Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2013-11-30

30.11.2013
Человек из телевизора - 2013-11-30 Скачать

К. ЛАРИНА – Добрый день. Программа «Человек из телевизора». В студии Ксения Ларина, Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.

К. ЛАРИНА – Наталья Кузьмина наш звукорежиссер. Все на месте. Напомним средства связи. +7-985-970-45-45, ветку прямого эфира на страничке «Человек из телевизора» я тоже открыла в фейсбуке. Милости просим. Начинаем мы сегодняшний день с печальной новости. Вы уже слышали, что скоропостижно скончалась Наталья Горбаневская, женщина в самом высоком смысле эпохальная, человек эпохи. Она была очень часто нашим гостем. Я например с ней познакомилась благодаря Филиппу Дзядко. Невероятного масштаба человек. Очень талантливый поэт, очень тонкий человек, очень сильный. И ужасно жаль, что такие люди вот так исчезают. Хотя Ир, в новостях слышу, говорят, что скончалась советская правозащитница. В этом сочетании есть какой-то парадокс.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С другой стороны если говорить об историческом периоде, в котором она я считаю свой подвиг совершила, то конечно это советский период. И кстати я вчера много читала, когда я нашла в ленте сообщение. Многие люди делились своими впечатлениями, выкладывали фрагменты интервью с ней, в том числе она говорила о том, что ее поступок, выход вместе со своими товарищами на площадь в 1968 году не только носил эгоистический, она так и говорит, характер, именно потому, что совесть не позволяла этого не сделать. А плюс еще одним из побудительных мотивов было все-таки показать всему миру, что страна состоит не только из толп, которые кричат «одобряем и приветствуем», но из отдельных людей, которые таким образом и честь своей страны, как ни странно защищали. Не то что они делали какую-то акцию, чтобы эту наоборот страну показать в самом что ни на есть неприглядном виде. Ровно все наоборот. И как мы помним, мы тоже обсуждали в этом году, когда было 45 лет…

К. ЛАРИНА – Они опять вышли. И опять к ним подошли те же милиционеры.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хуже. С вторжением советских войск в Прагу вышли правозащитники, была Наталья Горбаневская на Красной площади и хотя они всячески подчеркивали, что это не политическая, а мемориальная акция, тем не менее, мгновенно всех повязали, слава богу, только в кутузку не забрали. Правда, потом отпустили, но поразительные это, мягко говоря, сближения, хотя вроде бы другая страна.

К. ЛАРИНА – Не прошло и 45 лет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все повторяется. И кстати только хотела сказать, психушки не повторяются, как не повторяются. И это повторяется. И кстати, как раз вчера, хотя эфир был накануне, после этих всех сообщений и того, что я читала, я пошла на «Дождь» смотреть эфир Филиппа Бобкова.

К. ЛАРИНА – Напомни, кто это.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Зам. председателя КГБ в свое время.

К. ЛАРИНА – Который занимался диссидентами.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Глава Пятого управления, которое было создано для не то чтобы борьбы, а для контактов…

К. ЛАРИНА – Для работы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Для оперативной я бы сказала работы с диссидентами. Интеллигенции, художественной интеллигенции, в общем, такой монстр эпохи, который все это время никогда нигде не светился. Не появлялся.

К. ЛАРИНА – Тем не менее, он работал очень активно в качестве начальника, по-моему, службы безопасности.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, возглавлял аналитический отдел в Медиа-мосте во время Гусинского, но я не об этом. Я о том, что практически никто не видел, за исключением тех, кто непосредственно попадал под его работу, остальные люди, обычная публика не видели…

К. ЛАРИНА – Боец невидимого фронта.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не совсем невидимого. Он все-таки с интеллигенцией дело имел. Дело тонкое. И конечно это поразительное впечатление, сейчас говорю о самом образе этого человека. Несмотря на то, что он уже очень стар, что он явно и очевидно плохо слышит, но при этом иногда камера, хотя камера очень странно работала, он практически ни разу не смотрел прямо в камеру. Но иногда он как-то поворачивал голову и взгляд этот он несколько пробирает. То есть все понятно, что с головой все в порядке, хотя он периодически говорил, что голова не та, ничего не помню, ничего не знаю. С одной стороны этот эфир, конечно, был знаковый и интересный именно потому, что мы увидели ту сторону, тех, кто боролся с интеллигентами, диссидентами.

