Купить мерч «Эха»:

Говорим по-русски. Передача-игра - 2008-11-02

02.11.2008
Говорим по-русски. Передача-игра - 2008-11-02 Скачать

М. КОРОЛЕВА: Доброе утро.

К. ЛАРИНА: Доброе утро.

О. СЕВЕРСКАЯ: Доброе утро.

О. СЕВЕРСКАЯ: Вас не было.

К. ЛАРИНА: Нас не было никого.

О. СЕВЕРСКАЯ: Как никого? Я была.

М. КОРОЛЕВА: У нас на хозяйстве была, специально обученный этому человек, и давно обученный университетами разнообразными…

К. ЛАРИНА: Доктор наук.

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет. Ксюша, нельзя так.

М. КОРОЛЕВА: Кстати, о докторах, дипломантах и прочих. Мы тебя поздравляем.

О. СЕВЕРСКАЯ: Мы тебя поздравляем.

К. ЛАРИНА: Так приятно.

О. СЕВЕРСКАЯ: В прошлую субботу мы с Наташей Кузьминой, звукорежиссером, глаза в глаза проводили этот эфир, и я ничего не могла сказать…

К. ЛАРИНА: От восторга не могла ничего сказать.

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, я не могла сказать, потому что я была членом жюри и, соответственно, я не имела права до церемонии обнародовать. Я просто что-то говорила, что там много интересного…

К. ЛАРИНА: Ну, ты объясни людям, что это такое, а то люди, народ, мужики-то не знают.

О. СЕВЕРСКАЯ: Я надеюсь, что мужики знают. Это 5-й Всероссийский конкурс «Русский язык в электронных СМИ» «За образцовое владение русским языком в профессии». Журналистов слушают, смотрят, оценивают и награждают, соответственно, призами за то самое владение русским языком в профессии. Нужно сказать, что ляпов практически сейчас уже нет. Ну, понятно, что когда на конкурс работа подается, она так еще выверяется, так чистенько там…

М. КОРОЛЕВА: Наша не выверялась.

О. СЕВЕРСКАЯ: Наша не выверялась, наша, как она есть, так она и подана, но на самом деле там я словила в репортаже про то, как мечеть строили трогательно в Грозном из цЕмента. Вот такие вещи бывают.

К. ЛАРИНА: Да ты что? То есть проскакивают.

О. СЕВЕРСКАЯ: Проскакивают. Бывает «доказываю о том». Такие вещи проскакивают, но этого очень мало. Поэтому определить лучшего действительно почти что трагедия. Ясно, что есть работы, которые таким скучным, неинтересным языком – кстати, живость теперь языка, речевой стратегии, чтоб человек понимал, каким языком про что можно говорить, что соответствует, что не соответствует жанру и, соответственно, образность языка и качество спонтанной речи…

М. КОРОЛЕВА: Этого у нас много!

О. СЕВЕРСКАЯ: Много, да. Поскольку в этом году, как я уже говорила в прошлую субботу, у жюри был просто непосильный труд, потому что в одну кучку свалилось и радио, и телевидение, и подготовленная, и спонтанная речь, поэтому в списке победителей очень мало радиожурналистов, к сожалению. Но вот наша Ксюша поделила второе место с Борисом Ноткиным, что совершенно не стыдно. И я могу сказать, наши партнеры, это издательство «АСТ-Пресс», на своем сайте «Словари21» дали возможность разместить особое мнение члена жюри, то бишь мне. Я там совершенно честно сказала, что если бы вот этой ситуации не было, что второе место Ксюши и Ноткина, мне кажется несправедливым, потому что – да, замечательная работа Марины Киреевой, которая получила первую премию, телекомпания «Мир», Марина Киреева автор, Максим Привалов тоже свою лепту, как ведущий – ну, потому что ведущий, конечно, это все-таки лицо программы, он совершенно блестяще говорил в кадре…

К. ЛАРИНА: А что это за передача?

О. СЕВЕРСКАЯ: Передача называется «Программа без политики». Это был тележурнал, посвященный, в основном, Зинаиде Гиппиус. И, конечно, как говорила скромно Марина Киреева на церемонии, что «поэзия Серебряного века получила этот приз за меня».

К. ЛАРИНА: За меня тоже получил приз Алексей Учитель, который был моим гостем. Я-то молчала. Это он владел прекрасным русским языком!

М. КОРОЛЕВА: Скажите, что это была программа «Дифирамб».

О. СЕВЕРСКАЯ: Это «Дифирамб», номинация «Программы культурной тематики». Там вообще была просто чудовищная рубка, потому что больше всего было подано программ и больше всего интересных программ, то есть там действительно приходилось резать по живому.

К. ЛАРИНА: По живому русскому языку.

