Купить мерч «Эха»:

Новый номер журнала «Дилетант» - 96 страниц - 2020-08-20

20.08.2020
Новый номер журнала «Дилетант» - 96 страниц - 2020-08-20 Скачать

Новости «Дилетанта»:

В Петербурге закрасили граффити, посвященное Виктору Цою. Рисунок был нанесен на стену здания, где ранее находилась котельная «Камчатка». Там основатель и лидер группы «Кино» некоторое время работал кочегаром. Граффити нарисовали 15 августа по случаю 30-ой годовщины гибели музыканта, но недолго оно украшало фасад бывшей котельной. Жители соседних домов пожаловались на граффити местным властям и те оперативно закрасили изображение.

Сообщается, что создание рисунка не было согласовано с жильцами и Городским строительным комитетом, что и стало основанием для его ликвидации. На граффити было изображено желтое солнце на черном фоне, по аналогии с обложкой одного из альбомов «Кино».

К слову, это уже не первая подобная история в Петербурге. Ранее по указу городских властей был закрашен уличный портрет Иосифа Бродского.

Британские искусствоведы идентифицировали личность тети Елизаветы Первой по портрету. Картину из королевской коллекции изучали несколько лет. На протяжении долгого времени это полотно было известно под названием «Портрет женщины». Специалистам же удалось установить кем именно была эта женщина. Как выяснилось, это Мария Болейн. Ее сестра, Анна, была второй женой Генриха Восьмого. В браке у нее родилась дочь Елизавета, ставшая впоследствии королевой Англии.

Саму Анну Генрих позже казнил по обвинению в супружеской измене, которая приравнивалась к измене государственной. Свою свояченицу король, правда, не тронул. И Мария, которая предположительно была одно время любовницей Генриха, умерла своей смертью в 1543 году. Ее портрет, как установили ученые, принадлежит кисте голландского художника, Ремигиуса ван Лемпута, который жил в 17 веке. Живописец рисовал в основном современниц. Мария Болейн, умершая за 60 лет до его рождения, единственное исключение.

Власти Амстердама решили демонтировать знаменитую статую спортсмена, которая около 100 лет простояла у входа на олимпийский стадион голландской столицы. Скульптура изображает атлета с вытянутой вверх правой рукой. Этот жест, увековеченный в бронзе, и стал причиной общественного недовольства. У многих посетителей стадиона он вызвал ассоциации с нацистским приветствием.

И возможно, дело не только в ассоциациях. Статую установили около 1928 года, когда в Европе уже набирали популярность различные направления фашизма. Специалисты полагают, что связь тут прямая. Римское приветствие, распространенное среди первых спортсменов эпохи Кубертена, переняли националисты, и постепенно оно трансформировалось в тот самый нацистский жест.

Это подтвердили и данные исторической экспертизы. Ознакомившись с ее выводами, власти города и дирекция стадиона решили демонтировать статую спортсмена.

С.Бунтман

Добрый вечер! 22 часа 8 минут. Мы в прямом эфире.

Сергей Бунтман – у микрофона. Николай Котов – звукорежиссёр.

Прежде, чем начать сегодняшний обзор ближайшего номера «Дилетанта», я хочу сказать, что, конечно, мы, я, во всяком случае, и думаю, все мы, кто здесь сидит, желаем скорейшего выздоровления, возвращения Алексею Навальному. И это в первую очередь.

Во вторую, подробнейшего и точного выяснения всех обстоятельств его отравления.

Так что, Алексей, держись! Не может слышать, будучи в коме, но это очень важно, когда говорят и все думают, каких бы взглядов люди, мне кажется, не придерживались при этом.

Друзья, ну, а мы с вами обращаемся к номеру «Дилетанта», который у нас называется «Тартария». И именно наши партнеры в Татарстане, и мы говорим, правда Тартария, да, Тартария, давайте мы будем, назовем Тартария. И вот от Волжского Булгара, от того, что в Европе странной страной Тартарию называли, путали с монголами всегда. И совершенно другой народ. И того, как образовалось Казанское царство, Казанское ханство, а потом Казанское царство, от кровавого покорения Казанского царства перейдем, дойдем до наших дней. Вот здесь в основной части нашего журнала.

