Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2022-01-15

15.01.2022
Человек из телевизора - 2022-01-15 Скачать

И. Петровская

Доброе утро! Здравствуйте, дорогие наши друзья слушатели-зрители! С вами, как всегда по субботам, в прямом эфире ваш «Человек из телевизора» и ваши же его бессменные ведущие — надеюсь, бессменные.

К. Ларина

Бессмертные.

И. Петровская

Вот в этом как раз меньше уверенности. Ксения Ларина.

К. Ларина

Всем привет, привет! И Ирина Петровская.

И. Петровская

И с нами за звукорежиссерским пультом Илья Крылов. Мы готовы, начинаем. Читай!

К. Ларина

У нас сегодня много дней рождений. Это так приятно. Во-первых, мы должны поздравить нашу коллегу Иру Цвей, у которой сегодня день рождения. Ирочка, привет тебе и поздравления, и чтобы всё было хорошо! Потом у Светланы Сорокиной сегодня прямо такой жирный день рождения.

И. Петровская

Но не юбилей, не круглая дата.

К. Ларина

Но жирная. Нет? Не будем говорить. Так что Свету Сорокину тоже поздравляем! На этой неделе отметили тоже круглые даты Манана Асламазян, которую тоже поздравляем, Михаил Осокин, которого тоже поздравляем, Катя Шергова, которую тоже поздравляем. Видишь, как приятно.

И. Петровская

Вообще январь какой-то абсолютно невероятный и урожайный на всякие дни рождения и юбилеи. Я даже не знаю, с чем это связано. Почему именно в январе у нас идет такая деньрожденная волна.

К. Ларина

Но приятно начинать с хорошего. Всё, на этом хорошее заканчивается. Так, давай я прочту, как и предложила мне Ирина Петровская. Читаю. Герой недели Виктор Шендерович, интервью для всех. Молодец Виктор, никому не отказывает — я имею в виду, из приличных средств массовой информации.

И. Петровская

А неприличные не обращаются.

К. Ларина

Виктор Шендерович, напомню, иностранный агент — мы вынуждены теперь уже и к нему добавлять этот ярлык. Дальше. Год с ареста Алексея Навального. Фильм, который анонсировали на этой неделе соратники Алексея. Мария Певчих еще и сопродюсер этого фильма. Фильм называется «Навальный», и слоган этого фильма «Яд оставляет след». Этот фильм — совместная продукция CNN и HBO.

И. Петровская: Hbo

Max.

К. Ларина

Ждем, когда покажут. Что-то мне подсказывает, как и многим другим, что премьера будет где-то в районе 17 числа, когда исполняется ровно год, как Алексей приземлился во Внуково и, собственно говоря, больше уже из этого условного Внукова не выходил, больше на свободе не был. Год ровно. Кстати, тоже пишу, что у Марии Певчих о фильме в интервью «Дождю» (иностранному агенту) большое интервью. Выпуск «Редакции» о событиях в Казахстане. Примечательно тем, что этот выпуск сделан изнутри, что называется. То есть это не эксперты, не политологи — это местные жители, казахстанские, которые рассказывают о своих впечатлениях о том, что происходило. Жанна Немцова, интервью Анне Монгайт. Очень хорошее, в рамках программы «Женщины сверху» на «Дожде» (иностранном агенте). Тут стоит сказать, что повод для этого разговора — выход книжки Жанны Немцовой. Это ее мемуар «Дочь своего отца». Книжка о детстве, об отце, о семье и вообще о том, как Жанна с детских лет воспринимала всю эту политическую жизнь. Мне кажется, книга заслуживает внимания. Обратите на нее внимание, пожалуйста, и не забудьте ее купить. Марина Неелова у Познера — прекрасное интервью. Уже неделя прошла. Это было, по-моему, как раз вокруг дня рождения Марины — 8 января у нее был день рождения.

И. Петровская

Да, но интервью вышло чуть позже, и вообще оно годичной давности.

К. Ларина

То есть это не этого года?

И. Петровская

Не этого года.

К. Ларина

Точно?

И. Петровская

Абсолютно. 2021 года, я посмотрела. И также еще повторили этот прекрасный выпуск программы «Сегодня вечером». Он двухгодичной давности, но это не имеет, опять же, никакого значения, потому что на Марину Неелову, как на огонь, воду и другие стихии, можно смотреть бесконечно.

К. Ларина

Я почему-то была уверена, что это этого года интервью. Потому что они там говорят про спектакль, который только выходит. Они говорят про то, что Галины Борисовны Волчек нет.

И. Петровская

Январь 2021 года — Галины Борисовны уже не было. Но проверим. Давай проверим в паузе. Я посмотрела — это январь 2021 года.

К. Ларина

Там есть одно видео, которое датировано 2021 годом. Мне кажется, это ошибка. Потому что они обычно честно пишут всегда, какого года.

И.Петровская: На канале «Россия-24» был большой сюжет под глумливым названием «Бегство комика»

И. Петровская

Нет, не скажи. Я начала обращать внимание, что некоторые программы не маркируются архивными.

