Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2021-10-09

09.10.2021
Человек из телевизора - 2021-10-09 Скачать

И. Петровская

Доброе утро, добрый день! Здравствуйте, дорогие наши почитатели и просто слушатели, верные и неверные — все.

К. Ларина

Ветреные.

И. Петровская

Ветреные, да. С вами, как всегда по субботам, «Человек из телевизора», ваша любимая программа, и мы, ваши любимые ведущие. Ксения Ларина, любимая.

К. Ларина

Да-да, здравствуйте, это я, ваша любимая ведущая. И еще более любимая ведущая — ваша Ирина Евгеньевна Петровская.

И. Петровская

Приятная во всех отношениях. А с нами за звукорежиссерским пультом Сергей Кузнецов. И мы начинаем.

К. Ларина

Думала ли ты, простая русская журналистка...

И. Петровская

Баба, уж проще.

К. Ларина

Баба, да. Что будешь работать под началом нобелевского лауреата?

И. Петровская

Мне на самом деле не так важно было работать под началом именно нобелевского лауреата, как под началом такого человека, как Дмитрий Муратов. Я в данный момент хочу прямо к нему обратиться. Вчера у него было безумие, и я даже не стала прорываться. А в глаза, конечно, я ему не могу этого сказать, потому что он скажет мне: «Петровская, иди...» и укажет адрес, хотя вполне невинный. Хотя я ни разу, кстати, не слышала из уст Димы ни одного матерного слова. Но такие простые русские слова он, конечно, употребляет. Значит, Дима, Дмитрий Андреевич, любимый Муратов! Будь ты нобелевский лауреат, пусть лауреат Ленинской премии — не знаю какой. Я счастлива, что в 2011 году ты меня призвал в свою команду, и с тех пор у меня ни разу... Я вообще ветреная, в отличие от многих, журналист, много скакала по разным изданиям. Но с того момента — вот 10 лет прошло — у меня ни разу не возникло желания куда-то посмотреть на сторону. Я, честно говоря, не представляю, как вообще Дима 30 лет везет на себе этот воз. Но я знаю точно, что представить себе более достойного, порядочного, талантливого человека, главного редактора, но при этом еще и нежного по отношению к своим сотрудникам и сотрудницам, я, пожалуй, и не могу. Мне на моей профессиональной жизни выпадало работать с замечательными главными редакторами. Но вот Дима вообще отдельный. Он вовлечен во всё. Нет такой проблемы, которой он не мог бы решить, если к нему кто-то обращается. Я стараюсь этим не злоупотреблять, но всякий раз… Он иногда даже сам чувствует по голосу какую-то проблему. Первая его фраза: «Чем я могу помочь?». Или даже не «Чем могу помочь?», а как было недавно в одной ситуации: «Я тебе помогу». И я точно знаю, что поможет всегда так, как он помогает каждому. И каждый в редакции чувствует, что главный редактор к нему как-то по-особенному расположен. Это просто мои личные ощущения. И я считаю долгом это сказать главному редактору, потому что, повторю, возможно, другой такой благоприятной ситуации не будет. Ну а что касается самого события, оно, на мой взгляд, абсолютно эпохальное. Абсолютно заслужена эта премия — и Димой Муратовым, и газетой, и теми сотрудниками, которые жизнь положили, работая в этой газете и служа этой профессии, что вообще по нынешним временам огромная редкость. Поэтому весь тот сор, который вчера, после того счастливого ошеломления, которое испытала не я одна, появился в интернете, в Фейсбуке по поводу Муратова и этой премии — заслуживает, не заслуживает — это всё действительно реальный сор. На это просто невозможно обращать внимание, поскольку Дмитрий Муратов получил Нобелевскую премию за мир именно потому заслуженно, что он служит профессии, он всегда ставит во главу угла свободу слова, и по-моему (я даже уверена в этом), это тот самый случай, когда ни единой строчкой не отступался от лица никогда. Был живым, принципиальным и последовательным в отстаивании тех безусловных ценностей и идеалов, как вчера сказал Песков, по которым он работает, которые действительно безусловны. Я вот вспоминала фразу, сказанную кем-то из американцев. Когда спросили: «От каких свобод вы бы отказались?», не помню, опять же, кто сказал: «Я бы от всех отказался, кроме одной — от свободы слова». А на вопрос: «Что бы это дало?» он сказал: «Если останется свобода слова, то довольно скоро вернутся все остальные свободы». Поэтому премия — это не аванс. Это подтверждение заслуг конкретного человека и издания. И это возможность (хотя в нашей ситуации всё зыбко) дальше продолжать это дело. Это мировое признание того, что Дмитрий Муратов шел, идет и будет идти единственно возможным путем. Я закончила.

