Купить мерч «Эха»:

Что такое планетарий? - Михаил Шевченко - Открывашка - 2011-06-12

12.06.2011
Что такое планетарий? - Михаил Шевченко - Открывашка - 2011-06-12 Скачать

С.БУНТМАН: Доброе утро. Сейчас я не знаю, какие-то у нас... Сетевизор у нас работает, ведь, да? Вы видите нашего гостя сейчас, если смотрите, а меня не видите, потому что у нас камера берет что-то другое совершенно. Что ж мне делать? У меня тут скарб весь. Придется туда переселяться. Ладно, я переселюсь. Знаете, когда я переселюсь? Когда вы послушаете Веру сейчас. Вера расскажет про скотч, а я в это время переселюсь, посмотрю, как тут все видно. А я только хочу сказать, что у нас в гостях Михаил Шевченко. Добрый день.

М.ШЕВЧЕНКО: Добрый день.

С.БУНТМАН: И мы сегодня будем говорить о планетарии, что это такое. Но взрослые отвечали и дети, я голосование провел, все-таки, 94,5% были в планетарии.

М.ШЕВЧЕНКО: Это уникальный совершенно факт. Это среди москвичей или вообще?

С.БУНТМАН: Нет, нас много где слушают. Но, наверное... Ну, еще мы скажем, где еще есть планетарии в России.

М.ШЕВЧЕНКО: Да-да, поговорим.

С.БУНТМАН: Обязательно это скажем. Но, вот, это я рад. Потому что ребята здесь у нас гораздо позже родились, чем закрыли планетарий в Москве, в основном.

М.ШЕВЧЕНКО: Это правда. Целое поколение выросло без московского планетария.

С.БУНТМАН: Да, без московского планетария, что плохо. Хорошо. Сейчас я напоминаю про Сетевизор, что он есть, а вы как раз последите за моими перемещениями. А пока Вера нам расскажет про такую удивительную штуку как клейкая лента, которой мы все пользуемся и все время. Как она была изобретена и сделана.

В.БУНТМАН: Кто первым в мире изобрел липкую ленту под названием «Скотч»? Скотч придумал американец Ричард Дрю в далеком 1923 году. Этот человек работал в автомобильной мастерской, Ричард занимался покраской машин. При покраске составляло большого труда выводить четки и ровные линии, особенно трудно было красить, если машина красилась сразу в несколько цветов. Один то краски постоянно налезал на другой.

Ричард пытался решить эту проблему: он вырезал из бумаги полосы, склеивал их в одну длинную полосу, для липкости наклеивал небольшие кусочки лейкопластыря. Это был самый первый импровизированный и примитивный скотч. Бумага на лейкопластыре быстро намокала и съеживалась под краской.

Ричард пытался усовершенствовать свою идею – на это ушло 5 лет. На создание скотча в том виде, в котором мы привыкли видеть его теперь, ушел не один год и тонны испорченного целлофана, грунтовки, десятки литров растительного масла, глицерина, различного клея и так далее.

С помощью этих материалов Ричард Дрю пытался добиться того, чтобы лента не скручивалась и идеально склеивала. Клей на пленке не скатывался и не трескался, а сама лента не желтела и вообще была красивой и прозрачной.

В 1925 году Ричард Дрю принес на тестирование в автомастерскую липкую ленту шириной 5 сантиметров. Маляр решил использовать опытный образец. Но когда он начал наносить другой цвет, он заметил, что лента скукоживается. Мастер внимательно изучил ленту и понял, что клеится она только по краям, а в середине нет. Говорят, что Ричард не сделал ленту полностью липкой из соображений экономии. А так как в те времена о шотландской бережливости, а, точнее, скупости ходили легенды, то ленту назвали «Скотчем», то есть шотландской лентой.

8 сентября 1930 года опытный образец ленты был отправлен на тестирование клиентам в Чикаго. Первоначально скотч использовался для упаковки обертки для пищи. Однако, люди сами придумали множество других способов использования скотча.

В 1932 году Джон Борден придумал дополнить рулон скотча встроенным лезвием, что облегчил использование ленты. Скотчем все мы пользуемся и сегодня.

С.БУНТМАН: Ну вот, скотч для меня всегда был загадкой, как сделать так, чтобы он не прилипал к рукам, не переворачивался, если ты отматываешь длинную штуку и не сцеплялся сам с собой. Но мне сын мой, пока работал в библиотеке (он какое-то время работал), и он нашел из всех скотчей, которые сейчас продаются, замечательный совершенно. С одной стороны, он такой, чуть-чуть матовый кажется, а с другой стороны, он идеален для того, чтобы починить книжку. Просто вот такой блестящий скотч, им книжку плохо.

М.ШЕВЧЕНКО: Он потом отклеивается через какое-то время.

С.БУНТМАН: Да. А есть идеальный совершенно скотч, который практически невиден. Некоторые особо умные взрослые им заклеивали, когда был штрафной талон и когда ставили отметочку, вот ее потом можно было, послюнявить палец и стереть. Но кроме этих хитростей, вот, книжку идеально просто, когда разрывается чуть-чуть. Просто идеально лечить книжку. Так что есть такой скотч, он таким, вот, зеленым цветом отмечается. Но это к тому, что, вот, Вера рассказывала, поэтому еще маленький будет рассказик у Алеши Венедиктова после новостей в середине часа – он расскажет о елочных игрушках. Шарики зеркальные – это примерно то, с чем мы имеем и в астрономии очень много дела, и зеркала неплоские.

Так что ж такое планетарий? Вот, что же такое планетарий, Михаил?

