Купить мерч «Эха»:

Диковинные музыкальные инструменты - Павел Бунтман - Открывашка - 2011-07-03

03.07.2011
Диковинные музыкальные инструменты - Павел Бунтман - Открывашка - 2011-07-03 Скачать

С. БУНТМАН - Да, да, да, мы начинаем, да. Что у нас? А, вот теперь ты сядь туда. Это Паша Бунтман. Потому что у нас «Детская площадка» и «Открывашка» у нас по-разному строятся. Вот, сейчас мы тебе… вот, вот, вот, чтобы были видны диковинные музыкальные инструменты. Мы пока будем готовить… да.

П. БУНТМАН - Уже показали, да.

С. БУНТМАН - Мы рассказали о маленьких флейтах, ну, таких, относительно маленьких флейтах.

П. БУНТМАН - Разных.

С. БУНТМАН - Волынках. И вот даже такая штуковина, замечательная штуковина, конечно. Кто смотрит на компьютерах смотрит «Сетевизор», так что всё. Сюда пересяду. Всё по-другому здесь стало в этом часе. Ну и что. В этом прелесть. А за мной, кто смотрит «Сетевизор», видите футляр. Это ещё будет наш отдельный номер программы.

П. БУНТМАН - Это хит сегодняшний.

С. БУНТМАН - Да, потому что это любимый Пашкин инструмент.

П. БУНТМАН - Да не только мой.

С. БУНТМАН - Да не только твой. Ты принадлежишь большой армии любителей этого инструмента. «Открывашка» у нас всегда говорит о всевозможных простых вещах, не только о диковинных. А как появились простые вещи.

П. БУНТМАН - Да.

С. БУНТМАН - И уже нам приходят заказы о разных вещах рассказывать на «Открывашке». И сейчас давайте-ка мы, вот, пока… вот, Серёжа и Дима спрашивают: «Какой инструмент самый простой в обучении?».

П. БУНТМАН - Самый простой в обучении? Сложно сказать, потому что…

С. БУНТМАН - Какой самый простой.

П. БУНТМАН - Всё зависит… самый простой музыкальный инструмент – это тот, на котором больше всего хочется играть, на мой взгляд.

С. БУНТМАН - Серьёзно?

П. БУНТМАН - Да.

С. БУНТМАН - А если какой-нибудь маленький скажет – я хочу играть на органе.

П. БУНТМАН - Да пожалуйста. Если очень хочется играть на органе, то мне кажется, им легко овладеть. Но единственное, некоторые инструменты – они накладывают ограничение на физическое состояние человека, да, то есть нужно быть, например, очень сильным, чтобы играть на органе. Например, ребёнок играть на органе не сможет.

С. БУНТМАН - Но он может к этому идти.

П. БУНТМАН - Да, он может к этому идти. Вот, пианино, ну, то есть овладеть клавишным инструментом каким-нибудь. И затем уже продолжить на органе.

С. БУНТМАН - Если человек себе поставил цель, легко – это то, что хочется.

П. БУНТМАН - Да, да. То есть а дальше уже вы ограничены только вашей фантазией. Хочется вам играть… научиться прекрасно играть на калимбе той же самой, которую мы показали. Это такой инструмент с кожной мембраной, с язычками, ну, вот, он остался уже в прошлой части передачи. Вот. Вы можете спокойно купить эту калимбу, да, и учиться. Почти по всем инструментам есть большое количество каких-то видеороликов обучающих. Для самых распространённых инструментов есть самоучители. То есть всё зависит от вашего желания исключительно.

С. БУНТМАН - «Здравствуйте, - пишет нам Алиса 14 лет, -…».

П. БУНТМАН - Угу.

С. БУНТМАН - «…так случилось в жизни, что я играю на фортепиано, флейте и саксофоне…».

П. БУНТМАН - Это изумительно.

С. БУНТМАН - «…причём, флейта и саксофон появились совершенно случайно…».

П. БУНТМАН - Это очень здорово.

С. БУНТМАН - Приблудные флейта и саксофон.

П. БУНТМАН - Нет, классно, классно, потому что, ну, это принципиально разные инструменты, и это очень здорово, что…

С. БУНТМАН - Значит, нравится. «…Из всех представленных инструментов больше всего понравилась окарина».

П. БУНТМАН - Окарина, да?

С. БУНТМАН - Да, хорошо.

П. БУНТМАН - Здорово, здорово.

С. БУНТМАН - Пишите нам +79859704545. А теперь интермедиа у нас. Время жарко, может, в принципе, у кого-то идёт дождь, у кого-то похолодало, вон, там на Селигере ураган прошёл.

П. БУНТМАН - Угу.

С. БУНТМАН - Да. Вот такие дела. И слушаем про мороженое. Его не вчера сделали, но и не испокон века оно существует. Алёша Венедиктов расскажет.

