Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2019-04-06

06.04.2019
Человек из телевизора - 2019-04-06 Скачать

6 апреля 2019 года

Эфир ведут Ксения Ларина, Ирина Петровская

И. Петровская

Доброе утро, добрый день, дорогие друзья! С вами «Человек из телевизора». И с вами Ксения Ларина. Слышишь ли ты нас?

К. Ларина

Да, слышу прекрасно.

И. Петровская

А видишь?

К. Ларина

Да нет, мне никто не звонит.

И. Петровская

Нет, вот здесь сейчас налаживают. Идёт связь.

К. Ларина

Не знаю, я в сети.

И. Петровская

Прекрасно. Не понимаю, в чём дело. Наверное, сейчас что-нибудь будет. Дальше. Здесь я, Ирина Петровская. Меня, надеюсь, видно и слышно. С нами за звукорежиссерским пультом Александр Смирнов. И средства связи, как всегда — смс + 7-985-970-45-45, Twitter-аккаунт vyzvon, Youtube-канал, который вы можете смотреть и писать то, что вы по этому поводу думаете. И Ксения, как всегда, открыла страничку «Человека из телевизора» у себя в Фейсбуке. Давай, объявляй!

К. Ларина

Ой, Господи Боже мой. Что мы видели и что мы обсуждали у нашего подъезда, сообщаю я вам. Парфёнов, «Намедни-47». Программа Юрия Дудя «Наши в Голливуде» — очень хороший эфир, я про него хочу отдельно сказать. Судьба Андрея Норкина, которого раздавил Сергей Лойко. Украинские выборы у них и у нас, как это отражается в телевидении. «Ника», итоги церемонии. Юбилей Познера. Гарри Бардин у Солодникова. Василий Уткин у Ирины Шихман. Волочкова и Собчак. Чаплин «На троих». Первые выпуски «Редакции» Пивоварова. И конечно, прощание с Георгием Данелия — ещё одна страшная, тяжелейшая потеря этой неделе. Вот, это даже не план, повторю, это то, что мы обсуждали в течение недели.

И. Петровская

Метки.

К. Ларина

Да, наши метки, то, что мы видели, обменивались впечатлениями. Иру вот даже прорвало по поводу Собчак отдельным постом в Фейсбуке.

И. Петровская

Но не с неё мы начнём.

К. Ларина

Да, не с неё.

И. Петровская

Давай я начну с объявления. Потому что наш друг киноцентр «Эльдар» и наш друг журнал «Театрал», который отмечает 15-летие, через неделю, 15-го числа (ну, почти через неделю), проводят «Звёздный вечер». Уже 7 лет эти «звёздные вечера» идут именно на площадке киноцентра «Эльдар». И вести этот «Звёздный вечер» будет главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. Из того, что там намечено. Это беседа Валерия Якова с руководителем театра Пушкина Евгением Писаревым. В том числе о Кирилле Серебренникове. Там будет Александр Урсуляк, который расскажет о гастролях в Лондоне. Там будет Марк Розовский, который расскажет о Маргарите Тереховой.

Вообще этот вечер благотворительный, и средства от него, от продажи билетов пойдут на помощь Маргарите Тереховой, которая больна, и Андрею Харитонову, знаменитому «оводу», который тоже сегодня в тяжёлом состоянии. И там ещё будут 7 театров, которые представят 7 фрагментов из спектаклей: Вахтанговский, Ленком, Театр Наций, РАМТ, Образцовский театр, У Никитских ворот. Может быть, кого-то я забыла упомянуть. У нас есть — друзья, внимание! - два комплекта билетов. Значит, 2 по 2, вы понимаете. И первые двое, которые позвонят и захотят пойти на этот вечер — пожалуйста, потом наши референты вам перезвонят. А вообще билеты пока ещё есть в продаже, поэтому кто не успеет получить у нас — пожалуйста, обращайтесь туда. Вот, собственно, моё вступление.

К. Ларина

Там самое главное — отметить, что это благотворительный вечер, как только что сказала Ира. И я хочу, кстати, вспомнить, что аналогичные вечера вела и ты, между прочим, когда-то.

И. Петровская

Один раз я вела, да.

К. Ларина

И я тоже такой вечер вела один раз с Валерой. Так что это всегда очень интересно, симпатично. Тем более такие замечательные гости. Но я думаю, что двоих человек мы можем щедро одарить пригласительными билетами.

И. Петровская

Одарим, безусловно. Идём дальше.

К. Ларина

Да, я думаю, что стоит начать с «Ники». Это был тоже такой большой... Сейчас я просто хочу сказать про скайп, что у меня почему-то слетели все пароли. Я сообщаю в наши технические службы, чтобы они не нервничали. Дело здесь во мне. Может быть, через тебя, Ренат? Сейчас Рената попробуем. Извините, у нас тут свои проблемы. Да, Ира, в общем, короче, «Ника». Ты была на «Нике»?

И. Петровская

Я была на «Нике».

К. Ларина

Я посмотрела целиком трансляцию. Не телеверсию, которой ещё не было, а целиком трансляцию, которая велась в сети, которую на разных ресурсах вели, в том числе и на сайте самой премии. Так что вот, я тоже причастна.

