Купить мерч «Эха»:

Представление нового номера журнала «Дилетант» - 96 страниц - 2014-07-19

19.07.2014
Представление нового номера журнала «Дилетант» - 96 страниц - 2014-07-19 Скачать

ВИТАЛИЙ ДЫМАРСКИЙ: Добрый день! Здравствуйте! Программа «96 страниц». Как вы знаете, она выходит ежемесячно по мере выпуска журнала «Дилетант», вернее очередного номера журнала «Дилетант», в котором как раз 96 страниц и есть. Алексей Венедиктов.

АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ: Добрый день!

В. ДЫМАРСКИЙ: Да, меня зовут Виталий Дымарский. И мы будем сегодня перед тем еще, как обозревать новый номер, у нас есть для вас новость, о которой объявит Алексей Алексеевич.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, новость уже 24 часа как новость.

В. ДЫМАРСКИЙ: Но тем не менее.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. Значит, вошел в строй обновленный сайт журнала «Дилетант», и мы рассчитываем, что вы его уже видели, а, может быть, не видели – diletant.ru. Но одновременно с обновленными сайтом мы запускаем тест. А поскольку у нас номер посвящен был ведьмам, средневековью, борьбе с ведьмами, с красивой девушкой на обложке.

В. ДЫМАРСКИЙ: С красивой девушкой на обложке, по-моему, очень замечательно Вероника Куцылло нашла как бы слоган – или как назвать? – вот такой… Презентацию темы, да? Ищите ведьму.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Чего их искать? Она каждая вторая тут. То есть они все.

В. ДЫМАРСКИЙ: А это, знаешь…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ищите свою ведьму. Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ищите свою ведьму.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но мы запускаем тест на сайте, запустили уже. Какой пытке вы бы подверглись в средние века, если бы жили, как живете сейчас. Потому, что понятно, что все живут не по средневековым правилам. А в средневековые времена во многих странах все было очень жестко кодифицировано.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Любое нарушение было кодифицировано.

В. ДЫМАРСКИЙ: Кстати говоря, большую роль в этом сыграл Тарпий Умада, который…

А. ВЕНЕДИКТОВ: До того. Потому, что церковь кодификационно…

В. ДЫМАРСКИЙ: Он тоже, он пытался…

А. ВЕНЕДИКТОВ: … систематизировать. Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: … инквизицию ввести в правовое русло.

А. ВЕНЕДИКТОВ: В правовое русло. Совершенно верно. И у нас идет тест, который вы можете пройти на нашем сайте. Он так и называется собственно – «Какой пытке вы подверглись бы в средневековье или за что бы вас казнили» притом, что естественно, вы будете отвечать на вопросы, чем любите заниматься, как одеваться, чего боитесь и во что верите. И в итоге вы узнаете, какая участь была бы вам уготована, если бы вы роились там веков на 7 раньше. Как бы вас кодифицировала инквизиция: развратник, ведьма, гений, энтузиаст, богохульник, врун, а может быть и сам инквизитор. Поэтому, Виталий, я тебе предлагаю, давай я сейчас проведу… и проведу тест. Ты будешь отвечать на вопросы теста…

В. ДЫМАРСКИЙ: А то есть ты хочешь узнать, кто я, да?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, конечно. Главный редактор всего… да?

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, понятно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Главный редактор…

В. ДЫМАРСКИЙ: Ведьма, наверное.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, я не знаю. Ты вот сейчас будешь отвечать на вопросы.

В. ДЫМАРСКИЙ: Сейчас решим.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это у нас называется…

В. ДЫМАРСКИЙ: Перед тем как ты мне задашь вопрос, знаешь, это есть старая, когда 3-х людей ведут на казнь, на гильотину. То, значит, спрашивают 1-го человека, какую вы выбираете. Он говорит: гильотина. И гильотина прямо останавливается перед… 2-й раз нельзя. Его отпускают. И он говорит следующему: «Гильотина не работает». Когда следующий идет, ему говорят: «Какую казнь предпочитаете? Повешение там…» Он говорит: «Гильотину». Гильотина опять останавливается.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нож до конца не падает.

В. ДЫМАРСКИЙ: Нож до конца не падает. Значит, все, 2-й раз нельзя. Он говорит третьему: «Гильотина не работает». 3-го спрашивает: «Ну, а Вы что хотите? Расстрел, повешение, гильотину?» Он говорит: «Что Вы мне голову морочите? Гильотина же не работает».

А. ВЕНЕДИКТОВ: А вот сейчас, может быть, и проверим. Смотри, как я сейчас запускаю сейчас тест на сайте diletant.ru. Я его запустил.

В. ДЫМАРСКИЙ: Так?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Значит, кто ты есть? Выбираешь: мужчина или импозантный мужчина, или женщина, или невероятно красивая женщина, или ты интеллектуал, пол в данном случае не имеет значения. Отвечай.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, то, что я не женщина – это точно совершенно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, отвечай.

В. ДЫМАРСКИЙ: Мне хотелось бы, конечно, сказать импозантный интеллектуал.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Но если…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Не импозантный, а импозантный мужчина.

В. ДЫМАРСКИЙ: Нет, я понимаю, но если соединить два ответа.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Невозможно…

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, давай интеллектуал поставим.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Давай напишем, что Дымарский – интеллектуал. Ответили. Это был 1-й вопрос. 2-й вопрос: личный вопрос. Как Вы одеваетесь? Какие варианты ответа? Как, как? Руками! 2-й ответ, вариант: В этом сезоне в моде пурпурный? Подумайте какая важная информация. 3-й вариант: нет времени заниматься гардеробом, когда во Вселенной столько проблем. 4-й вариант: Черный цвет невероятно стильный. И крови на нем не видно. И 5-й вариант: Элегантно и эффектно – достаточно, чтобы обратить на себя внимание объекта желания. Вот как ты одеваешься?

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, вот 2-й ответ такой ироничный. Да?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Пурпурный.

В. ДЫМАРСКИЙ: Нет. Пурпурный. Мол тоже мне информация.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: То есть не имеет значения, в общем. Ну, 2-й.

А. ВЕНЕДИКТОВ: 2-й. Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ироничный ответ.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, это твоя оценка. Я просто нажимаю кнопочку. Я нажал кнопочку.

В. ДЫМАРСКИЙ: Пурпурный, не дай Бог.

А. ВЕНЕДИКТОВ: 3-й вопрос: Какое из высказываний Вам больше всего нравится? 1-й вариант: Как Вы интересно рассказываете! Можно оставить руку на Вашей талии? Мне так лучше думается. Это 1-й вариант. Да. Нет, ты, это от тебя ответ. 2-й вариант: Если мы с тобой расстались, это еще не значит, что мы не поженимся. 3-й вариант: Однажды я встретил священника и спросил: «Какая самая короткая молитва?». И он ответил: «Хрен с ним». 4-й вариант: Смерть одного человека – это смерть. Смерть двух миллионов – это статистика. 5-й вариант: «Сдается мне…» любил начинать свою речь старый генерал. И последний вариант: Любой человек виновен, просто порой он об этом еще не знает. Что тебе нравится больше всего?