А. ВЕНЕДИКТОВ МЛАДШИЙ - Никто точно не знает, кто и когда изобрёл мороженое. Известно лишь, что это случилось много веков назад, когда люди научились сладкие льдинки из охлаждённого вина или сока фруктов. Многие историки полагают, что мороженое изобрели китайцы около 4000 назад, когда стали добавлять в снег смесь риса и молока. Великий путешественник Марко Поло, вернувшись в 1295 году в Италию из путешествия на Восток, привёз рецепт изготовления нескольких видов замороженных десертов. После этого итальянские мастера стали делать льдинки двух видов: на основе воды и молока. Некоторые учёные считают, что именно Марко Поло можно считать создателем первого мороженого. Поскольку с его подачи в ранее безмолочные замороженные десерты стали добавлять молоко. Рецепты льдинок распространились из Италии во Францию, в Германии и Англии. Причём, долгое время мороженое было доступно лишь богатым, знатным людям, а рецепты приготовления чудесного лакомства кулинары обязаны были держать в тайне. Но несмотря на все запреты, секреты приготовления мороженого распространились по Европе. В 1670-ом году повар из Палермо открыл в Париже кафе, где продавали мороженое всем желающим. Рецепт мороженого, наиболее близкий к современному, родился у нас в Сицилии. В 1676 году 250 парижских кондитеров объединились в корпорацию мороженщиков. Именно в этом году мороженое в Париже стали производить и продавать круглый год. Появилось много сортов мороженого. Вслед за Францией новые сорта мороженого стали создавать в Италии, Австрии. Появилось мороженое в стаканчиках, шоколадное мороженое, эскимо, пломбир. Вездесущий технический прогресс постепенно преобразовал и производство холодного десерта, превратив мороженое из изысканного лакомства богатых в продукт, доступный каждому. Однако производство мороженого в относительно больших объёмах стало возможно лишь после внедрения достаточно эффективных способов получения и хранения льда, создания охлаждающих устройств и машин с мешалками или дробилками. В 1844 году англичанин Томас Мастерс получил патент на машину, которая могла охлаждать, а также одновременно морозить и взбивать мороженое при изготовлении мороженого, что в промышленных, что в домашних условиях. Смесь из молочных продуктов, сахаров и наполнителей взбалтывается во время замораживания, чтоб десерт не смерзался в большие кристаллы. Существует много видов и сортов мороженого – пломбиры, эскимо, крем-брюле, мороженое шоколадное и ванильное, фруктовое, белое и красное, жёлтое и зелёное, в стаканчиках и рожках, в рулетах и брикетах, на палочке. Большое достоинство мороженого в том, что его можно приготовить дома и есть, когда захочешь, и сколько захочешь.

С. БУНТМАН - Ну просто издевательство какое-то. Сразу захотелось мороженого. А твоё какое самое любимое мороженое?

П. БУНТМАН - Рожок, конечно, какой-нибудь. Какой-нибудь рожок.

С. БУНТМАН - Какой-нибудь. Всё равно с чем?

П. БУНТМАН - Всё равно с чем, да, главное, чтобы на дне было что-то совсем вкусное, то есть там или шоколад какой-нибудь, или что-то ещё. Самое ужасное – это когда отбирают кончик рожка.

С. БУНТМАН - Кончик рожка – да, причём, я знаю, этим родители увлекаются.

П. БУНТМАН - Да, да, да, да.

С. БУНТМАН - Да. Но я, например, люблю самое вредное мороженое.

П. БУНТМАН - Какое?

С. БУНТМАН - Знаешь, в Европе говорят всегда… есть натуральное мороженое… то, которое шоколадное или крем-брюле, но оно натуральное, да, а вот все эти фруктовые – это вредно.

П. БУНТМАН - Вредно?

С. БУНТМАН - Да. Не знаю, я люблю лайм, люблю дыню, люблю кокос.

П. БУНТМАН - Кокос, да.

С. БУНТМАН - Да. А ты помнишь в Риме лавку, где 100 с лишним…

П. БУНТМАН - Да, я помню.

С. БУНТМАН - Да, я помню. Хорошо. Перейдем к…

П. БУНТМАН - Продолжим.

С. БУНТМАН - К музыкальной части. Про гитару здесь спрашивали. Про гитару… и мы сейчас покажем гитару удивительную.

П. БУНТМАН - Да, дело в том, что гитара – это очень распространённый инструмент. Они есть везде самые разные. Ну, самый распространённый – это 6-струнная гитара. И их бывает две основные разновидности – это гитара классическая так называемая с плоским широким грифом и нейлоновыми струнами. И есть гитара либо акустической её называют, либо вестерн, которая…

С. БУНТМАН - Фолк не называют?

П. БУНТМАН - Ну, фолк – это форма.

С. БУНТМАН - Фолк – это форма, да?

П. БУНТМАН - Это форма, да, скорее. И эти гитары характерны тем, что у них чуть зауженный гриф и металлические струны.

С. БУНТМАН - А, этот самый… и радиусный гриф.

П. БУНТМАН - Он не плоский гриф, да.

С. БУНТМАН - Да.

П. БУНТМАН - И сразу хочу сказать, что нельзя ставить, вот, нельзя ставить синтетические струны, то есть нейлон, на гитары для металлических струн, потому что звучать будет плохо, и нельзя ставить металлические струны на гитары под нейлоновые струны, потому что там могут произойти ужасные вещи с гитарой, там может вырвать подставку, может гриф скривиться. В общем, лучше этого не делать. Это такая ремарка просто…

С. БУНТМАН - Это ремарка. А вот то, что лежит… те, кто смотрит «Сетевизор».