О. СЕВЕРСКАЯ: Например, мне безумно жалко, что за кадром осталась программа «Не прошедшее время» нашей Майи Пешковой, которая тоже собрала достаточно много голосов. Но просто такой массив. Там, как Ксюша говорит «за меня говорил Учитель»… Это же ведь тоже искусство – отобрать такой синхрон, чтобы он был и без ошибок, потому что это все-таки на совести ведущего, и живой, и построить текст, потому что Майя это делает суперзамечательно, и уходит в тень перед своими замечательными гостями, замечательными собеседникми, это понятно. Именно поэтому, я надеюсь, что это в будущем году случится, потому что конкурс будет продолжаться, журналисты очень серьезно к этому относятся. Можем еще поздравить Леонида Млечина, который все-таки тоже имеет отношение к нашей радиостанции. Вот он был просто вне конкуренции. Когда было понятно, что общественно-политическая программа, его фильм про Ли Харви Освальда и КГБ, ну, Млечин говорит очень здорово…

М. КОРОЛЕВА: «Он говорит, как пишет» - так говорят.

О. СЕВЕРСКАЯ: Да. И пишет, как говорит, действительно. Потому что он вышел на церемонии сказать несколько слов, это был просто минутный скетч вот такой. Все были в восторге. Хочется еще и еще. Ксюш, мы очень горды тобой…

М. КОРОЛЕВА: Мы тебя поздравляем.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое. Мне приятно.

О. СЕВЕРСКАЯ: Потому что если бы было разделение на прямой эфир и непрямой эфир, это было бы ваше с Ноткиным однозначно первое место, конкурентов там просто нет. Потому что вот ты слушаешь эти интонации «здравствуй, дружок, я тебе сейчас расскажу сказку про русский язык, про Льва Николаевича Толстого, про то, как сдают кровь, про что-нибудь еще такое очень социально важное», в общем, все так хорошо отрепетированное…

М. КОРОЛЕВА: С придыханиями.

О. СЕВЕРСКАЯ: Такое все гладеньким-гладеньким тестом написанное. Или того хуже: сидят две тетеньки и, имитируя живой диалог, вот просто так видно, «здравствуйте, вот я вам сейчас отвечу на этот вопрос», вот просто видно, то есть слышно, как они…

К. ЛАРИНА: Зачитывают.

О. СЕВЕРСКАЯ: Да. Мы тебя поздравляем. Это здорово.

К. ЛАРИНА: Спасибо. Ну что ж, а теперь о деле.

М. КОРОЛЕВА: Да. Во-первых, давайте телефоны напомним. +7 985 970-45-45. Телефон прямого эфира 363-36-59, но это чуть позже. Мы сегодня хотим обсудить слова и антислова года.

К. ЛАРИНА: Ой, я сегодня услышала слово года с утра прямо.

О. СЕВЕРСКАЯ: Какое?

К. ЛАРИНА: Ранним утром… Вернее антислово. Наш дворник Акоп громко сказал слово из прозы Довлатова: «Абанамат!», - сказал дворник Акоп прямо мне в окно. В семь утра.

М. КОРОЛЕВА: Ну, подожди, это из разряда вечных ценностей.

О. СЕВЕРСКАЯ: Нужно изложить историю вопроса, потому что действительно слово года выбирается очень давно в странах развитой демократии, как то: США, Германия, Япония и некоторых других. А у нас это такая новость, и ввел эту новость Михаил Эпштейн, который очень много внимания уделяет и современному русскому языку, и тому, что происходит, потому что он совершенно справедливо говорит, что слова отражают нашу жизнь, вместе с тем отчасти ее и программируют. Например, он приводит в пример выбранное в прошлом году в США слово года – слово «субпрайм» применительно к векселям, к кредитами и так далее. Ну вот, выбрали такое слово года, как бы второсортный вексель, ненадежный…

М. КОРОЛЕВА: Подпервый.

О. СЕВЕРСКАЯ: Такой второклассный, не первоклассный. И вот, пожалуйста, получили финансовый мировой кризис.

К. ЛАРИНА: То есть словом можно убить!

О. СЕВЕРСКАЯ: Можно. Совершенно точно. Приводится еще пример. Например, в 1996 году, когда проходили очередные президентские выборы, Билл Клинтон тогда победил, было выбрано слово… Марина, произноси красиво, какое было слово выбрано?

М. КОРОЛЕВА: «Мам».

К. ЛАРИНА: А как выбирают? Каким образом это происходит?

О. СЕВЕРСКАЯ: Голосуют. Объявляют. Так же, как у нас сейчас. Михаил Эпштейн публикует статью с некоторыми анализами и…

К. ЛАРИНА: Самое популярное? Самое часто используемое слово?

О. СЕВЕРСКАЯ: То, что народу кажется словом, которым можно определить этот год.

К. ЛАРИНА: А антислово что значит?

О. СЕВЕРСКАЯ: А антислово – это такое плохое слово…

К. ЛАРИНА: Ну, в смысле оно не матерное? И не нецензурное?

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, не потому что оно само по себе плохое или отрицательное, а потому что оно лжет, передергивает, искажает свой предмет, очерняет, если он белый, или обеляет, если он черный.

К. ЛАРИНА: Вот я здесь вижу антислово прошлого года «креатив», «политкорректность» и «преемник». А почему «политкорректность» - антислово?

О. СЕВЕРСКАЯ: Потому что оно такое ханжеское.

К. ЛАРИНА: Да?

О. СЕВЕРСКАЯ: Мне так кажется.

М. КОРОЛЕВА: Оно многим не нравится, это правда.

