Клим Шипенко - A-Team - 2020-02-26
О.Овчаренко
―
20 часов и 6 минут, добрый вечер. В эфире радиостанция «Эхо Москвы», программа «A-Team», которую ведут для вас сегодня Олег Овчаренко, Алексей Соломин и Алексей Осин, здравствуйте.
А.Соломин
―
Добрый вечер.
А.Осин
―
Здравствуйте.
О.Овчаренко
―
И у нас в гостях кинорежиссер, чьи фильмы вышли в прошлом году, и оба стали широко известными, и одна картина стала самым кассовым фильмом в истории российского кино, речь о фильмах «Текст» и «Холоп», которые снял кинорежиссер Клим Шипенко, добрый вечер.
К.Шипенко
―
Здравствуйте.
А.Соломин
―
Скажи цифру!
О.Овчаренко
―
3 миллиарда рублей. Невозможно себе представить. Скажите, от осознания того, что ваш фильм заработал такую сумму денег, самооценка…
К.Шипенко
―
Конечно, это приятно, когда твой фильм смотрит столько людей, рекорд, сборы… Это же прекрасно. Так вообще сложно затащить русского зрителя в кинотеатр, что ты понимаешь, когда фильм собрал столько, уступил только «Аватару», это приятно. Именно в России, естественно.
А.Осин
―
А вам важнее этот номинал или количество людей?
К.Шипенко: В советское время голливудских фильмов в одно и то же время с советскими не шли в кинотеатрах
К.Шипенко
―
Это очень быстро понятно, как конвертируется. Деньги – это зрители. Это значит, что миллионы людей не просто пришли… Они встали, не просто полтора часа своей жизни провели, а четыре. Это круто, что люди не остались разочарованными, это приятно, что советовали фильм. Надо понять, что такое количество денег российский фильм может собрать только если у него отличный сарафан. Это значит, что люди советуют, основываясь на своем прекрасном опыте другим своим знакомым, родственникам…
А.Осин
―
Это в советское время работало.
К.Шипенко
―
Правильно, только в советское время голливудских фильмов в одно и то же время с советскими не шли в кинотеатрах, а сейчас российские фильмы стоят прямо с голливудскими фильмами, у которых больше рекламные бюджеты, больше бюджеты и возможностей удивить зрителя. Так как советских фильмов было мало, они стояли по году в кинотеатрах, они набирали своего зрителя. Сейчас ситуация сильно конкурентнее, поэтому этот результат именно в связи с тем, что много людей…
О.Овчаренко
―
А кто был вашим конкурентом? Того же «Холопа».
К.Шипенко
―
Еще вышли «Звездные войны», из голливудских фильмов. Из российских были «Полицейский с Рублевки», «Союз спасения», «Вторжение», сейчас еще мультик «Иван Царевич»…
А.Соломин
―
Скажите, вы таким образом, получается, забрали деньги у них? Они получили меньшие цифры?
К.Шипенко
―
У меня такого ощущения, что мы забрали их деньги, нет, потому что все-таки праздники, 10 дней, человек может не только один раз пойти. Поэтому, мне кажется, там было место для посещения всех фильмов. Дальше уже не знаю. Если бы у нас было всего два дня, каждый человек имел бы всего одну возможность сходить в кино за все праздники, которые длились бы два дня, тогда можно было бы сказать. А так как праздники 10 дней, мне кажется, не очень можно сказать про это.
А.Соломин
―
А вы сами ходили посмотреть фильмы, с которыми вы выходили в одно время?
К.Шипенко
―
Я не видел «Полицейский с Рублевки», я не видел «Звездные войны», я только видел «Вторжение» и «Союз спасения».
А.Соломин
―
Отлично, можно поговорить и об этом. Можете сказать по вашим ощущениям, почему ваш фильм собрал кассу, что в нем было такого, что заставило людей пойти на ваш фильм и не пойти на хорошо раскрученные, хорошо сделанные фильмы «Вторжение» и «Союз спасения»?
К.Шипенко
―
Вы знаете, вообще сказать, что не пошли, нельзя. Кассу, которую они собрали – это касса. 700 000, миллиард… Миллиард – это касса. Если бы они собрали 100 000 000, это была бы не касса. И «Полицейский с Рублевки» собрал тоже миллиард с чем-то. Нельзя сказать, что эти фильмы были сильно отделены, все досталось нам. Нет. Вы знаете, у меня есть такое ощущение – это праздники, Новый год. Плохая погода, она не была даже сказочно зимней. Снега нет, серое небо… Депрессивная погода. Я все праздники был в Москве. Поэтому зрителю хочется перенестись в лето, ощутить позитивные эмоции. Он не хочет думать, он хочет отдыхать, он хочет позитива. И фильм «Холоп» его дает.
О.Овчаренко
―
Я вам поправлю по «Союзу спасения», он собрал 700 000 000…
А.Соломин
―
Миллиард «Вторжение»….
