Скачайте приложение, чтобы слушать «Эхо»
Купить мерч «Эха»:

Митт Ромни - Михаил Гусман - 49 минут - 2012-06-14

14.06.2012
Митт Ромни - Михаил Гусман - 49 минут - 2012-06-14 Скачать

21 час и 5 минут в Москве. У микрофона Наргиз Асадова и Михаил Гусман. Здравствуйте!

М.ГУСМАН – Добрый вечер!

Н.АСАДОВА – И Алексей Алексеевич сегодня не с нами – он занят важными государственными делами, поэтому не смог прийти.

М.ГУСМАН – Он завершает важные государственные дела.

Н.АСАДОВА – А мы вам сегодня расскажем про Митта Ромни – кандидата в президенты США от Республиканской партии. Мы решили про него прямо сейчас сделать передачу, не дожидаясь выборов президентских, которые в ноябре этого года состоятся в Америке, потому что уже сейчас понятно – еще до съезда Республиканской партии, что именно он будет представлять «партию Слонов», как ее называют в Америке на президентских выборах. И все уже это поняли после праймериз в Техасе.

М.ГУСМАН – Совершенно верно. И кроме того есть один очень важный повод рассказать сегодня про Митт Ромни, которого до недавнего времени все считали все-таки аутсайдером гонки Ромни-Обама, потому что упорно рейтинги Обамы в качестве кандидата в президенты от Демократической партии – действующего президента – были на 5-6, иногда 7 пунктов выше рейтингов Ромни. И вот, буквально в последние дни очень многие опросы показывают, что их рейтинги сравнялись или почти сравнялись. На это есть целый ряд причин мы о них тоже поговорим, но это более, чем серьезный аргумент в пользу того, чтобы посерьезней познакомиться с кандидатом на пост в президенты Соединенных Штатов на выборах 2012 года от Республиканской партии Миттом Ромни.

Н.АСАДОВА – Насколько наша московская улица знакома с этим персонажем выясняла наша корреспондент Дарья Пещикова:

Фаворит предвыборной гонки от республиканцев Митт Ромни в России, безусловно, симпатии пока не завоевал, да и не только симпатии, но и известности, потому что многим похожим его имя вовсе не знакомо. У программиста Дениса вызвало только одну ассоциацию:

- Знаете, кто такой Митт Ромни?

- НЕРАЗБ. Нет, что это? Я не знаю.

Менеджеру Сергею имя Ромни тоже ничего не сказало. По его мнению, виноваты в этом наши СМИ.

- Знаете, что в США сейчас выборы близятся?

- Да, знаю.

- А про кандидатов не слышали?

- Только, если про Обаму. Больше нет – не слышал.

- Митт Ромни – один из кандидатов. Не слышали?

- Нет, не слышал. У нас, по-моему, не освещают ни по каким информационным каналам кто такой Митт Ромни. Про Барака Обаму знаю только, что он президент страны, а кандидат другой – я не знаю…

В отличие от своего тезки, сценарист Сергей о сопернике Обамы слышал достаточно, причем рассказал не только о Ромни, но о том, как он понимает логику американской политической жизни:

- Это тот, кто сейчас будет соревноваться с Обамой. Наверное, от республиканцев. НЕРАЗБ.

- Как вы думаете, шансы есть?

- Я думаю, есть. Потому что уже, наверное, следующий президент должен быть женщина. К этому пока никаких кандидатов нет. Президента афроамериканца – они уже сыграли. Теперь можно сделать передышку, а потом, следующую уже найти женщину.

Студент Илья углубился в подробности предвыборной программы Ромни. По его словам победа его возможно, но для России не желательна:

- У него неправильная политика, я считаю.

- В чем она заключается?

- Ну, в том, что она направлена против России. Я не помню точно аспекты, но, что-то там было по поводу ракет, по поводу ПРО. Россия не хочет идти на уступки, а он говорит, что Россия – это серьезная угроза и надо не на контакт с ней идти, а наоборот – прижимать ее, как я понимаю. Вполне возможно, что может выиграть. Но, я надеюсь, что – нет. Хотя бы не в этот раз.

Тезисы программы Ромни неприятны и для руководителя строительной компании Павла. На его взгляд, однако, шансов на победу у него больше, чем у действующего президента:

- Я с ним не знаком и он со мной тоже. Внешне – он симпатичный. То, что он сказал, что Россия – враг номер один для США – мне не понравилось. Я думаю, что он даже выиграет на выборах. Обама, на мой взгляд, несколько примитивен и свои обещания не выполняет он. А этот на новой волне может проскочить.

Не согласна с Павлом студентка Дарья. Она считает, что позиции Ромни недостаточно сильны.

-Вроде бы - один из кандидатов в президенты.

- От какой партии?

- Если сейчас демократ, то, скорее всего – республиканец. Мне кажется, что у него мало шансов. Скорей всего Обама останется – у него больше сторонников. Это мое личное мнение.

С необычного ракурса биографию Ромни осветил человек, представившийся политологом по вопросам, которые я ему задаю, но имени своего не назвавший.

- Кандидат от республиканской партии. Я знаю, что он мормон, что он гей, что он многоженец.

