Представляем новый журнал - 96 страниц - 2013-08-24
С.БУНТМАН: Даа, добрый вечер.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Даа? Добрый вечер.
С.БУНТМАН: Я думал, что какая-нибудь хитрая заставка у нас будет.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А у нас нет в "96 страницах".
С.БУНТМАН: Представляю: Алексей Венедиктов, Сергей Бунтман...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Шелест 96-ти страниц, хруст 96-ти страниц.
С.БУНТМАН: Ну я уже проводил эксперимент на счет хруста.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ух, проводил?
С.БУНТМАН: Я проводил. Сколько денег у меня в кармане. Мы с Дымарским проводили. Я шелестел, ни один человек не сказал...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я хочу сказать, что на вопросы по работе радиостанции в следующем часе я отвечу в "Без посредников". И про Доренко, и про Собянина, и про Навального.
С.БУНТМАН: Тебя не видно в Сетевизоре. А, у нас повернули камеру, Алеш, подвинься сюда.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А куда? К тебе, от тебя? Куда я должен сесть, Наташ?
С.БУНТМАН: Сюда. Влево от себя.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Теперь я тебя заражу. Мало того, что 2 кандидата от меня сопливые, главных. НРЗБ с ненавистью.
С.БУНТМАН: Значит, я вам скажу. Так как я в известной цитате в журнале "Дилетант", такая врезочка есть. Анекдот был (страшный анекдот), почему РСФСР было придумано название? У нас здесь материалы про Троцкого. Было РСФСР, оно абсолютно симметрично. Это для того, чтобы Ленин читал слева направо.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Слева направо и справа налево.
С.БУНТМАН: А Троцкий справа налево. Вот я, как Троцкий, читал справа налево этот журнал.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Скажу нашим слушателям, что идея этого номера пришла совершенно случайно мне в городе Калининграде во время первой поездки. Это был июнь, и я совершенно, столкнувшись с местными историками... Я всегда встречаюсь с местными историками, такими людьми, которые увлекаются... И не только историками, там, студентами. Они совершенно обалденно (каждый из них) знает о рыцарских замках, хотя там уже ничего не осталось, много чего разрушено.
С.БУНТМАН: Это вообще поразительная вещь. Каждый раз, когда кто-нибудь возвращается из Калининградской области, вот я тебе скажу, это поразительное место, у которого не было истории после войны, потому что появились совершенно другие жители. И вот сейчас абсолютно, пускай патриоты не волнуются, абсолютно люди ищут корни: что, в общем-то, было на этой земле? Поэтому они знают старые названия. Я правильно говорю?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да-да-да. Они знают.
С.БУНТМАН: Они знают старые названия. Это им не мешает быть гражданами Российской Федерации. Они знают, что были за рыцари, что были за тевтоны. Вот появился тевтонский номер. Правда вот...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Относительно НРЗБ.
С.БУНТМАН: Абсолютно с главной, абсолютно полемической, я бы сказал, фотографией из фильма Эйзенштейна "Александр Невский".
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я должен сказать, что и первый материал, который отрывает номер... Как мы знаем, что этот кадр, эта фотография тоже оттуда, Сереж. Там есть форт, который брала советская армия довольно тяжело. Вообще, мы не представляем, что это такое — форт. XX век, долбит артиллерия, бомбят. А какой форт? Что за фигня? Вот форт. И там вот этот кадр: человек, который отказался приветствовать Гитлера, Гамбург 13 июля 36 года; он выставлен. История была в том, что Гитлер-то приехал в Восточную Пруссию, естественно, туда, посещал город Калининград. И там, в этом форте...
С.БУНТМАН: Причем это Кенигсберг.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. Вот в этом форте огромная вот эта фотография 36 года, когда мы видим толпу людей, вытянувшую руки в нацистском приветствии, и сидит сложивший руки человек...
С.БУНТМАН: Стоит. Они все стоят.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Стоят. Ну какая разница?
С.БУНТМАН: Он стоит, сложил руки, причем здесь можно ехидным людям проверять. Вот у него видна правая рука, она лежит в сгибе локтя левой.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да-да-да.
С.БУНТМАН: Лежит специально, демонстративно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Лицо этого человека было установлено только в 91 году. Это совсем недавно. История этой фотографии: все вытянули руки, толпа в нацистском приветствии, а он сидит, сложа руки. Это, конечно, впечатляет. Я бы обвел красным, но, может, и не надо.
С.БУНТМАН: Нет. Ты знаешь, он так виден, он так бросается в глаза. Он в самом центре, так скадрировано.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Может быть. И история этого человека очень непростая, очень непростая. И история этой фотографии здесь есть: это первый материал номера. Кстати, кадр, я вам должен сказать, что я считаю, что это очень удачная тема, а искать, оказывается, очень плохо. Вот каждый раз мы ломаем голову, мы смотрим сотни фотографий, получивших Пулитцеровскую премию и не получивших Пулитцеровскую премию. Сложно. Если вы можете нам сейчас прислать sms на какой-нибудь банк в интернете, банк в смысле, где они собраны. Мы, кстати, покупаем права на них, чтобы вы просто понимали, что это абсолютно честная работа.
С.БУНТМАН: Мы здесь не воруем.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Если вы пришлете какие-то сайты, где есть фотографии, подобные той, о которых можно рассказать: +7-985-970-45-45. Я был вам признателен, потому что вот сейчас в поисках для 9-ого номера мы с Андрюшей Поздняковым, который этим занимается, там перерыли... Мы нашли пока, но если будет лучше - будет лучше. Не буду говорить, но вот эта фотография: человек, который отказался приветствовать Гитлера, повторяю еще раз, этого человека вычислили, нашли его родственников, его дочь в 91 году. В 1991 году, хотя фотография была известна. Для нас это поиск и такой же азарт, как, может быть, для вас, которые смотрят тот кадр, что мы по радио не можем показать.
С.БУНТМАН: Меня всегда занимало, что эта фотография была известна. А известна она была и нацистам. И что это за человек, было известно. И вот, чтобы узнать его судьбу, вы почитайте то, что Андрей Поздняков написал в легенде к этой фотографии. Для меня это было очень серьезным открытием, хотя эту фотографию знаю довольно много лет.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Тут в основном НРЗБ на глаз.