О.Овчаренко
―
По «Союзу спасения» сборы составили чуть более 700 миллионов, а бюджет при этом был миллиард. И значительная часть из этих средств были невозвратные. По сути фильм не окупился. На ваш взгляд, связано с Новым годом или запрос на историю…
К.Шипенко
―
Я еще раз говорю, люди в новогодние праздники хотят отдохнуть, а не учиться истории. Мне кажется, в этом дело тоже. Как-то так. Не надо забывать, что в прошлом году Т-34 был развлекательным фильмом, он не был уроком истории. Он был фильмом, где танки стреляли друг в друга, экшн. Понятно, мы, немцы… Он был сделан в формате развлекательного кино, зритель не чувствовал, что он должен что-то изучать.
А.Осин
―
Смотрите, вы сейчас становитесь таким заложником. Возможно, у вас есть, как и у каждого режиссера, желание снять какой-нибудь эпохальный фильм, который оставит след. С другой стороны, вроде как рюкзак за плечами за вами 3 миллиарда висят. Вот теперь, когда вы будете выбирать материал или думать о том, что вы будете делать дальше, что для вас будет приоритетом?
К.Шипенко
―
Всегда приоритетом была и останется история, которая должна в меня попасть, должна увидеться, и я должен понять, что я знаю, как это рассказать так, чтобы это зрителям понравилось. Только это всегда НРЗБ, никогда я не думаю про сборы в процессе создания.
О.Овчаренко
―
Какая история фильма «Холоп»? Какая история зацепила вас и сподвигла…
К.Шипенко
―
Комедийная ситуация, что это смесь фильмов, которые я очень люблю, «Иван Васильевич меняет профессию» и «Шоу Трумана». Мы все чем-то вдохновляемся. Мне это понравилось. Я комедии еще не снимал, я хотел ее снять. У меня фильмы все разные, в разных жанрах, комедии чистой не было. Поэтому мне хотелось в этом жанре поработать, мне эта история показалась перспективной, чтобы я реализовал свои возможности и идеи. Мне интересен был жанр комедии, эту историю рассказать так, как комедии не принято снимать.
О.Овчаренко
―
Некоторые комментаторы увидели в картине «Холоп» унижение мажоров, потому что там главный герой – мажор, которого унижают…
К.Шипенко
―
Не просто мажор. Мажор может быть безобидным человеком и так далее. Вы видели хама, который пренебрежительно ведет себя с разными людьми…
К.Шипенко: Люди в новогодние праздники хотят отдохнуть, а не учиться истории
А.Соломин
―
Их называют мажорами. С негативной коннотацией.
К.Шипенко
―
Мажоры не всегда хамы. Мажор – это человек, которому многое дано, он получает многое просто так, потому что фактом своего рождения, фактом того, что родители его обеспечивают… я знаю людей в таком состоянии, тоже можно назвать мажорами, они хамами не являются. И людей на капотах не катают, с девушками ведут себя не так, как ведет себя главный герой. Это важная разница.
А.Осин
―
Мы с вами о терминах договариваемся… Я тоже думаю, что если человек интеллигентный, культурный, ну много у него денег, какая разница.
О.Овчаренко
―
Я хочу понять, здесь есть ваша личная позиция, социальный протест против таких мажоров?
К.Шипенко
―
Слушайте, конечно… Мы все слышим о каких-то ситуациях, где люди на дорогих машинах сбивают и уезжают, чувствуют свою вседозволенность. Был же инцидент, когда человека прокатили на капоте, он сильно пострадал. Конечно, у меня есть осуждение против этого акта, как его может не быть.
О.Овчаренко
―
Клим Шипенко, кинорежиссер у нас в гостях в эфире программы «A-Team», мы вернемся в студию сразу после короткой рекламы на «Эхе Москвы».РЕКЛАМА
О.Овчаренко
―
Это кинорежиссер Клим Шипенко в эфире программы «A-Team», московское время 20 часов 18 минут. Мы продолжаем, и мы, кстати, вещаем на основном ютуб-канале «Эха Москвы» и в Яндекс.Эфире.
А.Соломин
―
Кто посмотрит в Ютубе этот эфир, можете узнать, как увеличился гонорар Клима Шипенко в результате проката фильма «Холоп».
А.Осин
―
Поскольку мы вошли в эфир на фразе «к сожалению».
