Мечты о космосе - Виталий Бабенко - Открывашка - 2011-04-10
С.БУНТМАН: Уже 10 часов 6 минут, и я рад приветствовать Виталия Бабенко здесь. Здравствуйте, Виталий, добрый день.
В.БАБЕНКО: Здравствуйте. Доброе утро.
С.БУНТМАН: Вот, кто видит нас в Сетевизоре, вот мы в негативе, в контрасте, очень похожи. Разной масти, так скажем, ну, вот, по организации наших причесок и усов мы очень похожи.
В.БАБЕНКО: Это да.
С.БУНТМАН: И очков. Что меня радует. Такой, Black & White немножко такой получается. (все смеются) Ну вот. Мы сегодня решили в преддверии 12 апреля, я не перестаю повторять, что мне кажется, это величайший день.
В.БАБЕНКО: Абсолютно точно.
С.БУНТМАН: Вообще прекрасно, что мы знаем там день, час, минуту, мы знаем одного из величайших прорывов в жизни. Правда, Виталий? Ведь, мы можем сказать, там, какой-нибудь год, когда открывали Америку, открывали Антарктиду, и при этом мы можем сказать: «А вот еще существует мнение, что кто-то там, до Колумба были викинги, а индейцы вообще переходили по перешейку из Азии в Америку. А Антарктида, вот, была на таинственных картах, там была, где-нибудь еще». Мы можем сказать совершенно точно, что, все-таки, по-настоящему человек отправился в космос 12 апреля 1961 года.
В.БАБЕНКО: Вот, как открывали Антарктиду, не помню, а вот этот день помню прекрасно.
С.БУНТМАН: И я тоже помню, помню его прекрасно. Но нас слушают ребята, для которых, в общем-то, и открытие Антарктиды... Это всегда так бывает с тем, что случается до нашего рождения. Что открытие Антарктиды, что открытие Америки, что полет в космос – это какая-то история, то, что было до нас.
В.БАБЕНКО: Все, что было до нас, происходило одновременно. Есть такое, да? (смеется)
С.БУНТМАН: Да-да-да. Ну вот мы сегодня поговорим, как задолго, все-таки, увидев звезды, планеты, представляя себе по-разному, насколько это далеко, что там есть, как это, прикреплены ли они к своду или где-нибудь там плавают в чем-нибудь, эти Луна, звезды, планеты, человек хотел до них добраться, все-таки. Раз я их вижу, значит, когда-нибудь доберусь. Но мы об этом и поговорим, и подумаем, что бы у вас такое спросить. Скорее всего, будем так: рассказывать, а потом тут же спрашивать, насколько хорошо вы это услышали, дорогие друзья.
В.БАБЕНКО: Хорошо.
С.БУНТМАН: Мы будем так, по-учительски делать немножко. Потому что если просто так спросить, наверное, будет слишком сложно. Ну а пока, вот, я бы немножко остановился на слове «увидели». Потому что Алеша Венедиктов, меньшой который, один из наших постоянных авторов так же, как Вера, еще у нас и будут еще больше авторов, он разыскал, почитал и вам рассказал все, что узнал о подзорной трубе. Вот, мы сейчас Алешу послушаем о подзорной трубе, и потом пойдем дальше.
В.БАБЕНКО: Хорошо.
С.БУНТМАН: Дальше вместе с самой подзорной трубой и с героями.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Одними из первых, кто заметил увеличивающие способности сосуда, наполненного водой, были древние римляне. Именно они сделали такие важные открытия и узнали, что сосуд, наполненный водой, может не только обжечь под лучами солнца, но и разжечь огонь. Однако, вода в таком сосуде не закипала. Вода не закипала, потому что лучи солнца, попадающие на сосуд, не достигали 100 градусов Цельсия, под которыми закипает вода.
Мы знаем, что очки изобрели в XIV веке, но 400 лет назад, так, приблизительно очки начали изготавливать повсеместно. Об изобретении подзорной трубы было сложено множество легенд и преданий, и до сих пор этот вопрос вызывает бурные споры. Одна из таких легенд рассказывает об огромном зеркале, установленном на Александрийском маяке, с помощью которого становилось возможным наблюдать за кораблями, отплывающими из Греции. Если опираться на эту легенду, то можно предположить, что для наблюдения применялось большое вогнутое зеркало с линзой.
Впервые описания оптического прибора были зафиксированы англичанином Роджером Бэконом. Из таких трудов можно было понять, что этот англичанин очень увлекался оптикой и умел экспериментировать с выпуклыми линзами, а также он мог сочетать выпуклые линзы и зеркала.
Второе детальное описание подзорной трубы выдвинул в 1509 году Леонардо да Винчи, который был художником и изобретателем. Он изобрел очень много вещей. Леонардо да Винчи не только описал прибор, но и сделал рисунок двухлинзовой подзорной трубы. Но на этом великий мастер и изобретатель не остановился. Ко всему прочему он изобрел станки, предназначенные для шлифования линз и первым наглядно показал построение хода лучей в линзах.
