Дилетант №9 - Виталий Дымарский, Алексей Соломин - 96 страниц - 2012-09-20
В. ДЫМАРСКИЙ - Добрый день, добрый вечер. Здравствуйте. Это радиостанция «Эхо Москвы», которая приветствует своих слушателей, телезрителей телеканала RTVi. Всех тех, кто смотрит Сетевизор. Я пытаюсь подойти к тому, что у нас новая программа, надеюсь, что она задержится в эфире радиостанции. И в эфире телеканала. Называется она «96 страниц». Чтобы не спутать с 48 минутами. 96 страниц это не в два раза больше, чем 48 минут. А это журнал «Дилетант». О нем наша аудитория много слышала, еще никогда не видела. Так что мы будем рассказывать в каждом новом номере и показывать для тех, кто смотрит Сетевизор и телеканал RTVi. Мы – это сидящая рядом со мной Ольга Бычкова.
О. БЫЧКОВА - Здравствуйте.
В. ДЫМАРСКИЙ – Я – Виталий Дымарский. Мы помимо того, что сейчас ведем, мы еще и журнал делаем вместе с Ольгой.
О. БЫЧКОВА - Еще с группой товарищей, конечно. Сейчас тут мы представляем эту группу.
В. ДЫМАРСКИЙ – Редакцию журнала. Сразу же хочу с одной стороны может быть вас разочаровать, а кого-то может быть и обрадовать. Объявленная в программе Валерия Ильинична Новодворская к нашему, во всяком случае, сожалению, не знаю, как вы, не смогла придти на этот эфир, поскольку она просто приболела.
О. БЫЧКОВА - По уважительной причине. Мы надеемся, что она выздоровеет как можно скорее.
В. ДЫМАРСКИЙ – Да, и мы ее обязательно позовем в этот эфир по поводу журнала. Потому что, во-первых, для этого у нас есть несколько аргументов, во-первых, она фанатка, если выражаться современным языком журнала. Ей он очень нравится. Во-вторых, она его автор. И в 9-м номере, который мы сегодня представляем, она выступила с замечательной, на мой взгляд, статьей о результатах что ли войны 1812 года. Первой Отечественной войны. И, в-третьих, независимо от ее отношения к журналу и от ее политических взглядов, кто их разделяет, кто нет, Валерия Ильинична, на мой взгляд, и не только на мой, блистательный историк. И она блестяще совершенно знает историю и в истории она действительно авторитет.
О. БЫЧКОВА - И блестяще пишет об истории.
В. ДЫМАРСКИЙ – С надеждой, что мы встретимся все-таки в этом эфире, в «Особом мнении» другое дело, но именно в этом эфире, посвященном истории, я объявляю вам о том, что, к сожалению, ее сегодня не будет. Но у нас сегодня замена. У нас в рубрике «Автор» (если мы говорим об авторах именно этого номера журнала) выступает Алексей Соломин, корреспондент радиостанции «Эхо Москвы».
А. СОЛОМИН - Здравствуйте.
В. ДЫМАРСКИЙ – Он полная противоположность В. И. Новодворской.
А. СОЛОМИН - Что-то общее у нас может быть и есть.
В. ДЫМАРСКИЙ – То, что вы оба авторы «Дилетанта».
А. СОЛОМИН - Это нас сближает как минимум.
В. ДЫМАРСКИЙ – Вас разделяет многое. Во-первых, все-таки мужчина и женщина, ну и так далее. +7-985-970-45-45, аккаунт @vyzvon на твиттере. Все вводные я сказал, будем надеяться, что мы так каждый месяц будем вам рассказывать о журнале. О его содержании.
О. БЫЧКОВА - Потому что журнал выходит раз в месяц и сейчас на следующей неделе он должен появиться. У нас уже есть, а больше ни у кого пока еще нет.
В. ДЫМАРСКИЙ – Это фактически сигнальные номера. Насколько я знаю, Венедиктов успел отвезти самые первые номера, которые буквально чуть ли ни ночью делались, по-моему, в Сочи Путину. Если я не ошибаюсь. Надеюсь, что Владимир Владимирович тоже прочитает.
О. БЫЧКОВА - И еще гости, которые приходили позавчера на день «Эхо Москвы» тоже получили в подарок. Но это очень ограниченная серия.
В. ДЫМАРСКИЙ – А в принципе он будет в полном своем объеме напечатан буквально завтра-послезавтра и сразу же поступит в печать. Что я говорю, в продажу. Когда он поступит в продажу и где его можно купить – мы тоже об этом сегодня поговорим. Предоставляю слово Ольге Бычковой. Ведущей помимо всего прочего программы «Обложка». Ей не впервой работать с журналами. Может быть, впервой с такими красивыми и хорошими.
О. БЫЧКОВА - Такого журнала у меня еще не было в программах «Обложка» ни один, ни два.
В. ДЫМАРСКИЙ – Это будет «Обложка-3».
О. БЫЧКОВА – И, наверное, не будет.
В. ДЫМАРСКИЙ – Правда, уже Обложка-9, потому что девятый номер. Сейчас Ольга сделает обзор этого номера, а мы с Соломиным будем наши комментарии вставлять, насколько мы это сможем.
О. БЫЧКОВА - Я расскажу бегло, что в этом номере. Открою оглавление. Начну с обложки. Тут есть еще один пункт моего выступления, где Виталию Дымарскому как главному редактору будет задан специальный вопрос. Это уже скоро. Вы видите, зрители RTVi и Сетевизора этот номер - 9 сентября 2012 года. Он такого красно-оранжевого цвета, потому что главная тема номера – Наполеон в Кремле. События 1812 года. Связанные преимущественно с Москвой. Здесь фрагмент картины Верещагина, где Наполеона выводят из пылающего Кремля. Очень все…
В. ДЫМАРСКИЙ – Это почти детективная история.