К. ЛАРИНА – Ты мне сейчас рассказывала, когда мы ехали, я не видела интервью, я думала это Hard Day’s Night, но это интервью, которое вели Желнов и Васюнин. Я не видела программу, но я очень много про нее прочитала, и не смотрела ее сознательно. Я не хотела расстраиваться. Потому что я предполагала, какие там могут быть проблемы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно я поделюсь проблемой главной. Брали интервью Антон Желнов и Илья Васюнин, работающие на «Дожде», понятно, что там были какие-то договоренности, не додавливать, не задавать каких-то лишних вопросов.

К. ЛАРИНА – Ты думаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, иначе невозможно представить, почему ни один вопрос не был доведен до конца.

К. ЛАРИНА – Просто они мало знают, может быть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В какой-то момент у меня тоже такое сложилось впечатление, что ребята при всем интересе к этой теме были все-таки не совсем в теме. Потому что когда, например, на голубом глазу Филипп Бобков говорит, что Бродского никто не высылал, он сам уехал. Да и вообще поэт совершенно неважнецкий. Никакой поэт и человек тоже. Между нами тоже не ахти.

К. ЛАРИНА – Он так сказал?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и дальше то, что он делал, ему просто надо было уехать, он уже работал себе на славу, а, Нобелевская премия это понятно, потому что это таким образом имелось в виду, что идеологический враг таким образом отмечал. А дальше были поразительные вещи, когда они наконец вспомнили, что Ростропович с Вишневской вынуждены были уехать. На что господин Бобков на голубом глазу отвечает, как уехать, они сами захотели.

К. ЛАРИНА – А ребята никаких уточняющих вопросов не задают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В этом и странность для меня…

К. ЛАРИНА – Получается, весь период советский, связанный с работой с диссидентами, это было в парадигме взгляда Филиппа Бобкова. То есть в его версии они существовали. И на веру принимали все, что он им говорил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ребята, судя по выражению их лиц, они не принимали на веру то, что он им говорит. Но, к сожалению, у них то ли не было в запасе аргументов, как так и почему так, а на самом деле вот так. Там потом давались справки по поводу тех или иных персонажей, о которых он упоминал. Но второе у меня впечатление, что действительно была какая-то договоренность не дожимать и вот аккуратненько приблизиться, показать, показали при всем том, сам образ за себя говорит…

К. ЛАРИНА – А справки, в которых было написано…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Иосиф Бродский, в такие-то годы был сослан, потом то-то, то-то. Солженицын – то-то. Сахаров – то-то. Более-менее вроде бы точные справки.

К. ЛАРИНА – А там написано, что выслан из СССР.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, все как надо написано. С Сахаровым прекрасная версия Бобкова. Что в Горький его отправили в ссылку не потому что хотели его изолировать, сослать, наоборот, исключительно ему хорошего хотели, поскольку его жена, дальше он даже ее не называет, но по искажению лица видно отношение, она все время думала, что его затащат в американское посольство и он там будет сколько-то лет сидеть, как многие говорит он, сидели, поэтому мы прислали машину, его отвезли. Хотя известно, что машину не прислали, а просто его…

К. ЛАРИНА – Это тебе известно. Скажи мне тогда, завершая, потому что мы не будем всю программу пересказывать. Как в данном случае должны поступать журналисты, у которых допустим, мы этого не знаем, допустим, есть договоренности, что какие-то темы не развивать. Не задавать уточняющих вопросов. Вот есть человек, и как он считает нужным говорить, так он и говорит. Мы никак ему не противоречим, никаких контраргументов ему в качестве альтернативы не предлагаем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя бы уточнение. Историческая правда существует.

