Купить мерч «Эха»:

Открывашка - 2011-10-16

16.10.2011
Открывашка - 2011-10-16 Скачать

Л. ГУЛЬКО - 10 часов 8 минут в Москве. Ещё раз доброе утро, мальчики и девочки, бабушки и дедушки, папы и мамы. Это наша «Открывашка», где мы делаем всякие разные для себя… (я для себя делаю открытия, а вы для себя делаете открытия) мы вам с удовольствием рассказываем об этом, поём, конечно, на «Открывашке», открываем, может быть, для кого-то неизвестных композиторов и певцов и какие-нибудь песни, которые вы никогда не слышали, а, может, и слышали. Ну и заодно, естественно, дарим призы и подарки. Я сегодня со звукорежиссёром Наташей Квасовой, мы вас будем сопровождать всю «Открывашку». Начнём мы вот с чего. Чуть попозже Вера Бунтман расскажет нам про стиральные машины, а дальше я вам расскажу про всякие мыла и стиральные средства, которые когда-то и как вообще всё это появилось, а пока давайте в «Открывашке» нас будет сопровождать Максим Леонидов. Была такая группа «Секрет», а Максим Леонидов был один из лидеров этой группы «Секрет», а потом он стал петь отдельно, а вообще он ещё и актер к тому же, а вообще у него есть очень хорошие весёлые песни, одну из них мы сейчас и послушаем, для того чтобы зарядиться такой открывательной энергией.

Максим Леонидов «Именины у Кристины».

Л. ГУЛЬКО - А в конце этой песни, если вы заметили, Максим Леонидов так использовал немножко Beatles. Чуть-чуть маленький такой музыкальный пассажик, отрывочек из Beatles, никуда от них нам с вами не деться. Ну приступаем к нашем «Открывашке», уже прямо напрямую, прямо и криво накривую. Прямо напрямую, конечно, меня сейчас девушки из передачи «Говорим по-русски» могут, конечно, как-то немножко поругать, но я всё равно буду говорить прямо напрямую приступаем.

И непосредственно к стиральным машинам. Вот, о стиральных машинах, о происхождении, об открытии стиральных машин, об их истории расскажет нам сегодня Вера Бунтман.

В. БУНТМАН - Различные источники расходятся относительно указания имени первого изобретателя стиральных машин. Однако попытки сделать стирку механической осуществлялись в разных странах, а первые результаты были достигнуты в XIX-XX вв.

Запатентована первая стиральная машина с вращающимся барабаном была в 1851 году американцем по имени Джеймс Кинг.

Уже к 1857 году по всему миру было зарегистрировано порядка 2000 патентов на различные устройства для стирки, однако далеко не все приспособления были жизнеспособны и в дальнейшем получили развитие.

Согласно некоторым данным, первые стиральные машины, в которых бельё было подвержено воздействию пара и струй воды, стала конструкция, изобретённая американцем Дэвидом Партером.

Но первым шагом на пути к полноценной механизации стирки явилось изобретение ручной машины для стирки, которая представляла собой установленную на специальных опорах деревянную кадку, оборудованную мешалкой, приводящуюся в действие при помощи рукоятки. Успешный конечный результат стирки зависел во многом от того, насколько быстро вращали рукоятку. Эта стиральная машина получила название «Метеор». Со временем ручной труд всё же удалось устранить благодаря присоединению барабана к электродвигателю.

Изобретение самой первой электрической стиральной машины (1906 год) по праву принадлежит американскому изобретателю Фишеру.

Считается, что первую запатентованную стиральную машину представил миру американец по фамилии Мур. Имя его потерялось в истории, однако дата официальной регистрации изобретения сохранилась с точностью до дня – 7 июня 1856 года. Устройство на колёсах состояло из бочки, в которую монтировалась подвижная вертикальная рама с деревянными пальцами. К машине для стирки прилагались и деревянные шарики. При движении рамы вверх-вниз они перемещались внутри ёмкости с бельём, создавая дополнительное механическое воздействие.

Американцы быстро сообразили, что многие механизмы можно привести в действие не только вручную, и приспособили для этих целей паровые машины. Однако за 4 года до патента Мура американец Джеймс Кинг предложил устройство, ставшее прототипом барабанных стиральных машин. Его машина состояла из кадки, куда заливался мыльный раствор, и встроенной в неё оси с дырочным цилиндром. Внутрь помещалось бельё, а затем барабан вращался вручную. Шли годы. Приспособления ля стирки совершенствовались и становились всё удобнее.