О.Овчаренко
―
Для тех, кто не слышал наш радиоэфир, Клим Шипенко говорил о том, что в основном от размера сборов какую-то реальную прибыль получают продюсеры, сопродюсеры и так далее.А.Соломин
―
Смотрите, на самом деле, мажоры - люди, у которых много денег, которые вкладывают деньги в производство кино, потом зарабатывают на этом еще больше денег. Вы в своей работе наверняка часто сталкиваетесь с людьми, которые нет-нет, да могут напоминать вашего главного героя. Это так? Я не говорю про конкретно ваших продюсеров, а в принципе, что вы работаете с людьми денежными.К.Шипенко
―
Вы знаете, кино - это настолько редко прибыльный бизнес... На одну такую комедию 150 комедий, которые провалились, ничего не собрали. Нет формулы. Кино занимаются люди, которые любят это и не могут это не делать. Это рискованный бизнес, там нет никаких мажоров, которые гарантированно в чем-то уверены. Это же еще чувство, что все, что сейчас сделаем, сейчас соберет миллиарды... Такого нет. Это не бизнес в этом смысле.А.Соломин
―
Я слышал много печальных историй про российское кино, про методы работы, про то, что выделяются большие деньги, на которые режиссер покупает коттедж, потом на остатки снимает фильм, он проваливается в прокате, продюсеры вычитают это из своих смет и эта история забывается. Можете вы это подтвердить или опровергнуть, что такое было в кино?К.Шипенко
―
Я на своем опыте с этим не сталкивался, с продюсерами, которые хотели бы такую схему со мной провернуть. Это слух, с которым я не сталкивался.А.Осин
―
А как вообще туда попался? Чтобы вам доверили такие деньги...К.Шипенко
―
Туда - это куда?А.Осин
―
В этот мир.К.Шипенко
―
Я с 14 лет хотел, учился и готовился.А.Осин
―
Я не про это. У вас может быть три образования...К.Шипенко
―
У меня одно, но профильное.А.Соломин
―
Я уточню. Вы получаете этот огромный проект в результате того, что люди увидели ваши другие проекты.К.Шипенко
―
Разумеется, это идет по нарастанию. "Холоп" не является самым большим проектом на сегодняшний день.О.Овчаренко
―
Какой самый большой проект сейчас?К.Шипенко
―
Самый большой бюджет у меня был на "Салюте-7", который я тоже снял. Как это происходит... Это сразу все не сразу происходит, я до этого снял еще четыре фильма. Продюсеры - это риск. Производство большого проекта с большим бюджетом... Это как открыть маленькую компанию с таким рискованным бюджетом, с таким вложением, или открыть компанию с бюджетом и вложениями в полмиллиарда.А.Осин
―
Хорошо, но давайте отмотаем назад.К.Шипенко
―
Один фильм, другой, сценарии я писал. Потом продюсеры "Салюта-7" все эти фильмы посмотрели, читали мои сценарии. И рискнули, это риск для них был несмотря на то, что у меня было 4 фильма.А.Осин
―
А чем вы объясняете тот факт, что в последнее время появилось много молодых людей, которые снимают фильмы, становящиеся кассовыми? В чем тут загвоздка? Почему какой-то был...К.Шипенко
―
Взрослые фильмы не снимают?А.Осин
―
У нас была плеяда потрясающих режиссеров еще с советских времен. И у них уже не получалось, когда началась новая жизнь с 90-х годов. И был какой-то отрезок времени, лет 15, когда практически ни старых не было, ни новых.К.Шипенко: С 90
―
го года по примерно 2003 и возможностей не было у кино зарабатывать деньги реальные. Есть прекрасная программа "Искусство кино", где сидят Сергей Михайлович Силианов, Антон Долин, и они это все обсуждают, что индустрии не было, денег на кино не давали, кино не зарабатывало денег. А когда начали строиться кинотеатры вместо мебельных магазинов, начались долби-звук, который кинотеатры устанавливали, говорили, что "мы лучше, чем VHS с плохим качеством", эти кинотеатры начали разрастаться, появились фильмы. "Ночной дозор", например, который начал собирать какие-то деньги. Это нормально восстановление индустрии шло.И сейчас люди, которые снимают кино... Мне 36. То есть, еще каким-то, наверное, режиссерам, которые снимают фильмы, которые собирают деньги, плюс-минус... Да, молодые. А почему они должны быть не молодые? Мы знаем мировой кинематограф, мы учились недавно, учились новым технологиям, мы их все знаем. Зритель ждет от нашего кино, чтобы оно было конкурентно способным с голливудскими фильмами, которые стоят в этом же кинотеатре.
А.Соломин
―
Вы учились же в США, учились конкретно по голливудским стандартам. Просто слушатели наши чтобы понимали, что школа у вас голливудская.А.Осин
―
А скажите тогда, почему вот режиссеров той самой плеяды, как только они брались после смены общественно-политической формации что-то снимать... При всем уважении и обожании, какое-то барахло.К.Шипенко
―
А почему? Все барахло? Много не барахла было...А.Осин
―
"Карнавальная ночь"... У моего любимого Рязанова.К.Шипенко
―
Это надо отдельно изучать феномен каждого режиссера, одной формулы нет, что раз ты в таком возрасте, то все. У нас и в 90-е годы тоже снимались хорошие фильмы. "Брат", "Вор".А.Осин
―
Это отдельный вопрос, я его хотел потом задать. Вы начнете считать...К.Шипенко
―
И это в отсутствие индустрии.А.Осин
―
Даже книжки писать для этого, не нужны кинотеатры с долби-звуком, у нас и писатели пропали. В 90-е годы дыра какая-то была. Пелевин разве что...К.Шипенко
―
Пелевин всегда был.А.Осин
―
А еще?К.Шипенко
―
Акунин...А.Осин
―
Он скорее беллетрист.К.Шипенко
―
Я не очень хорошо разбираюсь в издательском бизнесе, претерпел он кризис в 90-е или нет, я не интересовался...К.Шипенко: Иван Васильевич меняет профессию» и «Шоу Трумана». Мы все чем-то вдохновляемся
А.Осин
―
Если бы они написали тогда, могли бы сейчас издать. Но этих книг нет.