К. Ларина

Так, Дмитро (Дмитро, пишу я) Гордон у Киселева. Мы должны про это сказать.

И. Петровская

Но свежесть уже немного утрачена. Восприятия.

К. Ларина

Да, это точно. «Ретро старый Новый год», встреча друзей, архивная съемка 1993 года. На канале «Культура» была показана. Я тоже вчера посмотрела, поскольку она, естественно, есть в YouTube. Скоропостижная смерть Михаила Зеленского. Программа «Прямой эфир» Малахова в память коллеге на «России-1». Тоже посмотрела вчера. Ты смотрела?

И. Петровская

Вчера смотрела, да.

К. Ларина

Фестиваль документального кино на сайте «Новой газеты». Он завершен. Лучшее, что там отмечено — может быть, сказать про это. Но, может быть, ты сразу скажешь про фильм, который мы анонсировали — фильм «Закрытие» про Андрея Сахарова.

И. Петровская

Да, мне очень понравился этот фильм. Напомню, автор сценария — Борис Альтшуллер, который там и участвует в этом фильме. Ученый, соратник Андрея Дмитриевича и один из авторов даже идеи этого фильма. А режиссер и тоже автор сценария — это Дмитрий Завильгельский, человек, который снимал много не такого скучного научпопа, а интересного научно-популярного кино. Он многократно был номинирован на премию «Лавр», в частности. Здесь интересный метод, который используется. Нам рассказывают почти как на пальцах, в чем была новизна открытий и значение открытий Андрея Дмитриевича Сахарова. При этом это делается с помощью такой графики, замечательной анимации. Оказалось, что Андрей Дмитриевич на всех своих полях тоже так графически изображал нечто. Из этого нечто возникает вот эта визуальная картина того, над чем он работал. В чем, во-первых, заключается всемирное историческое значение этого, и отчасти опровергается вот эта идея, которая была заложена в фильм Романа Супера, что жизнь Андрея Дмитриевича делятся на две половины — одна, когда он работал на войну, а вторая, когда он начал бороться за мир. Так вот здесь, на мой взгляд, убедительно показано, что это (так же, кстати, как и у Якович в фильме) была одна жизнь и одно дело. И работая на войну, он боролся за мир, потому что искренне полагал, что наличие водородной бомбы, ядерного оружия — это некая гарантия для мира от внезапного возникновения у кого-то желания пустить имеющиеся запасы в ход и в дело. И потом, естественно, это логично перетекает уже в рассказ о деятельности Андрея Дмитриевича во второй половине жизни. Очень интересная хроника, совсем не банальная. Интересные свидетельства людей, которые знали, как всё происходило, рассказывают о его жизни. На мой взгляд, это очень достойное кино, которое, в свою очередь, очень достойно завершило невероятно интересный фестиваль на сайте «Новой газеты» совместно с «Артдокфестом». То есть на Новый год у желающих, на эти длинные каникулы, безусловно, была возможность приобщиться к настоящему документальному кино. Там есть совершенно потрясающий фильм — он был на прошлом «Лавре» — «Штетл». Это еврейские местечки. Там тоже используется анимация и рассказывается, как там было всё устроено. Ну и так далее и тому подобное.

К. Ларина

Там еще был замечательный фильм, по-моему, латышской режиссерки — так надо говорить? — латышского режиссера. Мультипликационный фильм «Про мое советское детство». Документальный анимационный фильм «Про мое советское детство», пионерское.

И. Петровская

Вот это я пропустила, к сожалению.

К. Ларина

Потрясающий! Он тоже был на «Артдокфесте» и, по-моему, взял какую-то премию. Замечательная картина. Ну, если мы про документальное кино говорим, я хочу вернуться к фильму, который мы еще не видели, но который, я надеюсь, увидим — фильм об Алексее Навальном. Я так поняла, судя по рассказам Мария Певчих, что это картина, которая возникла вот так спонтанно, случайно. Это не байопик, чтобы понимали зрители — речь идет исключительно об этом страшном периоде. Хроника несостоявшегося убийства, хроника состоявшегося исцеления и, конечно же, хроника возвращения. То есть весь вот этот страшный период. И мне кажется, это очень правильная вещь, что они решили сделать из этого кино. Скорее всего, как я понимаю, Ира, начали снимать это как свидетельство.

И. Петровская

Да, более того, опубликованный пост от имени Алексея Навального — там как раз и говорится, что вначале это просто снимала Мария Певчих на айфон. А потом уже включились другие документалисты, которые предложили дальше уже в Берлине снимать, когда он там находился на лечении и реабилитации. Ну и вот в итоге мы ждем. Хотя я не уверена, что у нас будет возможность здесь в России посмотреть. Я где-то уже прочитала, что этот ресурс не будет нам доступен. Может, я ошибаюсь.