А в 1900 году производитель маслобоек Карл Милле решил внести свой вклад в помощь прачкам всего мира. Впрочем, за пределами Германии его изобретения стали известны чуть позже. А пока, доработав конструкцию маслобойки, деревянной кадки с вращающимися лопастями, он получил довольно эффективное устройство для стирки. Стиральные машины Карла Милле стали выпускаться серийно, и потребители по достоинству оценили их преимущество. Партия была привезена и в Россию, однако по назначению машины использованы не были. Потребность в масле была у всех, а женский труд ценили немногие. Поэтому продукция фирмы Карла Милле по-прежнему ассоциировалась с маслобойками.

В период с 1920 по 1925 года стали появляться первые бытовые стиральные устройства, которые по своему внешнему виду больше напоминали мебель. Основной элемент такого устройства представляла собой цилиндрическая ёмкость, размещённая на вертикальной оси. Такой вид стиральной машины получил название, которое мы применяем и сегодня – машина активаторного типа.

Л. ГУЛЬКО - Спасибо большое Вере Бунтман про стиральные машины, про рассказ… Кстати, вот, там по поводу шариков, которые перемещались, сейчас современные изобретатели опять взяли это на вооружение, вот эти шарики, которые там перемещаются, стали использовать их в новейших стиральных устройствах, и говорят, что самые новые и модные стиральные машины – это уже такая, знаете… загрузка, как это называется, не сбоку загрузка у машины, а сверху, опять, когда машина загружается сверху, это сейчас самая такая наимоднейшая стиральная машина, причём, используется сейчас принцип центрифуги, если не ошибаюсь. Да, центрифуги. Ну он раньше использовался почему-то. Но, как говорят, сейчас опять по новой. Ну, в общем, этих изобретателей не поймёшь. Они всегда чего-нибудь изобретают, в том числе, наверное, изобретут какую-нибудь новую стиральную машину, которая будет работать, скажем, знаете, как, можно, сидя за компьютером, запустить будет стиральную машину, я так думаю, через какой-нибудь ipad или iphone, причём, усилием мысли. Смотришь на экран – думаешь: «Машинка, стирай», как в сказке - «Горшочек, вари». И машина начинает тарахтеть, причём, сама себя загружает стиральным порошком, бельём… из неё вылезают такие руки и загружают бельё, потом стиральный порошок, как в мультиках, а потом она начинает работать.

А я вам в продолжение истории, которую рассказала Вера, хотел рассказать, как, собственно, с чего вообще начиналась история, скажем, помывочных средств. Ну тут мыло. Обычное такое наше, хотя оно разное бывает, традиционное мыло… бывает простое, хозяйственное, а бывает такое прям навороченное, прям… красивое, прям пахнет так, что его есть хочется. Есть не надо. Это запах один. Надо просто им мыться.

