Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2016-11-05

05.11.2016
Человек из телевизора - 2016-11-05 Скачать

К. Ларина

Да, я как раз дописывала последние строчки в маленькой телеграммке в фейсбуке. Мы готовы вас услышать, и вас прочитать, программа «Человек из телевизора» распахивает свои голубые экраны.

И. Петровская

Не могу сказать, что они такие уж голубые.

К. Ларина

Голубые экраны, зима настала. Снег же голубой.

И. Петровская

Особенно у нас в Москве, прям отливает голубизной.

К. Ларина

Ирина Петровская, Ксения Ларина, Наталья Кузьмина. Мы начинаем нашу передачу. Номер sms +7-985-970-45-45. И телефон прямого эфира 495-363-36-59. Неслучайно телефон напомнила, предлагаю все-таки послушать сегодня по конкретному поводу. Я думаю, что это будет правильно. Я тебе скажу честно, больше всего меня поражает, уверена, что ты со мной согласишься, градус обсуждения сериала «Таинственная страсть». Это какая-то битва насмерть просто. Хочется отойти в сторону, чтобы не прибило.

И. Петровская

Что лично я и сделала. В качестве стороннего, хотя и заинтересованного наблюдателя наблюдаю, извините за тавтологию и конечно, поражаюсь тому, с какой страстью даже отнюдь не таинственной, но по-своему необъяснимой…

К. Ларина

То, чего не хватает в фильме.

И. Петровская

Да, люди бросаются буквально, мне нравится, что три стороны вовлечены: создатели, зрители и критики, которые, еще не успев многие высказаться в собственных изданиях, уже высказались в фейсбуке. Причем тоже с какой-то совершенно нетипичной для многих из них вот этой вот степени непримиримости.

К. Ларина

Это как раз меня меньше беспокоит. В фейсбуке – ради бога. Ты говоришь про критиков…

И. Петровская: Молодежь в принципе мало смотрит телевизор

И. Петровская

Я говорю про непримиримость.

К. Ларина

Я прочитала уже как минимум два текста. Не фейсбучных, не в соцсетях, а именно в изданиях, газетах и мне кажется, что это нечестно. Надо досмотреть до конца. Я там прочитала, ладно, не хочу говорить.

И. Петровская

Ну скажи. Меня заинтриговала даже.

К. Ларина

Вообще конечно, страшно. Я вспомнила, ассоциация у меня с этим обсуждением, фильм «Сибирский цирюльник» у Никиты свет Бесогона. Помнишь там когда герой Марата Башарова бежит на кулачный бой. И он раздевается туда бежит и сам бьет, и чтобы его побили. Он говорит: ах, хорошо. Это из этой же серии. В этой битве есть какой-то момент мазохизма. Как людям не хватает страстей-то, боже мой.

И. Петровская

А с другой стороны все-таки это говорит о том, что при всех «но», так скажем мягко, что-то такое задето в людях, то ли тема, то ли это тот самый случай, когда воспоминания каждого играют роль и воспоминания каждого кажутся самыми важными и существенными.

К. Ларина

А почему такой битвы не было вокруг сериала «Людмила Гурченко» или «Валерий Ободзинский». Здесь Ободзинский играет КГБшника. Видела?

И. Петровская

Да. Я тоже всегда вздрагиваю, а иногда бывает, что совпадают вообще сериалы. Где-то кагэбэшник, а где-то Ободзинский условный. Я имею в виду по времени на разных каналах.

К. Ларина

Сколько у нас за последнее время было сериалов, именно посвященных недавнему советскому прошлому. Есть и будет. Но такой битвы я не помню.

И. Петровская

То, что ты говоришь Гурченко, не Гурченко, это все так называемые байопики.

К. Ларина

«Звезда эпохи»

И. Петровская

Да, там нет претензий на обобщение на портрет поколений. Есть споры по поводу похож/не похож, пошло/не пошло, но здесь чего-то такое задето в людях глубинное, что еще наверное предстоит нам осмыслить по окончании этого сериала. Но, наверное, можно говорить о каких-то уже очевидных вещах. Во-первых, конечно эффект завышенных ожиданий. Год лежала картина, сериал без движения, периодически напоминая о себе вдруг появляющимися промороликами. Обнадеживая, что вот-вот покажут. Бабах – опять не показывают. Возникла некая интрига уже вокруг самого выхода сериала, кто-то подозревал, что он не попадает потому что он слишком приходит или наоборот в противоречие или попадает в контекст нынешнего времени слишком буквально. Какие-то там были слухи про то, что авторские права не до конца оформлены с наследниками.