О. СЕВЕРСКАЯ: Мне кажется, что, например, «минералы-партнеры» по отношению к таким камешкам, которые в аквариуме лежат, это очень странно, или «растения-партнеры». Доходит и до такого абсурда политкорректность.

М. КОРОЛЕВА: Во всяком случае я часто слышу слово «политкорректность» в таком сочетании: «Эта пресловутая политкорректность».

К. ЛАРИНА: Нет, когда это с отрицательным таким окрасом эмоциональным, это понятно, но по сути-то, что здесь ужасного, в этом слове?

О. СЕВЕРСКАЯ: Ничего такого ужасного в нем нет. Как и в слове «преемник» ничего ужасного нет.

К. ЛАРИНА: С таким же успехом можно и «толерантность» назвать антисловом, когда оно употребляется в каком-нибудь другом контексте.

О. СЕВЕРСКАЯ: Можно. Именно в этом и смысл, потому что в самом слове нет ничего ужасного, а им обозначается нечто ужасно ханжеское, то есть вот этим хорошим словом обозначается что-то не очень хорошее.

М. КОРОЛЕВА: Но, знаешь, я бы к Ксюше тут в каком смысле присоединилась, к ее непониманию такому: мне кажется, что, может быть, в этом смысле не имеет смысла выбирать слово и антислово.

О. СЕВЕРСКАЯ: Мы так и решили, потому что мы про антислово сейчас ничего не говорим.

М. КОРОЛЕВА: Мы для себя решили, что мы будем выбирать слово.

О. СЕВЕРСКАЯ: Но вот, например, слово 2007 года было «гламур».

К. ЛАРИНА: Ну, тогда «гламур» должно быть антисловом, если уж так.

О. СЕВЕРСКАЯ: И блог и блогер. Если еще приводить какие-то примеры, потому что меня совершенно еще потрясло, например, титул слова тысячелетия был присвоен местоимению «она». Вот, пожалуйста, вам, реверанс в сторону политкорректности?

К. ЛАРИНА: А почему?

О. СЕВЕРСКАЯ: А потому что женщины победили, потому что эмансипация, они победили, они все такие политкорректные, такие замечательные. А вот ближайшим соперником этого слова тысячелетия была «наука». Для меня, например, если из этих двух выбирать, то наука. Еще, например, словом ХХ столетия было признано слово «джаз», а на втором месте шло «ДНК».

М. КОРОЛЕВА: Но это в Америке.

О. СЕВЕРСКАЯ: Это в Америке. Словом декады 90-х годов было признано слово «веб» - «Сеть», «Всемирная паутина».

М. КОРОЛЕВА: А вот я вижу, например, 2003-й – «метросексуал».

О. СЕВЕРСКАЯ: Да, а в 2002-м – «оружие массового поражения», в хранении которого обвинялся Ирак. Ну а 2001-й понятно – «9/11».

М. КОРОЛЕВА: Но мы хотим спросить наших слушателей, себя прежде всего, потому что мы с Олей тоже в некоторой неопределенности, что бы наши слушатели выбрали словом этого, 2008-го, уже можно признать уходящим, года?

К. ЛАРИНА: Вот здесь есть примеры, которые приводит Михаил Эпштейн, по России. Что было бы, если бы мы начали бы тоже выбирать бы слово года с 91-го, допустим, года. В 91-м году, Михаил Эпштейн предполагает, могло бы быть слов «путч», в 92-м – «ваучер», в 94-м – «МММ», в 98-м – «дефолт».

М. КОРОЛЕВА: Как-то у нас все такие слова, связанные с экономикой.

К. ЛАРИНА: Ну как, они определяют главный тренд года.

О. СЕВЕРСКАЯ: В качестве тренда года – «тандемократия». Честно говоря, даже не слышала такого слова.

М. КОРОЛЕВА: Но надо учитывать, что Михаил Эпштейн все-таки живет в Америке и преподает в американском университете.

О. СЕВЕРСКАЯ: «Кошмарить». Это было.

К. ЛАРИНА: «Кошмарить бизнес».

О. СЕВЕРСКАЯ: «Подниматься с колен», «принуждение к миру». В общем, нам интересно, что для вас было бы словом года? Сейчас, навскидку, возникает слово «кризис».

М. КОРОЛЕВА: Мне кажется, что сейчас оно перебивает все остальные – и «кошмарить», и «подниматься с колен».

О. СЕВЕРСКАЯ: Может быть, «ипотека». Может быть, «кредит». Не знаю.

М. КОРОЛЕВА: Но слово «кризис» звучит сейчас очень часто, и если так будет продолжаться дальше, то оно, безусловно, претендует на слово года. Ну что, давайте спросим.

К. ЛАРИНА: Итак, что, по вашему мнению, могло бы стать главным словом России 2008 года? Подождите, если мы сейчас начали, то давайте до конца года доведем эту историю? Как вы думаете?

М. КОРОЛЕВА: А почему бы нет?

О. СЕВЕРСКАЯ: Давайте.

К. ЛАРИНА: С помощью нашего сайта, у нас же есть возможность продлить эту историю.

