Купить мерч «Эха»:

История кино - Станислав Анисимов - Открывашка - 2011-04-03

03.04.2011
История кино - Станислав Анисимов - Открывашка - 2011-04-03 Скачать

С. БУНТМАН - «Открывашку» мы открываем. Ещё раз доброе утро всем, кто только сейчас, может быть, проснулся, позавтракал, присоединился. Смотрите нас с помощью «Сетевизора». «Сетевизор» показывает и нас со Светланой Ростовцевой, и показывает Станислава Анисимова, привет, который специально приготовился, для того чтобы рассказать нам, как придумали кино. И ещё как всегда у нас есть отдельный номер, как самим сделать что-нибудь вроде кино.

С. АНИСИМОВ - Разумеется, да.

С. БУНТМАН - Это можно. Это получится.

С. АНИСИМОВ - Это даже нужно.

С. БУНТМАН - Да. Я сразу объявлю, что в следующий раз, конечно, у нас близко будет к 12 апрелю, к замечательному празднику, Дню космонавтики, потому что ровно 50 лет назад первый человек и к нашему, я думаю, величайшему счастью, это оказался человек из нашей страны, Юрий Гагарин, первый человек в космос попал. О космосе мечтали давно. И думали, как попасть на разные другие планеты. Даже, в общем-то, не зная, как далеко эти планеты находятся. И придумывали разные способы. И о них как раз будет рассказано в следующей «Открывашке». Сегодня у нас кино. Но вы прекрасно знаете, что ребята, вот, наши дети, готовят тоже какие-нибудь небольшие рассказики. И рассказики эти они делают – находят материалы, потом очень коротко вам рассказывают, но иногда нужны бывают уточнения. Вот так после того, как Алёша Венедиктов младший рассказал про печную трубу, потребовалось уточнение. И это уточнение он сейчас сделает.

А. ВЕНЕДИКТОВ МЛАДШИЙ - Спасибо большое нашей слушательнице Тане Умновой, которая сообщила мне, что труба может быть как и выше конька, так и ниже.

С. БУНТМАН - Так. Вот, спасибо. Благодарит Алёша Венедиктов за то, что, ну, я думаю, историю расширили эту. Потому что самые первые сведения о трубе сообщил нам Алёша Венедиктов, то, что знал. И внимательно прочитал то, что вы написали. И те исправления, или какие-то дополнения, которые вы вносите. А теперь тот же самый Алёша Венедиктов расскажет о той вещи, которой многие из нас пользуются. Пользуются очень часто. И если кто видит меня, например, то заметит, что это я всегда ношу с собой. Рассказывает Алексей Венедиктов младший.

А. ВЕНЕДИКТОВ МЛАДШИЙ - Очки появились очень давно. Ещё в XIV веке на стене церкви была сделана фреска человека в очках, у которого дужки очков пересекались на носу, не за уши закладывались, как у современных очков. Эта фреска была сделана в 1452 году. А очки появились примерно в XII-XIII веках. Создателем первых очков считается Д’Армате, хотя документальных подтверждений этому нет. До того, как не было очков, люди использовали специально отполированные кристаллы или куски стекла для одного глаза. Ещё очки в древности были изображены на надгробии могилы этого итальянца. Вырезаны они были позже, после того как его похоронили. Он не знал, что он сделал изобретение, очень нужное всему миру и в будущем, и в настоящем. А первые солнцезащитные очки были изобретены для наполеоновских войск в Африке, для того чтобы когда военные наступали на Африку, чтобы солнце не слепило им глаза.

С. БУНТМАН - Алексей Венедиктов младший рассказал нам про очки. А сейчас, ребята, вопрос на засыпку. Как называются очки, вот, Алёша рассказал об очках, которые были изображены на фреске, а если кто забыл или не знает, фреска – это такая настенная роспись, которая делается по свежей штукатурке, ещё штукатурка у нас не застыла, и по сырой штукатурке фреска (это «свежий», такая вот картина рисуется. А скажите мне, пожалуйста, и вы получите одну из познавательных книг, кто-то у нас хотел «Томека» всё. У нас «Томека» хотел. У нас есть «Томек ищет снежного человека» 3 экземпляра. А в серии «Твой кругозор». Вот, «Томека» я покажу… Стас, ты тоже ведь будешь показывать какие-то вещи.

С. АНИСИМОВ - Множество.

С. БУНТМАН - Множество разных вещей, да. А сейчас я пока показываю книжки, вот, «Томек, который ищёт снежного человека». Есть Юрий Дмитриев «Здравствуй, белка» и «Как живёшь, крокодил?», у нас вот эти книжки… «Декабристы» Сергея Алексеева, «Великий врачеватель», это об Авиценне, ещё один «Великий врачеватель» и «Причуды природы», Акимушкин написал. Вот, издательство «Просвещение» сделало эти книжки.

С. АНИСИМОВ - Просвещает.

С. БУНТМАН - Да. Ответьте мне, пожалуйста, как называются те очки, которые и не так вот, как показывал тут у нас Алёша Венедиктов, крест накрест, и не дужками, а которые зажимают нос. Как вот такие очки, которые зажимают нос и прямо на таком зажиме здесь у нас. Стас, не говори, если ты это знаешь.

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Ты прекрасно это знаешь. Вот, 3633659. Сейчас нам быстро ответят. Ребята, как называются такие очки? Быстренько расскажите. Алло, доброе утро. Алло, алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Аллё-аллё.

С. БУНТМАН - Алло, да.

СЛУШАТЕЛЬ - Иди на…

С. БУНТМАН - Так, не так называется. Алло, доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло.

С. БУНТМАН - Алло, да, привет. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Наташа.

С. БУНТМАН - Наташ, привет. Сколько тебе лет, Наташ?

СЛУШАТЕЛЬ - Одиннадцать.

С. БУНТМАН - Одиннадцать.

СЛУШАТЕЛЬ - Будет 8 апреля 12.

С. БУНТМАН - О, уже 8 апреля 12. Ну, можно уже практически говорить, что 12. А ты знаешь, какая с 12 лет у тебя замечательная привилегия есть автомобильная?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет.