М.ШЕВЧЕНКО: Планетарий – это одно понятие и 2 смысла. Прежде всего, планетарий – это аппарат, а уже по названию аппарата называется все здание, тоже планетарий называется. В центре звездного зала устанавливается вот этот аппарат, в самом простом виде это фонарь. Но это фонарь такой, волшебный можно его назвать, потому что он не просто дает свет, а он дает изображение звездного неба. Сейчас делаются самые простые планетарии – это глобус, где вместо звездочек – дырочки, а в центре стоит лампа. Мы можем купить с вами и дома поставить, и наслаждаться видом звездного неба дома, но с той лишь разницей, что это будет у нас не сфера, а, конечно, будут большие искажения.

С.БУНТМАН: Нет, на потолок если, например, проецировать, ну, это же будет, действительно, искажаться.

М.ШЕВЧЕНКО: Это будет большое искажение, да. Поэтому, конечно, наиболее интересен такой аппарат под сферическим куполом, который повторяет форму нашего звездного неба, видимую форму. И современные аппараты – это сложнейший проекционный оптико-механический прибор. Теперь в том аппарате, который установлен в московском планетарии, каждая звездочка – это тонкая оптико-волоконная нить, каждая звездочка выведена на отдельную нить. Это 9 тысяч нитей, 9 тысяч звезд и они полностью повторяют вид звездного неба. Это точечки. Ведь, мы же не можем... Даже в самый крупный телескоп звезды видны все равно точкой, потому что они так далеко располагаются, их невозможно увидеть, диаметры звезды.

С.БУНТМАН: Насколько я понимаю, так, профански, они просто становятся дальше друг от друга.

М.ШЕВЧЕНКО: Они становятся дальше друг от друга, они становятся ярче. Но точка все равно остается точкой. То есть это, вот, идеальная точка в геометрическом, физическом смысле слова (звезда), точечный источник света. Так вот, в аппарате планетарий, который оснащен оптико-волоконной системой, как раз воплощено в реалии то, что мы видим на небе настоящем.

С.БУНТМАН: А раньше что это было? Ведь, вот эта оптико-волоконная система – это, ведь, не так давно.

М.ШЕВЧЕНКО: Это совсем недавно. А раньше была лампа. Вот, например, в аппарате, который стоял раньше, там была огромная вот такая лампа. Сейчас она в музее стоит. И все это через одну лампу выводилось через систему фильтров с дырочками, которые повторяли вид звездного неба.

С.БУНТМАН: Еще всегда представлялось, что этот аппарат планетарий – это такая гантель почти, которая в разных плоскостях вращается.

М.ШЕВЧЕНКО: Да-да-да. Ну, гантель, потому что 2 полушария, и каждое звездное полушарие выносилось на одну из консолей этой гантели. Это чистый конструктив и можно сделать по-другому. Но чем еще?.. Я продолжаю отвечать на ваш вопрос.

Прежде всего, конечно, это идеальный вид звездного неба, без помех. Нам не мешают облака, нам не мешает городская подсветка. Помимо того аппарат планетарий можно назвать еще машиной пространства и времени. Потому что мы не только можем посмотреть звездное небо, каким мы видим его сегодня, мы можем его увидеть, каким оно представляется нам в любой день года в течение нескольких минут. Мы можем попутешествовать по поверхности земли, каким небо сегодня или в любой день года видно на экваторе, в Антарктиде, на Северном Полюсе. А вид же очень разный.

С.БУНТМАН: Конечно.

М.ШЕВЧЕНКО: Абсолютно разный. Так что вот аппарат дает возможность поманипулировать звездным небом так, как нам захочется. Кроме того, аппарат демонстрирует нам солнце, луну и планеты. Причем, опять же, тоже не только как они сегодня видны на небе, но мы можем открутить и на 2 тысячи лет и посмотреть, каким видел звездное небо и планеты на фоне них Клавдий Птолемей.

С.БУНТМАН: Тот самый, да.

М.ШЕВЧЕНКО: Или Коперник Николай.

С.БУНТМАН: Да. Который, все-таки, как-то так, высчитал и догадался, что немножко по-другому все устроено и что вокруг солнца-то планеты вращаются в нашей...

М.ШЕВЧЕНКО: Ну, на основе той книги, которую он написал, 1,5 тысячи лет вся астрономия строилась, действительно.

С.БУНТМАН: Да. Хотя, ведь, это так не очевидно.

М.ШЕВЧЕНКО: Абсолютно. Кроме того, и еще что дает нам возможность планетарий увидеть, это редкие астрономические явления. Например, в Москве солнечное затмение ближайшее будет больше, чем через 100 лет, полное затмение.

С.БУНТМАН: А там можно его смоделировать, да?

М.ШЕВЧЕНКО: Мы его видим, да. Мы можем посмотреть солнечное затмение, лунное затмение, мы можем увидеть прекрасную комету. Мы можем увидеть такое редкое явление как звездный дождь. И все это в течение часа, можно увидеть и явления, ради которых нужно потратить 200-300 лет, чтобы все их собрать вместе.

С.БУНТМАН: Я помню, что московский планетарий, когда я был маленький, там были замечательные программы. Вот я помню, бабушка меня повела. Там показывали фильм, вот тот самый знаменитый фильм «Хождение за 3 моря» со Стриженовым про Афанасия Никитина. Но при этом фильм-то показывали, фильм как фильм, да?

М.ШЕВЧЕНКО: Да.

С.БУНТМАН: Но при этом показывали звездное небо вот тогда и, вот, в точках, куда попадал Афанасий Никитин.

М.ШЕВЧЕНКО: Да, совершенно верно.

С.БУНТМАН: Будь то в Индию, будь то там у себя дома, у нас в Центральной России.

М.ШЕВЧЕНКО: Все это можно посмотреть.

С.БУНТМАН: Это было, конечно, совершенно потрясающе.

