Купить мерч «Эха»:

Варфоломей I, патриарх Константинопольский - Михаил Гусман - 48 минут - 2014-01-07

07.01.2014
Варфоломей I, патриарх Константинопольский - Михаил Гусман - 48 минут - 2014-01-07 Скачать

Д.ПЕЩИКОВА: Докучать московским прохожим вопросами о Варфоломее I в новогодние каникулы оказалось занятием не самым благодарным. Из тех, с кем мне все же удалось поговорить, рассказать о нем не смог никто. Добиться хоть какого-то результата помогли наводящие вопросы и портрет нашего героя. Парадная фотография сразу же позволила догадаться о его роде деятельности. Но некоторые идеи прохожих оказались в корне неверными. Так, например, декоратор Ольга с уверенностью заявила, что Варфоломей I наш соотечественник.

ОЛЬГА: думаю, это русский человек, потому что у него русская внешность. Лет 60, думаю, это православный какой-то деятель. Судя по его украшениям, золотым аксессуарам, у него довольно высокий пост и достаточно давно он в этом чине, и он россиянин, 100%.

Д.ПЕЩИКОВА: Студентка Виктория же решилась предположить, какими личными качествами может обладать такой деятель. И он ее, надо сказать, впечатлил.

ВИКТОРИЯ: Человек внушает доверие, мое доверие. Думаю, он очень властный, судя по его украшениям.

Д.ПЕЩИКОВА: Менеджер Антон, в свою очередь, взялся порассуждать о нашем герое, проанализировав одно лишь его имя. Во многом оказался прав, но под конец все же ошибся.

АНТОН: Такого имени не слышал. Мне кажется, оно должно принадлежать какому-то человеку, который принадлежит к святым, возможно, к священникам, возможно даже к действующим. Мне кажется, это, скорее всего, христианская какая-то церковь, или православная, или католическая. Скорее всего, это РПЦ.

Д.ПЕЩИКОВА: Оценщик Анастасия, хотя о самом патриархе Варфоломее I ничего не слышала, смогла сказать несколько слов о значении Константинопольской православной церкви в истории.

АНАСТАСИЯ: По-моему, это одна из старейших церквей православных, это истоки нашей церкви. Может быть, сейчас это не настолько понятно всем, но раньше, когда у нас патриарха не было, этот патриарх распространял на нашу территорию свои полномочия.

Д.ПЕЩИКОВА: К рассказу Анастасии новые деталей добавил юрист Игорь. А еще напомнил о том, что Константинопольской церкви приходится существовать среди мусульман.

ИГОРЬ: Изначально было несколько Римов. Это был Первый Рим, Второй Рим Константинополь, и Третий Рим это Москва. Поэтому ее нахождение в Константинополе или нынешней Турции является историческим. Естественно, я подозреваю, есть проблемы между православной церковью и мусульманской. Однако там они не настолько радикальны по той простой причине, что да, большинство населения исповедует ислам, однако он не носит столь выраженного характера, как, например, в Азербайджане, либо Арабских Эмиратах.

Д.ПЕЩИКОВА: В том же ключе высказалась и художник Валерия. При этом она считает, что роль Константинопольского патриархата сейчас не так велика.

ВАЛЕРИЯ: Ясно, что в Турции проживают сейчас в большинстве своем мусульмане, и православное ответвление там достаточно слабо. Но патриарх у них есть.

Д.ПЕЩИКОВА: Многим, впрочем, ничего не было известно не только о Варфоломее I, но и вообще о том, что в Константинополе есть православная церковь. Хотя отсутствие таких знаний прохожих не особо печалило.

Н.АСАДОВА: Добрый вечер, это программа «48 минут», у микрофона Венедиктов, Наргиз Асадова и Михаил Гусман. Сегодня православный мир отмечает Рождество. Когда мы говорим «патриарх», то все представляют себе нашего патриарха, Кирилла, поэтому у нашего корреспондента Дарьи Пещиковой была достаточно сложная задача на московских улицах. Не самая известная персона в России, патриарх Константинопольский Варфоломей Первый, который претендует на название «вселенского патриарха» в православном мире.

О.Георгий рассказал нам про взаимоотношения православной церкви русской и к константинопольского патриарха, не такие уж простые отношения складываются у патриарха Варфоломея с другими церквями и государствами. В частности, довольно сложные, интересные отношения складываются с США и с американской православной общиной.

