Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2016-12-17

17.12.2016
Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2016-12-17 Скачать

К. Ларина

Мы начинаем программу «Человек из телевизора». В студии ведущие передачи Ксения Ларина и Ирина Петровская.

И. Петровская

Доброе утро.

К. Ларина

Наталья Кузьмина, вы слышите ее заливистый смех. Это она. И напомню слушателям номер sms +7-985-970-45-45 для ваших вопросов или наоборот предложений. Для обсуждения или ваших маленьких рецензий на какие-нибудь телевизионные передачи, которые вы видели на какие-нибудь телевизионные темы. Фейсбук забыла сделать, но сейчас мы начнем передачу и я страничку обязательно открою свою. И вы можете тоже в фейсбуке к нам приходить, дорогие пользователи, на страничку Ксении Лариной. Давайте начнем с хорошего, как ни странно вдруг мне захотелось, потому что мы когда ехали с Ирой на работу, я с большим вниманием слушала ее рассказ восторженный о Владимире Познере. И поняла, что она влюбилась.

И. Петровская

Немудрено.

К. Ларина

Потому что было несколько появлений на этой неделе Владимира Познера в разных ипостасях, про которые можно сказать несколько хороших слов.

И. Петровская

Я в одну ипостась влюбилась. Потому что совершенно неожиданно, кстати, очень плохо проанонсированная премьера…

К. Ларина

Я сказала с хорошего, а ты говоришь «очень плохо».

И. Петровская

Очень плохо с точки зрения того, как канал не умеет или не хочет продвигать то, что исключительно этого достойно. Зрительского внимания я имею в виду. И даже я, несмотря на то, что я отмечала себе, я пропустила в эфире, поскольку…

К. Ларина

Я вообще не знала.

И. Петровская

Подожди. Дай я скажу…

К. Ларина

Понимаете, какая штука. Ира начала мне рассказывать сегодня, я говорю, боже мой, я даже не знала, что этот фильм был.

И. Петровская

Никто практически не знал, и я увидела уже после того как он закончился такую рецензию восторженную Мананы Асламазян в фейсбуке. После чего закричала тоже криком, бросилась смотреть в программу, действительно там около ноля часов значился фильм крайне неожиданный, на мой взгляд, для Владимира Познера под названием «Шекспир: предостережение королям». Там очень много неожиданного помимо того, что Шекспир как мне казалось… Познер человек образованный понятное дело и читал все это и смотрел в театре, но он непосредственно в Лондоне рассказывает о Шекспире как о человеке, авторе, который умудрялся рассказывать о актуальном и о том, что происходит в том старом обществе английском, обращаясь к совсем давним историям. Но при этом это и называется предостережение королям. Вообще взаимоотношения художника и власти, отношение власти к художнику. Приводит разные истории с разными другими в то время известными авторами, драматургами, поэтами. Которые на этой грани не удержались, и кто-то был убит, кто-то попал за решетку. А Шекспир избрал вот такой способ разговаривать о том, что его волнует, имея в виду способ, когда он рассказывает о временах давно минувших и королях давно уже усопших, но, имея в виду, разумеется, то, что никогда не меняется. Это саму природу власти, природу взаимоотношений власти и народа, власти и художника. И он удивительно интересно и тонко сделал этот фильм.

К. Ларина

Но это про Шекспира?

И. Петровская

Конечно. Но в этой плоскости. Он прибегает к помощи актеров шекспировского театра, которые читают в разных интерьерах и пейзажах лондонских диалоги, монологи шекспировские. Вообще сам по себе там еще Лондон становится одним из героев этого фильма. И самое для меня поразительное и можно говорить о том, что влюбляешься, удивительно органичный Владимир Владимирович в кадре. Он почти постоянно в кадре. Он ходит, он по ходу произносит свои какие-то монологи. Он в кадре общается с известнейшими актерами, с режиссерами английскими. С историками. С шекспироведами, с библиотекарями. С кем он только ни общается. Разумеется, еще тут добавляет какой-то естественности и доверительности его безукоризненное знание английского.

К. Ларина

То есть фильм снят в Лондоне, в Англии.

И. Петровская

Целиком и полностью в Англии, в Лондоне и в конце уже когда практически идут титры, сам Познер притом, что это не выглядит чем-то таким мешающим или неуместным в костюме примерно той эпохи, в такой какой-то черной накидке, плаще, то ли в котелке, то ли в цилиндре, в каких-то забавных широких штанах идет и читает, причем не сразу это понимаем, вначале просто звучит голос и титрами добавляется «Зову я смерть» шекспировская. И вдруг мы видим, что это читает именно он. Я так спутано рассказываю. Но я всем рекомендую посмотреть. Потому что это какой-то совершенно новый тип для Владимира Владимировича Познера. Тип творчества. И, во-первых, самое главное, что ему самому все это безумно интересно.