К. Ларина

Вы прослушали нобелевскую речь Ирины Петровской, осанну в честь главного редактора и основателя «Новой газеты» Дмитрия Муратова, который вчера получил — вернее, вчера пришло известие о том, что он получает Нобелевскую премию мира. Тут, кстати, надо напомнить, что он ей делит со своей коллегой из Филиппин, что тоже само по себе примечательно, потому что это тоже журналистка-правозащитница. Я смею думать, что и Дмитрия Муратова можно в полной мере назвать правозащитником, а не только журналистам. Это тоже очень важно. К тому, что сказала Ира, я бы добавила, что еще это значит. Конечно, это не только конкретные заслуги конкретного человека, но и еще, безусловно, указание на то, что сегодня происходит в нашей стране, в России со свободой слова. Потому что награжден журналист единственной уцелевшей независимой печатной прессы, печатной газеты. Мы можем говорить про другие. Еще есть и уцелевшие каналы типа «Дождя» (иностранного агента), есть и сайты, есть интернет-ресурсы. Есть радио, в конце концов, на котором мы работаем вместе с Ирой Петровской прямо сейчас. Но газета, по сути, осталась одна. Это, конечно, огромная проблема. Я очень надеюсь, что благодаря этой охранной грамоте «Новая газета», ее сотрудники и ее главный редактор не получат этот ярлык иноагента и будут продолжать работать как независимое и свободное российское средство массовой информации. И добавлю еще, что вчера Дмитрий выступал (были такие экспресс-брифинги, экспресс-пресс-конференции) на крыльце редакции «Новой газеты», где он отвечал на вопросы, куда он потратит деньги. И несколько так называемых адресов он уже назвал. Это два фонда, связанных с медициной. Это фонд «Вера» (хосписы), и фонд, который собирает деньги для лечения детей с жуткой болезнью — СМА, по-моему, называется?

И. Петровская

Да, спинально-мышечная атрофия.

К. Ларина

Об этом, кстати, Дмитрий часто говорил. И они уже много отправили вспомощенствований этим конкретным детям. Собирали деньги, продвигались закон. Так что это как бы давняя его история. Естественно, о чем еще он говорил — что какую-то часть денег они обязательно отдадут на работу независимых СМИ, которые попали под жернова государственного преследования. Я так думаю, что это скорее всего те самые иноагенты, у которых сегодня практически нет возможности работать. И как я поняла, речь прежде всего идет о независимых расследовательских журналистских коллективах. В том числе Дмитрий назвал «Важные истории», и я думаю, что еще кто-то. Ну и остальное, что он сказал — что себе он ничего не оставляет. Он об этом говорил и в эфире вчера у нас в «Особом мнении». Собственно, никогда не сомневался. Я не сомневалась, что он себе ничего не оставит. И остальное они будут решать на планерке, на редсовете у себя — кому еще они часть этих денег отправят. Так что да, конечно же, я тоже поздравляю Дмитрия. А что касается сора, я бы так не называла это, Ира. Чтобы люди, которые не знают, что происходит вокруг, понимали, почему эта премия в какой-то мере стала премией раздора. Потому что речь шла не о том, что заслуживает или не заслуживает. Мне кажется, что там как раз споры и волнения (мягко так назову), или, как кто-то говорит, вой на болотах был связан, конечно, с тем, что многие ожидали (скажу честно, и я в том числе), что эта премия будет присуждена Алексею Навальному — уж такова ситуация, что кому как не ему.

И.Петровская: Это мировое признание того, что Дмитрий Муратов шел, идет и будет идти единственно возможным путем

И. Петровская

И Дмитрий Муратов сам накануне сказал, что должна быть... Но ни он, ни мы, ни все комментаторы — никто не имеет никакого влияния на решения Нобелевского комитета.

К. Ларина

Безусловно. Но право высказываться имеют. И этот спор, я думаю, был ожидаем. Все прекрасно понимали, что, конечно, если бы дали BLM, или дали бы врачам... Там же было много кандидатов. Про Дмитрия Муратова я, например, не слышала, что он был номинирован. Не знаю, слышала ты об этом или нет. Я не знал.

И. Петровская

Я знала, что несколько раз номинировали саму «Новую газету». Слушай, я вообще не знала, кто номинирован. Поэтому извини…

К. Ларина

Нет, я знала какие-то вещи. Мы знали, что была организация врачей, что вот это BLM — как называется? Господи, правозащитное движение, которое стало известно за последнее время? Против расизма. Вот то, что я знала. Знали про Алексея.

