Купить мерч «Эха»:

Новый номер журнала «Дилетант» - 96 страниц - 2020-06-18

18.06.2020
Новый номер журнала «Дилетант» - 96 страниц - 2020-06-18 Скачать

С.Бунтман

Добрый вечер!

Наш креативный редактор, Владимир Владимирович Путин наконец-то разродился статьей. Правда, она напечатана в Штатах сначала, завтра уже будет в «Российской газете». Но судя по изложению и судя по всему, конечно, надо будет почитать, может быть там что-то такое новое, сенсационное.

Это смешно, это просто смешно, дорогие друзья, потому что с таким багажом лезть в историческую статью и предъявлять претензии тем, у кого напечатано абсолютно всё, вообще всё, и существуют разные мнения, но документы абсолютно все, в том числе и о ненавистных Владимиру Владимировичу Путину поляках, и уж выкопали для него посла Липского.

Вывод здесь один – списывать надо знать у кого. Просто когда ты сам не занимаешься этим делом, я думаю, что у президента дел много помимо писания статей и размышлений, и копания в архивах, а также чтения серьезной литературы. Ну, читает что хочет и необязательно этим делиться с человечеством. Хочется ему верить вот в это и пусть верит, если бы только это не отражалось на изоляции нашей с вами страны. Ничего не нужно, кроме правды, ничего не нужно, кроме всех документов. А вот такое кидание, мне кажется, оно совершенно ничего нам позитивного не добавляет.

Мы выпустили номер тоже по мотивам высказывания, очередной цитаты Владимира Владимировича Путина про половцев и печенегов. Дело в том, что это многократно цитируемо, не адвокат Плевако, краткое изложение и достаточно веселое дело, которое вел адвокат Плевако, вел, это дело, как было написано в очерке, который цитируют все, в том числе и Путин, в очерке Викентия Вересаева. Где все очень быстренько, речь Плевако сводилась к тому, что были печенеги, половцы, мучали и татары, и поляки, но Русь выжила, а старушка украла копеечный жестяный чайник и теперь Русь погибла, и её оправдали.

Ну, там несколько всё не так, потому что это очерк Вересаева. Действительно была длинная речь на процессе, которая описывается у чудесного журналиста Власа Дорошевича, еще при жизни Плевако, поэтому там можно было быть пойманным за одно, а то и за два места, и если бы что-нибудь было наврано.

Там приводится большая речь Плевако, где он говорит действительно о невзгодах Руси, ни слова ни о печенегах, ни о половцах, а было от того, что был беспорядок, призвали варягов, но ничего, поправили иностранные, было Иго, было там 612 год, поляки, 812 год, Русь, Россия выдержала. А вот тут действительно это была дворянка, которая похитила не жестяной чайник, а похитила серебряный кофейник и её действительно оправдали, а так все правильно. А так все, конечно, правильно.

Кроме того, ну, естественно, у Вересаева ярко написано и написано собранно, и превращено это в анекдот.

И мы с вами вступаем в историю печенегов, половцев, Древней Руси, мы вступаем на чрезвычайно зыбкую почву, которая отзовется нам. Ой, ужасная эта фотография, я её с детства помню, эту фотографию, казнь в Сайгоне. И она меня в том самом 68 году, когда, я помню, была выставка ужасных совершенно фотографий вьетнамских в ЦДСА, и я ходил по ЦДСА, это на меня произвело жутчайшее совершенно, произвела совершенно жуткое впечатление.

Мы с вами едем дальше. Это кадр и действительно на него посмотреть и очень серьезно подумать об озверении человечества, которое не прекращается никак.

До нашей главной темы и зыбкой почвы Евразии 8, 9, начало 10 веков, мы с вами на очень крепкой почве. Например, статья Александра Кибовского, очередное расследование и атрибутирование портретов. Дай бог здоровья Александру Владимировичу и еще книжку, и еще 500 портретов, еще много, это замечательное дело, которое он производит.