О. БЫЧКОВА - Там есть у нас про это. Причем история описана в журнале не абы кем, а она просто написана непосредственными участниками этих событий. С французской стороны, между прочим. Это главная тема, посвященная пожару Москвы. И здесь разные истории, например, Кутузовская изба. Рассказывается по избу, про совет в Филях, кто в нем принимал участие. Почему это было и в том числе описывается знаменитая картина. Мы об этом тоже еще будем говорить. Материал «Смерть вольнодумца», это про купеческого сына Верещагина, которого генерал-губернатор Москвы Ростопчин бросил на растерзание толпы, потому что нужно было толпу накормить кем-то, на кого можно было свалить вину за все происходящее.
В. ДЫМАРСКИЙ – Вина за все происходящее все время переходила с одного на другого.
О. БЫЧКОВА - Эта история о том, как в день вступления войск Наполеона в Москву, это я цитирую большую статью историка Владимира Земцова, 2 сентября 1812 года по старому стилю, на Лубянке перед дворцом московского градоначальника Федора Ростопчина разыгралась кровавая драма. На растерзание толпе был отдан обвиненный в измене отечеству купеческий сын Михаил Верещагин. Много картинок как обычно, очень много иллюстраций. Еще одна статья Сергея Илюшина посвящена версиям самого пожара. На ком лежит ответственность за огненный апокалипсис в Москве в сентябре 1812 года. Чья рука предала огню великий город, основные версии оформились в 19 веке и были слегка подкорректированы в прошлом столетии. Не расскажем основные версии? Не будем говорить. И вот тут еще одна очень красивая иллюстрация мне кажется, это тоже Верещагин. Картина называется «В Кремле пожар». Верещагин, который художник, Василий. Мы не знали раньше, что очень много Верещагин иллюстрировал эти события, связанные с пожаром Москвы. То есть мы знали, что есть такие картины, но не знали, что они в таком количестве. И вот тут прямо такая картина очень впечатляющая. Стоит Наполеон около кремлевской стены узнаваемой, вокруг него стоят его генералы, и Наполеон весь стоит в отблесках красного пламени, у него под ногой горящие какие-то головешки. И он смотрит из Кремля на Москву, которая страшно горит. И как горела Москва в 1812 году – целый разворот. Вот такой разворот.
В. ДЫМАРСКИЙ – Чтобы было понятно, что где сгорело.
О. БЫЧКОВА - Абсолютно документальные и подтвержденные инфографики, схема города, обозначены какие-то узнаваемые знакомые места цифрами. И вот я, честно говоря, поражена, глядя на это. Потому что понимаешь, действительно какой был масштаб этого бедствия. Действительно Москва сгорела если не вся, то по большей части.
В. ДЫМАРСКИЙ – В связи с этим, извини, я тебя перебью. Потому что я сейчас, пожалуй, вам какие-то выдержки, безусловно, все эти читать невозможно, мой, если хотите любимый что ли кусок в этом номере. Это совершенно потрясающее на мой взгляд письмо Наполеона Александру Первому, российскому императору, написанное в Москве 20 сентября 1812 года. Во-первых, обращение. Думаю, что не надо напоминать, что российская империя и Франция находятся в состоянии войны. Сентябрь 1812 года. Обращение: «Государь, брат мой». Затем он сообщает Александру: «Чудный и роскошный город Москва больше не существует. Ростопчин сжег его». Затем он рассказывает о том, как он сжег, насколько это ужасно. Следующее заявление Наполеона: «Такое поведение (поджог Москвы) жестоко и бесцельно, имеет ли оно целью лишить нас провианта, но провиант находится в погребах, которых не достиг огонь. Кроме того, как можно погубить один из красивейших городов мира и работу стольких столетий, чтобы достигнуть таких слабых результатов». И так далее. И совершенно замечательная одна выдержка из письма, вообще потрясающие взаимоотношения между правителями, находящимися в состоянии войны напоминаю.
О. БЫЧКОВА - И они пишут друг другу эмоциональные письма.
В. ДЫМАРСКИЙ – Очень дружелюбные по тону своему. То есть война войной что называется, но межмонархические отношения остаются все-таки более, видимо весомой вещью.
О. БЫЧКОВА - И происходит по правилам.
В. ДЫМАРСКИЙ – И Наполеон пишет Александру: «Я вел войну с вашим императорским величеством без вражды. Записка от вас до или после последнего сражения, - имеется в виду Бородино, - остановила бы мое наступление, и я желал бы иметь возможность принести вам в жертву это мое преимущество». Да забирайте мое преимущество, только не надо сжигать Москву. Вот, собственно говоря…
О. БЫЧКОВА - Потому что она красивая.
В. ДЫМАРСКИЙ – Да. Вот смысл письма этого Наполеона. На мой взгляд, это просто совершенно помимо всего прочего, помимо фактологии если хотите…
О. БЫЧКОВА - Добавляет новую краску.
В. ДЫМАРСКИЙ – И показывает нравы что ли того времени.