В январе 2004 г. патриарх Варфоломей посетил республику Куба и осветил первый на острове православный храм. В ходе своего визита он осудил эмбарго Кубы со стороны США, и как вы догадываетесь, это вызвало бурную негативную реакцию у довольно большой и влиятельной кубинской диаспоры в США, очень большой критике подвергся Варфоломей, и тут мы должны помнить, что самая большая диаспора в его епархии как раз греческая община США.

Но при этом патриарх Варфоломей говорит, что он хотел бы, чтобы было объединение всех церквей. И в ноябре 2005 г. он выслал приглашение, чтобы к нему в Стамбул приехал Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый. И этот визит состоялся в ноябре 2006 г., хотя надо отметить, что Бенедикт Шестнадцатый не первый первосвященник Рима, который побывал в Турции с визитом. До него, в 67-м году, там побывал Павел Шестой и в 1979 г. Иоанн-Павел Второй.

Конечно, в ходе последнего визита Бенедикта Шестнадцатого в Стамбул, Варфоломей Первый выступил с дипломатическим примирительным выступлением, сказал, что скорбит, что две церкви еще не соединены. Прерываемся на новости и рекламу и возвращаемся в студию.

НОВОСТИ

А.ВЕНЕДИКТОВ: Сегодня мы говорим о патриархе константинопольском. Думаю, что многие наши слушатели даже и не знают, что в Константинополе есть свой патриарх и что вообще он не константинопольский, а всемирный.

М.ГУСМАН: Вселенский. Назовем точно его титул, - 232-й Святейший архиепископ Константинополя, Нового Рима и Вселенский патриарх – с 22 октября 19991 г.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Хочу обратить внимание, что он в своей линии 232-й. Наверное, кроме Римских Пап у нас такой длинной линии еще не было, по должности.

М.ГУСМАН: Пожалуй.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Но сначала мы поговорим, кто это и что это, какую роль играет патриаршество. Андрей Золотов, главный редактор журнала «Раша профайл», специалист по проблемам РПЦ.

А.ЗОЛОТОВ: Значимость фигуры патриарха Константинопольского, прежде всего, определяется значимостью кафедры, которую он занимает. Это первая по чести кафедра в христианском православном мире, кафедра столицы Византийской империи, затем столицы Османской империи на протяжении многих веков.

Что касается личности самого патриарха Варфоломея, надо сказать, что он в значительной степени повысил авторитет этой кафедры и консолидировал ее положение в православном мире - до такой степени, что его даже некоторые обвиняли в папистских тенденциях - чтобы превратить эту кафедру из символически-первой в реально первую - в том, что касается управления православными церквями всего мира.

Конечно, надо сказать, что патриарх Варфоломей обладает большим личным духовным авторитетом, огромным символическим авторитетом, прежде всего, в греческом мире. По традиции, идущей из Османской империи, патриарх Константинопольский это глава всех греков. И греки всего мира, независимо от того, к какой из греческих православных церквей, собственно, Константинопольской или к Александрийской, или к Элладской церкви они относятся, они его признают, безусловно, первым.

Надо сказать, что авторитет Константинопольского патриарха, если и проистекает исторически из Константинополя, то фактически сегодня его положение в Турции, в общем, весьма унижено. И сама Константинопольская церковь насчитывает несколько тысяч греков, оставшихся в Стамбуле и на некоторых островах.

Главная финансовая и политическая база патриархата – это, конечно, прежде всего, греческая община США, и в той степени, в какой греческая община может оказывать влияние на политический истэблишмент США, в такой степени и правительство США, политический вес США.

А.ВЕНЕДИКТОВ: В общем, это фигура очень древняя – не имею в виду нашего конкретного патриарха

М.ГУСМАН: Сам титул очень древний.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Да, он 232-й в этом ряду. Николай Троицкий тоже изучал патриарха и написал парадный портрет.

Н.ТРОИЦКИЙ: Патриарх Варфоломей Первый называется пышно и по-восточному красиво: Его Божественное Всесвятейшество, Архиепископ Константинополя, Нового Рима и Вселенский патриарх. То есть, своего рода Папа Константинопольский и видимый глава Православной церкви.

Да во многих титулах многие печали. И носителем этих громких духовных званий и их пастве пришлось вынести много веков бесправия и гнета со стороны султанов Османской империи. А еще постоянно вносили сумятицу многочисленные раздоры, как с католиками, так и со своими собственными собратьями по православию.