С.БУНТМАН: Да-да-да.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вторая история. Тот же Андрей Поздняков наш, о котором вы слышите часто у нас и в новостях, и вот теперь он иногда заменяет ведущего. Он пробуется на ведущего, рубрика "Новости". Это второй журнал, второй номер, где у нас исторические новости, и Андрей подбирает. Я должен сказать, что тот отзвук, который я слышу про новости, - люди очень довольны. Просто очень довольны.
С.БУНТМАН: Для меня, например... Может, вы знали, что ФСБ все-таки вернуло рукопись? Я читал, так и проверил.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ты о чем?
С.БУНТМАН: Рукопись Гроссмана.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ааа. Я не знал.
С.БУНТМАН: Я тоже.
А.ВЕНЕДИКТОВ: У нас в новостях оно как-то проскочило: то, что ФСБ вернуло рукопись Гроссмана. Собственно говоря, это присутствует. Еще одна тема, о которой Сергей написал (Бунтман), это тема "Параллель". Вот рубрика "Параллель", мы беспрестанно ругаемся про параллели, потому что, конечно, это лукавство. Никакая историческая параллель точно ничего не повторяет. Но сейчас с учетом, опять, предвыборной кампании, и когда был вынесен обвинительный приговор Алексею Навальному, мы тут же сделали рубрику "Из тюрьмы в президенты". Сделал ее Сергей Бунтман. Конечно, Мандела. Что тебя больше поразило, когда ты готовился?
С.БУНТМАН: Ты знаешь...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Поразило.
С.БУНТМАН: Меня поразило больше всего, что этот человек был какой-то невероятный аккумулятор, понимаешь.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет.
С.БУНТМАН: Аккумулятор-преобразователь. Такой трансформатор и выпрямитель. Он читал все, что угодно. Он набирался Кастро, Маркса, он методист-протестант в школе. Он изучал ислам в тюрьме потом. Он не вышел оттуда Мохаммедом Али каким-нибудь очередным, потому что он учил африканц для того, чтобы разговаривать с этими людьми. И вот меня больше всего поразило, что в тюрьму ушел руководитель "Копья нации", террористической организации, а вышел оттуда политик, абсолютно нужный своей стране. Вот абсолютно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Трансформатор. Он сам с собой.
С.БУНТМАН: И это понимали все.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Сам собой, в тюремной одиночке.
С.БУНТМАН: Он впитывал все. Вот тебе, пожалуйста: Неру и "Национальный конгресс", в который он еще в юности вступил. Это по индийскому образцу, и первые индусы африканские это сделали, южно-африканские. Затем он называет свою речь: "История меня оправдает", на суде. Мы знаем, это Фидель Кастро в 53 году сказал. Он все аккумулирует, все преображает. Потом поступают к нему в тюрягу, извините меня, эти мальчишки, по сравнению с ним, из Суэца.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Бойцы.
С.БУНТМАН: И он понимает, что его собственный терроризм, от которого он гордо никогда не отказывался, был когда-то, но ушел в такой тупик, из которого не вылезешь. И это начинает понимать не только какой-нибудь мягкий, хороший Горбачев, де Клерк, а Бота это понял.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, извини меня, де Клерк. Кстати, то, что не вошло сюда, это замечательная история о Манделе. Не вошло в "Параллель". Когда начальник службы безопасности де Клерка пришел к ему и сказал, что "еще несколько недель и нам кранты, и нам нужно найти террориста, с которым можно договариваться". Это начальник безопасности. То есть упертые буры, бурс с низким лбом, извините. И они нашли вот этого равноудаленного от террористических фракций Манделу, поехали к нему в тюрьму, без условий его выпустили. Одно было условие: минимизировать террористическую деятельность. Больше ничего. Одно условие.
С.БУНТМАН: Да. Это верно. Потому что, когда ему первый раз предлагали еще в 80-х годах (Боте предлагал), там была масса всяких условий.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Отказаться от терроризма.
С.БУНТМАН: Он их послал, потому что и АНК не был легализован. Он им поставил условия и потом говорит: "Пока я в тюрьме и представитель какой-нибудь запрещенной партии, какой может быть диалог? Это что за диалог такой? Это я вас слушать просто буду, а вы рассказывать. Так не пойдет".
А.ВЕНЕДИКТОВ: И я просто еще раз хочу сказать, что вот эта параллель, которая у нас сейчас вышла в этом номере, я рекомендую всем прочитать. Там совершенно неожиданно. Тут не икона-Мандела, а совершенно человек-Мандела. И параллель эта называлась "Из тюрьмы в президенты".
С.БУНТМАН: Но я вам скажу, что пусть никто не думает, дорогие (особенно молодые) друзья, тюрьма автоматически Манделов не делает.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы знаете, сколько таких Манделов там, в этой тюрьме, в той же Южной Африке погибло, сгнило. Таких же руководителей организаций. Это уникальный случай.
С.БУНТМАН: Да, точно так же кололи камень в щебенку, размалывали; точно так же теряли зрение на этом солнце, точно так же беседовали там во дворе и точно так же от уголовников... Там же от урок их отделяли.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да-да-да.
С.БУНТМАН: Политические сидели отдельно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да, политические отдельно. А теперь главная тема номера - тевтоны. Это было, я сказал уже, вдохновлено моей первой поездкой в Калининград. За это время я уже был во второй поездке, поеду в третью. Мне там очень нравится. Я там познакомился... Наткнулся там на удивительную старую книгу (это где-то 10 лет назад) про тевтонов. Звали автора Анатолий Бахтин. И когда мы: "Эээ!" то сразу же написали: "Уважаемый господин Бахтин, расскажите, что такое орден, который мы знаем только по Александру Невскому?" И вот Александр Бахтин написал нам статью "Рыцари и Русь. Начало". Орден в Пруссии, каким образом они пришли, как они объединились с меченосцами (тевтоны), как они отправились в Ригу, что было во Пскове (вот это знаменитое взятие Пскова), беззащитна ли была Русь, что осадили русские в Дорпате (как не смогли его взять). Тут очень интересно. За весь XIII век Тевтонский орден в Ливонии принимал участие в набегах на русские территории не более 4-х раз. Из них три похода были спровоцированы русскими. За это же время русские ходили в походы на Ливонию и датчан 11 раз. Но главным внешним врагом ордена все-таки оставалась языческая Литва, куда они постоянно совершали набеги: 29 вторжений. То есть Россия вообще была какая-то переферия.
