Купить мерч «Эха»:

Царствие марксизма - Русская провокация - 2018-05-05

05.05.2018
Царствие марксизма - Русская провокация - 2018-05-05 Скачать

С.Белковский

Доброй субботы вам, дорогие друзья! Это специальный проект «Белковский ТВ» для радиостанции «Эхо Москвы». Программа «Русская провокация». С вами Станислав Белковский. Смотрите, слушайте, осязайте, обоняйте нас на радио «Эхо Москвы», сайте «Эхо Москвы», YouTube-канале «Эхо Москвы».

Сегодня у нас немного необычный, специфический эфир, поскольку проводим мы его не из обычной студии «Белковский ТВ» в Москве, на Патриарших прудах, а из Санкт-Петербурга, из личной резиденции Александра Глебовича Невзорова, хорошо известного вам как по программе «Невзоровские среды» на «Эхе Москвы», так и вообще. Поэтому пейзаж у нас немного необычный, а концепция программы остается неизменной. Предысторию концепции создания «Русской провокации» я позволю вам себе в двух словах напомнить.

Осенью 2017 года главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Алексеевич Венедиктов приобрел на аукционе «Сотбис» подшивку газеты «Известия» за 1918 год. Сумма сделки составила 12 миллионов долларов. Операция была полностью профинансирована дочерними структурами открытого акционерного общества «Газпром». Генеральная прокуратура Российской Федерации, проводя проверку сделки на «Сотбис» по запросу ряда депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, признала операцию полностью законной, что дает нам основания оптимистично смотреть в будущее.

Государственный департамент США, Министерство финансов США и Офис по контролю за иностранными активами OFAC, спецслужба входящая в состав Минфина США, подтвердили, что, несмотря на повышенное внимание американских властей к открытому акционерному обществу «Газпром» и некоторых его дочерних структур, несмотря на то, что дочерние структуры «Газпрома» могут также оказаться в санкционном списке Министерства финансов США, нам ничего не грозит, потому что Алексей Алексеевич Венедиктов - всеми признанный выдающийся миротворец и борец за свободу слова, поэтому никаких вопросов к чистоте подшивки коллекции газеты «Известия» за 1918 год нет.

А концепция наша проста: мы читаем «Известия» за 1918 год и проводим параллели с днями сегодняшними, событиями сто лет спустя, с реалиями нынешнего 2018 года.

И сегодня мы будем читать газету «Известия» за 5 мая 1918 года. Но прежде, чем к этому перейти непосредственно, я хочу рассказать кое-что о развитии нашего известного вам проекта Музея новейшей истории России в городе Плес Ивановской области.

Как известно, председатель правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев принял решение передать свою резиденцию в городе Плес, прославленную видным оппозиционным политиком Дмитрием Анатольевичем Навальным в ряде работ последнего, в частности в фильме «Он вам не Димон», под Музей новейшей истории России.

Этот проект полностью поддержан мэром города Плес Ивановской области Темирбулатом Каримовым, который является родным зятем Игоря Ивановича Сечина, одного из самых влиятельных российских политиков и бизнесменов, главной компании «Роснефть». Потому можно сказать, что Музей новейшей истории России редкий проект, в котором Дмитрий Анатольевич Медведев и Игорь Сечин выступают заодно.

С.Белковский: И тот десмод, который оказался 7 лет назад в распоряжении ФСО и СБ, был подарен Путину Уго Чавесом

На этой неделе пришли новые позитивные новости о вероятном пополнении коллекции создаваемого музея. Как вы знаете, как я вам неоднократно говорил, первичное создание музея будет формироваться за счет личных фондов Алексея Алексеевича Венедиктова, потому музей уже приобрел неформальное имя Музей Венедиктова.

Но несколько дней назад крупный российский бизнесмен, президент фонда «Сколково» Виктор Феликсович Вексельберг высказал намерение передать в коллекцию музей 100 тысяч бутылок газированной воды Perrier производства Французской республики. Это решение Виктор Феликсович принял в связи с тем, что, вероятно, импорт газированной воды из-за пределов Российской Федерации, а точнее из всех стран, которые присоединились к международным санкциям к Российской Федерации после аннексии Крыма в феврале-марте 2014 года, после начала войны в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины весной-летом 2014 года и так далее, после установления некоторых фактов возможного вмешательства субъектов российской политики, экономики и административной системы в ход выборов президента США в 2016 году, вскоре будет запрещен по инициативе все того же Виктора Феликсовича Вексельберга. И для того, чтобы нынешние и следующие поколение россиян все еще помнили, как выглядит легендарная газированная вода Perrier, Виктор Феликсович готов на столь самоотверженный дар. Заранее ему большое спасибо.

Есть новости и в Кунсткамере нашего музея, главой которой является известный ученый, доктор биологических наук Ревекка Львовна Фрумкина. Как известно, в Кунсткамере Музея новейшей истории в Плесе будут концентрироваться биологические объекты разного возраста и разной степени готовности.