Итак, терзание Руси. Что мы знаем о южных соседях Древнерусского государства? Откуда пришли и куда исчезли печенеги и половцы? Кто из князей враждовал, а кто роднился со степняками?

На вопрос, что мы знаем, знаем мы крайне мало, потому что во всем, что касается изначальной Древней Руси, если не брать здесь всевозможные НРЗБ еще, всевозможные штуки о древних, подробнее описание как жили древние славяне, где они селились, какие были объединения племен, все это мы знаем в основном из одного источника. Этот источник – «Повесть временных лет».

И где у автора «Повести временных лет» есть совпадение с византийскими документами, с договорами действительно, с текстами договоров, которые заключались, то тогда у нас всё это получается действительно по-человечески и близко к истории. Когда написано современниками, когда византийскими авторами фиксируется тот или иной визит, тот или иной договор, между руссами и Византией, например, тогда мы можем отталкиваться от реальных источников. Точно также поступал и автор «Повести временных лет», отталкивался. А потом шли в нормальном смысле этого слова спекуляции.

Во-первых, все должно быть так, как полагается, так, как полагается для цели автора, для цели избежать ошибок. И если тот или иной положительный, отрицательный персонаж совершает что-то, о чем мы знаем, или о чем догадываемся, или что нам передает предание, то он это должен делать или как некий античный герой, должно происходить, или же герой, библейский персонаж, что еще важнее.

Итак забавно очень пишет: «Распад монголов – это закрытая тема, как возникновение Вселенной».

Ну, закрытая тема в каком смысле? Закрытая в том, что здесь все решено или же тема, которая не должна быть рассмотрена.

«Ведь древляне замочили Игоря»

Ну, наверное. А что он туда пошел? Что он пошел туда делать?

«Вот Гумилев уверял, что монголы выродились в узбеков».

Ну, даже тут не надо покойного Льва Николаевича Гумилева упоминать. Это удивительное и смешение племен, и прохождение, и великое переселение народов. Так что здесь эта тема может изучаться и с помощью археологии, и этнографии. Но точные события и точные, например, такие как, что произошло гибель Святослава.

Например, мне посчастливилось написать на любимую мифологическую тему о том, как погиб Святослав. Это на меня произвело в детстве очень большое впечатление, когда я читал прекрасную детскую книгу.

«Слушал лекции Гумилева»,

Это вам очень повезло! Прекрасно. Это был изумительный ученый, но там нужно или верить, или не верить, или следовать точно его терминологии и его построениям.

К сожалению, может быть для глубоких поклонников Льва Николаевича Гумилева это не оправдывается, не получается.

«Гумилев завораживал».

Это уж точно.

И друзья мои, что я хотел сказать здесь, что, например, та история, как здесь с какой-то невероятной точностью пишет о том, автор «Повести временных лет», что Святослав Игоревич, когда погиб, он действительно, по тем сообщениям, которые поступили и в Византию, и об этом писал Лев Диакон, практически сразу после события, он отмечает, что Святослав погиб на порогах и его убили, да, печенеги. Вот что мы знаем.

А насчет того, что хан Куря, печенежский князь, хан Куря приказал сделать чашу из черепа Святослава и пил из нее в дальнейших интерпретациях вместе с женой, и чтобы у них были дети такие же смелые, как Святослав, это ходячая красивая жесткая такая суровая легенда.

И я действительно в этой статьей вам советую почитать очень много. Есть несколько прекраснейших книг. Во-первых, это работы Игоря Николаевича Данилевского, с которым, я думаю, мы сделаем, «Дилетантов» в течение этого месяца по теме номера, о печенегах, половцах, степняках и Древней Руси.

Конечно, еще нужно непременнейшим образом почитать книгу Алексея Толочко «Очерки начальной Руси», где становится понятно что за скандинавские хождения вниз по Волге, что им надо было в Византии, что они на что меняли и с чем было связано вот это протогосударство. Потому что настоящим государством еще не было.