П. БУНТМАН - Те, кто смотрит «Сетевизор», могут увидеть, да.

С. БУНТМАН - Рядом с Пашей лежит рюкзак.

П. БУНТМАН - Это просто рюкзак, да? Дело в том, что принеся эту гитару… на самом деле это гитара, сразу раскрою все карты. Это гитара… и на мой взгляд, это одно из достижений гитарного строительства, потому что это складная гитара.

С. БУНТМАН - Как велосипед.

П. БУНТМАН - При этом были попытки сделать гитары для путешественников.

С. БУНТМАН - Ага.

П. БУНТМАН - За счёт уменьшения корпуса. А чем меньше корпус, тем слабее звук гитары на самом деле.

С. БУНТМАН - Самое ужасное – это гитара, которая в моём детстве продавалась, знаешь, игрушечная гитара с резиновыми струнами.

П. БУНТМАН - Да, они и сейчас продаются, ничего не изменилось. И эта гитара, вот, сейчас я просто всё вам покажу, как всё делается.

С. БУНТМАН - Он открывает молнию на рюкзаке. Как у всякого рюкзака открывается молния. Это липучка, про которую в своё время на Вера рассказывала еще.

П. БУНТМАН - А в нем лежит корпус гитарный, вот, этот звук – это мы не делаем радиоспектакль с грозой, это просто корпус гитарный связан с головой грифа струнами, ну, как полагается, только промежуточной части нет. На самом деле она есть, она просто вытаскивается из корпуса гитарного. Потом насаживаем голову грифа на основу грифа. Потом прилаживаем её к корпусу. А дальше нужно просто специальным крючком зацепить гриф и притянуть его к корпусу. И вуаля.

С. БУНТМАН - Это что, вот, всё? Это настоящая гитара?

П. БУНТМАН - Всё, гитара готова.

С. БУНТМАН - Но её настраивать надо сейчас. Да, там пятая или шестая, четвёртая…

П. БУНТМАН - Настраивать её надо совсем чуть-чуть…

С. БУНТМАН - Ну, там в принципе…

П. БУНТМАН - Пожалуйста, и звучит при этом прекрасно, то есть чудеса существуют. И это полноценно звучащий инструмент получается с меньшей мензурой. А вот эта дырочка – сюда запихивается гриф как раз.

С. БУНТМАН - Нет, я понимаю. Это дырочка, куда запихивается гриф – она не портит звук-то?

П. БУНТМАН - Нет, она не портит звук. Не знаю, как она звучала бы с цельным корпусом, но так она звучит очень здорово. Это делает чешский мастер Франтишек Фюрх. У него такая маленькая фабрика. Он делает изумительные гитары, надо сказать…

С. БУНТМАН - Нескладные, да?

П. БУНТМАН - Не только складные, самые разные, какие-то хуже, какие-то лучше. Но в целом это, ну, гитара, сравнимая по звуку с тремя китами гитарного производства – это Мартин Тейлор и Текамин. Она сравнима по звуку и гораздо меньше по цене, потому что не настолько раскрученный бренд просто.

С. БУНТМАН - Ну всё-таки покажи, как это звучит.

П. БУНТМАН - Это, ну, сейчас…

С. БУНТМАН - Ну нормально, нормально так… нормально, да?

П. БУНТМАН - На самом деле хороший звук. И она, соответственно, разбирается и убирается обратно в чехол.

С. БУНТМАН - Это в одной из следующих передач у нас Анатолий Ермолин и семье Анатолия Ермолина…. Мы же каждый месяц рассказываем, как ходить в поход – что брать, как устраивать лагерь…

П. БУНТМАН - Вот, в том числе если в поход с собой можно взять гитару такого типа. Либо именно такую, либо гитару просто с уменьшенным корпусом, то есть сейчас достаточно развиты технологии, которые позволяют сделать гитару именно для путешественников.

С. БУНТМАН - Угу.

П. БУНТМАН - Потому что сейчас много путешествуют, поэтому это… нужно просто.

С. БУНТМАН - И причём такую гитару без всяких проблем даже пропустят в самолет.

П. БУНТМАН - Естественно.

С. БУНТМАН - Вот, Нателла всегда рассказывает. Бесконечные переговоры о том, как она провозит, там, гитару всегда…

П. БУНТМАН - Да, это всегда проблема…

С. БУНТМАН - Я не сдам её в багаж.

П. БУНТМАН - Нужно всегда бороться с контролёрами, которые, ну, я не знаю, как они называются там… которые не пропускают тебя багаж с гитарой или уже обзаводиться жёстким кейсом для гитары, который позволяет её сдать в багаж. А такие кейсы есть и некоторые даже вместе с ними… некоторые гитары вместе с кейсами идут. Значит, давайте продолжим. Уже по струнным инструментам будет ходить…

С. БУНТМАН - Тут просят – положи на место. А как разбирается?

П. БУНТМАН - Разбирается… просто…

С. БУНТМАН - Покажем обратный процесс.

П. БУНТМАН - Отщелкиваем…

С. БУНТМАН - Отщёлкивание защёлки. Вот это превращаются брюки, брюки превращаются… так, вот, всё, отсоединился гриф. Теперь нужно голову грифа…

П. БУНТМАН - Голову грифа отсоединить…

С. БУНТМАН - Она просто вынимается.

