчас я бы хотел Евгения Антоненкова попросить, как это называется, напутствовать ребят, которые нам будут читать… нам будут книжки рисовать нам летом. Я всё о том… многие не решаются, вот, о чём подумать прежде всего, а о чем не думать никогда? Вот, Жень, скажите, пожалуйста.
Е. АНТОНЕНКОВ – Ну, мне кажется, не думать точно нужно о том, чтобы это получилось очень красиво. Нужно подумать прежде всего о том, чтобы нарисовать убедительно понравившихся вам героев и…
С. БУНТМАН – Чтобы он самому понравился ещё.
Е. АНТОНЕНКОВ – Да. Вот, не нужно вырисовывать очень тщательно, это совсем не обязательно, можно взять просто гелевую ручку или любую ручку шариковую и нарисовать двумя-тремя штрихами, ну, это я говорю для взрослых, дети поменьше могут, конечно… они любят возиться с красками.
С. БУНТМАН – Да, конечно. Самое главное… мне кажется, что рисуйте, чем хотите.
Е. АНТОНЕНКОВ – Да, да.
С. БУНТМАН – Чем хотите. Чем вам удобнее. Карандашом ли, красками, там, можно мелом где-то нарисовать и сфотографировать, кстати говоря, дорогие ребята. Если вам больше так нравится, пусть так нравится.
Е. АНТОНЕНКОВ – Можно даже слепить из пластилина и сфотографировать.
С. БУНТМАН – Кстати говоря, правильно, Женя, абсолютно правильно. Если вы наоборот слепили, из чего-то сделали какую-то сложную аппликацию, например, какую-то из многих вещей, там…
А. УСАЧЁВ – Ну, из листиков, там…
С. БУНТМАН – И дома листья у вас есть, и нитки есть, много что выдумывают ребята, из чего угодно, вплоть до бисера, там, я не знаю, всего. Тоже можно ведь сфотографировать и прислать.
Е. АНТОНЕНКОВ – Да.
С. БУНТМАН – То есть это не обязательно будет рисунок-рисунок такой будет. Вот, отлично. Потом… тоже только заходите, смотрите, что у нас там происходит. Поинтересуйтесь, потому что очень хочется, чтобы ребята как-то так видели. У меня точно ничего не пропадёт. Вы главное принесите или пришлите, у меня точно ничего не должно пропасть. Меня наоборот всю жизнь ругали, что я ничего не выбрасываю. У меня ничего никогда… у меня есть пластилиновые одного сына, рисунки другого, дочкины все открытки, которые она на все делала и вырисовывала.
А. УСАЧЁВ – Нет, у вас жилплощадь позволяет. Это хорошо.
С. БУНТМАН – Ничего не позволяет! Ничего не позволяет! Просто это…
А. УСАЧЁВ – А я сейчас, мне кажется, придумал способ, которым можно расковать… Дело в том, что очень много они же всё время перерисовывают из книжек. Вот, важно понять, допустим, Дед Мороз. Вот, они увидели этого Деда Мороза. Они его перерисовывают. Вот, ребята, найдите сразу двух-трех-четырёх, и тогда вам будет легко. Вы тогда поймете, что его можно по-разному. Потому что как только у тебя застрял один и тот же образ, вот, уже сдвинуться с него не можешь, тебе кажется, что он только такой. Когда берёшь 2-3-4, ты его уже можешь спокойно нарисовать пятого.
Поэтому если хотите по каким-то даже произведениям у вас что-то такое и вам мешает, потому что вы чувствуете, что вы упираетесь в такое изображение, неважно, кота ли, собаки, Мойдодыра, найдите 2-3 изображения.
Е. АНТОНЕНКОВ – А я, извини, Андрей вдогонку хочу ещё просто посоветовать – забудьте про всех Дедов Морозов и нарисуйте своего.
С. БУНТМАН – Ну, конечно! Это то же самое, как я говорил час назад – ребят, посмотрели, даже если книжка ваша с картинками, закрыли книжку, отложили – а потом рисуйте.
Е. АНТОНЕНКОВ – Он, может быть, вообще без бороды и худенький.
С. БУНТМАН – Конечно.
А. УСАЧЁВ – Да, и может быть похож на дядю Тома, например, запросто, и чёрненький.
С. БУНТМАН – Ну, конечно. Это может быть как угодно. А вообще даже я думаю, а почему обязательно у Чиполлино обязательно голова луковица? Это прекрасно было придумано. Но он может быть совершенно другой.
А. УСАЧЁВ – Да, ирокез у него может быть совершенно не зелёный, а…
С. БУНТМАН – Так это пожалуйста. Так что, ребят, выдумывайте, я вам ещё напомню, конечно. Выдумывайте, посмотрите электронный адрес, где можно… С нашими друзьями мы прощаемся – и с Ильёй, и с Андреем, и с Евгением. Спасибо вам большое. А я задам вопрос, который мне нужно про русский язык ещё задать.
Вот, смотрите, в некоторых славянских языках с «мячом» ассоциируется: смятая бумажка, свернувшаяся в клубок кошка или мякиш хлеба? Вот, такой вот вопрос суровый. Не надо на меня так сразу смотреть с ужасом таким. Это тогда и книжку «Дары данайцев» вы выиграете, но будете отвечать в программе «Говорим по-русски». А всем, кто был в «Открывашке», большое спасибо и успехов.
Е. ТАЛИПОВА – Спасибо.
А. УСАЧЁВ – Спасибо.
Е. АНТОНЕНКОВ – Спасибо. До свидания.
С. БУНТМАН – И до свидания тоже. Спасибо. Всего доброго.