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, там, по-моему, 3-й или 4-й.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ты скажи о чем?

В. ДЫМАРСКИЙ: Напомни еще.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, хрен с ним – самая короткая молитва.

В. ДЫМАРСКИЙ: Хрен с ним.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Хрен с ним. Понятно. Отмечаем, отвечаем. Как Вы относитесь к религии? Варианты. Продаю индульгенции. Недорого, надежно, любые... Да? 2-е: Верю в научный разум. 3-е: Запросто уйду в монастырь, если там найдется парочка симпатичных монахов или монашек. 4-й ответ: Какая интересная намечается беседа! Не желаете ли провести ее в этом уютном подземелье? 5-е: Верю в силу и честь – если это называется религией, я не против.

В. ДЫМАРСКИЙ: 5-й.

А. ВЕНЕДИКТОВ: 5-й. Какой ты однако, 5-й. Ответили. Это мы уже сколько? Три? Чтобы спасти свою душу надо. 1-й вариант: прожить жизнь так, чтобы было что вспомнить на всех 9 кругах.

А чего ее спасать, когда в аду компания лучше не придумать?

Очистить огнём и калёным железом как можно больше заблудших душ.

Кстати, нет ни одного достоверного свидетельства существования души.

Мне всё равно. Главное – незапятнанная честь.

В. ДЫМАРСКИЙ: 2-й.

А. ВЕНЕДИКТОВ: 2-й – это? Ты компанию…

В. ДЫМАРСКИЙ: Хорошая компания.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Хорошая компания. Ты предпочитаешь больше. Хорошо. Пошли дальше. Про боль. А боли боитесь? Ответы:

На всякий случай моё стоп-слово «яблоко»!

О, вы же не станете причинять боль даме?

Бояться нужно не боли, а умереть без чести.

Глупо не бояться боли, если знаешь, сколько в теле человека нервных окончаний.

Это смотря кому её причинять.

В. ДЫМАРСКИЙ: Вот последний.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот последний. Этот циник. Отвечаем. Пошли дальше. А кого/чего Вы боитесь?

В. ДЫМАРСКИЙ: Вижу со мной инквизитор…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Посмотрим. Не надо. Самого себя. Слишком могучий темперамент.

Боюсь не суметь защитить своих близких.

Помню там было что-то про красоту и страшную силу.

Боюсь Страшного Суда, на всякий случай.

Боюсь потерять способность здраво мыслить.

Ха, пусть другие боятся, это не для меня!

В. ДЫМАРСКИЙ: Предпоследнее.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Здраво мыслить? Потерять способность здраво мыслить. Нажимаем. Получаем следующей ответ: Вы обаятельный богохульник. У тебя…

В. ДЫМАРСКИЙ: Ничего себе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: … размером… С каждой секундой с Вашего языка с каждой секундой срывается строфа, тянущая на сиюминутное четвертование. Это вывод. Однако Вы при этом обладаете природным очарованием, поэтому до сих пор каким-то чудом остались живы. Что ж одна из Ваших шуток однажды все-таки станет последней. Инквизитор без должного чувства юмора посадит Вас на кол на радость толпе, которая еще вчера с таким удовольствием смеялась с вами. Не будем описывать подробности этой страшной казни. Скажем только, что мучения могут продлиться до 3-х дней. Вот что тебя ожидало бы в соответствии с тестом.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ё-моё…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Diletant.ru. Каждый из вас его может пройти.

В. ДЫМАРСКИЙ: Знаешь, как говорил, по-моему. Ежи Лец, если я не ошибаюсь: «У каждого века свое средневековье».

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, вот я бы сказал, что, ну, вот это ты тест такой прошел. Я хочу сказать нашим слушателям, что да, дорогие друзья, вот Виталий Наумович Дымарский…

В. ДЫМАРСКИЙ: Прямо какой-то…

А. ВЕНЕДИКТОВ: … обаятельный богохульник, пройдя тест на сайте diletant.ru. Все…

В. ДЫМАРСКИЙ: Прямо какой-то Познер получается, только…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, а чем ты сейчас? На кол сядешь.

В. ДЫМАРСКИЙ: Вопрос последний, который задают…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Не знаю.

В. ДЫМАРСКИЙ: Значит, короче говоря…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, это новый сайт, который уже работает. Повторяю, вы можете пройти этот тест и понять, какая казнь вас ждет в средневековье.

В. ДЫМАРСКИЙ: Товарищ Венедиктов…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, четвертовать… На кол тебя.

В. ДЫМАРСКИЙ: Короче говоря, мне обидно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Почему тебе обидно? Ты же честно отвечал.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я честно отвечал, но мне обидно, что я вот раскрылся.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: А какой ты никто не знает.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И не надо.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. Ты полководец?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, типа естественно. У меня эти полки…

В. ДЫМАРСКИЙ: Где твои полки?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мои полки кругом тебя.

В. ДЫМАРСКИЙ: Вот!

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ты сидишь в каре, я бы сказал.

В. ДЫМАРСКИЙ: Сам в этом полку.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я доброволец. Я не это… Как это? Да?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, ты говоришь, что-то от меня хочешь.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я хочу вот что: что на сайте есть… Я здесь обнаружил еще 2-й тест с названием…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, там должно быть…

В. ДЫМАРСКИЙ: Какой ты полководец?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так?

В. ДЫМАРСКИЙ: Какой ты полководец?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Не груби.

В. ДЫМАРСКИЙ: И давай проверим тебя теперь.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Давай проверим меня.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да? 9 вопросов, между прочим.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, да.

В. ДЫМАРСКИЙ: О! Полководец начинает… полководство у нас начинается с женщин. Итак, слушай.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да?

В. ДЫМАРСКИЙ: Женщин должно быть много, очень много. Для меня и всех моих друзей! Кстати, гарем – отличная штука. Это один вариант.

А. ВЕНЕДИКТОВ: 3-й. А! Это один…

В. ДЫМАРСКИЙ: Один вариант.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: 2-й вариант: Обожаю женщин, особенно, когда они не пытаются умничать.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так.

В. ДЫМАРСКИЙ: 3-й вариант: Складываются не очень удачно отношения, а создать крепкую семью – крайне сложно. И 4-й вариант: Женщины – это, конечно, хорошо, но большой «роли» в моей жизни они не играют.

А. ВЕНЕДИКТОВ: 1-й.

В. ДЫМАРСКИЙ: Должно быть много и очень много.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И для моих друзей.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну-ну.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, 1-е. А что тебе?

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну-ну. И гарем – отличная штука.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это я знаю. Я только что был в Стамбуле и в гареме.