К. Ларина

То есть какие-то правки видимо вносились до последнего времени.

И. Петровская

И, в общем, все это вместе создавало такую интригу. Все ждали, и мы с тобой ждали даже может быть больше, чем все остальные. И с огромной высочайшей степенью доброжелательности. Потому что понятно было, что это, в общем, не рядовое событие. Не так часто и эта эпоха и эти герои становятся сегодня какими-то персонажами телевизионными. Разумеется, сейчас очень многие сравнивают в пользу как раз с «Оттепелью».

К. Ларина

Тут вопрос: с чем сравнивать. А если со «Стеной» сравнить.

И. Петровская

«Стена» это отдельно. Об нее я вчера пыталась биться головой. Но случилось страшное. Вернее, наоборот, случилось прекрасное. Вчера в честь дня народного единства показали кино по мотивам исторического авантюрного романа Владимира Мединского…

К. Ларина

Такой авантюрный.

И. Петровская

…Король Сигизмунд, но у него прекрасный эффект оказался. Он сработал, в пятницу обычно я не сплю до четырех утра. Тут я начала смотреть, через буквально сколько-то минут я поняла, что дрема не просто тихо-тихо ходит возле нас…

К. Ларина

Вокруг «Стены» не будет такой битвы. И не потому что Сигизмунд…

И. Петровская

Ну потому что я думаю, что некоторая часть, которые хотели примкнуть и прильнуть к этим скрепам и корням, я думаю, что они тоже обломались об эту стенку и к сожалению или к счастью во власть морфея отправились. И это было куда более завлекательно.

К. Ларина

И ведь люди на это тратили жизни, нервы, деньги народные. Понимаешь. Вот на эту извините за выражение «Рашку-говняшку» по словам самого же министра, автора «Стены».

И. Петровская

Я категорически протестую против этого, потому что…

К. Ларина

Против чего он восстает все время, он на ту стену и напоролся сам.

И. Петровская

Ты входишь в противоречие с нынешним трендом. Вот Петр Толстой призвал разные непатриотические высказывания в адрес власти, государства…

К. Ларина

Саркастические.

И. Петровская

…преследовать, причем вплоть, по-моему, до уголовного должно быть преследования. Поэтому я тебя призываю…

К. Ларина

Я процитировала Владимира Ростиславовича, автора бессмертного романа «Стена».

И. Петровская

Тоже верно.

К. Ларина

Вот оно и вернулось к нему. Оно самое, что он запулил, оно и вернулось.

И. Петровская

Понятно, что видимо, и канал «Россия», был связан некими обязательствами по отношению к этому бессмертному великому произведению. И вынужден был его поставить, выбрав единственно возможный день, когда это хотя бы как-то оправдывало его присутствие в телевизоре и ящике. Аж четыре серии.

И. Петровская: Я все время себе задаю вопрос: про что кино

К. Ларина

Ты заметила, что артисты, которые заняты в фильме, я это заметила, они с большим пренебрежением к этому произведению отнеслись. Сами актеры. Они все время делали вид, что они здесь ни при чем. Демонстративно.

И. Петровская

Зато у них появилась в их резюме правильная строчка: снимался в фильме по роману Мединского.

К. Ларина

Я думаю вряд ли.

И. Петровская

Это обеспечит определенные преференции.

К. Ларина

Оказавшись перед богом, что он ему скажет.

И. Петровская

Есть, что спеть им теперь, представ перед всевышним.

К. Ларина

Короче, на самом деле у нас такой пузырь получился в сторону, мы не собирались эту «Стену» вообще обсуждать.

И. Петровская

Я не знаю, что тебя туда вывело.

К. Ларина

Вопрос: с чем сравнивать.

И. Петровская

Полезла на стенку.

К. Ларина

От какой стены отталкиваться, когда мы говорим про «Таинственную страсть». Одна стена это «Оттепель». А еще раньше может быть отодвинуть эту стену это будут и фильмы 60-х годов.

И. Петровская

Это другое. Это что называется аутентичные.

К. Ларина

А с другой стороны что здесь. Здесь стена. Понимаешь. И на фоне условной стены вроде как и ничего. Ну, чего, артисты играют, слова произносят. Стихи читают хорошие. Как кто-то пишет: вот наша молодежь теперь откроет томик Роберта Рождественского и начнет его читать. Может быть, если только ради этого.