К.Шипенко
―
Наверное, время было такое, что на это прожить было нельзя или что-то... В киноиндустрии точно.
А.Соломин
―
Сегодня киноиндустрия российская - это прежде всего деньги частников, отдельных инвесторов и продюсеров или государственная казна?
К.Шипенко
―
Это смешное. Деньги каналов, появился формат онлайн-платформ, которые постепенно... В Америке онлайн-платформы уже рулят этим рынком за счет того... Не просто рулят, они в два раза дороже покупают сценарии, потому что у них есть подписчики, у них доход, 100 млн подписчиков, 10 долларов за подписку... Они могут позволить.
У нас тоже постепенно зритель адаптируется к онлайн-кинотеатрам, интернет быстрый, телевизоры большие, смарт-тв и так далее. Можно онлайн-кинотеатрами пользоваться дома, человеку удобно. Постепенно онлайн-платформы у нас тоже будут набирать. Например, фильм "Текст" финансировался онлайн-платформой "Старт" совместно с Central Partership. Онлайн-платформа, половину бюджета на фильм "Текст" дала онлайн-платформа, которая тем самым привлекает свою аудиторию, которая платит за подписку, чтобы увидеть фильм после кинотеатрального проката у них на платформе.
О.Овчаренко
―
Цены, которые сейчас есть на онлайн-платформах, они справедливые? Или поднять? На OKKO 4000 в год или 400 рублей в месяц, справедливая цена?
К.Шипенко
―
Даже мало. "Старт" - 300 рублей в месяц.
О.Овчаренко
―
А сколько бы вы установили?
К.Шипенко
―
Хотя бы как два полноценных визита в кинотеатр. Хотя бы в два раза больше.
О.Овчаренко
―
1000 в месяц?
К.Шипенко: 600
―
800 в месяц.
О.Овчаренко
―
А потянут тогда люди, у которых не самый высокий заработок? 20 000, например, и 800 рублей в месяц для них существенно может быть.
К.Шипенко
―
Не знаю. Им надо самим решить. Способен ли человек пойти два раза в месяц в кинотеатр?
А.Осин
―
Скорее всего, те, у кого зарплата 20000 в месяц, не могут.
К.Шипенко
―
Ты покупаешь фильм, развлечение, люди его делают...
О.Овчаренко
―
Это вопрос доступности.
К.Шипенко
―
Конечно. "Старт" начала с 300 рублей. 300 рублей, наверное, всем доступно за безграничное количество часов развлечений, хоть целый день на целый месяц.
А.Соломин
―
Обратил внимание, что американские платформы, тот же Нетфликс или Амазон, что они ограничивают прокат в кинотеатрах сейчас. Сталкиваюсь с этим регулярно. Фильмы выходят в ограниченный прокат, и в большей степени они ждут премьеры на своем сервисе. Это так и есть? Это же означает, что кинотеатрные показы уйдут в прошлое.
К.Шипенко
―
Они не уйдут в прошлое, они все равно будут. Просто бизнес этих платформ заключается в развитии их платформ, а не в том, чтобы показывать в кинотеатрах.
К.Шипенко: У меня фильмы все разные, в разных жанрах, комедии чистой не было. Хотелось в этом жанре поработать
О.Овчаренко
―
Кинорежиссер Клим Шипенко в гостях программы "A-Team", ее ведут Олег Овчаренко, Алексей Соломин, Алексей Осин, мы прервемся на рекламу и новости.
НОВОСТИ
О.Овчаренко
―
20 часов и 33 минуты, продолжается программа "A-Team", ее ведут Олег Овчаренко, Алексей Осин и Алексей Соломин. И у нас в гостях кинорежиссер, снявший фильмы, которые вышли за последний год, "Текст" и "Холоп", Клим Шипенко, еще раз добрый вечер. Звукорежиссер Илья Крылов.
У нас в перерыве был разговор об онлайн-платформах, в частности, о пиратских сайтах и трекерах. У меня возник вопрос, а вы сами хотя бы раз пиратские фильмы скачивали?
К.Шипенко
―
Да. Было такое. Почему? У меня есть такой момент, что на языке оригинала, например, на английском, я не могу те фильмы, которые выходят на английском, я не могу их смотреть с дубляжом. Я хорошо знаю язык, у меня дисконнект происходит. У нас мало кинотеатров, которые на языке оригинала показывают фильмы.
А.Соломин
―
Еще делают плохой дубляж?
К.Шипенко
―
Дубляж вообще не могу смотреть.
А.Осин
―
Вообще нет хорошего дубляжа?
