96 страниц - 2020-11-26
С.Бунтман
―
Добрый вечер! Сергей Бунтман у микрофона. Мы в прямом эфире. И сегодня будет обзор нового номера «Дилетанта», этот номер посвящен в своей основной части Великому княжеству Литовскому. И это, конечно, гораздо обширнее, чем нынешняя Литва, это обширнее бывало, чем Литва нынешняя и Беларусь нынешняя вместе, во времена унии одной и другой это бывало больше, чем нынешняя Польша, Литва и Беларусь все вместе. Тут мы с вами видим погоню, видим мы всадника, несущегося, если с геральдически, слева направо, потому что в геральдике щит считается, от того, кто щит несет, поэтому вот это всегда лево, это всегда право, то есть всегда смотрите как зеркально. Но дело не в том. Дело в том, что как мы с вами смотрели в прошлом номере журнала «Дилетант», в «Штуке», что погоня – это достаточно древний символ и очень здорово, что он сейчас стал снова символ свободной и Беларуси, и Беларуси, которая уважает свои корни не только советские, так скажем. Если разобраться у нас сегодня в Великом княжестве Литовском, что мы пытаемся сделать в номере, то мы тогда посмотрим. Ой, кстати, начинается, те, кто видят в «YouTube», те видят, потому что обратите внимание на кадр, у нас все кадры очень интересные, фотографии, которые мы публикуем в этой рубрике, но здесь крушение дирижабля «Гинденбург». Дирижабль «Гинденбург» это до сих пор очень большая загадка. Вокруг гибели этого дирижабля и на это намотано уже, как на катушку ниток разного цвета, намотано разных теорий, и теория саботажа, и теория террористического акта, и самоподрыва, и чего угодно. Но мы знаем, дирижабль это штука сложная, штука опасная достаточно и все бывает не так весело, даже когда Индиана Джонс летал на нацистском дирижабле и выкидывал из гондолы эсэсовца и всем показывал, у него не было билета. И все тут же стали протягивать билеты, чтобы контроллер Индиана Джонс это сделал. Это очень серьезная история и она надолго остановила, если не навсегда, остановила использование дирижаблей в гражданской авиации. И трагедия дирижаблей, которые почти в то же время, исторически просто почти в ту же минуту, трагедия дирижабля советского, который вылетел спасать станцию «Северный полюс» тогда. Там сыграли карты свою пагубную роль, потому что карты, которые достались экипажу дирижабля, когда они летели в направлении Кольского полуострова, и карты эти были очень невнятные, и они просто не знали где находится та возвышенность, в которую они и врезались, высотность была не та. Едем дальше. здесь такое отступление про дирижабль, потому что это первое, на что мы наткнемся, открывая журнал «Дилетант». Дальше большая у нас тема про Великое княжество Литовское. здесь у нас еще одна интермедиа, это статья Владимира Мединского «Как изучать историю в школе», это, я думаю, вы сами прочтете, если захотите. Но мы этим открываем дискуссию, потому что этой статьей бывшего министра культуры, а ныне советника президента по всем этим вопросам, мы открываем дискуссию, потому что уже в следующем номере «Дилетанта» будет ответ и одного, двух больших школьных учителей, преподавателей истории, такой как Леонид Александрович Кацва, например, уже свой ответ этим тезисом, я не буду на них останавливаться, если вы не возражаете. Литовская Русь, я бы, вот с чем бы сравнить, я всегда думал, с чем бы сравнить, потому что получается, что на разных концах Европы существуют такие квазиимперии, которые империями не стали и не стали большими государствами. Здесь меня поправляют на счет дирижабля, поправляют в чате нашем мудром. «Опять двадцать пять, с точки зрения дирижаблестроения там все давно уже разобрали по полочкам. Факультет дирижаблестроения в МЭИ до сих пор так и не открыли». Где разобрали? То, что было с «Гинденбургом?» Пожалуйста, если вчитаться, я говорю, что конечно, там есть реальные причины катастрофы и их можно разобрать и технически, но я говорю, что действительно история, как это всегда бывает, и привет Владимиру Мединскому, кстати говоря, обрастает как разными нитками всевозможных конъюнктурных соображений.