С.БУНТМАН: Еще бы, да.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Если кто забыл, Невская битва все-таки на территории Дерптского епископства была, а не на русской. Так, на всякий случай.
С.БУНТМАН: Невская?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Имеется в виду Чудское озеро.
С.БУНТМАН: Чудское озеро. Во-первых, да. Во-вторых, замечательный здесь... Ты знаешь, когда рассказывается история Тевтонского ордена (к Конраду мы еще вернемся), я после того, как прочитал и посмотрел "Крестоносцев" в нашем с тобой детстве по 5 тысяч раз.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. По Генрику Сенкевич. По его роману. Кстати, рекомендую 10 тысяч раз.
С.БУНТМАН: Да, его знаменитому. А до сих пор считается, несмотря на изобретение спецэффектов и компьютеров, атака главной хоругви Юнгингена, атака крестоносцев при Грюнвальде лучшей кинематографической конной атакой.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Сереж, ну до этого мы еще дойдем.
С.БУНТМАН: Так что после этого... Я никогда не мог разобраться, что там происходило. Ребята нарисовали все, вся схема, но мы до нее еще дойдем. До Грюнвальда еще дойдем.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Так вот, естественно, мы не могли пройти мимо фильма "Александр Невский", мы просили Игоря Данилевского - нашего автора, слушатели его знают, написать о фильме, о судьбе фильма "Александр Невский". Это называется "Кино и немцы". И Игорь Данилевский описал историю сценария, как известно, подвергшегося мощнейшей критике историков ученых, в частности Тихомирова.
С.БУНТМАН: Больше всех.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да-да-да. И он был подправлен (сценарий), уже в титрах мы встречаем первые ляпы. Но неважно. Важно, что, когда я открыл журнал и увидел вставку: искать рыцарские доспехи на дне Чудского озера бесполезно; я подумал, сколько людей после фильма опускались на дно, искали эти доспехи. Мне, собственно, это тоже в Калининграде рассказывали.
С.БУНТМАН: Я ожидал, что Игорь Николаевич напишет: "Бесполезно. Они у меня".
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да-да. Нееет. Но, во всяком случае, при этом кино остается великим и образующим, как и любое великое кино или великая книга. Типа "Три мушкетера" Дюма образует наши знания и понимания по эпохе, никакими, конечно, документами в массовом сознании это не перешибешь. Просто не перешибешь и всё. Мы не собирались и не ставили задачу перешибать. Мы рядышком кино поместили в этот номер дилетанта. Думаю, что он очень будет полезный. Собственно говоря, вот такая история. Продолжает эту тему, значит, историк из Киева. Ребята, у нас тут все растет и растет наша география. Значит, Александр Трубников написал нам статью о Конраде Монферратском, который стоял у основания этого ордена в Палестине. Я увидел, нашел, что он пишет статьи подобного образа, и написал ему письмо с просьбой: а нельзя ли про воссоздание Тевтонского ордена вот в Палестине написать статью? "Тот ли Конрад" она называется. Конрад Монферратский, хорошо нам известный по книге Вальтера Скотта "Талисман". Негодяй из негодяев. Тоже художественная литература. Я в книге имел в виду. Тоже шли. Откуда мы знаем Конрада Монферратского? НРЗБ.
С.БУНТМАН: Ну по сравнению с Лузиньянами он совершенная честь.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, значит, Лузиньяны - это только один фильм. А, извини меня, самая известная книга про Ричарда Львиное Сердце - это Вальтер Скотт. И Конрад Монферрат там. И очень смешная история сразу, прежде, чем говорить, я получил от Александра Трубникова следующее письмо, которое наполнило нас и надуло необычайной важностью. Он мне пишет: "Со мной связался председатель общества Монферратов из Генуи. Он просит разрешения вывесить итальянский перевод статьи о Конраде у них на сайте. Спрашиваю ваше одобрение на публикацию. Если да, то я отправлю английский перевод авторской версии". Представляете? Общество, тайные монферраты где-то в Генуе хотят эту статью в "Дилетанте" вывесить.
С.БУНТМАН: Да. Дело в том, что это земляки. Это жители Монферрата, ныне область Алессандрия.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Бывшие подданные, я бы сказал.
С.БУНТМАН: Да. Это бывшие подданные, они все собирают все хорошее об их бывшем маркграфе, потом герцоге и иерусалимском короле Конраде Монферратском.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. Вот такая статья Александра Трубникова "А тот ли Конрад", видите? Еще я должен вам сказать, что очень хорошо у нас проиллюстрирован этот номер. На мой взгляд, один их лучших по иллюстрациям, Сереж.
С.БУНТМАН: Да, сегодня об этом говорили. Наши историки сегодня говорили. Иллюстрации просто замечательные.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Мы вернемся к вашим вопросам, вы их можете присылать (и вашим замечаниям): +7-985-970-45-45, когда мы завершим главную тему номера (представление). Тогда сделаем перебивку на вопросы. Значит, еще один калининградский исследователь и ученый - Илья Дементьев. Я спросил: ребята, а когда бы расцвет ордена? Я же знаю только Невскую битву и немножко Палестины. Совсем не тогда. Вот расцвет ордена был как раз при Винрихе фон Книпроде. Совершенно неизвестная для меня страница. Этот великий магистр похоронен в замке Мальборк в Мариенбурге, ныне в Польше. Когда я второй раз поехал, Сережа, я на машине пересек российско-польскую границу. Польский пограничник спрашивает по-русски: "Вы куда?" И мой водитель говорит: "В Мальборк". "А, езжай, понятно, езжайте в Мальборк".