И вот на уходящей неделе ФСО и Служба безопасности президента приняли предварительное решение и проинформировали нас об этом решении предоставить в Кунсткамеру Музея новейшей истории поистине уникальный экспонат: кровососущую летучую мышь десмод венесуэльского происхождения, точнее, мумию этой летучей мыши. Десмод (по латинской классификации Desmodus rotundus) – вампир обыкновенный используется в службах безопасности лидеров разных стран. И тот десмод, который оказался около семи лет назад в распоряжении Федеральной службы охраны и Службы безопасности президента Российской Федерации, был подарен российскому президенту Владимиру Владимировичу Путину его тогда еще живым венесуэльским коллегой Уго Чавесом.

Десмод служил в охране Уго Чавеса, а затем несколько лет эффективно и добросовестно в Службе безопасности президента России. Основная функция летучей кровососущей мыши – это выявлять источники угрозы в радиусе примерно 700-800 метров и немедленно атаковать их с целью выпить кровь: типичная функция вампира.

Несколько месяцев назад обсуждаемый десмод, чье имя не разглашается, по просьбе потенциальных донаторов нашего музея, скончался, что, безусловно, было воспринято в президентских структурах Российской Федерации если не с глубоким, то, по крайней мере, с известным прискорбием. Кровососущий вампир был забальзамирован, и сейчас эта мумия может быть передана в музей, поскольку, действительно, российское руководство испытывает определенные сантименты к этому, еще недавно живому существу.

Ни в одном собрании биологического профиля – скажу это не без особой гордости, включая и Петровскую Кунсткамеру в Санкт-Петербурге – экспоната подобной эксклюзивности и ценности нет. Так что проект Музея новейшей истории России развивается, и мы надеемся, что он станет весьма успешным игроком на рынке музейных услуг нашей страны.

А сейчас возвращаемся к газете «Известия» 1918 год. 5 мая, большой праздник. И праздник очень непростой: 100-летие Карла Маркса. Этому празднику, этой дате посвящена обширная публикация в «Известиях» от 5 мая 1918-го. И сейчас мы прочитаем несколько ключевых фрагментов этой публикации:

«Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения великого учителя рабочих, творца теории научного социализма, основатели Интернационала Карла Маркса. В этот день все пролетарии, все сознательные трудящиеся вспомнят это великое имя и от всего сердца почтут память человека, в котором так гармонично объединились свойства мыслителя и творца. Карл Маркс - еврей по происхождению, протестант по вероисповеданию, пруссак по государственной принадлежности, в действительности был свободным мыслителем, интернационалистом до мозга костей, гражданином всего мира, членом единой великой единой семьи, рыцарем единого международного ордена революционных борцов за полное освобождение человечества от всех цепей: экономических, политических, умственных и нравственных.

Уже сейчас имя Карла Маркса стало священным для десятков миллионов рабочих пролетариев. Кто из людей, живущих более-менее сознательной жизнью, не знает этой характерной юпитерской головы с львиной гривой с всклокоченной головой и горящим проницательным взором. И с каждым днем число людей, чтущих этого революционера и принимающих его воззрения, растет. Будет время, когда площади человеческих поселений всего мира покроются статуями этого человека.

Сейчас первый памятник Маркса открыт, кажется, в Пензе. Буржуазные зубоскалы и жалкие подголоски острили по поводу того, что этот памятник поставлен в русском провинциальном городе. Они забывают, во-первых, что даже первый памятник поэту Генриху Гейне пришлось поставить на греческом острове Корфу, ибо реакционные правительства Германии не допускали его постановки – даже Гейне – в пределах своих владений.

Они, во-вторых, притворяются непонимающими того, что в эпоху господства империалистических насильников социалистическая Россия является единственной страной, где может быть поставлен публичный памятник великому коммунистическому борцу.

Будет время – осуществятся заветные мечты Маркса. Будет низвергнута власть буржуазии и тогда памятники ему будут поставлены повсюду. А пока что мы, его последователи удовольствуемся тем нерукотворным памятником, который этот мыслитель и революционер воздвиг себе в сердцах миллионов рабочих всего мира. Царствие марксизма еще придет и царствию этому не будет конца».

Понятно, что для большевистской власти по состоянию на весну 1918 года Карл Маркс – это фигура абсолютно уникальная и безупречная. Это основоположник того всепроникающего учения, которое, по крайней мере , формально лежало в основе Великой Октябрьской социалистической революции и того политического режима, который был сформирован после победы Октябрьского переворота. И у нас есть все основания пообсуждать, как было принято говорить в большевистские времена, и в соответствии с традицией, заложенной самим Карлом Марксом, всемирно-историческое значение этого мыслителя, который был не только теоретиком пролетарской революции, но в значительной степени практиком, человеком, которому и французская аристократия и буржуазия и даже сам «железный канцлер» Отто фон Бисмарк приписывали определенную роль в организации Парижской коммуны в 1871 году, той самой Парижской коммуны, которую Карл Генрих Маркс считал первым, пусть и неудачным прецедентом рабочей революции и пусть временного, менее чем на 2 месяца, установления диктатуры пролетариата в одной, отдельно взятой стране, точнее, на определенном участке территории одной, отдельно взятой страны, но ценности прецедента это не меняет и не отменяет.