И. Петровская

Про ВОЗ.

К. Ларина

Ну ВОЗ, врачи — я говорю. Знали про Тихановскую, безусловно. А вот про Дмитрия не знали. Но это ничего не значит. Просто, может быть, он и сам не знал, в конце концов. Я допускаю.

И. Петровская

Он ответил, что он не знал.

К. Ларина

Да, потому что там было несколько сотен номинантов на эту премию мира. Их, в принципе, разглашают очень редко. Просто, может быть, кто-то знал о ком-то, и об этом стало известно. Но безусловно, право на высказывание имеет любой человек. И в любом случае я рада, что эта премия пришла именно в Россию и именно в журналистский цех. Впервые в истории российский журналист, газета, редакция получает такое признание, как говорит Ира. Я бы еще добавила, что, конечно же, это большой повод говорить о том, что происходит в стране. Это важно. Это уцелевшим дали премию. И пусть они живут дальше.

И. Петровская

Любопытно в связи с этим, как вчера раскачивались федеральные каналы, особенно канал «Россия». Известие, как мы знаем, пришло довольно рано — днем, где-то в полдень, или сколько там было? И я дальше начала вот так подряд в сквозном режиме смотреть, как будут реагировать каналы. Это было забавно в том смысле, что не могли понять, как реагировать. Поэтому в 2-часовых вестях на «России» эту новость поместили где-то ближе к 30-й минуте — в проброс, 30 секунд устной информации, что присуждена такая премия. На Первом канале в 3 часа уже где-то минуте на 10-й также устная информация, но сообщили. В 4 часа на НТВ это шло в аншлаге, в анонсах первой новостью, хотя сюжетом было не первым. В 5-часовых вестях не было вообще ни слова. А дальше уже раскрутились — видимо, поняли или уже получили какие это указания, как на это реагировать. Уже были сюжеты. Фамилия Навальный, естественно, не звучала, хотя Дмитрий Муратов вчера в синхронах, которые частично показали каналы, когда говорил: «Это премия моим погибшим журналистам», дальше на вопрос, кому бы он присудил, назвал как раз фамилию Навального. И я подумала, что, конечно, это был такой когнитивный диссонанс и у руководителей, и у сотрудников, которые делают новости. Особенно на канале «Россия», где, например, Соловьев много сил употребил, чтобы полить известной субстанцией «Новую газету» и конкретно главного редактора. И поэтому я думаю, что узнав про то, что произошло, многие сидели и, конечно, неявно...

К. Ларина

Чесали репу.

И. Петровская

Чесали репу, и я думаю, внутри у них возникал вопрос: «А так тоже можно было? Вести себя так, гнуть свою линию, не отступаться, не отступать». И потом, я думаю, после того, как поздравил (тоже очень своеобразно) Песков, всё-таки, наверное, была дана отмашка поздравлять.

К. Ларина

Ну что, я прочту уже наконец наш список?

И. Петровская

Давай.

К. Ларина

Хотя здесь так сложилось. Всё-таки случайно, наверное, произошло такое стечение обстоятельств, что к главному событие недели — положительному, скажем так, потому что главных событий недели ужасных немало, а это событие, про которое всё-таки приятно говорить (я имею в виду, про Дмитрия Муратова) — так сложилась, что этому предшествовало несколько таких важных телевизионных точек, которые так или иначе связаны с «Новой газетой». Во-первых, это сама дата — 15 лет со дня убийства Анны Политковской. В связи с этим «Новая газета» подготовила большой полнометражный фильм-расследование, в котором большую часть времени занимает именно независимое расследование «Новой газеты», расследование убийства. Этот фильм можно посмотреть на YouTube-канале «Новой газеты».

И. Петровская

Я дополню, что вчера вечером его показал в открытом доступе канал «Дождь»*, этот фильм.