И. Петровская

Ну молодежь, если иметь в виду, что она в принципе мало смотрит телевизор, я сомневаюсь, что она будет смотреть, хотя кто их знает.

К. Ларина

Она может смотреть ради артистов, ради культовых персонажей. Именно культовых артистов. Они любят актеров. Любят Филиппа Янковского. Чулпан Хаматову.

И. Петровская

Это да. Но просто думаю, все время смотрю, и все время думаю, ну вот почему, почему, почему чего-то не зажигается.

К. Ларина

Ребята, мы говорим о том, что мы вместе с вами увидели.

И. Петровская

Большую часть посмотрели.

К. Ларина

И получается, что мы все равно к этому вернемся…

И. Петровская

Нам осталось пять. Понедельник, вторник и последнюю серию 13-ю будут показывать в среду, а там еще будет, по-моему, во вторник «Крутой маршрут» Василия Аксенова, после этого покажут фильм, который вам напомнит…

К. Ларина

Можно одну вещь сказать. То, что больше всего обидно. Уже всерьез, без смеха. В этом обсуждении, которое мы наблюдаем в сетях, в фейсбуке, что тут слили роман Аксенова. То есть я вижу, одним из аргументов является тот факт, который кто-то запустил, что это очень слабый роман Аксенова, самый слабый, унылый, плохой, ужасный. Это, на мой взгляд, катастрофическое совершенно оскорбление памяти автора. Потому что это замечательный текст, очень хороший, очень важный. Я уже это говорила в прошлый раз. И если вы не читали его или судите по тому, что написала поверх этого романа автор сценария, мне кажется, что стоит книжку открыть все-таки и ознакомиться с первоисточником. И вы поймете, если кто не читал, что это очень хороший роман. Да, он неровный, там есть свои собственные счеты к каждому и свои устройства памяти у человека. Не вел дневники в то время, он это вспоминает именно из сегодняшнего дня, как ему это виделось. Но то, что это хороший текст и как можно говорить «ужасный роман». Извините меня, это Василий Аксенов, это большой писатель, не Пупкин какой-нибудь. Поэтому это не может быть никаким аргументом в пользу того, что не получилось. Типа то, что написал, то и вышло. Это неправда.

И. Петровская

Это, во-первых. А, во-вторых, сознательно приняли решение экранизировать именно этот роман, а никакой другой. Именно Аксенова, именно «Таинственную страсть». Значит, теоретически у вас была возможность какие-то возможно несуразности или чего-то…

К. Ларина

Там нет никаких несуразностей вообще.

И. Петровская

Я говорю теоретически, предположив, убрать. На самом деле, наоборот, здесь особенно в первых четырех сериях зачем-то переворачиваются какие-то истории. И не в романе, и не жизни…

К. Ларина

Дописываются. Тут понимаешь, какая штука. Василий Аксенов это не бытописатель, он никогда не писал языком соцреализма. Даже в ранних романах еще в советское время все равно этот некий романтизм, ему присущий в его речи писательской, он всегда был. Это его узнаваемый почерк. И в том числе и роман «Таинственная страсть» тоже написан особым языком. Это не соцреализм. Это не бытовая история.

И. Петровская

Абсолютно. Мне здесь не хватает этой аксеновской иронии.

И. Петровская: «Веселые ребята» не очень часто выходили в эфир, но вошли в золотой фонд телевидения

К. Ларина

Интонации.

И. Петровская

Да, пожалуй, правильнее сказать именно аксеновской очень специфической, только ему присущей интонации. Как-то все либо очень всерьез, либо карикатурно.

К. Ларина

А карикатурно это увлечение Первого канала, скажем правду, вот этим шоу под названием «Точь-в-точь»…

И. Петровская

Или «Один в один».

К. Ларина

И здесь если говорить об актерских работах, на мой взгляд, выигрышнее всего смотрится главный герой Алексей Морозов (Ваксон), потому что тут Аксенова изобразить, он не был медийной звездой, и мы не имеем никаких особых у него характеристик, которые бывают у звезд эстрады. Поэтому здесь и слава богу, и Алексей Морозов мне кажется, сыграл очень хорошо.

И. Петровская

Но слишком тоже серьезно.

К. Ларина

Он играет человека, судьбу, характер. А все остальные действительно пытаются скопировать какие-то внешние характеристики своих героев.

И. Петровская

Притом, все-таки, если бы Аксенов хотел написать мемуары, он бы назвал или как можно Е.Е., Б.А, такие вот. Он придумывает каждому пусть и созвучные, или по ассоциации по созвучию как Ян Тушинский, какие-то псевдонимы.