М.ШЕВЧЕНКО: Вот, кстати, я обдумываю вот эти данные ваши, 94%. И, по-моему, они говорят о том, насколько интересен планетарий как некое зрелище. Потому что 94% - это люди, которые ходили в планетарий, стремились туда попасть.

С.БУНТМАН: Вот, хотя кажется, что в компьютере можно сделать, высчитать, быстро набрать в Google «Небо 1435 год», да? И все можно увидеть, все можно смоделировать. И зачем планетарий? Вот, это, все-таки, совсем другое.

М.ШЕВЧЕНКО: Вы знаете, абсолютно. Это же эффект присутствия. Здесь вы видите на плоском экране, там, 15-20 дюймов, да? А там это купол. Вот, например, в московском планетарии диаметр купола – 25 метров. Когда вы сидите в кресле, вы не ощущаете вот этого расстояния, вы видите, как будто бы это настоящее небо на бесконечном расстоянии от вас находится. Полный эффект присутствия.

С.БУНТМАН: Там нет ощущения, что у тебя какие-то сейчас существуют всевозможные кинотеатры в 3-х измерениях, iMax’ы и так далее. Но все равно. А здесь это над тобой. И, вот, когда мы видим купол планетария, который сейчас в Москве поднялся, ведь это же, если в разрезе, это у нас парабола получается почти что, да? Вот такая парабола получается, а в маленьком планетарии это полусфера такая. Но это, ведь, действительно, это такое ощущение, что это все над тобой.

М.ШЕВЧЕНКО: Да.

С.БУНТМАН: А можно, кстати, сделать совершенно спокойно декорации вообще любого города спроецировать, как это видно в городе Нью-Йорке, Москве, Петербурге.

М.ШЕВЧЕНКО: А, кстати, один из элементов проекционной системы – это еще панорамы. Там, как правило, панорамы есть еще в любом планетарии. Причем, это панорама может быть чего угодно – город, в котором находится, там, панорама Луны, Марса, других планет.

С.БУНТМАН: Да. То есть мы можем увидеть звездное небо, смоделировать с других планет?

М.ШЕВЧЕНКО: Дело в том, что расстояние между планетами – оно несравнимо с расстояниями до звезд. И если очень грубо говорить, то вид звездного неба на разных планетах солнечной системы, он ничем не отличается.

С.БУНТМАН: То есть с Марса мы видим то же?

М.ШЕВЧЕНКО: Абсолютно такое же небо. Только, вот, та точка, вокруг которой совершается движение сферы, вот, полярная звезда, будем говорить, она у каждой планеты своя. Потому что ось вращения каждой планеты – она направлена в свою точку. Поэтому там будет для привычного глаза на Земле, кто понимает, как небо вращается, будет непривычное вращение. А вид созвездия будет абсолютно такой же, на глаз не меняется.

С.БУНТМАН: Да. Я напоминаю, что у нас SMS работают прекраснейшим образом, +7 985 970-45-45. Тут очень смешное было – я про мышку расскажу. Потому что я перетаскивал мышку, тут: «Аха-ха, не умеют вот этим тачпедом пользоваться». Нет, понимаете, ребят, у меня достаточно компьютер далеко, я же буду вот так вот, мне будет неудобно и говорить даже. А здесь просто я далеко могу вывести эту мышку. Чем плохо? Это когда у меня на коленях где-нибудь в парке, где можно, я прекраснейшим образом этим пользуюсь. Хорошее изобретение тоже. Вот, кто-нибудь когда-нибудь из детей, я думаю, у нас в передаче расскажет, как и это изобрели.

Вот. В Питере планетарий есть и он открыт – вот, отвечали и из Питера.

М.ШЕВЧЕНКО: Большой планетарий там тоже.

С.БУНТМАН: А где большой планетарий в Петербурге? Я в Петербурге не был – где там большой планетарий? Ой, ребята из Петербурга, скажите адрес.

М.ШЕВЧЕНКО: Там, по-моему, была станция метро Горьковская, где-то там недалеко. Недалеко от Петропавловской крепости – я так скажу.

С.БУНТМАН: Вот, мы не будем. Мы как малопросвещенные москвичи не будем говорить.

М.ШЕВЧЕНКО: Я бывал в питерском планетарии, но это было еще в 80-е годы.

С.БУНТМАН: Не будем говорить вам ерунду. Пожалуйста, напомните нам адрес, и для наших слушателей из Петербурга это будет полезно, те, кто не помнит. А в Москве планетарий где и был, недалеко от зоопарка.

М.ШЕВЧЕНКО: Да, Садово-Кудринская, дом 5.

С.БУНТМАН: Садово-Кудринская, дом 5. С Садового кольца он виден, и сейчас зрелище, которое было много лет... Сколько уже лет оно было печальным?

М.ШЕВЧЕНКО: С 1994 года, 17 лет.

С.БУНТМАН: 17 лет, с 1994 года. Сейчас это уже зрелище не печальное, потому что туда можно пойти.

М.ШЕВЧЕНКО: Сейчас это зрелище совершенно потрясающее. Я думаю, что если не самый насыщенный планетарий, то один из самых по наполнению различными приборами, инструментами, различными наглядными интерактивными приспособлениями, аттракционами. Там же музей, вот этот Лунариум, который мы сказали интерактивный – там более 80 наглядных экспонатов, которые нужно трогать руками.

С.БУНТМАН: А, вот, например, что?

М.ШЕВЧЕНКО: Например, вот, стоит ряд весов. Мы можем подойти, встать на весы и посмотреть, какой у нас будет вес на Луне, на Юпитере, на Марсе. Пожалуйста. Вы можете взвеситься на любой планете. Причем, сила тяжести везде разная, на Луне она в 6 раз меньше. Человек, который весит 60 кг на земле, он там будет 10 весить. И он с удивлением увидит, что стрелка отклоняется только до 10 кг. Там же и перемещаться гораздо интересней и удобнее, потому что там любой прыжок – он в 6 раз больше, чем на Земле. Вот, американские астронавты – они же такими полупрыжками перемещались, потому что просто ходить по Луне неудобно оказалось.