М. КОРОЛЕВА: Я так понимаю, идея принадлежит не нам, но тем не менее…

К. ЛАРИНА: А мы дадим ссылку, скажем «спасибо» Михаилу Эпштейну и «Новой газете» за идею.

О. СЕВЕРСКАЯ: А также Центру творческого развития русского языка, в который входят известные поэты, прозаики, лингвисты, филологи, философы и культурологи, которые будут это оценивать.

М. КОРОЛЕВА: Возможно, потом как-то соединим наши усилия.

К. ЛАРИНА: Давайте.

М. КОРОЛЕВА: Ну, начнем тем не менее?

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Александр.

К. ЛАРИНА: Очень приятно, Александр.

СЛУШАТЕЛЬ: Мне кажется, тут слово «оптимизация» должно быть?

К. ЛАРИНА: а почему, скажите?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне кажется, оно сейчас в моду войдет. То кризис, кризис, а теперь будет у нас оптимизация всего.

М. КОРОЛЕВА: Ну, подождите, может быть, это какое-то ваше личное слово?

К. ЛАРИНА: Нет, почему, я его уже слышала – оптимизировать надо…

СЛУШАТЕЛЬ: По-моему, оно у вас в эфире появилось.

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, это не только у нас в эфире, я тоже его часто сейчас слышу в связи с кризисом как раз.

М. КОРОЛЕВА: Оптимизировать – что? Расходы?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне кажется, вся жизнь сейчас будет оптимизироваться. Правительство имеет в виду оптимизацию во всех сторонах жизни. Мне кажется, что у людей тут – кто-то расходы будет оптимизировать, кто-то еще что-то.

М. КОРОЛЕВА: Вообще, «оптимизация» - хорошее слово.

О. СЕВЕРСКАЯ: Хорошее слово, спасибо.

К. ЛАРИНА: А если антислово?

СЛУШАТЕЛЬ: Ой, вы знаете, это сложно. Наверное, «кризис».

К. ЛАРИНА: Все-таки кризис. На любую оптимизацию найдется свой кризис, и наоборот. Хорошо, мы записали, спасибо вам большое. Тут наши слушатели тоже уже пишут. Но вот мне «гламур» и «вау» - как-то я устала уже от этого. Это мелкотня все это.

М. КОРОЛЕВА: Мы уже прожили…

К. ЛАРИНА: Давайте всерьез. Вот «коллайдер» - вполне себе предполагаю, что может стать словом 2008 года, почему нет? Здесь даже несколько человек этот коллайдер вспомнили добрым словом.

М. КОРОЛЕВА: Потому что в свое время это слово поразило, помните, его просили разъяснить, мы разъясняли. Да, оно звучит.

К. ЛАРИНА: Оптимизацию записали. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Итак, слово года – «ЕГЭ».

К. ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Это что-то.

М. КОРОЛЕВА: В общем, да. Пожалуй, именно в этом году, как-то до этого оно…

К. ЛАРИНА: Особый ажиотаж.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вот именно. Это такая тряска по всей стране. Это такая нервотрепка, непонимание, и особенно после статей в «Комсомолке» на той неделе. Внук, который учится хорошо, сказал «ну, мне только в ПТУ».

К. ЛАРИНА: Понятно. Спасибо вам большое. Ну, я думаю, что в этом случае и слово, и антислово в одном флаконе…

М. КОРОЛЕВА: Так же, как и «кризис».

К. ЛАРИНА: Но «оптимизация» все-таки больше позитивное значение имеет.

М. КОРОЛЕВА: А кого-то может и раздражать.

О. СЕВЕРСКАЯ: А кого-то и сократить.

К. ЛАРИНА: Следующий звонок. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Владимир. Мне кажется, что к концу года может «волатильность» уже в таком широком смысле употребляться.

К. ЛАРИНА: А что это такое, расскажите, пожалуйста?

СЛУШАТЕЛЬ: Это такие какие-то колебания. Я думаю, что в общественном смысле уже это будет шире, чем даже «амбивалентность».

О. СЕВЕРСКАЯ: «Амбивалентность» - это слово...

СЛУШАТЕЛЬ: Амбивалентность – это двойственные чувства, а волатильность – тройственность, четыре чувства, быстро все меняется. Но это к концу года. Если кризис сойдет, то это утратит…

К. ЛАРИНА: Отлично, записали. Спасибо вам большое. Действительно, мы сейчас такой короткий список сделаем, такой шорт-лист, его повесим, и там народ будет или эти слова отмечать, или свои добавлять. Будет очень интересно. Здесь я вижу тоже прибавляются у нас словечки. Слово 2007 года – «Дима Билан».

М. КОРОЛЕВА: Мне кажется, все уже забыли. Да ну что вы.

О. СЕВЕРСКАЯ: Ты знаешь, нет. Там может возникнуть, знаешь, какая история. Смотрю насчет Билана, с Плутоном была похожая история…

К. ЛАРИНА: Да-да, оплутониться.

О. СЕВЕРСКАЯ: А тут можно обиланиться.

К. ЛАРИНА: Вот слово «УДО» - вполне возможно, как слово года, которое тоже очень много определяет именно в этом году, условно-досрочное освобождение стало знакомо очень многим слоям населения это слово, которые до этого им никогда не пользовались и никогда не слышали.