Идея создания прибора, при помощи которого можно наблюдать за отдаленными предметами, очень заинтересовала Галилео Галилея, который вплотную занялся данным вопросом. И уже в 1609 году он создал подзорную трубу, которую применял для наблюдения на суше и на море. Галилео Галилей в то время начал наблюдать за небесными светилами и открыл очень важные вещи, такие как спутники Юпитера и темные пятна на солнце.
Галилей стал не только первооткрывателем подзорной трубы, но и смог продвинуться дальше, запустив ее в производство в 1624 году. Вскоре после этого он создал микроскоп. Тубы сначала были бумажные, и это было не очень удобно, потому что, в основном, линзы из них просто вылетали и разбивались. Но все же очень понравилась всем труба, даже несмотря на ее все неудобства. Галилео Галилей поставлял подзорные трубы в многие дворы. Это очень понравилось, потому что короли оценили это и многие известные люди.
С.БУНТМАН: Ну вот Алеша Венедиктов нам рассказал. «Открывашка», и в «Открывашке» мы с вами сейчас. Я задам такой вопрос. Вот вы сейчас прослушали про все это, задам вопрос, который относится и к истории всевозможных приборов, с помощью которых можно было приближать то, что далеко находится. Галилей открыл несколько спутников некоей планеты. Какой? Простой вопрос, но ответьте мне, пожалуйста. 363-36-59. Какой планеты несколько спутников открыл? 4, ведь, он открыл, да? 4 самые крупные.
В.БАБЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: Пожалуйста, 363-36-59. Алло, доброе утро. Алло?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, это Юпитер был.
С.БУНТМАН: Нет, дружище, вот, не надо... Вот, давайте мы сделаем так. Вот, кто уже отвечал, вот, немножечко дайте другим возможность. Вот, я телефон не узнал. Я сейчас нарочно перезадам этот вопрос, чтобы кто-нибудь смог на него ответить, кто еще не отвечал. Алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло?
С.БУНТМАН: Да?
СЛУШАТЕЛЬ: Юпитер.
С.БУНТМАН: А как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Даша.
С.БУНТМАН: Даша, очень хорошо. Это, действительно, был Юпитер. Сколько тебе лет, Даша?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне – 10.
С.БУНТМАН: 10. А скажи мне, пожалуйста, ты бы хотела попасть на какую-нибудь планету?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
С.БУНТМАН: На какую?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, на Венеру.
С.БУНТМАН: Там тяжело, но на Венеру можно, конечно. Хорошо, книжечку мы тебе дарим.
СЛУШАТЕЛЬ: Ой, а мне такую уже дарили.
С.БУНТМАН: А, дарили? Ну, значит, какую-нибудь другую мы тебе подарим, подберем.
СЛУШАТЕЛЬ: А можно для маленького братика?
С.БУНТМАН: А что для братика?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, вы говорили, там твердая есть, которую не порвать.
С.БУНТМАН: Есть, можно. Не порвать, не сломать. Хорошо. Ладно.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.
С.БУНТМАН: Хорошо. Спасибо, замечательно. Вот. Ну что же? Мы теперь поговорим. Вот, в литературе, в сказках, действительно, тоже очень многое есть. Вот, когда у нас впервые попадает литературный герой на другое, ну, скажем так, небесное тело?
В.БАБЕНКО: А, может быть, так поставим вопрос и начнем с того: а когда люди оторвались от Земли и ушли куда-то туда, в небеса, в космос?
С.БУНТМАН: Мысленно.
В.БАБЕНКО: Почему мысленно? Может быть, и не мысленно. Причем, речь может идти не только о литературных персонажах – с ними все как-то просто. А можно говорить о личностях легендарных или полулегендарных, или исторических, или полуисторических.
Например, был такой царь шумерский Этана, который на орле улетел в небеса. Это одно из первых зафиксированных в царском списке, между прочим, не в литературном произведении, путешествий человека в небо.
С.БУНТМАН: На орле?
В.БАБЕНКО: На орле. А на самом деле, это очень интересная деталь, что на орле, потому что очень долго, в течение, ну, прямо скажем, больше 2-х тысячелетий иных способов передвижения в небесах, будь то в атмосфере Земли или даже за атмосферой Земли, иных способов кроме как использование птичьих перьев или крыльев не было, не придумали. Масса героев мировой литературы и эпосов летали в небеса на птичьих крыльях, прежде всего, орлиных или ястребиных, или и на тех, и на других. Была такая смесь орлиных и ястребиных крыльев. Вот как раз у того писателя, у которого первый, наверное, действительно, полет человека на Луну. И этот писатель был... Ну, думаю, что этот вопрос нам, вряд ли, стоит задавать нашим слушателям, они, наверное, не ответят.
С.БУНТМАН: Наверное, не ответят – лучше им рассказать.
В.БАБЕНКО: Рассказать лучше. Это был такой греческий писатель Лукиан, замечательный.
С.БУНТМАН: Когда он жил?