С. БУНТМАН - Не знаешь? Ты можешь ездить на переднем сиденье.

СЛУШАТЕЛЬ - А-а-а.

С. БУНТМАН - Официально. А-а-а. Ну, может, конечно, тебя кто-нибудь и возит на переднем сиденье, я не знаю, но это можно будет делать уже законно. Так, расскажи мне, очки как называются.

СЛУШАТЕЛЬ - Пенсне.

С. БУНТМАН - Пенсне, правильно. Правильно. Совершенно верно. А какую из книжек ты хочешь? Про Томека, про декабристов, про врачевателя, про причуды.

СЛУШАТЕЛЬ - «Здравствуй, белка».

С. БУНТМАН - «Здравствуй, белка». Хорошо.

СЛУШАТЕЛЬ - А это одна?

С. БУНТМАН - Это одна книжка.

СЛУШАТЕЛЬ - А-а-а.

С. БУНТМАН - Это одна книжка. Так что совещание ваше увенчалось тем, что ты получаешь одну книжку. Отлично, спасибо тебе большое.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо.

С. БУНТМАН - Счастливо. Пенсне. Если переводить точно, это «зажми нос». Так. Стас.

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Всегда хотелось, чтоб картинки двигались.

С. АНИСИМОВ - Всегда. Абсолютно всегда. И, вы знаете, вот, на самом деле, вот, искусство кинематографа – это удивительное искусство, которое, несмотря на то что желание этих движущихся картинок в человечестве было заложено вообще с самого только появления, с первобытного человека, да, ну, мы об этом ещё поговорим.

С. БУНТМАН - Ну, первобытный человек – он просто рисовал комикс такой.

С. АНИСИМОВ - Он, да, он рисовал комикс, но там был небольшой такой секрет, скажем так, во всём этом рисунке, как раз связанный с одним из изобретений, это с камерой обскура. Дело всё в том, что когда первобытный человек сидел в своей пещере, он её занавешивал какой-то, допустим, шкурой. Ну, вот, со временем эта шкура, там, продырявилась, например, и сквозь эту щёлочку на стенку его пещеры проецировалось то… на стенку тёмной пещеры проецировалось то, что было снаружи. Например, какой-нибудь бизон. И он обводил этого бизона, которого он видел его, скажем так, проекцию на стене, да, он его обводил. И смотрите, как интересно. Бизон-то постоянно движется, перебирает своими, там, копытами, что у него там, ноги.

С. БУНТМАН - Да, ноги. Есть и ноги, есть и копыта.

С. АНИСИМОВ - Да, и тем, и другим.

С. БУНТМАН - Внизу ног.

С. АНИСИМОВ - Ну, да. Перебирал. А человек-то это видел, но не знал, как передать это движение. И поэтому он дорисовывал ему ещё и ещё ноги, поэтому на рисунках первобытных людей, там, у бизонов может быть 8 ног или даже больше. Таким образом, он пытался передать движение этого бизона, который ходит туда-сюда.

С. БУНТМАН - Так.

С. АНИСИМОВ - А точнее, отражается на его стене. Вот таким вот образом пещера превратилась в камеру обскура.

С. БУНТМАН - Да, но потом же делали… камеры обскура стали делать.

С. АНИСИМОВ - Да, это делал Леонардо да Винчи, до него ещё много кто делал, но, вот, Леонардо да Винчи у нас-то, у европейских, самый известный такой изобретатель.

С. БУНТМАН - Он всё изобрел.

С. АНИСИМОВ - Да, абсолютно всё. Он гениален. И, конечно, потом уже, ну, как-то дошли до этого сами, тоже смотрели на такие проекции, но сам факт, то, что первобытный человек, вот, у него уже… он ещё ничего не знал, он не знал ни речи, ничего, совсем ничего.

С. БУНТМАН - Но уже знал кино.

С. АНИСИМОВ - Но уже знал кино. Вот, как раз… и на самом деле это магическое ощущение того… вот эта магическая проекция… проекция на стена – как раз оно было уже и тогда в человеке. И на самом деле, великие, по-настоящему великие режиссёры независимо от жанра и от специфики фильма – они как раз и создают в кинозале именно это ощущение, когда ты полностью загипнотизирован вот этим зрелищем, которое тебе проецируют как раз из будки. А будка – там тоже таким маленьким отверстием кажется, да, вот, как-то…

С. БУНТМАН - И мы не зря про очки рассказывали, потому что, вот, линза – это тоже очень важно. Не просто отверстие.

С. АНИСИМОВ - Да, она собирает и распространяет этот свет, да, абсолютно. И проецирует его на противоположную стену. Так же как и было в этой пещере, точно так же, то есть зал – это та же самая камера обскура. Ну а потом, соответственно, камера обскура – это, конечно же, и…

С. БУНТМАН - Камера обскура – это тёмная камера, тёмная комната, можно сказать так.

С. АНИСИМОВ - Да, это абсолютно обычная коробка, с одной стороны у которой есть отверстие, а с другой стороны прозрачный экран, ну, сделанный, допустим, из какого-то пергамента, да? И на него как раз таки свет лучом своим проецирует изображение то, что по обратную сторону. Это таково же и устройство фотоаппарата. То же самое. Через отверствие, вот как раз через объектив, свет проникает вовнутрь и оставляет свою… свои какие-то изображения.

С. БУНТМАН - Это не вверх ногами получается?

С. АНИСИМОВ - Получается вверх ногами. Но на самом деле там всё очень хитро устроено, да. Это как раз таки перевёрнутые изображения. Первым человеком, кто придумал фиксировать его, это был такой Ньепс, да, Нисефор Ньепс, он смазал пластинку, на которую проецировалось изображение…

С. БУНТМАН - Совершенно волшебник из «Гарри Поттера», абсолютно.

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Имя. Нисефор Ньепс – персонаж для Гарри Поттера.

С. АНИСИМОВ - Да, ну, кино – оно вообще всё магически. И все вот эти вот то, что мы видим в самом этом… и в фильме про Гарри Поттера, и читаем, представляем себе в книжках, это на самом деле всё реальность, но только слегка чуть-чуть приукрашена, скажем так, словом.