И. Петровская

Ну, значит, коротко. Времени уже довольно много прошло. Я имею в виду, уже неделя прошла с той «Ники». Все отметили — и те, кто были там внутри, в первую очередь — что она была какой-то такой на редкость остроумной, элегантной. Очень много было какой-то искренней радости за коллег, что не часто бывает на подобных премиях. В общем, выбор лауреатов тоже, мне кажется, был вполне справедливый. Я бы хотела отметить, что лучшим режиссером стал Кирилл Серебренников с его фильмом «Лето», и ещё в нескольких номинациях: лучший актёр Рома Зверь, ещё какие-то были номинации.

К. Ларина

Рома Зверь был не лучший актёр, Рома Зверь было открытие года.

И. Петровская

А, открытие года, да. Видишь, уже неделя прошла. Замечательная Елена Коренева, которая получила за женскую роль второго плана в картине «Ван Гоги». «Ван Гоги» тоже взяли несколько «Ник» в разных номинация. Лучшим признан «Война Анны», но это, наверное, уже все знают. Алексей Федорченко. И впервые, пожалуй, сразу несколько национальных премий именно этот фильм даже на «Золотом Орле» получил.

А самая, конечно, там была такая печальная и горькая нота — это когда стали по традиции объявлять с показом портретов имена и фамилии людей, которые в этом году (в том году, который прошёл от предыдущей «Ники» до этой) нас покинули. Вот тогда-то прямо зримо осознаешь масштаб этих потерь. Потому что, мне кажется, давно такого не было, чтобы один за другим. В основном все хорошие, замечательные, но иногда и просто великие люди, на которых, кажется, мир должен стоять, нас покидают. И это было особенно как-то на «Нике» явно.

К. Ларина

Это, кстати, было еще до ухода Георгия Николаевича Данелия. Вот он сейчас присоединился к этому параду ушедших людей. Это, конечно, невероятная потеря. Хотя уже какой-то обратный эффект. Нет недели, чтобы мы по кому-то не печалились и кому-то не сказали бы последнее «прощай». Это, конечно, тяжелейший момент. Обламывается целое поколение. В сети была опубликована фотографии, которая совершенно поразительно эмоционально действует на любого человека, который на неё посмотрит — фотография Юрия Роста, где за одним столом сидят и смотрят в камеру, в объектив фотоаппарата Пётр Ефимович Тодоровский, Марлен Хуциев и Георгий Данелия. Видела ты это фото?

И. Петровская

Видела, конечно. И вообще Юра написал, как он это умеет и чувствует, невероятно пронзительный текст в «Новой газете», прощальный с Георгием Данелия. Потому что он с ним дружил много лет. Они даже, по-моему, в одном доме живут на разных этажах. И там первая фраза, которая как-то сразу бьет в сердце — когда он говорит «Не горюй», - «Ну как не горевать, Николаич? И в конце тоже погорюем, уж ты не сердись на нас». Да, ужасный какой-то год, как начался — просто оторопь берёт. Вспомним ещё, что за день до ухода Георгия Николаевича Данелия пришло известие о скоропостиженой кончине артиста Алексея Булдакова.

К. Ларина

Ира, а что касается самой церемонии «Ники». Потому что мы тут обсуждаем с тобой, собственно, победы и награды, но это действительно всем известно. А если говорить об атмосфере, мы знаем, что на «Нике» всегда особая атмосфера. Благодаря, прежде всего, её главному идеологу и ведущему Юлию Соломоновичу Гусману. Здесь в этом смысле не было никаких, что называется, нарушений традиции? Атмосфера была та, к которой все привыкли? Такая демократичная, открытая, радостная и непринужденная?

И. Петровская

Да, я уже это упомянула. Она была даже лучше, чем обычно. Потому что некоторые «Ники» казались затянутыми. На некоторых часто повисала неловкая тишина, в то время как хотелось каких-то более внятных реакций. А здесь она была прямо какая-то на одном дыхании. Она было несколько короче, чем обычно. И не было никаких таких провисаний, неловкостей. Люди выходили просто с чувством такого глубокого удовлетворения и радости.

К. Ларина

У меня была пара неловкостей — я тебе скажу, по какому поводу. Почему-то все ни с того ни с сего начали всуе поминать имя Иосифа Виссарионовича Сталина. То сначала Медведев сказал, что он любил документальное кино. То потом кто-то ещё (уж не помню, кто) сказал, что Сталин любил кино. Я, честно говоря, не понимаю, откуда взялась эта история. Почему они вдруг решили вспоминать про Сталина добрым словом? И в итоге замечательно подвёл черту этим воспоминаниям Алексей Федорченко, который вышел получать приз как автор лучшего фильма «Война Анны» - что Сталин сначала был палач и подонок, а потом уже любил кино. Это было очень точно.

И. Петровская

Ты знаешь, когда находишься там внутри, это не воспринималось как какие-то такие слова, хотя бы в чём-то оправдывающие Сталина. Я это воспринимала как. Вот я тебя увидела наконец.