И для того, чтобы нам войти в контекст, давайте послушаем новый гимн республики Татарстан. На двух языках он исполняется. И мне кажется, что он очень славный.

Да, Дмитрий, на двух языках исполняется этот гимн, по-татарски и по-русски.

Номер у нас, как всегда, открывается нашими рубриками. Здесь анонс следующего номера, где речь будет идти об Октавиане Августе, об обнулении по-римски.

У нас была в прошлом номере предварительная статья, где была «Штука», моя это рубрика, и были инсигнии Октавиана Августа, когда он не только собирал, но еще и жонглировал разнообразными должностями для того, чтобы в демократических одеждах нам преподнести империю.

Обнуление по-римски – это следующий номер.

Мы с вами, да, у нас, как всегда, очень мощные фотографии в рубрике «Кадр».

Замечательный детектив, очередной портретный детектив от Александра Кибовского, который уже скоро разменяет 2-ую тысячу, если уже не разменял, своих опознанных портретах.

Ханство, царство, губерния, республика. Можно сколько угодно, вы знаете, говорить о том, когда была основана Казань, например. И сколько ей исполнилось. На нашей памяти ей исполнялось и 750 лет, ей исполнялась и 1000 лет, Казани.

Это всегда спор об основании городов. Даже выше упомянутый Рим, невозможно, ну, что мы будем точно говорить когда и волчица выкормила близнецов. Причем жители Сиена считают, что это у них была волчица настоящая, а не там, над Кипром.

Мне понравился. Зиатдинов пишет: «Нам понравился очень новый гимн Татарстана».

Это известное стихотворение, это и гимн, который первым аккордом напоминает и российский, советский. Но дело в том, что он дает нам и представление о действительно очень раздольной и обширной стране.

Можно сколько угодно спорить об основании Казани, но то, что Волжский Булгар играл невероятную роль, еще до всевозможного нашествия монголов, и до того, как Волжский Булгар сначала победил, дал отпор Субедею, когда Субедей туда забрел, на Волгу, сначала дали отпор в 1223 году.

Но до этого еще Волжский Булгар был очень важной частью пути того самого, первого Пути из варяг в греки, потому что он шел, этот путь обмена всего чего угодно, и военизированные отряды, которые шли на персидское серебро, обмена всевозможных товаров, он шел по Волге.

Потом этот путь несколько иссяк. И уже прямо, более прямым путем может быть по Днепру шли в Византию и шли обратно.

И здесь мы внимательно рассматриваем эту историю, рассматриваем историю Волжского Булгара и первых столкновения с другими цивилизациями.

Вот здесь Дмитрий написал: «Хан Аспарух и Болгария это оттуда?»

Да, конечно, это переселение определенной части народа. И потом вот такое смешение со славянским населением, балканским и дало нам удивительный народ, который мы называем болгарами.

Едем дальше. Здесь у нас. И мы смотрим, что действительно вторжение монголов обернулось для Волжского Булгара совсем большой катастрофой. И практически уничтожением устоявшейся цивилизации. Которая сильно смешалась с монгольской цивилизацией. Очень тяжело было сохранить собственный этнос, сохранить собственную культуру.

Но все равно особенность того, что мы потом назовем Казанским ханством и Казанским царством, мы прослеживаем там. И это очень хорошо, что прослеживает свои корни не от этих обобщенных татар, имя которым мы привыкли называть все абсолютно население Золотой Орды. Тогда, в общем-то, и население Золотой Орды и особенно Улуса Джучи, это можно считать и всех славян, и русские княжества можно считать тоже. Вот так можно считать татарами.

Но чрезвычайно интересно посмотреть как развивалось дальше. Вот мы видим, что принятие ислама было в Волжском Булгаре, произошло гораздо раньше, чем принятие ислама Ордой. И произошло оно в 922 году. И это примерно те же времена и тот же исторический рубеж, на котором мы видим через полвека примерно, мы видим походы Святослава.