Так вот, вернемся все-таки к своей главной теме, Литовская Русь. И вот с чем бы ее сравнить в Западной Европе? Это Бургундия. И Бургундия это не та чудесная провинция Франции, которую мы так привыкли видеть, о Бургундия, город Дижон, бургундское вино, замечательное старое аббатство, романская архитектура, бургундское вино, как прекрасно. Нет, это огромная империя, это огромная страна, которая к тому же 15 веку, например, к концу 15 века, успешно соревновалась с издерганной Столетней войной Францией, и в этой Столетней войны Бургундия принимала участие, в основном, в ее второй половине, она принимала участие на стороне Англии. И потом рухнула после смерти Карла Смелого. Но на основе этого брака дочери бургундского герцога и Максимилиана Габсбурга появилась гигантская империя другая. Так вот, есть такие, как дрожжи, на обоих концах Европы, такие вот дрожжи, на которых восходят или не восходят разные страны очень большие. Великое княжество Литовское – это такой вот, в общем-то, фронтир, это в Восточной Европе фронтир между степью, между лесной Северо-Восточной Русью, это возвысившаяся, когда прошла Орда, возвысившаяся серьезно уже и в лесах тоже, в лесах, болотах Литвы, нынешней Беларуси, Восточной Польши, вот здесь взросло государство. И мы, если для удобства, для того, чтобы проследить, кто же жил на землях, во-первых, в 13 веке возникла Литовская держава, что заставило людей сплотиться. Сложный вопрос, сложный, который мы пытаемся разобрать. Где литовские племена, где славянские племена, кто с кем объединялся, какой был язык. Лингва франка здесь говорят, что тот старый древний русский славянский язык, он был лингва франка, конечно, на литовских землях, то есть он был языком общения во многом, те его варианты, которые мы бы с вами сегодня не поняли никоем образом. И вот здесь от Новогрудка до Речи Посполитой, первое упоминание мы видим, усиление Полоцка, литовские племена, сражения уже начинаются с одним орденом и с другим, Орден ливонских меченосцев и Тевтонский орден. И главное здесь, после того, как мы увидим, что это семейство, идущее от Кейстута, где у нас, появляются звонкие и звучные имена, такие, как Гедимин, Ольгерд, Ягайло, и мы сразу вспоминаем Свидригайло, из которого Федор Михайлович Достоевский сделал своего загадочного героя, сделал фамилию своего загадочного героя. «Митрополия то какая была в Бургундии, Франция это Париж, а Бургундия?» Дижон, это герцогство Бургундия. Было еще графство Бургундия, которое Франш-Конте, это Безансон, племена бургундов это еще и Вормс, это аж Западная Германия, это и среди бургундов происходят все те легендарные события, которые у нас идут в «Песне о Нибелунгах», это бургунды, и все эти НРЗБ и Гунтер, все это бургунды. Правильно совершенно здесь поделена между Францией, империей, во Франции малая часть герцогства, в империи большое НРЗБ и королевство Арелат. Королевство Арелат западнее и южнее, это Арль еще ко всему. это сложная история, но здесь я ее привел для того, чтобы мы с вами, которые часто лучше знаем историю Западной Европы, чем историю Восточной, потому что больше написано, больше наших любимых книг написано, любая Бургундия у нас у Вальтера Скотта в «Квентине Дорварде» она у нас существует. Мы здесь смотрим как возрастает и вдруг наступает, Кревская уния, которая здесь отмечена, это свадьба Ягайло и Ядвиги, польской королевы. И вот здесь начинается совершенно новая история, и не только Великого княжества Литовского, но и Польши. Я могу при всей моей тоже. Дмитрий, приветствую вас! НРЗБ, я вам скажу, что таким мощным государством, как Польша стала при ягеллонах, я думаю, что без унии с Великим княжеством Литовским это сделать было бы практически невозможно, и Польша уже тогда, которая в очень сложных связях между Венгрией, империей, германскими землями, орденом, но не имея вот такого гигантского тыла, если смотреть на Запад, как Великое княжество Литовское, при ягеллонах, вряд ли это было бы возможно, и великая победа при Грюнвальде, которая увенчала, хоть и не до конца победу, неокончательную победу над орденом, это все-таки невозможно было бы без Великого княжества Литовского. И здесь мы интермедию музыкальную, я вам предлагаю послушать сейчас «Богородицу», и если кто-то помнит замечательный фильм «Крестоносцы» Александра Форда 1960 года, по Сенкевичу, то там параллельно идет, когда поют польско-литовские и русские войска, поют «Богородицу», и параллельно поют гимны, причем подлинные, поют гимны и тевтонцы. Послушайте «Богородицу», которая фактически была гимном польско-литовского государства с 13 по почти даже 18 век.