К. ЛАРИНА – Ты говоришь, есть справки, тогда может быть имело бы смысл, если записано интервью, может быть его делать так, со своими комментариями, тогда я это понимаю. Допустим, я не могу задать какие-то вопросы, не могу действительно вступать в какую-то конфликтную зону с человеком, который дал согласие на интервью. О’кей, я записываю это интервью и тут же следом даю свои комментарии, когда говорю свою версию или версию, которая всем известна, как ты говоришь. Мы знаем аудиторию «Дождя», это в основном люди молодые. Точно также на веру все воспринимают. Если никто никакого сомнения не высказывает во время интервью, в тех фактах, которые человек предоставляет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Эти справки возможно чуть компенсировали, хотя они очень короткие. Год такой-то, год такой-то, выслан, посажен и…

К. ЛАРИНА – Это же абсолютная фальсификация истории, о которой мы так много говорим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не столько фальсификация, потому что по идее нужно считывать и выражение лиц интервьюеров и кстати успеть прочитать справки, плюс еще хорошо бы знать, кто это такие, о ком речь идет. Потому что я убеждена, что далеко не все знают и Бродского и Сахарова с Солженицыным. Слышали, очевидно, но в целом этот человек конечно абсолютный кремень, он, когда нужно было включал поплывшего и типа голова такая уже ничего не помню. Фамилии не помню, не знаю. И так далее. Но мне не хватило в данном случае такого более что ли внятного диалога, или хотя бы попыток уточнить все, что имеется в виду. Там смешнейший был момент, когда он сказал, что Вишневская была в абсолютном фаворе, и ей всего за два дня до отъезда Булганин вручил орден Ленина. Какой Булганин. Уже к тому моменту были Брежнев, Подгорный или кто-то. Понятно, что скорее всего ребята тоже не сопоставляли эти исторические периоды. Булганин был в самом начале творческой деятельности Галины Павловны. В своих мемуарах она писала, что он к ней даже видимо, испытывал нежные чувства. Но к тому моменту, когда уезжали Ростропович с Вишневской, уже никакого, по-моему, близко Булганина не было.

К. ЛАРИНА – Ужасно конечно обидно, когда такие вещи происходят. Я вспоминаю фильм Андрея Лошака, посвященный советским правозащитникам. Если мы упоминаем именно это выражение. И конечно, мне кажется это неправильно. Предоставлять человеку возможность лгать без всякого опровержения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не ругать, уже не ругает.

К. ЛАРИНА – Лгать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он разговаривает с позиции, ну ладно, давайте щенята, а я палкой буду стучать.

К. ЛАРИНА – Зачем браться тогда?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть нужно было, чтобы в паре. Они же так делают, когда делают какие-то свои эфиры. С большим количеством или с несколькими журналистами. Чтобы были и молодые допустим, один молодой, уже та же самая Наташа Геворкян, которая сотрудничает с «Дождем», она же в теме, она много писала…

К. ЛАРИНА – Про это не говорим. Журналистов много профессиональных. Но мне кажется, неправильно говорить о том, что есть молодые и немолодые. Молодые журналисты, какими бы ни были молодыми, тоже должны это знать. Если они берутся за эту тему.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они знают в общих чертах. Про того же Красина, который был героем фильма Лошака «Анатомия протеста».

К. ЛАРИНА – Процесса.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Они говорят, а вот Красин и совершенно ни для кого ничего не объясняют. Что такое Красин, здесь только идет речь о том, что он оказался в результате за границей, ему дали уехать. И Филипп Бобков ему помог, выдал три тысячи долларов. Но речь идет о страшной драме в этом диссидентском правозащитном движении. О чем и был фильм и как этих людей и Красина сломали, и заставили их свидетельствовать против своих же товарищей правозащитников и до сих пор это длящаяся драма. Красин-то жив. Ничего похожего, вот какой-то Красин.

К. ЛАРИНА – Кстати, возвращаясь к Наталье Горбаневской. Я помню, что она очень жестко комментировала этот фильм Андрея Лошака. Ой, боже мой. Юрий Яковлев скончался. Кошмар. Боже мой. На 86-м году сегодня в Москве скончался выдающийся актер театра и кино народный артист Советского Союза Юрий Яковлев. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС директор театра Вахтангова Кирилл Крок. Юрий Васильевич скончался в больнице. Случился обморок, и его решили отправить в больницу. Ближайший спектакль «Пристань» будет посвящен памяти Юрия Яковлева. Боже мой. Я хочу сказать, что в понедельник должна пройти церемония звезды «Театрала» в театре Вахтангова. И Юрию Яковлеву должны были вручать там премию «Легенда сцены». Не знаю, как теперь это все будет проходить. И последнее интервью получается, Юрий Васильевич дал нашей коллеге, нашей подруге Лене Тришиной. Большое интервью, которое опубликовано в журнале «Театрал». И в газете «Новые известия» на сайте. Это невероятная потеря. Невероятная. Просто ужасно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну и соответственно теперь уже соболезнования Алене Яковлевой. И всем его близким.