Вот, таким вот, оказался взгляд на Митта Ромни с московских улиц. Судя по результатам праймериз, в Америке к нему относятся все-таки лучше.

Н.АСАДОВА – Это была Дарья Пещикова и московская улица. А теперь скажите, что вы хотели сказать.

М.ГУСМАН – Дело в том, что я отбивку вашу каждый раз не даю возможность дослушать. Так вот, меня приятно удивила московская улица, что достаточно хорошо знают ситуацию.

Н.АСАДОВА – Мало освещают. Они правы – мало освещают. А почему так?

М.ГУСМАН – Очень разумные рассуждения о том, кого ожидать в будущем. Действительно, наверное, скоро американцы будут иметь президентом женщину. Не в этот раз, так в один из ближайших. Хотя об этом тоже стоит поговорить, поскольку еще есть тема кандидата в вице-президенты. И для республиканцев и может и демократов.

Н.АСАДОВА – Это как раз решается на съезде партии.

М.ГУСМАН – Ну, или в канун съезда. Если говорить о республиканцах, то недавнее заявление, нам хорошо знакомой, Кандолизы Райс, ныне благополучно ведущей практику в Стэнфордском университете, – своей альма-матер – о поддержке Ромни, о том, что она видит в нем сильного лидера – некоторыми рассматривается, как сигнал, что она готова вернуться. Ей не так много лет, она едва переступила порог пятидесятилетия.

Н.АСАДОВА – Но, она же сказала, что уходит из политики, чтобы ее не рассматривали на всякие политические должности.

М.ГУСМАН – Ты знаешь, Хилари Клинтон тоже…

Н.АСАДОВА – Женщины могут себе позволить быть непоследовательными.

М.ГУСМАН – Призвали однопартийцы республиканцы служить отчизне – почему нет? Я могу сослаться на авторитет не только… в качестве даже спора с Хилари Клинтон, когда мы говорили о том, что в интервью со мной – я честно говоря, предполагал, что может быть ее позовет Обама в качестве вице-президента, но она категорически от этого отказывалась, хотя есть один очень известный дипломат, хотя он просил не называть – известный дипломат в России по фамилии на букву М – так, вот он тоже считает, что Хилари Клинтон может оказаться вице-президентом, а может даже президентом.

Н.АСАДОВА – Да, мы сделаем вид, что мы не поняли, что это за дипломат. Митт Ромни тоже на букву М. И, сейчас его портрет нам нарисует Николай Троицкий:

Уиллард Митт Ромни – очередной непредсказуемый кандидат в президенты США. Каким же был его соперник Обама? Американская политическая социология знает все. Но она понятия не имела, как избиратели в своей массе отреагируют на афроамериканца. Теперь неизвестно, как голосующие граждане воспримут мормона американца. Таких экзотических кандидатов пока еще не было. Митт Ромни - истовый член церкви Иисусах Христа святых последних дней. Служил даже епископом и проповедником миссионером. А его родной прадед был многоженцем.

Впрочем, мормона правнука можно было упрекнуть только в политической полигамии: он много раз колебался, но не с линией партии, а с линией электората, который хотел в тот момент обрабатывать. Тогда становился попеременно: то консерватором, то либералом, выступал то – за, то – против абортов. И даже однополые браки не каждый раз поддерживал и одобрял – немыслимое вольнодумство для толерантной Америки. Митт Ромни партнер и политический волк во втором поколении. Отец его бывал и губернатором и федеральным министром. Поэтому знает, что чрезмерная твердокаменная верность убеждениям и идеалам – только мешает успешной карьере.

Формальный мормон – он, по сути иезуит и следует проверенному веками лозунгу: «Цель оправдывает средства». А цель – святая, как говаривал Остап Бендер – собрат нашего героя по ремеслу. Ведь все политики – более-менее комбинаторы. Митт Ромни сумел убедить республиканскую общественность в своей необходимости и не заменимости. Теперь осталось убедить большинство нации, но для этого надо удержаться от крайностей. Его главный зубодробительный аргумент, что он - «анти-Обама», он, дескать, все делал неправильно. Зато Ромни знает, как надо. Простая стратегия, а ее КПД и степень убедительности зависит не столько от предвыборных сладких речей и предвыборных обещаний претендента, сколько от экономической ситуации, от конъюнктуры, за которую он пока не стал президентом – никакой ответственности не несет.

Н.АСАДОВА – Это был Николай Троицкий и его блистательный портрет Митта Ромни. А, сейчас – отбивочка.

Н.АСАДОВА – Михаил Соломонович Гусман опять пытался во время отбивки, что-то нам вещать.

М.ГУСМАН – Хочется много рассказать в этой передаче, чтобы сэкономить на этих секундах отбивки. Так, вот, я согласен с тем, что Николай Троицкий – был замечательный в своем «портрете» - но, в одном с ним не согласен, когда он стал говорить, что такой был сюрприз, что никто не ожидал, как отреагируют американцы, на афроамериканца, когда речь пошла об Обаме. Так вот – это не совсем так. Достаточно есть серьезные аналитики, которые просчитывали и серьезно просчитали, что именно афроамириканский кандидат в президенты, которым был Обама четыре года назад и имеет большие шансы победить. И эти имена известны и мы о них тоже будет говорить, те люди, которые создали «проект Обама». Поэтому, когда говорят о том, как американцы реагируют на мормонов…, ну, во-первых, давай скажем, кто такие мормоны. А то наши слушатели подумаю, что это какое-то ругательство. С прадеда мормона. Вообще, мормонская церковь – она создана была в Америке. Создал ее в 1830 году такой молодой американец пророк – самоучка Джозеф Смит. В чем суть самого учения? Он проповедовал, что Христос после воскрешения побывал в Америке и, что второе пришествие Христа – также будет в Америке, причем даже указал место – штат Миссури.