И вот эта история, например, с той же чашей, к которой мы вернемся, также, как история вот множества спекуляций о Хазарском каганате, о котором у нас будет отдельный обзор.

Я очень рекомендую вам, кроме тех книг, о которых я говорил и о которых еще скажу, я очень рекомендую читать этот номер «Дилетанта», потому что он, как и многие обзорные вещи и достаточно выпирающие точки из одной важной темы, это может стать действительно для вас стартовой площадкой, стартовой площадкой для того, чтобы вы читали хорошие работы. Пытались читать документы, пытались по следам действительно настоящих и очень серьёзных исследователей идти и углубляться в чтение документов. Так получаются историки. Если вы идете вглубь, но не так уж всю жизнь на это кладете, то получается настоящие и честные дилетанты, любители истории, но честные дилетанты.

«Раз,два»: «Вся история Руси держится на повести, разве можно ей верить, если нет подтверждения?»

Верить ей нельзя, верить ей нельзя, и это совершенно, это произведение совсем про другое, это произведение про эпоху, оправдание эпохи, и обоснование эпохи, того, в которой жил автор повести. И делать глубокие, конкретные выводы. Например, можно ли верить тому, что все абсолютно князья, и от точки, которую мы знаем, исторические, будь то Олег, будь то Владимир, будь то Святослав, мы знаем какую-то точку, в их истории находим. И вот назад там, скажем, сколько-то лет, как он начал княжить или родился, и вот столько же отсчитывается до его смерти и гибели. Это может быть только приблизительно. Это для каких-то совершенно других целей. Потому что точные данные не могли сохраниться.

На менее зыбких основах можно построить историю, согласившись, что мы никогда, наверное, доподлинно не узнаем ни подробности таких красочных, не узнаем фактов столь же красочных, как подробности.

Ну, и итак, мы с вами вступаем на эту зыбкую почву и начинаем, и продолжаем рассматривать 55 номер журнала «Дилетанта».

Но я бы, например, такое ярчайшее заимствование из «Повести временных лег» как Песнь о вещем Олеге, сейчас бы вам дал послушать. Но что потом из нее сделали, вот что делает традиция. И мы уже знаем 20 век, мы знаем, у кого-то в исполнении торжественную, у кого-то просто строевую, с переходом в свои, например, корпусные и училищные привычки.

И я из всех исполнений песни на пользующейся текстом Пушкина «Песнь о вещем Олеге» я выбрал исполнение знаменитого хора Сергея Жарова, который наверняка, Коля Котов наверняка, Борис Алексеев давал нам слушать неоднократно, знаменитый Донской хор Сергея Жарова, это иммигрантский хор, который выступал и в Европе, и выступал в Соединенных Штатах Америки, где умер потом Сергей Жаров, не так, кстати, чтобы уж очень давно.

И вот 50-ых годах был сделан большой достаточно фильм, запись, двухчасовой почти фильм, запись их концертов и студийные записи. И любопытнейшее и забавнейшее исполнение «Песни о вещем Олеге», плюс «Юнкерской песни» их. Но они поют и в основном пожилые люди, они поют так, как помнят, и поют так, как исполняли в их юности, со всеми шутками, со всеми прибаутками. Например, обратите внимание на приветствие кудесника, как князь приветствует кудесника. Послушаем сейчас Донской хор Сергея Жарова «Песнь о вещем Олеге» и запись 50-ых годов.

Ну, вот замечательное исполнение 50-ых годов, такое совмещение песен. Да, действительно в «Днях Турбиных», совершенно верно, Петя Копейкин, это пели и именно так с такими совмещениями это делалось.

Мы продолжим наш осторожный поход по зыбкой почве изначальной Руси через несколько минут после новостей.

НОВОСТИ

С.Бунтман

Здесь спрашивают, что нового есть в статье, судя по всему, в президентской статье о Второй мировой войне, чего нет в «Википедии». Там гораздо меньше, чем в «Википедии». В «Википедии» гораздо больше, и поэтому она, наверное, не нравится тем, кто историю собирается изучать так.