К. ЛАРИНА – Я его видела в «Пристани». Ты смотрела?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно.

К. ЛАРИНА – Очень жалко. Огромная у него семья, огромное количество родных и близких и друзей. И Алена Яковлева, и Леша Яковлев и Антон Яковлев. И Маша Казакова. И внуки, и дети. Такое горе. Примите соболезнования, дорогие друзья, это ужасное горе для всех нас.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что ближайшие дни наверняка и канал «Культура», это они умеют делать и Первый и Второй, безусловно, посвятят этому артисту действительно выдающемуся. Ну чего же тут поправишь. Так только хорошо, что вспоминают, помнят. Да, бывают такие дни, когда одно все к другому.

К. ЛАРИНА – Вспоминаю в театре, хотя кстати недавно ему же 85 лет было. По-моему, делали, даже какой-то был фильм документальный, ему посвященный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, тоже. Значит, сейчас повторят.

К. ЛАРИНА – Как раз к этому юбилею. И совершенно была светлая голова. Он понятно, что и болезни и старость, и возраст, но невероятно был ироничный, остроумный человек, с очень точным взглядом. Мог оценить просто так совершенно в импровизации, экспромте любое событие. И был прекрасным актером. Актер это просто действительно уровня Ульянов Михаил Александрович, Юрий Яковлев.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Красивый был какой человек.

К. ЛАРИНА – Да. Ужасно жалко. Я думаю, что сейчас многих наверняка эта новость застигнет врасплох, потому что если говорить о нашем культурном сообществе, мне кажется, нет человека, который не сталкивался с Юрием Васильевичем и в работе, и в жизни. И режиссеры потрясающие, которые с ним работали. Начиная с самых его юных первых работ, Э. А. Рязанов, и фильм «Гусарская баллада», где он сыграл одну из первых больших ролей. Не говоря уже об «Идиоте» о Мышкине, с чего собственно начался артист Юрий Яковлев. Это конечно очень жалко.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А потом я помню сохранившийся наверняка, потому что по телевизору показывали «Город на заре». Где он совсем юный. Худой-худой, юный-юный. Еще какие-то старые спектакли вахтанговские. Все это сохранено. Надеюсь.

К. ЛАРИНА – Есть спектакль, который часто показывают по телевидению «Насмешливое мое счастье». Очень старый спектакль, но он там играл Антона Павловича Чехова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я этот спектакль смотрела много лет назад в театре Вахтангова.

К. ЛАРИНА – Прям даже не знаю, как продолжать. Невероятно. Просто кошмар. Ой, ну хорошо. Я начала говорить, когда к нам несли эту ужасную новость про телевизор, в этой связи вопрос, который я тебе задавала, когда мы еще ехали. Есть ли что-нибудь в телевизионном варианте вообще, посвященное Наталье Горбаневской. Вот когда случаются такие потери. Когда умирает Юрий Яковлев, я уверена, что мы сегодня увидим какие-то программы, посвященные ему, снятые в честь его юбилея. А что касается, допустим, такого человека как Наталья Горбаневская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Из всего, что я видела, единственное, это была «Школа злословия» не очень давняя. Может быть год-два назад.

К. ЛАРИНА – Типа «Линии жизни» такого не было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет. И я почти уверена, что этому не будут уделять особенного внимания наши основные каналы. Почти уверена, потому что слишком много разных аллюзий возникает. За нашу вашу свободу, за вашу и нашу. Правозащитное движение. Вряд ли. На Евроньюсе утром видела, все-таки сказали про ее кончину.

К. ЛАРИНА – У нас сейчас новости. У нас такая трагическая получилась история. Продолжим потом наш телеобзор, естественно отвечать на ваши вопросы тоже. О каких-то еще работах телевизионных поговорим.