Итак, Карл Маркс родился 5 мая 1818 года. Его отец Генрих Маркс еврей, адвокат, который работал при суде города Трира, родного рода Карла Маркса. Трир – это город в Рейнской области Германии того времени.

С.Белковский: Тогда можно быть титульным левым политиком и, не смущаясь, демонстрировать зоологический антисемитизм

Как мы знаем, Германия начала 19-го века не была единой. После Венского конгресса 1914-15-го годов, который подвел черту под наполеоновскими войнами и зафиксировал результаты поражения Французской империи в этой войне, Германия не стала единым государствам. Проект национального государства, которое было бы сгруппировано вокруг Пруссии, был заблокирован, естественно, Австрией, Австрийской империей. И хотя император Австрийской империи сложил с себя титул Священной Римской империи германской нации еще в декабре 1804 года после катастрофической битвы для Священной Римской империи при Аустерлице, но тогдашний император Франц II просто весьма опасался, что императором Священной Римской империи германской нации провозгласит себя Наполеон Бонапарт – к этому дело шло, и – чтобы «корсиканское чудовище» не получило такой возможности, и чтобы человек относительно простого происхождения, мелкопоместный дворянин не вторгся в дружную семью европейских монархов с многовековой историей, понятие Священной Римской империи германской нации было упразднено и заменено на Австрийскую империю.

И определенных своих земель Австрийская империя лишилась уже после неудачных войн с Пруссией, преобразовавшись потом, в 70-е годы 19-го века в Австро-Венгерскую империю, закончившую довольно бесславное существование по итогам Первой мировой войны, но это уже совсем другая история, не имеющая прямого отношение к Карлу Генриху Марксу.

Карл Маркс происходит из семьи потомственных раввинов. Его дед по отцовской линии был раввином и дед по материнской тоже. И отец и мать Карла Марса перешли в христианство, стали лютеранами, потому что иначе у них не было возможности в тогдашней Германии обеспечить достойную, должную карьеру ни себе, ни своим потомкам, включая будущего основоположника марксизма. Надо сказать, что отец Карла Маркса Генрих Маркс (это, естественно, его онемеченное имя, звали его Гершель Леви в оригинальном варианте) ждал, когда умрет его отец раввин и не переходил в лютеранство для этого, подчеркнув тем самым символическое значение отца для карьеры сына. Это теория, которая заслуживает отдельного внимания и, возможно, за рамками той программы, которую вы сейчас слушаете и смотрите, но и в судьбе Карла Генриха Маркса, нашего главного героя и главного героя газеты «Известия» за 5 апреля 1918 года эта теория работает в полном объеме.

Надо сказать, что Карл Маркс, хотя и родился в еврейской семье, был ненавистником иудаизма и считал, что именно иудейская закваска, в том числе, и в других религиях и иудео-христианская линия, например, в христианстве играла в истории человечества достаточно негативную роль. При этом сам он нередко становился объектом антисемитизма, например, со стороны своего политического соперника второй половины XIX века, знаменитого русского анархиста Михаила Бакунина, который жаловался европейской и иной общественности, что из Первого интернационала, основанного, прежде всего, Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом его выгоняет именно мафия русских и германских евреев.

Тогда можно быть статусным и титульным левым политиком и, нисколько не стесняясь и не смущаясь, демонстрировать свой зоологический антисемитизм, что, впрочем, не умаляет и существенной позитивной роли Михаила Бакунина в становлении левого движения в Европе XIX века и в России XIX века, в частности.

С детства Карла Маркс отличался исключительными талантами в гуманитарной сфере, в том числе, в изучении языков. Он знал, в том числе, и иврит, хотя жизненные обстоятельства с момента крещения его родителей его уже к этому не принуждали. Надо сказать, что до определенного момента хуже всего Карл Генрих Маркс владел именно английским языком, что долгое время удерживало его от переезда в Британию. Однако в 1849 году, гонимый большинством европейских стран, как лицо неблагонадежное, революционер теоретический и практический, он переехал в Великобританию, где и прожил до конца своих дней.

Именно в Великобритании был написан его главный труд «Капитал», критика политической экономии. Вместе с тем Карл Маркс был гулякой и мотом, охотно участвовал в драках с себе подобными.