К.Шипенко
―
Как вам объяснить. Я разговариваю на английском языке очень хорошо. Я очень хорошо знаю, как звучит голос Брэда Питта. А тут мне почему-то его кто-то другой говорит, теряется в переводе нюансы, я люблю нюансы слушать...
А.Осин
―
У нас просто у многих людей, Луи де Фюнес с одним артистом, с которым он ассоциировался всю жизнь...
К.Шипенко
―
Правильно. Но у меня они с самими собой, поэтому я люблю их в оригинале смотреть.
А.Соломин
―
Я вас в политику немного уведу. Не зря спросил про государственное участие, что оно участвует во многих проектах. Я знаю, что вы изначально, ваши пристрастия связаны с массовым кино, голливудским кино, с форматом. В меньше степени с кино авторским.
К.Шипенко
―
Есть большая разница. Авторское кино может быть массовым. Фестивальное, артхаусное не для всех.
А.Соломин
―
С Тарковским, грубо говоря. Вот, например, государство расставляет в некотором смысле приоритеты. Допустим, устами бывшего министра культуры было сказано, что фильмы про "Рашку-говняшку" государство вкладываться в производство таких фильмов не должно. А фильмы про "Рашку-говняшку", это был выпад в сторону режиссера Звягинцева, у которого замечательные фестивальные истории, прокатные вроде тоже не самые плохие, с "Левиафаном".
Ваше отношение какое к тому, как должны распределяться государственные средства? С одной стороны, есть режиссер Звягинцев, у которого очень хорошая репутация, в том числе за рубежом. Очень значимый режиссер. С другой стороны, он снимает неугодные государству фильмы.
А.Осин
―
У него один такой...
А.Соломин
―
Государственное финансирование он потерял.
К.Шипенко
―
Это вообще интересно: кто должен это определять. Вот интересно, да. Может быть, людей спросить? Устроить... Сейчас это происходит только в процессе питчинга, есть комиссия, которая голосует, какому фильму дать, а какому нет. Может быть, к этому процессу подключить людей, сделать общественный портал...
Выборы же происходят какие-то.
А.Осин
―
Если все это на портал загрузить, это будут накрутки голосов от режиссеров...
К.Шипенко
―
Вы же на "Эхе Москвы" делаете голосование.
А.Осин
―
Наверное, наша аудитория в этом плане...
К.Шипенко
―
Я имею в виду, сделать на нескольких порталах. Диверсифицировать голосование.
А.Соломин
―
Ведь фильм еще не сняли, сценарий люди читать вряд ли будут, можно только дать короткий синопсис.
А.Осин
―
К.Шипенко
―
Есть питчинги, которые предоставлены на рассмотрение, где выходят продюсеры, режиссеры, актеры... Как краудфандинг. Вот сценарий, почитайте. Вот синопсис.
А.Осин
―
Вы считаете, что государства быть не должно, должно быть желание людей. Может быть, они хотят непотребство какое-то.
К.Шипенко
―
Я думаю, можно и то, и другое сделать. и потом понять, сколько голосов. Есть мнение министра культуры, есть мнение фонда... Людей из министерства культуры, комиссии. Есть людей. Все транслируют эти питчинги.
К.Шипенко: Кино - это настолько редко прибыльный бизнес
А.Соломин
―
Но тогда выигрывает массовое кино...
К.Шипенко
―
Почему? Может, сейчас проголосуют, что однозначно хотят фильм Звягинцева или еще кого-то. Получается, что люди очень хотят, и надо им...
А.Осин
―
Вы думаете, на улицу выйти и у ста человек спросить, кто-то вспомнит Звягинцева, может быть, человек 20, он же режиссер непростой.
К.Шипенко
―
Это время покажет, вспомнят или нет, сейчас сложно судить.
А.Соломин
―
Это и разделяет массовые и не массовые. Фильмы Тарковского вряд ли пройдут... Сейчас, может, пройдут. Если бы он сейчас снимал свои фильмы, то вряд ли он получил широкую аудиторию. Но Тарковский - тот режиссер, которого называют любимым режиссером Ларса фон Триера...
К.Шипенко
―
Еще такой фактор, как участие в фестивалях фильмов и режиссеров, которые продвигают нашу культуру на мировой арене. Это важно. Звягинцев - один из них. Почему бы ему не продолжать это делать...
А.Осин
―
Мы запутались. Вы за то, чтобы чернуху снимали, или против?
К.Шипенко
―
Что такое чернуха? Фильм "Текст" тоже можно чернухой назвать.
А.Осин
―
Элементы какие-то...
К.Шипенко
―
Ну вот. Что?
А.Соломин
―
Вы смотрели "Левиафан"?
К.Шипенко
―
Смотрел.
А.Соломин
―
Вы как оцениваете этот фильм?
К.Шипенко
―
Мое личное мнение?
А.Соломин
―
Ваше личное мнение.
А.Осин
―
Чернуха или нет?
К.Шипенко
―
Давайте определимся в терминах.
А.Осин
―
Это намеренный выбор каких-то негативных явлений в нашем обществе или в другом, в любом обществе. И намеренное ретуширование, педалирование конкретно этих моментов.