Угнетения больше нет, хотя светское правительство Турции не желает признать вселенский статус местного патриарха. Этот статус по-гречески называется «экуменикус» и Владыка Варфоломей унаследовал от предшественников самый деятельный и активный экуменизм – стремление к воссоединению христиан западного и восточного толка.

Что совсем не нравится иерархам московского патриархата, отчего раздоры по-прежнему продолжаются. То и дело вспыхивают имущественные или территориальные дрязги, слишком явно напоминающие спор хозяйствующих субъектов, а не конфессиональные или духовные разногласия.

В этой сложной ситуации церковного раздрызга Варфоломей первый демонстрирует чудеса дипломатии, он идет по грани, как по лезвию бритвы между Западом и Востоком. Москвой и Ватиканом, между Азией и Европой, между унией и разладом, умудряясь поддерживать по всем азимутам хорошие отношения.

Он не может объединить несоединимое, но старается удержать равновесие. Помогает Турции вступить в Евросоюз, помогает РПЦ усмирить украинских раскольников, помогает Римскому Папе в борьбе за мир во всем мире. И хоть нет у него ведомства сродни министерству и возможности по-византийски дружить с властями предержащими, а приходы и паства разбросаны по всему свету, он сумел занять прочные политические позиции, оказался необходимым и даже попал в список ста самых влиятельных людей мира.

А.ВЕНЕДИКТОВ: И вот пришло время поговорить о начале его жизни, его биографии.

М.ГУСМАН: Кто этот человек – вселенский патриарх.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Да, это все-таки человек.

Н.АСАДОВА: Родился он 12 марта 1940 г.

М.ГУСМАН: Стоп. Здесь есть принципиальное расхождение. По всем нашим официальным источникам он родился 12 марта, но хочу сообщить, что по источникам, если открыть сайт патриархии, то он родился 29 февраля. В високосный год. И в этом году, когда ему исполнилось 70 лет, он не мог его отметить, поскольку год не високосный. Более того, в одном из поздравлений к его юбилею было пожелание, чтобы он прожил еще 10 лет и уже 80-летие отметил с полным основанием, 29 февраля. 12 марта – это ошибка.

Н.АСАДОВА: То есть, юбилей не задался? Он родился на турецком острове Имврос. Надо сказать, что он гражданин Турции, и даже служил в турецкой армии.

М.ГУСМАН: Но он грек. В миру он Дими́триос Арходо́нис,

А.ВЕНЕДИКТОВ: Напомню, что часть островов, которые когда-то были греческими, входят в состав турецкого государства. Он этнический грек, у него православная семья, но родился он в Турции.

Н.АСАДОВА: А школу закончил в Стамбуле.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Подожди.

М.ГУСМАН: Он родился в маленьком селе, где была одна кофейня и одна парикмахерская, и всем этим владел его папа.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Самое главное для таких людей, в общем, из глухой провинции турецкого государства, а я напомню, что только закончилась война, когда мальчик пошел в школу, Вторая мировая.

М.ГУСМАН: Село было сугубо греческое, хоть и на турецком острове и называлось Айос-Теодорос, всего там было несколько семей, но все грехи. Кстати, остров по сей день принадлежит Турции.

А.ВЕНЕДИКТОВ: И он правился в школу, затем переехал в Константинополь.

Н.АСАДОВА: Стамбул, современное название.

М.ГУСМАН: Но учился он все-таки в Константинополе. Он поступил не просто в богословскую школу, а очень известную школу на острове Хейбелиада. Из нее вышло много православных богословов и иерархов. Это считается классическая школа греческого направления православия.

Н.АСАДОВА: И до сих пор Варфоломей первый пытается добиться от турецких властей, чтобы эту школу восстановили.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Итак, он рукоположен, становится дьяконом. А дальше очень интересная история, потому что в качестве дьякона он служит в турецкой армии. Это интересно.

М.ГУСМАН: Но проходил он не срочную службу. Фактически он проходил службу резервиста.

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть, с ружьем не ходил.

М.ГУСМАН: И не ходил в строю. Это форма резерва - он был в запасе, но в лагерях.

Н.АСАДОВА: А в тот момент в Турции был всеобщий призыв?

А.ВЕНЕДИКТОВ: да, это 1062 гг.