А. СОЛОМИН - Там правда, можно спорить на тему того, насколько это письмо искренне, может быть оно выдержано все-таки в дипломатических… Тем не менее, эмоциональное, дипломаты такого…
О. БЫЧКОВА - Я сразу Виталию Дымарскому в связи с Наполеоном задам вопрос. Открываешь журнал, первая страница, где обычно бывает колонка главного редактора, и тут мы видим на месте портрета главного редактора Дымарского, человека, который очень похож на Дымарского.
В. ДЫМАРСКИЙ – Но это не я.
О. БЫЧКОВА - И он странно как-то одет.
В. ДЫМАРСКИЙ – Дымарский, но не я.
О. БЫЧКОВА - Действительно. Он странно как-то одет, он так выглядит вроде бы он и не он. Расскажи, что это такое.
В. ДЫМАРСКИЙ – Вкратце там действительно каждый номер начинается с некой моей маленькой истории. Эта история не моя, а семейная. Просто в середине 60-х годов, когда Бондарчук снимал «Войну и мир», была такая странная сцена в Доме журналистов, где я был вместе с родителями, когда к отцу подошла женщина, сказала, что она ассистент режиссера или помощник у Бондарчука. Бондарчук где-то высмотрел отца то ли в программе «Время», где-то по телевидению…
О. БЫЧКОВА - Надо просто напомнить тем, кто, может быть, забыл или не слышал, типа Алексея Соломина, который просто не застал этих времен, что Наум Дымарский отец Виталия Наумовича был очень известным, очень знаменитым и всем абсолютно известным советским спортивным комментатором.
В. ДЫМАРСКИЙ – И она говорит, что Бондарчук приглашает вас на роль Наполеона в «Войну и мир». Это был, конечно, полный шок и для всего семейства. Короче говоря, его вытащили на Мосфильм…
О. БЫЧКОВА - Скажи, как он ответил.
В. ДЫМАРСКИЙ – Он говорит, что потом все время смеялся, говорит, более глупого ответа, когда ему сказали, что вы нам нужны как Наполеон, он не нашел, он сказал: а эклер вам не нужен. Что-то типа этого. Потом он сам над собой издевался в связи с этим идиотским ответом. Короче говоря, он попал, тем не менее, на Мосфильм. Здесь фотография, пробы в роли Наполеона.
О. БЫЧКОВА - Такой исторический костюм, какие-то банты.
В. ДЫМАРСКИЙ – Но не склалось, не сложилось
О. БЫЧКОВА - А почему?
В. ДЫМАРСКИЙ – В конечном итоге роль отдали Стржельчику. Ни много, ни мало. А режиссер объяснил отцу, что он ростом не подходит, что он повыше, чем Наполеон, это не годится. Но вроде как его с места тронули, сдвинули, и ему отдали роль доктора Лоррена, французский доктор, по-моему, в салоне мадам Шерер. И вот я его там обучал французскому языку. Это вкратце. Кстати говоря, это первый номер, где мы вынужденно, повинуясь закону, написали наше видение его аудитории. Это дети старше 6 лет.
О. БЫЧКОВА - Если вы увидите, когда вы увидите вернее надпись на первой странице журнала, то вы не пугайтесь, это не детское издание. Просто мы считаем, что это издание абсолютно для всех людей, для семьи, его можно читать…
В. ДЫМАРСКИЙ – Когда у нас будут какие-то сомнения, то мы на этой странице будем ставить 18-плюс. А то и 60-плюс.
О. БЫЧКОВА - Чтобы дети точно уже не пропустили.
А. СОЛОМИН - Маленьким детям будут все равно продавать по документам, удостоверяющим личность.
О. БЫЧКОВА - Что им исполнилось 6 лет.
В. ДЫМАРСКИЙ – Здесь есть два замечательных еще материала в номере. Автором одного из них является полностью Алексей Соломин. Во втором он соавтор. Вернее наоборот. В первом соавтор, во втором автор.
О. БЫЧКОВА - Это тоже посвящено 1812 году.
В. ДЫМАРСКИЙ – Да, но об этом мы поговорим во второй части нашей программы. Мне уже задают вопрос, Галина, например, спрашивает: а журнал не станете разыгрывать? Станем.
О. БЫЧКОВА - Прям сейчас.
В. ДЫМАРСКИЙ – Мы сегодня приготовили вам два вопроса. Один сейчас прозвучит, второй, на который вы будете отвечать по телефону – во второй части программы. Давай, Ольга, зажигай.
О. БЫЧКОВА - Зажигаю. Итак, у нас сейчас будет вопрос задан для того, чтобы разыграть с помощью sms и всего, что можно отправить нам в письменном виде, 10 экз. свежего, еще не вышедшего по-настоящему в свет номера журнала «Дилетант №9».
В. ДЫМАРСКИЙ – Он вышел в свет, но еще не дошел…
О. БЫЧКОВА - До света. И это вопрос, ответ на который можно найти на страницах журнала. Я знаю ответ, а, наверное, всем остальным нужно немножко поднапрячься. Итак, вопрос заключается в следующем. Какой английский король ввел в моду жилеты. Как ни странно, но жилеты носили не всегда. И была такая ситуация, когда нужно было показать, что можно носить красивую модную, но простую одежду вместо всяких французских наворотов. И некий английский король, имя которого нужно назвать, это все и придумал. И для этого нужно прислать sms +7-985-970-45-45. И сделать это в течение нескольких минут.
В. ДЫМАРСКИЙ – До перерыва.
О. БЫЧКОВА - Буквально быстро.
В. ДЫМАРСКИЙ – И первые 10 правильных ответов получат этот номер.
О. БЫЧКОВА - Даже не буду говорить, в каком это было веке, в каком году, сами разберетесь. +7-985-970-45-45. Буквально 5-6 минут у вас есть на это.
