Купить мерч «Эха»:

Эмоции, порывы... Можно ли с ними бороться? - Александр Шаганов, Александр Аншютс, Валентин Гнеушев - Доброй охоты! - 2005-04-22

22.04.2005

АМАЛИЯ – Добрый вечер, в эфире «Эхо Москвы» на частоте 91.02 FM. «Территория Амалии», как обычно, после 11 вечера в пятницу. Итак, напоминаю наш эфирный телефон: 974-22-22, т.е. это телефон пейджера нашего, и для абонента «Эхо Москвы». Т.е. вот для чего вам, собственно, этот телефон и абонент нужен? Для того, чтобы высказывать свои суждения, рассказывать свои истории по нашей теме. Тема сегодня на «Территории Амалии», то бишь меня, ведущей Амалии&Амалии и т.д., на тему «Эмоции и порывы – можно ли с ними бороться?» Ну и я бы добавила от себя – нужно ли с ними бороться? Вот на эту тему мы сегодня и будем говорить с нашими гостями. Во-первых, хотела бы сказать, с кем мы сегодня на эту тему говорить не будем. Не будем мы говорить на эту тему с Валентином Гнеушевым, заслуженным деятелем искусств, известным режиссером-постановщиком, бывшим главным режиссером цирка на Цветном бульваре, который порывисто, эмоционально продинамил сегодня наш эфир. Вот, собственно, чем это чревато, вот, во первых строках и скажу. Тем, во-первых, что у нас сегодня отсутствует такой, не знаю, оппонент бы мой или он бы, так сказать, присоединился к моему мнению и к мнению тех гостей, которые все-таки пришли – спасибо вам! – в эту студию. Но я вот порывисто, эмоционально передаю ему привет – привет Вам, Валентин Гнеушев, до новых встреч в эфире! – скажу я эмоционально. Вот. Кто же все-таки пришел сегодня в нашу студию, за что я вам очень благодарна: во-первых, Александр Шаганов, поэт-песенник, автор песен, известных песен группы «Любэ», «Иванушки-international», ну, и, я так понимаю, нескольких других популярных исполнителей нашей страны, с женой Катей.

А.ШАГАНОВ – Добрый вечер!

АМАЛИЯ – Добрый вечер, Александр!

К.ШАГАНОВА – Добрый вечер!

АМАЛИЯ – Добрый вечер, Катя! И Александр Аншуц, каскадер.

А.АНШУЦ – Добрый вечер!

АМАЛИЯ – Добрый вечер, Александр. Вот Александр, Александр и Катя, и вот Амалия сегодня в студии, на тему «Эмоции и порывы». Ждем ваших историй. Хотела бы я все-таки определить тему нашего разговора – какие эмоции и какие порывы. Ну, как говорил другой поэт – вот, не Александр Шаганов, а какой-то другой – вот «души прекрасные порывы» мы сегодня обсуждать будем, но вскользь. Мы говорим сегодня об эмоциях и порывах разрушительного свойства, которые в тот момент, когда мы порывисто, эмоционально что-то делаем, кажутся нам единственно возможными. Вот, опять же, Валентин Гнеушев сегодня эмоционально посчитал, что не обязательно сегодня приходить – пятница, вечер!..

А.ШАГАНОВ – Ну может быть, он еще появится, Амалия! Ну… Время сейчас позднее…

АМАЛИЯ – Ну, т.е. Вы считаете, напрасно я порывисто наезжаю?

А.ШАГАНОВ – Конечно, конечно, конечно.

АМАЛИЯ – Вот, ну, тем не менее, как бы, не просчитал всех последствий – вот злобности ведущей, допустим, так сказать, злопамятства руководства «Эхо Москвы», которое, так сказать, наверняка как-то эмоционально отнесется к этому. Хотя, может быть, и нет. Или, допустим, эмоции и порывы, связанные… вот, присутствует супружеская пара, в нашей студии – вот Катя и Александр Шаганов. Вот супружеские порывы, когда она ему говорит: «Собирай вещи!» – ну, это я не про вас сейчас, Боже упаси! Вот «Собирай свои вещи, – говорит Катя, - и вон отсюда из дома!» А потом вот через какое-то время вдруг начинает жалеть, думает: «Вдруг он сейчас вот приедет и соберет, действительно, вещи, и вот раз – и нет его, и завтра нет и послезавтра»… А он взял, эмоционально и порывисто собрал свои вещи и действительно ушел, и не стал, там, выяснять дальнейшую… обстоятельств. Или вот, любопытно, допустим, профессиональные эмоциональные порывы, вот, связанные с профессией каскадера – возможны ли они вообще в этой профессии, и вообще, насколько вот эта профессия – каскадер – не является ли она сама порывом и эмоциональным таким шагом в жизни. Т.е. постоянно ставить свою жизнь под угрозу, может быть, думать, что не ставишь свою жизнь под угрозу, но, тем не менее, это профессия, которая также как шахтеры, авиаторы и прочие, там, испытатели своего организма на прочность, является профессией, входящей в группу риска.

А.АНШУЦ – Ну Вы знаете, Амалия, она бывает… У нас как раз положительные порывы бывают вредны. Просто такой пример, как…

АМАЛИЯ – Вот, вот интересно, положительные порывы вредны – ну-ка Александр, пожалуйста, расскажите!

А.АНШУЦ – Вот, значит, идет, происходит какой-то, я уже не помню, какой, фильм, делаем горение, человека поджигают, взрыв, человек летит. И вот у кого-то из каскадеров такой положительный порыв – он бежит с огнетушителем и срывает просто кадр. Вот такие положительные, такие, в таком плане положительные порывы – они вредны. Ну вот, я думаю, что в жизни, конечно, они полезны.

АМАЛИЯ – Скажите, Александр…

А.ШАГАНОВ – Вы знаете, а я вот…

АМАЛИЯ – Да, это вот другой Александр, я сейчас должна… иногда буду пояснять, кто говорит, кто у микрофона. Сейчас вот Шаганов Александр.

А.ШАГАНОВ – Вы знаете, а я считаю, что вот вся жизнь состоит из эмоций. И чем больше в нашей жизни, тем более интересная жизнь. Так устроен этот Земной шар, что если мы будем жить так, знаете, вот, без каких-то эмоциональных поступков, то…

А.АНШУЦ – Но мы всегда с ними боремся, пытаемся с ними совладать все время.

А.ШАГАНОВ – Да, да! А вот преодоление их – вот это великая штука. Вот. И я так думаю, что… мне кажется, что самые большие свершения у человечества, которые человек совершил на уровне большущего подвига – это все равно был эмоциональный порыв. Вот, такое вечернее мое суждение.

АМАЛИЯ – Ну, вечернее суждение, оно… ну давайте вот я сразу с этим суждением поспорю, ибо…

А.ШАГАНОВ – Почему?

АМАЛИЯ – А вот почему поспорю – вот такой порыв у меня, поспорить с Вами сейчас, Александр Шаганов! Допустим, не думаю, что какие-то, допустим, научные открытия, которые повлекли за собой изменения большие в жизни человечества, они являлись эмоциональным порывом. Они, скорее, являлись плодом глубоких размышлений, исследований лабораторных и прочих, какие там еще бывают в науке. Т.е. скрупулезной работы. А эмоциональные порывы – это, скорее, допустим, бросить все к чертовой бабушке.

А.ШАГАНОВ – Хорошо, Амалия, ну тогда, вот, давайте, вот, пофантазируем на эту тему. Когда открытие уже совершено, да, и ученый сделал какой-то такой большущий вклад в развитие человечества. Неужели он не может себе сказать: «Вау! Что я сделал! Какой кайф!» Вот, эмоции все равно…

АМАЛИЯ – Нет, пусть он скажет! Я вот еще раз подчеркиваю: сегодня идет речь об эмоциональных порывах, связанных, допустим, с какими-то переломными моментами. Вот, допустим, сегодня пыталась одного артиста пригласить – но он оказался во Владивостоке – который вдруг неожиданно, будучи, все-таки… ну, как бы, находясь… ну, пусть не на самых главных, но, тем не менее, ролях в театре, в какой-то момент, когда ему даже не то, чтобы, там, выговор сделали и прочее, а просто поставили на вид, что он слишком много, там, снимается. Он взял и вот, ушел.