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Вот, да…

С. БУНТМАН - Ньепс.

С. АНИСИМОВ - Ньепс, да.

С. БУНТМАН - Был Ньепс.

С. АНИСИМОВ - Он смазал эту пластину специальным таким асфальтовым лаком. И на ней как раз запечатлелось изображение. И таким образом появилась фотография, которая, кстати, в свою очередь, избавила живопись от того, чтобы копировать окружающую природу, потому что, ну, всегда человек хотел запечатлеть, вот, то, что вокруг него. И нужно это было прорисовывать, стоять, при помощи той же самой камеры обскуры, например, но он избавил это… и живопись стала, там, абстрактной, да, все вот эти непонятные развороты со всех сторон, а фотография стала фотографировать уже непосредственно всё то, что мы видим вокруг нас, но потом появился кинематограф, и он избавил фотографию от этой функции. И кинематограф уже как раз стал фиксировать реальность, а потом уже и ушёл сам от этого.

С. БУНТМАН - Да, так что всё двигается. Это Стас Анисимов. Мы рассказываем о том, как появился кинематограф. Если у вас есть какие-то вопросы, вы их задавайте – а как что, а как сделали, мы ещё посмотрим, как всё-таки наконец-то получилось, чтобы двигалось изображение по-настоящему, чтобы это выглядело настоящим. А пока мы теперь… стеклянная пластинка с каким-то покрытием. Это может быть не только для фотографии, но несколько раньше это делали для другого. Немножко для другого. И вот Вера Бунтман сейчас расскажет, для чего в конце концов это делали. Интермедия, такой маленький рассказ.

В. БУНТМАН - Самым первым зеркалом была обычная лужа. Но, вот, смотреться в такое зеркало можно было только там, где эта лужа находилась, а ещё когда появлялась рябь или, например, дул ветер, сразу же изображение распадалось. Настоящим первым зеркалам около 7 тысяч лет. Первыми зеркалами считают полированные куски обсидиана, найденные в Турции. Позже зеркала стали делать из бронзы или стали. Но в них нельзя было разглядеть оттенки цвета. Новые зеркала, выпуклые, появились в 1240 году. Первыми зеркала начали делать венецианцы. Из стекла делали шар, и в шар вливали олово. Потом шар разбивали на куски и получали зеркала. Только изображение в них было не таким, как на самом деле. Как, например, если всмотреться в ёлочный шарик. В 1500-ом году во Франции придумали делать плоские зеркала. Стекло покрывали ртутью и наклеивали оловянную фольгу. Но венецианцы выкупили у французов секрет изготовления зеркал, и долгое время зеркала могли делать только в Венеции. Поэтому они были очень дорогими. Во времена Людовика XIV французы разведали секрет изготовления зеркал, и зеркала перестали быть такими дорогими. Ещё раньше, когда зеркалами стали оформлять дворцы, комнаты, то им понадобилась красивая рама. Например, для французской королевы Марии Медичи в Венеции сделали зеркало, рама которого была украшена агатами, ониксами и инкрустирована драгоценными камнями. Плоские венецианские зеркала хоть и были лучше выпуклых, но они были мутными и всё равно в них можно было разглядеть не так много. Только в 1835 году в Германии узнали, что при использовании серебра можно получить гораздо более ясные зеркала.

С. БУНТМАН - Вот и появились зеркала, зеркала. И вот такая, вот, то, что это называется амальгама, там зеркало, мы смотримся в него, иногда это весело, а иногда и не очень приятно.

С. АНИСИМОВ - Это по-всякому бывает.

С. БУНТМАН - Да, по-всякому бывает. Я хотел задать вопрос ребятам. Если они хорошо слышали, хорошо слушали, в каком городе, он же был государством, делали в основном зеркала до того, как они стали повсеместно распространёнными. Быстренько ответим и продолжим историю движущихся картинок. 3633659. И вот мы сейчас вас и послушаем. Алло, доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте.

С. БУНТМАН - Алло, да.

СЛУШАТЕЛЬ - Наверное, Венеция. А раньше было…

С. БУНТМАН - Ну, это кто-то взрослый говорит, извините, пожалуйста. Вот, взрослые… не надо, вот. Дорогие взрослые, я вас очень прошу. Не отнимайте хлеб у детей. Сказали нам всё. Пускай повторят, ладно?

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Ладно, пускай повторят. Алло, доброе утро. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло.

С. БУНТМАН - Да, как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Дима. Мне 10 лет. Я… у себя в даче, она у меня под Дорохово.

С. БУНТМАН - Ух ты, под Дорохово?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

С. БУНТМАН - Ух ты. Ты счастливый. Представляешь, как будет здорово, когда скоро-скоро через год с небольшим будут отмечать юбилей Бородинского сражения. Это же совсем рядом у тебя, да?

СЛУШАТЕЛЬ - Да. От меня туда ехать немного совсем.

С. БУНТМАН - Хе-хе, хорошо. Так что ты тогда… но это будет в начале осени. Но всё равно. Ладно, потом нам расскажешь. А сейчас скажи мне, напомни, в каком городе делали.

СЛУШАТЕЛЬ - Ой, сейчас…

С. БУНТМАН - Ой.

СЛУШАТЕЛЬ - Забыл.

С. БУНТМАН - Ну-у… Там зеркала делали… там ещё каналы везде… в Италии город такой…

СЛУШАТЕЛЬ - Венеция.

С. БУНТМАН - Венеция! Всё правильно. В Венеции делали. Я тебе желаю побывать когда-нибудь в Венеции, если ты там не был.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо.

С. БУНТМАН - Обязательно. А пока книжку какую? Про декабристов?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, давайте… а, вот, есть… давайте про декабристов.

С. БУНТМАН - Давай про декабристов. Я тебе скажу, что прямо к твоей даче и ко всем Бородинским сражениям эта история будет очень как-то так близка. Спасибо. Счастливо тебе. Спасибо. До свидания.

СЛУШАТЕЛЬ - До свидания.

С. БУНТМАН - Так. Ты знаешь, у нас здесь очень много будет вопросов.

