Купить мерч «Эха»:

Представление нового номера журнала "Дилетант" - 96 страниц - 2016-04-23

23.04.2016
Представление нового номера журнала "Дилетант" - 96 страниц - 2016-04-23 Скачать

С. Бунтман

«Вот так» – звук истории. Добрый день всем. В 20-х числах каждого месяца мы представляем новый номер журнала «Дилетант». Номер 005. Он относится к маю уже. И выходит в конце апреля. Так у нас повелось. Не забудьте, что теперь подписку можно оформить через почту России. И подписка, как ее оформить рассказано на сайте Дилетант.медиа. Который вы я думаю, прекрасно знаете. На обложке рисунок, который напоминает сильно Миллу Йовович. В роли Жанны д’Арк. И это номер, который посвящен женщинам-воительницам валькириям.

С. Бунтман

Это «Полет валькирий» из оперы Рихарда Вагнера. Запись 1948 года. Есть киноролик, который вы можете посмотреть. Дирижирует Артуро Тосканини. И 48-го года кадры. Вы можете их посмотреть на странице «Вот так» в фейсбуке, страница нашей программы. Воительницы не только валькирии и главная тема нашего номера – женщины воины. И конечно, не зря Жанна д’Арк на обложке и самая может быть узнаваемая это Милла Йовович из фильма. Но я бы сказал, что Жанна д’Арк такой оставила в кинематографе 20-го века след, каких только актрис мы ни видели играющих Жанну д’Арк. Если сразу начинать с того, что было у нас, мы прекрасно помним Инну Чурикову в фильме «Начало» и это двойное преломление. Потому что она играет актрису, которая играет Жанну д’Арк. И навеян тот образ одной из самых первых и одной из самых великих Жанн д’Арк кинематографа. Это актриса Фальконетти в фильме Карла Теодора Дрейера 1928 года «Страсти Жанны д’Арк». Это обритая голова, странный взгляд, взгляд, который видит гораздо больше, чем видим мы и гораздо меньше понимает все наши интриги, наши обвинения. Наши – я имею в виду непросветленного человечества, которое так и не понимало и очень долгое время боялось этого подвига Жанны д’Арк. Но его не понимало. Не зря, когда мы с Алексеем Кузнецовым занимались двумя процессами Жанны д’Арк, очень быстро люди испугались, что они наделали. И достаточно быстро поняли, что надо как-то исправлять. Уж тем более что устроили невероятный пиар процессу Жанны д’Арк и ее осуждению и сожжению как ведьмы. Но получилось что-то не то и опубликовали документы. Начали публиковать протоколы процесса. Вот смотрите, вот она такая. А какая. И когда они поняли, что Жанна вопреки многим теориям действительно простая девушка, она отвечает настолько просто и ясно, что это уже