А.ШАГАНОВ – Эмоционально ушел.

АМАЛИЯ – Эмоционально ушел, да. И какое-то время потом сожалел. Это было по нем видно, несмотря на бодрение, несмотря на то, что «А, ничего! А, все равно!»

А.ШАГАНОВ – А вот интересно, чем все закончилось, твоя история?

АМАЛИЯ – Закончилась история тем, что все наладилось. Но тем не менее, эмоциональный фон дальнейший, он продолжал разрушать, там…

А.ШАГАНОВ – Амалия, ну мы же должны расплачиваться за наши победы чем-то, правильно?

АМАЛИЯ – За наши победы чем-то расплачиваться… Хорошо, давайте начнем, знаете, с конкретизации. Вот, давайте по порядку сейчас… ну, начнем с Кати, которая еще до сих пор молчала, начнем с самого порывистого поступка, который был в жизни. Вот именно порывистого, а не то что «вот взяла и сварила кофе утром», вот как-то вот так вот, неожиданно поступила. Все-таки, если говорить о какой-то…

К.ШАГАНОВА – Ну, я сейчас что-то не могу вспомнить, но если… я бы, наверное, сейчас бы не стала рассказывать. Потому что я всегда жалею, когда у меня происходят какие-то такие эмоции – я очень девушка эмоциональная и потом иногда жалею об этом. Поэтому мне бы не хотелось бы вспоминать. Ну, я знаю, что приходится заниматься вот… так как я эмоциональная девушка, то мне приходится постоянно заниматься какими-то само… не самокопанием, а, как бы, постараться контролировать. К сожалению, это не всегда происходит, но, просто, если брать семейную нашу жизнь с Сашей, Саша более спокойный человек в семье. Он идет на уступки…

А.ШАГАНОВ – Да…

К.ШАГАНОВА – …он, там, помогает мне, как-то соглашается, естественно, он соглашается, но делает по-своему. Но вот это чтобы не доводить до этого пика, когда я, там, «Нет! Мне кажется, так!», там, та-та-та…

АМАЛИЯ – А вот с чем это, мне кажется, вот так связано – вот, допустим, порывом является для меня в семейной жизни вообще начать самой конфликт. Вот это порыв, вот это вот слово за слово, которое возникает, допустим, в разговоре супругов утреннем. Ну, вот не знаю, почему-то у меня висит вот этот пример – просто недавно произошло: «Скажи, это ты отрезал такой толстый кусок сыра?» - «Я, а что?» Т.е. вот это вот… и дальше произошла некая сцена, которая…. я просто не понимала, для меня она была просто высосана из пальца, но, тем не менее, люди в неком едином порыве начали какую-то кухонную заварушку, которую, вот.. если бы…

К.ШАГАНОВА – Ну, если тогда кто-то уступит…

АМАЛИЯ – «Брейк, брейк, брейк!» не было бы сказано, типа, «стоп, стоп, я у вас в гостях! Ребята, это я! Я здесь! Мы здесь весело проводим время, и вовсе сейчас не готовы к тому, чтобы…» Или, допустим, порыв между супругами – тоже происходил на моих глазах…

К.ШАГАНОВА – Нет, нужно…

АМАЛИЯ – Он уезжал, а она просила взять его с собой, она беременна, он говорит: «Я поеду быстро». Она: «А-а-а! Опять куда-то!» Почему сразу такое предположение? Т.е. опять же, порыв начать конфликт, например. Вот у Вас он в связи с чем возникает?

К.ШАГАНОВА – Ну, существует какой-то определенный пик, который… или, я не знаю, грань, за которую лучше попытаться не…

А.ШАГАНОВ – Не переходить, конечно.

К.ШАГАНОВА – Да, потому что…

А.АНШУЦ – Я хотел тоже добавить как раз, ну это от чего-то же возникает…

АМАЛИЯ – Александр Аншуц у микрофона сейчас.

А.АНШУЦ – …дополнительно. Т.е. как бы, Вы увидели какую-то ситуацию в гостях, но до этого что-то было, наверное, у них, что-то происходило, что Вы не видели и что Вы не знали. И просто дошло до пика, когда вот пошел этот порыв. Т.е. что-то предшествует ему, правильно?

АМАЛИЯ – Ну да. Вот у Вас что предшествовало тому, что Вы, допустим, пошли в эту нелегкую профессию?

А.АНШУЦ – Нет, здесь скорее не порыв, здесь скорее такой, расчет.

АМАЛИЯ – Расчет? На что? На то, что пронесет?

А.АНШУЦ – Нет. Расчет или, сказать просто, мечта: просто всегда этого хотел, хотел всегда стать каскадером, и как бы, пошел. Но здесь не было такого порыва: вот раз – я проснулся утром и вдруг решил, что я стану каскадером. Или упал откуда-нибудь и подумал: а это мое. Нет, такого как раз не было. Как раз вот это, наверное, опасно в этой профессии. Я хотел просто добавить, что, как бы, вот мне кажется, что вот эти порывы односекундные, внезапные, они больше всего идут от страха – вот мое мнение такое. Либо за…

АМАЛИЯ – От страха за что?

А.АНШУЦ – За себя, за жизнь, за другого человека. От страха остаться одному, в семейном, если мы касаемся семейной жизни.

К.ШАГАНОВА – Ну, еще может быть, это темперамент, в характере, я не знаю, много всяких разных бывает…

А.АНШУЦ – Можно назвать темперамент, а можно, как бы, просто…

К.ШАГАНОВА – …эмоциональное поведение…

А.АНШУЦ – Да, чересчур эмоциональный человек, ну, это распущенный человек, правильно? Т.е. не темпераментный.

К.ШАГАНОВА – Ну, значит, он не может с собой совладать.

А.АНШУЦ – Темпераментный, он же тоже разный бывает

АМАЛИЯ – Вот, смотрите, начали с этого… ну, допустим, вот, Александра Шаганова было высказывание о том, что мир наполненный, так сказать, рациональными людьми, которые просчитывают, что у них, людьми уравновешенными, я бы иначе сказала, он бы был скучен.

А.ШАГАНОВ – Конечно.

АМАЛИЯ – Вот уравновешенные люди скучны, но тем не менее, они, так сказать, они не ставят под угрозу жизнь других, уравновешенные люди, они, скажем так, ну, может быть, они кого-то не начнут спасать из огня, допустим, котенка, но тем не менее, они вызовут уравновешенно пожарную бригаду, которая спасет из огня не только котенка…

А.АНШУЦ – Ну, как раз вот уравновешенный, он спасет то, что… как бы, если, действительно, надо спасать котенка, а не бежать, там, за какой-то вазой и сгореть самому. Я думаю, как раз в этом...

А.ШАГАНОВ – Саш, вот я считаю, понимаете, вот, профессия каскадера – это одна из великих профессий, на самом деле, потому что профессия, связанная с риском, осознанным риском – это великая штука. Вот не любой человек готов, как бы вот, соответствовать ей. Как бы, дело не в этом. Дело в том, что.. . я считаю – я остаюсь со своим… не знаю, может быть, вы меня переубедите, но любой человек, он все равно, вот, в любом начинании все равно лежат его эмоции – хорошие либо не очень хорошие, но, понимаете, за любым поступком стоит в начале какой-то некий эмоциональный подъем. И так… так устроен мир. Так…

А.АНШУЦ – Немного я не согласен, потому что есть эмоции разные. Есть сиюсекундные эмоции – я считаю, что это неправильно, сиюсекундные эмоции, они всегда приводят к какому-то разрушению. Если это выстрадано, человек долго-долго к чему-то готовился, и потом…

А.ШАГАНОВ – И осознанно поступил.

