Представляем новый номер журнала "Дилетант" - 96 страниц - 2015-02-21
С.Бунтман: Добрый день всем! Мы раз в месяц представляем вам новый номер журнала "Дилетант", которым сейчас шелестит, ну, вы слышите, я думаю, что по характеру шелеста бумаги, что эта не та бумага, на которой он будет напечатан. Это распечатка. Виталий Наумович не сохранил дерево. А вот я сохранил дерево. У меня в электронном виде пока "Дилетант".
В.Дымарский: Добрый день! Здравствуйте!
С.Бунтман: Он же появится у нас когда? После праздника?
В.Дымарский: Понимаешь, если бы я предпочитал читать в электронном виде, то вообще бы не было печатного издания журнала "Дилетант"
С.Бунтман: А, это ты сам. Это ты для себя?
В.Дымарский: Конечно, я сторонник бумажной версии. Я консерватор.
С.Бунтман: Да, я тоже консерватор.
В.Дымарский: Я даже знаешь, на всякий случай пересчитал. У нас программа называется "96 страниц"
С.Бунтман: А у тебя сколько?
В.Дымарский: 96. Ты представляешь себе?
С.Бунтман: А ты одну отложил?
В.Дымарский: Да, я четыре отложил. Это обложки.
С.Бунтман: А, это обложки, да. Друзья мои, выйдет когда он? 24?
В.Дымарский: 24. Праздники. Типография празднует День защитника Отечества, по-моему, так это называется.
С.Бунтман: Да, да, да.
В.Дымарский: Как бы сами понимаете. Вся полиграфия отечественная - это наши защитники. Так что, как только, так сразу. Следующий номер ушел в типографию и мы теперь просто ждем.
С.Бунтман: И из нее придет.
В.Дымарский: Да. И мы теперь просто ждем окончания праздника.
С.Бунтман: А теперь я скажу, куда вам следует прийти. Было бы очень неплохо.27 числа. На той неделе.
В.Дымарский: Приходите.
С.Бунтман: 27 числа в магазин "Молодая гвардия". Это на Полянке.
В.Дымарский: Большая Полянка, 28.
С.Бунтман: Да, ну, там сложно не заметить на Полянке магазин "Молодая Гвардия"
В.Дымарский: Он вообще очень известный.
С.Бунтман: Гигантский, большой. Один из самых больших сейчас книжных магазинов. Так вот и там будет презентация. Виталий Дымарский, Алексей Венедиктов будут представлять.
В.Дымарский: Обещают быть.
С.Бунтман: Да, обещают быть. Будут представлять, будут отвечать на ваши вопросы, я так думаю.
В.Дымарский: Легко.
С.Бунтман: Вот я бы сразу начал с ответа на вопросы. Ты знаешь, она выросла в потрясающую рубрику, вот бывают ляпы, бывают неточности, бывают шероховатости. Бывают просто спорные моменты. И вот один из таких спорных моментов как раз и произошел в одном из номеров "Дилетанта" по поводу Кони, юриста.
В.Дымарский: Да, Анатолия Федоровича.
С.Бунтман: Да, и был на счет адвокатства, адвокатской деятельности. И вот пришло письмо, в котором было сказано, что Кони то великий юрист, но адвокатов терпеть не мог.
В.Дымарский: Да, и терпеть не мог. Самое главное.
С.Бунтман: Терпеть не мог адвокатов. И, ну, хорошо, спасибо, статья, в общем-то, хорошая говорят и вот такой нюанс. Но ответил то, ответил Генри Резник.
В.Дымарский: Я позвонил Генри Марковичу.
С.Бунтман: Ты позвонил Генри Марковичу? Да?
В.Дымарский: Ну, конечно. И говорю: Генри Маркович, как Кони относился к адвокатам? Он говорит: "Очень хорошо. "
С.Бунтман: И привел примеры.
В.Дымарский: "Очень хорошо, он очень дружил, он преклонялся, он вообще очень ценил состязательность процесса."
С.Бунтман: Вот. Он ее ставил во главу угла.
В.Дымарский: А без адвоката она невозможна.
С.Бунтман: Состязательность невозможна без хорошего адвоката. И, естественно, это состязание, и все должно быть профессионально. И с точки зрения закона Генри Маркович отлично описал.
В.Дымарский: Более того, мы здесь сделали даже такую сносочку, как бы и, себя обязывая к этому, Генри Маркович обещался. Практически уже готова статья, большая статья о Кони в одном из ближайших номеров .
С.Бунтман: Прекрасно. Так что это имеет свое продолжение.
В.Дымарский: Там и о присяжных очень много, об отношениях к присяжным, о прокурорской деятельности Кони. Он же был прокурором.
С.Бунтман: Да.
В.Дымарский:Он был обвинителем. Он председательствовал на судах. Как он.. И, конечно, там очень интересная история, еще раз придется вернуться к процессу над Верой Засулич.
С.Бунтман: Прекрасно.
В.Дымарский: И, кстати говоря, Резник, извини. Резник очень интересно пишет, что вообще считается, знаешь, как легенда такая осталась, что благодаря Кони Засулич оправдали. Да. Ну, как вот такую. Он вел процесс к тому, что..
С.Бунтман: Сочетание имен Кони, Засулич.
В.Дымарский: Ну, да. А сам Резник считает, там на основании документов очень многих, что рещающую роль, кстати говоря, сыграл адвокат Засулич. Блестяще провел защиту.