напомнило противникам Жанны и противникам в церкви Жанны д’Арк что-то другое. Напомнило ответы из Евангелия. Ответы спасителя на вопросы. И это не то, что она цитировала, она не была ни грамотной, ни книжницей и все-таки писание тогда в основном читали и еще пройдет довольно много времен до того как переведут, как начнут печатать книги и как Священное писание смогут читать люди, в общем, все грамотные. Тут еще и неграмотная девушка. Но она отвечает, как спаситель. Ты сказал. Почему ангелы были такие. Потому что они такие, потому что я такими их видела. Почему святые были такие? Вы видели их телесно и так одетыми. Ну, а почему они так одеты. Потому что я их такими видела. Это привело к тому, что Жанну д’Арк достаточно быстро оправдали, но несколько стеснялись ее подвига и не возносили. Не было идеи ее ни беатифицировать, ни причислить к лику святых. Но уже ближе к 20-му веку ее и беатифицировали, то есть причислили к лигу блаженных и сделали святой. И тут судьба сыграла очень дурную шутку. С нами со всеми. С теми, кто осудил Жанну д’Арк. И с теми, кто ею восхищался. Потому что Жанна д’Арк стала символом самого крайнего французского национализма. И до сих пор есть даже смешная пародия, поет Жан Мари Ле Пен песню про Жану д’Арк «Приди к нам на помощь, Жанна». Есть такая национальная песня. Не очень хорошая. Но он поет: Жанна, на помощь, Жанна, на помощь. И первого мая естественно Национальный фронт уже Марин Ле Пен и я думаю, что и Жан Мари Ле Пен придет, потому что все они поссорились, они перессорились. Папа с дочкой, дочка с внучкой. И все это очень странно сейчас выглядит там. На правом крыле. Но все они пойдут к памятнику Жанне д’Арк, что на улице Риволи и я сам когда-то видел это красочное движение. И когда идут такие ветераны, особенно ветераны парашютисты, все как у всех. Вы себе прекрасно можете представить состав этой демонстрации. Жанна д’Арк в этом не виновата. Но очень интересно как использовали националисты Жанну д’Арк во время немецкой оккупации. Националисты использовали Жанну д’Арк и французские коллаборационисты как символ борьбы Франции. Да, но против кого. Против англичан. Ведь она же сражалась с англичанами. А не просто с какими-то захватчиками и завоевателями. И с англичанами, которые наоборот бок о бок с французами 1-2-3 года назад сражались во Франции против немцев. И вот использовали именно Жанну д’Арк. В таком виде. Святая Тереза из Лизье написала слова гимна Жанне д’Арк спасительнице Франции, вот мы сейчас этот гимн и послушаем.