К. Ларина

Нет, пока еще ничего этого не известно. Потому что, как я поняла из рассказа Марии Певчих, премьера его должна пройти на каком-то фестивале документального кино, который непонятно когда будет. В общем, мы ждем. Но в любом случае, как это можно не посмотреть? Конечно же, мы это посмотрим. Как это ресурс не будет доступен? У нас ресурс под названием глобальная сеть, глобальный интернет — в нем всё есть. Даже то, что запрещено в России, слава тебе господи. Все картины, которые запрещены — мы все их смотрели. В сети они все есть.

И. Петровская

Есть идея — я ее прочитала (даже версия, не идея) — что это кино, его мировая премьера состоится на Берлинском фестивале, на «Берлинале», который где-то в начале весны, что ли, должен пройти, не помню.

К. Ларина

Ну, будем ждать. Очень часто спрашивают люди… Когда Мария Певчих была на «Дожде» (иностранном агенте), ее тоже спрашивали слушатели (Аня Монгайт озвучила этот вопрос), почему, типа, иностранные журналисты и документалисты снимали фильм о Навальном, а не российские. Это, с одной стороны, очень смешной вопрос, потому что понятно, что где такие журналисты российские, кроме как на «Дожде» (иностранном агенте).

И. Петровская

Признанном. Они не иностранный агент, но названы властью иностранным агентом.

К. Ларина

Да. Где такие журналисты — это раз. А во-вторых, мне кажется, в этом есть еще какой-то очень важный смысл, и об этом Мария Певчих тоже говорила: что Алексей благодаря этой картине тоже станет человеком мира, что называется. Не только известен в России как «берлинский пациент», как выражаются наши власти, а как человек масштаба, скажу так, мирового.

И. Петровская

Нельсон Мандела.

К. Ларина

Да, это очень важно, чтобы с ним познакомились люди. Еще учитывая, как делают документальные фильмы CNN и HBO (НВО особенно), это, конечно, настоящая голливудская картина. Будем надеяться на это. Посмотрим. Очень хочу посмотреть.

И. Петровская

Завершая тему — ну, не завершая, конечно — документального кино: 18-го числа Первый канал покажет фильм. Очень интересный, я его уже видела. Сделала его Лилия Вьюгина, тоже довольно известный документалист. Ее работы тоже многократно номинировали на разные фестивали, премии, и эту в том числе. Фильм о Николае Харджиеве. Это совершенно невероятный человек, собиратель. Во-первых, он историк литературы. Он знал всех от Багрицкого до Мандельштама, Ахматовой, Тынянова — вот этот круг. И плюс он был собирателем русского авангарда всю свою жизнь, который хранил в небольшой московской квартире. А потом уже на склоне его лет произошла почти детективная история, в результате чего эта коллекция была рассеяна, развеяна. И вот вся эта история рассказывается в этом фильме. Он довольно долго ждал своего часа эфира. Ну и вот, по счастью, видимо, какой-то апгрейд на Первом канале произошел, и сейчас действительно время от времени появляется хорошее документальное кино. Повторяю: Первый, 18 января.

К. Ларина

Ну что, пойдем дальше? Конечно, хочется отдельно сказать про Виктора Анатольевича. Будем так говорить, я нашла формулу: некий Виктор.

И. Петровская

Нет, еще лучше: наш герой. Вот так.

К. Ларина

Ну, это почти «берлинский пациент».

И. Петровская

Нет, ну как? Тоже имеет смысл так, чтобы лишний раз не засорять эфир вот этими странными словами.

К. Ларина

Наш герой держался долго, до последнего, давно. Он сам это признает, говорит в разных интервью и пишет у себя в Фейсбуке, что 20 лет его, по сути, выдавливали из страны. 20 лет ему говорили: «Уже сгинь отсюда, оставь нас в покое. Где-нибудь в другом месте пой, пташка». Он держался до последнего, потому что он человек, конечно, принципиальный. Это, мне кажется, его роднит как раз с Алексеем Навальным, уже упоминаемым нами.

И. Петровская

А потом еще второе — что он человек русской культуры, русской литературы.

К. Ларина

Слушай, ну сколько уехало людей русской культуры!

И. Петровская

Естественно, но в том числе и поэтому он долгое время не считал возможным куда-то сваливать. Почему, называется, я должен?

К. Ларина

Это понятно. Но мне кажется, что здесь принципиальная вещь — почему я вспомнила про Алексея — Виктор говорит, что поскольку он всё-таки не только писатель и творческий человек, но и публицист прежде всего, конечно же, острота его пера как раз больше всего и раздражает власти. И он был убежден до последнего момента, что критиковать режим надо, находясь на территории страны, на родине. И сейчас, конечно же, переживает такую ломку: как эту оптику менять, как менять интонацию. О чем он тоже говорит в разных интервью. Когда ты остаешься публицистом, остаешься критиком режима, остаешься человеком слова (во всех смыслах этого слова), но при этом находишься за пределами страны.

И. Петровская

Но ты должна мне задать свой традиционный вопрос: что об этом говорят на федеральных каналах.