И.Петровская:В интервью с Москальковой Познер чуть вышел за традиционные для него рамки обычного интервью

К. Ларина

Так. Второй Познер.

И. Петровская

Это традиционно в программе «Познер» у него побывала омбудсмен по правам человека Татьяна Москалькова. Это довольно традиционное интервью, хотя и здесь тоже Познер, пожалуй, чуть вышел за эти традиционные для него рамки обычного интервью, где он только лишь цитирует гостя, который чего-то где-то когда-то непонятно по какому поводу сказал. И видимо, я понимаю его цель как-то попытаться проникнуть в некую человеческую сущность своей гостьи, что с трудом удается. Хотя и многое тоже становится понятно. Потому что Татьяна Москалькова может быть, это она такую избрала манеру, но держится она как комсомолка на отчетно-перевыборном собрании. Ей очень хочется понравиться сидящему напротив Владимиру Владимировичу. Отвечает она исключительно, на мой взгляд, формально. Какие-то вещи она, конечно, проговаривает, когда он например ее спрашивает об отношении к Сталину. И она начинает привычную песню: с одной стороны, с другой стороны, и невозможно сейчас взвесить, рассудит время. В общем, когда она приводит аргументы избитые уже до последней стадии, с одной стороны мы победили в войне, великая индустриализация, с другой стороны это делалось часто силами заключенных. И вот тут попробуй, рассуди, можно было так или можно было иначе. Ну, довольно мне кажется характерные ответы. Прибегает иногда к каким-то демагогическим приемам, кстати, к которым прибегала ее коллега Яровая. Когда он начинает говорить о, во-первых, существенном ограничении политических свобод сегодня, и во-вторых, об отсутствии что ли в общественном сознании понимания ценностей этих свобод. В частности свободы слова. На что она говорит: но вы же ведете свою программу самую демократичную, никто вас не ограничивает. В общем, довольно это было любопытно просто с точки зрения того, хотя мы все знаем примерно про всю эту породу людей, но увидеть, как она старается Татьяна Москалькова с одной стороны быть предельно осторожной в высказываниях, а с другой стороны очень понравиться Владимиру Владимировичу, это было довольно любопытно и забавно наблюдать. Особенно было забавно в конце, когда он перешел к Марселю Прусту, и она отреагировала как-то очень странно, - типа, он причем. И Познер говорит: это мой старый друг. Она говорит: да я смотрю все ваши программы. Но смысл был такой, что не помню, где у вас там Марсель Пруст. Любопытно. И третье, заканчивая познероведение, третий был эфир это Синдеева, так и называется программа «Синдеева». На «Дожде». Наталья Синдеева разговаривает с Владимиром Познером. И здесь у меня претензии не к Познеру, а к интервьюерше. Потому что, честно говоря, мне было не очень ловко смотреть, как взрослый человек, не девочка, в смысле совсем не юная пионерка и комсомолка, а взрослая молодая женщина общается с Познером исключительно с какой-то подобострастной такой льстивой интонацией. Начиная с того, что у меня сегодня экзамен, я сегодня беру интервью у самого главного интервьюера, у гуру. В общем, слушать это правда, ей-богу, не очень было ловко. А заканчивает она тоже в этом же ключе: а теперь, Владимир Владимирович, пожалуйста, я очень жду вашей оценки, как вы оцените мою работу. При этом с каким-то невыразимым кокетством все это делается. И даже Познер смутился и сказал, что не очень этично обсуждать тут же в кадре работу своей коллеги, нашел нужную формулировку, что ему было интересно. В общем, мне вообще не нравятся какие-то такие кокетливые публичные тем более экзерсисы. Непонятно зачем. И он как раз сказал, что ждал каких-то более для себя неприятных вопросов, а, в общем, ничего такого нового мы не услышали.

К. Ларина

То есть по содержанию ничего такого…

И. Петровская

Ничего такого, она отталкивалась от интервью самого Познера с Сагалаевым недавним. Ну и какие-то вопросы задавала те же самые, что Познер задавал Сагалаеву. Ну и он отвечал, в общем, вполне предсказуемо то, что он, как правило и говорит. Там один был момент, когда он ответил на вопрос – почему он работает на Первом канале. И он сказал, что эта аудитория позволяет ему, вернее даже не аудитория, а возможность работы на Первом канале позволяет ему совершенно свободному в своем творчестве обратиться к максимально большому количеству зрителей. И донести до них то, что никто другой себе не позволяет. Тут я начала думать, а Наталья Синдеева, к сожалению, это не продолжила, эту тему. А что такого за последнее время неожиданного, невероятного, прорывного Владимир Владимирович донес до своей аудитории. Честно говоря, не очень много чего вспомнила.

