4 минуты с театром - 1999-09-19
Как здорово не понимать, цокать языком, бить себя по ляжкам и восклицать с пьяными интонациями - Нет, ну как, как он это делает? Как просто сказать - гений! Как тяжело признать Мастера в Юрском - много логики, много ума, много профессионального мастерства, но - как странно - он предсказуем наоборот. Парадоксальное чтение актера - я знала, что он поступит именно так - но это знание приходит уже после совершенного им поступка. Соединение логики и непоследовательности дает совершенно неожиданный результат - когда движение мысли обгоняет логику поступков, что еще раз подтверждает, да простят меня классики! - что сознание определяет бытие. Врожденное чувство ритма позволяет ему с одинаковой легкостью читать чужие стихи и писать свои - его образы просты и узнаваемы, из них создается настроение, из них вяжется фон эмоциональный, но когда вся мозаика рифм и видений складывается в единую картину - тут-то и понимаешь - о чем собственно сложены эти слова и этот ритм, подсказанный не формой и дико напряженным процессом материализации мысли . Логика его сочинений проста - вот, слышишь - это стук сердца, вот, видишь, это траектория его стука, она похожа на маятник по слуху, на цветок орхидеи по запаху, на картину Шагала по рисунку, на возвращение к возлюбленной - оттого покой, на возвращение к возлюбленной - оттого беспокойство, я слышу шумы - это шум ночного прилива - а значит, дорожка луны, уводящая в вечность и размеренный шаг волны - не слишком агрессивной и не слишком умиротворенной, а именно, так, как диктует сердце, похожее на пассажирский поезд, что останавливается в каждой дыре, мерно отстукивая ритм своего непреходящего движения, он знает пункт назначения и никогда не ошибется, но именно на этой станции, название которой никто не помнит, произойдет нечто, что ничего не значит для истории мира, но перевернет жизнь никому неизвестного человека, чью фамилию вы теперь узнаете и запомните, потому что она слишком похожа на вашу - что? фамилию или жизнь? сыграют с вами злую шутку, когда зеркало ответит вам отчаянием и вы не узнаете себя, хотя сердце стучит в том же ритме, но кто-то увеличил громкость - и вам кажется, что его стук слышен всему поезду, всему пролетающему за окнами миру, всему человечеству, всей вселенной. Так, по законам артиста, писателя, режиссера и философа Сергея Юрского из ничего возникает НЕЧТО, опровергая все законы бытия. Жизнь свою он строит на сомнении. Не превращая ее в самоедство - я убеждена, что он не мучает близких, потому что любовь для него - это категория абсолютная . Эгоизм и эгоцентризм - признак бездарности и ординарности, а не таланта. Я мыслю, значит, я существую, а не убиваю, не мучаю, не уничтожаю. Сердце предназначено для сомнения, а не для утренней гимнастики. Не могу себе представить Юрского, бегущего по гаревой дорожке и с голливудской улыбкой беспричинного счастья на витаминизированном лице, Юрского, приветствующего прохожего безапелляционным - физкультпривет! Не могу представить Юрского, обрывающего ночного собеседника на полуслове, указывающего на дверь пьяному другу, поднявшего голос на дочь, а руку - на жену. Хотя, он хулиган, конечно, как любой импровизатор- но хулиган голубой крови - слишком воспитанный, слишком образованный, слишком свободный и слишком совестливый. Потому так дорожащий ритмом собственного сердца.