В. ДЫМАРСКИЙ: Значит, ты отправляешься в военный поход. Не по коридорам «Эха Москвы», а в настоящий.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так?

В. ДЫМАРСКИЙ: Какой город ты не прочь был бы взять? Рим, Варшаву, Москву, Афины.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Рим. Не люблю этот город. Я бы его и разрушил заодно.

В. ДЫМАРСКИЙ: Рим?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ага.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, и без тебя рушили уже.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да собственно мои ребята. Аттила там...

В. ДЫМАРСКИЙ: Где бы Вы предпочли жить?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да?

В. ДЫМАРСКИЙ: В Санкт-Петербурге, в Париже, в Персеполе, в Карфагене.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, знаешь, тогда в этом варианте точно в Париже. То есть заурядный…

В. ДЫМАРСКИЙ: А Петербург чем тебе не нравится?

А. ВЕНЕДИКТОВ: В Париже. Он опустел. В Париже. Все настоящие люди в Москве.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ваше поведение на людях.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так?

В. ДЫМАРСКИЙ: 1-й вариант: Вы любите «поиграть на публику». А что делать, положение обязывает.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так?

В. ДЫМАРСКИЙ: 2-й вариант: Могу позволить себе взбалмошную выходку, не по положению. Окружающих иногда пугают мои поступки. 3-й вариант: Вы часто впадаете в крайности: то милуете и жалуете, то казните и отнимаете. Кроме того, любите покрасоваться. И 4-й вариант: Вам некогда думать о таких мелочах.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот 4-й. Хотя я все 4 могу.

В. ДЫМАРСКИЙ: Хотя вот я только хотел сказать. По-моему, это все одинаково примерно. И везде, за каждым ответом я вижу Венедиктова, между прочим.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, правильно.

В. ДЫМАРСКИЙ: Так. Ну, следующий вопрос. А умереть Вы бы хотели…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо Вам.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, тем не менее.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: 4 опять варианта. 1-й вариант: От болезни, будучи старым человеком. А в последней путь вас провожали бы толпы народа.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так.

В. ДЫМАРСКИЙ: 2-й вариант: В изгнании и одиночестве, чтобы никто не видел ваш бесславный конец. 3-й вариант: Вы гордый. Лучше покончите с собой, чем доставите врагам радость пасть от их руки. И 4-й вариант: В результате заговора. Это романтизировало бы ваш облик в веках.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, конечно, в результате заговора. Это романтизировало бы мой облик в веках.

В. ДЫМАРСКИЙ: Сейчас мы проверим.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так оно и случится.

В. ДЫМАРСКИЙ: Сейчас мы проверим, какой здесь заговор плетется.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Давай дальше.

В. ДЫМАРСКИЙ: Какое описание вашей персоны Вам наиболее импонирует? Слушай, у тебя сложный тест какой-то.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Давай, давай. Это не у меня сложный тест. Это у тебя. Это ты в «Дилетанте» начальник.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да, да. 4 опять варианта ответа. Какое описание Вашей персоны, да? Он не знал, то есть ты, ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святыни. 2-й вариант: Он был молодым человеком, благородным и полным надежд на великие свершения, но гордым, надменным и самоуверенным. 3-й вариант: Это была копия Аттилы, с его суеверием, верою в колдовство, в предвещания, в таинственное влияние светил. И 4-е: Крайний эгоист, с чрезмерным самолюбием, всего желающий, любящий одиночество.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это я.

В. ДЫМАРСКИЙ: Вот мне тоже так кажется.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я честно…

В. ДЫМАРСКИЙ: Может, я вообще за тебя буду отвечать? Чего там? Ваши солдаты для Вас.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так?

В. ДЫМАРСКИЙ: Ваше войско здесь вот, которое по коридорам бегает.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, да.

В. ДЫМАРСКИЙ: 1-е… 1-й вариант: Горжусь своим войском. Каждый солдат моей армии может легко дорасти до маршала. 2-й вариант: Воины мои, может, немного неотесанные и буйные, но меня ослушаться не смеют. 3-й вариант: Все тяготы походной жизни я готов разделить со своими солдатами, они мне почти как дети.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, нет.

В. ДЫМАРСКИЙ: И 4-й вариант: Это мои рабы и расходный материал.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, ну, 2-й, конечно.

В. ДЫМАРСКИЙ: 2-й.

А. ВЕНЕДИКТОВ: 2-й вариант, где неотесанные и буйные.

В. ДЫМАРСКИЙ: Буйные. Да?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Абсолютно. На себя посмотри. Неотесанный и буйный. Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Особенно буйный.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Особенно буйный.

В. ДЫМАРСКИЙ: Вы могли бы сказать про себя следующее. Да? Из 4-х один. Моя воля должна господствовать над желаниями других.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так.

В. ДЫМАРСКИЙ: 2-й вариант: Я пел петухом, пробуждая сонливых… 3-й: Круче меня только Македонский и Пирр. 4-й: Я готов испытать многие лишения, но не откажусь от поставленной цели.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, вот 4-й.

В. ДЫМАРСКИЙ: Пирровых побед ты не хочешь?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да нет.

В. ДЫМАРСКИЙ: Так. На досуге Вы предпочитаете… 1-й вариант: Кататься голышом в мокрой траве. Я представляю себе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, да.

В. ДЫМАРСКИЙ: 2-й: Вы любите закатывать пышные празднества со всеми вытекающими... Ну, а что, гулять так гулять?!

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вытекающими, да.

В. ДЫМАРСКИЙ: 3-е: Люблю поразгадывать математические задачки.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Так.

В. ДЫМАРСКИЙ: 4-е: Война – вот лучший досуг. Ну, и пиры иногда.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, между 2-м и 4-м. И пиры… Там есть пиры?

В. ДЫМАРСКИЙ: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Тогда 4-е.

В. ДЫМАРСКИЙ: Иногда.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Тогда все равно. Тогда 4-е – война и пиры.

В. ДЫМАРСКИЙ: Знаешь, кто ты?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет.

В. ДЫМАРСКИЙ: Вы Ксеркс I.

А. ВЕНЕДИКТОВ: О!

В. ДЫМАРСКИЙ: Не путать с ксероксом, кстати.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. Ксеркс I? На кол тебя, обаятельный богохульник.

В. ДЫМАРСКИЙ: Начинали Вы неплохо. У Вас были большие перспективы, стремления, возможности. С подчиненными ведете себя как настоящий тиран. Ваша воля превыше всего остального. Человеческая жизнь для вас не стоит и гроша. Ваш скверный характер и неуемная жажда удовольствий не доведут до добра.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Кого?

В. ДЫМАРСКИЙ: Если не пересмотрите свою политику, рискуете потерять свою державу и даже жизнь.