К. Ларина

Здрасьте. Начала за здравие…

И. Петровская

Я имею в виду в этом формате. Он имел в виду свой формат программы «Познер». В этой прощалке с Москальковой он неожиданно заговорил об Артдокфесте, о Виталии Манском и его фильме «В лучах солнца». Посвященному Северной Кореи. И рассказал о потрясении, которое он испытал во время просмотра. И о тех мыслях, которые это вызывает. До какой степени людей можно обратить в такое совершенно законопослушное и недумающее скопище каких-то, даже не знаю, какое тут слово подобрать и что это предостережение всем нам. Ну может быть это можно считать каким-то большим прорывом. Там еще кстати смешно было…

К. Ларина

Учитывая, что фильм не показывали по телевизору.

И. Петровская

Да, и очень смешно, что он в конце сказал: идите и смотрите, это того стоит. Хотелось бы узнать действительно, как это себе представляет Владимир Владимирович. Если фильм не только не показан ни по телевизору…

К. Ларина

Он в прокате был, по-моему.

И. Петровская

У него был совершенно ограниченный прокат. Какие-то десятки копий. Смешной был момент с Москальковой, когда он процитировал Оруэлла, что все животные равны, но некоторые равнее. На что она ответила: но это не моя тема, потому что я уполномоченный по правам человека. Там были забавные вещи.

К. Ларина

То есть не поняла.

И. Петровская

Абсолютно. Почему про животных, поскольку она занимается не зоозащитой, а защитой человеков. В общем, суммируя, скажем так, что если бы, как у нас раньше была рубрика «Персона недели», персоной недели и по количеству появлений в разных ипостасях и по яркости, не побоюсь этого слова и неожиданности появления в роли автора фильма о Шекспире, безусловно, стал бы Владимир Владимирович Познер. Вот так отчиталась я.

К. Ларина

Ну что там еще у тебя спросить интересное. Давай на Первом канале что ли останемся.

И. Петровская

И что там будем обсуждать.

К. Ларина

А что там было. Я ищу объяснение по поводу «Обратной стороны Луны-2». Потому что все-таки это странное что-то, что фильм не нашел типа своего зрителя, поэтому досвидос.

И. Петровская

Пока ты будешь искать, я в продолжение этой темы тоже вещь достаточно, на мой взгляд, шокирующая. В четверг на Первом канале начался хоккейный турнир Кубок Первого канала. Это я специально подчеркиваю. В четверг был показан матч, а вчера что называется без объявления войны…

К. Ларина

А там заявление висит на сайте.

И. Петровская

Но это нужно еще сообразить, что произошло. Не показали следующий матч, причем играли Россия и Чехия. Я не болельщик ни в коем случае, не фанат тем более хоккея и вообще не особо спортивный человек. Но мне представляется это какой-то дичью. Вдруг ни с того ни с сего, тем более пятница вечер, наверное, особенно мужчины в этот вечер готовы были посмотреть этот матч, и в этот момент вместо этого идет вдруг выпуск незапланированной программы «Давай поженимся».

К. Ларина

Повтор.

И. Петровская

Может повтор, может не вышедший когда-то в эфир. Я не смотрю так тщательно программу «Давай поженимся». И дальше я захожу на сайт Первого канала, и там написано, что в интересах телезрителей, болельщиков бесплатно право на трансляцию Первый канал передает каналу Матч-ТВ и уже сегодня можно посмотреть в прямом эфире, то есть вчера с третьего периода начиная и действительно я переключилась. Действительно шел в прямом эфире третий период. А с сегодняшнего дня там указано расписание на Матч-ТВ. Да, допустим, у вас да и причина, что зрители не стали это смотреть. Допустим, какая-то часть зрителей не стала смотреть. А у вас не дошло до контрольного рейтинга, потому что они там высчитывают какой в данном конкретном периоде времени должен быть рейтинг. Ну если вы уж заявляете, тем более это Кубок Первого канала, то извольте хотя бы такие обязательства выполнить. Мне так кажется. Это как ты придешь на вокзал, зная, что электричка или аэроэкспресс отвезет в аэропорт, а тебе скажут, что сегодня извините, мало билетов куплено, поэтому мы отменили. А вы как хотите, как-нибудь доберетесь возможно. На попутках. Ну, дичь какая-то несусветная.

