Купить мерч «Эха»:

Крестовая релокация

Елена Рыйгас
Елена Рыйгасассоциированный научный сотрудник СИ РАН
Мнения16 февраля 2023

(открытое письмо Сергея Чапнина епископату РПЦ МП)

Неделю назад на страницах интегратора церковных компроматов «Ахилла» Сергей Чапнин (бывший редактор «Журнала Московской патриархии») выступил с открытым письмом к архиереям РПЦ, предложив им следовать путями айтишников; т.е. бросить все и спешно уехать из страны.

«…кто мешает и вам уехать? Если вы не согласны, если видите риски и угрозы, связанные со свободным выражением своей позиции, уезжайте, как уехали сотни тысяч граждан России. Среди них немало православных, им нужны свои священники и епископы. Они ждут свободной проповеди, ждут духовной поддержки. Вспомните, что после октябрьского переворота и особенно в годы гражданской войны десятки епископов покинули Россию и создали церкви Русского Зарубежья». 

Начнем с того, что исход айтишников, инженеров и просто людей в синих и белых воротничках – это следствие превращения постсоветского государства всего за 30 с небольшим лет в страну Матронушки; как раз при помощи этих самых епископов, боголюбивых чиновников и суеверного криминалитета. Все это время угрозу Святой Руси святые отцы видели не в нищете людей и тотальной коррупции, а в гей-парадах и отсутствии платков на головах прихожанок.

Предположение, что вслед за сбежавшей непатриотичной паствой их кинутся догонять здравомыслящие епископы, основывается на типичном розово-бункерном представлении о том, что в России есть церковные приходы (иными словами, устойчивое во времени и пространстве объединение верующих). Паства, это когда священник и даже епископ знают всех своих прихожан по имени. В России же епископы выступают в роли Органчиков с режимом «включить-выключить» или в амплуа сборщиков дани с податного сословия.

Впрочем, идея епископской эмиграции представляет собой захватывающий сюжетообразующий мотив. Можно попробовать представить, как епископ, получив разрешение и специальные инструкции от людей в погонах, собирает чемоданы и готовится покинуть Святую Русь. Предположим, он не сможет взять с собой особняк и «челси-танки» (дорогие иномарки). Допустим, эти блага за границей предоставят ему айтишники, нуждающиеся в духовном утешении. Но для транспортировки дорогого епископского облачения всех цветов радуги, со стразами и драгметаллами, и митрами на все случаи жизни потребуется не один вагон. Отдельный вагон понадобится для иподьяконов, личного повара и массажиста. Без них ни один епископ не сможет давать духовное утешение страждущей пастве.

При каждом епископе роль штатных псаломщиков часто выполняют депутаты, чиновники или какой-нибудь криминальный авторитет. Допустим, если надумавший эмигрировать православный епископ не числится в санкционных списках, то где гарантия, что он не провезет с собой под видом пономаря банкира или чиновника?

И последнее противоречие в письме Сергея Чапнина. Если в первые годы после Октябрьской революции Россию покинуло духовенство, основав Русскую православную церковь заграницей, то зачем нужна еще одна волна эмиграции епископов из России, где им и так очень хорошо живется? По крайней мере, айтишники, возникни у них такая потребность, могут венчаться и крестить детей в приходах РПЦЗ. Придется только привыкнуть к вылинявшим облачениям священников и отсутствию страз на каждом шнурке высокопреосвященной обуви.

Не получилось бы так, что носители истинной духовности релоцируются на загнивающий и бездуховный Запад, а потом оттуда будут кричать: «Патриарх, па-ма-ги!».