С.Бунтман: Вернуться в другом ракурсе. Кстати говоря, очень неплохая идея, вот считается что, и дальше как на самом деле. Это очень интересно. Вот мы смотрим с Алешей, да, и ты смотришь всегда разные журналы разных народов, что с историей делается.
В.Дымарский: Ну, да.
С.Бунтман: Очень интересные приемы подглядывать там можно. Но давайте-ка мы, друзья мои, обратимся к главной теме. А главная тема - это "Выбор веры". Это крещение Руси. Потому что тема эта возникла понятно как. Последнее время, когда, я бы сказал, в бешеном поиске по всем фронтам обосновании присоеденения Крыма сейчас.
Было обоснование гуманитарное, скажем так. Было обоснование экономическое, военно-политическое. Было. Ну, гуманитарное защитить надо. А тут еще появилось духовное обоснование, что Корсунь - это вот наше все, это сокральное место. Сказал президент Путин. И давайте разберемся, давайте разберемся вообще с историей крещения Руси. Стоит поговорить об истории. И здесь идет и большая, собственно, статья о крещении Руси и о Корсунском походе.
В.Дымарский: Ну, о Владимире.
С.Бунтман: О Владимире.
В.Дымарский: Да, Владимир, как главный герой этой всей истории. Это один из наших таких постоянных авторов, Сергей Цветков нам написал про это. У нас, мне кажется, очень хорошая статья. Там же очень много, ну, так считается, как ты правильно сказал, что очень много шло от бабушки, от Ольги. Да?
С.Бунтман: От бабушки.
В.Дымарский: Бабушкины советы.
С.Бунтман: Советы бабушки.
В.Дымарский: Советы бабушки. Ты знаешь, ты попал точно. У нас сначала это называлось "Советы бабушки"
С.Бунтман: Дело в том, что бабушка то сама, если нам перескочить, это тоже примыкает к теме, потому что Ольга считается первой такой вот княжеской крестьянкой.
В.Дымарский: Хельга-Ольга.
С.Бунтман: Она, конечно, Хельга. Но дело в том, что это вообще потрясающий персонаж. И всякий раз, когда читаешь разные и об Ольге, и об Игоре, и о всей этой истории и со Святославом последующим. Это какое-то, вот я не знаю, с детства, у меня какое-то, что-то трепещет. Знаешь, от чтения Георгия Шторма до чтения того, что пишет сейчас Борис Акунин по истории Руси.
В.Дымарский: Здесь, кстати, оно приводится. Есть потрясающее стихотворение Гумилева об Ольге.
С.Бунтман: Да.Да. Оно приводится в самом начале статьи.
В.Дымарский: Ольга, вот в моем представлении, мы же опять каждый сам себе рисуем какую-то картину на основании вот тех разрозненных, я бы сказал, фактов и датах, которыми мы располагаем. А это мощная очень фигура, Ольга. Безусловно.
С.Бунтман: Да. И здесь правильно валькирия или матерая вдова.
В.Дымарский: Вот именно матерая.
С.Бунмтан: Да. Но дело в том, что Святославу было 3 года, когда она приняла правление после убийства Игоря. И как бы не расписывалась с дополнительными красотами ужаснейшими месть древлянам, с этими птичками, которым привязали горящую солому. Паклю. Ну, во всяком случае, она здорово отомстила. Она сурово отомстила древлянам, которые убили Игоря. Ну, там с бандитизмом было все в порядке и у киевских князей, и у древлянских.
Но еще посмотрите, кстати говоря, я думаю, что хорошо будет напечатано, какой же все-таки замечательный художник Васнецов. Какой замечательный Виктор Михайлович Васнецов. Дальше смотрю, у тебя не видно, потому что..
В.Дымарский: У меня видно, у меня черно-белое. Я видел это в цвете. Я уже видел это в цвете.
С.Бунтман: Но дело в том, что это художник совершенно потрясающий, конечно. И может быть, считающийся слишком простым и детским, очень часто у нас. Это неправда. И вот, когда вы увидите Ольгу его..
В.Дымарский: Вообще, отечественная история очень хорошо отражена в картинах.
С.Бунтман: Да, они.. Вот я бы сказал, что отечественная история вот в тех картинах, мы очень часто их публикуем в "Дилетанте". И эти картины, историческая живопись в особенности 19 века. Она такая, она общеевропейская, я бы сказал. В общем, почти одинаково представляли свое прошлое, это легендарное прошлое в основном.
Но тут же у нас есть еще и с первой практически исторической картины есть у нас. 770-ых годов.
В.Дымарский: Ты имеешь в виду Рогнеду?
С.Бунтман: Да, да, да. Рогнеда - это вообще, это первая историческая картина настоящая.
В.Дымарский: Это 1770 год. "Владимир и Рогнеда". Это статья, очень советую ее прочитать. Ну, и вообще советую вам, конечно, весь журнал прочитать. Это замечательный Петербургский историк Евгений Анисимов. Вообще, Анисимова надо читать. Он сейчас тоже, кстати говоря, мы с ним разговаривали по поводу.. Ему очень нравится вот эта рубрика "Наши картины". И сам он тоже этим занимается немножко по-другому, с другим поворотом.
С.Бунтман: Ага.
В.Дымарский: Он как раз через картины..