Походы Святослава – разбойные походы. Святослав был абсолютный князь своего времени. Потому что эти походы представляли собой то же самое, что делали его ближайшие полумифические предки, такие как Рюрик и совершенно ясный Олег, и отец его Игорь. При том, что намешано и непонятно в их княжении.

Но характер именно вот этих княжеств русских, вот таких варяжско-славянских был как раз в набегах что в эту Болгарию, что в ту Болгарию, потом будет и в хорошей, крепкой связке с Византией, будет действовать Святослав.

Здесь мы смотрим и расцвет Булгарии приходится, наверное, как считают, хотя мне казалось, что вот это, как именно такой пункт великого пути с северо-запада на юго-восток, он приходится и на 8 век, 8-9 век.

Но новый расцвет – это начало 13 века.

И дальше мы видим поглощение Золотой Ордой. Но выделение в 1438 году Казанского ханства.

Мне кажется, что такой лайм-лайн, такая линия жизни от Волжского Булгара, от финно-угров и тюрков, которые там были, до суверенного Татарстана. И именно суверенного.

Потому что мне кажется, из всех республик Российской Федерации взаимоотношения, которые построились в первой половине 90-ых годов, с Татарстаном, это был, наверное, самый умный, самый федеративный, самый, мне кажется, точный ход.

Потому что было достаточно долгая выработка договоренностей, условий, потому что при всем при том, что Татарстан и не собирался выходить из состава Российской Федерации, но как суверенная республика Татарстан это принял всерьез.

И самое главное, что Татарстан сделал так, чтобы центральное российское руководство присмотрелось с внимание и со всей серьезностью к правам Татарстана. Так что мы здесь видим.

Мы видим здесь первую газету еще арабской вязью. Мы видим советскую республику в 20 году.

Мы видим очень серьезные испытания, которые были.

Победа над непобедимыми – это одна из первых вещей, которую мы видели, Субэдэй и Джэбэ, Субэдэй Багатур и Джэбэ-нойон.

Кстати говоря, не относитесь с таким, снисходительно, как многие относятся к трилогии Василия Яна, потому что в этой трилогии, в отличие от его книги об Александре Невском, Василий Ян просто настолько точен, красив, замечателен и ярок, что мне кажется, его очень стоит читать, «Чингисхан», «Батый» и «К последнему морю», стоит читать и особенно детям, подросткам.

Далее. Вот эта удивительная судьба, войско Субэдэя и Джэбэ, и можно считать, что на Волгу они вышли почти случайно практически.

Смотрим. Представление Тартарии. Каких только карт мы с вами, друзья, не видим, когда, это карты Средневековые, карты Возрождения и раннего Нового времени.

Мы видим великую необъятную Тартарию, которая вообще захватывает весь от севера Русского государства прямо до Дальнего Востока, кто подходит с Китая, кто подходит от тех. Они не понимают где они находятся.

Мы видим карты, которые совершенно по-другому ориентированы. Единое море некое. Вот такой у нас получается странный Каспий, получается. Потому что очень долго вправо, влево от рек когда проходили, очень трудно было понять что бы то ни было. Тем более, снять карты.

И не говоря уж о том, что до 11 века история сплошь легендарная существует.

И мы видим как просто непроходимые дебри. И только здесь появляются определенные города, которые мы знаем, и вот здесь Тюмень появляется уже тут за Волгой, Дон, вот здесь Волга, нечто вроде Яика, Урала, и дальше начинается мифология и где-то здесь уже, как мы знаем, располагается святое царство пресвитера Иоанна.

Так что мы видим.

Сергей из Москвы пишет, называет меня сепаратистом.

Я считаю, что правильно построенная наша федерация, практически идеальный момент с национальными республиками и с очень важными регионами. Это были те долгие и взаимоуважительные обсуждения, которые были проведены с Татарстаном.

Едем дальше мы с вами по времени.