А.АНШУЦ – И осознанно поступил – опять же, это тоже порыв эмоции, он мог годами к этому идти.

А.ШАГАНОВ – Правильно.

АМАЛИЯ – И наконец-то сделал рывок.

А.АНШУЦ – Да, и наконец…

АМАЛИЯ – Это не порыв, это рывок.

А.АНШУЦ – Это рывок.

АМАЛИЯ – Итак, значит, все никак не можем подойти к конкретике. Я вот уже тут на примерах пытаюсь как-то так что-то так спровоцировать гостей к рассказу о себе – т.е. не обо мне, а о себе. Александр Шаганов, Ваш порывистый поступок, скажем так, за последний год?

А.ШАГАНОВ – За последний год порывистый поступок? Ну, Вы знаете… я даже не знаю… ну каждый день это у меня происходит, как у любого творческого человека. Ну, например… даже не знаю… нет, понимаете, у нас так в семье устроено, что мне приходится постоянно тушить костер, понимаете?

К.ШАГАНОВА – Да. Костер – это мы.

А.ШАГАНОВ – Да, вот костер – Катя…

АМАЛИЯ – Такая красивая и нежная Катя, а оказалось…

А.ШАГАНОВ – …а я должен постоянно бегать с какими-то ведрами, понимаете? Если это можно…

К.ШАГАНОВА – Ну, у нас, хорошо, что есть такой баланс, как бы…

А.ШАГАНОВ – Да…

К.ШАГАНОВА – И я пытаюсь не перегибать, конечно.

АМАЛИЯ – Хорошо, а что говорить… если говорить о профессии, все-таки, потому что, вот, я понимаю, почему, допустим, у Кати возникают различные порывы, о которых она сейчас не хочет говорить, в отношении, там, Александра, которые Александру приходится тушить. Вот, т.е. такие, воспламенительные, я бы даже сказала, порывы. А может быть, это связано все-таки как-то с сутью Александра, творческой сутью, т.е. вероятно, это таки связано с какими-то порывами Александра, подсказываю я. Т.е. а вот с чем это таким связано?

А.ШАГАНОВ – Хорошо, хорошо…

АМАЛИЯ – Вот Вам что для творчества, Александр, нужно? Вы говорите, эмоции и порывы.

А.ШАГАНОВ – Для творчества – для творчества – на мой взгляд, человеку необходима некая уединенность.

АМАЛИЯ – Катя порывисто пытается ее нарушить?

К.ШАГАНОВА – Сначала, да, в самом начале нашей совместной жизни я Сашины вот эти вот… вот эти вот одиночество, вот такое…

А.ШАГАНОВ – Свободное времяпровождение…

К.ШАГАНОВА – Да. Такой, творческий образ жизни, скажем так. Я не могла понять и, естественно, не могла позволить, как бы… там, взбунтовать «Как так, Саша, ты ездишь в 2 часа ночи кататься по ночной Москве, там, на Воробьевы горы, куда ты едешь?»

АМАЛИЯ – Вот он, порыв! Вот он, вот он, наконец-то, мы добились!

К.ШАГАНОВА – А спустя какое-то время я начала его понимать, потому что человеку такой профессии, я не знаю, как…

А.ШАГАНОВ – Профессия странная – писать песни.

К.ШАГАНОВА – Странная, да.

АМАЛИЯ – Да, странная… Да, кстати, у нас сегодня в начале…

К.ШАГАНОВА – Я начала понимать, и как-то порывы эти куда-то исчезли.

АМАЛИЯ – Понимать, т.е. понимать как принимать, т.е. вот, едет Саша куда-то ночью…

К.ШАГАНОВА – Да, я спокойно…

АМАЛИЯ – Саша, у Вас в последнее время как с ночными выездами?

А.ШАГАНОВ – Ну, я стараюсь особо не частить… беречь свою семью, беречь Катю, беречь нашего ребенка Лизу. Но дело не в этом, друзья мои, дело в том, что, вот, творческому человеку иногда нужно побыть в одиночестве. Об этом еще чилийский поэт Пабло Нерода сказал: «лучезарное одиночество». В юности. А спустя годы, когда, скажем, он достигает, ну, там, 50 лет, 60 лет, вот необходимо, чтобы… силы ослабевают творческие – и ему необходимы ученики, ему… поэту, да? Ему необходимо какое-то внимание со стороны государства, со стороны людей, которые хотят прислушаться к его мнению. Ну просто в возрастном. Но эмоционально у человека, особенно в годы становления, особенно поэта… понимаете, это как буря, я не знаю, на море, понимаете? Вот именно за эти эмоции, именно за эти эмоции это необходимо сделать. Может быть, в других профессиях, о которых говорил Саша, работая в профессии каскадер, нужен более тонкий просчет. И я ценю его суждение, потому что действительно, очень сложная профессия. Но в моей профессии – сочинение стихов – необходимо вот именно наотмашь.

АМАЛИЯ – Жить наотмашь – вот любопытно. Вот скажите…

А.АНШУЦ – Я тоже ценю. Кстати, не каждый так может позволить себе.

АМАЛИЯ – Да. Я вот про жизнь наотмашь – вот периодически люди, которым, как ни странно, эти эмоции и порывы нужны, как воздух, вот творческим людям, вот подойти… чтобы, как бы, обрушиться на что-то, да, на все эмоции, какой-то порыв такой, вот, опять же, вот это хлопанье дверью, уходы куда-то, там, переломы, они к этому идут, и они сами по себе провоцируют этот момент. Вот Александр Шаганов, вот скажите как на духу, вот провоцировали ли Вы, вот в своей жизни – ради творческого подъема, ради какого-то… вот, события вокруг себя, на которые можно было бы отреагировать?

А.ШАГАНОВ – Хорошо, я Вам отвечу. Вот смотрите, Вы выходите на сцену и снимаете в кино. Естественно, профессия режиссера заключается в том, чтобы артист набрал определенный градус исполнения. Ради вот этого градуса исполнителя режиссер готов поступиться очень многим, может быть, даже в глазах этого актера выглядеть немножко гадом. Понимаете? Но результат – съемка, спектакль, как бы, если все получилось – то он оправдывает средства. Но это театр, это кино. В жизни нельзя… в семейной жизни нельзя быть режиссером, понимаете? Не хочется играть в семейной жизни, поэтому да, может быть, когда-то мне случалось, там, говорить артисту, который поет мои песни, может быть, специально провоцировать на то, чтобы он немножко, так сказать, раскрепостился, немножко… может, я говорил ему очень теплые слова, может, я его ругал – неважно. Но, как бы, это происходило. Но в обычной жизни я стараюсь этого никогда не делать.

АМАЛИЯ – Партитурами в артистов кидались? Ну-ка, честно признайтесь!

А.ШАГАНОВ – Ну что Вы! Нет!

АМАЛИЯ – Нет?

А.ШАГАНОВ – Нет, знаете, самое удивительное, что – еще Островский заметил, что… в «Грозе», в «Грозе» - что самый большой протест возникает, ну, у Катерины из-за… ну, я уже забыл немножко цитату эту хрестоматийную… самый большой протест в жизни возникает в самом больном сердце, в самом маленьком сердце. Т.е. не нужно обязательно кричать, можно так сказать, очень тихонечко, и тебя поймут так, что «мама, не балуй».

АМАЛИЯ – Ну, поймут, да. Катя, скажите…

А.ШАГАНОВ – Подтвердите мою мысль, Катя.

АМАЛИЯ – Ага, хорошая просьба! Нет, Катюша, не подтверждайте его мысль! Я о чем хотела Вас спросить, вот, допустим, вот Александр считает, что в обычной жизни он практически, так сказать, и бережет семью, и не провоцирует. Вот когда у Вас возникает порывистый момент в семье какой-то, Вы чувствуете себя спровоцированной?