Н.АСАДОВА – Причем, сам Джозеф Смит проповедовал в штате Нью-Йорк.

М.ГУСМАН – «Но, Христа, – он сказал, – надо ждать в Миссури». Так вот, сегодня американская мормонская церковь насчитывает по самым скромным подсчетам более 6 миллионов человек. Причем, число их растет. Они открывают приходы в самых разных странах: в Азии, Африке, Южной Америке, есть они, кстати, и в России и на Украине. А наш сегодняшний герой – кандидат в президенты Республиканской партии, пока еще не официальный, но уже, как бы, де-факто – Митт Ромни – он был в качестве миссионера во Франции, создавал там приходы.

Н.АСАДОВА – Давайте немножко про мормонов. Я скажу пару слов. Что мне понравилось: мормонское учение – оно, как бы декларирует отношения между богом и цивилизациями доколумбовой Америки. И там, действительно практиковалось многоженство, и прадед Митта Ромни был многоженцем, но надо сказать, что в восьмидесятых годах…

М.ГУСМАН – У него было два прадеда. У одного было 12 жен, а у другого -аж 13!

Н.АСАДОВА – В Америке не так долго терпели это многоженство мормонское. В 80-х годах 19-го века уже началось гонение на них. США стали принимать законы против этого, и его прадед был вынужден бежать, как и многие мормоны в страны Латинской Америки.

М.ГУСМАН – Вот, основатель мормонской церкви Джозеф Смит имел, ни много ни мало – 30 жен. Это была его, как это сейчас принято говорить – фишек.

Н.АСАДОВА – И только дед нашего героя Митта Ромни вернулся в Америку, и у него уже была одна жена. Собственно возвращались те мормоны, которые приняли законы США и отказались от многоженства.

М.ГУСМАН – Буквально еще добавлю про мормонов. Я в середине 80-х годов был в командировке в Вашингтоне около двух месяцев. И гостиница, где я жил – она была рядом с очень крупной мормонской церковью. Я, возвращаясь домой, туда заходил – там красивые, такие службы, подружился с несколькими членами этой общины мормонской, бывал даже у них в гостях дома. Это таки правильные, строгие, семейные устои. Очень жесткие семейные устои. Очень начитанные – они почти все гуманитарии. Они себя реализуют, как правило, в гуманитарной сфере. Очень любопытные люди, причем все здоровые, ведут здоровый образ жизни: не курят, не пьют. В общем, такие, правильные люди.

Н.АСАДОВА – Можно я здесь небольшую рекламу сделаю?

М.ГУСМАН – Мормонам?

Н.АСАДОВА – Не мормонам, а скорее мультику «Южный парк», где есть замечательная серия про мормонов. Там в гротескном виде, но очень точно про мормонов все описывается. Давайте перейдем к биографии. Уиллард Митт Ромни – родился 12 марта 1947 года в Детройте.

М.ГУСМАН – Это штат Мичиган. Это такая промышленная столица США. Это центр автомобилестроения.

Н.АСАДОВА – И там большая мормонская община была. Надо сказать, что мормонская община – она в основном в штате Юта, в Иллинойсе, в Аризоне – вот, там.

М.ГУСМАН – Митт Ромни родился в простой семье. Его отец – принято говорить, что его отец губернатор штата Мичиган и…

Н.АСАДОВА – Крутой кризисный менеджер.

М.ГУСМАН – Да. Надо иметь в виду, что родился он не в семье губернатора и не в семье крутого менеджера, президента крупной компании, а он родился в семье простого плотника, без высшего образования. Он продавал краски. У него была лавка и этот человек – отец Митта Ромни, нашего сегодняшнего героя – плотник без образования в итоге стал губернатором одного из крупных и важных для Америки штатов, как Мичиган.

Н.АСАДОВА – Важно сказать, что папа его стал не просто губернатором, как любой политик может стать каким-нибудь губернатором, а он в свое время спас автомобильную промышленность США, за что вошел в историю, его лицо украшало обложку журнала Тайм. Действительно, он был, наверное, одним из самых крутых менеджеров своего времени.

М.ГУСМАН – Надо сказать, немного забегая вперед, что в этом же качестве себя через много лет проявил Митт Ромни, когда спас подготовку олимпиады в Солт-Лейк-Сити.

Н.АСАДОВА – Это действительно так. Митт Ромни – у них была многодетная семья, как у них у всех - мормонов. Даже когда одна жена – детей у них все равно много. Он учился в школе. Понятно, что в семье огромное внимание уделялось воспитанию. Мормонские семьи много очень занимаются своим детьми. Конечно, он ходил в церковь с малолетства и был настолько набожен, что, когда вырос, закончил школу, он отправился с миссией во Францию, в Европу, чтобы там проповедовать учение своей церкви.