К. Ларина

Ну вот «Обратная сторона Луны-2» Александр Котт, режиссер фильма говорит: «Было бы красиво, если бы сняли из-за цензуры, все было бы понятно, к сожалению, во всяком случае, из того, что мне сказали на канале, я думаю, что нет оснований не доверять решению руководства, - просто низкие рейтинги. Зритель не стал смотреть, а зритель всегда прав. Для меня это личная трагедия. Но я переживу, каждый режиссер должен иметь такой опыт. Но думаю, что все, что связано с рейтингами, цифры всегда правы». Собственно говоря, эту причину объясняет официально руководство Первого канала, опубликовав заявление на своем сайте. Ну, что тут можно сказать. Можно сказать лишний раз, что это конечно какое-то тотальное неуважение к людям, которые, во-первых, смотрят, или во-вторых повторю, для тех, кто делал это кино. Для них было событие, премьера фильма.

И. Петровская

Ну потом есть просто определенные, вот ставя в эфир тот или иной продукт, ты таким образом обязуешься перед потребителем, назовем зрителей грубым словом «потребитель» и приземленным, выполнить это свое обязательство в течение того времени, которое отведено под демонстрацию этого опять же грубо скажем – продукта. А в данном случае да, возможно не дотянуло до какого-то количества, нужного контрольного числа. Это количество зрителей. Но в масштабах всей аудитории это все равно миллионы, понимаете, миллионы людей, которые подсели и смотрели.

К. Ларина

У нас новости.

НОВОСТИ

К. Ларина

Тут нам пишут, что скачали торренты с Познером. Есть на торренте. На трекере.

И. Петровская

Есть конечно.

К. Ларина

Евгений и все остальные. во-первых, какие торренты. Откройте сайт Первого канала или сайт Владимира Познера – Познер.онлайн. Там этот фильм, я сейчас проверила, есть. В прекрасном качестве. Так что можете смотреть с большим удовольствием без всяких скачиваний.

И. Петровская

Я повторяю, я пропустила это в эфире, потому что надо напомнить, даже таким искушенным зрителям как я, воскресенье просто нетипичное для этого время.

К. Ларина

На Ютубе даже есть фильм Познера.

И. Петровская

Но я обыкновенно нашла и посмотрела, и до сих пор я повторяю, это продолжение нашей предыдущей темы, что мне казалось бы, этот фильм был бы достоин, во-первых, очень хорошего промоушена. Более подробного. Я вообще рекламы его не видела. Может, кто видел. Я не застала. А во-вторых, лучшего времени. И объяснение людей с Первого канала, что это не собрало бы зрителей, не дало бы рейтинг, мне кажется достаточно лукавым. Все зависит от того, как это подать. И я думаю, что некоторая часть зрителей, далекая от шекспироведения, истории, театра пришли бы просто посмотреть на Познера, который рассказывает о Шекспире. Потому что Шекспир все-таки у всех на слуху. Даже не Марсель Пруст. Поэтому мне кажется, что здесь какая-то есть упущенная возможность помимо того, что это просто очень интересно смотреть. Он удивительно хорошо снят, как-то сочно. Ты увидишь, поймешь. Я честно давно такого не получала удовольствия еще и чисто визуального. От какой-то очень тщательной, очень сочной, очень емкой глубокой картинки. И Познера, вписанного в эти пейзажи, интерьеры лондонские. Удивительно органично.

К. Ларина

Здесь наши слушатели говорят, что фильм «Обратная сторона Луны-2» скучный и неудачный. Послушайте, мы это не обсуждаем. Для того кино и создается, чтобы его показали и обсудили целиком весь продукт. Если бы фильм был до конца показан по телевизору, мы могли с вами вместе обсудить все его достоинства и недостатки. А когда вот так в полете пристреливают живое существо, вы поймите, это продукция, для вас это плохое кино, допустим. Допустим. Хотя тоже условно. А для людей это извините меня огромное количество затраченных сил, времени, нервов, желаний, вдохновений. Ну, как же так можно. Поговорите с любым режиссером. Тут в чем угодно можно обвинять авторов неудачного, на ваш взгляд…

И. Петровская

Не обвинять.

К. Ларина

Но это не является, извините меня, халтурой. Это затраченные силы и устремления. И люди имеют право на рецензию, в конце концов. Имеют право на текст в газете, который мог бы рассказать, что там плохо, что хорошо. Имеют право на зрительский отклик, а когда вот так в полете пристреливают готовое кино, это просто чудовищно. Лучше вообще тогда не показывать.