НОВОСТИ К. ЛАРИНА – Продолжаем наш эфир. Может быть, мы несколько звонков включим в эфир, потому что наши слушатели жалуются, что мы их бросили. Про кино, наверное, стоит немножко поговорить. Потому что кино идет и много фильмов выходит телевизионных художественных. И я обещала в прошлую передачу, посмотрела целиком сериал «Шерлок Холмс».

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я – «Убить Сталина».

К. ЛАРИНА – Я очень рада, что в итоге с чистой совестью могу сказать, что кино все-таки получилось. Несмотря на некоторые проблемы и какие-то сомнения, которые возникали после просмотра первых двух серий. Я очень хотела этот фильм досмотреть до конца. Из-за Андрея Панина, потому что это его последняя работа. Просто настоящий памятник, он даже не успел озвучить это кино. И там черновой звук, они его вытягивали, чтобы был его голос. И это его голос. Это он говорит. Но чем дальше это кино смотрела, тем больше оно меня затягивало. Тем больше я обнаруживала в нем того, чего казалось бы, не хватало с самого начала. Некой концептуальности. И она там есть. Это конечно кино сегодняшнего дня, это кино готическое, там английская готика проступает как сквозь кадр. И вся картинка сделана замечательно, мне очень понравилась операторская работа. Уровня любого английского кино, посвященного 18-19 веку. Или я вспоминала фильм «Парфюмер» по Зюскинду, где достаточно точно была эпоха воспроизведена именно по атмосфере. И мне кажется, что в итоге и Игорь Петренко, который сыграл Шерлока Холмса, он сыграл своего Шерлока Холмса. Да, он такой. Я так поняла, что у него есть намеки на то, что он увлекается некими наркотическими средствами в качестве допинга, потому что там герой Михаила Боярского часто напоминает, что знаю, вы опиум курите. Может быть, этим объясняется его такая нервность постоянная. Но при этом конечно они играет человека невероятного одержимого. Абсолютно одержимого. И это невероятно мне кажется, привлекательно и остроумно. Там очень много остроумных вещей. Очень много хороших актерских работ. Мне понравилось в итоге, что они не шли буквально по книжке. То есть когда ты угадываешь какие-то вещи, что-то из «Собаки Баскервилей», «Сокровища Агры». Еще какие-то известные вещи, есть неизвестные рассказы. Но при этом все равно такой микст, написано, что по мотивам сделано. Это имеет право на существование. У нас сейчас все экранизации Шерлока Холмса мировые, которые мы знаем, включая самые последние, английский сериал замечательный и фильм Гай Ричи. Это все вариации, интерпретации известного произведения. Поэтому мне кажется, работа получилась хорошая, и я тебя призываю все-таки не полениться и посмотреть. Там есть серии просто выдающиеся. Есть, допустим, серия Галифакс, где Андрей Мерзликин играет, но просто на одном дыхании смотрится. Настоящее просто отдельное кино. Потом последняя финальная серия «Собака Баскервилей» просто прекрасная. Есть что-то более удачное, что-то менее. Но там некие претензии предъявляли по части идеологии совершенно смешные режиссеру. Допустим, в одной из серии герой Игоря Скляра целый монолог произносит, очень актуальный на тему мигрантов. Когда он говорит…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела.

К. ЛАРИНА – Его распространяют по Интернету везде, и чуть ли в национализме обвиняют режиссера Андрея Кавуна. Мне кажется, что тут важно вырванный абсолютно из контекста монолог. Во-первых, он принадлежит персонажу отрицательному абсолютно, это человек убийца, мародер.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сейчас бессмысленно рассказывать…

К. ЛАРИНА – Понятно, что именно такому человеку вполне естественно свойственны такие фашистские взгляды. Ну и конечно вся центральная даже четверка, наверное, персонажей это Панин Андрей, Игорь Петренко, Алексей Горбунов в роли профессора Мориарти великолепный. Ингеборга Дапкунайте. Здесь есть ирония, и настоящие чувства. Здесь мне очень нравятся все любовные перипетии. И то, что молодая миссис Хадсон, тоже обыгрывается в некоторых сериях. Когда говорит Шерлок Холмс доктору Ватсону, что если вы будете про меня писать, напишите, как вот этот выглядит. И показывает на какого-то условного сыщика, который выходит из кареты в костюме Шерлока Холмса. И с трубкой. Вот пусть я буду таким, - говорит он. И когда появляются его первые рассказы, а в фильме редактора в издательстве играет Александр Адабашьян. Здесь есть некий мостик между версией старой советской и сегодняшней. Когда появляются его рассказы, его дома встречают со скандалом и Шерлок Холмс и миссис Хадсон, которая кричит: зачем вы сделали меня старухой в своих рассказах. То есть здесь тоже все очень здорово, остроумно обыгрывается. И то, что когда погибает якобы Шерлок Холмс от руки профессора Мориарти, Ватсон делает музей в его комнате, и когда потом появляется Холмс…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Бессмысленно рассказывать, потому что все равно…