М.ГУСМАН: Но реальной казарменной службы он не проходил.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Слушатели отмечают, что разница в датах рождения - собственно, это разница между григорианским и юлианским календарем, это ровно те самые 13 дней в 20 веке.

М.ГУСМАН: Есть еще масса календарей, но я склонен определять дату рождения человека по тому, как он сам эту дату определяет. Если он сам определил свою дату 29 февраля, то пусть так и будет.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Итак, он отслужил в армии, а затем?

Н.АСАДОВА: Уехал учиться в западные университеты. Он учился в Швейцарии, германии, в Мюнхене он изучал церковное право. И важно, что он учился в григорианском папском университете, а это католический университет, а он православный. И это очень интересно, потому что мы знаем, что Варфоломей экуминист, то есть, человек, который выступает за признание всех церквей друг друга.

М.ГУСМАН: Вообще он сторонник связей христианских церквей и всю свою пасторскую жизнь посвятил этому. И показывал замечательные успехи в науках – он владеет 7 или 8 языками свободно.

Н.АСАДОВА: Греческим, латинским, английским, французским, итальянским, немецким и туристом.

А.ВЕНЕДИКТОВ: И древнегреческим.

М.ГУСМАН: В своих беседах он очень часто переходит с одного языка на другой.

А.ВЕНЕДИКТОВ: И даже не замечает. Люди отмечают, что в свои 70 он действительно очень живо говорит на том языке, на котором говорит его собеседник, а он является собеседником очень многих руководителей крупных государств – он говорит с ними без переводчика.

М.ГУСМАН: Когда он вернулся в Константинополь после обучения в Западной Европе, в коцне 60-х, он отправился в школу, которую закончил в Халке, и которую он патронирует всю свою жизнь и был назначен на должность достаточно скромную – помощника декана этой теологической школы. Но эта его альма-матер помогла ему в будущем, потому что именно там он и был возведен в 1969 г. в сан священника, в 41 год.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Мне кажется важным напомнить, что его предшественником э на этом посту является апостол Андрей, как известно, - это важно, потому что когда он был рукоположен в священники, через 6 месяцев он был назначен архимандритом патриаршей церкви апостола Андрея.

М.ГУСМАН: Тут есть важная вещь - именно за эти 6 месяцев Вселенский патриарх тогдашний, Афинагор, патриарх, который вместе с Римским Папой снял взаимные анафемы, существовавшие тысячу лет, он и взвел нашего героя в чин архимандрита. То есть, это практически совпало, - тот, кто его возвел, стал исторической фигурой, патриарх Афинагор.

Но в любой жизни должно быть везение, и думаю, что нынешнему патриарху Варфоломею повезло - патриарх Димитриос заметил молодого, способного и талантливого , высокообразованного молодого священника и сделал директором патриаршей Канцелярии, фактически руководителем своего аппарата, если переводить на светский язык.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Глава администрации.

М.ГУСМАН: Это достаточно весомая и влиятельная фигура.

Н.АСАДОВА: И занимал эту должность 18 лет.

М.ГУСМАН: Но он стал реально правой рукой патриарха Димитриоса, все эти 18 лет он был его тенью, что называется, то есть, он реально унаследовал престол вселенского патриарха.

А.ВЕНЕДИКТОВ: И в этот момент мы подходим к тому, что нам рассказал Георгий Завершинский, магистр богословия, руководитель Службы коммуникаций Отдела внешних верховных связей Московского патриархата, который встречался с ним в те годы, - Наталья Жукова брала у него интервью.

Н.ЖУКОВА: Что вы можете сказать о фигуре патриарха Константинопольского, может быть, в вашем общении вам удалось что-то такое выделить?

Г.ЗАВЕРШИНСКИЙ: Во время моего служения в Ирландии я встречался с патриархом в дубине, где он был с визитом, посещал приход, выступал с лекциями и проповедями, мне довелось с ним общаться достаточно близко и разговаривать. Могу сказать, что личное впечатление как о глубоко и высокообразованном человеке, который своим словом и присутствием, там, где он бывает, приносит согласие, мир. Одна из основных тем его лекций и выступлений это тема экологии, отношение человека и окружающего мира, окружающей среды, и эта его озабоченность понятна, - об этом говорить нужно и то, что это говорит Вселенский патриарх, это, конечно, воспринимается с большей серьезностью в мире.