М.ГУСМАН – Тут надо добавить одну деталь. Маленькая, такая врезка в наш разговор. Почему я люблю, когда у нас программа бывает про американских политиков, особенно, кандидатов в президенты, потому что в период этой самой предвыборной гонки столько вываливается про них всяческой информации, они настолько становятся транспарентны, прозрачны. Каждый час его жизни, каждая деталь его не только чистого, но и другого любого белья проветривается перед всеми так, что ничего не утаишь.

Почему я об этом вспомнил, потому, что, когда Митт Ромни был старшеклассником, он, как рассказывают его товарищи, который активно опрашивают журналисты: где он учился, с кем он учился. Парень, такой - немножко злюка такой, потому что известна история, когда он одного из своих друзей, одноклассников, которого звали Джон Лаубер - тихий неприметный парень как-то вернулся с каникул и покрасил волос свой в блондинистый цвет с длинными прядями волос. И Митт Ромни тут же стал его так, немножко травить и в итоге они, как-то набросились на парня – держали его, а Митт Ромни ножницами ему обрезал волосы. А потом выяснилось, что этот парень был геем. По нравам тех лет, это было значительно менее популярно, чем в нынешней Америке, но это Ромни припомнили.

Сейчас это тоже гуляет по всякого рода комментариям в газетах, что он такой парень, скажем так – недобрый. И, действительно мормоны плохо относятся к людям нетрадиционной ориентации. Это та поляна, если можно так выразиться, которая активно…. Вот, недавно Обама своим заявлением, что он выступает за разрешение однополых браков, тем самым как бы поляризовал эту часть электората. То есть, все кто традиционалисты – они за Ромни; те, кто более толерантные, кто принадлежат к сообществу нетрадиционной ориентации – они, конечно, сейчас целиком за Обаму.

Н.АСАДОВА – Давайте пару слов скажем про образование Митта Ромни. Как мы уже говорили, он учился в Стэнфордском университете вначале. Потом уехал во Францию, затем он возвращается из Франции и поступает в Университет Бригама Янга, его он оканчивает с дипломом бакалавра гуманитарных наук, и после этого он уже учится в Гарвардском университете. В 75 году он получает степень доктора права и магистра делового администрирования. МВА, что называется.

М.ГУСМАН – Очень важный момент, который наши слушатели, может, даже не очень принимают, поскольку у нас нет этой практики: он после получения образования, стал соучредителем инвестиционной компании и очень быстро сколотил достаточно серьезный капитал. На сегодняшний день капитал Митта Ромни оценивается под 300 миллионов долларов.

Н.АСАДОВА – Он так же, как его отец оказался очень эффективным бизнесменом.

М.ГУСМАН – Талантливый бизнесменом. Сегодня, когда речь идет о кандидате в президенты, то американцы рассуждают, что вот, этот человек с нуля сколотил собственный капитал, своей головой, своей инвестиционной компанией. Смог сделать большие деньги, в отличии от Обамы, который совсем небогат. То есть, в условиях кризиса – я к чему веду – экономического, в условиях того, что, как прогнозируют аналитики, может ждать Америку в экономике – американцы думают: «А, кто нам нужен во главе страны? Человек, который умеет разбираться с деньгами, управлять капиталом, инвестиционными компаниями, как Митт Ромни. Или человек, который может быть вполне прекрасных сенатор, но в экономике…, и собственный капитал не смог собрать». Как ни странно эта деталь личной жизни Ромни и его финансового благополучия, как раз играет ему сильно на руку.

Н.АСАДОВА – Давайте расскажем, что еще на этом этапе жизненном, он познакомился со своей женой. Расскажите, как это было.

М.ГУСМАН – Тут еще до того, как мы перейдем к его жене…

Н.АСАДОВА – Это просто очень важная часть жизни любого мормона и Митта Ромни в частности.

М.ГУСМАН – Надо сказать, что у них семья замечательная. На сегодняшний день ни много, ни мало – 16 внуков и 5 сыновей. Его жену зовут Энн Дейвис – она тоже из мормонского прихода. Мормон – они это декларируют – женится на мормонке. Если мормон выбирает женщину не этого же направления христианства, то, как правило, уходит из прихода, потому что - это нарушения традиций. А они уже много лет вместе. 5 сыновей и 16 внуков – это серьезная заявка и можно сказать, - достойный член прихода. Я хочу сказать о том, что он пришел в политику, а об этом можно говорить - уже полпередачи проговорили, а еще не пришли к его политической жизни – достаточно поздно. Реально подошел к попытке начать политическую карьеру в 94 году. То есть, ему было уже под 50.

Н.АСАДОВА – Ну, зрелый мужчина, зрелый семьянин. Успешный бизнесмен.

М.ГУСМАН – А Обама уже президент. Он действительно, много добился в бизнесе. Состояние есть. Отец уже губернатор. Есть такая, политическая опора, и он баллотируется в конгресс от штата Массачусетс. Здесь надо сказать, что у него было мало шансов, потому что это столица клана Кеннеди, и он проиграл недавно скончавшемуся…

Н.АСАДОВА – И надо помнить, что в те времена все-таки к мормонам всегда такое отношение…

М.ГУСМАН – Тут дело не в мормонах. Просто в Массачусетсе у Кеннеди выиграть было невозможно.