П. БУНТМАН - Да, струны снимать не надо, что сильно упрощает, конечно, это всё.

С. БУНТМАН - Только потом надо будет их прижать в чехле.

П. БУНТМАН - Да, их надо будет прижать… там специально есть липучка для этого. Вот.

С. БУНТМАН - Вставляется гриф…

П. БУНТМАН - Гриф вставляется в корпус, причём, в корпусе есть штырёк, который не позволяет грифу болтаться во время поездок, опять же.

С. БУНТМАН - Приподними.

П. БУНТМАН - Всё складывается в чемодан.

С. БУНТМАН - Он же рюкзак. Он мягкий внутри, он как нормальный полужесткий чехол. Да, вот так он существует. И он более-менее напоминает форму гитару, так что здесь можно положить всё очень точненько.

П. БУНТМАН - И голова грифа убирается в специальный кармашек, чтобы не царапать основной корпус.

С. БУНТМАН - Да. Рядом с гитарой сбоку.

П. БУНТМАН - Всё продумано. То есть на мой взгляд, это одна из вершин гитарного строительства. Это всё здесь настолько продумано и настолько удобно, что, в общем…

С. БУНТМАН - Небось дорогущая.

П. БУНТМАН - Да.

С. БУНТМАН - Да. Так что ребята, если учимся играть на гитаре, это уже наше развлечение какое-нибудь потом. Вот здесь дед Серёжа… ну и что, я сам дед Серёжа… спрашивает: «Можно ли научиться играть на гитаре в 57 лет?».

П. БУНТМАН - Можно научиться играть на гитаре в любом возрасте, абсолютно в любом.

С. БУНТМАН - Причём, мне кажется, что если дед Серёжа возьмётся сейчас за гитару, просто если махнёт на всё рукой и возьмётся за гитару, дед Серёжа, это ещё для пальцев, для того чтобы у вас всё работало…

П. БУНТМАН - Это для много на самом деле.

С. БУНТМАН - Нет, вообще, для всего… если у вас… знаете, как начинают… болеть суставы или что-нибудь ещё… а здесь всё, вот, прекрасно, всё, у вас начинают работать руки, как у человека…

П. БУНТМАН - То есть к нам… приходят люди совершенно разных возрастов. От 5-летних детей до, ну, сколько там, самый наш пожилой покупатель был 85 лет.

С. БУНТМАН - Отлично.

П. БУНТМАН - Он покупал мандолину.

С. БУНТМАН - Да. И кто его знает, учился ли он раньше на мандолине или затеял сделать в 85 лет.

П. БУНТМАН - Да, никто не знает.

С. БУНТМАН - Так что если хотите, никогда ничто не поздно.

П. БУНТМАН - Главное – желание.

С. БУНТМАН - Да, всё правильно. Это так… и слезу мы уронили… главное – желание. Так, хорошо. А есть ещё… вот, здесь нам пишет: «А ещё есть укулеле?».

П. БУНТМАН - Есть укулеле… а, вот оно.

С. БУНТМАН - Ищем укулеле. Тут ещё у нас не только футляры, но у нас масса всевозможных пакетов.

П. БУНТМАН - Да, это пакетики просто за неимением футляра. Меня не слышно, наверное.

С. БУНТМАН - Слышно, слышно всё.

П. БУНТМАН - Это мастеровая укулеле, то есть это укулеле сделано мастером Гусевым. Есть такой отечественный мастер, живёт в Москве, очень хороший гитарный мастер, и он сделал вот это укулеле…

С. БУНТМАН - Укулеле… ты объясни, что такое укулеле.

П. БУНТМАН - Укулеле – это гавайская 4-струнная гитара. Это маленькая…

С. БУНТМАН - Маленькая гитарка такая.

П. БУНТМАН - С 4 струнами.

С. БУНТМАН - Видно, да?

П. БУНТМАН - Надо сказать, что строится она, как обычная гитара, первые 4 струны, от самой тоненькой…

С. БУНТМАН - Ми си соль ре, что ли? Ми си соль ре?

П. БУНТМАН - Нет, не совсем. Ля ми до соль.

С. БУНТМАН - Ля ми до соль.

П. БУНТМАН - То есть если зажать гитарные 4 струны первые на пятом ладу.

С. БУНТМАН - А, тогда… вот это то, что происходит на пятом ладу.

П. БУНТМАН - Да, то, что происходит на пятом ладу на гитаре, то происходит просто так на укулеле. И получается, что аккордовые какие-то позиции – они те же самые. И в основном какие-то ритмические вещи играют. Хочу сказать, что это сейчас очень популярный инструмент, безумно популярный. То есть на фестивале, например, «пустые холмы» каждый, наверное, второй человек был с укулеле.

С. БУНТМАН - Покажи, как звучит.

П. БУНТМАН - Только она расстроена немного. Вот, ну да… там всё равно… тюнер я с собой забыл. Ну ничего. В общем. У неё такой скорее забавный звук. Дело в том, что здесь не совсем корректные струны стоят, здесь у стандартной укулеле четвёртая струна, которая должна быть теоретически самой толстой, она самая тоненькая.

С. БУНТМАН - Почему?