К.Шипенко
―
Ретуширование - это приглаживание, наоборот. Когда находишь болевую точку в обществе и ее показываешь. Я не считаю, что это чернуха. Я считаю, что это проблемное кино, которое показывает проблемы. Оно нужно, оно есть во всех странах.
А.Осин
―
Берется некий сюжет, там рафинировано плохие власти, попы и так далее. Все рафинировано плохо. Вот эта ситуация. Понятно, что мы живем не в розовом мире. У нас проблем хватает. Смотреть на это... Я плюю и выключаю.
К.Шипенко
―
Это тоже не мое кино. Но я не готов сказать, что его не надо поддерживать. Многим оно нравится. Фильм собрал в прокате 100 млн, это немало для такого фильма. Это значит, люди пошли и обсуждали.
А.Соломин
―
С номинацией на "Оскар"...
К.Шипенко
―
С номинацией. Здесь сложно так взять и срубить. "Текст" тоже можно назвать чернухой...
О.Овчаренко
―
А вы считаете чернухой?
А.Соломин
―
Можно один короткий вопрос? Что вам было бы приятнее, быть номинированным как лучший фильм на иностранном языке на "Оскар" или собрать 3 млрд в прокате в российском?
К.Шипенко
―
Собрать, конечно. Это любовь зрителей.
А.Соломин
―
А это история.
К.Шипенко
―
А это тоже история. Не так много фильмов могут похвастаться.
А.Соломин
―
А получить "Оскар" - вписать себя в историю мирового кинематографа.
К.Шипенко
―
Я мечтаю сделать и то, и другое.
А.Соломин
―
Но если выбирать...
К.Шипенко
―
А зачем выбирать? Важны ли мне... Что мне важнее, награда или зрительская любовь? Мне важнее зрительская любовь, награды - это всегда бонус.
А.Осин
―
А если возвращаться к нашему предыдущему разговору, смотрите. Чтобы попасть в номинацию "Оскара" и выиграть, нужен тот сюжет, который мы обсуждали, чернуха или нет... Чернуха же корейская вот эта вот...
А.Соломин
―
Ну где там... "Кролик ДжоДжо", который попал...
А.Осин
―
Ну бывает, если про Иран, то обязательно про женщин, которые там страдают.
К.Шипенко
―
Общемировые темы, общечеловеческие, развод между двух людей... Там даже политики нет, никакой чернухи, есть какая-то ситуация...
А.Осин
―
То есть, вы не считаете, что "Оскар" политизирован в какой-то мере?
К.Шипенко
―
Безусловно, есть некое мнение, которым можно пытаться управлять. Естественно, какие-то дуновения, веяния, если говорить про голосующих, это все-таки люди, они, наверное, что-то где-то смотрели, какое-то у них есть мнение. Это будет НРЗБ сказать, что они все только смотрят фильмы и оценивают это. наверное, нет. Наверное, на них что-то еще влияет, какой-то пиар, политическая ситуация.
А.Осин
―
Вы берет сценарий. "Холоп-2"... Условно, другое. Легкая, классная история, вы - мастер, вы сможете снять это так, что будет четыре миллиарда. Но это никогда не пройдет. Или вы берете специально более замумдренный мрачный сценарий...
К.Шипенко: Самый большой бюджет у меня был на "Салюте-7", который я тоже снял
К.Шипенко
―
Я своим опытом доказал, что я основываюсь на зрительском кино..
А.Осин
―
У вас шансов нет на "Оскар".
К.Шипенко
―
Может, и нет
А.Осин
―
Это плохо.
К.Шипенко
―
Почему?
А.Соломин
―
Не факт...
А.Осин
―
Я провоцирую.
К.Шипенко
―
Я согласен. Каждый человек, который работает в зрительском, жанровом, вообще в кино, для него "Оскар" - это серьезная оценка должна быть.
А.Соломин
―
Я бы как разделил. Вот вы говорите, массовое, в смысле, сборы - это определение любви зрителя, а награды - это определение любви профессионалов. Вот оценка профессионалов вам важна?
К.Шипенко
―
Давайте так. Когда я снимаю фильм, я думаю про зрителя. Наверное, можно так ответить. Я думаю: "А как зритель эту сцену будет смотреть? А что он поймет?". Я не думаю: "Как критик будет эту сцену трактовать? А как посмотрят академики?".
А.Осин
―
По-моему, многие так и думают...
К.Шипенко
―
Я сам могу за себя сказать, я вот так функционирую. Как снимают другие - может, кто-то так и снимает. Надо найти такого человека. КТо еще признается, что он так снимает...
А.Осин
―
Разве вы не на себя ориентируетесь? На зрителя... Один умный, другой глупый, один мужчина, один женщина...
К.Шипенко
―
Я работаю на очень насмотренного зрителя, который все видел и которого нужно удивлять. Вот на какого зрителя я работаю. Я знаю, что зрители сейчас все мы, зрители, мы много видели, на нас отовсюду эти фильмы валятся. Мы скептики. Все зрители сидят: "Я все видел".
