4 минуты с театром - 2003-12-19
Вот, между прочим, волчокУдивительный звук! Какая прелесть!
Какое количество людей в этом мире назовут ее не Галиной Борисовной Волчек, а Галей Волчок? Их становится все меньше, они принадлежат другому миру, другой стране, другой эпохе, как и сама Галя Волчок, родившаяся в советской империи, воспитанная красавцем отцом известным кионооператором, мечтавшая о несбыточном - стать великой актрисой. Вот она смотрит с черно-белых фотографий, опубликованных нынче во всех газетах все-таки юбилей! - смешная упрямая девочка, взрослый взгляд, нескладная фигура, то ли подросток, то ли женщина. Какую судьбу она себе придумывала? Какие роли примеривала на себя? Комплексов море. Некрасивая (О, как это ужасно, что я некрасива! А я знаю, что некрасива, знаю, знаю..- так причитала несчастная чеховская Соня, и никакие уверения в необычайной красивости ее волос не утешат ни одну девочку в мире. Вдобавок, толстая. И какие-то дурацкие одежды, пошитые папиным портным. Но при всем при этом поступила, прорвалась, удивила всех и удивилась сама, и до сих пор удивляется, оглядываясь назад как же у нее все так сложилось? Как сложился Современник и ее участие в нем? Как сложились первые роли и первые романы? Почему невозможно забыть ее Нюрку - хлеборезку в Вечно живых небольшую, но яркую роль вульгарной тетки с красно-напомаженным ртом, - роль, ставшей продолжением Спекулянтки из Шторма, когда-то блистательно сыгранной великой Раневской? Как сложилось, что она стала режиссером, и ее первые самостоятельные работы надолго остались визитными карточками Современника? Почему она согласилась возглавить театр после ухода Ефремова? Почему она больше тридцати лет везет на себе этот воз, не изменяя принципам, не сопротивляясь течению времени, не отказываясь от традиций и не повторяя саму себя ни в ролях, ни в спектаклях?
"Крутой маршрут" стоял на переломе эпох, он стал знаковым спектаклем для всего отечественного театра, отразившем весь ужас и всю панику времен потрясений и революций. И не забыть тем, кто видел, восторженных глаз Марины Нееловой и ее срывающегося на крик голоса- Версты обвинительного акта! Шапку в зубы! Только не рыдать! Недра шахт вдоль Нерчинского тракта Каторга! Какая благодать!
Не забыть удивительную женщину Паулину Мясникову, настоящую зека, вышедшую на сцену Современника, чтобы еще раз проиграть перед публикой свою страшную и несгибаемую жизнь.
Кто бы знал тогда, что надежды наших предков ничем не отличались от надежд наших современников , идут года, десятилетия, меняются эпохи и социальные устои, а у нового Берии по-прежнему интеллигентное лицо!
В репертуаре Современника нет случайных названий так постановил главный режиссер. И если время требует Трех Товарищей то они обязательно появятся и пронесутся на своем сверкающем автомобиле сквозь плотный воздух наступающей реакции.И мы вместе с ним услышим непрекращающийся шум города большого и больного, города, в котором невозможно выжить, но так просто умереть то ли от случайной пули, то ли от неизлечимой болезни, то ли от стихийного приговора толпы.
И если артисту суждено прожить несколько жизней по числу сыгранных ролей, то режиссеру таких жизней предстоит сыграть в десятки, а то и сотни раз больше. И я пытаюсь угадать в каждом спектакле ее роль, роль Галины Волчек и вижу ее в Раневской, в Гаеве, в Маше и Ирине, в Чебутыкине и Вершинине и в Тузенбахе, в Анфисе, в Отто Кестере и в Патриции Хольман., и не надо никаких признаний и откровений потому что в своих работах она как на ладони, со всеми своими сомнениями, разочарованиями и надеждами. И еще об одном персонаже надо сказать особо это Гитель Моска из классической истории Двое на качелях одном из первых спектаклей режиссера Волчек. К этой работе она еще обязательно вернется, когда настанет время. Время очень важных слов- Ты дар. Дар с небес. Таких на свете очень мало бог, изредка, сжаливишись над множеством несчастных дураков, создает для них одну такую, Гитель.