С.БУНТМАН: Ну да. И в отличие от некоторых бдительных товарищей, мы, в общем-то, это помним и это было, американцы там были.

М.ШЕВЧЕНКО: Американцы были, это точно. Теперь там есть велосипед, на котором вы можете покататься по солнечной системе. Причем, впереди у вас стоит экран, и если вы направляете свое движение на какую-то планету, там, на Марс, например, то он вам сразу показывает, этот экран, с этой скоростью сколько вы дней, лет или десятилетий будете ехать до Марса на велосипеде. То есть можно покататься по солнечной системе.

Там есть такой тренажер, вы можете самостоятельно создать кратер на луне. Специальная там конструкция внизу, песочек такой. Вы бросаете туда метеорит своей собственной рукой и образуется лунный кратер. Не обязательно лунный, но, в общем, такой кратер, который есть на Луне, на других планетах солнечной системы. Своими руками вы создаете кратер – это незабываемое впечатление.

С.БУНТМАН: А как быть с воздухом, который у нас?

М.ШЕВЧЕНКО: Ну, здесь не имеет значение. Здесь важна скорость полета, поверхность. Здесь сейчас это не важно. И много-много таких. Можно там поуправлять марсоходом, там есть рука-манипулятор на Марсе, которой вы можете взять какой-то камень, посмотреть, что это такое. Это невероятно интересная вещь, куда надо сходить обязательно.

С.БУНТМАН: Вы знаете, ребята, это гораздо интереснее, по-моему, чем пытаться вот этим трехпалым ужасом выловить игрушку за определенное время. Нет, это гораздо интересней, мне кажется.

М.ШЕВЧЕНКО: Конечно-конечно. Потом там можно самостоятельно сконструировать инопланетянина. Там стоит такой тренажер, который в зависимости от параметров планеты, там, массы ее, размеров, наличия или отсутствия атмосферы, температурного режима, можно создать инопланетянина. Если там, допустим, холодно на планете, то он там обрастает шерстью, например. Если масса небольшая, то он вытягивается, большой будет как в «Аватаре». Помните, они там большие были?

С.БУНТМАН: Да-да-да.

М.ШЕВЧЕНКО: А почему большие-то? Вот, я как астроном вам скажу, почему. Потому что масса этой планеты меньше массы Земли, и поэтому они такие большие выросли. Если бы она была больше, они бы были такие маленькие, сильные.

С.БУНТМАН: Да. Нет, но в «Аватаре», конечно, нави – они еще там... Там еще фокусы с гравитацией всевозможные.

М.ШЕВЧЕНКО: Так вот они почему фокусы? Это зависит от массы планеты. Нет, ну там да, это другое уже. Нет-нет, там висячие горы – это уже отдельно, я это не комментирую, да.

С.БУНТМАН: Да. Мы всегда с дочкой проверяем нави по знакам, которые под мостом когда проезжают. Вот, всегда 4,5 – пройдет. 3,5 – немножко будет задевать. Кстати, это очень хороший фильм, если вообще, я бы сказал, с человеческой точки зрения. Совершенно замечательный фильм.

М.ШЕВЧЕНКО: Да.

С.БУНТМАН: А в моем детстве был советский фильм, который даже американцы считают, надо посмотреть всем любителям фантастики космической вообще. Был такой фильм всеми забытый под названием «Планета Бурь».

М.ШЕВЧЕНКО: Да, да-да-да.

С.БУНТМАН: 1960-й год.

М.ШЕВЧЕНКО: Да-да-да, это старый фильм был по Стругацким.

С.БУНТМАН: Это первый фильм, который я видел в жизни. «Планета Бурь». Нет, это Губарев, по-моему.

М.ШЕВЧЕНКО: Ну, а у Стругацких же есть роман «Планета Бурь» про Венеру. Это не по их произведению фильм был снят?

С.БУНТМАН: Это не Стругацкие, по-моему.

М.ШЕВЧЕНКО: Нет?

С.БУНТМАН: По-моему, это не Стругацкие – это кто-то другой. Я читал книжку через года 2 после того, как я посмотрел фильм. Это Венера, когда наши с американцами там высаживаются, и бедный робот Джон, который расплавляется, спасая всех остальных, расплавляется.

М.ШЕВЧЕНКО: Ну, кстати, станции Венера-то, наши которые садились, это тоже была участь Джона. Они, передавая панорамы, они там потом постепенно расплавлялись. Ну, плюс 500 градусов не каждый выдержит, конечно.

С.БУНТМАН: Ната спрашивает: «Почему купол сверху виден, он такой, в разрезе парабола, а не полусфера у московского планетария?»

М.ШЕВЧЕНКО: Вы знаете, это зависит от специфики самого аппарата. Вот, он так сделан, что у него картинка ложится на параболу. Просто более качественная интерпретация здесь. Когда самый простой аппарат, когда это глобус с лампой, нужна сфера. А этот аппарат – он более сложный.

С.БУНТМАН: Потому что там, конечно, есть маленький планетарий в Москве, как теперь называют с Новоекатерининской, куда мы из школы ходили, маленький такой вот. И он работает исправно, насколько я понимаю? Я с большой радостью узнал сейчас, что он работает.

М.ШЕВЧЕНКО: Он работает все эти годы, да-да-да.

С.БУНТМАН: «В Петербурге планетарий тоже у зоопарка», - пишет нам Вероника. «В Санкт-Петербурге – Александровский парк, дом 4». «Планетарий в ночь музеев, - пишут нам, - посетили 5500 человек».