К. Ларина

И он их не расшифровывает.

И. Петровская

Это уже в каком-то позднем издании уже типа от издания…

К. Ларина

Но не он.

И. Петровская

А тут гадайте сами. Понятно, что Генрих Известнов и скульптор нет сомнений. В каких-то случаях эти сомнения могут возникать. То есть таким способом установил необходимое отстранение, а если бы он бы хотел дословно и конкретно изобразить того или иного своего персонажа, он бы это сделал, чего бы ему это ни сделать.

К. Ларина

Так они сами подчеркивают создатели.

И. Петровская

Дай, ты сейчас меня с мысли собьешь, а она и так редкая. Случайно забрела. Так вот, именно поэтому вот эта попытка изобразить как можно более похожих на персонажей актеров, она и выглядит несуразной в данном случае. Потому что если это какая-то игра, а у Аксенова это какая-то игра. И с читателем, и с этими же героями. То тогда нужно какой-то другой ход придумать.

К. Ларина

Поэтому Алексей Морозов играет Ваксона, а не Василия Аксенова.

И. Петровская

Совершенно верно.

К. Ларина

А все остальные играют Евтушенко, Беллу Ахмадулину, Андрея Вознесенского…

И. Петровская

Даже Безруков в данном случае не так шокирует, даже не то что шокирует, а раздражает и вызывает… Он играет и играет кого-то там с гитарой и поет даже, по-моему, чуть ли ни собственным голосом.

К. Ларина

Сам поет.

И. Петровская

Поэтому, когда возникает персонаж, который максимально как им кажется, загримирован под Булата Окуджаву, потом он открывает рот и начинает петь голосом живого реального Булата Окуджавы. Ничего кроме неловкости это не вызывает. Или как бы обыгрываются, в общем, образы, когда он идет со своим сыном или кто у него там.

К. Ларина

Папа, девочка плачет. Шарик улетел. Называется: осторожно, пошлость. Как говорит один из персонажей…

И. Петровская

И уж я не говорю, как бесконечно так называемый Андрей Вознесенский, так называемый Евтушенко и Белла Ахмадулина завывают свои стихи. Это мне напомнило, помнишь такой фильм, мы обсуждали и смеялись, назывался то ли «Дуэль», где Безруков играет Пушкина. Последний год перед дуэлью. Наталья Бондарчук, был такой. И вот там Безруков с бакенбардами на полщеки…

К. Ларина

Шерстяными.

И. Петровская

Абсолютно. Такой шерстяной, похожий на Илью Алейникова в программе «Городок», когда он изображал знаменитых людей. И он играет со своими детьми и этим голосом таким задушевным читает им: ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Видит Натали и говорит: чистейшей прелести… Вот это примерно такое же…

К. Ларина

Пошлятина.

И. Петровская: Этот юмор типа петросяновского удовлетворяет какой-то внутренней потребности нашего человека

И. Петровская

Хотя я не исключаю, что поскольку люди жили в этой стихии, наверное, они бесконечно читали стихи, цитировали друг друга.

К. Ларина

Ты правильно говоришь все. Я просто хотела лишний раз напомнить, в чем еще как мне кажется, заложено противоречие непонятное мне. Создатели так мы громко называем, продюсеры, режиссеры…

И. Петровская

Творцы.

К. Ларина

Которые тут же были у нас в эфире у Лены Афанасьевой, и потом я их смотрела в эфире у Андрея Малахова. «Субботний вечер». Они лишний раз подчеркивали все время, что это собирательные образы. Если это собирательные образы, зачем же так они старательно изображают именно Евтушенко, именно Ахмадулину. Короче конкретных героев. Чтобы говорили: ух, как похож, прям одно лицо.

И. Петровская

Или наоборот ничего общего.

К. Ларина

Наверное, они этими своими сбитыми целями запутали самих актеров. Потому что как мне кажется, они сами не очень понимают, что от них хотят. Чтобы я была похожа на Ахмадулину или чтобы я не была, чтобы я играла роль Беллы Ахмадулиной или поэтессы или не знаю кого. Потому что тогда непонятна задача актерская какая. Быть похожим или что. Или чего-то делать. В итоге никто ничего не делает, только думает о том, как бы здесь повернуться так, чтобы быть похожей. Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К. Ларина

Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Мы продолжаем обсуждать сериал «Таинственные страсти». Я думаю, что продолжим это делать через неделю. В любом случае это событие. Мы его ждали и поэтому естественно, я думаю, может быть, градус такой зашкаливающий обсуждения может быть тоже связан с тем, что люди многие от него ждали чего-то. Чего не получили. Поэтому теперь требуют объяснений, почему не получили.