А мы сейчас с вами поизучаем историю. Совершенно поразительная вещь. Я тут напугал Николая Котова, что у меня будет подлинный голос князя Святослава Игоревича, который излагает учебник для 4 класса «Рассказы по истории СССР», примерно так. Ну, с элементами книги Шторма «Подвиги Святослава». Это фильм замечательного режиссера Юрия Ильенко 1983 года и называется он «Легенда о княгине Ольге». И здесь эпизод, который вы сейчас услышите. Эпизод начинается с того, что Святослав бросает в костер Библию. Такое достаточно компактное издание, судя по всему, Константинопольская типография, государственная или императорская типография, 10-века издание. И доказывает, что христианство ничего не стоит, доказывает греческому монаху.

«- Только бессилие правду огню придаёт. Слаб ты князь, без веры Христовой. - Я слаб? Нет, монах. Не вы ли, христиане, ставили на наших землях исконных славянских города и переправы. Мы, Славяне-Язычники, торили пути-дороги между ними. И Киев могучий ставили сами. Счёл ли ты города наши, око Византийское. А? Нет?!? А ты у коня спроси, у Облака. Он расскажет тебе как носил он княгиню из града в град, от погоста к погосту, как устраивала княгиня Землю Русскую, как дань уставную и уроки положила на сорок городов Славянских. Язычница Ольга! Не христианка ещё!

А ведомо ль тебе, чернец, что сто и пять лет как положен договор о мире и любви с Константинополем и дань платили нам греки? Ведомо ль тебе, что Славяне-Язычники имеют договор о мире и любви не только с Византией, но и с Хазарией, болгарами, венграми, варягами, печенегами? А ведомо ль тебе, что княгиня Ольга установила мир с Германами и Атоном? И то не по усмотрению князя альба княгини вершилось, а растущий, аки молодой богатырь, Русью! Всему миру ведомо, а тебе ведомо, что меч мой языческий раздвинул земли мои от Хазарской белой вежи на Волге до Балканских земель на Дунае? Через Ясом, Косогов, по морю Каспию до самих Кавказских гор, через Тьму-Таракань Азовскую по морю Чёрному, которое вы, греки, называете Русским? Я разорвал кольцо врагов моих на торговых путях с Востока на Запад и продолжу то, что начали предки мои - Олег, Игорь и Ольга. Уходи монах! Ибо верно сказал: слаб я, могу покарать смертью! За неправду твою!»

Ну, вот и одобрительно заржал конь потом. Я не думаю, что был какой-то сарказм в конском ржании.

У нас в номере, Святослав, ну, здесь замечательно. Понимаете в чем дело. Здесь еще очень сложно сказать, сложно сказать что происходило там и как это было и что это было, но очень смешно, так по действительно излагает советский учебник, ну, так немножко эпически. «Конь одобрительно». Не, ну, а как, это же не олегов конь, который погубил его там родственника, Олега. Это конь, какой надо конь

Между прочим, если дойдет насчет работорговли, дойдет, будет всемирное такое поветрие, что работорговцев будут искать среди всех, то вот я думаю, что многие памятники Святославу Игоревичу, Олегу, в меньшей степени Владимиру, они должны будут погибнуть. Потому что уж кто были работорговцы, это были те самые варяги. И действительно что правда выходит, и по накладным, скажем так, что привозили в Византию, кого привозили, вернее. И что ценилось достаточно дорого. Это крепкие славянские рабы, которых летучие отряды достаточно крупные привозили из этих самых мест, привозили в Византию и продавали дальше. И получали за это серебро.

Конечно, конечно, задние ряды услышали. Сейчас про театральщину вы еще у нас услышали.

«Как гласит известная поговорка: ″От Олега кони дохнут″».

Ну, да, да, конечно. Получается так.