С. Бунтман

Это гимн святой Жанне д’Арк. Здесь очень много вопросов. Один из них странный. Лиля спрашивает: какова дальнейшая судьба Жанны. Ее сожгли на костре. Может быть, имеется в виду, что существует много теорий насчет того, что она спаслась. Ну, спасся всякий, кого казнили. Я вам скажу, существует о чудесном спасении или тем, что кого-то кем-то подменили и казнили. Или убили не того. Об этом существует очень многое с разной степенью достоверности. Мне кажется про каждого человека. Почти про каждого. Даже кого видели воочию мертвым, убитым и были уверены, что это он. Вопрос очень интересный от Сергея: была ли она фанатиком. Смотря, кого мы называем фанатиками. Она была насколько мы теперь понимаем, человеком чрезвычайно устремленным к осуществлению своей миссии. Она была просто уверена, что должна возглавить армию, и она должна пойти, должна вернуть трон Дофину. У нее была очень простая задача, она ее очень понимала просто. Я должна это сделать. И пройти через все и через презрение и недоверие. И проверки всевозможные. Но все говорит о том, что был какой-то необычайной силы дух у Жанны д’Арк. Вопрос еще такой, если бы выбирать лицо Франции, кого бы выбрали, - спрашивает Таня. Женское лицо Франции. Конечно, за всю историю вот Жанна д’Арк стоит особняком. Как самая главная француженка. Наверное, так. Даже вот за все времена. И всех с ней сравнивают. Это нынешняя теперешняя Жанна д’Арк. Роялисты говорили, да, вот Шарлотта Корде, которая убила Марата, она как Жанна д’Арк только по-своему собою пожертвовала. Насчет Жанны д’Арк нет разногласий, и в особенности, Дмитрий, нет между разными ветвями монархистов французских. Будь то роялисты, легитимисты, орлеанисты, бурбоны и так далее. Кстати использовал ли ее Дофин в своих целях. Ну конечно, очень было хорошо. Он просто был рад и испуган. Но в какой-то момент она перестала быть ему нужна. Оказывается, была детская считалочка. И в 16 веке уже потом написали, зафиксировано в 16 веке была песня, канон такой пели: бедный добрый Дофин, что у тебя осталось, Божанси и Вандом, больше ничего. Все у тебя отняли. Это явно совершенно из каких-то 1420 годов. Марианна. Марианна это символ Франции. Такой собирательный символ Франции. И лицо Марианны становится, которое в мэриях, и скульптурное лицо оно может быть в разные времена лицом разных женщин. Но как же на почте подписаться на «Дилетант». Зайдите на сайт и узнаете, там очень просто это делается. Ладно, мы поговорили об этом и сразу сделаем прыжок из главной темы в одну из постоянных рубрик. В рубрику «Геральдика». Потому что она относится к французской, не только французской монархии, но к династии Бурбонов. И Женя сделал два разворота. Разветвленные семьи Бурбонов с их разветвленными и многокрасочными гербами. Здесь есть и Бурбоны прямые и есть испанские Бурбоны. И разные сочетания гербов, по которым мы можем увидеть все развитие этой династии Бурбонов. Будут и другие династии у нас присутствовать в рубрике «Геральдика». Ну а сейчас мы вернемся к святым. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Вот удивительный совершенно персонаж. Как она ужасала и потрясала в детстве, когда мы читали книги Георгия Шторма о подвигах Святослава или когда родители, мне мама, например, рассказывала, ужасающую историю о месте древлянам. О том, как убили князя Игоря. Ту самую легенду летописную, которую мы чаще всего слышим. Когда думаем об Ольге. И то, что Ольга первой приняла лично христианство, Ольга, бабушка Владимира Святого, который крестил Русь. И что было там на самом деле, почитайте. Княгиня Ольга, мстить по-русски. И напоминает молниеносный разящий прыжок тигрицы. Сергей Цветков абсолютно прав: доселе таившейся в лесной чаще. Энергия, решительность, отвага, коварство и расчетливая свирепость ее действий ужасают и завораживают одновременно. О равноапостольной княгине Ольге вы прочтете в главной теме нашего журнала. И как я отношусь к княгине Ольге. Цветков абсолютно точно написал: она и ужасает, и восхищает. Я почему-то стал отождествлять, когда более-менее во взрослом состоянии, среди носителей этого имени такая небольшая очень решительная, очень мужественная, очень красивая женщина это Ольга Николаевна Сеземан. В девичестве баронесса Мейендорф. И вот эта маленькая очень крепкая, невероятно красивая женщина почему-то вдруг у меня произошло замыкание. И у меня Ольга Николаевна с княгиней Ольгой стала ассоциироваться очень серьезно. Послушайте теперь гимн Святой Равноапостольной княгини Ольги.