Н.АСАДОВА – Кроме того, он пытается от республиканской партии баллотироваться, против демократов и плюс еще против Кеннеди. «Черный мормон» – там много факторов собралось.

М.ГУСМАН – Но, за смелость он заслужил приз.

Н.АСАДОВА – А какой приз – мы расскажем сразу после новостей и рекламы на "Эхо Москвы».

НОВОСТИ.

Н.АСАДОВА – 21 час и 35 минут в Москве. Наргиз Асадова и Михаил Гусман в этой студии. И рассказываем мы сегодня про Митта Ромни – кандидата в президенты США от Республиканской партии. У меня тут вопрос задает Сергей: «Мормоны – это ведь не Амиши?» Нет – это не Амиши. Амиши – это тоже очень интересная секта, которая сейчас в США… Я была в их общине – это люди, которые уехали, бежали из Нидерландов, насколько я помню, и они никогда не были многоженцами.

М.ГУСМАН – Он неудачно баллотировался в Сенат в 94 году, но надо сказать, прежде, чем мы двинемся дальше, что пик популярности Митта Ромни попал, как раз на 99 год, когда готовилась олимпиада в Солт-Лейк-Сити – нам эта тема близкая по поводу зимних олимпиад. Так вот, там было очень много проблем: там было воровство, там была коррупция.

Н.АСАДОВА – Там не успевали достроить объекты.

М.ГУСМАН – Олимпиада была под угрозой срыва. Люди, знавшие Ромни давно…. Там проблема в чем? Там назначили его, я думаю, какие-то мормоны…

Н.АСАДОВА – Штат Юта – мы помним – это мормоны.

М.ГУСМАН – Да, это мормонский штат, но история умалчивает, кто рекомендовал Митта Ромни – железного менеджера на должность председателя подготовительного комитета…

Н.АСАДОВА – Причем, его назначили за год, что ли до олимпиады, то есть там было очень мало времени для того, чтобы навести порядок.

М.ГУСМАН – Но, он проявил чудеса работы в качестве кризисного менеджера. Покончил там с коррупцией, он ограничил расходы, он сделал серьезные преобразования. Более того – он сделал, то, что никто не ожидал: Игры в Солт-Лейк – Сити стали прибыльными. Что для американцев является потрясающим показателем.

Н.АСАДОВА – Но, не только для американцев – вообще, олимпийские игры редко, когда бывают прибыльными.

М.ГУСМАН – Летние еще -куда ни шло, а зимние, как правило – «концы с концами» в лучшем

случае. А тут, когда все ожидали провала – он смог сделать эти игры прибыльными, и тем самым стал достаточно популярным, известным человеком в Америке.

Н.АСАДОВА – Тут-то карта к нему и пошла. Политическая, в смысле…

М.ГУСМАН – Да. И он стал вот в этом самом демократическом штате Массачусетс, как мы говорили в 2002 году губернатором. И это тоже конечно, была большая его личная победа. Потому, что Массачусетс это: Бостон, это – мы уже говорили столица клана Кеннеди, и он стал там губернатором.

Н.АСАДОВА – Я хочу сейчас дать слово Наталии Мозговой – собственному корреспонденту «Гаарец» в США – она очень давно следит за Миттом Ромни четыре года тому назад президентскую компанию.

М.ГУСМАН – Мы тоже давно знакомы с Миттом Ромни.

Н.АСАДОВА – Вот, она рассказала о его отношении с женой и о том, как к нему относятся американцы.

М.ГУСМАН – Я думаю, что хорошие, раз у них пять сыновей.

Н.АСАДОВА – Наташа Мозговая:

Как можно охарактеризовать Митта Ромни?

- Долгие годы его можно было охарактеризовать, как кандидата манекенного типа, то есть, человека, который ходит в галстуках, совершенно неспособен пошутить, неспособен на импровизацию. Поэтому он очень в принципе старается быть осторожным, но видимо из-за того, что он так сильно старается – у него случаются такие проколы. Я много раз видела его на предвыборных ралли, как они называются. Есть часть официальная, когда он читает какую-то речь – он пытается сделать это коротко, но когда он начинает импровизировать…, ну, например, на одной встрече с избирателями с группой безработных, он решил пошутить и сказал: «Ну, я тоже безработный», при этом все знают, что речь идет о мультимиллионере – в общем, как-то это прозвучало, как говорят на сленге: «не в кассу».

Например, когда он выступал в Детройте, по-моему, он сказал, что у меня тоже есть машины американского производства. Вот, у моей жены – Кадиллак, у меня – джип, ну, и так далее. Естественно, его публика в тот момент не впечатлилась тем, что кандидат понимает нужды народа. То есть, это на самом деле его основная проблема: слишком далек он от народа, поскольку все знают, что у его жены 12 лошадей и так далее. Естественно, в Америке считается, что быть богатым – ничего в этом зазорного нет, но при этом, когда Америка уже, в общем, несколько лет борется с экономическим кризисом – не очень красиво хвастаться своим богатством. Он, в принципе, делает это не специально – у него, как-то получается не нарочно, но не очень симпатично.