И. Петровская

Вообще посмотри, получается…

К. Ларина

Я возмущена этим.

И. Петровская

На самом деле совершенно сейчас абстрагируясь от «Обратной стороны Луны», он мог быть намного более допустим, высокого качества, но как бы из разряда кино не совсем для всех. И его снимают именно потому, что как-то не дошло до контрольного рейтинга. При этом чудовищную совершенно безумную кошмарную шнягу, которой на мой взгляд является просто хитом в этом направлении совершенно безвкусного чудовищного сериального производства «Лестница в небеса», смотрит неожиданным образом кошмарное количество зрителей и его оставили и даже еще по-моему, повторяли летом что ли. В дневном эфире. Я понимаю, что телевидение ориентируется на массу, и рейтинг ориентирован на массу, но судить одними и теми же, подходить с одними и теми же критериями к разного рода произведениям более чем разного рода, в этом есть какая-то дикая несправедливость и неправильность.

К. Ларина

Мне кажется, ты неправильно говоришь.

И. Петровская

Почему?

К. Ларина

Ну потому что сам факт – нельзя снимать сериал с эфира. Нельзя показать полспектакля. Ну, нельзя сказать, идет первый акт, а потом: вы знаете, поскольку, как ты говоришь про электричку, мало народа или ушли, давайте мы сейчас прям спектакль закроем.

И. Петровская

Ну как самолеты иногда так делают. Мало народу – не полетим.

К. Ларина

Ну что это такое.

И. Петровская

Это мы уже обсудили.

К. Ларина

В принципе нельзя, невозможно. Я не знаю, есть такие прецеденты вообще в мировой практике.

И. Петровская

Не знаю.

К. Ларина

Когда по телевизору начинается какой-то цикл, передача или сериал и его посредине снимают.

И. Петровская

Таких я не знаю прецедентов. Но то, что это у нас не первый случай я точно знаю.

К. Ларина

«Спросите у Ирины как зомбоящик подавал наезд барина на Ельцин Центр».

И. Петровская

Зомбоящик, да, ну тут совпали две темы. Обе в известном смысле касающиеся истории. Это Ельцин Центр и наезд Михалкова на него. И известную теперь уже благодаря тому же зомбоящику, как выражаются наши слушатели, историю со скандальным текстом Андрея Бильжо по поводу особенностей Зои Космодемьянской. С чего начнем? Ельцин Центр, на мой взгляд, менее тенденциозно, чем я думала бы. Вчера эту тему обсуждали в программе «Время покажет» после того, как обсудили кощунника Бильжо. В общем, примерно то же самое, что… Не то, что говорил, слава богу, Михалков, но были как бы разные мнения по поводу того, что с одной стороны да, Ельцин достоин, а с другой стороны там есть некое искажение истории. В общем, ничего такого особо криминального не было. И самое главное самого барина в эфире тоже не было. На мой взгляд, более показательная история, конечно, с Бильжо. Потому что этому телевидение посвятило несколько полномасштабных эфиров, и смотреть это конечно было совершенно просто страшно и волосы шевелились на голове.

К. Ларина

Оставшиеся.

И. Петровская

Да, оставшиеся дыбом вставали. Я намеренно сейчас абстрагируюсь от содержания и качества этого текста. У каждого есть право на какие-то свои ошибки и возможно несвоевременность каких-то высказываний и неловкость их.

К. Ларина

Также про «Шарли Эбдо» говорили.

И. Петровская

В том числе да. Но дело в том, что это произнесено и опубликовано на вот такусеньком малюсеньком по сравнению с охватом федеральных каналов ресурсе. И осталось бы исключительно в сфере внимания некоторых пользователей того же…

К. Ларина

Это скандал разошелся по всем социальным сетям. Я тебе скажу другое…

И. Петровская

Дай договорю…

К. Ларина

Нет! Я сейчас просто сразу тебя поправлю, потому что тексты, которые мы пишем в фейсбуках, на малюсеньких как ты говоришь сайтах, они расходятся, становятся новостями в наших федеральных СМИ.

И. Петровская

Совершенно верно.

К. Ларина

В газетах их перепечатывают. Присваивают себе, пишут, скриншоты публикуют.

И. Петровская

Можно дальше я продолжу.

К. Ларина

Поэтому скандал развивается не благодаря телевизору, телевизор его подхватывает.