С. Бунтман

Есть еще и акафист Святой Равноапостольной княгини Ольги очень тоже хороший. Красивый. Женщина воительница, здесь вопрос, Сергей спрашивает: как англичане относятся к Жанне. Опросов я таких не проводил и я не знаю, есть ли какое-то эмоциональное отношение сейчас к англичанам. Но я в детстве очень любил, как описана ведьма. Это страшная ведьма. Помните в «Черной стреле» лучник Эппльярд есть такой, который по-моему первым или вторым погибает от черной стрелы. И он разговаривает с Диком Шелтоном и видит, что птица поднимается, и он вспоминает, он участвовал тогда в войне, он очень старый человек. В войне и помнит, какой ужас наводила на англичан сама фигура Жанны д’Арк. И сам даже слух о том, что где-то Жанна появилась. Что она вот где-то есть, где-то поблизости идут не просто французские войска, а ими предводительствует сама эта ведьма. Жанна. Так что и у Стивенсона прекрасно совершенно описан этот ужас, который испытывали даже бесстрашные английские лучники. Мы прервемся. 96 страниц в программе «Вот так». И продолжим описание номера 005 «Дилетанта».

С. Бунтман

Мы продолжаем сегодня представлять номер 005 журнала «Дилетант». Воительницы женщины, воины. Здесь не прекращаются sms по поводу Жанны д’Арк. И вот Галя напишет, что в Руане нам экскурсовод говорил, что Жанну ДАрк так быстро реабилитировали, потому что она была королевских кровей. Незаконнорожденная. Это миф, - утверждает Галя. Я тоже думаю, что это миф. Есть такая теория. Но мне кажется, что там было немножко по-другому. И все-таки мне кажется то, что истинная история состоит немножко в другом. Я согласна, - пишет Наташа из Москвы, - с некоторыми историками, что Жанна фейк. То есть была, но не все там было так рыцарственно и пафосно. Не все на свете вообще было так рыцарственно и пафосно, как пишут. Ну и не так грязно и отвратительно и приземлено, как очень хочется иногда сказать в ответ на рыцарственность и пафосность. Нет. Было все очень сложно наверняка. Ну и одновременно гораздо проще, чем мы думаем, когда наворачиваем всевозможные заговоры и так далее. Я больше верю во вдохновенную девочку, которая каким-то образом пробралась и каким-то образом она сумела прославиться и именно силой своего духа. Я в это верю гораздо больше, и мне эта кажется история гораздо более достоверной, чем все замысловатые интриги. Такое выдумать очень сложно, я думаю, что и Дофин и церковь и кто угодно, …и Жиль де Ре и всякие прочие товарищи выдумали бы гораздо более простую историю мне кажется. И уж никак бы девочку из Домреми или придумывать историю про девочку из Домреми это такая сложность. Не до того всем было. Я вам скажу. Ну что же. Вернемся мы к нашему номеру. Я теперь понял, что этот номер вас заинтересует, дорогие мои друзья. Когда вы его купите, прочтете. И в особенности, когда увидите кольцо Жанны д’Арк. Которое здесь в фотографии присутствует. И историю этого кольца вы узнаете. Вы узнаете также о боевых гейшах. Василий Головнин нам пишет. И вы конечно вернетесь в наше отечество вместе с двумя поразительными явлениями именно женских воинских формирований. То есть женских подразделений. Это и женский батальон, тот самый знаменитый, который был так оболган и так прославлен и такая у него непростая и тоже очень возвышенная одухотворенная история. И о Бочкаревой Марии, командире этого батальона. И вы все это узнаете, посмотрите и снова подумаете и над судьбой Бочкаревой и судьбой женского батальона. И в памяти батальона, я тоже повесил небольшой ролик на странице в фейсбуке, который показывает фотографии и Бочкаревой и девочек ее. И когда мы слышим песни тех лет, мы думаем, какие разные судьбы. Например, одна из самых патриотичных песен того времени пела Надежда Плевицкая. И выступала она действительно в образе и провожающей на фронт и в силу своего и образа и голоса и такой женщины воительницы. Но что с ней потом стало, ее странная двойственная роль, белая красная роль, и разведка, и контрразведка. И шпионская роль и провокаторская во многом роль. Это конечно горе и нашей истории и революции и гражданской войны. Но послушайте Надежду Плевицкую именно того патриотического времени.