Вторая его основная проблема – это то, что он все-таки принадлежит к мормонской церкви, в которой, если я не ошибаюсь, около 30% американцев до сих пор относится с подозрением. Естественно, в те времена, когда Кеннеди, непонятно было, изберут его или нет, потому что он католик – да? Но, вот сейчас Митт Ромни – мормон и его поддерживает 84% мормонов, но мормоны – это примерно 2% населения США. То есть, это группа достаточно влиятельная, но не очень большая. Ну, и главное: ему никак не удается убедить даже республиканцев, что он честный кандидат, несмотря на то, что выглядит он, в общем-то, презентабельно и хорошо, даже республиканские активисты не могут его полюбить. Несмотря на то, что он последние 6 лет он потратил на достаточно трудоемкую компанию, процент его поддержки для кандидата, который в принципе считается официальным, относительно низок. То есть он неизбежный кандидат, но он не очень популярный кандидат.

Н.АСАДОВА – Это была Наташа Мозговая – собкор газеты «Гаарец» в Вашингтоне. Михаил Соломонович, вы хотели сказать про предвыборную кампанию.

М.ГУСМАН – Я, знаешь, что хочу сказать? Надо, чтобы наши слушатели имели представление о том, насколько боевая идет борьба. До нас какие-то отголоски доходят, доносятся, но на самом деле в своей борьбе за президентское кресло, надо сказать, что наши кандидаты нынешние, да и всегда, не гнушаются никакими средствами. Очень много лет назад – я хочу сделать маленькую ссылку, прежде всего, расскажу историю про, так называемую «собачью войну» по поводу Ромни и Обамы – так, вот, очень много лет назад, когда я был маленьким ребенком, который назывался в нашем переводе «Самый достойный», где главную роль играл великий американский актер Генри Фонда. Он даже показывался на одном из Московских фестивалей. Это фильм снят по пьесе очень известного американского драматурга Гора Видала – он сейчас жив, ему 86 лет. Речь идет, как раз о борьбе двух кандидатов в президенты. Одного из кандидатов, как раз играл Генри Фонда и этот фильм показывал, какие используются самые грязные приемы в поисках компромата друг на друга придуманного, фактического компромата, и как это вся эта подковерная борьба происходит.

Проходит 50 лет и вот в этом году буквально несколько месяцев назад опять в бродвейском театре вспомнили это старую, полувековой давности, пьесу Видала, рассказывающую о жуткой, грязной борьбе кандидатов за пост президента. Почему я про это вспомнил – потому, что сейчас то, что назвали собачьей войной, идет сейчас между Обамой и Ромни. А в чем там собственно, дело? Вдруг вспомнили…

Н.АСАДОВА – Что двадцать лет назад…

М.ГУСМАН – Что – двадцать! Тридцать лет назад! В 83 году во время отпуска Ромни с женой, с детьми поехал на автомобиле в Канаду и их любимый сеттер Симус в машину не влезал, просто не влезал. И они поставили клетку с Симусом – своим любимым ирландским сеттером на крышу. Путешествие долгое, контейнер, в котором ехала собака – больше 10 часов – она серьезно там намучилась от непривычной дороги, на крыше в контейнере. Собаке стало плохо. Собаку прохватил – пардон – понос. Но, тем не менее, Ромни не снял собаку с крыши – она дальше продолжала ехать на этой самой крыше…

Н.АСАДОВА – Живодер!

М.ГУСМАН – И вот, это стало причиной, того что он стал чудовищным живодером, что он враг собак и вообще всех животных. Более того – помнишь, я говорил о людях, которые создавали Обаму? Вот, сейчас один из них – советник Обамы, известный человек в американском истеблишменте, советник в Белом доме Дэвид Аксельрод выложил в Твиттере фото Абамы, где он в машине, в лимузине обнимает своего любимого пса – любимый пес страны по имени Бо. То есть, вот, Ромни - мучил собак, а вот, наш сегодня Обама - собак обожает. И, дальше подпись: «Вот, как настоящие любящие хозяева перевозят своих собак» - написал Дэвид Аксельрод в Твиттере про Обаму. Но, тут люди Ромни, так сказать, сконцентрировались: «Как же мы ответим гражданину Аксельроду и его шефу Обаме на этот собачий выпад?» И они нашли. Они нашли цитату самого Барака Обамы в его известной автобиографической книге «Мечты моего отца» - известной книге, в Америке ее практически все читали…

Н.АСАДОВА – Даже и России - я, например, читала.

М.ГУСМАН – …и в России читали, совершенно верно, и я ее читал - где президент Обама признавался, что в детстве он ни много, ни мало – попробовал мясо собаки. И тут уже с этой стороны повалилась куча карикатур, всякого…, где Обама ест собак. Одна карикатура такая: Обама выходит, а все собаки попрятались, из-за угла выглядывают: не съест ли их Обама.

Н.АСАДОВА – Обама просто в Восточной Азии жил…

М.ГУСМАН – Более того, ему прислали в Твиттер рецепты приготовления собачьего… и так далее – вы можете себе представить? Жуткая история! Мы смеемся – а это всерьез обсуждается.