В.БАБЕНКО: Это II век нашей эры, это 120-й год примерно его рождения. А прожил он достаточно долгую жизнь, жил практически весь вот этот II век нашей эры. Написал много чего интересного, он был замечательный сатирик, очень остроумный человек, наверное, веселый по жизни. Много путешествовал, кстати, сам. И, вот, у него есть произведение под названием «Икароменипп, или Заоблачный полет», в котором впервые упоминается о полете на Луну. Упоминается. То есть его герой, этот самый Икароменипп, он полетел на Луну, используя как раз крылья орла и ястреба, посидел на Луне, посмотрел оттуда на Землю и вернулся.
Ну, помимо этого там рассказано много чего другого. Но вот этот факт литературный, он, все-таки, первый. И среди историков и знатоков научной фантастики абсолютно есть точное соглашение о том, что первым в литературе автором, пославшим героя на Луну, был именно Лукиан.
С.БУНТМАН: Вот он первый. Не знаем день и час, но знаем, что он первый. А вот Лиза нам говорит: «А как же полет Икара?»
В.БАБЕНКО: Икар не выходил за пределы земной атмосферы. Наверное, так, да?
С.БУНТМАН: Да. Все-таки, по воздуху.
В.БАБЕНКО: Да, он по воздуху летал. Хотя, неизвестно, как представляли себе древние о распространении атмосферы, что там за пределами, какая она. Но тем не менее, Луна была, все-таки, где-то там за атмосферой.
С.БУНТМАН: Все-таки, Луна представлялась далеко.
В.БАБЕНКО: Ну, Луна – это одна из сфер небесных, все-таки, да? Поэтому туда попасть надо, оторвавшись от Земли серьезно. Икар – это великий, конечно же, путешественник или воздухоплаватель так же, как его отец Дедал, но, все-таки, это перемещение, скажем так, по воздуху в горизонтальном направлении, а не вертикальном.
С.БУНТМАН: Ну, и мы помним, Лиза, что, все-таки, этот полет был достаточно неудачный.
В.БАБЕНКО: Увы.
С.БУНТМАН: Да. Бывали и неудачные полеты и в реальности, но вот это был один из первых неудачных полетов, неудачных испытаний. Ну, у Лукиана это одна из деталей, да?
В.БАБЕНКО: В следующей книге, которая называется «Правдивые истории», там уже подробно описан полет на Луну, опять-таки, у Лукиана. Вот, его волновало это, его сильно это волновало.
С.БУНТМАН: А Луна была у него большая или маленькая?
В.БАБЕНКО: Вот, масштабов там нет.
С.БУНТМАН: Ходить по ней можно?
В.БАБЕНКО: Можно, можно.
С.БУНТМАН: А, значит, ходить можно, все-таки?
В.БАБЕНКО: Конечно. И там можно и жить, и дышать, там все можно, все нормально. Но, вот, его тревожило это, тревожили эти иные миры. Хотя, если говорить об иных мирах, то давайте вспомним тех мыслителей, которых мы, наверное, знаем, слышали (я имею в виду наших слушателей), которые впервые провозгласили о множественности миров за пределами земли и о множественности обитаемых миров. И, может быть, кто-то слышал и знает о том, что был такой ученый Демокрит греческий, он известен тем, что он изобрел атомы. То есть, вот, он слово «атом» придумал.
С.БУНТМАН: Да, это он сказал.
В.БАБЕНКО: Да, и сообразил, что мир состоит из крохотных частичек, которые соединяются друг с другом в самых разных комбинациях, и все многообразие мира этим объясняется. Так вот, Демокрит и его учитель, был такой тоже очень хороший древнегреческий философ Левкипп, вот они впервые, все-таки, высказали предположение, а, точнее, даже убежденность в том, что обитаемых миров множество. И вот эти атомы, которые соединяются на Земле в разных комбинациях, они и там где-то в пространстве тоже соединяются в разных комбинациях, образуют миры, которые, может быть, населены, может быть, животными, а, может быть, и разумными. И вот это все – это V век до нашей эры, удивительная история. Вот тогда уже люди думали не просто о звездах, смотря на небо по ночам, но думали еще и о том, что там где-то может быть жизнь и даже жизнь разумная.
С.БУНТМАН: Да. Ну, снова об этом задумались и так серьезно, и написали об иных мирах. И вот такой славный XVII век, в котором это пишут.
В.БАБЕНКО: Ох, замечательный XVII век, просто замечательный, один из потрясающих веков. Он и трагический, он и ударный в смысле прорывов в науке, в литературе, в искусствах. Это чудный век, конечно же, хотя начался он, в общем-то, неудачно, потому что именно в самом начале XVII века, а точнее в последний год XVI века был сожжен Джордано Бруно, который утверждал именно то же самое, что обитаемых миров множество. Но это был 1600 год, а мы говорим уже о XVII веке, который начался со следующего года.
С.БУНТМАН: Здесь у нас все спор об Икаре идет. Но Икар же! Вот, Маша пишет: «Он потому и упал, что он долетел почти до солнца».