ФРАГМЕНТ
С.Бунтман
―
Это изумительный гимн «Богородицы» и сразу нам напоминает о Грюнвальдской битве. Споры о том, кто же были люди, литовцы, литвины, жители, основное население Великого княжества Литовского. И здесь возникает спор об истоках государственности, в том числе и восточно-славянской государственности, русской государственности, что сделали норманны в том же самом 9-10 веках. Существовало протогосударство. И здесь, конечно, большую часть населения составляли славяне. Могли ли они быть государствообразующими тогда? Вряд ли. Достаточно мощные литовские воины, литовская знать вот здесь образовали узел государства. Я даже не говорю о Жемайтии, которая оставалась независимой, буной, бурной и языческой, уже когда христианство было принято в Литве и тот же самый Витовт переходил из конфессии в конфессию и мог быть и православным, мог быть и католиком. И очень важное крещение Ягайло того же самого, который не мог не быть католиком, женившись на Ядвиге и основав такое мощное, конечно, государство Пястов было интересно, но государство Ягеллонов это уже мощная империя, это фактически такая центральная восточно-европейская империя. Мне кажется, этот спор может быть плодотворным только когда мы выясняем обстоятельства, а не пытаемся доказать заранее придуманный тезис, что, например, это была чисто литовская, все остальное это подчиненное население, или было чисто славянское, а литовцы все выдумали. Мне кажется, эти крайности, в которые не надо бросаться. История чрезвычайно интересная и документы, которые существуют на славянском языке, который можно называть каким угодно, и старо-белорусским, и старо-украинским, и старо-русским, он ни тот, ни другой, ни третий, это из этого современные языки вырастут. Конечно, это был язык общения. И язык государственного объединения, потому что разговаривать с подданными, ну, а потом уже говорили и с 17 века примерно все стали писать по-польски. Это именно империя, потому что она так разнообразна, многоконфессиональна. Когда она включает в себя всех долгое время, вплоть до язычников. Дальше мы идем по номеру. И мы здесь смотрим, что Литовская Русь. Могло ли это быть центром для русских земель, особенно после Монгольского нашествия, после того, как здесь установилась на Востоке и на Северо-Востоке русских земель, установилось вот такое, то, что мы привыкли называть Игом, правильно это или неправильно называть, мы с вами будем решать, наверное, до скончания века. Но такое создалось сожительство подчиненное, во всяком случае, достаточно веротерпимое. А на Западе тоже многие земли, которые мы сейчас считаем, и справедливо считаем, западно-русскими, они были под великим князем литовским. Многочисленные связи, которые были, и семейные, и военные, и распадавшиеся, и формировавшиеся союзы, делали не такой устойчивой эту ситуацию, в которой могла побеждать и Москва, а почему не Тверь, кстати говоря, которая была соперницей Москвы очень долго, разные союзы и не союзы с разными ордынскими полководцами, это все невероятно интересная, своеобразная история, которую, наверное, мы можем считать окончанием этой истории, может быть только 18 век, мне кажется, да и то нет, только разделы Польши, потому что Речь Посполитая, которая уже в другой унии была образована, это своеобразнейшее, огромное государство, и с ним как раз уже соперничало Московское царство. Да, Сигизмундом Вторым пресеклись Ягеллоны. Разные другие династии, были и династии Васа, были в Польше. Но это может быть не так важно. А важно то, что это уже совершенно своеобразное государство, и та республика аристократическая, которая сложилась в