Так вот, вообще мылом человечество пользовалось с незапамятных времён. И история мыловарения насчитывает по меньшей мере 6000, как тут написано, годов, ну, в смысле лет. А, скажем, древние греки очищали тело песком. Что сейчас делают в модных салонах спа, называется «Спа». Особенно мелким песком, привезённых с берегов Нила, он такой там мелкий и беленький. Древние египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, растворённого в воде. Представляете, сколько надо собрать воска, чтобы эту пасту приготовить? Вообще говоря, честь изобретения мыла приписывают сразу нескольким древним народам. Римский ученый и политик Плиний Старший утверждал, что своим знакомством с моющими средствами человечество обязано не высоко цивилизованным египтянам и не находчивым грекам и не вавилонянам, а диким галльским племенам, с которыми римляне познакомились ближе на рубеже нашей эры. По свидетельству историка галлы делали из сала и золы букового дерева какую-то чудодейственную мазь, которую использовали для очищения и окрашивания волос, а также для лечения кожных заболеваний. Цветное средство, красную краску, получали из глины, они смазывали свои длинные волосы растительным маслом, в которое добавляли краску. Если в эту смесь доливали воды, образовывалась густая пена, которая, как потом оказалось, чисто отмывала волосы. Во втором столетии эту «мазь» стали использовать для мытья рук, лица и тела в римских провинциях. Древние римляне, римлянцы, как говорили в одном из фильмов, в эту смесь добавляли золу морских растений, а выходило настоящее качественное мыло, а до этого древним народам приходилось выкручиваться. Ну, кому как посчастливится. Кто-то использовал для мытья заваренную кипятком золу. Кстати, золу очень часто использовали и буквально до последнего времени на дачных участках, дачники мылись золотой, и считалось, что это очень качественно помыть голову золой – тогда волосы будут яркие, не будут выпадать, не будет перхоти, будут блестящие, дамы очень любили мыть голову золой, дачники, ну просто у нас на дачных участках я это видел, во всяком случае. А кто-то, значит, использовал сок мыльнянки, растения, которое прославилось своей способностью пениться в воде. Однако с этой версией не совпадает недавнее открытие учёных. Не так давно подробнейшее описание процесса мыловарения было найдено на шумерских глиняных табличках, датированных 2500 годов до нашей эры. Способ основывался на смеси из древней золы и воды, которую кипятили и растапливали в ней жир, и получался такой, знаете, мыльный раствор. Другая версия учёных гласит, что мыло всё-таки изобрели римляне. По легенде само слово «мыло» (на английском языке – soap) образовалось от названия горы Сапо, где происходило принесение жертв богам. Смесь из растопленного животного жира и древесной золы… жертвенного костра смывало дождём в глинистый грунт берега реки Тибр. Женщины, которые стирали там бельё, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда моется значительно легче. Так постепенно стали использовать вот этот вот дар богов, который, в общем, люди сами и сделали. Не только для стирки одежды, но и для мытья тела. Кстати, первые мыловарни тоже были выявления археологами на территории Древнего Рима, а если ещё точнее, среди руин знаменитой Помпеи. Во время археологических раскопок Помпеи были найдены помещения мыловарен. Мыло в ту пору было. Как вы понимаете, полужидким. Оно было долго предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими лекарствами и зельями. Даже зажиточные люди не могли себе позволить стирать ими бельё. Для этого использовали разные глины и растения. Вообще стирка была трудным делом и занимались ею чаще… вот кто занимался стиркой чаще? 3633659. Кто занимался стиркой чаще? Она была трудным делом, и чаще ей занимались… кто?

3633659 наш телефон. 3633659. Достаточно простой вопрос. Так уж просто чтобы поговорить с вами. Аллё.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло.

Л. ГУЛЬКО - Да.

СЛУШАТЕЛЬ - «Эхо Москвы»?

Л. ГУЛЬКО - Да.

СЛУШАТЕЛЬ - Слава богу, что я наконец дозвонился.

Л. ГУЛЬКО - Я как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Валерий Александрович.

Л. ГУЛЬКО - Александрович. Вы на «Детскую площадку» дозвонились. А дети рядышком есть какие-нибудь?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, нет, я хотел…

Л. ГУЛЬКО - А что такое?

СЛУШАТЕЛЬ - У меня есть проблема общегосударственного…

Л. ГУЛЬКО - Валерий Александрович, спасибо вам огромное. Но вы не туда попали. Простите меня. Это «Детская площадка». Общегосударственные… мы решаем только общемировые, как, например, история мыла или стиральной машины. Поэтому будьте любезны, перезвоните, пожалуйста, в ту передачу, в которой решаются общегосударственные проблемы. 3633659. Так и надо, девочки и мальчики, поступать. 3633659 наш телефон. Кто же всё-таки… стирка была трудным делом, и занимались ей чаще всего… кто? 3633659. Доброе утро. Аллё.

СЛУШАТЕЛЬ - Рабы.

Л. ГУЛЬКО - Кто?

СЛУШАТЕЛЬ - Рабы.

Л. ГУЛЬКО - Рабы. Мы не рабы, рабы не мы. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Аглая.

Л. ГУЛЬКО - Как?

СЛУШАТЕЛЬ - Аглая.

Л. ГУЛЬКО - Аглая?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Ой, красивое имя. Имя такое редкое. Аглая, скажи, сколько тебе лет?

СЛУШАТЕЛЬ - 9.

Л. ГУЛЬКО - 9. А ты что-то как-то прям, откуда-то прям слышно, как будто ты в бочке сидишь, как Диоген.

СЛУШАТЕЛЬ - Связь плохая.

Л. ГУЛЬКО - Связь плохая? А ты откуда нам звонишь?

СЛУШАТЕЛЬ - Из Москвы.

Л. ГУЛЬКО - Из Москвы. Ой, такое впечатление, что ты где-то далеко в космическом пространстве. Ну да, может быть, где-то, конечно, и рабы, но я-то между мужчинами и женщинами хотел сделать выбор. Вот, кто именно… стиркой кто занимался чаще – мужчины или женщины?

СЛУШАТЕЛЬ - Женщины.