С. Бунтман

Надежда Плевицкая. Мы не успокаиваемся насчет женщин-воительниц и всех Жанн д’Арк. Здесь вот что для вас спрашивает Таня, о чем для вас история Жанны: о вере и силе духа, о циничности правителей или порочности человеческой природы. Ну уж не о порочности человеческой природы. Какая есть, такая есть. О силе духа точно, и здесь не только о циничности правителей, не столько. О том, как сила духа, сделавшая свое дело человека, она бывает просто потом не нужна никому. Когда начинает заниматься своим делами и мне кажется, что казни Жанны были рады все. И англичане, и бургундцы, и французы. Ну и, слава богу, подумали они. А потом можно использовать как угодно это. Не могут у нас не впадать в крайности. Либо восхваление, либо презрение. Да, здесь вопрос: смотреть ли фильм «Батальон». Мне кажется, смотреть. Я его сам посмотрю, я до сих пор не посмотрел. Сегодня я в поисках всевозможных материалов увидел, что его спокойно можно посмотреть сейчас в Интернете. И я так и сделаю. Не знаю, что из этого получится. Но мне очень хочется посмотреть его. Мне кажется самое интересное светлое и какое-то точное описание и самое драматичное описание женского батальона у Бориса Акунина. В его серии «На брудершафт со смертью» про контрразведчика молодого Алексея Романова. Который потом станет Алексеем Октябрьским. Одно из его приключений, если можно так сказать, одно связано с женским батальоном и мне кажется, что Борис Акунин был чрезвычайно точен. И по-человечески и точен в исторической интуиции своей. У него очень развита историческая интуиция. Так же как она развита у одного из авторов этого номера и человека, которого вы прекрасно знаете и знаете ее книги. Это Елена Съянова. Вот у кого тоже интуиция историческая невероятная. И рассказывает она впрямую и валькириях и о таком воплощении странном и страшноватом как Юнити Мидфорд, это так называемая английская девушка Гитлера. Это поклонница Гитлера, была замужем за Мосли, это лидер английских фашистов. Я не буду здесь распространяться по той простой причине, что меньше чем через неделю в ближайший четверг мы в Юнити Мидфорд и ее сестрах и если Жанна д’Арк несчастная стала символом французских крайне правых не по своей вине. То сейчас загляните на любой сайт и сопровождение любого ролика, будь то интервью ее сестер, которые ее пережили. Или что-нибудь, посвященное ей самой. Вы посмотрите и на комментарии, и на то, что это действительно такое нацистское знамя. Но здесь это по праву. Потому что Юнити Мидфорд вы узнаете, я думаю, из нашей передачи ее судьбу трагическую. Сказать поделом это не так. И для нее было большим ударом то, что началась война между Великобританией и Германией. Но она сделала все для того, чтобы стать таким знаменем со свастикой. И с другой стороны чтобы относились к ее истории ну как сказать, и с ужасом и достаточно брезгливым ужасом. Ну вот я хотел сказать еще об одном эпизоде женщин-воительниц. И насколько уже было и снято фильмов и рассказано о ночных ведьмах. И здесь чтобы не повторяться в какой-то тысяча двадцатый раз об этих чудесных замечательных девушках бомбардировщицах времен Второй мировой войны, которые на самолетах П-2 и вот эти ночные бомбардировки во многом совершенно самоубийственные. Они знали, на что шли. Это был невероятный риск и дух захватывает, насколько они были смелы и мужественны. И здесь мы решили сделать то, что называется инфографикой. И показать собственно, какой огромный эффект был от их ночных бомбардировок и чего они собственно добились как воины. И здесь вы увидите это в нашем номере журнала «Дилетант». Конечно, вы увидите и новый орден очередной. В рубрике Алексея Дурново. И увидите штуку. Штука у меня, милые дамы, пожалуйста, сразу брезгливо не говорите «фу», потому что штука, которая в этот раз выбрана это портянка. Это великая вещь, дорогие мои друзья. Я думаю, тот, кто знает, тот понимает. Что это великая вещь. Которая спасла очень многих людей, и не зря светлейший князь Потемкин-Таврический об этом говорил с такой убедительностью, когда писал о том, что лучше широкий сапог и портянка, чем чулок и сапог узкий. Писал он Екатерине. Я не знаю, разделяете или нет вы мое почтение к портянке. Но почитайте, во всяком случае, я думаю, что вам будет любопытно. И, наконец, скажем так, галерея писательская Дмитрия Быкова. И вот слушайте внимательно, вы услышите сейчас голос человека, о котором пишет Дмитрий Быков, и услышите вы его два раза, так что не бойтесь пропустить. Короткую фразу, с которой начинается фильм «Одесса. 1935 год». Фильм полностью, в нем 22 минуты. Он сохранился в немецких архивах. В ГДР. Он так сложными путями пришел в ГДР. И его можно посмотреть тоже на странице «Вот так» в фейсбуке. Сейчас услышите этот голос.