К. Ларина

А что-то говорят разве?

И. Петровская

Да.

К. Ларина

Да что ты?

И. Петровская

Но я должна сказать, что пока я видела всего один сюжет. Отвратительный, безусловно — трудно было бы предвидеть, что будет что-то иное. На канале «Россия-24» был большой сюжет под глумливым названием «Бегство комика». Сюжет заключается в том, что там есть такой человек — он эти специальные поручения выполняет…

К. Ларина

Казаков?

И. Петровская

Ведущий Алексей Казаков, как ты угадала? Который цитирует какие-то фрагменты из того поста нашего героя, который был опубликован в Фейсбуке, где он объясняет свои мотивы. Выбирает, естественно, то, что ложится в их линию, в их идеологию. Потом там появляется еще какой-то автор, который рассказывает нам, как наш герой неприятен своему отечеству и что на самом деле нет ни малейших оснований для того, чтобы такое радикальное решение принимать и уезжать. Основание, с их точки зрения, единственное: подвернулось теплое местечко на Западе, и, соответственно, наш герой немедленно туда свалил. А их консультант и эксперт Максим Кононенко, небезызвестный, говорит, что он давно уже свалил, давно уже здесь не появлялся. Это говорит, конечно, об уровне осведомленности и компетентности этого эксперта, потому что, как минимум, мы знаем: наш герой, например, был на замечательном концерте в честь юбилея Юлия Кима. Да и вообще мы его сами неоднократно, что называется, здесь встречали.

К. Ларина

Он вообще-то каждую неделю приходил на «Эхо Москвы» в программу «Особое мнение».

И. Петровская

Употребляются выражения «некогда небезызвестный сатирик», «давно уже не смешной комик», «означенный персонаж» — вот это всё. Показывают нам какие-то две платежки с обозначениями каких-то сумм его гонораров, в том числе от какого иностранного фонда. Ну и, собственно говоря... А, почему «Бегство комика». Потому что они цитируют шведскую газету, где написано, что в Стокгольме когда-то там пройдут концерты самого известного в России комика. Из чего они делают вывод, что это сам наш герой обозначает себя борцом и мучеником, а вот как его воспринимают на Западе и в каком качестве его там примут. Это я специально так подробно рассказываю, чтобы понять примерно, как это будут комментировать, я думаю, и в дальнейшем, возможно, какие-то линии расширяя.

К. Ларина

Там, кстати, линию уже озвучил, что называется, пресс-секретарь президента.

И. Петровская

Да, здесь он тоже цитируется.

К. Ларина

Что якобы Виктор — как же он сказал-то? — скрылся от суда.

И. Петровская

От уголовного преследования, по-моему.

К. Ларина

Нет-нет, слово «преследование» не говорят, ты что? «Преследование» — это мы говорим. От суда, понимаешь? От суда и следствия. Виктор как раз говорил: «Я скрылся не от суда, а от расправы».

И. Петровская

Именно. А здесь еще педалируется тема, что это пока только намерение юристов вот этого Пригожина возбудить уголовное дело. Уголовного дела никакого пока нет, и даже, по их мнению, вообще не предвидится, скорее всего, а воспользовавшись этим поводом, наш герой осуществил наконец свою давнюю мечту и слинял в теплое местечко, где, как они говорят, всегда рады иностранным агентам.

К. Ларина

Да. Было большое интервью на «Инсайдере» (тоже, кстати, иностранный агент). Оксана Баулина, по-моему, с ним вела интервью. Ты не видела?

И. Петровская

Нет, не видела.

К.Ларина: Ты служишь не родине, а спецслужбам — это две большие разницы

К. Ларина

Он там как раз отвечает на все вопросы: где он, что он. Он сейчас в Варшаве, поскольку там живет семья его дочери. Как он сам говорит: «Я дедушка поляка».

И. Петровская

Поляков — у него два.

К. Ларина

Да, дедушка поляков. Потом у него там куча планов, естественно, и в Израиле — и концерты, и прочее. А дом — как подчеркнул Виктор, дом у меня всё равно в Москве. Там, кстати, Оксана у него спрашивала: «Вот вы сейчас уже уехали, за пределами страны, но оставляете маркировку в Фейсбуке, всё равно пишете вот этот ярлык иностранного агента, все эти слова, которые нужно писать по требованию Роскомнадзора». И он как раз ответил: «Мне ничего не стоит это написать. Но просто я не хочу, чтобы у них — у властей, у пригожинцев, у силовиков — был повод штрафовать, блокировать счета и вообще причинять неприятности моим близким, которые остались в Москве». Это тоже, конечно, тяжело. Хочется пожелать Виктору спокойствия, мужества, всё это пережить и оставаться собой. Я думаю, что у него это получится точно.