Л. ГУЛЬКО - Женщины. Нет, спасибо тебе огромное, Аглая. Ответ неправильный. Сейчас внимательные мальчики или девочки дадут правильный ответ, но тебе же тоже достаётся какой-то приз, правда? Скажи мне, пожалуйста, ты что хочешь? Хочешь, я тебе подарю замечательную сказку Генриэтты Хасиной «О Стёпе, Варе и разных чудесах»? Такая музыкальная сказка.

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Хорошо?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - «Ммм…, - задумалась Аглая, - да!». Хорошо. Сказка твоя. Спасибо тебе большое. Все, пока, ответ у тебя, в общем, не очень верный. Я не буду напоминать ответ, не буду напоминать выбор. Стирка была трудным делом. Занимались ею чаще всего, ну, наверное, внимательные мальчики или девочки ответят на этот вопрос сразу, сходу буквально, без остановки. Доброе утро. Аллё. Аллё. Аллё. У-у-у-у, у-у-у-у-у-у. Ла-ла-ла-ла. Не получилось ничего у нас с стобой. 363-36-59 наш телефон. Ещё раз ловим кого-нибудь. Доброе утро. Это я сам себя слышу.

СЛУШАТЕЛЬ - Аллё!

Л. ГУЛЬКО - Да, привет

СЛУШАТЕЛЬ - Аллё!

Л. ГУЛЬКО - Да-да.

СЛУШАТЕЛЬ - Это мужчины.

Л. ГУЛЬКО - Мужчины, конечно, занимались ею мужчиной, потому что стирка была трудным делом. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Стёпа.

Л. ГУЛЬКО - Стёпа. Ты стираешь что-нибудь, скажи честно.

СЛУШАТЕЛЬ - Да нет. Но я мою посуду.

Л. ГУЛЬКО - Ну тоже, в общем, трудное дело, конечно. Моешь посуду. Ну а стирает кто у вас? Стиральная машина?

СЛУШАТЕЛЬ - Чё?

Л. ГУЛЬКО - Стирает у вас кто, Стёпа, дома?

СЛУШАТЕЛЬ - Мама.

Л. ГУЛЬКО - Мама. А мама стиральную машину заменяет? Она прямо всё стирает?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - А стиральная машина?

СЛУШАТЕЛЬ - Есть.

Л. ГУЛЬКО - Есть. Но стиральная машина тоже что-то стирает.

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Мама больше, стиральная машина меньше. Понял. Спасибо тебе большое за правильный ответ. Действительно, мужчины чаще всего занимались стиркой, поскольку она была трудным делом. А давай выбирать приз тогда. Давай приз. Значит, могу тебе подарить знаешь, что? «Тайны анатомии». Книжка такая.

СЛУШАТЕЛЬ - Ну давай.

Л. ГУЛЬКО - Как мальчика и девочка попали внутрь организма человеческого.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо.

Л. ГУЛЬКО - Хорошо, спасибо тебе большое за правильный ответ. Книжка твоя. Сейчас в сторону её отложим. Спасибо. Пока. Будь здоров. Пока. Действительно, мужчины. Спор о том, кому человечество обязано изобретением мыла, были до сих пор не завершены. И вообще до сих пор не завершены. Тем не менее, известно, что на поток производство моющих средств было поставлено в средневековой Италии, через 100 лет секрет этого ремесла достигли в Испании, а с XI столетия центром мыловарения стал Марсель, потом Венеция. Когда этому ремеслу научились в Англии, король Генрих IV даже издал закон, который запрещал мыловару ночевать под одной крышей с другими ремесленниками. Способ мыловарения держался в тайне, но в больших масштабах вот это мыловАрение или мыловарЕние, это нам скажут в передаче «Говорим по-русски», развивалось лишь после разработки промышленного получения мыла. Первый кусок твёрдого мыла выпустили в Италии в 1424 году. День рождения первого куска твёрдого мыла. Что касается Руси, то здесь секрет изготовления мыла следует из Византии, а собственные мастера-мыловары появились только в XV столетии. Известно, что Гаврила Андреев завел в Твери «поварню мыловарную с котлом мыльным и со всею поряднею». А в Москве существовал мыльный ряд. Промышленное производство мыла было налажено как всегда, он всё у нас наладил. А в XVIII столетия прославилась своим мылом фабрика города Шуя, даже на гербе города изображён брусок мыла, очень известным было мыло фабрики Ладыгино, оно считалось лучшим после итальянского, конечно. Его готовили на коровьем миндальном масле белое и цветное с духами и без. Предлагалось также мыло дегтярное от скотских хворостей. Имеется в виду от вшей. Такие скотские хворости. В Западной Европе ремесло мыловарения окончательно сформировалось только к концу XVII века, немаловажную роль в развитии этого сыграл географический фактор. Ингредиенты для приготовления мыла варьировались в зависимости от региона. На севере при варке мыла применялся животный жир, на юге использовались оливковые масла, благодаря которому мыло получалось превосходного качества. Ну вот такая краткая, неполная, скажу вам, история мыла. И история всяких разных стирок и стиральных порошков, в том числе они отсюда же пошли, и стирки в том числе. Спасибо Вере Бунтман, которая нас на это натолкнула и рассказала про стиральную машину. У нас сейчас краткие новости. Послушаем краткие новости. Это для взрослых краткие новости. Если дети хотят, тоже, конечно, могут послушать. А потом вернёмся в студию и продолжим наш разговор, и тут уже от мыла перейдём, в общем, к сегодняшнему дню, к истории лыж, коньков, поскольку скоро выпадет снег, и все достанут из шкафов эти всякие зимние принадлежности.