Отец, дисциплинированный адвокат из города Трир, делал все возможное, чтобы обуздать неконтролируемые деструктивные энергии собственного сына и направить его и эти энергии в позитивное русло. Поэтому при содействии отца Карл Маркс становится сначала студентом Боннского университета, где изучает юриспруденцию. Отец Генрих Маркс надеется, сын, став юристом и желая получить, как бы мы сказали сегодня, адвокатский статус, остепениться.

Но сын не остепенился. Юриспруденция вскоре ему опротивела, и он решил начаться философией, для чего перебирается из Бонна в Берлинский университет и там достаточно успешно проходит курс философии, после чего защищает диссертацию (опять же в современных терминах) по философии, но уже не в Берлине, а в Йенском университете, города Йена, одном из символов военного позора Пруссии в эпоху наполеоновских войн. Помните битву при Йене – Ауэрштедте, после которой Бонапарт вошел в Берлин и достаточно убедительно продемонстрировал державам Центральной Европы, что он не собирается выпускать вожжи из рук. Он их не выпускал до 1812 года и его тотального разгрома, когда его войска, остатки великой армии утопли в Березине.

Отец финансирует Карла Маркса и всегда сокрушается о том, что расходы сына превышают доходы. И надо сказать, что немалую роль в формировании философии Карла Маркса, то есть пресловутого марксизма, который многие из нас изучали едва ли не с раннего детства, должны были воспринимать как истину в последней инстанции. Особенно в трактовке классиков марксизма-ленинизма марксизм обозначал себя как единственно верное учение. Помните, как сказал Владимир Ильич Ленин, основатель советского государства: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Я всемогущ, потому что говорю правду, - вот можно точно так же трактовать эту фразу.

Так вот в судьбе марксизма немалую роль сыграла история с несостоявшейся поездкой Карла Маркса на похороны отца в Трир, потому что поездка эта стоила 20 талеров, весьма крупную по тем временам сумму, которой у Карла Маркса не было. Мать мыслителя Генриетта этой суммы ему не выделила. Сердобольный отец, как мы понимаем, в этот момент уже умер. Карл Маркс не появился на похоронах отца и за эту бестактность, связанную с отсутствием в нужное время в нужном месте 20 талеров он был отлучен от отцовской части наследства. Да, впоследствии, через несколько лет он эту часть все-таки получил, но значительное время спустя.

Именно тогда формируется первичное отношение философа Карла Маркса к деньгам, к капиталу как таковому. С одной стороны, деньги создают неограниченное количество возможностей, в том числе, возможностей, для которых уместен термин «соблазн». С другой стороны, деньги ограничивают человека, делая его своим заложником.

Если мы посмотрим на судьбу многих богатых людей на всем протяжении истории человечества и проанализируем эти судьбы внимательно, под лупой, под микроскопом, если мы отрешимся от ауры всемогущества, которая якобы сопровождает настоящих богачей, мы поймем: да, не богач управляет деньгами, а деньги богачом.

Вот недавно вышел на экраны голливудский фильм «Все деньги мира», посвященный драматической истории мультимиллиардера Пола Гетти, который отказался платить выкуп за похищенного террористами в Риме внука 17 миллионов долларов, в результате чего внук был тяжело травмирован, лишился уха, пострадал психологически, превратился в алкоголика и наркомана и погиб в весьма раннем возрасте. Но Пол Гетти твердо стоял на своем: деньги священны, они главнее человека. А внуков у Пола Гетти много и на всех внуков, прошлых, настоящих и будущих, а также правнуков и других родственников разной степени близости никаких денег не напасешься. Это Карл Маркс понял очень хорошо. И в судьбе марксистской философии и политэкономии это понимание сыграло значительную роль.

Те, кто знаком с российскими олигархами постсоветского периода, ну, так называемыми олигархами – просто очень богатыми людьми, знают, что олигархи склонны предавать деньгам сакральное значение. Это не просто субстанция функциональная, которая позволяет решать определенные проблемы и о них не думать. Нет, это священный эликсир, который позволяет решать задачи и достигать целей, людям без денег, в принципе, недоступных.

С.Белковский: Монетократия в РФ сохраняется по сей день. Обсуждаемые санкции США и Евросоюза направлены в ее сердце

Например, еще в начале первого десятилетия «нулевых» годов XXI века один очень состоятельный человек говорил мне: «Умереть может только небогатый человек. Богатый человек в современную эпоху умереть не может, потому что мы создадим индивидуальные лекарства, построенные на расшифровке личного генетического кода каждого из нас, и эти лекарства продлят наше земное существование до 120-150… 170 лет. А когда мы доживем до 120, будут уже новые лекарства, и наша жизнь, наше физическое существование на земле станет почти неограниченным».

Так и сформировалась российская система монетократии, власти денег, основная черта которой: предание деньгам божественного статуса. Человек с деньгами – это жрец, наделенный некими полномочиями высшего существа, а не просто, перефразируя классика, человек, у которого много денег, в отличие от того человека, у которого их мало.

