4 минуты с театром - 2001-02-09
Очередная победа Галины Волчек - победа над временем.Мост,перекинутый через сцену,образ которого забрезжил еще в Трех товарищах,соединил века и тысячелетия,в который раз убеждая нас в том,что человечество не стало лучше.,но и не потеряло веры в то,что когда нибудь оно все-таки станет лучше.На вопрос Зачем мы страдаем? - на протяжении ста лет существования чеховской пьесы пытались ответить мильоны юных и не очень юных сестер,когда под звуки изломанного военного марша они вглядывались в грядущее сквозь застилавшие их глаза слезы,ответ предполагался где-то рядом,но ухватить его за хвост оказалось столь же невозможно,как удержать в небе след от самолета.Все рассыпается и тает,и смысл жизни по-прежнему кроется в банальностях,которые наполняют нас ,как гелий воздушные шарики .Если Три Сестры Ефремова - спектакль о смерти,то Три Сестры Волчек - спектакль о любви.Безжизненность ефремовской лебединой песни в Современнике отдается пронзительным отчаянием одиночества.Уж сколько их упало в эту бездну! - но жизнь,,как и история ничему не учит,и все повторяется снова.И восторженная невинность и наивность Ирины - Чулпан Хаматовой,,и обреченная влюбленность Маши - Ирины Сенотовой,и вызывающий консерватизм Ольги - Ольги Дроздовой.Среди них трудно обнаружить главную героиню,их судьбы и слезы сплетаются в тугой запутанный комок детских обид,смертельных утрат ,самоуговоров и самооговоров,они мечутся между землей и небом,и их общая душа вот уже сто лет не может обрести покоя,раздваиваясь и растраиваясь под пилой времени.Появления каждого персонажа ждешь с любопытством - а какой он здесь?На кого похож?/Кого повторяет?Кого продолжает? Нынешние чеховские герои тащат на себе груз предыдущих поколений без стыда и надрыва, с какой-то естественной светлой легкостью ,предполагающей абсолютную доверительность .Вершинин Сергея Юшкевича слегка стесняется своего военного мундира и боится признаться в том,как ему здесь хорошо.Он ироничен и доверчив одновременно,он весь переполнен нежностью ,слегка соприкасаясь рукавами и руками.Любовь - играется почтив открытую,любовь ,лишенная страха.Они не крадут ее у времени,они глотают ее торопливо и жадно,забыв о долге и стыде,с первого взгляда понимая ее обреченность и невозможность.Монологи взлетают к небу,шурша юбками как крыльями,и хриплый ведьмачий смех Маши сливается со звериным воем Ирины и с истошным молчанием Ольги - так кончается и вновь зачинается жизнь,стремительно и страшно закручиваясь белым прозрачным шарфом,как больничным бинтом.Они играют из себя - и это невозможно не почувствовать,как невозможно не услышать дыхания времени,что рисует кардиограмму спектакля по своему усмотрению,не взирая на хамство улиц,растерянность граждан ,цинизм властителей и тупое невежество критиков.