НОВОСТИ

Л. ГУЛЬКО - 10 часов 35 минут в Москве. Мы продолжаем нашу «Открывашку». Вот, взрослые новости, которые шли сейчас в эфире нашей радиостанции, толкнули меня на одну мысль для нашей с вами «Открывашки». Я, пожалуй, в следующий раз попробую найти историю шапки-ушанки, от которой почему-то отказываются немецкие полицейские, потому что выглядят в них не очень хорошо, как им кажется. А мне кажется, это не от шапки-ушанки зависит, а от лица полицейского. Поэтому причём тут шапка-ушанка? Вообще, шапка-ушанка, они считают это русская шапка-ушанка, а мне-то казалось, у меня была, например, канадская такая шапка-ушанка. Причем, канадская военная такая шапка-ушанка. Или американская даже была. В общем, надо выяснить про шапку-ушанку всё интересное. Хорошо. Давайте мы плавно перейдём от стиральной машины, мыла и всяких разных моющих средств к лыжам и конькам. А перейдём мы с помощью двух двух гантелей и одного утюга в исполнении Максима Леонидова.

Максим Леонидов «Две гантели и один утюг»

Л. ГУЛЬКО - Ну вот, «Две гантели и один утюг», эти замечательные предметы мы пока оставим в покое вместе с Максим Леонидовым. А поговорим об истории появления, может быть, лыж. Поскольку скоро снег, скоро лыжи опять, скоро коньки… кстати, снег уже был. Говорят, первый такой робкий вместе с дождём, правда, потом прошёл, но вот обещают на днях, может быть, чего-нибудь.