Монетократия в России сохраняется и по сей день. Собственно, столь часто обсуждаемые санкции США и Евросоюза против России и направлены в сердце этой монетократии в том, чтобы противопоставить священную власть денег в России не менее священной власти одного физического лица, Владимира Путина, чья международная и военная политика в последние четыре года существенно противоречит приоритетам божественных денег и посмотреть, кто победит: Путин-божество или деньги и божество.

И в этом смысле главные идеологи и технологи санкций, в частности, президент США Барак Обама и его тогдашний ключевой помощник, сотрудник Государственного департамента США Дэниел Фрид нисколько не ошибались. Давайте не будем недооценивать их интеллектуальных, аналитических и прогностических способностей и возможностей.

Не в последнюю очередь отношения к деньгам определило и женитьбу Карла Маркса, сыгравшую столь значительную роль в его судьбе. Его избранницей стала Женни фон Вестфален, девушка из дворянского рода, дочь графа Карла фон Вестфален. Женни фон Вестфален была на четыре года старше Карла Маркса. Она была очарована его интеллектом, его энергией, его харизмой. Но еще более очарован Карлом был его тезка фон Вестфален-старший, и во многом он выступил интеллектуальным и моральным спонсором их женитьбы.

При этом, конечно, представление о Карле Марксе как о большом моралисте, который всю жизнь блюл верность своей супруге, переживавшей много лишений, в том числе, из-за полного безденежья, которое преследовало семью основоположника Марксизма большую часть его жизни, сильно преувеличено. В частности, не есть для историков секрет многолетней связи Карла Маркса со служанкой их семьи Еленой Демут, Ленхен сокращенно по-немецки, что значит, Леночка. Причем довольно примечательным образом Ленхен Демут была рекомендована этой семье тещей Карла Маркса, матерью Женни фон Вестфален. И на протяжении ряда лет теща оплачивала фактически любовницу собственного зятя.

Елен Демут родила ребенка от Карла Маркса, и этого ребенка по имени Фридрих, - а назван он был Фридрихом не случайно, - усыновил кто бы вы думали? – конечно, Фридрих Энгельс. Впрочем, об альянсе Маркса и Энгельса мы поговорим парой минут позже, как о ключевом, системообразующем альянсе.

Как мыслитель Карла Маркс начинает, разумеется, - это было вполне естественно для Германии тех времен, - в качестве последователя Георга Вильгельма Фридрих Гегеля, идеалиста, автора теории «Абсолютного духа» и уже не столь последовательного идеалиста, анропоцентриста Людвига Фейербаха. Однако он очень скоро разочаровывается в кумирах. Сначала – в Гегеле и критикует философию права Гегеля в соответствующей работе, потом – Людвига Фейербаха. Людвиг Фейербах становится объектом приоритетной критики Карла Маркса, потому – в чем, собственно, состоит философия антропоцентризма – в том, что человек абсолютно субъектен, он сам принимает решения, в этом смысле независим от господа бога или абсолютного духа. Гегель утверждал обратное: он, собственно, постулировал субъектность абсолютного духа, от которого человек отчужден и потом человек, скорее, становится объектом воздействия или субъектом в его земной и постземной судьбе.

Фейербах говорит о субъектности человека, но, по мнению Маркса, совершенно излишне игнорирует социальные обстоятельства, которые сопровождают человека и складываются в обществе. Общество формирует человека скорее, чем человек сам себя. Общество главнее индивида. Так формируется материалистическая философия Карла Маркса, в которую немалый вклад потом внес и Фридрих Энгельс.

Они познакомились в августе 44-го. Помните такой легендарный роман советского времени о наших военных разведчиках из СМЕРШ? Да, 26 августа 1844 года они знакомятся в Париже, где в то время живет со своей семьей Карл Маркс и куда наезжает в гости Фридрих Энгельс. Знакомятся они в знаменитом Cafe de la Regence, кафе «Регенство», в самом знаменитом месте шахматных партий для публичных фигур Парижа, не исключая и Наполеона Бонапарта. Оно называлось Rеgence (Регенство), потому что основано было, по преданию, герцогом Филиппом Орлеанским, регентом в первые годы короля Людовика XV. В этом смысле Cafe de la Regence, ныне уже давно несуществующее, становится для Маркса и Энгельса тем же, чем был московский ресторан «Славянский базар» для Константина Станиславского и Немировича Данченко, основавших Московский художественный театр.

В дальнейшем роли в тандеме Маркса и Энгельса достаточно четко распределены. Энгельс – человек из зажиточной семьи, сын крупного промышленника из Вупперталя, который впоследствии переезжает в Великобританию и становится совладельцем и соменеджером совместного бизнеса в Манчестере. Кстати, ходят слухи, что еще в 80-е годы XX века манчестерский стадион «Олд Траффорд», который считается домашним для футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» хотели переименовать в честь Фридриха Энгельса в «Энгельс-Арену», но как-то не срослось, поскольку как ра в это время начал распадаться Советский Союз и весь коммунистический блок, и популярность коммунистических идей несколько упала.