И. Петровская

Сатисфакции.

К. Ларина

Кстати, по поводу автора сценария, которая избрала очень способ защиты заранее. Видимо, что называется на воре и шапка горит. Я имею в виду Елену Райскую. Которая в фейсбуке пишет, что все либералы кричат, потому что я патриот и почему я типа «ватница», я «Крымнаш», я люблю Путина, а вот…

И. Петровская

Ну Путина она не говорит так впрямую.

К. Ларина

Неважно, важно, что она себя позиционирует как государственник и либералофоб. Поэтому здесь она намекает, вернее, активно продвигает идею, что здесь идеологические разногласия. Что если бы либерал бы написал сценарий, вам бы все типа понравилось. Тут такая штука. Хочу напомнить нашим слушателям и Елене Райской, что она является автором сценария, например, замечательного сериала «Однажды в Ростове». Который мы, либералы тоже здесь обсуждали и говорили массу как мне кажется весьма лестных слов. И, прежде всего, в адрес автора сценария. И почему, не только потому что это мастерство, которым, безусловно, госпожа Райская обладает и профессионализмом. Но еще в том фильме ей были глубоко симпатичны ее герои. Они были ей интересны. В этом фильме я заметила одну очень страшную вещь.

И. Петровская

В «Таинственной страсти?»

К. Ларина

Да. Персонажи этого фильма, как мне показалось, автору сценария глубоко неприятны. И эта вещь как мне кажется, помимо ее воли произошла. Может быть поэтому и такой странный эффект от этого фильма. Эти люди не вызывают симпатии ни у зрителя в итоге, собственно говоря, ни у авторов сценария. А актеры, как я поняла, и режиссер тоже весьма с холодным носом относятся к этим людям.

И. Петровская

Не знаю.

К. Ларина

Ты говоришь про «Оттепель», ты вспомни, как любовно выписан каждый герой. У каждого есть судьба. История.

И. Петровская

Там еще есть самое главное – вот этот образ этого времени. Он из чего-то складывается неуловимого.

К. Ларина

Из отношения.

И. Петровская

Ты его осязаешь это время. На уровне музыкального решения, уж я не говорю об актерах, какие-то детали. Эта атмосфера, ты ее чувствуешь, считываешь. И причем не только ты смотришь ностальгически-умиленно. Ты понимаешь это время во всех его противоречиях, во всей его жестокости, несправедливости. Здесь, да…

К. Ларина

Там было понятно про что. Там людей волновало это. О чем я хочу рассказать.

И. Петровская

Мы с тобой скоро можем в принципе…

К. Ларина

Хором разговаривать.

И. Петровская

Да, потому что именно я сейчас выжидаю, чтобы сказать. Я все время себе задаю вопрос: про что кино. В случае с «Однажды в Ростове» там мастерски рассказана история, не одна притом. Одна абсолютно трагическая, реально происходившая, вторая, конечно, искусственно, во многом криминальная история к ней притянута.

К. Ларина

Но герои интересные.

И. Петровская: Юмор на почти политические темы, который у Кеосаяна, выглядит неприличным звуком

И. Петровская

Там герои интересные и это все, в общем, мотивировано внутри. И поэтому ты смотришь с неослабевающим интересом, потому что мастерски и это действительно сегодня огромная редкость и редко кто умеет, точно Райская умеет рассказывать истории. Чтобы это было интересно от начала и до конца. Вот в данном случае, в чем собственно история. Я какой-то истории внятной не вижу. И сформировать для себя про что кино, я тоже не могу. И ты говоришь, что неприязнь, я этого не вижу, я вообще не вижу отношения. Я вижу, что есть набор людей, артистов, возможно хороших где-то, какие-то хорошие, какие-то хуже.

К. Ларина

Неприязнь объясню тебе.

И. Петровская

Сейчас, дай я договорю. Одну фразу. Вот видишь, сбила меня и все, теперь не договорю.

К. Ларина

Это называется: вот они, ваши кумиры.

И. Петровская

Нет, нет.

К. Ларина

Это есть, Ира. Они фальшивые. В этих героях заложена изначально некая фальшь. Они все время что-то изображают из себя. Интеллигенцию, поэтов…

И. Петровская

Это другое дело.

К. Ларина

Я не являюсь сама по себе личностью, я изображаю из себя личность. Это есть в этом фильме.