Различные приспособления, увеличивающие площадь опоры при передвижении по глубокому снегу, использовались древнейшими народами в быту и на охоте. Первыми такими приспособлениями, очевидно, были шкуры убитых животных, которыми древние охотники обматывали ноги, предохраняя их от холода. Это послужило толчком для использования других предметов – обломков коры, щепок, а позднее дощечек для увеличения площади опоры, то есть такие пролыжи. Многочисленные исследования историков, археологов, русские летописи, скандинавские и другие источники, северные народы. О применении лыж народами, населяющими Сибирь, Алтай, Урал и Север Европы, Скандинавию, ещё задолго до нашей эры. Новейшие данные позволяют предположить, что лыжи были изобретены в конце аж верхнего палеолита, это примерно 15-20 тысяч лет назад, а не 5000, как считалось раньше, а гораздо раньше. Этот период развития человека, этот верхний палеолит, характеризуется относительно высокой культурой – скульптурой из бивней и камня, резьба по кости была, многоцветные изображения в пещерах, на стенке такие цветные рисунки. По уровня развития древнему человеку тогда вполне по силам было изобретение лыж. На территории Российской Федерации, у нас в стране, найдены самые северные в мире верхнепалеолитические стоянки древнего человека – это в устье реки Чусовой на реке Лень, это в Якутии, то есть прям на севере. Вероятнее всего поначалу северные народности использовали ступающие лыжи различной формы – круглые, например, были, овальные и ракетообразные. Кстати, и те и другие и третьи до сих пор используются охотниками для того чтобы пройти по глубокому снегу. Вот, они надевают на валенки и идут, чтоб не проваливаться. Скользящие лыжи появились значительно позднее, в период неолита. Наскальные изображения, относящиеся к 3-му тысячелетию до нашей эры, позволяют считать, что в это время уже применялись скользящие лыжи. Такие рисунки найдены на скалах побережья Белого моря в местностях, носящих название «Золотовруг» и «Бесовы следки». На этих рисунках фигурки людей изображены на относительно узких и длинных лыжах с загнутыми носками и с одной палкой, которая, очевидно, использовалась при передвижении на лыжах, как копьё на охоте. Подобные изображения найдены в Скандинавии на скалах полуострова Рэдей, острова Хеллерестина (Норвегия), а также города Упсала в Швеции. Археологи относят их к концу неолита и начало нашей эры, 2-3 тысяч лет тому назад. Имеются данные, которые указывают на применение лыж племенами и народностями, населяющие Алтай и просторы юга Сибири. Так, при раскопках древнего могильника недалеко от города Омска, известного вам всем, обнаружен бронзовый нож, на рукоятке которого изображена фигурка человека, скользящего на лыжах на буксире за лошадью. Это говорит о том, что лыжи широко использовались в Сибири уже во втором тысячелетия до нашей эры. Историки упоминают, что тунгусы также использовали оленей для буксировки лыжников. Об этом говорят наскальные изображения, найденные на побережье Белого моря. Археологическая находка, обломки сосуда с изображением лыжника с палками говорит о применении лыж в период неолита и в средней полосе европейской части Российской Федерации, то есть нашей страны. В процессе эволюции форма лыж, конечно, постепенно совершенствовалась. После ступающих появились скользящие, но был период, когда применялись скользящие лыжи разной длины – одна узкая и длинная для скольжения, а другая более короткая, широкая для отталкивания. То есть на двух ногах были разные лыжи. Такие разные функции они выполняли. В условиях передвижения по пересечённой местности на охоте и в лесу использовать лыжи разной длины неудобно. Это понятно. Видимо, поэтому появились лыжи более короткие и широкие. Но одинаковые по длине. Позднее стали применяться лыжи, обтянутые снизу шкурой лося, оленя или нерпы с коротким ворсом, расположенным назад, что позволяло избежать проскальзывания при подъёме в гору. Просто эти волосики – они там тормозили. А имеются данные, говорящие о том, что северные восточные народности подклеивали шкуры к лыжам при помощи клея, сваренного из рогов костей и крови лося, оленя или рыбьей чешуи. Варили клей. Известно, что подобный способ изготовления лыж применялся некоторыми народностями нашей страны в начале XX века даже. Постепенная эволюция подтверждает и более поздние находки. Так, при археологических раскопках в древнем Новгороде, найдена лыжа, датируемая первой половиной XIII века, которая, несмотря на грубую обработку древесины, очень даже напоминает современные охотничьи лыжи такие, широкие. При длине 192 сантиметра и средней ширине 8 сантиметров она имеет такой приподнятый загнутый заострённый носок. Толщина в месте прикрепления к ноге, так называемая грузовая площадка, куда нога ставится, да, там самая большая нагрузка достигает 3 сантиметров. Для прикрепления лыжи к ноге в этом месте имеется сквозное горизонтальное отверстие диаметром ну где-то 0,5 сантиметра, куда продевался ремень, который крепил обувь к этой самой лыже. Широкое распространение лыж в древности подтверждает и народный эпос различных племён и народностей, населявших северные районы нашей страны и стран Скандинавии. В древних сказаниях, легендах, былинах, сагах умение быстро передвигаться на лыжах преподносилось как главное достоинство человека. Неудивительно, что все герои древнего народного эпоса всегда были умелыми лыжниками и храбрыми воинами. У норвежцев, карелов, мордвинов ну и других народов тоже. Я задумался сейчас о «Снежной королеве» Ганса Христиана Андерсена. Тоже, в общем, северные народы. Там такая была разбойница, охотница. Мне кажется, она на лыжах каталась. Или я ошибаюсь? 3633659. Вспомните сказку «Снежная королева», подскажите мне, пожалуйста, каталась разбойница на лыжах? Она ж там гонялась за всякими разными оленями, и на оленях… вот, на лыжах она… мне почему-то кажется, может быть, я с фильмом путаю, что она была на таких широких охотничьих лыжах. 3633659 наш телефон. 3633659. Сейчас попробуем узнать. Вспомнить. Аллё, доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО - Привет. Как тебя зовут? СЛУШАТЕЛЬ - Надя.