С.Белковский: Представление о Марксе-моралисте, который блюл верность супруге, переживавшей лишения, преувеличено

Надо заметить, кстати, что семейство Энгельсов находится в родстве с Виндзорской династией, нынешней королевской семьей Великобритании, ну, в родстве, впрочем, условном и относительном, в метафорическом родстве. Просто первый муж Меган Маркл, нынешней невесты, уже почти супруги принца Гарри, возможного будущего императора Российской империи, поскольку генетический эта ветвь Виндзоров весьма близка династии Романовых, был Тревор Энгельсон, потомок Фридриха Энгельса.

В общем, Фридрих Энгельс играет не последнюю роль в финансировании Карла Маркса. Сам же Карл Макс в основном тратит деньги и разбазаривает их. Очень часто его семья остается просто без средств к существованию. Только на определенном этапе в Лондоне он приобретает большой дома, но оказывается не в состоянии содержать этот дом. И когда ему адресуются вопросы, зачем ему такой большой дом, который он не хочет содержать, он отвечает: «Я хочу искупить грехи перед своей женой и своими детьми, которые претерпели столько лишений»

Вскоре после знакомства с Энгельсом Карл Маркс становится важным субъектом, участником политических процессов в Европе, уже не только теоретиком, но и практиком, особенно на фоне революционных событий 1848-40-го годов, потрясших весь старый свет. Еще перед этим и даже до знакомства с Энгельсом в 1842-43 годах Карл Маркс редактирует весьма фрондирующую и вольнолюбивую «Рейнскую газету», которая издается в Кельне. Впрочем, он работает ее редактором всего год. А отправляет в отставку с редакторского поста никто иной, как наш батюшка-государь самодержец Николай I. Потому что в «Рейнской газете», которую, как выяснилось, мониторила пресс-служба тогдашнего Зимнего дворца, обнаружилась статья лично редактора Карла Маркса, в которой Российская империя, Николаевская империя была представлена как символ, оплот и гарант европейской тирании и диктатуры вообще.

С тех отношения между Россией и Карлом Марксом стали достаточно напряженными в самых разных смыслах. И, может быть, вражда Карла Маркса и Михаила Бакунина несла в себе черты и отсвет того самого кадрового решения, которое навязал прусского королю наш император Николай Павлович. А известно, что он лично занимался вопросами увольнения мало тогда еще кому известного Карла Маркса из «Рейнской газеты».

И вот в 1847 году Маркс и Энгельс входят в так называемый «Союз справедливых», который быстро переименовывается в «Союз коммунистов». А Маркс с его энергией и харизмой сразу же по своему принципу становиться на каждой свадьбе женихом, а на всех похоронах покойником занимает лидирующие позиции в «Союзе коммунистов». И в январе 1848 года появляется эпохальный труд «Манифест коммунистической партии». Я думаю, что как минимум три четверти моей аудитории изучали этот «Манифест коммунистической партии» в школе и даже учили отдельные фрагменты оттуда наизусть. Я не смогу избегнуть соблазна процитировать манифест, тем более, публицистически он написал очень и очень сильно.

«История всех, до сих пор существовавших обществ, была история борьбы классов. Современная буржуазная частная собственность есть последнее, самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности. Всякая частная собственность как таковая ощущает, по крайней мере, по отношению к более богатой частной собственности зависть и жажду нивелирования. Так что эти последние составляют даже сущность конкуренции».

Прокомментирую. Вот борьба между олигархами за то, кто попадет в американские санкционные списки и в европейские списки, а кто не попадет – точное отражение этого марксистского тезиса. Грубый коммунизм есть завершение ́этой зависти и этого нивелирования, исходящего из представления об определенном минимуме. У него определенные ограниченные меры.

Остальные выводы манифеста коммунистической партии, который был написан в январе 1848-го и опубликован 21 февраля того же года: В мире должна победить коммунистическая революция, которая упразднит частную собственность, и победивший пролетариат – рабочий класс – упразднит и государство в его современном понимании. Он победит не для того, чтобы взять под контроль аппарат насилия над другими классами, каковым по определению является всё государство в докоммунистическую эру с момент вообще возникновения института государства в истории и судьбе человечества, а для того, чтобы упразднить этот аппарат насилия.

С этим идеологическим комплектом смыкается очень важная теория отчуждения, одним из соавторов которой считается Карл Маркс, хотя, естественно, она развивалась и многими поколения философов прежде него, включая многократно упомянутого нами Гегеля. Собственно, в немецкой философии сам термин «отчуждение» (Entfremdung) ввел впервые Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Но для Карла Маркса отчуждение – это в первую очередь отчуждение труда. Ситуация при развитом капитализме, когда наемный работник не имеет никакого отношения к плодам своего труда и не отождествляет себя с этими плодами, в результате чего наемный труд становится мучительным и ужасным.