И. Петровская

Это есть. Но это значит, это скорее режиссерская вина, который действительно перед ними не ставил какой-то конкретной задачи. И не придумал, наверное, это он должен был придумать какой-то ход, который нам бы позволил видеть не ряженых и не карикатуры, а живых, я еще раз повторяю, возможно, то, что их сделали похожими буквально на…

К. Ларина

Человек, похожий на Евтушенко.

И. Петровская

Да, и чисто внешне, в попугайской рубашке, в мундире.

К. Ларина

Какой-то набор баек.

И. Петровская

Да. Совершенно верно. Насчет того, что специально кто-то хотел сформировать отношение к шестидесятникам…

К. Ларина

Это подсознательно.

И. Петровская

Не верю, не верю.

К. Ларина

Ну посмотрим, давай досмотрим.

И. Петровская

Мы досмотрим, безусловно, там уже возникла эта тема.

К. Ларина

А из Пастернака тоже сделали какого-то …

И. Петровская

Да, это все…

К. Ларина

Посмешище.

И. Петровская

Это все одно к одному. Я имею в виду возникла эта тема очень актуальная – противостояние художника и власти.

К. Ларина

Все очень должно быть серьезно.

И. Петровская

Да, но из этого не вырастает серьезное.

К. Ларина

Там есть вещи невероятно важные. Важнейшие, которые хочется проговорить. Прожить еще раз. А превращается в какую-то карикатуру. То, что герой Брусникина этот Березкин или как его там, который выступает на съезде и клеймит Пастернака. Все это очень карикатурно, фальшиво. Потом он же с цветочками приходит на похороны Пастернака и Зинаида говорит: пойдите вон отсюда. Все это выглядит, неловко смотреть на это. Из-за неправды, которая заложена изначально…

И. Петровская

В реальной истории, там, по-моему, Федин был сосед, который…

К. Ларина

Да уже неважно. Настолько все превращается в некий фарс неловкий и несмешной. Что действительно вот программа «Точь-в-точь» такой набор эпизодов.

И. Петровская

Но я повторяю, я совершенно протестую и сама так не склонна думать, что это какой-то…, я у многих прочитала, только там говорится не о неприязни съемочной группы или авторов сценария и режиссера к этому поколению…

К. Ларина

Авторы сценария.

И. Петровская

Возможно, кто-то говорит так, говорится, что Эрнст таким образом сводит какие-то с кем-то счеты. Мне кажется, это возникает именно оттого, что это неубедительно, неталантливо.

К. Ларина

Дело в том, что поскольку, год пролежал сериал, черт его знает, я думаю, что какие-то вещи, какие-то сомнения были и у продюсеров этого сериала. Наверняка. Учитывая те правки, которые были внесены за этот год. Черт его знает.

И. Петровская

В общем…

К. Ларина

А Кукуш Октава герой, про которого вспоминала, вообще заговорил только на пятой серии. Я специально следила. Сидела с карандашом, как Майя Пешкова.

И. Петровская

Я кстати тоже смотрю с карандашом в руках.

К. Ларина

И пятая серия – заговорил Окуджава, наконец. А до этого был просто предмет мебели.

И. Петровская: Андрей Кнышев - Культовый телевизионный герой, которого, современное телевидение как-то не приняло

И. Петровская

Ходит зачем-то все время…

К. Ларина

Гитара к нему прилепилась, как клеем приклеенная. Привинченная. Это зачем.

И. Петровская

Там множество возникает и по ходу вопросов, просто даже чисто человеческих бытовых. Называется - чего ты в свободное время от посиделок делал. Ну, реально возникают у любого человека. Чем ты зарабатывал. Вряд ли там такие были гонорары, что тебе позволяют…

К. Ларина

Ваксон работает.

И. Петровская

А остальные все работают исключительно поэтами…

К. Ларина

Там очень много путаницы по фактам, которые тоже не очень мне понятны. Евтушенко уж слишком получился образ какой-то гнуснейший тип и трус и все. А это не так все однозначно. Совсем не так все было. Вот я опять впадаю в тот же пафос, было или нет, это люди, это очень сложные натуры. Многослойные люди. И судьбы их очень непростые. Кому, как ни Райской об этом знать, что из себя представляли эти люди и в том числе те, которые дожили до сегодняшнего дня. Из тех, кто помнит это, из персонажей. Евтушенко или Зоя Богуславская.