К. Ларина

Да, я тоже вижу.

И. Петровская

Я это воспринимала, скорее, как такую иронию. Может быть, она не так считывалась, как хотелось бы. Я не видела в этом ничего такого крамольного и шокирующего.

К. Ларина

А Бланк?

И. Петровская

Ну, это была смешная история. Вышел Борис Бланк, художник кино, и почему-то вдруг зарядил речь про то, что женщины кино...

К. Ларина

Вон из профессии!

И. Петровская

Нет, не то чтобы вон из профессии.

К. Ларина

Но по сути такое было «вон из профессии». Я имею в виду известный мем, который родился благодаря нашей коллеге Жене Альбац здесь, в студии «Эхо Москвы». Просто смысл Бориса Бланка, по сути, был такой: бабы, вон из профессии!

И. Петровская

Ну, отчасти да. Что женщины, которые косяком, по его мнению, пришли в профессию, погубят кино и превратят вот это вот художественное в кино в дизайн. Начался просто бунт в зале, что-то невообразимое! Начали что-то кричать (в основном, женщины, кстати), протестовать, топать ногами. Но это всё, опять же, я говорю, было скорее смешно, чем как-то серьёзно и трагично. Мне кажется, может быть, Борис Бланк даже отчасти специально провоцировал. И это очень оживило на самом деле церемонию. И когда он продолжил свой спич после этого всего, то уже тут повскакивали с мест и, в общем, выразили свои гендерный, феминистский протест против таких вот крамольных речей.

К. Ларина

Скажи, пожалуйста, когда Отар Иоселиани сказал неожиданно: «Мне не нравится, что делает ваш министр культуры», как зал встретил эту реплику, которая просто у него выскочила из недр подсознания?

И. Петровская

Вообще Отара Иоселиани зал встречал каким-то просто абсолютно восторженным... Не знаю, такой пиетет перед ним был буквально разлит в зале. И он на самом деле говорил, скорее, на уровне какой-то притчи. Он сказал: «Мне не нравится поведение вашего министра культуры». А дальше уже он не развивал эту тему впрямую. Он рассказал про Стеньку Разина, которого ропот в своё время вынудил выкинуть эту княжну за борт — «и за борт её бросает». Вот что делает ропот народа, заставляя авторитарных руководителей иногда к нему прислушиваться.

К. Ларина

Но не все поняли. Просто когда я смотрела трансляцию... Ты же не видишь людей рядом, сидишь в гуще и не видишь, а мне-то показывают крупные планы по телевизору. Для чего телевизор? И там я видела: люди не все были довольны выступлением Отара Иоселиани. Вернее, так недоуменно переглядывались: типа, не поняли, про что вы говорите, уважаемый мастер, не поняли.

И. Петровская

Не знаю. Я говорю про общую атмосферу. Тем более, что поздравлять и вручать эту «Нику» за вклад и за честь и достоинство (по-моему, так это формулируется) вышел, опять же, наш любимый Юрий Рост, который тоже сказал, как он умеет, какие-то невероятные слова. Это, в общем, был такой, мне кажется, важный пик этой церемонии.

К. Ларина

Там был и Владимир Владимирович Познер, который как-то неожиданно выступил в стиле Бориса Бланка. Только Бланк выступал против женщин в профессии, а Познер выступил в принципе против профессии оператора. Но вручал «Нику» как раз лучшему оператору. Кстати, действительно лучшему, гениальному оператору Юрию Клименко. Это человек с потрясающей биографией, настоящая звезда нашего кинематографа.

И. Петровская

Мне казалось, что Владимир Владимирович (в смысле, Познер) хотел как-то пошутить, но в данный момент... Ему часто удаётся, он человек с хорошим чувством юмора. Но здесь это было немножечко невпопад, когда он сказал, что не любит операторов. Ну, бывает. Хотя тут просто необходимо отдать должное его невероятной форме. Многие (не будем показывать пальцами) люди младше его выходили...

К. Ларина

Это про меня?

И. Петровская

Выходили на эту сцену и, в общем, явно было, что тяжело идут, есть разные проблемы с суставами и так далее. Владимир Владимирович пружинящей походкой, просто демонстрируя какую-то невероятную физическую форму, вышел на эту сцену. В очередной раз многие подивились, как это ему удаётся. А тем более тут как раз грянуло...

К. Ларина

Кстати, 85 лет.

И. Петровская

Да, буквально через 2 дня, 1 апреля исполнилось 85 лет. И вот сейчас это как бы моё последнее телевизионное впечатление: буквально перед тем, как выйти в эфир, я посмотрела на Первом канале (почему-то они вот так вот отложили до сегодняшнего дня) фильм «Времена не выбирают». В общем, он такой стандартный (фильм, я имею в виду), сделан в обычном таком «датском» формате, где Познер рассказывает о разных периодах своей жизни в разных странах.