П. БУНТМАН - Просто это как раз создаёт тот самый укулельный тембр, и, ну, вот, просто такая особенность строя. То есть соль струна – она высокая. То есть на октаву выше, чем должна быть теоретически.

С. БУНТМАН - А, вот так, да?

П. БУНТМАН - Да.

С. БУНТМАН - А какие струны на неё ставятся вообще? Специальные струны…

П. БУНТМАН - Специальные струны для укулеле. Для каждого инструмента есть специальные струны.

С. БУНТМАН - Кто смотрит «Сетевизор», видят тут большой моток…

П. БУНТМАН - Да, это просто мастер за неимением струн специальных для укулеле он установил сюда струны для классической гитары, но вообще есть специальные укулельные струны самые разные, опять же. Надо сказать, что струн существует гигантское количество. И материалов, из которых изготавливаются струны, тоже существует огромное количество.

С. БУНТМАН - А, подожди, мы сказали – укулеле это чей инструмент, где он появился?

П. БУНТМАН - Укулеле появился на Гавайях.

С. БУНТМАН - А, ты сказал, что это гавайская гитара.

П. БУНТМАН - Да, я сказал, что это гавайская гитара, собственно. Сейчас он популярен по всему миру. Сразу же тогда, если мы уж перешли к компактным инструментам…

С. БУНТМАН - А мы ещё не перешли?

П. БУНТМАН - А мы ещё не перешли к компактным инструментам.

С. БУНТМАН - Потому что мы сейчас перейдём к новостям, потом перейдём к компактным инструментам.

П. БУНТМАН - Хорошо.

С. БУНТМАН - И про них расскажем. Паша Бунтман, Сергей Бунтман. Мы в «Открывашке» мы рассказываем о всевозможных диковинных музыкальных инструментах. А чтобы вы не бездельничали, я попрошу вас назвать… в России есть много национальных парков… природные заповедники и так далее есть. Один из них находится просто в городе. В городе-миллионнике. Назовите мне город, и он называется… м… чья-то Гавань. Гавань чья-то. Чья это Гавань и в каком городе он находится? И потом пришлёте СМСки и позвоните 3633659 потом.

НОВОСТИ

С. БУНТМАН - Едем дальше. Инструментов осталось много у нас, а времени не так много.

П. БУНТМАН - Ага. Будем быстро показывать.

С. БУНТМАН - Я сейчас приму правильный ответ. Мы уже… я говорю Светлане Ростовцев, что 292-ю СМС-ку, Надя 6 лет, которая хочет про фей книгу, мы её пришлем, потому что она правильно ответила, где такой в городе и в каком городе и какая такая Гавань… есть действительно просто заповедник в городе самом… ну у нас тоже Лосиный остров вроде… а вот Гавань в городе-миллионнике причём. 3633659. Сейчас нам ответят, и мы будем дальше инструменты всевозможные смотреть и слушать. Алло, доброе утро. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло, здрасти.

С. БУНТМАН - Да, привет, как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Полина. Мне 10 лет.

С. БУНТМАН - Полина, ну и где, что, какая гавань у нас есть?

СЛУШАТЕЛЬ - Советская Гавань.

С. БУНТМАН - Нет, это не то, не то, прости меня, Полиночка, это немножко не то. Я понимаю, что ты старалась, но это не то. Есть какая-то Гавань в каком-то городе, и название этой гавани, как многие у нас ребята написали, может быть,с родителями, в данном случае это совершенно неважно, написали… оно говорит о том, что это за, в общем-то, что это природный заповедник-то. Алло, доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло.

С. БУНТМАН - Алло, да.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте.

С. БУНТМАН - Да.

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Аня. Это Птичья Гавань.

С. БУНТМАН - Аня, сколько тебе лет?

СЛУШАТЕЛЬ - 10.

С. БУНТМАН - 10. И где ты нас слушаешь, Аня?

СЛУШАТЕЛЬ - На даче.

С. БУНТМАН - На даче, хорошо. Правильный ответ разведчика. Вот, правильный ответ – дома и на даче. Хорошо. Анечка, какую книжку хочешь?

СЛУШАТЕЛЬ - А какие есть?

С. БУНТМАН - Значит, у меня есть ещё «В стране фей и эльфов» книжки. Есть про всевозможные похождения Вани Житнова, такая приключенческая книжка, целых два тома у нас. И по-моему, ещё осталась энциклопедия «Один дома» домашняя.

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, давайте третье.

С. БУНТМАН - Третье, энциклопедию. Давайте третье. Даём вам третье.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо.

С. БУНТМАН - Хорошо. Анечка, а ты играешь на каком-нибудь музыкальном инструменте?

СЛУШАТЕЛЬ - На пианино учусь.

С. БУНТМАН - Ты учишься на пианино. Хорошо учишься?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, да.

С. БУНТМАН - Да. Ну хорошо. Ладно. Аня, счастливо, спасибо тебе большое.

СЛУШАТЕЛЬ - До свидания.

С. БУНТМАН - Счастливо, до свидания. Ну, здесь нам достаточно серьёзно говорят, что учиться на гитаре нужно много лет. Испанский гитарист Андрес Сеговия учился всю жизнь. Вообще, Александр из Саратова, учиться всему нужно всю жизнь.