С.БУНТМАН: В орден.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Мы в орден, да. Абсолютно верно. И я тоже побывал и поснимал. Вот статья Ильи Дементьева про Винриха фон Книпроде, что такое расцвет ордена, когда он был великий и могучий. Еще один материал (я просто тороплюсь, чтобы к вашим вопросам придти) американского профессора, хочу сразу вам сказать, Монмутского колледжа из Иллинойса. Я вам даже скажу, как мы его нашли. Он был в одной из... Смотришь, кто публиковал об ордене на русском языке. Я нашел его - этого Вильяма Урбана, и начали его искать. И тут я думал: ну, Вильям Урбан какой-нибудь там прибалт. Нихрена подобного, Сережа. Американский профессор за 70 лет дедушка. И мы его нашли в Фейсбуке. И Ира Баблоян - наш продюсер - написала ему на английском языке: "Без вас мы помрем". На что получила ответ: "Ой, я такой старый и больной, я не успею". Но мы сказали: "Вы лучший, без вас журнал не выпустим", послали ему на русском журнал, он по-русски ни-ни. И вот Вильям Урбан написал нам как раз про двух великих магистров - братьев фон Юнгингенов.
С.БУНТМАН: Это Конрада и Ульриха.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Оба два, что называется.
С.БУНТМАН: И все, кто читал Сенкевича когда-то, их эти две фигуры просто ворожили.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Абсолютно.
С.БУНТМАН: Там все, ключевая история: умирает Конрад и всё, и война, и страшное дело. Заносчивый Ульрих. Так ли это на самом деле, в нюансах вы прочтете в статье.
А.ВЕНЕДИКТОВ: И вот ты уже начал говорить, что наши коллеги из РИА-Новостей сделали инфографику "Грюнвальдская битва", очень смешно мы обсуждали, как ее все-таки называть.
С.БУНТМАН: Танненберг, Жальгирис я предлагал.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Жальгирис, да.
С.БУНТМАН: Жальгирис, ребята.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Почти дошло до побоев. Нет, это просто разные названия, чтобы вы понимали: по-польски, по-немецки и по-литовски.
С.БУНТМАН: В продолжение я тебе прочту одно замечание от Максима: "Грюнвальд - это наше, белорусов вместе с поляками сражение. Русские там были постольку поскольку". Это замечательно. Я очень люблю эти вещи. Конечно, русские были литовскими вассалами.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это смоленские полки, которые входили в состав Великого княжества литовского.
С.БУНТМАН: Белорусы - то же самое, Великое княжество литовское, только все споры идут о том, кто ядро: литовцы или белорусы.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот тут уже видно, кто ядро, на этой самой...
С.БУНТМАН: А где Джелаледдин вот здесь из этой татарской конницы.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я вам должен сказать, что мы выпустили отдельно, но я, может быть, это в каком-нибудь номере все-таки воткну: роль татарской конницы во всех этих сражениях. Вот как она участвовала, начиная от Грюнвальда и заканчивая Хмельницким и прочими историями.
С.БУНТМАН: Это надо обязательно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я просто с этим сталкиваюсь...
С.БУНТМАН: Татары и Речь Посполитая.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Имеются в виду крымские татары. Это крымская конница была. Вернее, конница вассала крымского хана. Это не крымчане были. И их граница доходила до Литвы.
С.БУНТМАН: Давайте и про Тугай-бея обязательно и про Тугай-беевича. Это у нас обязательно будет, татарское. Потому что вот эта конница была одним из самых непонятных эпизодов.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Каждый раз.
С.БУНТМАН: Да. И здесь при Грюнвальде тоже. Это очень непонятный эпизод, вот с правого фланга. Что там было? Там были литовцы, жемайты, плохо вооруженные. Ты знаешь, что в Литве фильм "Крестоносцы" забрасывали помидорами и тухлыми яйцами? В 61 даже году, когда он вышел.
А.ВЕНЕДИКТОВ: В 761-ом?
С.БУНТМАН: В 961-ом.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А.
С.БУНТМАН: Забрасывали, потому что там жемайты с дубинами, топорами и в шкурах.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А. Ну да. Очень люблю этот фильм.
С.БУНТМАН: Они очень смелые, но неприлично выглядят.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Хорошо. Это началось тогда, в советское время, кстати.
С.БУНТМАН: Нет, ну там ты что, господи.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Обратил бы внимание на еще два материала. Один материал любопытный просто, он не влез у Анатолия Бахтина туда, и мы в порядке исключения попросили Анатолия написать еще одну статью об Бранденбургском замке, потому что, что такое замок? Что такое крестоносный замок на этих НРЗБ.
С.БУНТМАН: Замок - это такое классическое комтурство, где комтуры - командоры Тевтонского ордена держали... Это основные укрепленные места на всех территориях ордена. От комтурства до комтурства шли вот эти самые укрепленные точки.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Расположение: село Ушаково, Калининградская область, Гурьевский район, дата основания 1266 год.
С.БУНТМАН: - А откуда вы, братья-крестоносцы? - Да с Гурьевского района.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да калининградцы мы, ушаковцы мы. Да. И последний материал по этой теме, он совершенно фантастический. Копаясь во всей этой истории, мы вдруг выяснили. Мы же знаем, что Тевтонский орден был распущен как бы. Или так: разгромлен и закончил свое существование.
С.БУНТМАН: А сама орденская территория превратилась в Восточную Пруссию, объединилась с Бранденбургом, королевство и так далее.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Нихрена себе подобного. Оказывается он существует до сих пор. До сих пор существует великий магистр, который живет в Вене. Я когда был в Вене, я туда шел и постоял (правда, это было поздно вечером) прямо у собора святого Стефана. Те, кто был в Вене, знаю. что не то, что в самом центре, а там табличка висит: "Вот здесь великий магистр". К сожалению, великий магистр не дает интервью, хотя мы запрашивали. И наш товарищ Дима Погоржельский, которого вы помните, он корреспондентом НТВ долгое время был в Берлине...
С.БУНТМАН: Он в прошлом номере замечательно написал про то, за кого голосуют немцы.
А.ВЕНЕДИКТОВ: И он дошел до человека - президента международной комиссии по изучению немецкого ордена, профессора Удо Арнольда, много лет возглавлявшего центральный архив ордена в Вене. И он рассказал очень интересно, что такое был орден во время фашистской Германии. Он говорит: "Гиммлер хотел превратить СС в подобие немецкого ордена. А нынешний магистр борется за реституцию Бруно Платтера, за возвращение". Представляешь, если такое будет? Вот это последний материал: интервью и статья. Мне кажется, это вообще безумно интересно. Оказывается, что Тевтонский орден существует, налезает на реституцию.
С.БУНТМАН: И это гигантская благотворительная организация.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Значит, я вам напомню, что сразу после новостей, Сережа, если там будут какие-то sms по теме...