Польше и Литве, это отдельная история. Вглядитесь в эти земли и вы увидите, когда вы посмотрите в журнале карту, вы увидите, что шутка Пушкина про литовскую границу, куда бежит самозванец, и когда ему указывают, что здесь Захарьево и Хлопино, это просто топонимы, названия, которые Пушкин хорошо знал, это примерно на уровне Звенигорода, это же Захарово и Хлюпино, жаль, что Скоротово, еще следующую станцию до Звенигорода он не назвал. Это всегда, и у тамошних жителей, мы всегда, когда ездили, поедем на литовскую границу, то есть это шоссе, которое ведет в Звенигород, и не так уж это было далеко от истины, потому что Вязьма очень долго, например, была литовской. Вернемся через несколько минут.НОВОСТИ
С.Бунтман
―
Мы продолжаем говорить о номере 60-ом, номере «Дилетанта», который посвящен Великому княжеству Литовскому. Здесь меня укоряют в полонофилии. «Думаю, с полонофилией вы поторопились, более махровых антисемитов, чем поляки, Станислав Лем писал…» вы знаете, те страны, которые я хорошо знаю, нет, почему, могут посоревноваться с французами, и с нашими, а с немцами, замечательно, это что, кто Холокост устроил, извините меня, могут посоревноваться все. Как говорят нормальные французы, вот такие вот вещи, это то, что даже больше объединяет мир, чем ум, всевозможные заблуждения, глупости и дикости, объединяет. Так что и в странах, которые я, например, хорошо знаю, я те страны, и которые очень люблю, я эти страны больше всего критикую за их, не было человека, который бы не говорил критически о своей стране, по этому можно узнать, кстати, настоящего патриота, а не потому, кто бегает полупьяный и размахивает чем-нибудь еще. «Тверь — это Азия?» Тверь это не Азия, Тверь это Европа. Почему вы так считаете? И мы с вами увидели. «Из славянских городов в России лишь Новгород, Псков и Смоленск». Здесь у нас разворачивается дискуссия, среди зрителей «YouTube» разворачивается дискуссия, я нашим радиослушателям говорю, о славянских, не славянских факторах в развитии государства. Вы знаете, только человек вроде одного из самых мрачных типов последней эпохи, Жан-Мари Ле-Пен, может считать, он считал для своего народа, что французы существовали всегда, и они существовали даже раньше галлов, и он высчитывал французскую кровь у каждого человека, которого встречал. Ну, забавлялся дяденька, это было очень интересно. Неважно, все государства образуются из очень сложных этнических принципов. И пример тому Великое княжество Литовское, у которого мы видим здесь масса народов, мы видим от татар караимов до литовцев пробелорусов, скажем, западных славян, таких поляков. Кто герои 17 века того же Генриха Сенкевича? Это белорусы, этнические белорусы, вот эти польская шляхта, которая живет там в лесах, живет, эти герои, у них белорусские фамилии. Кто это, украинцы, можно считать тоже. Это все окраина польско-литовского государства, которая при появлении самосознания, и чем меня порадовал довольно старый, украинский учебник истории Украины, где разбирался 17 век, они сделали очень остроумно, они не стали лезть в какие-то древние истории украинского флота или что-нибудь еще, как мы все очень любим делать историю, что каких-нибудь проукров и так далее, и какую-нибудь такую же чушь, которую мы все, всех нас объединяет очень многих из разных народов людей, и там сделали так. Вот Хмельниччина, которая, кстати, здесь у нас и разбирается еще. Хмельниччина, 17 век, гражданская война на Украине, Польша Украина. И здесь когда мы видим Хмельниччину, это то, где появляется самосознание, потом еще самосознание и этническое, и православное вдруг, при всей пестроте, например, Запорожской