М. КОРОЛЕВА: Да уж, это правда.

К. ЛАРИНА: Давайте дальше пойдем. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Араик. Мне кажется, словом, звучавшим в последние годы, должно стать «стабилизационный фонд».

М. КОРОЛЕВА: Ну, не знаю, мне кажется, что для этого года как раз это слово не характерно. Может быть, в предыдущие годы оно часто звучало именно потому, что ему очень радовались, этому стабилизационному фонду.

К. ЛАРИНА: Уже экспедицию снарядили в поисках Стабфонда, как библиотека Ивана Грозного.

М. КОРОЛЕВА: Ну, не знаю, не уверена.

О. СЕВЕРСКАЯ: Но все-таки мы учли ваше мнение, спасибо.

К. ЛАРИНА: Записали. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Григорий. Вы знаете, мне кажется, такое слово, оно не только этого года, оно вообще, по-моему, лет десять, это слово «короче», которое употребляют через каждую пару слов, раздражает…

М. КОРОЛЕВА: Но это из слов-паразитов, согласитесь.

О. СЕВЕРСКАЯ: Ну, почему, оно тоже может…

К. ЛАРИНА: Не знаю. Спасибо вам большое за «короче». Но все-таки обидно составлять список из слов «короче», «на самом деле», «как бы». Все-таки немножко не то имеется в виду.

М. КОРОЛЕВА: Я предлагаю в эту сторону не уходить.

К. ЛАРИНА: Судя по тому примеру, который нам Оля привела… Что, там есть что-то похожее?

О. СЕВЕРСКАЯ: Похожее. Например, в 92-м году в Америке стало словом года слово «нет» как выражение несогласия. Кстати, в последней нашей программе нам писали на нашу СМС-ленту, что, вот, вы заметили, что сейчас очень часто с «нет» начинается любая реплика в диалоге, даже если выражается согласие. Это правда.

М. КОРОЛЕВА: Но мне все-таки было бы жаль составлять список из слов-паразитов.

К. ЛАРИНА: Да, а то мы в это уйдем. Мы составим хороший список, самый разнообразный. Тут есть и «нацпроект», и «гастарбайтер». Мне кажется, что это те самые слова, которые могут войти в список наш слов года 2008-го. Давайте сейчас новости послушаем, потом завершим эту тему после новостей.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Давайте сформулируем. Мы выбираем слово, за которым что-то стоит, что это какое-то явление, какое-то событие, какая-то тема года, чтобы не употреблять слово «тренд».

М. КОРОЛЕВА: Кроме того, просто это слово должно часто звучать.

К. ЛАРИНА: То есть ассоциироваться с каким-то очень важным событием этого года, явлением или темой.

М. КОРОЛЕВА: Потому что для каждого человека есть свое слово года, это понятно, поэтому мы видим здесь, на ленте, например, для кого-то важным является некое событие. Нужно понимать, что оно было одновременно важным не только для вас, но и для многих-многих других людей.

О. СЕВЕРСКАЯ: Для страны.

К. ЛАРИНА: Потому что когда «суверенную демократию» называют наши слушатели, мне кажется, что это из разряда «устар.», в скобочках пишут.

М. КОРОЛЕВА: И очень быстро «устар.».

К. ЛАРИНА: А вот слово «лузер» вполне может быть претендентом на слово 2008 года.

М. КОРОЛЕВА: Ну, не знаю, звучит ли оно часто.

О. СЕВЕРСКАЯ: Кстати, к вопросу, что Михаил Эпштейн угадал, там я видела, «принуждение к миру».

М. КОРОЛЕВА: Но это выражение.

К. ЛАРИНА: В нашем случае давайте на слове остановимся.

М. КОРОЛЕВА: Вот «кошмарить» я вижу слово.

О. СЕВЕРСКАЯ: Тоже был прав Михаил Эпштейн.

К. ЛАРИНА: «Нано».

О. СЕВЕРСКАЯ: Это уже было в прошлом году.

К. ЛАРИНА: Ну, Обама – это не слово, это фамилия; Хиддинк – тоже; Аршавин – тоже. Сухум, Цхинавл – понятно, но вряд ли тоже это можно назвать словами года. Давайте все-таки имена собственные оставим в стороне.

О. СЕВЕРСКАЯ: А как же быть с Димой Биланом?

К. ЛАРИНА: Если его написать с маленькой буквы и слитно, тоже получится слово.

М. КОРОЛЕВА: Ну что, закончили в эфире, правда же?

К. ЛАРИНА: Так здорово, так интересно. Спасибо тебе, Ольга Северская, за идею. Решили. Давайте так. Давайте мы сегодня начали и пойдем дальше, с Эпштейном познакомимся, может быть, даже к нам позовем в эфир, если он появится в Москве, и давайте продолжим эту историю.

О. СЕВЕРСКАЯ: Хорошо.

К. ЛАРИНА: Итак, у нас на сегодня есть «оптимизация», «ЕГЭ, «волатильность», «стабфонд», «нано»…

М. КОРОЛЕВА: Ты забыла «кризис».