С.БУНТМАН: Да, уже есть.
А.ВЕНЕДИКТОВ: +7-985-970-45-45. Не забывайте подписываться. А потом мы вам представим вторую часть журнала, второй хвост, где другие рубрики есть.
С.БУНТМАН: Ну что же, августовский номер журнала "Дилетант", номер восьмой, в скобках двадцатый. Уже 20-ый номер.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Уже 20-ый. Он в продаже уже.
С.БУНТМАН: Да. "Где купить "Дилетант?" - Людмила пишет.
А.ВЕНЕДИКТОВ: В магазинах.
С.БУНТМАН: В магазинах есть и в киосках.
А.ВЕНЕДИКТОВ: В Союзпечати, да.
С.БУНТМАН: Я уже говорил, что я в отдаленном киоске у рынка увидел "Дилетант", стоящий на хорошем месте.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Спрашивайте.
С.БУНТМАН: Дальше про Восточную Пруссию. Константин, конечно. Битва при Правдинске и советский мир случились именно там. Только Тильзитский мир и битва при Фридланде.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну мы все-таки про орден.
С.БУНТМАН: Да, мы про орден. Давайте. "А от кого Тевтонский орден требует реституции?" - Дмитрий спрашивает.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А, сейчас, извините. Я посмотрю, я не знаю, от кого.
С.БУНТМАН: От немецкого правительства или нет?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Сейчас найду. В 2008 году обращался с открытым письмом к чешскому правительству, в котором выражал сожаление о том, что орден оказался обойден процессом реституции. Речь шла о нескольких замках и земельных участках, конфискованных после войны коммунистами. История в том, что чешское правительство приняло вообще решение о реституции, но исключило орден. Понимаешь? Ну вот.
С.БУНТМАН: Да. Но орден достаточно, я бы сказал, высокомерно отнесся к нацистским попыткам...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, ну эти кто? Мы рыцари, а эти кто?
С.БУНТМАН: Да. А эти кто? Дальше. Спрашивает Флора: "Будет ли когда-нибудь номер о Первой мировой войне?" у нас.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Могу вам сказать тайно (никому не рассказывайте): в среду, если мне не изменяет память, я встречаюсь с директором архивов МИДа. Мы придумали, что мы попробуем запустить такой сериал в журнале, Флора, через документы МИДа по Первой мировой войне. То есть в каждом номере один из документов: переписки дипломатов, секретные ноты... Идея ровно была в этом. И мы договорились. Спасибо большое нашим МИДовским коллегам из Департамента информации, руководителям. Они устроят мне эту встречу, я объясню, что это такое, и если нам удастся, у нас будет из номера в номер... Так же, как у нас идут архивные документы другого архива - бывшего Партархива, и Государственный архив тоже сейчас начал давать нам документы. Да, мы будем это делать. Конечно, не только архивы МИДа. Но архив МИДа, если они согласятся, из номера в номер будет история Первой мировой.
С.БУНТМАН: "Скажите, после Тевтона будете Орден масонов обсуждать?" - спрашивает Роман. А что такое "Орден масонов"?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я не знаю. Но я вижу, что придется, потому что безграмотность Романа такова, что нужно делать для него номер. Чтобы он хоть немножко сложил буквы и понял, что никакого Ордена масонов не было.
С.БУНТМАН: И мы, как всегда, воспользуемся остатками чужих замечательных идей.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Останками.
С.БУНТМАН: Да. Было, помнишь, ты мне подарил специальное приложение к какому-то историческому журналу: Сборник глупостей, которые говорят о масонах, и как все обстоит на самом деле.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вообще можно издавать журнал "Сборник глупостей", когда говорят о каком-нибудь историческом событии. Целый журнал.
С.БУНТМАН: Да. "Мировой глупостник" есть.
А.ВЕНЕДИКТОВ: "Глупостник", да. "Мировой глупостник". Глупостник.
С.БУНТМАН: Несколько таких книжек. Так что Масонский орден - это круто. Дальше. "Расскажите, как происходит работа Быкова в журнале?" Я об этом хотел сказать, потому что сегодня была... Ну, сегодня... Для меня это сегодня.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну сегодня в нашем журнале.
С.БУНТМАН: Да. Для меня это выдающаяся просто статья Дмитрия Быкова. Я очень люблю его эссе о писателях. Бывают для меня совсем хорошие или чуть менее хорошие, но сегодня просто выдающееся о Леониде Пантелееве. Потому что настолько сжато и понятно. Я абсолютно по-другому увидел человека, который для нас написал "Республику ШКИД".
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ленька Пантелеев.
С.БУНТМАН: Который написал "Часы". Я вспомнил так, хотя бы походя, кто такой Белых, который написал... Не тот Белых.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Никита?
С.БУНТМАН: Нет, не Никита.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Который в "Республике ШКИД Черных".
С.БУНТМАН: Да, который написал вместе "Республику ШКИД". И Пантелеев во время блокады. Это настолько цельная картина человека и писателя. Вы совершенно по-другому будете читать.
А.ВЕНЕДИКТОВ: В этом номере.
С.БУНТМАН: Именно в этом.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Как происходит работа? Она происходит следующим образом: конечно, право выбора за Дмитрием. Единственное, что, мы не хотели бы, чтобы конкретный очерк в каждом номере пересекался с другими материалами. Поэтому мы говорим: "Ты кого хочешь? Ага, понятно. А у нас совпадает по эпохам. Давай сейчас другого, а этого в другой". Собственно говоря, такая история; разнообразие вот такое. Чтобы по эпохам номер был разнообразнее. Ну вот вся работа. А дальше он пишет сам, просто есть объем, и он в него должен влезть. Все.
С.БУНТМАН: Для меня неразрешимый вопрос: "как купить журнал в Нижневартовске?"
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я, конечно, не знаю. Думаю, что вообще нужно его выписать, честно говоря. Ко мне журнал приходит домой. Хотя он естественно, еще не пришел. С опозданием на 2 недели. Но я выписал себе журнал на всякий случай, и он ко мне приходит. И в Нижневартовск он придет. Я бы вам порекомендовал через сайт "Эха Москвы" его выписать. Распространение, конечно... Тяжеловато туда передавать, рынок не изучен. Но вот приблизительно так. И, конечно, по традиции мы три материала открываем на сайте "Дилетант.ру" по выбору. 3 или 4 уже, по-моему. И вы можете просто читать эти материалы ровно в том виде, в каком они в журнале.
