4 минуты с театром - 2003-11-28
Андрей Александрович Гончаров руководил театром Маяковского на протяжении почти тридцати пяти лет. Эпоха Гончарова кончилась в сентябре 2001 года в палате Центральной Клинической Больницы. Эпоха страстная, динамичная, и действительно неистовая. Первая книга памяти режиссера получила именно такой эпитет Неистовый Гончаров.
О Мастере вспоминают его коллеги, ученики, актеры разных театров и просто друзья. И прежде всего актеры Маяковки, прошедшие с ним путь длиной в десятилетия, среди которых обласканные и любимые, обиженные и терпеливые, отдавшие этому театру и этому режиссеру сначала юность, потом зрелость и, наконец, наступающую старость. Гончаров был человеком, мягко говоря, непростым да и с какой стати, ему лидеру и капитану, быть простым, в творчестве это невозможно. Тихий и покладистый это бухгалтер, но уж никак не главный режиссер. Смотрю на оглавление. Звездные имена и названия глав. Ненавидя и любя .Александр Лвазарев.
Звездная жизнь театра Маяковского пришлась в самый застой, на самый его пик если у застоя может быть пик скорее, пропасть, черная дыра. В этой черной дыре, когда ничего было нельзя Гончаров поставил свои лучшие спектакли и открыл своих лучших актеров. Потом, уже в финале пути он пытался повторить тот ошеломляющий успех своих первых маяковских постановок - успел восстановить Детей Ванюшина мечтал вернуться к Человеку из Ламанчи, но уж он-то наверняка знал ,что в эти воды дважды не войти, и тем не менее рисковал. Вечный вопрос есть ли возрастной предел у художника? Когда ему полагается устать и выйти вон, на печь, на мемуары, на старческое созерцание? Каждый решает для себя, но самое тяжелое, самое мучительное уйти. Освободить кому-то место кому ? Когда они говорят = что умрут без сцены они не лукавят и не обманывают ни публику, ни провидение. Последнее десятилетие Гончаров переживал сквозь болезни и борьбу за свою творческую дееспособность. Он не мог не замечать ,что театр давно стал в ряд ,ничем особо не выделяясь ,что очередная премьера вызывает уважительные и сдержанные отзывы критики и публики, что из зала давно ушла атмосфера ажиотажа ,что актеры мучаются и стареют, а некоторые и вовсе покидают родные стены, устав от ожидания творческих событий в своей жизни.
В этой книге много боли. Как высказанной, так и полувысказанной. Много слов благодарности и много отчаяния. Гончаров редко хвалил актеров, бывал несправедлив, много кричал на репетициях и собраниях, был способен унизить публично. Выдающаяся работа Светланы Немоляевой роль Бланш Дюбуа в Трамвае Желание - это двадцать восемь лет пота и крови, истерзанных нервов ,почти на грани человеческих возможностей. После премьеры он Светлане сказал пишет Александр Лазарев Самые трудные, тяжелые репетиции будут нам с тобой казаться самыми прекрасными днями нашей жизни. А ведь он просто вытирал об нее ноги, образно выражаясь Случалось, что даже рабочие сцены ее отпаивали валерьянкой. Я как-то видела Светлану Немоляеву после этого спектакля, идущую в сторону дома по Тверскому бульвару. Раздавленный, уничтоженный человек, без сил, без жизни, какое там счастье творческого полета! Но ведь эта была ее лучшая Роль. Роль ее жизни.
Впрочем, таких мучительных судеб в этой книге немало. Мучительных и счастливых одновременно. Как пишет здесь же Армен Джигарханян истинная любовь замешана на мученичестве.
Или как определил роль Андрея Гончарова в своей жизни Петр Фоменко Учитель, мучитель, спаситель.