Замечательный момент. Служба Литве, Польше. Потому что такая необычайно тесная связь, которая существует что у Булгара, что у монгол, у разных разновидностей, так называемых здесь и крымских татар, и татар казанских, татар астраханских. У нас путаница, как всегда, историческая путаница в терминологии.

Но мы смотрим как именно в Польско-Литовском государстве образовался субэтнос, образовался очень важный субэтнос, который представляли выходцы в том числе и из Казанского царства.

Вот основатель Казанского ханства, хан Улу-Мухаммед, тоже здесь прошу обратить внимание.

Подробный тайм-лайн и линия, которая охватывает у нас 30 лет, это давление на Казанское ханство. И то, что посчитало Московское государство стратегически важным. Наверное, так и было. И другого от этого времени ожидать не приходится. но то, что это было экспансия, именно московская экспансия, это точно.

И когда, например, в фильме Эйзенштейна, и что Татария, например, татары собираются покорить Москву очередной раз, это уже не то время. Это 40-ые годы. И конечно, при новой концепции, сталинской концепции российской истории, конечно, было важно подчеркнуть, что всегда наша страна ведет исключительно оборонительные, но воины победоносные и победоносные и на чужой территории.

Так жесточайшим покорением Казанского ханства окончилась эта война. Это было очень тяжелое предприятие. И там, где Курбский отличился, будущий русский диссидент и невозвращенец.

Но конечно, это было жесточайшее покорение.

И дело даже не в том, что покоряли чужой народ. Потому что со своим народом Иван Васильевич Грозный обращался ничуть не лучше.

И например, как пародийно называли это дружественный визит Ивана Васильевича Грозного в Новгород Великий, это было примерно то же самое.

Неравенство сил очень большое. Артиллерия и осадные башни.

Но тем не менее, быстро взять Казань не удалось. И разгром Казани, который последовал, Казани, как города, Казани, как населения, это большая трагедия. И она и должна восприниматься как большая трагедия в Татарстане.

У нас история общая. Но восприятие этой истории должно быть трагично. То есть трагично в том смысле, что здесь надо воспринимать это исторически, но помнить и о жертвах, и помнить о крови нужно всем. И тот, кто ее проливал, и тот, кто этому способствовал.

Вот в центре, в самом центре Москвы стоит одно удивительное сооружение, это Покровский Собор и Храм Василия Блаженного, как его называем мы по привычке. Это то место, которое было построено в честь взятия Казани.

При этом оно представляет собой несомненный шедевр, но очень странный.

Одно из самых затейливых сооружений архитектуры не только русской, но и архитектуры вообще. С несомненными восточными элементами. При этом и с элементами европейскими такими. И очень подходит он тому, что у нас становится итальянским Кремлем нашим.

Так что обратите внимание тоже.

Спасение Москвы, которое обязывается Казанской иконе, Казанской иконе Божьей Матери, это тоже, можно сказать, одна из наших таких соединительных линий.

Слушаем новости и потом продолжаем.

НОВОСТИ

С.Бунтман

Пока сейчас шла реклама, в «YouTube» может быть было слышно как мы с Николаем Котовым поражались удивительному Храму Василия Блаженного, который, это одна из самых таинственных вещей. Там можно многое объяснить.

Но дело в том, что мы с вами, когда заходим туда, мы очень часто теряемся, там каждый поворот абсолютно неожиданный. И там нет таких огромных пространств, которые бывают в других храмах, но ты там постоянно попадаешь к небольшому алтарю, ты попадаешь в ходы, переходы,

Но самое поразительное, когда, мне однажды повезло, и я вытащил таким образом своих приехавших в Москву, моих любимых французов, и вот вытащить и показать им, вдруг мы выходим в то место, с которого можно наблюдать было бы вот именно то вербное воскресенье, когда царь под уздцы лошадь с патриархом, и это как на осле въехал Христос в Иерусалим. И ты видишь вдруг этот путь весь, и Спасские ворота.

Так что когда можно будет совершенно спокойно ходить и бродить по Храму Василия Блаженного.

«Это в честь Юродивого?»