В. ДЫМАРСКИЙ – Ты сказала, что ответ есть в этом номере?
О. БЫЧКОВА - Да, я даже сказала, что я сама его там нашла.
В. ДЫМАРСКИЙ – Елена нам замечательный вопрос задает: а можно ли журнал читать с нуля. Если у вас такие гениальные дети, которые в ноль уже читают…
О. БЫЧКОВА - Нет, Елена, ни в коем случае. Написано с шести лет, все. Вот как только шесть…
В. ДЫМАРСКИЙ – Пять с половиной нельзя.
О. БЫЧКОВА - Категорически.
В. ДЫМАРСКИЙ – Лена, вы сами понимаете, это все конечно шутки, безусловно, главное, чтобы детям было интересно. Мы кстати об этом думаем и стараемся.
О. БЫЧКОВА - Давай сразу про детей скажем.
В. ДЫМАРСКИЙ – Здесь «Детская площадка», которую ведет Леша Венедиктов-старший. Алексей Венедиктов-старший Он подчеркивает, потому что скоро уже и младший будет нам делать колонку.
О. БЫЧКОВА – Впрочем, им уже обоим больше 6 лет. Поэтому они могут себе это позволить. «Детская площадка». Здесь как обычно это бывает в каждом номере в исполнении Алексея Венедиктова анкета, 7 вопросов. Да/нет нужно сказать. Правда или нет. У нас в данном случае 7 вопросов о Ганнибале. Я не знаю, как дети, но я каждый раз обнаруживаю, что мне, наверное, надо еще поучиться в средней школе, чтобы ответить на все вопросы.
В. ДЫМАРСКИЙ – Ой, сколько же у нас ответов сразу понеслось. Бог ты мой.
О. БЫЧКОВА - Правильные есть?
В. ДЫМАРСКИЙ – Есть и правильные. Я пока отвечу на пару вопросов, которые пришли по sms.
О. БЫЧКОВА – Спрашивают, какое образование у Алексея Соломина.
В. ДЫМАРСКИЙ – Это пусть Соломин сам ответит во второй части.
О. БЫЧКОВА - Пускай сразу скажет.
В. ДЫМАРСКИЙ – Начальное. ЦПШ.
А. СОЛОМИН - В том числе. Что такое ЦПШ?
В. ДЫМАРСКИЙ – Церковно-приходское.
А. СОЛОМИН - Нет, я журналист профессиональный по профессии, я заканчивал МГУ.
В. ДЫМАРСКИЙ – Много вопросов по поводу приобретения журнала. Обещаю вам, что во второй части программы мы на них ответим и расскажем вам достаточно подробно. Флора нам пишет: будет ли номер о двойниках. Надо будет подумать. Кстати, мы во второй части программы пригласим вас к читательской конференции заочной, мы хотели бы от вас получить ваши пожелания, какие темы вы считаете необходимыми, что у нас называется главной темой, обложечной, чтобы мы подняли в 2013 году.
О. БЫЧКОВА - О чем вы хотели бы почитать, узнать.
В. ДЫМАРСКИЙ – Может быть конкретные персонажи, тогда это может быть отдельная статья. Или темы как, например, Флора предлагает. «Как вы боретесь с ошибками?» Как все.
О. БЫЧКОВА - Огнем и мечом.
В. ДЫМАРСКИЙ – Через корректоров. Увы, признаюсь, конечно, можно шутить и ссылаться на дилетантство, но ошибки, в общем, плохо, с ошибками мы боремся, но разве что оправдываем себя тем, что есть еще дурацкая фраза, что не делает ошибок, кто ничего не делает.
О. БЫЧКОВА - Сказать, что мы хотели, как лучше. Мы стараемся.
В. ДЫМАРСКИЙ – И так далее. Но с ошибками боремся и будем бороться. Наверное, нехорошо это говорить, но в какой-то степени они не то чтобы неизбежны, но бывают. Что делать.
О. БЫЧКОВА - В общем, пускай они будут неужасные хотя бы.
В. ДЫМАРСКИЙ – Флора же спрашивает, будет ли на сайте колонка главреда. Очень часто у нас путаница идет между сайтом и журналом. Какие-то материалы, которые появляются на сайте, принимаются за материалы журнальные. На сайте есть свой главред Алексей Дурново. Я главред журнала. Так что пока у нас такое разделение обязанностей.
О. БЫЧКОВА - И сайт и журнал конечно сообщающиеся сосуды, но это разные, тем не менее, истории.
В. ДЫМАРСКИЙ – Перерыв. Через несколько минут мы продолжим.
НОВОСТИ
В. ДЫМАРСКИЙ – Еще раз здравствуйте. Листаем 96 страниц журнала «Дилетант». Программа так и называется «96 страниц». В гостях у нас корреспондент «Эхо Москвы» и автор журнала Алексей Соломин.
А. СОЛОМИН - Добрый вечер.
О. БЫЧКОВА - А может мы у него в гостях.
В. ДЫМАРСКИЙ – Мы друг у друга в гостях. Первое для вас важнейшее сообщение, что подведены итоги мини-экспресс викторины, которую объявила Быкова. Она же и скажет, кто победитель. И кстати правильный ответ.