С.Бунтман: Рассказывает подлинную историю.
В.Дымарский: Да, рассказывает подлинную русскую историю.
С.Бунтман: Ну, это примерно в том же русле, потому что мы в "Дилетанте", мы показываем кто есть кто, что это за событие.
В.Дымарский: Ну, да. Мы более конкретно, а он уже больше, как историк. И рассказ его про Рогнеду, несчастную Рогнеду, одну из многих, я бы сказал так, женщин Владимира. Это тоже факт достаточно известный. И я бы так сказал, что, осуждать не будем мы Владимира за это, да, за любовь к женскому полу.
С.Бунтман: Конечно. Я тебе скажу, кто мы такие, чтобы осуждать Владимира?
В.Дымарский: Вот именно. Ну, знаешь как, сейчас у нас все консерваторы, у нас сейчас все следят за моралью, но вот Владимир в этом отношении, как бывший язычник, он позволял себе. Позволял себе, и вот, отталкиваясь от картины Лосенко "Владимир и Рогнеда", как раз написанной в 1770 году, Анисимов рассказывает историю этой женщины и вообще взаимоотношений Владимира с женщинами, с женами и так далее.
С.Бунтман: Да, Владимир был вовсе не какой-то вот такой подвижник доброй жизни и христианской и так далее. Но дело в том, что, естественно, и мы здесь можем перейти к примыкающей статье, потому что, естественно, да, он фактически от него начинается Русь христианская. И это очень важно для каждой страны, как НРЗБ у Пястов начинается в Польше, как от многих, когда почти что последней крестилась Литва в христианской Европе.
Но здесь очень здорово, что есть статья Станислава Минина. Очень рад, что Стас Минин для нас написал статью. Ты знаешь эту статью?
В.Дымарский: Про Хлодвига?
С.Бунтман: Это мимо тебя?
В.Дымарский: Нет. Как это, как это?
С.Бунтман: Про Хлодвига. Вот человека, который крестился первым из франкских королей и, в общем-то, от него христианская Франция и идет. И мне очень понравилась эта статья, потому что здесь расставляются очень важные точки над и. Какое, собственно, христианство принял и то, что он ортодоксальное католичество принял, а не как очень многие германцы принимали арианство, которое было гораздо понятнее для германских племен. Спасибо Стасу, что он здесь написал очень коротко, почему оно было понятнее. Потому что вот те достаточно сложные положения о Троице, о единосущности и так далее, они германцам не очень были понятны.
В.Дымарский: Я признаюсь, что у нас одна статья, мы обязательно ее напечатаем, она..
С.Бунтман: Вылетела?
В.Дымарский: Она вылетела после недостатка места. Это о том, как крестилась Британия. Вот, но мы в одном из, может быть, в следующем или через один номер ее обязательно напечатаем, чтобы еще..
С.Бунтман: Нет, ну, это целая эпопея.
В.Дымарский: Да, да, да.
С.Бунтман: И Британия, и Ирландия, и Шотландия, где есть такой замечательный остров Иона, где существует, с которого началось крещение Шотландии. Это один из Западных островов около острова Малл. Маленький остров, всем советую.
В.Дымарский: И у нас, то что Сергей уже сказал в начале. Ну, я чуть поподробнее скажу, что есть целая статья, которую написал Алексей Кузнецов. Называется она "Корсунь - город греческий", где приводится, собственно говоря, где идет весь разговор вот по поводу того сокральное место, несокральное место.
С.Бунтман: Как это было. Что такое Корсунский поход.
В.Дымарский: Да. Разные мнения. Мнение того же Владимира Владимировича Путина, мнение Чаплина, да, представителя русской православной церкви. Мнение Игоря Данилевского, очень известного и хорошего историка, и очень хорошо известного в том числе нашей аудитории. Мнение Андрея Хураева, протодьякона. Вот все, так сказать, вокруг этого. Мы вам даем материал, а вы сами разбирайтесь, да. Во что верить, чему не верить, как все это было. Хотя я думаю, что вообще, ну, в целом история достаточно мифологизирована. А этот ее эпизод..
С.Бунтман: Ну, да. Мы целую передачу посвятили, передачу, программу "Дилетанты", кстати, выдержка из НРЗБ Данилевского..
В.Дымарский: Да, это все оттуда.
С.Бунтман: Замечательно. Знаете, мы не будем спорить. Вот здесь говорят, это же монарх писал: "Любвиобилие Владимира - это аллюзия царя Соломона"
Да, конечно. И мы не будем писать о числе, но то, что он был вполне такой варяжский, лихой парень, надо сказать, Владимир. Но это понятно.
Кстати, помнишь какое христианское все-таки имя у Владимира то? Кто-нибудь помнит? Не Владимир. Были бы журналы, разыграли бы.
В.Дымарский: Да, да, да. Еще журналов нет. Фархат из Оренбурга пишет: "Картина Васнецова, Сурихова, Репина всегда фигурирует в заданиях ЕГЭ"
С.Бунтман: А, это хорошо.
В.Дымарский: Ну, понятно, потому что картина - это такое наглядное чтоли..
С.Бунтман: Фархат, я вам скажу, что на хорошей живописи очень хорошо ЕГЭ, решать ЕГЭ.
В.Дымарский: Ты знаешь, здесь, в общем-то, мне кажется, такой соседствующий с этим есть вопрос, сейчас я скажу: "Скажите насколько близки к исторической правде книги Акунина "История Российского государства?" Борис из Санкт-Петербурга спрашивает.