В.БАБЕНКО: Ну, до солнца он, все-таки, не долетел – он поднялся достаточно высоко.
С.БУНТМАН: «Крылья обжег», - пишет нам здесь Маша.
В.БАБЕНКО: Он достаточно высоко поднялся.
С.БУНТМАН: «Подальше, чем на Луну», - говорит она.
В.БАБЕНКО: Ага. У нас пошел такой, астрономический спор.
С.БУНТМАН: Да, пошел спор.
В.БАБЕНКО: Будем сейчас измерять, сколько до Луны, сколько до Солнца. Кстати, интересно, Маша, вы представляете, сколько до Луны километров?
С.БУНТМАН: Маша представляет себе, я так думаю. Я так думаю, представляет Маша.
В.БАБЕНКО: Да? И сколько до Солнца представляет себе?
С.БУНТМАН: Да. Но, все-таки, она права, что до Луны-то ближе, чем до Солнца.
В.БАБЕНКО: До Луны ближе, конечно.
С.БУНТМАН: Ну, конечно.
В.БАБЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: Вот. Мы потом в какой-нибудь из наших передач, мы с вами подробно рассмотрим, как устроена наша солнечная система.
В.БАБЕНКО: Ой, с удовольствием.
С.БУНТМАН: Вот рассмотрим мы с вами, ребята. Сегодня у нас мало практического, потому что я мало кому... Я думаю, мы с Виталием Бабенко можем как-то практически рассказать. Хотя, рецепты давали, как долететь до Луны, если не пойти, там скажем, долгим и нормальным путем, долго учиться и, как-нибудь, в новый полет хотя бы до Марса, как у нас сейчас, записаться. Но, вот, разные мыслители предлагали всевозможное. Маш, может быть, вы и правы, тем более, что здесь вопрос о богах Древней Греции. Матвей спрашивает: «Разве они жили не в космосе?» Нет, все-таки, Олимп. Олимп – это гора, она не в космосе.
В.БАБЕНКО: Ну, тут возникает много интересных, конечно, вопросов. Мифология. С одной стороны, мифы. Миф об Икаре – это, конечно же, миф, его никто авторским образом не излагал, то есть это была легенда Древней Греции, одна из очень многих или миф. Мы же говорим о конкретных людях, которые писали в своих сочинениях и оставили эти сочинения, и они до нас дошли. Поэтому есть некая разница между произведениями литературы, реальной литературы и мифологии. Мифология – обширная, мифологии очень много. Можно вспомнить и индийскую мифологию – там тоже летали на колесницах, можно вспомнить и Шахнаме, например, где царь Кей Кавус, он тоже поднялся в небо, улетел. Дивы его совратили, и он туда улетел.
Так что таких, мифологических представлений много, и это не удивительно, потому что люди всегда смотрели в небо. И их привлекало это, это пространство загадочное, сияющее (звездами, я имею в виду). Но, вот, в литературе, все-таки, не кто-то написавший про Икара – такого не было, а, все-таки, Лукиан.
С.БУНТМАН: Вот давайте посмотрим. Но теперь наш чудесный XVII век. «Открывашка» приближается к XVII веку, и в XVII веке просто какой-то расцвет полетов на другие планеты.
В.БАБЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: И на Луну, и на Солнце. На Солнце! Без последствий.
В.БАБЕНКО: Какие тут последствия? Слетали и вернулись.
С.БУНТМАН: Да. Что там. Раз, два. Но у нас есть несколько главных вообще людей, которые этим занимались и прославились тем, все-таки.
В.БАБЕНКО: Ну, давайте мы вспомним о некоторых писателях, о которых, может быть, не все знают, не все слышали, но в свое время они были очень значительные и, может быть, даже не только в литературе они прославились. Например, был такой писатель английский, он же епископ, кстати, Френсис Годвин. Вот у него был роман под названием «Человек на Луне», который, кстати, считается первым научно-фантастическим произведением о полете человека на Луну. Священник написал научно-фантастическое произведение, где и объяснил как попал на Луну человек, и что он там делал, и это был роман реальный.
Правда, такие вещи, в общем-то, вот в этот период, первую половину XVII века, а роман-то вышел в 1638-м, они не очень поощрялись.
С.БУНТМАН: Ну да. В общем-то, священнику как-то это... Я бы сказал, рисковал.
В.БАБЕНКО: Да. Поэтому когда он написал его, он написал его в начале XVII века, в самом начале. Вообще, это удивительный прорыв и литературный, и научный. Он его не публиковал, и был опубликован этот роман только посмертно, спустя, там, 6 лет, по-моему, после.
С.БУНТМАН: Да еще под чужим именем.
В.БАБЕНКО: Да, и под псевдонимом, да. Как некий Доминик Гонсалес. Кстати, это имя и героя этого произведения. Вот, Гонсалес – он странный такой человек, у английского писателя испанец, который взял и полетел на Луну, используя некое странное устройство, тоже, кстати, крылатое – там нечто вроде махолета было у него.