К. Ларина

Да, и второе, тоже связанное с «Новой газетой» — это выпуск Ксении Собчак. Мы редко хвалим ее, но мне кажется, это одно из самых удачных интервью, самых сильных. Главной героиней этого из выпуска была Елена Милашина — человек просто легендарный, настоящий герой, которая продолжает, собственно, заниматься тем, чем занималась Анна Политковская. Она тоже журналист-исследователь и работает прежде всего по Чечне. Невероятный человек, невероятная личность. И вот в интервью Ксении она была просто поразительная. Некоторые фрагменты я просто пересматривала. Просто молодчина! Естественно, там присутствует и редакция «Новой газеты» в лице, опять же, Дмитрия Муратова. Вообще отличный выпуск. Теперь дальше по темам. Тайная жизнь ФСИН — вот вам, пожалуйста, видео пыток и издевательств из мест заключения. Совершенно невыносимое зрелище. Об этом много говорили, в том числе и на «Дожде». Всегда была первая тема в новостных выпусках. Дальше. Путинский день космонавтики — так я назвала эту тему. Киноэкипаж Первого канала в космосе — прямой эфир, эйфория и всеобщей оргазм. Желаем всем скорее вернуться живыми и здоровыми! Константин Эрнст и его ящик Пандоры — оффшор. Тут оговорюсь. Буквально вчера у Михаила Фишмана в программе «И так далее» 40 минут было посвящено этой теме. Я имею в виду, не лично Эрнсту, а вообще теме этой оффшорной «Пандоры». Дорогие друзья, те, кто хочет понять, в чем там фишка и в чем, собственно, скандал. Потому что мы всё-таки знаем, что оффшоры — это не преступление. А вот что преступление, что лицемерие, что попытка сбежать от налогов, что попытка спрятаться и обойти санкции… Среди многих российских олигархов как раз главная-то цель была какая? Почему они попали в эти «Пандоры»? Потому что это попытка уйти от санкций, обойти их. Они все под санкциями. Вот я просто хочу всех отослать к этой рубрике Миши Фишмана. Очень подробно, очень понятно он там всё объясняет, в том числе с помощью Сергея Алексашенко. Так что если кто-то чего-то не понял, в чем там проблема, в чем подробности — посмотрите. Ну и дальше у нас остаются интервью. Aнна Друбич в «Скажи Гордеевой». Это композитор, дочка Татьяны Друбич и Сергея Соловьева. Юлия Высоцкая в «ЖЗЛ» у Быкова. Еще там наши слушатели добавляют Анжелику Варум у Шихман. И еще добавляют Ингеборгу Дапкунайте у Владимира Познера. Вот такое у нас какое-то 8 марта — сплошные девушки. Из анонсов скажем, что программа «Закрытый показ» с документальным фильмом «Кто тебя победил никто» к юбилею Аллы Демидовой Любови Аркус уже записана. У нас есть инсайд. Сегодня вечером вы сможете посмотреть этот «Закрытый показ», сам фильм, совершенно потрясающий, и его обсуждение в студии Первого канала с тем же ведущим, которого мы и предполагали — Александром Гордоном.

И. Петровская

Что важно (и это невероятно), что это будет показано не ночью, как прогнозировали многие, а в 21:20, когда, как правило, в субботнем первоканальном эфире идет что-то развлекательное — или КВН, или «Сегодня вечером». Вот такое абсолютно нетривиальное экранное решение. Понятно, что того же Эрнста, который очень способствовал созданию этого фильма и долго ждал. Это точно, я уверена, для большинства тех, кто понимает, это действительно огромное телевизионное экранное событие.

К. Ларина

Безусловно. И судя по всему, как я поняла, опять же, беседуя с некоторыми участниками сегодняшнего обсуждения, скорее всего «Закрытый показ» вернется в эфир. Я думаю, что они посмотрят, наверное, на какую-то реакцию. Мне, например, очень хотелось бы, несмотря на всякие вкусовые претензии к ведущему… А их немало, безусловно, потому что там всегда зависит от того, нравится ему фильм или плевать он на него хотел. В данном случае я так поняла, что фильм ему понравился, что важно. Поэтому всё-таки и обсуждение было сущностным, а не трепалкой, как это обычно бывает, когда Гордону фильм не нравится. Так что очень бы хотелось, чтобы эта рубрика вернулась в эфир, потому что она важная. Мы и так уже никто ничего не видим, только в YouTube. А здесь хоть что-нибудь. Хоть человеческий голос какой-то услышать. Вот фильм Шепотинника вряд ли там покажут, про который мы с тобой тоже хотели поговорить — фильм про Сергея Бодрова-младшего.

И. Петровская

Да, замечательный фильм. Я его посмотрела на этой неделе во время премьерного показа в кинотеатре «Художественный», и вам всем рекомендую. Фильм называется «Нас других не будет». Он посвящен, по сути, Сергею Бодрову-младшего, его феномену, его судьбе. Но на самом деле это кино шире одной судьбы. Это кино о времени, которое выбирало символы. Там, в общем, двойной портрет — Алексей Балабанов и Сергей Бодров. В общем, они люди, мягко говоря, противоположные, но в какой-то момент они создали это единство противоположностей, и получился такой феномен. Я думаю, что этот фильм будет показан. Только вопрос, на каком из каналов. Сейчас мы переходим к новостям и возвращаемся.