Сечи. И они рассматривают, вот Хмельниччина, протогосударство, которое начинает появляться, и ее связи, отношения с Польшей, с Москвой, с Крымом, с империей, вот все. И такая получается химия, историческая химия. И это очень любопытно. И вот эта часть есть русской аристократии, которая происходит от потомков литовских князей. Мало того, что на Тысячелетие России абсолютно справедливо есть и на монументе в Новгороде Великом, есть и Гедимин, и Кейстут, и Ольгерд, и Витовт есть у нас. Многие фамилии ведут свое происхождение от Наримунта, Голицыны, Куракины, например. Волынские, от легендарного Кариата. Трубецкие идут от Ольгерда. Несвицкие, Чарторыйские, идут от литовских князей. Это тесно переплетенная история. В 19 веке стало возрождаться национальное чувство и поиск корней, и литовская государственность, ощущение своей национальной принадлежности после раздела Польши, именно литовское, именно развитие языка пошло. И даже когда образовалось Литовское государство независимое после 1918 года, те литовцы, которые уехали от нужды в Америку, они спрашивали очень часто, как так, неужели есть учебник физики на литовском языке, неужели есть учебник математики на литовском языке, как это может быть, у нас слов таких нет. Крестьянские слова, пожалуйста, какие-нибудь богословские слова, а точные науки, а так получилось, что язык развился и создавался при национальной идеи. Вот образовалось Литовское государство. И я бы современный литовский гимн бы послушал, который очень, гимн Литовской республики.ФРАГМЕНТ
С.Бунтман
―
Теперь к вопросу о том, кто были чьими холопами. Все были когда-то чьими-то холопами. И все когда-то были господами чьих-то холопов. Это очень часто менялось. Хорошо, знаете, было бы рассуждать, ходя в каком-нибудь вышитом халате домашнем и рассуждать, вот те народ холопов, а эти что, народ господ, получается? Все и белорусы, не надо, что белорусы, этнические белорусы были в польско-литовской шляхте, было их очень много. Посмотрите и почитайте по-настоящему историю. Когда стало и можно сколько угодно заявлять, даже люди замечательные, и хорошие филологи, говорили, ну, что такое белорусский язык, это фонетическая запись западно-русских говоров, ха-ха-ха. Погоня, периодически мы друг другу исправляем «а» на «о», что это за погоня, корова и так далее, что это такое. Можно снобистски подходить. Но как только начинают писать на этом языке, как только начинают его фиксировать, как язык, имеющий свои замечательные особенности, свой ритм, и имеющий свой строй и свои настоящие отличия, он становится языком и становится языком малого или большого народа. И вот когда в 18 году практически не родившееся белорусское государство и так недолго пожившая под своими силами Беларусь постсоветская, это действительно, это путь к самосознанию, это путь не к вражде со всеми. Не зря Вяземский писал, почему патриотизм должен состоять в ненависти ко всем другим, нет, совершенно не так. И поэтому то, что меня сейчас так вдохновляет, вот эти возвращения к именно, к тому, что себя осознать, как народ, народ интересный, своеобразный и имеющий свои святыни, а не только переложение советских песен на другой строй. И вот сейчас послушайте одну из самых замечательных вещей, как раз «Погоню» послушайте, еще раз послушайте как она звучит. Это и воспоминание, и полное ощущение, что ты внук своих дедов.ФРАГМЕНТ
С.Бунтман
―