К.ШАГАНОВА – Да, конечно. Даже вот это спокойствие вот это, вот это вроде все так это все незаметно, но я могу видеть в этом… Но мне кажется, что это просто вот… я просто, наверное, такой человек, я могу это заметить – другой человек не заметит, скажем. Вот, но я просто немножечко не улавливаю, что именно я должна ответить…

АМАЛИЯ – Хорошо. Я просто хотела сказать, что человек… Вы сейчас уже, как мудрая жена – ну, так я насколько поняла – это… Вы чувствуете этот момент, когда…

К.ШАГАНОВА – Пытаюсь.

АМАЛИЯ – Да, пытаетесь. …тот момент, когда Вас пытаются вызвать на этот конфликт – вот Александр сказал, что нет, в семье надо быть вот таким вот аккуратным, непорывистым, так сказать, и пореже испытывать семью на прочность, но тем не менее, Вы сказали, что в Вашей семье он является огнетушителем. Но для того, чтобы…

А.ШАГАНОВ – Я сказал.

АМАЛИЯ – Да. Но чтобы воспользоваться огнетушителем, надо спровоцировать пожар. Вы чувствуете, что, вот, что-то Вас к этому ведет, Вы же, тем не менее, продолжаете реагировать, как Вы говорите…

К.ШАГАНОВА – Да, я реагирую, конечно.

АМАЛИЯ – На что?

К.ШАГАНОВА – Не могу рассказать, это семейные такие...

АМАЛИЯ – Хорошо…

К.ШАГАНОВА – Но конечно, они есть, да. И мне кажется, вообще в любой семье они есть, без этого никак.

А.ШАГАНОВ – Друзья, ну, знаете, я хочу вас перебить – Катюш, извини, ради Бога – дело в том, что рецептов счастливой семейной жизни, их нет, и каждый строит…

АМАЛИЯ – А мы даже и не о них и говорим.

К.ШАГАНОВА – А Вы знаете, наверное, кто-то…

А.ШАГАНОВ – …строит по своему, и у нас с Катей это первый опыт…

К.ШАГАНОВА – Да.

А.ШАГАНОВ – У Кати первый брак, у меня первый брак.

К.ШАГАНОВА – Но я посуду не бью, конечно. Сейчас об этом подумала, просто некоторые женщины предпочитают, там, свои эмоции, как-то там бить посуду, еще что-то там происходит…

АМАЛИЯ – Кстати, с битьем посуды, могу подтвердить, да, у меня, вот, было года 4 назад, когда я буквально вот все, что присутствовало, то, что было, к сожалению, еще не загружено в посудомоечную машину, оно оказалось на полу. Но это, допустим, был тот момент в жизни, когда я поняла, что это все. Т.е. вот если я сейчас не побью посуду, то я даже… ну, следующего шага и следующего слова у меня нет.

К.ШАГАНОВА – Да.

АМАЛИЯ – Потому что ситуация казалась тупиковой. Это и… не могу сказать, что это привело к какой-то там эмоциональной разрядке, т.е. это скорее… вот этим порывом, битьем посуды я… ну, это был какой-то ответ – ну, показать, что вот именно настолько мне плохо, не меньше, не одна чашка об стенку, а вот все, что было.

А.ШАГАНОВ – Сервиз.

АМАЛИЯ – Да. Ну да…

А.АНШУЦ – Зато потом легче-то стало?

АМАЛИЯ – …ну не дорогой, не дорогой. Нет!

А.АНШУЦ – Не стало легче?

АМАЛИЯ – В том-то и дело, что не стало легче, потому что…

А.ШАГАНОВ – Амалия, скажите, а Вам хотелось бы повторить эту ситуацию, вот, как бы, второй сервиз, так сказать, раскрошить?

АМАЛИЯ – Не-ет! Нет, ну, во-первых, уже дорого…

А.ШАГАНОВ – Мне кажется, что любой человек, он делает выводы из своих поступков, понимаете? Ну, любой человек может ошибиться и может оступиться…

АМАЛИЯ – Вывод из этого поступка… вывод…

А.ШАГАНОВ – Да.

АМАЛИЯ – …не из поступка. К сожалению, я не знаю, насколько порыв поддается анализу. Т.е. вот то, что человек делает, вот, да – вот порыв ухода откуда, порыв хлопанья дверью или порыв, там, не знаю, к любимой на площадку с цветами – а она замужем.

А.ШАГАНОВ – Ой!

АМАЛИЯ – А я порывисто пришел. Вот есть такое сообщение вот о том, что… вот хотела отсоветовать, молодой человек, потому что этот порыв, он, конечно, прекрасен, она точно убедится, что чувства Ваши очень сильны, но вот поймите, что восприняты они позитивно не могут быть, потому что тем самым любимому человеку причините столько геморроя на этот пятничный вечер… Т.е. там, может быть, семья собралась у телевизора, а тут звонок в дверь – букет, человек, который говорит: «Я люблю вашу жену». Прекрасный порыв, но опасный порыв просто для человека.

А.АНШУЦ – Можно же упасть с балкона.

АМАЛИЯ – Ну да, каскадер… тут Александр, каскадер, подсказывает, что можно даже упасть после этого с балкона, причем мало ли, сколько человек может упасть с балкона в этой ситуации.

А.АНШУЦ – И во время полета такие анализы делаешь – думаешь: зачем этот порыв?

АМАЛИЯ – Да. Вот. Вот именно. Анекдот сразу вспоминается: человек, который срывается, там, от любовницы – приходит муж. Он висит на кончиках пальцев, в конце концов он срывается и летит, такой высокий дом, он: «Боже мой, Господи, спаси меня! Я больше никогда не приду, ни к этой жене, ни к другой чьей-нибудь жене! Курить брошу, наркотики – все, завязано, там, алкоголь – все, все, все! Все, я буду чистить зубы три раза в день!»… И вдруг, там, падает на что-то там мягкое, тент какой-то оказывается, там, все, и: «Блин, какая чушь в голову приходит! Кошмар какой-то». Вот. Т.е. вот тоже, порывы, они чреватые так. Вот, в итоге начала рассказывать про этого человека, с неправильными порывами прийти к девушке с букетом в пятницу, чтобы признаться в любви. И опять же, о конкретике гостей хотела бы. Скажите все-таки, Александр Аншуц, были ли у Вас, как у каскадера, очень-очень порывистые поступки в жизни?

А.АНШУЦ – Да, вот сегодня порывистый поступок – я сегодня пришел на «Эхо Москвы».

АМАЛИЯ – Так. А чем же это порыв?

А.АНШУЦ – Ну а чего же ж не прийти? – вот порыв. А чего не прийти?

АМАЛИЯ – Ну, т.е. заняться нетрадиционным для себя делом, обычно, наверное, больше молчите, но тем не менее, объяснять-то приходится, наверное, артистам, что вместо них будут делать, и что… какую часть трюка должны они проделать и дальше не двигаться.

А.АНШУЦ – Да, приходится, очень много приходится объяснять.

АМАЛИЯ – Вы, сталкиваясь с артистами, наблюдаете в артистах порывы, допустим, вместо каскадера выступить вот обязательно-обязательно?

А.АНШУЦ – Да, очень много, причем, и пытаются, и делают. Но быстро проходит, когда первый раз стукнется как следует – ну, так сразу: «а зачем, собственно? Есть же каскадеры».

АМАЛИЯ – Ну да, стукаться… Ну а каскадеры, кстати, тоже стукаются.

А.АНШУЦ – Каскадеры тоже стукаются. Но у них работа такая. А у актеров работа играть.

АМАЛИЯ – Т.е. Вы не считаете, вообще, работу каскадера порывистой, в какой-то степени хотя бы?

А.АНШУЦ – Нет, считаю. Именно когда человек приходит туда и остается там работать долго – вот это порыв. Но это на всю жизнь, такой порыв, долгий. Бах – и все. Либо он не подходит, тогда это уже не порыв, это просто, как бы, проба такая.