НОВОСТИ. РЕКЛАМА.

И. Петровская

Мы продолжаем. «Человек из телевизора», Ксения Ларина, Ирина Петровская, Сергей Кузнецов за звукорежиссерским пультом.

К. Ларина

Да, просят сказать про фильм — как называется фильм Шепотинника про Сергея Бодрова и где идет. Ты говорила, в «Художественном»?

И. Петровская

Да, я только что. «Нас других не будет» называется фильм. У него, собственно говоря, начался прокат — может быть, он еще где-то идет, но точно идет в «Художественном». Сейчас, когда прокат пройдет — я надеюсь, успешно, потому что Сергей Бодров по-прежнему кумир для многих...

К. Ларина

Он стал как Цой, абсолютно. Это интересный феномен. Потому что когда он был героем, это было совсем другое поколение, другая страна. Казалось, это поколение уже выросло, и это герой для тех кто, может быть, чуть помоложе нас. На сколько там он? — лет на 10 нас моложе Сергей?

И. Петровская

Почти ровно. Ему 50 исполнится вот-вот.

К. Ларина

И вдруг такая удивительная история даже не посмертной славы, а действительно «Цой жив» Бодров точно такой же герой, как и Виктор Цой — герой сегодняшнего дня. Это, конечно, просто поразительная история.

И. Петровская

Там еще поразительно, что Петр Шепотинник и его постоянный партнер Ася Колодижнер подобрали, собрали совершенно замечательную (я, например, первый раз многое видела) хронику. В том числе и то, что сам Петр Шепотинник много лет назад снимал в Венеции. И совершенно невероятные, пронзительные синхроны интервью продюсера Сергея Сельянова, который поверил и в Балабанова, и в Бодрова. Интервью Надежды Васильевой — вдовы, жены Алексея Балабанова.

К. Ларина

Художника на фильмах.

И. Петровская

Да, художника. Астахов — их замечательный оператор, совершенно прекрасный.

К. Ларина

Да, и один из членов съемочной группы Сергея Бодрова, фильма «Связной», на котором, собственно, и погибла почти вся группа. Один из немногих уцелевших, потому что в ту ночь его оставили дежурить на горе, охранять там технику, которую туда заранее завезли, реквизит. А вся группа уже почти под покровом ночи спустилась в это чертово Кармадонское ущелье, и мы знаем, что там дальше произошло. И вот — я, к сожалению, забыла его фамилию — человек из этой съемочной группы рассказывает, как это было. В том числе, и та же самая Надежда Васильева, и Сельянов рассказывают участников этой группы, которые погибли вместе с Сергеем Бодровым.

И. Петровская

Так что не пропустить этот фильм. Либо посмотрите в прокате — других не будет — либо дождитесь, когда он будет показан в эфире. Надеемся, что это произойдет. Ира, теперь, раз уж мы говорили про анонсы, а то забудем главное. 12 числа у нас будет большой марафон, в котором участвует в том числе и радиостанция «Эхо Москвы»

К. Ларина

И в том числе «Новая газета».

И. Петровская

И «Новая газета». Конечно же, хедлайнер этого события в телевизионном эфире — это «Дождь» (иностранный агент). Давай немножко про это расскажем, почему именно 12 октября. Называется «Агенты людей». Это действительно марафон. Он как раз, как я поняла, посвящен теме СМИ-иноагентов.

К. Ларина

Собственно, там и «Медуза», кстати, принимает участие как иноагент.

И. Петровская

И «Медуза», и, по-моему, «Медиазона»*. Там несколько признанных, к несчастью, иностранными агентами СМИ.

К. Ларина:

«Овд-инфо»*.

И. Петровская:

«Овд-инфо», да. Я могу только судить по тому, что написал Тихон Дзядко по этому поводу — что 12 октября открывает свою — как это у них называется, сессию?

К. Ларина

Первый день работы новой Думы.

И. Петровская

Работа новой Думы. Это акция протеста против закона об иноагентах. В ходе этой акции ее участники сделают всё, что от них зависит, чтобы, может быть (но это вряд ли), убедить Думу как минимум изменить этот зверский репрессивный закон. Ну а дальше, как это будет организовано, мы уже увидим в эфире.