А. ВЕНЕДИКТОВ: О как! Вот, вот! Два теста. Я хочу сказать, что…

В. ДЫМАРСКИЙ: Здесь его изображение, чуть не сказал фотография, здесь его изображение есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ: На сайте diletant.ru вы можете пройти зарегистрировавшись, конечно, оба теста, и тогда вы будете помещены там со всеми Ксерксами вместе, кто со мной… ты тоже пройдешь. А я пройду другой, я про казнь пройду. Ну, в общем, такая инновация запущенного нового вчера сайта diletant.ru и мы рассчитываем, конечно, что мы будем периодически обновлять личностные тесты. Вроде бы раз в неделю собирались делать новые, и каждый раз мы можем это проходить. Вот такая шутка-дрюка. Там, конечно, ЕГЭ, экскурсии и эссе можно писать.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, да, если уже, так сказать, серьезно говорить, то сайт действительно обновленный и красивый. Мы надеемся, что он будет еще лучше…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Обаятельный богохульник.

В. ДЫМАРСКИЙ: … посещаться, чем предыдущая версия. Хотя и предыдущая замечательно себя чувствовала. И, между прочим, напоминаю, получила премию Рунета.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. «Дилетант» получил…

В. ДЫМАРСКИЙ: 13-го года.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. Получил лучшую премию Рунета. Это важно. Ну, и, кстати, про гильотину, как ты тут рассказывал анекдоты. Хочу сказать, что у нас вот в новом номере, который вышел, в новом номере, который только что вышел… Собственно вчера он вышел на 2 дня раньше, чем нужно. Это у нас такая задумка была представить его именно в этот week-end. Так вот последняя публичная казнь гильотиной в Версале во Франции 17 июня 39-го года. И мы видим толпу, которая стоит вокруг. Да? 30 тысяч и 939-й год. Гильотина.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ты знаешь, я сказал, что я все-таки про Францию достаточно много знаю. Да?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я честно скажу, что для меня это было открытие, что в 39-м году… Это же вот-вот.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Публично. Нет, публично…

В. ДЫМАРСКИЙ: Публично еще работала гильотина. Но…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, она не публично работала до 81-го года, я напомню.

В. ДЫМАРСКИЙ: Как именно гильотина?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Гильотина.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ты уверен, да?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Гильотинировали. Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: До 81-го года, пока Миттеран не отменил смертную казнь.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Отменил смертную казнь. Но вот эта фотография…

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, это не совсем так. Там вообще-то последняя казнь была реальная при Жискар д'Эстене в 77-м году. Но потом там просто юридически не оформлено было. А Миттеран пошел на отмену смертной казни уже совершенно официально…

А. ВЕНЕДИКТОВ: В 81-м году был 1-й акт и очень интересный, кстати.

В. ДЫМАРСКИЙ: … после своего избрания.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Хорошо бы нам попробовать, может быть, в каком-нибудь из номеров «Дилетанта» напечатать стенограмму обсуждения в парламенте французском…

В. ДЫМАРСКИЙ: Вот этого вопроса.

А. ВЕНЕДИКТОВ: … как они обсуждали. Там были сторонники, там были… ну, это на самом деле очень интересно.

В. ДЫМАРСКИЙ: И, кстати говоря, ну, это общеизвестный факт, что в тот момент, когда Миттеран отменял смертную казнь, общественное мнение было за ее сохранение.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Конечно.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, большинство.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сейчас нет.

В. ДЫМАРСКИЙ: Оно и сегодня…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Во Франции нет. Треть.

В. ДЫМАРСКИЙ: Говорят так 50 на 50.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, треть.

В. ДЫМАРСКИЙ: По-разному.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Треть.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, треть. Ну, в общем…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Треть за смерть. Перевоспитался.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, в общем, общество перевоспиталось, безусловно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Хорошо. Мы продолжаем. И значит, итак фото месяца, как вы помните, это гильотина, последняя публичная казнь, Версаль, Франция, 17 июня 39-го года. Андрей Позняков дал нам это все.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ты знаешь, раз мы заговорили про фото, я хочу одну грустную ноту внести. Вы знаете, это удивительная вещь. В прошлом номере вот эту царскую фотографию после покушения на Эдуарда Амвросиевича Шеварнадзе.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это было фото месяца?

В. ДЫМАРСКИЙ: Это было фото месяца. Мы ее опубликовали, и кто бы знал, кто бы мог предположить, что это фото стало своеобразным нашим некрологом вот человеку, который недавно…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, да. Где он в разорванной майке окровавленной. Его взорванный бронированный…

В. ДЫМАРСКИЙ: Вот так неожиданно мы в журнале как бы предвосхитили в какой-то степени это событие. Ну, понятно совершенно…

А. ВЕНЕДИКТОВ: А мне напомнили разговор… Когда я был в Грузии на прощании с Шеварнадзе, мне напомнили разговор между ним и Примаковым, когда Примаков выразил сомнение как бы, что можно было бронированный «Мерседес» вот так взорвать, что мол это инсценировка. Ну, смысл?

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, многие считали…

А. ВЕНЕДИКТОВ: И когда Примаков… Нет, никто уже давно не считал. Тогда это был акт политической борьбы.

В. ДЫМАРСКИЙ: Тогда считалось. Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Примаков не считал, а заявлял. Когда Примакова сняли с поста премьер-министра, Шеварнадзе, как мне рассказали, сказал: «Вот теперь пусть Евгений Максимович сам поймет, не имея бронированного «Мерседеса», каково ездить». Когда он пересел в обычный автомобиль. То есть они старики, они помнили все эти обиды друг относительно друга. И вот эта фотография в прошлом соответственно июньском номере, конечно, она историческая. А в этом, напомню, про смертную казнь опубликовали. Я напоминаю, что сейчас у нас будет короткий перерыв на «Новости». А сразу после «Новостей» мы вернемся к представлению нового номера журнала «Дилетант».

В. ДЫМАРСКИЙ: Мы продолжаем программу «96 страниц». Напоминаю, сегодня ее ведут Ксеркс I и обаятельный богохульник.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, да. В результате теста на новом сайте журнала «Дилетант», который вы, надеюсь, проходите сейчас.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да, уже сразу, я надеюсь, бросились к новому сайту. И там, значит, можете найти эти тесты. Они, еще раз повторю, ты уже это говорил в 1-й части программы, они будут постоянно обновляться. Так что в конечном итоге вы узнаете о себе все, что вы богохульник и Ксеркс, и Наполеон, и Ганнибал, и так далее.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И черт знает, кто.

В. ДЫМАРСКИЙ: Черт знает, кто. И потом, значит, маленькая психиатрическая больница.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да большая. На самом деле у нас в день все-таки больше 100 тысяч…

В. ДЫМАРСКИЙ: Давайте мы все-таки продолжим обозревать последний номер журнала «Дилетант»…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, давай параллельно начнем с «Рим наш»…

В. ДЫМАРСКИЙ: «Рим нам» - смешная, по-моему, такая публикация молодого историка. Он не 1-й раз у нас печатается. Он пишет про императора Юстиниана, который говорит, что с полным основанием Юстиниана можно назвать собирателем земель римских.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, Рим наш.