А.Соломин
―
будете снимать вторую часть "Холопа"?
К.Шипенко
―
На сегодняшний день нет идеи абсолютно четкой, как это делать. Думаем мы в это сторону? Думаем. Четкого решения не принято.
А.Соломин
―
Американский подход. Они сначала три года занимаются сюжетом, потом полгода снимают фильм.
О.Овчаренко
―
Перейдем к чернухе.
А.Соломин
―
Вот фильм "Текст". Есть сам по себе фильм, есть скандал вокруг Гарика Харламова и Кристины Асмус. Вот скажите, история на самом деле не очень приятная, наверное. Со стороны она кажется уже забавной, но мне бы пройти через это не хотелось. Вы получали как режиссер, автор идеи включить эту сцену в фильм, от кого-нибудь из участников съемочного процесса?
К.Шипенко
―
Нет.
А.Соломин
―
От близких? Не от критиков, не от комментатор в Фейсбуке, а от тех, кто сказали: "Клим, ну зачем нужно было?".
К.Шипенко
―
Постфактум из близких мне людей - нет. Естественно, от многих людей получал эту критику. И главное, что я знал, что она будет. Заранее. То есть, она меня не удивила.
А.Соломин
―
Позвольте, я угадаю. Главная претензия заключалась в том, что эта сцена не была такой уж обязательной?
К.Шипенко
―
И это. И не обязательно было так откровенно ее снимать.
А.Соломин
―
Но вы остались при своем мнении? Вы бы не стали переделывать?
К.Шипенко
―
Нет.
О.Овчаренко
―
Я когда смотрел, у меня тоже возникло ощущение "Зачем". Зачем нужна была сексуальная сцена, такая сексуальная сцена. Интересна ваша задумка.
К.Шипенко
―
Все шло от истории. По истории человек получает через телефон жизнь и душу другого человека. Секс - большой аспект нашей жизни. Люди сходятся, расходятся из-за этого. Поэтому те люди, которые говорят, что это не обязательно, на самом деле говорят, что либо они не поняли условия этой истории, либо просто для них лично секс не является такой большой частью жизни. Это их личный вопрос.
О.Овчаренко
―
Это сейчас камень в мой огород был.
К.Шипенко
―
По истории герой Саши Петрова получил остальные аспекты: работу, дружбу, любовь родителей. Почему он не должен получить секс? Почему? Потому что... Кто-нибудь может объяснить?
А.Осин
―
Можно было обозначить...
К.Шипенко
―
Он получил через телефон видео, которое снимали два человека, которые не думали, что это видео попадет к третьему человеку, они снимали его для собственного просмотра. Хоум-порн. Не для того, чтобы выложить его где-то. И так случилось, что случайно человек получил доступ к телефону. Поэтому... Почему эта сцена должна была быть снята по-детски? Почему эти люди должны были прикрывать, выбирать ракурсы? Это порыв страсти, камера у них ходила как угодно, вот так это получается. Попробуйте снимите...
О.Овчаренко
―
Возможно, у меня такая реакция возникла, потому что фильм "Текст" в этом отношении можно назвать новаторским, очень многое связано с телефоном, он один из главных объектов фильма. И сама история классная. Может быть, зрители оказались не готовы к такой новой форме?
К.Шипенко
―
А что в ней нового? Нет откровенных таких сцен в американском кинематографе, во французском? Наш человек, может, еще по-прежнему консервативен...
О.Овчаренко
―
В нашем кинематографе...
К.Шипенко
―
"Маленькая Вера", 30 лет назад...
К.Шипенко: Надо отдельно изучать феномен каждого режиссера, одной формулы нет
А.Соломин
―
Один личный вопрос, не хотите - не отвечайте. Я задаю его от лица наших слушателей, потому что мне присутствие или отсутствие этой сцены не имеет большого значения. Вы - режиссер, человек, который занимается творчеством. У меня даже вопроса не возникает, зачем там эта сцена.
Но для нашего общества этот скандал в новинку, наверное, поэтому его так обсуждали горячо. Я имею в виду, отношения в семье, отношения девушки и мужа, это вокруг этого скорее плясало, не из-за того, что обнаженка в кино. У вас было какое-то объяснение в Гариком Харламовым на эту тему? Какой-то разговор?
К.Шипенко
―
Вы знаете, я с Гариком Харламовым знаком очень шапочно, один раз мы с ним виделись, познакомились, он фильм тогда не видел. Я считаю, что это дело Кристины, я ее обо всем предупреждал, о степени откровенности. Потом она взяла паузу, обговорила этот вопрос. Я сказал: "Я тебя не уговариваю. Просто в данном кино нужна степень откровенности такая, я все остальные сцены буду честно и откровенно снимать". Никто же не спрашивает, почему Петров, когда снимался в этой сцене, реально лазил в люки, пил водку и так далее.
А.Осин
―
Настоящую?