К. ЛАРИНА: «Кризис», конечно. «Лузер», «кошмарить». Ну, уже списочек подбирается, так что присоединяйтесь. На сайт заглядывайте, присоединяйтесь, думаю, мы там что-то такое вывесим, полотно.

О. СЕВЕРСКАЯ: И можем такой кратенький отчет давать в каждой программе.

К. ЛАРИНА: Призы?

М. КОРОЛЕВА: Призы. У нас сегодня кино и звучащее – музыка.

О. СЕВЕРСКАЯ: Эстрада русского зарубежья. Выпуск первый «Белая акация». Запись 30-40-х годов прошлого, извините, века. Это Ассоциация независимых теле- и киноработников выпустила этот диск. А также у нас есть фильмы. Это «Новое короткометражное кино России».

М. КОРОЛЕВА: Это, кстати, интересно. Новые короткометражки в России бывают интересные. С Сергеем Маковецким, Семеном Штейнбергом, Анной Михалковой. «Состояние» и «Пробки», два фильма. Это, насколько я понимаю, Ассоциация «DVD-Классик». И это то же самое, но это сериал…

О. СЕВЕРСКАЯ: Сериал «Светские хроники», аж четыре серии в двух дисках, и они могут стать вашими.

М. КОРОЛЕВА: Для детей мы тоже найдем. У нас тут есть от ассоциации «Семейный очаг» несколько сборников мультфильмов и фильм под названием…

О. СЕВЕРСКАЯ: «Летающий класс».

К. ЛАРИНА: Ну и журнал «Театрал», который вышел, новый номер, очень толстый, красивый. Сергей Гармаш, очаровательный, на обложке.

М. КОРОЛЕВА: Ну, поехали. Оля, давай вопрос.

О. СЕВЕРСКАЯ: Даю вопрос. Два прилагательных: абонентный и абонементный. Это к вопросу о ЕГЭ, потому что они там встречаются, поэтому давайте потренируемся заранее. Первое – абонентный – обозначает все, что относится к абоненту, то есть к лицу или учреждению, которое имеет право на пользование какой-то услугой по договору, по подписке или по другому способу. А второе – абонементный – означает все, что относится к абонементу. Абонемент – это право на пользование чем-то, на какое-то обслуживание, или документ, который гарантирует это право. Например, библиотечный абонемент раньше был нам знаком, газетный абонемент, когда подписываешься на газеты – то заключаешь договор, подписываешь бумажку, тебе приносят газету или журнал в почтовый ящик.

М. КОРОЛЕВА: В общем, теперь нам надо разобраться, что у нас абонентное, а что – абонементное?

О. СЕВЕРСКАЯ: Да. И тому человеку, который правильно расставить все прилагательные, мы дадим приз.

К. ЛАРИНА: Поехали. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Татьяна.

О. СЕВЕРСКАЯ: Вам нужно будет сразу сказать – абонентный или абонементный? Концерт – какой?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Абонементный.

О. СЕВЕРСКАЯ: Отлично. Обслуживание?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Абонентное.

О. СЕВЕРСКАЯ: Отлично. Линия?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Абонементная… Ой, абонентная.

О. СЕВЕРСКАЯ: А вот карта или карточка?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Абонементная.

О. СЕВЕРСКАЯ: Отлично. Договор?

СЛУШАТЕЛЬ: Абонентный.

О. СЕВЕРСКАЯ: Отлично. Есть еще синонимы. «Абонентский» можно сказать. Вы замечательно справились, вы молодец, вы получаете приз.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Спасибо.

М. КОРОЛЕВА: Мы вам позвоним, вы выберете.

О. СЕВЕРСКАЯ: Есть еще два прилагательных, которые путают: воинский и войсковой. Но здесь, наверное, не надо все-таки объяснять значения, нужно просто их расставить по порядочку, правильно.

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это жертва. Андрей.

К. ЛАРИНА: Дорогая жертва Андрей, а вы где живете? В Москве живете?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, в Москве.

О. СЕВЕРСКАЯ: Вот что – воинское, а что – войсковое? Устав?

СЛУШАТЕЛЬ: Войсковой.

К. ЛАРИНА: К сожалению, Андрей, сразу расстаемся, увы. Следующий. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Юрий.

О. СЕВЕРСКАЯ: Так, Юрий, устав какой – воинский или войсковой?

СЛУШАТЕЛЬ: Воинский, конечно.

О. СЕВЕРСКАЯ: Соединение?

СЛУШАТЕЛЬ: Войсковое.

О. СЕВЕРСКАЯ: Слава?

СЛУШАТЕЛЬ: Воинская слава.

О. СЕВЕРСКАЯ: Доблесть?

СЛУШАТЕЛЬ: Воинская.

О. СЕВЕРСКАЯ: А маневры?

СЛУШАТЕЛЬ: Маневры будут войсковые, конечно.

О. СЕВЕРСКАЯ: Замечательно. Вы получаете приз.

М. КОРОЛЕВА: Отлично. А давай ответим на парочку вопросов, прежде чем спрашивать дальше наших слушателей. У меня есть про слово «ас». Я это слово увидела на обложке одной книги и пришла в совершенное замешательство, потому что слово «ас» было написано с двумя «с».