С. АНИСИМОВ - Оу.

С. БУНТМАН - Я надеюсь, что мы их успеем после новостей… ты ответишь на этот вопрос обязательно.

С. АНИСИМОВ - Постараюсь.

С. БУНТМАН - Потому что это очень актуальный вопрос. Это вопрос – как делают объемное кино?

С. АНИСИМОВ - Оу.

С. БУНТМАН - Да. Ну что?

С. АНИСИМОВ - Ну, я постараюсь, да, но пока нам…

С. БУНТМАН - Пока ещё, вы знаете, у нас пока нет плоского.

С. АНИСИМОВ - У нас, да. На самом деле мы только узнали о том, как проецируется изображение, но мы не узнали, как они двигаются, то есть почему, почему, собственно говоря. И мы переносимся с вами из пещеры первобытных людей в древний Египет. Именно там учёные и, соответственно, наверное, и простые люди обратили своё внимание на такой удивительный факт. Если, допустим, взять горящий факел, ну, можно взять обычную свечку и поводить его так вот по кругу в тёмной комнате, ну, например, сейчас светло, можете в ванную зайти, да, без света. То в пространстве вы увидите, что пламя свечи оставляет такой после себя след, вот, прям, как комета, да, но только вы будете водить по кругу, и он будет, то есть буква «О» такая вырисовывается.

С. БУНТМАН - Аккуратно со свечкой, ребят.

С. АНИСИМОВ - Это правда, да. Потому что она ещё там тает, этот воск очень горячий. Ну так вот. И почему же так? То есть это что? Пламя свечи остаётся или в чём проблема? И вот древние египтяне как раз поняли то, что речь идёт о так называемой инерции зрительного восприятия. Ну, они, там, по-своему, конечно, называли, но сейчас называется это именно так. То есть это светлое изображение от маленького пламени свечи оставляет след не в воздухе, а внутри нашей головы, а точнее как бы в нашем глазе, да, глаз именно считывает, это такой оптический обман. И вот этот оптический обман – инерция зрительного восприятия. Как раз таки просто, ну…

С. БУНТМАН - Это научно говорит, вот, научно говорит.

С. АНИСИМОВ - Именно. Он как раз таки перевернул вообще всё представление. В частности, является одним из основных эффектов кинематографа.

С. БУНТМАН - То есть то, что задерживается.

С. АНИСИМОВ - Да, то, что задерживается.

С. БУНТМАН - Мы продолжаем видеть то, что уже на какой-то, вот… вот, там, долю секунды ушло?

С. АНИСИМОВ - Да, именно так. Ну, например, можно провести такой опыт, опять же, дома. Это очень известный. Вы можете нарисовать, например, чёрной ручкой какой-нибудь значок на белой бумаге. Например, там, звёздочку, да, там, или сердечко. И долго-долго на неё смотреть. После этого вы переводите глаза на стоящую рядом обычную белую бумагу, и там как раз таки остаётся то, что вы только что видели. То есть продолжаете видеть эту картинку. Так вот, скажем так, используя этот эффект, был изобретён «Таумотроп». Я сейчас как раз его покажу нашим радиозрителям.

С. БУНТМАН - Ой. Ой. Ой.

С. АНИСИМОВ - На самом деле всё очень просто: «таума» - это чудо по-гречески, да? А «троп» - это что-то типа вращения, такое «чудесное вращение». Любители мистического кино, например, фильма «Сонная лощина», наверное, его видели там, потому что у главного героя это была любимая игрушка. Как она выглядит? Это обычный круг, да?

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - С одной стороны здесь нарисована… ну как монета, вы можете представить себе, как монету.

С. БУНТМАН - Та-ак.

С. АНИСИМОВ - С одной стороны здесь нарисована клетка. С другой стороны нарисована птичка.

С. БУНТМАН - Птичка.

С. АНИСИМОВ - Да. И если этот вот круг вращать очень быстро, вот так вот, да? То здесь можно натянуть ниточки, здесь можно сделать проволочки.

С. БУНТМАН - Ага. И на резиночку можно…

С. АНИСИМОВ - На резиночку, да.

С. БУНТМАН - Можно закручивать. И она будет раскручиваться.

С. АНИСИМОВ - Будет раскручиваться, именно. И тогда вы будете видеть, как птичка находится в клетке. Хотя на самом деле клетка пустая.

С. БУНТМАН - Нарисована с одной стороны.

С. АНИСИМОВ - Да, с одной стороны, а птичка с другой стороны. Вот это как раз таки этот вот эффект инерции зрительного восприятия.

С. БУНТМАН - Уау. Вот это он и есть?

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Он родимый и есть.

С. АНИСИМОВ - Да. И благодаря ему мы видим всё это кино. А изобретателем этого «Таумотропа» является Джон Гершель, но это как пишут историки кино, на самом деле кто конкретно и когда его изобрёл, понятно, нет… но, вот…

С. БУНТМАН - Сейчас всё будут исправлять.

С. АНИСИМОВ - Да, кто…

С. БУНТМАН - Взрослые здесь пишут…

С. АНИСИМОВ - Ну, да, ну, да. Значит, самое главное, конечно – кто это запатентовал. Ну и, разумеется, история кино – она полна тёмных пятен, тем не менее, да, и источники одни противоречат…

С. БУНТМАН - История пещер – она не менее темна, чем камера обскура. Пещер…

С. АНИСИМОВ - Именно. Ну так вот. И в принципе такой «Таумотроп» вы можете сделать дома абсолютно, да? Это как бы один из первых… но он не показывает нам, заметьте, движение, да? Он показывает нам просто о том, как работает эффект зрительного восприятия.

С. БУНТМАН - Да. То, что можно совмещать. И у нас получится из двух рисунков… получается один.

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Вместо птички может быть, там, кто угодно, кто угодно может быть… там, лев в клетке, да?

С. АНИСИМОВ - Да, да.

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Конечно.

С. БУНТМАН - Девушка в окошке, цветок на подоконнике может быть. Что угодно ведь может быть.