Вы знаете, ну, во-первых, неправильно нас спрашивать и вообще судить кого-то там насколько близко или неблизко, да.
С.Бунтман: Я могу ответить коротко.
В.Дымарский: Ну, давай я свое мнение скажу.
С.Бунтман: Ты скажи, а я потом отвечу.
В.Дымарский: Акунин пишет свою историю, да. С чем-то я согласен, с чем-то я не согласен. Это совершенно другой вопрос. Есть еще одна, почему я говорю, что он соседствует, эта тема с тем, о чем нам написал Фархат. Есть еще одна вещь. Эта история через художественные произведения. Вот здесь вот надо это осмысление, художественное осмысление истории, а не учебник истории. Это надо понимать, что через художественные произведения вы, фактологически историю учить не надо, да. Потому что у нас же ведь как, я так понимаю, что Отечественная война 1812 года. Если ее и знают, то знают по Толстому Льву Николаевичу.
С.Бунтман: Да, но я скажу, что, конечно, распадается на 2 части, неразрывные, но распадается. 2 части того, что Борис Акунин пишет. Это История Российского государства, собственно, из которой вышли 2 книги, 2 периода. И примыкающие повести.
В.Дымарский: Это другая история.
С.Бунтман: Да, но я вам скажу, что для меня очень ценно то, что делает Борис Акунин, потому что это подход к истории, это не новейшие и доказанные вещи, которые существует в изучении истории. Это подходы к истории, подходы внимательного читателя, внимательного писателя, того, кто пытается сконструировать. Сконструировать исходя из фактов, быть может немногочисленных, но сконструировать, как это могло быть, как психологически это могло быть и выстраивать некую стартовую площадку для нас с вами, дорогие друзья, чтобы мы дальше, хотим, изучали бы уже на уровне современной науки.
В.Дымарский: Во всяком случае, читаю я это с удовольствием.
С.Бунтман: Да. Абсолютно. Да. И это не какая-то, знаете, параллельная или фантасмагорическая история.
Василий, правильно все пишут, да.
В.Дымарский: Василий, да. Чтобы завершить историю выбора веры, у нас здесь, значит, такая. Наши ребята, которые делают нам инфографику, представили нам, по-моему очень удачно, это святыни Иерусалима и Мекки.
С.Бунтман: Да.
В.Дымарский: Да, то есть мы много об этом читаем, много слышим. А здесь мы можем прям вот взглянуть где, как, как это, ну, выглядит более или менее. Да, ну, в общем, мне кажется, очень полезная информация, я бы так сказал.
С.Бунтман: И я хотел бы сразу вот так вот коротко сказать, что о Мекке еще есть статья Максима Шевченко. Кстати, говорят, совершенно блестящая статья. Потому что я очень рад, поскольку это мы обсуждали с Максимом тогда, о чем статья. Он очень серьезно, во-первых, к этому подошел, и, во-вторых, он сделал ее совершенно проникновенной. Это очень здорово написанный текст еще, я должен вам сказать. Просто интереснейшим образом и просто очень хорошо написано. И здесь я думаю, что была договоренность, кстати, есть определенные, в русле определенной традиции, когда вы прочтете и не дочитаете еще до последней, маленького примечания статьи Максима Шевченко. Где сказано, что сохранена орфография автора, Максим пишет в определенной совершенно традиции написания..
В.Дымарский: Сложной традиции.
С.Бунтман: Имен и..
В.Дымарский: Мусульманская традиция.
С.Бунтман: Пророка и других персонажей, и других исламской истории.
В.Дымарский: В том числе прописные буквы и так далее.
С.Бунтман: Да. Это его право, это сохраняется и это делается и в других случаях, когда это так важно.
В.Дымарский: Вот. Вот мы так обозрели главную тему журнала, нового номера. И я думаю, что нет смысла, наверное, начинать дальше..
С.Бунтман: Нет, никакого смысла, потому что сейчас нам расскажут новости.
Ну, тут важный экономический вопрос: "Почему "Дилентан" в розницу дешевле подписки?"
В.Дымарский: Ну, это, я думаю, что вы из Санкт-Петербурга, наверное, нам пишете. Вам повезло, дорогой товарищ.
С.Бунтман: Да.
В.Дымарский: Вам повезло. Может быть..не знаю. Не могу вам сказать.
С.Бунтман: Я думаю, если бы дочитал до конца, я бы и город вскрыл, в котором это происходит.
В.Дымарский: Ну, там очень во многих местах. Санкт-Петербург вообще очень хорошо читает журнал "Дилетант".
С.Бунтман: Это прекрасно. Да, но, чтобы не продавать в то место, где вы купили предыдущий..
В.Дымарский: Да, но здесь не написано.
С.Бунтман: Ну, слава Богу. Не будем продавать. Сейчас послушаем новости и вернемся к обзору нового "Дилетанта"
НОВОСТИ
С.Бунтман: "96 страниц" Новый номер.
В.Дымарский: Ровно.
С.Бунтман: Ровно. Номер "Дилетанта". Февральский номер. "Выбор веры" - основная тема.
Кстати, о фанзе корейского рыбака, как в рекламе у нас говорится.
Что вы такое написали потрясающее, Виталий Наумович, дорогой мой?