В. ДЫМАРСКИЙ: Рим наш.

А. ВЕНЕДИКТОВ: В одно слово естественно.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. Ну, хэштек Римнаш. Ну, собственно говоря, понятно, почему параллель. Хотя, конечно, как известно, все параллели, они немного натянутые…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, про Юстиниана вы можете много прочитать, в том числе у нас на сайте у нас Натальи Ивановны Басовской была программа, посвященная Юстиниану, как он собирал римские земли.

В. ДЫМАРСКИЙ: Как он собирал…

А. ВЕНЕДИКТОВ: От Рима до Рима называлось. Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, такая, по-моему… получите удовольствие, мне кажется.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Главная тема обложки – ведьмы.

В. ДЫМАРСКИЙ: Бильжо как обычно. Ведьмы – у нас главная тема. Да. Мы долго думали, ну, значит, мы написали: «Ищите ведьму», встретите женщину. Вот мы ее ищем на протяжении 34-х полос этого журнала…

А. ВЕНЕДИКТОВ: И мы обнаружили с помощью историка Ольги Христофоровой, что 1-й процесс, сожжение вернее ведьм в Европе было в 14-м веке, отнюдь не в 7-м, в 1324 году в ирландском городе Килькенни. И вот подробно, кстати, о том, почему, как… как эту женщину, почему вообще… Это был создан прецедент на самом деле.

В. ДЫМАРСКИЙ: Создан прецедент. И вообще, что стоит за этим явлением. Да?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ирландия где-то на краю Европы…

В. ДЫМАРСКИЙ: Поиски ведьм – это же огромный кусок европейской истории.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И как это связано с эпидемией чумы, которая вот эта со страшной смертью… и поэтому, собственно говоря, еще сразу скажу, что у нас инфографика – карта Европы, где были так называемые ведьмовские процессы. И последний процесс, ведьмовский процесс на карте, которую нашли ребята, которые это делают, это последняя казнь вернее, а не процесс, состоялась… Ты знаешь, где?

В. ДЫМАРСКИЙ: В Швейцарии.

А. ВЕНЕДИКТОВ: В Швейцарии, в самой миролюбивой стране в 1782 году.

В. ДЫМАРСКИЙ: А говорят еще нейтральная.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Просвещение. Вот последняя ведьма была сожжена в 1782 году в Европе. Это очень важная история. И вот такая таблица – карта Европы, где всех этих самых…

В. ДЫМАРСКИЙ: Когда мы смотрели у разных авторов, признаюсь, были разные цифры, видимо, таких точных подсчетов нет, но где-то они колеблются где-то вокруг… Общее количество жертв вот этих ведьминских процессов…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Зарегистрированных.

В. ДЫМАРСКИЙ: Зарегистрированных. Колеблется где-то в районе 50 тысяч, хотя некоторые авторы дают до 100 тысяч.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, знаешь, там какая история? Есть же незафиксированные, когда в селах женщин обвиняли ведьму и затем…

В. ДЫМАРСКИЙ: Ее просто сжигали…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ее там испытывали. У нас есть про это статья. Ее просто сжигали, убивали, изгоняли, топили. И это нигде не фиксировалось. То есть какая-то забытая Богом деревня в какой-то глуши, никаких летописцев нет. Ну, конечно, мы не могли пройти про то, про наш особый путь, потому что очень много есть легенд о том, что у нас такого не было. Было. Я должен сказать, что это такая очень интересная тема, и историк Елена Левскиевская как раз описала нам, как вот в народе относились… славянских народах, украинских, белорусских, русского относились к ведьмам. Значит, общая формула была такая: ведьмы отбирают молоко у чужих коров, урожай с чужого поля и насылают болезни. Вот такие были ведьмы.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, кстати говоря, если говорить уже, так сказать, о наших ведьмах доморощенных, да?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, как?

В. ДЫМАРСКИЙ: Кто? Баба-Яга, в конце концов…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, это отдельная тема. Подожди.

В. ДЫМАРСКИЙ: Но тем не менее. Да? Чего тут?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, ладно. Баба-Яга всегда помогает Иванушке-царевичу, он же дурачок. Вот во всех сказках Баба-Яга – помощница. Вот во всех. Вот если ты задумаешься на секунду…

В. ДЫМАРСКИЙ: Но ее боятся.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но она помощница.

В. ДЫМАРСКИЙ: Но боятся все равно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А во что может превратиться славянская ведьма, в копну, в свинью, в кота и в решето. Вот. Это в этой статье. Естественно, если мы заговорили про ведьм, то естественно мы не могли обойти роман «Мастер и Маргарита».

В. ДЫМАРСКИЙ: «Мастер и Маргарита». И мы попросили… Кого мы можем попросить? Естественно Мариэтту Омаровну Чудакову. Она нам написала статью о ведьмах у Булгакова. Я не хочу вам… Вы знаете, эта статья безумно интересная. Она вам расскажет историю, реальную историю, семейную историю Булгакова и как из нее, собственно говоря, выросли образы ведьм.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Из любой семейной истории могут вырасти образы ведьм.

В. ДЫМАРСКИЙ: … мне кажется, это очень любопытная статья, тем более в исполнении Мариэтты Омаровны, которая безусловно наше все в изучении Булгакова.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, так что вот эта статья так называемая «Добрая ведьма»…

В. ДЫМАРСКИЙ: «Добрая ведьма».

А. ВЕНЕДИКТОВ: … и почему Булгаков превратил Маргариту в ведьму. Какие черты эпохи раскрывает, казалось бы, чисто литературный прием – вот, собственно говоря, это статья Мариэтты Чудаковой в новом номере журнала «Дилетант». Это имеется в виду в июльском номере.

В. ДЫМАРСКИЙ: Но у нас писатели эту тему полюбили, и у нас, значит, дополняет в какой-то степени…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Или противоречит.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. Материал Чудаковой материал Михаила Иосифовича Веллера, нашего…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Наше все.

В. ДЫМАРСКИЙ: Наше все «Особого мнения» на «Эхе Москвы». Короче говоря, Михаил Веллер написал такой свой взгляд на женщину…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Как ведьму.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. Ну, как ведьму. Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Как ведьму. Что значит «ну, как ведьму»?

В. ДЫМАРСКИЙ: Заголовок…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Не, ну, как ведьму. А как ведьму.

В. ДЫМАРСКИЙ: Заголовок у него «Вглядываясь в женщину».