Да, это «Погоня», и я с большим удовольствием «Погоню» сегодня представил. Вспоминается много кто, и конечно, стихотворение Максима Богдановича, и вспоминается «Песняры», которые пели «Погоню». Это очень важно, мне кажется. И то, что поют на улице, это гимн. То, что люди хотят выучить, это гимн. А не набор слов на музыку. Есть несколько разновидностей гимнов, но конечно, как гимн украинский и белорусский гимн, что «Погоня», и «Магутны Божа», это гимны, которые хочется петь, это гимны о свободе, о свободе именно. А не о том, все хорошо и так, и как всегда было, так и будет, ну, как у нас новые слова написаны. Вы знаете, Михаил Осипов, «Песня хороша, но для гимна длинна». Все песни чрезвычайно длинные. Если пели бы, например, гимн Нидерландов, «НРЗБ песню», пели бы всю, то, например, бы футбольные матчи начинались бы через сутки после того, как команда выходит на поле, как минимум. Точно так же и германский гимн. Если бы пели все куплеты «Марсельезы», тоже бы нескоро это все кончилось. Представляете, на официальных церемониях. Это вещь, которая сокращается. Как, например, немцы германскую песню не убили свою, хотя ее запятнали, первый куплет, нацисты все запятнали, и свастику запятнали, немецкую песню запятнали. Есть такие, просто оставляющие везде пятна, люди, или организации. Но взяли третий куплет, о свободе. И я помню как неоновая реклама германской песни, неоновая реклама была прямо у Фридриха под копытами была, на Унтер-ден-Линден, высвечивались слова про свободу как раз, прямо на зло Фридриху Великому, потому что против этого всего прусского германская песня была и написана.Я хочу перейти сейчас, пригласив вас, внимательно прочитав и поспорив с, если хотите, с темой главной нашего номера 60 «Дилетанта», я хочу вас пригласить в будущее, на месяц вперед. У нас будет «Мушкетерский номер». Готовит его основную тему Алексей Дурново, которого я еще раз поздравляю, я сегодня с трепетом взял уже в руки наш графический роман «Спасти цесаревича Алексея», и я понял, что ребята сделали что-то очень и очень большое. Это действительно очень и очень большое дело. Вот этот первый исторический графический роман, и комикс он в простонародье называется. Я же сделал такой пролог сейчас, в котором не было ничего великого, но для меня было несколько важных открытий, пролог к «Мушкетерскому номеру», это плащ «Казак» мушкетеров короля. Почему «Казак» никто не знает, откуда он идет. Может быть действительно от тюркского «Казак», вольный человек, бандит с большой дороги, но всегда на коне и всегда очень смелый. Может быть от этого идет название плаща. И плащ этот был не только у мушкетеров, это странный, на 4 стороны такой закрывающий, у мушкетеров он был без застежки и спокойно руки можно было вытаскивать, это отличительная форма мушкетеров. И я напал на статью одного совершенно изумительного человека, конструктора такого франко-американца, он с французскими корнями, я даже не знаю откуда он, из Канады или из Луизианы, живет в Калифорнии, он исторический фехтовальщик и исторический реконструктор. И вот он, как настоящий, за что я люблю очень многих наших слушателей, как настоящий зануда, он пошел выяснять, а вот этот голубенький плащ, он голубенький или синенький, а из чего его делали, а когда он приобрел такую форму, а что под него одевали, ну, как и в иллюстрациях Лелуара к «Трем мушкетерам» мы видим, что под казак они надевали все, что у них было просто, все свое. А казак это была форма, этот плащ на 4 стороны. Из чего его делали. И он выяснил, и современную похожую одежду, современную этому униформу, он выяснил, что делался он из сукна светло-синего света, судя по всему, хотя это трудно сказать. Даже бедняга наш император Павел Петрович, когда ему для Преображенского полка зеленое сукно определенного цвета, он же хотел, чтобы все было одинаково, представили