И. Петровская

Но та невероятная волна поддержки, любви, соучастия, сочувствия, солидарности, которую продемонстрировали, я думаю, наши с тобой тоже товарищи в Фейсбуке в разных лентах — она, конечно, впечатляет невероятно, на мой взгляд, и должна послужить нашему герою некоторым утешением. Это я говорю сейчас не точно, но, по крайней мере, вдохновить его. Он понимал и раньше, но сейчас тем более, как он значим, как он дорог огромному количеству людей здесь, у себя в родной — по-прежнему родной — стране. Мы сейчас выходим на новости и продолжим.

К. Ларина

И лайки нам ставьте!

НОВОСТИ. РЕКЛАМА.

И. Петровская

Продолжаем нашу субботнюю программу и идем дальше.

К. Ларина

Я, кстати, сейчас смотрела наш чат в YouTube. Спасибо нашим дорогим зрителям в YouTube за то, что смотрите. и за то, что обсуждаете, реагируете. И за то, что ставите нам лайки — это важно. Там, кстати, про еще один уход вспоминают наши зрители в YouTube — уход Анастасии Вознесенской, замечательной актрисы, супруги Андрея Мягкова, с которым они прожили вместе почти 60 лет. Вот видите, год назад ушел Андрей Мягков, в феврале 2021 года, и следом за ним через год ушла и Анастасия. Я просто почему решила вспомнить, Ира — потому что, конечно, читала вчера всякие сообщения о ее кончине. Просто диву даешься: «умерла актриса, которая исполнила роль директора рынка в фильме Рязанова «Гараж»». Просто вообще! Ну как же так можно? Что же вы за люди такие? Хотя бы Википедию откройте! В конце концов, это новость, которую можно написать необязательно первой и срочно в номер. Если не знаете, хотя бы откройте и посмотрите. Помимо того, что она театральная актриса блистательная и в кино сыграла много — хотя, конечно, гораздо меньше, чем заслуживала, потому что актриса замечательная. Актриса театральная — блестящая. Работала в «Современнике», во МХАТе проработала всю жизнь. Ну и, конечно, стоит отметить — что бы я сказала про нее в первую очередь, — что это один из лучших педагогов школы-студии МХАТ. Она когда-то вместе с мужем пришла туда работать педагогом. У нее огромное количество учеников, и этим ученикам уже 60+, которые у нее учились. Многие и многие звезды театра и кино. Ее очень любили в театральном училище, в театральном институте. Так что светлая память! Прекрасная актриса и прекрасный человек. Когда тебя любят ученики, это о многом говорит. Директор рынка…

И.Петровская: Практика писем знаменитым людям в советское время существовала. Только здесь потрясает масштаб — 100

И. Петровская

Да, на самом деле это практика последнего времени: когда выхватывается какая-то роль, которая, видимо, по логике авторов таких сюжетов или таких сообщений, является ключевой в судьбе того или иного артиста, артистки. И, по сути, получается, что это артист одной роли. На самом деле это дико несправедливо, да и глупо. Анастасии Вознесенской или любому другому герою такого сюжета на самом деле уже всё равно. Но это просто глупо и пошло — делать вот таким образом. Кстати, напомню — хотя это тоже, конечно, просто добавление: очень многие наши зрители, конечно, смотрели первый в истории советского телевидения сериал «Вызываем огонь на себя». И там как раз Анастасия Вознесенская, по-моему, играла одну из первых своих ролей.

К. Ларина: Я

то помню ее по «Майору Вихрю».

И. Петровская

И по «Майору Вихрю». То же самое, да. Мы, кстати, в самом конце года, когда накопилось много событий, не вспомнили, что исполнилось 100 лет замечательному режиссеру, создателю первых сериалов Сергею Николаевичу Колосову. Исправляю эту нашу оплошность, но через некоторое время.

К. Ларина

Давай пойдем дальше. Даже не знаю — может быть, про Гордона-то скажем уже? А то всех заинтриговали. Люди-то не смотрели многие и пишут: «А что у вас там про Гордона?». Почему мы так прилепилась к этому интервью — всё интригуем и анонсируем, анонсируем и интригуем.

И. Петровская

Это не перескажешь, потому что это был такой выход, бенефис Дмитрия (Дмитро, как ты говоришь) Гордона, который дал, по-моему, 2,5-часовое с лишним интервью Евгению Киселеву на канале «Украина-24», а потом этот выпуск еще был размещен на YouTube-канале Киселева «Кисельные берега». Это такой тип героя, которого не надо спрашивать. Этот герой расскажет о себе всё сам.

К. Ларина

Сам ведущий собственного интервью.

И. Петровская

Сам ведущий собственного интервью во всех смыслах. Рассказывает о себе всё сам. Словами — то, что он хотел сказать, а по смыслу — то, что увидели в нем многие зрители. Нет, я не буду спорить, это очень интересно. Там есть, например, есть много разных подробностей политической жизни. Но, конечно, самое важное — это интонация человека, который «с Пушкиным на дружеской ноге»: абсолютно со всеми знаком, всем в разное время оказывал какого-либо рода услуги. Весь истеблишмент, вся богема, все самые видные культурные деятели.