В общем, конечно, приходится только очередной раз изумляться, как только в эту жизнь, в его 85 лет вместились фактически важнейшие, главнейшие события 20 века. Он родился в 1934 году во Франции. Потом его маленького увезли в Америку. Перед самой Второй мировой войной снова вернули во Францию. Он видел немцев, оккупировавших Париж. Потом им удалось всей семьёй всё-таки уплыть на пароходе в Америку. Потом переезд в Германию. И так далее, и тому подобное. Невероятная жизни, конечно, им прожита. Там, кстати, многие об этом говорят — что он человек огромного обаяния, что мы признаём, поскольку тоже знаем его много лет. В общем, многая лета, и, в общем, держать так и такой же пружинящей походкой идти дальше, как говорят в Израиле, до 120.

К. Ларина

Кстати, вот ты сейчас пересказывала его биографию. А я как раз подумала, что можно было сделать отдельную программу в рамках «Намедни» Леонида Парфёнова — «История жизни Познера как история страны». Человеческая судьба и какой фон приходилось переживать этой судьбе. В данном случае мы говорим про Познера.

Конечно же, хочется сказать отдельно про Парфёнова. Это, конечно, удивительное чудо просто какое-то! Вот мы смотрели уже второй выпуск «Намедни» - это было «Намедни-47», который был показан на «Парфеноне» на прошедшей неделе. Вот как человек прекрасен, когда он занимается своим делом! Как рыба в воде. Как ему это всё идёт! Я даже когда там писала себе какие-то заметочки в тетрадке, думала: «Господи, как хочется, чтобы были побольше эти странички! Вот мне не хватает. Потому что так подобраны сюжеты в этом фильме — не знаю, как назвать — в этой программе, они так здорово, так тонко сделаны, так придуманы, что чувствуется этот мостик из в данном случае 1947 года в 2019, что хочется ещё подольше задержаться внутри вот этой придуманной оси, которая там строится, этой пирамиды, которую Парфёнов строит как автор сценария, как драматург».

Это, конечно, большой дар, большое искусство — выстраивать драматургию программы. Особенно когда в твоём распоряжении есть и какие-то твои собственные ассоциации, своё видение истории и сегодняшнего дня. Скажи, насколько нетрадиционно подобраны сюжеты? Казалось бы, чего там — сиди, листай Википедию и смотри, что там, в 1947 году, было. Но ведь он делает просто какие-то фантастические вещи из судьбы Фатьянова, поэта-песенника. Или о том, как рождался соцлагерь — в 1947 году, собственно, он устанавливался в Европе.

И. Петровская

Я абсолютно согласна, потому что я даже ещё вчера вечером пересмотрела и именно дивилась, как из этого, в общем-то, лоскутного одеяла он каким-то образом целое полотно, связывая какие-то, казалось бы, совершенно несвязанные эпизоды. Тем не менее, перед нами полотно и 1947 год с самых неожиданных сторон. Есть вещи, действительно, абсолютно прежде даже, может быть, и неизвестные. И то, с какой легкостью он это делает — это, конечно, действительно просто поразительный дар. И должна сказать, мы на прошлой неделе обсуждали: ты знаешь, был блокирован его видеоблог и Дудя.

К. Ларина

Из-за рекламы.

И. Петровская

Да, там техническая проблема, которую они вовремя не учли. Сейчас это всё уже вернулось, восстановлено, можно наслаждаться, смотреть это там же, на том же месте и практически в тот же час.

К. Ларина

А я в этой связи, если ты позволишь, скажу пару слов про программу Дудя «Наши в Голливуде». Ты не смотрела?

И. Петровская

Смотрела вчера вечером.

К. Ларина

Слушай, я просто так люблю такие вещи! Опять же, в пандан к Парфёнову: это тоже всё очень неожиданно и нестандартно. Потому что когда говорят «наши в Голливуде», начинают рассказывать про каких-то артистов — какой-нибудь наш Олег Тартаров, кто ещё у нас там был? - Александр Невский, которые приехали завоевывать Голливуд, сниматься в кино. Вот здесь совсем другая история. Здесь три человека. Музыкант группы «Тараканы» с распрекрасной фамилии Стравинский. Незлобин — это стендап-комик, который достаточно большого успеха добился здесь в Comedy Club. Ну и, конечно же, настоящая звезда наша — Роман Васьянов, замечательный оператор, которого мы здесь знаем как оператора «Стиляг». Это его большое кино, которое он, собственно, делал с хорошим, известным режиссёром, и поехал практически с нуля начинать работать в профессии в Голливуде.

Что объединяет этих трёх людей помимо того, что они принадлежат приблизительно к одному поколению? То, что, во-первых, они люди, которые рискнули начать всё с нуля, имея здесь всё-таки определённый успех в стране. И второе, что меня поразило в этом всём — это мотивация. Это не гонка за успехом, что я сейчас всех сделаю, я вам всем покажу. Здесь совсем другая мотивация. Здесь люди пытаются совершенствовать себя в профессии, прежде всего. В том, что они умеют. Вот они как-то почувствовали, что внутри существует какой-то застой. Им захотелось каким-то образом действительно начать сначала, добиться в своей профессии максимального, чего может добиться человек.