Я как раз присутствовал на его лекциях и встречах, общался с ним, получил благословение в Дублине. И здесь в Москве я с ним встречался, но уже не было такой возможности, более личного общения.

Н.АСАДОВА: И в коцне наше передачи я бы хотела дать слово протодиакону Андрею Кураеву и хотела сказать спасибо о.Андрею за то, что он согласился принять участие в нашей передаче и ответить на наши вопросы.

Он рассказал нам о том, какую роль играет Константинопольская церковь в православном мире. Для нас это было очень интересно. Итак, Андрей Кураев.

Это был протодиакон Андрей Кураев.

Наша передача, к сожалению, уже подошла к концу, и мы поздравляем тех из вас, кто празднует Рождество Христово по православную календарю, с этим замечательным праздником.

А.КУРАЕВ: Православный мир это все-таки не мир католический. В православном мире нет единого административного центра управления всей церковью, у нас нет Римского Папы. Но при этом во времена турецкого османского владычества на Ближнем Востоке там политическая ситуация была такова – только в столице этой империи, Константинополе, Стамбуле, можно было решить какие-то вопросы.

Даже официально, с точки зрения турецкого законодательства, Константинопольский патриарх считался главой всей христианской общины Ближнего Востока, поэтому кафедры других патриархов на Востоке - Иерусалимского, Александрийского, - были в значительной степени управляемы из Константинополя, то есть, нередко Константинополь сам решал, кто там будет патриархом и этот человек нередко даже всю свою патриаршескую жизнь так, в Константинополе и проводил и не мог, в силу каких-то военных или иных невзгод доехать до своего места служения в далекую Александрию или Иерусалим.

В результате, конечно же, статус Константинопольского патриарха серди восточных его коллег резко изменился, стал гораздо выше, чем во времена Византийской империи. И в этом был некий парадокс – с одной стороны, унижение в целом христианского мира в Османской империи, и при этом определенное возвышение Константинопольского патриарха, и при этом на фоне откровенной продажности той патриархии, потому что были случаи, когда человек по 5-7 раз за свою жизнь покупал престол Константинопольского патриарха.

То есть, с одной стороны, падение морального авторитета, богословского, аскетического и при этом рост такого интриганского измерения в жизни этого патриархата. Это было достаточно болезненно.

Но затем, когда Османская империя отхлынула, начались возрождаться местные национализмы на Балканах – греческие, болгарские, сербские, албанские, румынские, и так далее. И в этих условиях очень точно о.Александр Шлеман сказал, что греки, кажется, до сих пор не в курсе, что Константинополь уже пал. То есть, удивительное совмещение национализма и мечты о восстановлении древней огромной империи, пусть не в виде политическом, но хотя бы в виде патриархии.

То есть, как, скажем, сердце русского обывателя утешает то, что русский балет впереди планеты всей, точно так же сердце греков утешает то, что православие это всецело наше, мы этим всем управляем.

Поэтому очень непростые сейчас отношения. Знаете, это некое чудо. Я считаю, в мировой истории – то, что в мире православия пока еще не прошел великий межэтнический разлом между греческим и не-греческим православием.

Скажем, раскол между православием и католичеством это раскол между греческим началом и римским. Раскол между протестантами и католиками - это раскол между скандинаво-германским началом и романским. И удивительно, что пока еще, грубо говоря, славяно-греческое единство в церкви все-таки есть.

Но если будут предъявляться миру вновь и вновь претензии на то, что мы управляем всем миром, - а именно эти претензии слышны от Варфоломея. Его позиция такова: весь мир мой, за исключением тех немногих стран, где есть свои патриархи. То есть, если в Германии нет своего патриарха, то Варфоломей настаивает на том, что все православные общины Германии должны подчиняться ему. Это касается и Америки, поэтому он не признает существование автокефальной, независимой американской церкви.

Русская церковь еще 40 лет назад дала независимость Автокефалии, Константинополь ее не признает. Это смешно - когда приезжают наши священники в Индии, а им посылает гневные факсы греческий епископ из Гонконга: вы не имеете права появляться в Индии, не имеете права молиться с русскими туристами, эмигрантами, которые там живут – вот эти вещи очень серьезно усложняют отношения Константинополя и Москвы.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Андрей задает отличный вопрос - кто старший сержант, а кто сержант, кто главнее, патриарх Кирилл или патриарх Варфоломей.