П. БУНТМАН - Конечно.

С. БУНТМАН - Да, если ты остановишься в какой-то учёбе, то всё, до свидания. Но при этом если вы хотели, Александр из Саратова, деда Серёжу этим обескуражить и отговорить его учиться играть на гитаре в 57 лет, то вы не правы, потому что Сеговией и кем-нибудь ещё из великих музыкантов трудно стать… и не обязательно…

П. БУНТМАН - Можно стать другим великим музыкантом.

С. БУНТМАН - Можно стать просто другим.

П. БУНТМАН - А, во-вторых, можно… просто всё зависит от цели, которую вы перед собой ставите. Вы можете поставить себе целью научиться играть «Полёт шмеля» за 7 секунд, вы можете поставить себе цель разучить все классические произведения Пако де Лусия и исполнять их так же как он. А можете себе поставить целью просто понять музыкальный инструмент и научиться делать что-то своё на нем. И в зависимости от этих…

С. БУНТМАН - Или подыгрывать себе, если поёте.

П. БУНТМАН - И вам требуется разное количество времени, чтобы овладеть инструментом в зависимости от ваших целей. Нет предела совершенству. Можно совершенствоваться в гитаре всю жизнь. Действительно, это так.

С. БУНТМАН - Да в чём угодно.

П. БУНТМАН - Но просто всё зависит от ваших потребностей.

С. БУНТМАН - Что вам хочется.

П. БУНТМАН - Да.

С. БУНТМАН - Но самое главное – не выдавать одно за другое, там, «я знаю три аккорда, я великий гитарист!».

П. БУНТМАН - Да.

С. БУНТМАН - Вот это глупость, ребята. А учиться, научиться немножко играть, множко играть, так играть, сяк играть – это и в любом возрасте можно, и полезно. Едем дальше, Паша, потому что у нас остаётся… надо, ну, у нас ещё «Ну и денёк», и мы его должны будем обязательно включить в 10 часов 55 минут.

П. БУНТМАН - Хорошо. У нас полно времени на самом деле.

С. БУНТМАН - Полно. Итак, представляем следующий музыкальный инструмент.

П. БУНТМАН - Переплываем в Южную Америку…

С. БУНТМАН - А мы уже приплываем? А где наша консервная банка?

П. БУНТМАН - Консервная банка – это потом будет целый блок такой небольшой американских народных музыкальных инструментов. А сейчас я хочу, собственно, показать хит.

С. БУНТМАН - Та-та-там!

П. БУНТМАН - Это чаранго, это боливийская десятиструнная гитара.

С. БУНТМАН - Показываем тем, кто видит в «Сетевизоре».

П. БУНТМАН - Да, вот она. Она очень маленькая. То есть она сравнима с окулеле по размеру, вот, я показываю в камеру.

С. БУНТМАН - Чуть-чуть более продолговатая такая. Она обязательно такая должна быть более плавная, чем обычная гитара?

П. БУНТМАН - Сейчас делают самые разные, то есть есть гитарные формы, есть… вот это классическая форма чаранго. Дело в том, что особенность этого инструмента состоит в том, что и гриф, и корпус сделаны из одного куска дерева, то есть она фактически выдалбливается из одного бруска, в данном случае – местного палисандра, который называется хакаранда. Якаранда, жакаранда, хакаранда… Ну, как придётся. Здесь просто дека верхняя и, соответственно, пять сдвоенных струн. То есть это не 10 отдельных струн…

С. БУНТМАН - Конечно.

П. БУНТМАН - А 5 сдвоенных. Почти как укулеле, если забыть про первую струну, то она строит так же как укулеле, то есть ля ми до соль.

С. БУНТМАН - Угу.

П. БУНТМАН - А первая струна – это ещё одна ми. То есть ми ля ми до соль. И, ну, просто покажу, как она звучит. Для своего размера она очень громкая. Интересная очень история чаранго. Потому что изначально как я с ней познакомился? Я увидел какой-то диковинный инструмент, корпус которого был сделан из броненосца.

С. БУНТМАН - Ну это живодёрство.

П. БУНТМАН - Ну, вообще-то броненосцев едят в Боливии. Боливия – родина этого инструмента, сразу скажу. Там Чили претендует на это, там ещё несколько государств, но на самом деле Боливия. Город Потоси считается официальной родиной чаранго. Там даже памятник стоит.

С. БУНТМАН - Потоси – родина чаранго.

П. БУНТМАН - Да, Потоси – родина чаранго. И корпус был сделан из броненосца. Там едят броненосцев, то есть мясо всё используют в суп, я нашёл рецепты некоторые для приготовления броненосца, а корпус, да, сам панцирь, используют в качестве основы для музыкального инструмента.

С. БУНТМАН - Ну ты же говорил, что из одного куска дерева…

П. БУНТМАН - Вот, из одного куска дерева сейчас делают профессиональные инструменты. Туристические какие-то варианты и просто исторически они делают из броненосцев. Существует несколько легенд о возникновении чаранго. Первая – это…. Вообще, на самом деле хочу заметить, что не было струнных инструментов в Южной Америке до появления конкистадоров, вообще не было. Были только духовые и перкуссия, да, ударные инструменты. Соответственно, испанцы что привезли? Они привезли лютню, они привезли виуэлу, это такие бабушки гитары.