М.ШЕВЧЕНКО: Потрясающе.

С.БУНТМАН: По-моему, здорово. «Между Балтийским домом мюзик-холла...» Ну, масса ориентиров. Прекрасно: «Дом 4, литера «А», - Петр нам пишет уже самый подробный адрес.

Так. «Была в планетарии в детстве, очень нравилось. Жду открытия показать семилетнему сыну», - Катя хочет.

М.ШЕВЧЕНКО: Да, прекрасно. Прекрасный возраст для того, чтобы начать ходить в планетарий.

С.БУНТМАН: Так. Здесь пишут, что в Томске все никак не закончат, а очень хочется. Вот, пишут из Томска нам.

М.ШЕВЧЕНКО: В Советском Союзе было около 60 планетариев. Когда он развалился, на территории РФ на сегодняшний день их осталось 30. Во-первых, за счет того, что некоторые ушли в республики, ставшие самостоятельными государствами.

С.БУНТМАН: Но там они сохраняются?

М.ШЕВЧЕНКО: Они, наверное, работают – точно не знаю. Во всяком случае. в каждой столице республики был планетарий обязательно. Что касается планетариев на территории России, то они еще, конечно, поназакрывались, потому что это была учесть многих учреждений культурных в 90-е годы. Планетарий – это дотационное учреждение. Перестали платить и, естественно, он закрывается. Тем более, что аппарат планетарий – это довольно сложный дорогостоящий прибор, который надо обслуживать, и на это тоже нужны деньги.

Но вместе с тем открываются новые планетарии. Вот, не так давно в Нижнем Новгороде открылся прекрасный планетарий. По-моему, в Ярославле открылся новый планетарий. Так что, что-то в этом направлении делается.

С.БУНТМАН: Елена пишет: «У нас в Перми замечательный планетарий. Лучше, чем в Питере. Приезжайте. 18 июня будем наблюдать затмение». О как.

М.ШЕВЧЕНКО: Ну, в планетарии можно наблюдать его каждый день.

С.БУНТМАН: Друзья мои, очень тяжело читать латиницей. Ладно, ничего – я когда-нибудь разберусь. Вот, Валера пишет, что «Планета Бурь» - это Александр Казанцев». Может быть, может быть. Да. Все подтверждают, что Казанцев, да. А фильм «Планета Бурь» снимался Клушанским. Спасибо большое за ваши сведения – я очень любил этот фильм. А мы с Михаилом Шевченко продолжим о планетарии и не только о нем, продолжим после новостей. Это ты мне дай, пожалуйста, это мы покажем, что это такое, и будем рассказывать, что это будет. Астрономический календарь, школьный, между прочим.

Так, все, прерываемся, потом продолжим.

НОВОСТИ

С.БУНТМАН: Сегодня открываем мы звездное небо, открываем астрономические явления через планетарий вместе с Михаилом Шевченко. Вот, простая вроде бы вещь, про фильм, Михаил, да? А 2 ошибки, которые в какой-то энциклопедии подчеркнул наш слушатель. Во-первых, не 1961-й, а 1960-й. Это очень важно, потому что он был выпущен и снят до первого полета в космос. И он был не черно-белый, а цветной. Вот, это уж вы меня, друзья, не обманете. Я смотрел его в кинотеатре с космическим названием «Уран» в Москве. Так что, знаете, первое не забывается никогда – ни первая книжка, ни первый фильм – никогда это не забывается.

В Казани планетарий до 1990 года был в Высоком Петропавловском соборе, сейчас – нет. Ну, вот, расположить, конечно, в церкви или где-нибудь в другом храме – это, в общем-то, большая подстава была, извините меня.

М.ШЕВЧЕНКО: А вы знаете, она была очень распространена. Вот, в Хабаровске, во Владимире, где я бывал, и во многих других городах, планетарии были в храмах, потому что купол – это очень дорогостоящее изделие. Построить новое здание планетария – это очень дорогое удовольствие. Естественно, шли по такому пути.

С.БУНТМАН: Ну, много поразительных вещей как, например, в том же Петербурге, как такая поразительная вещь, которая нам показывает очень многое об устройстве нашего мира как маятник Фуко. Замечательная, ведь, вещь.

М.ШЕВЧЕНКО: Да, в Исаакиевском. Самый большой в мире он был, 98 метров.

С.БУНТМАН: Да. Больше, чем знаменитый парижский.

М.ШЕВЧЕНКО: Да, 76 метров в Париже.

С.БУНТМАН: Да. Но понимаете, что-то другое надо делать. Знаменитый тоже в церкви тренировочный водолазный, вот этот был колодец знаменитый. Тоже, ведь, в церкви. Но это называется ссорить хорошее с отличным, ссорить одно с другим. Это любимое занятие. Но, вот, какие-то надо вещи придумывать, конечно.

М.ШЕВЧЕНКО: Вы знаете, вот, кстати, по поводу маятника Фуко я хотел бы пару слов сказать. Это удивительный совершенно по своей простоте и наглядности прибор, который всем показывает, что наша земля вращается. Мы это никак не можем ощущать, но мы это видим своими глазами, когда в течение нескольких минут наблюдаем за движением маятника Фуко.

С.БУНТМАН: Пока нам рассказывают, он собьет чурочку, которую поставят, да.

М.ШЕВЧЕНКО: Да. Вот такой, кстати, маятник сейчас есть в московском планетарии. Каждый, кто хочет убедиться в том, что он живет на планете, которая вращается вокруг своей оси, может сходить в планетарий и увидеть это своими глазами, в течение нескольких минут убедиться.

С.БУНТМАН: Да. А не то, что какие-то специальные люди или механизмы крутят нам небо вокруг нас или крутят солнце вокруг Земли.