Н.АСАДОВА: Отношения очень непростые.

М.ГУСМАН: Зачем уходить в отношения, когда есть более серьезные вещи. Есть 14 автокефальных православных церквей.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Говорим по-русски – самостоятельных.

М.ГУСМАН: Да. Все они православные, самостоятельные. И внутри этих 14 самостоятельных православных церквей есть определенная иерархия, по многовековой традиции. Старшим, высшим иерархом среди всех этих самостоятельных церквей считается архиепископ Константинополя, - так сложилось веками и так есть и по сей день.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Он – старший брат, но не отец, не глава.

М.ГУСМАН: Не начальник. Потому что они все автокефальные.

Н.АСАДОВА: Мне кажется, что надо дать сейчас слово Марку Смирнову, редактору журнала «Наука и религия», который нам объясняет, как складываются взаимоотношения между РПЦ и Вселенским патриархом.

М.СМИРНОВ: Варфоломей первый внимательно следит за тем, что происходит в церковной жизни на просторах бывшего СССР. Не только в России, но и в странах Балтии, на Украине, где, по стечению обстоятельств, произошли не только политические, но и церковные перемены. В частности, Эстонская церковь разделилась на две части – одна часть придерживается линии Московского патриархата и верна Москве, а другая часть, вспомнив то, что в 20-е годы она подчинялась Константинополю, решила возобновить эти отношения. И в частности, эти события - правда, они относятся к 1996 г, - омрачили взаимоотношения церквей и имя патриарха Варфоломея Первого даже одно время не поминалось на патриаршем богослужении, когда служил Московский патриарх и поминал всех прочих патриархов православных.

Это сказывается и на том, что Варфоломей пытался в 2008 г. стать арбитром во взаимоотношениях Москвы и украинских православных раскольников. Он также полагал, что он может принять этих раскольников в свою юрисдикцию и тем самым нормализовать церковную ситуацию на Украине – как мы знаем, там тоже существуют несколько юрисдикций, одни православные подчиняются Москве, другие никому не подчиняются, и это создает в православном мире определенные нестроения и неурядицы.

Вообще реакция патриарха Константинопольского на заявления, скажем, всемирного русского собора и заверение многих православных богословов о том, что Москва и есть Третий Рим, очень раздражает и смущает его. Потому что греки в Константинополе совершенно твердо убеждены, что кроме Второго Рима, то есть, Константинополя, существующего в нынешнем Стамбуле, в маленьком районе, где ютится константинопольская патриархия, - вот кроме этого Нового Рима никакого другого быть не может.

Поэтому патриарх совершенно раздраженный сказал, что все эти богословские спекуляции из России идущие, где говорится о том, что Москва – Третий Рим, а четвертому вообще не бывать, потому что и первый и Второй Рим пали – это слова известного старца Филофея, - все это ересь и не имеет под собой никакой почвы.

Таким образом мы видим, что происходит определенное соревнование между московским патриархом и патриархом константинопольским. Соревнование между этими двумя юрисдикциями. Потому что у одной, быть может, больше исторических традиций, - потому что, в свою очередь, русская церковь получила когда-то крещение и прямое наследие Константинополя и Византии, приняв православную веру.

Но с другой стороны, РПЦ сегодня самая крупная в православном мире, и не учитывать этой ситуации, конечно, уже не может никто.

Нынешний визит патриарха в Россию показывает, как меняется его позиция, насколько политически он независим. И может быть, конечно, здесь играет и то, что сегодня у России очень хорошие отношения с Турецкой республикой, а патриарх Константинопольский гражданин Турции – видимо, правительство Турции тоже оказывает определенное влияние на его чаяния, интересы и его церковно-политические амбиции. И в этом противоречивом, очень сложном взаимоотношении между Москвой и Константинополем, нынешний визит патриарха Варфоломея в Россию, это, конечно, новый шаг в развитии отношений.

Ведь принимали его, конечно же, по-царски - он был в Царском селе, в Екатерининском зале был устроен прием, побывал в здании Святейшего Синода, в разных монастырях, например, на Валааме – конечно, такое великолепие, возможно, заставит владыку признать, что сегодня РПЦ гораздо более устойчивее, авторитетнее в православном мире. Но поживем – увидим.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Надо сказать, что Варфоломею досталось тяжелое наследство – он сразу попал в историю православных церквей СССР. Дело в том, что именно благодаря Горбачеву, а затем Ельцину, РПЦ как бы поднялась как организация. И это важно сказать, потому что «лихие 90-е«, может быть, были «лихими» для всех, кроме РПЦ.