И. Петровская

Телевизор его вытягивает. И фокусирует на нем, намеренно отвлекая от много другого, внимания уже миллионов. Миллионов зрителей этих федеральных каналов. И интерпретирует так, разумеется, как выгодно им. И еще раз повторяю, что это можно не заметить как любое другое неловкое часто высказывание любого другого пользователя, пусть особенно известного. Да, бывает такое, у каждого человека такое бывает. Сказал – сказал, проехали. Тем более он повторил то, что публиковалось в 90-е годы, другой вопрос, что действительно тут есть вопросы типа – зачем это сейчас. Но так решил.

И.Петровская:Телевизор вытягивает скандалы. Фокусируется на них, намеренно отвлекая внимание от много другого

К. Ларина

Ты обратила внимание все-таки, как сильно изменилась наша страна и наше общество. То, что было возможно даже 10 лет назад, я помню, мы про этих 28 панфиловцев триста раз говорили и рассказывали эту историю и везде. И про Зою Космодемьянскую говорили, про этот диагноз давным-давно всем известный еще с перестроечных времен.

И. Петровская

Даже сейчас мы не будем это обсуждать.

К. Ларина

Вот скажи мне, пожалуйста, почему сейчас мы, обсуждая эту тему, вернее не тему, затронутую Андреем Бильжо, а сам факт выхода его текста, мы все время оговариваемся типа: ну вот зачем он, а вот не надо было так. Ну он же знал, что будет. Это насколько все изменилось.

И. Петровская

Он реально знал, потому что он собственно…

К. Ларина

Это понятно. Но не предполагал, что будет такой размах. И такой масштаб.

И. Петровская

Мало того, тут идет ужасная еще подлая вещь, потому что обсужданты казуса Бильжо, как мы его можем сейчас назвать благодаря всей этой кампании, они же не просто это говорят о неловкости этого текста или несвоевременности, а они подводят к мысли, что это намеренный целенаправленный вброс, спекуляция.

К. Ларина

Оплаченный.

И. Петровская

Я тебе скажу, вчера в программе «Время покажет», когда это обсуждалось, очень с весьма прямо скажем, добропорядочной репутацией человек по фамилии Лурье, как бы журналист…

К. Ларина

Который хорошо знает где кто как оплачивает.

И. Петровская

Абсолютно. Но, выступая с точки зрения моралиста и хранителя всех традиционных ценностей, он кричал, что это сделано Бильжо, чтобы продлить лицензию на алкоголь в его киевском ресторане. Это уже можно просто с ума сойти. Какие приводятся версии. Ты говоришь, что случилось с обществом. Вчера на удивление ему дали это сказать, Виталий Манский, которого неизвестно каким ветром занесло во «Время покажет»

К. Ларина

Он такой, как тебе сказать исследователь.

И. Петровская

Возможно.

И.Петровская:Обсужданты казуса Бильжо, подводят к мысли, что это целенаправленный вброс, спекуляция

К. Ларина

Судя по его поведению, я поняла, что он знал, куда идет, безусловно, что он дурачок что ли. Но у него чисто зоологический интерес. Он пришел за впечатлениями. И он их получил.

И. Петровская

Если заметила, когда этот самый Шейнин сказал: какие выводы можно сделать…

К. Ларина

Он сказал: вы все больные.

И. Петровская

Он сказал, что это свидетельствует о психиатрических проблемах здесь. Среди вас. И вы все больные. Там все несколько ошалели. И дали ему договорить, в том числе и про Украину и Донбасс, когда он обратился напрямую к Захару Прилепину и сказал о том, что ты там делаешь, там страна воюет… Я сейчас не близко даже к тексту, но по смыслу…

К. Ларина

Меня вчера Доренко поразил тоже. Как в лицо кричал «конченная тварь».

И. Петровская

«Безнравственная тварь» он кричал в лицо Виталию Манскому. Но, слава богу, Манский такой уже тертый калач и его этим не проймешь.

К. Ларина

Может они целовались после передачи.

И. Петровская

Ну я очень сомневаюсь.

К. Ларина

Выпили рюмку.

И. Петровская

Что они там выпивают рюмки до и после передачи это мы знаем. Благодаря свидетельству некоторых участников этих…

К. Ларина

Но правда может быть это все игра, может быть, мы зря переживаем.

И. Петровская

Нет, Манский сомневаюсь, что в эту игру с ними играл. И даже если предположить, что они условились с Доренко, что он будет кричать на него «безнравственная тварь», заходясь и трясясь.

К. Ларина

Несколько раз крича.