Смотрите. У нас здесь большой обзор всевозможных, ну, я не буду даже говорить. Кто-то здесь написал, что действительно Михаил Герасимов восстановил, восстанавливал очень много, не только Ивана Грозного, по черепу. Интересная была, хотя не исчерпывающее было, не исчерпывающая, я бы сказал, методика, но чрезвычайно интересная.

Мечтал Герасимов, конечно, восстановить, чтобы вскрыли могилу Александра Первого. В этом рассказе продолжается легенда о старце Федоре Кузьмиче, кстати говоря. В отказе Герасимову поработать с останками Александра Первого.

Череп Святослава. В интернете миллион всевозможных чаш их черепов, но многие из них сделаны неправильно. Потому что мы приводим методику. И когда мы говорим о степных народах, мы говорим прежде всего о скифах, о древних скифах. И как раз этот обычай делать чашу из черепа у скифов по слухам передает Геродот еще. И Геродот дает точную методику. И вот эта чаша, имитация, она соответствует методике Геродота, потому что здесь как делается. Вот сейчас если хотите, запишите. Но лучше купите журнал, там все излагается.

Пожалуйста, делается так. Берется, очищаются мягкие ткани, как пишет Геродот. Очищаем мягкие ткани, может быть вывариваем. Да, есть разные методики. Далее. Обрезается, обрезается по глазнице сверху, то есть верхняя часть черепа используется, по брови, вот как здесь, надбровные дуги. И дальше заключается с внешней стороны в сыромятную кожу, в сыромятную кожу. Это очень крепко и хорошо.

Дальше Геродот предлагает, если у вас есть средства, если богатый скиф это делал, если у вас, скифа, есть средства, то вы можете вызолотить чашу. Вот этот ободок, это, наверное, лишнее, это какое-то вычурное. Может быть, конечно, и здесь, ну, можно и так украсить.

Должен сказать, мы здесь честно написали, что это имитация. Я хотел бы, конечно, прибавить, но скажу вам устно, что при изготовлении этой чаши не пострадал ни один русский князь.

Так что очень много всевозможных мифов.

«Есть ли статья про Рюрика?» - спрашивает Андрей.

Даже и в легендах, даже и в самых Рюрик со степняками контактировал достаточно мало. Рюрик, собственно Рюрик, тоже фигурно чрезвычайно спорная.

Но во времена Рюрика, скажем так, если времена Рюрика держать, 60-ые годы 9-го века, то тогда путь проходил в греки по Волге, и это был путь, который здесь с хазарами встречи, здесь были все, и волжский булгар. Вот это именно здесь проходил вот этот Серебряный.

Главной статьей экспорта при Святославе, пишет, были даже не рабы, а рабыни, белые девушки, у князя в Муроме было 200 девочек. Это не описание супермачо, а просто товарно-сырьевые запасы.

Не знаю, потому что о рабах пишут очень, рабочая сила, гребцы. Это было действительно очень важно.

Роднились с половцами. Вот с кем был такой симбиоз и зыбкий, это с половцами, конечно. Здесь у нас есть до чего степняки дошли, не до какой жизни, а до каких мест, это, конечно, дошли до Венгрии. И Венгрия это вообще такое сосредоточие поразительное совершенно, сосредоточие гуннов, которые там растворились, мадьяр и половцев, кипчаков тоже.

Браки со степняками описаны, многие киевские князья женились на половецких княжнах. Не только киевские, но и местные князья, и удельные князья, конечно, женились.

Но самое замечательное это как уже преображается образы, которые идут от «Слова о полку Игореве» через оперу Бородина. И я сейчас примечательную тогда, все про половцев узнала вся Европа, когда увидела половецкие пляски, услышала оперу и увидела половецкие пляски в Дягилевских сезонах. Сейчас мы возьмем, вот уж где пафос, где пафос, такой классический фильм, опера 51-го года и Кончака, где все он излагает достаточно точно. Это Максим Дормидонтович Михайлов поет.