С. АНИСИМОВ - Конечно, конечно. Это на самом деле могут быть маленькие сюжеты. Один персонаж приходит к другому. Вот, например, были такие же любопытные сюжеты у первых «таумотропов», у тех, которые ещё были в викторианскую эпоху, это когда всадник появляется на лошади, да? Он впрыгивает. Или, например, голова турка появляется на обезглавленном туловище. То есть там уже были такие ужастики.

С. БУНТМАН - Ужасы, да, это первые ужастики. Стас, я господину Орлову скажу, что мы не говорили, что бизоны были перевёрнуты, мы говорили, что эффект существует только в аппаратах, в камерах, которые были…

С. АНИСИМОВ - Да, конечно, конечно.

С. БУНТМАН - С мельчайшим отверстием. Это совершенно другие эффекты. А бизоны – они…

С. АНИСИМОВ - Самые настоящие, да.

С. БУНТМАН - Ходят вниз ногами. Всё нормально.

С. АНИСИМОВ - По земле.

С. БУНТМАН - Да. Хорошо. Продолжаем. Ещё на минутку нам можно это сказать. Сейчас подойдём к самому вообще…

С. АНИСИМОВ - Драматическая сначала небольшая история.

С. БУНТМАН - Давай драматическую историю.

С. АНИСИМОВ - Да, потому что один из исследователей как раз этих всех зрительных эффектов, его звали Жозеф Плато, он исследовал то, насколько наша сетчатка может воспринимать свет. Потому что не надо забывать, что кинематограф – это свет. И он сделал очень неправильную вещь, очень неправильную вещь. Он в течение 25 секунд не отрываясь смотрел на солнце.

С. БУНТМАН - Это никогда не делайте.

С. АНИСИМОВ - Ни в коем случае.

С. БУНТМАН - Всё, кто видит, я показываю, что нельзя это делать.

С. АНИСИМОВ - Да, никогда, никогда такого делать нельзя, потому что он потом потерял зрение, но успел сделать несколько оптических изобретений. Вот, о них мы как раз позже и поговорим.

С. БУНТМАН - Да, обязательно. Через 5 минут Станислав Анисимов. Мы говорим, как придумали кино. И у нас ещё есть маленькая история от девочки Дианы. История губной помады.

НОВОСТИ

С. БУНТМАН - Продолжаем «Открывашку». Сегодня Станислав Анисимов рассказывает, как придумали кино. Давайте мы сейчас… Стасик, ты, кстати говоря, скажи, пожалуйста, что-нибудь есть популярное про историю кино, изображения, где…

С. АНИСИМОВ - Ох. Ну, на самом деле, конечно же, про историю кино популярные книжки – они выходили уже достаточно давно. И, конечно, поискать их нужно.

С. БУНТМАН - Знаете, что, мы сделаем так. Чем сейчас говорить, все будут записывать или что-нибудь делать бедные взрослые, запоминать, мы сделаем так. Мы поищем эти книжки.

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Может быть, свяжемся с издательствами. И потом, неважно, что это не день в день будет, а потом мы, как сегодня мы разыгрываем всякие познавательные книжки о разных других вещах, точно так же мы и про кино книжки с вами разыграем, вам подарим. Ну а теперь мы остановились в интересном месте.

С. АНИСИМОВ - Да, на Жозефе Плато.

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Который, конечно же, поступал очень неправильно тем, что смотрел на солнце.

С. БУНТМАН - Да, нельзя, нельзя, нельзя.

С. АНИСИМОВ - Никогда, никогда.

С. БУНТМАН - Никогда, да.

С. АНИСИМОВ - Исаак Ньютон тоже, кстати, такое пытался сделать, он тоже очень долго болел после этого.

С. БУНТМАН - Друзья мои, не надо.

С. АНИСИМОВ - Да, и не обращайте внимания на великих ученых.

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Так вот. Прежде чем потерять зрение, Жозеф Плато изобрёл аппарат под названием «фенокистескоп».

С. БУНТМАН - Ой, боже мой.

С. АНИСИМОВ - Вот так вот, да.

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Он у меня сейчас в руках, поэтому радиозрители могут его увидеть. Он представляет собой картонный диск с прорезями, да, с такими, вот, скажем так, по кругу. На одной стороне диска нарисованы фигуры. Так вот, этот диск нужно вращать так, чтобы эти фигуры находились, скажем так, своим лицом…

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - К зеркалу. И смотреть в эти прорези, на этот диск с обратной стороны.

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Вращающийся диск.

С. БУНТМАН - Вот, у нас и зеркало пригодилось.

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Верино.

С. АНИСИМОВ - Значит, вы вращаете этот диск. И, соответственно, все эти прорези за счёт как раз этого эффекта зрительного восприятия, инерции, да?

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Они становятся как бы одним сплошным прозрачным местом. Но с обратной стороны у нас нарисованы персонажи. Сейчас я объясню.

С. БУНТМАН - И в зеркале мы видим этого человека… у тебя человечка…

С. АНИСИМОВ - Да, который идёт. И он начинает идти, идти пешком там, да? И вы видите, как он шагает на месте, шагает, шагает бесконечно. Это, конечно, кольцевая композиция абсолютно, он может там, скажем так, шагать, пока вы не устанете вертеть этот диск.

С. БУНТМАН - Конечно.

С. АНИСИМОВ - Так вот, да, на самом деле это не просто человечек, это, между прочим, я специально, он здесь неспроста появился, это клоун Коко – персонаж мультфильмов, который снимал Макс Флейшер. Макс Флейшер сделал следующую вещь. Он изобрёл так называемый ротоскоп. Он ставил… то есть рисовал, скажем так, с реальности. Он рисовал свои мультфильмы с реальности. Он обводил, как это делал тот самый первобытный человек, который пользовался эффектом своей этой пещеры, это пещера обскура. Он обводил их по стеклу.

С. БУНТМАН - Угу.

С. АНИСИМОВ - Так вот, и этот клоун, клоун Коко – это был его брат, Дейв Флейшер. Этот клоун пройдёт у нас через всю передачу, через все эти игрушки. Это неспроста это сделал, потому что на самом деле как раз таки, несмотря на то, что это всё-таки анимация…

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Речь идёт о том, что человек всё-таки хочет воспроизвести ту реальность, которую он видит вокруг себя.