М.ГУСМАН: Надо все-таки сказать, как он стал патриархом.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Он стал патриархом в 1991 г.

М.ГУСМАН: Он всю свою деятельность вел к объединению православных церквей. Когда он стал патриархом, он совершил несколько важных визитов – выступал на сессии ЮНЕСКО, в Европарламенте, - он был очень мобильным патриархом. Везде выступал за права человека, религиозные свободы, и сразу получил очень большую популярность в православном и вообще религиозном мире. Кстати, и в международных организациях.

Н.АСАДОВА: Еще его главная тема – экология, поэтому его даже называют «зеленым» патриархом, и в Страсбурге в 2007 г. он произнес большую речь.

М.ГУСМАН: Он получил орден в 2005 г.

А.ВЕНЕДИКТОВ: В коцне 89- начале 909-х, благодаря деятельности Горбачева, а потом Ельцина, православные церкви на территории бывшего СССР получили возможность развиваться. И это было началом некоего соревнования или соперничества. И на территории СССР в разных бывших государствах, республиках СССР, считали возникать движения за автокефальность, за создание самостоятельных церквей.

М.ГУСМАН: Это было в тренде получения республиками независимости.

Н.АСАДОВА: У него была интересная роль – он не признал раскол украинской церкви, и в этот визит он еще раз это подтвердил. А с другой стороны, он заново возобновил автокефальную Эстонскую церковь.

А.ВЕНЕДИКТОВ: История с Эстонской церковью отдельно, напомню, что Эстония была самостоятельным государством до попадания ее в СССР, ив 23 г. возникла самостоятельная православная церковь. Кстати, разрешение на автокефалию дает кто? - Константинопольский патриарх.

М.ГУСМАН: Последнее слово – за ним.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. И это очень важно. Эстонскую автокефальную церковь признали в 23 г., потом, когда Эстония попала в СССР, естественно, она была подчинена Московскому патриархату, а когда Эстония вышла из СССР, появился раскол – остались приходы, живые люди, которые остались в Московском патриархате. А часть приходов объединилась – кстати, большинство, - и произошел раскол. И в Эстонии Варфоломей признал автокефальную церковь. И больше прихожан остались в Московском патриархате, а большинство приходов ушли в автокефальную церковь. На Украине другая история – он пока не признал.

Н.АСАДОВА: Он занял совершенно противоположную позицию.

М.ГУСМАН: Общение патриарха с российскими и украинскими священнослужителями идет с 1997 г., когда он совершил визит в Одессу, прибыл туда на белоснежном греческом судне, и там же собрались на симпозиум «Религия и окружающая среда» - там был наш патриарх Алексий Второй, патриарх Грузии Илия, киевский митрополит Владимир, Одесский и Кишиневский. Лидеры постсоветских церквей. И они вели интересный разговор в рамках этого симпозиума. Именно на этом симпозиуме патриарх Варфоломей подчеркнул, что «мы признаем юрисдикцию только Московской патриархии».

Н.АСАДОВА: И сейчас, во время этого визита, патриарх призвал верующих войти в Украинскую православную церковь Московского патриархата.

М.ГУСМАН: То есть, сначала своего патриаршего служения и оп сей день он этому принципу не изменяет.

Н.АСАДОВА: Давайте дадим слово патриарху – о его визите в Москву.

ВАРФОЛОМЕЙ ПЕРВЫЙ: Наше паломничество, наша делегация к святыням Русской православной церкви, не было паломничеством к бездушным каким-то зданиям, но было данью уважения и чести со стороны Константинопольской церкви к душе русского народа, душе, которая когда-то создала вот эти святыни.

Всегда русская душа отличалась своей верой и своим благочестием, и поэтому было создано столько достойных вещей, но, к сожалению, много было уничтожено. Но даже то, что сохранилось, свидетельствует о благородстве русского народа. Как в прошлом году, во время визита Святейшего патриарха Кирилла в Константинополь, мы достигли определенных соглашений и сейчас.