О. БЫЧКОВА - Вопрос был: какой английский король ввел в моду жилеты и это было конечно, в 17 веке, а именно в октябре 1666 года веселый король Карл Второй. И правильный ответ первыми дали Алексей с телефоном, заканчивающимся на 50, Александр – 43, Алла – 33, Федор – 53, Роман – 36, Серж – 05, Таня – 23, Евгений – 54, Аня – 12, Дима – 32. Это десять слушателей, которые очень быстро…
В. ДЫМАРСКИЙ – А можно мне сделать подарок. Я готов отдать 11-й экземпляр человеку, номер телефона которого заканчивается на 96. И который первый пришлет sms.
О. БЫЧКОВА - Хорошо.
В. ДЫМАРСКИЙ – Спасибо большое. Вы начали писать нам о темах, которые вы предлагаете. Я обещаю вам, что мы это все внимательно изучим. Но здесь пришел такой укор. «Дымарский как будто политес разводит с Журавлевой…»
О. БЫЧКОВА - Это я.
В. ДЫМАРСКИЙ – Журавлева, у нас ни Журавлевой, ни Стерховой рядом со мной нет. Бычкова рядом со мной. «Алексею слова не дают совсем. Дедовщина».
О. БЫЧКОВА - Она.
В. ДЫМАРСКИЙ – Алексей у нас просто сегодня проходит по категории не основного спикера, а гостя, автора. Слово Бычковой, Журавлевой, Стерховой…
О. БЫЧКОВА - Тут у нас есть в этом номере такой материал, который мы все обожаем.
В. ДЫМАРСКИЙ – Извини, пожалуйста, ты объясни, потому что мне приходят sms, что Карл II и Чарльз II одно и то же имя
О. БЫЧКОВА - Ну конечно. Мы это учли.
В. ДЫМАРСКИЙ – Приняли как правильный и тот и тот ответ.
О. БЫЧКОВА - Честно говоря, ответов правильных очень много. Поэтому первые 10. Итак, в нашей главной теме в этом журнале в девятом номере это события 1812 года, пожар в Москве, но не только потому, что без Бородинской битвы мы плохо себе представляли эту историю. Бородинскую битву мы сделали, друзья, вы не поверите, очень вам рекомендуем, в виде твит-ленты. То есть материал называется «Бородино. Хэштег вот с этой решеточкой, как бывает обычно в твиттере. И идея заключается в том, что если бы в 1812 году существовал твиттер, то участники этой битвы могли бы обмениваться вот такими друг с другом сообщениями. При этом все твиты, которые здесь представлены, они все не придуманы из головы, они все основаны на совершенно реальных документальных источниках, французских, русских, донесениях, мемуарах, приказах и сделали всю эту замечательную вещь Евгений Бунтман, Алексей Голубев, Алексей Дурново, Андрей Позняков и Алексей Соломин. Который сейчас напротив меня сидит.
В. ДЫМАРСКИЙ – Кончаем с дедовщиной…
О. БЫЧКОВА - Можно я только скажу еще одну вещь по просьбе Алексея Дурново. Что в журнале у нас чуть меньшего объема твит-лента бородинская, а на сайте журнала там будет полная версия. Но через некоторое время.
В. ДЫМАРСКИЙ – Леш, чья идея твит-битвы и то, что мы напечатали, что вы нам отдали в качестве авторов. Я не проверял, но вам можно верить, что это реальные слова реальных персонажей, которые здесь фигурируют или это все сели и выдумали, как полагается.
А. СОЛОМИН - Во-первых, это идея человека, который по-моему, больше всех занимается темой войны 1812 года. Это Евгений Бунтман и это из серии передач на «Эхо Москвы» «День за днем», это в журнале, который выходит. Рубрика «День за днем». Про хронологии того, что происходило.
О. БЫЧКОВА - И надо сказать, что Евгений Бунтман человек, который безумно увлечен этой темой. Очень много знает.
А. СОЛОМИН - Он работает со старыми газетами…
О. БЫЧКОВА - Является огромным спецом.
А. СОЛОМИН - Он с первоисточниками работает. Эта идея легла в основу, но с другим оформлением. То есть когда мы решили, мы – прежде всего Евгений Бунтман, А. А. Венедиктов, мы с вами, когда обсуждали эту историю, важно было не сделать из этого какое-то развлечение, это очень легко подстроить под современную твит-ленту…
О. БЫЧКОВА - Чтобы это не было хохмой. Потому что на самом деле это кровавейшая битва, где погибло очень много участников и вообще много серьезных событий происходило. Это не так смешно.
А. СОЛОМИН - Главная наша цель была образовательная. И для того чтобы это понятно, удобно донести мы решили идти таким путем.
О. БЫЧКОВА - Соломин, нет.
А. СОЛОМИН - Что такое?
О. БЫЧКОВА - Какая образовательная цель. Я тебя умоляю. Скажи еще, что нужно воспитывать патриотическое воспитание молодежи.
В. ДЫМАРСКИЙ – Извини, Леш, я вынужден перебить. Потому что здесь нам пишет один человек, несколько раз уже прислал sms: а почему вы не говорите о том, что Наполеон оккупант и захватчик. Я отвечу вам. Не помню вашу подпись. Мы были в полной уверенности, что вы это знаете. Зачем же нам еще раз повторять вещи совершенно прописные истины.
О. БЫЧКОВА - Я просто перебила Соломина, и сказала, что тут никакой дидактики по-моему нет. А просто нам показалось, что это очень интересно.
А. СОЛОМИН - Я имею в виду, что здесь нет просто развлечений. Из этого текста действительно можно понять, что происходило. Каждый твит, отвечая на второй вопрос, если скопировать просто предложение вставить его в поисковик, можно легко найти первоисточник. Воспоминания, мемуары различных участников.