В.Дымарский: Ааа. Да.
С.Бунтман: История какая-то совершенно, я бы даже сказал, опупительная история.
В.Дымарский: Ну, история, она меня преследует уже много лет, понимаешь? Это, такое, это корейская разновидность миссионерства.
С.Бунтман: Причем Северокорейская.
В.Дымарский: Нет, это действительно была потрясающая история. Это было начало 2000ых годов, этих нулевых, как еще их называют. Я в составе группы журналистов оказался в городе Пхеньяне. И местные наши сопровождающие лица, как я здесь написал, люди в одинаковых костюмах. Они, значит, нам вдруг неожиданно говорят: А хотите поехать посмотреть стройку православного храма? Мы чуть не сели. Какого храма? Они говорят: Православного. Мы говорим: А зачем?Откуда? Они говорят: А вот наш, это еще Ким Чен Ир был, говорят, вот наш великий руководитель Ким Чер Ин, он, помните, эта знаменитая его поездка по Дальнему Востоку на поезде?
С.Бунтман: Да, да. На бронепоезде.
В.Дымарский: Был в Хабаровске он там. Ему там понравился какой-то очень храм, и он приехал оттуда и сказал, что..
С.Бунтман: Я его понимаю.
В.Дымарский: Да, там очень красивые.
С.Бунтман: Короче говоря, спаситель отдыхает.
В.Дымарский: Короче говоря, Ким Чен Ир вернулся и сказал, что нам тоже нужен православный храм. И нас повезли на эту стройку. Я помню был проливной дождь, грязь, значит, ну, стройка. Пришли 2 человека, опять же в одинаковых костюмах, в белых рубашках со значками Ким Ир Сена, как полагается.
С.Бунтман: Да.
В.Дымарский: И начали нам рассказывать. Ну, я здесь привел наш маленький диалог с ними. Мы спросили. Самый смешной был ответ. Я говорю: а кто у вас прихожане то будут? Он говорит: отобрали, партийная организация, отобрали людей, все в порядке. Кстати, послали 2-х, по-моему, если я не ошибаюсь студентов учиться в Сергиев Посад. Они уже вернулись. Они уже, значит, их там уже, им дали там какие-то чины священников. И там храм работает между прочим, что самое смешное. Ну, он там больше, конечно, там российское посольство, приезжающие. Но, видимо, туда ходят назначенные корейские товарищи. И вот я где-то там даже и написал в этой истории, что вот удивительная история. Как же слилась воедино идея Чучхе и православия.
С.Бунтман: Понимаете, ну, это возможно. Ну, я так думаю, что вдруг какую-то маленькую щелочку кривым, косым путем, ведь все-таки слово Божье то читают. Понимаешь? Вдруг каким-нибудь вот..не знаю..вдруг... Ну, история поразительная.
В.Дымарский: Она абсурдно выглядит. Хотя, понимаешь, с другой стороны, я подумал, ну, православные храмы строятся во многих странах мира.
С.Бунтман:Да.
В.Дымарский: И не только православные.
С.Бунтман: Нет, ну, этот отбор прихожан очень такой суровый.
В.Дымарский: Но Северная Корея, конечно, никак там не укладывалось вдруг возникновение православного храма. Мы там встретили Дальневосточных пионеров, которые, оказывается, каждый год ездят туда в пионерские лагеря. Это было более понятно. Понимаешь?
С.Бунтман: Да. Это ясно.
В.Дымарский: А, это да. Такая смешная..
С.Бунтман: Смех сквозь слезы, ну, конечно. Дмитрий, я понимаю.
В.Дымарский: Дмитрий пишет?
С.Бунтман: Да.
В.Дымарский: Здесь, кстати говоря, я хотел ответить почему нас пытаются как-то..
С.Бунтман: Уличить
В.Дымарский: Да, уличить, некто Н.К. "А что имя Александрова, адвоката Засулич нельзя было упоминуть наряду с Кони?"
Я, по-моему, упоминул. Я сказал. Если, может, фамилию не назвал. Петр Акимыч Александров, великий русский адвокат.
С.Бунтман: Ну, сейчас. Сложно упоминуть?
В.Дымарский: Ну, извините. Несложно упоминуть, это вообще несложно и найти.
С.Бунтман: Ну, здорово. А вы напишите письмо. А мы о нем большую статью сделаем.
В.Дымарский: Мы сделаем статью тут же, абсолютно.
С.Бунтман: А вы пожалуйтесь в "Дилетант" Там видите, как все выходит.
В.Дымарский: У нас любая жалоба - это новый материал.
С.Бунтман: Да, повод для разбора.
Скажи, что у нас в оружии? Снайперы?
В.Дымарский: Снайперы. История снайперской винтовки.
От Бекаса. Знаешь почему Бекаса?
С.Бунтман: Знаю.
В.Дымарский: А люди наши знают?
С.Бунтман: Я заранее прочитал статью.
В.Дымарский: Бекас. Птичка такая, вот она здесь изображена, между прочим, она "снайп" по-английски.
С.Бунтман: Это ужасно совершенно в русском, потому что в одной из пьес Козьмы Пруткова было: "Хотел бы я быть тем бекасом, чтобы своими потрахами наполнить вашу тарелку"
В.Дымарский: Ну, вот. А снайпер в современном как бы значении пришло со времен Первой мировой войны. Здесь история снайперской винтовки, короче говоря. От, сейчас я скажу. Первая разработка 1854 года до современной, производства уже российского.