Там по-разному всё получается у каждого из них. Конечно, Роман Васьянов, как там правильно пишут зрители Дудя, требует просто отдельного разговора, отдельной программы. Это личность какая-то совершенно невероятная. Мне кажется, что мы ещё много про него узнаем. Он сейчас снимает большое кино в Голливуде. Он снимал фильм с Брэдом Питтом! Такого успеха добиться непросто. Ты не можешь это сделать по знакомству, по блату, по звонку, по деньгам — это всё совсем по-другому. И это, конечно, производит сильнейшее впечатление, этот разговор с этими ребятами. Обязательно посмотрите, кто не видел. Не знаю, может быть, Ира добавит что-нибудь.

И. Петровская

Нет, я тоже посмотрела и тоже с большим интересом. Потому что это какие-то уже совсем другие люди. Мы привыкли, что эмиграция — это либо по политическим мотивам, либо действительно по экономическим. И здесь мы видим просто людей, которые вот так себе представляют жизнь, действительно не боятся её начинать сначала, перевозя в том числе и семьи, и берутся за абсолютно разные дела, чтобы попытаться вписаться в другую реальность. У нас новости, потом продолжим.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

И. Петровская

Мы продолжаем программу. Ведущие те же, звукорежиссер за своим пультом — Александр Смирнов. Очень много просьб дать билетики на вечер «Театрала». двоим первым счастливцам позвонят референты, остальным я повторяю: билеты там очень недорогие. Приходите, приезжайте, покупайте! Наверное, можно и на сайте купить — я не знаю, не пробовала. И будет вам счастье.

К. Ларина

15 апреля вечер?

И. Петровская

15 апреля, да, вечер, посвящённый 15-летию журнала «Театрал» в киноцентре «Эльдар», Ленинский проспект. Идём дальше. «Евгения Альбац никогда не говорила «Вон из профессии!», - говорят тут нам. - «Это выдумка Олега Кашина».

К. Ларина

Слушайте, перестаньте! Евгения Альбац сказала «Вон из профессии!» одной журналистке, имени которой теперь уже никто не помнит, которая была у неё в эфире в программе «Полный Альбац», и после этого родился этот мем. Так что не выдумывайте. Слушай, Ира, вообще люди странные. Я же читаю чат в Ютюбе. Вот ты его не читаешь никогда, а я читаю.

И. Петровская

У меня тут своего достаточно. Смски.

К. Ларина

Там такие чудные люди! Во-первых, когда мы с тобой были в прошлый раз, обсуждали программу Парфёнова «Намедни-46» и говорили: помнишь, у него был сюжет про «Необыкновенный концерт».

И. Петровская

Да, конечно, про Образцова, с хроникой.

К. Ларина

И вот я читаю чат в Ютюбе: «Две старые карги обсуждают какой-то никому не известный концерт 1946 года. Вы совсем, что ли, обалдели?» Ну скажи мне, Ир? Здесь как раз у нас есть приветствие: «Здравствуйте, две дорогие старые карги».

И. Петровская

Ну вот видишь, у нас есть какой-то молодой поклонник. У меня тут лучше. Просто в такой форме требования: «Волочкову и Собчак давайте!».

К. Ларина

Ну давайте.

И. Петровская

Шизгару давай!

К. Ларина

Иру там прорвало. Скажу честно, я не досмотрела этот опус «Собчак и Волочкова». Я начала его смотреть. Я стараюсь не пропускать, что бы ни случилось, вот эту всю интернетовскую... не знаю как назвать, но неважно. Короче, я сломалась в начале, когда она вошла в этот дом, увидела портрет Волочковой с Николаем 2 и громко закричала: «Ксешинская! Ты настоящая Ксешинская!» Вот эта «ксешинская» меня убила. Я сначала думала, что она оговорилась, но потом Ксения несколько раз повторила именно так, именно с такой ошибкой в фамилии. Я поняла, что тут ловить нечего и они друг друга стоят. Я прочитала тоже твой пост, в котором ты переживаешь за бедную Волочкову.

И. Петровская

Да я не переживаю.

К. Ларина

Я тебе скажу так: обе хороши. Обе из этого извлекут максимальное количество различных дивидендов, в том числе и монетизаций различных. И Волочкова уже начала это делать. Она уже в Инстаграме активно пишет о том, как она оскорблена, разные позы там принимает, делает шпагат оскорбленного лебедя. То есть ты получишь по полной программе продолжение этой истории. Всем будет хорошо, кроме тебя.

И. Петровская

Да мне-то что, Господи! Нет, на самом деле бывает вот это ощущение, когда ты физически не можешь переносить то, что ты видишь, что ты слышишь. Я ни разу никогда не являлась поклонницей Волочковой. Но только я вижу, как приходит в дом человек, которого в этот дом пускают, широко открывают двери, и дальше ведёт себя до такой степени непотребно... Кто-то там после этого моего поста написал, что это всё равно как к тебе подходит страшненький, косенький, несчастненький котёнок и думает, что ты с ним поиграешь, а ты хрясь! — и ломаешь ему лапы. Я понимаю, что там те лапы не переломать, но всё равно это ощущение, когда на твоих глазах человека унижают с позиции такой высоко... даже нет, конечно, не нравственной, а светской, из самого высшего общества.