К. ЛАРИНА: Может, там что-нибудь другое имеется в виду?

М. КОРОЛЕВА: Как может иметься в виду другое, когда нет ничего другого?

К. ЛАРИНА: Ну, мало ли, может, какой-то неологизм?

М. КОРОЛЕВА: Послушай меня, нет никакого неологизма.

К. ЛАРИНА: Ну, автор придумал. Слова выдумывал.

М. КОРОЛЕВА: Нет, нет. Нет никакого «асса» с двумя «с». Я посмотрела у Шведовой. Нету.

О. СЕВЕРСКАЯ: Есть «асс» с двумя «с», но это монета.

М. КОРОЛЕВА: Это понятно. «Ас» - два значения. Это может быть летчик, как вы понимаете, но не простой летчик, а выдающийся по летному и боевому мастерству.

К. ЛАРИНА: И это может быть ведущий эфира!

М. КОРОЛЕВА: Конечно. «Ас эфира» - это переносное значение. Это большой мастер, отличный специалист. Ас своего дела или в своем деле.

К. ЛАРИНА: Например, звукорежиссер Светлана Ростовцева.

М. КОРОЛЕВА: Она может быть асом звукорежиссуры, но и в этом случае слово «ас» будет писаться с одной буквой «с». Я только поясню, что это из немецкого, но восходит к французскому «ас» - «туз». Первые асы появились во французской авиации в начале ХХ века. Свое название получили по ассоциации с ролью туза в карточной игре, вот и все.

К. ЛАРИНА: Но подожди, в каком контексте звучало это слово на обложке, объясни, пожалуйста?

М. КОРОЛЕВА: Вот именно в таком: выдающийся мастер, ас своего дела.

К. ЛАРИНА: Может, это АСС?

М. КОРОЛЕВА: Нет же, нет. Вот только с одним «с» пишется слово «ас».

К. ЛАРИНА: А автора-то скажи этой книги?

М. КОРОЛЕВА: Не скажу, нет.

К. ЛАРИНА: Почему? Он известный? Лев Николаевич Толстой?

М. КОРОЛЕВА: Ну, не важно.

О. СЕВЕРСКАЯ: Почти. Такой же матерый человечище.

М. КОРОЛЕВА: Нельзя, нельзя писать так это слово. Редакторы и корректоры должны за такими вещами следить, конечно. Ну и второе слово на букву «а», у меня есть слово «азарт», которое меня поразило. Оно меня поразило…

К. ЛАРИНА: Шо?

М. КОРОЛЕВА: Вот так не говори. Оно меня поразило своим происхождением. Оля, ты знаешь, что оно от французского «азар», то есть «случай»? Меня просто спрашивали, откуда оно взялось…

О. СЕВЕРСКАЯ: Насчет таких открытий, у меня их тоже было много, когда я готовилась отвечать на вопросы.

М. КОРОЛЕВА: И вдруг я задумалась и поняла, что это действительно от французского «азар» - «случай», «случайность», «риск». Восходит оно через испанский и португальский языки, там «азар» - это «игра в кости», к арабскому слову «аз-захр» - «игральная кость». Вот так.

К. ЛАРИНА: Вот такие открытия случились в жизни Марины Королевой. Спасибо тебе, друг.

О. СЕВЕРСКАЯ: А у меня про мартышкин труд есть вопрос. Известное такое выражение – мартышкин труд?

К. ЛАРИНА: Да, конечно. Чем мы здесь все занимаемся?

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, мы занимаемся все-таки полезными вещами.

К. ЛАРИНА: Абсолютный мартышкин труд.

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, есть польза.

К. ЛАРИНА: Какая польза от него? Кому?

О. СЕВЕРСКАЯ: Слушателям. Русскому языку тоже. Не случайно нас награждают тогда.

М. КОРОЛЕВА: Давайте скажем по секрету, мы делаем это для своего удовольствия. Все, поехали дальше.

О. СЕВЕРСКАЯ: А если мы это делаем для своего удовольствия, то кому-то от этого тоже удовольствие происходит. Так вот, дело в том, что это выражение мы все знаем. Некоторые даже знают, что это про мартышку, которая из басни Крылова «Обезьяна». Она там чурбан катала-катала и надеялась, что ее похвалят, а ее не хвалили, а хвалили совершенно другого…

К. ЛАРИНА: 18 лет катаем чурбан, как та мартышка.

О. СЕВЕРСКАЯ: Ксюш, я не об этом хочу спросить. Так вот, мартышка решила потрудиться, потому что она позавидовала кому-то, кто делал определенную работу. Вот мы хотим спросить, кому же она позавидовала: пахарю, пекарю, портному, сапожнику или повару?

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Людмила, Москва. Сапожнику?

О. СЕВЕРСКАЯ: Нет.

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Мартышка позавидовала мужику, который пахал.

О. СЕВЕРСКАЯ: Молодец. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Наталья.

О. СЕВЕРСКАЯ: Басню знаете?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я читала.

К. ЛАРИНА: Каким трудом вы занимаетесь?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я работаю в энергетике.