С.БУНТМАН: Ну, мы, в общем, в истории поймем, почему так. Гораздо безопаснее писать про всякие такие вещи английскому священнику, написать, что это делал какой-нибудь испанец. Так что мы посмотрим в историю и поймем, что это правильно для англичанина было тогда. Ну, сейчас мы прервемся с вами, и если мне кто-нибудь напишет, а потом скажет, какой француз рассказывал о своих путешествиях на Луну и на Солнце, и описывал всевозможные устройства, вот вы, пожалуйста, мне напишите, нам с Виталием Бабенко, напишите +7 985 970-45-45, а потом я спрошу это и по телефону 363-36-59. А мы вам как раз к нему и перейдем, к этому знаменитому и замечательному французу.
НОВОСТИ
С.БУНТМАН: Открываем сегодня, открываем через литературу. Задолго до космических полетов открываем всевозможные полеты на Луну, на Солнце. Вот, я спрашивал, кто на Луну и на Солнце. Ребята поспешили сказать нам с Виталием Бабенко про Жюль Верна. Это не Жюль Верн.
В.БАБЕНКО: Поспешили, все-таки.
С.БУНТМАН: Поспешили. Жюль Верн не этим отличился. Там очень у него любопытные, конечно, есть предположения. И как всегда, Жюль Верн был, вот, совсем рядом с правдой. Но до Жюль Верна, вот, француз. Мне правильно ответили несколько ребят. Именно в том же самом XVII веке. Знаменитый француз, про него еще была написана пьеса и снят фильм, такая, романтическая история. Но он-то отличился немножко другим – он написал книгу о государствах и империях Луны, о государствах и империях Солнца. Как его звали? Есть правильные ответы, и те, кто прислал на SMS, получат, конечно, призыв и получат, прежде всего, книгу «Земля. Вид сверху» (у нас есть еще некоторое количество этих книг Виталия Бабенко как раз). А сейчас я послушаю телефон. Алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Это Виктор Гюго.
В.БАБЕНКО: Виктор Гюго – нет, нет. Это на 2 века, все-таки.
С.БУНТМАН: Алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Жюль Верн?
С.БУНТМАН: Нет-нет, неправильно вы говорите. Алло, доброе утро. Алло? Телефон работает.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Барон Мюнхгаузен летал на Луну.
С.БУНТМАН: Барон Мюнхгаузен – обязательно я дам тебе приз. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Рома.
С.БУНТМАН: Рома, я обязательно дам тебе приз, потому что ты прав, что барон Мюнхгаузен был на Луне, абсолютно ты прав. Я тебе подберу книжечку какую-нибудь. Сколько тебе лет, Ром, скажи?
СЛУШАТЕЛЬ: 9.
С.БУНТМАН: Ром, обязательно. Барон Мюнхгаузен – совершенно правильно ты говоришь, но это немножко другой человек. Ну ладно, мы сейчас можем много потерять. Смски у меня есть. Это был Сирано де Бержерак. Вот, и Юле тоже дадим какую-нибудь книжку, потому что Юля до того, как мы произнесли это имя, сказала.
В.БАБЕНКО: Замечательно.
С.БУНТМАН: Сирано де Бержерак. Действительно, и философ он, и дуэлянт.
В.БАБЕНКО: И воин, в конце концов. Да, сражался, получил ранение, удалился в свое поместье и после этого, задумавшись о небесах и прочитав много книг (он был человек образованный).
С.БУНТМАН: Да, и друг многих он был знаменитых философов тогдашних и мыслителей.
В.БАБЕНКО: Да. И стал писать сам, написал 2 книги, 2-я, правда, незаконченная. Но как, вот, интересно? Та же примерно история, что и с уже упомянутым Френсисом Годвином. Потому что «Государства и империи Луны», роман, первая часть дилогии «Иной свет», написанной Сирано де Бержераком, вышел тоже посмертно – при жизни не вышел. Все-таки, XVII век, 1-я половина. книга вышла в 1657 году, то есть уже начало 2-й половины.
Но, ведь, совсем недавно был суд над Галилеем, 1633 год, да? Инквизиция, в общем-то, работала и как-то все это пресекала. Поэтому опаска и была. И, вот, даже этот замечательный роман, в котором содержится удивительный прорыв мысли, удивительный, потому что именно у Сирано де Бержерака в его романе «Государства и империи Луны» человек поднимается в космос на ракетах. Причем, как он до этого догадался? Я имею в виду не сами ракеты. Ракеты были известны – да, шутихи, праздники, пускали фейерверки, это все было как-то привычно достаточно. Но как он догадался, что нужно несколько ступеней за 2,5 века до Циолковского? А у него 4 ступени, у него на платформе, на которой он поднимается в космос, у него выгорали сначала первые 6 ракет, от них запал работает, дальше следующий ряд ракет, следующий, потом 4-й и, наконец, все ракеты срабатывают, вся селитра (они на селитре работали) выгорает и герой думает, что сейчас он уже плюхнется на Землю и разобьется, но его, вот, сила того самого подъема (или ускорения, как бы сейчас сказали), она толкает его дальше и он продолжает лететь в пространстве и достигает Луны. Вот, на 4-ступенчатой ракете, 1-я половина XVII века. Фантастика полная.