Она пришла к этой... не знаю, как её назвать, типа по её ощущениям — «парвеню» подходит сюда? И она всеми силами хочет доказать, что вот посмотрите, какая это всё дешевка, несмотря на все эти... В общем, пересказывать это всё невозможно. Это уже второй такой эфир, когда это было невыносимо. Первый был с Боженой, и там, в общем, была того же рода история, мне кажется — когда человек самоутверждается за чужой счёт независимо от отношения к героине интервью. А потом, как мне сейчас наша Ксюша Басилашвили сказала, у себя в Инстаграме Ксения Собчак мне ответила, что мы не поняли, что это какой-то постмодернизм. Таким образом мы, исходя из своих, видимо, старорежимных представлений, почему-то испытываем огромную неловкость, всё это наблюдая. А это, оказывается, была пародия на трешёвую программу Глеба Пьяных, который тут выступает.

К. Ларина

Ну да, не случайно они там записали целый диалог. Кстати, они почему-то записывали на «Эхе Москвы». Я узнала интерьеры. Записывали с Глебом Пьяных весь свой диалог. Дурно исполнено. Они почему-то уверены, что они обе замечательные, органичные артисты. И тот, и другой ужасные, скажу вам честно. Но Ира, можно я скажу то, что мне кажется важным и ужасным в этом всём. Они могут изгаляться в любых жанрах. Ради Бога, это их право. Хочет Ксения Собчак вернуться к образу, который она активно продвигала на заре своей творческой деятельности, где «блондинка в шоколаде» - как ты сейчас сказала, «змея в шоколаде»...

И. Петровская

Так было бы логичнее. Представляешь, какой путь человек прошёл.

К. Ларина

Это ради Бога. Я тебе скажу так: и те, и другие — вот для меня они все в одном ряду. И Соловьёв с Киселёвым, и Собчак со всеми остальными. С Красовским Антоном, кстати, то же самое. Или вот были «Анчоусы и маргаритки», помнишь — Контр-ТВ, Минаев и Красовский. Это всё одна серия. Все они в одном ряду стоят. Это всё люди, которые, на мой взгляд, просто совершают преступление перед аудиторией, перед людьми. Это абсолютное растление аудитории — молодой аудитории прежде всего. Если тот же Киселёв и Соловьёв поражают и разъедают массовое сознание вот этим абсолютным лицемерием и враньем, то здесь то же самое делают Ксения Собчак и ее коллеги по жанру, только с помощью какого-то непролазного цинизма, который просто на грани преступления, повторю, я не боюсь таких страшных слов.

Кстати, знаешь, когда я смотрела вот это «Собчак с Волочковой», потом вспомнила одно интервью, которое для меня было очень важным пониманием человека и интервьюера Ксении Собчак. Помнишь, в каком-то журнале (уже не помню, в каком) они вдвоём с Ксенией Соколовой брали интервью у известных людей.

И. Петровская

Помню, да.

К. Ларина

И одно из интервью было с Иваном Дыховичным, который уже находился практически на смертном одре. Всем было известно, и он этого не скрывал, что у него смертельный диагноз и ему осталось жить буквально считанные месяцы, а то и недели. И они с этим знанием пришли к нему в гости. И, собственно, всё интервью было построено на таком милом, щебечущем интересе «а что чувствует человек, который завтра умрет?». И они ему эти вопросы задавали.

Он, надо отдать ему должное, естественно, подыгрывал им, потому что он человек, который всегда проповедовал абсолютную свободу и в жизни, и в творчестве (мы это помним) и поэтому счёл возможным такой разговор поддержать. Но всё это было чудовищно! Меня не покидало ощущение жути от этого интервью. Я даже, помню, потом писала в ЖЖ, что серьёзно, может быть, это действительно высший пилотаж журналистского мастерства, но я знаю точно, что а) я никогда этого не смогу и б) я никогда этого не захочу. Понимаешь, о чём я говорю?

И. Петровская

Понимаю, конечно, очень хорошо понимаю. Между прочим, в прошлый раз я как раз сказала, что когда-то Александр Невзоров исповедовал такой принцип, когда вел «600 секунд», что если раньше в доме повешенного было не принято говорить о верёвке, то теперь говорят. И в предыдущем собчаковском эфире это практически впрямую произошло. Так же какие-то постулаты вдруг приобретают буквальные звучание: копаться в чужом белье — вот в этом эфире это было явлено нам и в метафорическом, и в прямом, буквальном смысле.

Всё переворачивается. Какие-то, извини меня, этические принципы, которые, в общем, люди, которые выходят на публику, по идее, всё-таки должны соблюдать и исповедывать, абсолютно отринуты. И на этом делается вот эта вот новая слава. Недаром там этот Пьяных хорошо сказал, что с такой программой очень хорошо выйти в федеральный эфир — с руками оторвут. И это правда.