Н.АСАДОВА – Я могу себе представить, потому что я освещала выборы президентские в США.

М.ГУСМАН – Ну, да – тебя собачьим мясом не удивишь! Но, тем не менее – это очень наглядный пример того, какие используются - назовем так – технологии для того, чтобы скомпрометировать противника.

Н.АСАДОВА – В 2008 году – я не знаю, насколько это была технология или нет – я точно могу сказать, что Митт Ромни сошел с гонки президентской, когда разгорелась история, скандал вокруг мормонов. Не помню, в каком штате обнаружили какое-то поселение мормонское, где до сих пор практиковалось и многоженство, и какие-то страшные другие вещи. Эти женщины мормонки бежали из этой общины, и они приходили в телеканал CNN и рассказывали, как им там тяжело жилось: их склоняли к сожительству с главой общины и так далее.

М.ГУСМАН – Когда это было?

Н.АСАДОВА – В 2008 году.

М.ГУСМАН – Так вот, вопрос в том, что – сегодня об этом говорил Троицкий, Наташа из «Гаарец» – мы знаем только вершину айсберга, когда говорим о лидерах республиканской партии. Вообще, интересно было бы сказать, что такое Республиканская партия, Демократическая партия. Так вот, серьезные люди этой партии, которых никто не знает, мало кому известны – только людям, которые интересуются – они бы никогда не помогали бы Ромни стать кандидатом от их партии, если бы они не были уверены в том, что сегодня отношение потенциально к Ромни, как представителю мормонского направления христианства, все-таки будет более благосклонно, чем несколько лет назад. Хотя, для того, чтобы его сбросить с коня, используют такое заявления, которое для американцев звучало не очень хорошо: «Я люблю увольнять людей, которые на меня работают». Причем, не личных там водителей, а он имел в виду, что он в компаниях, которыми он руководил – там речь идет о тысяче людей – менял людей, менял сотрудников для того, чтобы компания была успешной. Полностью обновлял состав сотрудников, но эта фраза, что «Я люблю увольнять людей» его преследует, как политического, такого садиста. Что он человек, который ни перед чем не остановится, людей выбросит на улицу.

Н.АСАДОВА – Пойдет по головам.

М.ГУСМАН – Да, пойдет по трупам.

Н.АСАДОВА – Нас Дмитрий спрашивает: «Митт Ромни будет правее Маккейна?» Вы, как знаток Республиканской партии…

М.ГУСМАН – Нет, вот - очень хороший вопрос Дмитрия, потому что как раз главное, в чем обвиняют Митта Ромни – что он недостаточно консервативен, особенно на фоне популярной Чайна-партии, на фоне крайне популярного Макейна…

Н.АСАДОВА – Почему Чайна – пока нет китайской партии в Америке.

М.ГУСМАН – Tea Parties, конечно – это смешно. Так вот, его обвиняют именно в том, что он недостаточно консервативен. По-нашему – недостаточно реакционен. Известное сегодня, о котором говорилось – заявление Ромни антироссийского направления – это, конечно, такой пас в сторону ультраконсерваторов, чтобы показать, что «я такой крутой, весь из себя жесткий, и России покажу и всем покажу!». Я склонен, все же рассматривать это заявление, как предвыборную риторику. Конечно, если он станет президентом, я думаю, что он будет гораздо умереннее не только в своих словах, но и в своих действиях.

Н.АСАДОВА – На мой взгляд, он стал фаворитом гонки от республиканской партии. И, вообще, сейчас идет наравне с Обамой по одной причине: потому, что его конек – это экономика, его конек – это кризисный менеджмент, это то, что нужно сейчас американцам и Соединенным Штатам Америки. Поэтому делается упор на это.

М.ГУСМАН – И разочарование в Обаме. К сожалению, очень сильно американцы разочаровываются – даже его сторонники поклонники – потому, что он ничего не предлагает, у него нет такой реальной повестки дня для американцев. По его реформе здравоохранения, которую Ромни всячески критикует – она вызывает много вопросов. Обама хорошо сказал про Ромни. Он называл его снобом: «У нас с Миттом Ромни много общего, - сказал Обама, – мы оба думаем, что наши жены лучшие половины». Как принято считать, что Обама такой - подкаблучник, то это особо значимо заявление. «Оба мы получили знания в Гарварде. Я – одно, а он – два»

Н.АСАДОВА – Да. Обама – юрист, а он бизнес-администратор.

М.ГУСМАН – Так, что он сноб – вот, характеристика Обамы своего оппонента.

Н.АСАДОВА – А для чего говорится, что Обаме всегда было трудно завоевать симпатии «синих воротничков» Америки – то есть, рабочего класса. Его все время обвиняли в «элитизме» и все такое. Так вот, Ромни с подачи Обамы тоже трудно завоевать будет симпатии «синих воротничков», потому что он тоже получил хорошее образование, он сын губернатора и тоже «элитист».