М.ШЕВЧЕНКО: Да.

С.БУНТМАН: Вот, в Казани закрыли, мне говорили.

М.ШЕВЧЕНКО: Ну, поназакрывалось.

С.БУНТМАН: Вот здесь поразительную вещь нам рассказывает слушатель Геннадий: «В Адыгее, недалеко от Майкопа умелец создал планетарий у себя во дворе».

М.ШЕВЧЕНКО: Вы знаете, сейчас очень популярно, в Америке особенно. Сеть надувных планетариев. Это вот такой планетарий, о котором я в самом начале рассказывал. Шарик с дырочками и лампой, просто глобус с дырочками и лампой, который вывозится там куда угодно в школу, приезжают люди с надувным куполом, там, метров 6, его надувают как палатку, туда сажают класс, там человек 20-30, и дети имеют возможность, прямо не отходя от класса, от школы, посмотреть в небо. И таких планетариев уже тысячи.

С.БУНТМАН: Хорошо. Друзья мои, Михаил Шевченко, мы сейчас на 2 минуты прервемся для того, чтобы прослушать, как всегда, нашу обычную рубрику «Рассказ о вещах», а потом будет у меня несколько еще помимо планетария вопросов Михаилу Шевченко, потому что то, что вы задаете и об астрономии в школе. Мне кажется, что, знаете, чтобы школа нам давала или не давала, мы, конечно, будем, мне кажется, стоит думать о том, что должно быть в обязательных и в дополнительных, в необходимых предметах в школе. Но с другой стороны, мы сами, все-таки (ну, я понимаю, что я это могу сказать), мы сами с усами, но мы сами можем придумать, как нам и нашим детям компенсировать. Школа вообще на свете далеко не все дает. И той же астрономией мы можем каким-то образом заниматься, от самого простого уровня до самого сложного. А пока давайте посмотрим, все-таки, вглядимся, что такое елочные игрушки, Алеша Венедиктов нам расскажет.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Елочные украшения – это шары или фигурки животных, людей, предметов быта, которые наряжают новогоднюю елку. Помимо игрушек елку можно украсить сладостями, фруктами и орехами.

По некоторым сведениям первые елочные игрушки (стеклянные шары) появились в Саксонии в XVI веке. По другим источникам, первые стеклянные елочные шары были сделаны в 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии, потому что в этот год был неурожай яблок, а именно яблоками, в основном, украшали деревья. Но стеклодувы пришли на выручку традициям и выдули стеклянные шары. Позже появились сложные фигурки, птицы и виноградные гроздья.

На Руси первые елочные игрушки делали из тряпок, соломы и разноцветных ленточек. А уж позднее из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные мастерские. Стеклянные украшения появились позднее. Первое в России специализированное стеклянное елочное производство открыли под Клином в начале XIX века. Сейчас в Высоковске, недалеко от города Клин находится одно из крупнейших предприятий по изготовлению елочных украшений, ОАО «Елочка».

А вот интересные факты. Американка, проживающая в Москве, Ким Балашак собрала самую большую в мире коллекцию исключительно русских елочных игрушек. Коллекция насчитывает 2500 предметов, сделанные в период с конца XIX века до 1966 года. Эти ценные предметы, в основном, купленные на Измайловском блошином рынке.

На некоторых новогодних шарах нарисованы лица известных людей. Но теперь появилась техника, с помощью которой можно распечатать и свою фотографию на новогодних шарах.

С.БУНТМАН: Да. Это замечательно. Вот я всегда люблю рассказывать про семью моих друзей и знакомых очень хороших, которые с незапамятных времен, у них каждый год был новый шарик обязательно.

М.ШЕВЧЕНКО: Какая прелесть.

С.БУНТМАН: Будь там революция, война, что угодно. Но каждый год обязательно новый шарик, и там художники расписывали новый шарик каждый год. Это очень здорово, мне кажется. И каждый может себе придумать что-то такое. А безликие какие-то игрушки, все одинаковые или каждый год новые наборы, соответствующие моде, это, все-таки, не совсем правильно. Новый год и рождество – это как-то так вот... Елка – такая вещь, что хочется, чтобы она сохраняла все то, что было, там, у бабушки, у дедушки, у тебя, у родителей.

Вернемся мы к звездным небесам вместе с Михаилом Шевченко. Вот, кто видит в Сетевизоре, мы сейчас покажем, что бесперебойно, несмотря ни на что, в разных издательствах и сейчас выходит школьный астрономический календарь, вот, например, на 2011-12-й теперь учебный год. Очень полезный. Я его просмотрел и, вот, это очень полезно и здорово. Он раньше выходил. Сначала «Просвещение», потом другие издательства были, «Дрофа». Сейчас он все равно выходит, да?

М.ШЕВЧЕНКО: Да, вот спасибо планетарию, он подхватил это знамя, не дал ему упасть. Вот, на следующий учебный год выпущен календарь, который у вас в руках. На этот учебный год он вышел в прошлом году (это издательство «Дрофа» выпускало). Но, к сожалению, уже несколько лет астрономии как отдельного предмета в школе уже нет, она рассыпана по физике, 7-й, 8-й, 9-й класс, есть в географии, естествознании, но как единый предмет она утрачена. И поэтому, в общем, «Дрофа» посчитала невозможным выпускать этот календарь.

С.БУНТМАН: Ну, у нее нет оснований просто каких-то формальных.

М.ШЕВЧЕНКО: Видимо, нет оснований, да. И теперь московский планетарий будет выпускать этот календарь.

С.БУНТМАН: Знаете что? Во-первых, там будет, насколько я понимаю, в планетарии будет магазин.

М.ШЕВЧЕНКО: Да, это, кстати, единственное место пока, где он будет продаваться.