Да, но вообще-то он Покрова, что на Рву, Покрова Богородицы, что на Рву.

Мы с вами остановились на Казанской иконе. И здесь мы видим историю иконы и ее списков, какую важную духовную роль она сыграла в тяжелые моменты истории и Москвы тоже.

Мы с вами Казанский собор, который так красиво, один из первых восстановленных храмов в центре Москвы, восстановленных по-настоящему, хотя он и был в перестроенном виде до сноса, он был тоже очень интересный, со своими пристройками. Но его восстановили в таком виде, в котором он был при построении в 17 веке.

Потрясающая история, конечно, произошла в наше время. Это возвращение, такой акт, в котором очень большую роль сыграло руководство Татарстана в свое время.

И у нас один из посредников, немецких посредников выступал в нашем эфире, это Адольф Хампель, это священник и богослов немецкий, который именно и присутствовал, и был посредником от руководства Татарстана со святым престолом, когда вернулся один из списков Казанской иконы, вернулся в Россию. После того, как судя по всему был то ли уничтожен древнейший список, древнейшая икона в 904-905 годах, когда было украдено и нашли сожжённые, обгоревшие фрагменты доски.

До сих пор, мы с Алексеем Кузнецовым, вернее Алексей Кузнецов при моем участии это описывал это дело, это расследование в программе нашей «Не так». Может быть кому-то, конечно, и по чьему-то заказу и где-то она может быть и сохранилась уж очень топорно ее уничтожили тогда.

«Поскреби русского – найдешь татарина». Знаменитые русские семьи, которые, здесь мы видим и Карамзина, и Чаадаева, и Балакирева, и Милюковых, и Тютчева видим. И у Тургенева были, Ермоловы и Апраксины были. Очень много и здесь очень много было сделано людьми, у которых серьезные татарские корни, и выход из Орды, и выход из Казанского ханства.

До того, как между белыми и красными, это чрезвычайно интересно и трагично, то, что происходило на территории Татарстана во время Гражданской войны.

И до этого, я бы хотел сказать, что Казань была одним из центров, до революции, 1900-ы годы, одним из центров замечательной волжской цивилизации, которая существовала в Российской Империи. Это и промышленная, и торговая цивилизация, и художественная цивилизации. И до этого один Казанский университет чего стоил. И казанские предприятия чего стоили.

И мне довелось довольно пристально читать об этом, потому что я хотел больше узнать, поскольку в детстве мне рассказывали много о Казане дореволюционной, где жила семья моего прадедушки, инженера, который работал инженером-технологом на заводе в Нижнем Новгороде, а потом в Казани. И к моему величайшему стыду я не был еще в Казани. Очень хочу туда поехать. Все никак не соберусь.

Да, Максим, вы правы, я только что это сказал, что Храм Василия Блаженного не существует, это его народное название.

Придел Василия Блаженного пристроен при Алексее Михайловиче, это мы все знаем, и читаем, и для того, чтобы сориентироваться, я просто говорю, Покрова, что на Рву, это я знаю с очень давних времен.

Вот гражданская война. Каппель, Чапаев здесь. И можно было бы даже портретами Каппеля и Чапаева можно было бы обойтись. Конечно, это мифологическая сцена, где было перепутано все на свете, и уж каппелевцы совсем не походили на те офицерские полки в черном, которые выступают в фильме «Чапаев». Но правда красиво идут, правда, красиво идут. Интеллигенция. Как говорил Бабочкин в роли Чапаева.

Я бы сказал, что, конечно, вот события революционные и послереволюционные, они сказались на Татарстане. И особенно то, что произошло в 21-22 годах, где все Поволжье умирало, умирало от голода.

И вот здесь некоторые сказали, я бы прислал, у меня открытки, сохранились эти открытки, абсолютно несколько упадочные и такие в стиле модерн оформленные открытки, которые покупали в помощь голодающим Поволжья, и распространялись по всей Европе.

И тогда, надо сказать, тогда советское правительство не отказывалось от помощи и не скрывало масштабы. Может быть даже их педалировали, эти масштабы, потому что нужна была международная помощь.