поставщики, там не было ни одного одинакового цвета, оттенка куска сукна, куска, завернутого, не было ни одного. И он чуть не заплакал, во всяком случае, разразился руганью страшной Павел Петрович, очень не любил он этого. Так что мы можем требовать от 17 века во Франции. Дальше. Чем обшивался. Серебряным галуном. Вот этот крест знаменитый белый, он нашивался, он из бархата нашивался, он нашел свидетельства вышивался золотом, лилии на концах этого креста, появились они не сразу, в 1622 году появилась эта рота бывших карабинеров, дали им мушкеты, мушкеты большие, тяжелые, поэтому они уже на скаку стрелять не могли, и они спешивались, и этот мушкет с сошкой, безумное занятие стрелять, конечно, из тяжеленного мушкета. Посмотрите на одну из иллюстраций Лелуара в хорошем издании «Трех мушкетеров», когда он стоит там, на парапете сидят Портос и Атос, если я не ошибаюсь, а перед ними стоит Д’Артаньян и еще гвардеец Дезесара, и держит этот невероятного размера мушкет, и сошку, вот он держит, на плече у него мушкет и сошку он так придерживает локтем. А дальше поразительная совершенно вещь. Дальше этот американский, франко-американский реконструктор, исследователь и фехтовальщик выясняет в каком же из миллиона фильмов было самое точное изображение казака, плаща «Казака» мушкетерской формы синего, между прочим, в подражание мушкетерам красные казаки, это вообще уже какие-то красные казАки совершенно получается, красные казаки были у гвардейцев кардинала, но они были несколько позже, но все несоответствия и соответствия истории мы разберем в следующем номере «Дилетанта». Так вот, я выдержал паузу. Вы не поверите, это было в фильме Сергея Жигунова 2013 года в сериале российском «Три мушкетера». Можно что угодно говорить о фильме, об игре, содержании, но то, что там, и я потом, когда увидел это удивительное сообщение, и фотографию, ту, которую мы приводим в журнале, когда обшито тем, чем надо, вышито тем, чем надо и так, как надо, воротник торчит оттуда какой нужно, длины какой нужно. А то бывало и до колен, как путались в нем кино-мушкетеры, бывали и такие фильмы. А экранизаций ведь миллион. И действительно, там художник по костюмам поработала великолепно. Я посмотрел другие кадры, и там одежда 17 века, там такая, так что здесь можно и поздравить и всю команду, и Сергея Жигунова, поздравить тем, что очень авторитетно признана лучшая работа художника по костюмам и бутафоров, и тех, кто это делала, и цехов, как они вышивали, там перчатки какие надо. Но может кто-то найдет, конечно, я очень люблю зануд реконструкторов великолепных совершенно, которые обязательно найдут какую-нибудь деталь. Но это лучшее из того, что было снято. В этой торжественной обстановке мы с вами послушаем подлинный вполне «Марш мушкетеров». Есть несколько интерпретаций. И НРЗБ тогда писал уже мушкетеров Людовика Четырнадцатого. Но так, как мушкетеры все-таки это конное войско, они спешивались потом, это конная пехота, то все-таки здесь должны быть медные и ударные, простите меня, двумя руками на флейте или играть на гитаре, как сказал Евгений Сергеевич, это только может, мушкетеры цыганского барона могут только так вот играть. Так что это в кавалерии никогда этого не было. Послушайте.
ФРАГМЕНТ
С.Бунтман
―
Что ж, друзья мои, мы на этом с вами расстаемся. Покупайте, читайте, на здоровье, 60-ый номер «Дилетанта», и не забудьте, что у нас, мы начинаем потихоньку уже продавать наш графический рома, наше любимое сейчас детище, «Дилетанта» детище, это графический роман «Спасти цесаревича Алексея». Я с вами прощаюсь. Всего вам доброго! До свидания! Читайте больше, живите хорошо!