К. ЛАРИНА – И начинает хохотать просто. Я просто рассказываю то, что мне запало, что мне показалось очень остроумным, короче говоря, я считаю, что можно поздравить Андрея Кавуна и всю команду «Шерлока Холмса» с работой. Потому что, во-первых, это труд невероятный. Сколько, 16 серий. Невероятный труд. И я понимаю, что там большие деньги затрачены, они видны в каждом кадре. Потому что это большое хорошее кино. Очень рада, что этот фильм вышел. «Убить Сталина». Убили его наконец?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Большое прекрасное кино.

К. ЛАРИНА – Убили? Или ты недосмотрела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, очень смешно, представляя этот сериал, ведущий «Времени» сказал: «Убить Сталина» прямо сейчас. Но Сталина не убили, кто-то умер, очередной такой шедевр в кавычках из разряда – доблестные НКВДшники сражаются с немецко-фашистскими диверсантами. Диверсантом видимо, уже теперь пожизненно будет Пореченков после «Ликвидации». С первого кадра известно, поэтому никакой здесь интриги нет. Дальше кто кого, диверсанты редкостно изобретательны. Они под покровом ночи, используя авиацию в центре Москвы, подлетают тихо, видимо, планируя и бомбят какие-то склады, арсеналы, химические лаборатории. Взрывают дома. К исторической очевидно правде это не имеет ровным счетом никакого отношения.

К. ЛАРИНА – Захватывающе?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да даже не захватывающе, потому что временами просто волосы в жилах стынут от того, насколько это все небрежно сделано, действительно существует определенная историческая правда. Особенно касающаяся НКВД, и вдруг герою Домогарова прощается связь с подозреваемой в том, что она диверсантка. Репрессированная. Кстати смешно, что это актриса, которая играет Полину, говорит, что я дочь репрессированных, хотя в 1941 году понятие «репрессированный» не существовало. Существовал «член семьи изменника родины». А репрессиями это было названо в конце 50-х, середине 50-х годов. И вот это количество каких-то ляпов, каких-то несуразностей. Многие там заметили в частности, что одни в зимней форме, другие в летней. И все это вместе создает ощущение, что такой очередной какой-то вымысел. Притом…

К. ЛАРИНА – А по идеологии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По идеологии борьба бескомпромиссная одних с другими.

К. ЛАРИНА – У них есть момент, когда оправдываются репрессии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, там не про репрессии же речь. А про то, как НКВД разоблачает диверсантов, которые в свою очередь присланы сюда, чтобы убить товарища Сталина. Товарищ Сталин, естественно не убит, более того, начинается все с того, как товарища Сталина ведут на поезд, чтобы везти в эвакуацию, а когда он видит, какое количество солдат задействовано в этой операции, он говорит: а кто сейчас под Москвой, и отменяет тут же эвакуацию. Но вот эти гады фашистские не останавливаются. Все время пытаются товарища Сталина, тем не менее, тем или иным способом достать. Разумеется, им это не удается. Поэтому можно еще «Убить Сталина-2», «Убить Сталина-3».

К. ЛАРИНА – Но никак не убиваемый.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, очень смешно было, я написала, когда в фейсбуке подводка: «Убить Сталина» прямо сейчас, мне тут же кто-то написал: не убьют, потому что он умер, как известно 5 марта 1953 года. Я поблагодарила за политпросвет. Ну в метафорическом смысле, безусловно, этого не произойдет, более того, этот персонаж я думаю еще послужит свою долгую службу многим поколениям живущих и нарождающихся кинематографистов.

К. ЛАРИНА – На следующей неделе «Оттепель» стартует с понедельника.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По две серии.

