4 минуты с театром - 2003-01-03
Любовь к театру началась в моей жизни не с "Синей Птицы", не с улыбающихся с глянцевых открыток артистов, а с нее Натальи Крымовой, с ее телевизионных передач, что шли почему-то на просветительском учебном канале, где она беседовала с людьми,рассказывала о любимых спектаклях и о любимых театрах.Крымова осторожно подпускала зрителей к таинственному закулисью,приучала нас - непосвященных к простой мысли о том, что театр это служение,это жертва,это самоотречение, это вечный беспрерывный труд даже во сне, даже в забытьи.Вид она при этом имела совсем не телевизионный, так советские работники телевидения выглядеть не имели права без пиджаков,без светлых кружевных блуз,без косметики,с непослушной короткой детской челочкой и жиденьким хвостиком,стянутым резинкой.Она была естественна в манерах и разговоре несуетном,очень домашнем,и потому предельно значительном.Она умела рассуждать вслух без шпаргалок и домашних заготовок,и это искусство публичного размышления навсегда ушло из нашей жизни с ее уходом из телевизора.
Потом я впервые увидела ее в аудитории ГИТИСа,на встрече со студентами.Совсем другая резкая,категоричная,почти надменная,с металлическими интонациями в голосе и и странной манерой смотреть поверх голов.А головы это первокурсники актерских,режиссерских и театроведческих факультетов,начинающие гении,пришедшие в святые стены покорять мир(,впору задохнуться от амбиций,и кажется, это тягостное удушье ей и мешало. Она-то прекрасно знала цену этому неблагодарному труду,знала,что выживших в профессии из этой аудитории останутся единицы).
Имя ее навеки связано с именем ее гениального и одинокого мужа Анатолия Эфроса.Она пережила почти на 16 лет,оставив и свою звездную славу где-то там, за пределами его ухода.Слухи вокруг этой семьи ходили самые невероятные,но одно важно - Наталья Крымова была абсолютно непререкаемым авторитетом в этом тандеме.И ни одно решение Анатолий Эфрос не принимал без согласия жены.В этом не было диктаторства,это было настоящее братство,они вместе переживали свои ошибки,провалы и неудачи,вместе делили успех,вместе боролись с врагами и спасали друзей.Чего там было больше любви или товарищества эту семейную тайну они унесли с собой.
Так как она умела разбирать спектакли, писать актерские портреты,анализировать творческие процессы так не смог больше никто.Да и вряд ли сможет,потому что перечень настоящих театральных критиков начинался задолго до Крымовой,но на ней же и заканчивается.Профессия критика рухнула в пропасть в эпоху всеобщего отрицания в конце восьмидесятых,и до сих пор в той пропасти и валяется,вместе со своими традициями,авторитетами,нравственными ориентирами и забытой нафталинной моралью.Миссию театра Наталья Крымова видела не в воспитании,но в смягчении нравов,и очень любила приводить цитату Фаины Раневской о спектакле "Дальше- тишина" Люди плачут,и пусть плачут.