У нас недавно была очень интересная передача о роли квакеров и их организации в помощи голодающим Поволжья.

В отличие от голодомора 32 года, который был и на Украине, и на Волге, и на Северном Кавказе. И страшнейший был голодомор в Казахстане, чему способствовали еще тамошние дикие способы коллективизации в том числе и скота. И были невероятные человеческие жертвы и в Казахстане тоже.

Черное золото. Мы приходим к черному золоту Казахстана и мы приходим к его нынешней жизни.

Я бы хотел завершить эту часть. Мы в самом конце еще вернемся к нашей татарской теме.

А сейчас мне завершить одной песней очень хотелось. «Габдрахман» - это песня совершенно чудесная. Запись 56 года. Пластинка 78 оборотов. И поет Зифа Басырова.

По-моему, чудесная совершенно песня. Вообще была прекрасная пластинка. И 2 песни. На татарском телевидении были, есть записи телевизионных передач, где прекрасная Зифа Басырова участвовала. И они есть в «YouTube». Можете посмотреть.

Смотрите, друзья мои, мы перескакиваем на другую тоже важную тему. Потому что мы решили в этом номере на плечах у событий рассказать и напомнить, кратко напомнить историю Святой Софии, Айя-София в Константинополе.

Потому что то, что как проделал президент Эрдоган в каких-то своих замечательных целях, уж не знал чем развлечь народ, к которому относится достаточно подозрительно. И чтобы стать лидером исламских государств, чего он очень хочет, он снова объявил мечетью.

У нас Никита Василенко уже был. Да, действительно до поздней ночи можно входить бесплатно в Храм Святой Софии, если там не происходит молитва. И мало что можно увидеть. Не знает, не видел можно ли пройти туда на хор и на галерею Святой Софии, пол увидеть нельзя и там все как в мечети. И не знают они как закрывать и открывать.

Мне очень нравится. Я вот такие, простите меня за оффтоп чуть-чуть, мне нравится, что написала в чате Зифа Ватяхова. «Ностальгия по детству».

И я читал чудесный комментарий в «YouTube», когда просматривал клипы с татарскими песнями. И там было замечательный комментарий: «Кажется, что снова детство и кажется, что все живы».

Вот это прекрасный просто комментарий был.

Вернемся к Собору Святой Софии. И здесь 2 у нас разворота, спасибо тем, кто дал мне 2 разворота на рубрику «Штука».

Мне очень хотелось коротко рассказать. И вас сразу отослать в конце этой маленькой статьи, отослать вас к прекраснейшему путеводителю Сергея Аркадьевича Иванова, путеводителю по Стамбулу, «В поисках Константинополя».

Это наслаждение ходить с ним, да и просто так читать. Где все, что осталось от Константинополя в Стамбуле, все, что осталось от Византии он подробно разбирает.

И спасибо художникам, которые так замечательно линию жизни Святой Софии увидели.

Я здесь посчитал еще нужным сделать врезку, что легенда римлянки Софии и ее дочерях, Вере, Надежде и Любви, хотя она мне очень дорога, как один их лучших вообще и наших семейных праздников, 30 сентября, 17 по старому стилю.

Но все равно это не о том был собор. И он был посвящен, вот вторая церковь, которая после страшного пожара и восстания была сделана при Юстиниане в 6 веке. Она была посвящена Христу, как премудрости божьей.

И весь второй мы отдаём, так же, как мы делали в случае с Нотр-Дам после пожара, отдаем разрезу. Здесь модно посмотреть все части как что соотносится и посмотреть собор в целом.

А теперь для того, чтобы услышать то, что, наверное, невозможно услышать в Святой Софии, это распев византийский мы послушаем с вами. И «Христос Воскресе», пасхальный распев византийской на греческом.

Ну, вот часть распева «Христос Воскрес». Здесь мы потихоньку подходим к следующему номеру.

И оскорбление величия уже. Так что у нас будет все, знаете, как из такого коридора, по которому мы подходим к принципату Августа и это у нас журнал, который выйдет в сентябре, просто будет огромным залом там.