К. ЛАРИНА: Мартышкин труд?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Нет.

М. КОРОЛЕВА: Нет, это совсем другое, это не то, чем мы здесь занимаемся.

К. ЛАРИНА: Спасибо вам большое, записали телефон ваш.

О. СЕВЕРСКАЯ: Вообще, когда мы говорим, что занимаемся мартышкиным трудом, мы себя ведем, как сирота казанская, которая прибедняется, чтобы ее похвалили или вызвать к себе сочувствие. Так вот интересно нам узнать, почему сирота именно казанская?

К. ЛАРИНА: Слушай, действительно…

О. СЕВЕРСКАЯ: Потому что сироты часто побираются у Казанского вокзала? Потому что в Казани когда-то существовал знаменитый детский приемник-распределитель? Или так звали татарских князей, которые старались после покорения Казани получить какую-то царскую милость и жаловались на свою сиротскую участь?

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Евгения. Я думаю, третий вариант.

К. ЛАРИНА: Татарских князей? Ну да, конечно, если такое научное обоснование, оно сразу бросается в глаза, тут мы вам немножко помогли выбрать правильный ответ. Да, действительно, это правильный ответ. Спасибо, телефон ваш записали.

О. СЕВЕРСКАЯ: Во время Ивана Грозного татарские князья именовали себя сиротами. Правда, есть еще другой вариант. После завоевания Казани развелось много нищих, которые выдавали себя за жертв войны, говорили, что родители их погибли. На самом деле два этих варианта я взяла из викторины наших партнеров – издательства «Словари XXI века», они задавали этот вопрос на викторине. И вот эти ответы насчет Казанского вокзала, а также приемника-распределителя в Казани просто предлагались людьми абсолютно серьезно, как версия происхождения фразеологизма.

К. ЛАРИНА: Про устав пришла тут телеграмма: «А в уставе во времена СССР было написано «общевойсковой устав». Как же быть? Что первично? Носители смысла, составители устава, или ученые-лингвисты? Григорий».

О. СЕВЕРСКАЯ: Не знаю.

М. КОРОЛЕВА: Нет ответа. Просто действительно, есть какие-то термины, в том числе и у военных…

О. СЕВЕРСКАЯ: Все-таки «общевойсковой» и «воинский» - разные прилагательные.

М. КОРОЛЕВА: Да, «общевойсковой» - это может быть название документа, но при всем при том его будут называть воинским уставом.

К. ЛАРИНА: Ну вот, Евгений Асс – это наш современный выдающийся архитектор. А, может, это фамилия автора была на обложке?

М. КОРОЛЕВА: Нет, я же тебе говорю, нет.

О. СЕВЕРСКАЯ: У него другая фамилия.

К. ЛАРИНА: Ну, назовите, кто это. Голову сломаю.

М. КОРОЛЕВА: Послушай, это абсолютно не важно. Важно, чтобы люди запомнили, что слово «ас» пишется с одной буквой «с». Вот это важно.

К. ЛАРИНА: Ты у нас просто женщина весомых достоинств, Королева.

М. КОРОЛЕВА: А что такое?

О. СЕВЕРСКАЯ: Да и, в общем, не она одна. Очень мне нравится это выражение, очаровательно: женщина весомых достоинств. Нас таких много в студии. Вот из какого-то фильма известного оно к нам пришло, в русский язык. Вот из какого именно: из фильма «Весна», «Кавказская пленница» или, может быть, «Покровские ворота»?

К. ЛАРИНА: Пожалуйста, отвечаем. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Из кинофильма «Весна».

К. ЛАРИНА: Нет, не попали. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Может быть, из «Покровских ворот»?

О. СЕВЕРСКАЯ: Именно так. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Андрей.

К. ЛАРИНА: А кто это говорит?

О. СЕВЕРСКАЯ: Вот кто говорит – не помню.

М. КОРОЛЕВА: Ну, это, видимо, по поводу героини Инны Ульяновой?

О. СЕВЕРСКАЯ: Да, то, что с ней связано, это абсолютно точно. Вот кто говорит, я не помню.

К. ЛАРИНА: «Ассы – скандинавские божества. Маканин прав. Майя». Это Маканин?

М. КОРОЛЕВА: Нет, это не Маканин. Ну, это не по поводу скандинавских божеств. Еще раз говорю, «ас» - «летчик» и не «летчик», а «мастер своего дела» только с одной буквой «с». Правила не изменились. Они не менялись.

К. ЛАРИНА: А если скандинавское божество?

М. КОРОЛЕВА: Ну, если вы вдруг пишете исследование про скандинавских божеств – ну, возможно, вы можете писать про этих самых «ассов». Но я не уверена, что это будет писаться с маленькой буквы, то есть со строчной. Скорее всего, с прописной.

К. ЛАРИНА: Заинтриговала ужасно. Сейчас мы запускаем альманах, а я сейчас выясню все-таки, наконец, кто этот человек, который сказал, что «асс» пишется с двумя буквами «с».

М. КОРОЛЕВА: А вообще оно пишется с одной буквой «с». На этом мы, пожалуй, завершим программу. Всего доброго.