К. Ларина

И политические тоже.

И.Петровская: На Новый год у желающих была возможность приобщиться к настоящему документальному кино

И. Петровская

Я и говорю: истеблишмент — в смысле, политический. Все, оказалось, были дружны. Большинство из них, правда, уже ушло из жизни — что называется, верим на слово. И все они были счастливы дружить с Дмитрием Гордоном, а он, в свою очередь, также пользовался их дружбой в хорошем смысле этого слова, принимая их помощь, им помогая. Короче говоря, словами это пересказать сложно. Но к портрету самого интервьюируемого очень многое добавляет.

К. Ларина

Да, кстати, если вы смотрите самого Гордона, его интервью — его личные, когда он общается со своими гостями — мы, конечно же, смотрим в зависимости от гостя. Если нам человек интересен, конечно, мы смотрим, потому что есть вещи, которые упускать нельзя. Но вспомните эту его знаменитую заставку его плывущие портреты под такую музыку. Музыка просто вообще из каких-то 90-х годов, с рынка (к вопросу о директоре рынка), музыка, которая звучала в киосках. И плывущий Гордон. И дальше библиотека его книг. Он всё время подчеркивает, что он написал 58 книг. Видишь, люди-то делом заняты: 58 книг написал! Он говорит: целая библиотека из его книг. И тут ты говоришь про то, что он со всеми на дружеской ноге. Да, безусловно, в этом есть элемент Хлестакова. Я вспомнила еще другого героя — Поприщина из того же автора, который подписывал свои письма «Фердинанд VIII». Тоже из этой серии. Но там интересная деталь, которая многое объясняют в человеке. Я всё думала: как? Такое саморазоблачение — он сам всё рассказал. Когда он был маленьким мальчиком из маленького городка, пионером-пятиклассником, он решил написать 100 писем 100 великим людям страны. Я не шучу, друзья, это правда! Я не сомневаюсь, что это правда. Он украл у бабушки из кошелька деньги, купил 100 конвертов и написал 100 писем. И отправил. Все письма были под копирку, только меняя адресата. Он сам цитирует там: «Уважаемый Аркадий Исаакович (это как бы к Райкину), я простой мальчик Дмитро Гордон, очень вас люблю и почитаю. Мы всё время вас смотрим и слушаем. Вы великий человек. Пришлите, пожалуйста, фотографию с автографом».

И. Петровская

Дорогой Иосиф Давыдович Кобзон!

К. Ларина

Да, то есть 100 великим людям написал. Он начал там рассказывать: кто-то ему ответил.

И. Петровская

Кобзон.

К. Ларина

Как раз Кобзон, и еще там кто-то.

И. Петровская

И Райкин, по-моему, тоже ответил.

К. Ларина

Вот, собственно, с этого всё и началось. После этого, конечно же, мальчик Дмитро (как я себе моделирую) показывал эту фотографию: вот, типа, мой друган Аркадий Исаакович Райкин, мой друган Иосиф Кобзон.

И. Петровская

Нет, с Иосифом Давидовичем продолжилось, потому что, по версии, опять же, Дмитро Гордона, Иосиф Давыдович уже смертельно больным всё равно считал необходимым прибыть на юбилей самого Дмитрия Ильича и участвовать в нем на равных со всеми остальными. Но на самом деле практика писем разным знаменитым людям в советское время и правда существовала. Только здесь потрясает масштаб — 100. Потому что, по-моему, Хазанов рассказывал, что он, тоже будучи подростком, написал письмо Аркадию Исааковичу. По-моему.

К. Ларина

Но там другие мотивы, Ира!

И.Петровская: Практика последнего времени: выхватывается какая-то роль и получается, что это артист одной роли

И. Петровская

Может быть, другие.

К. Ларина

Тут же мотив простой: чтобы про Дмитро Гордона узнали 100 великих людей. Понимаешь, вот в чем проблема. Я тоже писала письма. Ну, не знаменитостям — я писала письма на радио, на телевидение. С какой-то просьбой, что-то показать или узнать что-то. Кстати, могу тебе сказать: я написала письмо Владимиру Валентиновичу Меньшову после премьеры фильма «Розыгрыш». Я была подростком, абсолютным ровесником героев, и написала письмо, в котором рассказала о своих впечатлениях, о своих чувствах. И он мне ответил. У меня это письмо до сих пор хранится. Кто я такая вообще? Но ответил мне со словами благодарности. Небольшое письмо, но оно ответное, что меня совершенно потрясло. Но здесь другие мотивы. Вот тебе придет в голову 100 великим людям написать письмо, чтобы они прислали фотографию?

И. Петровская

Я подумаю. Пока не приходило. Но по мере приближения к возрасту дожития, возможно, придет.

К. Ларина

Тут мы не сказали про Евгения Киселева, который вел это интервью. Мне кажется, мы с тобой это обсуждали — что он сам немножко охреневший от поведения своего гостя. Скажи, обалдел?