И. Петровская

Да, сейчас она там как раз появилась в виде Софки Теофиловой. Тоже страшная история. Я имею в виду смотреть на того, кто играет и как. И я, тем не менее, говорю еще раз, я ни в коей мере не могу даже заподозрить в каком-то сознательном упрощении и очернительстве.

К. Ларина

Это слово я не говорила про очернительство.

И. Петровская

Об эффекте, который возникает в результате.

К. Ларина

Какого-то неприятия этих людей. Какое-то брезгливое немножко к ним отношение. Со стороны авторов каких-то. Сценария может быть, наверное, прежде всего. Это мои ощущения, говорю исключительно лично от себя. Может быть, я ошибаюсь. Мы еще смотрим.

И. Петровская

И вообще нам еще предстоит дойти до конкретной таинственной страсти, которая, разумеется, заключается вовсе не в страсти к одной, двум или пяти девушкам. А таинственная к предательству страсть.

К. Ларина

Кагэбэшник Ободзинский тоже кстати там герой, тоже очень неоднозначный. Этот Круглов. Действительно такой скорее ближе знаешь, к какому персонажу. К черту из Достоевского из «Карамазовых». Это такой искуситель, соблазнитель. Или из Оруэлла, такой собирательный образ. Который, кстати, возвращаясь к «Оттепели» там такой образ тоже есть.

И. Петровская

Мищенко.

К. Ларина

Который собирательный образ карателя такого.

И. Петровская

Представителя этой карательной системы.

К. Ларина

Здесь этого не получилось. Здесь упрощено все до состояния абсолютного анекдота. Байки. Это очень обидно.

И. Петровская

Ладно, мы смотрим еще пять серий…

К. Ларина

А давай мы скажем, что на следующей неделе будет большой юбилей. Который отмечает Виктор Иванович Сухоруков.

И. Петровская

Ему исполнится, страшно поверить потому, что он настолько молодой и активный подводный – 65 лет. И в связи с этим обращаем ваше конкретно внимание, дорогие наши радиослушатели, что с понедельника по четверг канал «Культура» в 23 часа, в приличное время будет показывать документальный сериал «Сочинение жизни». Где, наверное, я предполагаю, что Виктор Сухоруков будет рассказывать о своей жизни или может быть авторы будут рассказывать о нем. О его творческой жизни.

К. Ларина

Он сам по себе такой рассказчик.

И. Петровская

Господи, это называется счастье интервьюера. Посади, и человек просто будет говорить, говорить темпераментно, и устроит еще из этого целого зрелище. Из своего появления. В связи с этим хочу поздравить, сегодня 60 лет, что вообще немыслимо еще более представить исполняется Андрею Кнышеву.

К. Ларина

Культовый герой.

И. Петровская

Культовый телевизионный герой, которого, к сожалению, современное телевидение как-то не приняло. И он естественно, всем нам известен как автор в свое время совершенно невероятной программы «Веселые ребята». Они не очень часто выходили в эфир, но абсолютно вошли в этот золотой фонд телевидения, потому что они были экспериментальными, невероятно смелыми, по тем временам просто новаторскими. Да и сейчас, наверное, если пересмотреть, то тоже вполне себе новаторские.

К. Ларина

Я часто обращаюсь к «Веселым ребятам» того времени. Некоторые сюжеты просто поразительные по своей меткости. Бессмертности.

И. Петровская

А помнишь главные делал потом уже в последних выпусках сконструированные ситуации, проверяя как бы народ на разные ситуации. Реальных людей.

К. Ларина

Скажи, Ира, все-таки уровень юмора интеллектуального, я даже не могу себе представить, чтобы сегодня такое позволили себе. Дело же не в смелости. А в уровне разговора со зрителем. В этом ощущении, что мы друг друга поймем, что не нужно ничего разжевывать. Это конечно такое уважение к аудитории.

И. Петровская

Причем эти программы выходили чуть ли ни раз иногда в полгода, они делали ее вручную. Сейчас просто ни один канал себе это не позволит. Ювелирно абсолютно. Я тогда проходила практику, наблюдала это собственными глазами. Это что-то было невероятное. А вот эти все спецэффекты родились из того, что как рассказывал режиссер этих программ Виктор Крюков, после Олимпиады осталась техника завезенная, которую использовали на 10%, там было столько разных кнопочек, штучек и дрючек, которые просто никому в голову до них не приходило использовать. И вот он сел, попробовал и вдруг увидел, сколько возможностей предоставляет эта новая техника. И вот они с Кнышевым начали это все придумывать и генерировать. Кстати у него будет у Андрея 27 числа ноября творческий вечер юбилейный в концертном зале «Градский холл». Я кстати там ни разу не была. Интересно побывать. И там будет и сам Градский, большая программа.