К. Ларина

Но я знаю, что давно собирают подписи под петицией, в которой всё-таки главное требование — не изменение, а полная отмена закона об иностранных агентах. Кстати, можете поставить свои подписи, дорогие друзья. Мы это сделали — то, что написано. Там уже несколько сотен тысяч подписей под этой петицией. Здесь очень важно, чтобы как можно больше народа эту петицию подписало. Поэтому присоединяйтесь, дорогие друзья! И давайте не забудем, что 12 числа с 12 до 6 часов вечера вот этот марафон, который будет и в эфире «Дождя», и в эфире «Эха Москвы», с участием журналистов самых разных независимых изданий, большинство из которых признаны, увы, иностранными агентами. Еще раз напомню: цель — отмена закона об иноагентах.

И. Петровская

И к слову. Именно вчера, когда пришло это невероятно известие о присуждении Нобелевской премии мира главному редактору «Новой газеты», буквально прямо в пандан, прямо почти одновременно (опять «черная пятница» — они как-то по пятницам повадились объявлять новых иноагентов) пришло известие о том, что вновь, по-моему, 9 организаций и конкретных людей попали в этот черный список. Там замечательные, в основном молодые, достойные люди. Но больше всего меня поразило какой-то совершенной абсурдностью попадание в этот список Евгения Симонова, эколога, который занимается защитой рек, озер, который писал статьи о Байкале. Так вот Евгений Симонов — это внук Константина Михайловича Симонова, который был военным корреспондентом во время Великой отечественной войны, и сын Алексея Кирилловича Симонова, который, совершенно по какой-то злой иронии судьбы, много лет возглавляет Фонд защиты гласности. И вот такая цепочка, которая мне показалась какой-то просто совершенно невозможной, невероятной. Вот дедушка — прославленный писатель, военный корреспондент. Леша Симонов — известный правозащитник, и в первую очередь защитник СМИ, гласности. И вот, значит, внук попадает в этот черный список. Просто волосы дыбом встают, ей-богу.

И.Петровская: Это реальное самопожертвование. Это отказ от личной, собственной семейной жизни

К. Ларина

Еще и Даня Сотников**, совершенно прекрасный журналист.

И. Петровская

Много, я и говорю. Галина Агапова**.

К. Ларина

Тоже сын писателей — сын Анны Берсеневой и Владимира Сотникова, талантливейший парень, который работал и с Романом Доброхотовым, тоже иностранным агентом, в «Инсайдере»*, которой работает на «Дожде». Агапова, которая сама тоже возглавляет Фонд защиты журналистов. Ну что же это такое? Хотя что тут возмущаться? Короче, тогда еще раз: 12 октября марафон «Дождя», «Эха Москвы» и всех остальных. Пожалуйста, подключайтесь всем миром! Слушай, мы с тобой сегодня работаем афишами. И уж коли так пошло, я не могу не призвать тебя, дорогая моя, проанонсировать и пригласить в просмотровый зал людей, которые могут посмотреть документальные фильмы «Артдокфеста» и «Артдоксети». Потому что конкурс «Артдоксеть» уже открыт. Вы можете все документальные фильмы, которые номинированы на премию «Артоксеть», посмотреть в открытом доступе и даже проголосовать за понравившееся кино. Там есть фильмы, которые мы уже обсуждали, которые были в фильме «Дождя». Вот «Кандидатка в президентки» — не очень удачное название, но фильм замечательный, посвященный Галине Васильевне Старовойтовой. Там фильм «Запрещенная профессия» «Би-би-си», который делал Сергей Горяшко — фильм, который посвящен как раз теме иноагентов.

И. Петровская

Нет, он в первую очередь про 30-летие путча.

К. Ларина

Что раньше и что стало.

И. Петровская

Да, но в преломление через журналистскую профессию и журналистские судьбы конкретных людей, которые в то время участвовали, можно сказать, в реформировании страны.

К. Ларина

Там фильм «Сахарово» Андрея Сильвестрова — мы его тоже обсуждали. Сахарово — надеюсь, все помнят, что это за заведение такое. Это документальный фильм, который был снят с интервью с очевидцами, свидетелями, участниками и узниками Сахарово, о там, как там издевались над людьми. Замечательный, очень тяжелый, но очень важный фильм. Господи, наверное, еще кого-то надо назвать. Но здесь все фильмы хорошие. Дорогие друзья, обратите внимание! Еще раз напомню: это «Артдоксеть». Просто зайдите, наберите в Гугле «Артдоксеть», и вы туда попадете. Там все фильмы выложены в открытом доступе. А проголосовать можно в группе на Фейсбуке. «Лига мигрантов», кстати, тоже прекрасный фильм. «Страна в изгнании» Маши Борзуновой про политических беженцев из Белоруссии. В общем, там замечательные работы. Посмотрите, пожалуйста — они в открытом доступе. Ну что, еще что-то надо анонсировать? Хватит?