С. БУНТМАН - Это виуэлы целые существуют, вот такой пласт музыки в Испании. Это 16 век, 17 век…

П. БУНТМАН - Да, да. Из смеси этих инструментов плюс… приплюсовываем броненосца, и получается такой инструмент, как чаранго. Они такие маленькие были сделаны, потому что… ну, есть версия, что конкистадоры запрещали местному населению играть на струнных инструментах.

С. БУНТМАН - Это везде такая легенда.

П. БУНТМАН - Да, и везде такая легенда есть.

С. БУНТМАН - Европейцы везде всем всё запрещали, и из этого получилось много чего.

П. БУНТМАН - И поэтому её сделать маленькой, чтобы можно было прятать под пончо, потому что всё равно очень хотелось играть.

С. БУНТМАН - Ну выпирает же, как тут прятать.

П. БУНТМАН - Нет никаких препятствий, чтобы чуть-чуть играть на музыкальном инструменте.

С. БУНТМАН - А вы говорите – ой, долго, сложно. Там запрещали! Я не буду вам рассказывать, что делали, если обнаруживали… не надо Лойолу, там масса… они-то наоборот, ученики Игнатия Лойолы, они индейцев научили делать скрипки на границе Парагвая, Бразилии… там была фабрика.

П. БУНТМАН - Сразу скажу, что латиноамериканские скрипки не пользуются особой популярностью среди скрипачей.

С. БУНТМАН - Хорошо.

П. БУНТМАН - А чаранго – это их специализация. И вторая версия состоит в том, что просто им не давали чертежи гитары, не рассказывали, как делать. Ну они сделали что-то наподобие, как они видели струнный инструмент.

С. БУНТМАН - А из чего струны были? Из жил?

П. БУНТМАН - Струны жильные, конечно, ну, как и на всех струнных инструментах до изобретения нейлоновых струн. Возможно, я ошибаюсь, возможно, был какой-то промежуточный вариант, вот, но было примерно так. В общем, на мой взгляд, это изумительный инструмент со своей какой-то историей, культурой, и забавно, что многие используют его в современной музыке, то есть, например, мне недавно прислали ролик, где Шакира, такая колумбийская которая певица, она исполняет перепевку на песню Metallica’и “Nothing else matters” под аккомпанемент чаранго. Так что, как видите, есть просторы для творчества.

С. БУНТМАН - Слушай, а вот эти все ребята, которые играли в героические времена, там, сочувствие Чили…

П. БУНТМАН - Это как раз, да, тоже чаранго.

С. БУНТМАН - Когда по всему миру несчастные чилийцы, которые скитались, они по всему миру играли во всех углах на разных инструментах.

П. БУНТМАН - Да. Иногда даже в Мексике используют… трио Марьячи, которое состоит из большого толстого человека с гитароном, гитарон – это гигантская гитара, может быть, видели, да…

С. БУНТМАН - Величиной с асьенду…

П. БУНТМАН - Из гитарона, мексиканской виуэлы, тоже такой пузатенькой гитары, и чаранго. То есть в Мексике тоже начали её использовать.

С. БУНТМАН - Слушай, они её как-то держат интересно… Высоко очень держат.

П. БУНТМАН - Либо просто её прижимают предплечьем к себе, либо используют всё-таки ремешок, вот, ну, удобно её, конечно, держать на самом деле как балалайку, просто скрестив ноги и в них уперев инструмент.

С. БУНТМАН - Сразу хочется петь что-нибудь типа «Чили уна роса такиеро».

П. БУНТМАН - Да, примерно, да. Очень забавно, что любая, пусть даже джазовая мелодия, на ней превращается в народную боливийскую. Но на самом деле существует много различных способов игры на ней – и медиаторная техника, и пальцевая, из неё можно выжать, конечно, огромное количество звуков разных и применить их, опять же, для какой-то разной музыки.

С. БУНТМАН - Хорошо. У нас за 7 минут мы должны успеть показать удивительные приспособления.

П. БУНТМАН - Да.

С. БУНТМАН - Сейчас покажем вам и расскажем тем, кто не видит. Кто только включил «Сетевизор», не будем мы сейчас, не сможем мы снова из рюкзака собрать и разобрать гитару.

П. БУНТМАН - А.

С. БУНТМАН - Посмотрите, когда запись будет. Конечно, запись будет. Покажу вот эту вот замечательную штуковину.

П. БУНТМАН - Да, вот, замечательный инструмент, который свидетельствует о том, что…

С. БУНТМАН - Это доска.

П. БУНТМАН - Есть палка два струна, а это прототип. Палка-струна. Ну и банка. Значит, инструмент состоит из доски, в которую вбит колок.

С. БУНТМАН - Один.

П. БУНТМАН - Да, один колок.

С. БУНТМАН - Одна струна – один колок.

П. БУНТМАН - На этот один колок натянута струна одна, опять же.

С. БУНТМАН - А какая струна? Это какая-то шестая…

П. БУНТМАН - Да, это толстая шестая струна. Настраивайте её в ноту в такую, в какую захотите.