И. Петровская

Тогда нужно поставить уже диагноз не только тем, кто там собрался, но и всем остальным. Точно также потом в эфире вчера в «60 минутах» на Втором канале Проханов напал на Аллу Гербер. Что выглядело еще более омерзительно.

И.Петровская:В эфире, в «60 минутах», на Втором канале, Проханов напал на Аллу Гербер. Очень омерзительно…

К. Ларина

Кусал ее.

И. Петровская

Не покусал, но он так орал и обзывал Аллу Гербер «это странное существо», что в ответ Алла Ефремовна закричала: «Я не существо». Много раз она крикнула, потом попыталась сорвать с себя амуницию, микрофоны и покинуть студию.

К. Ларина

А вообще интересная там жизнь, смотри. Туда пошел люд такой, который обычно не ходит. Интересная вещь. У тебя глаз блестит, ты это смотришь всю неделю, тебя это заводит. Жизнь реальная вот она. Она же живая жизнь натуралистическая. Пожалуйста, бери. Обсуждай.

И. Петровская

Вот я и обсуждаю.

К. Ларина

Заводит же тебя. Смотри, ты даже задышала как. Ух.

И. Петровская

Полной грудью. На самом деле это все страшно.

К. Ларина

Ты хотела этого.

И. Петровская

Кто ты-то?

К. Ларина

Ты хотела живой жизни на телевидении. Ты ее получила.

И. Петровская

Какая там живая жизнь.

К. Ларина

А какая она? Мертвая?

И. Петровская

Она мертвая, потому что она обсуждает истории, которые произошли много-много лет назад…

К. Ларина

Да какая разница, что они обсуждают. Они выбешиваются по-настоящему. Дерутся, оскорбляют друг друга. То, что ты хотела.

И. Петровская

Но там возник определенный кризис. Кризис новых лиц. Практически мало кто очевидно из людей приличных и из вот этого, назовем условно все равно либерально-демократического лагеря, в хорошем смысле либерально-демократического, а не партийного, к ним перестали люди ходить. А те, которые ходят постоянно, уважаемый мною Леонид Гозман…

И.Петровская:На телевидении возник кризис новых лиц…

К. Ларина

Они им надоели.

И. Петровская

Надеждин очень…

К. Ларина

Рейтингу не дают.

И. Петровская

Они надоели ты права, что уже все перья ощипаны и уже дальше неинтересно. Они предсказуемы. Поэтому я думаю, они сегодня находятся в поиске людей, которые с одной стороны могут выразить вот эту ненавистную большинству точку зрения либеральную, с другой стороны годные на роль вот этих девочек и мальчиков для битья.

К. Ларина

Нервные люди, которых легко завести.

И. Петровская

Страшное скажу. Меня на этой неделе дважды после огромного перерыва позвали сначала во «Время покажет» в эту программу, посвященную историческим всяким и Ельцин Центру. И очень смешно, звонившая мне девушка, когда я сказала, что я на такие программы не хожу, она меня спросила, почему. Я ответила, что там орут, оскорбляют и чуть ни дерутся. А я в таком формате не могу существовать. И она мне сказала очень смешно: «У нас будет специальный эфир». Я говорю: «А что, в специальном у вас не будут орать?» Она говорит: «Нет, нет». Я посмеялась и закончила этот разговор. Когда я включила, то перекрестилась тысячу раз, хотя правда без всякого намерения не собиралась идти, посмотрев, как там не орут. «Безнравственная тварь» и так далее. Не взирая на пол, лица и так далее. И второе произошло совершенно невероятное: мне позвонила сама Ольга Скабеева. По телефону и позвала меня на «60 минут» в эфир, как она сказала, посвященный теме пропаганды. Я объяснила ей примерно то же, что я не ходок по таким эфирам. И потом посмотрела, конечно, там была не тема пропаганды моя любимая. А говорили о западных фальшивках и информационной войне против России, которую развязал Запад. Хотя мне казалось уместнее обсуждать, это было бы очень смешно в таких форматах обсуждать проблемы пропаганды российской. И информационных войн, которые ведет телевидение федеральное не только против каких-то эфемерных иностранцев, но в первую очередь против собственного народа.

К. Ларина

Я хочу прочитать небольшой анонс, который сейчас пришел от нашего коллеги Александра Колбовского. Который ведет Телегостиную и Киногостиную в Еврейском культурном центре. Он нам пишет прямо сейчас: «Завтра вечером в Еврейском культурном центре вечер Виталия Манского. Будет показан фильм в семь часов «В лучах солнца». Фильм о Северной Корее. И после фильма будет обсуждение, разговор с Виталием Манским». Так что, дорогие друзья, обращаем ваше внимание, если хотите, попробуйте туда приехать или билеты купить. Они там совсем недорогие. Саша, спасибо, я все рассказала, что ты меня просил.