С.БУНТМАН: Да. Ну, мы как-нибудь попытаемся. У нас будут в другой передаче еще планетарии присутствовать, ближе к новому учебному году. У нас и в «Музейных палатах», я так думаю, обязательно будет о планетарии как таковом, уже там с расписаниями, с рассказом, что там можно, какие будут там представлены различные специальные события как в плохих переводах говорят. И что там можно будет увидеть, и когда, и как.

Я бы хотел сейчас у Михаила Шевченко вот что спросить, друзья. Совершенно не идеальная была программа, как мне казалось, по астрономии в 10-м классе. Вот, в какие-то такие, наши времена. Была совершенно не идеальная, давала какое-то представление. У меня иногда было ощущение, что 10-й класс – это поздновато для астрономии. И как-то это немножко было... Мне кажется, что подхватить бы пик интереса ребят было бы очень здорово. А как это можно подхватить? Вот, чем заниматься? Чем родителям можно? Как детям? Что можно посоветовать? Как посмотреть на небо? Да-да, очень красиво, здорово, а, вот, на что обратить внимание, с чего начать, как продолжить? Увидеть планету или увидеть какие-то звезды, посмотреть, как это происходит?

М.ШЕВЧЕНКО: Конечно. В основе астрономии лежат, безусловно, наблюдения. Поэтому самое интересное, что нам астрономия дает, это вид звездного неба, планеты, звезд, туманностей и так далее, и так далее. Поэтому, безусловно, человек, который увлекается астрономией, он хочет смотреть на небо. Для этого существует так называемая народная обсерватория. Вот, например, в сегодняшнем московском планетарии, там будет 2 очень приличных телескопа. Один просто почти профессиональный, другой любительский. Они будут работать, поэтому можно приходить и смотреть.

Кто имеет такую возможность, покупает домашний такой, любительский телескоп. Сейчас эти телескопы просто волшебные. Буквально там ему можно сказать, на что навести.

С.БУНТМАН: Мечта! Вот, тогда бы, да?

М.ШЕВЧЕНКО: Да. Вот, хочу просто Марс - и он сам наводит и показывает, где находится Марс. В любительский телескоп можно увидеть очень много чего интересного.

Существуют астрономические кружки. Кстати, вот, история кружков в московском планетарии – она тоже очень большая. Еще в 30-е годы родились кружки. И, кстати, очень многие московские астрономы, в том числе академики и член-корры Академии наук российской – это выходцы из кружков московского планетария. Поэтому начинать можно самостоятельно с чтения книг и наблюдения неба хотя бы в бинокль. Ну и потом уже можно, если этот интерес более серьезный, ходить просто заниматься в кружки.

С.БУНТМАН: А, вот, мы почти ничего не знаем. Кстати говоря, у меня будет к вам один вопрос, потому что у меня еще здесь есть 8 энциклопедий, которые я бы хотел разыграть. Но, вот, с чего начать? На что посмотреть даже невооруженным взглядом, вот, как сориентироваться?

М.ШЕВЧЕНКО: Прежде всего надо смотреть, конечно, на Луну. Луна – это прекрасный объект почти для ежедневного наблюдения. Причем, если очень внимательно наблюдать за ней, мы увидим, что, во-первых, день ото дня вид ее меняется, это разные фазы Луны. Если очень внимательно наблюдать, то мы уже увидим, что этот диск – он тоже совершает небольшие видимые колебания, и поэтому можно увидеть какие-то области, которые не видны по краю на западном или восточном – это так называемые лунные либрации. Поэтому Луна – конечно, это первый объект, на который нужно смотреть.

Второе – это, безусловно, солнце, потому что солнечные пятна – это очень интересный объект.

С.БУНТМАН: А на солнце-то как смотреть?

М.ШЕВЧЕНКО: Это надо через очень темные фильтры обязательно.

С.БУНТМАН: Ну что, синий? Или какой?

М.ШЕВЧЕНКО: Ну, лучше нейтральный фильтр, очень темный. Вообще, раньше делали как? Коптили стекло. И, вот, закопченное стекло, через которое ничего не видно, вот его надо навести на солнце и тогда будет все замечательно.

С.БУНТМАН: Сначала, вот, добейтесь того, чтобы в быту не было ничего вообще видно.

М.ШЕВЧЕНКО: Да. Потому что есть такая астрономическая поговорка, что астроном может посмотреть на солнце только 2 раза в телескоп – сначала левым глазом, потом правым. Если не защищаться. Поэтому здесь, вот, нужны крайние предосторожности.

Ну и потом, конечно, планеты. Третий тип объектов – это планеты. Безусловно, очень интересно смотреть на Юпитер, потому что даже в бинокль мы уже видим то, что открыл Галилей, 4 спутника Юпитера.

С.БУНТМАН: В бинокль мы можем?

М.ШЕВЧЕНКО: Да, в бинокль можно. Это еще планетарский фольклор: «Посмотрел он на Юпитер и от счастья слезы вытер». Это про Галилея (все смеются), который увидел спутники Юпитера. И потом на Юпитере сразу же... Ну, в бинокль, наверное, не увидишь, но в самый простой школьный телескоп видна вот эта сложная система облаков, вытянутых вдоль экватора. Это потрясающее зрелище.

Следующее зрелище по своему потрясению – это кольца Сатурна. В простой телескоп видна эта роскошная система колец, опоясывающая планету. Можно наблюдать Марс в школьный телескоп. Я помню сам, как в 1973 году во время великого противостояния в 50-кратную трубу я полярные шапки Марса наблюдал.

С.БУНТМАН: Надо в скобках сказать, что такое великое противостояние.