С.БУНТМАН: Молодец.
В.БАБЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: Ну, сейчас мы будем немножко пробегать. Дело в том, что раз упомянули у нас барона Мюнхгаузена... Он у нас везде вообще бывал.
В.БАБЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: Он бывал везде, почему бы ему не побывать на Луне?
В.БАБЕНКО: Просто не мог не быть везде.
С.БУНТМАН: Да. Хотя, настоящий барон Мюнхгаузен, он был – удивились слушатели, маленькие слушатели у меня, что в Петербурге можно найти места барона Мюнхгаузена.
В.БАБЕНКО: Да, да. Конечно.
С.БУНТМАН: Барон Мюнхгаузен был и там. Что еще? Оказывается, у нас великий автор великого Робинзона Крузо у нас писал о путешествии.
В.БАБЕНКО: Да, вот такая история. Вообще, интересная вещь. Если посмотреть с этой точки зрения, с точки зрения полетов в космос, фантастического представления о мире или метода фантастического, то вряд ли найдется писатель, который бы не попробовал себя в этой области – вот у меня такое дерзкое заявление. Кого ни возьми, даже у Достоевского есть полет в иные миры.
С.БУНТМАН: Ну, Пушкин не летал.
В.БАБЕНКО: Пушкин не летал.
С.БУНТМАН: Вот! Он и в этом не такой как все остальные. (смеется)
В.БАБЕНКО: Ну, может быть, там вот история с Дантесом помешала.
С.БУНТМАН: Может быть, и слетал бы.
В.БАБЕНКО: Да, еще немножко и...
С.БУНТМАН: Хотя, друг Пушкина об этом писал.
В.БАБЕНКО: А друг Пушкина писал. И Пушкин читал это и, наверное, был в восторге, я так думаю. Но если говорить...
С.БУНТМАН: Друг Пушкина – Вильгельм Карлович Кюхельбекер имеется в виду.
В.БАБЕНКО: Да, да, Кюхельбекер. У Кюхельбекера была замечательная вещь, не назвать ее романом, это, скорее, небольшая повесть или большой рассказ, называется «Земля безглавцев», в которой герой улетает на Луну на воздушном шаре. Впервые в истории литературы воздушный шар использован для перемещения человека на Луну. Часто считается, что это совершил Эдгар По в своем замечательном произведение «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» (а там тоже на воздушном шаре человек улетает на Луну). Так вот, Кюхельбекер был раньше, он был первым. Друг Пушкина, действительно. Еще лицейский друг Пушкина. На 11 лет раньше Эдгара По. Вот такая замечательная история, удивительная.
С.БУНТМАН: Но это они параллельно, я так думаю, подумали.
В.БАБЕНКО: Но тема-то была модная.
С.БУНТМАН: Конечно!
В.БАБЕНКО: Совсем относительно недавно братья Монгольфье, все-таки, запустили свой шар в небо – это 1783 год, то есть совсем, как бы, недавно. Потом они стали летать уже, довольно-таки часто эти шары. Это была техническая инновация, как мы бы сейчас сказали, достижение техническое серьезное. Об этом думали, писали и говорили. Ну и, конечно же, пришла идея, а почему бы не попробовать на этом самом шарике, коль скоро он так хорош, не достигнуть Луны? И достигли, но в литературе, а не в реальности.
С.БУНТМАН: В литературе. И, вот, один из величайших людей вообще всей фантастики на свете Жюль Верн, воздушным шаром он пользовался в других целях. На нем летают у него в Африку, на нем из Америки попадают на таинственный остров.
В.БАБЕНКО: Да, конечно. Ну, вот, мы про Дефо. Все-таки, про Дефо надо сказать 2 слова. Потому что первый роман Дефо, задолго до Робинзона Крузо, был роман «Консолидатор», тоже, кстати, сатирический. Почему «тоже»? Потому что Дефо был, во многом, сатирик. Робинзон Крузо – не совсем сатирическая вещь, а вообще он был сатирик, язвительный человек. Так вот роман сатирический «Консолидатор» – это был роман о полете человека на Луну. У Даниэля Дефо. Вот так вот.
С.БУНТМАН: Вот. А теперь скажите мне, ребята, прежде чем мы... Скажите мне, пожалуйста, в каком году люди реально высадились на Луну?
В.БАБЕНКО: О!
С.БУНТМАН: Скажите мне, пожалуйста, об этом чуть-чуть. Первый раз полетели в космос в 1961-м, 12 апреля и мы очень рады без всякой глупости, мы очень рады, что это был наш соотечественник.
В.БАБЕНКО: Конечно-конечно.
С.БУНТМАН: А когда люди первый раз побывали на Луне? В каком году? Пожалуйста, скажите мне это. 363-36-59. Алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: 1959-й.