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. А подзаголовок: Образ ведьмы есть продукт психогигиены коллективного бессознательного, изместить из себя отрицательные эмоции, отнеся их внешний объект.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, у нас…

А. ВЕНЕДИКТОВ: А я про что? И я про…

В. ДЫМАРСКИЙ: Ученый.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Который вченый, он может, а который не вченый…

В. ДЫМАРСКИЙ: На этом у нас литературная часть ведьминская не заканчивается.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, подожди, подожди.

В. ДЫМАРСКИЙ: У нас еще материал про «Макбет» шекспировский.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Оксана Петрунько, живущая в Эдинбурге, в Шотландии… Ну, может, многие… немногие… Может, кто-то ее помнит по игре «Что? Где? Когда?». Она тоже наш автор. И она нам написала про ведьм Шекспира в «Макбете». Да? История…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Три ведьмы-пророчицы.

В. ДЫМАРСКИЙ: Три ведьмы. Да. Три пророчицы. Что удивительно, знаешь, это она прислала свою фотографию, она сама сфотографировала в Эдинбурге: мемориальная доска в память о сожженных ведьмах.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Это сегодняшняя памятная доска – память о сожженных ведьмах.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, да. Я читал. Мы в «Новостях» даже давали. Вот. Мы в «Новостях» давали эту историю.

В. ДЫМАРСКИЙ: Вот такая вот история. Так что видите, у нас здесь литературная часть тоже есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я хочу, кстати, сделать такую еще одну вкладку про сайт. У нас следующий номер августовский будет посвящен ко Дню города Москве. Ко дню города. Будет посвящен Москве. И у нас там сейчас на сайте diletant.ru идет голосование, связанное с градоначальниками 19-го века. Вот там именно много градоначальников 19-го. 18-го уже прошло. И у нас там победили, я помню точно, из 10 у нас 2-м был Яков Брюс, а 1-м, по-моему, был Григорий Орлов, который от чумы.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да, да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Григорий Орлов и Яков Брюс. Вот про этих 2-х… Это вы выбрали. В следующем номере бумажного «Дилетанта» будут очерки. И вот сейчас идет голосование о градоначальниках по 19-му веку. И те двое, которые займут первые два места в вашем голосовании…

В. ДЫМАРСКИЙ: Они тоже попадут.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Они тоже попадут в следующий номер бумажного «Дилетанта». Я просто вдруг вспомнил, если мы стали говорить про короля Макбета. Почему-то у меня возникла ассоциация.

В. ДЫМАРСКИЙ: А я бы еще провел… тест сделать на сайте.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, проведи.

В. ДЫМАРСКИЙ: Какой из Вас москвич?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Поговори с Дурново. Поговори с Лешей Дурново, который главный редактор сайта «Эхо Москвы»…

В. ДЫМАРСКИЙ: Москвич ли Вы?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ага. Для этого не тест надо, а ФМС. Это разные, разные звуки. Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Где Вы зарегистрированы поэтому?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Еще…

В. ДЫМАРСКИЙ: … один вопрос, где Вы зарегистрированы.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Еще один материал про тему номера – ведьмы, история ведьм. Конечно, мы не могли обойтись, это знаменитая история Салемских ведьм. Хотя будет еще один материал. Значит, Володя Абаринов, наш друг и товарищ, который живет в США. Он написал про салемский процесс подробную историю. И, может быть, я сейчас не сразу найду, чтобы закончить тему, а, может, и найду сразу. Значит, Илья Кабанов, который нам пишет по сериалам и фильмам, совершенно верно, он нам тоже написал про салемский процесс, про фильм «Салемские ведьмы». Я потерял эту бумажку. Ну, ладно. Бог с ней. Вот сравнивается то, что было на самом деле и фильм. Так что вы можете это прочитать.

В. ДЫМАРСКИЙ: Кстати говоря, очень любопытный пост скриптум в статье у Абаринова: «Согласно опросу, проведенному в 2007 году социологической службой «Ипсос», в наше время 34 процента американцев верят в приведения, а 19 процентов – в колдовство».

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, а сколько россиян верят в приведения, ты не знаешь?

В. ДЫМАРСКИЙ: Двумя годами ранее… имеет 21 прогресс… процесс.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, хорошо.

В. ДЫМАРСКИЙ: Так что верят. До сих пор верят.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: А есть, оказывается, даже есть один судья, единственный судья, который до конца своих дней не раскаялся в вынесенных смертных приговорах.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ведьмам?

В. ДЫМАРСКИЙ: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: О! Конец-то наступил этих дней?

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. Даже присяжные, например, все публично покаялись за вынесение тех приговоров в Салеме. Ну, что? Вот такие у нас ведьмочки получились.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ведьмочки. Да, да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Так мы вглядывались в женщин.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Две рубрики, которые у нас сейчас идут, и вы помните, что рубрика «Оружие 1-й мировой» - здесь у нас дирижабли. Подробно. Несостоявшаяся, грубо говоря, не получившая развитие такой… ну, может быть, космические войска. Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Знаешь, кто у нас очень активно занимался дирижаблями и продвигал их?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет.

В. ДЫМАРСКИЙ: И стал академиком на дирижаблях? Не знаешь?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет.

В. ДЫМАРСКИЙ: Юрий Алексеевич Рыжов.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, да. Совершенно верно. Юрий Алексеевич Рыжов. И еще одна новая рубрика, которая уже получила приличный отклик, и даже целая редакция вступила в переписку…

В. ДЫМАРСКИЙ: Геральдика.

А. ВЕНЕДИКТОВ: … «Геральдика», которую ведет Евгений Бунтман, Женя Бунтман. 1-е его эссе было под знаком льва, а сейчас у нас под знаком орла.

В. ДЫМАРСКИЙ: По поводу льва пришло письмо в редакцию.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Уважаемая редакция, мой вопрос возник из довольно забавной ситуации. Ехала в метро, рядом со мной сидела дама с внуком лет восьми. Они рассматривали гербы в журнале, и вдруг ребенок задает вопрос: «А почему львы с высунутыми языками? Они что, дразнятся?» Честно говоря, вопрос поставил в тупик. И хотя я, жалея даму, стала выкручиваться и рассказывать о рыцарских боях, турнирах, но реальный ответ так и не нашла. Может быть, журнал, Евгений Бунтман, автор того материала знает? И женя Бунтман…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Давай не будем отвечать. Давай не будем давать ответ.