Л. ГУЛЬКО - Надя, ты помнишь сказку «Снежная королева»?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Скажи, пожалуйста, там такая была разбойница, девочка такая маленькая. Конечно, она была разбойница, но симпатичная. На лыжах она каталась? Я не помню.

СЛУШАТЕЛЬ - Кто?

Л. ГУЛЬКО - Кто… разбойница.

СЛУШАТЕЛЬ - Да, каталась.

Л. ГУЛЬКО - Каталась? Точно?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Мама подсказывает, что каталась.

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Да. Ну ладно, хорошо, ты меня успокоила. А ты на лыжах катаешься?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - На каких? У тебя какие лыжи?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, спортивные.

Л. ГУЛЬКО - Спортивные? То есть ты прям как спортсменка на лыжах катаешься?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Да? А где ты катаешься?

СЛУШАТЕЛЬ - Во дворе.

Л. ГУЛЬКО - Во дворе? А ты где живёшь?

СЛУШАТЕЛЬ - В Ярославле.

Л. ГУЛЬКО - Прям когда зима, ты во дворе катаешься?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - А куда-нибудь там подальше куда-нибудь не выезжаешь на лыжах куда-нибудь с папой, мамой?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет.

Л. ГУЛЬКО - Нет? Во дворе. Ну ты любишь кататься на лыжах?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну да.

Л. ГУЛЬКО - Да? А что ты больше любишь? Хотя это сложно, конечно, сравнивать. Велосипед – это же летом, а лыжи – это зимой.

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, больше я люблю, наверное, на велосипеде.

Л. ГУЛЬКО - На велосипеде. А на лыжах – ну так, да? На лыжах, вот, любишь… давай, я тебя спрашиваю, на коньках или с горки на попе?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, лучше на попке.

Л. ГУЛЬКО - Хе-хе, с горки. А почему?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну потому что не упаду.

Л. ГУЛЬКО - Ну да, а потом, это ж весело, можно поорать немножко, там…

СЛУШАТЕЛЬ - Хи-хи.

Л. ГУЛЬКО - Да?

СЛУШАТЕЛЬ - Да!

Л. ГУЛЬКО - А ты на чём катаешься с горки?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, на ледянке.

Л. ГУЛЬКО - Ледянка – это что, скажи мне, я не очень представляю себе.

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, это такая кругленькая такая досочка с ручкой, и там садишься на неё и катишься.

Л. ГУЛЬКО - А… такая, с ручкой. Она из пластмассы сделана, да?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Ну да. Ну здорово. Ты одна или с ребятами катаешься-то?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, иногда с ребятами. Есть ещё брат. Я с ним тоже катаюсь.

Л. ГУЛЬКО - Понятно.

СЛУШАТЕЛЬ - И с ребятами иногда.

Л. ГУЛЬКО - Понятно. Домой приходишь всегда мокрая-мокрая. Но довольная.

СЛУШАТЕЛЬ - Да!

Л. ГУЛЬКО - Да. Ну хорошо. А особенно, наверное, вкусно потом пообедать, после того как покатаешься?

СЛУШАТЕЛЬ - Ага.

Л. ГУЛЬКО - Да это же… и что ты ешь на обед? Я, например, когда я вспоминаю сейчас…

СЛУШАТЕЛЬ - Борщ с пампушками.

Л. ГУЛЬКО - Ну я так и знал! Борщ с пампушками. Представляешь, ты приходишь домой, у тебя щеки красные, как борщ. И ты прямо борщ с пампушками. А потом поспать.

СЛУШАТЕЛЬ - Э-э-э…

Л. ГУЛЬКО - Нет?

СЛУШАТЕЛЬ - Да!

Л. ГУЛЬКО - Да! Вот оно счастье. Это правда. Спасибо тебе большое за рассказ про то, как ты катаешься на лыжах и не только. Давай выбирать приз. Значит, смотри. Есть… ну, во-первых, есть «Тайны анатомии», как мальчик и девочка попали внутрь человеческого организма.

СЛУШАТЕЛЬ - Нет.

Л. ГУЛЬКО - Нет, не надо. Хорошо…

СЛУШАТЕЛЬ - У меня есть.

Л. ГУЛЬКО - Есть. Ну хорошо. А «Пуговичный городок»?

СЛУШАТЕЛЬ - Да! Л. ГУЛЬКО - Что «Да»?

СЛУШАТЕЛЬ - Беру.

Л. ГУЛЬКО - Беру. Это стихи. Ты стихи-то любишь?