С.БУНТМАН: Нет, не в этом. Алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло?
С.БУНТМАН: Да, алло, доброе утро.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я скажу вам, когда это было.
С.БУНТМАН: Нет, вы взрослый человек и можете меня не обманывать. Алло, доброе утро. Не хотят сказать. Ну, не хотят сказать, не знают. Нет, наверное, знают, но им не дают пробиться взрослые люди. Алло, доброе утро. Да, взрослые люди очень как-то так сейчас рьяно. Пришлите мне на смску, пожалуйста, ребят. Пришлите мне, пожалуйста, смску +7 985 970-45-45.
Будут рассказывать, наверное, в стиле господина Мухина, что американцы не были на Луне никогда.
В.БАБЕНКО: Нет, ну это такая глупая уже мифологема, что говорить не будем.
С.БУНТМАН: Да, молодец Саша, молодец Люда. Прекрасно. Ой, а вот это замечательно. А Саша вот что рассказал, 9-летний Саша: «Моя бабушка в детстве жила недалеко от Байконура. И они из школы видели, когда ракета взлетала». Во, здорово. Да. Полина тоже. Полина абсолютно права.
Знаете что? прежде чем мы сделаем выводы всевозможные, я бы хотел обратить внимание на такую деталь, что нас увлекало очень в детстве в реальных космических полетах? Это космическая еда. Но она произошла, вот именно способ эту еду хранить, другая полезная вещь у нас попала в тюбик. И, вот, о том, как эта полезная вещь попала в тюбик расскажет сейчас нам вера.
ВЕРА: Больше века назад стоматолог Вашингтон Шеффилд изобрел тюбик для зубной пасты. Сейчас тюбики наполняют и кремами, и мазями, и даже космической пищей. Но зубная паста больше всего нуждается в этой упаковке.
До конца XIX века зубы чистили зубным порошком. Зубной порошок упаковывали в бумажные пакетики, которые люди при чистке зубов часто роняли и от этого порошок приходилось подметать с пола, а это, естественно, никому не нравилось.
Потом аптекарь Колгейт изобрел зубную пасту, продавал он ее в стеклянных баночках, что оказалось еще хуже, чем пакетики: баночки также летели на пол, но получались еще и осколки, а паста размазывалась по полу.
Стоматолог Вашингтон Шеффилд из Нью-Лондона больше всего не любил собирать порошок с пола и соскребать оттуда же зубную пасту. Он услышал о художнике, который еще в 1840-х годах хранил свои краски в оловянных тюбиках. Шеффилд подумал, что такие же тюбики можно использовать и для хранения зубной пасты. И эта идея так увлекла доктора, что он решил оставить практику и заняться изготовлением тюбиков.
Но потом аптекарь Колгейт узнал об этом изобретении и стал по той же технологии делать собственные тюбики. От этого фирма зубной пасты и называется Колгейт. Из-за того, что Шеффилд не догадался запатентовать свое изобретение, его почти никто не знает
С.БУНТМАН: Ну вот, достаточно печально, что никто не знает. Так бывает, что никто не знает.
В.БАБЕНКО: Прозвучало слово «Байконур», вот я не могу удержаться, да?
С.БУНТМАН: Да, вот когда нам написал Саша.
В.БАБЕНКО: Потому что Байконур – ну, наверное, наши слушатели знают, что это космодром и что это в советские времена был наш главный космодром. Ну, не единственный, но главный, о котором уже все знали, после полета Гагарина уже тем более знали его – расположен он в Казахстане.
Так вот такая интересная вещь. Вот, парадоксальная и, наверное, малоизвестная. 1848-й год, газета «Московские губернские ведомости» публикует маленькое сообщение: «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полете на Луну сослать в отдаленное поселение Байконур».
С.БУНТМАН: Серьезно?
В.БАБЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: (смеется) С ума сойти.
В.БАБЕНКО: Вот поразительная история, да?
С.БУНТМАН: 1848-й год.
В.БАБЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: Ребята, представляете?
В.БАБЕНКО: Оставалось 113 лет до полета именно из Байконура человека в космос.
С.БУНТМАН: Да. А на Луну, конечно, все вы правы, и вот здесь и Кирилл, и Вася совершенно правы, что в 1969 году в июле высадились американцы на Луну, первый человек был Нил Армстронг, который ступил на Луну.