С. БУНТМАН - Чтоб натянулась, самое главное…

П. БУНТМАН - Да, главное, чтобы она была натянута. И струна проходит через такой деревянный порожек. Деревянный порожек стоит на банке…

С. БУНТМАН - Приподними и чуть-чуть поверни к нам банку. Банка в данном случае из сайры.

П. БУНТМАН - Ну, сайра. На самом деле неважно.

С. БУНТМАН - Сайры внутри нет. Сайра внутри не нужна.

П. БУНТМАН - Лучше всего подходит банка из-под ветчины, которая открывается ключиком.

С. БУНТМАН - Это такая почти треугольная?

П. БУНТМАН - Да, треугольная ветчина, вот, это лучший резонатор для этого инструмента. Инструмент называется «дидлибо». Был такой блюзмен Бо Дидли, который назван был в честь этого инструмента, собственно, не наоборот. А сам инструмент – это, не знаю, как «хучи кучи» это как выражение… это диалект южных штатов, это непереводимая игра слов. Хотя «хучи кучи» - это перекати-поле. Сейчас покажу, как играть.

С. БУНТМАН - Да. Павел Сергеевич пошли за приспособлениями.

П. БУНТМАН - Приспособление специальное – оно тоже, конечно, не отличается какой-то сложностью. Это просто разрезанная металлическая трубка, которая называется слайд или слайдер. И что нужно делать? Вот этим слайдом вы просто буквально прикасаетесь к струне.

С. БУНТМАН - Это левая рука.

П. БУНТМАН - Да, левая рука. Достаёте медиатор, немножко прижимаете его, чтобы он просто не юлозил, вот. Вот обычный звук. Вот. Вот такой вот инструмент.

С. БУНТМАН - Удивительная нечеловеческая музыка, я бы сказал.

П. БУНТМАН - Да, и на самом деле есть такой исполнитель Seasick Steve, Стив, болеющий морской болезнью, да?

С. БУНТМАН - Да. Seasick. Ой, это замечательный человек!

П. БУНТМАН - Да, и он играет на дидлибо, и он подключен просто к комбо-усилителю с таким жестоким…

С. БУНТМАН - Найдите этого чудесного совершенно человека, найдите на Youtube’е, если хотите, ребят, помогут родители.

П. БУНТМАН - Американский бродяга, который очень классно играет совершенно на всём.

С. БУНТМАН - Это человек, который любовь к жизни…

П. БУНТМАН - Использует чемодан в качестве перкуссий. Итак, у нас 3 минуты. Я буквально покажу банджо, ещё один знаменитый американский инструмент. Опять же, есть легенда о том, что…

С. БУНТМАН - Запрещали играть на ударных инструментах.

П. БУНТМАН - В данном случае уже ударные инструменты.

С. БУНТМАН - Сейчас я вам всё скажу. Всё поймёте. Чтобы рабы не передавали друг другу зашифрованные послания тамтамами.

П. БУНТМАН - Да, и чтобы не поднимали мёртвых. И, соответственно, просто к барабану приделали струны.

С. БУНТМАН - Я уже всё передал.

П. БУНТМАН - На самом деле, очень забавно. В Америке сложилась традиция в первой половине XX века, что банджо – это инструмент белых. Негр, играющий на банджо – это просто был нонсенс фактически. Но, вот… Вот. Они… банджо бывают разные, опять же. Есть тенор-банджо, в данном случае это блю-граз банджо называется. Оно пятиструнное. Тут пятая струна маленькая, вот, просто…

С. БУНТМАН - На самом деле примитивно – это барабан с грифами.

П. БУНТМАН - Да, да, барабан с грифами, струнами. И быстро…

С. БУНТМАН - Чуть-чуть побренчи чуть-чуть, чуть-чуть.

П. БУНТМАН - Дело в том, что я не умею играть на банджо.

С. БУНТМАН - А, всё. Снимается вопрос.

П. БУНТМАН - Это на самом деле не просто так, потому что у банджо принципиально другой строй, там другая пальцевая техника, и ей… банджо овладевать очень сложно. Ну, опять же, всё зависит от желания, как мы и говорили.

С. БУНТМАН - Потому что есть много людей, которые прекрасно владеют банджо, потому что они этого хотят.

П. БУНТМАН - Ну, вот инструмент, на котором играть просто. У нас осталась буквально одна минута. Это называется дульцимер, аппалачский дульцимер, он настроен в открытый строй, опять же, но в нём лады расположены не на полтона, не через полтона каждый…

С. БУНТМАН - Это такая большая, как лодка с грифом почти что…

П. БУНТМАН - Да, и кладётся он горизонтально на стол.

С. БУНТМАН - Как гусли.

П. БУНТМАН - Да. И здесь лады расположены в гамме. То есть вы не выбьетесь из строя. Пожалуйста, вот. То есть всё очень просто.

С. БУНТМАН - Хорошо.

П. БУНТМАН - Играйте на музыкальных инструментах и…

С. БУНТМАН - Учитесь, придумывайте, делайте.

П. БУНТМАН - Это очень здорово. Это интересно. И, не знаю, это делает жизнь какой-то более приятной.

С. БУНТМАН - Чем она есть без них. Павел Бунтман, Сергей Бунтман, это была «Открывашка», всего всем доброго, до следующего воскресенья.