К. ЛАРИНА – В 21.30 кино, которое мы с Ирой тут так хвалили. Потому что посмотрели кусочек этого фильма до начала показа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не чуть-чуть, а две серии.

К. ЛАРИНА – Я не знаю, как воспримет аудитория кино, в любом случае стоит все-таки призвать вас это кино посмотреть. А там уж понравился или нет, какие у вас будут впечатления это другой вопрос. Мы это будем конечно обсуждать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне сейчас безумно нравится, как Первый канал делает промокампанию, во-первых, давая какие-то самые прекрасные куски, фрагменты, а во-вторых, сейчас пошла вторая часть этого промопроекта, когда герои этого фильма читают стихи, причем тоже в антураже старой студии. Я не знаю, есть ли эти фрагменты в самом фильме, но ощущение, что таким образом тоже создают нам атмосферу. Читают Ахмадулину. Вчера актер Яценко один из героев прекрасно читал Шпаликова: человек гостит у вас, прощается и в ночь уходит. Замечательно совершенно. Помимо того, что вообще в эфире звучат хорошие стихи, это уже большая редкость в эфире федерального канала. В каких-то рекламных вставках. Просто еще очень стильно…

К. ЛАРИНА – Олег Кашин спрашивает в фейсбуке, это что про Шпаликова фильм «Оттепель». Поскольку видимо, в анонсах образ этот угадывается. Там такие собирательные образцы в этом фильме. Те, кто эпоху знает немножко, вам масса имен будет приходить в голову.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И главный герой.

К. ЛАРИНА – И актеры, и режиссеры, и многие люди. В том числе конечно образ Шпаликова там естественно присутствует. Как один из людей с невероятно драматичной судьбой, с ранним уходом и невероятным талантом в сердце.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Стоит еще отметить, что на этой же неделе в четверг в «На ночь глядя» на минувшей неделе был Валерий Тодоровский в гостях у Бермана и Жандарева. И он удивительно какое-то тоже светлое впечатление произвел. Он вообще такой мне кажется светлый человек. Но давно не было, я во-первых давно его не видела на экране у кого-либо. Но здесь он был такой искренний, такой естественный. Такой увлеченный этой работой, просто было невероятно приятно его слушать и смотреть.

К. ЛАРИНА – Я могу в качестве отклика слушателя прочитать: «Хочу поделиться с впечатлениями о передаче «На ночь глядя» с В.Тодоровским, получил удовольствие. Прост, умен, искренен. Почему таких наших современников не показывают, а главное не говорят с ними по ящику, все сплошь и рядом люди неинтересные и приспособленцы».

И. ПЕТРОВСКАЯ – Наверное, вообще такого рода люди штучные. Нельзя сказать, что они где-то за кадром бродят толпами, их не замечают. Но естественно, чаще попадают на экран так называемые медийные персонажи. Которые и без того-то замылены уже во всех мыслимых и немыслимых форматах. Кстати, на том же Первом канале удивительные вещи, так совпало, несколько дней подряд не всегда внимательно, не то что вперившись в экран, но смотрела дневные эфиры. И вот там все время у меня ощущения, что это одна и та же история. Потому что персонажи и участники программ как-то перетекают из одной программы в другую.

К. ЛАРИНА – Это Первый канал?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да. То они, сейчас новая программа стартовала, по-моему, на этой неделе у Гордона и Стриженовой «Мы и они» про мужчин и женщин. То они в этом формате то потом перетекают в наше время, а из нашего времени наоборот обратно. Потом кто-то из них приходит к Юлии Меньшовой. Потом те же персонажи, ведущие Первого канала, те же артисты, вот они как будто такая у них теперь дополнительная обязанность, они бродят все время по разным, хотя они все очень схожие форматы, и иногда кажется, что смотришь какая-то бесконечная лента разворачивается. Потом сворачивается. Не понимаю замысла этого, потому что мне кажется, что и так растиражированы многие до предела, а тут просто уж совсем прямо замылить до основания.

К. ЛАРИНА – «Скажите пару слов о новом пародийном шоу «Повтори»». Тут очень много об этом пишут. Не знаю, что Ира скажет, я не могу это видеть. Это вариации…

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Большой разницы».

К. ЛАРИНА – Нет. А еще где они певцов пародировали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Один в один». Я посмотрела, мне было, честно говоря, скучно.