Ну, да, он был протодьяконом, Максим Дормидонтович Михайлов. И его главная цель пойти вниз. Абсолютно вряд ли вражеского князя звали Кончак. Вряд ли, да, потому что Кончак неприлично. Ну, вот смотрите, да, да, да.

Нет, Копроним это правда здесь, это ругательство, да, да. но это правда, это многие были интересные прозвища и у византийских императоров.

То, что вы вот здесь мне написали, Олег, например, написал мне. Я думаю, что Олег знает достоверно. Я не шучу. Он, смотрите, о чашах и черепах есть похожий миф, конечно, и о викингах есть, и о других германских племенах есть. На деле скандинавы не делали чаш. Единственное, что найдено у германцев, у древних германцев. Это такая, знаете, даже это догерманские поселения в Англии есть, там находили нечто похожее, выделанные черепа. Это очень и очень давние, древние.

Я вам советую почитать великолепную совершенно главу в работе, главу в работе очень хороших исследователей, просто чудесных совершенно исследователей, это Анны Литвиной и Федора Успенского, которое посвящено варяжско-славянским связям, всему прочему, со степняками, с Византией. И там целый вообще, чаша из черепа, и вот это развитие этого мифа, развитие рассказа о таком якобы существовавшем обычае, он представлено просто блестяще, блестяще.

Не неандертальцы, Рупрехт, а это вот, ну, там, ну, я вам скажу, что это неолит, в лучшем самая ранняя бронза какая-то была. Это, в общем, еще очень и очень древние вещи.

Ну, вот смотрите что происходит. Происходит с половецко, русским, варяжским мифом, происходит потрясающая вещь. Каждая идеология берет его себе с каким-нибудь, евразийская идеология, конечно, на степь опирается невероятно, на симбиоз степи со славянами, с Русью, с потомкам варягов, опирается как на основу некой цивилизации образовавшейся. А то, что своеобразная цивилизация – это правда. Как она образовалась это другой вопрос и требующий очень пристального изучения.

Последнее время, например, у НРЗБ и часть «Половецких плясок» Александра Бородина, она стала каким-то, если там половчанки и вот красавицы восточные, и хор поет восточный, у НРЗБ, то, что в край свой родной, и это совсем какие-то другие представления. То вот последнее время это происходит на клипах, та же самая музыка, интерпретация этого пения, они происходят на клипах таких, ну, супер гипер славянских происходят.

А я еще следующий этап для вас приготовил. Вот в конце концов, это вот часть из «Князя Игоря», которую исполнит нам норвежская певица, Сиссель Хюрхьебё, извините за мое норвежское произношение неправильное. И она одну из интерпретаций. Мне это очень нравится вот почему. Во-первых, она поет чудесно и чудесная интерпретация здесь. Но мне ужасно нравится, что все вернулось в Скандинавию, и улетай в край родной, это вернутся в Скандинавию, и это мне ужасно нравится. Давайте послушаем.

Это норвежская певица Сиссель Хюрхьебё и она действительно может, я не знаю, как именно сейчас в 2020-ом году она поет, где это найти, послушать еще, наберите «Князь Игорь» и наберите «Половецкие пляски», наберите Сиссель просто, нашей кириллицей наберите Сиссель и вы сможете и клипы ее увидеть и услышать много что она поет.

Я хочу завершить тем, что прислал мне Диге, за что ему огромное спасибо, стихотворение Виктора Сосноры.

«Я всадник, я — воин. Я в поле один. Последний — династии вольной орды. Я всадник. Я воин. Встречаю восход. С повернутым к солнцу веселым виском. Я всадник. Я воин во все времена. На левом ремне моем — фляга вина. На левом плече моем дремлет сова. И древнее стремя звенит. Но я — не военный потомок славян, я — всадник весенней земли»

Виктор Соснора, замечательные стихи.

Спасибо!

Покупайте июльский номер журнала «Дилетант». Всего доброго!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024