С. БУНТМАН - Ну что бы сделать, вообще? Поставь фотографии последовательно. Или уже… может быть, кто-нибудь плёнку изобретёт какую-нибудь.

С. АНИСИМОВ - Плёнку изобретут, обязательно. До плёнки мы дойдём, но сначала, конечно, нужны фотографии, да? То есть что касается фотографий, это, конечно же, вообще отдельная история, потому что… сейчас я найду специальные иллюстрации… да, это как раз таки был такой один бизнесмен – Мэйбридж, который фотограф, да? Который фотографировал лошадей. По заказу он фотографировал то, как туда… как бегут лошади. Как он это сделал? Он выстроил несколько, а именно 24 фотоаппарата в одну линию вдоль ипподрома, да? Вдоль той дорожки, по которой бегут лошади. И натянул такие ниточки. Лошадь, когда бежала мимо фотоаппарата, она рвала эту ниточку…

С. БУНТМАН - И фотоаппарат включился…

С. АНИСИМОВ - И фотоаппарат включался. И таким образом появлялась моментальная фотография именно этого движения лошади. Ему нужно было выяснить одно: а бывает ли такое, что лошадь, вообще, вот, по воздуху летит? Или у неё всегда есть точка опора. Как мы тут видим, у неё всегда есть точка опоры хотя бы в виде вот этого человека, который едет, да?

С. БУНТМАН - То есть она бежит, а не прыгает?

С. АНИСИМОВ - Именно что. Ну так вот, и он именно это и выяснял, а потом, когда он понял, что получилось 24 фотографии разных движений лошади, он просто выставил их в один ряд. И стали показывать. И она задвигалась. И появилась полная иллюзия как раз таки благодаря вот этой самой инерции зрительного восприятия, что она бежит, что лошадь бежит, и, конечно же, то есть это одно из первых вот таких открытий, прорывов в истории кинематографа.

С. БУНТМАН - Ну это почти кино.

С. АНИСИМОВ - Ну так и есть, да.

С. БУНТМАН - Но почти – это почти.

С. АНИСИМОВ - Документальный причём. Потому что будет ещё не только документальное кино.

С. БУНТМАН - Тут спрашивают – когда стали снимать животных? Вот, с животных и начали.

С. АНИСИМОВ - Конечно, именно это, да. Так животные, на самом деле, это как писала один из теоретиков кинематографа, но это уже после изобретения, Бела Балаш, животные и дети – это как раз одни из самых фотогеничных объектов для съёмки. И действительно, животные и дети – это те персонажи, которые стали, скажем так, актёрами благодаря экрану, потому что ну в театре, конечно же, это уже не театр, а цирк получится. Это будут дрессированные животные. А, например, дети, ну, понятно, что с другом уговоришь ребёнка. А перед камерой с её дублями, со всем, чем только угодно, одна из первых короткометражек Люмьеров как раз таки…

С. БУНТМАН - «Завтрак ребёнка».

С. АНИСИМОВ - Именно.

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Так оно и есть.

С. БУНТМАН - Да. И завтракает там ребёнок также безобразно, как мы все, дорогие друзья…

С. АНИСИМОВ - Когда-то завтракали, да. Ну так вот, и, значит, соответственно, это был абсолютный прорыв как раз именно с этими животными. Но клоун Коко, которого я здесь показывал, вот, он здесь нарисован на матрице. Точно так же его движения, то есть движения человека, который одет в клоунский костюм и обведён, и потом просто да…

С. БУНТМАН - Кувыркается ещё.

С. АНИСИМОВ - Да, кувыркается, идёт в обратную сторону. Так вот, но как же воспроизвести это движение, допустим, в домашних условиях? Всё очень просто. Для этого вам потребуется обычный блокнот. Вот, у меня сейчас в руках, те, кто видит, обычный маленький блокнотик. Вы, скажем так… если вы умеете хорошо рисовать, то рисуйте сами человечка. Если не умеете, то я постараюсь где-нибудь в блоге повесить вот эту самую матрицу с клоуном Коко, которого можно вырезать так, как это сделал я. Так вот, вы очень просто… вы на каждой странице рисуете рисуете человечка…

С. БУНТМАН - В уголке.

С. АНИСИМОВ - В уголке, чтобы он…

С. БУНТМАН - Чтобы близко было к обрезу, было блокнота…

С. АНИСИМОВ - Да, допустим, скажем так, правый нижний угол.

С. БУНТМАН - Ну, скажем.

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - И на следующей странице вы рисуете такого же точно человечка, но только…

С. БУНТМАН - Или приклеиваете.

С. АНИСИМОВ - Ну или приклеиваете, да.

С. БУНТМАН - Следующее его движение.

С. АНИСИМОВ - Да, следующее его движение. Ну то есть если вы хотите, чтобы он поднимал руку, то сначала вы рисуете его…

С. БУНТМАН - Рука внизу.

С. АНИСИМОВ - Рука внизу. Потом чуть-чуть поднялась. Перелистываете страницу – и ещё чуть-чуть поднимается рука. И так далее. Потом, когда уже закончите и нарисуете, чтобы рука поднялась, например. Или как у нас сейчас здесь клоун кувыркается, да? Вы просто берёте эти страницы и пролистываете так, как когда, допустим, вы не хотите читать книгу, вы её пролистываете на предмет картинок, а их там нет. Ну, вот, а у вас здесь картинки есть. И вы листаете их, листаете, листаете, и видите, что он действительно задвигался. Что фигурка, которая стояла на одном месте…

С. БУНТМАН - Так, ррррррр.

С. АНИСИМОВ - Да, именно, именно.

С. БУНТМАН - Пробегает. Вот так хорошо, когда плотная бумажка в блокноте.

С. АНИСИМОВ - Абсолютно.

С. БУНТМАН - И тогда тррррр у вас даже будет звуковой эффект.

С. АНИСИМОВ - Да, были такие эти на самом деле… эти блокноты называются кинеографы или, попросту говоря, волшебные блокноты.