С.Бунтман: Там много вообще про эти супер винтовки. И что у некоторых, у тех, которые вот, например, были у англичан в Афганистане на рубеже 19-20 веков. Там было. Рассказывали вот у нас оружейники, рассказывали в эфире, что стрелять было НРЗБ, и что у них была нарезка в другую сторону. Вообще там потрясающая вещь. Особенно те, кто любят детективы Хантера. Это всем вам вот, пожалуйста, снайперские винтовки.
В.Дымарский: Да. Но, между прочим, немецкая снайперская винтовка времен Первой мировой войны, она уже с оптическим прицелом.
С.Бунтман: Ну, да. Ну, сначала оптический. Первые оптические вообще были невероятной длинны.
В.Дымарский: Да. Потому что середина 19 века - это, конечно, без оптического прицела.
С.Бунтман: Ну, там потом появились такие очень длинные оптические прицелы, линзы были не такие.
В.Дымарский: Вот. Так что это интересно.
Я бы еще из первой части журнала. У нас есть такая рубрика "Параллель". По-моему, там любопытный у нас такой молодой автор, тоже из Петербурга, кстати. Статья называется "Англичанка гадит". Это взято в кавычках, потому что это не придумал автор, а это реальная фраза, которая ходила в России во времена английской королевы Виктории. И, так сказать, эта фраза, которая отражает отношения России к Британии. Да. И вообще здесь автор прослеживает отношения между Россией. Русско-английские отношения. И почему они все время не складывались. Хотя вроде объективно для этого никаких, так сказать, аргументов нет.
С.Бунтман: Можно я повторю еще раз.
В.Дымарский: Между прочим, извини, пожалуйста. Для меня это, например, откровение, я этого не знал. Что во время Отечественной войны 1812 года Англия фактически оплатила все военные расходы России. Между прочим.
С.Бунтман: При этом она сама вела войну.
В.Дымарский: Ну, да.
С.Бунтман: И не только против Наполеона. Против Соединенных штатов.
Так, откройте тайну, Владимир до крещения. Значит, почитайте замечательный.. Три имени фактически у каждого. Ну, уж я не говорю о князьях. Имя варяжское, имя славянское и имя христианское. Значит, его славянское имя - Владимир, а Василий - это при крещении он получил.
У нас замечательно пишет. Если уж о замечательном письме, о веселом и парадоксальном. Это Сергей Борисович Пархоменко нас балует всегда. Мало того, что журнал нас балует видом марцепановых всяких фруктов.
В.Дымарский: А, Сережа, да. Он очень хорошо пишет тексты, значит. Ну, такая рубрика "Меню". Это история еды или еда в истории. Как вам больше нравится.
С.Бунтман: И то, и другое.
В.Дымарский: Здесь история миндаля, которая плавно переходит в марципан.
С.Бунтман: Да, как получился. И, кстати, вот здесь о мифах. Есть прекрасные совершенно мифы. Как, где, что. Есть мировые столицы разных вкусностей. Как, например, Монтелимар - это столица нуги. И вот здесь вот город Любек, который стал столицей марципана, потому что. И существует легенда, что там было, у кого-то отобрали в голодные времена, отобрали старые запасы у какого-то прижимистого купца. И там оказался засахарившийся мед и уже окаменевший совершенно миндаль . Все это перемололи и получился, марципановое тесто получилось. Но, немножко было не так. Но действительно был крупнейший производитель марципана в Любеке. И какая прекрасная вещь.
Ты представляешь, я в детстве, мне привозили из Эстонии марципан.
В.Дымарский: Вынужден признаться, я не люблю марципан.
С.Бунтман: А я потом полюбил, когда было уже поздно, когда никто уже не привозил.
В.Дымарский: А теперь смотри, какой у нас плавный переход от Сергея Пархоменко к издательству "Корпус".
С.Бунтман: Ух, ты.
В.Дымарский: А издательство "Корпус" относительно недавно выпустило удивительную книжку, которая подтолкнула нас, я имею в виду редакцию журнала подготовить материал на эту тему. Речь идет о брате Геринга. Ну, Герман Геринг всем известен.
А,значит, его родной брат Альберт, промышленник, предприниматель, который в основном, значит, сидел в Австрии уже после аншлюса, да. И вот здесь вот начинается самая удивительная история. Значит, статья называется "Список Геринга". Самая удивительная история, что..
С.Бунтман: Евгений Беркович написал, замечательный, тоже один из наших авторов. И вы его слышали в наших программах и еще услышите.
В.Дымарский: И еще услышите, потому что он приезжает в Москву, и мы будем с ним делать еще программу.
Вот, и он рассказывает вот о том, как Альберт Геринг, пользуясь, безусловно, своей фамилией спасал евреев. Спасал евреев. И, видимо, ему никто не мог перечить, да, потому что, если приходил человек по фамилии Геринг.
С.Бунтман: До поры, до времени не могли.
В.Дымарский: Тем не менее получалось у него. В его списке, во всяком случае проверенном, по-моему, 38 человек.
С.Бунтман: 34, по-моему.
В.Дымарский: Ну, неважно. То есть важно, конечно, 4 человека это тоже важно. Вот. И в этом списке среди спасенных, между прочим, выдающийся австрийский композитор Легар.