АМАЛИЯ – Ну, мне кажется, вот именно на примере Вашей профессии – вот то, что Вы сказали – порыв – прийти в профессию, которая связана с риском. Для меня тут небольшая разница, допустим, с теми же пожарными, которые тоже защищены какими-то костюмами, там, огнеупорными, там, шлемы на них, инструменты попадаются такие, как бы – и все вроде бы как-то можно… и струя воды сильно бьет – но, тем не менее, это риск. И порыв человека, т.е. шаг к какой-то ситуации, которая неизвестно, чем закончится – это тоже риск. И вот эта проверка жизни на прочность, проверка того, «а что будет, если я поступлю вот так, вот сейчас» - пусть она спровоцирована, пусть она подготовлена, но тем не менее – она оправдана, вот, вообще тем, что ведь может кончиться и плохо вся ситуация?

А.АНШУЦ – Она оправдана – в смысле каскадерская профессия, я не говорю про пожарных. Про пожарных или у кого был порыв пойти в милицию, чтобы раскрывать там преступность, они спрашивают регистрацию тоже, я не говорю о них, а я говорю…

АМАЛИЯ – Вот порыв – спросить регистрацию у некоторых!

К.ШАГАНОВА – Да, порыв.

А.АНШУЦ – Вот именно про каскадеров – она оправдана, потому что это такой образ жизни, понимаете? Т.е. не то, что, вот, драйв – неправильное слово здесь, не подходит – но в этом есть такое вот пожелание сделать какой-то сложный трюк, действительно, многие об этом мечтают, многие хотят это делать. Есть желание именно этим заниматься, понимаете? Но это каждодневный порыв. Нету работы – там, два, три дня сидит человек дома – нет съемок – ну, просто нет съемок – и уже устает дома сидеть, потому что ему надо обязательно ехать, работать, прыгать, что-то делать, что-то готовить. Т.е. это образ жизни. Вот это порыв.

АМАЛИЯ – Ну да, это порыв. Скажите, а… ну, хорошо, я сейчас даже не буду больше спрашивать, я думаю. Я поняла, что для Вас это такой порыв был жизненный, но он очень такой, мощный и оправданный, этот порыв. Т.е. Вы хотели… Вам хотелось заниматься вот этими вот рискованными трюками, красивыми, потом смотреть на этот результат. Ну, а допустим, порывы, возникающие… ну, с бытовыми, ну, или не бытовыми, там, с профессиональными конфликтными ситуациями? Когда Вы понимаете, что гнев, злость начинает душить… да, ну, бывает, я понимаю, что у любого мужчины, живущего в большом городе, просто по-простому – в автотранспорте в общественном…

А.АНШУЦ – Я не бью посуду, но бью то, что рядом.

АМАЛИЯ – Ну, т.е. не держите этот порыв, если…

А.АНШУЦ – Не держу.

АМАЛИЯ – Совершенно? Ага.

А.АНШУЦ – В жизни не держусь, к сожалению.

АМАЛИЯ – К сожалению?

А.АНШУЦ – Да. Я очень вспыльчивый, быстро взрываюсь, но так же быстро самотушусь.

АМАЛИЯ – Самотушитесь?

А.АНШУЦ – Да. Достаточно быстро.

АМАЛИЯ – А что такое Ваш взрыв? Вот взрыв по-Вашему? Вот у меня был взрыв вот…

А.АНШУЦ – Вот пример у Вас – разбить посуду. Ну а у меня, как бы, взрыв, если это с семейными… дома как-то происходит, я могу накричать, наорать. Если это происходит…

АМАЛИЯ – Т.е. вот прямо в голос, там, с повышением…

А.АНШУЦ – Да. С чужими людьми – то это может быть ненормативная лексика.

АМАЛИЯ – А рукоприкладство?

А.АНШУЦ – Ну, я опускаю, как бы, здесь рассказы про рукоприкладство.

АМАЛИЯ – Нет, не обязательно, вот… ну что!.. Я вот однажды напинала журналистку – извините за признание – потому что очень было все недоговорено.

А.АНШУЦ – Амалия… Амалия, дело в том, что…

А.ШАГАНОВ – А как же преодоление самого себя?

А.АНШУЦ – Да, вот я… я хочу продолжить…

АМАЛИЯ – Вот я об этом и говорю.

А.ШАГАНОВ – Мы же рождаемся на этот свет не для того, чтобы получить, там, высшее образование…

АМАЛИЯ – Александр, я бы хотела сейчас, чтобы Александр, другой Александр договорил – вот мы, как бы, начали о преодолении.

А.ШАГАНОВ – Я прошу прощения.

А.АНШУЦ – Нет… Вот о преодолении – я как раз стараюсь себя в этом преодолевать, но это…

АМАЛИЯ – Про «гашу».

А.АНШУЦ – Да. Но это, наверное, какая-то издержка либо характера, либо, может быть, даже профессии, потому что я стараюсь в профессии этого не делать. На работе этого не делать, и у меня вот этот выплеск эмоций происходит в жизни. Иногда. Очень редко. Опять же, говорить… я не люблю хамство.

А.ШАГАНОВ – А кто его любит?

А.АНШУЦ – Вот его никто не любит. У меня тогда возникает порыв…

АМАЛИЯ – Ненавижу хамов!

А.АНШУЦ – …дать в морду, да, сразу хаму. Тогда возникает вот такой порыв. И как бы, я считаю, что нормальный мужчина всегда должен себя так вести. Ну как, в принципе, если он видит хамство, он не должен спокойно и взвешенно – там, семь человек или, там, пятеро их, а я один. Я пройду мимо, пусть дальше обижают женщину, вызову милицию – вот здесь порыв, вот здесь порыв должен быть. Т.е. он должен вступиться и т.д., и т.д. Понимаете, вот этот порыв… я не могу, меня сразу начинает это бесить.

АМАЛИЯ – Но это же тоже связано с определенным риском. Я понимаю, что Вы человек, допустим, там, наверняка сильный и физически подготовленный, поскольку… ну, в силу своей профессии, просто в силу того, что Вы каскадером работаете, и, вероятно, должны себя держать в форме и, так сказать, не злоупотреблять. Вот, а скорее там и сила в руках присутствует…

А.АНШУЦ – Да.

АМАЛИЯ – А вот гнев, связанный, там… ну, вот, человек не рассчитал. Вот, и ведь, самое главное, «против лома нет приема», и опять же, против любого сильного может найтись… а если хам очень сильный? Вот, и допустим, если вышла драка. Ведь это так получается, что это очень… вроде бы как, хотелось хамство пресечь – позитивный порыв…

А.АНШУЦ – Вот, а потом мы как раз возвращаемся к истории, к этому анекдоту, когда летишь с балкона и думаешь: «А на кой, в самом деле?»

АМАЛИЯ – Вот, то тем не менее, значит, порыв-то, он у нас все-таки, как бы, за редким исключением, как бы, и скорее счастливой случайностью, все-таки является разрушительной силой, порыв.

А.АНШУЦ – Ежесекундный, ежеминутный – да.

К.ШАГАНОВА – И не контролируемый.

АМАЛИЯ – И не контролируемый.

К.ШАГАНОВА – Возможно.

АМАЛИЯ – Вот, Катя, Вы когда-нибудь свои порывы, допустим, вот, само… вот если допустим, вовремя не появился дома, например, после ночного заезда по кольцу, Александр Шаганов, вот Вы каким образом тушитесь? И нужно ли тушиться, может быть, лучше, так сказать, продолжать гореть, так сказать, поддерживать это состояние?

К.ШАГАНОВА – Ну, ночью, ночью, так как доча спит в это время, особо не пошумишь, поэтому я, наверное…

АМАЛИЯ – (шепотом) И тарелки исключены.