К. Ларина

Ира, вот скажи мне — теперь мой вопрос к тебе, как к исследователю: почему это пользуется такой популярностью? Почему мы с тобой ужасаемся, не то слово. Опять скажут «две старые карги» - ну, может быть, пусть будут две старые карги. Я смотрю количество просмотров этой Волочковой — сколько там прошло времени? 2 дня назад они выпустили?

И. Петровская

Может быть, да.

К. Ларина

Там уже почти 2 миллиона просмотров. Как, собственно, и всё остальное. Вот этот Амиран, который там у неё был до этого — я вообще не знаю, кто это такой — у него тоже какое-то невероятное количество просмотров, лайков и комментариев. Я понимаю, что да, рейтинг делается — чем больше безобразия, тем больше рейтинг. Но не понимаю — мне кажется, значит, что-то не так с нами. С нами, я имею в виду, как с обществом.

И. Петровская

Ну слушай, народ давно приучен подглядывать в замочную скважину. А когда ему разрешают это делать вот так, в формате, когда подглядывать не надо, тебе всё на тарелочке принесут. И тут при том при всём неизбывная потребность многих людей увидеть что-то запретное прежде, проникнуть туда, куда они не могли бы проникнуть прежде. Ну и во-вторых, эти персоны действительно все свои рейтинги сделали на скандалах, интригах, «шпагатах», как было сказано.

Поэтому вот уже такая прикормленная, что ли, аудитория, которая кто с радостью, кто с ужасом, но ведутся все — от самых, может быть, непритязательных людей с непритязательными вкусами до вполне себе высоких интеллектуалов, которые, видимо, это смотрят, чтобы понять эту глубину падения. Я уж не говорю о том, что, конечно, тут волей-неволей люди вспоминают неудавшийся поход в президенты главной героини. Некоторые в недоумении высказываются и в связи с этим тоже.

Я быстро скажу: значит, в «Эльдар» у нас идут Татьяна (последние цифры телефона 769) и Ирина (последние цифры 715). Остальные друзья, пожалуйста, приходите и, скорее всего, получите удовольствие.

К. Ларина

Вот тут пишут — я буквально две реплики прочту, которые пишут на Фейсбуке. «Замечательный Уткин у Шихман по-настоящему. Ирине Шихман удалось выстроить разговор так, что он оказался глубоким, интересным человеком», - пишет Вера Харламова. «Норкина очень жалко, как жалко споткнувшийся человека». «Харатьян у Прошутинской был нетрезв. Таким я его давно не видел». Есть ещё: «Посмотрел на YouTube концерт Михаила Жванецкого в Киеве в марте текущего года. Новая программа. Это фантастика!», - пишет Евгений. «Подумал, какими же ничтожными и пустыми были разговоры, порицания за получение им ордена из рук президента. Жванецкий — глыба!». Кстати, спасибо, я не видела этого концерта. Вот наш слушатель написал, надо будет посмотреть. Жванецкий в Киеве — это март этого года. Ну вот, собственно, такие реплики. Про Норкина ты скажешь три слова?

И. Петровская

Скажу, да. Я это наблюдала непосредственно прямо во время эфира. Я, честно сказать, редко смотрю эту программу. А тут вот отвлеклась — или, наоборот, привлеклась. Это было, конечно, совершенно невероятно, потому что я первый раз такое вижу. Хотя вроде бы ничего такого страшного Сергей Лойко, журналист (кто не видел, кто, может быть, только слышал), ничего такого сверхъестественного он не сказал. Это было просто очередное глумление над итогами первого тура выборов, чем сейчас занимаются все наши так называемые политические ток-шоу. Глумление над майданом, который там «уже похоронили, все его идеи, ради чего это всё было». Тогда Лойко сказал: «Майдан вам не понять, потому что это демонстрация силы духа. Точно так же, как этот выбор (я примерно говорю), выбор украинцев может быть неправильным, мог быть ошибкой, Но это выбор этого народа, большое видится на расстоянии». Ну, вот так примерно.

К. Ларина

И что, Норкин заплакал и ушёл?

И. Петровская

Нет, не сразу заплакал. С какого-то момента он начал его прерывать. Тогда Лойко встал и, уже обращаясь непосредственно к публике на трибунах, всё-таки закончил свою речь. И потом ещё Гурнов, который был гостем, подлил масла в огонь — попытался уточнить что-то у Лойко. И тут тогда уже с абсолютно изменившимся лицом Норкин сказал: «Вы что, хотите, чтобы господин Лойко продолжил свои упражнения в риторике?». Дальше возникла некая пауза, и было понятно, что он что-то напряжённо слушает у себя в наушниках. Дальше последовала реплика, что в этом спектакле он не хочет участвовать и вообще ему это всё не нравится, потому что, сказал он, «я работаю здесь и я хочу ещё работать дальше». Ещё была маленькая пауза, после чего он резко повернулся и быстро, меряя студию вот такими большими шагами, удалился.

К. Ларина

Побежал на сольный концерт в филармонию.

И. Петровская

В общем, естественно, пауза, и после этой паузы неожиданно в студию выходит Александр Гурнов, который до этого сидел как гость на трибуне и вообще к НТВ не имеет ни малейшего отношения. Он произнёс вот эту фразу: «Это место встречи, которое изменить нельзя, но можно изменить ведущего» - сказал он.