Вот, что говорит по этому поводу сам Маркс: «Отчуждение рабочего от собственной деятельности в процессе труда, отношение рабочего к его собственной деятельности, как к чему-то чуждому, ему не принадлежащему. Деятельность выступает здесь как страдание, сила как бессилие, зачатие как оскопление. Собственно, физическая и духовная деятельность рабочего, энергия рабочего, его личная жизнь, - ибо, что такое жизнь, если она не есть деятельность? – как повернутая против него самого, от него не зависящее, ему не принадлежащее».

В XXI веке биографом Карла Маркса, может быть, несколько неожиданно, а, может быть, вполне ожидаемо оказался Жак Аттали, известный европейский финансист и отчасти мыслитель, первый президент Европейского банка реконструкции и развития с 1991 по 1994 год, экс-любимец покойного ныне президента Франции Франсуа Миттерана. Три года Жак Аттали возглавляя всем известный ныне ЕБРР и лишился своей должности во многом из-за той же расточительности, которая в разные периоды жизни мыслителя губила Карла Маркса. Он провел слишком дорогой ремонт штаб-квартиры банка в Лондоне. И, в частности. сам, может быть, не догадываясь об этом, за казенный счет, то есть за счет стран учредителей ЕБРР заменил травертин на каррараский мрамор, что влетело учредителям в копеечку.

Жак Аттали считал, что повышенный интереса Карла Маркса в идее отчуждения был связан с его отношением к интеллектуальной собственности, интеллектуальной собственности вообще и Карла Маркса в особенности. Марксу очень трудно было завершать свои работы, потому что он понимал, что когда сказано конец, впрямую или не впрямую, текст нужно отдать издателю, и тогда ты лишаешься контроля над текстом, власти над текстом. Возникает тот самый эффект отчуждения. Именно с этим Жак Аттали связывал то, что все свои ключевые работы, включая написанный в 60-е годы XIX века легендарный «Капитал», критика политической экономии, Маркс писал очень долго и муторно. Часто наполнял текст едва понятными формулировками. После смерти Карла Маркса даже Фридрих Энгельс почти не мог разобраться в 3-м томе «Капитала», который был оставлен ему в наследство для редактирования и дальнейшего издания. В письмах разным корреспондентам Энгельс это признает.

Но один из немногих текстов, который Карл Маркс сделал на одном дыхании, очень быстро, сдал в срок, не нарушив дедлайн, как сказали бы сегодня, это «Манифест коммунистической партии», потому что здесь он не чувствовал своего копирайта. Это был манифест европейского коммунизма, а не его собственный. Он не чувствовал отчуждения от этого текста.

Я бы несколько покритиковал позицию Аттали, поскольку я считаю ее неполной. Дело не только в отсутствии отчуждения между Карлом Марксом и «Манифестом коммунистической партии», но и в том, что перед большим мыслителем была поставлена, действительно, грандиозная задача глобального уровня, что Карлом Марксом больше не забивали как микроскопом гвозди. А надо сказать, что одна из больших ошибок глобального и локального управления и в те времена и сегодня – это давать исполнителям несоразмерные их возможностям и талантам задачи.

Итак, после завершения революционной страды 1848-49 годов Карл Маркс переезжает с семьей в Лондон, где в 60-е годы появляется «Капитал», главный труд его жизни. Вы его все изучали в школах, в институтах. Я надеюсь, что молодая часть нашей аудитории уже не изучает, но стоило бы изучить в приватном порядке. Там есть о чем поговорить: и о потребительной стоимость, о меновой стоимости, но это выходит за рамки нашей программы.

Я бы хотел сегодня не подвести некоторые итоги исторической, интеллектуальной судьбы Карла Маркса и марксизма применительно к российским реалиям наших дней, к эпохе Владимира Путина, тому историческому периоду, в котором мы живем все еще и неизвестно, сколько еще проживем, сколько нам отмеряно и господом богом.

В поздний советский период, в конце 80-х мы все вдруг начали считать, что Карл Маркс непосредственный идеологический предтеча Владимира Ленина, Льва Троцкого, Иосифа Сталина и вообще всей череды кровавых палачей независимо от степени их одаренности. Это далеко не так. Карл Маркс был во многом апологетом глобального капитализма, и вообще, считал глобализацию, для которой он, впрочем, употреблял тогда термин «универсализация», важнейшей предпосылкой для социалистической революции.

Карл Маркс полагал, что в бедной стране, где капитализм с его демократическими институтами не достиг еще должного уровня развития, социалистическая революция не только невозможно или, скажем, едва возможна, но и вредна, потому что она приведет к воспроизводству анархии с последующим сползанием в тоталитаризм. В этом смысле Карл Маркс для России оказался абсолютным пророком. И не только здесь. Надо сказать, что Карл Маркс предсказал обе мировые войны. И я не шучу.