И. Петровская

Ну и, заканчивая вот эту тему Зои Космодемьянской, скреп, истории. Еще один был эфир во вторник что ли. У Соловьева не менее часа если не более этому всему посвятили, разумеется, тоже порвали в клочья…

К. Ларина

Два баяна.

И. Петровская

Не два баяна, а одного Бильжо несчастного. Обвинили его во всем, в чем можно обвинить. Правда, потом в конце неожиданно для меня Соловьев смикшировал и сказал, что если стрела метила в несчастную, мученически погибшую девушку, то на самом деле она попала в немолодого талантливого и сбившегося с пути человека. Имея в виду Бильжо и, видимо, давая возможность сбившемуся с пути нащупать путь какой-то истинный. И там в полной мере проявился актерский талант Владимира Рудольфовича, потому что он, стоя около своей трибуны или кафедры, зачитывал артистически это было невыносимо я должна тебе сказать, просто невыносимо. Последние предсмертные перед казнью слова Зои Космодемьянской. С выражением: люди, всех не перевешаете… Это просто невыносимо было, меня вот так внутри просто как-то перекорежило, потому что все-таки, ребята, вы как-то меру знайте. Как будто он стоял тоже на эшафоте, тысячу раз они этот несчастный подиум упомянули, который видимо, просто перепутал Бильжо слова. Бывает так. В тексте у Бильжо вместо эшафота было вначале слово «подиум». Потом его исправили. Я понимаю природу, это ошибка, бывает, что когда ты пишешь, это уже была проблема редакторов в этом Инсайдере. Посмотреть и поправить и вообще возможно какие-то вопросы по этому тексту задать. Но вот то, как это все интерпретируется. Как в одну и ту же кучу сваливают и вопрос, который на «Дожде» по поводу блокады Ленинграда был задан и эти самые несчастные 28 мифических панфиловцев, которых при этом они же эти сторонники исторической правды требуют считать абсолютно реальными.

К. Ларина

Нет, они их сравнивают по-прежнему со спартанцами 300.

И. Петровская

Но при этом кричат «не трогайте», потому что это наш миф, пусть это миф, но это легенда…

К. Ларина

Наши святыни.

И. Петровская

В общем, все смешалось в этом странном доме, но самое омерзительное у меня было и шокирующее впечатление от этих поз красивых, которые принимали ведущие, защищая наше все и национальные святыни, и подменяя все время мне кажется какую-то внутреннюю актуальную повестку разными уже вымышленными поводами для общественного возбуждения. Именно возбуждения.

И.Петровская:У меня было шокирующее впечатление от поз, которые принимали ведущие, защищая национальные святыни

К. Ларина

Видишь, и тебя тоже это возбудило. Я тебе сказала, ты довольна? Ты хотела этого. Ты хотела живой телевизионной жизни. Она бурлит так, что просто успевай уворачиваться. Как какой-то ролик показывали, по-моему, когда из экрана телевизора тебя просто этот поток буквально с головы до ног отдает, поток всяких фекалий.

И. Петровская

Об этом и речь, да, да.

К. Ларина

Эффект прямого действия. Он до тебя дошел.

И. Петровская

Я просто думаю…

К. Ларина

Тебе не нравится?

И. Петровская

Нет, мне вообще не нравится, когда идет травля какого-то одного отдельного человека. Как в данном случае с Бильжо, которого стали употреблять уже с маленькой буквы.

К. Ларина

Это недолго, на следующей неделе уже другого найдут. Не волнуйся.

И. Петровская

Это дай бог, потому что там эти доброхоты и радетели за…

К. Ларина

Рома Доброхотов, между прочим, главный редактор Инсайдера.

И. Петровская

Нет, я его не имею в виду. Они же требуют уголовного наказания, трудовых работ…

К. Ларина

Пройдет.

И. Петровская

Там у Соловьева вообще требовали казни реальной, чтобы его тоже избили резиновыми палками и голым прогнали по морозу…

К. Ларина

Не говори про это.

И. Петровская

Я просто тебе говорю степень остервенения по поводу, в общем…

К. Ларина

Ну все, успокойся. Дайте гидроперидол. Пожалуйста. Давайте мы закончим песней. Это как бы наш последний сказ по поводу Андрея Бильжо. Андрюша Бильжо переживет это все, и все будет нормально.

ПЕСНЯ