Мы достигли таких соглашений, чтобы иметь братское, искреннее сотрудничество на благо как церквей, так и всего православия. А если существует какое-то расхождение во взглядах на разные темы, то мы должны обсуждать это искренне и с любовью. Цель наша — это прославление имени Божьего и единства православия. Одной из самых главных задач является подготовка и созыв Святого великого собора Православной церкви. Мы сейчас уже почти подошли к концу этого подготовительного периода. И созыв этого собора будет иметь величайшее значение для всего православного мира. А ваш импульс в этом направлении был дан в октябре 2008 года во время встречи предстоятелем и представителей православных поместных церквей на Фанаре.

После того как по благодати Божьей я стал патриархом 19 лет назад, я обновил, то есть дал новое начало, новую жизнь вот этому институту, каким является совещание предстоятелей поместных православных церквей. Это случилось спустя шесть месяцев после моего избрания на патриарший престол. И у нас было уже несколько таких совещаний — как в Константинополе, так и в других местах. Но наиболее благословенным было совещание, конечно, 2008 года.

Мы единогласно все подписали подготовленный текст, упомянули о тех проблемах, которые ныне тревожат человечество, особенно тех проблем, которые касаются православных верующих во всем мире. Как я уже сказал, мы приняли решение для того, что ускорить созыв Святого великого собора Православной церкви. То есть мы смотрим в будущее с оптимизмом.

Например, каким образом происходит провозглашение автокефальной церкви, как провозглашается автономия какой-либо церкви, вопрос о посте, вопрос о препятствиях в браке и другие подобные темы, которые имеются в жизни православного народа.

Естественно, этот собор не претендует на то, чтобы рассмотреть все вопросы, которые занимают православный мир. Естественно, не исключено, что у нас и другие соборы будут, возможно, через несколько лет.

Жизнь православной церкви не является статичной, она пребывает в движении, развивается. Наша православная церковь постоянно старается идти в ногу со временем,

М.ГУСМАН: Надо сказать, что эта активная деятельность пасторская Варфломея далеко не всем приходится по вкусу. За 20 лет его правления дважды на него совершались покушения – первый раз это было в 2004 г., когда на территорию резиденции неизвестные бросили взрывное устройство, вследствие чего Свято-Георгиевский собор получили повреждения. Никто из людей не пострадал, через год, в феврале 2005г, обнаружили заложенную гранату, ее обезвредили, но эти две попытки покушения говорят о том, что далеко не всем его пасторская деятельность по душе.

Н.АСАДОВА: А на его родине, в Стамбуле, тоже не все в порядке. Суд турецкий не признает за ним титул «Вселенский», и КС Турции недавно вынес постановление, запрещающее ему так называться. И сейчас это дело рассматривается в европейском суде по правам человека в Страсбурге.

И второй момент - оказывается, что за пределы патриаршего района Фанар греческие священники не имеют права выходить в рясах – кроме Варфоломея Первого.

М.ГУСМАН: тут два момента - я пытался познакомиться с решением турецкого суда ни не нашел аргументов, с какой стати турецкий суд запрещает ему - а тут дело сугубо церковное и сугубо другой, христианской веры, а не мусульманской - запрещать ему носить титул. Конечно, они боятся усиления православного христианского влияния у себя в стране.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Греков там сугубое меньшинство.

М.ГУСМАН: А что касается второй части – там действительно есть такие проблемы, с одеждой православных священников, но насколько я знаю, оно достаточно часто нарушается.

Н.АСАДОВА: Надо сказать, что наблюдатели говорят о том, что турецкое правительство оказывает довольно мощное влияние на Варфоломея Первого.

М.ГУСМАН: Я бы сказал, воздействие.

Н.АСАДОВА: В частности, когда выступает Варфоломей на международной арене, он все время говорит о том, что Турцию необходимо принять в ЕС.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Правильно. Потому что это даст возможность греческому православному меньшинству развиваться, в том числе, по правилам ЕС.

М.ГУСМАН: Совершенно верно.

А.ВЕНЕДИКТОВ: И Турция будет обязана выполнять директивы ЕС - в том, что касается веры, языка, ношения одежды.

М.ГУСМАН: В данном случае можно пожелать Варфоломею успеха и удачи в его пасторском служении.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Андрей Золотов пишет, что Эстонская церковь не автокефальная, а автономная, под омофором Константинопольского престола.

М.ГУСМАН: Спасибо Андрею, потому что в этих вопросах важна точность формулировок.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Может быть. До встречи на следующей неделе.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025