К. Ларина

Понятно, то есть они разыграли какую-то такую историю. Мн кажется, это всё разыгранная история. Вот к гадалке не ходи.

И. Петровская

Но и это было ещё не всё. Потому что после следующей рекламной паузы появился уже совсем новый человек, уже штатный сотрудник НТВ. И он сообщил, что только что буквально чистил зубы, ему позвонили и вот он побежал, значит, сюда. И дальше следующие дни вёл он и сообщил, что Андрей Норкин плохо себя почувствовал и вернётся в какие-то ближайшие дни в эфир.

К. Ларина

Похоже на Хармса: а старушки всё падали и падали...

И. Петровская

А мне это напомнило другое — когда начинается спектакль, вдруг выходит один артист и говорит: «Нас всех тошнит». И заканчивается тем, что занавес закрывается, выходит девочка и говорит: «Театр закрывается, нас всех тошнит». Вот, собственно, была вот эта аналогия. Конечно, более дикой истории я давно не припоминаю. И вообще, может быть, не припоминаю, потому как мы с тобой знаем, что, в общем, ведущий, только если его несут на носилках, может покинуть студию. Что здесь произошло, какая паническая атака его посетила, что он услышал?

К. Ларина

А ты не предполагаешь, что это постановка?

И. Петровская

А зачем?

К. Ларина

Чтобы все обсуждали.

И. Петровская

А зачем?

К. Ларина

И чтобы все ждали, что случилось с Норкиным. Все это обсуждают. Кто-то стал писать, что это у него случился приступ осознания, осмысления, он всё осознал и понял. Кто-то считает (я тоже придерживаюсь этой версии), что ему надо было срочно уезжать на гастроли, а тут эфиры каждый день. И вот они подумали-подумали и решили: а давай разыграем истерику? А сами поедем куда-нибудь в Усть-Илимск рассказывать анекдоты вместе с Прокопенко.

И. Петровская

Ну вот мы смеёмся, а вдруг действительно человек плохо себя почувствовал?

К. Ларина

Я не верю.

И. Петровская

Я даже когда писала текст в «Новую газету», про себя думала: а вот прямо вдруг? Прямо как-то неловко.

К. Ларина

Я не верю.

И. Петровская

Ну, я тоже не верю, но произошло что-то сверхъестественное, почему он вот так вот поступил и буквально убежал из собственного прямого эфира.

К. Ларина

Ничего, касатик, ему теперь повысят зарплату и всё будет хорошо. И будет себя чувствовать ещё лучше.

И. Петровская

То есть за привлечение внимания, я так понимаю?

К. Ларина

Да. Я думаю, что да. Я уверена.

И. Петровская

За пиар. Ещё там было, конечно, совпадение. Они же каждый выпуск каким-то образом поименовывают, дают название. И вот они здесь использовали «Время накажет». И вот эта плашка «Время накажет» всё время висела в кадре, и, в общем, как-то невольно оказалась пророческой. Если действительно таким образом время или начальство наказало за что-то, непонятно за что...

К. Ларина

Скажи, а ты следишь за выборами в Украине?

И. Петровская

Ну, конечно.

К. Ларина

Мне кажется, что очень интересное действо разворачивается. Я, кстати, посмотрела несколько серий «Слуга народа», фильма с Зеленским. И скажу тебе, что конечно же это голосование за героя, за образ. Не ошибаются те люди, которые именно так это определяют. Это такой президент мечты, которого сыграл Владимир Зеленский в фильме. И сыграл он замечательно и убедительно. Он вообще хороший артист. И тут, конечно, за последние дни, когда он показал зубы, это всё выходит из-под контроля. Артист стал исполнять свою роль уже в реальной жизни. И вот сейчас идет подготовка к дебатам на стадионе. И удивительно то, что Петр Порошенко очевидно вынужден играть по правилам, которые предложил его соперник. Это, конечно, очень интересно. Можно над этим смеяться, но следить за этим невероятно интересно.

И. Петровская

Очень интересно. Особенно интересно следить, как, мне кажется, в общем, несколько растеряны все ведущие этих наших ток-шоу. Потому что они уже совсем не понимают, за кого топить. Или кого топить, а за кого наоборот каким-то образом агитировать. Вчерашний день вообще был запредельный. Это уже был абсолютный абсурд, когда весь день новости начинались с анализов Порошенко и Зеленского, и всё это комментировалось. Они всё это вроде бы называют комедией, но... В общем, поскольку у нас время заканчивается, ещё у нас впереди есть время. Главное — дебаты, которые там будут. Мы ещё поговорим на эту тему. Подводи к нашему финальному аккорду.

К. Ларина

Георгий Данелия. Его голос остаётся с нами. Его фильмы остаются с нами. И вот я нашла в YouTube совершенно замечательный кусочек фрагмент его записи к фильму «Слёзы капали», где он сам исполняет песню на стихи своего друга, любимого своего сценариста Геннадия Шпаликова. Светлая память Георгию Николаевичу! Спасибо, что вы были!