О. БЫЧКОВА - Ты за кого писал, скажи?
А. СОЛОМИН - Я писал по книге «Очерки Бородинского сражения» Федора Глинки. Это русский поэт, публицист, он собрал очень много донесений, сведений. Это тоже все можно найти легко и проверить, если кто-то вдруг сомневается. Единственное, что мы добавляли это хэштеги, но хэштеги, которые характеризуют, допустим, место, откуда идет донесение. Левый фланг или в целом хэштег Бородино вынесен в заголовок.
О. БЫЧКОВА - Там большой редут, например.
А. СОЛОМИН - Те донесения, которые…
В. ДЫМАРСКИЙ – Кстати, хэштег Бородино, должен сказать, что Ольга Бычкова у нас придумала такой заголовок.
О. БЫЧКОВА - Потому что твиттер он и в Африке твиттер.
В. ДЫМАРСКИЙ – Твитнутые.
О. БЫЧКОВА - Да, мы твитнутые, это правда.
А. СОЛОМИН - Те донесения, которые обращены к конкретному персонажу или лицу, они соответственно оформлялись реплаем. Простоте люди, которые пользуются активно твиттером, они легко разберут то, что здесь написано. Потому что такая форма им очень знакома. Я думаю, каждый, кто пролистывает ленту изо дня в день, не будет удивлен чему-то.
О. БЫЧКОВА - А меня поразило, честно говоря, насколько вот эти документальные свидетельства, которые извлекли из мемуаров и откуда угодно, насколько они органично легли на эту форму твита.
А. СОЛОМИН - Абсолютно.
О. БЫЧКОВА - Это совершенно поразительно. Я найду цитату, например, пишет Наполеон с ником император, пишет ретвит кому-то: «Большие потери. Я ранен. В 5-й или 6-й раз сегодня». Хэштег Бородино. То есть мы старались даже сделать так, чтобы количество знаков, которое должно быть в твиттере…
А. СОЛОМИН - Не просто старались, мы проверили. Я лично каждый свой твит набирал в обычном твиттере и следил, чтобы ничего не выходило, чтобы я мог это отправить от своего аккаунта. Все сходилось. Женя Бунтман все проверял тщательно. Женя Бутман, поскольку был инициатором этого проекта и он был главным в этом проекте, он же все сводил. Потому что мы, авторы - Леша Голубев, Леша Дурново и Андрей Позняков и я в том числе получили разные направления, я занимался донесениями Кутузову на основе книги Федора Глинки. И где, допустим, говорит Михаил Илларионович Кутузов, это отчасти составлено из того, что приходило в штаб. То есть что-то отходило Ермолову, что-то естественно коллеги делали от короля… Здесь у нас такие действующие лица. Император Наполеон, Кутузов и так далее.
В. ДЫМАРСКИЙ – Если все расскажешь, то уже читать будет…
О. БЫЧКОВА - А я не буду тогда говорить, чем заканчивается.
В. ДЫМАРСКИЙ – Чем закончилось Бородино, я не скажу.
О. БЫЧКОВА - Не скажу, потому что в этом твиттере тоже все неоднозначно.
А. СОЛОМИН - Они просто это все формулировали, так или иначе, в своих письмах. Мы каждый делали по 50 твитов, естественно сюда все не вошло, на сайте более подробно и очень много интересных моментов, которыми нам пришлось пожертвовать в силу…
В. ДЫМАРСКИЙ – Места мало. А вот мне интересно, раз наш гость Соломин, я задам такой вопрос. У меня такое впечатление, только не надо на свой опыт только ссылаться, поскольку понятно, что ты занимался, специально читал и так далее. Но вообще сверстники, да и не только твои, а вообще наше общество я бы даже сказал о войне 1812 года, в общем, знают по художественным произведениям.
А. СОЛОМИН - Безусловно.
В. ДЫМАРСКИЙ – Это Толстой «Война и мир» и все знают «Бородино» Лермонтовское.
О. БЫЧКОВА - Еще «Гусарская баллада».
В. ДЫМАРСКИЙ – Это уже совсем такая попса что называется. Я имею в виду с исторической точки зрения. И все. Как бы история этой войны по первоисточникам ее очень мало знают.
А. СОЛОМИН - Вы зря меня выписали из сверстников. Потому что я на самом деле находился ровно в той же ситуации.
В. ДЫМАРСКИЙ – Пока не начал читать.
А. СОЛОМИН - Действительно очень мало знают. Очень мало знают, например, очень плохое представление то, о чем вы сегодня говорили, когда Наполеон общается с Александром. Я не думаю, я представить себе не мог, что…
В. ДЫМАРСКИЙ – Такое возможно.
А. СОЛОМИН - В состоянии войны люди могут обмениваться подобными сообщениями. Как правило, в состоянии войны мы привыкли, что люди друг с другом не общаются…
В. ДЫМАРСКИЙ – А потому что у нас все представление о войне это Вторая мировая. Вот так мы себе представляем все войны.
О. БЫЧКОВА - Бункер, зверства. Пропаганда.
А. СОЛОМИН - Я там занимаюсь гражданской войной. Очень много читаю по этому поводу. Но тоже я не могу сказать, что это настолько популярно среди людей. Эти фамилии я встречаю, которые мне лично знакомы, их никто не знает. Война 1812 года еще дальше.
В. ДЫМАРСКИЙ – И, кстати говоря, я думаю, что это известно людям, но скажу, что французы во Франции Бородино считают битвой выигранной.
А. СОЛОМИН - А у нас считается эта битва…
О. БЫЧКОВА - Непроигранная.