М.ШЕВЧЕНКО: Прошу прощения, да. Раз в 15 лет Марс приближается на самое близкое расстояние к Земле, там где-то порядка 50-60 миллионов километров. По космическим масштабам это просто у нас во дворе происходит. Поэтому в этот момент у него наибольшие угловые размеры, его можно смотреть спокойно даже в школьный телескоп.

С.БУНТМАН: Здорово. Ребят, знаете, что сделайте, пожалуйста. Мне сейчас по телефону 363-36-59 ребята только позвоните и назовите одну планету и одну звезду. Вот сейчас одну планету, одну звезду. Очень все просто, потому что нам быстренько надо будет это сделать. Одну планету, одну звезду. 363-36-59. А мы с Михаилом Шевченко будем слушать, а он проверять. Может, вы такую звезду назовете, которую я не знаю, но, естественно, знает наш гость. 363-36-59, алло, доброе утро. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, Большая Медведица и Сатурн.

С.БУНТМАН: Большая Медведица – это созвездие. Извините, это знает даже такой малопросвещенный человек как я. Алло, доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте.

С.БУНТМАН: Алло, привет. Чуть-чуть погромче. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Алиса.

С.БУНТМАН: Алиса, ну скажи мне, пожалуйста, одну планету, одну звезду, назови мне, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Планета Юпитер, а звезда Солнце.

С.БУНТМАН: Звезда – Солнце.

М.ШЕВЧЕНКО: Засчитано.

С.БУНТМАН: В общем, логично. Засчитано. Алис, будет тебе школьная энциклопедия «Страны мира».

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.

С.БУНТМАН: Так, хорошо. Следующую планету и звезду. А сколько мы таких? 1 можем подарить?

М.ШЕВЧЕНКО: 3.

С.БУНТМАН: А, 3! У нас еще есть 3. О, мы Алисе обязательно школьный астрономический календарь. Еще 2 человека у нас могут быть. Ребята, мы успеем, у нас ставки повышаются. У нас дивные призы. Так, ну что ж, давайте попробуем планету и звезду. Уже теперь Юпитер и Солнце не предлагать.

М.ШЕВЧЕНКО: Точно.

С.БУНТМАН: Алло, доброе утро. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

С.БУНТМАН: Ну, это вы взрослый.

СЛУШАТЕЛЬ: Взрослый. Дети в лагере.

С.БУНТМАН: Так, да. Взрослый слишком. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Сейчас дочку позову.

С.БУНТМАН: Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Плутон и полярная звезда.

С.БУНТМАН: Хорошо. Вы все коллективно очень хорошо справились.

М.ШЕВЧЕНКО: Ну, вы знаете, если попридираться, то Плутон – уже не планета.

С.БУНТМАН: Плутон, бедный Плутон.

М.ШЕВЧЕНКО: Его разжаловали несколько лет назад. Но мы зачтем.

С.БУНТМАН: Зачтем, конечно. Мы не будем его так обижать. Как тебя зовут, сколько тебе лет?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне 4 годика и меня зовут Альбина.

С.БУНТМАН: Альбина, дорогая, я только с обязательством, и будут тебе взрослые, которые сейчас подсказывали тебе, и показывать, и заниматься, и показывать тебе звезды и показывать страны. Вот тебе энциклопедия и школьный астрономический календарь. Спасибо.

Плутон исключили. У меня всегда такая детская картина, Плутон, которому указывают на дверь и он так, понуро уходит. За что его исключили, вот, кстати говоря?

М.ШЕВЧЕНКО: Ну, это простая очень история. Когда его открыли в 1930 году, тогда еще не знали, какого он размера. Вообще, эта история об открытии Плутона, она еще идет с XIX века, потому что как-то предполагалось, что там должно быть занятое что-то.

С.БУНТМАН: Что-то там должно быть.

М.ШЕВЧЕНКО: Да. Но вот сейчас за эти 70 лет разобрались, 80 уже и выяснилось, что, на самом деле, Плутон – это не планета, а один из крупнейших объектов пояса малых планет, которые на том расстоянии вращаются. То есть его просто разжаловали.

С.БУНТМАН: Ему сказали: «Да у нас таких Плутонов...»

М.ШЕВЧЕНКО: Да, да! Там таких Плутонов тысячи и десятки. Ну, он-то, правда, самый большой. Вот такой пояс был открыт в свое время, 200 лет назад между Марсом и Юпитером. Открыли Цереру и считалось, что вот она, планета.

С.БУНТМАН: Вот, Церера у нас – самый большой астероид, а не планета.

М.ШЕВЧЕНКО: Да. Теперь его участь – это участь Цереры. Потому что там тогда сразу стали открывать и другие планеты, и сегодня их больше 100 тысяч. И, вот, открыли этот пояс Койпера, где тоже огромное количество таких тел вращается. Поэтому он сейчас занял подобающее ему место.

С.БУНТМАН: Ну, вот, подобающее. Вот, обидели. Он сначала... Не надо было открывать и обнадеживать, что это планета. А как жители Плутона? Но там нет жителей, я так думаю.

М.ШЕВЧЕНКО: Там вряд ли, да.

С.БУНТМАН: Там вряд ли. Вообще, есть... Все, у нас друзья мои, вот, вопрос «А вообще есть» - это будет первый вопрос, когда я в следующий какой-нибудь раз задам Михаилу Шевченко, когда он к нам придет. Копите свои вопросы об астрономии, занимайтесь, ребят, смотрите на небо, купите себе какой-нибудь недорогой прибор. Это упоительное занятие. Может быть, потом, даже если не получится профессионально, то по-человечески-то уж точно получится.

Спасибо, это была «Открывашка» с Михаилом Шевченко.

М.ШЕВЧЕНКО: Спасибо большое.

С.БУНТМАН: Сергей Бунтман вел, всего вам доброго, до свидания.

М.ШЕВЧЕНКО: До свидания.