К. Ларина

Кстати, Градский принимал участие в «Веселых ребятах». Один из первых клипов был показан именно в «Веселых ребятах».

И. Петровская

Там будут как раз очень многие, кто принимали в разных, и Леонид Сергеев, и Сергей Шустицкий, многие, многие. И насколько я знаю, билеты продаются и на сайте можно их приобрести. В общем, мы же поздравляем Андрея Гарольдовича, у него такое отчество. С его юбилеем. И чтобы ты всегда оставался таким же совершенно невероятно остроумным, писал свои остроумные книжки и свои шутки-кнышутки, как он называл.

И. Петровская: Петросяна люди могут смотреть годами, десятилетиями и часами

К. Ларина

Странно, что таких людей…

И. Петровская

Удивительно.

К. Ларина

В какой-то мере продолжали эти традиции ОСП-студия. Это из этой же серии. Не животный юмор, не петросяновский как мы это условно называем уровень.

И. Петровская

Петросяновский это уже совсем запредел.

К. Ларина

Интеллектуальный.

И. Петровская

На самом деле даже то, что кода-то начиналось как относительно интеллектуальный юмор у того же Максима Галкина, все это вырождается в результате конечно, Галкин не Петросян, но общий уровень этих шоу это такой доступный юмор с заранее подложенным смехом.

К. Ларина

Обидно.

И. Петровская

И смотреть на это совершенно невозможно и даже более того, это неловко просто наблюдать. Вообще весь нынешний юмор и даже с претензией тем более на сатиру, то, что я смотрю, эту «Международную пилораму», я просто кричу. Вот можно меня представить, просто от отчаяния. Кричу, иногда если кто-то рядом, песня моя без слов. Иногда с такими словами, которые, пожалуй, я не озвучу по радио. Но это что-то невероятное. Им же кажется, что это смешно. Понимаешь. Им кажется, что произнести какое-нибудь слово, лексически пониженное это большая доблесть.

К. Ларина

Ну подожди. Они же на что-то опираются.

И. Петровская

На что?

К. Ларина

Они же деньги зарабатывают. Значит за это плотют.

И. Петровская

Разумеется. Но только люди это не смотрят, к сожалению.

К. Ларина

Как не смотрят?

И. Петровская

Очень плохо смотрят.

К. Ларина

А зачем они это ставят?

И. Петровская

Вот поставили, поняли…

К. Ларина

Когда выходные, допустим, Петросян-шоу идет часами.

И. Петровская

Петросян – да. Это отдельный эффект. Петросяна люди могут смотреть годами, десятилетиями и часами.

К. Ларина

И ржать?

И. Петровская

Ты не поверишь. Ржут как подорванные.

К. Ларина

Значит, этот смех продается.

И. Петровская

Они же билеты покупают. Они приходят. Это же не студийная, это в зале. Я вижу время от времени афиши, люди сами своими ногами идут в кассу, покупают билеты.

К. Ларина

И ржут как подорванные.

И. Петровская

И хохочут. Этот юмор типа петросяновского удовлетворяет какой-то внутренней потребности нашего человека. А вот этот юмор такой на почти политические темы, который у Кеосаяна или еще в каких-то бывает, это выглядит неприличным звуком. Вот даже Петросян уже не выглядит неприличным звуком.

К. Ларина

Воздух портит.

И. Петровская

А это выглядит и именно потому, что этим занимается человек с совершенно другой репутацией, мы прекрасно понимаем с тобой, что это не может быть его личным пониманием смешного. То есть он себя отчасти, наверное, выворачивает как-то и приспосабливается. И поэтому это мало того, что катастрофически не смешно, это еще и отвратительно убого и вредно, вот что я скажу.

К. Ларина

Мы заканчивать должны программу. Я как обычно долго мучилась в выборе музыки. В итоге пришла к выводу, что не музыку мы сегодня поставим, а небольшой документ эпохи. Как раз из того времени «Таинственной страсти», эпизод, который в этом фильме есть. Чтобы напомнить нашим слушателям и нам всем вспомнить, как это было по-настоящему. Что люди по-настоящему тратили свою жизнь, по-настоящему было страшно, по-настоящему было жутко. Небольшой фрагмент из той встречи Хрущева с интеллигенцией и с Андреем Вознесенским в частности мы сейчас и услышим. Спасибо всем и до встречи.