ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ ( "Мертвые душ" и в театре им.Маяковского) - 4 минуты с театром - 2005-11-11
И хороший получился спектакль – умный, взрослый, стремительный и достойный звездной труппы Маяковки. Сергей Арцибашев – тренер играющий ( чуть ли не единственный случай в московском театральном протранстве!),потому взял на себя функции не только автора спектакля, но и исполнителя главной роли .Многие поклонники этого театра мечтали увидеть в роли Чичикова замечательного, парадоксального артиста Михаила Филлипова – но не случилось, и Чичикова сыграл главный режиссер. Арцибашев видит Чичикова как фигуру трагическую, жертвенную. Его Павел Иванович мечтает об идеальной семье, о жене-красавице и кучке трогательных детишек, что как видение являются ему в самые страшные минуты его грешной жизни. Он бы и готов отказаться от преступных своих деяний, готов начать новую честную жизнь – ведь работал же, и честно работал, и нечестно – а все один черт! – ни денег, ни славы, ни покоя – там не оценят, а там обманут – потому так легко отказывается от своего покаяния и принимает новое предложение от своего демона –покровителя .Чичиков, сидящий в клетке, Чичиков, подвешенный на когтях огромного двуглавого орла, Чичиков, кающийся, обливающийся слезами, Чичиков, влюбленный и Чичиков , восклицающий в предсмертной агонии – “Душа бессмертна!!”– так далек этот образ от клишированных определений из школьного учебника.
Спектакль состоит из двух актов – то есть из двух томов. Про Первый знаем все ,про Второй помним смутно. Не знаю, сознательно или нет ,но две серии сценической версии выстроены по голливудским канонам ,как классический фильм-катастрофа – первая серия, муви, дорога Чичикова с прелестными яркими заездами в поместья и усадьбы – тут тебе и солнечная Маниловка с райскими качелями ,уходящими в поднебесье ,с птичьим гомоном и мельканьем разноцветных бабочек ( в роли Манилова – Виктор Запорожский),и закрытая в своем бабьем мирке ,туповатая и доверчивая Коробочка(Светлана Немоляева ) ,и неспешный дотошный Собакевич(Игорь Кашинцев), с упоением расхваливающий своих достойных мертвецов, и роскошный рокочущий Ноздрев(Александр Лазарев) ,в чьи уста авторы вложили классический текст о Птице-тройке – и правильно сделали! Кому, как не Ноздреву спросить уж, наконец, куда несется эта дикая страна,? И ,шумно втянув воздух в ноздри, ответить с тоской – не дает ответа! Игорь Костолевский в роли Плюшкина – это отдельный номер с переодеваниями и разоблачениями. Где тот златокудрый красавец с голубыми глазами, что смущал не одно поколение российских девушек,? Где тот рослый атлетический товарищ ,что мерял сцену широким шагом победителя? Трагическая Баба Яга с растрепанными седыми клоками волос из-под истлевшего платка., беззубым шамкающим ртом произносящая пронзительный монолог о своей неудавшейся одинокой жизни…Те же актеры населяют черно-белый изломанный мир второго тома – с другими танцами, другой эстетикой и совсем другим счетом. В этой истории речь пойдет о совести, о грехе, о покаянии. Попавший в это Зазеркалье Чичиков ,так и не сможет сделать выбор между честью и бесчестием – поскольку границы эти размыты , судьи не назначены и выбор до сих пор не определен .Поэтому так обреченно звучат слова наивного Генерал- губернатора ( Игоря Костолевского) о гибели отечества от рук граждан, это отечество населяющих. Кажется, именно на этих словах отправился в огонь второй том “Мертвых душ”.