Коллективный оргазм - 4 минуты с театром - 2009-10-04
Роман «Околоноля» продолжает свое триумфальное шествие по просторам российской культуры. Самыми высокими эпитетами наградили его Никита Михалков, Александр Проханов и сам Владислав Сурков.
Признавшийся, что лучше он в своей жизни ничего не читал. К восторженным отзывам присоединился и Олег Табаков, пообещавший, что сценическую версию романа в этом сезоне увидят зрители его театра.
Воплощать роман на сцене Табакерки будет Кирилл Серебренников. Сам Табаков объявил себя продюсером этого проекта. Аналогии с «Малой землей» напрашиваются сами собой. Брежневская трилогия в свое время прошла тот же путь – всенародное обсуждение, отклики деятелей культуры, общий тираж в 45 миллионов, драматические спектакли, оратория, опера, балет, включение в школьную программу и Государственная премия. Случай с Дубовицким- Сурковым – куда серьезнее.
Работа в президентской администрации располагает к творчеству. Там все «немножко шьют». Спичрайтер Джахан Поллыева пишет стихи и песни. И сама же их исполняет. Выпустила диск с романсами разных авторов в собственном исполнении. Ее песню «Метель» в фильме «Ирония судьбы. Продолжение» исполнила сама Алла Пугачева. Владислав Сурков писал тексты для группы «Агата Кристи». Теперь перешел к прозе. К большой прозе. Интрига, клубящаяся вокруг имени автора – Натана Дубовицкого уже затянулась. Сурков вслух не признается, но все знающие перемигиваются друг с другом, как у них там принято. Главного героя мог бы сыграть Олег Даль или Андрей Миронов - делится в кулуарах своими мечтами автор. Даль и Миронов. Ни больше, ни меньше. Владислав Сурков человек творческий. Каждый его проект – будь то молодежное движение «Наши», новый учебник истории или Тина Канделаки – плод смелой творческой фантазии, торжество вдохновенья. Он вообще тяготеет к прекрасному. Под его рукой пульсируют фестиваль современного искусства «Территория», Театр наций, тихая Пермь превращается в культурную столицу мира. Правда, под той же рукой пульсируют патриотические марши, оголтелые травли инакомыслящих, культивируется ненависть к правозащитным организациям, неправильным литераторам, журналистам и издательствам.
Участников культурных кремлевских проектов это нимало не смущает. Там куется новая творческая элита страны, прошедшая тщательную селекцию. Там определяются тренды и создаются бренды. Вход – для своих. Для чужих - «пятая колонна», «враги народа» и нашисты у подъезда.
В том, что зав.идеологическим сектором корпорации под названием Россия написал роман, конечно, ничего предосудительного нет. Мало ли кто пишет. Вот Владимир Малышков, глава Департамента потребительского рынка и услуг Москвы написал либретто для детских мюзиклов «Бай-бай Храпелкин» и «Возвращение Храпелкина», которые поставлены Терезой Дуровой в собственном театре клоунады, который базируется в «Театриуме на Серпуховке». А Александр Пудин, советник вице-мэра Москвы Людмилы Швецовой, пишет пьесы, уже за второй десяток перевалило. Первым и основным режиссером его драматургии является главный режиссер двух московских театров - на Покровке и имени Маяковского - Сергей Арцибашев. Оба театра – городского подчинения. И все довольны. Натан Дубовицкий мог спокойно предложить свое сочинение хоть Большому театру, хоть Союзу православных кинематографистов, - не все ж «Детям Розенталя» бороздить просторы главного театра страны. Одного свистка было бы достаточно, чтобы Никита Михалков бросил все свои дела и в срочном порядке начал бы работу над блокбасетром «Околоноля» с соответствующим бюджетом и с последующим выдвижением на «Оскар». Но Натану Дубовицкому хочется, чтобы его любили искренне, восхищались бы его талантом не по его распоряжению, а от чистого сердца. Ему мало быть покровителем искусств – он сам искусство. Поэтому ему так важно видеть свое детище на скромной сцене подвала на улице Чаплыгина под руководством самого успешного театрального менеджера, не запятнавшего себя ни открытыми письмами, ни членством в партии власти. И в постановке самого модного театрального режиссера, кумира продвинутой молодежи, человек с репутацией независимого художника, способного на личностное высказывание. На дешевую обслугу он не согласен.
В прошлом году Марк Захаров объявил о своем намерении поставить в «Ленкоме» «День опричника» Сорокина. В планах на новый сезон это название отсутствует. Коллективный оргазм побеждает.