И. Петровская

Нет, я думаю, что мы как-то очень быстро пробежали фактически мимо фильма и самого события, посвященного Политковской и 15-летию со дня ее убийства. Даже не гибели, как это можно говорить — это реально убийство. Фильм «Как убили Анну» «Новой газеты», выложенный на сайте «Новой газеты» и показанный вчера вечером «Дождем» (иноагентом) — это скрупулезный рассказ о том, как все 15 лет сама редакция вела свое расследование, находя и восстанавливая необходимые звенья.

К. Ларина

Сергей Соколов — главный герой, по сути. Он там подробно всё рассказывает.

И. Петровская

Сергей Соколов, да. Это зам главного редактора и куратор отдела расследований. Но я думаю, конечно, не один Сергей Соколов участвовал в этом расследовании. Там второй герой — это Дмитрий Муратов, который также подробно рассказывает о том, как они все 15 лет били в одну точку, гнули свою линию. Не позволяли следствию уйти в сторону. Находили, еще раз повторю, нужных свидетелей, или эти свидетели сами на них выходили. Но в результате, когда уже, в общем, казалось бы, всё было, извините за дурацкое слово, на мази, следствие не решилось назвать заказчика, хотя редакция уверена, что он и следствию, и им тоже известен.

И.Петровская: Фильм «Нас других не будет» - кино о времени, которое выбирало символы

Вот такая вот история, подробнейшая. И там есть еще один очень важный момент, в этом фильме. Это свидетельства в основном молодых сотрудников «Новой газеты», которые тоже занялись расследованиями, и на журналистскую судьбу которых, на профессию и на отношение к профессии повлияла именно Анна Политковская. Некоторые ее застали, будучи совсем молодыми, придя в редакцию. Некоторые просто, что называется, подхватили это знамя. И там тоже Елена Милашина, которую действительно называют наследницей дела Анны Политковской, которая всю свою жизнь фактически посвящает тому, что она делает. И там очень правильные слова говорит Дмитрий Муратов (или, может быть, не там, потому что я уже много видела и у Собчак, и в интервью), чем отличается Елена Милашина от многих журналистов: многие журналисты написали и забыли, или отодвинули от себя тему, а Елена Милашина вовлекается в судьбы людей, вовлекается в эту тему и тоже идет до конца. Мы знаем, что она проводила расследование по «Курску», она проводила в свое время расследование по Беслану. И конечно, ее такая сквозная тема — это Чечня, защита прав простых людей в Чечне. Там много разных коллизий в этом фильме. В том числе несогласие в чем-то Дмитрия Муратова с Милашиной, а Милашиной с Дмитрием Муратовым. Я, честно говоря, такого масштабного исследования уже не помню. Но оно не первое, потому что мы помним (тогда еще не в виде фильма), когда погиб Юрий Щекочихин, точно так же, когда следствие было закончено, редакция проводила свое расследование.

К. Ларина

Надо тогда назвать еще Ольгу Боброву. Совершенно потрясающая девчонка — она меня прямо поразила. Тоже участница фильма «Как убили Анну». Тоже из отдела расследований «Новой газеты». Она там говорит, мне кажется, очень важные слова (опять же, возвращаясь к началу, к Дмитрию Муратову, к этой Нобелевской премии), что в России возможна и имеет право на существование но сегодняшний день только правозащитная журналистика. Это действительно миссия сегодня. Это не просто рассказ о событиях. Если ты способен говорить правду, это всё равно во имя людей. Во имя торжества справедливости, Во имя того, чтобы разоблачить беззакония, издевательства и спасти человека. Это пафосные слова, но они очень важны, потому что всё это соединилось. Потому что я знаю, иногда упрекают. Есть такие люди (кстати, в том же журналистском цеху), которые начинают упрекать своих коллег в том смысле, что ты занимаешься правозащитой, а не журналистикой. Мне кажется, это такой бессмысленный спор, такая отмазка для людей, которые сегодня не признают того, что такое журналистика сегодня. Почему мы очень часто говорим о том, что журналистику заменяет документальное кино, в конце концов, или даже кино художественное. Или даже какие-то театральные явления и события подменяют журналистику — то, чем занимается «Театр.doc». Потому что очень опасное это дело, опасной стала эта профессия для тех, кто занимается ей всерьез. И конечно, журналисты «Новой газеты» — и погибшие, и живые, и молодые, и старшие — это просто уникальный случай. Еще не назвали Павла Каныгина, который тоже участник фильма.