Стефан Баторий под Псковом. вот Дмитрию Мезенцеву специально здесь.

А вот мы архив и семейный архив мы представляем документами удивительного человека, Владимира Медема. Владимир Медем это один из руководителей и основателей Бунда. Причем он бывал и когда все партии социал-демократического толка, оппозиционные левые партии дружили, то ему жал руку Дзержинский, будучи еще в кандалах. Ему страшно не нравился Троцкий, который приходил в каком-то совершенно задрипанном виде. И говорил Владимир Медем, говорил, что у Ленина лицо умное, но не интеллигентное, как ему казалось.

Владимир Медем много сделал для того, чтобы социалистическое движение, еврейское социалистическое движение Бунд развивался и процветал. но не сошелся он с большевиками, уехал в Америку, где всего 2 года, причем успев поучаствовать и в американском рабочем движении.

Хочу, чтобы мы свами послушали песню совершенно эмблематическую для Бунда, на всех языках сразу, здесь и идиш есть, и русский, и английский, и много знакомых слов.

Я думаю, что вы все услышали очень знакомый мотив, услышали о чем это долой палицей, долой самодержавие, вот как это получается. Ну, да, долой самодержавие. Такой удивительный человек, как Владимир Медем у нас в личном, семейном архиве.

Еще из архива у нас, быстро проходит важные статьи и увлекательные.

Мы возвращаемся к публикации документов из архива Волкогонова. Это записка 56 года, которую написал всем нам известный председатель КГБ при Совете министров, генерал Иван Серов. Это очень примечательная вещь.

И вот в чем здесь дело. Дело в том, что отвечают родственникам репрессированных, что был осужден на 10 лет по статье 58, на 10 лет без права переписки, местонахождение не установлено.

Такие ответы гражданам не удовлетворяют. Совершенно справедливо пишет Иван Серов.

Но дальше было сделано вот что. Предлагалось писать, называть, то, что без права переписки и что умер в местах заключения.

Опа. Такая записка.

Такая справка у меня есть абсолютно лживая, что мой дед, которого расстреляли, как потом было выяснено в 90-ых годах при просмотре документов, которого расстреляли 15 сентября 1938 года, там было написано, что он скончался в местах заключения от воспаления легких в 1941 году. Чем мою маму, например, обнадежили, так что вот-вот он еще 3 года был жив после того, как его арестовали и потом, как выяснилось, расстреляли.

Это бесчеловечно то, что было. И такие ответы абсолютно бесчеловечны.

Я хотел бы завершить сегодня возвращением к татарской теме.

Вот посмотрите здесь княжеский род Чингисов. На закате империи появился новый княжеский род Чингисов. И это история гораздо древнее, чем 19 век. И Женя Снегов написал у нас статью.

Тоже к репрессиям про Владимирский централ в серии тюрем. И там была написана 3 замечательными людьми, автором «Розы Мира», Даниилом Андреевым, изумительным физиологом, академиком Париным Василием Васильевичем и Львом Раковым, была написана одна из самых смешных книг на свете фальшивые биографии фальшивых великих людей, называется «Новейший Плутарх».

А сейчас, наверное, книга, которая очень сильно прогремела, и справедливо, одна из самых лучших книг, которую я читал за последние годы, это книга Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза».

И фильма я не смотрел. И не смотрел даже потому что мне очень не хотелось как-то книгу оживлять. Мне не хотелось. Я как-то не доверял. Может быть когда-нибудь посмотрю. И не хотелось вступать в эти безумные споры, которые возникли после фильма.

Книга написана изумительно. Это по языку одна из лучших книг последнего десятилетия.

Музыку оттуда мне бы хотелось послушать. И исполняет Дина Гарипова. Исполняет эту песню, которая после обработки, замечательной, на мой взгляд, в фильме «Зулейха открывает глаза» была использована.

На этом я с вами прощаюсь.

У меня тоже еще нет бумажного номера «Дилетанта» Тартария. Он выйдет через 2-3 дня.