С. БУНТМАН - А ты знаешь, в детских журналах какое-то время, я помню, печатали…

С. АНИСИМОВ - А, ну так я…

С. БУНТМАН - Печатали в углу, можно было журнал так… бр-бр-бр-бр-бр сделать, и у вас получался мультик.

С. АНИСИМОВ - Маленький. И этот мультик вы можете нарисовать.

С. БУНТМАН - Давай мы успеем рассказать, как всё-таки сделали на плёнке кино. Здесь пробегая разные этапы.

С. АНИСИМОВ - Да, да, на самом деле это как бы здесь особенно.

С. БУНТМАН - Там есть главная штучка.

С. АНИСИМОВ - Главная штучка под названием… в камере которая, да, вы имеете в виду?

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Это вообще отдельная история. Так вот, да, на самом деле плёнка, на которой рисовали, я сейчас как раз ищу макет, который я приготовил специально.

С. БУНТМАН - Я его не украл, нет. Я его не разглядывал, но не украл.

С. АНИСИМОВ - Да. Значит, это всё уже Томас Эдисон. Нам самом деле Томас Эдисон тоже был предпринимателем. Он тоже заботился о коммерции.

С. БУНТМАН - Который лампочку придумал, да?

С. АНИСИМОВ - Именно. Именно. И он тоже работал с такими волшебными блокнотами, да, и можно было смотреть в этих кинетоскопах его, как эти волшебные блокноты автоматически раскрываются. И нужно было подойти к такому ящику, заглянуть в него, и там показывался маленький фильм. Но понятное дело, что зритель был всего лишь один, и это было невыгодно. И со временем он вместе со своим коллегой Уильямом Диксоном стал разрабатывать и разрабатывать уже по системе Люмьеров, которые «Прибытие поезда», это понятно, да? Разработал плёнку, обычную плёнку. Вот у меня сейчас, опять же, макет. Тут наш знакомый клоун Коко, который нарисован в разных движениях. То есть ни от чего не отличается – ни от волшебного блокнота, ни от, вот, собственно, других изобретений, да, которые мы тут уже показывали. То есть он также идет, то есть сверху вниз. Один кадр по-научному, и все киноведы знают, что это называется не кадр, а кадрик. Вот эта часть называется «кадрик». А «кадр» в кино – это от склейки до склейки.

С. БУНТМАН - Ну, понятно. Это товарищи киноведы…

С. АНИСИМОВ - Каждый кадрик – он отдельно, скажем так, либо прорисовывается, были такие фильмы, которые рисовались от руки на плёнке, либо уже соответственно фотографируются. Но мы все с вами видим, да, вот, размер.

С. БУНТМАН - Ну и что?

С. АНИСИМОВ - Ну да, но здесь есть же чёрные полосы. А как же без них?

С. БУНТМАН - Если просто её протягивать, то получится с чёрными полосами.

С. АНИСИМОВ - Там вообще получится просто каша. Вы ничего не увидите. Что же делать? А всё очень просто. В проекционном аппарате, ровно как и в камере, кстати, есть такая штучка, которая называется обтюратор. Этот обтюратор перекрывает, да, он перекрывает именно эти тёмные полосы. И всё, и мы видим с вами…

С. БУНТМАН - И она перескакивает. Получается, что перескакивает у нас. Вот здесь сразу спрашивают – а почему 24 кадра, не 50, там, не 12.

С. АНИСИМОВ - Ну вот так на самом деле… это, вот, инерция зрительного восприятия. Это так.

С. БУНТМАН - Это просто, вот при 24 получается нормальное движение.

С. АНИСИМОВ - Да, да.

С. БУНТМАН - 16 когда делали… почему так смешно показывали раньше старые фильмы, старую и кинохронику, и старые фильмы? Там все быстро бегали и дёргались.

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Быстро бегали и дёргались. Это было 16 кадров, да?

С. АНИСИМОВ - Да, да, да, было и так.

С. БУНТМАН - А потом научились. Замедлили, и мы увидели так, как это смотрели в то время.

С. АНИСИМОВ - Да, и как раз эта плёнка – она со своим серебристым покрытием, на котором и фиксируется это, как на фотографии, фиксируется изображение, она была чёрно-белая. Что же делать? И дальше… это уже, конечно, история науки, мы не будем сейчас углубляться в историю химии о том, как этот состав изобретали. Например, Сергей Эйзенштейн от руки раскрашивал своё…

С. БУНТМАН - До них тоже немцы раскашивали все эти…

С. АНИСИМОВ - Именно.

С. БУНТМАН - Танцовщиц, которые изображают бабочек… там эти самые сцены в саду, из жизни насекомых. Вот это всё раскрашено на каждом кадре.

С. АНИСИМОВ - Да, на каждом кадре. То есть от руки, как все раскрашивают раскраски, но со временем, конечно же, техника поменялась, появился химический состав специальный. И уже появился цветной кинематограф. И вот уже тогда все уже могли видеть все краски осени, всё лето, всё, что угодно.

С. БУНТМАН - Давай насчёт красок. Могли видеть все оттенки и лица, все оттенки грима, потому что для чёрно-белого, вообще, это значит, что кошмарный зелёный грим такой.

С. АНИСИМОВ - Страшно.

С. БУНТМАН - Да. Что увидели в том числе и как женщины себя украшали с помощью губной помады? Диана Асадова. Если другие ребята у нас уже несколько раз выступали, то Диана у нас выступает первый раз.

Д. АСАДОВА - Губная помада, как и многие другие косметические средства, была изобретена в Древнем Египте. Тогда в моде была помада ярких и тёмных оттенков. Её получали из красной охры и натуральной ржавчины, делавших губы древнеегипетской модницы или женщины зрительно тоньше и изящнее. Древние греки позаимствовали у египтян и охотно пользовались губной помадой, а вот в жестокие средние века за использование косметики женщину или девушку могли сжечь на костре, обвинив в колдовстве. В эпоху Возрождения женщины получили возможность пользоваться губной помадой или косметикой. В эпоху правления Людовика XVI губы красили не только женщины, но и мужчины. Потому что это было очень модно. До появления тюбика губы красили пальцем, потому что тогда тюбика ещё и не было даже. Тюбик придумали американские учёные и представили его на Всемирной выставке в 1915 году. Женщинам эта упаковка очень-очень понравилась за её удобство. Кстати, учёные подсчитали, что в течение жизни мужчина съедает с губ женщины от 8 до 15 килограмм губной помады.