И. Петровская

Да, конечно. Там и Елена Костюченко, и Павел Каныгин, и сама Елена Милашина, и Ольга Боброва, и кто-то еще — простите, кого не упомянули. И кстати, когда ты сказала, что Ксения Собчак сделала, может быть, лучшее свою интервью. Я тоже и проматывала, и останавливалась, и возвращалась. Но мне показалось, оно лучшее именно по той причине, что Ксения Собчак соприкоснулась с абсолютно настоящим. Ее саму (это было видно по лицу) просто невероятно поражало то, что она слышит из уст Елены Милашиной. Причем очень спокойно, без всякого пафоса, без какого-то подчеркивания, без слов «миссия», вот это всё. Она просто так живет. Это способ ее существования в жизни и в профессии. И вот мне кажется, это абсолютно поразило Ксению Собчак. И поэтому она действительно, как ты тоже правильно, когда написала об этом в Фейсбуке, отметила, без пафоса, без какого-то актерствования, без каких-то таких самопиаровских штучек, просто слушает. Она слушает и, мне кажется, пытается на наших глазах понять, откуда берутся такие люди, как они в этом существуют, и вообще как сегодня возможно, в общем-то, по большому счету, такое самопожертвование. Потому что в случае с Еленой Милашиной… Она ненадолго пускает на личную…

К. Ларина

Очень интимную территорию.

И. Петровская

Это реальное самопожертвование. Это отказ от личной, собственной семейной жизни, потому что она прекрасно понимает, что при таком образе ее профессиональной жизни это будет во вред, и она тоже не может себе этого позволить, потому что это сопряжено с огромными рисками.

К. Ларина

Там, кстати, она в том числе говорит много совершенно поразительных вещей, связанных с ее видением ситуации в Чечне, и с ее видением вообще в этом контексте перспектив российской истории: куда дальше будет двигаться страна, и в том числе та ее часть, темная, мутная, страшная, в которой она столько времени провела. И уж совершенно очевидно и точно, Елена Милашина на сегодняшний день главный эксперт и специалист по этому региону. Она знает всё. Очень многих вещей еще не говорит. Я думаю, что это время еще настанет, когда она скажет всё, что она знает. Конечно, очень страшно за жизнь таких людей. Но ты права, самое главное, что меня поразило — это такое абсолютное внутреннее спокойствие человека, который когда-то (не сегодня, не сейчас) этот внутренний выбор для себя сделал, принял для себя это решение, что он будет делать, чем заниматься — и всё. А когда человек делает выбор, когда он его совершает, то всё остальное уходит — вся суета, мельтешня, это прыгание, бегание, попытка, что называется, задать себе вопрос: а правильное ли решение я принял? Оно уже принято. Это, конечно, поразительно. Молодцы!

И. Петровская

А с другой стороны, Дмитрий Муратов, который в этом же выпуске Ксении Собчак дает почти равноценное интервью, для которого всякий раз, особенно имея в виду этот трагический опыт гибели своих сотрудников, это, может быть, еще более страшный выбор — решение, посылать или не посылать в командировку, согласиться или нет на то, чтобы та же самая Милашина или кто-то другой поехали в такие реально не просто горячие, а часто смертельно опасные точки. И как это его мучает — это тоже в этом интервью очень заметно и есть. Когда он говорит, что когда еще была жива Анна Политковская, несколько раз буквально смертельно ругались. Она требовала ее туда отпустить, а он не хотел отпускать. И какой это для него всякий раз ужасный внутренний, моральный, всякий человеческий выбор — везти и делать это, несмотря ни на что.

К. Ларина

Ой, что-то пишет нам Малобродский прямо сейчас. Ну-ка, давай прочтем. Все возбудились, что мы сегодня афиша, все шлют какие-то свои анонсы. Это вообще потрясающе.

И. Петровская

Но вообще-то нам пора заканчивать. Поэтому давайте уже, хватит возбуждений.

К. Ларина

Сейчас, одну секундочку! Господи, сейчас пропущу. Сейчас, Ира, всё. Сегодня в 17:00 в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате кинопоказ спектакля Андрея Могучего «Три толстяка. Эпизод 7». Потом будет обсуждение. Ведет это обсуждение Тихон Дзядко. Слышите? В 5 часов.

И. Петровская

Мы слышим, но у нас закончилось время, дорогой друг.

К. Ларина

Кстати, Алексей Малобродский — член жюри «Артдоксети», что тоже важно. Всё, заканчиваем! Песня понятно про что, даже не буду объявлять. Она про всё, про что мы сегодня говорили. Еще раз поздравляем Муратова!

*

российские власти считают организацию иностранным агентом

**

российские власти считают иностранным агентом