В.БАБЕНКО: Да, полет Аполлона-11. А до этого был Аполлон-8, на котором Луну облетели американские астронавты. Они не высаживались, а облетели. Это был первый облет Луны человеком. И есть очень интересные совпадения с литературой. Если мы опять вернемся к Жюль Верну, то вот его снаряд артиллерийский, в котором люди полетели на Луну в романе, с земли на Луну, снаряд назывался «Колумбиада». Так вот в дальнейшем, уже когда был совершен полет Аполлона-8, повторяю, предваряющий, собственно, высадку на Луну, ученые и историки, и техники посчитали и изумились: вес и размер снаряда «Колумбиада» абсолютно совпадают с размерами Аполлона-8 и с весом. А также место старта по Жюль Верну, та пушка, откуда вылетал снаряд, находится непосредственно в близости от мыса Канаверал, с которого запускали американцы свои корабли космические. И место посадки Фрэнка Бормана я имею в виду, того астронавта, который облетел Луну на Аполлоне-8, находится в нескольких километрах от того места, куда по роману Жюль Верна плюхнулись его герои, вернувшись из полета к Луне. Вот, удивительные совпадения, да? То есть потрясающие какие-то вещи бывают и в жизни, и в литературе.
С.БУНТМАН: Здесь у нас, ну, полемика, которая была могучая полемика насчет Икара. Здесь очень интересный есть аргумент: «Если бы он вылетел за пределы атмосферы, то у него бы, наоборот, не расплавился воск, а, наоборот бы, затвердел от холода».
В.БАБЕНКО: Это мы сейчас знаем, что там холодно, да? Это мы сейчас понимаем, что там нет воздуха. Для древних там можно было и жить, и дышать, и люди если летали на крыльях на Луну, это означает, что там махать на чем-то ими можно было, воздушная опора-то была.
С.БУНТМАН: «А как же полет Гулливера и жизнь на летающем острове?» Ну, это, все-таки, атмосферные у нас дела. Это больше... Давайте разделять авиацию и космонавтику, вот так вот.
В.БАБЕНКО: Нет, ну у Свифта, если говорить о путешествии Гулливера, там совсем другая инновация, потрясающая – там остров Лапуту, который в воздухе летает, это же первое в литературе...
С.БУНТМАН: Лапуту – вот как раз о нем и говорят.
В.БАБЕНКО: ...первое в литературе упоминание принципа антигравитации. А как он еще летает, этот остров, да?
С.БУНТМАН: Конечно.
В.БАБЕНКО: Конечно, это антигравитация. И в этом смысле Свифт был потрясающий, опять-таки, прорывной человек.
С.БУНТМАН: Да. Ну что? Как мы можем, Виталий, подытожить? Ну, вот, человек полетел в космос, все это развивается не так быстро, как мы в детстве хотели.
В.БАБЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: И как нам писатели говорили, что Луна освоена в 2001 году уже должна была быть, по Артуру Кларку, так, что мы улетали далеко-далеко.
В.БАБЕНКО: Да. Да и базы уже должны быть на Луне вовсю, и на Марсе должны побывать. Экономика – вещь жестокая. Это все очень дорого. Технически возможно и на Луну слетать не раз, и устроить там поселение и базы. Это все можно, но это невероятно дорого. Это страшные ресурсы, поэтому никто не может позволить себе пока вот таких роскошей. Это роскошные вещи, конечно же. Так же как и полет на Марс – это очень дорогостоящее, опасное, тяжелое удовольствие.
С.БУНТМАН: Ну да. Ну, может быть, его как-то так и замыслят, и осуществят.
В.БАБЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: А теперь абсолютно непрактичная практическая часть, Вот, скажите мне, Виталий Бабенко, куда может улететь воздушный шарик, если мы его случайно отпускаем?
В.БАБЕНКО: Он может подняться довольно-таки высоко, а там лопнет просто-напросто.
С.БУНТМАН: Все-таки, да?
В.БАБЕНКО: Все-таки, лопнет, ну, конечно же. Ну, там давление падает, а внутри у него давление, естественно, да?
С.БУНТМАН: И нигде не приземлится?
В.БАБЕНКО: Ну, вот, шарик если высоко улетит, то он, все-таки, лопнет. А если его ветром в горизонтальном направлении понесет, то может далеко улететь. И, может быть, даже приземлится. Может быть.
С.БУНТМАН: А к нему, ведь, можно привязать маленький грузик?
В.БАБЕНКО: Можно, можно. Даже послание можно написать и пустить, да, на шарике послание кому-то. Как бутылку когда-то бросали в океан, да?
С.БУНТМАН: Да. Так что, ребята, особенно маленькие ребята, вы можете попробовать кому-нибудь неизвестному отправить дружеское послание.
В.БАБЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: На воздушном шарике.
В.БАБЕНКО: Это очень красиво и очень интересно.
С.БУНТМАН: Да. По-моему, здорово будет.
В.БАБЕНКО: Да.
С.БУНТМАН: Спасибо большое. Виталий Бабенко, Алеша Венедиктов и Вера Бунтман участвовали. Я с вами прощаюсь, ребята, на 2 недели, 2 воскресенья с вами будет Алексей Венедиктов-старший. А я пока обдумаю наши дальнейшие планы. И мне кажется, что нас ждет еще очень-очень много всего интересного. Я уже выстроил целый список гостей с полезными и увлекательными вещами, которые будут к нам приходить в «Открывашку». Всего доброго.
В.БАБЕНКО: Спасибо большое. Всего хорошего.
С.БУНТМАН: Спасибо.