С.Бунтман: А вот с Легаром я сразу так дернулся, когда увидел. Ну, как же, Франц Легар. "Веселая вдова" - любимая оперетта фюрера. А фюрер вообще, по-моему, никакой музыки, больше не любил, кроме "Веселой вдовы".
В.Дымарский: Вагнер.
С.Бунмтан: Ну, Вагнер он по должности любил.
В.Дымарский: Ну, да, да. Так полагалось.
С.Бунтман: Полагалось. Но дело в том, что Франц Легар был женат на еврейке. У него либреттисты были евреи. В общем, он как-то неправильно.
В.Дымарский: Неправильный образ жизни у него был.
С.Бунтман: Но он был уверен, Легар, что его не тронут.
В.Дымарский: Конечно. Во-первых, в силу того, что он известный композитор, во-вторых, он сам-то не еврей.
С.Бунтман: Ну, да. Это, во-первых,и, во-вторых. А в-третьих, конечно, вот эта любовь фюрера к музыке.
В.Дымарский: Интересная история, конечно, что, когда война закончилась никто Альберту этому Герингу не поверил. Он прошел через процессы, прошел через лагеря. И тот же Легар, собственно говоря, подтвердил, и другие люди, которых он спас.
С.Бунтман: Родственники.
В.Дымарский: Родственники, правильно. Они подтвердили, что Альберт Геринг действительно спасал евреев в свое время.
С.Бунтман: Да. При этом еще и не только евреев, поскольку у него было, он был куратором заводов "Шкоды" и военных поставок "Шкоды". И директора "Шкоды" он просто вовремя сплавил куда полагается из страны тогда. Сам был женат на чешке. И, причем женился никогда-нибудь там, не женат там с двадцать какого-нибудь года, а женился он в 42 году на чешке. И в отличие от многих других, и того же самого чудовищного человека, который в Чехии НРЗБ , это Гейдрих. Он закрывал глаза на сопротивление, он много, что знал. Вот такой человек.
В.Дымарский: Кстати говоря, если уж говорить о Германе Геринге, о главном военном преступнике, да. У него тоже есть, она вроде даже подтверждается исторически, вот эта история с его сотрудником по фамилии Минх. С евреем.
С.Бунтман: Мильх он был.
В.Дымарский: Мильх, я прошу прощения. Когда ему соответствующие органы сделали внушение, что у него работает еврей, Герману Герингу. Он сказал: "Я здесь сам решаю, кто здесь еврей.."
С.Бунтман: А кто не еврей.
Вообще, у меня другое. Это очень такая история, история падения Германа Геринга, человеческого падения. Это очень, конечно, история замысловатая, потому что Геринг был такой достаточно простой честный пилот. Пилот очень неплохой во времена Первой мировой войны. И вот..
В.Дымарский: Существует, извини, не подтвержденная версия, что он же прошел через вот эту летную школу. Но она не подтверждена.
С.Бунтман: Нет. Это нет.
В.Дымарский: На территории Советского Союза.
С.Бунтман: Вот говорят про Альберта Геринга, Елена, спасибо, вы пишите.
В.Дымарский: Да, я тоже смотрю.
С.Бунтман: Был сюжет у Познера Владимира Владимировича. О германской мозаике был. Да, очень хорошо. Но интересно, что у Евгения Берковича в конце такой вот заход, тихий заход, что Геринг, брат Геринг, не стал праведником по многим причинам. То есть не признан в Израиле, как Шиндлер признан и многие другие, которых несколько сотен, считающихся праведниками. Но не для признания. Вот это еще одно доказательство, что не для признания делает.
Конечно, очень легко обвинить. Ааа, Альберт Геринг все понимал и потом это у него был пропуск после краха. Да нет, нет.
В.Дымарский: Делал, что мог, что называется.
С.Бунтман: Делал, конечно. Есть вещи через которые не мог переступить ни в одну, ни в другую сторону.
В.Дымарский: Война вообще порождает страшные совершенно ситуации морального выбора.
С.Бунтман: Да.
В.Дымарский: Ты знаешь, я в связи с этим вспоминаю историю еврейской больницы в Берлине. Это старейшая больница. Она до сих пор там работает. Она там где-то с середины или с конца 19 века. И к моему удивлению. Мне рассказали эту ее историю. Это больница, еврейская больница в Берлине просуществовала все годы нацистского режима. Да. И в годы войны там была страшная ситуация. Там главный врач этой больницы. Все знали, что он пытается спасать евреев. Но вы представляете этот ужас. Память о нем сохранилась, как о праведнике. Но в части семей как о палаче, потому что он был вынужден жертвовать одними для спасения других. Или бы погибли все. И ему надо было выбирать кого сдавать, чтобы остальных спасти. Это ужасно.
С.Бунтман: Но, простите, в таких ситуациях оказывался в меньшей степени, там удавалось гораздо больше сделать. Человек, который просто специально этим занимался. Это Рауль Валленберг в Будапеште. Он оказывался тоже в этих ситуациях, когда невозможно было, например, там найти шведских знакомых у всех. И приходилось действительно отказывать. Но спасибо за то, что сделали.
В.Дымарский: Ну, да.
С.Бунтман: Могли бы и не делать ничего. Я не говорю о еврейском враче. Но могли бы и не делать. Альберт Геринг мог бы спокойно ничего и не делать.