С. БУНТМАН - Вот так вот. Диана Асадова. Так, чудесно. Быстренько нам ответят на вопросы, я так думаю. До изобретения тюбика как красили губы? Быстренько. Ребят. Девочки в особенности. Быстренько сообразите, вспомните то, что сейчас Диана как раз рассказывала и нам скажите. 3633659. Алло, доброе утро. Алло. Нет, не так. Алло, доброе утро. Нет, не решаются. Алло, доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ - Они пальцем красили.

С. БУНТМАН - Пальцем красили.

СЛУШАТЕЛЬ - Ильнур 13 лет.

С. БУНТМАН - Да, Ильнур, хорошо.

СЛУШАТЕЛЬ - Казань.

С. БУНТМАН - Спасибо, всё, мы поняли. Хорошо. Пальцем, действительно, пальцем из баночки. Ужасно. Но во всяком случае с появлением цвета… сейчас, Стас, мы пробежим несколько этапов, потому что нельзя не рассказать… у нас с тобой всего сейчас 3 минуты, нельзя не рассказать про наше новшевство. Когда-нибудь мы об этом подробно расскажем….

С. АНИСИМОВ - Ох, да.

С. БУНТМАН - Про 3D.

С. АНИСИМОВ - Кино. Я понимаю, но на самом деле…

С. БУНТМАН - Про объёмное кино.

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Целая история.

С. АНИСИМОВ - Да, это причём отдельная… я как раз сейчас ей и занимаюсь. Я нашёл такие вообще удивительные вещи в запасниках Политехнического музея, где стереокино без очков, которое долгое время показывалось в Москве на самом деле. И это было безочковое кино и безочковая система. Но я так полагаю, что речь сейчас идет, видимо, о таких анаглифных очках, которые сейчас все, наверное, наши радиозрители видят у меня в руках.

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Всё очень просто. Здесь… дело в том, что речь идёт о фильтрах, которые фильтруют информацию. Они разноцветные, потому что так удобно. Так выбрали два цвета, на которой двоится изображения. И наши два разных…

С. БУНТМАН - То есть снимают так, да?

С. АНИСИМОВ - Именно. Их снимают с двух камер. Потом оно двоится, соответственно, окрашивается отдельным цветом. И, значит, левый глаз воспринимает только то, что красное, а, соответственно, правый глаз воспринимает то, что тут у меня синее, здесь может быть любой другой цвет, но чаще всего синее. И таким образом, как бы, то есть два разных изображения. Здесь важно развести изображения на 2 разных глаза, потому что при бинокулярном нашем обычном зрении они у нас соединяются, и вот мы видим окружающую реальность объёмно, скажем, и так, потому что у нас в мозгу выстраивается.

С. БУНТМАН - Да, закрыть один глаз, закрыть другой – и вы не сможете почувствовать расстояние.

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Только по памяти.

С. АНИСИМОВ - Именно, да.

С. БУНТМАН - Только по памяти вы почувствуете расстояние, вот, по этому, вот…

С. АНИСИМОВ - Такое у нас бинокулярное стереозрение.

С. БУНТМАН - Объёмное зрение, да.

С. АНИСИМОВ - И эти очки нужны, для того чтобы, скажем так, опять же, развести наши глаза, чтобы каждый глаз считывал только ему необходимую информацию, а уже наш мозг достраивает этот объём. Но первые, соответственно, как я уже сказала, стереоскопические фильмы – они были… это было растровое кино, когда перед экраном был натянут проволочный экран из просто безумного количества проволок. И было видно, как это всё… но нужно было сидеть, скажем, тогда, сидеть, да, и не двигаться. И только тогда вы видели этот объём, как птицы…

С. БУНТМАН - Там всё смешивалось. Когда только дёрнуться, как всё смешивается.

С. АНИСИМОВ - Да, а если вы не дёргались, то птицы вылетали с экрана и садились на эти проводы, из зрительного зала летел букет артистке, которая выступала только что на экране, и было много разных чудес, но это действительно отдельная история, которая в принципе заключается в чём? В том, что кинематограф, копирующий реальность, со временем стал её сам создавать. И вот это вот кругорамное кино, когда экран располагается 360 градусов по кругу. До сих пор этот кинотеатр функционирует на ВВЦ, вы можете посмотреть. И все эти эффекты, как там уже спрашивают, я читал на пейджере, 4D кино, когда появляется уже запах, но про запах отдельную программу «Саундтрек» вы можете послушать и все эти эксперименты услышите. Когда в зале идёт дождь, появляется туман, это всё ничто иное, как воссоздание реальности.

С. БУНТМАН - А есть такие аттракционы, когда начинается у тебя даже полное ощущение, как про историю Рима, знаешь, колодец времени.

С. АНИСИМОВ - Угу.

С. БУНТМАН - Как тебя даже во время эпидемии… у тебя крысы пробегают около брюха.

С. АНИСИМОВ - Вот…

С. БУНТМАН - Ужас.

С. АНИСИМОВ - Да.

С. БУНТМАН - Ужас.

С. АНИСИМОВ - Вот так вот.

С. БУНТМАН - Да.

С. АНИСИМОВ - Да, вот, реальность 4D, 5D и все остальные варианты этого кино.

С. БУНТМАН - Да. Может, вы хотите, и мы расскажем вам и о звуке, и отдельные истории расскажем про кинематограф. Вот. А сегодня Станислав Анисимов рассказал о самом начале движущихся изображений. Можете дома сделать у себя бумажное кино. Сейчас, судя по всему, тот же Станислав Анисимов представит вам программу «Ну и денёк».

С. АНИСИМОВ - Да, я.

С. БУНТМАН - Мы с вами прощаемся до следующего воскресения, «Детской площадки» и «Открывашки».

С. АНИСИМОВ - Счастливо вам.