Дело было так. В 1967 году Карл Маркс, продолжая свою деятельность не только как теоретик, но и как практик, возглавил тот самый Первый интернационал. Помните, Владимир Ильич Ленин был главой Третьего коммунистического интернационала? И кто-то из нас помнит фильм «Чапаев», в котором Василия Ивановича Чапаева в исполнении Бориса Бабочкина спрашивают: «Ты за какой интернационал: второй или третий?» на что он отвечает: «Где Ленин – за тот я и интернационал». Вот Первый интернационал основал Карл Маркс, естественно, при активном содействии неизменного Фридриха Энгельса. Туда, собственно, и прорывался Михаил Бакунин, который, в конечном счете, потерпел от Карла Маркса некоторое аппаратное поражение, хотя некоторые локальные успехи он мог тоже записать на свой счет.

С.Белковский: Борьба между олигархами, кто попадет в американские санкционные списки, точное отражение тезиса Маркса

И вот непосредственно перед франко-прусской войной 1880 года, кардинально изменившей судьбы Европы на несколько десятилетий, Отто фон Бисмарк предлагал Карлу Марксу сотрудничество и получил отказ. В результате и Бисмарк и его главный оппонент Наполеон III, тогдашний император французов и фиктивный, фальшивый внук Наполеона I Бонапарта, Маркса подставили. Они состряпали заведомо подложные документы, изобличавшие мыслителя в сотрудничестве с германской и французской разведками соответственно. Но эти документы даже среди скептиков не были восприняты серьезно. В тоге Маркс остался невредим.

Но тогда, когда в парламенте Пруссии, - а в парламенте Пруссии присутствовали, между прочим, в качестве депутатов два члена Интернационала, идеологических соратников Маркса: Август Бебель и Вильгельм Либкнехт - господа Бебель и Либкнехт голосовали против войны, пытаясь объяснит с трибуны, что она приведет к затяжному конфликту между Францией и Пруссией, ну, тогда уже фактически объединенной Германией. Как мы знаем, Германская империя была провозглашена не где-нибудь, а в покоренном Версале в январе 1871 года, вскоре после тотального разгрома французов во франко-прусской войне. Если дело унижения Франции будет доведено до конца, то это создаст военные проблемы для Германии на долгие годы и десятилетия вперед и поспособствует формирования альянса Великобритании Франции и России.

Эту теорию развивал и Карл Маркс, который говорил, что если Германская империя не сможет остановиться в разгроме Франции это породит череду глобальных войн, каких еще не знала история человечества. Ровно так и произошло. И Германия не остановилась в разгроме Франции, она забрала Эльзас и Лотарингию вожделенные. Сейчас обе эти провинции, разумеется, входят снова в состав Франции по итогам Второй мировой войны, и обложила Францию невыносимой контрибуцией в 5 миллиардов франков. Затем случились известные драматические события Парижской коммуны, после которых Маркс долгие годы считался идеологом Парижской коммуны, хотя им де-факто не было. И уже в 80-е годы, вскоре после смерти своей жены Женни фон Вестфален и последнего путешествия по некоторым курортам Европы и Северной Африки сам мыслитель ушел из жизнь.

Мир Маркса был совершенно не тождествен миру тоталитарных сил, которые сформировали Советский Союз в конце второго, в начале третьего десятилетий XX века. Да, это был мир атеизма, это был мир, в котором именно исключение божественного начала мешало правильной и абсолютно очевидной трактовке многих событий, тенденций и явлений, но это был и мир, в котором мир, геополитика, геоэкономика, экономика в целом, экономическая теория получили весьма ощутимые векторы развития благодаря во многом Карлу Марксу.

Я хотел бы вернуться под занавес нашей программы и обратить внимание на теорию денег и на теорию отчуждения. Россия не сможет выйти из сегодняшнего затхлого провинциального авторитаризма, не справившись с монетократией, а значит, не приблизившись к марксистскому пониманию денег. Сегодняшняя Россия не сможет вернуть уважение к человеку и личности, а значит, повысить ценность человеческой личности без должного внимания к теории отчуждения, а значит, и к трудам Карла Маркса. Поэтому некоторая реабилитация, частичная реанимация марксизма в процессе европеизации России почти неизбежна.

Это совершенно не означает возращения к идеалам и стандартам коммунизма и Коммунистической партии Советского Союза, но это значит, что Маркс и марксизм должны быть переоценены по-новому. И мы должны поблагодарить газету «Известия» за 5 апреля 1918 года, что она дала нам развернутый повод и причину сегодня об этом поговорить.

Больше спасибо! Это была программа «Русская провокация», специальный проект «Белковский ТВ» для Радиостанции «Эхо Москвы». С вами был Станислав Белковский. Слушайте, смотрите, осязайте, обоняйте нас на радио «Эхо Москвы», сайте «Эхо Москвы» и YouTube-канале «Эхо Москвы». До скорой встречи!