С. Бунтман

Это Исаак Бабель. Это просто-напросто Исаак Бабель. Дмитрий Быков пишет о нем в этом номере журнала «Дилетант». И вот чрезвычайно любопытно на мой взгляд. И позволяет нам как-то понять вообще, о чем пишет Дмитрий Быков. Но вы и Быкова читаете все время и слушаете его в наших ночных эфирах, я надеюсь. То, что мне не всегда, к сожалению, удается. Но он сам заявляет очень важную вещь в самом начале. Позволяет нам увидеть 20-е годы Исаак Бабель тоже позволяет, что мы еще во всей той сложности, к которой мы не очень готовы и до сих пор не готовы. И сейчас не готовы. Увидеть 20-е годы в их необыкновенной сложности. И сложности даже в том аспекте, который так сформировал творчество Бабеля, стал тем материалом и той массой, тем тестом, из которого Бабель делал свои прекрасные и рассказы, и это необычайная и криминализация героев Гражданской войны, и то, что было отмечено другим героем. О котором повествует Дмитрий Быков. И у нас в журнале Алексей Толстой, вот когда в «Гадюке» своей. И это после всякой войны бывает. А здесь еще война, революция и такой коренной и страшный слом. Люди не находят себя. И вот это появление борцов за справедливость и криминальных борцов за справедливость, что Беня Крик, что потом у Ильфа и Петрова Остап Бендер, и я не буду сейчас спрямлять и упрощать то, о чем пишет Дмитрий Быков. И мне кажется, во всей этой сложности он очень точно улавливает и именно чтобы мы с вами смогли уловить вот эту нить 20-х годов, дух 20-х годов. И литературы советской 20-х годов. Не зря Набоков он многого не знал, конечно, того, что издавалось здесь, но Набоков, который в своей убежденности, предубеждении видел все газеты серыми, все одного цвета и вся литература серая. Но когда он выхватил взглядом Ильфа и Петрова оттуда, единственное, что его заинтересовало, не те вещи, которые мы считаем очень большими и значительными именно как литература 20-х годов. Привыкли считать. И несколько легкомысленно относимся к Ильфу и Петрову. Набоков это вытащил именно из всей серости, как ему казалось. Он правда и театр считал серым. Каким не был театр 20-х годов в Советском Союзе так это уж серым. Мы любим Набокова не то за это. И то, что он вытащил этот кусочек и потом сейчас вы прочтете у Дмитрия Быкова. В применении к Бабелю. И вот это сложная фигура. И Бабель погибнет действительно в репрессиях. Но Бабель своим четко поставленным голосом говорит в фильме о том, как преображается Одесса в 30-е годы. Фильм очень любопытно снят. Я вам рекомендую его посмотреть. Чтобы далеко не искать и не нужно было лезть. Заходите просто на страницу «Вот так» в фейсбуке. Сейчас самый последний фрагмент. То было начало, сейчас самый последний. Бабель читает Пушкина.

С. Бунтман

Это действительно как говорят единственная фонозапись Исаака Бабеля. Фильм «Одесса. Год 1935». Международный фильм и это был действительно международный проект и он наверное через какие-то коминтерновские пути сохранился и вы увидите шапка такая, что киноархив ГДР. Что еще есть в этом номере. Есть в этом номере, мы с вами добираем начало 20-го века, разные аспекты, и той революции, которая началась в 1905 году, и вот шестой год. В апреле 1906 года Санкт-Петербург был взбудоражен известиями об исчезновении одной из самых громких и скандальных фигур того времени. Бывшего священника Георгия Гапона. Удивительные фотографии и история окончания жизни Георгия Гапона. И здесь пишет нам Алексей Кулегин, заведующий отделом Государственного музея политической истории России Санкт-Петербурга. Это особняк Кшесинской. Замечательный сам по себе и как музей тоже прекрасный. Конечно, игры, конечно, «Детская площадка». Конечно, у нас есть еще и экспонат токарня, союз наук и художеств, экспонат Эрмитажа. Все это вы найдете. А правда или нет на «Детской площадке». Скажите, у Нельсона с детства была морская болезнь, у адмирала Нельсона. Это правда или нет. Не скажу. Вы сначала попробуйте решить, а потом посмотрите в решебник. И не забудьте, что в мае будет исторический реконструкторский средневековый фестиваль и турнир, о котором тоже пишет наш журнал «Дилетант». Номер 005. И там кстати можно посмотреть и как на него можно подписаться. Я желаю вам всего доброго и приятно проведенного времени в компании с журналом «Дилетант». И с нашей передачей, программой «Вот так», которая выходит по субботам в 16 часов. Всего вам доброго, до свидания.