СЛУШАТЕЛЬ - Да!

Л. ГУЛЬКО - Стихи ты любишь. Ну хорошо, прекрасно. Это Галина Дядина автор этих публикаций… что же я заговорил-то как взрослый… публикаций… дядька какой-то. Нет, это стихи такие. «Зачем рыба молчит? Зачем эта рыба всё время молчит? Не лает, не хрюкает и не мычит. Даже когда попадёт на крючок, Воды наберёт полный рот – и молчок. Неужто ей даже уха не страшна? Спросите у рыбы – расскажет она». Вот такие смешные детские стихи. Давай я тебе подарю раз, И ещё что-нибудь давай тебе подарю. Давай я тебе подарю какой-нибудь фильм. Найдём какой-нибудь фильм. Нет, фильмы закончились. Зато осталась такая замечательная музыкальная сказка Генриетты Хасиной «О Стёпе, Варе и разных чудесах».

СЛУШАТЕЛЬ - Да!

Л. ГУЛЬКО - Отлично, спасибо тебе большое. Всё. Спасибо. Давай, скоро снег, скоро опять лыжи.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо. До свидания.

Л. ГУЛЬКО - И санки. Пока. И скоро борщ с пампушками. И спать. А-а! Замечательно! Спасибо, пока, будь здорова. Ну что, у нас с вами осталось буквально где-то 4 минутки до конца нашей встречи, поэтому давайте сделаем так. Я закончу про лыжи, а про коньки уже в каких-нибудь следующих «Открывашках» я вам расскажу, поскольку мы не успеваем.

А широкое распространение лыж в древности подтверждает и народный эпос различных плёмен, народностей, населявших северные районы нашей страны и страны Скандинавии. И в древних сказаниях и легендах, былинах, сагах умение быстро передвигаться… я это читал.

Основатель Норвегии Нор по древней легенде пришёл в Скандинавию по хорошей лыжне, разбил лапландцев и образовал своё государство. В древних государственных сагах существовал особый бог, который назывался Улльр, покровитель лыжников и богиня Скаде, она воспевается как искусная охотница на лыжах. Подобные предания существовали у северных народностей нашей страны. Так, остяки считали, что звездный млечный путь – это лыжня, продолженная покровителем охотников богом Тунк-Покс при преследовании лося на лыжах. В былинах герои-воины всегда были быстрыми лыжниками и отличными стрелками из лука.

Герой мордовского эпоса Кутурак бегал на лыжах быстрее ветра. Вот такая замечательная история про лыжи.

У северных народов нашей страны лыжи широко применялись на охоте, саами или лопари, ненцы, остяки били оленей, волков и других подобных зверей большими дубинами, потому что на лыжах свободно их догоняют. Ну, древние люди. Звери не могут быстро бежать по глубокому проваливающемуся снегу, и после утомительной долгой погони делаются жертвой легко скользящего на лыжах человека. Это про охотников так пишут.

А русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что помимо охоты, лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировалась сила, ловкость, выносливость в беге наперегонки и в спусках со склонов. Вот такая краткая история лыж. Теперь, для того чтобы вы продолжили слушать радиостанцию с ещё бОльшим интересом, я вам сделаю небольшой такой вот… затравка, как это называется. Вопрос, который придумали Ольга Северская и Ксения Ларина для своей передачи «Говорим по-русски», она так «Открывашка» плавно перетечёт в передачу «Говорим по-русски». Вопрос я вам задам сейчас здесь. А затем ответ правильный, конечно, вы дадите его в прямом эфире передачи «Говорим по-русски», и плюс телефон +79859704545. Туда тоже можно правильные ответы присылать на наш эфирный пейджер.

Вопрос. Слово «лыжи» известно с XII века. Русское произошло от сохранившегося в диалектах глагола «лызгать», который значит (три варианта ответа, один правильный): 1) бежать сломя голову, 2) скользить по льду или 3) семенить. Вот, какой правильный из этих трёх ответов слово «лызгать». Вот, что оно значит? Один из трёх перечисленных мною ответов один правильный. Поэтому дальше уже в передаче «Говорим по-русски» вам всё расскажут про это самое слово «лызгать», которое связано, естественно, с лыжами.

Ну а я с вами прощаюсь. Прощаюсь с вами в смысле как папаша Гулёк на «Детской площадке» и «Открывашке» до следующих выходных, до субботы и воскресенья. И отправляюсь домой. Опять же, вместе с Максимом Леонидовым.

Максим Леонидов «Домой».