В. ДЫМАРСКИЙ: Не будем отвечать, почему, собственно говоря, они язык-то высунули. У нас это называется злые языки.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Злые языки. Да. Ну, вот, а в этом номере, который уже вышел, в номере ведьм у нас про орлов как одно из самых распространенных геральдических животных… птиц.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я бы еще сказал… хотел бы сказать об одной, на мой взгляд, очень интересной публикации, называется она «Он видел царя». Это кусок из неопубликованных воспоминаний красноармейца Федора Рожина, который там в 70-е годы хотел на этом деле себе заработать, на этих воспоминаниях, какие-то денежки, какой-то такой капитал политический, может быть. Но его тогдашнее руководство, в общем, не пустило эту рукопись в печать. А сейчас, значит, там екатеринбургские наши друзья, там архивисты, историки прислали нам это. Мы публикуем два куска совершенно, на мой взгляд, уникальных. Это он был в конвое, сопровождавшим царскую семью из Тобольска в Тюмень, и он… Значит, 1-й кусок: его поставили… он был на постое в доме Распутина. И целую ночь проговорил с женой Распутина. И вот, значит, он пересказывает этот разговор с женой Распутина. А 2-й кусок – это как он увидел царскую семью. Впечатление красноармейца безграмотного…

А. ВЕНЕДИКТОВ: В 18-м году?

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. Он увидел там… И здесь удивительная совершенно есть вещь. Меня до сих пор удивляет… Это я просто…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, цитирую.

В. ДЫМАРСКИЙ: «Этот дурила, Николай II…»

А. ВЕНЕДИКТОВ: Про царя. Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: «Меня до сих пор удивляет, почему этот дурила, Николай II, живя в Тобольске, в губернаторском доме под охраной черносотенца полконика Попова, преданного царю… Да Николай и гулял свободно. В общем, почему он не сбежал?» Он жил совершенно свободно. Почему не сбежал? Потом, видимо, потому, что он дурила, как он пишет, он заканчивает это: «Ну, а впрочем собаке и смерть собачья». Это такой взгляд красноармейца на царствующего…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Очень интересно. Очень интересный документ. Ну, и, конечно, документы, раз мы стали говорить слово «документ». Андрей Сорокин…

В. ДЫМАРСКИЙ: Это продолжение.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Глава архива. Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Это продолжение украинской темы. В прошлом номере было. И в этом вот документы по переговорам послереволюционным между советской Украиной, несоветской Украиной. Да? С участием в том числе германцев, немцев. Поскольку, как вы помните, по Брестскому миру большая часть Украины оказалась под немцами. В общем, здесь довольно любопытные все вещи.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, это документы, и в частности Сорокин Андрей отмечает, что украинский язык был признан языком, а не наречием именно в период германской оккупации 18-го года.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть вот тему Украины мы не оставляем, конечно же, потому что уж давайте копаться, если уж копаться в истории, давайте копаться в истории. «Картина» как всегда. Алеша Соломин и Алеша Нарышкин ее ведут. Мы нашли многофигурную картину «Мартин Лютер в Вормсе». Ну, я… по-моему, она была в школьном учебнике истории. И здесь вы найдете массу интересных подробностей. Вообще мне многие говорили, что «Картина», так называемая «Картина», она как рубрика – одна из самых интересных. Люди начинают разглядывать детали, эти…

В. ДЫМАРСКИЙ: Конечно, это анатомия.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Анатомия картин.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Анатомические подробности.

В. ДЫМАРСКИЙ: Анатомия картины я имею в виду.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Значит, ну, мы продолжаем… Да, мы продолжаем публиковать отрывки из рассказов ушедшего от нас, к сожалению, Александра Починка. И в этом номере рассказ о том, как в средневековой Испании налоги стали орудие политической борьбы между королевской властью и Кортесами. «Испанские грабли» - так называется этот материал.

В. ДЫМАРСКИЙ: И вообще это возникновение Кортесов, здесь очень интересная эта история. Да? Те права, которыми пользовались Кортесы. Насколько… Как Кортесы влияли на королевскую власть, и насколько королевская власть должна была учитывать позиция, я бы сказал так, Кортесов. Да? По-моему, это очень интересная вещь. Средневековая. В общем, фактически такая средневековая демократия в какой-то степени. Да? А налоги – это уже были там… Кортесы требовали одно для себя, королю надо было другого для себя.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И все шло через борьбу вокруг налогов.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. Не столько для… Именно по налогам. Им нужны были налоги для ведения войны.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, вот я говорю, все, что…

В. ДЫМАРСКИЙ: Кортесам нужно было, наоборот, так сказать, освобождать от налогов себя как представителей…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, и развивать там торговлю.

В. ДЫМАРСКИЙ: … и так далее.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Представляя разные…

В. ДЫМАРСКИЙ: Все это тоже, по-моему, очень интересно. По-прежнему у нас наши два любимых музея Эрмитаж и Государственный исторический музей…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: … презентуют свои экспонаты.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Очень интересно, конечно, по Эрмитажу гарнитур по-строгановски. Я это очень смотрю…

В. ДЫМАРСКИЙ: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: … потому что очень много сразу знакомых имен. Вот Гоголь пишет: «Могущественным словом Вальтера Скотта вкус к готическому распространился быстро везде и проникнул во все сельские домики, в шкафы, ширмы, столы, стулья. Все обратилось в готическое», - пишет Гоголь ссылаясь на Вальтера Скотта. А это и есть гарнитур по-строгановски. Эрмитаж представляет…

В. ДЫМАРСКИЙ: Вот да. И это гарнитур, который сейчас находится…

А. ВЕНЕДИКТОВ: В Эрмитаже.

В. ДЫМАРСКИЙ: … во владении Эрмитажа, вот который был сделан в этом самом… Господи!

А. ВЕНЕДИКТОВ: Готичном.

В. ДЫМАРСКИЙ: В усадьбе Марьино, которая принадлежала роду как раз Строгановых-Голицыных. И в усадьбе Марьино стоит вот этот вот… стоял этот гарнитур, заказанный Строгановыми вот именно в готическом стиле. Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, и им это портрет Шамиля.

В. ДЫМАРСКИЙ: Портрет Шамиля, имама.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. Это единственный…

В. ДЫМАРСКИЙ: Я просто рассказал Венедиктову, что была такая в свое время в одном издании ошибка, была. Там была фраза написана: «Портрет семьи имама Шамиля». И кто? Корректор, что ли? Там был «портрет семьи и мама Шамиля».

А. ВЕНЕДИКТОВ: Имама Шамиля.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот единственный парадный живописный портрет Шамиля. Был ли он написан с натуры – это главная загадка Государственного исторического музея. И нам эту загадку, она же разгадку, как раз и представляет автор из Исторического музея…

В. ДЫМАРСКИЙ: Наталья Перевезенцева.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. Наталья Перевезенцева, которая ведущий научный сотрудник отдела изобразительный искусств ГИМа. Так. Дальше мы идем по… Напоминаю, мы вам рассказываем про журнал «Дилетант», - «96 страниц», - который вот вышел и в котором не только ведьму, но вполне и разные себе прелестные истории. Значит, про Собибор.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. Ну, это история, в общем, с одной стороны достаточно известная…

А. ВЕНЕДИКТОВ: А с другой достаточно неизвестная.