К.Шипенко
―
Да. Где он пьяный, он реально пьяный. Мы выбрали честно снимать, по правде эту историю. Эту сцену мы тоже выбрали снимать по правде.
А.Соломин
―
А если бы она отказалась, вы бы...
К.Шипенко
―
Я бы ее понял.
А.Соломин
―
Вы бы изменили сцену или поменяли актрису?
К.Шипенко
―
Были актрисы, которые отказались. Я всех сразу предупредил. Не то, что я потом... "Давайте вот так". Все сразу было. И были актрисы, которые отказывались, когда я говорил, что будет такая степень откровенности. У меня в фильме "Холоп" нет такой сцены, и в другом фильме тоже нет такой сцены. Это не значит, что мне просто такие сцены нравятся. есть разница, когда читаешь что-то, когда хочет автор, а когда - главный персонаж.
О.Овчаренко
―
Если я правильно уловил вашу мысль, фильм "Текст" - это фильм максимально реалистичный?
К.Шипенко
―
Так он задумывался, так он снимался.
О.Овчаренко
―
Вот если, например, взять другой ваш фильм, "Салют-7", спасение орбитальной станции советскими космонавтами. Если взять, например, фильм еще "Движение вверх", не ваш, но тоже можно назвать его спортивно-историческим. Вот "Салют-7", космонавты Виктор Савиных и Владимир Джанибеков отмечали, что по их мнению очень много неточностей, и Савиных говорил, что вы с ним не советовались. И очень часто про исторические фильмы говорят, что там очень много отклонений от реальной истории. Почему так? Почему про современность все досконально реалистично, а про историю можно и вымыслы?
К.Шипенко
―
Зависит от фильма. Это тоже не про всю современность досконально реалистично, а про исторические фильмы это часто идет так, что исторические события не являются законченным драматургическим произведением, которое можно экранизировать в виде массового кино, которым "Салют-7" хотел быть. Это все зависит, как кейс НРЗБ, например, в связи с этим мы изменили имена главных героев. Их не зовут Виктор Савиных и Владимир Джанибеков, в связи с тем, что нам приходилось менять личные жизни... Мы с ними консультировались. Мы просто поняли, что чтобы сделать жанровый аттракцион, основанный на этих событиях. Фильм основан, он не является реконструкцией, это важно. Мы должны были допущения производить. Там было много допущений. Мы осознанно пытались остаться одной ногой в реальности, но одной ногой мы смело допускали все, что нужно.
А.Соломин
―
А вам ставили задачи пропагандисткого толка?
К.Шипенко
―
Мне такой задачи не ставили. Но когда я узнал про их подвиг, я сам захотел такое кино сделать. Я, к моему стыду, не знал про него. Это до сих пор является самой сложной операцией в космосе за всю историю.
А.Соломин
―
Вы сейчас очень заметный режиссер, и наверняка привлекаете много внимания в том числе людей, которые ищут исполнителя для такого рода проектов. Если к вам придут и скажут, что нужно сделать агитационный фильм... Неважно, какой сюжет. Ну вот 28 панфиловцев, например. Вы согласитесь скорее или нет?
К.Шипенко
―
Вопрос всегда... Я понимаю, что вы ждете "да" или "нет". Это не черное или белое. Если я увижу, что там есть потенциал кино, которое мне интересно снять, при этом он отмечает события важные, почему бы нет. Это не будет единственно агитационным... Агитационным к чему?
А.Соломин
―
Заказчик говорит вам, что нужно этим фильмом сказать.
К.Шипенко
―
А что сказать? У нас был подвиг, давайте покажем, что у нас был подвиг. Джанибеков состыковался, почему бы об этом не рассказать.
А.Соломин
―
Хорошо. Пример, который расставит нас по местам. Нужно показать, что Иосиф Сталин - эффективный менеджер, который вовремя мобилизовал страну и спас нас от фашистского врага. Именно про Сталина фильм.
К.Шипенко: У нас мало кинотеатров, которые на языке оригинала показывают фильмы
К.Шипенко
―
Не знаю. Наверное, про... Если бы стояла задача так, я бы ее не делал.
А.Осин
―
Я если бы вся палитра правды. Это и то, и эффективный менеджер, и тиран. Сняли бы такое кино? Где и заслуга его в победе есть.
К.Шипенко
―
Противоречивый, чтобы каждый человек решил сам для себя, возможно, снял бы.
А.Осин
―
Спасибо.
О.Овчаренко
―
Коротко. Когда мы говорили про какие-то искажения или дополнения к оригинальной истории. В фильмах про Великую Отечественную войну можно делать такие дополнения? Которые изменяют суть немножко.
К.Шипенко
―
Это надо очень тонко обозначать тогда жанр, в котором ты работаешь. Как это Тарантино сделал с "Бесславными ублюдками". Тогда ты выходишь на другую территорию.
О.Овчаренко
―
Клим Шипенко, кинорежиссер был в гостях программы "A-Team", ее для вас вели Олег Овчаренко, Алексей Осин и Алексей Соломин, звукорежиссер Илья Крылов, всем спасибо, всего вам доброго.