К.ШАГАНОВА – И тарелки исключены, да. Вот, потому что тут приходится, конечно, контролировать, потому что доча спит. Но я вот рисую. Рисую поэтому, как-то вот, разрядочка такая происходит. У меня есть… Все, наверное, с этого началось, что я, вот, начала как-то вот… Ну, в основном, конечно, они положительные все-таки, порывы и эмоции, на картины у меня. Но все, наверное, началось с того, что забываешься, отключаешься и, вот, это занятие мне очень нравится, оно спасает иногда меня.

АМАЛИЯ – Да, вот Александр Шаганов тянет руку…

А.ШАГАНОВ – Вот… вот… Можно я скажу?

АМАЛИЯ – Нужно!

А.ШАГАНОВ – Извините, что я, Саша, Вас перебивал. Я закончу свою мысль. Человек… и хочется… сейчас весенние дни – хочется думать о светлом и хорошем и т.д. Понимаете, человек рождается на этот свет несовершенным…

АМАЛИЯ – А почему, с чего Вы взяли, интересно? Это я так, чисто в конфликт хочу вступить.

А.ШАГАНОВ – Я, как человек, который родился в марте…

АМАЛИЯ – Вы изначально считаете, что родились несовершенным?

А.ШАГАНОВ – Нет, я могу позволить… могу только оперировать интуицией своей, понимаете?

АМАЛИЯ – Хорошо.

А.ШАГАНОВ – Знаете, я считаю так вот, понимаете? Откуда возникло мое суждение? Ну, наверное, из интуиции. И задача человека заключается в том, чтобы справиться со своими эмоциями. И для того, чтобы немножко отличаться от животных, понимаете? И вот этот момент преодоления самого себя – это… это… Понимаете, на любом уровне – это может быть великий подвиг, может быть какая-то бытовая ситуация… условно говоря, не разбил сервиз. Хотел, и были причины, но справился, не разбил, молодец, маленький тебе плюсик.

А.АНШУЦ – Но это тоже великий подвиг.

А.ШАГАНОВ – Тоже великий подвиг.

А.АНШУЦ – Даже иногда больше.

А.ШАГАНОВ – В каждой частной ситуации, понимаете?

А.АНШУЦ – Конечно. Конечно. Я говорю, в жизни это тоже – я извиняюсь, что перебиваю, Саша – тоже великий подвиг.

А.ШАГАНОВ – Да, и самое главное, что – на мой взгляд – понимаете, вот человек так живет, старается удивить других. Вот я так… я пишу стихи, делаю, там, какие-то трюки, что-то еще такое. И все должны удивиться, там, что-то еще такое. Но мало кто задумывается о том, чтобы построить свою жизнь так, чтобы удивить прежде всего самого себя.

АМАЛИЯ – Прекрасная мысль. Александр, браво!

А.ШАГАНОВ – Вот если сам себя удивишь… о’кей, ты знаешь, что у тебя есть какая-то, я не знаю, фигня, которая мешает тебе жить. Но ты с ней справился и тем самым удивил самого себя. И тогда вот это, в радиусе 10 м ты обустроил жизнь. Тогда вот эти окружности, они будут соприкасаться, и очень быстро мы удивимся, что наша планета, она приобрела какой-то такой, хороший смысл. Потому что, к сожалению, есть другие люди, которые в радиусе 10 м делают и сеют черное. И эти радиусы тоже соприкасаются. И иногда мы думаем: почему такая долгая и темная ночь, хотя уже пора рассвету? Понимаете, о чем я говорю? Да? Вот.

АМАЛИЯ – Так это, в основном как раз люди, я могу сказать…

А.ШАГАНОВ – Ну, не…

АМАЛИЯ – Спасибо. Ну вот, воистину, поэт в России – больше чем поэт.

А.ШАГАНОВ – Поэт в России…

АМАЛИЯ – Вот Александр Шаганов…

А.ШАГАНОВ – Я почему сделал такую ремарку – Мартынюк, который сыграл замечательную роль полковника Знаменского, он пишет стихи. Он сказал: «в России киллер – больше, чем поэт: нажал курок – поэта нет».

АМАЛИЯ – Хорошее. А вот все-таки вот о тех людях, которые, как Вы говорите, распространяют черное – почему такая длинная ночь – в основном это люди как раз аффективные, т.е…

А.ШАГАНОВ – Злой гений.

АМАЛИЯ – Ну, да, злой… Ну, гений – не знаю, для меня это вопрос, злой и гений все-таки для меня не совместны.

А.ШАГАНОВ – Ну Вы же верите в гениальность людей?

АМАЛИЯ – В гениальность людей, безусловно, верю, не уводите меня от темы, я сейчас хочу…

А.ШАГАНОВ – Извините!

АМАЛИЯ – Я сейчас хочу о чем сказать: вот эмоциональность – это еще и какой-то допуск, т.е. это в некоторых вещах, там, в некоторых делах это сродни, и синонимом является, допустим, вседозволенность какая-то. Вот, т.е. «это мне возможно для того, чтобы, там, снять напряжение – вот наору на кого-то…» Опять же, без называния фамилий, вот…

А.ШАГАНОВ – Назовите, нам интересно!

АМАЛИЯ – У нас артист тут в театре один, вот, который, вот, если…

А.ШАГАНОВ – Заслуженный артист?

АМАЛИЯ – Да-а, народный. Который не наорет на какую-нибудь костюмершу…

А.ШАГАНОВ – Ой!

АМАЛИЯ – Вот.

А.ШАГАНОВ – Он так готовился к спектаклям?

АМАЛИЯ – Да. Вот опять же, как-то, вот что-то такое, там, ну, вот, наворачивал, там, себе… Но тем не менее…

А.ШАГАНОВ – Скажите, зрители приходили регулярно посмотреть на него...?

АМАЛИЯ – Абсолютно! Регулярно приходили.

А.ШАГАНОВ – Ну значит, этим, вот, достигал своего результата. Другое дело, что страдала отдельно взятая костюмерша. Наверное, он ей приплачивал за это?

АМАЛИЯ – Ну да… Лес рубят – щепки летят.

А.ШАГАНОВ – Об этом был, кстати, отражено – вот Катя меня перебивает – в кинофильме «Зимний вечер в Гаграх». Вы помните эту ситуацию, когда…

АМАЛИЯ – Ну, кураж…

А.ШАГАНОВ – Да.

АМАЛИЯ – Вот, куража достигнуть. Да там, заметьте, там люди как-то достигали куража, вот, герои, что Евстигнеева, что Панкратова-Черного, они этого куража достигали изнутри. А тем не менее, я могу… прошу заметить, что… вот все-таки, Александр, Вы начинали нашу программу с того, что, «вот, эмоциональные люди – это так прекрасно», да? А я говорила о не тех людях, которые… эмоции которых прекрасны, и порывы которых прекрасны – там, всем начать дарить цветы. Неизвестно, опять же, когда вы начинаете – вот, допустим, на территории этого города – всем дарить цветы. Были у ребят каких-то – по-моему, это «Веселые ребята», была такая программа – где какие-то попытки, когда девушка-балерина, по-моему, начинала кому-то на улице вот, тут же, на Калининском еще в ту пору проспекте, раздавать цветочки – люди очень по разному, очень по разному реагировали. Если бы это было ее, действительно, реальным порывом, а не подставой такой, еще неизвестно, может, в конце Калининского девушке могли бы и навалять по-хорошему, потому что все-таки мы живем в довольно аффективном обществе, и аффектация, вообще, и эмоциональные порывы, связанные с реакцией друг на друга – это бич всех больших городов. Наверное, бывает даже во всех больших столицах – ну я вот в Нью-Йорке очень часто с этим сталкивалась – когда по городу идут люди, которые что-то выкрикивают. Это… понятное дело, что это уже та эмоциональность и аффектация, которая уже является болезненной, и вероятно, это клиенты явно каких-то…

А.АНШУЦ – У нас в метро люди тоже выкрикивают и разговаривают сами с собой, это тоже случается.