И. Петровская

Даже не от поведения. Он был как-то — вот ты грубое слово употребила, — ошеломлен этой волной, этим потоком откровений, на которые он, видимо, не рассчитывал. В частности, о состоянии самого Дмитрия Гордона. Он не спрашивал по поводу его миллионов, но тот счел необходимым сказать, что человек он в высшей степени обеспечены.

К. Ларина

Миллионер. Долларовый.

И. Петровская

Уточнил: долларовый. Так что, друзья, 100 писем великим в том числе монетизируются. Помимо того, что, конечно, впоследствии Дмитрий Гордон много чего сделал, и в том числе разные бизнесы, я так поняла, организовывал.

К. Ларина

Кстати, там они затрагивают тему его сотрудничества со спецслужбами. Это важная тема: два интервью, которые он сделал — это Поклонская и Стрелков-Гиркин. Это была такая резонансная история, которую мы обсуждали. Вообще эта тема, которую он нам подарил во всех смыслах для обсуждения, важнейшая. Мне кажется, что он так и не понял, и объяснить ему невозможно. Евгений Киселев пытался объяснить, почему этого нельзя делать, почему журналист не может быть сотрудником спецслужб.

И. Петровская

Провокатором.

К. Ларина

И провокатором, и, по сути, сотрудником — в данном случае. Это невозможно. Он это признает и он этим гордится. Когда он объясняет: «Я патриот своей страны и поэтому служу спецслужбам своей родины», это нонсенс. Как объяснить, что это невозможно? У меня лично одно объяснение, если ему это интересно: что если ты один раз это сделал и ты это признаешь, то нет никаких гарантий, что ты не сделаешь это в следующий раз. И что вообще-то не являешься человеком под погонами. Ты служишь не родине, а спецслужбам — это две большие разницы. Как человек этого не понимает, для меня загадка.

И. Петровская

Я думаю, это оправдание самого себя, самооправдание. Я до сих пор не уверена, что он делал это по заданию спецслужб.

К. Ларина

Но он это признает.

И. Петровская

Ну так когда на него посыпались обвинения (особенно даже не после Поклонской, а после этого Гиркина), для самооправдания, мне кажется, возможно, он эту версию высказал. Но я могу ошибаться.

К. Ларина

Он сказал: «Мне 58 вопросов написали спецслужбы».

И. Петровская

Конечно, это абсолютно недопустимая вещь. И конечно, он даже с гордостью об этом говорит: что послужить родине — это великая миссия. Но настоящий и всякий нормальный журналист и так служит родине, только другими методами и способами пользуется.

К. Ларина

В общем, посмотрите, если вас заинтересовала наша история. Это такой трагифарс, конечно. Вообще фигура трагикомическая.

И. Петровская

Трагифарс, да, я согласна. Просто чтобы эта тема не замылилась, я в рекламной паузе посмотрела: выпуск Познера с Нееловой — дата выхода в эфир 10 января 2021 года.

К. Ларина

Ну что делать? Жалко, конечно.

И. Петровская

А почему? Ничего не жалко. Оно ни одной секунды не устарело. Так же, кстати, как выпуск у Галкина «Сегодня вечером» — он абсолютно такой же актуальный. Истории, которая рассказывает Марина Неелова, воспринимаются очень свежими. То, как она рассказывает — это отдельное удовольствие. Просто сидишь и ловишь себя на том, что ты сидишь и бесконечно улыбаешься.

К. Ларина

Я хотела, с твоего позволения, еще рекомендовать нашим слушателям (и тебе тоже, Ира) следить за YouTube-каналом «Инсайдера» (иностранный агент), который раньше возник прежде всего как издание, посвященное журналистскому расследованию. Роман Доброхотов и его коллеги прежде всего занимались журналистским расследованием совместно с Bellingcat и Христо Грозевым. Вы знаете, сколько уже было очень мощных и серьезных расследований. Собственно говоря, судьба «Инсайдера» (иностранного агента) лишний раз подтверждает, что люди занимались серьезным делом. Сейчас они стали развиваться как YouTube-канал. Там уже есть линейка интервью. Там есть стримы. Там есть большие обсуждения актуальных тем. И как я поняла, они собираются делать такой полноценный YouTube-канал, полноценное средство массовой информации по самым разным направлениям. Там работают и бывшие сотрудники медиакомпании Михаила Ходорковского — я уже боюсь ее называть. Там работают теперь и некоторые бывшие сотрудники «Дождя». Там наш Тимур Олевский, который занимается…

И. Петровская

Объявленного иностранным агентом.

К. Ларина

А Тимур тоже иностранный агент?

И. Петровская

«Дождя», объявленного иностранным агентом.

К. Ларина

Так что просто рекомендую вам. Вот я говорила про интервью с Виктором Шендеровичем, тоже...

И. Петровская

Объявленным иностранным агентом.

К. Ларина

В общем, следите за иностранными агентами.