А. СОЛОМИН - Она, так сказать, сломила французов духом.
В. ДЫМАРСКИЙ – И, собственно говоря, в каком-то смысле эти письма Наполеона объясняют вот это правило ведения войны. Раз я взял город, он же когда вошел в Москву, он ждал ключей. Он ждал, по законам ведения тогдашней войны к нему должен был кто-то выйти и вручить ключи от города.
А. СОЛОМИН - А он так и писал, что мы уже совсем скоро будем в Москве, и нам вынесут ключи. Но просчитался немножко.
О. БЫЧКОВА - А можно я сразу приведу еще один материал, который имеет отношение непосредственное…
В. ДЫМАРСКИЙ – К Соломину. Ты имеешь в виду Ростопчин…
О. БЫЧКОВА - Нет, сейчас вернемся к Соломину. Просто я хочу про ключи. Я хочу не пропустить это, потому что у нас есть фантастически интересная статья Леонида Млечина. Которая называется «Взорвать город» и посвящена она октябрю 41-го года, казалось бы, какое это отношение имеет к Наполеону и 1812 году. А между тем Сталин, как пишет Млечин, не веривший, что сумеет удержать город, распорядился подготовить к взрыву промышленные предприятия и здания столицы. И очень подробно с документами и массой деталей совершенно удивительных. Прочитайте, не пожалеете. Млечин рассказывает, как это было в 41-м году и массу вещей мы обнаруживаем параллельных и похожих.
А. СОЛОМИН - Безусловно. И кстати…
О. БЫЧКОВА - Москву тогда не уничтожили, но это было близко.
А. СОЛОМИН - Порядком подпортили.
В. ДЫМАРСКИЙ – Здесь как называют профессионалы, не дилетанты, а профессионалы твиттера, уже со своими проектами: зря вы сделали хэштег. Я сейчас буду повторять слова, половину из которых я не понимаю.
О. БЫЧКОВА - Мы тебе все расскажем.
В. ДЫМАРСКИЙ – Надо было отдельный аккаунт делать. Затем неприличное слово, загадят в общем, примерно так, вам всю ленту, - пишет Илья из Екатеринбурга.
А. СОЛОМИН - Мы уже отстрелялись, поэтому с лентой можно делать все, что угодно я думаю.
О. БЫЧКОВА - Слушайте, это не аккаунт и не хэштег в твиттере, понимаете. Это в журнале.
В. ДЫМАРСКИЙ – В виде. «А слабо на основе этого проекта устроить эдакий флешмоб в твиттере?»
А. СОЛОМИН - Вы знаете, наверное, можно было, но уже если смотреть на какие-то другие вещи, мы об этом, честно говоря, не думали. Нужно было сделать этот материал в журнал. Вовремя и хорошо.
О. БЫЧКОВА - Давайте мы успеем загадать еще одну загадку.
В. ДЫМАРСКИЙ – Я только хотел одну вещь объяснить. Здесь какой-то товарищ, вот: Бородино и твиттер, какая связь, ничего не понимаю.
О. БЫЧКОВА - Возьмите журнал и прочитайте.
В. ДЫМАРСКИЙ – И чтобы мне не забыть, чтобы наши девушки референтки это тоже отметили. Пришла sms от женщины, по-моему, не подписана, но вроде что-то в женском роде стояло, которая с номером телефона заканчивается на 96. Если вы напишите, как вас зовут, то это будет вдвойне хорошо, вас найдут и вам вручат журнал.
О. БЫЧКОВА - Давай мы возьмем сейчас телефонные звонки.
В. ДЫМАРСКИЙ – 363-36-59. А ты пока объясни, зачем.
О. БЫЧКОВА - А я не буду сейчас объяснять, зачем. Я буду вопрос задавать, когда у нас будет звонок.
В. ДЫМАРСКИЙ – Тогда пока пусть ответит Соломин на один вопрос, он сделал двойной портрет Ростопчина и…
О. БЫЧКОВА - Сейчас. Только нужно сказать, давайте прямо сейчас набирайте наш номер. Для того чтобы я задала вам вопрос, вы правильно на него ответили, сразу. И получили бы тоже еще один номер журнала «Дилетант», самый свежий, которого почти ни у кого нет. На данный момент. Вопрос не очень сложный. Можно догадаться или ответ подогнать. Звонят уже, смотри.
В. ДЫМАРСКИЙ – Еще не зная вопроса.
О. БЫЧКОВА - Ну правильно. В этом весь и фокус. Давай возьмем. Вот этот звонок.
В. ДЫМАРСКИЙ – Давай, я тебе верю, как себе.
О. БЫЧКОВА - Алло. Мы вас слушаем очень внимательно. Добрый вечер. Не получается у нас.
В. ДЫМАРСКИЙ – Может, не включили просто.
О. БЫЧКОВА - Этот сбрасываем. Сделайте нам так, чтобы мы могли поговорить со слушателями.
В. ДЫМАРСКИЙ – Сделайте нам красиво.
О. БЫЧКОВА - А мы пока поговорим с Соломиным.
В. ДЫМАРСКИЙ – Ростопчин-Бове. Покупайте журнал, ищите журнал и увидите двойной портрет, один сжег Москву, другой ее отстроил.
А. СОЛОМИН - Участвовал.
В. ДЫМАРСКИЙ – Да, но по поводу Ростопчина. Все-таки самая противоречивая, может быть одна из самых. Я думаю, что самая противоречивая фигура. Вот личное, Леша, отношение. Он же то говорил, что он поджег, то отнекивался.