АМАЛИЯ – Да, да, да. Это… Вот в деревнях – вот я гарантирую – ну, могут быть какие-то пьяного зачатия, там, добрые идиотики, ну, иногда может быть, там, крикливые…

А.АНШУЦ – Это издержки большого города.

АМАЛИЯ – А это издержки большого города. И…

А.ШАГАНОВ – Друзья мои, вы просто не слышали, как в деревнях еще…

АМАЛИЯ – Ну ладно, нет, слышала, слышала, слышала. Тем не менее, там если говорить о процентном содержании, больших городов, то уже сейчас больше, чем деревень получается. Тем не менее, вот эта вот беда, вот эта эмоциональность и порывистость – вот в метро поездишь утром и поймешь прекрасно, что, вот, эмоции и порывы, они просто бурлят. А вот сейчас просто о борьбе. Вот, знаете, о борьбе вот с этим, вот с тем, чтобы сказать что-то дурное, с тем, чтобы сказать что-то хлесткое. У нас остается немного времени – вот мы говорили о том, что Катя, вот, рисует. А представим себе ситуацию, допустим, того, что на нас очень сильно наехали. И сказали что-то очень грубое и очень неприятное, и человек этот, допустим, к примеру, даже не очень близкий. Но тем не менее, обидно как-то, в точку попал, может быть. Ну, вот, не знаю, когда меня рыжей обзывали в детстве – всегда попадали в точку, всегда было очень обидно. Вот, и меня папа начал как-то… вот это вот «не обращай внимания» – оно было тоже очень обидным. Вот как можно на это не обращать внимания? «Ты рыжая» – ну как тут не обратишь? Ну в любое зеркало посмотри – рыжая. Но тем не менее, уже с годами, причем очень сильно с годами, я начала понимать то, что это можно пропускать, какие-то вещи, какое-то вот, там, даже впрямую, направленное оскорбление. Я помню, тут очень смешно отреагировала – сама для себя смешно – в метро очень эмоционально и очень близко, в непосредственном таком контакте, начала разговаривать человек. Он разговаривал, разговаривал, что-то такое говорил – и я понимала, что что-то он какую-то, сволота, феню готовит. Перед тем, как дверь – ну, там в начале дверь открылась, там, «двери открываются, станция такая-то» - и вот уже перед тем, как дверь должна была открыться, человек толкнул меня очень сильно и выскочил на площадку, и дверь захлопнулась. Я очень удивленно на него смотрела, как-то… же не… ну понимала же, что-то вот такое… А он радовался, что, вот, смог. Но тут я поняла, что он осознал свою ошибку – я увидела по разочарованному лицу – он не услышал моей реакции. Он не услышал. Т.е. если бы я, там, сказала «Ах, ты, там, сволочь, де-де-де-де-де» – он хотя бы через стекло увидел бы артикуляцию. Он увидел бы, там, растерянность, гнев, там, ну не знаю, что-то бы увидел. А у меня была реакция – смех. Вот чего-то мне, вот, забавно это было, но я заулыбалась ему: «Ты что?», там. «Смешной какой-то дядя. Зачем же ты меня толкаешь-то?», вроде. И вот я хотела сейчас ваши какие-то самые… самые такие забавные моменты подавления – не в своей жизни, просто фантазируем – как с этой аффектацией, с этой враждебностью, которая нас вызывает и подготавливает к нашим порывам, к нашим эмоциям – как с ней можно бороться? Вот у Вас артист, который прямо – это я сейчас к Александру, который каскадер, обращаюсь. У нас еще есть Александр, который поэт – Александр, который каскадер. Вот артист, который упорно лезет в трюк.

А.АНШУЦ – Ну вот, Амалия, кстати, Вы сказали хорошо, как вот… я сейчас приведу еще вопрос: как бороться вот с этим? Смех – он действительно побеждает очень многое: сразу как-то отпускает, становится легче, и уже не хочется никому давать в морду. Смех – это действительно великая вещь, он побеждает. А для меня еще, кстати, спорт. Спорт, зал, спортивный зал, т.е… груша боксерская – тоже снимает стресс.

АМАЛИЯ – Груша хорошее… В ИКЕЕ продаются груши уже.

А.АНШУЦ – Снимает стресс – очень советую. Вот, а про актеров, которые лезут на трюк – если это подготовлено, если они готовятся для этого, ходят в зал, тренируются – это замечательно, это только приветствуется. Потому что он…

АМАЛИЯ – Нет, он неожиданно!

А.АНШУЦ – А вот когда неожиданно…

АМАЛИЯ – Это я Вам ситуацию давала к примеру. Вот, вот, хочет он, вот нет, он уже смотрит за углом, сейчас вырвется под машину.

А.АНШУЦ – До первой боли. До первой боли всегда это происходит. Когда он видит, как это происходит, как готовят, как поджигают человека, он понимает, что «Зачем я это делаю? Мне это не надо».

АМАЛИЯ – Ну, т.е. Вы… Ваша рекомендация – это, так сказать, отпускать ситуацию.

А.АНШУЦ – Отпускать ситуацию.

АМАЛИЯ – Пусть развивается как развивается, пусть…

А.АНШУЦ – Ну, немного контролировать, не давать выходить за рамки.

АМАЛИЯ – Вот, вот это вот опасная вот это штука, что вот как-то, потому что иногда вот это вот не дать ситуации выйти за рамки для себя, да, вот является тот самый порыв, когда мы все равно приходим… все равно приходится дать в морду, хотя бы для того, чтобы спасти, спасти его жизнь, наконец. Александр, Ваши рекомендации. Ну, допустим, к женщинам, поскольку у Вас супруга, вот…

А.ШАГАНОВ – Нет, я…

АМАЛИЯ – Женщины, которые близки к аффекту, порыву…

А.ШАГАНОВ – Нет, я хочу сказать, что все заключается в частном случае. Каждый случай, он, как бы, вот… как поступить, я не знаю. Т.е. рецептов никаких нет, друзья мои. Вот. Другое дело – вот так построить, чтобы вот этих событий не происходило в твоей жизни, предусмотреть их каким-то образом – вот это будет тоже неплохо. А рецептов никаких нет. И, к сожалению, опять же, мир несовершенен и так устроен, что это может возникнуть вчера, может возникнуть завтра. Это жизнь. Это любая жизнь. И тем не менее, знаете, я сегодня просто вечером очень настроен на такой легкий позитив, и я хочу сказать…

АМАЛИЯ – Прекрасно, лучше тяжелый позитив, в нашей программе особо приветствуется.

А.ШАГАНОВ – Нет, нет, Амалия, я хочу сказать, что эмоции – они были, есть и будут в жизни любого человека. И не нужно их бояться. Надо их уметь преодолевать, о чем я уже говорил. И все-таки очень бы хотелось, чтобы в жизни любого человека присутствовали положительные эмоции. Положительные эмоции – и тогда будет все хорошо.

АМАЛИЯ – Ну да, вот я хотела сказать, что начал создавать сегодня положительные эмоции нашего эфира Александр Шаганов премьерой песни на музыку Игоря Пьянкова – песня называлась «Прощай», насколько я понимаю?

А.ШАГАНОВ – Да. Да.

АМАЛИЯ – Ну вот это давеча, то, что вы слушали в начале программы, и то, что я забыла сразу же объявить – извините, пожалуйста, Александр!

А.ШАГАНОВ – Ну, можем послушать и второй раз, я думаю.

АМАЛИЯ – Да, конечно! Сделаем и это. Катя. Вот кроме рисования, если у кого-то в рисовании… Вот я могу сказать, что когда гневишься… Вы знаете, человек, который на вас нападает на улице – ну, просто нападает неприятно, не то, что это, там, даже опасно, но просто вот… вот либо вот опять же это начнется сейчас, либо это сейчас будет, порыв, шквал начнется, либо вот как-то пресечь себя. Ведь не вытащишь же бумагу и не начнешь же рисовать немедленно этого человека, который на тебя орет. Вот, Ваши какие-то позитивные рекомендации.