С.БУНТМАН: "Будет ли журнал в электронном виде для чтения на планшете?"
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. Когда - не скажу. Но, конечно, это стоит. Видите, мы второй год сейчас. 1,5 года сделали. Мы как раз решили перейти к вопросу о том, что мы делаем дальше. Вот, наверно, в сентябре соберемся и будем говорить, как мы будем развиваться. Планшет стоит в планах, увеличение страниц стоит в планах, переход на склейку стоит в планах. Но это еще не решено. Мы это будем обсуждать между собой и инвесторами. Вот такая история.
С.БУНТМАН: "Уважаемый Алексей Алексеевич, нельзя ли распространять "Дилетант" в крупных сетевых маркетах: например, "МЕТРО" и других?"
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы знаете, я, честно говоря, этим не занимаюсь. Этим занимается наш директор Алексей Ромашкин. Но то, что он говорит, выглядит достаточно неприятно, потому что крупные маркеты - внимание - требуют денег за вход (за постановку журнала туда). То есть мы им должны платить. Мне всегда казалось, что все наоборот: они у нас покупают товар, а дальше перепродают. Но, может быть, это я такой наивный. Мы этим не занимаемся. Ведутся переговоры с какими-то маркетами, где умеренные цены и где есть, тем не менее, гарантия, что мы будем стоять не на какой-то полке 47-ой, а на нормальной. Все-таки тираж у нас каждый месяц прибавляет по одной-две тысячи. Сейчас 36-37, по-моему, уже. То есть идут запросы, мы отвечаем на запросы. Вот так. Сайт растет. Сайт - 100 тысяч за месяц заходов в день. Да, в этом месяце?
С.БУНТМАН: Серж говорит: "Через 2 месяца полвека убийству Кеннеди. Будет ли что-нибудь?"
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы знаете, я, конечно, и на "Эхе", и в журнале, Сереж, противник "датских" вещей, но в принципе, конечно, прав Серж. Я подумаю. Я могу вам сказать...
С.БУНТМАН: НРЗБ о чем думать - о ракурсе.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. Главное - это ракурс. Что там, да, все переводят, авторы разные. Сейчас откроем тему 9-ого номера "История Российской Академии наук". Ну понятно. Авторы из разных стран, я вам должен сказать, и, в общем, непростенько ракурс-то найти. Именно ракурс, понимаете? Ведь просто дать историю, список академиков, скандалов неинтересно.
С.БУНТМАН: Я сейчас думаю о разных ракурсах, потому что, смотрите, вроде бы у нас здесь большая тема, которая, естественно, не исчерпывает весь журнал. Тут один абсолютно пронзительный материал, который необязательно печатать для того, чтобы такая-то годовщина освобождения Освенцима или что-нибудь еще в этом роде. Такие вещи надо печатать. "Чернорабочие смерти" - для меня это совершенно пронзительный материал о человеке, который работал в зондеркомандах.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Уборщик.
С.БУНТМАН: Зондеркоманда - те, кто подбирал тела, кто сжигал...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Пепел разбрасывал. Рабочие.
С.БУНТМАН: Кто разбрасывал пепел. Рабочие, кто это были? Из них очень немногие выжили, потому что это были следующие люди на уничтожение. Ровно следующие: сделали свое дело, расчистили и пошли туда же. Это те вещи, которые, вне всяких дат, конечно, надо печатать. И, кроме того, документы. У нас здесь... Я давно ждал такой статьи, которая рядом с документами о Троцком. Я ждал давно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Во-первых, надо сказать, что у нас есть документы о Троцком.
С.БУНТМАН: Да. А рядом, я давно этого ждал: я давно ждал статью Лимонова о Троцком.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. Вот это и есть ракурс.
С.БУНТМАН: Очень ждал.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Печатается, значит, наш коллега Андрей Сорокин - директор Российского государственного архива социальной и политической истории (бывшего Партархива). Как вы знаете, ведет рубрику. И он опубликовал у нас в журнале несколько записок Ленина о Троцком, обращаю на это внимание. Соответственно, объяснил карикатуры, которые были там и так далее. А рядом, сразу за этим идет статья Лимонова "Лев Давидович - святой Павел". Вот понимаете, ракурс другой. Вот документ, а вот мнение человека... Понимаете, да? Для нас представить неожиданный ракурс - это, может быть, даже гораздо важнее, чем выбрать тему. Тем полно: слушайте, история нас окружает, повернись налево, повернись направо. А вот ракурс найти - это серьезная история.
С.БУНТМАН: Причем это же очень интересно. Вот в статье Лимонова Троцкий совершенно для меня... Я, знаете, с 20'х и 30'х годов таких статей не читал, потому что здесь Троцкий рассматривается как абсолютно живой тактик, учитель, старший товарищ, которого можно и любить, и критиковать. Это совершенно поразительное ощущение. Революционное такое ощущение от статьи Лимонова есть.
Ааа, это Шарлотку, да? Нашу добрую королеву Шарлотту?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, ну дело в том, что, конечно, история Великобритании XVIII века тоже можно делать по-разному. Это у нас прошло (в этом номере) через еду, через рубрику "Меню", которую ведет Александр Смелянский ("Не единым пудингом" называется) и рассказывает о Шарлотке. Не Шарлотка жена была Георга III, о котором никто не знает. Вот Шарлотка осталась в веках. А его никто не знает.
С.БУНТМАН: Король безумный.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Никто не знает, кто это.
С.БУНТМАН: Кино такое было "Безумие короля Георга".
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я тебя умоляю. Там два сумасшедших смотрело, и ты третий для интереса.
С.БУНТМАН: Писал в горшок синим цветом, потому что у него была порфирия. Это все помнят.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну и что? Никто этого не помнит. А вот шарлотку с яблоками все знают. А все это в честь его жены. Откуда это взялось? Мы рассказываем про эпоху, про двор через меню. История ровно в этом и строится так: так же, как меняет темы НРЗБ. Вот на "Детской площадке": "Батый - правда или нет"? Да? Батый носил прозвище "жестокий и кровавый". Чисто меня должны привлечь за пропаганду Навального, потому что у меня ответ на все вопросы: да или нет?
