Купить мерч «Эха»:

Уверовать окончательно

Марат Гельман
Марат Гельманруководитель европейского культурного центра Черногории
Мнения5 мая 2024

Начало СВО, безнравственность всего этого Путинского нарратива, попрание всех и вся буквально «не убий» – «не укради» «не сотвори себе кумира» «не возжелай жены ближнего», такое темное мышление в стиле Дугина, когда под видом «критики либерального» отвергается христианский гуманизм ставящий человека, личность, в центр всего, привело меня к тому, что сегодня я сторонник политического христианства, христианской-демократии как идеологии и в первую очередь для России или для того что получится из РФ после отделения национальных государств. Конечно то что сейчас происходит с РПЦ делает эту задачу трудной. Так же как КПСС сделало всех нас антикоммунистами они отвращают людей от веры. Но я собственно и не собираюсь ничего этого делать и даже продвигать. Это дело следующих поколений. Просто размышляю в день светлой пасхи.

Ну и в связи с этим решил сделать ревизию моей религиозности. В 13 лет я впервые приехал в гости к отцу в Ленинград и тогда Таня Калецкая, его жена и мать моего брата Павла Гельмана как-то мне сказала, не может считаться образованным человек который не читал Ветхий и Новый Завет. Так что первый раз я читал их как литературный памятник, как художественные произведения не особо относя это к мировоззрению или к себе как к личности. Особенно Ветхий Завет который вполне себе оказался крепко сбитым приключенческим романом. Ну или фэнтези. Что касается Евангелие то увлекся апокрифами, и вот этой игрой в сравнение и попыткой понять «что правда было а что выдумка».

Юношеское увлечение поздним Толстым (16-19 лет) было сильнейшим. Оно меня захватило полностью. История Христа-человека, просто лучшего, возвысившегося вовсе не божественным происхождением, не тайной непорочного зачатия, а ясностью мышления и нравственной чуткостью – требовало от меня самого меняться. И я даже взяв академ после первого курса пошел самонадеянно проповедовать. Пешком из Москвы до Нижнего дошел. Там у меня был подельник с которым мы все эти часы говорили и говорили. Закончилось все влюбленностью, женитьбой, увлечением театром.

Но долгое время я считал себя «толстовцем» это позволяло не отвечать впрямую на вопрос – веруешь или нет. Главное происходит внутри меня а не вовне и только перестройка сломала стену между внутренним и внешним. В 26 Я даже написал небольшую книжицу или большое эссе о связи коммунизма и христианства как попытки решить вопросы внутренней жизни методами общественных преобразований. И собственно в этом видел обреченность на неудачу советского эксперимента. Я и сейчас считаю что внутренняя жизнь важнее общественной. Семья важнее государства и т д

Так было до нашего проекта «дневник художника» с Дмитрием Врубелем. Потом уже в соавторстве с Викторией Тимофеевой они его продолжили в «Евангелие от Врубеля». Проект был задуман очень просто, каждый день из новостной ленты берётся событие и соотносится с каким-то стихом из Евангелие. Это продолжалось год, каждый день, а вовсе не только на выставке, которая стала итогом. Я как бы в третий раз прочитал библию. Уже не как литературу и не как документ, а как волшебный шифр который объясняет суть происходящего. Источник озарения. Я Увидел внешний замысел в том что происходит со мной и с миром. Понять этот замысел – видеть его в том что с тобой происходит – такая школа Врубеля.

Периодически в моей жизни появлялись воцерковленные люди. Мысль что недостаточно думать о Боге надо делать это в рамках конфессии часто обсуждалась. Но то ли мне это было не нужно, то ли происхождение меня от этого останавливало. Я до последнего времени не понимал смысла ритуала. Для себя решил, что для тех кто не может и не хочет сам строить свое мировоззрение – церковь способ избежать совсем очевидной ереси. Ну и вообще – это традиция скорее чем вера, тем более видел во множестве крещенных и не верующих. В общем не зашло. Хотя вот сейчас в Молдове увидев как Владимир Сорокин крестится, усомнился в этом выводе. Посмотрим.

Однажды в Индии я получил трансцендентный опыт в процессе коллективной медитации. Это было удивительно. С одной стороны тебе было явлено чудо, пусть оно происходило конкретно с тобой, но не мираж не сон. Во время транса ты полностью сохраняешь контроль за собой но из-за краткосрочности ничего не успел. Просто сам факт отдельной жизни души и отдельно тела, просто чтоб развеять последние сомнения. Потом у меня был трансцендентный опыт и более глубокий и он только утвердил меня в верности представления о самостоятельности духовной жизни от телесной.

Я человек рациональный. В Индии я понял смысл молитвы через медитацию. То есть человек в момент транса получает дополнительную силу и хочет ее направить на исполнение молитвы. Коллективная медитация облегчает каждому вхождение в транс. Молитва обретает силу если человек верит. Человек верит тогда когда имеет трансцендентный опыт и знает о существовании Божественного. Поэтому молиться вместе хотя каждый молится о своем – усиливает молитву. Так что церковь или молитвенный дом или вот у евреев – надо чтоб было не менее 10-ти. Мы чуть чуть начали об этом говорить недавно с Станиславом Кучером в Нью-Йорке, но я понял что просто боюсь этого. А вдруг у него по другому?

Но при всем при этом вопрос о Божественном происхождении мира для меня оставался закрытым пока я не пошел слушать лекции в «школе долголетия» Михаила Батина и Дмитрия Веремеенко. Да, как это не парадоскально именно атеисты, генетики и биологи, помогли мне уверовать окончательно. Я впервые увидел на этих лекциях как сложно устроено все. И понял что ученные не только не знают ответов на многие вопросы, но с большим сомнением относятся к существующим гипотезам. Сложность мира рационально объясняется только замыслом. Вся эта теория эволюция случайных изменений которые приводят от простого к сложно му – это очень слабо.

Уяснив я как-то перестал думать об этом. Мировоззрение вполне устоявшееся, ничему не противоречит, ничто его поколебать не может, зачем думать. Институт церкви меня никак не касался, но заходить в храм во время молитвы люблю.

Что я собственно хотел сказать. Сейчас, когда такой тяжелый момент, когда кажется что зло побеждает, призыв молиться может показаться жестом отчаяния. Но нет. Христос воскрес, чудо было явлено, и будет явлено. Давайте молиться и молиться очень конкретно, за поражение Путина на всех фронтах. И в войне с Украиной. И в войне против собственных граждан.

Оригинал