К.ШАГАНОВА – Ну, могу и не сдержаться, наверное, если, там, какая-то такая ситуация по поводу хамства или еще чего-то. Ну, знаете, я, например, вспоминаю, что у меня были такие случаи, когда я могла промолчать, и потом это меня очень долго могло преследовать. И я начинала даже жалеть, почему я не показала… не среагировала на эту ситуацию. Понимаете? Поэтому иногда, наверное, даже и полезно, как бы… чтобы это потом в себе не держать.

А.ШАГАНОВ – Я расскажу историю-быль…

К.ШАГАНОВА – Я именно, вот… Я не беру какой-то очень серьезную какую-то – кого-то обидеть, унизить, а вот именно себя, скажем так, защитить…

А.ШАГАНОВ – Друзья мои…

К.ШАГАНОВА – …если тебя оскорбляют, мне кажется, что…

АМАЛИЯ – Александр, перебиваете супругу!

А.ШАГАНОВ – Извините!

К.ШАГАНОВА – Наверное, что-то как-то, что-то ответить надо, может быть, в какой-то другой форме, не в грубой, но если вот так вот, вообще никак не среагировать, ну, над этим надо как-то все равно поработать тогда. Если… Ну как-то я… это все индивидуально, дело случая. Но то, что, вот, иногда вот у меня такое было, что я промолчала – ну, потом все-таки жалела, что я не могла как-то это объяснить, защитить себя.

АМАЛИЯ – И наконец-то история-быль в нашем эфире – никто сегодня не поделился, кроме меня, горемычной – все-таки опять пришлось покаяться уважаемым слушателям.

А.ШАГАНОВ – Будучи мужем Екатерины Михайловны и, как бы, зная этого человека больше, чем все вы, вместе взятые, я хочу вспомнить историю, как однажды мы улетали из Парижа. Вот, и прилетели практически не в тот аэропорт. А времени оставалось очень мало, и…

АМАЛИЯ – Т.е. приехали не в тот аэропорт в Париже?

А.ШАГАНОВ – Ну, к сожалению, так получилось…

К.ШАГАНОВА – Нет, там терминал был не тот.

АМАЛИЯ – Терминал не тот.

А.ШАГАНОВ – Была машина с терминалом, понимаете, и…

АМАЛИЯ – А там, да, в Париже разъезжать – это я поясню для тех, кто не был там…

К.ШАГАНОВА – Там на автобусе надо ехать.

АМАЛИЯ – Да, там просто как будто в разные города едешь в Париже, из терминала.

А.ШАГАНОВ – Да. Ну, бывает, ничего страшного. И Катя была расстроена…

АМАЛИЯ – До какой степени Катя была расстроена?

А.ШАГАНОВ – А Катя говорит: «Так!»

АМАЛИЯ – Как это выражалось?

А.ШАГАНОВ – «Сейчас нужно»… Там, времени осталось очень мало, мы опаздывали на рейс. И она говорит: «Так, нужно срочно просто вот, чуть ли не через это летное поле, вот этот терминал» - нам объяснили, что нужно туда. Я говорю: «Катюша, здесь такие расстояния! Давай все-таки поедем автобусом». Я не знаю, как я смог ее убедить, но мы благополучно улетели…

К.ШАГАНОВА – Когда мы ехали на автобусе, я увидела, сколько мы проехали – минут, наверное, там…

А.ШАГАНОВ – Да, да.

К.ШАГАНОВА – …5-10 мы ехали на автобусе, я поняла, что мы бы, если бы мы пошли пешком, мы бы не…

А.ШАГАНОВ – Поэтому друзья мои, друзья мои, всегда рядом с вами должен быть человек, который сможет, ну, что-то такое подсказать. Иногда я могу ошибиться, что, Катя мне подскажет…

К.ШАГАНОВА – Нет, мне кажется, эта история немножко не относится…

А.АНШУЦ – Извини, Саш, человек-огнетушитель, да, такой?

А.ШАГАНОВ – Человек-огнетушитель, понимаете?

АМАЛИЯ – Да.

К.ШАГАНОВА – Да. Но я бы хотела, чтобы человек-огнетушитель не давал бы повода, и…

А.ШАГАНОВ – Скажу откровенно, я потом очень сильно переживал.

К.ШАГАНОВА – Да. Не провоцировал эту ситуацию. Потому что причина-то была в Саше, он просто неправильно назвал. Это не я, это Саша! И он неправильно объяснил таксисту. Но суть не в этом. Потому что мы так это вот, потом, когда сели в автобус, мы собрались с Сашей и все быстренько нашли. Как-то все-таки эмоции куда-то исчезли. Мы настолько хотели улететь, что мы уже не выясняли, кто там неправильно что подсказал, а уже направились в паспортный контроль.

АМАЛИЯ – А скажите, для Вас, допустим, для того, чтобы бороться, там, с гневом каким-то, если, там, Боже упаси, конечно, Катя, вот возникают такие моменты, когда понимают люди, что чаще и чаще начинают срываться и срываться, срываться и срываться, и уже никакие…

К.ШАГАНОВА – Надо ехать отдыхать.

АМАЛИЯ – Ехать отдыхать…

К.ШАГАНОВА – Да. Расслабляться.

АМАЛИЯ – А для Вас возможно, допустим, обращение к психотерапевту, например, там, в группы какие-то, где люди кричат: «Я злюсь! Я злюсь! Я ненавижу тебя!», там, друг на друга, такие вот всякие вот эти вот тренинги, там, проводят – ну вот, опять же вот, что-то такое, аналог груши, но тем не менее, там, словесный, допустим.

К.ШАГАНОВА – Ну, надо с кем-то, наверное, поделиться, там, с подругой или с мамой. Смотря кто там… или с мужем. Если понимаешь, что ты получаешь какой-то вот…

АМАЛИЯ – Если понимаешь, что не спится…

А.ШАГАНОВ – Я, кстати, не исключаю, Катя…

К.ШАГАНОВА – Если уже не находишь здесь выхода никакого, то, может, даже и стоит обратиться к какому-то специалисту или врачу…

А.АНШУЦ – Мне кажется, груша все-таки надежнее.

АМАЛИЯ – Итак, вот по последнему, буквально, по паре слов тем, кто сейчас, вот, готовится к какому-то порыву, может быть, роковому в своей жизни. На прощание. Катя, Александр Шаганов и Александр Аншуц. Александр.

А.АНШУЦ – Ну, я бы посоветовал вспомнить тот анекдот, когда «медленно-медленно спустимся с горы», ну и т.д. Поэтому не надо торопиться!

АМАЛИЯ – Спасибо!

А.ШАГАНОВ – Нет, а я хочу сказать, что ничего в этом страшного нет, но естественно, только обоснуйте свой поступок. А эмоций бояться нельзя.

К.ШАГАНОВА – Мне почему-то все-таки хочется думать о хороших эмоциях, потому что у нас тема была такая… ну, все такое негативное вспоминали. У меня какое-то прямо такое чувство какое-то… хочется какую-то взять обратную сторону.

АМАЛИЯ – А мы с мальчишками хихикали!

К.ШАГАНОВА – Да.

АМАЛИЯ – Да, да, да, Катя!

К.ШАГАНОВА – Вот. Ну, я просто не знаю, как с этим бороться. Я не знаю, честно говоря.

АМАЛИЯ – Ну, не знать, как с этим бороться – это хорошо, это значит размышления. Ну, поразмышляйте перед тем, как совершить какой-то очередной в своей жизни роковой эмоциональный порыв…

К.ШАГАНОВА – Ой, я надеюсь, этого не случиться.

АМАЛИЯ – Да. И вот Катя надеется, что этого не случиться, а также и мы все надеемся, что этот вечер в пятницу вы будете избавлены от ненужных порывов. Возвращайтесь к нам в следующую пятницу, после 23, на «Территории Амалии». Спасибо вам!