С.БУНТМАН: Да или нет?!
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот Батый носил прозвище "жестокий и кровавый"? Да или нет? Подчеркни правильное. Хан Батый наследовал своему отцу по праву старшинства. Да или нет? Хан Батый является нашим соотечественником. Да или нет?
С.БУНТМАН: Это называется детский митинг, Алексей Венедиктов.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. Кстати, в следующем номере что-то меня повело на этих ребят: я делаю Робеспьера. Что-то меня повело.
С.БУНТМАН: Батый и Робеспьер тоже. Этот добрый человек.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да или нет?
С.БУНТМАН: Да или нет?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, еще один наш постоянный автор Илья Кабанов, который очень известен в интернете под ником Меткере, нам пишет про кино. В основном про сериалы. И вот я этого не смотрел, но сейчас себе заказал. Он написал про сериал "Англия времен Ивана Грозного". На самом деле это трехчасовой сериал BBC "Путеводитель путешественника во времена Елизаветинской Англии". И такой человек как Йен Мортимер про это рассказывает. И, конечно, это совершенно удивительная вещь о том, что... Он вскрывает, знаешь, такую обыкновенную жизнь. Повседневная жизнь Англии, Йен Мортимер. Это кино, да? "Лицо умывали, - он говорит, - дождевой водой, которая в отличие от речной считалась чистой, так как поступала напрямую от бога. Тело терли ладонями или тканью до покраснения".
С.БУНТМАН: Там ничего не знали про кислотные дожди.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да-да-да. Их и не было, в общем. Вот такая история. Это через кино мы попадаем в елизаветинскую Англию. А сейчас Илья будет делать нам "Белую королеву" - сериал BBC (уже художественный, а тот был документальный). Это Елизавета Вудвиль - мать убитых детей: Эдуарда IV и Ричарда. Мать убитых принцев.
С.БУНТМАН: Да. Эдуарда V.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот сейчас вышел такой, собственно говоря, сериал в Англии. Что мы еще забыли сказать, прежде чем будем отвечать на вопросы? Про синдром Пантелеева сказал ты уже, кроссворд на месте, и "Мой герой в истории", Сергей Пархоменко выбрал Чарльза Дарвина. Вот такой журнал.
С.БУНТМАН: Да. Не полководец, но мореплаватель и немножко плотник. "У нас в Санкт-Петербурге я покупаю "Дилетант" в Окее. Это большая сеть".
А.ВЕНЕДИКТОВ: Да, действительно, в Санкт-Петербурге, я должен сказать, что оказалось, во-первых, легче размещать журнал, а во-вторых, как-то людей больше читает, чем в Москве. То есть столько же, но если сравнить количество жителей, то в Санкт-Петербурге на единицу человека больше. И там распространители (я имею в виду владельцы сетей) относятся к нам по-дружески внимательно. Это правда, это так. Если говорить о распространении.
С.БУНТМАН: Так. Ой, дорогой мой Роман, вы знаете, то, что пишет... Во-первых, российские нынешние масоны - это совсем. Нужен номер. Нужен.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну что мы возвращаемся?
С.БУНТМАН: Понимаете, я про единственное число говорю. Там очень много всего интересного. Это все равно, что объединять... Да, Папа же хотел, у нас об этом написано в "Дилетанте", объединить орден Тевтонский, орден Госпитальеров и орден Храма. И этим, кстати, во многом объясняет автор, почему Конрада Монферратского так не упоминают. Там очень любопытная версия. Как версия - очень любопытная.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Мы, конечно, сделаем номер, посвященный масонам. Не сразу. Потому что, опять же, Роман, на самом деле не обижайтесь: нужно найти ракурс. Потому что вы что-то знаете, кто-то вообще ничего не знает, у кого-то совершенно ложные представления.
С.БУНТМАН: Паприч написал: "Да он масон, он всего только один только мизинец подает при встрече".
А.ВЕНЕДИКТОВ: Ты знаешь, что Массон с двумя "с" - это замечательный хирург и путешественник. Может, они это имеют в виду?
С.БУНТМАН: Да, конечно. Художник есть очень хороший. "Это неслучайно, - ну, конечно, Юра из Петербурга, - что Лимонов"... Конечно, Лимонов - это абсолютно неслучайно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, Лимонов о Троцком - неслучайно. Так же, как Пархоменко о Чарльзе Дарвине - тоже неслучайно.
С.БУНТМАН: Все это большая неслучайность.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это большой заговор на самом деле, супротив всего.
С.БУНТМАН: Да вообще, между прочим, журнал "Дилетант" - это тоже. Это все звенья одной цепи.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Масонской.
С.БУНТМАН: Картина. Я спросил...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это я нашел. Это я великий.
С.БУНТМАН: Это Венедиктов нашел, он не написал, но нашел.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я нашел эту картину, я ее не знал.
С.БУНТМАН: И потом он меня спросил, Венедиктов хитро спросил меня: "А кто написал эту картину?" Я бы не сказал, что это Суриков.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это набросок. На самом деле это не картина, это набросок.
С.БУНТМАН: Конечно, это набросок. А здесь у нас в лучшем своем виде представлена Анна Ивановна. Дорогие друзья, если бы вы увидели Анну Ивановну, бравую, замечательную, с ружьем у плеча, которая...
А.ВЕНЕДИКТОВ: Мы-то привыкли к другой Анне Иоанновне. С Ледяным домом.
С.БУНТМАН: Да, но это известно, что Анна Ивановна любила пострелять, была большая охотница. Я думаю, что гораздо больше народу за нее бы проголосовало в опросе про государственных деятелей. Потому что у нас даже реклама была: почему вы так не любите Анну Ивановну? И картина здесь, мы понимаем, кто есть кто. Это, я так понимаю, олень.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это олень. Да, но там же написано не просто про оленя, там написано о том, как и какие были вольеры. Это Петергоф, я хотел бы отметить. Она стреляет с веранды зимой, как мы видим, в оленя в Петергофе. Вот оленя загоняют собаки. То есть это на самом деле была целая индустрия в нынешнем понимании для Анны Иоанновны именно в Петергофе. Там не Самсон, не львы разрывали друг другу пасти Самсонами, а олени бежали по парку, а она стреляла. Вижу, тоже есть охотничьи собаки, борзые. Различные виды борзых. Тут очень интересно ребята сделали (а ведут эту рубрику Алексей Нарышкин и Алексей Соломин), они нашли, что в одном из выпусков газеты "Санкт-Петербургские ведомости" подвели итоги летнего охотничьего сезона ее Величества. По данным издания, она всего за пару месяцев пристрелила, естественно, в парке, а не в лесу: 9 оленей, 16 диких коз, 4 кабана, волка, 4 сотни зайцев. В зайцев очень трудно попасть с веранды. И более 50 уток. О как! И вот эта картина, конечно, для меня была неожиданностью. Это вообще не Суриков для меня был. Я когда увидел, я подумал: а кто это? Вроде бы каких-то неизвестных не хотелось бы.