В. ДЫМАРСКИЙ: … достаточно неизвестная. Коля Сванидзе нам написал этот небольшой материал, как то, так сказать, что осталось за пределами этого материала. А Коля и не только он очень хотят все-таки признания Александра Ароновича Печерского в качестве героя, чтобы ему поставили памятник, и чтобы, так сказать то, восстание в Собиборе, которое единственное успешное, кстати говоря, восстание, и участники которого еще совершили массовый побег – это в лагере смерти Собибор. Вот это восстание произошло под руководством советского лейтенанта Александра Печерского. Но в силу многих причин во время борьбы там с космополитизмом и так далее…

А. ВЕНЕДИКТОВ: И прочей борьбы.

В. ДЫМАРСКИЙ: И прочей борьбы Печерский не фигурирует среди героев, так скажем. Хотя, конечно, эта фигура…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, сейчас уже фигурирует.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. Но вот, тем не менее, я так понимаю, что… и Николай Сванидзе просил. И мы не могли, конечно, тоже не откликнуться, что, может быть, этим материалом как бы напомнить и подвигнуть там наши власти городские, не знаю какие, для того, чтобы как-то увековечить память о Печерском. Ну, хорошо.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Посмотрим, посмотрим. Дальше. Еще несколько материалов у нас осталось. Ну, в «Детской площадке» у нас Марк Антоний. Это, по-моему, 1-й иностранец за весь год. Что-то меня торкнуло. У меня было, по-моему, 6 российских деятелей. И тут вдруг на июльском номере ушел на Марка-Антония. Там мне напомнил, что этот вопрос… что эта вот «Детская площадка», она… Правда или нет. Надо ответить на 7 вопросов правда или нет. И там, например, я сам, когда готовился, для себя сделал пару открытий. Я бы ответил до подготовки с точностью до наоборот. Ну, например, такой был вопрос: Клеопатра после свадьбы с Марком-Антонием велела начать новое летоисчисление, утверждаю я. Правда это или нет? Дело в том, что Клеопатра как египетский фараон, не фараонша, а фараон. Все летоисчисление в Египте, начиная с древнейших времен и заканчивая последними фараонами, начиналось с точки правления нового фараона. Год нулевой, год 1-й, год 2-й, год 3-й с момента воцарения. И утверждаю, что, значит, там было летоисчисление с момента начала правления Клеопатры, а потом когда она официально сочеталась браком, она официально сочеталась браком с Марком-Антонием, она заставила своих подданных снова считать с нуля. Так это или не так? Вот пусть отвечают.

В. ДЫМАРСКИЙ: Мы не даем ответа?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ты хочешь, чтобы осталось 6 вопросов? Правда это. Это правда. Для меня это было…

В. ДЫМАРСКИЙ: В любом случае ответы есть в журнале.

А. ВЕНЕДИКТОВ: На самом деле она порушила традицию этим самым.

В. ДЫМАРСКИЙ: Сходив в ЗАГС.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сходив в ЗАГС, совершенно верно. Да. Дальше.

В. ДЫМАРСКИЙ: Дальше у нас вот…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Что такое «Святые против королей?» Подожди.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ты знаешь, это ирландские святые…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Опять ирландские? В Ирландии…

В. ДЫМАРСКИЙ: Да, у нас сегодня Ирландии много. Это очень интересно, как христианские святые боролись со светскими правительствами.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Святые?

В. ДЫМАРСКИЙ: Да, святые. Алексей уже говорил о материале Ильи Кабанова, который… он же metkere, который посвящен фильму, на сей раз фильму о Салемских ведьмах. Наши традиционные рубрики «Посмотреть, почитать, поиграть, посетить»…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, очень популярная рубрика, надо сказать.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да, все очень… все смотрят.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы всегда отбираем качественно, мы надеемся, что мы отбираем качественные мероприятия, которые вам интересны.

В. ДЫМАРСКИЙ: Эфиры и фильмы…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Игры. И игры компьютерные.

В. ДЫМАРСКИЙ: Компьютерные и некомпьютерные.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И некомпьютерные.

В. ДЫМАРСКИЙ: Настольные.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Настольные игры. Исторические…

В. ДЫМАРСКИЙ: Которые, кстати говоря, сейчас не то, чтобы входят в моду, но сейчас появились снова очень много…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Появились.

В. ДЫМАРСКИЙ: … хороших, в том числе и детские исторические игры очень хорошие появились. Ну, что? Вот мы дошли до Александра… что ж я? До Александры Бруштейн. Я имел в виду-то Дмитрия Быкова, очередное его эссе. Литературный портрет Александры Бруштейн. Имя не самое, наверное…

А. ВЕНЕДИКТОВ: «Дорога уходит в даль» сразу вспоминается.

В. ДЫМАРСКИЙ: Не самая известная, тем не менее, и о ней память такая осталась очень такая затертая, я бы сказал. Дима с Бруштейн носится уже, носился вернее…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, Дима Быков.

В. ДЫМАРСКИЙ: … полгода, если не год. Он все время просил: давайте… Очень хочу написать про Бруштейн. Но возникали все время какие-то другие. Да? Наконец, я ему сказал уже: Дима, пиши про Бруштейн.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Отстань. Легче отвязаться от Димы Быкова.

В. ДЫМАРСКИЙ: И он, как он это обычно делает, со вкусом, с любовью к объекту исследования написал этот очерк об Александре Бруштейн.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот собственно вот июльский наш номер, еще раз вернусь к началу. Июльский номер, он посвящен ведьмам. История борьбы не только власти, не только церковной власти, но и народа против тех, кого называли, как мы выяснили и в нашей стране, ведьмами. И там, кстати, есть материал Алексея Кузнецова, о котором мы не сказали, про ведьминские процессы в России, где таким же образом сжигали также, не моргнув глазом.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да, в России разве что различие было с Европой, что это не было такой кампанией организованной, но…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Трудно судить. Было меньше летописцев. Это то, что мы знаем. Вот это программа «96 страниц». Виталий Дымарский, обаятельный богохульник, и Алексей Венедиктов, Ксеркс…

В. ДЫМАРСКИЙ: Ксеркс I. Вот. И буквально еще два слова я успею сказать. Значит, не смотря на то, что новый сайт, все равно заходите туда для подписки, если вы хотите подписаться. И вообще там вы можете найти, где можно купить журнал «Дилетант». Ну, и вот в эти выходные, которые, собственно говоря, уже начались…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы будем всячески вам рассказывать…

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. Будет журнал уже распространяться.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, распространяться, раскупаться, проигрываться и так далее. А я вам напомню, что мы сегодня встречаемся с Натальей Ивановной Басовской. В прошлый раз нам не удалось довести до конца передачу о королеве… о Боабдиле, потому что пришла весть о кончине Валерии Новодворской. Мы поменяли, переверстали сетку. Сегодня в программе «Все так» вы услышите о Боабдиле, последнем гранадском короле.

В. ДЫМАРСКИЙ: До встречи!