М.ГУСМАН – Еще очень важная вещь. Я очень люблю обращать внимание на детали. Как известно, предвыборную кампанию обоих кандидатов сопровождают разные рекламные ролики. Так вот, самый первый предвыборный ролик Митта Ромни рассказывал о том – и это было очень хорошо придумано – что, вот, бывший губернатор штата Массачусетс Митт Ромни становится президентом, и что он делает в первые же часы своего президентства? Он заявил о том, что немедленно разрешит заблокированное Бараком Обамой строительство нефтепровода "Кистоун Экс-Эл" – это нефтепровод, который соединяет Канаду с американский побережьем Мексиканского залива, что приведет к созданию тысяч рабочих мест. 30-секундый ролик. Первый ролик, о чем говорит? О самом больном: «Первое, что я сделаю – это начну создавать в условиях кризиса, в условиях безработицы новые рабочие места». Это очень точная была, продуманная история. Он обещает понизить налоги, заменить реформу здравоохранения. То есть, отказаться от обамовской истории, потому что, действительно, реформа Обамы большую часть населения оттолкнула от Обамы.

Н.АСАДОВА – С другой стороны там такая ситуация в здравоохранении, что она, действительно, требует реформ – может не таких, как Обама предложил, но, тем не менее, так оставлять, как это было… Не зря люди надеялись на Обаму, что он что-то поменяет в лучшую сторону. Проблема есть.

М.ГУСМАН – В том-то и дело. Проблема реальная. Тут еще очень важная история связана с тем, что Ромни популярен у такой категории населения: испаноязычные эмигранты, кубинские эмигранты. Как правило, русскоязычное население Америки голосует за республиканцев.

Н.АСАДОВА – Я тоже давно заметила, большинство людей уехали из Советского Союза сразу после развала и, конечно, такая прививка от левацких настроений серьезная была нашему населению сделана, поэтому Обама считатеся таким, леваком на американской политической сцене.

М.ГУСМАН – Но, Обама по своим воззрениям очень близок к таким традиционным социалистам.

Н.АСАДОВА – Именно поэтому он не очень симпатичен выходцам из России и Советского Союза. И, поэтому они, в основном республиканцы.

М.ГУСМАН – Так у нас в финале, как всегда, американской предвыборной гонки будут два представителя двух партий. Демократической – представителем которой будет Обама, и Республиканской – представителем, которой будет Митт Ромни. Интересно то, что эти партии представляли разное количество американских президентов. Президентов республиканцев все-таки больше, чем демократов, но первое время после создания Республиканской партии практически до начала 30-х годов 20-го века с начала Гражданской войны в Америке была фактически правящей – 11 президентов было республиканцев и только 3 демократа.

И надо не забывать, и это тоже нужно знать, что великий Авраам Линкольн – человек с безоговорочным авторитетом у всех абсолютно американцев, вне зависимости от их взглядов, убеждений и партийной принадлежности – был все-таки президентом от Республиканской партии. Первый президент Америки и он подписал Республиканскую партию. Вот, верность, так сказать заветам Линкольна – это то, что находится на знаменах республиканцев. Известно, что их символ – слон, в отличии от демократов, у который символ – осел. Кстати говоря, эти символы пришли в партии достаточно случайно. Слон, например, взят из карикатуры известного художника Томаса Наста, которая была опубликована - аж 1874 году и по идее этого Томаса Наста – он слоном пытался олицетворять приверженность республиканцев консервативных взглядов.

Н.АСАДОВА - Да - такой неповоротливый, устойчивый.

М.ГУСМАН – Ну, что самое удивительно и что мало кому известно – у каждой партии есть своей цвет – у Республиканской партии цвет красный. То есть, они, хотя далеки от социализма – у них цвет красный. У них должен пройти официальный сороковой съезд в городе Тампе – это в конце августа 27-30-го этого года – это штат Флорида, где собственно говоря, официально Митт Ромни будет провозглашен кандидатом от Республиканской партии.

Н.АСАДОВА – Кто, вы думаете, будет вторым кандидатом. Вице-президентом?

М.ГУСМАН – Каждый божий день за последние несколько недель, все больше людей почему-то вспоминают Кандолизу. Ну, это был бы очень сильный ход. Она афроамериканка, женщина, достаточно нестарая…

Н.АСАДОВА – И популярная.

М.ГУСМАН – И популярная и имеющая большой политический опыт. Это было бы со стороны Ромни…, тут очень много звезд должно сойтись, которых мы знаем и, которых мы не знаем…, но то, что…

Н.АСАДОВА – Колин Пауэлл – прекрасно было бы.

М.ГУСМАН – Ну, он уже в возрасте. Это ему не нужно. А вот Кандолиза…. Я вот думаю, что это где-то рассматривается: может ею, может Ромни – там идет очень серьезная аналитическая работа, чтобы кандидат в вице-президенты добавил. И, кто будет официальным вице-президентом у самого Обамы? Останется ли Байден или будет кто-то другой? Но нам это предстоит узнать только 6 ноября 2012 года в первый вторник после первого понедельника ноября месяца високосного года, когда по Конституции Соединенных Штатов проходят выборы президента.

Н.АСАДОВА – Хорошо сказал Михаил Гусман – первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС. С вами были: Наргиз Асадова и Михаил Гусман. Сейчас мы с вами прощаемся, до следующего четверга.

М.ГУСМАН – Всего доброго!

в


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025
Сейчас в эфире
«Будем наблюдать» с Алексеем Венедиктовым
Далее в 14:00Все программы