С.БУНТМАН: Я бы сказал, что это кто-то из "Мира искусников", скорее, написал такую картину, потому что, как набросок, это тот стиль. Да, вот картина. Так что вот картины и фотографии - это два направления, которые мы развиваем. Это два очень непростых направления.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Картины легче, я тебе могу сказать, Сереж, чем фотографии. Нам ничего не прислали, Сереж, никакой сайт? Не видел? Там было внутри?
С.БУНТМАН: Ты знаешь, нам только прислали одну ссылку на те же самые фотографии, которые у нас были.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Не-не-не. То есть вы тоже не знаете, я понял.
С.БУНТМАН: Нет, нам нужны фотографические банки, понимаете? То, что вы знаете. Например, я знаю замечательный ресурс, мы об этом говорили, изумительный ресурс, который французы сделали по деятелям Парижской коммуны. Просто, знаете, показывать самому себе как слайд-шоу, это история просто. По одним только лицам можно сказать, какова она.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А мы же все-таки ищем худо-бедно какие-то исторические события, где либо принимали участие какие-то исторические деятели, либо вот как в этом номере, когда толпа приветствует Гитлера, и один человек сложил руки на груди в знак протеста. Такие эмоциональные фотографии ищем. Их не так много, потому что, конечно, я посмотрел все пулитцеровские фотографии, но они там... Там в основном война или ребенка передают через колючую проволоку. Это тоже можно делать. Если бы это было каждый день, мы бы делали. Но выбрать одну фотографию в месяц...
С.БУНТМАН: А какая прошлая была фотография, я до сих пор о ней думаю: Столыпин и царь в Киеве. Одна из последний фотографий Столыпина перед убийством.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Столыпин за 3 дня до смерти. Она очень статичная. Но там уже видно все.
С.БУНТМАН: И поворот головы Столыпина. Может, это случайно, а, может, и неслучайно. Вот вся фигура Николая очень показательна. Сергеич нам задает вопрос: "А орден Меченосцев?" Я так понимаю, что: сказано ли что-нибудь об ордене Меченосцев?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Сказано. Я же читал про объединение. Когда было объединение. Но это не центральная тема, конечно.
С.БУНТМАН: И орден Ливонцев к Меченосцам постольку, поскольку он примыкает к Тевтонскому ордену очень серьезно. Сергей из Красногорска задает нам вопрос вопросом: "Интересно ли нам издавать "Дилетант"?
А.ВЕНЕДИКТОВ: Если бы нам было бы неинтересно издавать "Дилетант", Сергей, мы бы его не издавали.
С.БУНТМАН: Тяжелая обязанность.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Видите ли, мы: и Виталий Дымарский, и Ника Куцылло, и Оля Бычкова, и Сережа, и я, и Сережа Зверев - наш товарищ, который профинансировал старт и продолжает финансировать; мы, знаете, я скажу пафосно, мы находимся в том возрасте и в том статусе, когда можем себе позволить делать то, что мы хотим, и что нам интересно. Причем, замечу, что названные люди делают это все бесплатно. И эти абсолютно многочасовые совещания, заседания, отборы, поиски...
С.БУНТМАН: Споры.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Споры, да. Это все безумно интересно. Потому что даже выбрать тему номера, выбрать обложку - это такой интеллектуальный пир: а вот если так? Вы знаете, вот на обложке здесь заголовок такой: "Тевтоны? Они утонули". Ну, центральная тема номера. А сначала, буквально за сутки было: "Тевтоны. Они утонули?" И дальше началась баталия. Человек 5 обменивались гневными инвективами в электронной почте с разными вариантами. Нам с Дымарским удалось перетащить вопросительный знак выше, что спорно. Но я могу сказать, что это серьезно, с обоснованием, с мотивацией, с проклятьями, с разрыванием, срыванием всяческих масок друг на друге.
С.БУНТМАН: Ну, конечно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это очень здорово. Это очень весело - делать этот журнал.
С.БУНТМАН: И при этом, понимаете, в чем дело. Журнал делается, прежде всего, главный критерий - журнал, который мы сами бы очень хотели читать и не ругались бы на него. А получается, что мы на него ругаемся.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, ну у меня Алексей Алексеевич младший, который, как известно, несильно читает, журнал, тем не менее, просматривает. Он сам берет, его же не заставишь ничего. Он берет, уносит его в "кабинет задумчивости", как и положено в его возрасте, садится и начинает листать. А все остальное на iPad.
С.БУНТМАН: Я еще раз повторяю, друзья, когда спрашивают: вот вчера было 70-летие окончания Курской битвы и так далее. Вы знаете, у нас не исторический календарь. Это журнал, который связан с темами. Темы всегда актуальные, понимаете. Но это не так: день в день, давайте, вчера Курская битва...
А.ВЕНЕДИКТОВ: День в день вообще невозможно, да?
С.БУНТМАН: Ну, конечно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Он же ежемесячный. Но у нас много материалов по Великой Отечественной и будет много материалов по Великой Отечественной. По Первой мировой я уже ответил вам. Нам это в кайф. А кому не в кайф - не читайте. Это же простая история, она всегда простая.
С.БУНТМАН: А вот потрясающие сведения, которые я не могу не обнародовать: "Все окрестные жители, пожалуйста, знайте, что в Люберцах журнал продается в киоске на Инициативной напротив станции". Знайте все, кто рядом живет. Обязательно запомните.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я вам могу сказать, как это было сделано: чем чаще вы спрашиваете журнал в киосках, тем больше шансов, что эти киоски затребуют от нас поставку.
С.БУНТМАН: Конечно.