К. ЛАРИНА – Безвкусно мне кажется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мало того, что безвкусно, а еще временами там же такая идея, что участник подходит, снимает со стены записочку, и ему достается тот или иной пародируемый персонаж. Вот когда, например, кому-то достался Мутко, ничего кроме того, что Мутко пытался…

К. ЛАРИНА – Тоже мне объект для пародии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Какая пародия. Для пародии должен выбираться какой-то яркий персонаж. Со своей собственной речью, со своими манерами. Условный Жириновский или даже В. И. Новодворская, которая узнаваема, со своей манерой речи. Тут какой-то неведомый никому особенно чиновник. И вдруг его зачем-то нужно пародировать. И так далее. Какие-то бывают там успешные пародии более-менее, а какие-то совершенно неинтересные. Короче, я это смотрела с большой унылостью.

К. ЛАРИНА – Я хочу тебе сказать один ужас. Я тебе не признавалась, что в португальском телевидении тоже есть типа «Один в один».

И. ПЕТРОВСКАЯ – Наверное, это тоже формат лицензионный.

К. ЛАРИНА – Это также ужасно, как и у нас. Абсолютно они точно также там увлечены этими леплением грима. Чудовищного совершенно, который абсолютно, в нем нет ни юмора, ни обаяния, есть какая-то одна физиология. То есть совершенно грубо, нагло подчеркиваются все физиологические изъяны конкретного человека. Хотя черт его знает, изъяны. Если человек чернокожий, они его так нафигачат этой морилкой, чтобы мало не показалось. И еще губы вывернут, чтобы совсем был…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А потом она осыпается. Это эксплуатация некогда имевшего чего-то успех. Мы помним, начиналось у нас, по крайней мере, это с «Большой разницы». И правда имело успех. Потому что были на самом деле не просто номера отдельные, а было целое шоу. С яркими очень пародистами, актерами, которые этим профессионально занимались. А теперь все, кому не лень, это производит впечатление какого-то просто такого кривляния, и иногда это кривляние действительно оскорбительно для тех, кого они пытаются изобразить таким образом.

К. ЛАРИНА – Про Собчак и Васильеву

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ой, я посмотрела и это. На «Центральном телевидении». В программе. Там мне показалось молодая корреспондентка в полном восторге от того, что она получила доступ к телу. Она просто практически спела песнь песней в адрес известной легендарной фигурантки. Что касается Собчак это сделано было намного более, по-моему, тонко.

К. ЛАРИНА – Особенно тапочки на меня произвели впечатление.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тапочки всеми были восприняты как некий символ чего-то, кто-то впрямую смеялся, говорил, тапочки Сердюкова. А кто-то, например, увидел в этом некий знак, что вот таким образом нам Ксения подмигивала и все остальное воспринимается так же как эти тапочки.

К. ЛАРИНА – Это было хорошо. Молодец.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потрясающе. Кто не видел, Ксения в изящной блузке и юбочке сидела на роскошном диване в черных мужских тапках. И тапки грозили того гляди обрушиться на этот прекрасный…

К. ЛАРИНА – Похожи на тапочки музейные. Войлочные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кто-то увидел в этом пиар какую-то кампанию Васильевой. Я в эфире Собчак этого совершенно не увидела. Более того, то, что не хотела говорить Васильева, проговорила жестко в своих вопросах, своих версиях, которые она озвучивала сама Ксения Собчак. Мне кажется это пример очень удачного красноречивого интервью в отличие от бобковского, когда какие-то вещи даже необязательно услышать из уст героини. Они и так считываются.

К. ЛАРИНА – Конечно же, подготовили мы саундтрек недели сегодня, это конечно Борис Гребенщиков. Поскольку эта неделя, если говорить о юбилеях, прошла под его именем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вчера концерт был.

К. ЛАРИНА – И вообще было несколько передач очень симпатичных и у меня в голове все перепуталось. Но один фильм, который мы смотрели с большим удовольствием дома. Конечно, БГ это БГ. И в его песнях все комментарии, в том числе к сегодняшнему дню. И песня, которую я выбрала сегодня на финал нашей программы это наша песня с Ириной Петровской. Борис Гребенщиков.

ПЕСНЯ