И.Петровская: Послужить родине — это великая миссия. Но настоящий и всякий нормальный журналист и так служит родине

И. Петровская

И будет вам счастье. Знаешь, я под конец хотела бы чуть-чуть отодвинуть политику в сторону, поскольку вот только-только старый Новый год у нас наступил. Я посмотрела, во-первых, уже подробно всякие вот эти новогодние, называемые «огоньками», и то, что мы уже упомянули — на канале «Культура» из архива в рубрике «XX век» «Встречи друзей. Старый Новый год», 1993 год. Чем примечателен? Тем, что там собрал своих друзей и стал ведущим совершенно замечательный человек, которого с нами, к сожалению, давно уже нет — Алексей Габрилович, известный, знаменитый режиссер-документалист, который, в свою очередь, в 1962 году придумал «Огонек», саму идею «Огонька». Это уже более позднее время — 1993 год. Там создается, на мой взгляд, то, что завораживает, почему невозможно оторваться. Он действительно собрал своих старых друзей, часть из которых снималась в фильме «Дворы нашего детства», и часть не снимались, но тоже вспоминают свою юность, молодость, дворы своего детства. И создается та самая совершенно невероятная атмосфера абсолютно неимитированного общения, ради которой в свое время и создавался этот «Голубой огонек». Там это было главное — создание непринужденной дружеской атмосферы, в которой общаются разные люди: приходят на огонек, приходят на чашечку кофе, чая. И вот когда ты смотришь это (хотя это даже 1993 год уже, а не 1962, который мы не могли ни видеть, ни помнить) и сравниваешь с тем, во что это всё вылилось и превратилась, ты понимаешь вот эту огромную дистанцию. Когда не то что атмосфера — это какие-то вымученные кошмарные репризы. Я их даже сидела записывала, потом плюнула, потому что там нет ни остроумия, ни непринужденности, ни импровизации. И плюс к этому часто как будто из нафталина доставаемые артисты и номера. Я поймала себя на мысли, что можно эти новогодние огоньки вообще заново-то и не снимать. Записывать этот конферанс заранее и подставлять к любым другим. Никто не заметит, что это уже однажды когда-то было съедено. Ты понимаешь, как трансформировалось вместе с историей телевидения и страны вот это развлекательное телевидение, которое в свое время действительно была прорывным, действительно невероятно полюбилось всем зрителям, людям и вспоминается. Но любая идея, к сожалению, во-первых, просто от времени уже, мягко говоря, протухает. Но я всё равно убеждена, что первоначально заложенная в эти «Огоньки», в такого рода программы идея работает при одном условии: когда есть искренность, когда есть элемент непредсказуемости и когда действительно есть какая-то идея, объединяющая все эти действа.

К. Ларина

Ну, у меня другое мнение по поводу этой передачи. Я не в таком восторге, как Ира.

И. Петровская

Это не то, что восторг — это очень интересно смотреть.

К. Ларина

Я просто хочу сказать, что меня, конечно, поразило убожество всего того, что там происходило, этого интерьера.

И. Петровская

Дом актера это был.

К. Ларина

Дом актера — понятно. Но все загнаны в какую-то тесную комнату. На столах какая-то хрень, чашки с чаем.

И. Петровская

Время изменилось.

К. Ларина

1993 год — можно было выпить. И шампанского, и чего-нибудь.

И. Петровская

Они в конце пьют шампанское.

К. Ларина

Потому что сидят они все с унылыми лицами, пережидают…

И. Петровская

Нет, ты не прочувствовала.

К. Ларина

Я не могу — такое убожество. Потом очень плохой монтаж: обрывается посередине, склейки очень грубые. Насколько мне нравится фильм Габриловича «Дворы нашего детства», который в этой же программе цитируется...

И. Петровская

Естественно, это было основание для этой встречи.

К. Ларина

И настолько мне показалась натужной и очень искусственной эта пытка задушевностью. Мне это не показалось искренним совсем.

И. Петровская

Нет, там есть абсолютная искренность. Но коли уж ты так решила, тогда давай перейдем в 2002 год — встреча 2003-го.

К. Ларина

1 января 2003.

И. Петровская

Встреча Нового года 2003. Это «В нашу гавань заходили корабли» на канале, которому оставалось после этого жить всего полгода — «ТВС», во что превратился «ТВ-6», куда, в свою очередь, ушли старые нтвшники. И вот это был уже абсолютный пир души, духа.

К. Ларина

Пердуха!

И. Петровская

Не я, заметь, это сказала. Вот где был абсолютный восторг.

К. Ларина

Да, это фрагмент, который многие пользователи сети уже видели. Он быстро разлетелся. Фрагмент с участием нашего дорогого Виктора Анатольевича, где он сам играет на фортепиано и поет песню. А подпевают ему Светлана Сорокина, Валерий Сюткин и — боже, боже! — Владимир Соловьев, у которого совершенно другое лицо тогда было. Не потому, что моложе, а потому что…

И. Петровская

Шире.

К. Ларина

Нет, оно живое. Лицо нормального человека. Итак, поехали!