А. СОЛОМИН - Насколько я могу судить, его знаменитая фраза: я зажег души людей, - он не принимает на себя ответственность за какую-то подготовленную диверсию против Наполеона…
О. БЫЧКОВА - Физическую.
А. СОЛОМИН - Да. Хотя есть определенное мнение, что он все-таки ее готовил, но просто не успел. Когда последний эшелон уходил из Москвы, Наполеон в Москву уже заходил. И успели что-то поджечь вначале, но это были те пожары, которые как говорят историки, французы быстро потушили и они даже не поняли, что это поджоги. Они просто подумали, что это сами французы, войска в суматохе, это привело к пожарам. А потом когда появились уже поджигатели, тогда мнение Наполеона изменилось.
В. ДЫМАРСКИЙ – Давай, может быть, пока все настраивается, я быстро отвечу на вопросы тех слушателей, которые просто требуют от нас разъяснений, где можно купить. В этом же номере есть целая полоса – 7 способов прочитать «Дилетант». Там, безусловно, через сайт, все может быть не всегда легко, будем облегчать интерфейс. Но на сайте вы можете разыскать способы, как подписаться и как купить отдельные номера.
О. БЫЧКОВА - В самых разных местах.
В. ДЫМАРСКИЙ – Тем не менее, чтобы было понятно, наша дирекция дала мне такую справку. Сегодня он продается в киосках Роспечать, 9-й номер поступит, впервые мы с этой сетью распространения будем работать. В городах Тула, Брянск, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург и другие. В Москве в киосках «Московского комсомольца», есть такая сеть распространения. МАКС-пресс. В нашем любимом книжном магазине «Москва», где он всегда продается и в больших количествах. В аэропортах и бизнес-центрах, магазинах «Хорошие новости», там тоже распространяется журнал. Санкт-Петербург, очень много вопросов из Санкт-Петербурга. Отвечаю. Супермаркеты «Окей», в метро магазины «Первая строка» и магазин на Литейном, 57, магазин Исторической книги. Вот на сегодняшний день, во всяком случае, по той справке, которую мне дали, там можно приобрести журнал «Дилетант».
О. БЫЧКОВА - А я сейчас делаю еще один телефонной звонок. Например, вот этому человеку. Алло. Добрый вечер. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Иван.
В. ДЫМАРСКИЙ – Откуда вы?
СЛУШАТЕЛЬ – Из Москвы.
В. ДЫМАРСКИЙ – Ну готовьтесь.
О. БЫЧКОВА - Готовьтесь. Вам сейчас нужно стремительно ответить на вопрос. Вы знаете картину Алексея Кившенко «Совет в Филях»?
СЛУШАТЕЛЬ – Знаю.
О. БЫЧКОВА - Она у нас воспроизведена на одном из разворотов в журнале. Быстро скажите, сколько там людей изображено?
СЛУШАТЕЛЬ – Могу только попробовать угадать. Пятеро.
В. ДЫМАРСКИЙ - Нет.
О. БЫЧКОВА - Еще одна попытка вам.
В. ДЫМАРСКИЙ – И другой звонок.
СЛУШАТЕЛЬ – Пусть будет четверо.
О. БЫЧКОВА - Нет. Не годится. Извините, пожалуйста.
В. ДЫМАРСКИЙ – Иван, быстро за журналом.
О. БЫЧКОВА - Пока люди не успели открыть.
В. ДЫМАРСКИЙ – Очухаться. Мы слушаем вас.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.
О. БЫЧКОВА - Быстро отвечайте нам, сколько людей на картине «Совет в Филях» Алексея Кившенко?
СЛУШАТЕЛЬ – Пальцем в небо, человек девять.
О. БЫЧКОВА - Нет. Последняя попытка. Все.
В. ДЫМАРСКИЙ – Сейчас уже все посмотрели.
О. БЫЧКОВА - Ну ладно. Ты видишь, не все еще. Алло. Быстро говорите нам. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Санкт-Петербург. Бога ради, молю вас, господи, когда в Санкт-Петербурге будет «Дилетант»?
О. БЫЧКОВА - Сейчас ответим.
В. ДЫМАРСКИЙ – Спасибо, мы же только что вам ответили.
О. БЫЧКОВА - Еще один звонок. Тут скорость важна. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Юрий, Москва. Восемь человек?
О. БЫЧКОВА - Нет же, а ты говоришь. И еще одна попытка. Видимо, последняя.
В. ДЫМАРСКИЙ – Придется себе оставить. Добрый день.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Андрей, Самара. Я думаю, там 7 человек.
О. БЫЧКОВА - Нет, все у нас минута осталась.
В. ДЫМАРСКИЙ – Ну что, изучайте картину «Совет в Филях», поскольку это не секрет, там 12 человек. 11 советуются, а одна девочка внучка хозяина избы лежит на печке и все дело подслушивает. Но Наполеон ничего не передает. Мы уверены, что она не разведчица, правда, французская.
О. БЫЧКОВА - Да.
В. ДЫМАРСКИЙ – Ну что, будем заканчивать. Спасибо Алексею Соломину, спасибо всем, очень много откликов, спасибо, что вы откликнулись. Все темы мы возьмем на вооружение. Там кстати – будет ли 400-летие дома Романовых. Безусловно. Эта тема на 2013 год обязательно. И другие, очень много дельных и конструктивных предложений. Спасибо Ольге Бычковой, спасибо Алексею Соломину. Спасибо мне. Это была программа «96 страниц». До встречи.