В.Дымарский: Давай коротко я еще скажу. У нас постоянная рубрика документальная Андрея Сорокина про Ялту 45 года. Это понятное дело. 70 лет. А Эрмитажу по-прежнему 250. И в этом году рубрику. В прошлом году были экспонаты Эрмитажа, а в этом году совершенно потрясающие подарки, которые получил Эрмитаж к своему 250 летию. И эту рубрику согласился вести и ведет Михаил Борисович Пиотровский.
С.Бунтман: Вот. Не больше, не меньше.
В.Дымарский: Здесь, значит, копия. Не копия, что я говорю. Статуя Юпитера, которую подарил один питерский коллекционер. Очень ценная вещь. Я был на 250 летии, я видел эти подарки, роскошные картины со всего мира там. Не буду называть там наших дарителей, но, например, портфель Александра 1, в котором он был на Венском НРЗБ. Понимаете. Я думаю, что это будет очень интересная рубрика.
С.Бунтман: Да. Но есть еще на детской площадке у нас "Все ли мы знаем и правильно ли мы понимаем о королеве Марго?"
В.Дымарский: Для женщин, увлекающихся мехами, здесь о белках и горностаях. Некто Евгений Бунтман, такое случайное совпадение.
С.Бунтман: Сразу скажу для любителей природы. Это искусственное. Это просто такие рисунки на гербах.
В.Дымарский: Да, это геральдика. Это то, чем Женя нас практически каждый месяц снабжает, это рассказами о геральдике, о символах геральдических.
Это мы впервые обратились по-моему к истории автомобильной. Чешский автомобиль. Чехи сделали автомобиль к 70 летию Сталина.
С.Бунтман: То есть к 49 году.
В.Дымарский: Да. И ему вручили этот подарок, его обнаружили где-то сгнившем на каком-то огороде.
С.Бунтман: Да, он реставрируется. Здесь есть фотографии. Всегда очень интересно. И наконец Дмитрий Быков у нас есть, и Дмитрий Быков о Тендрякове.
В.Дымарский: Тендряков, да.
С.Бунтман: Я еще не читал , потому что это большое такое чтение.
В.Дымарский: Но одобряю.
С.Бунтман: Но одобряю. Не читал, но одобряю.
В.Дымарский: Ну, традиционные наши рубрики: "Куда пойти?", "Что почитать?", "Что посмотреть?", "Во что поиграть?". Посмотреть, кстати говоря, наш постоянный обозреватель Илья Кабанов про Ярослава Мудрого. Наш отечественный про него рассказывает мягко говоря.
С.Бунтман: Это удивительный.
В.Дымарский: Просто разбивает в пух и прах. Смешная фраза: "Тысячу лет назад не все было гладко, случались перегибы на местах"
С.Бунтман: Случались. Еще какие. И перегибы всего.
Слушайте, я вот из прошлого номера, прозевал я. Там маленький плакатик фильма есть, который мне очень надо посмотреть.
В.Дымарский: Какой?
С.Бунтман: Фильм. Я забыл, как он называется. Но фильм про медсестру 45 года, которая попадает в 1743 в Шотландии. Это любимые времена, да вы что, она попадает туда. Она попадает к Джемми Фрезеру. Это все. Будем находить и будем смотреть, как мысли черные придут.
В.Дымарский: Давай на что-нибудь еще поотвечаем здесь.
С.Бунтман: Ты знаешь, мы почти все ответили, кроме обзора цен.
В.Дымарский: Нет, здесь. Ну, обзор цен я понимаю. А здесь смотри, здесь есть такой вопрос. По-моему, традиционно нам Дмитрий его задает.
С.Бунтман: Если про Польшу?
В.Дымарский: Ну, если про Польшу, то это один традиционный вопрос. В этот раз нет ничего про Польшу. А второй вопрос это: "Какой ваш любимый материал?" И каждый раз я отвечаю, что это очень трудно. Есть банальный ответ: "Все они дети наши, всех мы любим"
С.Бунтман: Есть материал для меня, которым я очень порадовался. Я очень порадовался, что вышло, очень здорово, у Максима Шевченко. Я очень порадовался. Я радуюсь сейчас все больше кухонным материалам..
В.Дымарский: Сережи Пархоменко.
С.Бунтман: Да. И тому, что встает на ноги практически как рубрика вот ответы на ваши замечательные.. Вот это мне очень нравится.
В.Дымарский: Ну, могу выделить то, что мне запомнилось. Мне очень понравился, Рагнеда в исполнении Анисимова, про англичанку любопытный материал. Да мне, все, в общем-то, хорошее, на мой взгляд. Так что не буду никого обижать. Все материалы хорошие.
С.Бунтман: Я бы очень удивился, если бы Виталий Наумович Дымарский в журнале, кой его главный редактор, печатал материал, который ему отвратителен, например.
В,Дымарский: Вот именно.
С.Бунтман: Все. Дорогие друзья, мы с вами завершаем. Я с вами остаюсь на "Парковку". поскольку Сан Саныч Пикуленко все еще болеет, хотя в утренних разворотах мы следим за его выздоравливанием каждое утро.
Ну, что ж, спасибо. Виталий Дымарский, Сергей Бунтман. С 24 можете покупать журнал, 27 приходите в "Молодую гвардию" на Большую Полянку в 18 часов. Виталий Дымарский, Алексей Венедиктов устраивают презентацию.
В.Дымарский: До встречи!